Переключаемость внимания проявляется как – —

Характеристики внимания | PSYERA

Внимание обладает целым рядом качественных и количественных характеристик и свойств: объем, переключаемость, распределение; рассеянность, устойчивость, флюктуация (колебание), концентрация и отвлекаемость.

Объем внимания измеряется количеством одновременно воспринимаемых объектов (букв, цифр и т.д.). Объем внимания и кратковременную память — из-за их тесной связи часто определяют экспериментально по одним и тем же методикам. Измерение этого параметра производится тахистоскопом. Чтобы увеличить объем внимания, необходимо научиться систематизировать и группировать по смыслу и содержанию воспринимаемый материал. Обычная «норма» взрослого человека — от 3 до 7 объектов.

Переключаемость внимания определяется скоростью переноса внимания с одного объекта на другой это свойство позволяет человеку оперативно реагировать на изменение текущей ситуации. Переключаемость внимания может выступать как фактор утомления и как фактор поддержания работоспособности. Если, например, психика не успевает адаптироваться к смене вида занятий, то у человека постепенно нарастает усталостный процесс. Если же адаптация протекает быстро, то смена занятий и соответствующее переключение внимания способствуют высокой работоспособности.

Педагогу, например, часто в течение дня приходится перестраиваться: в одном классе он проводит занятие по одной теме, в другом — по другой. Затем он должен переключить свое внимание на проведение родительского собрания, на индивидуальную работу с учениками и т.д. Каждый человек должен знать свои возможности по «перестройке» внимания.

Конечно, легкость переключения внимания зависит от отношения человека к тому, чем он занят в данный момент, и к тому, чем ему предстоит заняться. Кстати, по переключаемости внимания мужчины значительно уступают женщинам (конечно, в среднестатистическом смысле). Около 45% женщин могут быстро переключать свое внимание с одного дела на другое, 15% этого не умеют. У мужчин эти цифры соответственно таковы: 18 и 38%. Слабую способность людей переключать внимание нередко используют воришки. В обязанности одного может входить привлечение внимания к какому-либо нейтральному объекту или явлению, а второй в это время должен освобождать карманы законопослушных граждан (так называемый криминальный эффект «Держи вора!»).

Распределение внимания — это способность одновременно выполнять несколько видов деятельности (или действий). Цицерон, говорят, мог выполнять одновременно семь важных дел. А французский психолог Полан демонстрировал свое мастерство, читая публике одно стихотворение и одновременно сочиняя другое. Этот параметр важен, например, для педагога. Ведь в его поле зрения одновременно должна находиться вся аудитория и каждый ученик в отдельности. Более того, педагогу нужно следить за логикой изложения урока и своей речью, не упуская из виду степень усвоения материала учениками и многое другое.

Объективности ради хочется отметить, что обычно человеку не под силу выполнять одновременно несколько равнозначных дел. Даже если это и выглядит так, то одно из дел обычно человеком усвоено до уровня автоматизма. Видимость «многостаночника» можно объяснить характерной для данного человека быстрой переключаемостью с одного дела на другое.

Рассеянность внимания выражается в неспособности к длительному сосредоточению, в частом непроизвольном переключении с объекта на объект.

Наблюдается рассеянность:

  • мнимая;
  • подлинная.

Мнимая рассеянность (ее можно назвать переконцентрацией) выражается в высокой избирательности и трудной переключаемости внимания. Это результат большой сосредоточенности индивида на чем-то. Человек ничего вокруг себя не замечает, погружен в свои мысли и с ними живет, создавая вокруг себя массу проблем для других людей, которые вынуждены «контачить» с ним. В повседневности этот тип рассеянности носит название «профессорской» и воспет во многих шутках и анекдотах. Говорят, что как-то Сократ решил принять участие в войне и присоединился к походной колонне войск. По дороге он так ушел в свои мысли, что остановился в задумчивости, да так и простоял несколько часов.

Физиологическая причина рассеянности заключается в возникновении сильного очага возбуждения в коре головного мозга, который тормозит активность соседних участков коры.

Подлинная, или «порхающая», рассеянность (недоконцентрация внимания) выражается в слабой интенсивности внимания и в еще более слабой переключаемости. Это явление наблюдается, как правило, в ситуациях переутомления и чрезмерного эмоционального возбуждения. С точки зрения физиологии этот вид рассеянности объясняется недостаточной силой внутреннего торможения, в то время как процессы возбуждения возникают легко и беспорядочно.

Устойчивость внимания характеризуется способностью человека продолжительное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Эта характеристика внимания должна постоянно находиться в поле зрения представителей многих профессий. Например, педагог должен знать, что устойчивость внимания в начале урока невысока, затем улучшается, а к концу урока вновь наблюдается спад. Лектор должен помнить, что внимание аудитории в его устойчивой фазе можно удерживать 18-20 мин. Это сослужит пользу и предпринимателю, проводящему презентацию товаров и услуг перед клиентами в выставочном зале.

Необходимо учитывать и личностные особенности человека, его эмоциональное и физическое состояние. Внимание холерика, например, легко привлечь, но куда труднее удержать.

Колебания (флюктуация) внимания — это кратковременные непроизвольные явления усиления или ослабления внимания. Колебания внимания наблюдаются даже при устойчивом внимании (обычно с периодом 6-12 с). В этом можно убедиться на простом примере.

Всмотритесь пристально в рис. 4.3. Вообразите себе две картины:

  • меньший квадрат находится ближе к вам, чем больший, — это крыша какого-то дома;
  • меньший квадрат находится дальше — это дальний выход длинной подземной автострады.

Зафиксируйте в своем внимании одну из этих возможных картин (любую) и постарайтесь удержать ее в течение примерно одной минуты. Удерживаемая фигура «уплывает», переключается на другую помимо вашего желания, непроизвольно.

Концентрация внимания выражается степенью его сосредоточенности на объекте. Тот, кто умеет добиться концентрации своего внимания в нужный момент способен на труд высокой степени продуктивности. Обычно внимание в максимальной степени должно быть сконцентрировано в моменты критической ситуации (например, при изучении наиболее трудных для усвоения фрагментов урока, рождении идеи произведения искусства, ожидании сигнала от воздушной цели при ее сопровождении по экрану радиолокатора и др.).

Концентрация внимания зависит от свойств нервной системы человека, от его темперамента. Так действия дополнительных раздражителей при выполнении какой-то работы представляют помеху для меланхолика, но повышают концентрацию внимания у флегматика.

Отвлекаемость внимания — это явление непроизвольного перемещения внимания с одного объекта на другой при воздействии посторонних внутренних и внешних раздражителей, несовместимых с выполняемой в данный момент деятельностью. Отвлекаемость наблюдается из-за чередования состояний возбуждения и торможения коры головного мозга через 15-20 мин сосредоточенной работы.

Один из возможных приемов повышения устойчивости внимания основан на последовательном раскрытии в объекте, на который направлено в данный момент внимание, того нового, что может заинтересовать человека.

Из перечисленных выше свойств внимания формируются свойства личности, такие как внимательность (и обратное — невнимательность) и наблюдательность.

Внимательность — это свойство личности обусловленное как организацией процесса деятельности, так и индивидуально-типологическими особенностями самой личности.

Наблюдательность — способность замечать в предметах и явлениях неброские, но в то же время существенные или важные для какой-то цели детали, признаки или свойства. И. Павлов велел высечь на фасаде главного корпуса своего института слово «наблюдательность» — он высоко ценил это свойство личности.

psyera.ru

Произвольное внимание: избирательность и переключение

Внимание играет важную роль в жизни человека, помогая обеспечить безопасность существования. За счет него происходит концентрирование мыслей на реальных или несуществующих предметах, повышение навыков и знаний человека. Эволюция человеческого сознания привела к развитию внимательности, которая проявлялась в обобщении мыслей и углубленном изучении интересующего предмета.

Внимание и внимательность представляет собой конкретное состояние сознания, помогающее сосредоточить или направить мысли в нужное направление. Оно участвует в познавательной и исследовательской работе человека, которая помогает лучше и полнее отразить жизнедеятельность людей.

Внимательность зависит от психологических процессов, протекающих в организме, связано с интеллектуальными способностями человека, эмоциями и восприятием окружающего мира.

Черты, характеризующие внимание:

  • Объем. Измеряется количеством предметов, на которые нужно направить внимание в короткий период. Объем определяется специально разработанными приборами. Установлено, что в одну секунду человек обращает свой взор на 4–6 предметов.
  • Предметность. Способность разделять поток импульсов, учитывая поставленные цели, актуальность и необходимость поступающих сигналов.
  • Переключение внимания. Учитывается переключение внимания с одного явления на другой за конкретный промежуток времени. В жизни переключение внимания играет главную роль и требуется постоянной работы. Переключаемость внимания помогает познавать окружающий мир без вреда для здоровья, так как объем внимания человека невелик и состоит из индивидуальных особенностей. Кому-то легче дается, кому-то наоборот. Переключение внимания требует затрат нервной системы и усилий воли.
  • Распределение. Способность концентрироваться одновременно на нескольких разнородных объектах.
  • Сосредоточение. Поддержание концентрации на предмете достаточное количество времени для получения достоверной информации о качествах и характеристиках.
  • Концентрирование. Концентрация на предмете продолжительное время, переключение на другие малозначащие объекты и действия, возвращение на первоначальный предмет.
  • Устойчивость. Способность концентрироваться на одном и том же предмете, не отвлекаясь от него.

Виды внимания

В психологии существует 3 вида способности, различающиеся по происхождению и методом работы:

  1. произвольное;
  2. непроизвольное;
  3. послепроизвольное.

Направление и удержание мыслительного процесса бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное проявление — простой вид внимания. Оно носит пассивный, вынужденный характер, проявляется само по себе, без участия человека. В отличие от него произвольное состоит из обратных характеристик. Развитие произвольного внимания зависит от концентрации мыслей на необходимом объекте или действие.

Непроизвольное внимание

Это старый вид способности в жизнедеятельности человека. Причины проявления этого процесса нужно искать в связи физических и психических процессах, которые разделены на следующие категории:

  • Внешние раздражители.

Сюда входят причины, относящиеся к внешним раздражителям, ее силой проявления. Непроизвольное внимание направлено на объекты издающие шумы, яркое свечение, сильные запахи. В психологии установлено, что человек сильнее реагирует на звуки ночью, даже в тех случаях, когда днем не отреагировал бы на них. Причины такого поведения заложены в человеке природой и нужно как чувство самосохранения. Непроизвольное внимание происходит вне зависимости от желания и намерений.

  • Внутреннее состояние человека.

Влияние внешних сил окружающей среды оказывает неодинаковое действие на состояние человека в разные промежутки времени. Такое состояние зависит от внутренних переживаний, здоровья и от других причин.

  • Направленность действий субъекта.

Степень концентрации зависит от интересов человека, профессии, увлечений, хобби. Поэтому направление субъекта влияет на непроизвольное внимание и ее работу. Например, учитель русского языка обращает внимание на орфографические ошибки, работник ГИБДД на нарушение правил дорожного движения.

  • Отношение к ситуации.

Интерес к объекту или действию вызывает положительную или отрицательную реакцию у людей. Такое проявление эмоций нужно для дальнейшего разделения раздражителя в сознании. Негативные или приятные эмоции вызывают непроизвольное внимание у человека, например, приятная внешность или интересный сюжет фильма надолго приковывает взгляд.

Произвольное внимание

Произвольное внимание характеризуется зависимостью от сознания, поставленных целей и задач. Оно появилось в результате трудовых и умственных усилий. В жизни называется еще волевым или специальным. Человек осознано направляет мышление на решение задачи, которая ему неинтересна, но требует немедленной затраты сил и интеллекта.

Произвольное внимание помогает подавлению непроизвольного, борется с ее проявлениями. Функцией такого вида является слежение за психическими процессами сознания, в этом и состоит ее отличие от других видов. Произвольное внимание создается в ходе сознательной работы человека и наделено социальными причинами проявления.

В жизни способность появляется при общении детей со взрослыми. Родители, выделяют какое-то явление и указывают на него ребенку. В ответ ребенок обращает внимание на указанный предмет и реагирует на него. Произвольное внимание связано с эмоциями, интересом, с жизненным опытом человека, влияет на их работу. Развитие способности обязано сознанию человека. Произвольное внимание растет и развивается вместе с ребенком начиная с 2 летнего возраста.

Послепроизвольное внимание

В психологии существует еще послепроизвольное внимание, для которого необходимо усилие воли и направление сознания человека. Послепроизвольным называется такой вид, при котором оценка результата выполняемой работы и полученный результат становится не так важны для человека, как сам процесс работы и ее содержание.

Задания выполняется не только из-за необходимости, происходит появление увлечения и интерес при ее правильном выполнении. На этом этапе развитие произвольного внимания продолжается. Оно переходит на новый уровень, став послепроизвольным. И имеет схожие с ним черты, важную роль для него играет концентрация, интеллектуальная работа и трудовая деятельность человека.

Принцип работы внимания

В ходе проведенных опытов и исследований в психологии появились новые данные о принципах и механизмах работы внимания. Внимание человека работает по принципу отбора раздражителей. Этот процесс происходит только в состоянии бодрствования, благодаря работе мозговой деятельности.

Бодрствование человека проходит несколько этапов, крепкий сон меняется полудремою, после чего перетекает в спокойное бодрствование. Такое состояние называется еще состоянием покоя. После него наступает этап активного бодрствования, который переходит в эмоциональное возбуждение или беспокойство.

Исследование избирательности показало, что оно активнее работает в состоянии повышенного бодрствования. Ее работа снижается в момент наступления расслабления или спокойного бодрствования.

Состояние человека носит непрерывный характер и устанавливает степень работы нервных процессов. Этот процесс представляет собой сложную работу организма и зависит от здоровья. Сюда входят:

  • движение;
  • чувствительность;
  • обмен веществ;
  • сердечно – сосудистая система;
  • работа мозга.

Избирательность представляет собой предпочтение субъекта в выборе предмета изучения. Ее работа связана с состоянием внутреннего самочувствия человека и работы мозга. В результате исследований ученые пришли к выводу, что внимание связано c корой и подкорковыми образованиями головного мозга.

Тест корректурной пробы устойчивости внимания

Тест корректурной пробы помогает выявить степень концентрации, устойчивости, позволяет определить переключаемость. Для его проведения нужно подготовить специальный тест-бланк и секундомер. Бланк состоит из напечатанных в неодинаковом порядке русских букв, на котором нужно за конкретный период зачеркнуть только буквы «к» и «р», после чего происходит оценка выполненного задания.

Тест содержит специальную программу, которая сверяет условия задания с полученным результатом. Тест нужно проводить в спокойной приятной обстановке, не создавая дискомфортных условий для испытуемого.

yourspeech.ru

Свойства внимания

Основные свойства внимания, рассеянность, внимательность

Особенности внимания

В связи с разнообразием явлений и множеством свойств внимания возникает особая проблема их систематики. Задачи описания свойств и классификации видов внимания решались различными исследователями по-разному. Так, Джемс, классифицируя виды внимания, опирался на данные житейского опыта и самонаблюдения и наиболее существенной считал функцию отбора.

Давайте вместе понаблюдаем за собой. За кои веки вы выбрались на природу. Вначале все окружающее видится вам чем-то сказочно прекрасным. Потом Вы начинаете замечать деревья, траву, небо, птиц, переключая свое внимание с одного объекта на другой.

Вот Вы выражаете бурный восторг, увидев муравья, который тащит какую-то щепочку — и уже ваше внимание сконцентрировано на нем. Вы долго наблюдаете за его потугами, в этом проявляется устойчивость вашего внимания, потом ему на помощь прибегают его шустрые помощники, хватают щепочку, и Вы уже наблюдаете за каждым из них, распределяя свое внимание. Получается, что у вас одновременно несколько объектов (муравьев) для детального наблюдения — вот и объем внимания.

Таким образом, внимание не столь условно, как можно было бы подумать, и имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени его можно если не ощутить, то как-то измерить, оно имеет объем, концентрацию, переключаемость, устойчивость, распределение. Рассмотрим основные свойства внимания.

Свойства внимания

Концентрация внимания

Концентрация внимания (сосредоточенность) — выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Роль концентрированного внимания может быть различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Устойчивость внимания

Устойчивость внимания — продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Интенсивность внимания

Опыты показывают, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя это и довольно утомительно. В дальнейшем интенсивность внимания снижается тем быстрее, чем менее натренирован человек и чем менее устойчиво его внимание.

Концентрация и устойчивость внимания

Особое значение для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Именно сосредоточенность и устойчивость отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.

Как заставить себя несколько раз внимательно прочитать один и тот же текст? Этого можно добиться, если перед каждым повторным чтением ставить новые задачи. Сказать себе: «Первый раз читаю для общего ознакомления, теперь прочту, чтобы усвоить логику доказательств, которые приводит автор, дальше важно понять, как этот материал связан с предыдущим», и т. д. Т.е. надо учиться смотреть даже на знакомые явления с новой точки зрения.

Объем внимания

Объем внимания — это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.

Для некоторых профессий высокая интенсивность и большой объем внимания необходимы почти во все время трудовой деятельности, а двигательные навыки имеют гораздо меньшее значение. Эти профессии относятся к психологии труда к так называемым наблюдательным. Это диспетчеры, операторы аппаратуры и т.д.

Высокая интенсивность концентрированного внимания для других групп профессий нужна лишь в отдельные моменты работы.

Распределение внимания

Распределение — это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.

Переключение внимания

Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Вспомним, например, феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Также Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.

Но как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую.

Еще В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован, и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Распределение и переключение внимания

Большая группа профессий связанная с управлением движущимися механизмами (автомашины, краны, электровозы…) называется в психологии труда водительскими. Для них важны такие качества внимания, как широкое распределение и быстрое переключение, определяющие успешность управления механизмами в условиях многопланового воздействия в условиях внешнего мира.

Физиологический механизм распределения внимания связан с тем, что привычные действия, не вызывающие затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться участками коры, находящимися вне очага оптимального возбуждения.

Например, водитель-стажер не может одновременно распределять свое внимание между педалью сцепления, тормозом и в это же время слушать указания инструктора и наблюдать обстановку. В дальнейшем за счет автоматизации отдельных движений он научится распределять свое внимание. Благодаря тестированию при помощи тестов пакета «Внимание», время на обучение автоматизации действий человека уменьшится.

Динамика любой работы приводит к необходимости постоянно менять объекты, на которые человек обращает внимание. Это выражается в переключении внимания.

Переключение внимания

Переключение — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.

Физиологически произвольное переключение внимания объясняется перемещением по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Высокая подвижность нервных процессов как индивидуальная черта темперамента позволяет легко и быстро переходить от одного объекта к другому. В таких случаях говорят о подвижном, гибком внимании.

Если же у человека недостаточная подвижность нервных волокон, то этот переход происходит с усилием, трудно и медленно. Значит у человека инертное внимание. Когда у человека совсем плохая переключаемость — это липкое внимание. Иногда плохая переключаемость у человека из-за плохой подготовленности к работе.

Рассеянность и внимательность

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Виды рассеянности

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый — результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Внимательность

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем, психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

mirznanii.com

Основные свойства внимания

Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредо­точенности, т. е. о концентрированности внимания.

Концентрированностъ внимания — в противоположность его распыленно­сти — означает наличие связи с определенным объектом или стороной дея­тельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация — это сосре­доточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.

Наряду с этим пониманием концентрации внимания под концентрирован­ным вниманием часто в психологической литературе понимают внимание ин­тенсивной сосредоточенности на одном или небольшом числе объектов. Концентрированность внимания в таком случае определяется единством двух при­знаков — интенсивности и узости внимания.

Объединение в понятии концентрации интенсивности и узости внимания исходит из той предпосылки, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны друг другу. Эта предпосылка в общем правильна, лишь ког­да поле внимания состоит из элементов, друг с другом не связанных. Но когда в него включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы меж­ду собой, расширение поля внимания дополнительным содержанием может не только не снизить концентрированности, но иногда даже повысить ее. Мы по­тому определяем концентрацию внимания только интенсивностью сосредото­чения и не включаем в нее узости внимания. Вопрос об объеме внимания, т. е. количестве однородных предметов, которые охватывает внимание, — особый вопрос.

Для определения объема внимания пользовались до сих пор главным образом тахистоскопическим методом. В тахистоскопе на короткое, точно измеряемое время выставлялись подлежащие наблюдению экспонаты, как-то: буквы, цифры, фи­гуры.

Согласно ряду исследований, обнаруживших при этом существование до­вольно значительных индивидуальных различий в объеме внимания, объем внимания взрослого человека достигает в среднем примерно до 4—5, макси­мум 6 объектов; у ребенка он равен в среднем не более 2—3 объектам. Речь при этом идет о числе друг от друга не зависимых, не связанных между собой объектов (чисел, букв и т. п.). Количество находящихся в поле нашего внима­ния связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания является поэтому изменчивой ве­личиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. При чтении осмысленного текста объем внимания может оказаться существенно отличным от того, который дает его измерение при концентрации на отдельных осмысленно между собой не связанных эле­ментах. Поэтому результаты тахистоскопического изучения внимания на от­дельные цифры, буквы, фигуры не могут быть перенесены на объем внимания в естественных условиях восприятия связанного осмысленного материала. В практике, в частности педагогической, школьной, следовало бы, тщательно учитывая доступный учащимся объем внимания, не создавая в этом отношении непосильной перегрузки, расширять объем внимания, систематизируя предъяв­ляемый материал, вскрывая его взаимосвязи, внутренние отношения.

С объемом внимания тесно связана и распределяемость внимания. Говоря об объеме, можно, с одной стороны, подчеркивать ограничение поля внимания. Но оборотной стороной ограничения, поскольку оно не абсолютно, является распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. При распределении внима­ния речь, таким образом, идет о возможности не одного, а много-, по крайней мере двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов. Это дает возможность одновременно со­вершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Наполеон мог, как утверждают, одновременно диктовать своим секретарям семь ответствен­ных дипломатических документов. Некоторые шахматисты могут вести одно­временно с неослабным вниманием несколько партий. Распределенное внима­ние является профессионально важным признаком для некоторых профессий, как, например, для текстильщиков, которым приходится одновременно следить за несколькими станками. Распределение внимания очень важно и для педаго­га, которому нужно держать в поле своего зрения всех учеников в классе.

Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизи­рованы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем тес­нее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания весьма уп­ражняема.

При определении концентрированности и объема внимания необходимо учи­тывать не только количественные условия. Из качественных моментов, в част­ности, один играет особенно значительную роль: связность смыслового содержания. Внимание — как и память — подчиняется раз­личным законам, в зависимости от того, на каком матери­але оно осуществляется. Очень рельефно это сказывает­ся на устойчивости внимания.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, т. е. его временной экстенсивностью. Экспериментальное исследование показало, что внимание первично подверже­но периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания по данным ряда прежних исследова­ний, в частности Н. Ланге, равны обычно 2—3 сек., доходя максимум до 12 сек. К колебаниям внимания относились, во-первых, колебания сенсорной ясности. Так, часы, которые держат неподвижно на одном и том же расстоянии от испытуемого, кажутся ему, если он их не видит, то приближающимися, то удаляющимися, в силу того, что он то более, то менее явственно слышит их биение.

Эти и подобные им случаи колебания сенсорной ясности, очевидно, непосред­ственно связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Иной характер носят колебания внимания, сказывающиеся при наблюдении многозначных фигур; в них попеременно то одна, то другая часть выступает как фигура: глаз соскальзывает с одного поля на другое. В этом можно убедиться если посмотреть на рисунок, в котором мы поочередно видим то вазу, то два профиля. Такой же эффект дает изображение усеченной пирамиды, стоит более длительное время на нее посмот­реть, чтобы убедиться в том, что усеченное основание то выступает вперед, то отступает назад.

Однако традиционная трактовка проблемы устойчивости внимания, связан­ная с установлением периодических его колебаний, требует некоторой ревизии.

Положение с этой проблемой аналогично тому, какое создалось в психоло­гии памяти в связи с установленной Эббингаузом и его последователями кри­вой забывания. Учебная работа была бы бесплодным, сизифовым трудом, если бы кривая Эббингауза отражала общие закономерности забывания всякого ма­териала. Учебная и производственная работа была бы вообще невозможна, если бы пределы устойчивости внимания определялись периодами, установленными в опытах с элементарными сенсорными раздражителями. Но в действительно­сти такие малые периоды колебания внимания, очевидно, ни в коем случае не составляют всеобщую закономерность. Об этом свидетельствуют наблюдения на каждом шагу. Очевидно, проблема устойчивости внимания должна быть поставлена и разработана заново. При этом существенно не столько экспери­ментально установить собственно очевидный факт значительно большей устой­чивости внимания, сколько вскрыть конкретные условия, которыми объясняют­ся частые периодические колебания в одних случаях, значительная устойчи­вость — в других.

Наша гипотеза заключается в следующем: наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Там, где в связи с поставлен­ной перед собой задачей мы, сосредоточиваясь на каком-нибудь предмете, можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень дли­тельное время оставаться устойчивым. Там, где сознание упирается как бы в тупик, в разрозненное, скудное содержание, не открыва­ющее возможности для дальнейшего развития, движе­ния, перехода к другим его сторонам, углубления в не­го, там создаются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступают колебания внимания.

Подтверждение этого положения имеется еще в од­ном наблюдении Гельмгольца. Изучая борьбу двух по­лей зрения (см. рис.), Гельмгольц отметил замечательный факт, в котором заключается ключ для объяснения устойчи­вости внимания, несмотря на периодические колебания сенсорных установок. «Я чувствую, — пишет Гельмгольц, — что могу направлять внимание произволь­но то на одну, то на другую систему линий и что в таком случае некоторое время только одна эта система сознается мною, между тем как другая совершенно ус­кользает от моего внимания. Это бывает, например, в том случае, если я попыта­юсь сосчитать число линий в той или другой системе. Крайне трудно бывает надолго приковать внимание к одной какой-нибудь системе линий, если только мы не связываем предмета нашего внимания с какими-нибудь особенными целями, которые постоянно обновляли бы активность нашего внимания. Так поступаем мы, задаваясь целью сосчитать линии, сравнить их размеры и т. п. Внимание, предо­ставленное самому себе, обнаруживает естественную наклонность переходить от одного нового впечатления к другому; как только его объект теряет свой интерес, не доставляя никаких новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, перехо­дит на что-нибудь другое. Если мы хотим сосредоточить наше внимание на опре­деленном объекте, то нам необходимо постоянно открывать в нем все новые и новые стороны, в особенности когда какой-нибудь посторонний импульс отвлека­ет нас в сторону» (см. рис. выше, на этой стр.). Эти наблюдения Гельмгольца вскрывают самые существенные условия устойчивости внимания. Наше вни­мание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы включаемся в разрешение определенных задач, в интеллектуальных опера­циях раскрываем новое содержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Сосредоточение внимания — это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать пе­ред нами все новое содержание. Лишь изменяющееся и обновляющееся содер­жание способно поддерживать внимание. Однообразие притупляет внимание, монотонность угашает его.

На вопрос о том, благодаря чему ему удалось прийти к открытию законов тяготения, Ньютон ответил: «Благодаря тому, что я непрестанно думал об этом вопросе». Ссылаясь на эти слова Ньютона, Кювье определяет гений как неустан­ное внимание. Основание гениальности Ньютона он видит в устойчивости его внимания. Но обратная зависимость более существенна. Богатство и содержа­тельность его ума, открывавшего в предмете его мысли все новые стороны и зависимости, было, очевидно, существенным условием устойчивости его внимания. Если бы мысль Ньютона при размышлении о тяготении уперлась в одну непо­движную точку, будучи не в силах развернуть этот вопрос, раскрывая в нем новые перспективы, его внимание быстро иссякло бы.

Но если бы мысль лишь переходила с одного содержания на другое, можно было бы скорее говорить о рассеянности, чем о сосредоточенности внимания. Для наличия устойчивого внимания необходимо, очевидно, чтобы изменяющееся содержание было объединено совокупностью отношений в одно единство. Тогда, переходя от одного содержания к другому, оно остается сосредоточенным на одном предмете. Единство предметной отнесенности соединяется с многообра­зием предметного содержания. Устойчивое внимание — это форма предметно­го сознания. Оно предполагает единство предметной отнесенности многообраз­ного содержания. Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систе­му, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания.

Если бы внимание при всех условиях было подвержено таким колебаниям, какие имеют место, когда нам даны разрозненные и скудные по содержанию чувственные данные, никакая эффективная умственная работа не была бы воз­можна. Но оказывается, что самое включение умственной деятельности, рас­крывающей в предметах новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внима­ния, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является в изве­стной мере и ее следствием.

Осмысленное овладение материалом, раскрывающее посредством анализа и синтеза систематизацию материала и т. д., внутренние связи четко расчленен­ного содержания, существенно содействует высшим проявлениям внимания.

Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда усло­вий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, зна-комости, понятности, отношение к нему со стороны субъекта — степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальные особенности лич­ности. Среди последних существенна прежде всего способность посредством сознательного волевого усилия длительно поддерживать свое внимание на оп­ределенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса, и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями.

Устойчивость внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости. Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствую­щие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания — весьма важное и часто очень нужное качество.

Переключаемость, как и устойчивость, и объем внимания, и как внимание в целом, не является какой-то самодовлеющей функцией. Она — сторона слож­ной и многообразно обусловленной сознательной деятельности, в отличие от рассеяния или блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустойчивого, попросту неспособного длительно удержаться на од­ном объекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное переме­щение внимания с одного объекта на другой. В таком случае очевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющей­ся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и опре­делить или учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов.

Легкость переключения у разных людей различна: одни — с легкой переключаемостью — легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий. Легкая или затруднительная переключаемость зависит от целого ряда условий. К числу их относятся соотно­шение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отно­шение субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и менее инте­ресна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженное обратное соотношение между ними. Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в ча­стности его темперамент. Переключаемость внимания принадлежит к числу свойств, допускающих значительное развитие в результате упражнения. Рассеян­ность в житейском смысле слова является по преимуществу плохой переключаемостью. Имеется бесчисленное множество более или менее достоверных анекдо­тов о рассеянности ученых. Тип рассеянного профессора не сходит со страниц юмористических журналов. Однако, вопреки прочно укоренившемуся в обыва­тельском понимании представлению, «рассеянность» ученых является, наоборот, выражением максимальной собранности и сосредоточенности; но только сосредо­точены они на основном предмете своих мыслей. Поэтому при столкновении с рядом житейских мелочей они могут оказаться в том смешном положении, кото­рое живописуют анекдоты. Для того чтобы уяснить себе наличие сосредоточен­ности у «рассеянного» ученого, достаточно сравнить его внимание с вниманием ребенка, который выпускает из рук только что привлекшую его игрушку, когда ему показывают другую; каждое новое впечатление отвлекает его внимание от предыдущего; удержать в поле своего сознания оба он не в состоянии. Здесь отсутствуют и концентрированность, и распределяемость внимания. В поведении рассеянного ученого также обнаруживается дефект внимания, но он заключается, очевидно, не в легкой отвлекаемости, так как его внимание, наоборот, очень сосре­доточено, а в слабой переключаемости. Рассеянность в обычном смысле слова обусловлена двумя различными механизмами — сильной отвлекаемостью и сла­бой переключаемостью.

Различные свойства внимания — его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость — в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой пере­ключаемостью.

Мы охарактеризовали внимание как проявление избирательной направленно­сти психической деятельности, как выражение избирательного характера процес­сов сознания. Можно было бы к этому прибавить, что внимание выражает не только как бы объем сознания, поскольку в нем проявляется избирательный ха­рактер сознания, но и его уровень — в смысле степени интенсивности, яркости.

Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Оно, поэтому, естественно, связано со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональных фак­торов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса. Значение мыслительных процессов, особенно в отношении объема внимания, а также его устойчивости, была уже отмечена. Роль волы находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.

psixologiya.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *