Периодизация психосоциального развития Эрика Эриксона
Статьи
Периодизация психосоциального развития Эрика Эриксона
Возрастная периодизация Эриксона — учение о психосоциальном развитии личности, разработанное германо-американским психологом. В ней он описывает 8 стадий, делая основной акцент на развитии «Я-индивида». В своей теории он уделял большое внимание понятию Эго. Когда теория развития Фрейда ограничивалась только детским возрастом, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей своей жизни. Причем каждая стадия этого развития отмечается специфическим конфликтом, только при благоприятном разрешении которого происходит переход на новый этап.
Таблица Эриксона
Возрастную периодизацию Эриксон сводит к таблице, в которой обозначает стадии, возраст, в котором они наступают, добродетели, благоприятный и неблагоприятный выход из кризиса, базовые антипатии, перечень значимых взаимоотношений.
Отдельно психолог отмечает, что любые качества личности нельзя трактовать как хорошие или плохие. При этом выделяются сильные стороны в возрастной периодизации по Эриксону, которыми он называет качества, помогающие человеку решать поставленные перед ним задачи. К слабым относит те, которые ему мешают. Когда человек по итогам очередного периода развития приобретает слабые качества, делать следующий выбор ему становится значительно труднее, но все равно возможно.
Стадии | Возраст | Сильные стороны | Слабые стороны | Значимые взаимоотношения |
Младенчество | до 1 года | Базисное доверие | Базисное недоверие | Личность матери |
Детство | 1-3 года | Автономия | Сомнение, стыд | Родители |
Дошкольный возраст | 3-6 лет | Предприимчивость, инициативность | Чувство вины | Семья |
Школа | 6-12 лет | Трудолюбие | Неполноценность | Школа, соседи |
Юность | 12-20 лет | Идентичность | Ролевой беспорядок | Разные модели лидерства, группа сверстников |
Молодость, ранняя зрелость | 20-25 лет | Интимность | Изоляция | Партнеры по сексу, друзья, сотрудничество, конкуренция |
Зрелость | 26-64 года | Производительность | Застой | Ведение домашнего хозяйства и разделение труда |
Старость | после 65 лет | Интеграция, целостность | Безвыходность, отчаяние | «Свой круг», человечество |
Младенчество
Самая первая стадия в возрастной периодизации Э. Эриксона — младенчество. Она продолжается от рождения человека до первого года его жизни. Именно на ней появляются основы здоровой личности, появляется искреннее чувство доверия.
В возрастной периодизации Эриксона отмечается, что если у младенца складывается это основополагающее чувство базового доверия, то он начинает воспринимать свое окружение как предсказуемое и надежное, что очень важно. При этом он в состоянии переносить отсутствие матери без чрезмерных тревог и страданий по поводу отделения себя от нее. Главный ритуал на этом этапе его развития в возрастной периодизации Э. Эриксона — взаимное узнавание. Оно сохраняется на всю жизнь, определяя отношения с окружающими.
Примечательно, что методы обучения подозрительности и доверию отличаются в зависимости от культуры. При этом универсальным остается метод, в результате которого человек доверяет окружающим, в зависимости от того, как он относился к своей матери. Ощущение страха, недоверия и подозрительности возникает в том случае, если мать подозрительна, отвергает ребенка, проявляя свою несостоятельность.
В этот период возрастной периодизации Эриксона формируется начальное положительное качество для развития нашего Эго. Это вера в лучшее, основанная на отношении к культурной среде. Приобретается она в случае успешного разрешения конфликта, основанного на доверии или недоверии.
Раннее детство
Раннее детство — вторая стадия периодизации возрастного развития Эриксона, которая развивается от одного до трех лет. Ее можно в точности соотнести с анальной фазой в теории Фрейда. Происходящее биологическое созревание дает основу для проявления самостоятельности ребенка в самых разных областях — передвижении, еде, процессе одевания. В своей периодизации возрастного развития Э. Эриксон отмечал, что столкновение с нормами и требованиями общества происходит не только на этапе приучения к горшку. Родители должны расширять и поощрять самостоятельность малыша, развивать у него чувство самоконтроля. Разумная дозволенность способствует формированию его автономии.
Важной на этом этапе становится критическая ритуализация, которая опирается на конкретные примеры зла и добра, плохого и хорошего, запрещенного и разрешенного, безобразного и красивого. При успешном развитии ситуации у человека развивается самоконтроль, воля, а при негативном исходе — слабоволие.
Дошкольный возраст
Следующий этап в периодизации возрастного развития Эриксона — дошкольный возраст, который он еще называет возрастом игры. С трех до шести лет малыши активно интересуются всевозможными трудовыми занятиями, пробуют что-то новое, устанавливают контакт со сверстниками. Социальный мир в это время настаивает, чтобы ребенок вел себя активно, важным становится приобретение навыков решения определенных задач. Возникает принципиально новая ответственность за домашних животных, младших детей в семье, самого себя.
Появляющаяся в этом возрасте инициативность связывается с предприимчивостью, ребенок начинает испытывать радость от самостоятельных действий и движений. Легко поддается воспитанию и обучению, охотно идет на контакт с другими людьми, ориентируется на конкретную цель.
В возрастной периодизации Эрика Эриксона на этом этапе у человека формируется Суперэго, появляется новая форма самоограничения. Родителям рекомендуется признавать его права на фантазию и любознательность, самостоятельные начинания. Это должно развивать его творческие способности, границы независимости.
Если вместо этого дети охвачены чувством вины, в будущем они не будут способны к продуктивной деятельности.
Школьный возраст
Давая описание кратко возрастной периодизации Эриксона, остановимся на каждом из этапов. 4-й этап развивается в возрасте от шести до двенадцати лет. Здесь уже появляется противостояние с отцом или матерью (в зависимости от пола), ребенок выходит за пределы семьи, приобщаясь к технологической стороне культуры.
Главными терминами этой стадии теории возрастной периодизации Э. Эриксона становятся «вкус к работе», «трудолюбие». Дети поглощены познанием окружающего мира. Эго-идентичность человека выражается в формуле «Я — то, чему я научился». В школе они приобщаются к дисциплине, развивают трудолюбие, стремление к достижениям. На этой стадии ребенку предстоит научиться всему, что его может подготовить к продуктивной взрослой жизни.
У него начинает формироваться чувство компетентности, если его хвалят за достигнутые результаты, у него появляется уверенность в том, что он сможет научиться чему-то новому, появляются таланты к техническому творчеству. Когда взрослые видят в его стремлении к деятельности только баловство, возникает вероятность выработки чувства неполноценности, сомнения в собственных способностях.
Юность
Не менее важна в возрастной периодизации Э. Эриксона стадия развития юность. Она продолжается с 12 до 20 лет, считаясь основным периодом в психосоциальном развитии человека.
Это вторая попытка развить автономность. Подросток бросает вызов общественным и родительским нормам, узнает о существовании незнакомых ранее социальных ролей, размышляет о религии, идеальной семье, устройстве окружающего мира. Все эти вопросы нередко вызывают у него чувство озабоченности. Идеология представляется в слишком упрощенном виде. Его главная задача на этом этапе в теории возрастной периодизации Эриксона — собрать все имеющиеся к тому моменту знания о самом себе, воплотить в образ себя, сформировав Эго-идентичность. Он должен включать осознанное прошлое и предполагаемое будущее.
Появляющиеся изменения проявляются в виде борьбы между желанием сохранить зависимость от заботы близких и стремлением к собственной независимости. Сталкиваясь с подобной неразберихой, юноша или девушка стремится стать похожим на своих сверстников, у него развиваются стереотипные идеалы и модели поведения. Возможно разрушение строгих норм в поведении и одежде, увлечение неформальными движениями.
Неудовлетворенность общественными ценностями, резкие социальные изменения ученый рассматривает как фактор, который мешает развитию идентичности, появлению чувства неопределенности и неспособности продолжить образование, выбрать карьеру.
Отрицательный выход из кризиса может быть выражен в плохой самоидентичности, ощущении своей ненужности, бесцельности. Подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Из-за чрезмерной идентификации с представителями контркультуры и стереотипными героями подавляется развитие их идентичности.
Молодость
В периодизации возрастной психологии Эриксона шестая стадия — молодость. В возрасте от 20 до 25 обозначается фактический старт настоящей взрослой жизни. Человек получает профессию, начинается самостоятельная жизнь, возможен ранний брак.
Способность участвовать в любовных отношениях включает в себя большинство из предыдущих стадий развития. Не доверяя другим, человеку будет сложно довериться самому себе, из-за неуверенности и сомнений ему будет сложно позволять окружающим пересекать свои границы. Чувствуя себя неадекватно, станет трудно сближаться с окружающими, самому проявлять инициативу. А при отсутствии трудолюбия возникнет инертность в отношениях, душевный разлад может вызвать проблемы с определением места в обществе.
Совершенным становится способность к близости, когда у человека получается строить партнерские отношения, даже если для этого требуются значительные компромиссы и жертвы.
Положительным разрешением этого кризиса становится любовь. Среди основных принципов возрастной периодизации по Эриксону на этой стадии — эротическая, романтическая и сексуальная составляющая. Близость и любовь могут рассматриваться как возможность начать верить другому человеку, оставаться самому верным в отношениях, даже если ради этого предстоит идти на самоотречение и уступки. Данный тип любви проявляется во взаимном уважении, заботе, ответственности за другого человека.
Стремиться избежать близости человек может из-за боязни потерять независимость. Это грозит самоизоляцией. Неумение выстраивать доверительные и спокойные личные отношения приводит к чувству социального вакуума, одиночества и изоляции.
Период ранней зрелости
Взрослый человек сталкивается с вопросом близости или интимности. Как раз на этой стадии дает о себе знать настоящая сексуальность. При этом человек готов не только к физической, но и к социальной близости. По окончании поисков и окончательного утверждения своего я он идет на то, чтобы слиться с идентичностью любимого человека. Сохранность близких отношений с друзьями или любимыми требует того, чтобы индивидуум был верным, готовым жертвовать и быть нравственно сильным.
При этом зрелый человек не боится потерять себя в этих отношениях. Он становится готовым к созданию семьи.
Эриксон описывает эротический, романтический и нравственный смысл этого периода. Брак рассматривается как способ проявить заботу, уважение и желание взять на себя ответственность за любимого человека. Если на этом этапе человек не способен на любовь и установление доверительных отношений с другими – рано или поздно он познает всю полноту изоляции и чувства одиночества.
Зрелость
Крайне продолжительная возрастная стадия. Самую важную роль играет то, какое отношение личность сформировала к результатам своего труда и к своим отпрыскам, к способам реализации имеющихся возможностей передачи опыта представителям следующего поколения. Эриксон обращает внимание на то, что старшее поколение в семье часто зависит от младшего. При этом зрелый человек остро ощущает потребность в том, чтобы быть нужным.
Если продуктивность отсутствует, как и потребность заботиться о ком-то, будь то люди, дела или идеи, может возникнуть безразличие ко всему, и тогда личность будет сосредоточена только на себе. Эгоисты, балующие себя как ребенка, смогут получить лишь застои и довольно бедную личную жизнь.
Поздняя зрелость
На последней стадии под названием «поздняя зрелость» происходит значительная по масштабам интеграция, поскольку в эту пору человек пожинает плоды всех предыдущих стадий развития личности. Индивидуум осознает необходимость принять пройденные им дороги как должное и обрести целостность своей личности. Только на этом этапе возникает жизненная мудрость. Бросив взгляд в прошлое, человек может высказать удовлетворение прожитым. А поскольку все жизненные достижения человек теперь понимает как свое продолжение, он перестает бояться смерти.
Если человек недоволен своим опытом и воспринимает жизнь только в качестве цепочки ошибок и утраченных возможностей, он не сможет осознать свою целостность. Изменить что-либо уже невозможно, это раздражает, а потому человек начинает грызть себя изнутри и в итоге впадает в отчаяние.
Старость
После 65 лет начинается финальная стадия — старость. Для нее характерен конфликт безнадежности и цельности. Это может означать принятие себя и собственной роли в мире, осознание человеческого достоинства. К этому времени основная работа в жизни позади, приходит время для забав с внуками и размышлений.
При этом человек начинает представлять собственную жизнь как слишком короткую, чтобы достичь всего, что было запланировано. Из-за этого может появляться чувство недовольства и безысходности, отчаяние от того, что жизнь сложилась не так, как хотелось, а начинать что-либо сначала уже поздно. Появляется страх смерти.
Психологи в отзывах о теории психосоциального развития Эрика Эриксона постоянно сравнивают его работу с классификацией Зигмунда Фрейда, которая включает в себя только пять этапов. На всех этапах развития современной науки к идеям Эриксона относились с повышенным вниманием, так как предложенная им схема позволяла более детально изучить развитие человеческой личности. Основные претензии были связаны с тем, что развитие человека продолжается и во взрослом возрасте, а не только в детстве, как утверждал Фрейд. С этим связаны главные сомнения, которые высказывали критики работ Эриксона.
Эриксон принял основные положения теории Фрейда. Хотя Фрейд сосредоточил внимание на сексуальных факторах как движущей силе психологического развития, Эриксон считал, что социальные факторы также играют жизненно важную роль.
В отличие от Фрейда, который утверждал, что личность формируется к 5 годам, Эриксон считал, что человек продолжает развивать свою личность и в подростковом возрасте, и даже на протяжении всей взрослой жизни.
Этапы развития личности по Эрику Эриксону
Эрик Эриксон
Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому.
Детство
1. Доверие и недоверие
Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.
Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди — существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.
Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он может преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.
Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.
Достижение равновесия
2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения).
Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазить, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конечно, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной стороны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.
Благоприятное разрешение этого конфликта — воля.
3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — Предприимчивость и неадекватность).
Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость), и не мешать ему фантазировать, и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.
Благоприятное разрешение этого конфликта — цель.
4. Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности).
Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности — с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.
В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.
Благоприятное разрешение этого конфликта — уверенность.
Кризис подросткового возраста
5. Идентификация личности и путаница ролей.
При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.
Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.
В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается наиболее косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.
Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.
Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.
Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».
Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует избавить человека от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появление новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.
Благоприятное разрешение этого конфликта — верность.
Конфликты среднего возраста6. Близость и одиночество.
Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.
Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Благоприятное разрешение этого конфликта — любовь.
7. Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой).
Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом.
Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.
Благоприятное разрешение этого конфликта — забота.
8. Цельность и безнадежность.
На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная paбoта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.
Благоприятное разрешение этого конфликта — мудрость.
Преимущество и затраты с периодизацией: увеличение количества баллов
Скачать книгу PDF
Преимущество и затраты с периодизацией: наращивание баллов
Скачать книгу PDF
- Джо Эрскин Ханней 11
- Глава
- Открытый доступ
- Первый онлайн:
1060 доступов
Часть серии книг Simula SpringerBriefs on Computing (SBRIEFSC, том 8)
Abstract
Когда вы оцениваете стоимость жизненного цикла и преимущества своего программного продукта, ваши заинтересованные стороны должны быть не только уверены в , что вы принесете пользу, но также будете проинформированы , когда ожидается, что эта ценность проявится. Периодизация является распространенным методом показа ожидаемого возврата инвестиций, и в таких обсуждениях часто стараются выразить текущую стоимость будущих денежных средств (чистую текущую стоимость). В этой главе показано, как выполнять периодизацию с использованием точек. Затем периодизированные точки составляют шаблоны планов, которые могут быть конкретизированы с денежными значениями в соответствии с наиболее вероятными, плохими и хорошими оценками неопределенности.
Планирование — это перенос будущего в настоящее, чтобы вы могли с этим что-то сделать сейчас .
Алан озеро в
Скачать главу в формате PDF
Ссылки
М. Денн и Дж. Клеланд-Хуанг, Программное обеспечение в цифрах: разработка с низким уровнем риска и высокой отдачей . Прентис Холл, 2003 г.
Google Scholar
М. Денн и Дж. Клеланд-Хуанг, «Метод дополнительного финансирования: разработка программного обеспечения на основе данных», IEEE Software , vol. 21, нет. 3, стр. 39–47, май/июнь 2004 г.
Google Scholar
Х. Эрдогмус, «Экономическое влияние обучения и гибкости на процессные решения», IEEE Software , vol. 22, нет. 6, стр. 76–83, ноябрь/декабрь 2005 г.
Google Scholar
К.А. Эрикссон, «Введение в Кембриджский справочник по экспертизе и работе экспертов: его разработка, организация и содержание», в Кембриджском справочнике по экспертизе и работе экспертов , К.А. Эрикссон, Н. Чарнесс, П. Дж. Фелтович и Р. Р. Хоффман, ред. Кембриджский университет Пресс, 2006, гл. 1, стр. 3–20.
Google Scholar
Ссылки на скачивание
Информация об авторе
Авторы и принадлежности
Центр эффективной цифровизации государственного сектора (EDOS), Центр цифровой инженерии Simula, OSLO, Норвегия
JOMSKINE HANNAY
. публикации
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
Автор, ответственный за переписку
Джо Эрскин Ханней.
Права и разрешения
Открытый доступ Эта глава распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая разрешает использование, совместное использование, адаптацию , распространение и воспроизведение на любом носителе или в любом формате, при условии, что вы укажете первоначальных авторов и источник, предоставите ссылку на лицензию Creative Commons и укажите, были ли внесены изменения.
Изображения или другие сторонние материалы в этой главе включены в лицензию Creative Commons главы, если иное не указано в кредитной линии к материалу. Если материал не включен в лицензию Creative Commons главы, а предполагаемое использование вами не разрешено законом или выходит за рамки разрешенного использования, вам необходимо получить разрешение непосредственно от владельца авторских прав.
Перепечатка и разрешения
Информация об авторских правах
© 2021 Автор(ы)
Об этой главе
новых оптимизаторов производительности Ericsson — Ericsson
новых оптимизаторов производительности Ericsson — EricssonОткройте для себя наше новое программное обеспечение для оптимизации на основе ИИ
Загрузите брошюру
Главная Управляемые службы Когнитивные технологии
Появление сетей 5G представляет новые парадигмы сложности для современных поставщиков услуг связи. Превращая эти сложности в возможности, когнитивные технологии объединяют большие данные с уникальными знаниями в области сетевых технологий, чтобы обеспечить беспрецедентную скорость, масштаб и точность в новых сетевых операциях на основе намерений.
Традиционные формы сетевой автоматизации не предназначены для решения задач современных динамичных и многомерных сетей. Благодаря повсеместному распространению больших данных и постоянно растущей вычислительной мощности когнитивные технологии переопределяют саму природу сетевых операций, решая сложные задачи, с которыми традиционная автоматизация не справляется.
Эти программные технологии используют скорость, объем и разнообразие больших данных, генерируемых сетями следующего поколения, для разумного выбора компромисса между скоростью сети, стоимостью и качеством. Благодаря уникальным знаниям предметной области, встроенным в алгоритмы, когнитивные технологии преобразуют операции для достижения сложных и разнообразных бизнес-целей, приближая поставщиков услуг к сетям с нулевым вмешательством, как никогда ранее.
Оптимизаторы производительности Ericsson, последнее из нашего портфолио когнитивного программного обеспечения
Наше новое решение для оптимизации использует технологию цифровых двойников и передовые методы искусственного интеллекта, такие как глубокое обучение с подкреплением, для анализа сети радиодоступа (RAN) для упреждающего предоставления рекомендаций по оптимизации мобильной сети и решения конкретных проблем с производительностью сети, обеспечивая превосходное качество обслуживания абонентов при одновременном снижении эксплуатационных расходов.
Скачать брошюру
Цифровые близнецы: что это такое и как они обеспечивают будущие сети?
Хотя это может звучать как научная фантастика, цифровые двойники уже используются в коммерческих решениях, раскрывая потенциал ИИ, данных и цифровизации для создания мобильных сетей будущего. Здесь мы рассмотрим три реальных примера цифровых двойников и узнаем, как эта технология открывает новые возможности для оптимизированных, автоматизированных и ориентированных на будущее сетей.
Читать сообщение в блоге
Роль ИИ в развитии мобильной связи 5G
. В этом подкасте с участием Клаудии Муниз, руководителя отдела технических продаж в NDO рассказывается о возможностях искусственного интеллекта в мобильных сетях и о том, как Эрикссон использует данные для создания алгоритмов прогнозирования, которые выявляют и решают проблемы до того, как они повлияют на работу конечных пользователей.
Слушайте подкаст
ИИ: повышение качества обслуживания клиентов в сложном мире 5G
Обучение с подкреплением (RL) позволяет сетям постоянно учиться на основе наблюдений и, таким образом, поддерживать оптимизированный опыт работы с клиентами в динамичной среде. Какие преимущества RL материализовал в сетях Swisscom и MásMóvil?
Читать статью
Как планирование емкости с помощью ИИ повлияет на решения о расширении сети
Первые пользователи 5G возлагают еще большие надежды на общую производительность сети. Как поставщики услуг могут принять вызов?
Прочитать сообщение в блоге
В рамках обоих путей внедрения собственные интерфейсы прикладного программирования (API) обеспечивают более глубокую интеграцию когнитивных приложений в существующую среду поставщика услуг, позволяя подключать аналитические данные к внутренним рабочим процессам и использовать их в качестве основы. для дальнейшего развития.
«Улучшение производительности сети является критическим фактором для обеспечения отличного качества работы сети для наших клиентов. Однако сегодня мы тратим на это огромное количество времени. Используя методологию, основанную на машинном обучении, предоставленную Ericsson, мы видим, что оптимизация сети, учитывающая специфические атрибуты каждой области, может быть выполнена за гораздо более короткое время». Ясуо Окоути, генеральный менеджер отдела технического развития мобильных сетей, KDDI
Ericsson предлагает лучший в отрасли пакет когнитивных программных решений с поддержкой различных поставщиков для технологий радиодоступа и широким охватом на протяжении всего жизненного цикла сети. Благодаря уникальной интеграции знаний в области сетевого проектирования и оптимизации с передовыми технологиями искусственного интеллекта пакет Ericsson предназначен для того, чтобы по-настоящему раскрыть весь потенциал сетей следующего поколения.
Ознакомьтесь с решениями в области когнитивных технологий
Шагните на наш рынок программного обеспечения, предлагающего решения для когнитивного планирования, проектирования, настройки и оптимизации.
Узнать больше