13. Возрастная периодизация развития. Ключевые понятия возрастной психологии
13. Возрастная периодизация развития. Ключевые понятия возрастной
психологии
1. Возрастная периодизация
Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого
эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в
своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца
своих дней. Наиболее существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного
развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических
кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12
лет).
5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и
конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.
Эриксон выделил восемь стадий развития, один к одному соотносимых с описанными выше кризисами возрастного развития.
На первой стадии развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.
Вторая стадия определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Их становление также в значительной степени зависит от характера общения и обращения взрослых с ребенком.
Заметим, что к трем годам ребенок уже приобретает определенные личностные формы поведения, и здесь Эриксон рассуждает в согласии с данными экспериментальных исследований. Можно спорить о правомерности сведения всего развития именно к общению и обращению с ребенком со стороны взрослых (исследования доказывают важную роль в этом процессе предметной совместной деятельности), но тот факт, что ребенок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность, почти не подвергается сомнению.
Концепция Даниила Борисовича Эльконина
Психическое развитие ребенка (как освоение идеальных форм бытия взрослого,
существующих в социальной среде) происходит в процессе активной деятельности
самого ребенка. При этом деятельность, в соответствии с теорией Леонтьева,
способна порождать не только познавательные структуры, как у Пиаже, но и мотивы,
которые формируют личность ребенка. То есть именно деятельность ребенка ведет за
собой его психическое развитие.
По Эльконину, все виды деятельности ребенка делятся на два типа:
— деятельность в системе ребенок – общественный предмет, где ребенок осваивает способы действий с объектами культуры, развивая при этом свои операционально-технические возможности.
При этом на протяжении развития ребенка то один, то другой тип деятельности поочередно играют ведущую роль (на переходах между периодами).
Понятие ведущей деятельности для каждого возрастного периода (Леонтьев), в которой формируется основное новообразование, развиваются и совершенствуются отдельные психические процессы и дифференцируются другие виды деятельностей.
Эпоха Раннее детство:
— младенчество: непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым,
— раннее детство: предметно-орудийная деятельность, ребенок под руководством взрослых осваивает способы употребления орудий и речи,
— дошкольное детство: сюжетно-ролевая игра,
— младшее школьное детство: учебная деятельность.
Эпоха подростничество:
— младшее подростничество: интимно-личностное общение со сверстниками,
— старшее подростничество: учебно-профессиональная деятельность.
На каждом из этапов развитие мотивационно-потребностной (ребенок – взрослый) и интеллектуально-познавательной (ребенок – общественный предмет) сферы опережают друг друга. Там, где первая наиболее резко отстает от второй (на переходах от эпохи к эпохе: 3 (раннее детство /детство) и 11 (детство / подростничество) лет), должна более резко измениться социальная позиция ребенка.
2. Общепсихологическая теория деятельности Алексея Николаевича Леонтьева и
Сергея Леонидовича Рубинштейна
Истоки теории Леонтьева – Рубинштейна – в диалектико-материалистическом
постулате марксизма: «бытиё (деятельность) определяет сознание».
«Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое, не тождество, но единство». При этом и сознание, и деятельность понимаются Рубинштейном иначе, чем в интроспективной и бихевиористской традициях. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. При этом сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается.
Потребность – внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-либо. Появление мотива ведет к деятельности, направленной на его достижение. Следовательно, потребность дает энергию для деятельности, а мотив ее направляет. Имеет место следующая последовательность: потребность — мотив — деятельность.
Так как возможно исследовать внешнюю деятельность и ее связь с мотивом, возможно изучение внутренних психических состояний на основании того, какая потребность породила мотив. Отсюда следует новая схема: деятельность — мотив — потребность.
Деятельность связана с мотивами и потребностями. Она возникает самопроизвольно при активизации потребности. Деятельность и ее мотив могут не осознаваться, но действие и его цель всегда осознанны. Отличие в том, что деятельность определяется нашим желанием, а действие — необходимостью, так как его результат поможет достичь своей потребности.
Операции, т.е. способы выполнения действия, зависят от условий деятельности. Операции у человека всегда протекают на бессознательном уровне, хотя в случае затруднений они могут осознаваться.
Важнейшие положения учения Леонтьева о деятельности — вопросы структуры деятельности, различения деятельности и действия, с которыми связано конкретно-психологическое исследование смыслового анализа сознания и практика воспитания сознательного отношения, то есть сознательности учения, — получили свое развитие в приложении к практическим вопросам обучения. В соответствии с этим и ребенок рассматривается «не только как объект внешних воздействий… но прежде всего как субъект жизни, субъект развития».
Анализ предметных и умственных действий, а также операций, входящих в эти действия, стал предметом исследований соратника Леонтьева по деятельностной школе Петра Яковлевича Гальперина. Созданная Гальпериным концепция планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий получила подтверждение и нашла эффективное применение в практике школьного обучения, а также других форм образования.
Концепция Льва Семеновича Выготского
Психическое развитие есть освоение идеальных форм бытия взрослого, существующих
в социальной среде.
Специфика психического развития ребенка заключается:
— в непреформированности, незаданности хода развития,
перформированное – тип развития, при котором изначально заданы все стадии и
метаморфозы,
неперформированное – развитие, протекающее за счет нарастания и разрешения
внутренних противоречий, то есть определяемое самим ходом развития, а не
заложенной генетической программой; подразумевается возможность субъекта влиять
на результат,
— в детерминированности от общества: источник развития находится вне организма,
в процессе обучения, в частности, велика роль учителя: он задает само содержание
того процесса, который подлежит усвоению: «.
— в том, что субъект способен влиять на процесс и результат развития,
в соответствии с общепсихологической теорией деятельности Алексея Николаевича Леонтьева, ребенок рассматривается «не только как объект внешних воздействий… но прежде всего как субъект жизни, субъект развития»,
По Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. К концу данного возраста ребенок становится совершено иным существом, чем был в начале. Главное – это основное психологическое новообразование возраста. К началу каждого возраста складывается специфическое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной, создающей условия для формирования новообразований, – социальная ситуация развития.
Продолжение идей Выготского сыном Борисом Данииловичем Элькониным: идеальная форма бытия взрослого дается не как сущность, а как проблема. Роль взрослого в психическом развитии ребенка – роль посредника при взаимопереходе реальной и идеальной форм, в раскрытии образа совершенного действия (отголоски Фрейдизма с принципами удовольствия и реальности).
3. Проблема возрастных кризисов
Понятие кризиса возраста введено в науку эмпирически и в
случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет как переход от дошкольного
к школьному возрасту, затем трех – как возраст строптивости и упрямства, далее –
кризис 13 лет, который был описан как негативная фаза полового созревания.
Павел Петрович Блонский: возрастные изменения могут происходить постепенно (литически)
и резко (критически).
Выготский: чередование стабильных и критических периодов развития есть
закономерная особенность. Переход от одной ступени к другой совершается
революционным путем (связь с марксистской теорией развития общества).
Особенности кризисов развития:
— относительная трудновоспитуемость ребенка в этот период,
— ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде, нет
проявления новых интересов, стремлений, видов деятельности и форм внутренней
жизни,
— кризис наступает и заканчивается незаметно, зато хорошо заметно его резкое
обострение в середине.
В школе Выготского кризис – время субъективации возникшего в предыдущем
стабильном периоде развития умения, то есть обнаружения субъектом собственного
желания или действия. Достигнутое в стабильном возрасте умение существует лишь
объективно, но до кризиса не представлено самому ребенку, не является его
достижением и не принадлежит ему. В кризисе идет опробование новой идеальной
форма бытия в наличной ситуации.
Два подхода к пониманию кризисов у взрослых:
— хронологический – кризис раз в 6-8 лет,
— связано с поворотными событиями в жизни, которые заставляют человека
переосмысливать свое прошлое, пересматривать цели, менять ведущие мотивы.
Возрастная периодизация.Показатели физического и психического развития
Содержание
Введение
1.Возрастная периодизация
2.Показатели физического и психического развития
Заключение
Список литературы
Введение
Современная психология располагает значительным объемом знаний о развитии человека, начиная с пренатального периода (до рождения). Один из основных вопросов, которые требуют своего решения, касается того, можно ли представить ход развития в виде непрерывных изменений постепенно совершающихся с человеком или это процесс скачкообразных изменений (стадии развития).
Возрастная периодизация — выделение перио
Установление приблизительных возрастных норм ребенка в основных сферах жизнедеятельности позволяет оценить, насколько конкретный ребенок опережает сверстников в своем развитии (или, наоборот, отстает от них). Возрастные нормы могут быть полезны при разработке программ помощи детям.
Актуальность данной темы в том, что проблема
периодизации — одна из важнейших в
общей, возрастной и педагогической психологии.
Разработка ее позволит определить реальные
периоды развития личности, выделить наиболее
характерные для каждого периода особенности,
изучить переходы от одного периода к
другому. Исследования периодов развития
личности будут способствовать выявлению
возможностей их бескризисного прохождения,
использованию имеющихся сензитивных
периодов для оптимального развития тех
или иных психических функций, созданию
возрастной психологии: психологии взрослых,
психологии старости и т.п.
1.Возрастная периодизация.
Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития нуждается в особом подходе. Задача системы образования и всех взрослых, воспитывающих ребенка, содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза. Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции этого развития, что тяжело не только для взрослых, но прежде всего для ребенка. Поэтому не жалеть сил и средств на создание своевременно-благоприятных для психического и духовного развития детей условий экономически выгодно и нравственно оправданно. Для этого необходимо знать особенности каждого возраста.
Образовательные учреждения, а следовательно,
и практическая психология образования
охватывают дошкольное детство (3 — 6/7 лет)
и детство школьное, включающее младший
школьный возраст (6 — 9 лет), подростковый
(10 — 14 лет) и старший школьный или ранний
юношеский возраст (15 — 17 лет).
В
этом заложен определенный смысл, так
как системы обучения и воспитания строятся
не на пустом месте, в них отражаются опыт
и знания особенностей детей, накопленные
и отработанные многими поколениями.
Вообще проблема возрастной периодизации
психического развития — одна из самых
трудных проблем в психологии человека.
Изменения процессов психической жизни
ребенка (и вообще человека) происходят
не независимо одно от другого, но внутренне
связаны друг с другом. Отдельные процессы
(восприятие, память, мышление и т.д.) не
являются самостоятельными линиями в
психическом развитии. Каждый из психических
процессов в своем реальном протекании
и развитии зависит от личности в целом,
от общего развития личности: направленности,
характера, способностей, эмоциональных
переживаний.
Любая периодизация жизненного цикла
всегда соотносится с нормами культуры
и имеет ценностно-нормативную характеристику.
Возрастные категории всегда многозначны
потому, что отражают условность возрастных
границ. Это отражается и в терминологии
возрастной психологии: детство, отрочество,
юность, взрослость, зрелость, старость
— возрастные границы этих периодов жизни
человека непостоянны, в значительной
степени зависят от уровня культурного,
экономического, социального развития
общества. Чем выше этот уровень, тем более
разносторонне ориентированными в различных
сферах науки и практики, более творчески
развитыми должны быть люди, вступающие
в самостоятельную трудовую деятельность.
Это, в свою очередь, требует более длительной
подготовки и увеличивает возрастные
границы детства — юности. Во-вторых, дольше
сохраняется период зрелости личности,
отодвигая старость к более поздним годам
жизни и пр.
Существует множество попыток периодизации
жизненного пути личности. В их основе
лежат различные теоретические позиции
авторов. Л.С.Выготский делил все попытки
периодизации детства на три группы: по
внешнему критерию, по какому-либо одному
признаку детского развития, по системе
существенных особенностей самого детского
развития.
Так, французский психолог Р.Заззо строил
периодизацию детства в соответствии
с принятыми во Франции ступенями обучения
и воспитания детей. Он выделял шесть периодов:
0 — 3, 3 — 6, 6 — 9, 9 — 12, 12 — 15, 15 — 18. И считал, что
задачей психологов является не установление
некоторых новых возрастных стадий, а
только психологическое объяснение уже
существующих. Л.С.Выготский признавал
правомерность такой периодизации, считал,
что процессы детского развития тесно
связаны с воспитанием ребенка и обращал
внимание на положительный момент таких
периодизаций, заключающийся в выявлении
важности смены социальных позиций ребенка,
которые в решающей степени обусловлены
именно организацией его воспитания и
обучения.
Такие периодизации существуют практически
во всех странах, они представляют собой
«общественно-детерминированные последовательные
звенья процесса воспитания и являются
научно-правомерными исходными пунктами
для подразделения психического развития
на этапы» (Д.Б.Эльконин).
В нашей стране на основе данных современной
отечественной возрастной психологии
практикой образования приняты следующие
основные периоды развития детства:
— новорожденность — до 1 месяца;
— младенчество — до 1 года;
— ранний детский возраст — от 1 года до
3 лет;
— младший дошкольный возраст — от 3 до
5 лет;
— старший дошкольный возраст — от 5 до
6 (7) лет;
Младший школьный возраст — от 6 (7) до 11
лет;
Подростничество — от 11 до 15 (16) лет;
Ранняя юность — от 15 (16) до 18 лет.
Вторая группа периодизации развития
строится по принципу вычленения какого-либо
«одного признака, детского развития как
условного критерия для разделения его
на отдельные периоды» (Л.С.Выготский).
Среди
периодизаций, основанных на выделении
существенных особенностей самого развития,
следует назвать периодизацию Э.Эриксона,
которая по полноте и систематичности
описания возрастных периодов превосходит
многие, разработанные до него. Периодизация
Эриксона охватывает весь жизненный путь
личности. Развитие, считает ученый, складывается
из трех взаимосвязанных, хотя и автономных,
процессов: соматического развития, развития
сознательного «Я» и социального развития.
Весь жизненный путь по Эриксону, включает
в себя восемь стадий, каждая из которых
имеет свои специфические задачи и может
благоприятно или неблагоприятно разрешаться
для будущего развития. Центральным моментом
концепции Эриксона является представление
о психосоциальной идентичности как итоговом,
интегрирующем свойстве личности.
Периодизация
дает представление о возрастных рамках
каждого этапа развития, позитивных и
негативных компонентах каждой стадии,
а также о сильных сторонах Эго или его
достоинствах, приобретаемых благодаря
успешному разрешению каждого кризиса.
Младенчество: базальное доверие-недоверие.
Первая
психосоциальная стадия соответствует
оральной стадии по Фрейду и охватывает
первый год жизни. По Эриксону, в этот период
краеугольным камнем формирования здоровой
личности является общее чувство доверия.
Младенец, имеющий базальное чувство «внутреннего
доверия», воспринимает социальный мир
как безопасное, стабильное место, а людей
как заботливых и надежных. Это чувство
определенности лишь частично осознается
в период младенчества.
Согласно Эриксону, степень развития
у ребенка чувства доверия к другим людям
и миру зависит от качества получаемой
им материнской заботы. Основное содержание
материнской функции — чуткая забота об
индивидуальных потребностях ребенка
и доверие к самой себе в контексте тех
требований, которые существуют в каждой
конкретной культуре. Благодаря этому
у ребенка закладывается основа для чувства
«все хорошо»; для появления чувства тождества;
для становления тем, кем он станет, согласно
надеждам других.
Вопрос о том, что является причиной первого важного психологического кризиса, глубоко проанализирован Эриксоном. Он связывает этот кризис с качеством материнского ухода за ребенком — причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность матери и отвержение ею ребенка. Это способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития.
Положительное
психосоциальное качество, приобретаемое
в результате успешного разрешения конфликта
«доверие-недоверие», Эриксон обозначает
термином «надежда». Иначе говоря, доверие
переходит в способность младенца надеяться,
а у взрослого может составлять основу
веры в соответствии с какой-либо официальной
формой религии. Надежда, это первое положительное
качество Эго, поддерживает убежденность
человека в значимости и надежности общего
культурного пространства.
Раннее детство: автономия
— стыд.
Приобретение
чувства базального доверия подготавливает
почву для достижения определенной автономии
и самоконтроля. Этот период соответствует
анальной стадии, по Фрейду, и продолжается
в течение второго и третьего годов жизни.
Согласно Эриксону, ребенок, взаимодействуя
с родителями в процессе обучения туалетному
поведению, обнаруживает, что родительский
контроль бывает разным: с одной стороны,
он может проявляться как форма заботы,
с другой — как деструктивная форма обуздания
и мера пресечения. Эта стадия становится
решающей для установления соотношения
между добровольностью и упрямством. Чувство
самоконтроля без потери самооценки является
онтогенетическим источником уверенности
в свободном выборе; чувство чрезмерного
постороннего контроля и одновременная
потеря самоконтроля может послужить
толчком для постоянной склонности к сомнениям
и стыду.
До наступления этой стадии дети почти
полностью зависят от заботящихся о них
людей. Однако, поскольку у них быстро
развивается нервно-мышечная система,
речь и социальная избирательность, они
начинают исследовать свое окружение
и взаимодействовать с ним более независимо.
В особенности они гордятся своими только
что обнаруженными локомоторными навыками
и все хотят делать сами (например, умываться,
одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное
желание исследовать предметы и манипулировать
ими, а также установку по отношению к
родителям: «Я сам» и «Я — то, что я могу».
С точки зрения Эриксона, удовлетворительное
разрешение психосоциального кризиса
на этой стадии зависит, прежде всего,
от готовности родителей постепенно предоставлять
детям свободу самим осуществлять контроль
над своими действиями.
Будет ли у ребенка после прохождения этой стадии чувство инициативы благополучно превосходить чувство вины, в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии, начиная идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы.
Школьный возраст: трудолюбие — неполноценность.
Четвертый психосоциальный период продолжается от шести до 12 лет и соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Предполагается, что в начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами.
Эриксон отмечает, что в примитивных культурах образование детей не слишком усложнено и социально прагматично. Умение обращаться с посудой и хозяйственными принадлежностями, инструментами, оружием и другими вещами в этих культурах напрямую связано с будущей ролью взрослого. Согласно Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился». Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше. Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате — они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.
Трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности — уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.
Юность: эго-идентичность — ролевое смешение.
Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Теоретический интерес Эриксона к подростковому возрасту и характерным для него проблемам побудил его проанализировать эту фазу более глубоко, чем другие стадии развития Эго. Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе — в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты, девушки-скауты, хористы и т.д.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него.
Положительное
качество, связанное с успешным выходом
из кризиса периода юности, — это верность.
Эриксон использует термин верность в
значении «способности подростка быть
верным своим привязанностям и обещаниям,
несмотря на неизбежные противоречия
в его системе ценностей», придерживаться
морали, этики и идеологии общества.
Ранняя зрелость: интимность
— изоляция.
Шестая психосоциальная стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. Он продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет). В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство».
Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса, — это любовь. В дополнение к ее романтическому смыслу Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
Средняя зрелость: продуктивность — инертность.
Седьмая
стадия приходится на средние годы жизни,
ее основная проблема — выбор между продуктивностью
и инертностью. Продуктивность появляется
вместе с озабоченностью человека не только
благополучием следующего поколения,
но также и состоянием общества, в котором
будет жить и работать это будущее поколение. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона,
должен или принять, или отвергнуть мысль
о своей ответственности за возобновление
и улучшение всего, что могло бы способствовать
сохранению и совершенствованию нашей
культуры. Продуктивность выступает как
забота старшего поколения о тех, кто придет
им на смену — о том, как помочь им упрочиться
в жизни и выбрать верное направление.
Хороший пример в данном случае — чувство
самореализации у человека, связанное
с достижениями его потомков. Однако продуктивность
присуща не только родителям, но и тем,
кто вносит свой вклад в воспитание и руководство
молодыми людьми. Творческие и производительные
элементы продуктивности персонифицированы
во всем, что передается от поколения к
поколению (например, технические изделия,
идеи и произведения искусства).
Если
у взрослых людей способность к продуктивной
деятельности настолько выражена, что
преобладает над инертностью, то проявляется
положительное качество данной стадии
— забота. Забота происходит из чувства,
что кто-то или что-то имеет значение; забота
— это психологическая противоположность
безразличию и апатии. По Эриксону, она
представляет собой «расширение взятых
на себя обязательств заботиться о людях,
результатах и идеях, к которым человек
проявляет интерес».
Те
взрослые люди, кому не удается стать продуктивными,
постепенно переходят в состояние поглощенности
собой, при котором основным предметом
заботы являются личные потребности и
удобства. Эти люди не заботятся ни о ком
и ни о чем, они лишь потворствуют своим
желаниям. С утратой продуктивности прекращается
функционирование личности как деятельного
члена общества — жизнь превращается в
удовлетворение собственных нужд, обедняются
межличностные отношения. Это явление
— «кризис старшего возраста» — общеизвестно.
Он выражается в чувстве безнадежности,
бессмысленности жизни.
Поздняя зрелость: эго-интеграция — отчаяние.
Последняя
психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти)
завершает жизнь человека. Это время, когда
люди оглядываются назад и пересматривают
свои жизненные решения, вспоминают о
своих достижениях и неудачах. Практически
во всех культурах этот период знаменует
начало старости, когда человека одолевают
многочисленные нужды: приходится приспосабливаться
к тому, что убывает физическая сила и
ухудшается здоровье, к уединенному образу
жизни и более скромному материальному
положению, к смерти супруга и близких
друзей, а также к установлению отношений
с людьми своего возраста. В это время
фокус внимания человека сдвигается от
забот о будущем к прошлому опыту.
По
убеждению Эриксона, для этой последней
фазы зрелости характерен не столько новый
психосоциальный кризис, сколько суммирование,
интеграция и оценка всех прошлых стадий
развития эго. Только у того, кто заботился
о людях, кто переживал триумфы и поражения
в жизни, кто был вдохновителем для других
и выдвигал идеи — только у того могут постепенно
созревать плоды семи предшествовавших
стадий.
Эриксон полагает, что только в старости
приходит настоящая зрелость и чувство
«мудрости». Но в то же время он отмечает:
«Мудрость старости отдает себе отчет
в относительности всех знаний, приобретенных
человеком на протяжении жизни в одном
историческом периоде. Мудрость — это осознание
безусловного значения самой жизни перед
лицом самой смерти».
На противоположном полюсе находятся
люди, относящиеся к своей жизни как к
череде нереализованных возможностей
и ошибок. Теперь, на закате жизни они осознают,
что уже слишком поздно начинать все сначала
или искать какие-то новые пути, чтобы
ощутить целостность своего «Я». Недостаток
или отсутствие интеграции проявляется
у этих людей в скрытом страхе смерти,
ощущении постоянной неудачливости и
озабоченности тем, что «может случиться».
Эриксон выделяет два превалирующих типа
настроения у раздраженных и негодующих
пожилых людей: сожаление о том, что жизнь
нельзя прожить заново и отрицание собственных
недостатков и дефектов путем проецирования
их на внешний мир. Отчаяние означает,
что осталось слишком мало времени для
выбора другого пути к целостности, вот
почему старики пытаются приукрасить
свои воспоминания. Касаясь случаев тяжелой
психопатологии, Эриксон предполагает,
что чувства горечи и сожаления могут
в конце концов привести пожилого человека
к старческому слабоумию, депрессии, ипохондрии,
сильной озлобленности и паранойяльности.
Общераспространенным у таких стариков
является страх оказаться в доме для
престарелых.
Эриксон
приходит к выводу, что пожилые люди должны
участвовать в таких видах деятельности,
как воспитание внуков, политика, оздоровительные
физкультурные программы, если они хотят
сохранить жизнеспособность в преддверии
снижения физических и психических способностей.
Эриксон настаивает на том, что пожилые
люди, если они заинтересованы в сохранении
целостности своего «Я», должны делать
гораздо больше, чем просто размышлять
о своем прошлом (приложение 1).
Практическое сравнение между традиционной периодизацией и ежедневными волнообразными тренировками с отягощениями среди легкоатлетов.
%PDF-1.7 % 1 0 объект > эндообъект 2 0 объект >поток 2019-06-03T15:02:53-07:002019-06-03T15:02:53-07:002019-06-03T15:02:53-07:00Заявитель AppendPDF Pro 5.5uuid:542b0c04-abaa-11b2-0a00- 782dad000000uuid:542b2c4e-abaa-11b2-0a00-7062ea56ff7fapplication/pdf
Power Plays — Брук Эриксон
Накачать мышцы
НА ПОЕЗДЕ для НЕЕ | Опубликовано 16 сентября 2020 г.
Наращивание силы является обязательным условием, если вы хотите нарастить стройную и привлекательную мышечную массу. Вот одна из техник, которая вносит разнообразие в вашу тренировку и создает настоящую силу…
ТЕХНИКА НАРАЩИВАНИЯ СИЛЫ
ЧТО
Ежедневная волнообразная периодизация (DUP)
ПОЧЕМУ
Эта техника наращивания силы является одной из самых эффективных, которые я нашел для создания заметных еженедельных улучшений моей силы.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Не позволяйте названию вас отпугнуть, потому что, хотя оно звучит очень научно и сложно, на самом деле его очень просто выполнить. С помощью этой техники, вместо того, чтобы менять объем/интенсивность/диапазон повторений каждые несколько недель или месяцев, вы меняете их каждый день, когда тренируетесь.
Впервые я познакомился с DUP в 2013 году, когда выступал в качестве гостя в VIP-лагере по бодибилдингу и пауэрлифтингу Лейна Нортона. В то время меня окружали одни из величайших научных умов отрасли, и DUP был одной из главных тем лагеря.
DUP — это метод программирования, построенный вокруг основного набора движений, выполняемых три или более раз в неделю в различных диапазонах повторений. Периодизация – это последовательность перегрузок в рамках программы силовых тренировок. Это означает, что во время каждой тренировки вы будете выполнять одни и те же многосуставные упражнения, такие как приседания, становая тяга, жим лежа и жим над головой. Вес, количество повторений и интенсивность, которые вы используете для каждого упражнения, будут меняться с каждой тренировкой, будь то легкие, средние или тяжелые.
Цель состоит в том, чтобы развить максимальную силу, не перегорая и не травмируясь, и чем больше вы практикуете упражнение, тем лучше у вас получается.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Базовая процедура обучения DUP может быть следующей:
Ключевые упражнения
• Приседания
• Жим лежа
• Становая тяга
ПОНЕДЕЛЬНИК: СИЛА
• 3 упражнения
• 5 подходов в упражнении
• 2-3 повторения в упражнении
СРЕДА: СИЛА
• 3 упражнения
• 4 подхода в упражнении
• 5 повторений в подходе
ПЯТНИЦА: ГИПЕРТРОФЕЙ МЫШЦЫ
• 3 упражнения
• 4 подхода в каждом упражнении
• 10-12 повторений в подходе
Все эти упражнения представляют собой составные движения, которые позволяют использовать большой вес. Для тех женщин, которые хотят накачать определенные группы мышц или добиться определенного внешнего вида, я бы рекомендовал добавить 1-2 вспомогательных упражнения на эти группы мышц. Например, если вы хотите накачать ягодичные мышцы, отводящие мышцы и отводы назад станут отличным дополнением к приседаниям и становой тяге.
ПОЧЕМУ ЭТО РАБОТАЕТ ДЛЯ ЖЕНЩИН
Я считаю, что этот метод тренировки хорошо работает для женщин, потому что перегрузки можно вводить медленно. Программы DUP ежедневно меняют объем и интенсивность, что позволяет иметь больше вариаций, и я обнаружил, что женщины, как правило, преуспевают в вариациях. Вы можете ожидать, что будете чувствовать болезненность при одних движениях и не так болезненны при других. Единственное, что я предлагаю, это то, что если есть сильная болезненность, обязательно дайте достаточно времени для восстановления.
ВЫПЛАТ
Вы можете ожидать не только увеличения силы, но и изменений в составе тела. Лучший способ прогрессировать в этом — либо увеличивать вес примерно на 5% каждую неделю, либо увеличивать количество подходов и повторений, которые вы делаете.