Эксперимент в психологии: как далеко можно зайти?
За полтора века существования психологии как науки какие только эксперименты ни проводились учеными! Одни из них увековечены на страницах учебников, другие стали позорной страницей в истории науки, третьи соединили в себе и то и другое. Многие из сомнительных психологических экспериментов, которые мы хотим вспомнить сегодня, привели к абсолютно неожиданным для исследователей результатам.
Научная психология началась с эксперимента. Годом ее рождения считается 1879, когда Вильгельм Вундт основал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Сегодня те первые опыты великого – без сомнения – ученого, с помощью которых он изучал составные части человеческого сознания, могут показаться наивными, а применяемые им методы давно признанные ненаучными. Почти за полтора века существования психологии как науки какие только эксперименты ни проводились учеными! Сложнейшие, простейшие, смешные, причудливые, страшные, жестокие… Одни из них увековечены на страницах учебников, другие стали позорной страницей в истории науки, третьи соединили в себе и то и другое. Впрочем, одно не всегда исключает другое. Что любопытно, многие из сомнительных психологических экспериментов, которые мы хотим вспомнить сегодня, привели к абсолютно неожиданным для исследователей результатам. Само нарушение норм этики, гуманности, а подчас и здравого смысла создавало совершенно новый повод для исследования. Однако главное, что удалось помимо воли доказать авторам большинства этих опытов: существуют границы, которые непозволительно переходить даже ради самой высокой науки.
Участникам опыта Лэндиса разрисовали лица, чтобы обозначить основные лицевые мышцы. Среди них есть 13-летний мальчик, страдавший гипертонией. Врачи на всякий случай отправили его проконсультироваться у психолога в университете. Каким-то образом, он попал в число участников эксперимента
Белые крысы Лэндиса
Поклонникам телесериала «Обмани меня», мечтающим научиться читать чужие мысли, несомненно, будет интересно узнать об опытах, которые проводил в 1924 году К. Лэндис из Миннесотского университета. Он хотел выявить выражение лица человека, типичного для той или иной эмоции. В качестве подопытных ученый использовал… собственных студентов, на лицах которых нарисовал линии, соответствующие лицевым мышцам – чтобы определить, какие из них будут задействованы при страхе, радости, печали… Юношей и девушек заставляли совать руки в емкости с лягушками, слушать разную музыку, смотреть изображения – и фотографировали их в эти моменты. Завершающим аккордом эксперимента явилась казнь белых крыс. Лэндис потребовал от испытуемых обезглавить лабораторных животных. Сначала все с негодованием отказались, но после все же подчинились приказу преподавателя. Остальные студенты вынуждены были остаться в качестве зрителей. Зверюшки погибли зря: никакой общечеловеческой мимики Лэндису выявить не удалось. Впрочем, опыт его продемонстрировал другое: готовность людей повиноваться и совершать жестокие, не свойственные им поступки под давлением силы.
Эксперимент Мильгрэма. К телу «ученика» подсоединялись электроды
Пытка током для ученика
Спустя 40 лет С. Мильгрэм из Йельского университета честно изучал готовность людей совершать жестокие поступки под влиянием авторитета. Испытуемые разделились на «учителей» и «учеников». «Учитель» сидел рядом с экспериментатором и давал «ученику» нехитрые задачи на запоминание. При каждом неверном ответе он, по требованию исследователя, нажимал на кнопку – и несчастный «ученик», роль которого исполнял актер, получал удар током. Сначала в 15 Вольт, потом в 30 и так далее. На шкале переключателя против цифровых значений стояли указания: «слабый удар», «очень сильный удар», «опасно для жизни». Была проведена целая серия экспериментов, с некоторыми вариациями, но результат был весьма печальным. Подавляющее большинство «учителей», повинуясь требованию экспериментатора, продолжали мучить «учеников», невзирая на их крики, мольбы и запредельные отметки на шкале напряжений, которые доходили до 450 Вольт. Мильгрэм предпринял свое исследование для того, чтобы понять, что во время Второй мировой войны превратило мирных немецких граждан в извращенных мучителей и намеревался потом продолжить исследования в Германии. Он отказался от своей затеи, поняв, что дело не в национальном менталитете, а в свойстве человеческого естества. После нашумевший опыт был повторен в разных странах мира – везде с одинаковым результатом: под чужим давлением человек способен совершать любые мерзости.
Нажимая на кнопку, «учитель» бил «ученика» током – от 15 до 450 Вольт
Этот ужасный бойкот
Австралийский психолог К. Уильямс из Университета Нового Южного Уэльса изучал влияние бойкота на психику людей. Оно оказалось поистине разрушительным. Внешне один из опытов, проведенный в 2000 году, выглядел совершенно невинно: группа людей из пяти человек по очереди в течение дня не разговаривали с кем-нибудь одним, по договоренности. Вместо веселой ролевой игры участники эксперимента оказались втянутыми в настоящую драму. Даже понарошечный бойкот вызывал нервозность, тревожность, мешал работе, не давал сосредоточиться, мучил навязчивыми мыслями. Интересно, что это состояние не проходило у испытуемых в течение нескольких дней после окончания опытов.
Дальнейшая судьба маленького Альберта неизвестна
Стимул, реакция и крошка Альберт
Дж. Уотсон – основатель и теоретик бихевиоризма. Если очень коротко и грубо, сводится оно к выведенной им же формуле S-R: стимул – реакция. В 1920 году он решил экспериментально доказать, что любыми реакциями человека – интеллектуальными, эмоциональными – можно управлять с помощью соответствующих стимулов. Продемонстрировать торжество бихевиоризма был призван не достигший и годика младенец из приюта по имени Альберт. Для начала Уотсон привил ребенку страх перед белыми крысами, с которыми тот поначалу совершенно бесстрашно играл. Для этого всякий раз, когда малыш прикасался к крысе или видел ее, он ударял в гонг. Очень быстро пугавшийся громкого звука Альберт стал плакать не только при виде животных, но и при виде напоминающих их предметов: белой бороды Санта-Клауса, шерстяной пряжи, мехового воротника пальто… В следующей стадии эксперимента Уотсон намеревался снять у ребенка страх, но ничего не вышло: мальчика забрали из приюта. О дальнейшей судьбе его ничего неизвестно – так же, как и о том, закрепился ли навык страха надолго. Собственно, тем самым Уотсон дискредитировал собственную теорию – равно, как и тем, что жутковатый эксперимент никто после повторить не мог, даже он сам.
Сирот разделили на две группы. В первой за правильную речь их хвалили и поощряли
Научить заикаться
Авторы этого исследования, проведенного в 1939 году – У. Джонсон и М. Якобс – были даже не психологами, а логопедами. Как бы то ни было, в историю их опыты над 22 детьми-сиротами вошли как «эксперимент монстров». Чтобы доказать, что заикание – не врожденный, а приобретенный недостаток, исследователи решили вызвать его искусственно. Детей разделили на две группы. Первых за правильную речь хвалили и всячески поощряли, вторых… высмеивали за малейшую оплошность. В результате у последних выработалось заикание, избавиться от которого они не могли всю жизнь. Уотсон, успешно лечивший заикание у других детей, оказался в данном случае бессильным – как и все остальные его коллеги. Спустя 60 с лишним лет университет Айовы принес официальные извинения пострадавшим в ходе эксперимента.
Заключенных «Стэнфордской тюрьмы» одели в халаты и шлепанцы, охранникам купили униформу, которую те сами выбирали в магазинах, деревянные дубинки и солнцезащитные очки, за которыми не было видно глаз
Стэнфордская тюрьма
Как социальная роль влияет на поведение? Невинный вопрос, не так ли? Однако предпринятая в 1971 году Ф. Зимбардо из Стэнфордского университета попытка ответить на него вылилась в настоящий кошмар. 24 молодых, здоровых, психологически устойчивых юношей – студентов играли в тюрьму. В подвале университета оборудовали камеры, поместили туда «заключенных», предварительно переодев их в халаты и резиновые шлепанцы. Подбросив монетку, выбрали нескольких охранников. Спустя несколько дней у трети из них выявились садистские наклонности. Практически все принялись унижать узников, всячески над ними издеваться: не давали мыться, есть, заставляли бесконечное число раз отжиматься от пола, спать на голом бетонном полу… Рассчитанный на две недели эксперимент был прекращен через шесть дней: игра становилась слишком опасной. Но ответ на свой вопрос Зимбардо получил: навязанная человеку роль может коренным образом переменить его. Несмотря на то, что исследования были единодушно осуждены психологическим сообществом, признаны ненаучными и неэтичными, вывод однозначен. Работать охранниками идут не тайные садисты, и вовсе не агрессия заключенных заставляет стражей быть излишне жестокими – увы. Такова человеческая природа.
Учительница Джейн Эллиот решилась на свой рискованный эксперимент после убийства Мартина Лютера Кинга. К счастью, все закончилось очень хорошо
Голубоглазые против черноглазых
Американская школьная учительница Дж. Эллиот после убийства Мартна Лютера Кинга в 1968 году решилась на весьма рискованный эксперимент со своими учениками. Она разделила класс на две группы: голубоглазых и черноглазых. Первых хвалила, ставила всем в пример, вторых ругала и запрещала членам разных групп общаться между собой. Мгновенно «светленькие» стали лучше учиться и начали дразнить «темненьких», успеваемость которых резко снизилась. Спустя несколько дней мисс Эллиот поменяла группы местами, и теперь голубоглазые стали презираемой группой. Все повторилось. К счастью, закончилось все хорошо: по завершении эксперимента дети испытали огромную радость и облегчение. Они обнялись и заверили учительницу, что никогда не будут судить о людях, основываясь на их внешности.
1. История становления экспериментального метода.
Становление психологии как научной дисциплины по образцу естественно-научных дисциплин логичнее всего проследить на историческом материале, рассматриваемом с разных точек зрения.
Г. Эббингауз говорил, что у психологии огромная предыстория и очень краткая история. Сам термин «психология» был предложен в 1500 г. профессором из Мар-бурга Гоклениусом. Согласно другим источникам, термин «психология» (наука о душе) в науку ввел немецкий философ, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф в 1732 г. X. Вольф воспользовался мифом о смертной гречанке Психее, которая обрела бессмертие за любовь к сыну Афродиты Эросу и стала символом души, ищущей свой идеал.
Психология прошла долгий путь к тому, чтобы стать самостоятельной наукой — от донаучной «бытовой» психологии, через формирование и апробирование основных психологических идей в системах философии, к построению психологии как естественной науки.
1. Донаучная психология. На этом этапе человек познавал другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и общения. В основе донаучной психологии лежит здравый смысл. Это та психология, которую народ создает еще до психологов, по мнению П. Жане.
К донаучной психологии можно отнести также системы взглядов литераторов (Теофраст, Лабрюйер), моралистов (Марк Аврелий, Монтень, Паскаль, Ларошфуко) или философов (Аристотель, Лукреций). Разумеется, «этап донаучной психологии» не завершился в Средние века, когда психологические проблемы привлекли внимание философов. «Бытовая» психология и ее основной инструмент, «здравый смысл», и сегодня сопровождают нас в нашей жизни. Хороший писатель как «специалист по бытовой психологии» даст сто очков вперед многим из «научных психологов» с университетскими дипломами.
Достаточно при этом вспомнить Ф. М. Достоевского.2. Философская психология — развитие психологической тематики в рамках той или иной философской системы.
Уже в античной философии были выдвинуты:
а) идея закона как инвариантного отношения, проявляющегося в варьирующихся условиях исследования;
б) идея сохранения первозданной субстанции, этических начал, неизменного начала и т. д. в зависимости от философской школы.
«Конечно, ввиду явной неадекватности старых философских систем существу психического, последнее не могло быть объяснено с их помощью. Понятия философской психологии нередко нечетки и неопределенны по своему содержанию».
В основе философского решения психологических проблем лежат абстрактные, логически выводимые принципы.
Наиболее древний трактат — «О душе» Аристотеля. В Средние века философ Схоласт размышлял о психике. Со времен Декарта философы признают независимость тела и души. Задача психологии того времени — установление связи между психическим и физиологическим.
Лишь на закате аристотелевской философии и физики в XVII в. проблема познания человека приобрела свою специфику. В самом деле, для возникновения новой дисциплины необходимо сочетание двух условий; первое из них — развитие научной мысли, приводящее к постановке новых проблем, и второе — появление в распоряжении ученых новых средств исследования.
Дух времени, как сказал Боринг, сделал свое дело. Философы, которые, начиная с Декарта, ставили перед собой эпистемологические вопросы, были постепенно подведены к психологическим проблемам. На эти проблемы они давали лишь теоретические ответы в рамках своих систем, и даже эмпирики для подтверждения своих теорий не прибегали к попыткам эксперимента, хотя и не отрицали самой возможности экспериментирования в психологии.
3. Научная психология. Научная психология возникла не на пустом месте. Всю историю развития этой науки, включая «донаучный период», проводились исследования, которые мы сегодня могли бы назвать психологическими. Например, еще в III в. н. э. епископ Немеций установил, что зрение не может одновременно охватить более 3-4 элементов. Первые данные о психологических экспериментах, пишет К. А. Рамуль, появились только в XVI в., но уже довольно много упоминаний о них относится к XVIII в. К. А. Рамуль отмечает, что:
1) первые психологические опыты носили случайный характер и не были поставлены с научной целью;
2) систематическая постановка психологических экспериментов с научной целью появляется только у исследователей в XVIII в.;
3) большей частью эти опыты были связаны с элементарными зрительными ощущениями.
Первым, кто заговорил об измерении в психологии, был X. Вольф. Он считал, что может измерить величину удовольствия осознаваемым нами совершенством, а величину внимания — продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить.
X. Вольф различал эмпирическую и рациональную психологию. Эмпирическая психология при этом рассматривалась X. Вольфом как основанная на анализе опыта, а не на дедукции из сущности души. Но X. Вольф не пошел дальше декларации необходимости построения эмпирической психологии. От опыта, о котором он говорил, до научного эксперимента было еще далеко.
К идее использовать в психологии математику пришел Гальтон. Он утверждал, что, пока феномены какой-нибудь области знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки.
В таком случае неудивительно, что первые психологи были часто физиологами (Вундт, Бине, Павлов), а иногда врачами (Бехтерев) или физиками (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц) по образованию. Они подошли к психологическим проблемам как естествоиспытатели, привыкшие подчиняться и доверять фактам больше, нежели умственным конструкциям. Наконец, они владеют искусством своей методологии, а иногда даже некоторой аппаратурой, позволяющей им, особенно в области ощущений, качественно и количественно варьировать стимуляцией.
Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX в. В физиологических лабораториях изучением элементарных психических функций — ощущений, восприятия, реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ как особой науки, отличной от философии и физиологии. Первый план её разработки выдвинул В. Вундт, у которого получили подготовку многие психологи из различных стран, ставшие позднее инициаторами создания экспериментально – психологических учений. Первые данные о психологических экспериментах появились только в XVI в., но уже довольно много упоминаний о них относится к XVIII в. К. А. Рамуль отмечает, что: 1) Первые психологические опыты носили случайный характер и не были поставлены с научной целью; 2) Систематическая постановка психологических экспериментов с научной целью появляется только у исследователей в XVIII в.; 3) Большей частью эти опыты были связаны с элементарными зрительными ощущениями.
11+ Противоречивые психологические эксперименты в истории
Научные эксперименты — основа человеческого прогресса. Академические исследователи обычно обязаны соблюдать правила и положения, регулирующие этику проведения исследований. Однако всегда было очень небольшое число исследователей, которые продвинулись далеко за пределы того, что многие считают этическим.
Сегодня существуют строгие правила, которые необходимо соблюдать при проведении подобных психологических экспериментов. Например, у Американской психологической ассоциации (АПА) есть обязательный Кодекс поведения, которого необходимо придерживаться при проведении любых экспериментов. Экспериментаторы обязаны соблюдать все, от согласия до конфиденциальности экспериментов.
Кроме того, существуют наблюдательные советы и комиссии, отвечающие за укрепление этих строгих этических норм. При этом нормы не всегда были такими суровыми. Именно так были проведены некоторые из следующих спорных психологических экспериментов.
1.
Эксперимент Facebook Источник: hocus-focus/iStockЭксперимент Facebook 2012 года вызвал бурю негодования среди возмущенных пользователей. Почти 90 009 700 000 пользователей Facebook были подвергнуты секретным психологическим тестам, чтобы оценить влияние различных типов сообщений.
Подробности эксперимента были опубликованы в научной статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences . В документе выяснилось, что без ведома пользователей Facebook вмешался в новостные ленты почти 700 000 человек, показав им аномально малое количество как положительных, так и отрицательных сообщений. Целью эксперимента было определить, может ли компания изменить эмоциональное состояние своих пользователей.
Эксперимент был разработан, чтобы определить, влияет ли количество положительных или отрицательных комментариев в новостной ленте Facebook на то, как пользователь обновляет свою собственную страницу.
Новость об исследовании вызвала возмущение у людей, которые считали, что компания тайно манипулировала ими.
Исследователи обнаружили, что пользователи социальных сетей были склонны к «эмоциональному заражению», когда они имитировали тип контента других людей, размещавших сообщения в своей ленте. Например, те, у кого было больше негативных комментариев, сами оставляли больше негативных комментариев.
Несмотря на то, что результаты были интересными, Facebook подвергся шквалу критики, многие называли платформу социальной сети «ужасающей» и «жуткой». С тех пор этика эксперимента широко обсуждалась.
2. Операция O Midnight ClimaxВооруженные силы США и ЦРУ имеют большой опыт проведения необычных психологических экспериментов.
Один исследовательский проект, получивший название Operation Midnight Climax, был проведен в 1950-х годах под руководством Аллена Даллеса, директора ЦРУ в то время. Это было частью проекта MKULTRA, спорной серии экспериментов, направленных на разработку методов контроля над разумом.
Эта операция была проведена с целью изучения использования «контролирующих сознание» наркотиков и проверки воздействия психоактивных препаратов, таких как ЛСД, на людей.
Неосознанно клиентов заманивали в управляемые ЦРУ публичные дома проститутками, оплачиваемыми ЦРУ, а психоактивные вещества, такие как ЛСД, подсыпали им в напитки. Затем за этими людьми наблюдали из-за двустороннего зеркала, когда они занимались сексом.
Деятельность проекта расширилась за эти годы, чтобы испытать другие агенты, такие как вонючие бомбы и героин, на множестве ничего не подозревающих людей. Бордели также были популярны среди агентов, которые использовали их для «быстрых встреч».
Агентство закрыло MKULTRA в конце 1960-х годов после того, как офис генерального инспектора ЦРУ обнаружил эксперименты. Однако две связанные программы, MKSEARCH и Project FRETEN, продолжались до 1972 и 1973 годов соответственно.
3.
Проект отвращенияЮжноафриканский проект отвращения был еще одним неэтичным психологическим экспериментом, который проводился на людях. Апартеид Южная Африка был чрезвычайно опасным местом для гомосексуалистов — как черных, так и белых. В то время у правительства были строгие антигомосексуальные законы. Быть геем считалось ненормальным, а гомосексуальность считался психическим заболеванием. В результате ко многим южноафриканцам были применены методы лечения и техники отвращения, чтобы «вылечить» их от этой болезни.
Гомосексуалистов также часто заставляли идти в армию против их воли. Проект «Отвращение» в основном заключался в том, что лесбиянок и геев накачивали наркотиками, они подвергались электрошоковой поведенческой терапии. В этой терапии гомосексуалистам показывали фотографии однополой эротики после того, как их накачали наркотиками.
После этого их пытали электрическим током и показывали изображения эротики противоположного пола. Техника явно не работала, и жертвы подвергались гормональной терапии.
В некоторых случаях эта терапия также включала химическую кастрацию. Более того, более 900 мужчин и женщин были вынуждены пройти операцию по смене пола для переориентации, разумеется, без их согласия.
4.
Ненужные эксперименты по смене пола Дэвид Питер Реймер. Источник: WPОдин трагический случай произошел в результате неверных решений, принятых после хирургического несчастного случая, когда семимесячный канадский мальчик был «случайно кастрирован» во время планового обрезания.
После того, как пенис Дэвида Питера Реймера был случайно изуродован, психолог убедил его родителей, что у мальчика больше шансов успешно достичь полового созревания, если он перенес операцию по смене пола как женщина.
Психолог Джон Мани сообщил, что переназначение прошло успешно, и использовал его как доказательство того, что гендерная идентичность в первую очередь изучается. Однако, когда Реймер стал старше, он понял, что он не девочка, и в возрасте 15 лет стал мужчиной. В конце концов Реймер обнародовал свою историю, чтобы воспрепятствовать аналогичной медицинской практике, и вызванный этим фурор изменил медицинскую практику в аналогичных случаях. Реймер покончил с собой в возрасте 38 лет после тяжелой депрессии.
5. Эксперименты Милгрэма Реклама эксперимента Милгрэма. Источник: WikimediaПсихолог из Йельского университета по имени Стэнли Милграм провел одно из самых известных исследований послушания.
Его психологический эксперимент состоял в анализе конфликта между личной совестью и послушанием авторитету. В 1963 году Милгрэм изучил оправдания, которые предлагались людьми, обвиняемыми в совершении актов геноцида во время Второй мировой войны.
Чаще всего они предлагали защиту, основанную на понятии «повиновения», и утверждали, что просто выполняли приказы своего начальника. Поэтому Милгрэм хотел проверить, были ли немцы послушными от природы, или за жестокостью стояла другая причина.
Основываясь на этом эксперименте, Милграм отобрал участников через рекламу в газетах, убедив их принять участие в исследовании Йельского университета.
Затем каждый участник был объединен в пару с другим участником. Один был «учеником», а другой «учителем». В каждом случае ученик на самом деле был сообщником Милгрэма, который притворялся реальным участником.
Ученика отвели в одну комнату, а учителя — в другую. Комната учителя состояла из электрошокового устройства и ряда выключателей с маркировкой от 15 до 450 вольт.
Цель эксперимента состояла в том, чтобы выяснить, насколько далеко люди готовы зайти, чтобы подчиниться инструкции, даже если это повлечет за собой причинение вреда другому человеку. Учителю было приказано «бить» ученика все более высоким напряжением. Однако, без ведома учителя, переключатели были ненастоящими, и ученик симулировал свою реакцию. Фальшивые удары электрическим током постепенно увеличивались до уровня, который был бы смертельным, если бы они были настоящими.
Эксперимент неожиданно обнаружил, что очень большая часть испытуемых полностью подчинялась инструкциям, хотя и неохотно.
6. Стэнфордский тюремный эксперимент
Источник Эрик. E Castro/WikimediaЭксперимент ТФЭ был проведен в 1971 году в Стэнфордском университете. Это было одно из самых убедительных психологических исследований, получившее особую известность.
В ходе исследования участники были назначены либо охранниками, либо заключенными в имитацию тюрьмы при университете.
Предпосылка эксперимента заключалась в том, что когда людям дается определенная власть над другими, они в конечном итоге начинают злоупотреблять этой властью. С другой стороны, люди, оказавшиеся в беспомощной ситуации, часто доводятся до подчинения или даже доходят до безумия.
Эксперимент показал, что люди, которым была отведена роль охранников, становились все более жестокими и даже были готовы применять психологические пытки, в то время как многие из «заключенных» пассивно принимали психологическое насилие и активно преследовали других заключенных, которые пытались его остановить.
Эксперимент был прекращен досрочно, подвергся критике за использование ненаучной методологии, такой как инструктирование участников о том, как вести себя, и его результаты были поставлены под сомнение,
Эксперимент «Исследование монстров» 1939 года был замечательным экспериментом со стороны доктора Венделла Джонсона, логопеда. Он хотел понять причину заикания. Поэтому он провел эксперимент на группе детей приюта в Давенпорте, штат Айова. Джонсон не соглашался с распространенным мнением о том, что заикание является врожденной чертой, которую невозможно исправить.
Подписаться
В рамках исследования Джонсон экспериментировал с 22 сиротами и разделил их на две группы заикающихся и незаикающихся.
Только половина детей в группе заикающихся на самом деле были заикающимися. На протяжении всего эксперимента люди, не заикающиеся, получали высокую оценку за их обычные речевые паттерны.
С другой стороны, группа заикающихся постоянно получала отрицательное подкрепление, и их всегда ставили в тупик в качестве напоминания о том, что нельзя заикаться. Позже Джонсон пришел к выводу, что дети, у которых было заикание в группе заикающихся, на самом деле чувствовали себя хуже, чем раньше, а те из группы заикающихся, которые не заикались до эксперимента, начали заикаться к концу эксперимента.
Джонсон установил, что проблема заикания связана с развитием, а не с врожденной чертой, но он оставил многих детей с борьбой на всю жизнь.
8. 1969 M
onkey Испытания наркотиков Источник: 13160449/iStockИспытание наркотиков на обезьянах в 1969 году — еще один из тех психологических экспериментов, которые полностью пересекли черту.
Несмотря на то, что это испытание помогло психологам лучше понять наркозависимость, трое исследователей, проводивших этот эксперимент в Медицинской школе Мичиганского университета, полностью перешагнули планку, сделав очередной психологический эксперимент неудачным.
Исследователи подсадили макак на запрещенные вещества, вводя ничего не подозревающим приматам наркотики, такие как кокаин, морфин, амфетамины и алкоголь.
Они сделали это, чтобы посмотреть, будут ли обезьяны впоследствии активно вводить себе дозы этих веществ.
Так было у многих обезьян, и исследователи смогли установить связь между психологической зависимостью и злоупотреблением наркотиками. Однако эксперимент имел сомнительную научную ценность, поскольку те же результаты не могли быть воспроизведены на людях.
Вдобавок ко всему, несмотря на установление связи, метод был определенно неэтичным и жестоким, так как часть обезьян погибла во время эксперимента.
9. Эксперимент
«Пещера разбойников» Источник: Центр истории психологии Каммингса/YouTubeЭксперимент «Пещера разбойников» был организован психологом Музафером Шерифом в государственном парке «Пещера разбойников», штат Оклахома.
Шериф набрал для эксперимента мальчиков в возрасте 11 и 12 лет и разделил их на две группы. Мальчики привязались к своим группам в течение первой недели лагеря, вместе занимаясь различными видами деятельности, такими как походы, плавание и т. д.
Затем две группы провели четыре дня, соревнуясь друг с другом во множестве игр. Во время соревнований Шериф манипулировал результатами игры, чтобы максимально приблизить результаты игры. Во время соревнований стали проявляться предубеждения между группами.
Затем последовал двухдневный период обдумывания, когда мальчики, как правило, характеризовали свою группу очень благоприятно, а другую группу — очень неблагоприятно.
Затем Шериф попытался уменьшить предрассудки или межгрупповой конфликт. Однако простое увеличение контактов двух групп только ухудшило ситуацию, тогда как принуждение групп к совместной работе для достижения общих целей ослабило предрассудки и напряжение между группами.
Эксперимент подтвердил реалистичную теорию конфликта Шерифа (также называемую реалистичной теорией группового конфликта) — идею о том, что групповой конфликт может возникнуть в результате конкуренции за ресурсы.
Этот эксперимент явно вызывает споры, поскольку в нем используются дети в качестве испытуемых без их согласия или даже ведома.
10. Эксперименты между кареглазыми и голубоглазыми учениками Источник: wcfcourierДжейн Эллиот была учительницей третьего класса, прославившейся благодаря упражнениям для карих глаз и голубых глаз. Этот эксперимент продолжал демонстрировать влияние расизма на образование.
На следующее утро после убийства Мартина Лютера Кинга Эллиот сказала своему классу, что методы работы изменятся. Она посадила голубоглазых детей впереди класса.
Им дали дополнительное время на перемене, почетное место перед классом, вторую порцию еды во время обеда и активное участие в обсуждениях в классе.
При этом кареглазые дети должны были сидеть в конце класса; более того, они получили строгий выговор за все те вещи, которые обычно сходили с рук голубоглазым детишкам. Эллиот даже приложил все усилия, чтобы сочинить научный факт, который якобы утверждал, что голубоглазые люди более умны, чем кареглазые, благодаря наличию меланина.
Результаты исследования были ошеломляющими. Голубоглазые учащиеся гораздо лучше справлялись с заданиями, в то время как кареглазые учащиеся, которые обычно показывали гораздо лучшие результаты в классе, испытывали затруднения.
Голубоглазые ученики также стали злыми по отношению к кареглазым. На следующий день Эллиот изменил упражнение и получил те же результаты. Однако кареглазые ученики не были столь злобны в своих насмешках. В конце упражнения обе группы детей обнимали друг друга и плакали. Они усвоили важный урок расизма, хотя этот процесс был совершенно неэтичным.
Для вас
инновации
культура
инновации
наука
инновации
культура
11. Эксперимент маленького Альберта Источник: John B Watson/Wikimedia
Джон Уотсон — популярный психолог, и люди знают его как «отца бихевиоризма». Известно, что он использовал сирот во многих своих экспериментах.
В одном из этих особенно неэтичных и хорошо известных экспериментов Уотсон использовал Маленького Альберта, девятимесячного сироту.
В ходе этого эксперимента Ватсон представил Маленькому Альберту множество образов и звуков. Это были обезьяны, кролики, разные маски и горящая газета. Во второй части эксперимента Маленького Альберта познакомили с белой крысой.
Как и раньше, Маленький Альберт не боялся крысы. Но затем, каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе, Ватсон издавал громкие звуки стальным стержнем.
Это огорчило Маленького Альберта, так как он подумал, что шум исходит от крысы. Со временем он начал бояться всего белого и/или пушистого. Это продемонстрировало гипотезу Уотсона о том, что элемент страха в людях можно обусловить.
12. Проект QKHILLTOP
Источник: Майк МакКлауриПроект QKHILLTOP – эксперимент, разработанный ЦРУ для изучения китайских методов промывания мозгов. Этот шокирующий психологический эксперимент родился из желания ЦРУ создать более эффективные методы допроса. Во главе с доктором Гарольдом Вольфом из Медицинской школы Корнельского университета спорные эксперименты исследовали наркотики, тюремное заключение, лишение, унижение, пытки, промывание мозгов и гипноз на различных субъектах.
13. Пенсильванский университет тестирует заключенных
Источник: Graphics8В 1951 году исследователи из Пенсильванского университета начали эксперименты на заключенных Холмсбургской тюрьмы в Филадельфии. В течение 20 лет д-р Альберт М. Клигман тестировал зубную пасту, дезодорант, шампунь, кремы для кожи, моющие средства, жидкие диеты, глазные капли, присыпки для ног и краски для волос на коже заключенных, чтобы определить, безопасно ли их использовать. Тесты требовали постоянных биопсий кожи и болезненных процедур.
История показала жестокость людей по отношению к другим людям и видам в их стремлении найти ответы на некоторые вопросы. В этом стремлении они забыли об этике и морали, что привело к серьезным последствиям, а в некоторых случаях и к травмам во взрослой жизни, в которые вовлечены дети.
Однако хорошо, что люди извлекли уроки из истории, и теперь исследователям необходимо получить предварительное разрешение, прежде чем проводить эксперименты с людьми.
Еще новости
наукаЗапущена алмазом? Раскрытие глубоких земных тайн ДейвмаойтаСаде Агард| 28.01.2023
наукаУченые обнаружили 100-летнюю математическую ошибку, изменившую восприятие цвета людьмиПол Ратнер| 11. 09.2022
наука «Квантовый переворот времени»? Ученый объясняет, как свет может путешествовать назад и вперед во времениКрис Янг| 02.01.2023
Исследования по психологии развития: 10 примеров
Откройте для себя десять классических экспериментов по психологии развития, которые изучают, как у детей формируются личность, память, язык, обучение и многое другое.
Давным-давно, хотя сейчас это кажется нам маловероятным, все мы были детьми.
Мы булькали, мы плакали, мы смеялись, мы исследовали, мы падали, и у нас было очень мало представления о путешествии, в которое мы только что отправились.
За исключением несчастных случаев, в течение первых нескольких лет нашей жизни мы развили память, язык, самооценку, когнитивные, социальные и эмоциональные способности.
Мы сделали первые шаги к себе в будущем.
Детская психология — или, в более широком смысле, психология развития — это не просто изучение детей, это изучение вас и меня и того, как мы стали такими.
Подобно тому, как изучение вашей истории может рассказать вам о будущем, так и психология развития показывает нам, кем мы когда-то были и даже кем мы станем.
Вот 10 классических исследований психологии развития, которые освещают важные области детского развития.
Каждый из них является кусочком головоломки, которой являемся мы сами, и каждый из них напоминает нам, рассматривая только один кусочек, о том, насколько сложными были когда-то аспекты опыта, которые мы сейчас принимаем как должное.
Нажмите на ссылку, чтобы получить более подробное описание каждого эксперимента по психологии развития.
1. Младенческая память развивается очень рано
Некоторые утверждают, что в возрасте от двух до четырех лет мы не можем вспомнить что-либо из прошлого.
Другие думают, что наши воспоминания могут уходить далеко в прошлое — возможно, даже до рождения.
Вопрос о детской памяти является сложным, потому что трудно проверить, являются ли самые ранние воспоминания взрослых реальными или воображаемыми.
Психологи, тем не менее, изучили появление памяти в первые несколько лет жизни с помощью серии ставших уже классическими экспериментов в области психологии развития.
Они обнаружили, что наши системы памяти на самом деле работают очень хорошо с самого начала.
Воспоминания младенцев, похоже, работают почти так же, как и воспоминания взрослых, просто детские воспоминания гораздо более хрупкие.
2. Психология развития: когда возникает самость
На сегодняшний день «зеркальный тест» остается лучшим экспериментом в области психологии развития, когда-либо разработанным для изучения появления я-концепции у младенцев с помощью зеркального теста.
Большинство людей ищут себя номер один, поэтому странно думать, что когда-то у нас не было понятия «я».
Простое исследование, проведенное в начале 70-х годов, показывает, что до двухлетнего возраста мы не можем узнать себя в зеркале.
Благодаря этому исследованию и многочисленным вариациям в психологии развития, которые последовали за ним, некоторые утверждают, что наша самооценка появляется только на втором дне рождения.
3. Как дети учатся
Классическое исследование детского обучения предполагает, что истинное понимание приходит, когда мы избавляемся от устоявшихся предубеждений.
То, как дети пересматривают свое понимание мира, является одной из самых увлекательных областей психологии развития.
Но это относится не только к детям; всем нам время от времени приходится принимать новые концепции, даже если они могут быть не такими глубокими, как происхождение вида.
Заманчиво думать, что обучение в основном связано с памятью, тем более что в старые недобрые времена образования обучение в основном выполнялось наизусть.
Однако идея «ментальных моделей» предполагает, что дети создают, а затем проверяют ментальные модели того, как устроен мир, чтобы улучшить наше понимание, и именно так дети учатся.
4. Стили привязанности в психологии развития
Стили привязанности анализируют, как люди реагируют на угрозы и проблемы в личных отношениях.
Люди, для которых отношения трудны, часто становятся неспособными участвовать в обычной повседневной жизни.
Они могут стать враждебными по отношению к другим, иметь проблемы с образованием, а также более высокий риск развития психических расстройств в более позднем возрасте.
Эти трудности иногда уходят своими корнями в самые важные ранние отношения, о чем свидетельствуют стили привязанности.
Неудивительно, что психологи развития так интересуются первыми отношениями, которые мы строим с нашими основными опекунами.
Эти стили привязанности, вероятно, окажут жизненно важное влияние на все наши будущие отношения, в том числе с нашим супругом, нашими коллегами по работе и нашими собственными детьми.
Хотя нельзя винить во всем своих родителей, стили привязанности в ранних отношениях подобны шаблону, который мы используем в жизни.
5. Младенцы подражают другим, когда им всего несколько недель от роду
Одной из основных форм социального поведения является копирование другого человека.
Хотя мы, взрослые, воспринимаем подражание как нечто само собой разумеющееся, на самом деле это довольно сложный процесс для маленького ребенка.
В основе подражания лежит понимание разницы между собой и другими — то, что, по мнению известного швейцарского детского психолога Жана Пиаже, не возникает сразу у младенцев.
Следовательно, он утверждал, что младенцы не могут подражать другим, пока им не исполнится от 8 до 12 месяцев.
Однако теперь некоторые исследователи считают, что крошечные младенцы в возрасте от 12 до 21 дня могут подражать другим.
6. Когда дети могут моделировать разум другого человека
Теория разума — это когда мы можем поставить себя на место других людей, чтобы попытаться представить их мысли, намерения и возможные действия.
Без возможности симулировать мысли других людей мы потерялись бы в социальном мире.
Появление теории психики у детей является важной вехой в развитии; некоторые психологи считают, что неспособность разработать теорию разума является центральным компонентом аутизма.
Некоторые эксперименты в области психологии развития показывают, что в возрасте от 4 до 6 лет у маленьких детей начинает проявляться ряд замечательных навыков, жизненно важных для их успешного функционирования в обществе.
Они начинают понимать, что другие могут придерживаться ложных убеждений, они сами могут лгать, и что другие могут лгать им — у них есть теория разума.
7. Постоянство объекта в психологии развития
Постоянство объекта или постоянство объекта в психологии развития — это понимание того, что вещи продолжают существовать, даже если вы не можете их себе представить.
Исследования в области психологии развития показали, что младенцы в возрасте 3,5 месяцев, по-видимому, имеют базовое представление о постоянстве объекта.
Похоже, маленькие дети не обязательно попадают в ловушку мира форм, которые не имеют для них большого значения.
Вместо этого они кажутся интуитивными физиками, которые могут проводить элементарные рассуждения о физических понятиях, таких как гравитация, инерция и постоянство объекта.
8. Как младенцы учат свое первое слово
Самый первый шаг младенца на его годичном пути развития к первому слову, пожалуй, самый впечатляющий.
Этот первый шаг заключается в различении и категоризации основных звуковых компонентов языка, который они слышат.
Чтобы понять, насколько это может быть сложно, подумайте о том, чтобы слушать кого-то, говорящего на языке, которого вы не понимаете.
Иностранные языки могут звучать как непрерывные потоки шума, в которых очень трудно уловить, где начинается одно слово и начинается другое слово.
Исследования в области психологии развития показывают, что примерно до 11-месячного возраста младенцы являются мастерами различения фонем, используемых во всех типах языков.
Но после 11 месяцев младенцы привыкают к одному набору фонем для своего первого языка и теряют способность отличать фонемы от других языков.
9. Игра и психология развития
Один из первых психологов развития Лев Выготский считал, что в дошкольном возрасте игра является ведущим источником развития.
Играя, дети учатся и практикуют многие основные социальные навыки.