Пессимистический настрой – ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ — это… Что такое ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ?

Содержание

лучшие методы его замещения оптимизмом

 

Приветствую вас, дорогие друзья !

Часто люди делятся на две категории: одни из нас постоянно видят солнце, а другие не могут разглядеть самый очевидный повод порадоваться и улыбнуться.

На вопрос: « Как дела ? », первые стараются ответить задорно и весело, действительно ощущая радость от жизни, а вторые вывернут на вас целое ведро проблем, искренне надеясь на то, что вы поддержите их в пессимистичном разговоре.

Откуда берется подобное желание видеть реальность в серых тонах ? Пессимистичный настрой — болезнь современного общества, наряду с депрессией и апатией. Так как бороться с подобным, хитрым врагом ?

Я подготовила несколько действенных методов, что помогут осознать и одолеть грустный настрой, подарив возможность стать гармоничным, счастливым человеком, верящим в светлое будущее.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Метод 1. Осознание проблемы

Первое, что необходимо предпринять, так это посмотреть проблеме в глаза и признаться себе в ее существовании. Плохое самочувствие, преследующее людей, склонных грустить и пессимистично смотреть на все, что их окружает, является первым симптомом и звоночком приближающегося нервного срыва.

Головные боли, расстройство пищеварения, повышенная возбудимость или наоборот, отсутствие эмоций, плохо сказываются на всем организме.

Наряду с мелкими, на первый взгляд, незначительными изменениями в самочувствии, человек может страдать от бессонницы и даже от навязчивых мыслей

, перерастающих в паранойю.

В момент утраты связи с самим собой и окончательной потери стремления к жизни, на поверхность прорываются накопленные страхи, комплексы и разочарования. Находясь в подавленном расположении духа, невозможно трезво смотреть на происходящее, а тем более находить в этом радость.

Кредиты, ипотеки, проблемы на работе и в личной жизни, затмевают все краски Вселенной, наполняя реальность серостью, черными полосами и тоской. Навязчивые состояния, подталкивают к прокручиванию ситуаций снова и снова, находя с каждым разом все больше поводов для того, чтобы убедить « носителя пессимизма » в правильности такого решения.

Привычка жаловаться на жизнь лишена всякого смысла. Человек, что любит это делать, стремиться создать вокруг себя клуб по интересам « неудовлетворенных », дабы на фоне большинства не чувствовать себя « белой вороной ».

Но какой профит это занятие может принести ? Процесс формирования подобных мыслей, кричит лишь об одном: « Мне чертовски нужна поддержка ! »

Как только человек начинает закрываться, чувствовать свое неразделимое одиночество и тщетность бытия, необходимо как можно скорее прекратить игнорировать проблему, ибо финал такой мелодрамы может стать трагичным.

 

Метод 2. Сменить полюса

Выработка позитивного мышления невозможна без качественной мотивации, расстановки приоритетов, а так же глобальной цели.

Вам нужно « отмотать время назад » и посмотреть на момент, с которого все началось. Что послужило поводом сдаться ? Давление внешних факторов

и упаковка их поглубже в душе, чревата последствиями.

Выпишите на лист бумаги все то, что вас съедает изнутри и прибивает гвоздями к плинтусу. Напротив каждого пункта, вам нужно написать способ решения задачи или дедлайн, по истечению которого суть проблемы будет решена.

После того, как вы своими глазами увидите виновников вашего плохого самочувствия, осознаете их конечность и этапность, жить станет проще и легче.

Порой маленькая проблема и правда является маленькой, а так же на удивление решаемой ситуацией, которой не стоит уделять всю жизнь. Изменение отношения к реальности — действенный метод в избавлении от пессимизма. К тому же, слово выХОД — неспроста именуется таким образом, чтобы мотивировать вас к

действию ! Найдите его !

 

Метод 3. Физическая активность

Человек, находясь в паутине унылого и вялого состояния, похож на моллюска: « Я в домике ! Проблемы, вы меня одолели ! ». Но выхода нет только из гроба !

Переверните свое сознание вверх тормашками, изменяя привычную картину мира! Вытаскивая свое тело на физическую активность, вы порадуете мозг свежей порцией кислорода и наконец-таки его переключите. Бег, плаванье, гимнастика, вело-прогулки, а так же обычная ходьба, смогут продемонстрировать вам мир, причем не в темной его стороне, а ярком, солнечном свете.

Поддержание физики тела в здоровом состоянии, невозможна и без правильно питания. Привычка заедать проблемы вредными продуктами, впадать в истерику с алкогольным другом — верный путь вникуда.

Поэтому, смело проводите ревизию в холодильнике, избавляясь от депрессивных продуктов. Наполните свой рацион фруктами, витаминами и полезными процедурами, такими как расслабляющая ванна и ароматерапия.

 

Метод 4. Поговорить с собой

Техника внушения, о которой я часто говорю в своих статьях, является верным помощником на пути к « выздоровлению » человека.

Я предлагаю вам честно ответить на несколько вопросов, что помогут определиться с правильностью вектора развития: « Я хочу быть счастливым человеком ? У меня все есть для того, чтобы испытывать это чувство ? Я хочу изменить жизнь, дабы сделать все возможное для того, чтобы быть гармоничной личностью ? ». Если ответы получены и в них победило слово « Да », то пора двигаться дальше.

Применив аффирмации, заряжающие

правильной мыслеформой на длительное время, вы поверите в то, что на самом деле, все хорошо и это « хорошо», зависит только от вашего восприятия.

Запаситесь вечером в уединении и просмотрите фотографии, на которых ваше лицо озарено улыбкой. Что вас радовало тогда и куда это делось сейчас ? Ощутите всю гамму положительных эмоций, которые можно генерировать самостоятельно, 24 часа в сутки !

Постарайтесь выработать привычку улыбаться своему отражению в зеркале для начала с утра и после рабочего дня. Уверенно проговаривайте фразу: « Утро — доброе ! Мой день будет удачным ! Я счастлива и спокойна ! ». А вечером, перед тем, как отправиться спать, зарядитесь такой установкой: « Я ценю и приумножаю то, что у меня есть ! ».

 

Метод 5. Дополнительные функции

Среди них, я могу выделить следующие:

  • прослушивание веселой и оптимистичной музыки. Избавьтесь от исполнителей, после прослушивания которых, хочется выйти в окно;
  • завидите себе пушистого друга в виде кота, собаки, рыбок или даже хомячка. Животные способны избавлять от одиночества и стимулировать выработку чувства заботы о ближнем, переключая внимание на себя; 
  • общение с друзьями, поездки в командировки, фотосессии, а так же помощь незнакомым людям, отменно стимулируют желание жить и быть полезным !
  • творчество, искусство, хобби. Просмотр мотивирующих фильмов, рисование, вышивка, растениеводство и коллекционирование — все это надежные источники счастья и позитивного воздействия;
  • перемены
    . Вас довела работа ? Именно она погружает вас с головой под воду пессимизма ? Избавляясь от того, что тянет вас вниз, чувствуйте свободу в легких и желание парить !

 

Друзья, на этом все. Я искренне желаю вам видеть в окружающем не только черный цвет, а и все гамму оттенков, являясь заслуженным художником своей жизни.

Подписывайтесь на обновления моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о том, каким способом вы боритесь с пессимистическим настроем ?

До встречи на блоге, пока-пока !

elenarou.ru

Предложения со словосочетанием ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

Но, боюсь, подобный текст имел бы слишком пессимистический настрой и не приветствовался бы издателем. Защитный пессимизм оказывается по результатам ничуть не хуже стратегического оптимизма, заставляющего человека тщательно избегать мыслей о плохом, а в некотором отношении пессимистический настрой оказывает в итоге даже лучшее влияние. Пессимистический настрой задавал сам главнокомандующий. Набор сверхинтересный: стыд, страх, чувство вины, комплексы, сложности в принятии решения, многочисленные внутренние конфликты и самое главное —
пессимистический настрой
. Поэтому пессимист перестаёт быть пессимистом, отдав воде свой пессимистический настрой.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: заправиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

В этот момент пессимистический настрой достигает пика. И чем активнее вы подавляете в себе пессимистический настрой и проявления раздражения на лице, тем лучше справляетесь с негативными эмоциями и раздражением. Возможно, графу надо было сменить тему разговора, но ему очень не хотелось, чтобы эта девочка пошла в школу с таким пессимистическим настроем. Можно было, конечно, приукрасить свою личную жизнь несколькими моделями и актрисами и честно не выдавать свой пессимистический настрой, но врать не хотелось, так как я не походил на ловеласа. Пессимистический настрой вновь сменился оптимизмом. Несмотря на пессимистический настрой парня, фора оказалась даже больше. Вот какой у человека пессимистический настрой! Несмотря на общий скептический и пессимистический настрой этих работ, на некоторую апологетику разумных царств прошлого, они остаются прекрасными историко-культурными документами эпохи. Вовремя принесённая пицца отвлекла моих подруг от пессимистического настроя. Но заданная ситуация обладала своими особенностями, которые и определили столь пессимистический настрой наших предков. Одна из причин российского пессимистического настроя следующая: в нашей стране не принято открыто говорить о подобных заболеваниях, даже если они были успешно излечены много лет назад. Разумеется, существовали и другие объективные причины моего пессимистического настроя. Те мигом приутихли, проникнувшись её пессимистическим настроем. Ведь если сказать человеку, что он не поправится (тем более если скажет тот, кому больной беспрекословно доверяет), то его пессимистический настрой также повлияет на ход болезни. У пессимистического настроя тоже есть преимущество. Более ста лет экономисты говорят о «медведях» и «быках», относя к категории «медведей» людей, имеющих пессимистический настрой в отношении рынка, а к категории «быков» — рыночных оптимистов. От вчерашнего пессимистического настроя не осталось и следа. Вилочка, откуда столь пессимистический настрой? Паук находится в квадрате с другим пауком — предстоящий период будет полон озабоченности, беспокойства и негативного пессимистического настроя.

Неточные совпадения

Поэтому, особенно при осуждении на относительно длительный срок, перспектива досрочного освобождения не представляется осуждённому настолько реальной, осязаемой, чтобы развеять пессимистический его настрой и уже в первые дни пребывания в местах лишения свободы побуждать активное стремление к ней, выражающееся в положительном поведении. На микроуровне, например, в рамках организации, общественно-психологическая среда — это психологический климат данного коллектива, его общий настрой, который может быть в большей или меньшей степени мажорным или минорным, оптимистическим или пессимистическим и т. д. Отметим тот факт, что в целом настрой малого предпринимательства остаётся пессимистическим.

kartaslov.ru

Пессимизм

(14 голосов: 4.6 из 5)

 

Пессими́зм — 1) умонастроение, склонность отыскивать и видеть во всём плохое или худшее; 2) склонность смотреть на себя и на окружающий мир через призму необоснованного недовольства; 3) мироощущение, обусловленное негативным, противоестественным отношением к жизни.

Что лежит в основе пессимистического настроя?

1) Нередко причиной пессимистического настроения служат гнездящиеся в человеке греховные страсти, первое место среди которых принадлежит гордости). Гордый человек, полагая, что он априори лучше других, жаждет видеть себя не иначе как на высоте. Если же этого не получается достичь — между желаемым и действительным образуется пропасть несоответствия. Будучи не в силах добиться искомого и не желая смиряться, гордый впадает в состояние глубокой неудовлетворенности, а иногда и разочаровывается в жизни. Всё ему не так, на всё он глядит в мрачном свете. Пессимизм может усиливаться вмешательством таких порочных страстей как зависть, ненависть и пр.

Бывает, что корень пессимистического настроения кроется не в завышенной самооценке, а напротив, в заниженной (чит. подробнее: Христианское и псевдо-христианское смирение). Особенно остро пессимизм проявляется тогда, когда на это внутреннее состояние души накладываются внешние неблагоприятные факторы: одиночество, неурядицы в семейных отношениях, невозможность реализовать себя в профессии, творчестве и т. п. Результатом может стать разуверение человека в собственных силах; нарастание ощущения беззащитности, безнадежности, невостребованности или ненужности. Всё это может сопровождаться и усугубляться страхом перед завтрашним днём. Отсюда — уныние, всплески отчаяния.

Случается, что причиной пессимистического состояния выступает неумение или даже нежелание человека радоваться жизни, как вообще, так и малозначительным вещам. Поэтому то, в чём один видит повод для оптимизма (например, рождение ребенка, многодневный визит престарелых родителей), другой найдёт повод для сильной печали и недовольства. Поскольку жить совершенно безрадостной жизнью для человека неестественно, постольку такое существование нередко приводит к психическим и физическим заболеваниям.

2) Другой спектр причин очерчивается деятельностью падших духов. Воздействуя на различные сферы человеческой души, подавляя или возбуждая в ней те или иные движения, демоны могут подталкивать человека к различным психологическим состояниям, в том числе к пессимистическому (см.: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?).

Чем опасен пессимизм и является ли он разновидностью греха?

Пессимизм, конечно же, может быть вызван и внешними бытовыми причинами, например, чередой обрушивающихся на человека напастей и бедствий. Кроме того, он может являться следствием психологической травмы или серьезного заболевания.

Между тем, такие его проявления или спутники, как уныние, чувство ненужности, безнадежности, взвинченной неуверенности в будущем, желание чернить чёрной краской, могут свидетельствовать не только о нравственном несовершенстве, но и о глубокой греховности.

Так, Господь упрекал Своих слушателей в том, что они, не желая видеть бревна в собственном глазу, видят сучек в глазу брата своего (Мф.7:3). Это, конечно же, свойственно не только огрубелому пессимисту, но и всякому, любящему осуждать. Тем не менее, пессимист часто действует именно так. Ведь его склонность, во всем видеть плохое, распространяется и на его ближних. Более того, осуждение брата далеко не всегда ограничивается внутренней оценкой, и тогда к пессимизму примешивается грех сплетень и клветы.

А что сказать про тот вид пессимизма, который образуется на почве гордыни? Ведь гордыня — «матерь» и «дверь» всякого греха.

Но главное, пессимизм подавляет в человеке веру и надежду на Бога, а зачастую пессимизм как раз и обусловливается отсутствием таковых. Вот почему демоны так стремятся подвигнуть человека к унынию или, что хуже, к отчаянию (см.: Вера).

Как исцелить пессимизм?

Пессимизм, как и любая другая противоестественная человеческая склонность, подлежит врачеванию.

Основой врачевания служит вкоренение в сознание человека правильного отношения к самому себе и окружающему миру, правильная организация жизни. Всё это достижимо через приобщение человека к Церкви Христовой, через активную жизнь со Христом, по Христу, во Христе.

azbyka.ru

Что такое пессимизм определение — пессимистическое настроение

Значения слова пессимизм. Что такое пессимизм?

Пессимизм

Пессимизм (от лат. pessimis — наихудший) — отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни. Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом…

Соловьев В. Толковый словарь по философии

Пессимизм (от лат.

pessimus — наихудший) — отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни. Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в П. сравнительно-историческом…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Пессимизм, лат., отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни.— П. безусловный, рассматривающий бытие как страдание, а небытие как избавление от муки…

Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909

ПЕССИМИЗМ (от лат. pessimum — наихудший) — умонастроение, придающее основное значение в жизни действию злой судьбы и считающее его неизбежным, признает основной в человеке предрасположенность ко злу, а не к добру…

Краткий религиозно-философский словарь. — 1996

Пессимизм (от лат. pessimus «самый плохой») – постоянное общее ощущение неблагополучного состояния общества, неверие в светлое будущее. Может сочетаться с мизантропией, быть обусловлен разочарованиями в личной жизни…

Летягова Т.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь. — 2011

ПЕССИМИЗМ — позиция или философская доктрина, по которой сумма зла в мире превосходит сумму добра. В частности, доктрина, по которой человеческая жизнь — это беспрестанное страдание (Шопенгауэр), потому что наше предназначение здесь — действие…

Жюлиа Д. Философский словарь. — М., 2000

ОПТИМИЗМИ ПЕССИМИЗМ

ОПТИМИЗМИ ПЕССИМИЗМ (optimism AND PESSIMISM) Согласно Frieda Goldman Eisler, цитируемой Карстейрсом в его Рейтовских лекциях 1963 г., оптимизм в значительной мере связан с продолжительным кормлением грудью, а пессимизм — с ранним отнятием от груди.

Критический словарь психоанализа

Оптимизм и пессимизм

ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ (от лат. optimus — наилучший и pessimus — наихудший), понятия, характеризующие ту или иную систему представлений о мире с т. зр. выраженного в ней позитивного или негативного отношения к сущему и ожиданий от будущего.

Философская энциклопедия

Оптимизм и пессимизм (от лат. optimus — наилучший и pessimus — наихудший), понятия, характеризующие ту или иную систему представлений о мире с точки зрения выраженного в ней позитивного или негативного отношения к сущему и ожиданий от будущего.

БСЭ. — 1969—1978

ОПТИМИЗМ и ПЕССИМИЗМ (лат.-наилучший и наихудший): два противоположных типа мировоззрения, оценивающие ход истории, состояние бытия и жизнь человека с точки зрения соотношения в них добра и зла.

Евразийская мудрость от А до Я

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ течение в современной буржуазной философии, политэкономии, социологии и футурологии, представители которого считают трудноразрешимыми (или даже неразрешимыми) глобальные проблемы…

Экологический словарь

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ течение в современной буржуазной философии, политэкономии, социологии и футурологии, представители которого считают трудноразрешимыми (или даже неразрешимыми) глобальные проблемы…

Экологический словарь

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ» — течение в совр. бурж. философии, политэкономии, социологии и футурологии, представители которого считают трудноразрешимыми глобальные проблемы, стоящие перед человечеством…

Философская энциклопедия

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ идеологическое течение на Западе, обоснованное М. Голдманом, Дж. Форестером, Д. Медоузом, согласно которому современный экологический кризис является результатом НТР.

Экологический словарь

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ идеологическое течение на Западе, обоснованное М. Голдманом, Дж. Форестером, Д. Медоузом, согласно которому современный экологический кризис является результатом НТР.

Экологический словарь

КУЛЬТУРНЫЙ ПЕССИМИЗМ (пессимизм в культуре)

Культурный пессимизм (пессимизм в культуре) понятие, к-рое может быть интерпретировано разл. образом: 1) культура признается явлением, оказывающим отрицат. влияние как на отд. человека, так и на об-во в целом…

Энциклопедия культурологии

Русский язык

Пессими́зм, -а.

Орфографический словарь. — 2004

Пессимистическое настроение

Но теперь работе угрожала скрытая опасность. Сатана уже приготовил очередной маневр, на этот раз изнутри. Рабочими овладело пессимистическое настроение. Из племени Иуды к Неемии пришли посланцы и заявили: — Ослабела сила у носильщиков, а мусору много; мы не в состоянии строить стену» (Неем. 4:10).

Просто поразительно, как часто мужи Божьи, одерживающие великие победы против врага ради Царствия Божьего, могут поддаться депрессии. Сатана знает, что, если ему не удается отвлечь наше внимание от важных дел при помощи внешней угрозы, он может сразить нас плохим настроением, даже если мы уже стоим на пороге полной победы.

То же случилось с Илией. В восемнадцатой главе Первой книги Царств рассказывается о том, как он одержал великую победу над пророками Ваала. Он один выступил против четырехсот пятидесяти лжепророков и предложил им вызвать с неба огонь на жертвоприношения. Его жизнь была в опасности, так как его искал царь Ахав, потому что по молитве Илии в Израиле вот уже несколько лет была сильная засуха. И вот теперь он дерзновенно противостал лицом к лицу лжепророкам и нанес им поражение. В тот день, после того как Бог чудесным образом дал Илии победу, все лжепророки погибли от меча.

Но уже в следующей главе мы видим удивительную картину. Вот Илия сидит, съежившись, пол деревом и взывает к Богу, умоляя забрать его жизнь, потому что боится умереть от руки злобной женщины. Неужели это тот же человек? Да, он пал жертвой отчаяния и депрессии. Испуганный, голодный, измученный долгим путешествием, он стал жертвой внутренней атаки сатаны.

С нашей, человеческой, точки зрения может показаться, что самую большую угрозу для трудов Неемии представляла собой армия, готовившаяся к нападению. Но на самом деле наибольшей угрозой для него стало пораженческое настроение, постепенно овладевшее его работниками. Легче защищаться от врага, которого видишь, чем противостоять невидимой опасности, притаившейся в твоих рядах.

В Книге Неемии (5:1-5) рассказывается о дальнейших усилиях сатаны, направленных на духовное поражение израильтян:

И сделался большой ропот в народе и у жен его на братьев своих Иудеев. Были такие, которые говорили: нас, сыновей наших и дочерей наших много; и мы желали бы доставать хлеб, и кормиться, и жить. Были и такие, которые говорили: поля свои, и виноградники свои, и ломы свои мы закладываем, чтобы достать хлеба от голода. Были и такие, которые говорили: мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших; у нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других.

Неемия, похоже, впервые услышал об этом. Он не подозревал, что людям приходилось брать деньги под такие высокие проценты, что они поневоле оказывались у своих кредиторов в порабощении. Ростовщичество в Израиле называлось usury и было категорически запрещено иудейскими законами (см. Исх. 22:25).

Неемия воззвал к чувству справедливости заимодавцев и к их патриотизму. Угнетая своих соотечественников, они фактически угнетали собственных братьев. «Оставим им долг сей. Возвратите им ныне же ноля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра, и хлеба, и вина, и масла, за который вы ссудили их» (Неем. 5:10,11.

— Курсив автора).

Достаточно серьезная просьба, не так ли? Но обратите внимание на воззвание Неемии — оставил, Неемия старательно воспитывал в жителях Иерусалима чувство национальной общности, чувство единения. Именно в этом заключалась главная цель восстановления стен города. Пока стены лежали в руинах, города как такового, собственно, и не было. Но вместе с появлением стен у жителей зарождалось ощущение гражданской гордости. Однако это было бы невозможно, если бы жители Иерусалима продолжали господствовать один над другим.

Итак, Неемия сказал заимодавцам: «Послушайте, то, что хорошо для этих людей, хорошо для всей общины. И что хорошо для общины, хорошо для вас».

И не только это. Он также стал взывать к их совести. Они прекрасно понимали, что их действия полностью противоречили существующим законам. Давая собственному народу деньги в рост, они тем самым вели себя, как Санаваллат и Товия. Они не имели права угнетать своих братьев и знали это.

Тогда они сказали: «Возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь» (Неем. 5:12). Обратите внимание, как Неемия в стихах двенадцатом и тринадцатом узаконил принятое этими людьми решение:

И позвал я священников, и велел им дать клятву, что они так сделают. И вытряхнул я одежду мою, и сказал: так пусть вытряхнет Бог всякою человека, который не сдержит слова сего, из дома его и из имения ею, и так да будет у него вытрясено и пусто! И сказало все собрание: аминь. И прославили Бога; и народ выполнил слово сие.

Здесь мы опять видим, как действует мудрый руководитель. Он столкнулся с проблемой депрессии. И разрешил эту проблему трояким образом: во-первых, заставил людей повиноваться Божьему Слову. Во-вторых, вдохнул в них чувство единения и братства. И, наконец, побудил их подтвердить свое решение при всем народе.

Намного труднее отчаяться или впасть в депрессию, когда ты представляешь собой часть целого. Если ты понимаешь, что ты не одинок, то никогда не придешь к выводу, что против тебя ополчилось множество. Когда Илией овладело отчаяние, что он сказал? «Остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её» (3 Цар. 19:10). И какой ответ дал ему Бот при виде такого пораженческого настроения? «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19:18). Ты не одинок!

Вот почему Церковь играет такую важную роль в деле выполнения Божьих трудов здесь, на земле. Христиане суть одно тело, и мы не должны чувствовать себя одинокими. Если вам угрожает чувство отчаяния или депрессии, помните: вы — член огромного тела, и если боль испытывает один член, то больно всем остальным (см. 1 Кор. 12:26). Если вы по Христе, вы не одиноки.

Неемия был удивительным человеком, наделенным великой мудростью. Многие лидеры падают духом перед лицом жесткой оппозиции со стороны внешних врагов и угрозы изнутри. Но Неемия не относился к числу таких лидеров. Он продолжал молиться и не прекращал строительные работы.

В этом и заключается правильная реакция на оппозицию, не правда ли? Никогда не нужно отвечать на противление. Никогда не нужно отвечать злом на зло. Если мы сдадимся, то победу в битве одержит враг. Если мы допустим чувство горечи, мы окажемся в стане противника.

Всегда нужно искать спасения в Господе. Его обетования непреложны: «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь» (Ис. 54:17).

И, кроме того, всегда нужно продолжать трудиться. Ни насмешки, ни клевета, ни нападки врага не должны остановить или разрушить то здание, которое мы возводим вместе с Богом.

Мы не всегда можем знать, когда и какое испытание выпадет нам на долю, но в одном мы можем быть абсолютно уверены: и испытания, и нападки будут. Павел писал об этом Тимофею: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). И это не просто альтернатива. Это факт. Когда мы посвящаем себя на служение Господу, сатана посвящает себя на противостояние нам. Мы можем услышать насмешки, нам могут угрожать физической расправой, или нас охватит отчаяние, и все это может происходить одновременно. Сатана будет яростно обрушиваться на нас. Но не падайте духом в такие моменты. Просто продолжайте молиться и продолжайте строить.

Пессимистический взгляд на человека и его отражени

Алексей Чурбанов

В одном из интервью Иосиф Бродский утверждает, что человек изначально плох, ничтожен – «radically bad», и только в таком ключе его нужно рассматривать. По Бродскому концепция ничтожества человека, его первородного греха есть (цитата) «предпосылка нашей цивилизации, в том смысле, что у литератора имеется возможность создать гораздо более правдоподобную картину мира, когда он считает, что человек никуда не годится. Иначе неизбежно заблуждение, неизбежны иллюзии».
В качестве деятеля культуры, придерживающегося противоположной позиции, Бродский называет Александра Солженицына, творчество которого, по мнению поэта, «не содержит никакого свидетельства знакомства писателя с первородным грехом» (спорное утверждение пусть останется на совести автора) и потому не достигает вершины, не обеспечивает «прорыва». Солженицын по Бродскому (цитата) «является типичным представителем русской литературы или русской культуры, в том смысле, что это культура утешительная, что ее, эту культуру, не интересует правда — то, как это есть на самом деле. Ее интересует именно утешение».
Последнее замечание безусловно тонкое, но не бесспорное.
Во-первых, Бродский вольно или невольно ограничивает сказанное христианской цивилизацией, или, точнее, цивилизациями, культурный код которых основывается на авраамических религиях.
Во-вторых в русской культуре и, в частности, в литературе существует богатая традиция «пессимистического» отношения к человеку (например, Лев Толстой, Иван Бунин).
Сам по себе посыл Иосифа Бродского и вообще пессимистический взгляд на человека — интересен и достоин подробного рассмотрения. В основе такого взгляда лежит убеждение, что все хорошее в человеке суть неправда, призванная прикрыть нагую правду, свидетельствующую о его ничтожности, правду «первородного греха».
Цель и задачи искусства при пессимистическом подходе к человеку состоят в снятии покровов (или, говоря словами Ленина про Толстого, «в срывании всех и всяческих масок»), налагаемых человеком и обществом с целью скрыть истинную человеческую суть, приукрасить его низменную природу. Предметом художественного анализа в этом случае являются скрытые мотивы человеческих мыслей и поступков, копание в которых воспринимается читателем как «постижение глубины человеческой природы».
Цель и задачи искусства при противоположном (оптимистическом) подходе состоят в раскрытии того, как человек борется с низменными инстинктами («первородным грехом»), как пытается возвыситься над собственной ничтожностью (успешно ли, не успешно – не суть), и именно в этом видится ценность человека как объекта эстетического анализа.
Лев Толстой, будучи на мой взгляд «писателем-пессимистом», использовал в своем творчестве следующий интересный и безотказный прием. Описывая героя, писатель строит два плана: на первом плане герой поступает гуманно, честно, благочестиво, так, как требуют нормы морали и т.д. На втором плане показано, что на самом деле мысли и источники его гуманных, честных, благочестивых поступков не так чисты, как кажется, а наоборот в конечном итоге вызваны эгоистическими, а то и просто низменными чувствами и потребностями (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Анна Каренина, Вронский, Иван Ильич и т.д.) То есть: личина человека может быть и даже чаще всего бывает самая лучшая, но истинная его суть, за редкими исключениями, низменна и противна. Здесь ключевое слово – истинная суть, так как все хорошее – по Толстому и по Бродскому — это лишь внешнее, навязанное обществом с целью прикрыть эту истинную низменную суть. Любимые герои Льва Толстого в тяжелой борьбе загоняют свою истинную суть поглубже, ограждая ее частоколом из собственных и навязанных обществом табу (Пьер Безухов, Левин). Но мы-то знаем (Толстой гениально умеет убеждать), что эта суть существует и что она истинная. Есть у Толстого и сокровенные герои без двойного дна (Платон Каратаев, Алеша Горшок). Но эти герои носят в себе даже не христианское, а, скорее, квазибуддистское начало (буддизм Лев Толстой изучал, обдумывал и знал).
Мастерство Толстого в использовании описанного приема непревзойденно. Как он подробно и доказательно, раскрывая мучительную и неизбежную последовательность умирания («Смерть Ивана Ильича»), убеждает нас: человеком ты можешь быть самым духовным и положительным, но умирать ты всё равно будешь так, как умирает Иван Ильич: с отчаянием, обидой, страхом и трясучкой, плюнув на чувство собственного достоинства и в конечном итоге сосредоточившись только на собственном бренном теле, готовый отдать любую плату за его сохранение чуть дольше, чем предназначено ему болезнью. И именно в этом — весь ты, а не в оболочке гуманности и духовности. Перечитайте этот шедевр, убедитесь.
У «писателей-пессимистов», которые считают, что человек изначально и по своему существу – плохой, имеется некоторое преимущество, небольшая фора перед «писателями оптимистами». Может быть, потому, что среди читателей тоже преобладают пессимисты, которым интереснее, когда человек делает выбор в пользу греха, а не рая. Отсюда объективная трудность создания убедительного положительного героя. Берем навскидку Дон Кихота и князя Мышкина – оба «идиоты».
Для себя я выделил несколько типов «писателей пессимистов»:
Объективный пессимист (Лев Толстой), подводящий под свой пессимизм теоретическую и этическую основу, владеющий приемами и силой «художественного доказательства».
Субъективный пессимист (Иван Бунин), корни пессимизма которого лежат, скорее, в психических особенностях и специфике взгляда на окружающее.
Равнодушный пессимист (Иосиф Бродский) – вполне себе европейский тип художника – эстета и формалиста.
Есть ещё пытливый пессимист, — проверяющий «на зуб» все истины, ни в одну при этом не веря и ни одной не принимая, но не щадя их последователей.
Наверное, есть и другие типы.
Сам же я отношу себя к оптимистам. Интересующий меня конфликт человеческой природы заключается не в том, что человек вынужден фиговыми листами прикрывать собственную ничтожность, а в том, что он как носитель гена совершенствования свободен в выборе: быть плохим или хорошим (не только в христианской традиции, но и в других социально-культурных контекстах). Свобода, которая дана человеку, и то, как он её реализует, — вот главный интерес и драйвер моего творчества. Мера свободы у каждого человека разная, разное и отмеренное ему количество добродетели – в этом источник человеческой драмы и трагедии. А потому давать человеку художественную и моральную оценку нужно не по результатам, а по затраченным усилиям.

© Copyright: Алексей Чурбанов, 2014
Свидетельство о публикации №214042901393

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Алексей Чурбанов

Рецензии

Написать рецензию

Интересные размышления, с которыми не соглашусь полностью. Возьмём хотя бы один пример, описанный тем же Буниным в его дневниках — как сто лет назад противопоставляли оптимизм Горького пессимизму Чехова! По-моему, всё гораздо сложнее.
Конечно, солженицынский подход к героям крайне гуманистичен, тогда как отношение Бродского подчеркнуто отстраненное, но мне кажется, что и тот , и другой пытались этим компенсировать некоторые особенности своего творчества.

Это я говорю как почитатель Бродского и трёхкратный читатель эпопеи «Красное колесо».
Спасибо Вам за затронутую Вами интересную тему.
С ув
Капитан Медуза 07.06.2016 22:13 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо за отзыв. Любой подход плодотворен у мастера. Меня просто — как оптимиста (надеюсь, просвещенного) — задели совершенно справедливые слова Бродского. Хорошо ему цинику, а ты поди положительным героем заинтересуй ))
Алексей Чурбанов 07.06.2016 22:49 Заявить о нарушении

Думаю, это вопрос характера автора. У меня, например, положительных героев вообще нет, только отрицательные!
Капитан Медуза 07.06.2016 22:55 Заявить о нарушении

Вам проще ))
Алексей Чурбанов 07.06.2016 22:56 Заявить о нарушении

НИ ОДНОГО, представляете! И это в стихах ))
Капитан Медуза 07.06.2016 22:59 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Алексей Чурбанов

Позитивное мышление считается одним из лучших способов добиться успеха: огромное количество книг и пособий говорит о том, что изменения в лучшую сторону не начнутся до тех пор, пока человек в них не поверит. Однако Фуксия Сируа (Fuschia Sirois), изучающая психологию здоровья в Шеффилдском университете (Англия), уверена, что пессимистическое настроение может задавать то направление мыслей, которое поможет быстрее достигнуть цели. «А что же на счет людей, которые привыкли видеть стакан наполовину пустым, – вопрошает она в статье, опубликованной на портале The Conversation. – Всегда ли так плохо быть пессимистом?»

Исследователи сосредоточили свое внимание на «оборонительном» пессимизме – стратегии, которая помогает человеку преодолеть тревогу.

Они предположили, что заниженные ожидания и страх ударить в грязь лицом заставляют пессимистов более тщательно продумывать каждый свой шаг. Например, если пессимист отправляется на собеседование, он заранее ждет провала и мысленно рассматривает худшие сценарии, тем самым избегая их. В его голове выстраивается план действий, который сможет гарантировать, что воображаемые неудачи не произойдут.

Все это было доказано благодаря эксперименту, в ходе которого нескольких добровольцев-пессимистов, попросили собрать слова из пазлов. В результате, пребывая в привычном, плохом, расположении духа, они гораздо лучше фокусировались на задании и выполняли его более успешно, а при появлении хорошего настроения, отвлекались и совершали ошибки. Значит, участники опыта использовали свой негативный настрой для того, чтобы мотивировать себя на более качественную работу.

По мнению ученых, пессимизм может быть полезен и в том случае, если вы ждете новостей об исходе какого-то дела, но при этом ни на что не можете повлиять. Когда результат не так хорош, как ожидали оптимисты, они испытывают сильное разочарование, в том время как пессимисты были к этому морально готовы и особо не переживают.

Психологи провели еще одно исследование с участием людей, страдающих воспалением кишечника (IBD) и артритом, и попросили их оценить свое будущее здоровье по простой шкале от плохого к отличному. Те, кто мыслил позитивно, считали, что их здоровье поправится в ближайшем будущем, пессимисты же придерживались противоположной точки зрения и продумывали возможные способы борьбы с недугом. То есть, что негативное мышление может иметь определенные преимущества и для здоровья: пессимисты, как правило, более обеспокоены своим состоянием, и, к примеру, если начнется эпидемия, с большей долей вероятности будут предпринимать профилактические меры.

«Так что быть пессимистом необязательно плохо, даже несмотря на то, что вы можете раздражать других, – заключает Сируа.

– В конечном итоге важно то, что вы делаете с этим пессимизмом».

nebofilms.ru

7 способов преодолеть пессимизм и негативный настрой

Мне нравится

Нравится

Твитнуть

Google+

Нравится

Наша жизнь так устроена, что в ней все постоянно меняется – события и обстоятельства, чувства и эмоции, люди в нашем окружении… Нет ни одного состояния, которое бы не претерпевало никаких изменений на протяжении долгого периода времени. И если даже пейзаж за нашим окном подвластен временам года, то что говорить о нашем внутреннем мире, который порой ослабевает под воздействием жизненных «бурь»?

Мне часто задают вопрос: «Ольга, ты всегда была оптимистом по жизни или же ты этому научилась с годами? Поделись, как преодолеть пессимизм и негативный настрой».

Я, как и многие из вас, выросла в советской семье. Родители моего папы жили рядом с нами, и мы виделись каждый день. Я, как сейчас, помню, что слышала постоянно от деда о том, как же все в этой жизни плохо, безнадежно и хмуро и что все вокруг, кроме него самого, во всем виноваты. Меня это, честно говоря, со временем начало забавлять. Я перестала воспринимать весь его негатив всерьез и просто слушала очередную историю. По другую сторону была моя бабушка, которая всегда находила позитивные моменты даже в самых трудных обстоятельствах, никогда не отчаивалась и каким-то образом прожила с дедом всю жизнь. Видимо, у нее просто выработался иммунитет. Глядя на эти две полярности еще с детства, я сделала свой вывод о жизни и моем отношении к ней, который очень четко выражен в цитате Джорджа Томаса: «Тот, кто думает негативно, видит в каждой возможности трудность. Тот, кто думает позитивно, видит в каждой трудности возможность».

У каждого из нас есть выбор.

Каждую секунду мы делаем выбор, кем быть в данный отрезок времени – оптимистом или писсимистом. Сначала приходят мысли, затем эмоции, а уже потом соответствующие реакции, и от этого жизнь поворачивается к нам либо лицом, либо… сами знаете чем:-)

Каждый из нас самостоятельно принимает решение – научиться управлять этими процессами или же пустить все на самотек, продолжая обвинять людей, обстоятельства и злиться на жизнь.

Хорошая новость заключается в том, что любой человек, чувствуя появление негативных ноток в своем настроении и мировоззрении, способен предотвратить неприятные последствия – выполнив ряд определенных действий. Сегодня я делюсь ими с вами – они не раз помогали не только мне, всем моим близким и друзьям, но и тысячам людей по всему миру. Запомните их, и если пассивность и пессимизм будут подступать, то вы будете знать, как действовать…

 

1. Начните медитировать или займитесь йогой.

Ученые из Университета Висконсина установили, что медитация повышает активность коры головного мозга, ответственной за ощущение радости и счастья. Медитация делает ум спокойным и устойчивым, позволяет быстро выйти из стрессового состояния, получать удовольствие от жизни и не тратить драгоценное время на «отравленные», негативные мысли, чувства и эмоции. Точно так же, как вы очищаете свой дом, следите за его уютом и наполняете позитивной атмосферой, с помощью медитации вы очищаете храм своей души и наполняете её новой светлой энергией. Вы можете начать с ежедневных 10-минутных медитаций и в дальнейшем совершенствовать свой навык.

Также и йога считается одним из лучших средство от депрессии. Практикуя йогу, человек учится осознавать себя, свою истинную природу, заново узнает собственное тело и становится ближе к самому себе. Йога развивает интуицию, дарует спокойствие духа и, самое главное – осознанность. Все, что вы делаете, обретает новый смысл, только вы сами становитесь хозяином своей судьбы и обретаете внутреннюю силу, которая способна творить чудеса и в лучшую сторону изменить вашу жизнь.

 

2. Помните, что никто не идеален, и сравнивайте себя с собой, а не с другими.

Доводилось ли вам сравнивать себя с друзьями или коллегами? У кого-то машина лучше, у кого-то – квартира красивее, у другого дети-отличники, да и фигура стройнее… И таких поводов для разочарований в собственной успешности и значимости находится все больше и больше. Вот только куда приводят подобные размышления?

Анализируйте свои мысли, не позволяйте себе даже мысленно сравнивать себя с другими. От ваших мыслей зависят ваши действия, а от действий – ваша жизнь. Гордитесь собой. Подумайте: какие дела вы совершили и чего добились в той или иной области? Напишите перечень того, что дает вам повод гордиться собой. Опишите свои таланты, свои плюсы, свои победы. Перечитывайте список в минуты сомнений и упадка сил и старайтесь пополнять его каждый день.

Сравнивайте себя только с сами собой – себя сегодняшнего с собой вчерашним. Подумайте, чего вы добились, что вы смогли в себе изменить, насколько продвинулись к своей цели или мечте.

 

3. Начните помогать другим, даже в мелочах.

Отдавая добро, мы получаем добро. Сделанное добро и оказанная людям помощь вернутся вам же в нужный из моментов. Ведь не случайно считается, что помогая другим, мы помогаем прежде всего себе. Если в вас зреют порывы помогать другим людям, тогда смело идите к этому. Пусть ваше намерение помочь будет непринужденным и абсолютно искренним. Помните о том, что ничего в этом мире бесследно не проходит. Сегодня помогли вы, а завтра помогут вам.

 

4. Пересмотрите свое окружение, потому что ваше окружение = ваша реальность.

В наше окружение входит абсолютно все: информация, которую мы получаем, наш дом, питание, природа, любимые вещи, отношения с финансами и даже с самими собой… Но в первую очередь – те, с кем мы общаемся. Сделайте так, чтобы рядом с вами стало как можно больше людей, которые разделяют ваше стремление к успеху, имеют позитивные взгляды на жизнь, подсказывают куда двигаться, подталкивают к достижению больших целей, делятся опытом и дают поддержку. И хотя пересмотреть и изменить свое привычное окружение бывает трудно, но это необходимый шаг для достижения внутренней и внешней гармонии. Пусть на каждого негативного родственника (которого вы не выбирали) у вас будет два позитивных друга. Вы совсем скоро заметите, как его негатив станет для вас просто нейтральным.

 

5. Сделайте для себя что-то приятное и незапланированное.

Купите букет цветов и украсьте свой дом, вдыхайте аромат и улыбайтесь. Или подарите себе средство ухода за телом, то что давно хотели, но думали, что не можете себе это позволить. Или то самое платье в витрине, мимо которого каждый день проходите вздыхая. Если вы устали и забегались, побалуйте себя бездельем. Сделайте то, что давно хотите, но откладываете из-за нехватки времени. Пойте душЕ и в дУше. Сходите в театр, прогуляйтесь в парке, начните шить, рисовать, перечитайте классику, пересмотрите любимый фильм… Балуйте себя! Позволяйте себе маленькие радости, наполняйте ими свою жизнь, и тогда в ней будет больше эмоций, хорошего настроения и удовлетворенности. И запомните: если вы не балуете себя, то вас не балует никто!

 

6. Не предполагайте заранее исход событий.

Одних будущее манит, а других – пугает, особенно когда о нем нет достаточной информации. И вот именно в такие моменты неопределенности мы начинаем беспочвенно предполагать самое худшее. Наше сознание устроено так, что в условиях недостатка информации многие вместо ее поиска начинают достраивать реальность, и, как правило, в мрачных тонах. Почему так происходит? Все дело в повышенной чувствительности, обидчивости и различных страхах, которые и являются причинами этого самозапугивания.

Но знаете ли вы, что в 90% случаев то, из-за чего волнуются люди, никогда не произойдет? Постарайтесь научиться управлять своим подсознанием, которое так любит нас пугать. Давайте ему положительные установки: «Все будет хорошо», «Мы победим!», а не наоборот. Попробуйте научиться получать удовольствие от жизни, воспринимая все как игру.

 

7. Осознанно поменяйте свое «кино».

Научитесь проигрывать неприятные жизненные ситуации в позитивном русле. Если что-то сложилось в течение дня не так, как вам хотелось бы, то можно переиграть сценарий прошедшего дня. Если у вас негативное настроение, имейте на этот случай в запасе несколько очень положительных «картинок», вытаскивайте эти «картинки» из своего подсознания и, засыпая, наслаждайтесь ими.

Что поможет вам быстрее менять свое «кино»? Любимая музыка, дружеская беседа? Сделайте это прямо сейчас и утвердите стилем своей жизни. Таким образом, с помощью своих мыслей вы будете программировать свое будущее.

 

Помните – недаром уныние считается одним из самых больших грехов, ведь оно медленно, но верно, день за днем лишает вас внутренней силы и энергии. Научитесь трансформировать такое состояние, и вы всегда будете в полной готовности, даже если в вашей жизни все пойдет не так, как хотелось бы. Найдите единомышленников, которые всегда будут поддерживать вас, воспользуйтесь советами от мировых экспертов, которые делятся с вами проверенными жизненными стратегиями, помогающими в подобных ситуациях, но главное – никогда в себе не сомневайтесь. Вы уникальны и неповторимы и у вас есть все необходимые ресурсы, чтобы добиться всего, о чем вы мечтаете. Поэтому пусть ваши минуты слабости будут всего лишь минутами, а все остальное время будет позитивным, ярким и продуктивным!

С любовью,

Ольга Яковлева

и команда Академии Экспертов

P.S. А как вы боретесь с пессимизмом? Какие способы используете и какие из них всегда вам помогают? Поделитесь в комментариях.

пробел

Понравилась статья? Поделитесь ей с близкими, подругами и друзьями, нажав на кнопки «Нравится», «Поделиться», «Твитнуть». Возможно, именно эти рекомендации помогут им в случае необходимости быстрее преодолевать  пессимизм и негативный настрой.

пробел

Мне нравится

Нравится

Твитнуть

Google+

Нравится

www.myuniversalsecrets.com

Что такое сбалансированный оптимизм и как он помогает в жизни


Сергей Капличный

Книга «Под давлением» подскажет, какие изменения внести в жизнь, чтобы перестать постоянно находиться в стрессе, развить уверенность в себе и научиться выдавать максимальный результат в долгосрочной перспективе.

Один из способов справиться с напряжением — разобраться в том, что такое сбалансированный оптимизм и научиться видеть положительные вещи вокруг.

Оптимизм VS пессимизм

Существует такое понятие, как «шкала оптимизма». Она означает те границы, внутри которых располагаются наши оптимистические и пессимистические настроения. Каждый из нас находится на том или ином участке этой шкалы. А на ее крайних полюсах располагаются абсолютные оптимисты и абсолютные пессимисты.

Чтобы справляться со стрессом и адекватно воспринимать окружающий мир, необходимо проявлять сбалансированный оптимизм. Такой подход позволит брать на себя риски, чтобы двигаться вперед даже в напряженных ситуациях, но в то же время не заходить слишком далеко и избегать нерациональных действий.

Склонность к оптимизму

Наличие позитивных предчувствий по поводу будущего помогает нам, поскольку побуждает двигаться вперед тогда, когда оно не определено, может быть некомфортным и напряженным. И не важно, идет ли речь об изменениях на работе или о проблемах в семье.

Склонность к оптимизму увеличивает вероятность выполнения задуманного и повышает вашу уверенность в том, что решения, даже содержащие рискованные элементы, скорее всего, обеспечат вам успех.

Чтобы рисковать и напряженно работать, в ходе эволюции у человека развились передние доли мозга, в особенности префронтальная кора головного мозга (расположенная выше глаз и за лбом). Это область мозга позволяет предполагать грядущее развитие событий и планировать будущее. Префронтальная кора работает в качестве центра планирования и предсказаний. Здесь живут наши ожидания. Она позволяет заглянуть за ближайшее препятствие, вызов или трудность, с которыми мы встретились, и понять, нужно или нет принимать на себя риски по продвижению вперед.

Пессимистический настрой

Если вы тяготеете к пессимизму, то, видимо, смотрите на окружающий мир с недоверием. Из-за этого вы часто избегаете сложных ситуаций и сокращаете собственные шансы на успешный исход событий.

Давайте попробуем вспомнить напряженный момент, в котором вы оказались. Как вы себя чувствовали? Попытались избежать его? Как вы действовали? Решили, что не нужно рисковать, а лучше пораньше выйти из неприятной ситуации? Если это был напряженный разговор, то что вы сделали, чтобы ваш голос был услышан? Или вы ушли, чувствуя, что высказали не все, что хотели?

Это все характеристики пессимистичного взгляда на жизнь. Такой подход во многом является разрушительным. Однако есть и хорошие новости — с пессимистическим настроем можно справиться. Главное — вовремя прислушаться к себе.

Прислушайтесь к себе

Поскольку оптимизм связан преимущественно с позитивными эмоциями, а пессимизм — с негативными, постоянный оптимистический настрой дает вам максимум положительных эмоций. Напротив, всегда, когда вы испытываете физические признаки напряжения, высока вероятность того, что вас охватывает пессимизм. В этом случае срочно применяйте описанные выше методы снятия психологического напряжения. Так что накануне напряженного момента постарайтесь прислушаться к себе и понять, какой настрой превалирует. Ощущая прилив пессимизма, постарайтесь избавиться от него.

По материалам книги «Под давлением».

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Пессимизм — это… Что такое Пессимизм?

Наполовину полон или наполовину пуст?

Пессимизм (нем. Pessimismus от лат. pessimus — наихудший) — отрицательный, негативный взгляд на жизнь.

Весьма распространённую элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Очевидно, что люди субъективно особо чувствительны к бедствиям своего времени, и этот вид пессимизма — естественная и практически неизбежная иллюзия. Теоретически мы от нее освобождаемся тогда, когда узнаем факт её повторения в разные эпохи, в самых разных исторических условиях.

Пессимистическому взгляду на историю противопоставляется идея постоянного возрастания человеческого благополучия[1]. Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причём крайним из отрицательных ответов является пессимизм безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Э. Гартмана.

Четыре благородные истины

Русский философ Владимир Соловьев полную формулу безусловного пессимизма пытался найти в основном буддийском учении «Четыре благородные истины»:

1) Истина о страдании (дукха или дуккха, санскр. — болезнь и страдание): «Моё страдание есть результат моего неблагого мышления и плохой кармы». Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.

2) Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая — источник дуккхи): «Моё неблагое мышление и плохая карма есть причина моего страдания и условия страдания других». Причина страдания состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти — в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истине, ошибочное понимание реальности.

3) Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха — прекращение дуккхи): «Моё счастье есть результат моего благого мышления и моей хорошей кармы». Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.

4) Истина о путях к прекращению страдания (марга или магга — путь, ведущий к прекращению дуккхи): «Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других». Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Нирвана — понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий. В общем смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости, «высшего счастья». По своей сути нирвана — трансцендентное состояние непреходящего покоя и удовлетворённости.

Спасение от «сансары» (бесконечного страдания) возможно только через указанный Восьмеричный путь.

Философ обращает внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание.

Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретив нищего, больного, старика и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нём ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть — общий удел живых существ: такой Пессимизм существ, опирающихся на свое ограниченное существование, есть аксиома.

Однако уверенность в возможности обрести спасение от страданий заставляет царевича испытав сполна путь аскезы и отбросив его как заблуждение, обнаружить Срединный путь. Дхарма Будды в равной мере критикует как нигилизм (отрицание существования), так и этернализм (самостоятельность, независимость существования), определяя цепь взаимозависимого возникновения как единственный механизм формирования ограниченных миров существования (Сансары). Одно из наиболее детальных определений безграничности и беспредельности Нирваны дает Сутра Сердца Праджняпарамиты: «Нет невежества, нет избавленья от него, нет старости, нет смерти, также нет от них и избавленья. Нет страданий, нет и их возникновенья, прекращенья нет, пути нет, нет познанья, Также нет и достижения, так как нечего достигнуть». Преодоление представлений о границах собственного существования приводит к осознанию пустоты всякого обозначения «себя» и таким образом преодолевается привязанность к возникновению и прекращению существования отдельных форм: «своего» тела, «своего» ума.

Но эта точка зрения необоснованна, ибо страдание природа сансарического бытия, обусловленного заблуждениями. Нирвана это прекращение именно сансарического бытия. В случае сравнения с потухшей свечой топливом являются заблуждения. Огонь это страдание.

Что же до несуществования ничего, в буддийской онтологии отрицается бытие не обусловленное причиной и следствием. Бытие обусловленное признаётся.

Шопенгауэр и Эдуард фон Гартман

Новейшая форма абсолютного пессимизма (у Шопенгауэра и Э. Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается — а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnphänomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти.

Шопенгауэр и Гартман много говорят о «мировом страдании», но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть его единое метафизическое начало — «воля», «бессознательное» и т. п. — не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своём органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания — людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются.

Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать «за пределами своей кожи», то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его « кожи», то есть через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный Пессимизм ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти её значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство.

Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нём истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления — и такой цели он несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своём пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали.

Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это — высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного пессимизма логически исключает всякую другую этику.

Если всё дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. — На самом деле безусловный пессимизм как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», приводит размышляющий ум к истинному заключению, что «мир весь во зле лежит», чем и исчерпывается правда пессимизма.

Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чём не основано, но и ведёт к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье — за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный пессимизм и в нравственной сфере.

Иногда пессимизмом называется всякое воззрение, которое признаёт реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится во многих философских и большинстве религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов.

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *