Пезешкиан позитивная психотерапия – Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана — Психологос

Содержание

Позитивная психотерапия Пезешкиана | Блог 4brain

Позитивная психотерапия как особый метод, в котором философия и мудрость Востока соединяется с рациональностью Запада, появилась в 1968 году, благодаря работе иранского профессора, доктора медицинских наук и специалиста в области психологии, психотерапии и неврологии Носсрата Пезешкиана. Его метод основан на транскультурных исследованиях, которые были проведены в более чем двадцати разных культурах. За свои разработки Носсрат Пезешкиан в 2009 году был номинирован на Нобелевскую премию в области медицины и физиологии.

Метод позитивной психотерапии Пезешкиана

Для начала стоит сказать, что использование метода позитивной психотерапии Пезешкиана и его принципов не ограничивается одной лишь психотерапией или консультированием, но распространяется также и на другие области и применяется в образовании, управлении персоналом, бизнесе, профилактике здоровья, проведении всевозможных тренингов, а также в коучинге.

Идея метода говорит о том, что положительное представление о человеке проистекает из того, что любой человек с самого рождения имеет две основные способности: способность к познанию и способность к любви. Обе они тесно взаимосвязаны друг с другом: развитие одной способствует процессу развития другой, и облегчает его. Это и является главным утверждением, на котором в позитивной психотерапии строится представление о человеке. По своей природе человек является добрым и подсознательно стремится к добру.

Также позитивная психотерапия Пезешкиана базируется на вере в то, что все люди наделены всем необходимым, чтобы жить счастливой жизнью. У каждого есть доступ к неисчерпаемому источнику жизни, который можно использовать для своего индивидуального раскрытия и личностного роста.

Всё самое ценное находится внутри человека и, словно семена, зреет на протяжении жизни – это замысел Творца. Учёный говорил о том, что каждый человек представляет собой шахту, полную драгоценных камней. И одной из задач является поиск этого ценного клада, и поднятие его наружу из глубин души человека. Необходимо показать этот клад миру посредством применения талантов и природных задатков, благодаря чему возможна полная самореализация человека. Основной удовлетворения в жизни является исполнение своего жизненного предназначения.

Преимущества, достоинства и особенности позитивной психотерапии Пезешкиана

Сначала нужно сказать несколько слов о преимуществах метода Пезешкиана. Они заключаются в следующем:

  • Метод применим к любым проблемам
  • Метод интернационален
  • Инструментом терапии могут служить притчи, метафоры и т.п.
  • Человек рассматривается как целостная система
  • Клиент принимает в терапии активное участие
  • Метод краткосрочен и рассчитан на 15-20 сеансов
  • Метод ориентирован на будущее клиента

Одним из наиболее важных достоинств позитивной психотерапии является то, что она доступна любым возрастным и социальным группам, а также то, что для неё характерны обучение самопомощи, системный подход и простота языка. Благодаря универсальности и принципу простоты существует возможность применения метода в повседневной жизни без каких-либо специализированных знаний абсолютно каждым человеком. Позитивную психотерапию можно рассматривать как указатель для человека на верный путь гармонизации его чувств и мыслей.

Фундаментальной особенностью метода Пезешкиана также является использование специалистом в своей работе различных пословиц, притч, необычных интересных историй. Наполненные мудростью Востока, они способны помочь человеку посмотреть на свои проблемы под другим углом, отстранённо, абстрагироваться от субъективных переживаний и обсудить свои трудности со специалистом, будучи независимым от него.

Основной упор в позитивной психотерапии делается на возможностях человека как главнейшем способе его исцеления от страданий и недугов. Причиной возникающих проблем, согласно терапии, являются неразвитые или подавленные области духовного взаимодействия между людьми – из-за них появляются нарушения в жизни и различные конфликты.

Положительное отношение к проблемам приводит к пониманию того, что любая из них скрывает уникальные возможности для развития, что и вселяет в людей надежду. Полноценное здоровье подразумевает баланс четырёх основных сфер жизни:

  • Тело/здоровье
  • Работа/успех
  • Контакты/семья
  • Фантазии/будущее

Конфликты и болезни представляют собой, главным образом, дисбаланс этих четырёх сфер. Позитивная психотерапия делает акцент на здоровой части организма человека, в которой содержится всё необходимое для его выздоровления, и из которой можно черпать энергию для конструктивного взаимодействия со свои недугом и создания в жизни благоприятных перемен. Сама терапия вкупе с умением собственными силами выйти из сложившегося положения – это инструменты для восстановления естественного баланса.

Ещё одним существенным достоинством метода является его нацеленность на будущее, ведь он позволяет формировать будущее посредством принятия ситуаций в настоящем. Каждый человек, приняв на себя полную ответственность за свою жизнь, способен изменить свою реальность. Другими словами, если человек хочет иметь то, чего никогда не имел, он должен делать вещи, которых никогда не делал.

Важным принципом психотерапии Пезешкиана является принцип уникальности личности. Он гласит, что в жизни не может быть стандартов, а многообразие источников счастья человека суть в том, что быть счастливым можно в моменте «сейчас», имея то, что есть, не грезя о том, «что было бы, если бы» и т.п. Способность человека узреть в настоящем то, что сделает его счастливым и придаст силы на пути к новым свершениям, наделяет его мудростью и делает создателем своего собственного «Я». Но изменить текущее состояние к лучшему можно только постепенно, а для этого необходимо обладать терпением.

Позитивная психотерапия помогает человеку мобилизовать свои скрытые резервы для осуществления положительных перемен. Она учит человека не противостоять окружающему миру, а принимать его таким, каков он есть. Итогом же станет позитивное миро- и самовосприятие, а также позитивное восприятие жизни и окружающих людей.

Принципы работы позитивной психотерапии Пезешкиана

Работа позитивной психотерапии Пезешкиана основана на трёх принципах: принципе надежды, принципе баланса и принципе самопомощи.

Принцип надежды фокусируется на ресурсах человека. Благодаря ему можно осознать максимум своих способностей и стать ответственным за всё, что происходит в твоей жизни.

Принцип баланса позволяет рассмотреть жизнь и развитие человека по четырём основным направлениям: тело, отношения, достижения и будущее. Целью этого принципа является восстановление естественной гармонии этих четырёх направлений.

Принцип самопомощи может быть применим в качестве стратегии гармонизации личности, а также её адаптации и развития. Первоначально этот принцип применяется психотерапевтом, но по мере работы человек начинает применять его самостоятельно, проецируя на себя и своё окружение, тем самым оказывая себе самопомощь.

Теория четырёх сфер

Многочисленные исследования Носсрата Пезешкиана и его коллег позволили им вывести закономерность, отображающую то, что люди восточной и западной культур будут по-разному реагировать на одни и те же проблемы. Идея о том, что ситуации, сами по себе, не являются ни хорошими, ни плохими, и что оценка даётся им каждым конкретным человеком, послужила основой для создания теории четырёх сфер, посредством которых происходит реакция на конфликты и болезни:

Первая сфера – сфера тела, в которой человек реагирует на болезнь при выходе ситуации из-под контроля. Здесь появляются психосоматические заболевания. Люди, как правило, лечат симптомы, а не причины, что является в корне неверным.

Вторая сфера – сфера деятельности, в которой человек либо полностью погружается в работу, либо, наоборот, стремится ничего не делать вообще.

Третья сфера – сфера контактов, в которой идёт речь об умении налаживать связь с людьми, растениями и животными, а также с самим собой. Конфликты и болезни могут устраняться человеком либо через уход «в себя», либо в чрезмерное общение.

Четвёртая сфера – сфера фантазии, где проблемы решаются через визуализацию благоприятного будущего.

Позитивная психотерапия говорит, что здоровым может считаться человек, распределяющий свою энергию по всем четырём направлениям. Если же одно из направлений не развивается в должной мере, именно оно станет слабым местом для воздействия стрессовых ситуаций и событий, которые могут травмировать человека.

Согласно данной теории, человек должен работать со своими проблемами во всех четырёх направлениях. Кстати, Пезешкиан отметил, что люди Запада уделяют основное внимание сферам тела и деятельности и, соответственно, проблемы решают через них, а люди Востока, напротив, живут и реагируют в сферах контактов и интуиции (фантазии).

Насколько верны идеи позитивной психотерапии Пезешкиана, вы можете судить сами, просто спроецировав их на себя и свою жизнь. Но вероятность того, что подтверждение будет практически 100% очень велика.

4brain.ru

Позитивная психотерапия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Позитивная психотерапия — один из широко известных методов современной психотерапии, признанный в 1996 году Европейской ассоциацией психотерапии и в 2008 году Всемирным советом психотерапии. Развиваемая основателем метода Носсратом Пезешкианом с 1968 года в Германии, позитивная психотерапия имеет психодинамические корни и первоначально называлась дифференциальным анализом (Peseschkian N., 1974).

Сам метод позитивной психотерапии был основан в 1968 году немцем иранского происхождения, профессором Носсратом Пезешкианом. Метод позитивной психотерапии относится к транскультурным психодинамическим психотерапевтическим методам, с гуманистической точкой зрения на человека. Этот конфликт-центрированный и ориентированный на способности метод удостоен Главной медицинской премии Германии «

Ричард-Мартин-Прайс» в области гарантии качества в 1997 году.

В 2009 году профессор Носсрат Пезешкиан номинирован на Нобелевскую премию в медицине и физиологии.

Название метода происходит от лат. positum — «имеющий место», «данный», «фактический».

С точки зрения позитивной психотерапии, одной из самых важных данностей природы человека являются его способности — как врождённые («базовые способности»), так и сформировавшиеся в процессе развития личности («актуальные способности»).

Позитивная психотерапия является кросс-культурным методом, интегрирующим в себе, с одной стороны, философскую и интуитивную мудрость Востока, а с другой — рациональную системность и научность Запада. Позитивная психотерапия основана на транскультуральных исследованиях более 20 культур и является новым методом и подходом к человеку, который преследует в основном следующие цели:

  • лечение (психотерапевтический аспект),
  • воспитание и профилактику (педагогический аспект),
  • развитие межкультурального сознания (транскультурально-социальный аспект),
  • взаимодействие и интеграцию различных психотерапевтических направлений (междисциплинарный аспект).

Три принципа позитивной психотерапии[править | править код]

Метод позитивной психотерапии основывается на 3-х принципах, каждому из которых соответствует опр

ru.wikipedia.org

Книги по позитивной психотерапии Пезешкиан

 

Здесь представлены книги немецкого психиатра и психотерапевта Н. Пезешкиана - основателя  позитивной психотерапии.  

 

Другие материалы и техники позитивной психотерапии смотрите здесь:

Список книг 

1. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия.

 Скачать 

2. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи. 

 Скачать

3. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. 

 

4. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия.

 Скачать

5. Пезешкиан Н. Мне ясно как справиться с диабетом.

Скачать

6. Пезешкиан Н. 33 и одна форма партнерства.

 Скачать

7. Пезешкиан Н. Тренинг разрешения конфликтов.

 Скачать 

Статьи Н. Пезешкиана:

— О формах страхов

— Результаты исследований о смерти и страхе смерти

— Исследование смерти

— Стадии горя

— Из терапевтической практики Н. Пезешкиана 

 

«Формы страхов»

«Страх смерти»

«Исследование»

«4 стадии горя»

«Потеря близкого»

8. Пезешкиан Х. Введение в позитивную психологию и психотерапию.

 Скачать 

9. Пезешкиан Х. Позитивная психотерапия как транскультурный подход в Российской психотерапии. Диссертация. В виде научного доклада на соискание ученой степени доктора мед. наук.

 Скачать

psiholog-dnepr.com.ua

Пезешкиан психосоматика и позитивная психотерапия читать онлайн

Носсрат Пезешкиан_Психосоматика и позитивная психотерапия. Носсрат Пезешкиан Психосоматика и позитивная психотерапия Институт позитивной психотерапии

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 12
1. Введение в позитивную психотерапию и психосоматическую медицину 12
Введение 12
Терапия и видение человека 12
Психотерапия вместо психопатологии 13
Для кого предназначена эта книга? 15
Руководство для читателей 15

  1. Позитивное толкование болезни 15
  2. Понятия 16
  3. Симптоматика 16
  4. Транскультурный аспект и эпидемиология 16
  5. Обзор литературы 16
  6. Пословицы и народная мудрость 16
  7. Притчи 16
  8. Аспекты самопомощи (психопатофизиология) 17
  9. Терапевтический подход 17

10) Опросник 18
Каково будущее позитивной психотерапии? 19
Критика и взаимодействие 20
Благодарность 22
2. Психосоматика на Востоке и Западе 24
Притча в напутствие «Легкое лечение» 24
3. Модель конфликта в позитивной психотерапии применительно
к психосоматической медицине 30
Притча «Меткое слово» 30
Развитие позитивной психотерапии с позиции
транскультурного подхода 30
Модель конфликта в позитивной психотерапии (краткая форма) 33
а) Актуальный конфликт 33
б) Актуальный и базовый конфликт 34
в) Ключевой конфликт 34
г) Нейрофизиология 34
Техника лечения, основанная на теории возникновения заболеваний 35
а) Позитивный процесс 35
б) Содержательный процесс 38
в) Ориентация целей 38
г) Стационарное и амбулаторное применение 40
Теория позитивной психотерапии в психосоматической медицине 40
а) Позитивное видение человека 40
б) Актуальные способности и концепции (внутренняя динамика конфликта) 42
в) Четыре формы переработки конфликтов (физиология и психосоциальная
ситуация напряжения) 46
г) Четыре модели для подражания (раннее развитие) 50
д) Девять тезисов позитивной психотерапии 52
Актуальные способности в отношениях врач — пациент 53
а) Актуальные способности как содержание переноса и контрпереноса 55
б) Три стадии взаимодействия 57
в) Взаимоотношения терапевтических моделей 60
Практическое применение «позитивных преобразований» —
психоанализ и позитивная психотерапия 60
Недоразумения как содержание защитных механизмов 63
Приложение: Общий опросник 64
4. Пять ступеней позитивной психотерапии (практическая часть) 68
Общая и межличностная функция 68
Терапевтическая функция первого интервью 68
а) Ступень 1: наблюдение и дистанцирование 69
б) Ступень 2: инвентаризация 72
в) Ступень 3: ситуативная поддержка 73
г) Ступень 4: вербализация 73
д) Ступень 5: расширение системы целей 74
Пять ступеней в терапии и самопомощи 74
а) Ступень 1: наблюдение и дистанцирование 74
б) Ступень 2: инвентаризация 76
в) Ступень 3: ситуативная поддержка 77
г) Ступень 4: вербализация 78
д) Ступень 5: расширение системы целей 79
Стратегии позитивной психотерапии 80
а) Работа с одним пациентом 80
б) Партнерские проблемы 81
в) Нервный срыв 81
г) Нуклеарная семья (отец—мать—ребенок) 81
д) Работа с расширенной семьей 81
е) Психосоматика и семья 81
ж) Психозы в позитивной семейной терапии 82
з) Позитивная групповая психотерапия 82
и) Группы самопомощи 82
5. Три аспекта психосоматики в позитивной психотерапии 84
Притча: «Черепичник» 84
Психосоматика в узком смысле 85
а) Функциональные расстройства 85
б) Органические нарушения 85
Психосоматика в широком смысле 86
а) Психосоматические симптомы как проявление конфликтного переживания 87
б) Психосоматические симптомы как индикаторы конфликтного или недостаточного
переживания 88
в) Психосоматические симптомы как сопутствующие проявления препсихотических и
психотических заболеваний 88
г) Психосоматические симптомы при чисто соматических заболеваниях 89
Психосоматика во всеобъемлющем смысле 89
а) Сфера индивидуума 90
б) Сфера науки 91
в) Социокультурная сфера 92
д) Практические выводы 99
6. Заключение 101
A. Взаимоотношения терапевтических моделей 101
Б. Сообщение для экспертов 104

  1. Спонтанные сведения (комментарии) 104
  2. Описание жизненного пути 104
  3. Состояние на момент обращения 106
  4. Психодинамика и содержание конфликта 106
  5. Диагноз 108
  6. План лечения и цель терапии 108
  7. Прогноз 108

B. Общее заключение терапевта на промежуточном этапе 109
Разъяснение диагноза пациенту 109
Модификация первого интервью НО
7, Нервный срыв 112
Притча: «Не все сразу» 112
Пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при нервном срыве 112
Позитивное толкование 114
Содержательная модель 114
Пятиступенчатая модель лечения 115
II. КАРТИНЫ БОЛЕЗНЕЙ 117

  1. Нервная анорексия и булимия 117
  2. Ожирение 133
  3. СПИДофобия 141
  4. Страх и депрессия 147
  5. Бронхиальная астма и гипервентиляционный синдром 167
  6. Грыжа межпозвонкового диска 178
  7. Заболевания крови 188
  8. Язвенный колит и болезнь Крона 194

9. Сахарный диабет 200

  1. Простудные заболевания и насморк 214
  2. Заболевания желчного пузыря и желчнокаменная болезнь 220
  3. Желтуха 226
  4. Гериатрические проблемы 230
  5. Выпадение волос 238
  6. Заболевания кожи и аллергия 245
  7. Инфаркт миокарда 256
  8. Кардиофобия и функциональные нарушения сердечного ритма 262
  9. Гипертония и гипотония 273
  10. Головная боль и мигрень 283
  11. Рак 290
  12. Язва желудка и двенадцатиперстной кишки 299
  13. Рассеянный склероз (MS) 305
  14. Обстипация 315
  15. Педиатрические проблемы 327
  16. Болезнь Паркинсона 335
  17. Ревматоидный артрит и ревматизм 347
  18. Заболевания щитовидной железы 355
  19. Шизофрения и эндогенная депрессия 359
  20. Нарушения сна 370
  21. Апоплексический удар и закупорка артерии 377
  22. Нарушения глотания и кашель 383
  23. Нарушения слуха и зрения 388
  24. Сексуальные расстройства 394
  25. Феномен стресса в позитивной психотерапии 404
  26. Алкоголизм и курение 412
  27. Суицидальные попытки 418
  28. Несчастные случаи 423
  29. Урологические заболевания 429
  30. Заболевания зубов и нижнечелюстных суставов 435

III. ПРИЛОЖЕНИЕ 440
Притча в напутствие 440
«Человек, вол, собака и обезьяна» 440
A. Интервальный тренинг 441
Б. Релаксационный тренинг 442
B. Прогрессивная мышечная релаксация 444
Г. Три стадии взаимодействия в позитивной психотерапии 448
Список литературы 449

Источник: http://referad.ru/nossrat-pezeshkian-psihosomatika-i-pozitivnaya-psihoterapiya-i/index.html

Читайте также:

12kisses.ru

Позитивная психотерапия - методы и техники

Позитивная психотерапия – это специфическая психотерапевтическая методика, у́чащая индивида принимать окружающую среду во всей многоликости и разнообразии, а не входить в противостояние с ней. Позитивная психотерапия указывает субъекту правильную и безболезненную стезю для обеспечения гармоничного формирования его мыслям, поведенческим реакциям, поступкам и чувствам.

Первоначально позитивная терапия носила название дифференциальный анализ. С позиции гуманистической концепции позитивную психотерапию следует отнести к транскультурному, психодинамическому подходу психотерапии. Концепция позитивной терапии базируется на важности для личности ее способностей: врожденных, т.е. базовых, и выработавшихся во время формирования личности, т.е. актуальных.

Пезешкиан позитивная психотерапия

Позитивная терапия представляет собой методику краткосрочной терапии, предложенную в 1968 году Н. Пезешкианом. Данная методика направлена на принятие решений позитивного характера в различных жизненных ситуациях посредством мобилизации внутренних резервов личности.

Свое название методика получила от слова латинского происхождения, которое означает в переводе фактическое или данное. Ключевая идея позитивной психотерапии заключена в работе со способностями индивида, выработавшимися в ходе личностного развития, а не с самим заболеванием, симптомами или насущной проблемой. Главный тезис позитивной психотерапии состоит в том, что здоров не тот индивид, кто не имеет проблемных ситуаций, а тот, кто понимает, каким образом грамотно преодолеть возникающие трудности, преграды, и находит максимально допустимое число решений проблемных ситуаций.

В соответствии с концепцией терапии, позитивное представление индивида происходит из осознания того, что каждый субъект обладает от рождения двумя центральными способностями: любить и знать. Эти базовые способности имеют тесную взаимосвязь, поскольку уровень сформированности одной поддерживает и способствует развитию другой. В позитивной психотерапии на этой аксиоме выстраивается представление об индивиде: он добр по сути своей и обладает врожденной тягой к добру.

Позитивная психотерапия базируется на глубоком веровании в то, что все люди наделены необходимыми способностями в полной мере для счастливой жизни. Каждому открыт доступ к неисчерпаемым жизненным возможностям для личностного роста и индивидуального раскрытия.

Пезешкиан утверждал, что индивида можно представить в виде шахты, наполненной драгоценностями. Одной из задач индивида, приводящей к личностной самореализации, является поиск сокрытого клада, поднятие его из глубин человеческой души и демонстрация вселенной в виде применения природных способностей и талантов. Основой жизненной удовлетворенности Пезешкиан считал исполнение индивидуальной жизненной миссии.

Краткосрочная позитивная психотерапия обладает неоспоримыми достоинствами, включающими ее доступность всем возрастным категориям и социальным группам. Обучение самопомощи и системный подход психотерапии притягивает все больше субъектов к методике из различных профессиональных сфер. Принцип простоты и разносторонности предоставляет возможность легко применять концепцию Пезешкиана без психологического образования каждому в будничной жизни в тяжелые жизненные моменты.

Ценностью данного метода психотерапии является рассмотрение проблемы с точки зрения транскультурного подхода. Психотерапевт, практикующий данный метод, должен обладать особенной чувствительностью и знаниями о разнообразных культурных особенностях и специфике духовных различий народов мира. Неординарность жизненного опыта отдельных личностей и целых народов не оспаривается, а принимается. Духовная атмосфера и специфика среды, в которой индивид родился и вырос, уважается, а не рассматривается в качестве предрассудка. Транскультурный подход базируется на концентрации внимания, на схожести человеческой расы, а не на ее различиях.

Философия позитивной психотерапии анализирует индивида комплексно в процессе его видоизменений. В ходе психотерапии ключевыми являются индивидуально-биологические особенности, психосоциальные аспекты и духовные качества личности. Данный подход способствует обретению внутренней целостности.

Применение концепции Пезешкиана не ограничиваются только терапией и психологическим консультированием, оно распространяется и на другие прикладные сферы. Довольно эффективны его идеи в организации и проведении тренингов, в управлении бизнесом.

Множество психотерапевтических методик сосредоточивает внимание на патологических личностных расстройствах, на болезнях и проблемах индивида. А краткосрочная позитивная психотерапия акцентирует внимание в процессе взаимодействия клиента с терапевтом на индивидуальном потенциале в качестве первичного и ключевого момента его исцеления.

Позитивная психотерапия видит причиной появляющихся личностных проблем в неразвитых и подавленных сферах духовного межличностного общения. Подавление некоторых сфер межличностного взаимодействия ведет к зарождению конфликтов и к другим жизненным расстройствам.

Позитивная психотерапия базируется на трех главнейших принципах: надежды, баланса и самопомощи. Принцип надежды сфокусирован на ресурсах индивида. Он позволяет понять свои способности, принять ответственность за происходящее в личной жизни на себя. Принцип баланса рассматривает жизнь и личностное развитие в четырех аспектах, таких как тело, отношения, достижения и будущее. Суть этого принципа заключена в стремлении к возрождению их природной гармонии. Принцип самопомощи можно представить в образе 5-шаговой модели. Ее применяют в качестве стратегии гармонизации, личностной адаптации и развития.

Целенаправленность на развитие и будущность является неоспоримым преимуществом метода позитивной терапии. Он обучает образовывать будущее через принятие обстоятельств настоящего. Принятие абсолютной ответственности за собственную жизнь позволяет каждому индивиду совершать конкретные действия по трансформации своей реальности.

Важным принципом позитивной психотерапии также считается и принцип неординарности, индивидуальности личности. Жизнь не состоит из шаблонов. Многогранность и разнообразность источников людского счастья выстраивается на использовании и получении удовольствия от того, что имеется на данный момент времени, а не от возможного.

Позитивная психотерапия является одной из дорог на пути к жизненному балансу и гармонии. Она учит индивида, как стать автором собственной жизни. Однако позитивное направление не означает трактовку вселенной через призму «розовых очков».

Позитивное направление в качестве метода психотерапии призвано помочь индивиду не потерять себя в течение стремительно разворачивающихся событий века.

Психосоматика и позитивная психотерапия

Жизненный путь индивида представляет собой череду событий, отмеченных персональным участием индивида, восприятием, оцениванием и ответной реакцией. Ответная реакция личности объединяет в себе определенный набор поступков в конкретной ситуации, переживание того, что произошло. Жизненные события представляют собой модификации обстоятельств или новые конфигурации взаимоотношений окружающих, нарушения в осуществлении жизненной стратегии и целей, неудовлетворенные желания и потребности, несбывшиеся мечты, крушение надежд. Шагая полосами стрессовых, конфликтных и проблемных ситуаций, попадая в жизненные кризисы, индивид может преобразоваться в жертву продолжительных состояний напряжения психоэмоционального характера и социальной дезадаптации.
Так как тело и душа личности являют собой неразрывную целостность, то психологическое неблагополучие довольно часто становится причинами телесных хворей. В свою очередь, такие нарушения, оказывают воздействие на психику индивида. В реалиях стремительной современной жизни у субъекта обнаруживается множество расстройств психосоматического характера, которые устраняются только посредством понимания телесного «языка» психики. Нередко тело, посредством проистекающих в нем процессов, может проявлять эмоции при помощи языка чувств, например, выражения боязни, отчаяния, уныния, радости. Одновременно с этим психические процессы обнаруживают себя через «язык органов». Так, например, психические процессы могут выражаться покраснением лица, дрожью, болью в спине или сыпью на лице.

Причиной связи в таких случаях между изначально произошедшим и его следствием не существует. Физиологические и психические реакции являются различными проявлениями индивидуального внутреннего состояния.

Пезешкиан в своих трудах обосновал связь психосоматики (телесное отображение душевной жизни субъекта) и позитивной психотерапии.

Позитивный подход Пезешкиана охватывает все психические недуги, психосоматические и соматические болезни. Данный подход направлен на учет симптомов и динамики болезни наряду с содержательными аспектами для каждого индивида.

Методы позитивной психотерапии

Основной задачей позитивной терапии выступает трансформация убеждений пациента относительно собственного заболевания и поиск новых возможностей внутреннего резерва в битве с болезнью. Так как фундаментом множества психических и психосоматических недугов является конфликт, то смена взглядов на симптоматику позволяет психотерапевту и, соответственно, пациенту более разграничено подходить к конфликтным ситуациям.

Согласно концепции позитивной терапии, ответная реакция на конфликт у любого индивида выражается посредством четырех основных сфер разрешения конфликтов – тела, деятельности, контакта и фантазии.

Позитивная психотерапия бывает динамической и краткосрочной, она может быть направлена, как на помощь отдельной личности, так и семье в целом.

Позитивная семейная психотерапия основана на поиске решений через личный опыт участников терапии. Клиенты решают собственные проблемы самостоятельно, не замечая этого. Сеансы психотерапии помогают выяснять, каким именно образом желает каждый участник семейных отношений видоизмениться. Наряду с этим довольно важным является понимание клиентами основных моментов, заключающихся в том, какие внутренние резервы могут использовать члены семьи в конкретной ситуации и каково желаемое состояние системы семейных отношений, к которым устремлены их участники и ради которых они согласились сотрудничать с психотерапевтом.

Позитивная семейная психотерапия в своем арсенале средств для помощи семьи использует различные истории, притчи, небылицы, мифы, сказания. Целью историй, рассказанных терапевтом, является не только морализирование, но и соприкосновение с ситуацией-примером в воображении. Истории играют роль зеркала, модели, посредника между клиентами и психотерапевтом.

Ключевым понятием позитивного подхода в семейном консультировании выступает «концепция». Концепцией называются эмоциональные и когнитивные конфигурации, задающие индивиду схему толкования отношений к собственной личности, к другим индивидам, к окружению.

Позитивная психотерапия и упражнения направлены на помощь клиенту осознать, что проживать собственную данность (positum) нужно так, чтобы жизнь его становилась крепче, ярче, несла здоровье, уважение и принятие собственной уникальности.

Позитивная психотерапия техники

Позитивный подход в терапии обладает четким алгоритмом и позволяет применять различные техники и методы, включающие и приемы из смежных направлений. Например, техники проговаривания, методику вопрос-ответ, опросник актуальных способностей, элементы арт-терапии, техники визуализации и др.

Позитивная психотерапия в своем арсенале располагает следующими, свойственными только ей, конкретными техниками и терапевтическими направлениями: стандартизованным первым интервью, применением притч, сказаний, поговорок, мифов и пословиц, былин, транскультуральным подходом, позитивной символ ориентированной интерпретацией, образцом конфликта для осознания проблем клиентов, шаблоном равновесия способности к постижению, переработкой микро- и макротравм, шаблоном равновесия способности любить.

Техника позитивной психотерапевтической практики обычно имеет пять уровней: отдаление от конфликтной ситуации и ее проработка, ситуативное одобрение и вербализация, увеличение границ жизненных целей.

Позитивная психотерапия упражнения и техники в данном направлении не требуют максимум усилий и не затрачивают много времени, но требуют определенных знаний и особой чувствительности от психотерапевта.

Техники позитивной психотерапии подходят для разрешения всевозможных проблемных вопросов, начиная от личностных конфликтов, межличностных взаимоотношений и заканчивая работой с психосоматическими заболеваниями. Они предоставляют возможность проследить причины специфики поведенческих реакций клиента, позволяют понять их. Позитивный подход терапии принуждает клиента посмотреть на проблемную ситуацию с абсолютно новой точки зрения, нередко противоположной той, которая была изначально.

При помощи техник позитивной терапии клиент учится находить резервы и другие жизненные цели.

psihomed.com

Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана » СтудИзба

Тема 7. Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана

1. Базовые способности человека.

2. Формы переработки конфликта.

3. Основые этапы терапевтической модели.

4. Тезисы позитивной психотерапии.

1. Базовые способности человека.

В широком смысле «позитивной» можно назвать всю новую волну мировой психотерапии, но термин «позитивная психотерапия» был впервые использован немецким психотерапевтом (армянином по происхождению) Носсратом Пезеш-кианом в 1972 г. для собственной психотерапевтической концепции и стратегии, и этот термин следует использовать только применительно к его психотерапевтической концепции.

Метод позитивной психотерапии относится к транскультурным, психодинамическим психотерапевтическим методам с гуманистической точкой зрения на человека. Этот конфликт-центрированный и ориентированный на способности метод удостоен Главной медицинской премии Германии «Ричард-Мартин-Прайс» в области гарантии качества в 1997 году. В 2009 году профессор Носсрат Пезешкиан номинирован на Нобелевскую премию в медицине и физиологии.

Название метода происходит от лат. positum — «имеющий место», «данный», «фактический». С точки зрения позитивной психотерапии, одной из самых важных данностей человеческой природы являются его способности, — как врождённые («базовые способности»), так и сформировавшиеся в процессе развития личности («актуальные способности»).

Позитивная психотерапия является кросс-культурным методом, интегрирующим в себе, с одной стороны, философскую и интуитивную мудрость Востока, а с другой стороны, рациональную системность и научность Запад

Основа ее — в рассмотрении человека как особой ценности. Патопсихологические симптомы трактуются как формы реакции адаптации (депрессия как реагирование на глубокие эмоциональные конфликты, фригидность как отказ при помощи тела). От терапевта требуется не устранение нарушения или отклонения, а стимулирование резервных возможностей пациента и его психологических способностей.

Позитивная психотерапия основывается на:

• позитивном подходе к пациенту и заболеванию;

• содержательной оценке конфликта;

• пятиэтапной терапии, в основе которой лежит самопомощь.

Позитивная интерпретация симптомов или всего заболевания нередко противопоставляется общепринятой, традиционной их интерпретации. С точки зрения позитивной психотерапии в каждом симптоме можно найти не только плохое (негативное), но и хорошее (позитивное) начало. Боль, например, можно интерпретировать как сигнал о бедствии, повышенную температуру тела — как хорошую сопротивляемость организма, и т. д.

Основной целью позитивной психотерапии является изменение точки зрения пациента на свою болезнь и как следствие — новые возможности в поисках резервов в борьбе с недугом. А так как позитивная психотерапия исходит из того, что в основе многих психических и психосоматических заболеваний лежит конфликт, то смена точек зрения на симптомы или синдромы позволяет терапевту (и пациенту) более дифференцированно подходить к конфликту. Иными словами, психотерапевт, определив, что депрессия — это прежде всего «способность человека глубоко, эмоционально реагировать на конфликт», далее будет заниматься не столько депрессией, сколько конфликтом, который стоит за этим синдромом.

В позитивной психотерапии для достижения этой цели широко используются притчи, поучительные истории, «психотерапевтические сказки». По сути дела, каждый психотерапевт, имея богатый жизненный опыт, так или иначе пользуется этим методом. Важно, чтобы рассказанная история была яркой, в чем-то сходной с конфликтом пациента. Но сходство это не должно быть чрезмерно конкретным, «лобовым», а соприкасаться с конфликтом пациента как бы по касательной. Тогда эффект от рассказанной истории будет сильнее.

В основе концепции позитивной психотерапии лежит точка зрения, что каждый, без исключения, человек обладает двумя базовыми способностями: к познанию (когнитивность) и к любви (эмоциональность). Способность к познанию в свою очередь выражает рациональную, интеллектуальную суть человека (левое полушарие головного мозга), а способность любить — эмоциональную и душевную его суть (правое полушарие).

Способность к познанию означает способность учиться и учить. Из нее развиваются вторичные способности, такие, как пунктуальность, чистоплотность, аккуратность, послушание, вежливость, честность, открытость, верность, справедливость, трудолюбие, бережливость, обязательность, тщательность и добросовестность.

Способность к любви означает способность любить и быть любимым. Оба компонента одинаково важны: способность активно устанавливать эмоциональные отношения (любить) и способность эмоциональные отношения принимать и поддерживать (быть любимым). Способность к любви ведет в своем дальнейшем развитии к таким вторичным способностям, как умение любить, быть примером, иметь терпение, уделять время чему-то, умение устанавливать контакты, проявлять и принимать нежность и сексуальность, иметь надежду, уметь доверять, верить и сомневаться, приобрести уверенность и устанавливать единство.

Базовые способности являются актуальными, или психо-динамически действующими. Они взаимосвязаны с такими категориями, как «Сверх-Я» и «Я-идеал», чувство самоценности и комплекс неполноценности, а также «желательным» и «нежелательным» поведением в поведенческой терапии.

Отмечено, что в Западной Европе, Америке больше выражена способность к познанию, в восточных странах — способность к любви. Межкультуральный подход проходит красной нитью через всю позитивную психотерапию, так как позволяет лучше понять структуру конфликта и поведения пациента. Очень часто то, что неприемлемо в странах с одной культурой и традициями (прием алкоголя, особенности половых взаимоотношений и т. п.), приемлемо в других. Это не означает, что одна культура хорошая, а другая плохая. Просто они разные, а поэтому и поведение пациента с позиции той или иной культуры может трактоваться по-разному.

Преимущества позитивной психотерапии

ü  Конфликтоцентрированная терапия (в отличие от симптомцентрированной),

ü  Краткосрочность (15-20 сеансов),

ü  Универсальное применение к проблемам,

ü  Эклектичность,

ü  Интернациональность,

ü  Рассматривает человека как целостную систему,

ü  Использование метафор, притч как инструмента,

ü  Клиенту отводится активная роль,

ü  Ориентирована на будущее,

ü  Работает с проблемами терапевтов.

2. Формы переработки конфликта.

Несмотря на все культурные и социальные различия и неповторимость каждого человека, мы можем наблюдать, что все люди при решении своих проблем прибегают к типичным формам переработки конфликтов. Если у нас есть проблема, мы сердимся, чувствуем себя перегруженными или непонятыми, живем в постоянном напряжении или не видим никакого смысла в нашей жизни, то все эти трудности можно выразить в следующих четырех формах переработки конфликта, соответствующих четырем измерениям способности к познанию:

1. тело/ощущения;

2. деятельность/разум;

3. контакты/традиции;

4. будущее/фантазия.

Эти формы переработки конфликтов являются относительно широкими категориями, которые каждый наполняет своими личными представлениями, желаниями и конфликтами. Каждый человек развивает свои собственные предпочтения в преодолении возникающих конфликтов. При гипертрофии одной из форм переработки конфликтов другие отодвигаются на задний план. Какие из форм переработки конфликтов предпочитаются, зависит в существенной степени от приобретенного опыта, прежде всего — полученного в детстве. Четыре формы реагирования моделируются в конкретной жизненной ситуации при участии конкретных концепций.

Расстройства сна, потеря аппетита, заболевания органов, раздражительность, бесконтрольный прием пищи, витальная депрессия, сексуальные расстройства, утомляемость, боли, адинамия, акустические и оптические галлюцинации, ипохондрические представления, а также нарушения восприятия и влечений и аффективные расстройства могут быть представлены как симптомы в сфере тело/ощущения.

Расстройства мышления и интеллекта, нарушения внимания, памяти, трудности в принятии решения, склонность к рационализации, мечтательность, навязчивости, дереализация и т. д. относятся к разуму и вместе с тем к деятельности.

Фиксации, предрассудки, стереотипы, фанатизм, слабость суждений, боязнь правды, чувства ненависти и вины, маргинал ьность и односторонность связаны с традициями и, таким образом, с контактами. Безудержные фантазии, отстранение от действительности, суицидальные фантазии, сексуальные фантазии, опасения, навязчивые представления, бред отношения и преследования могут быть причислены к сфере будущего/фантазии.

Тело/ощущение. Как человек воспринимает свое тело? Как переживает он различные ощущения и информацию из окружающего мира? Воспринимаемая в ощущениях информация проходит через цензуру приобретенного масштаба_оценки. Отдельные характеристики ощущений могут быть конфликтными в связи с подобного рода переживаниями. При помощи своих ощущений ребенок с самого начала развития устанавливает контакт с окружающим миром. Общая активность контролируется ощущениями. Ритмы сна и питания могут стать важнейшими.

Информация, поступающая из внешнего и внутреннего мира, проходит сквозь призму собственного опыта, через цензуру приобретенных стереотипов. Может быть, именно в этом кроется разгадка того, почему в ответ на конфликт реагирует одна из четырех сфер. Более того, даже если в разрешении конфликта доминирует тело, то все равно встает вопрос: почему один человек реагирует на этот конфликт преимущественно сердцем, другой — желудком, третий — кожей (нейродермиты) или нарушением функции дыхания?

Поражение того или иного органа у пациента с психосоматическим заболеванием становится понятным при взгляде на концепции, которых он придерживается в отношении к телу в целом, отдельным его органам и их функциям, а также к здоровью и болезни.

Так, у больных с желудочными расстройствами, а также с ожирением мы можем наблюдать концепции, связанные с приемом пищи («Все, что на столе, должно быть съедено»). В противоположность этому у лиц с ишемической болезнью сердца мы часто обнаруживаем концепции, которые указывают на проблематичную ситуацию в отношении пунктуальности и распределения времени. Пациенты с ревматическими болезнями проявляются преимущественно типичными проблемами вокруг вежливости («Возьми себя в руки, что скажут люди»). У пациентов с кожными заболеваниями достаточно часто выявляются конфликтные концепции в отношении чистоплотности и общения.

Деятельность/разум. Измерение этого имеет особое значение в индустриальном обществе. Сюда же относятся способы становления норм деятельности и их включения в концепцию «Я». Мышление и разум сделают возможным систематически и целенаправленно решать проблемы и оптимизировать деятельность. Возможны две разнонаправленные реакции бегства: бегство в работу и бегство от требований деятельности. Типичные симптомы — проблемы самооценки, перегрузки, стрессовые реакции, страх увольнения, нарушения внимания и «дефицитарные» симптомы, такие, как пенсионный невроз, апатия, снижение активности и т. д. Концепции: «Если ты что-то можешь, тогда ты что-то из себя представляешь»; «Кончил дело — гуляй смело» и «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда»; «Время — деньги» и т. д.

Контакты/традиции. Эта сфера подразумевает способность устанавливать и поддерживать отношения с самим собой, партнером, семьей, другими людьми, различными их группами, социальными слоями и культурными кругами; отношение к животным, растениям и вещам. Социальное поведение формируется под влиянием приобретаемого опыта и полученного наследства (традиции), особенно это касается становления наших возможностей налаживать контакты. Существуют социально обусловленные критерии выбора, которые ими управляют: например, человек ожидает от партнера вежливости, искренности, справедливости, аккуратности, общности определенных интересов и т. д. и выбирает себе партнера в соответствии с этими критериями.

Будущее/фантазия (интуиция). Можно реагировать на конфликты, активизируя фантазию, воображая решения конфликтов, представляя мысленно желаемый успех или наказывая и даже убивая в мечтах людей, на которых накопилась злость из-за того, что кто-то был не верен, не прав или придерживается других убеждений. Фантазия и интуиция могут, например, возбуждать и даже удовлетворять потребность при творческих изысканиях и сексуальных фантазиях. В качестве  «личного мира» фантазия отгораживает от травмирующих и болезненных вмешательств действительности и создает временно комфортную атмосферу (например, алкоголь, токсикомания). Она может не воспринимать «злое дело» и болезненный разрыв с партнером как состоявшиеся; она может также и устрашать, становиться могущественной, делая действительность непереносимой вследствие проекции собственных страхов. Так воображение смешивается с восприятием и ведет к симптомам, которые встречаются в шизофрении в виде бредовых идей. Чтобы укротить пугающую, динамическую силу фантазии, некоторые люди вырабатывают навязчивое поведение, словно надевают корсет, который им помогает удержать в узде угрожающие фантазии и защищаться от неконтролируемых всплесков чувств. В этой сфере актуальные способности как содержание фантазий также играют главную роль.

Четыре сферы переработки конфликта могут уже здесь указать терапевту на существенные аспекты расстройства, которые обычно незаметны в круговерти обычной медицинской диагностики и терапии.

Эта «четверка» сравнима с некими весами, на чашах которых всегда должно быть по 25 %, чтобы сохранить душевное равновесие. Решающей для уравновешенного душевного состояния является способность мыслить позитивно-творчески. Это качество почти утрачено многими людьми, но его очень легко восстановить.

В личностной сфере односторонность в четырех качествах жизни проявляется внешне в открытых формах четырех реакций «бегства»: это «бегство» в болезнь (соматизация), в активную деятельность (рационализация), в одиночество или общение (идеализация или обесценивание) и в фантазии (отрицание).

Четыре сферы переработки конфликтов соотносятся с когнитивностью, т. е. с теми областями, с помощью которых мы вступаем в отношения с реальностью. Еще одно существенное измерение человеческой жизни определяется способностью к любви, которая также развивается во взаимодействии с окружающим миром. На основании этого мы интересуемся характером отношений, открывающих доступ к возможностям проявления эмоциональности.

При возникновении и проявлении заболевания (неврозы, психосоматические заболевания) большую роль играет так называемый актуальный конфликт. Он может быть результатом воздействия макропсихотравмы (к примеру, смерть близкого человека, эмиграция, безработица или смена профиля работы) или формируется под воздействием постоянно действующих микропсихотравмирующих факторов (конфликты в семье или на работе, общая эмоциональная напряженность в обществе и т. п.).

Актуальный конфликт сам по себе изначально нейтрален. Но когда этот конфликт касается конкретного человека, то он получает индивидуальное звучание и становится патогенным фактором. Личность здесь играет не менее важную роль, чем конфликт. Только тогда, когда личность пропускает конфликт сквозь призму своего Я, он приобретает индивидуальное значение.

Степень, в какой актуальный (нейтральный) конфликт станет для данной личности патогенным, зависит от многих причин, основными из которых являются конкретная ситуация, реакция на конфликт и личностные особенности.

Специфическое взаимодействие актуального и базового конфликта описывается в позитивной психотерапии следующей моделью: способности, ценностные установки, концепции и готовность к конфликту усугубляют внешние события и эмоционально окрашивают их на фоне биологически-биографической данности.

Например, в паре «учтивость прямота» учтивость означает способность быть внимательным, подчиняться, говорить «Да» ценой интуитивного отказа и эмоциональной реакции страха; прямота как способность открыто выражать потребности, стоять за себя и утверждать себя определяет сопутствующий риск агрессии.

Это взаимодействие считается центральной «точкой включения», где решается дальнейшее направление переработки конфликта.

В этих событиях принимает участие весь организм, в особенности гормональная и вегетативная нервная система. Так могут возникать функциональные нарушения.

Основное внимание должно быть обращено на то, какое влияние оказывает конфликт на физическое состояние пациента, на его профессию, на контакты с окружающими, как он изменяет его планы на будущее. В профилактическом смысле хорошо привести в равновесие все четыре сферы разрешения конфликта.

Человек со здоровой психикой — это не тот, кто не имеет проблем, а тот, кто знает, как их преодолеть и выйти из создавшейся конфликтной ситуации. Поэтому одна из задач психотерапевта, практикующего позитивную психотерапию, состоит в умении вникнуть в суть конфликта пациента и попытаться равномерно перераспределить энергию, направленную на его разрешение, по основным четырем сферам.

Четыре модели для подражания, как они описываются в виде базового конфликта, проецируются на актуальные отношения человека в семье и вне семьи. Перенимается как опыт, полученный в общении с разными людьми, так и их идеалы. Эти отношения по образцу могут быть отдельно описаны актуальным и базовым конфликтом. На практике не следует совмещать обе модели и использовать их как одну целостную модель.

Отношение к Я. Оно во многом зависит от формы воспитания пациента. Деформированные формы воспитания (ги-пер- и гипоопека) обычно приводят и к деформированным формам отношения к себе.

Отношение к «Ты». Чаще всего воспроизводится модель поведения родителей и близких людей. Их взаимоотношения между собой, их представления о браке, сексуальности определяют в конечном итоге стереотипы поведения выросшего в этой семье ребенка. Отсюда и разные жизненные концепции: «я создам крепкую, гармоничную семью» или «я никогда не женюсь».

Отношение к «Мы». Модель поведения формируется по образцу родительского отношения к окружающим их людям. Если ребенку в семье и школе говорят о долге перед Родиной, чести, милосердии, а вокруг себя он видит лицемерие, разврат, воровство, то стереотипом поведения в дальнейшем становится не то, что этот ребенок слышит, а то, что он видит.

Отношение к «пра-Мы». Поведение определяется сформировавшимся мировоззрением, религией, отношением к существующему в стране общественному строю и т. д.

Выделение четырех стереотипов поведения человека в конфликтной ситуации чисто условно, в реальности они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Есть личностные особенности, которые достаточно высоко оцениваются социальным окружением. К ним, например, можно отнести вежливость, честность, верность, обязательность, справедливость, добросовестность. Другие личностные особенности, такие, например, как необязательность, леность, неряшливость, высокомерие, жадность, вызывают у окружающих негативное отношение.

Естественно, что преобладание тех или иных личностных качеств влияет на формирование конфликта и форму выхода из него. Поэтому одна из задач психотерапевта -^ постараться максимально актуализировать позитивные личностные особенности и свести к минимуму негативные.

3. Основые этапы терапевтической модели.

Модель позитивной психотерапии не стремится первично объяснить возникновение определенных конфликтов, а старается понять человека в его жизненной ситуации, в которой он заболевает. Терапевтическая модель разделена на пять этапов:

1. наблюдение/дистанцирование;

2. инвентаризация;

3. ситуативное обозрение;

4. вербализация;

5. расширение системы целей.

Дистанцирование от конфликта. Если представить конфликт в виде картины, то пациента можно сравнить с человеком, настолько близко подошедшим к картине, что он отчетливо видит только ее детали, но не в состоянии рассмотреть целиком и поэтому не понимает ее смысла. На первом этапе лечения психотерапевт должен помочь пациенту как бы отстраниться от создавшейся конфликтной ситуации, рассмотреть ее со стороны и постараться составить о ней полное представление. При этом важно помнить о культуральных особенностях пациента, о традициях и обычаях страны, в которой он воспитывался и живет.

Проработка конфликта. Отстранившись от конфликта и «увидев» его в целом, далее нужно тщательно проработать каждую его деталь. Не следует забывать о четырех основных сферах разрешения конфликта. Врачу совместно с пациентом важно выяснить, какое влияние оказал конфликт на самого больного, на его профессию, семью, межличностные отношения, социальный статус и т. п. Следует разобраться, какое влияние на формирование конфликта оказали взаимоотношения родителей, ближайшее окружение, внешняя среда, какую роль при этом сыграли личностные особенности самого пациента.

Только после тщательного анализа конфликта следует переходить к следующему этапу лечения.

Ситуативное одобрение. В конфликте обычно участвуют не менее двух людей, и в каждом из них есть как отрицательные, так и положительные личностные качества.

Ситуативное одобрение — это прежде всего попытка переставить акцент с отрицательных качеств своего партнера (партнеров) по конфликту на положительные. А таковые обязательно присутствуют даже у очень сильно обидевшего вас человека — нужно только попытаться найти их. Да и попытки критически оценить собственные недостатки тоже небесплодны.

Вербализация. Этот этап лечения подразумевает обсуждение конфликта. Следует беседовать с пациентом о конфликте, а не о предполагаемых его последствиях. Беседа должна быть конфиденциальной и доверительной. Терапевту следует честно высказать свой взгляд на решение конфликта, а пациент сам решит — воспользоваться этим советом или нет.

Расширение жизненных целей. Пациент, охваченный конфликтной ситуацией, всю энергию вкладывает в нее (или в ее последствия).

Роль психотерапевта в этом случае заключается в том, чтобы понять непропорциональность распределения жизненной энергии и попытаться вместе с Пациентом перераспределить ее между четырьмя основными сферами разрешения конфликта. Кроме того, помимо конфликта всегда существуют более важные жизненные цели, куда можно вложить часть этой энергии.

Партнер приносит человеку конфликты, сложности, проблемы и кризисы. Одновременно с этим он дает также шанс дальнейшего развития личности и адекватного решения этих конфликтов. Конфронтация во многих сферах человеческих взаимоотношений по-своему может быть благоприятной: в отношениях родителей и детей, отношениях с партнером и его родителями, взаимоотношениях с окружающими. Видеть в горе только горе, а в конфликте — только разногласия означает глубокое непонимание, что в воспитании и психотерапии кроются необозримые возможности.

Отсюда ясно, что недостаточно спрашивать лишь о «почему» какого-то нарушения, страдания или испытания. Вы останетесь непонятыми, если затем не будет задан вопрос «для чего», который означает реинтеграцию, тенденцию к единству и дальнейшему развитию.

Позитивная психотерапия может сочетаться с другими методами психотерапии или применяться самостоятельно. Чаще всего практикуется кратковременная терапия, состоящая из 20 — 30 занятий длительностью около 50 минут.

Как правило, уже спустя относительно короткое время (10 — 15 встреч) наступает существенное улучшение состояния. Контрольные исследования через год в большинстве случаев выявляют стойкий терапевтический эффект. Имеется опыт лечения методом позитивной психотерапии партнерских проблем, трудностей воспитания, депрессий, фобий, сексуальных расстройств, психосоматических заболеваний, таких, как болезни желудка и кишечника, ревматические жалобы, диабет и астма. Метод также неоднократно использовался при лечении психопатий и шизофрении. Особый успех наблюдается в лечении невротических и психосоматических расстройств.

Девять тезисов позитивной психотерапии

1.  Позитивная психотерапия учитывает позитивные аспекты каждой болезни. На практике это выглядит следующим образом: мы спрашиваем о том значении, какое имеет симптом для человека и его социальной группы, выделяя при этом позитивное значение: «Какие позитивные аспекты имеет покраснение? Какие преимущества обеспечивает заторможенность? Какие функции выполняют нарушения сна? Что значит для меня тот факт, что у меня есть страх или депрессия?» и т. д.

2. Теория микротравм учитывает содержание конфликта и его динамику. Исходя из вопроса «Что общего у всех людей (осознание общности и единства) и чем они различаются (осознание индивидуальности и единственности)», позитивная психотерапия описывает содержание конфликта (актуальные и базовые способности). Зачастую это вовсе не глобальные потрясения, которые приводят к нарушениям и расстройствам, а постоянно повторяющиеся маленькие душевные раны, которые в конечном итоге формируют характер, особенно подверженный отдельным конфликтам (капля камень точит).

3. Транскультурное мышление является основой позитивной психотерапии. Оно включает множество индивидуально, семейно и культурно обусловленных явлений и предполагает единство в многообразии.

4. Концепции, мифология и притчи целенаправленно включаются в терапевтическую ситуацию. Притчи способствуют ликвидации внутреннего сопротивления и облегчают осуществление самопомощи, дополняющей психотерапевтические мероприятия.

5.  Каждый человек неповторим. Лечение соответствует потребностям больного.

6. Члены семьи как индивидуумы и социальные факторы как определяющие условия включаются в терапевтический процесс.

7.  Понятия позитивной психотерапии доступны каждому: речевые барьеры устранены (равенство шансов в психотерапии).

8.  Позитивная психотерапия предлагает базовую концепцию для работы с любыми болезнями и расстройствами; она определяет три отправные точки: профилактика, собственно лечение и реабилитация (универсальность применения).

9.  Позитивная психотерапия предлагает своим содержательным процессом такую концепцию, в рамках которой могут рационально применяться и дополнять друг друга различные методы и специальные направления (метатеоретиче-ские и метапрактические аспекты).

studizba.com

Позитивная психотерапия - Пезешкиан, методы, техники, психосоматика и позитивная психотерапия

Для того чтобы индивид учился гармонично воспринимать окружающую его среду, без фактора противостояния в отношении ее, используется специальная методика, и называется она – позитивная психотерапия.

Изначальное название методологии – дифференциальный анализ, основывается она на принципах значимости для личности базовых (врожденных) и актуальных (сформировавшихся) способностей.

Пезешкиан — позитивная психотерапия

1968 год, впервые методика была представлена Н. Пезешкианом, позитивная терапия ориентирована на совершение действий с явной положительной окраской вне зависимости от сложности текущей жизненной ситуации и за счет мобилизующего фактора внутриличностных резервов.

Концептуально технология построена не на работе с собственно заболеванием или имеющейся проблемой индивида, а с его наработанными в ходе личностного роста способностями. Здоров не тот человек, у которого отсутствуют проблемы, а тот, кто в состоянии их эффективно преодолеть, находя максимально значимое количество положительных решений.

Идея базируется на ключевом постулате, гласящем о доминировании двух главных способностей индивида: любить и знать, то есть на его сущностной изначальной доброте и потребности в любви.

В основе позитивной терапии лежит уверенность в неисчерпаемых глубинных возможностях каждой личности, в способности продемонстрировать эти качества миру, ключ к удовлетворенности – реализация персонального жизненного предназначения.

Отмечается доступность методики для людей различного возраста, различных профессий, различных социальных групп, она транскультурна, не требует специального психологического образования и потому применима каждым в его повседневной жизни при столкновении с угнетающими жизненными ситуациями. Практикующий использование методики психотерапевт принимает, а не оспаривает неординарность каждого. Акценты делаются на подобии человеческих рас, а не на их отличиях, на уважении среды, в которой вырос индивид.

Необходимо отметить, что концепция Пезешкиана применима не только в терапии, но и в прикладных сферах, на уровне проведения тренингов, организации управления бизнесом. В целях технологии – комплексный анализ индивида в ходе развития происходящих в нем видоизменений с целью – обретение внутренней полноты и целостности.

Согласно идеям позитивной терапии, в качестве проявленных проблем личностного характера оказывается отсутствие развития сфер межличностного духовного общения, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций, иным жизненным нарушениям.

В основании позитивной терапии лежат три важнейших принципа: надежда, равновесие, самоподдержка. Надежда дает возможность сфокусироваться на собственных ресурсах, на понимании способностей и принятии на себя ответственности за все происходящее в собственной жизни. Суть равновесия в том, чтобы сосредоточиться на устремлении к состоянию естественной гармонии.

Самоподдержка – суть персональная адаптация и гармонизация в условиях непрекращающегося саморазвития. Реальность каждого индивида трансформируется при совершении им конкретных действий на фоне полной ответственности за происходящее с формированием и развитием персонального будущего.

Еще одна норма позитивной терапии – отсутствие жизненных шаблонов, самобытность и многогранность, построение собственного счастья на базисе текущих, а не возможных потенциалов. Индивид – талантливый автор собственной жизни, не надевающий для ее украшательства розовые очки и умеющий не затеряться в круговерти стремительных событий.

перейти наверх

Психосоматика и позитивная психотерапия

Каждый жизненный путь очерчен рядом эпизодов, которые окрашены персонифицированной к ним причастностью индивида, его восприятием, расцениванием, рефлексией. Обычно это совокупность поступков, обусловленных определенной ситуацией, с переживанием произошедшего.

Любые события жизни сопряжены со столкновением с модифицирующимися обстоятельствами, новыми формами взаимоотношений, отступлением от установленных целей и жизненных стратегий, как следствие – неудовлетворенность из-за нереализованных желаний и неудовлетворенных потребностей.

В результате перемещения внутри стрессовых ситуаций, постоянном нахождении в состоянии жизненного кризиса, индивид оказывается в ловушке образа жертвы, что сказывается через социальную дезатаптацию. А ввиду целостности души и тела, телесные болезни зачастую поражают именно тех, кто психологически деморализован, то же самое можно сказать и при рассмотрении обратной связи, болезни тела напрямую влияют на психику индивида.

Стремительность действительной жизни приводит к развитию психосоматических расстройств, устраняемых исключительно через осознание силы телесного языка психики. Уныние или радость, боязнь или отчаяние выражаются на уровне процессов, протекающих в человеческом теле, например, через покраснение лица, дрожь, боли в спине.

Пезешкиан в своей методологии психического воздействия определил связь между психосоматикой и позитивной психотерапией, между психосоматическими и соматическими недугами, с указанием на возможность корректировки динамики протекания болезни за счет соответствующего стимулирования индивидуума.

перейти наверх

Методы позитивной психотерапии

В качестве главной задачи позитивной терапии оказывается видоизменение верований в отношении имеющейся болезни и изыскание потенциальных путей борьбы с ней. Поскольку в базисе большинства психосоматических заболеваний оказывается конфликт, изменение отношения к проявляющейся симптоматике дает возможность более дифференцированно подходить к проблематичным ситуациям в принципе.

В пределах представления методов позитивной психотерапии речь идет об ответной реакции, вызываемой у того или иного индивида конфликтом и их разрешении через основные сферы: тело, деятельность, контакт, фантазию. Преимущество позитивной психотерапии в том, что она, ввиду своей динамичности или краткосрочности, может быть ориентирована на оказание помощи персоналии или же семье в целом.

В результате применения семейной психотерапии люди, не замечая этого, сами разрешают имеющиеся проблемы. Причем в ходе сеансов удается определиться с тем, как тот или иной участник отношений в семье стремиться осуществить собственные видоизменения. Происходит выяснение того, какие из внутренних резервов могут быть задействованы в каждой конкретной ситуации с определением желаемого состояния семейных отношений.

В качестве используемых психотерапевтом средств выступают всевозможные истории, сказания, притчи. Они оказывают не только морализующий эффект, но и позволяют участникам сеансов соприкоснуться с рассматриваемыми примерами в сознании, через воображаемую ситуацию. Получается так, что истории выступают в качестве зеркала, своеобразного посредника между психотерапевтом и его подопечными.

В итоге вырабатывается некая концепция, с которой индивиду предлагается подойти к истолкованию отношений к себе самому, к окружающим людям. Выстраивается система упражнений, позволяющая индивиду достичь осознания необходимости проживания собственной данности таким образом, чтобы жизнь, при своем упрочнении, приносила позитив, здоровье, принятие персональной неординарности, уважение к себе и к окружающим.

перейти наверх

Позитивная психотерапия — техники

Благодаря имеющимся алгоритмизированным действиям техника позитивной психотерапии дает возможность использования разнообразных методологических решений из сопредельных направлений:

  • вопрос-ответ;
  • проговаривание;
  • визуализацию;
  • анкетирование насущных умений, многие другие.

При этом, среди свойственных исключительно позитивной психотерапии техник, могут быть упомянуты:

  • стандартизированное первое интервью;
  • активное использование в практике историй, сказаний, притч, былин;
  • мультикультурный подход;
  • комплиментарное, символ ориентированное истолкование;
  • выборка образца конфликта для понимания сущности имеющихся проблем;
  • равновесные шаблоны способности к любви, нахождению в состоянии постижения.

В практикуемой технике позитивной психотерапии присутствуют пять уровней:

  • дистанцирование от ситуации, провоцирующей конфликт;
  • проработка такой ситуации;
  • ситуационное согласие с избранным подходом;
  • вербализация ситуации;
  • расширение границ постановки целей.

Что интересно, так это возможность использования техники без пиковых усилий и значительной траты времени, хотя без наличия специальных знаний и особой чувствительности у психотерапевта не обойтись.

Личностные конфликты, межличностные неурядицы, вплоть до психосоматических заболеваний, все это доступно для разрешения и устранения с применением рассматриваемой техники позитивной психотерапии, предлагающей индивидууму рассмотреть имеющиеся в его жизни ситуации с совершенно иной точки зрения, часто диаметрально противоположной той, на которой он стоит собственнолично.

psytheater.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о