Пиаже: стадии развития интеллекта | Теория Пиаже стадии: VIKENT.RU
Жан Пиаже предложил и неоднократно возвращался к стадиям развития интеллекта у ребёнка, поэтому я привожу этот текст в виде реферата:
«В зависимости от качественных особенностей развития интеллектуальных схем могут быть выделены периоды и стадии интеллектуального развития.
Период сенсомоторного интеллекта — на основе координации самых ранних перцептивных и двигательных форм поведения появляются сенсомоторные схемы.
Позволяют выполнять прямые и обратные внешние действия с предметами и частично выходить за пределы «перцептивного поля».
а) Стадия центрации ребёнка на своем собственном теле до (7-9 месяцев)
0-1 мес. — упражнение рефлексов.
1-4,5 мес. — простые навыки и первые круговые реакции. 4,5-8-9 мес. — координация зрения и хватания;
вторичные круговые реакции.
б) Стадия объективации схем практического интеллекта во внешнем пространстве.
8-9 — 11-12 мес. — дифференциация средств и целей; появление практического интеллекта.
11-12 — 18 мес. — дифференциации схем действий, появление третичных круговых реакций.
18-24 мес. — начало интериоризации схем решения некоторых проблем путём дедукции.
Период репрезентативного интеллекта, в ходе которого формируются конкретные операции, соотносимые с предметами.
а) Стадия дооперационального интеллекта
Формирующиеся после двух лет «интуитивные» (образные) схемы с одновременным развитием знаково-символических функций позволяют обращаться к отсутствующим объектам в плане представлений.
Формируются символические функции, позволяющие отличать обозначаемое от обозначающего и на этой основе использовать средства обозначения для мысленного воспроизведения обозначаемого.
Образная репрезентация в этот период не имеет координации, которые позволяли бы произвольно регулировать протекание представлений (отсутствует обратимость операций; речевые действия ребёнка в этот период следуют за образными представлениями).
2-4 года — появление символической функции, начало интериоризации схем действий.
4-6 лет — интуитивное мышление, опирающееся на восприятие.
6-8 лет — интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления.
б) Стадия конкретных операций
Постепенное развитие знаково-символических функций ведёт к разделению обозначаемого и обозначающего и к их логической упорядоченности. Это обеспечивает развитие конкретных операционных схем. Последние позволяют группировать образные схемы в обратимые операции, переходить от одной «точки мыслительного пространства» к другой в плане представлений.
Группировка — закрытая обратимая целостная система операций, которая подчиняется пяти формальным законам: комбинативность, обратимость, ассоциативность, общая и специальная идентичность.
8-10 лет — простые операции: классификация, сериация, установление взаимно-однозначного соответствия.
9- 12 лет — система операций: система координат, проективные понятия. Период пропозициональных или формальных операций
С 11 — 13 лет появляются формальные операционные схемы, которые обеспечивают организацию оперирования над конкретными группировками. Открывается возможность теоретических построений, относительно свободных по отношению к реальному миру.
12-14 лет — становление формальных операций: гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика.
От 13-14 лет — достижение формальных операций: структура «решётки» и группа четырёх трансформаций (INRC).
Группировки из операций и схем формируются в трёх основных сферах:
— в области операций с дискретными элементами — логические операции;
— в области отношений целей и средств, что приводит к мышлению о ценностях».
Маланов С.В., Методологические и теоретические основы психологии: М., Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2005 г., с. 260-261.
Развитие абстрактного мышления у детей по Жану Пиаже.
Какие существуют стадии и периоды развития интеллекта ребенка?
Практически все родители маленьких детей задаются вопросом: как убедиться в том, что мой ребенок развивается по возрасту? Всем более-менее понятно, когда примерно он должен начать сидеть, ползать, говорить и ходить. Но насколько своевременно развиваются его когнитивные способности и как вообще устроено детское мышление? Ответить на эти вопросы и понять, какие есть основные стадии развития интеллекта ребенка, помогает теория швейцарского психолога и философа Жана Пиаже.
Теория Пиаже предполагает, что дети проходят через четыре стадии развития в определенном порядке и в определенном возрастном промежутке. Возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одних детей по сравнению с другими.
Первая стадия: сенсомоторный период (от 0 до 2 лет)
В этот период ребенок учится понимать окружающий мир с помощью органов чувств. Именно на этой стадии активно развиваются врожденные рефлексы.
Дети в этом возрасте хорошо реагируют на стимулы ярких цветов, блеск. Они выстраивают свое поведение, пытаясь повторить случайные действия: создать шум, ударив игрушку об пол, выбросить что-то, потянуть покрывало, чтобы добраться до какого-то предмета, который на нем лежит, и так далее. Эти неосознанные эксперименты происходят, потому что ребенок начинает видеть связь между своими действиями и их последствиями.
В этот же период происходит первый контакт ребенка с речью. Первые соприкосновения происходят, еще когда ребенок находится в утробе матери. Изнутри он «прислушивается», знакомится с голосами родных. Дети весьма быстро привыкают к речи и в первые недели жизни предпочитают именно звуки человеческого голоса любым другим. То есть с рождения ребенок может различать речь родителей, причем речь мамы он распознает быстрее.
Главное средство коммуникации на первом этапе развития интеллекта ребенка — плач. Так реализуется первая спонтанная коммуникация. Сначала малыш просто не может воспроизводить другие звуки. Но в течение первых месяцев он начинает использовать и другие пре-лингвистические жесты, например, улыбаться. Постепенно он учится использовать их намеренно, то есть как средство общения. В шесть месяцев ребенок уже может начать складывать первые слоги из гласных и согласных звуков. А первые слова дети начинают произносить примерно в год.
Вторая стадия: период дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет)
Ребенок постепенно формирует свой «внутренний план», начинает использовать предметы в качестве символов. В этот период ребенок еще не может воспринять некоторые виды опыта, поэтому стадия называется дооперациональной.
К примеру, ребенок не понимает принцип сохранения вещества: если перелить из стакана в кастрюлю определенное количество воды, оно не изменится; если изогнуть веревку или сломать пополам палку, эти предметы не уменьшатся. Если объяснить дошкольнику этот принцип на конкретном примере, он поймет, что количество воды или длина палки не меняются. Но если даже немного изменить объяснение, ребенок снова вернется к версии об изменении размеров предмета.
Мышление ребенка на этой стадии эгоцентрично, он не понимает, что у кого-то может быть другая точка зрения. Пиаже отмечал, что эгоцентризм уходит не с увеличением опыта, а тогда, когда ребенок начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития. Также на дооперациональной стадии ребенок проявляет огромное любопытство к окружающему миру и стремится к новым знаниям.
Третья стадия: период конкретных операций (от 7 до 11 лет)
Эта стадия развития интеллекта ребенка характеризуется тем, что он уже начинает использовать логическое мышление в некоторых ситуациях, но не всегда. Он может сложить в уме несуществующие предметы и числа, объединить предметы по видам и классам. Но задачи пока решаются по отдельности, ребенок еще не умеет обобщать, не может применять абстрактное мышление. Примеры с одинаковыми условиями, но разными составляющими ребенок будет решать обособленно. И один из них может даться ему легко, а второй — труднее, хотя они одинаковы по сути.
Четвертая стадия: период формальных операций (после 12 лет)
Теперь ребенок может мыслить и конкретно, и абстрактно, воображать несуществующие объекты, понимать метафоры, мыслить по аналогии с чем-либо. Для мышления ребенку уже не требуются физические объекты. Ребенок может строить гипотезы, воспринимает процесс получения знаний как единое целое, а не только по конкретным темам. Все операции перешли во «внутренний план».
А что если развитие происходит непоследовательно или какой-то навык никак не проявляется? Тут всем родителям нужно запастись терпением и понимать, что развитие каждого ребенка происходит индивидуально, иногда ребенку требуется больше или, наоборот, меньше времени, чтобы научиться чему-то, приобрести навык. И невозможно перескочить какую-то стадию или ускорить ее прохождение. Главное — не давить на ребенка и не делать грубых ошибок, пытаясь поторопить его в когнитивном развитии.
Когнитивные стадии развития Piaget
Написано Риком Ансоржем
Медицинский обзор Дэна Бреннана, доктора медицинских наук, 12 марта 2023 г.
- Что такое стадии развития Piaget?
- Сенсомоторная стадия
- Предоперационная стадия
- Конкретная операционная стадия
- Формальная операционная стадия
- Концепции стадий развития Пиаже
- Использование стадий развития Пиаже 9 0008 Еще
Стадии развития Пиаже являются частью теории о фазах нормального интеллектуального развития от младенчества до взрослой жизни. Это включает в себя мышление, суждение и знание. Этапы были названы в честь психолога и биолога развития Жана Пиаже, который зафиксировал интеллектуальное развитие и способности младенцев, детей и подростков.
Четыре стадии интеллектуального (или когнитивного) развития Пиаже:
- Сенсомоторная. От рождения до возраста 18-24 месяцев
- Предэксплуатационный. От ясельного возраста (18–24 месяца) до раннего детства (7 лет)
- Бетон в рабочем состоянии. Возраст от 7 до 11 лет
- Формальная работа. От подросткового возраста до взрослой жизни
Пиаже признал, что некоторые дети могут проходить стадии в разном возрасте, чем средние значения, указанные выше. Он также сказал, что у некоторых детей могут проявляться характеристики более чем одной стадии одновременно.
Но он настаивал на том, что:
- Когнитивное развитие всегда следует этой последовательности.
- Этапы нельзя пропускать.
- Каждый этап отмечен новыми интеллектуальными способностями и более сложным пониманием мира.
Теория Пиаже 1936 года открыла новые горизонты, поскольку он обнаружил, что детский мозг работает совершенно иначе, чем мозг взрослого. До его теории многие считали, что дети еще не способны мыслить так, как взрослые.
Некоторые эксперты не согласны с его идеей стадий. Вместо этого они считают развитие непрерывным. Другая критика заключается в том, что Пиаже не учитывал, как культура ребенка и социальная среда влияют на его развитие.
Согласно Пиаже, на ранних стадиях младенцы осознают только то, что находится прямо перед ними. Они сосредотачиваются на том, что видят, что делают и на физическом взаимодействии с непосредственным окружением.
Поскольку они еще не знают, как что-то реагирует, они постоянно экспериментируют. Они трясут или бросают вещи, кладут вещи в рот и познают мир методом проб и ошибок. К более поздним стадиям относится целеустремленное поведение, приводящее к желаемому результату.
В возрасте от 7 до 9 месяцев младенцы начинают понимать, что объект существует, даже если они больше не могут его видеть. Эта важная веха, известная как постоянство объекта, является признаком того, что память развивается.
После того как дети начинают ползать, стоять и ходить, их повышенная физическая подвижность приводит к более активному когнитивному развитию. Ближе к концу сенсомоторной стадии (18–24 месяца) младенцы достигают еще одной важной вехи — раннего развития речи, признак того, что у них развиваются некоторые символические способности.
На этом этапе (от раннего возраста до 7 лет) маленькие дети могут думать о вещах символически. Их использование языка становится более зрелым. Также у них развивается память и воображение, что позволяет им понимать разницу между прошлым и будущим и заниматься выдумкой.
Но их мышление основано на интуиции и все же не совсем логично. Они еще не могут понять более сложные понятия, такие как причина и следствие, время и сравнение.
В это время дети младшего и подросткового возраста — в возрасте от 7 до 11 лет — демонстрируют логическое, конкретное мышление.
Детское мышление становится менее сосредоточенным на себе. Они все больше осведомлены о внешних событиях. Они начинают понимать, что их собственные мысли и чувства уникальны и могут не разделяться другими или даже не быть частью реальности.
Но на этом этапе большинство детей еще не могут мыслить абстрактно или гипотетически.
Подростки, достигшие этой четвертой стадии интеллектуального развития — обычно в возрасте 11 лет и старше — могут использовать символы, связанные с абстрактными понятиями, такими как алгебра и естественные науки. Они могут систематически думать о вещах, выдвигать теории и рассматривать возможности. Они также могут размышлять об абстрактных отношениях и понятиях, таких как справедливость.
Хотя Пиаже верил в интеллектуальный рост на протяжении всей жизни, он настаивал на том, что формальная операционная стадия является конечной стадией когнитивного развития. Он также сказал, что дальнейшее интеллектуальное развитие взрослых зависит от накопления знаний.
Наряду со стадиями развития теория Пиаже имеет несколько других основных понятий.
Схемы — это мыслительные процессы, которые по существу являются строительными блоками знаний. Младенец, например, знает, что он должен делать сосательные движения, чтобы поесть. Это схема.
Ассимиляция — это то, как вы используете существующие схемы для интерпретации новой ситуации или объекта. Например, ребенок, впервые увидевший скунса, может назвать его кошкой.
Адаптация — это то, что происходит, когда вы меняете схему или создаете новую, чтобы соответствовать новой информации, которую вы изучаете. Ребенок приспосабливается, когда понимает, что не все пушистые четвероногие существа — кошки.
Равновесие наступает, когда вы можете использовать ассимиляцию, чтобы усвоить большую часть новой информации, которую вы изучаете. Таким образом, вы не добавляете постоянно новые схемы.
Теория Пиаже повлияла на образование и воспитание детей. Вот несколько практических способов, с помощью которых учителя и родители могут воплотить его идеи в жизнь:
- Помните, что дети часто лучше учатся, делая что-то, а не слушая о нем. Научиться решать проблемы нельзя. Это должно быть обнаружено.
- Процесс обучения так же важен (или даже более), чем конечный результат.
- Не пытайтесь научить ребенка тому, к чему он еще не готов. Согласно этапам Пиаже, дети должны освоить один уровень, прежде чем перейдут к следующему.
- Дети учатся друг у друга не меньше, чем у родителей или учителей. Дайте им проекты для совместной работы, а также индивидуальные задачи.
Самые популярные
- 90 024
- Сенсомоторная стадия
- Предоперационная стадия
- Конкретная операционная стадия
- Формальная операционная стадия
- Концепции стадий развития Пиаже
- Использование стадий развития Пиаже 90 008 Подробнее
Когнитивные стадии развития Piaget.
Стадии развития Пиаже являются частью теории о фазах нормального интеллектуального развития от младенчества до взрослой жизни. Это включает в себя мышление, суждение и знание. Этапы были названы в честь психолога и биолога развития Жана Пиаже, который зафиксировал интеллектуальное развитие и способности младенцев, детей и подростков.
Четыре стадии интеллектуального (или когнитивного) развития Пиаже:
- Сенсомоторная. От рождения до возраста 18-24 месяцев
- Предоперационный. От ясельного возраста (18–24 месяца) до раннего детства (7 лет)
- Бетон в рабочем состоянии. Возраст от 7 до 11 лет
- Формальная работа. От подросткового возраста до взрослой жизни
Пиаже признал, что некоторые дети могут проходить стадии в разном возрасте, чем средние значения, указанные выше. Он также сказал, что у некоторых детей могут проявляться характеристики более чем одной стадии одновременно.
Но он настаивал на том, что:
- Когнитивное развитие всегда следует этой последовательности.
- Этапы нельзя пропускать.
- Каждый этап отмечен новыми интеллектуальными способностями и более сложным пониманием мира.
Теория Пиаже 1936 года открыла новые горизонты, поскольку он обнаружил, что детский мозг работает совершенно иначе, чем мозг взрослого. До его теории многие считали, что дети еще не способны мыслить так, как взрослые.
Некоторые эксперты не согласны с его идеей стадий. Вместо этого они считают развитие непрерывным. Другая критика заключается в том, что Пиаже не учитывал, как культура ребенка и социальная среда влияют на его развитие.
Согласно Пиаже, на ранних стадиях младенцы осознают только то, что находится прямо перед ними. Они сосредотачиваются на том, что видят, что делают и на физическом взаимодействии с непосредственным окружением.
Поскольку они еще не знают, как что-то реагирует, они постоянно экспериментируют. Они трясут или бросают вещи, кладут вещи в рот и познают мир методом проб и ошибок. К более поздним стадиям относится целеустремленное поведение, приводящее к желаемому результату.
В возрасте от 7 до 9 месяцев младенцы начинают понимать, что объект существует, даже если они больше не могут его видеть. Эта важная веха, известная как постоянство объекта, является признаком того, что память развивается.
После того как дети начинают ползать, стоять и ходить, их повышенная физическая подвижность приводит к более активному когнитивному развитию. Ближе к концу сенсомоторной стадии (18–24 месяца) младенцы достигают еще одной важной вехи — раннего развития речи, признак того, что у них развиваются некоторые символические способности.
На этом этапе (от раннего возраста до 7 лет) маленькие дети могут думать о вещах символически. Их использование языка становится более зрелым. Также у них развивается память и воображение, что позволяет им понимать разницу между прошлым и будущим и заниматься выдумкой.
Но их мышление основано на интуиции и все же не совсем логично. Они еще не могут понять более сложные понятия, такие как причина и следствие, время и сравнение.
В это время дети младшего и подросткового возраста — в возрасте от 7 до 11 лет — демонстрируют логическое, конкретное мышление.
Детское мышление становится менее сосредоточенным на себе. Они все больше осведомлены о внешних событиях. Они начинают понимать, что их собственные мысли и чувства уникальны и могут не разделяться другими или даже не быть частью реальности.
Но на этом этапе большинство детей еще не могут мыслить абстрактно или гипотетически.
Подростки, достигшие этой четвертой стадии интеллектуального развития — обычно в возрасте 11 лет и старше — могут использовать символы, связанные с абстрактными понятиями, такими как алгебра и естественные науки. Они могут систематически думать о вещах, выдвигать теории и рассматривать возможности. Они также могут размышлять об абстрактных отношениях и понятиях, таких как справедливость.
Хотя Пиаже верил в интеллектуальный рост на протяжении всей жизни, он настаивал на том, что формальная операционная стадия является конечной стадией когнитивного развития. Он также сказал, что дальнейшее интеллектуальное развитие взрослых зависит от накопления знаний.
Наряду со стадиями развития теория Пиаже имеет несколько других основных понятий.
Схемы
Ассимиляция — это то, как вы используете существующие схемы для интерпретации новой ситуации или объекта. Например, ребенок, впервые увидевший скунса, может назвать его кошкой.
Адаптация — это то, что происходит, когда вы меняете схему или создаете новую, чтобы соответствовать новой информации, которую вы изучаете. Ребенок приспосабливается, когда понимает, что не все пушистые четвероногие существа — кошки.