Стадии интеллектуального развития ребёнка по Ж. Пиаже
24 апреля в 07:00
Исследовния в психологии,
Исследуя развитие интеллекта ребёнка, Ж. Пиаже определил, что оно проходит ряд стадий — это ступени или уровни развития, которые последовательно сменяют друг друга. На каждой стадии достигается определённое равновесие, которое затем нарушается, но порядок следования стадий остаётся неизменным.
Пиаже считал, что процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших стадий, в течение которых происходит формирование трёх основных интеллектуальных структур: сначала формируются сенсомоторные структуры (системы последовательно выполняемых материальных действий), затем возникают структуры конкретных операций (системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние наглядные данные), позже происходит становление формально-логических операций (высшая ступень в развитии интеллекта).
Интеллектуальное развитие по Ж. Пиаже — это переход от низших стадий к высшим, причём каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраивается на более высоком уровне.
Сенсомотроная стадия
до 2 лет
Это период сенсомоторного интеллекта, который охватывает первые два года жизни. У малыша речь ещё не развита, представления отсутствуют, поведение строится на основе координации движения и восприятия (поэтому она называется сесомоторная стадия). Появившись на свет, ребёнок имеет врождённые рефлексы. Например, рефлекс сосания может со временем изменяться: с каждым днём малыш сосёт всё лучше и не только во время еды, но и после он может сосать пальцы или предметы, прикоснувшиеся ко рту. Это стадия упражнения рефлексов (0 – 1 месяц). Вследствие этого формируются и первые навыки (1 – 4 м.).
Затем малыш поворачивает голову в сторону шума, может проследить глазами движение предмета и попытаться его схватить рукой. Это первичные круговые реакции (1 – 4 м.) или повторяющиеся действия, которые подкрепляются собственной активностью ребёнка. Вторичные круговые реакции (4 – 8м. ) появляются, когда малыш сосредоточен не на своей активности, а на изменениях, вызванных действиями. Например, ребёнок может долго трясти погремушку, ради продления звука, который его заинтересовал. Позднее, когда действия дают неожиданный эффект (новое впечатление), малыш его повторяет и закрепляет новую схему – это начало практического интеллекта (8 – 12 м.). Когда ребёнок намеренно изменяет свои действия, активно экспериментирует, чтобы посмотреть на результат, появляются третичные круговые реакции (12 – 18 месяцев).
Далее малыш уже способен комбинировать свои действия в уме и приходить к правильному решению – происходит интериоризация действий (18 – 24 месяца). Около двух лет формируется внутренний план действий. Например, у ребёнка в обеих руках игрушки и ему нужно открыть дверь. Он кладёт их на пол, при этом замечая, что открывающаяся дверь может их задеть. Он перекладывает игрушки в другое место и открывает дверь.
На этом заканчивается первая сенсомоторная стадия и ребёнок переходит в другую стадию репрезентативного интеллекта и конкретных операций.
Стадия репрезентативного интеллекта и конкретных операций
до 7 лет
Это период мышления с помощью представлений. Недостаток развития словесного мышления и сильное образное начало приводят к своеобразной детской логике. Малыш ещё не способен к доказательству и рассуждениям на этапе дооперациональных представлений (2 – 7 лет). Он ориентируется на внешние признаки предметов. Он считает вещи такими, какими их даёт непосредственное восприятие. Например, дети думают, что ветер дует, потому что раскачиваются деревья. Это явление Ж. Пиаже назвал реализмом. Детям, имеющим дооперациональные представления, характерна нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи между суждениями, тенденция связывать всё со всем, переход от частного к частному, минуя общее, и др.
Такая особенность детской логики обусловлена спецификой мышления — его эгоцентризмом. Эгоцентризм — это особая интеллектуальная позиция ребёнка. Дети воспринимают окружающий мир только с собственной точки зрения, не понимая и не принимая другие. Они выбирают то, что им лучше и ближе. Эгоцентризм мышления характерен каждому периоду детского развития.
К 7 – 8 годам этап дооперациональных представлений заканчивается. У детей появляется понимание сохранения количества вещества, а также того, что при преобразованиях одни свойства предметов сохраняются, а другие меняются. Начинается этап конкретных операций (7 – 11 лет). На этом этапе дети способны рассуждать и доказывать, учитывать разные точки зрения. Для логических операций необходима наглядность, они не могут производиться в гипотетическом плане, поэтому и конкретны. К 11 годам начинается подготовка к формированию научных понятий.
Стадия формальных операций
до 15 лет
Это высший период интеллектуального развития ребёнка. В стадии формальных операций (11 – 15 лет) дети освобождаются от привязанности к объектам, данным восприятием, и начинают мыслить как взрослые люди. Они могут рассматривать суждения как гипотезы, из которых можно вывести различные следствия, мышление становится гипотетико-дедуктивным.
Пиаже: стадии развития интеллекта | Теория Пиаже стадии: VIKENT.RU
Жан Пиаже предложил и неоднократно возвращался к стадиям развития интеллекта у ребёнка, поэтому я привожу этот текст в виде реферата:
«В зависимости от качественных особенностей развития интеллектуальных схем могут быть выделены периоды и стадии интеллектуального развития.
Период сенсомоторного интеллекта — на основе координации самых ранних перцептивных и двигательных форм поведения появляются сенсомоторные схемы.
Позволяют выполнять прямые и обратные внешние действия с предметами и частично выходить за пределы «перцептивного поля».
а) Стадия центрации ребёнка на своем собственном теле до (7-9 месяцев)
0-1 мес. — упражнение рефлексов.
1-4,5 мес. — простые навыки и первые круговые реакции.
вторичные круговые реакции.
б) Стадия объективации схем практического интеллекта во внешнем пространстве.
8-9 — 11-12 мес. — дифференциация средств и целей; появление практического интеллекта.
11-12 — 18 мес. — дифференциации схем действий, появление третичных круговых реакций.
18-24 мес. — начало интериоризации схем решения некоторых проблем путём дедукции.
Период репрезентативного интеллекта, в ходе которого формируются конкретные операции, соотносимые с предметами.
а) Стадия дооперационального интеллекта
Формирующиеся после двух лет «интуитивные» (образные) схемы с одновременным развитием знаково-символических функций позволяют обращаться к отсутствующим объектам в плане представлений.
Формируются символические функции, позволяющие отличать обозначаемое от обозначающего и на этой основе использовать средства обозначения для мысленного воспроизведения обозначаемого.
Образная репрезентация в этот период не имеет координации, которые позволяли бы произвольно регулировать протекание представлений (отсутствует обратимость операций; речевые действия ребёнка в этот период следуют за образными представлениями).
2-4 года — появление символической функции, начало интериоризации схем действий.
4-6 лет — интуитивное мышление, опирающееся на восприятие.
6-8 лет — интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления.
б) Стадия конкретных операций
Постепенное развитие знаково-символических функций ведёт к разделению обозначаемого и обозначающего и к их логической упорядоченности. Это обеспечивает развитие конкретных операционных схем. Последние позволяют группировать образные схемы в обратимые операции, переходить от одной «точки мыслительного пространства» к другой в плане представлений.
Группировка — закрытая обратимая целостная система операций, которая подчиняется пяти формальным законам: комбинативность, обратимость, ассоциативность, общая и специальная идентичность.
8-10 лет — простые операции: классификация, сериация, установление взаимно-однозначного соответствия.
9- 12 лет — система операций: система координат, проективные понятия. Период пропозициональных или формальных операций
С 11 — 13 лет появляются формальные операционные схемы, которые обеспечивают организацию оперирования над конкретными группировками. Открывается возможность теоретических построений, относительно свободных по отношению к реальному миру.
12-14 лет — становление формальных операций: гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика.
Группировки из операций и схем формируются в трёх основных сферах:
— в области операций с дискретными элементами — логические операции;
— в области операций с непрерывными величинами — инфралогические операции;
— в области отношений целей и средств, что приводит к мышлению о ценностях».
Маланов С.В., Методологические и теоретические основы психологии: М., Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2005 г., с. 260-261.
Развитие абстрактного мышления у детей по Жану Пиаже.
Стадии развития Пиаже
Знакомы ли вы со стадиями развития Пиаже? Он описывает этапы нормального интеллектуального развития от младенчества до взрослой жизни, включая мышление, суждение и знание. Четыре стадии следующие:
- Сенсомоторная: от рождения до возраста 18-24 месяцев
- Предоперационный период: от ясельного возраста (18–24 месяца) до раннего детства (7 лет)
- Бетон в рабочем состоянии: 7-12 лет
- Формальные операции: от юности до взрослой жизни
Каждая стадия характеризуется новыми интеллектуальными способностями и более глубоким пониманием мира, в котором мы живем. Это правда, что некоторые дети могут проходить стадии в разном возрасте, чем указано выше, или они могут проявлять характеристики более чем одной этап за раз.
Сенсомоторная стадияНа этих очень ранних стадиях младенцы осознают только то, что находится прямо перед ними. Они экспериментируют с окружающими их предметами, тряся их, бросая, кладя предметы в рот и т. д. Они учатся путем проб и ошибок, поскольку еще не знают, как отреагируют предметы. Между 7-9месяцев они начинают понимать, что даже если предмета нет в поле зрения, он все равно существует. Это известно как постоянство объекта, и это признак того, что память развивается. Повышенное когнитивное развитие начинается после того, как они начинают ползать, стоять и ходить. Ближе к концу этой стадии в 18-24 месяца начинается раннее развитие речи.
Предоперационная стадияНа этой стадии дети могут воспринимать вещи более символически, и их использование языка становится более зрелым. Например, они могут использовать один объект для представления чего-то другого во время игры. Также начинают развиваться память и воображение. Однако мышление ребенка основано на интуиции, а не на логике.
Конкретный операционный этапНа этом этапе дети могут демонстрировать логические рассуждения, в ходе которых они осознают внешние события. Они начинают понимать, что их собственные мысли и чувства не всегда такие же, как у всех остальных. Одним из важных изменений на этом этапе является обратимость. Например, ребенок на этом этапе может распознать, что его собака — это пудель, пудель — это собака, а собака — это животное. Они также могут понимать консервацию, например, концепцию, согласно которой, если вы разломите плитку шоколада на кусочки, она останется такой же, как и раньше.
Формальная рабочая стадияЭта стадия характеризуется способностью логически использовать символы, связанные с абстрактными понятиями, такими как алгебра и наука. Те, кто находится на этом этапе, могут думать о нескольких переменных, формулировать гипотезы и рассматривать возможности. Они также могут размышлять об абстрактных отношениях.
Партнерство Мартин-Питт для детейМиссия Партнерства Мартин-Питт для детей состоит в том, чтобы делать значимые и измеримые инвестиции в маленьких детей, чтобы они могли полностью реализовать свой потенциал. Мы признаем, что невероятное развитие мозга происходит в течение первых пяти лет жизни, и опыт раннего детства создает основу для будущего обучения. Если вы заинтересованы в участии, свяжитесь с нами сегодня!
Теория стадий развития Пиаже
Теория четырех стадий развития Пиаже сомнительно претендует на славу одной из самых критикуемых психологических теорий.
Жан Пиаже был психологом развития, чья теория четырех стадий, опубликованная в 1936 году, оказалась чрезвычайно влиятельной.
От сенсомоторной стадии через предоперационную стадию, конкретно-операциональную стадию и формальную операционную стадию его теория пытается описать, как развивается развитие ребенка.
Однако эксперименты и теории Пиаже о том, как дети формируют свои знания о мире, столкнулись с бесконечными проблемами, многие из которых были оправданы.
Позвольте мне рассказать вам, почему исследования Пиаже по стадиям развития столкнулись с такой критикой, а также почему психологи часто относятся к нему с таким благоговением.
Сначала я опишу одно из наблюдений, которые он сделал над своими тремя детьми, затем опишу, почему его выводы, вероятно, неверны, и, наконец, основной вывод, лежащий в основе его четырехэтапной теории когнитивного развития.
Исследование своей дочери Пиаже
Одно из многочисленных тщательных наблюдений Пиаже было сделано, когда одна из его дочерей, Жаклин, которой тогда было 7 месяцев, уронила пластиковую утку на одеяло, и она упала за складку, так что она не могла видеть Это.
Пиаже заметил, что, несмотря на то, что Жаклин могла ясно видеть, куда упала утка, и она была в пределах ее досягаемости, она не пыталась схватить ее.
Очарованная этим, Пиаже снова представила ей утку, но затем, когда она уже собиралась дотянуться до нее, медленно и отчетливо спрятала ее под простыней.
Она снова вела себя так, как будто утка просто исчезла, не пытаясь искать ее под простыней.
Это поведение показалось Пиаже странным, поскольку Жаклин явно интересовалась уткой, пока она могла ее видеть, но, казалось, забыла о ней, как только она исчезла из поля зрения – из поля зрения и, по-видимому, из памяти.
Из этих наблюдений, а также из многих экспериментов Пиаже сделал вывод, что дети изначально не понимают идею о том, что объекты продолжают существовать, даже если они находятся вне поля зрения (это известно как постоянство объектов).
Эту концепцию, по его мнению, дети должны разработать самостоятельно, взаимодействуя с миром и познавая его.
Только в возрасте 9 или 10 месяцев Пиаже заметил, что его дети начали искать спрятанный предмет.
Теория четырех стадий развития Пиаже
В то время как многие родители играют со своими детьми в подобные игры, Пиаже отличает то, что он использовал эти наблюдения наряду со многими экспериментами для разработки теории о том, как дети приобретают знания, о стадиях развития теория, за которую он по праву лучше всего запомнился.
Эта теория представляет собой четырехступенчатую лестницу, по которой, как полагал Пиаже, поднимаются дети, собирая знания о мире (Piaget, 1936).
1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 18–24 месяцев)
На первой из стадий развития Пиаже, сенсомоторной стадии, младенцы осознают только свои ощущения, зачарованные всеми странными новыми переживаниями, которые испытывает их тело.
Они как маленькие ученые исследуют мир, крича, слушая, стуча и пробуя все подряд.
2. Дооперациональная стадия (от 18-24 месяцев до 7 лет)
На второй из стадий развития по Пиаже, дооперациональной стадии, дети могут обрабатывать образы, слова и понятия, но ничего не могут с ними делать. их, они еще не могут оперировать их.
Как будто они приобрели инструменты мысли, но еще не знают, как ими пользоваться.
по математике не могут понять, что 2 х 3 равно 3 х 2.
3. Конкретно-операционный этап (от 7 до 12 лет)
На третьей из стадий развития Пиаже, конкретно-оперативной стадии, дети приобретают способность манипулировать символами и предметами, но только если они конкретны — абстрактные операции по-прежнему представляют собой сложную задачу.
4. Формально-операциональная стадия (от 12 лет и старше)
На четвертой из стадий развития Пиаже, формальная операциональная стадия, дети способны абстрактно мыслить о мире.
Теперь они могут понимать такие понятия, как будущее, ценности и справедливость.
Примерно в этом возрасте дети начинают думать как взрослые.
Критика стадий теории развития Пиаже
Именно за эти грандиозные стадии теории развития Пиаже вызывает большое восхищение.
К сожалению, как и во многих амбициозных теориях, со временем были обнаружены доказательства, противоречащие аспектам этой четкой временной шкалы.
Например, выводы Пиаже о том, что его дочь Жаклин не смогла достать утку, вероятно, были ошибочными.
Последующие исследования показали, что младенцы в возрасте 3,5 месяцев, по-видимому, понимают постоянство объекта.
Психологи в наши дни могут объяснить поведение Жаклин провалом памяти или неспособностью понять что-то, что находится вне поля зрения.
Эйнштейн, несмотря на то, что Пиаже был гением
Несмотря на то, что открытия, подобные этим, ослабили этапы развития теории Пиаже, его работа продолжает вызывать интерес и стимулировать исследования.
Начиная с таких наблюдений, как попытка спрятать утку дочери, и заканчивая его великой четырехэтапной теорией развития, Пиаже пришел к выводу, что дети думают совершенно иначе, чем взрослые.