Теория когнитивного развития Жана Пиаже. Что такое «Теория когнитивного развития Жана Пиаже»? Понятие и определение термина «Теория когнитивного развития Жана Пиаже» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Теория когнитивного развития Жана Пиаже – концепция, названная по имени ее создателя, которая рассматривает развитие мыслительных процессов. Концепцию швейцарского психолога Жана Пиаже считают конструктивистской, так как автор утверждает, что человек имеет возможность самостоятельно конструировать когнитивные способности посредством своих действий, произведенных при взаимодействии с окружающей средой.
Теория когнитивного развития Ж. Пиаже предполагает четыре стадии развития ребенка от его рождения до пятнадцатилетнего возраста. Самая первая стадия, сенсомоторная, продолжается до двух лет – на этом этапе главную роль играет чувственный опыт, который позволяет ребенку изучать окружающий мир. Далее следует дооперационный период (до 7 лет), во время которого дошкольник познает явления и объекты с помощью игр.
Стадию конкретных операций проходят дети от семи до одиннадцати лет – в этот период появляется способность к логическому мышлению и анализу, однако оно отлично от мышления взрослого человека, абстрактные и гипотетические понятия еще не доступны для понимания. На последнем этапе (стадия формальных операций) ребенок учится анализировать абстрактные идеи, развивается его способность к дедуктивным рассуждениям.
Теория когнитивного развития Жана Пиаже оказала огромное влияние на развитие педагогической психологии, была источником множества понятий, ставших в дальнейшем основными в психологии развития. Альберт Эйнштейн утверждал, что только настоящий гений мог создать настолько доступную для понимания концепцию.
< Темперамент
Тест >
Популярные термины
Теория когнитивного развития Жана Пиаже
Вырастить в себе нравственное чувство
Галина Бурменская прочитала для нас книгу Жана Пиаже «Моральное суждение у ребенка»
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Я сгоряча разорвала отношения с парнем. Потом пожалела, но было поздно»
- «Парень с сайта знакомств меня преследует и пишет пошлости»
- Асексуалы и любовь: возможны ли романтические отношения без полового влечения?
- Кто кому мама: 4 роли, которые играют дети в семье инфантильных родителей
- Не подавляй, а управляй: как умение распознавать свои эмоции делает жизнь лучше
- Топ-3 советских фильмов, герои которых могут побудить вас встать с дивана
- 3 способа сохранить отношения на расстоянии
- «Мечтаю учиться в другом городе. Как побороть страх переезда?»
Сегодня читают
- Дисфункциональная семья: 10 негласных правил токсичных родителей
- 5 ошибок, которые вы наверняка совершаете в отношениях
- «Я сказала мужу, что он мало зарабатывает. Он обиделся»
- Как определить тип привязанности — просто прочитайте слова любимых песен
- «Вышла замуж за иностранца и оказалась в плену у абьюзера»
- Если родители были токсичными: 5 защитных механизмов психики
Psychologies приглашает
Telegram-канал Psychologies
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерОСЕНЬ 2022 №71
Подробнее
спецпроекты
Теория когнитивного развития Жана Пиаже
1.Открытие Пиаже2.Понятие в концепции Пиаже3.Три главных периода Пиаже
Эта теория очень важна для детской психологии и чрезвычайно популярна среди психологов. Ее основателем является выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, который сумел по-новому взглянуть на психическое развитие ребенка и положил начало когнитивному направлению в психологии. Во многом благодаря Пиаже исследование познавательной сферы ребенка стало одной из центральных проблем детской психологии.
Как и Фрейд, Пиаже опирался на фундаментальное значение исходного пункта детского развития и на природные, врожденные способности ребенка. Но в центре его концепции находятся не личностные проблемы и чувства ребенка, а его мышление и понимание окружающей реальности.
Опираясь на теорию биологической эволюции Ч. Дарвина, Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адаптации (приспособления) к окружающему миру.
Интересно Открытие Пиаже заключается в качественных изменениях в мышление ребенка на разных этапах онтогенеза.
Он обнаружил, что дети одного возраста делают примерно одинаковые ошибки при решении умственных задач. По мере взросления и созревания они перестают делать эти ошибки и начинают думать и смотреть на мир по-другому.
Совсем маленькие дети (до двух лет) знают мир только через свои собственные действия. Они не знают, как нужно пользоваться предметами, и действуют с ними в меру своих возможностей (трогают, сосут, бросают и пр.). Позднее они начинают лучше понимать назначение предметов и думать более обобщенно и абстрактно.
Определение Центральное понятие в концепции Пиаже — «операция». Это мысленное действие ребенка, которое обладает очень важным свойством — обратимостью. Это свойство заключается в том, что человек может вернуться к началу мыслительного процесса.
Например, планируя серию ходов в шахматы, человек каждый раз возвращается к началу комбинации. Обратимость дает свободу мысли и позволяет действовать «в уме» относительно независимо от конкретной ситуации. Пиаже полагал, что овладение операциями и становление обратимости — это ядро умственного развтия ребенка.
Пиаже выделил три главных периода в умственном развитии ребенка, каждый из которых характеризуется определенными когнитивными структурами. Под когнитивной структурой Пиаже понимал главный способ мышления ребенка, который определяет его активность и понимание мира. Внутри каждого периода выделяется несколько стадий.
Все дети проходят периоды и стадии развития мышления в определенной последовательности. Достижения каждой новой стадии основываются на предыдущей и включают ее в более сложную когнитивную структуру. Порядок прохождения стадий и периодов является неизменным (инвариантным) для всех детей. Основные периоды развития ребенка по Пиаже.
Первый период развития назван Пиаже сенсомоторным, поскольку в младенческом и раннем возрасте дети познают окружающий мир только через восприятие предметов и действия с ними. В течение этого периода происходит значительный прогресс в действиях и в восприятии ребенка, но в целом способ познания остается тем же.
Второй период, достаточно протяженный этап развития, был назван периодом конкретных операций. Его качественное отличие от предыдущего заключается в том, что у детей появляется способность строить внутренние, умственные образы и представления окружающих предметов и действовать с ними во внутреннем плане. Пиаже разделил этот период на два подпериода:
- предоперационный, когда умственные действия осуществляются относительно независимо;
- операционный, когда умственные действия организуются в определенную систему, что значительно повышает познавательные возможности ребенка. Особенности предоперационного периода, выделенные Пиаже, более подробно будут рассмотрены в последней части книги (см. часть IV, глава 2).
Способность к абстрактному, понятийному мышлению возникает на третьем этапе — после 12 лет — на стадии формальных операций. Подросток может думать и рассуждать об абстрактных понятиях (свободе, любви, справедливости и пр.), строить свои умозаключения и гипотезы, обобщать и анализировать свой опыт.
Ж. Пиаже не только выявил качественное своеобразие мышления детей каждого возраста, но и предложил психологический механизм происходящих изменений, то есть объяснил сам процесс развития.
В основе теории Пиаже лежит представление об исходной активности детского организма, врожденной потребности в познании и действии. Эта исходная активность ребенка сталкивается с внешним окружающим миром, включающим требования и запреты взрослых, предметы, звуки и пр. Ребенок сталкивается с необходимостью приспособить себя и свое поведение к требованиям окружающей среды. Этот процесс приспособления Пиаже называл адаптацией.
Адаптация осуществляется через ассимиляцию и аккомодацию. Сами эти термины заимствованы из биологии. Как известно, ассимиляцией в биологии называют процесс поглощения и усвоения организмом элементов среды, а аккомодацией — процесс подстраивания живого организма к окружающим условиям. Общее значение этих понятий Пиаже переносит на развитие интеллект а ребенка. Ассимиляция заключается в стремлении включить новые, непривычные явления в уже имеющиеся у ребенка, готовые мыслительные структуры, а аккомодация — в изменении готовых схем и в приспособлении их к окружающим явлениям.
Например, впервые увидев помидор, ребенок может принять его по внешним признакам за мяч (круглый, красный, катится) и включить его в категорию знакомых предметов, то есть ассимилировать. Однако, убедившись, что помидор не отскакивает от стенки и что им нельзя играть, он вынужден будет соотнести имеющиеся у него мыслительные схемы со свойствами реального предмета.
Он отказывается от наложения готовых схем, вырабатывает новые представления (то есть осуществляет аккомодацию) и таким образом достигает равновесия — соответствия своих мыслительных структур объектам реальности.
Определение Процесс уравновешивания — один из главных в концепции Пиаже — происходит благодаря практическому опыту ребенка, когда этот опыт не может быть в готовом виде ассимилирован и требует построения новых умственных конструктов. Таким образом достигается равновесие со средой и адаптация ребенка к внешним условиям.
Как и другие важнейшие теории, идеи Пиаже неоднократно подвергались критике. Так, многие психологи отмечали, что выделенные им стадии развития мышления не являются однородными и зависят от конкретных условий. Ребенок может показывать значительно более высокие результаты, действуя со знакомыми объектами, чем с непонятными и абстрактными.
Интересно
Многие феномены, открытые Пиаже, «исчезают» при другой постановке задачи и при других условиях проведения эксперимента. Психологи показали также, что стадии развития мышления не являются столь инвариантными и во многом определяются условиями обучения и воспитания детей.
Несмотря на эту критику, нужно подчеркнуть, что вклад Пиаже в детскую психологию поистине огромен. Его теория является своеобразной точкой отсчета даже для тех ученых, которые не согласны с ним. Много других направлений детской психологии формировались через противопоставление концепции Пиаже, через новую интерпретацию и преодоление открытых им закономерностей. Сегодня каждый психолог, пытающийся исследовать мышление ребенка, обязан хорошо знать и понимать эту замечательную теорию.
Теория когнитивного развития Пиаже: Объяснение
Рост может быть трудным. Пиаже понимал, что ребенку предстоит долгий путь в когнитивном развитии и что есть необходимые этапы, которые необходимо пройти. Теория когнитивного развития Пиаже показывает, как мы усваиваем и усваиваем информацию, которую обрабатываем в самые ранние годы.
- Сначала мы обсудим этапы теории когнитивного развития Пиаже.
- Далее мы поймем применение теории Пиаже о стадиях когнитивного развития.
- После этого мы оценим теории, предложенные Пиаже.
- Наконец, мы поймем важность стадий теории когнитивного развития Пиаже.
Теория Пиаже о стадиях когнитивного развития
В своих исследованиях Пиаже отметил, что существуют стадии, имеющие ключевое значение для развития познания. Каковы стадии когнитивного развития по Пиаже? — сенсомоторная, предоперационная, конкретная операционная и формальная операционная стадии.
Stages of cognitive development | Age (years) | Target goal |
Sensor motor | 0–2 | Постоянство объекта |
Предэксплуатационный | 2–7 | Символическая мысль |
7–11 | Логическая мысль |
. этап находится под угрозой неправильного развития . Однако , из-за индивидуальных различий, дети могут переходить от одного этапа к другому с разной скоростью. Сенсомоторная стадия (0–2) В самые ранние годы, до двухлетнего возраста, ум ребенка занят изучением окружающего мира. Множество звуков и образов подобны добавлению кусочков головоломки в новый и формирующийся разум. Сенсомоторная стадия — это когда младенцы используют свои чувства и действия, чтобы помочь им познавать мир. Например, вы замечали, что младенцы тянут в рот практически все что угодно? Они исследуют через свои чувства! Рис. 1 Сенсомоторная стадия связана с идентификацией вещей посредством манипуляций. На этом этапе, если вы спрячете игрушку, с которой играл ребенок, он будет думать, что игрушка исчезла или ее больше не существует, а это значит, что у него нет постоянства объекта. Младенец развивает постоянство объекта примерно в возрасте 7-8 месяцев. Развитие постоянства объекта зависит от схем . Дооперационный этап (2–7 лет)В возрасте от двух до семи лет ребенок еще не может использовать надлежащую логику и рассуждения для решения задач. Ребенок понимает мир так, как только он может понять его в этом возрасте. Разговор или искажение речи в этом возрасте является обычным явлением и способом общения ребенка. Физические действия также являются способом открытия, например, использование кубиков для игры. На этом этапе или временном промежутке происходят три важные функции.0017 общая символическая функция, анимизм и эгоцентризм.
Теперь, на стадии конкретной операции, ребенок может мыслить более логически и решать задачи конкретных событий или событий, которые можно воспринять с помощью зрения. Вот где концепция сохранения развивается. Сохранение — это знание того, что нечто остается той же величиной, даже если его внешний вид меняется. Если у вас есть две чашки воды одинакового объема в одинаковых чашках, налейте одну чашку в более высокую и узкую емкость и спросите ребенка, в какой чашке теперь больше воды. До этого этапа ребенок отвечал, что в более высокой и узкой чашке больше воды. По мере того, как в познании детей в этом возрасте начинают формироваться схемы, развивается и включение в класс . Включение класса означает, что ребенок теперь может классифицировать объекты подкатегорий в более высокой категории, например, виды животных. Кроме того, дети на стадии конкретной операции становятся менее эгоцентричными и могут проявлять заботу о других, которые могут проявлять признаки испуга или печали. Стадия формальной эксплуатации (11+)Чем стадия формальной эксплуатации отличается от стадии конкретной эксплуатации? Формально-оперативная стадия — это когда ребенок может внутренне думать о проблемах, требующих теоретического и абстрактного рассуждения, таких как философские вопросы, что контрастирует с конкретно-операциональной стадией (вопросы воспринимаются только через то, что видно). В одном из экспериментов по формальному операциональному мышлению Пиаже попросил детей представить, куда бы они хотели поместить третий глаз, если бы он у них был. Применение теории когнитивного развития ПиажеОсновными компонентами теории когнитивного развития Пиаже являются — схемы и процесс адаптации. Схемы — это мысленные представления мира или объектов вокруг нас, которые можно назвать небольшими внутренними сценариями, основанными на нашем жизненном опыте. Примером схем является знание о собаках, но позднее изучение того, что существует различных типа собак, таких как корги или таксы. Процесс адаптации заключается в том, как происходит обучение и когнитивное развитие. Ребенок отвечает ситуативным требованиям, переходя от одного этапа к другому. Процесс адаптации объясняется через ассимиляцию, аккомодацию и равновесие .
Оценка теории когнитивного развития ПиажеПромежуточная надежность теории Пиаже низка, поскольку он проводил исследование путем натуралистического наблюдения за своими детьми (необъективные результаты) и интервью с подростками. У него не было другого наблюдателя, который работал бы с ним, чтобы подтвердить его выводы, что могло бы повысить надежность его выводов. Другие исследователи сомневаются в возможности обобщения его выводов, потому что все дети были европейцами и принадлежали к элитному классу. Результаты Пиаже были основаны на небольшой выборке его детей и детей его коллег. В теории Пиаже язык вторичен по отношению к действию. Выготский (1978) утверждает (проверяя исследование Пиаже), что развитие мышления или рассуждений идет рука об руку с развитием языка. По Выготскому, рассуждение больше связано с общением с другими людьми, чем с материальным миром. Чем отличается теория когнитивного развития Выготского от теории Пиаже?Теория когнитивного развития Пиаже посвящена тому, как дети приобретают знания и интеллект. Дети проходят четыре стадии когнитивного развития, независимо от их культуры и пола. Напротив, Выготский предположил, что социальные и культурные факторы играют существенную роль в когнитивном развитии ребенка. Значение теории когнитивного развития ПиажеПиаже считал, что дети не были пассивными получателями знаний, а постоянно исследовали и экспериментировали, формируя свое понимание того, как устроен мир. Многие исследователи после Пиаже использовали его идеи для дальнейших исследований и стали лучше понимать когнитивное развитие детей. Его идеи в основном принесли пользу области образования, например, открытию обучения, и принесли практические способы хорошего общения с детьми. Теория когнитивного развития Пиаже — основные выводы
Более глубокий взгляд на теорию когнитивного развития ПиажеВ этой статье
Кем был Жан Пиаже?Жан Пиаже (1896–1980) был швейцарским психологом, специализирующимся на развитии, который сосредоточился на познании у детей. В отличие от других психологов развития своего времени, Пиаже не использовал психоаналитические (вспомните Зигмунда Фрейда) или психосоциальные (вспомните Эрика Эриксона) линзы для изучения развития детей. Вместо этого он сосредоточился конкретно на когнитивном развитии. Пиаже считал, что познание является ключом к пониманию развития. Пиаже предположил, что когнитивные способности развиваются на относительно разных стадиях. (Вы также можете погрузиться в стратегии метапознания, чтобы узнать больше о разуме.) Пиаже был чем-то вроде вундеркинда. Его ранние интересы были в естественной истории и философии. К 15 годам он уже опубликовал несколько статей о моллюсках. Он приобрел репутацию в научном сообществе благодаря своему опыту изучения моллюсков. (Многие в этом сообществе не знали, что он был подростком на момент публикации). В университете Пиаже сосредоточился на философии и естествознании. Он получил докторскую степень. получил степень бакалавра зоологии/естествознания в Невшательском университете в своем родном городе в Швейцарии. Примерно в этот момент он переключил свое внимание на психологию развития. Пиаже провел семестр в Цюрихском университете с Карлом Юнгом и Паулем Ойгеном Блейлером (двумя выдающимися психологами). Вскоре после этого он уехал в Париж, чтобы преподавать в школе, которой руководил другой известный психолог Альфред Бине. Пиаже был там, помогая Бине, когда тот разработал свои печально известные тесты интеллекта. Пиаже наблюдал, как дети отвечали на вопросы теста Бине, и начал свой жизненный путь к переосмыслению наших представлений о когнитивном развитии детей. Что такое когнитивное развитие?Развитие можно разделить на физическое, когнитивное и психосоциальное развитие. Пиаже сосредоточился на когнитивном развитии. Это развитие мышления и способностей к обучению, в том числе:
Теория когнитивного развития ПиажеПопулярное представление о детях во времена Пиаже предполагало, что дети — это мини-взрослые, что их разум функционирует как маленький взрослый разум. Пиаже предложил альтернативную когнитивную теорию: детский разум отличается от взрослого и проходит ряд стадий развития, чтобы достичь «взрослого разума». Он утверждал, что развитие происходит в четыре этапа, которые привязаны к определенным возрастным диапазонам. Стадии развития Пиаже:
Имейте в виду, что эти возрастные диапазоны являются приблизительными оценками, и дети развиваются с разной скоростью. Сенсомоторная стадия, возраст 0–2 годаС рождения и примерно до 2 лет сенсомоторная стадия связана с исследованием мира с помощью органов чувств и двигательного поведения. Вы, наверное, видели, как ребенок ползает, натыкаясь на предметы, хватая все, что может, и кладя большую часть этого в рот — это важная часть их когнитивного развития. Они узнают, как вещи ощущаются, ощущаются на вкус и существуют в космосе. Постоянство объектаНа этом этапе дети узнают о постоянстве объекта. Постоянство объекта — это идея о том, что объект все еще существует, даже если он не находится в поле зрения. Представьте, что ребенок играет с очаровательным плюшевым мишкой. Если кто-то поместит плюшевого мишку в коробку, скрыв его от глаз, это смутит младенца в возрасте до пяти месяцев. По мере того, как младенец развивает представление о постоянстве объекта, ребенок понимает, что независимо от того, видит он плюшевого мишку или нет, он все равно существует. Этот ребенок будет искать плюшевого мишку в коробке, зная, что он где-то должен быть, даже если он его не видит. Тревога незнакомцаНа этом этапе дети также проявляют тревогу по отношению к незнакомцам. Боязнь незнакомца — это обычное явление, когда дети расстраиваются или чувствуют себя некомфортно в присутствии незнакомцев и жаждут знакомства с родителями и другими людьми, которых они знают. Если вы когда-нибудь держали на руках новорожденного, который расплакался, пока вы не вернули его родителям, вы испытали непосредственную тревогу незнакомца. Пиаже объяснял страх незнакомца неспособностью ребенка ассимилировать нового человека в свои существующие схемы; это делает незнакомца неизвестной и пугающей перспективой. В разделе «Концепции, которые следует иметь в виду» ниже мы узнаем больше о схемах и ассимиляции. Предоперационная стадия, возраст 2–6 летПредоперационная стадия, от 2 до 6 лет, посвящена языку и символизму. Дети начинают изучать язык и развивают собственную логику, основанную на их опыте и отличающуюся от «взрослой логики». КонсервацияЭтот этап также наступает, когда игра в притворство находится на пике своего развития. Вы помните, как использовали палку вместо меча или чашу вместо шлема? Возможно, вам нравилось носиться по игровой площадке с поднятыми руками, притворяясь птицей или самолетом. Кто-нибудь еще притворялся, что их трехколесный велосипед был пони? Воображаемая игра на этом этапе помогает детям понять, что символы могут представлять идеи. На этом этапе дети борются с концепцией сохранения, но не осваивают ее. Сохранение — это идея о том, что изменение только внешнего вида чего-либо не меняет размера или количества. Например, представьте себе 10-дюймовую пиццу (ням). Если вы разрежете пиццу на четвертинки или на восемь частей, количество пиццы останется прежним. Для ребенка на предоперационном этапе это не так просто. Ребенок на этом этапе, скорее всего, скажет вам, что 10-дюймовая пицца, нарезанная на восемь частей, на самом деле больше пиццы, чем та, что нарезана на четыре части, просто потому, что в ней восемь кусков, а не четыре. В одном из классических консервационных тестов Пиаже использовались чашки с водой. Он ставил перед ребенком две одинаковые чашки с водой, в каждой из которых было одинаковое количество воды. Затем он наливал воду из одного стакана в широкую неглубокую чашку, а воду из другого стакана — в высокий узкий стакан. Дети на этом этапе говорят, что в высоком узком стакане больше воды, потому что уровень воды в этом стакане выше. ЭгоцентризмПомимо борьбы с сохранением (но не полного понимания), дети демонстрируют более эгоцентрическое поведение на дооперационной стадии. Эгоцентризм в смысле Пиаже означает, что дети в этом возрасте не могут легко принять точку зрения других. Ребенок сосредоточен на своем восприятии мира и предполагает, что другие думают и видят мир так же, как и они. Они могут вообще не учитывать точку зрения других. Представьте, что вы расстроены, и ребенок в предоперационной стадии приносит вам свою соску. Поскольку соска поднимает им настроение, они предполагают, что она поднимет настроение и вам. Пиаже исследовал детский эгоцентризм, используя задачу с тремя горами. В этом задании дети рассматривают трехмерную горную сцену, как три горы из папье-маше на столе). Посмотрев на горы со всех сторон, ребенок садится напротив исследователя и спрашивает, что исследователь может увидеть. Ребенок на ранней предоперационной стадии, скорее всего, будет думать, что исследователь может видеть именно то, что видит ребенок. Ребенок постарше сможет принять точку зрения исследователя и представить, как должна выглядеть сцена с того места, где сидит исследователь. Бетонная рабочая сцена, возраст 7-11 летВ возрасте от 7 до 11 лет стадия конкретных операций направлена на то, чтобы научиться организованно и рационально мыслить о конкретных событиях и выполнять математические расчеты. Сохранение и обратимостьНа этом этапе дети осваивают концепцию сохранения (рассмотренную выше). Что касается сохранения, дети на стадии конкретной операции также осваивают понятие обратимости. Обратимость — это идея о том, что в некоторых случаях вы можете изменить объект, а затем вернуть его в исходную форму. Классический пример этого относится к упражнению с кубком сохранения. Мало того, что ребенок на стадии конкретной операции поймет, что когда вы наливаете одно и то же количество воды в две чашки разной формы, у вас остается одинаковое количество воды; они также поймут, что когда вы нальете ту же воду обратно в исходные чашки, у вас будет такое же количество воды. Стадия формальной эксплуатации, возраст 12+Примерно с 12 лет формальная рабочая стадия связана с абстракцией, гипотетическими ситуациями и развитием того, что мы знаем как взрослый разум. Этот этап включает в себя решение проблем с помощью абстрактного, творческого мышления. Дети учатся более строго проверять свои теории и снова обращаются внутрь себя на второй эгоцентрической стадии, впервые появляющейся на дооперациональной стадии. Эгоцентризм на этой стадии мы все, наверное, помним. Возможно, подростку придется одолжить на день «туповатый» рюкзак брата. Она предполагает, что все думают, что она выглядит не круто, потому что она думает, что выглядит не круто. Из-за ее эгоцентризма ей трудно принять точку зрения других и понять, что многие люди, вероятно, не заметили рюкзак или даже не позаботились о нем. Понятия, о которых следует помнитьПиаже использовал и ввел несколько важных концепций когнитивной психологии, включая схемы, ассимиляцию, аккомодацию и равновесие. СхемыОдна концепция Пиаже, которая остается популярной и важной в когнитивной психологии, — это идея схемы. Схемы — это ментальные модели или концепции, которые мы используем для понимания и классификации информации. Пиаже считал, что дети начинают с очень небольшого количества схем, разрабатывая схемы, чтобы помочь им интерпретировать мир. К тому времени, когда ребенок достигает совершеннолетия, у него есть схемы практически для всего. Представьте себе ребенка, у которого разработана схема, помогающая ему понять, что такое яблоко. Они знают, что яблоки круглые, сладкие, и их можно есть, откусывая от них большие сочные кусочки. Если тот же ребенок затем увидит нектарин, сливу или персик, он может вписать их в свою схему яблока и очаровательно указать на все круглые фрукты на фермерском рынке, визжа: «Яблоко! Яблоко!» В конце концов, ребенок определит различия между этими фруктами, обновит свою схему яблока и добавит еще несколько схем для других фруктов, а также в конечном итоге добавит схему фруктов. АссимиляцияАссимиляция — это первый из двух процессов, которые дети используют для корректировки своих схем при изучении новой информации. Ассимиляция — это когда они оценивают новую информацию с точки зрения того, что они уже знают. В нашем примере с яблоком ассимиляция была бы сравнением нечеткого, сочного персика с существующей схемой яблока. РазмещениеПриспособление — это второй процесс, который дети используют для корректировки своих схем, когда они узнают новую информацию. Приспособление — это когда ребенок меняет свою схему на основе новой информации, которую он оценил. В нашем примере с яблоком аккомодацией может быть ошибочное включение персиков в их схему яблок или добавление схемы персиков. РавновесиеДля Пиаже Равновесие было идеей о том, что люди, в том числе дети, хотят выявлять и устранять противоречия в наших структурах знаний (например, схемах). В примере с яблоком ребенок может стремиться к равновесию, чтобы избежать нарушения равновесия, когда он пытается поместить персик в свою существующую схему яблока. В конце концов, использование схемы яблока для персика станет слишком неудобным. Ребенок будет реагировать, разрабатывая новую персиковую схему для достижения равновесия. Критика теории ПиажеБольшая часть работ Пиаже не выдерживает современной научной проверки. Большую часть своих исследований он провел на своих троих детях. Даже за исключением исследований его детей, у него обычно были крошечные размеры выборки. Он не придерживался строгих протоколов исследования. Во время своих тестов он не придерживался сценария, поэтому многие различия в ответах детей невозможно вычленить из презентации. Современные исследования показывают, что когнитивное развитие является гораздо более непрерывным, чем предполагают этапы Пиаже. Кроме того, современные психологи утверждают, что дети достигают вех развития, намеченных Пиаже, раньше, чем предполагалось. Хотя методы Пиаже не соответствуют современным стандартам, его настойчивость в том, что детское сознание резко отличается от взрослого, и его создание поэтапного процесса развития с критическими вехами развития остаются влиятельными и сегодня. Ознакомьтесь с отмеченными наградами курсами For-Credit от OutlierOutlier (от соучредителя MasterClass) собрал лучших в мире преподавателей, дизайнеров игр и кинематографистов для создания будущего онлайн-колледжа. |