Пирамида потребностей Маслоу
«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет.»
Абрахам Маслоу
В пирамиде Маслоу все человеческие потребности размещены по уровням, от низших к высшим. У основания пирамиды находятся базовые потребности — в еде и безопасности, на вершине — желание самореализации и творческого выражения.
В объективе — успешные люди
Абрахам Маслоу (1908–1970) — американский психолог, основоположник гуманистической психологии
Диаграмма, называемая пирамидой Маслоу, широко известна среди психологов, маркетологов и тех, кто интересуется проблемами развития личности. Авторство этой пирамиды, как ясно из названия, приписывается психологу гуманисту Абрахаму Маслоу. На самом деле ученый не создавал этой диаграммы, но зато он разработал теорию иерархии потребностей, на основе которой и была создана знаменитая пирамида.
До Маслоу психология фокусировала свое внимание на людях с теми или иными отклонениями, на тех, кому требуется помощь. Маслоу же обратил внимание на тех, кто достиг успеха, то есть смог реализоваться. Он изучал положительные аспекты поведения человека и ориентировался на здоровых людей, развивших свои способности и воплотивших в жизнь свои мечты и желания. В итоге Маслоу создал теорию мотивации, в основе которой лежал принцип иерархии потребностей.
Все потребности, которые есть у человека, согласно Маслоу, можно расположить по уровням, от самых примитивных к самым возвышенным. Следствием иерархии уровней является утверждение, что человек не может испытывать высокие, духовные стремления, если не удовлетворены его основные потребности, сближающие его с животными.
Автор теории иерархии потребностей был уверен, что самой высокой стадии — самореализации — достигает очень незначительное количество людей, по его подсчетам, всего около 2%
По ступеням пирамиды
У основания пирамиды потребностей Маслоу — базовые физиологические нужды человека, на ее вершине — высокие устремления
Итак, каким же образом располагаются человеческие потребности на знаменитой диаграмме? На низшей ступени находятся базовые физиологические нужды: голод, жажда, сон, сексуальное влечение. Ступенью выше разместилась потребность любого живого существа в безопасности. Сюда можно отнести удобное жилище, стабильность и постоянство жизни, отсутствие страха и тревоги, уверенность в завтрашнем дне.
После того как комфортное существование обеспечено, у человека появляются социальные потребности — это третья ступень пирамиды. На ней разместились общение, привязанности, потребность в любви и дружбе, желание совместной деятельности с другими людьми, умение заботиться и принимать заботу.
Четвертая ступень занята такой фундаментальной человеческой потребностью, как признание других людей. Эту ступень часто называют ступенью престижа. К ней относятся желание уважения, стремление к достижению успеха и получению высокой оценки своих способностей, к достижению высокого статуса и известности.
Пятая ступень, до которой добираются далеко не все индивиды, относится к области самореализации и духовности. Удовлетворив все предшествующие потребности, человек начинает стремиться к развитию своих способностей и талантов, творческому самовыражению, обретению своего уникального места в мире.
Маслоу считал, что основа благополучного общества — удовлетворение базовых потребностей всех его членов. Если люди сыты, защищены стабильностью общественного строя, не боятся своего будущего — тогда они начнут стремиться к более высоким целям, в том числе и к служению обществу. Голодный человек в первую очередь думает о еде, а вовсе не о любви, и уж тем более не о том, как раскрыть свои творческие способности.
В расширенной версии пирамиды есть еще две верхние ступени: познавательные потребности (желание узнать как можно больше) и стремление к эстетике, красоте, гармонии.
Этот подход может показаться немного примитивным, что осознавал и сам автор теории иерархии потребностей. Он говорил, что единого стандарта для всех не существует. Для кого-то потребность в творчестве может оказаться более важной, чем потребность в любви или даже еде. А кто-то навсегда застревает на низших ступенях пирамиды. Тем не менее иерархия отражает общее положение в человеческом обществе.
Удовлетворение потребностей зависит и от возраста. Малышам нужна еда и безопасность, подростки страстно хотят любви и признания, самореализация — удел зрелых личностей.
Маслоу считал, что если человек, достигнув меньшего, не начинает стремиться к большему — значит, у него невроз. Или он попал в неблагоприятные внешние обстоятельства. Нормальный человек должен испытывать естественное желание дойти до вершины
Поделиться ссылкой
Иерархия потребностей Маслоу — гипнотерапия и консультирование Aim Online Vancouver
Психолог Абрахам Маслоу впервые представил свою концепцию иерархии потребностей в своей статье 1943 года «Теория мотивации человека» и последующей книге Мотивация и личность . Эта иерархия предполагает, что люди мотивированы удовлетворить основные потребности, прежде чем перейти к другим, более продвинутым потребностям.
Эта иерархия чаще всего отображается в виде пирамиды. Самые низкие уровни
пирамиды состоят из самых основных потребностей, в то время как более
сложные потребности расположены на вершине пирамиды.
По мере продвижения вверх по пирамиде потребности становятся все более психологическими и социальными. Скоро потребность в любви, дружба и близость становятся важными. Далее вверх по пирамиде потребность в личном уважении и чувство выполненного долга имеют приоритет. Как Карл Роджерс, Маслоу подчеркивал важность самоактуализации, т. процесс роста и развития личности для достижения индивидуальный потенциал.
Виды потребностей
Маслоу считал, что эти потребности подобны инстинктам и играют важную роль.
большую роль в мотивации поведения. физиологические, безопасные, социальные и
потребность в уважении дефицит потребностей (также известный как D-потребности ),
Это означает, что эти потребности возникают из-за депривации. Удовлетворение этих
потребности более низкого уровня важны для того, чтобы избежать неприятных ощущений или
последствия.
Маслоу назвал высшим уровнем пирамиды рост нуждается в (также известный как потребность или B-потребность ). Потребности в росте возникают не из-за недостатка чего-то, а скорее из желания расти как личность.
Пять уровней иерархии потребностей
В иерархии потребностей Маслоу есть пять различных уровней:
- Физиологические потребности
К ним относятся самые основные потребности, жизненно важные для выживания, такие как потребность в воде, воздухе, пище и сне. Маслоу считал, что эти потребности являются самыми основными и инстинктивными потребностями в иерархии, потому что все потребности становятся вторичными до тех пор, пока эти физиологические потребности не будут удовлетворены. - Потребности в безопасности
К ним относятся потребности в безопасности и защищенности. Потребности в безопасности важны для выживания, но они не так требовательны, как физиологические потребности. Примеры потребностей в безопасности включают желание постоянная работа, медицинская страховка, безопасные районы и жилье из окружающей среды. - Социальные потребности
К ним относятся потребности в принадлежности, любви и привязанности. Маслоу считал эти потребности менее базовыми, чем физиологические потребности и потребности в безопасности потребности. Отношения, такие как дружба, романтические привязанности и семьи помогают удовлетворить эту потребность в общении и принятии, поскольку участие в социальных, общественных или религиозных группах. - Потребность в уважении
После удовлетворения первых трех потребностей потребность в уважении становится все более важным. К ним относятся потребность в вещах, отражающих на самооценку, личную ценность, общественное признание и достижения. - Потребности в самоактуализации
Это высший уровень иерархии потребностей Маслоу. Самоактуализирующийся люди осознают себя, озабочены личностным ростом, меньше озабочены с мнением других и заинтересованы в реализации своего потенциала.
Замена пирамиды потребностей парусником потребностей
Пирамида потребностей Маслоу, несомненно, является одним из самых знаковых психологических образов. Перепечатанная бесчисленное количество раз пирамида изображает физиологические потребности, такие как дыхание, пища и вода, в основании пирамиды. Следующий слой — это безопасность и защищенность, затем идут любовь и принадлежность, затем самооценка и уважение, а наверху — самореализация.
Как только вы его увидите, идея пирамиды потребностей останется с вами. Это интуитивно понятно, это запоминается — и это неправильно. Как изображение человеческих потребностей, пирамида потребностей Маслоу ошибочна по двум причинам: это не пирамида Маслоу . А потребности не образуют пирамиду .
Источник: Фрэнк Мартела (на основе Абрахама Маслоу)
Во-первых, довольно удивительно, что сам Абрахам Маслоу никогда не создавал пирамиды потребностей. Родившийся в Бруклине, штат Нью-Йорк, в 1908 году, Маслоу до сих пор считается одним из самых влиятельных психологов двадцатого века, который действительно особенно известен своей теорией человеческих потребностей. Реагируя на зверства Второй мировой войны, Маслоу хотел разработать психологию человеческого потенциала, добра в каждом из нас и того, что людям в конечном итоге необходимо для процветания.
Однако форма пирамиды нигде не встречается в трудах Маслоу. Это была группа ученых-менеджеров, которые в конце 50-х и начале 60-х нарисовали пирамиду как мнемонику для менеджеров, желающих «максимальной мотивации при минимальных затратах». Таким образом, пирамида не имеет ничего общего с самим Маслоу, а скорее культовая форма, распространенная через учебники по менеджменту и бизнес-консультанты, стремящиеся продать пирамиду как инструмент для извлечения мотивации из ничего не подозревающих сотрудников.
Во-вторых, научное сообщество уже несколько десятилетий назад осознало, что, хотя у людей, безусловно, могут быть психологические потребности, эти потребности не выстраиваются в четкую иерархию.
В смелой новой книге Transcend: The New Science of Self-Actualization психолог Скотт Барри Кауфман стремится снова сделать Маслоу актуальным, сохранив здоровое ядро его теории, интегрируя свои идеи с разработками эмпирической психологии, которые произошло через пять десятилетий после смерти Маслоу в Менло-Парке, Калифорния, 8 июня 19 года.70, когда его страстное желание пересмотреть свою теорию было неудачно остановлено из-за сердечного приступа со смертельным исходом.
Кауфман утверждает, что та часть теории Маслоу, которая выдержала испытание временем, — это различие между двумя типами потребностей. Во-первых, это дефицитные потребности, которые доминируют в нашей мотивации и перевешивают любые более высокие потребности, когда их срочно не хватает. Если я под водой и мне начинает не хватать кислорода, самореализация — не первое, о чем я думаю.
Единственная потребность, которая меня волнует, это необходимость снова дышать. Чем более сомнительной становится физическая потребность, тем больше она занимает наш разум. Голод — мощная мотивация. Однако, пока мой доступ к воде, еде и укрытию кажется безопасным, я мало о них думаю. Таким образом, потребности дефицита активизируются главным образом тогда, когда нам их не хватает.Однако человеческое существование — это не просто пассивная реакция на недостатки. Как незабываемо сказал персонаж фильма Соломон Нортап в «12 лет рабства: » «Я не хочу выживать. Я хочу жить.» Мы, люди, не просто машины для выживания, а активные и ориентированные на рост люди, стремящиеся принять вызов, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Человек имеет тенденцию к самореализации, «актуализации в том, чем он является потенциально», как выразился Маслоу.
В этом стремлении реализовать себя мы руководствуемся тем, что Маслоу назвал потребностями роста. движимые страхами, тревогами и стремлением погасить то, чего нам не хватает, потребности роста тянут нас к тому, что мы находим интригующим и ценным Они являются источниками внутреннего удовлетворения, к которым мы стремимся, когда нам не нужно беспокоиться о простом выживании.
Пирамида не отражает этого фундаментального различия между дефицитом и потребностями роста. Вместо него Кауфман предлагает парусник. Жизнь — это не проект или соревнование; это путешествие по «огромному голубому океану, полному новых возможностей для смысла и открытий, но также опасностей и неопределенности». Корпус лодки — это то, что удерживает нас на плаву, обеспечивая защиту от волн. Он представляет дефицит потребностей, необходимых для выживания. Кауфман предлагает три таких потребности: чувство безопасности, ощущение, что мы принадлежим другим и не отвергаемы другими, и защита нашей самооценки. Другими словами, нам нужно чувствовать себя в безопасности как в физической сфере, так и в сфере межличностных отношений, а также в наших отношениях с самими собой.
Источник: Фрэнк Мартела по мотивам Скотта Барри Кауфмана. Кауфман цитирует Сенеку: «Если человек не знает, в какой порт он плывет, никакой ветер не будет попутным». Что нам нужно сделать, так это открыть свой парус и осмелиться принять жизнь и направить наши усилия на актуализацию самих себя.
Что касается потребностей, ориентированных на рост, Кауфман снова предлагает три: исследование, любовь и цель. Мы исследуем окружающую среду просто ради удовольствия, мы хотим чувствовать глубокую связь и любовь с другими, и мы ищем цели, достойные достижения, чтобы активизировать нашу деятельность. Таким образом, потребности роста не изображаются в виде пирамиды, на которую нужно взобраться; в конечном счете, они о том, чтобы открыться жизни, осмелиться относиться к жизни как к поиску.
Конечно, чем прочнее корпус, тем проще смело поднимать паруса. Чтобы осмелиться исследовать и расти, нам нужна надежная база. Вот почему Маслоу хотел демократизировать возможность жить ориентированной на рост жизнью, устранив для этого препятствия, такие как материальный дефицит, эмоциональная холодность и институты, разрушающие наши мечты. Потребности можно использовать для оценки наших нынешних институтов, таких как школы, рабочие места и общества в целом. Разрабатывая и критически исследуя их, мы должны задаться вопросом, помогают ли они нам удовлетворять наши потребности или, скорее, основная причина, по которой наши потребности не удовлетворяются.