Пирамида Маслоу из 7 ступеней, что это? Как она помогает в жизни
Всегда задаешься вопросом, почему некоторое люди просто так помогают, иногда совсем чужие, далекие, которых ты иногда совсем мало знаешь. И есть родные люди, на помощь которых вроде ты точно можешь рассчитывать, иногда так далеки от твоих проблем. Их не интересует ни твои проблемы, ни то, как ты с ними справляешься. Они желают только одного, брать и брать… Пирамида потребностей Маслоу вполне может ответить на этот вопрос.
Содержание
- Что такое пирамида потребностей Маслоу
- Структура пирамиды Маслоу (7 ступеней)
- Как пирамида помогает в обычной жизни
- Недостатки и спорные моменты
- Альтернатива пирамиде Маслоу
Что такое пирамида потребностей Маслоу
Абрахам Маслоу — это известный американский психолог, который и сделал эту пирамиду из 5 ступеней, которая объясняет иерархию потребностей человека.
Существует 5 ступеней, на которые разделены все основные потребности человека: физиологические, потребности в социализации и духовные.
На последней 5 ступени, как считал Маслоу оказывается всего 2% людей. А многие не поднимаются выше первой, где обеспечивается только безопасность. Им не нужно признание, духовный рост, они хотят только «спать и есть». Поэтому и помогать они не спешат, и не будут.
Также необходимо принять тот факт, что подняться на ступеньку выше, перешагнув одну из ступеней, НЕ ПОЛУЧИТСЯ! Все должно идти строго друг за другом, и тогда, как говорят психологи: «Можно подняться на вершину счастья». Но это у обычных среднестатистических людей. А вот у творческих личностей все не так. А как?
Сама пирамида представляет собой пять ступеней, каждая из которых несет определенный смысл. Причем стоит отметить, что Маслоу рассматривал положительные черты личности и поведения, и на это и делал основной упор.
Пирамида Маслоу 5 ступеней
Структура пирамиды Маслоу (7 ступеней)
«Борьба за выживание» заставляет человека искать безопасность и еду. Условно говоря, человек где-то должен спать и что-то должен есть, иначе ему сложно думать о чем-то другом.
Хотя есть и исключения из правил у творческих личностей. Винсент Ван Гог, например, создал около 2000 работ. Сейчас они продаются за очень большие деньги, но вот при жизни была продана всего одна работа и в 37 лет он застрелился. Произошло это, возможно, из-за того, что не были удовлетворены его основные базовые потребности.
Хотя есть люди, которые «всегда боятся голода и нищеты», особенно те, кто пережил блокаду в ВОВ, или дети блокадников. А иногда сюда попадают люди, у которых не было в детстве любви самых значимых людей, мамы и папы. И они поэтому склонны только удовлетворять базовую потребность.
Ученые заметили, что, если дети растут в любви и безопасности, они в большей мере способны бороться со стрессом, но при этом они не теряют самообладания. Психическое здоровье обеспечивают детям родители, которые очень любят своего ребенка.
Деление на низшие и высшие потребности тоже очень условно. Низшие, это физиология (нас это роднит с животными), а высшие, это то, что мы сами нарабатываем в течение жизни и к чему нам нужно стремиться. Совсем непросто удовлетворить именно высшие потребности, нужно постоянно работать над собой и учиться.
Но всегда стоит оценивать себя и учитывать только настоящий момент, то есть здесь и сейчас.
Сейчас нам показывают модель пирамиды Маслоу в таком виде, как ее сделал и объяснил известный маркетолог Филип Котлер, там семь ступенек развития.
Пирамида потребностей Маслоу 7 ступеней
Давайте рассмотрим каждую потребность отдельно.
- Первая ступень – физиология
Это удовлетворение самой обычной потребности: в воде, в еде, в сне, в отдыхе и сексуальном удовлетворении. Человек ищет себе пару именно на этой ступени.
- Вторая ступень – безопасность
В раннем детстве ребенок ищет защиту у матери, потом ищет работу, чтобы удовлетворить эту потребность. Он ищет защищенности, стабильности и уверенности в завтрашнем дне.
- Третья ступень – принадлежность к группе, любовь
Когда закрыты первые две потребности, то возникает желание объединиться в группы, поиск друзей, осознанный поиск партнера по жизни и создание семьи. Человек понимает, что вместе легче и лучше, и ценит дружбу, общение и любовь.
- Четвертая ступень – признание
Человек начинает поиск своего предназначения, чтобы лучше реализовать себя в этой жизни, от этого зависит и его самооценка, и его место в социуме.
Иногда необходимо одобрение и признание социума, уважение за определенные заслуги, за прилежный труд и старание, а иногда бывает «ложное признание», за счет брендовой одежды, статусной машины и квартиры, элитного отдыха и других атрибутов.
Но все же на данном этапе человек хочет быть полезным обществу, своей семье, окружающим людям.
Поэтому сделайте практику Колесо Баланса, (мы писали ранее как ее можно выполнить), она поможет определить ваш вектор движения, не прибегая к услугам психолога. Тем самым можно быстрее помочь себе и определить свои «слабые места» и прийти к признанию, реализоваться как личность.
- Пятая ступень – познание и понимание себя и мира
Данная потребность «расширяет горизонты» человека, через чтение книг, путешествия, здесь возникает потребность в философском понимании жизни, иногда в религии. Только развиваясь, человек может внутренне вырасти, познать себя и свое окружение.
- Шестая ступень – творческая
Чтобы достичь гармонии и не впасть в депрессию, необходимо еще и какое-то творчество в жизни. Особенно это касается женской половины человечества. Здесь нужно «разбудить» свой талант и искать дело «по душе». Что нравится сейчас, а может вы никогда не могли найти время для того, чтобы этим заниматься.
Пробуйте все: рисуйте, танцуйте, пеките хлеб, вышивайте, выпиливайте, садите цветы. Словом все, что приносит вам радость и удовольствие. Включите свою фантазию.
Так вы сможете почувствовать красоту мира, ощутить радость и гармонию в душе.
- Седьмая ступень – духовность
Здесь мы, по сути, прикасаемся к самому себе. Растить свою духовность непросто, человек останавливается на творческой ступени. Многие мои знакомые говорят, что «до этого нужно дорасти», что духовность – это сложный и долгий процесс. Это воспитание себя, а это самый сложный процесс.
Маслоу утверждает, что достичь ее удовлетворения могут далеко не все люди. Если человек попал в дружелюбную среду, у него адекватная самооценка, он не боится выражаться и развиваться, то ему удастся самореализоваться.
Это самый высокий уровень потребности, и он всего у 2% людей. Причем, например, священники не проходят все низшие ступени, они сразу оказываются на самой высокой ступени.
Священники сами отказываются от плотских утех, но зато развивается духовно и в этом находит просветление.
Как пирамида помогает в обычной жизни
Самое главное, она позволяет познать себя и свои потребности в настоящий момент времени.
Например, бизнесмены- это те, кто удовлетворил низшие потребности, базовые. В противном случае бизнес может быть неудачным и провальным, если человек идет в бизнес, думая, как выжить.
Польза от пирамиды Маслоу:
- Можно найти все желания человека с ее помощью
- Простая и понятная структура
- Помогает расставить приоритеты в жизни
- Помогает лучше понимать людей и их стремления
- Может помочь найти и определить свои ценности в жизни
- Найти свои страхи, сомнения и также лучше понять и других людей
Недостатки и спорные моменты
Самым большим недостатком пирамиды Маслоу является то, что время изменилось, и сейчас практически никто не умирает от голода, да и крыша над головой есть.
Многие сейчас стремятся к уединению, и не спешат заводить семью, женщины тоже не хотят рожать детей, а мужчины большие семьи. И поэтому пирамида Маслоу не всегда актуальна.
Но все же рассчитана на среднестатистического человека, поэтому ее часто используют маркетологи, и при построении карьеры тоже выявляют потребности, так становится понятна мотивация сотрудника совершать свои «подвиги» и двигаться вверх по лестнице пирамиды Маслоу.
Альтернатива пирамиде Маслоу
Основное применение пирамиды Маслоу все-таки маркетинг ввиду того, что человеку нужна мотивация. Мотивированный человек всегда движется, и нужно понимать, какие у него потребности, хочет ли он на самом деле расти. Хотя сейчас и однозначно ответить нельзя, что для человека важно, используя только пирамиду потребностей Маслоу.
И сейчас стали применять немного другие теории, которые объясняют мотивацию действия человека в настоящее время. Теория Альдерфера от известного психолога из Иеля, он разработал ERG-концепцию.
Почему ERG?
Альдерфер предполагал, что у человека существует три группы потребностей:
- E – Existence – это потребность в безопасности и физиологии
- R – Relatedness- это потребность в межличностном общении и связях
- G – Growth – это потребность в саморазвитии
ERG — система в чем-то похожа на пирамиду Маслоу. Только там ступени объединены немного по-другому. ERG-теория была разработана в 1972 году. Но она немного отличается от пирамиды Маслоу.
В пирамиде Маслоу движение идет вертикально вверх, а вот по теории Альдерфера может и снизу вверх, и наоборот, сверху вниз. Все зависит от степени удовлетворенности человека в потребностях.
В заключении стоит отметить, что можно пользоваться разными системами, мотивировать себя тоже можно по-разному.
Также обе эти системы дают объяснение поведению людей, когда вроде «у меня все есть», а для других «я не хочу делать», или «почему я должен делать что-то для кого-то просто так». Разная иерархия потребностей у всех людей, в этом и лежит ответ на этот вопрос.
Хотя любой рост, а рост в духовном плане всегда может коренным образом изменить вашу жизнь! Пробуйте! Проверено!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен
Пирамида потребностей Маслоу: 7 уровней с описанием
Пирамида Маслоу
Базовые потребности
Безопасность
Любовь
Уважение
Когнитивные
Эстетические
Самоактуализация
Парадокс теории
Младенец рождается человеком, он уже представитель человеческого рода, а вот каким он станет и какие качества сформируют в нем семья, культура, социум — это открытый вопрос. Размышления в этом ключе и легли в основу знаменитой пирамиды американского психолога Абрахама Маслоу.
Пирамида Маслоу — это модель иерархии потребностей, включающая как высшие, так и низшие из них. Все они — часть человеческой природы, и их нельзя исключить из нашей жизни.
В начале этого тысячелетия журнал «Review of General Psychology» опубликовал список ста наиболее выдающихся психологов ХХ века, который возглавил Маслоу. Он совершил революцию в социальной картине нашей цивилизации, объединив в иерархическую модель биологическое начало в человеке, проявляющееся в его физиологических нуждах, с высшими устремлениями: умением творить культуру, тягой к научной истине, проявлением любви, жертвенности, сознательного чувства долга.
Эти потребности много веков противопоставлялись. Маслоу показал их единение, их общность в природе человека. Иерархическая модель Абрахама Маслоу изображена в виде пирамиды, в основании которой лежат базовые (низшие) потребности, и по мере возвышения появляются высшие, ведущие к самореализации личности. Чем выше потребность, тем более она свойственна человеку.
Как и говорилось выше, все начинается с удовлетворения физиологических потребностей в еде, воде, сне, сексе. Эти потребности объединяют человека со всеми другими существами, живущими на Земле. Эти потребности доминируют над остальными.
Простой пример: если человек одновременно будет нуждаться в еде, любви, безопасности и уважении, то он выберет еду.
Если физиологические запросы не удовлетворены, другие нужды отойдут на второй план или вообще перестанут существовать для него.Подписывайся на наши группы в социальных сетях — там еще больше полезных советов, идей, а еще вдохновляющие картинки и интересные видеоролики.
— Яндекс Дзен
— Телеграм
— ВКонтакте
После удовлетворения физиологических потребностей появляется группа немного другого плана. Человек, рождающийся на свет, должен убедиться, что в этом мире можно жить и развиваться, что миру можно доверять. Депривация (потеря) этой потребности может быть опасной, поэтому ее удовлетворение обязательно.
Чувства защищенности, родительской любви, доверия к миру — основные для развития ребенка, а тревожность и страх приводят к негативным последствиям в формировании психики. Потребность в безопасности включает:
- стабильность;
- защищенность;
- отсутствие тревоги, страха и хаоса;
- потребность в ограничениях и законах, даже в сильном покровителе.
Фото автора Lisa Fotios: Pexels
На основе базовых потребностей у человека возникают потребности в социальном взаимодействии. А именно в:
- привязанности;
- общении;
- чувстве принадлежности к коллективу;
- окружении людей, которые любят и принимают тебя.
Без этого самоактуализация и стремление к независимости, автономии невозможны.
Если данные потребности не удовлетворены, это приводит к переживаниям личности по поводу отсутствия романтического партнера, детей или друзей. На этом уровне самым главным становится обретение места в социуме или семье.
Не пропустите
Не пропустите
Страх, любовь и адреналин: почему в стрессовые периоды нам так хочется быть в отношениях
Для детей неблагоприятны частые переезды, смена окружения, отсутствие корней, статус мигранта. Этот вид потребностей напоминает человеку о животных инстинктах держаться вместе, жить в стае, объединяться. Пренебрегать этими важнейшими факторами опасно для психики.
Эта потребность более высшего порядка, она не сравнима с базовыми. Желание получить уважение и признание становится роскошью, необязательной, если сравнивать ее с борьбой с голодом и опасностью. Чем выше потребность, тем меньше она важна для выживания, тем легче она исчезает.
Потребность в уважении можно реализовать только с помощью других людей. Ее удовлетворение возможно, только если человек умеет дружить, уважать других, проявлять преданность и сознательность. Чем выше потребность, тем более она направлена вовне. Голодный человек занят только собой.
Всем известно, какую важность имеет стремление личности к уважению окружающих. Здесь становится важным и потребность в самоуважении, высокой самооценке. Удовлетворение потребностей этого класса дает чувство уверенности в себе, собственной ценности, ощущение своей полезности. Неудовлетворение приводит к беспомощности, чувству неполноценности.
Фото автора George Dolgikh @ Giftpundits.com: Pexels
Потребность в изучении мира, науки, профессии — эта ступень уже приводит человека к сознательному созиданию, к творчеству и открытиям. Для удовлетворения этого уровня потребностей важны семейные, политические, экономические, образовательные условия. Как и для удовлетворения всех высших потребностей, необходима благоприятная обстановка.
Однако история человечества знает примеры того, что человек может заниматься исследованиями даже в условиях смертельной опасности. Для здоровой психики влечение к неизведанному естественно, нам интересно все, что не скучно.
На этой ступени человек уже становится способным не только замечать красоту, но и нуждаться в ней. Для удовлетворения этих потребностей человек может заплатить высокую цену, вести аскетичный образ жизни — удовлетворение этих потребностей может стать важнее, чем полный желудок. Эстетические потребности можно наблюдать у здоровых детей.
Маслоу относил их также к когнитивным и даже невротическим потребностям. Исследование этих потребностей показало, что существуют случаи, когда эстетические потребности становились базовыми. Прекрасное способно лечить, люди испытывают эстетический голод, удовлетворить который может только красота.
Фото автора Виктор Куликов: Pexels
На вершине пирамиды — потребность в самоактуализации, личностном росте, самопознании, саморазвитии. Стремление к удовлетворению этой потребности приводит человека к устойчивому, более выраженному индивидуализму и вместе с тем к глубокой социализации.
Человек начинает испытывать любовь к человечеству и одновременно достигает уровня уникальности. Здесь будет уместно также вспомнить Эрика Фромма, который говорил, что истинная любовь к себе не противопоставляет человека другим, а помогает улучшению отношений, так как проявляется в чувстве собственного достоинства.
Не пропустите
Не пропустите
Топ-10 книг по саморазвитию, которые нужно прочитать каждой увлеченной натуре
Весь парадокс этой иерархии в том, что удовлетворение высших потребностей ведет к самоактуализации и удовольствию от жизни, а не низших. Чем выше у личности уровень потребностей, тем более безболезненна, эффективна и успешна психотерапия в работе с ним. На уровне низших потребностей она не может быть полезной.
Стремление к удовлетворению высших потребностей имеет более благоприятные социальные последствия. Люди с высшими потребностями более направлены на решение проблем социума, способны к любви и уважению.
Низшие потребности имеют более ограниченные свойства и более осязаемы, чем высшие. Жажда или голод проявляются более явно, чем любовь, а она более ярко выражается, чем уважение.
Существуют и исключения. Например, есть люди, для которых любовь менее важна, чем самоуважение или самоактуализация, а творчество возможно без базового удовлетворения. Есть примеры того, как потребности человека могут слабеть.
Например, при длительном периоде жизни в бедности человек может до конца своих дней жить ограниченно и обходиться малым. Люди, выросшие без любви (чаще психопатические личности), навсегда утрачивают способность любить.
Нарушение иерархии также может происходить, например, в случае потребности, которая удовлетворялась долгое время и в итоге оказалась обесцененной. Психика человека многообразна, как сама жизнь. Поэтому ее изучение приводит к интереснейшим моделям, помогающим лучше узнать природу человека. Одна из них — модель потребностей Маслоу.
Автор
Кира Макарова
Психолог, детский нейропсихолог, семейный психолог
Какое впечатление произвела на вас эта статья?
Иерархия потребностей Маслоу – шестой уровень
В Кембриджском университете есть центр обучения взрослых с проживанием в восхитительном Мэдингли-холле. Некоторое время назад я вел там курс выходного дня «Жизнь и творчество Абрахама Маслоу», и среди эссе в конце курса я с удивлением обнаружил, что два студента воспроизвели Иерархию Потребностей только с пятью уровнями — физиологический, безопасный. , принадлежность, уважение и самоактуализация. И это несмотря на то, что я потратил полтора часа на шестой уровень — внутренние ценности, — которые Маслоу добавил к своему списку мотивационных потребностей незадолго до своей смерти. Похоже, что этих студентов ранее учили, что есть пять основных мотивов, с самоактуализацией наверху, и что касается их, то ничто из того, что я сказал, не изменит этого. Что происходило?
Подсказка заключалась в том, что студенты разделились на две отдельные группы. Были и те, кто пришел из гуманистической или трансперсональной психологии и либо уже был знаком с шестой мотивацией, либо был готов ее принять. Другая группа имела опыт практического применения теории мотивации в мире бизнеса и управления, и для них самоактуализация была конечной целью, а шестой уровень был совершенно новым. Первая группа совершенно не знала об обширной практической работе Маслоу по применению его теорий на рабочем месте и в зале заседаний совета директоров, в то время как вторая группа никогда не слышала о его теоретической работе по самоактуализации, их мотивации, пиковых переживаниях или гуманизме.0005 и трансперсональная психология.
Как возникла эта дихотомия между двумя разными ветвями психологии? Ответ исторический.
Абрахам Маслоу (1908–1970), бывший президент Американской психологической ассоциации, наиболее известен своей работой о человеческой мотивации и, в частности, своей Иерархией потребностей, которая впервые была определена в статье 1943 года. эта статья впоследствии стала стандартной характеристикой практического применения теории мотивации в бизнесе и менеджменте и была воспроизведена по крайней мере в 22 различных книгах и журналах (Maslow, 19).71, стр. 379–380).
Определены пять основных потребностей, все из которых, по его мнению, заложены в человеческом виде. Они расположены иерархически, при этом самоактуализация относится к: стремлениям людей к самореализации, а именно к их склонности актуализироваться в том, чем они потенциально являются. Эту тенденцию можно сформулировать как желание становиться все более и более тем, чем человек идиосинкразически является, стать всем, чем он способен стать. (Маслоу, 1943; 1954/1987, стр. 22)
В статье Маслоу 1943 года упоминаются когнитивные потребности, такие как желание знать и понимать, а также эстетические потребности, но они не помещаются в иерархию из пяти. Другими словами, Маслоу уже на этом раннем этапе осознал, что его список неполный. Несмотря на эту оговорку, она широко воспроизводилась как законченная теория, попутно приобретая собственное графическое изображение в виде треугольника или пирамиды, которое воспроизводится в бесчисленных публикациях.
Поскольку пять потребностей латентно или активно присутствуют у всех представителей человеческого вида, они описываются как «биологически укорененные». Это ключевая тема всей работы Маслоу. Он имеет дело с характеристиками конкретного вида, некоторые из которых могут быть общими с другими видами, но, тем не менее, он избегает экстраполяции с одного вида на другой.
Высшая потребность — это более позднее филетическое или эволюционное развитие. Мы разделяем потребность в еде со всеми живыми существами, потребность в любви — с (возможно) высшими обезьянами, потребность в самореализации — ни с кем. Чем выше потребность, тем она более специфически человечна. (Маслоу, 1954/1987, стр. 57).
Вслед за статьей 1943 года работа Маслоу развивалась в двух направлениях. Одним из них было практическое применение его теорий на рабочем месте. Это включало подробное наблюдение за методами работы в различных организациях с целью повышения мотивации, и благодаря этой работе пришло международное признание. Примером может служить журнал, который он вел летом 1962 года, когда работал в Non-Linear Systems в Дель-Маре, штат Калифорния, и который недавно был переиздан под названием Maslow on Management (19).98).
Другое направление его работы включало изучение тех людей, которых можно было бы считать самореализовавшимися: тех, кто достиг или достигает полного раскрытия своего индивидуального потенциала (Маслоу, 1962/1968). Он задал очевидный вопрос: если кто-то уже самореализуется, что тогда мотивирует этого человека? В поисках ответа он пришел к мотивации внутренних ценностей, таких как «истина, добро, красота, совершенство, превосходство, простота, элегантность и т. д.» (Маслоу, 19).69, стр. 4), другими словами ценности, которые выходят за рамки личных личных интересов человека и для которых он ввел термин «Б-ценности». Это контрастирует с другими пятью мотивационными уровнями, каждый из которых в той или иной форме включает личный интерес. В свою очередь, это привело к таким концепциям, как трансцендентность эго и пиковые переживания (Маслоу, 1962/1968, 1964/1970), и, в конечном счете, к основанию трансперсональной психологии.
Полностью развитый (и очень удачливый) человек, работающий в наилучших условиях, как правило, руководствуется ценностями, превосходящими его личность. Они больше не эгоистичны в старом смысле этого слова. Красота не находится внутри человека, равно как и справедливость или порядок. Вряд ли можно классифицировать эти желания как эгоистичные в том смысле, в каком могло бы быть таковым мое желание еды. Мое удовлетворение от достижения или допущения справедливости не в моей собственной шкуре; он не лежит вдоль моих артерий. Оно в равной степени снаружи и внутри: поэтому оно преодолело географические ограничения себя. (Маслоу, 1969, стр. 4).
Первоначально Маслоу воспринимал эти мотивации как духовные и поэтому не добавлял их в свою иерархию биологически укорененных мотивационных потребностей. Мы продукты эволюции, и все, что характеризует человеческий вид в целом, должно быть биологическим по своей природе. Только процент людей мотивирован на этом уровне, поэтому он ввел термины «метапотребности» и «метамотивация», как будто они каким-то образом выходят за рамки того, что можно определить как характерное для всего человеческого вида.
Таким образом, самоактуализация по-прежнему находилась на вершине его иерархии универсальных, биологически укорененных, мотивирующих человеческих потребностей. Это означало, что, когда Маслоу писал о самоактуализирующихся, иногда он имел в виду тех, кто все еще стремится к дальнейшим аспектам самореализации, а иногда он имел в виду тех, кто преследует Б-ценности, то есть метамотивированных людей (Маслоу, 1962/1968).
В конце концов это совпадение было разрешено, когда он, наконец, признал, что эти духовные мотивы также являются частью нашей биологической природы как представителей человеческого вида (Маслоу, 19).67). Его друг и коллега Энтони Сутич написал:
Он сказал мне, что только что закончил работу над статьей, которая, по его собственным словам, стала «… кульминацией 30-летней работы в области психологии». … Рукопись Маслоу прибыла в Июнь 1967 г. Название «Теория метамотивации: биологическое укоренение ценностной жизни»… было довольно длинным, и в разговоре мы называли его «статьей о метамотивации». (Сутич, 1976, с.11).
Стремление к тому, что он называл «метапотребностями», теперь можно было добавить к его иерархии в качестве шестого уровня, потому что оно соответствовало критерию биологической укорененности в нашем виде, как и другие пять потребностей. Написав в своей «метамотивационной статье» (эти выдержки взяты из ее переиздания в качестве главы 23 книги «Дальние пределы человеческой природы»: Маслоу, 1971), Маслоу сказал, что эти метапотребности, «хотя и обладающие некоторыми особыми характеристиками, которые отличают их от основных потребностей, все же находятся в той же области дискурса и исследований, что, например, потребность в витамине С или в кальции» (стр. 309). Базовые потребности и метапотребности рассматривались в одном и том же континууме, «в одной сфере дискурса… все они биологически желательны и все способствуют биологическому успеху» (стр. 311–312).
Хотя Маслоу считал, что внутренние ценности не «полностью очевидны или актуализированы (сделаны реальными и функционально существующими) у большинства людей», он также писал, что полное определение личности или человеческой природы должно включать их: «они не исключены». как потенциалы в любом человеке, родившемся в мире» (стр. 304–305). «Так называемая духовная… жизнь явно укоренена в биологической природе вида» (стр. 315).
Эти цитаты показывают, что Маслоу, в конечном счете, рассматривал Иерархию как включающую в себя так называемые «метапотребности», потребность следовать внутренним ценностям, выходящим за рамки личного интереса, как шестой отдельный уровень за пределами потребности самоактуализации. Тем не менее, большая часть литературы по этому вопросу упускает из виду это дополнение. Все пять предшествующих уровней связаны с личным интересом человека, включая самоактуализацию, которая заключается в полной реализации собственного потенциала. Именно на шестом уровне человек мотивирован ценностями, которые можно назвать «эго-трансцендентными». Две мотивации, которые Маслоу оставил нераспределенными в своей основополагающей работе 1943 бумагу теперь также можно отнести к шестому уровню: желание знать и эстетика связаны со знанием и истиной, красотой и гармонией, которые являются внутренними ценностями.
Статья о метамотивации была опубликована в Журнале гуманистической психологии. Это была зарождающаяся ветвь психологии в Штатах, и она еще не нашла своего пути в психологию по эту сторону Атлантики, где доминировали психоанализ и поведенческая психология. Вряд ли ее прочитало здесь больше, чем горстка пионеров гуманистической психологии. 19 января68 У Маслоу случился первый серьезный сердечный приступ, и он умер в июне 1970 года (Сутич, 1976). Поэтому у него было мало шансов закрепить свое новое восприятие Иерархии, и он никогда не излагал в печати новый список мотивационных потребностей.
Ценности, вытекающие из религиозных верований, теперь рассматриваются в рамках трансперсональной психологии, но в то время эта зачаточная ветвь профессии еще не была определена или даже названа, поскольку она появилась с первым номером Журнала трансперсональной психологии в 1919 г.69. Тем не менее, в сегодняшней трансперсональной психологии, похоже, не признается, что эти эго-трансцендентные мотивы отделены от эгоцентричной потребности самоактуализации.
Вызывает сожаление, что понимание Маслоу относительно добавления этого уровня осталось почти незамеченным, тем более что он описал это как «кульминацию 30-летней работы в области психологии» (Сутич, 1976, с.11). ). Я уверен, что если бы он прожил дольше, он бы построил свою новую интегрированную теорию мотивации, охватывающую физиологические, эмоциональные, социальные и духовные аспекты человеческой природы, а также ее практическое применение на рабочем месте и в обществе в целом.
— Хейзел Скелси Гест, преподаватель математики на пенсии и трансперсональный психотерапевт
Ссылки
Маслоу А.Х. Теория мотивации человека. Психологический обзор, 50, 370–396. Перепечатано как глава 2 в « Мотивация и личность» (3-е изд.), 1987 г.
Маслоу, А. Х. (1987). Мотивация и личность (3-е изд.). Нью-Йорк: Харпер. (Оригинальная работа опубликована в 1954 г.)
Maslow, AH (1968). К психологии бытия (2-е изд.). Нью-Йорк: Ван Ностранд. (Оригинальная работа опубликована 1962)
Маслоу А. Х. (1970). Религии, ценности и пиковые переживания. Нью-Йорк: Viking Press. (Оригинальная работа опубликована в 1964 г.)
Maslow, AH (1967). Теория метамотивации. Журнал гуманистической психологии, 7, 93–127. Перепечатано как глава 23 в книге «Дальние пределы человеческой природы», 1971 г.
Маслоу, А. Х. (1969). Дальние пределы человеческой природы. Журнал трансперсональной психологии, 1 (1), 1–9.
Маслоу, А. Х. (1971). Дальние пределы человеческой природы. Нью-Йорк: Viking Press.
Маслоу, А. Х. (1998). Маслоу по менеджменту (DC Stephens & G. Heil, ред.). Нью-Йорк: Уайли.
Сутич, А. (1976). Возникновение трансперсональной направленности: Личный кабинет. Журнал трансперсональной психологии 8 (1), 5–19.
Иерархия потребностей Маслоу в образовании
Применение иерархии потребностей Маслоу в образовании
Учащиеся в классах или на учебных курсах могут отвлекаться. У них в голове крутятся другие мысли, такие как другие занятия, личная жизнь, дружба, хобби, физические отвлекающие факторы, такие как голод или усталость, и многое другое. Когда учащиеся отвлекаются на эти или любые другие проблемы, их собственное образование и достижения могут быть поставлены выше их более насущных потребностей. Почему это? Один человеческий психолог предполагает, что это происходит потому, что насущные потребности определяют немедленные действия ученика. Когда они беспокоятся об этих вещах, они сосредотачиваются исключительно на этих отвлекающих факторах. Эти заботы будут иметь приоритет над образованием и достижениями. Как лучше всего привлечь внимание наших студентов и заставить их уделять учебе приоритетное внимание? Учителя могут помочь учащимся избавиться от отвлекающих факторов, позволяя учащимся сделать главным приоритетом учебный материал, образование и достижения.
Иерархия Маслоу
Человеческие существа мотивированы достижением цели. Достижение целей позволяет людям удовлетворять свои индивидуальные желания и потребности. Потребности мысленно расставляются в порядке важности (Маслоу, 1943). Менее насущные потребности должны быть удовлетворены, прежде чем можно будет удовлетворить более важные потребности. Действия человека будут сосредоточены на удовлетворении потребностей с более низким приоритетом, а затем перейдут к удовлетворению потребностей с более высоким приоритетом.
Рисунок 1Начиная с основания пирамиды (рис. 1), физиологические потребности являются первоочередными и должны быть удовлетворены в первую очередь. Эти потребности включают питание, сон, одежду и кров. Люди должны удовлетворять эти основные потребности, чтобы сосредоточиться на чем-то другом, иначе их действия будут сосредоточены исключительно на удовлетворении этих физиологических потребностей. Они имеют наивысший приоритет и, следовательно, являются наиболее важным движущим фактором для человека. Если человек голоден, он будет игнорировать любые другие желания или желания, сосредоточившись на утолении своего голода. Если учащийся голоден, он может вести себя отвлекающе или нарушать правила, потому что его приоритетом является не образование, а голод. Учащийся может заснуть на уроке вместо того, чтобы работать над своими заданиями, потому что не выспался прошлой ночью. В этом примере ученик, естественно, отдает предпочтение сну, а не обучению.
Когда физиологические потребности удовлетворены, следующим приоритетом становится безопасность. Потребности в безопасности обычно связаны с окружающей средой, которая включает в себя домашнюю среду учащегося, школьную среду и любую другую среду, частью которой он регулярно является. Если у учащегося возникают личные проблемы дома (например, родители спорят, родители борются с зависимостью, отсутствие родительской структуры и т. д.) или он живет в опасном районе, ему будет трудно учиться, потому что его основные потребности в безопасности не были удовлетворены. встретил. Точно так же, если учащийся подвергается издевательствам или если он не чувствует себя принятым и любимым своим педагогом, ему будет трудно учиться и выполнять свою работу. Их приоритетом будет обретение безопасности. Ученикам нравится предсказуемость и структура, и они связывают эти факторы с чувством безопасности. Они лучше всего справляются с отсутствием нарушений в их рутине. Если им не хватает рутины или если есть факторы, угрожающие их рутине, они могут чувствовать себя небезопасно и боязливо. Это может привести к плохой успеваемости ученика.
После того, как физиологические требования и требования безопасности соблюдены, любовь и чувство принадлежности становятся приоритетом. Это касается семейных и дружеских отношений. Учащийся может развить чувство принадлежности, вступая в клубы, работая волонтером, участвуя в церковных группах или выполняя другие групповые обязательства. Когда человек не чувствует себя любимым или не чувствует себя своим, он жаждет привязанности или принятия в группе. Потребность в любви и принадлежности может быть забыта, но она может быть столь же важной для ученика, как и его физиологические потребности.
Следующей потребностью, которую необходимо удовлетворить, является самооценка. Самоуважение включает в себя индивидуальность, уважение к другим, достижения и уверенность. Большинство людей крайне критично относятся к себе, что проистекает из их собственной оценки самореализации и потенциала. Самооценка может быть двоякой. Во-первых, люди будут жаждать достижений, уверенности, компетентности и силы духа. Во-вторых, они будут стремиться к важности, признательности, признанию и статусу. Когда все эти потребности будут удовлетворены, люди будут чувствовать себя адекватными, способными, сильными и достойными. Если эти потребности не будут удовлетворены, люди будут чувствовать себя некомпетентными, незащищенными и неважными.
Все эти первые четыре потребности можно считать потребностями депривации. Если эти потребности не будут удовлетворены, эти недостатки будут мотивировать людей сосредоточиться на удовлетворении своих самых приоритетных потребностей. За этими потребностями депривации следует еще одна потребность — самоактуализация. Это стремление реализовать свой потенциал. Эта потребность вызвана не неадекватностью, а стремлением к самосовершенствованию. Маслоу предполагает, что очень немногие люди когда-либо достигают этого уровня. Самореализованные люди, как правило, импульсивны, независимы, аналитичны и реалистичны.
Применение иерархии Маслоу – преподавание и обучение
Теперь, когда мы рассмотрели предпосылки иерархии потребностей Маслоу, также важно понять, как эту информацию можно использовать в образовании. Во-первых, важно понимать, что, к сожалению, мы не можем удовлетворить все физиологические потребности каждого студента. Для учителя или лидера было бы невозможно обеспечить каждого ученика достаточным количеством сна, крова, одежды и питания. К счастью, программы бесплатных и льготных обедов — отличный способ решить некоторые проблемы голода в школах. Предоставление одежды, соблюдение правил гигиены и достаточное количество сна по-прежнему являются важными факторами. На основе модели становится ясно, что если эти основные потребности не будут обеспечены, учащиеся не смогут расставить приоритеты в обучении. Это потребности, которые учителя не всегда могут удовлетворить. Однако учителя могут стремиться предлагать учащимся ресурсы и рекомендации по школьным программам, чтобы удовлетворить как можно больше потребностей.
Учителя и руководители должны учитывать многие аспекты, чтобы помочь учащимся чувствовать себя в безопасности. Как упоминалось ранее, чувство безопасности может исходить от рутины и предсказуемости. Учителя и руководители должны установить распорядок в своих классах. Сформулируйте четкие правила и процессы для своих учеников. Поддерживайте предсказуемый распорядок дня, позволяя учащимся предвидеть и ожидать порядка в классе. Учащиеся будут чувствовать контроль в своей среде в классе, потому что они могут предвидеть, что произойдет дальше. Кроме того, у учащихся должно быть чувство психологической и эмоциональной безопасности в классе. Учителя должны создавать среду, обеспечивающую здоровый уровень риска, задавания вопросов и ответов, открытого обмена мыслями и здорового обсуждения. Они не должны бояться осуждения со стороны других учеников. Студенты жаждут доверительных отношений со своим учителем.
Чтобы удовлетворить потребности в принадлежности, самоуважении и любви, учащиеся хотят чувствовать себя нужными, любимыми и заботливыми. Учащиеся могут искать удовлетворения у учителей или школьного персонала. Как учителя и лидеры, важно рассматривать каждого ученика как уникальную личность, ценя их за уникальные черты характера. Подчеркните здоровое, позитивное поведение и самооценку. Приложите усилия, чтобы показать студентам, что их тяжелая работа и самоотверженность действительно ценятся. Такая расстановка приоритетов будет способствовать развитию самооценки и самоуважения каждого учащегося.
Учителя и лидеры, как правило, в первую очередь удовлетворяют четыре потребности депривации (самоуважение, чувство принадлежности, безопасность и физиологические потребности). Каждый шаг, который педагог делает для удовлетворения этих основных потребностей, повышает способность учащихся к обучению и достижениям в классе. Убедитесь, что вы прилагаете реальные усилия, чтобы узнать каждого ученика и понять уровень их знаний и их уровень в Иерархии Маслоу. При этом вы можете наилучшим образом помочь учащимся продвигаться по иерархии.