Э. Эриксон
Эриксон построил оригинальную схему развития человека на протяжении всей жизни. Согласно Эриксону, человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов [с.13].
«Я представляю картину развития человека с точки зрения конфликтов, внутренних и внешних, которые несет с собой витальная личность, выходя из каждого кризиса с усилившимся ощущением внутреннего единства, с развившимися способностями к здравым суждениям, к «хорошим действиям» в соответствии со своими собственными стандартами и стандартами значимых для него людей» [с.100 — 101].
Каждый человек идет своим путем развития, переживает свои кризисы и находит их разрешение теми способами, которые должны быть здесь описаны, последовательно проходя от начала до конца выделенные стадии [с.104].
Каждая последующая стадия есть потенциальный кризис вследствие радикального изменения перспективы. Слово «кризис» здесь употребляется в контексте представлений о развитии для того, чтобы выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций и, вследствие этого, онтогенетический источник возможного формирования хорошей или плохой приспособляемости [с.
Стадии развития в период взрослости по Эриксону.
5. Отрочество – юность (12-18 лет). Идентичность или смешение ролей.
До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей – ученика или друга, брата-сестры, ученика музыкальной школы и т.д. В отрочестве-юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон назвал диффузией идентичности.
Таким образом, основная задача этой стадии – достижение личностной идентичности. И. – чувство непрерывности своего Я.
Говоря строже, понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я» независимо от изменений «Я» и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Идентичность – это прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности, исток и тайны организации которой скрыты, однако, на предшествующих стадиях онтогенеза [с.12].
6. Ранняя взрослость (взрослость). Центральный психологический момент в ранней зрелости 20-25 лет – это установление интимных, близких личностных отношений с другим человеком. Центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. И если человек потерпел неудачу в установлении таких отношений, то у него может развиться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в целом мире он положиться не может, кроме себя.
Психология молодости и возрастного развития
Этапы человеческого возрастного развития, следующие после детства и юности, можно разделить на:
- молодость (иначе — ранняя взрослость) — это период от 20 (иногда 23) до 30 лет;
- тридцатилетний кризис — начиная от 28 лет и до 33 лет;
- зрелость (иначе — средняя взрослость) — от 33 до 50 лет;
- пожилой возраст (иначе — поздняя взрослость) — от 50 до 70 лет;
- старость — все последующие года, начиная от 70 лет.
Возрастные отрезки можно классифицировать по разному и с разной степенью подробности. Рассмотрим наиболее характерные особенности как молодости, так и зрелости.
Психология молодости: основные задачи этого возрастного этапа
К базовым задачам молодости психология относит:
- создание семьи;
- освоение ролей родителей и супругов — то есть чувства компетентности в семейной роли;
- достижение чувства профессиональной компетентности.
Э. Эриксон считал, что создание семьи является шестой стадией жизненного пути, которая соответствует молодости. По-другому этот период нередко называют зрелой генитальностью. Эриксон утверждал, что эту стадию характеризует наличие следующей дилеммы: «близость против изоляции». Такая дилемма возникает в самом начале зрелого жизненного периода. Этот период является временем завоевания независимости от родителей, становления дружбы/близких отношений. Такое возможно только тогда, когда у личности сформировалось чувство идентичности.
Роль любви в становлении молодой личности
Кризисом, характерным для молодости, считается довольно стандартная для этого возрастного периода подлинная взаимность с любовным партнером. Уровень близости уже имеет существенные отличия от сексуальных опытов, случившихся ранее, а также от интенсивного поиска сексуальной идентичности. Иначе человек рискует оказаться в одиночестве и тогда близость с другим им будет восприниматься как фактор опасности.
Считается, что на этой стадии появляется новая добродетель возраста — любовь. Эриксон утверждает, что она является одной из наиболее мощных человеческих сил.
Цитата 1Любовь заключается во взаимной преданности, которая подавляет антагонизм, присущий разделенным функциям».
Любовь может проявляться во множестве форм. Однако, если между взрослыми партнерами возникает настоящая близость, то любовь будет включать разделенную идентичность, а также взаимное уважение.
Выбор изоляции приводит к «сердцевидной патологии стадии» — то есть к исключительности, отвержению.По утверждению Соловьева В. С. (известный русский философ) человек может раскрыть свою индивидуальность только посредством эротической любви, а обязательным условием обретения им целостности своей сущности является единение с половиной, которая ему предназначена. Мужчина и женщина, которые имеют противоположность характеристик, образуя единство друг с другом, становятся завершенными и целостными.
Профессиональная деятельность и ее роль в развитии молодой личности
Другая сторона социальной ситуации развития личности в молодости — освоение выбранной профессии. В этот период человек утверждает себя в деле, которое выбрал, получает профессиональное мастерство. Тогда же заканчивается профессиональная подготовка, которая имеет существенно большие сроки в связи с научно-техническим прогрессом. По мнению Толстых А. В., человек в молодости имеет максимальную работоспособность, выдерживает максимально возможные для него нагрузки физического и психического характера, а также более всего способен овладеть сложными способами интеллектуальной деятельности.
То есть, на протяжении периода молодости человек не только выбирает спутника жизни, с которым создает семью, но и занимается развитием, реализацией и утверждением себя в выбранной деятельности, приобретая мастерство и компетентность в профессиональном плане.
ВыводЦентральными возрастными новообразованиями в период молодости считаются семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.
Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
Блокнот
Первый этап, первый год жизни: доверие против недоверия . [Взаимодействие с матерью. Этап, который зависит от предсказуемости, любви и заботы.*] Дети полностью зависят от других на первом этапе жизни. В это время формируется базовое отношение доверия (устанавливается, когда младенцам дают адекватное тепло, прикосновения, любовь и физическую заботу, поощряемые теми же условиями, которые помогают детям крепко привязаться к своим родителям) или недоверие. Недоверие вызвано неадекватным или непредсказуемым уходом, а также холодностью, безразличием или отторжением родителей.
Второй этап, 1–3 года; Автономия против стыда и сомнения .
. [Взаимодействие с родителями. Имея прочную основу предсказуемости, ребенок движется вперед, чтобы развиваться физически и эмоционально и становиться автономным. Родители обеспечивают безопасную среду, в которой они могут быть уверены в способности ребенка исследовать и отпускать — и ребенок должен знать, что родители рядом и что он может вернуться в стабильное место, которому они доверяют. Здесь начинается самооценка. Именно здесь начинается большая часть языкового развития — познавательная деятельность. И настоящие смешанные сообщения. «Нет» означает, что у них есть автономия, некоторый контроль, но может означать и «да». Ребенок будет интернализировать выражения сомнений от других. Родители помогают воспитывать чувство автономии, поощряя детей пробовать новые навыки. Родители, которые высмеивают своих детей (проливание, падение, намокание и другие «несчастные случаи» часто происходят из-за грубых усилий ребенка) или чрезмерно защищают их, могут заставить их чувствовать стыд и сомневаться в своих способностях.Третий этап, 3-5 лет; Инициатива vs Вина .. [Взаимодействие со сверстниками, дошкольник. Играть. Цель направлена. Отзывы других являются ключевыми. Цели должны быть подкреплены и оценены другими. Более целенаправленное действие, более сложное, самонаправленное. Взрослые должны находить способы облегчить, а не задушить этот важный период игровой активности.*] Ребенок переходит от простого самоконтроля к способности проявлять инициативу. Через игру учится планировать, брать на себя и выполнять задачу. Родители поощряют инициативу, предоставляя ребенку свободу играть, задавать вопросы, использовать воображение и выбирать виды деятельности. В противном случае – если его резко критикуют, запрещают играть или обескураживают – ребенок может научиться испытывать чувство вины за действия, которые он/она инициирует.
Четвертый этап, 6-12 лет: трудолюбие против неполноценности .. {Взаимодействие в школе. Работа. Ответственность. Навязанная извне структура интерпретируется внешними ожиданиями. Важно укреплять усилия — индивидуальные усилия, а не просто совершенство. Признание того, что ребенок пытался. *] Многие события среднего детства символизируются тем судьбоносным днем, когда вы впервые поступили в школу. С головокружительной скоростью ваш мир расширился за пределы вашей семьи, и вы столкнулись с целым рядом новых испытаний. Впервые учителя, одноклассники и взрослые вне дома становятся такими же важными, как и родители, в формировании отношения к себе. В школе дети начинают осваивать навыки, ценимые обществом, и успех или неудача могут иметь долгосрочные последствия для их чувства адекватности. Дети учатся трудолюбию, если их хвалят за строительство, рисование, приготовление пищи, чтение, учебу и другие продуктивные действия. Если усилия ребенка расцениваются как беспорядочные, детские или неадекватные, возникает чувство неполноценности.
Пятая стадия, Подростковый возраст: идентичность и путаница ролей . [Взаимодействие со сверстниками. Единственные люди, которые имеют значение, — это сверстники. Переход во взрослую жизнь. Физиологическая эволюция — гормональный шторм. Проблема социальных проблем и времени, когда есть самые большие риски и самая большая цена. До 1860-х годов, когда образование стало обязательным, становясь подростком, человек становился взрослым.] Подростковый возраст — неспокойное время для многих представителей нашей культуры. Оказавшись между детством и взрослой жизнью, подросток сталкивается с некоторыми уникальными проблемами. Эриксон считает необходимым ответить на вопрос «Кто я?» основная задача на данном этапе жизни. Умственное и физическое созревание приносит человеку новые чувства, новое тело и новые взгляды. Подросток должен построить последовательную идентичность из самовосприятия и отношений с другими. Противоречивые опыты студента, друга, спортсмена, рабочего, сына или дочери, любовника и т. д. должны быть интегрированы в единое ощущение себя. Согласно Эриксону, люди, которым не удается развить чувство идентичности, страдают от путаницы ролей, неуверенности в том, кто они и куда идут.
Шестой этап, взросление: близость или изоляция . Индивид испытывает потребность в достижении важного качества близости (способности заботиться о других и делиться с ними опытом) в своей жизни. После установления стабильной идентичности человек готов разделить значимую любовь или глубокую дружбу с другими. 75% мужчин и женщин студенческого возраста считают хороший брак и семейную жизнь своей основной целью во взрослом возрасте (Bachman & Johnson, 1979). И все же брак или сексуальные отношения не являются гарантией преобладания близости: многие взрослые отношения остаются поверхностными и неудовлетворительными. Неспособность установить близость с другими приводит к глубокому чувству изоляции. Человек чувствует себя одиноким и безразличным в жизни. Это обстоятельство часто создает почву для последующих трудностей.
Седьмая стадия, взросление среднего возраста: генеративность против стагнации . По словам Эриксона, интерес к руководству следующим поколением является основным источником баланса в зрелой взрослой жизни. Это качество, называемое генеративностью, выражается в заботе о себе, своих детях и будущем. Генерация может быть достигнута путем руководства собственными детьми или помощи другим детям (например, в качестве учителя, священника или тренера). Это также может быть достигнуто посредством продуктивной или творческой работы. В любом случае забота и энергия человека должны быть расширены, чтобы включить благополучие других и общества в целом. Неудача в этом отмечена застойной заботой о собственных потребностях и комфорте. Жизнь теряет смысл, и человек чувствует себя горьким, тоскливым и загнанным в ловушку.
Восьмой этап, поздняя взрослость: честность против отчаяния . Поскольку старость — это время размышлений, человек должен иметь возможность оглянуться на события своей жизни с чувством принятия и удовлетворения. По Эриксону, предыдущие семь этапов жизни становятся основой успешного старения. Человек, который жил богато и ответственно, развивает чувство целостности. Это позволяет человеку достойно встречать старение и смерть. Если с сожалением смотреть на события прошлой жизни, пожилой человек впадает в отчаяние. В этом случае возникает ощущение, что жизнь представляла собой череду упущенных возможностей, что одна потерпела неудачу и что уже поздно обращать вспять сделанное. Старение и угроза смерти становятся источником страха и депрессии.
[ Примечания от: Кун, Деннис. Введение в психологию, исследование и применение. Сент-Пол: West Publishing Company, 1989; Зиглер, Эдвард Ф. и Матиа Финн-Стивенсен, Йельский университет. Дети, развитие и социальные проблемы, DC Heath and Company, Лексингтон, Массачусетс и Торонто, 1987.] ОЧИСТИТЬ=ВЛЕВО>
Авторское право
Содержимое этого сайта, включая все изображения и текст, предназначено только для личного, образовательного, некоммерческого использования. Содержимое этого сайта не может быть воспроизведено ни в какой форме без надлежащей ссылки на текст, автора, издателя и дату публикации [и номера страниц, если это уместно].
Обзор теорий развития в связи с работой с молодежью в области AOD, часть 2
Поэтапные или «строительные блоки» теории
В середине двадцатого века было создано несколько «поэтапных» или «строительных блоков» теорий человеческого развития. . В эту группу теорий входят «теория задач развития» Хавигхерста, теория «психосоциального» развития Эриксона, теория когнитивного развития Пиаже (в Gruber & Voneche, 1977) и теория Кольберга (19).81) теория «морального рассуждения». Концептуальная основа этих теорий заключается в том, что развитие представляет собой пошаговое продвижение по стадиям, при этом переход к каждой новой стадии зависит от успешного выполнения задач на предыдущей стадии.
Современные исследования в области социальных наук, психологии и неврологии показали, что развитие является непрерывным, а не поэтапным, и что оно варьируется в зависимости от социокультурных и экологических факторов. Хотя актуальность этих когда-то доминирующих теорий уменьшилась, они, тем не менее, внесли большой вклад в современную теорию.
В теории задач развития Хэвигхерст (1972) определил шесть возрастных стадий жизни, охватывающих период от рождения до старости, каждая из которых имеет отдельный набор задач развития. Для Хэвигхерста задачи развития вытекают из физического созревания, личных ценностей и давления общества. Задачи, определенные Хэвигхерстом для подросткового периода (от 13 до 18 лет), включали принятие своего телосложения; принятие набора ценностей и этической системы в качестве руководства к поведению; развитие здорового отношения к себе, а также к социальным группам и институтам; развитие новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов; определение подходящей социальной роли и выбор профессии; и достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.
Представление о том, что выполнение задач, связанных с развитием, ведет к здоровой адаптации, до сих пор имеет большое значение . Однако концепция Хавигхерста о типичных возрастных стадиях больше не согласуется с современными данными, которые демонстрируют значительные различия в траекториях развития людей на протяжении всей жизни.
Подобно Хавигхерсту, модель психосоциального развития Эриксона (Erikson, 1968) содержала несколько этапов с отдельными задачами. Эриксон считает, что критическая задача подросткового развития (от подростков до 20 лет) состоит в том, чтобы дифференцироваться от семьи происхождения/общества. Этот процесс индивидуации включал в себя разрешение «кризиса идентичности», главным вопросом которого был «Кто я?». Идеи Эриксона оказали огромное влияние, и поэтому подростковый возраст обычно понимается как время самопознания. Исследования подтвердили, что по мере развития у подростков формируются более абстрактные характеристики самих себя, а представления о себе становятся более дифференцированными и лучше организованными (Steinberg & Morris, 2001).
Однако исследования не подтвердили график разработки Эриксона. Задачи на некоторых его этапах подвергались критике за то, что они основаны больше на предположениях, чем на доказательствах. Кроме того, в настоящее время утверждается, что только небольшое меньшинство молодых людей переживает кризис идентичности, описанный Эриксоном.
Теория когнитивного развития, созданная швейцарским психологом и естествоиспытателем Жаном Пиаже (1977), современником Эриксона, определила четыре стадии развития. Его работа оказала особое влияние на протяжении второй половины двадцатого века. Пиаже использовал строгие наблюдательные методы исследования, чтобы полностью развить свою теорию, но эмпирические исследования когнитивного развития, теперь основанные больше на обработке информации и вычислительных моделях, поставили под сомнение многие из его основных положений (Steinberg & Morris, 2001).
Несмотря на это, по-прежнему актуальным является наблюдение Пиаже о том, что по мере перехода детей к подростковому возрасту их познание развивается от «конкретного операционального мышления» (логического, но черно-белого или конкретного мышления) к формальному операциональному мышлению (повышенная способность мыслить абстрактно, за пределами «здесь и сейчас» и лучше понимать точку зрения других).
Американский психолог Лоуренс Колберг сосредоточился на развитии логики и морали. Его модель основана на моральных рассуждениях. Предлагаются шесть конструктивных стадий, каждая из которых более эффективна в решении моральных дилемм, чем ее предшественница (Kohlberg, 19).81).
Шесть стадий определены в таблице 2.
Таблица 2. Стадии морального развития Кольберга
Джонатан Хайдт (2007) провел острую критику теории Кольберга, продемонстрировав, что моральное действие основано на большем об интуиции и бессознательном процессы, чем рассуждения. Гиллиган (1982) также отмечает, что эта теория не является культурно нейтральной и основана на исследованиях с участием мужчин. Она объясняет, что там, где Кольберг фокусируется на справедливости, другие модели могут в равной степени сосредоточиться на этике заботы.
Экологические и эмпирические теории
Теория систем развития (DST) делает отношения индивидуально-контекста основной единицей анализа и центром вмешательства (Silberstein & Lerner, 2007). Акцент делается на понимании того, как уникальный опыт каждого молодого человека в рамках его социальной экологии влияет на его развитие.
DST подчеркивает разнообразие человеческого развития, и приводятся убедительные доказательства «пластичности» процессов человеческого развития. Это означает, что независимо от прошлого опыта всегда есть потенциал для изменений и повод для оптимизма — точка зрения, которая соизмерима как с прогрессивной нейробиологией, так и с перспективами современных социальных наук.
DST демонстрирует, как можно добиться содействия позитивному человеческому развитию путем согласования сильных сторон и потенциалов отдельных лиц и контекстов. Биологические и психологические процессы и вехи развития, которые так часто рассматриваются как предопределенные и фиксированные, демонстрируют свою динамичность и подверженность социокультурным и историческим влияниям. DST обеспечивает надежную научную основу для понимания того, как несколько факторов работают вместе, формируя человеческое развитие. Таким образом, DST позволяет зафиксировать и понять сложный опыт развития молодых людей.
DST возникла на основе теории экологических систем (EST), разработанной Ури Бронфенбреннером (1979). EST также известна как теория «развития в контексте» или «экологии человека». EST считает, что все, что окружает ребенка или подростка, влияет на то, как он растет и развивается. Разработка рассматривается как непрерывный процесс, и идея отдельных этапов или строительных блоков не поддерживается. Бронфенбреннер определяет четыре типа интегрированных экологических систем, каждая со своими собственными ролями, нормами и правилами, которые могут сильно влиять на развитие.
Это:
- Микросистема – ближайшее окружение (например, семья, школа, группа сверстников, район и т. д.)
- Мезосистема – связи между непосредственным окружением (например, связь молодого человека с домом и школой или статус семьи в обществе)
- Экзосистема – параметры внешней среды, которые лишь косвенно влияют на развитие (например, рабочее место родителей)
- Макросистема — более широкий социокультурный контекст
Взаимодействие каждого молодого человека с людьми и внутри систем формируется экологически, но в равной степени то, как он или она действует или реагирует, влияет на реакцию людей и систем. Это вводит особые генетические и биологически обусловленные личностные черты (темперамент) каждого молодого человека в уравнение развития.
Еще одна оригинальная (но малоизвестная) теория, рассматривающая развитие как контекстно-зависимую теорию, — это теория истории культуры, разработанная Львом Выготским (1978). Выготский был пионером в области развития, работавшим в бывшем Советском Союзе, чье признание не соответствовало его влиянию на более поздних теоретиков развития. Его работа предшествует теории социального обучения и предвосхищает ее.
Теория истории культуры утверждает, что развитие — это непрерывный процесс, в ходе которого дети и молодые люди учатся на собственном опыте. Считается, что развитию лучше всего способствуют взрослые, которые благодаря связи с ребенком или молодым человеком могут обеспечить своевременное и чуткое вмешательство, когда они находятся на пороге изучения новой задачи. Это известно как «зона ближайшего развития».
Выготский ввел понятие «строительных лесов», чтобы показать, как знания, уже имеющиеся у детей, могут быть использованы поддерживающими и доступными взрослыми. Строительные леса стали широко используемой конструкцией в исследованиях устойчивости и в более общем плане предоставления услуг молодежи.
Основополагающая работа Альберта Бандуры «Теория социального обучения» (1977 г.) также демонстрирует важность социального опыта и обучения через наблюдения для молодых людей. Теория социального обучения подчеркивает, что возможности моделирования, имитации и идентификации посредством взаимодействия со значимыми другими людьми в своей среде имеют решающее значение для обучения и развития человека.
Теория социального обучения также придает первостепенное значение поощрению и наказанию. Бандура ввел понятие самоэффективности — собственного суждения человека о том, насколько хорошо он или она может выполнять действия, необходимые для решения предполагаемых ситуаций, — что занимает центральное место в изучении устойчивости и изменения поведения в отношении здоровья.
Теория привязанности — еще одна теория, имеющая глубокие последствия для понимания и воспитания развития. Она была сформулирована британским психиатром и психологом Джоном Боулби и развита американским психологом развития Мэри Эйнсворт (см. Bretherton, 19).92).
Первоначальная теория Боулби утверждала, что человеческие младенцы нуждаются в безопасных отношениях со взрослыми опекунами, без которых не произойдет нормальное социальное и эмоциональное развитие. Эйнсворт добавила концепцию «надежной базы», которая прививается благодаря заботе со стороны любящего родителя, особенно матери. Она также определила несколько «моделей привязанности», которые определяют чувства, мысли и ожидания человека в более поздних отношениях (Vaugh et al., 2008).
Ранние концепции теории привязанности считались слишком детерминированными, и теперь было показано, что развитие зависит от более разнообразных социальных процессов. Дальнейшую критику выдвигает Каган (1994), который отвергает представление о том, что связь между опекуном и младенцем имеет решающее значение для последующего эмоционального и даже интеллектуального роста.