Срочно нужны ответы 1. чем недоволен чартков, рассматривая картины в лавке на щукином дворе? 2. почему чартков купил портрет старика на последний двугривенный? 3. какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения чарткова домой? 4. зачем так подробно описана комната чарткова? 5. были ли у профессора основания опасаться, что чартков станет модным живописцем? 6. почему купленный портрет тревожит чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства? 7. какие свойства чарткова говорят о таланте художника? 8.какие свойства чарткова говорят о таланте художника? ? 9. прав ли чартков, когда думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбой» ? 10. какие возможности дает чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует? 11. почему богатство возбуждает в чарткове желанье славы? — Школьные Знания.net
Все предметы
Математика
Литература
Алгебра
Русский язык
Геометрия
Английский язык
Физика
Биология
Другие предметы
История
Обществознание
Окружающий мир
География
Українська мова
Информатика
Українська література
Қазақ тiлi
Экономика
Музыка
Беларуская мова
Французский язык
Немецкий язык
Психология
Оʻzbek tili
Кыргыз тили
Астрономия
Физкультура и спорт
Ответ дан
alina3918
1. Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом.
2.Чартков, как художник, интересовался творчеством других людей, часто ходил по рынку и смотрел на картины. Его ещё никогда ничего так не привлекало, как портрет ростовщика. Хоть картина была не закончена, видно было, что это рука настоящего мастера. Глаза мужчины были, как будто живыми. Именно они оказали свое влияние на Чарткова. Он решает потратить последние деньги на покупку этой необычной находки. Думаю здесь герой просто оказался под неким влиянием портрета, поэтому и решил отдать последние средства.
3.Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства.
4.В реалистическом произведении интерьер — это важное средство характеристики персонажа.
Сори что не на все ответила((
Ответ дан
kimvika962
1) Ему не понравилось то что такие уродливые картины нравятся русскому народу!!!
2) Чартков, как художник, интересовался творчеством других людей, часто ходил по рынку и смотрел на картины.
Его ещё никогда ничего так не привлекало, как портрет ростовщика. Хоть картина была не закончена, видно было, что это рука настоящего мастера. Глаза мужчины были, как будто живыми. Именно они оказали свое влияние на Чарткова. Он решает потратить последние деньги на покупку этой необычной находки. Думаю здесь герой просто оказался под неким влиянием портрета, поэтому и решил отдать последние средства.3) Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства.
4)
Описание комнаты молодого талантливого художника Чарткова, в которой он ютился, выглядело не весьма привлекательно. Большая комната убогая и низенькая, узкий диванчик, слегка обтянутый кожей, полнейший хаос из холстов, эскизов, недоделанных в творческом порыве материалов – вот комната человека, прибывшего в большой город с большими оптимистическими надеждами на будущее. Чартков усердно занимается своей работой.
5) В повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет» у профессора, безусловно, была причина опасаться, что Чартков в погоне за славой и деньгами перестанет изображать то, что велит ему сердце, а будет рисовать лишь в угоду самолюбивым заказчикам. Талантливый и амбициозный художник, постепенно отходит от подлинного искусства, изменяет своей душе и сердцу. Теперь Чартков рисует лишь то, что требуют его богатые заказчики; так он становится модным и известным богачем, неспособным более создать ничего стоящего. Чартков понимает, что обменял талант на деньги.
«Нравственный выбор художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Служение искусству или золотому тельцу»
0
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
Предмет – литература | Класс 10 | |
Тема: «Нравственный выбор художника в повести Н. В. Гоголя «Портрет». Служение искусству или золотому тельцу». | ||
Цель урока: Определить, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества; выяснить, как автор решает проблему истинного искусства. | ||
Планируемы образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Самостоятельное формулирование цели, проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагание, постановка вопросов, умение выражать свои мысли, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения, приобретение исследовательских навыков ориентирования в потоке информации и умения анализировать ее; умение обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты; делать логические заключения и проявлять творческие способности. | Самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности. |
Словарь урока: «художественное мастерство», «язык и стиль», «прототип литературного героя», «образ в системе образов», «сюжет», «композиция», «идея», творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Искусство – образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. Талант – высокий уровень одаренности, выдающиеся способности человека к деятельности в какой-либо области. Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. Тщеславие – кичливое высокомерие, любовь к славе, почитанию. | ||
Ресурсы урока: Портрет Н.В. Гоголя, текст повести «Портрет», мультимедийный проектор, учебник под ред. А.Н. Архангельского, критические статьи: Белинский В.Г. «Взгляд на русскую литературу», Белый А. Мастерство Гоголя, Гуковский Г.А. «Реализм Гоголя», Манн Ю.В. «Поэтика Гоголя», Интернет-ресурсы: www.nsportal.ru, www.infourok.ru, www.doc4web.ru, www.открытый урок.рф | ||
Образовательные технологии: технология развития критического мышления учащихся | ||
Методы и приемы обучения: компетентностное обучение, метод проблемного изложения материала, дискуссия, дифференцированный подход в обучении, беседа по содержанию текста повести, доклады студентов, ответы на проблемные вопросы. |
Ход учебного занятия | ||
Этапы | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Орг. этап | Приветственное слово. — Добрый день. Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему, которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить, творить, идя тернистым путём, с чистой душой, либо быть модным, жить в достатке, растратив свой талант, жизнь, продав душу. | Самоконтроль готовности учащихся к уроку |
Мотивация | Начнем с эпиграфа. Высказывание принадлежит самому автору: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» Как вы понимаете эти слова? Мы проведем нашу работу в технике «загзаг», разделив его на три части и озаглавив соответственно «знаем», «хотим знать», «узнали» | Предполагаемый ответ учащихся. Художник более чем кто-либо другой в ответе за свою судьбу. Его искусство пробуждает в людях добрые или злые чувства. Поэтому художник отвечает не только за своё будущее, но и за судьбы других людей. |
Актуализация | Итак, вопросы 1 части «знаем»: Что вы знаете из бигорафии Н.В. Гоголя? Какие проблемы поднимает и решает Н.В. Гоголь в своих произведениях? Что вы знаете о сборнике Н.В. Гоголя «Петербургские повести»? Какие повести входят в этот сборник? С содержанием каких повестей вы уже знакомы? | Предполагаемый ответ учащихся. В первой половине 1835 года Гоголь публикует сборник «Арабески», в состав которого вошли три повести: «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Петербургскими повестями, дополненными затем рассказом «Нос» и повестью «Шинель», Гоголь завершал целостную картину русской жизни, существенным звеном которой оказалась также написанная в эти годы комедия «Ревизор». Основная тема петербургских повестей – обманчивость внешнего блеска столичной жизни, её мнимого великолепия, за которым скрывается низменная и пошлая проза. Кроме того Гоголя волнует тема творчества и художника. Он убеждён, что талант – это Божий дар, он дан, чтобы «постигнуть высокую тайну создания». |
Целеполагание | Слово учителя. Талант – это Божий дар, он дан, чтобы «постигнуть высокую тайну создания». Этой теме посвящена повесть «Портрет». Тема нашего урока «Нравственный выбор художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Служение искусству или золотому тельцу». Предположите, какова будет цель урока? | Предполагаемый ответ учащихся. Определить, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества; выяснить, как автор решает проблему истинного искусства. |
Информационный этап
Учитель: 2 часть – «хотим узнать». О петербургском периоде творчества Н. В. Гоголя и история создания повести «Портрет» наши учащиеся подготовили сообщения. Слушаем их выступления.
Повесть «Портрет» посвящена основной и животрепещущей теме Н. В.Гоголя – теме творчества, судьбы художника, эстетического и нравственного. Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения – «Невский проспект», «Портрет» (1 ред.), «Записки сумасшедшего» – вошли в сборник «Арабески», опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах. Первые две повести перекликаются с рядом статей «Арабесок» по вопросам искусства. Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. «…Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято… В искусстве таятся созданья, а не разрушенья. Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства…» – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому. В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В. Г. Белинский отметил: «Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без увлеченья… Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя…» В Риме автор подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все «нервы» произведения. Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически. В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: «Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?» Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика. Повесть состоит из двух частей. В первой рассматривается трагическая история художника Чарткова; вторая рассказывает историю преображения человека. Здесь Н. В. Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём «перевёрнутой композиции» (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой). |
Учитель: напоминаю, 2 часть нашего зигзага – «хотим узнать»
Почему погиб талант Чарткова?
Почему герою не удалось сохранить свой талант, а автору таинственного портрета удалось преодолеть в себе живописца “нестройной жизни”?
Каков смысл композиции?
Ответы на эти и другие вопросы помогут вам разгадать многочисленные тайны гоголевского текста. На урок речь пойдёт о тайне творчества, о загадке человеческого духа, о возможных способах постижения природы искусства, о том, как важно человеку не предавать себя, не изменять своему таланту и верить в своё призвание.
Аналитическая беседа | 2 часть – «хотим узнать». Вопросы для анализа повести. Часть I. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе? Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный? Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой? Зачем так подробно описана комната Чарткова? Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем? Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства? Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника? Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбой»? Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует? Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы? Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки? Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери? Почему работа над портретом «завлекла» Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки? Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию? Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам? Почему «Золото сделалось… страстью, идеалом, страхом, целью» Чарткова? Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь? Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в «зависть и бешенство», почему он уничтожает талантливые произведения искусства? Отчего Чартков впал в «безнадёжное сумасшествие» и умер? Часть 2. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией? Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие? Чем странен ростовщик, с которого писался портрет? Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком? Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать? Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны? Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа? В чём значение искусства и почему «талант. ..чище всех должен быть душою»? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: «Гений и злодейство – две вещи несовместимые»? |
Учитель: Мы повторили содержание повести, а теперь обратим внимание на тот факт из жизни Гоголя: именно в 1835 году Гоголь собрал статьи по искусству («Живопись, скульптура и музыка», «Несколько слов о Пушкине», «Об архитектуре нынешнего времени»), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью «Портрет». Это свидетельствует о том, что Гоголя волнуют вопросы творчества и место художника в обществе.
В повести «Портрет» автор рассматривает жизнь современного художника в этом суетном мире, писатель ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства.
Гоголь рассчитывает на понимание читателей и критиков, но каково же было разочарование писателя, когда ведущий критик 30-40-х годов В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести «Портрет»: «Портрет есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество фантастических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с неё портрет, и которая бранит балы и восхищается природою – и вы не откажете в достоинстве этой повести. Но вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не принимала никакого участия».
Обратите внимание: Белинский называет вторую часть повести «приделкой, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия». ..
Заранее подготовленный ученик рассказывает о дальнейшей судьбе Гоголя и его повести «Портрет»:
Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора» Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме. Но ничто не радует сердце писателя: ни тёплая погода, ни устроенный быт, ни местные красоты… Гоголь думает о России. Здесь, в Риме, он знакомится с художниками, в частности, с художником Ивановым, который работает над картиной «Явление Христа народу».
Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г. Белинского. И он решает переделать повесть «Портрет». К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.
Аналитическая беседа | Итак, что по-вашему заставило Гоголя вновь взяться за перо и переделывать повесть? Как это показано в повести? Как был наказан Чартков? | Предполагаемый ответ: Гоголя не устраивала критика его произведения, так как он придавал огромное значение идее повести: его интересовала проблема истинного искусства и место художника в современном мире; настоящий художник не должен думать о наживе, о деньгах, так как это губительно для настоящего искусства Предполагаемый ответ: Чартков становится на путь лжи и предательства по отношению к искусству: первоначально это проявляется в том, что он солгал, придав девице образ Психеи. Чартков доволен: он получил значительную сумму, затем автор показывает дальнейшее «падение» Чарткова: «кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в Байрона, он отдавал ему байроновское положение и поворот». Предполагаемый ответ: Он погибает в страшных муках, зависть и злоба уничтожили его душу, талант: «Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства… Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою. осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на неё кидался, рвал, разрывал её, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья…» |
Учитель: Поражённый микробом наживы и зависти, главный герой повести гибнет в страшных муках, но история на этом не кончается. Как вы думаете, почему Гоголь пишет вторую часть, что он ещё недосказал? Ведь, казалось бы, мысль выражена предельно ясно и чётко: истинный художник не должен продавать душу дьяволу, обладающий талантом, он должен служить прекрасному на земле.
Аналитическая беседа | В чём же должно убедить читателя соседство первой и второй частей? | Предполагаемый ответ: Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком, независимо от его нравственной природы. Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые «глядели демонски-сокрушительно», уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма, «нет святости в лицах» |
Учитель: Совершенно верно, Вторая часть повести имеет огромное значение для идейного содержания повести. Критика Белинского заставила о многом задуматься великого писателя. Жизненные обстоятельства складывались так, что в Италии он познакомился с истинным художником (Ивановым), увидел, как самозабвенно он трудится над картиной на божественную тему, – все эти факты заставили вновь взяться за перо Гоголя. Во второй части он рассказывает о судьбе художника, который, соприкоснувшись со злом, проходит путь внутреннего очищения: «…он удалился с благословенья настоятеля в пустынь… Там долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силою молитвы…». Только после этого он позволил себе вновь взяться за перо, и тогда уже из-под его кисти стали выходить картины, полные святости: «…святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём», – говорит ему настоятель.
Только после этого он получил право давать наставления своему сыну-художнику, который собирается ехать в Италию: «Намёк о божественном, небесном заключён для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего… Всё принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без неё не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства».
Аналитическая беседа | 3 часть – «узнали». Выводы: Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с повестью Н. В. Гоголя «Портрет», каков, на ваш взгляд, идейный замысел автора? | Предполагаемый ответ: «Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его», – так учит своего сына старый художник, это и составляет основную идею произведения. |
Учитель: В заключение мне хотелось бы обратить ваше внимание на концовку повести для того, чтобы увязать её с вашим домашним заданием. Вернёмся к финалу повести, мы знаем, что Гоголь переделав конец повести отнимает надежду на искоренение зла: портрет, принесший столько зла людям, бесследно исчезает, а это значит, что зло не уничтожено, оно продолжает бродить по свету. Насколько современна проблема противостояния ремесла и искусства? (предполагаемые ответы).
Из религиозной темы Н.В.Гоголь не сделал предмет теоретических или художественных изображений, он хотел, прежде всего, найти правду для самого себя, осуществить эту правду в самом себе, в своих произведениях.
Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап
Рефлексия.
Что лично для себя я открыл (понял, отметил, запомнил, заинтересовало) на этом занятии?
Чему научил меня сегодняшний урок? (Каждый должен учиться делать выбор, иметь представление о нравственных ценностях.)
Выставление оценок.
Спасибо всем за интересное обсуждение (отметить лучшие ответы, похвалить тех, кто сумел раскрыться во время занятия), но хотелось бы активности на занятии (пожелания).
Домашнее задание:
Напишите сочинение-миниатюру на тему: « Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?»
Портрет (и черт) Гоголя
Слава не может доставить удовольствия тому, кто ее украл, а не завоевал.
«Портрет » (1835 г.) считается наименее гоголевским из всех произведений Гоголя. Он следует более традиционной схеме. Это почти классическая история о привидениях в традициях Хоффмана и По. Это также более автобиографично, чем вы думаете.
Таинственный портрет
История молодого художника Чарткова, который покупает в магазине в Санкт-Петербурге загадочный портрет. Любопытно, что глаза портрета кажутся живыми, у них злой взгляд. В ту же ночь портрет оживает, и незнакомец выходит из кадра. Он начинает считать деньги на кровати перепуганного Чарткова. Много денег. На следующий день рама случайно ломается, и оказывается, что в раме было спрятано большое количество золотых монет.
Деньги и слава
В предыдущем посте я писал, что гоголевские персонажи не подвержены личностному развитию. В этой истории они есть. Когда мы впервые встречаемся с Чартковым, он бедный художник, который заботится только о своем искусстве, развивая свои художественные навыки. Но как только у Чарткова появляются деньги, все меняется: раньше он одевался так, как человек, настолько занятый своим делом, что не обращает внимания на свою одежду, а теперь одевается в красивое платье. Он снимает первую попавшуюся шикарную квартиру на Невском проспекте, а о его потрепанном помощнике Никите больше ничего не слышно. Он покупает газетные обзоры, чтобы получить клиентов. И он превращается в художника, который рисует только то, что хотят его клиенты, чтобы он мог легко заработать.
Одержимый чертом
Это изменение, по предположению Гоголя, является следствием таинственного портрета, в котором как будто обитает сам черт. Гоголь был очень религиозен, для него черт был так же реален, как и его ближний. Дьявол играет (главную) роль в большинстве его работ. В своей работе он пытался сделать дьявола менее важным, высмеивая его. Не в этой истории. Временами он жил в реальном страхе, что его работа может быть одержима дьяволом, и именно это Портрет вот-вот. Оставив себе портрет и взяв деньги, Чартков заключает договор с дьяволом. Имя Чарткова даже звучит как слово «дьявол» по-русски, «чорт».
Прозрение
Хотя Чарткову потребовалось много-много лет, он в конце концов пришел к прозрению. Это происходит, когда он видит картину своего коллеги-художника; работа имеет качество устройства к нему. Его красота трогает Чарткова до слез. Он понимает, что им двигала финансовая выгода, а не стремление к художественному развитию. Он снова пытается рисовать, как раньше, но уже слишком поздно. Из зависти он начинает уничтожать самые красивые картины, которые только можно купить на аукционах. К счастью для мира искусства, он скоро умрет. Вот еще одна параллель с собственной жизнью Гоголя; он регулярно сжигал свои собственные работы, опасаясь, что они недостаточно хороши или действительно одержимы дьяволом.
Художник портрета и изображаемый
Во второй части рассказа выясняется, что на портрете изображена злая ростовщица, олицетворение дьявола. Каждый, кто одалживал у него деньги, резко менялся в худшую сторону. Портрет был настолько правдоподобен, что злой дух ростовщика перешел в портрет. Поскольку ростовщик умирает, художник зацикливается на портрете и вскоре начинает чувствовать его пагубное влияние. Он пытается уничтожить его, но вместо этого его покупает друг. Затем художник бежит в монастырь, чтобы очистить свою душу. Там он живет затворнической жизнью и, наконец, ему удается прийти в себя. Он просит сына найти картину и уничтожить ее. Он слышал, что картина все еще существует и что люди все еще находятся под ее злым влиянием. Сын находит на аукционе. Но когда он собирается ее купить, она внезапно исчезает, и на этом история заканчивается.
Чёрт в Петербурге
В ранних украинских произведениях Гоголя чёрт — осязаемая фигура; в Петербурге он развоплощен, и тем страшнее от этого! Теперь он действует гораздо менее заметно.
Портрет безошибочно гоголевский, и пусть это не самое гоголевское его произведение, но все равно чертовски хорош!
°°°°°
Одержимые авторами: Демонический роман в России – Адам Вайнер
Het Portret – Gogol (редакция Гоголя 1842 г. ), перевод Карела ван хет Реве
Текст и фотоколлаж © Элизабет ван дер Меер https://ebooks.adelaide.edu .au/g/gogol/nikolai/g61my/contents.html
Нравится:
Нравится Загрузка…
елизавета XIX век, гоголь, литература, чтение, реализм, рассказы, литература, чтение, реализм, рассказы«Портрет» Гоголя – в сознании писателя
[ Этот пост является частью серии о литературных произведениях, которые заслуживают более широкой аудитории .]
Вау! Прошло много времени с тех пор, как я делал что-то из этого… Но мы снова возвращаемся к редкой B-стороне мировой литературы. На этот раз это «Портрет» Николая Гоголя.
Люблю я немного Гоголя. Я бредил им и в других местах (например, в своей ленте в Твиттере, в некоторых кафе и нескольких барах). Он слишком часто игнорируемый русский писатель 19-го века, своего рода русский Эдгар Аллан По. Но это грубое упрощение!
Скажем так: каким сумасшедшим гением нужно быть, чтобы освоить три совершенно разных жанра? Роман, пьеса и рассказ? Для романов есть его Dead Souls . Великолепно! Из пьес есть его веселый и остроумный «Ревизор». А для рассказа есть абсурдистский «Нос». Каким гением нужно быть? Ну, гоголевский гений, вот что!
Но сегодня мы не будем говорить об этих предметах. Нет. Потому что речь идет о редкой работе. Итак, сегодня мы поговорим о его рассказе «Портрет». Я думаю, что это важно, потому что я думаю, что это закодированное предупреждение для художников, писателей и художников любого направления о некоторых основных ловушках, которых мы все должны остерегаться.
Итак, о чем это? Ну, вот этот молодой голодающий художник (живописец) по фамилии Чартков. Он своего рода талантливый хакер. Его портреты достаточно хороши, но ничего особенного. Однажды, просматривая местный «картинный киоск» в Санкт-Петербурге, он натыкается на портрет старика в «азиатском костюме». Он покупает картину за жалкие 20 копеек и везет домой.
А что ты знаешь? Позже той же ночью он наблюдает, как глаза портрета, кажется, следуют за ним по комнате. Итак, он закрывает портрет и удаляется в другую комнату. Позже он слышит звуки шагов и видит, что человек на портрете ожил. Он бросается в погоню, мужчина что-то роняет и снова исчезает в картине. Он подбегает, чтобы собрать упавшую вещь, и понимает, что это золото, но тут же просыпается! Это был сон.
На следующий день к нему приезжает полиция, планируя потребовать от арендодателя задолженность по квартплате. Один из полицейских случайно ломает рамку портрета, и из нее выпадает настоящее золото. Незаметно для них Чартков хватает его. В конце концов полиция уезжает, и Чартков обнаруживает, что в раме спрятано больше золота. Он может платить арендную плату, и не только это — он, по сути, на всю жизнь!
Чартков начинает транжирить. Он покупает новую одежду, переезжает в новую квартиру. И тогда, наконец, начинает платить деньги за рекламу и хорошую прессу, чтобы расхваливать его посредственные рисунки и картины. Жадный до искусства город Сент-Пит клюет на приманку, и вскоре начинающий класс прокладывает себе путь в его студию, чтобы сделать свои портреты. Он становится все более и более востребованным и вскоре становится известным, состоявшимся и богатым художником. Как говорит Гоголь:
«Чартков стал во всех отношениях модным художником. Он стал обедать, сопровождать дам по галереям и даже на прогулках, щеголевато одеваться и громко заявлять, что художник должен принадлежать к бомонду … Другими словами, вскоре уже совсем нельзя было узнать в нем скромного художник, который когда-то трудился, незамеченный светом, в своей мансарде на Васильевском острове».
Восхождение Чарткова (Или спуск? Умный этот Гоголь!) набирает обороты… Его взгляды начинают меняться, и он уже не стесняется ими делиться.
«Что-то я не могу понять, — говорил он. «Как люди могут заставить себя сидеть и усердно работать на работе. Человек, который месяцами трудится над одной картиной, на мой взгляд, трудоголик, а не художник. Я не считаю его талантом. Гений творит быстро и смело».
Социальные обязательства начинают отнимать у него все больше и больше времени и энергии.
Его разум устал от постоянных усилий по созданию новых идей. У него не было на это ни сил, ни времени: светская круговерть, в которую он был затянут и в которой он пытался играть роль светского человека, уносила его все дальше и дальше от работы и мысли.
И в отличие от его прежней приверженности работе, деньги становятся мерилом успеха.
Золото стало его страстью, его идеалом, его страхом, его удовольствием, его целью. Пачки банкнот росли в его сундуках… он стал тупым и невосприимчивым ко всему, кроме золота.
И вот однажды он получает письмо из Академии художеств с приглашением посетить открытие новой картины русского художника, живущего в эмиграции в Италии. Будучи стильным художником, он идет на мероприятие. Но его встреча с картиной идет не по плану. Войдя в зал, он находит огромную толпу, молча сгрудившуюся перед картиной, «редкое явление при таких толпах».
«Перед ним висела картина чистая, красивая и целомудренная, как невеста. Творение художника превыше всего воспаряло смирением, божественностью, невинностью и простотой чистого гения».
Хорошо. Ну, это, может быть, и многовато… Но мы поняли мысль Гоголя. Так что же этот художник делал в Италии? Мы являемся частью той же умной международной артистической сцены, что и Чартков? Нет, совсем нет. В Риме у этого художника было…
«….погрузился в труд, как отшельник, и ничему не позволял отвлекаться. Ему было все равно, что люди думают о его характере, о его бесцеремонности, о его незнании светского этикета или о дурной славе, которую он навлек на артистическую профессию своим жалким и ветхим платьем. Ему было все равно, что его коллеги могут быть раздражены им. Он полностью отдался искусству, пренебрегая всем остальным».
Итак, как Чартков отреагировал на картину? Он ошеломлен.
«…слова его подвели, и вместо ответа он начал безудержно рыдать и вылетел из комнаты, как сумасшедший».