Почему люди верят в приметы и суеверия: о чем говорит вера в приметы?

о чем говорит вера в приметы?

Признайтесь: когда черная кошка перебегает вам дорогу, карманное зеркальце падает из рук и разбивается, а навстречу идет женщина с пустым ведром, где-то глубоко внутри вас (пусть даже на самых дальних задворках сознания) что-то опасливо поеживается. Ну а постучать по дереву или поплевать через левое плечо «от сглаза» – это вообще самая обыденная вещь.

Вера в приметы свойственна людям с давних времен, и вытравить ее из человечества не смогли ни прорывы в науке, ни развитие психологии, которое начиная с прошлого века идет семимильными шагами. Желание искать и способность находить повсюду знаки судьбы досталась нам от предков, и если многие ритуалы и обычаи так и остались в прошлом, то приметы до сих пор идут с нами рука об руку.

Подтверждают это и свежие исследования. Так, недавно дочерние компании «Сбера» «СберСтрахование» и «СберСтрахование жизни» провели опрос среди российских граждан. Выяснилось, что почти треть россиян верит в народные приметы, а 10% респондентов признались, что применяют так называемые «магические» практики, чтобы избежать несчастья.

Оказалось, что женщины более суеверны, чем мужчины (12,9% против 7,5%). Обнаружилась и связь с возрастом: люди старшего возраста гораздо больше склонны верить в предзнаменования. Замечают приметы и используют обряды для предотвращения беды 23% людей старше 60 лет, 14,2% людей в возрасте от 51 до 60 лет, 5,6% в возрасте от 31 до 50 лет и только 3,4% респондентов 18-30 лет.

Интересно и то, что россияне чаще обращают внимание на негативные предзнаменования, чем на сулящие удачу. Так, больше половины опрошенных (53,5%), верящих в приметы, считают, что плохих предзнаменований существует больше, чем хороших. Кроме того, исследование показало, что больше всего россияне верят в приметы, связанные с физическими ощущениями: например, чешется рука, «горят» уши или щеки, звенит в ушах, дергается веко – на все эти «знаки» обращают внимание 25% респондентов. Также многих пугают птицы, которые стучатся в окно или залетели в дом – плохой приметой их считают 19,3% опрошенных. Встреча с черным котом пугает не так много людей – всего 3,6%, разбитого стекла боятся 2,4%, рассыпанной соли – 1,3% опрошенных.

Почему же люди до сих пор верят в приметы, от чего нас на самом деле защищают «волшебные» ритуалы и о каком психическом недуге может говорить маниакальный поиск во всем знаков свыше? Об этом Mir24.tv поговорил с экспертами.

Суеверие помогает избегать ответственности

Вера в приметы и другие маленькие «знаки» Вселенной, с одной стороны, помогают человеку упростить восприятие мира вокруг, а с другой – снять с себя ответственность за собственную жизнь, считает психолог «Теледоктор24» Регина Овсепян.

«Суеверия – поведенческие паттерны, связанные с народными верованиями, представлениями о мироустройстве, – говорит она. – Суеверие помогает сделать мир проще и понятнее. Если человек рассматривает себя песчинкой во Вселенной, то суеверие помогает избегать ответственности, работы над собой, ведь все известно заранее. Иначе говоря, это перекладывание ответственности за происходящее на высшие силы».

Страх является базовой и инстинктивной эмоцией живого существа, а в неопределенности эмоция страха активируется, объясняет психолог. Суеверие, передаваемое из поколения в поколение, помогает обезопасить себя от неопределенности. По мнению Регины Овсепян, вера в приметы в некоторых случаях способна даже продлить человеку жизнь. Связано это с тем, что суеверные люди, как правило, не любят рисковать и тщательно все взвешивают. «Приметы заставляют людей быть более осторожными, тщательно обдумывать свои действия и спокойнее относиться к вероятности возможной неудачи. Кроме того, таким образом человек защищает себя от стресса и от чувства вины за неудовлетворительный результат», – отмечает Овсепян.

Свою версию об истинной природе суеверий выдвигал еще «отец психоанализа» Зигмунд Фрейд, напоминает психолог Анна Ильина. «Он толковал их [суеверия] как результат проекции, то есть перенесения человеком во вне неосознаваемых мотивов своего поведения. Смутно ощущая внутреннюю обусловленность своих поступков, но не находя им удовлетворительного объяснения, суеверный человек, подобно параноику, начинает помещать источник суеверий во внешний мир», – говорит психолог.

Чтобы лучше понять, что же такое суеверие, заглянем в словарь. Толковый словарь Ожегова дает такое определение: «Суеверие – вера во что-н. сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы». Словарь Ушакова определяет суеверие как «религиозный предрассудок, возникший на почве первобытных представлений о силах природы». С церковнославянского «суеверие» буквально переводится как «суетное, тщетное, то есть ложное верование» (сочетание слов сꙋи («пустой, тщетный») и вѣрїе («вера, суета»).

«Пока существует религия, будут существовать и суеверия, – убеждена Анна Ильина. – Приметы – это часть народного фольклора, которая берет свое начало из языческой веры. Тогда у людей не было представления о карте мира, они верили в то, что видели. Если дождя долго не было и шла засуха, они пытались как-то вызвать дождь. И если дождь появлялся после того как в жертву приносили козу, то люди начинали в это верить».

Shutterstock/FOTODOM

Есть ли у женщин «ген суеверности»?

Как отмечает Ильина, веру в приметы в нас подпитывают с раннего детства – будь то сказка о Волчке, который «укусит за бочок», если вовремя не лечь спать, или Дед Мороз, в которого безоговорочно верят чуть ли не все дети, и родители изо всех сил подкрепляют эту веру. С одной стороны, таким образом в ребенке убивают логику, но с другой – оставляют место чуду в его жизни, считает психолог.

Интересен и тот факт, что одни и те же приметы в разных странах могут иметь совершенно противоположные значения. «У каждого народа свои суеверия. К примеру, у нас, если черная кошка перебежала дорогу – это плохо. А в Англии – наоборот, к счастью. В Японии же девушка может завести черную кошку, чтобы быстрее выйти замуж. Таких примеров много. Более суеверные люди – именно те, которые живут по традициям своих предков, которые мало знакомы с современным миром. У них сохранились обычаи, суеверия, традиции, и, как правило, именно у них намного больше веры в это, чем у человека, который живет в черте города», – говорит психолог.

Соглашаясь с Региной Овсепян, Ильина подчеркивает, что в основе веры в суеверия лежит страх перед неизведанным. Именно поэтому бóльшая часть людей сосредотачивает свое внимание на плохих предзнаменованиях.

«Мы не знаем нашего будущего, но боимся, что может случиться что-то плохое. Боимся потерять кого-то или ту зону комфорта, в которой сейчас находимся. Поэтому мы будем плевать через плечо, когда кошка перебежит, не будем ходить в новой обуви по дому, чтобы все родные были живы и здоровы. Многие исследования психологов доказали, что люди, у которых было травматичное детство, во взрослой жизни все ситуации представляют в негативном свете. В связи с этим такие люди будут верить в суеверия, это им помогает хоть как-то держать равновесие зоны комфорта. Если же ситуация выходит из-под контроля – это очень сильный стресс», – поясняет Ильина.

Как показывают исследования, дурному обращению в детстве чаще всего подвергаются именно женщины. По мнению Анны Ильиной, именно здесь кроется ответ на вопрос, почему женщины более суеверны, чем мужчины.

«Керри Ресслер, доктор медицинских наук, профессор психиатрии из США, в своих исследованиях обнаружил, что мужчинам регулировать уровень стресса помогает особый ген – CRHR1. А вот на женщин он никак не влияет. Соответственно, даже в незначительной ситуации женщина будет остро реагировать на ситуацию с выбросом кортизола в организм. Другая ученая в США Маргарет МакКарти обнаружила большое различие в росте нервных клеток у мужчин и женщин. Когда происходит выброс кортизола, рост клеток у женщин замедляется и мозг запоминает этот стресс, так как новые клетки не вытесняют его. Получается, по природе своей женщины более тревожны, а тревожные люди стараются все контролировать», – объясняет психолог.

Социолог, генеральный директор Агентства перспективных научных исследований Александр Ткачев также считает, что склонность женщин к вере в приметы объясняется прежде всего генетически. Но есть, по его мнению, и исторические предпосылки этого явления.

«Во-первых, физиологически женщины проще поддаются чувству тревоги, опасности. Во-вторых, история подтверждает тезис о том, что магическими ритуалами окружали себя преимущественно женщины, а мужчины менее охотно верили в них. В некоторой степени психология занимается исследованием суеверий и примет. В 2010 году ученые университета Кельна в Германии выдвинули гипотезу о существовании «гена суеверности», который мы наследуем от своих менее рациональных предков. Но это лишь предположение, достоверно это неизвестно. Научные изыскания в этом отношении пока не так активны в силу того, что наука руководствуется рациональным началом, тем, что поддается проверке», – отмечает Ткачев.

Вера в приметы как признак психического расстройства

По словам Анны Ильиной, чрезмерная тяга к наблюдению за приметами и привычка постоянно следовать определенным ритуалам может даже свидетельствовать о наличии параноидного синдрома.

«Такое присуще всем людям с параноидным расстройством личности, а также тревожным личностям, которые страдают фобиями, ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство – прим. ред.), паническими атаками, обсессивно-компульсивным расстройством», – говорит Ильина. Если рассматривать ситуацию с точки зрения нейропсихологии и провести сканирование мозга человека, то мы увидим, что в то время, когда он испытывает тревогу, в мозге активно работают три отдела.

«Нижняя часть лобной доли коры головного мозга, располагающаяся непосредственно за глазами, связана с процессом обнаружения ошибки. Результаты сканирования показывают: чем больше человек одержим какой-либо идеей, тем более активна нижняя часть лобной доли. Когда этот отдел коры активирует «ощущение ошибки», он посылает сигнал в поясную извилину (более глубокую зону коры). Активация поясной извилины вызывает чувство мучительного беспокойства, ощущение, что произойдет что-то плохое, если ошибка не будет исправлена. Затем кора посылает сигнал в ЖКТ и сердце, тогда возникают физические ощущения, которые ассоциируются у нас с ужасом.

Хвостатое ядро (находится в центральной части мозга, которая позволяет переходить от одной мысли к другой) не обеспечивает переключение, и нижняя часть лобной коры и поясная извилина продолжают посылать сигнал тревоги. Когда мы не страдаем сильным расстройством, то все равно тревога не дает нам рационально думать. Точнее, наш мозг не развил новую нейронную связь, и поэтому, чтобы избежать тревоги, мы начинаем верить во всякие суеверия, потому что именно благодаря им у нас хвостатое ядро переключает сигналы тревоги», – объясняет Анна Ильина.

Психолог Александр Коридзе дает биологическое обоснование вере в приметы. «Вера в приметы берет свое начало с незапамятных времен, когда только появилось человечество. Причиной этого является то, что человеку для выживания вида жизненно необходимо устанавливать причинно-следственные связи, – говорит он. – Потому что именно причинно-следственные связи, познавание нового и возможность делать некие выводы, предугадывать и прогнозировать события, позволяют выживать человеку как виду. Таким образом, это заложено в нем биологически».

Дело в том, что у каждого человека в голове формируется информационная модель его внешнего мира. «Начало формирования этой модели происходит с развития речевых центров, которые Иван Павлов (советский ученый, создатель науки о высшей нервной деятельности – прим. ред.) называл второй сигнальной системой. Затем устанавливаются связи между объектами. Например, мама дает ребенку в руки игрушку и говорит: «Это – зайчик». Ребенок услышал слово, произнес его вслух, взял игрушку, потрогал ее – и у него сложилось понимание, что слово «зайчик» ассоциируется с таким образом и с такими ощущениями. Таким образом, необходимость строить ассоциации и взаимосвязи биологически обоснована», – объясняет эксперт.

Преобладание веры в негативные приметы Коридзе также объясняет с биологической точки зрения.

«Прогнозирование негативных, страшных, смертельных событий для человека, которые угрожают его выживанию, безусловно, биологически более важны. Это связано с выживанием человека – и как вида, и как индивидуума. Поэтому чем более негативное событие произошло (а негативное событие всегда сильно эмоционально окрашено), тем сильнее устанавливается определенная связь», – говорит психолог.

То же самое касается веры в более приятные «знаки судьбы». «Это так же заложенная в человека вера в хорошее, а точнее – надежда на удачу. А если копнуть еще глубже, на уровень бессознательного, то это – желание, не затрачивая время и усилия, получать определенный результат. Это как закон сохранения энергии: чем меньше мы тратим энергии, тем дольше сможем прожить. И если мы, условно говоря, зажигаем свечку, и нам начинают ниоткуда приходить деньги, конечно, нам хочется видеть в этом связь», – отмечает Коридзе.

Shutterstock/FOTODOM

Эффект Пигмалиона, апофения и другие когнитивные искажения

Научный куратор и преподаватель Школы критического мышления, философ Екатерина Гресь полагает, что причина веры в приметы кроется, как ни парадоксально, в быстром развитии научного знания.

«Как видел мир человек примитивной культуры? Он объединял все в единую антропологическую систему: и человека, и культуру, и погоду, и обрядовые песни, и сексуальность, и медицину. Весь мир был для него взаимосвязан. Например, олень – с одной стороны, источник пищи; с другой – герой космологической драмы. Не было четкого разделения на природу и культуру, а эпоха Просвещения принесла нам новый механистический взгляд на все вокруг. Теперь мы смотрим на мир через призму этого разделения. Видим, с одной стороны, человеческое и культурное, а с другой – природное. Последнее постепенно осваиваем, и, чем быстрее это происходит, тем сильнее мы запутываемся. Мы все чаще заходим в некую сумеречную зону, не человеческую. Например, дети из пробирки, космические перелеты, черные дыры, расшифрованный человеческий геном. Попадая в эту сумеречную зону, мы по тому же принципу, что и примитивное сознание, начинаем сливать все воедино: магию, религию, культуру, науку. Таким образом мы пытаемся найти хоть какое-нибудь объяснение происходящему. Здесь все зависит от того, с какой стороны рассматривать этот вопрос», – говорит Гресь.

В разных науках существуют разные объяснительные модели, которые говорят об истоках мистического, магического сознания. Так, антропологи и этнографы говорят о том, что суеверия – это описание нерационального опыта предков, который мы пытаемся передавать от отца к сыну и далее. Психологи, как мы уже убедились, называют совсем другие причины. И дело здесь не только в нашей экзистенциальной тревоге.

«Многие специалисты связывают распространение суеверий с низким уровнем критического мышления. Кроме того, по данным ВЦИОМ, 51% наших сограждан не верит ученым и считает, что они скрывают от нас некую правду. Около трети россиян убеждены, что существуют люди, обладающие колдовскими способностями. 15% верят в денежную магию, а каждый пятый прибегал к услугам магов, гадалок и экстрасенсов. В Америке и других странах схожие показатели», – приводит данные Екатерина Гресь.

Она предпочитает рассматривать веру в приметы, как и всякую другую веру в нечто сверхъестественное, магическое с позиции науки. И здесь мы неизбежно сталкиваемся с когнитивными искажениями. Так называют систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения, которые возникают на основе наших предубеждений, стереотипов, а также в силу социальных, моральных и эмоциональных причин и особенностей строения мозга.

«Наука действительно пытается объяснить нашу склонность к суевериям и мистическому мышлению. Например, изучает когнитивные искажения – систематические ошибки, которые мы все допускаем. Источник этой тяги в принципах функционирования наших систем познания. Есть идея о том, что существуют самосбывающиеся пророчества, это называется эффектом Пигмалиона. То есть человек ожидает реализации некоего предсказания и сам определяет как характер своих действий, так и интерпретацию реакций и поступков окружающих. Именно это приводит к осуществлению пророчества.

Помните, как в фильме «Матрица» Пифия сказала Нео, чтобы он не переживал насчет вазы? Герой повернулся, и ваза действительно разбилась. По этому же принципу работают и многие приметы. Кроме того, мы можем говорить об эволюционной природе суеверий и объяснять склонность в них верить с помощью понятия апофения. Это способность видеть взаимосвязи в бессмысленных данных и случайной информации. Человек в целом привык искать связи между явлениями, а порой и вовсе хочет видеть закономерности там, где их нет. Когда-то этот механизм помогал выживать. Скажем, если вы увидите в кустах полоски, вы даже не будете разбираться, тигр там или нет, и просто инстинктивно побежите. Когда мы разглядываем лики святых в явлениях природы или закономерности в абсолютно случайных событиях, мы точно так же подстраховываемся и пытаемся выжить в мире бесконечной неопределенности», – говорит Екатерина Гресь.

«Классическая идея в духе негативных примет – закон Мерфи, или закон подлости. В книге «Магия реальности» ученый пишет о том, что мы склонны обращать внимание на неприятности, забывая, что неприятность – понятие субъективное. Что для одного плохо, для другого хорошо. Поэтому спрашивать, почему случается плохое – нет смысла. Нужно задавать вопросы о том, почему вещи в принципе случаются.

Таким образом, все мы действительно склонны искать доводы в пользу собственных суждений. Мы запоминаем и интерпретируем информацию не беспристрастно, пытаемся создать спорные причинно-следственные связи и немного преувеличиваем их в своих воспоминаниях, отмечает философ.

«Что касается гендерного аспекта: половая принадлежность человека не так важна, как уровень образования и доступ к нему. К сожалению, для женщин он долгое время был ограничен. Вполне возможно, поэтому приходилось прибегать к подобным ненаучным методам интерпретации реальности», – считает Гресь.

Существует еще множество различных когнитивных искажений, которые хорошо объясняют веру людей в ложные причинно-следственные связи. Один из ярких примеров – эффект Барнума, или эффект субъективного подтверждения. Подробнее о нем нашему порталу рассказал генеральный директор Школы критического мышления, эксперт по логике и герменевтике, популяризатор философии Дмитрий Скворцов.

«Например, вам дают общее описание черт характера, а вы узнаете себя в них и соглашаетесь: «Да, это все обо мне. Я человек справедливый, целеустремленный, когда нужно, но далеко не всегда могу собрать волю в кулак». Эти качества можно применить к любому человеку, в них легко отыскать себя, – поясняет Скворцов. – Часто возникает такое когнитивное искажение, как эффект принадлежности к группе. Если информация пришла от ваших сторонников, вы будете доверять ей больше, чем информации из стана противников.

Рефлекс Земмельвайса – еще одно когнитивное искажение, которое может приводить к формированию ложных причинно-следственных связей. Иначе говоря, склонность к консервативности: «Всегда так делали и дальше будем». Когда что-нибудь уже не раз было подтверждено, менять точку зрения, установки, оценки – очень трудно. А с возрастом еще сложнее. Легче быть консервативными, чем следить за изменениями в среде. «По старинке» – это понятный и простой вариант, поэтому мы его и выбираем».

Это во многом объясняет тот факт, почему люди старшего поколения чаще склонны доверять приметам и прибегать к различным «защитным» обрядам.

«Нет ничего удивительного в том, что люди старше 50 лет склонны полагаться на приметы и различные предзнаменования, поскольку эти респонденты еще каких-то 25-30 лет назад «заряжали» воду от телевизора и верили в ее целебность после такого сеанса, – замечает социолог Александр Ткачев. – Напротив, доля молодых людей, верящих в приметы, мала. Данная категория «ритуализируется» в меньшей степени. Незнание или сомнение в чем-либо молодежь подвергает критическому анализу».

Наконец, существует еще один часто встречающийся эффект, который можно назвать склонностью к традиционному осмыслению. Суеверия и приметы существуют тысячелетия, и, поскольку люди давно объясняют ими всевозможные события (как хорошие, так и плохие), мы спрашиваем себя: «Кто я такой, чтобы считать иначе?»

«Все это можно свести к одной фундаментальной мысли: меняться сложно. Научный, критический подход требует, чтобы мы адаптировали, расширяли, а иногда довольно серьезно перестраивали свою картину мира. Это обязательно связано с психологически травмирующим опытом прохождения через неопределенность, с необходимостью разочаровываться в существующем. И, конечно, с потерей комфорта, а мы часто не понимаем, зачем самостоятельно выбивать у себя почву из-под ног», – делает вывод Дмитрий Скворцов.

Почему люди верят в приметы

 

Работа посвящена народным приметам: их истории и популярности.

Ключевые слова: примета, суеверие.

 

Чудеса там, где в них верят.

Д.Дидро

«Не подпирай рукой подбородок», «не кричи вдогонку», «кто утром поет, тот вечером плачет» – такие выражения я слышала от мамы и бабушки еще в дошкольном возрасте. Позже в песнях, в художественной литературе, в мультфильмах я сталкивалась и сталкиваюсь с народными приметами. Мне было интересно, почему столько запретов и что они обозначают. Объяснения были малочисленны. Почему верят в приметы, как приметы возникли, какое значение они имеют, на эти вопросы мне захотелось найти ответ.

Цель работы: исследовать, почему народные приметы пользуются популярностью.

Задачи:

— изучить литературу, посвященную народным приметам и суевериям;

— проанализировать приметы с точки зрения их происхождения;

— провести анкетирование.

Объект исследования: приметы русского народа.

Методы исследования:

— теоретический анализ и обобщение литературных источников;

— анкетирование и наблюдение.

Гипотеза исследования. Возможно, люди верят в приметы, потому что эта вера помогает им в жизни.

Актуальность. Приметы и суеверия являются важной и неотъемлемой частью культуры любого народа. Они – результат многолетних наблюдений и опыта многих поколений. Человеку как носителю культуры своего народа важно знать историю и вековые традиции, а также передавать их следующим поколениям.

Практическая значимость работы заключается в формировании интереса к народной культуре посредством исследования примет.

В обыденной жизни нас окружают различного рода приметы. Это существенная область народного мировоззрения, целый мир, складывавшийся на протяжении столетий.

В «Толковом словаре» И.С.Ожегова слово «примета» означает «явление, случай, которые в народе считаются предвестием чего-нибудь», а слово «суеверие» – «веру в примету».

Приметы основаны на принципе взаимосвязи между некоторым действием и его результатом. Какой бы странной ни казалась примета, она была рождена из наблюдений. Вспомните:

«Ласточки летают близко к земле – к дождю»

«Май холодный – год хлебородный»

«Много желудей на дубу – к лютой зиме»

Некоторые приметы основаны на страхе людей перед неизведанным. Люди обожествляли «добрые» и «злые» силы природы. Наделяли их свойствами, присущими им самим.

Например, в давние времена верили, что каждого человека сопровождали два духа – ангел-хранитель и бес-искуситель; первый всегда находится около нас справа, второй – слева. По этой причине все приметы, связанные с правой стороной тела – к удаче, с левой стороной – к беде. Например, «Правая ладонь чешется – к деньгам», «Левый глаз чешется – к слезам».

Народные приметы могут вызвать благоприятные или неблагоприятные последствия. Поэтому некоторые поверья считают «добрыми (хорошими)», а другие «худыми (плохими)».

«Нашел подкову – повесь над дверью (к счастью)»

«Разобьешь зеркало – к горю»

Приметы хранят в себе мудрость наших предков, которые видели и знали гораздо больше сегодняшнего. Из них мы узнаем об особенностях хозяйственной жизни людей в прошлом, специфике восприятия окружающего мира древним человеком, о вере в демонические силы.

Приметы человечество использует с незапамятных времен. Многим из них удалось пережить не одну смену веков и культур. Естественно, и отношение людей к суевериям разное.

Вера в народные приметы осуждается всеми мировыми религиями, так как это неверие в Бога. Многие люди считают, что для объяснения большинства примет достаточно знать некоторые законы физики, химии или других точных наук. Однако, большинство людей надеются на помощь народных примет. По статистике, в приметы верят люди «опасных» профессий: военные, пожарные, космонавты, врачи.

Почему же люди верят в приметы?

Всевозможные приметы – информация, впитываемая с молоком матери. Многие люди даже не задумываются о происхождении примет и просто следуют некогда установленным правилам, по традиции.

По мнению ученых, вера в приметы – это всего лишь совместная работа мозга (самовнушения) и природных явлений, иногда просто совпадения.

С психологической точки зрения, основная функция суеверий в том, что они снижают уровень тревожности.

По словам Льва Хегая «любая вера дает нам иррациональный способ отношения к миру, терпимость к незнанию и собственному невсемогуществу.

Она активизирует интуитивно-чувственное познание мира и служит основой для любого спонтанного творчества» [4].

«Суеверия живучи потому, что живучи опасности, которые составляют неотъемлемую часть нашей жизни, – рассуждает психотерапевт Юлия Казакевич. – Нами движет желание от них уберечься – всеми доступными способами» [4].

Вера в приметы разумному отношению к жизни не помеха. Ведь даже среди так называемых рационально мыслящих людей есть те, кто имел какой-нибудь личный ритуал, чтобы наладить отношения с фортуной. Так, Уинстон Черчилль именно с этой целью гладил черных кошек, а Сергей Королев никогда не назначал старт космических кораблей на понедельник. Каждое утро Зигмунд Фрейд, по словам его экономки, начинал день с того, что приветствовал стоящую на его столе китайскую статуэтку – фарфоровую фигурку бога довольства. Занятное поведение для человека, разоблачавшего суеверия и не питавшего почтения к религии!

Выводы:

– Человек устроен так, что всегда нуждается в вере.

– Все мы суеверны в той или иной степени, некоторые люди боятся признаться в этом и тщательно пытаются скрыть от окружающих.

– Вера в приметы помогает людям сконцентрировать внутренние силы и, одолев тревогу, сделать свои действия более эффективными, а также активизирует интуитивно-чувственное познание мира.

– Не все люди знают историю появления примет, а в них отражено прошлое наших предков, следовательно, на уроках литературы, истории можно рассказывать об истоках появления и значении примет.

 

Литература:

 

  1.                Воробьев К.В., Гамаюнов Б.П. Приметы – подсказки на все случаи жизни. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2003.
  2.                Дорохов А.А. О правде и выдумках. – М.: «Детская литература», 1977.
  3.                Грушко Е., Медведев Ю. Словарь русских суеверий. – М.: «Русский купец», 1995.
  4.                Кириченко Н. Как талисманы нам помогают. // Психология, 2009, № 43.
  5.                Мезенцев В.А. О суевериях – всерьез. – М.: «Советская Россия», 1989.
  6.                Русский демонологический словарь/ Авт. -сост. Т.А.Новичкова. – СПб.: «Петербургский писатель»,1995.

Поймать удачу за хвост: почему люди верят в приметы | Lifestyle | 11.12.2021

Не свистеть в доме. Не дать черной кошке перейти вам дорогу. Разбить бокал на счастье. Это только маленькая часть примет, которые мы слышим с детства. Им уже десятки лет, но актуальны они и по сей день. Ученые предположили, что именно приметы стали толчком для эволюции человека — создают иллюзию контроля над своей жизнью. Но как это работает? Почему бороться с черными кошками и пустыми ведрами бесполезно? Какими способами жители Страны восходящего солнца приманивают успех? И как поймать удачу за хвост? Об этом рассказывает программа «Невероятно интересные истории» с ведущим Сергеем Доля на РЕН ТВ! 

Как заработать на чистом унитазе?

Миллион за уборку унитаза. В Японии крупный производитель бытовой химии исследовал связь между богатством и чистотой фаянсового изделия. Оказалось, у тех, кто натирает его до блеска, дела идут лучше.

Такие выводы японцам по душе. Ведь в Стране восходящего солнца верят: белоснежный клозет – к успеху. Маримото – профессиональная оценщица унитазов. Она проверяет туалеты в офисах, торговых центрах и выставках. Оценивает чистоту, комфорт и качество.

«Эта примета пришла из фэншуй: считается, что санузел отвечает за водную стихию, которая символизирует изобилие», — отметила профессиональная оценщица унитазов Маримото.

Приметы японцев

Лег спать сразу после еды — превратился в корову. Нечаянно съел листья мега – потерял память. Уснул головой на север — лишился удачи. Японцы – одни из самых суеверных людей в мире.

Фото: © Скриншот видео

В этой стране есть примета даже для пупка. Во время грозы жители островов прикрывают его рукой, чтобы не попала молния. С самого рождения потомки великих самураев уделяют пупу особое внимание.

«В Японии после рождения ребенка акушеры упаковывают пуповину в деревянный ящик и отдают матери во время выписки из роддома. Иногда в коробку кладут маленькую куклу в виде спящего ребенка в кимоно. Считается, что сохранение пуповины обеспечивает малыша счастливым будущим и отгоняет от него злых духов», — отметила врач-педиатр Танья Алтманн.

Как разные народы защищают младенцев от злых духов?

Купание в настое корней дерева, ожерелья, обереги и даже посыпание младенцев пеплом. У каждого народа свои обряды защиты новорожденных от злых духов. В Удмуртии, чтобы малыш рос счастливым, играют на печной заслонке.

Сделать музыкальный инструмент можно из чего угодно. Например, в Удмуртии его сделали из печной заслонки. Играют на нем во время обряда «нуны шуан», когда рождается ребенок. Делается это для того, чтобы отогнать злых духов от младенца.

Фото: © Скриншот видео

Если новорожденный болел, ему обязательно давали второе имя, которым ребенка никогда не называли. Посторонним даже не говорили об этом имени. 

«На самом деле раньше наши предки носили по два имени. Даже меня зовут Елена, но в моей деревне ко мне все односельчане обращались по имени Лелюк. Почему не называли имя – считалось, что имя теряет обереговую функцию», — отметила заведующая просветительским сектором архитектурно- этнографического музея-заповедника «Лудорвай» Елена Келарева.

Почему бороться с суевериями нет смысла?

Черная кошка, рассыпанная соль и разбитое зеркало. По данным социологов, каждый седьмой землянин верит в приметы. Эволюционный биолог Ричард Докинз уверен: бороться с суевериями бессмысленно. Наш мозг сам ищет совпадения и закономерности даже там, где их нет.

«Эта схема подкрепляется особенностью нашей памяти: мы запоминаем подтверждение примет, а опровержения забываем. Примета, пророчество и гадание могут сбыться один раз и 20 не сбыться, но в памяти они отложатся как всегда сбывающиеся. Суеверия и приметы – это бессознательная база личности, которую искоренить невозможно», — сказал биолог Ричард Докинз.

Профессор Докинз считает веру в приметы одним из главных этапов эволюции. Суеверия важны для человеческой психики. Они дают чувство безопасности и ощущение контроля над ситуацией. Своеобразное плацебо, которое внушает уверенность в своих силах.

Фото: © Скриншот видео

«Так работают, например, различные амулеты. Сложно поверить, что они на самом деле могут притягивать удачу или дать человеку то, о чем он мечтает. Но если человек уверен в том, что скоро его ждет успех в любви, то так оно и случится.  Известная примета, что помет птицы на одежде – к деньгам. Столкнувшись с этим, суеверный человек не просто начинает ждать прибыли, но и его мозг начинает искать источники дохода», — отметил Ричард Докинз.

Во что верят итальянцы?

Катафалк на счастье. Каждый итальянец знает: встретить на дороге повозку с пустым гробом — к удаче. Примета работает так: увидел заветное похоронное авто — надо схватиться за причинное место.

И держаться, пока машина не проедет. У дам мужского достоинства под рукой нет, а хватать чужое — неприлично. Поэтому женщины в такой ситуации сжимают в руках специальные амулеты удачи — подвески в форме коровьего рога или красного перца.

Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое — в программе «НИИ РЕН ТВ».

Наука о суевериях — и почему люди верят в невероятное

Число 13, черные кошки, разбивание зеркал или хождение под лестницей — все это может быть тем, чего вы активно избегаете — если вы хоть немного похожи на 25% людей в США, которые считают себя суеверными.

Даже если вы не считаете себя особо суеверным человеком, вы, наверное, говорите «будь здоров», когда кто-то чихает, на тот случай, если дьявол решит украсть его душу — как считали возможным наши предки при чихании.

Суеверие также объясняет, почему во многих зданиях нет 13-го этажа — они предпочитают обозначать его цифрами 14, 14А, 12В или М (13-я буква алфавита) на панелях кнопок лифта из-за опасений по поводу суеверных жильцов. Действительно, 13% людей в одном опросе указали, что пребывание на 13-м этаже отеля будет их беспокоить, а 9% заявили, что попросят другой номер.

Кроме того, у некоторых авиакомпаний, таких как Air France и Lufthansa, нет 13-го ряда. У Lufthansa также нет 17-го ряда, потому что в некоторых странах, таких как Италия и Бразилия, типичным несчастливым числом является 17, а не 13.

Что такое суеверие?

Хотя единого определения суеверия не существует, обычно оно означает веру в сверхъестественные силы, такие как судьба, желание повлиять на непредсказуемые факторы и необходимость разрешить неопределенность. Таким образом, индивидуальные убеждения и опыт вызывают суеверия, что объясняет, почему они в целом иррациональны и часто бросают вызов современной научной мудрости.

Психологи, изучавшие роль суеверий, обнаружили, что они происходят из предположения о существовании связи между одновременно происходящими, не связанными между собой событиями. Например, представление о том, что амулеты способствуют удаче или защищают от неудач.

Черных кошек берут реже. Суеверия играют роль? Шаттерсток

Для многих людей участие в суеверном поведении дает чувство контроля и снижает тревогу — вот почему уровень суеверия возрастает во время стресса и беспокойства. Это особенно актуально во времена экономического кризиса и социальной неопределенности, особенно войн и конфликтов. Действительно, исследователи наблюдали, как в Германии между 1918 и 1940 меры экономической угрозы прямо коррелировали с мерами суеверия.

Прикоснуться к дереву

Доказано, что суеверия способствуют формированию позитивного психологического настроя. Хотя они могут привести к иррациональным решениям, таким как доверие к достоинствам удачи и судьбы, а не к правильному принятию решений.

Ношение амулетов, ношение определенной одежды, посещение мест, связанных с удачей, предпочтение определенных цветов и использование определенных чисел — все это элементы суеверия. И хотя такое поведение и действия могут показаться тривиальными, для некоторых людей они часто могут влиять на выбор, сделанный в реальном мире.

Счастливые подковы. Шаттерсток

Суеверия также могут породить представление о том, что предметы и места прокляты. Например, кукла Аннабель, которая фигурирует в «Заклятии» и двух других фильмах, и, как говорят, населена духом мертвой девушки. Более традиционной иллюстрацией является Проклятие фараонов, которое, как говорят, накладывается на любого человека, который потревожит мумию древнего египтянина, особенно фараона.

Числа сами по себе также часто могут ассоциироваться с проклятиями. Например, цифра 666 на номерном знаке часто фигурирует в историях о несчастьях. Самым известным случаем стал номерной знак «ARK 666Y», который, как полагают, стал причиной загадочного возгорания автомобиля и «плохого настроения» у пассажиров.

Спортивные суеверия

Суеверия также широко распространены в спорте, особенно в условиях жесткой конкуренции. Четверо из пяти профессиональных спортсменов сообщают о том, что перед выступлением они проявляли по крайней мере одно суеверное поведение. Было показано, что в спорте суеверия снижают напряжение и дают ощущение контроля над непредсказуемыми, случайными факторами.

Суеверия в разных видах спорта различаются, но есть и сходство. Например, в футболе, гимнастике и легкой атлетике спортсмены молились об успехе, смотрели в зеркало и хорошо одевались, чтобы чувствовать себя лучше подготовленными. Игроки и спортсмены также участвуют в персонализированных действиях и поведении, таких как ношение счастливой одежды, экипировки и амулетов.

Дейтонские бейсболисты пытаются привлечь удачу, вращая пальцами. Шаттерсток

Известные спортсмены часто проявляют суеверное поведение. Примечательно, что легенда баскетбола Майкл Джордан спрятал свои счастливые шорты из Северной Каролины под экипировкой команды «Чикаго Буллз». Точно так же легенда тенниса Бьорн Борк, как сообщается, носил рубашку той же марки во время подготовки к Уимблдону.

У Рафаэля Надаля есть множество ритуалов, которые он выполняет каждый раз, когда играет. К ним относится то, как он ставит свои бутылки с водой и принимает ледяной душ. Надаль считает, что эти ритуалы помогают ему сосредоточиться, плавно двигаться и хорошо работать.

Ходьба под лестницей

Все это показывает, что суеверия могут вселить уверенность и помочь некоторым людям уменьшить тревогу. Но хотя это вполне может быть правдой, исследования показали, что действия, связанные с суевериями, также могут стать самоусиливающимися — в том смысле, что поведение превращается в привычку, а невыполнение ритуала может фактически привести к беспокойству.

И это несмотря на то, что фактический исход события или ситуации по-прежнему зависит от известных факторов, а не от неизвестных сверхъестественных сил. Понятие, согласующееся с часто цитируемой максимой: «Чем усерднее вы работаете (тренируетесь), тем удачливее вы становитесь».

Так что в следующий раз, когда вы разобьете зеркало, увидите черную кошку или столкнетесь с числом 13 — не беспокойтесь о «невезении», скорее всего, это всего лишь игра ума.

Психология суеверий

Мы включаем продукты, которые мы считаем полезными для наших читателей. Если вы покупаете по ссылкам на этой странице, мы можем получить небольшую комиссию. Вот наш процесс.

Сегодня пятница, 13-е, и огромное количество людей во всем мире будет избегать заниматься своими обычными делами, потому что они боятся, что этот день принесет им «неудачу». В этой статье «В центре внимания» мы исследуем психологические механизмы, лежащие в основе суеверного мышления.

Поделиться на PinterestНекоторые люди думают, что встретить черную кошку — к несчастью.

Говоря о бизнесе, не только авиакомпании и аэропорты регулярно пропускают 13-й проход или 13-й выход, но и более 80% высотных зданий во всем мире не имеют 13-го этажа. Кроме того, в некоторых отелях и больницах часто отказываются от номера с номером 13.

Миллиарды людей в Соединенных Штатах и ​​во всем мире суеверны. Четверть взрослых в США считают себя таковыми, и последние тенденции показывают, что молодые люди более суеверны, чем пожилые люди. На самом деле, 70% студентов в США полагаются на талисманы удачи для лучшей успеваемости.

Миллионы людей в Китае считают, что красный цвет или цифра 8 принесут им богатство и счастье, а исследование потребителей на Тайване показало, что покупатели, как правило, платят больше за меньшее количество товаров в упаковке, если количество товаров на упаковке изображено «счастливое» число

Большинство из нас знает, что эти убеждения иррациональны, но мы все равно придерживаемся их. Почему мы это делаем? Выполняют ли суеверия важную психологическую роль, и если да, то какую? Каковы некоторые из механизмов, объясняющих эти иррациональные убеждения, и как суеверия влияют на наше психическое благополучие?

Самое интересное в суевериях то, что мы часто верим в них, несмотря на то, что на каком-то уровне знаем, что они не могут быть правдой. Почему мы это делаем?

Джейн Райзен, профессор поведенческих наук Чикагского университета Бут в Иллинойсе и член Американского психологического общества, использовала так называемую модель двойного процесса познания, чтобы объяснить нашу веру в суеверия.

Согласно Райзену (и другим известным авторам, таким как Дэниел Канеман), люди могут думать как «быстро», так и «медленно». Первый способ мышления быстр и интуитивен, тогда как второй более рационален, и его основная задача состоит в том, чтобы игнорировать интуитивные суждения при обнаружении ошибок.

Модель двойственного мышления устоялась, но в случае с суевериями Ризен предлагает, чтобы модель подверглась усовершенствованию. Исследователь отмечает, что обнаружение ошибок не предполагает автоматического исправления ошибок. Другими словами, люди могут осознавать, что их убеждения ошибочны, но продолжать действовать в соответствии с ними.

Модель «думать быстро и медленно» «должна учитывать возможность того, что люди могут признать — в данный момент — что их убеждения не имеют смысла, но тем не менее действовать в соответствии с ними», — пишет автор. «Люди могут обнаружить ошибку, но предпочитают не исправлять ее. Этот процесс я называю молчаливым согласием, — продолжает она.

Но суеверия — это не просто проявление нашего несовершенного сознания. Иногда суеверия предлагают множество преимуществ.

Иногда суеверия могут оказывать успокаивающее действие, избавляя от беспокойства по поводу неизвестного и давая людям чувство контроля над своей жизнью. Это также может быть причиной того, что суеверия так долго сохранились — люди передавали их из поколения в поколение.

Как статья, опубликованная в International Journal of Psychology and Behavioral Sciences утверждает: «Суеверие уходит своими корнями в юность нашего вида, когда наши предки не могли понять силы и капризы [] природного мира. Выживанию наших предков угрожали хищничество или другие природные силы».

В результате суеверия «эволюционировали», создавая «ложное ощущение контроля над внешними условиями» и уменьшая тревогу. Вот почему суеверия «распространяются в условиях отсутствия уверенности, незащищенности, страха и угрозы».

А 9Читатель 0077 Medical News Today , который описывает различные суеверия своих родителей, разделяет то же мнение. «У моей мамы куча суеверий», — говорят они. «[Она] не может пройти под лестницей, не может поставить на стол новые туфли (даже в их коробке), не может разбить зеркало, не может дать кошелек без денег, [должна] брось ей через левое плечо щепотку соли, если она что-то просыпает.

«Я думаю, что некоторые из них — просто комментарии здравого смысла, например, не разбивайте зеркало или вы можете порезаться, потому что осколки острые, которые переросли в нечто большее. Но они превращаются в этот набор правил, по которым нужно жить, часто без видимой причины», — продолжает читатель.

«Я думаю, что жизнь — это череда случайных совпадений и не может быть сформирована этими странными маленькими привычками, но я думаю, это обнадеживает, что ты можешь контролировать ее, особенно когда в нашей жизни и обществе так много всего, что мы не можем измениться».

Читатель MNT

«Жизнь иногда довольно страшна, — добавляют они, — поэтому […] люди [делают] все возможное, чтобы избежать скрытых опасностей».

Кроме того, уменьшая тревогу, суеверия могут объективно улучшить результаты. Стюарт Вайс, автор Веря в магию: психология суеверий и бывший профессор психологии Коннектикутского колледжа, объясняет в интервью Британскому психологическому обществу: производительность. Существует тревога, связанная с теми событиями, которые вызывают суеверия».

«Отсутствие контроля над важным результатом вызывает тревогу. Таким образом, даже когда мы знаем на рациональном уровне, что магии нет, суеверия могут поддерживаться их эмоциональной пользой».

Stuart Vyse

Действительно, одно исследование, в котором изучались результаты «игры в гольф, моторики, памяти и анаграмм», показало, что жесты, такие как скрещивание пальцев, или произнесение слов, таких как «сломать ногу ” или “удачи”, повысили производительность участников.

Этот механизм опосредован повышенной уверенностью в себе, пишут авторы.

«Эти преимущества в производительности связаны с изменением восприятия собственной эффективности. Активация суеверия повышает уверенность участников в выполнении предстоящих задач, что, в свою очередь, повышает производительность».

«После того, как вы узнаете, что существует суеверие, люди не захотят испытывать судьбу, не используя его», — говорит Вайс. Далее он приводит пример письма счастья, ставшего известным среди журналистов США

: «Многие из этих журналистов знали, что это вздор, но не хотели испытывать судьбу, не скопировав письмо и не отправив его дальше, — говорит исследователь.

Однако вариант «не искушать судьбу» тоже популярен, потому что цена следования суеверию очень мала по сравнению с возможным результатом.

В этом случае отправка письма и использование суеверия несут небольшую цену по сравнению с предполагаемым результатом различных «бедствий», вызванных невезением, таких как «потеря состояний, работы и жизней».

Точно так же быстрый стук по деревянной поверхности, когда вы говорите, что в течение многих лет у вас отличное здоровье, — небольшая цена по сравнению с потенциально разрушительными последствиями болезни.

Одно исследование подтверждает это и объясняет, что суеверия нравятся людям, потому что преимущества ношения с собой амулета, например, перевешивают недостатки так называемого дорогостоящего сценария исследования — ситуации, когда человек должен исследовать неопределенную среду.

По словам авторов, «суеверия, связанные с ношением маленьких и легких талисманов, могут сохраняться, потому что одни и те же общие правила обучения для определения причинно-следственных связей в других условиях полезны, а здесь они почти не причиняют вреда».

«Точно так же […] отказ от числа 13 может привести к относительно небольшим затратам с потенциально большой выгодой, что может объяснить, почему это суеверие сохраняется».

Человек, с которым разговаривал MNT и который предпочитает оставаться анонимным, рассказал, что им приходится ставить будильник «не менее 10 раз каждую ночь, одновременно бормоча несколько ободряющих слов».

В противном случае, они продолжили: «Я чувствую, что в моей жизни произойдет что-то плохое. Я не могу перестать ставить будильник, пока не почувствую себя в своей тарелке. Раньше мне было известно, что я доходил до 50».

Хотя такая привычка может показаться некоторым людям необычной, те, кто выполняет эти ритуальные действия, часто находят в них утешение. «Я на самом деле думаю, что иногда это хорошо — способ держать себя в тонусе!» продолжил человек.

Однако иногда повторяющиеся действия могут сигнализировать о более тяжелом состоянии, таком как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

«Для меня суеверия переходят в ОКР», — сказал другой человек, опрошенный MNT . «У меня возникают «суеверные мысли», когда я борюсь с ОКР, когда я верю, что что-то делаю или думаю, что что-то произойдет или не произойдет».

«Например, мне нужно выбрать правильную пару носков; иначе моя мама умрет. Так что для меня [суеверия] потенциально вредны и являются признаком того, что я не очень хорошо справляюсь».

MNT опрашиваемый

Традиционное исследование признает суеверия примером «компульсий, возникающих в ответ на навязчивые идеи», наряду с «чрезмерным мытьем рук, ритуальным купанием или уходом за собой, проверкой поведения, умственными ритуалами, потребностью повторять действия, перечитыванием текста [и] накопительское поведение».

Тем не менее, было много споров вокруг вопроса о том, имеют ли ОКР и суеверия общий континуум. Многие исследователи предполагают, что это не так, указывая на то, что суеверия и ОКР используют разные области мозга.

Тем не менее, ОКР и суеверия имеют много общих черт, например выполнение ритуалов для защиты от вреда. Более того, некоторые исследователи определяют суеверные ритуалы как «неадекватные методы попытки установить контроль в неопределенных ситуациях».

«Таким же образом, — продолжают они, — компульсивное поведение является неадекватным и совершается с целью предотвращения или уменьшения беспокойства, связанного с навязчивой мыслью».

Однако важно помнить, что хотя связь между суевериями и обсессивно-компульсивным расстройством кажется установленной, в результатах различных исследований этой связи есть расхождения.

Проведение границы между суевериями и обсессивно-компульсивным расстройством — это сложный вопрос, с которым медицинские работники должны обращаться компетентно и деликатно. тугриков есть информативная статья об ОКР для тех, кто хочет узнать больше об этом состоянии.

Психология суеверий

Мы включаем продукты, которые мы считаем полезными для наших читателей. Если вы покупаете по ссылкам на этой странице, мы можем получить небольшую комиссию. Вот наш процесс.

Сегодня пятница, 13-е, и огромное количество людей во всем мире будет избегать заниматься своими обычными делами, потому что они боятся, что этот день принесет им «неудачу». В этой статье «В центре внимания» мы исследуем психологические механизмы, лежащие в основе суеверного мышления.

Поделиться на PinterestНекоторые люди думают, что встретить черную кошку — к несчастью.

Говоря о бизнесе, не только авиакомпании и аэропорты регулярно пропускают 13-й проход или 13-й выход, но и более 80% высотных зданий во всем мире не имеют 13-го этажа. Кроме того, в некоторых отелях и больницах часто отказываются от номера с номером 13.

Миллиарды людей в Соединенных Штатах и ​​во всем мире суеверны. Четверть взрослых в США считают себя таковыми, и последние тенденции показывают, что молодые люди более суеверны, чем пожилые люди. На самом деле, 70% студентов в США полагаются на талисманы удачи для лучшей успеваемости.

Миллионы людей в Китае считают, что красный цвет или цифра 8 принесут им богатство и счастье, а исследование потребителей на Тайване показало, что покупатели, как правило, платят больше за меньшее количество товаров в упаковке, если количество товаров на упаковке изображено «счастливое» число

Большинство из нас знает, что эти убеждения иррациональны, но мы все равно придерживаемся их. Почему мы это делаем? Выполняют ли суеверия важную психологическую роль, и если да, то какую? Каковы некоторые из механизмов, объясняющих эти иррациональные убеждения, и как суеверия влияют на наше психическое благополучие?

Самое интересное в суевериях то, что мы часто верим в них, несмотря на то, что на каком-то уровне знаем, что они не могут быть правдой. Почему мы это делаем?

Джейн Райзен, профессор поведенческих наук Чикагского университета Бут в Иллинойсе и член Американского психологического общества, использовала так называемую модель двойного процесса познания, чтобы объяснить нашу веру в суеверия.

Согласно Райзену (и другим известным авторам, таким как Дэниел Канеман), люди могут думать как «быстро», так и «медленно». Первый способ мышления быстр и интуитивен, тогда как второй более рационален, и его основная задача состоит в том, чтобы игнорировать интуитивные суждения при обнаружении ошибок.

Модель двойственного мышления устоялась, но в случае с суевериями Ризен предлагает, чтобы модель подверглась усовершенствованию. Исследователь отмечает, что обнаружение ошибок не предполагает автоматического исправления ошибок. Другими словами, люди могут осознавать, что их убеждения ошибочны, но продолжать действовать в соответствии с ними.

Модель «думать быстро и медленно» «должна учитывать возможность того, что люди могут признать — в данный момент — что их убеждения не имеют смысла, но тем не менее действовать в соответствии с ними», — пишет автор. «Люди могут обнаружить ошибку, но предпочитают не исправлять ее. Этот процесс я называю молчаливым согласием, — продолжает она.

Но суеверия — это не просто проявление нашего несовершенного сознания. Иногда суеверия предлагают множество преимуществ.

Иногда суеверия могут оказывать успокаивающее действие, избавляя от беспокойства по поводу неизвестного и давая людям чувство контроля над своей жизнью. Это также может быть причиной того, что суеверия так долго сохранились — люди передавали их из поколения в поколение.

Как статья, опубликованная в International Journal of Psychology and Behavioral Sciences утверждает: «Суеверие уходит своими корнями в юность нашего вида, когда наши предки не могли понять силы и капризы [] природного мира. Выживанию наших предков угрожали хищничество или другие природные силы».

В результате суеверия «эволюционировали», создавая «ложное ощущение контроля над внешними условиями» и уменьшая тревогу. Вот почему суеверия «распространяются в условиях отсутствия уверенности, незащищенности, страха и угрозы».

А 9Читатель 0077 Medical News Today , который описывает различные суеверия своих родителей, разделяет то же мнение. «У моей мамы куча суеверий», — говорят они. «[Она] не может пройти под лестницей, не может поставить на стол новые туфли (даже в их коробке), не может разбить зеркало, не может дать кошелек без денег, [должна] брось ей через левое плечо щепотку соли, если она что-то просыпает.

«Я думаю, что некоторые из них — просто комментарии здравого смысла, например, не разбивайте зеркало или вы можете порезаться, потому что осколки острые, которые переросли в нечто большее. Но они превращаются в этот набор правил, по которым нужно жить, часто без видимой причины», — продолжает читатель.

«Я думаю, что жизнь — это череда случайных совпадений и не может быть сформирована этими странными маленькими привычками, но я думаю, это обнадеживает, что ты можешь контролировать ее, особенно когда в нашей жизни и обществе так много всего, что мы не можем измениться».

Читатель MNT

«Жизнь иногда довольно страшна, — добавляют они, — поэтому […] люди [делают] все возможное, чтобы избежать скрытых опасностей».

Кроме того, уменьшая тревогу, суеверия могут объективно улучшить результаты. Стюарт Вайс, автор Веря в магию: психология суеверий и бывший профессор психологии Коннектикутского колледжа, объясняет в интервью Британскому психологическому обществу: производительность. Существует тревога, связанная с теми событиями, которые вызывают суеверия».

«Отсутствие контроля над важным результатом вызывает тревогу. Таким образом, даже когда мы знаем на рациональном уровне, что магии нет, суеверия могут поддерживаться их эмоциональной пользой».

Stuart Vyse

Действительно, одно исследование, в котором изучались результаты «игры в гольф, моторики, памяти и анаграмм», показало, что жесты, такие как скрещивание пальцев, или произнесение слов, таких как «сломать ногу ” или “удачи”, повысили производительность участников.

Этот механизм опосредован повышенной уверенностью в себе, пишут авторы.

«Эти преимущества в производительности связаны с изменением восприятия собственной эффективности. Активация суеверия повышает уверенность участников в выполнении предстоящих задач, что, в свою очередь, повышает производительность».

«После того, как вы узнаете, что существует суеверие, люди не захотят испытывать судьбу, не используя его», — говорит Вайс. Далее он приводит пример письма счастья, ставшего известным среди журналистов США

: «Многие из этих журналистов знали, что это вздор, но не хотели испытывать судьбу, не скопировав письмо и не отправив его дальше, — говорит исследователь.

Однако вариант «не искушать судьбу» тоже популярен, потому что цена следования суеверию очень мала по сравнению с возможным результатом.

В этом случае отправка письма и использование суеверия несут небольшую цену по сравнению с предполагаемым результатом различных «бедствий», вызванных невезением, таких как «потеря состояний, работы и жизней».

Точно так же быстрый стук по деревянной поверхности, когда вы говорите, что в течение многих лет у вас отличное здоровье, — небольшая цена по сравнению с потенциально разрушительными последствиями болезни.

Одно исследование подтверждает это и объясняет, что суеверия нравятся людям, потому что преимущества ношения с собой амулета, например, перевешивают недостатки так называемого дорогостоящего сценария исследования — ситуации, когда человек должен исследовать неопределенную среду.

По словам авторов, «суеверия, связанные с ношением маленьких и легких талисманов, могут сохраняться, потому что одни и те же общие правила обучения для определения причинно-следственных связей в других условиях полезны, а здесь они почти не причиняют вреда».

«Точно так же […] отказ от числа 13 может привести к относительно небольшим затратам с потенциально большой выгодой, что может объяснить, почему это суеверие сохраняется».

Человек, с которым разговаривал MNT и который предпочитает оставаться анонимным, рассказал, что им приходится ставить будильник «не менее 10 раз каждую ночь, одновременно бормоча несколько ободряющих слов».

В противном случае, они продолжили: «Я чувствую, что в моей жизни произойдет что-то плохое. Я не могу перестать ставить будильник, пока не почувствую себя в своей тарелке. Раньше мне было известно, что я доходил до 50».

Хотя такая привычка может показаться некоторым людям необычной, те, кто выполняет эти ритуальные действия, часто находят в них утешение. «Я на самом деле думаю, что иногда это хорошо — способ держать себя в тонусе!» продолжил человек.

Однако иногда повторяющиеся действия могут сигнализировать о более тяжелом состоянии, таком как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

«Для меня суеверия переходят в ОКР», — сказал другой человек, опрошенный MNT . «У меня возникают «суеверные мысли», когда я борюсь с ОКР, когда я верю, что что-то делаю или думаю, что что-то произойдет или не произойдет».

«Например, мне нужно выбрать правильную пару носков; иначе моя мама умрет. Так что для меня [суеверия] потенциально вредны и являются признаком того, что я не очень хорошо справляюсь».

MNT опрашиваемый

Традиционное исследование признает суеверия примером «компульсий, возникающих в ответ на навязчивые идеи», наряду с «чрезмерным мытьем рук, ритуальным купанием или уходом за собой, проверкой поведения, умственными ритуалами, потребностью повторять действия, перечитыванием текста [и] накопительское поведение».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *