Почему общество развивается: Факторы развития общества — урок. Обществознание, 6 класс.

Развитие общества — что это, определение и ответ

Идея эволюционного развития:

  • Постепенность изменений

  • Преемственность в развитии различных сторон общества

  • Следование традициям, которые существуют в каждом обществе (например, традиция обращения главы государства к гражданам в Новый Год)

Идея социальной революции (К. Маркс):

  • Наличие непримиримого конфликта между различными «социальными силами»

  • В ходе революции «передовой класс» свергает «реакционный строй»

  • Качественный скачок в развитии общества

Революция — это попытка внесения резких изменений в ход общественного развития снизу вверх, влекущая изменение всех или большинства сторон общественной жизни.

Великая Французская революция 1789 года, которая привела к свержению монархии.

Реформа — это процесс внесения поэтапных изменений в общественной жизни сверху вниз, не влекущий существенных, фундаментальных изменений в обществе.

Реформа 1861 года, проведённая Александром II, которая привела к отмене крепостного права в Российской Империи.

Важнейшей характеристикой современного общества является процесс глобализации.

Глобализация — усиления связей и взаимозависимостей среди людей во всём мире.

Проявление глобализации:

  • Объединение национальных компаний в международные транснациональные корпорации

  • Появление электронных денег

  • Процесс информационной революции (резкий скачок научно-технических открытий и изобретений)

  • Приобщение людей из разных стран к мировым культурным ценностям (находясь в любой точке мира вы можете посетить Эрмитаж или Лувр)

Глобальные проблемы — совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Общие черты глобальных проблем:

  • Масштабность (затрагивают все человечество)

  • Предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране)

  • Острота (от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации)

  • Настоятельно требуют решения и др.

Главные глобальные проблемы:

  1. Проблема войны и мира

Перед цивилизацией стоит задача создания всеобъемлющей системы безопасности, поэтапной ликвидации ядерных арсеналов, сокращения торговли вооружением и др.

  1. Демографическая

Распадается на два аспекта: демографический взрыв (перенаселение) в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран.

  1. Сырьевая

Проблема обеспечения человечества топливом и сырьем. Топливно-энергетические ресурсы постоянно истощаются, и через несколько сот лет могут вообще исчезнуть. Огромные возможности для решения этой проблемы открывают достижения научно-технического прогресса.

  1. Экологическая

Истощение окружающей среды в результате нерационального природопользования, загрязнения ее твердыми, жидкими и газообразными отходами, отравление радиоактивными отходами.

  1. Проблема «Север-Юг»

Преодоление отсталости развивающихся стран и сокращение разрыва в уровне развития между ними и передовыми постиндустриальными странами (Экономическая развитость стран Европы и экономическая осталось ряда стран Африки, что приводит к голоду и болезням в этих странах)

  1. Проблема мирового терроризма

Основными целями международного терроризма является дезорганизация государственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, нарушение устоев общественного устройства, которые должны побудить, по замыслу террористов, правительство к изменению политики.

Основные направления разрешения глобальных проблем:

  • Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах

  • Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем

  • Наблюдение и контроль над глобальными процессами на планете;

  • Четкая международная система прогнозирования

  • Развитие новых технологий (ресурсосберегающих, использующих вторсырье, природные источники энергии)

  • Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень и др.

Развитие общества (8 класс) таблица кратко по обществознанию для подготовки доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 171.

Обновлено 14 Января, 2022

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 171.

Обновлено 14 Января, 2022

Общество непрерывно развивается. В нём происходят процессы, положительно или отрицательно влияющие на благосостояние его членов. Изменения могут затрагивать основы существования социума или быть менее заметными, касающимися отдельных сфер. Узнаем, какие стадии проходит общество в своём развитии, какие пути преобразований существуют.

Ступени развития общества

Существует несколько классификаций этапов развития общества. Наибольшее распространение получило выделение трёх ступеней в зависимости от того, какие средства производства используются людьми.

Для традиционного общества характерным является натуральное сельское хозяйство. Производимая продукция предназначена для личного использования.

Для получения урожая применяются простые орудия труда. Преобладает общинная собственность. Образ жизни членов коллектива определяется обычаями и традициями. Большое влияние оказывает религия и армия.

Рис. 1. Крестьяне в поле.

Следующей ступенью является индустриальное общество. К его признакам относится развитие промышленности, использование различных машин и станков. Собственность переходит в частные руки. Важную роль играет капитал. Производство материальных благ носит массовый характер. Активно развиваются рыночные отношения.

Изменения затрагивают и политическую сферу: провозглашаются принципы демократии, человек приобретает право голоса. Люди могут изменить своё положение благодаря умениям и профессиональным навыкам.

Отличительной чертой постиндустриального общества является развитие сферы услуг. Главным фактором становится информация. Внедряется роботизация и автоматизация производства. Провозглашается ценность каждого человека. Высокий уровень социальной мобильности позволяет любому достичь желаемого уровня благосостояния.

Рис. 2. Таблица «Ступени развития общества».

Многие исследователи считают, что современная Россия переживает переходный период между индустриальным и информационным обществом. Для нашего государства характерно развитие промышленности, наличие разных видов собственности, провозглашение демократических принципов.

Пути общественного развития

В обществознании выделяется два пути развития общества. Кратко познакомимся с их характеристиками.

  • Реформы — это постепенные преобразования, затрагивающие отдельные сферы общественной жизни. Они проводятся по инициативе властей. Примером является пенсионная реформа, введение ЕГЭ, изменение системы налогообложения.
  • Революция — это перестройка основ общественной жизни. Она происходит быстро, затрагивает все сферы. Часто не поддаётся контролю со стороны властей. Так, революция 1917 года привела к образованию СССР.
Рис. 3. Революция 1917 года.

В зависимости от направлений развития в науке выделяются следующие понятия:

  • прогресс — движение от простого к сложному, улучшение жизни, её совершенствование;
  • регресс — понятие, противоположное прогрессу;
  • стагнация — состояние, при котором не происходит никакого движения.

О путях и ступенях развития общества можно рассказать в докладе для 8 класса.

Что мы узнали?

В своём развитии общество проходит три ступени. Оно может быть традиционным, индустриальным или постиндустриальным. Преобразования, происходящие в нём, осуществляются посредством реформ или революций.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 171.


А какая ваша оценка?

Эволюционирующее общество: почему человечество объединяется

Дональд Трамп встречается со сторонниками во время своей президентской кампании в США в 2015 году

Бытие: глубокое происхождение обществ Эдвард О. Уилсон Ливерит (2019)

Человеческий рой: как возникают, процветают и падают наши общества Марк В. Моффет Голова Зевса (2 019)

План: Эволюционные истоки хорошего общества Николас А. Кристакис Little, Brown Spark (2019)

Люди — это животные, млекопитающие, приматы — и нечто особенное. За последние 2 миллиона лет наш род, Homo , претерпел значительные изменения в телах, поведении и экологии, что привело к развитию человеческой ниши, характеризующейся социальной сложностью.

Ни один другой вид не создает денежную экономику и политические институты, не меняет планетарные экосистемы за несколько поколений, не строит города и самолеты, не арестовывает и не депортирует своих представителей и не ведет тысячи других видов к вымиранию. Это действия не отдельных людей, а обществ. Теперь в трех книгах — биолога Э. О. Уилсона, энтомолога Марка Моффетта и социолога Николаса Кристакиса — утверждается, что ключ к пониманию нашей самобытности лежит в том, как развивались общества. Все они демонстрируют солидную науку; все разделяют слепые пятна.

В Бытие Уилсон внушает благоговейный трепет рассказами об эволюции и обществах животных от муравьев до ос, тараканов, голых землекопов, скворцов, волков и шимпанзе, стремясь показать, что человеческие общества представляют собой биологические системы, которые можно описать многими та же вена. Его идея состоит в том, что отбор на уровне группы и гена сформировал людей как видоизмененных обезьян с обществом, которое является сверхэсоциальным — характеризующимся сотрудничеством и разделением труда — и тесно наслоенным культурными процессами, что приводит к все более сложным союзам, коалициям и рассказывание историй.

Это увлекательно, но содержит неточности. Уилсон настаивает, например, на том, что гомосексуальность — это генетическая адаптация к усиленной эусоциальности. Это скрывает существенную сложность человеческого пола, гендера и сексуальности (описанную, например, психологом Джанет Шибли Хайд и биологом Энн Фаусто-Стерлинг), системы связи и заботы. Он использует классификации «европейцев, африканцев и азиатов» как аналог биологических популяций, которыми они не являются.

Наконец, он игнорирует все больше ископаемых и археологических свидетельств того, что общество шимпанзе не является лучшей моделью поведения и эволюции гоминидов. Таким образом, Genesis предлагает очень традиционную точку зрения, перекликающуюся с темами, изложенными в классической книге Уилсона 1975 года Sociobiology в главе «Человек: от социобиологии к социологии».

Моффетт Человеческий рой — это еще одно захватывающее вихревое путешествие по захватывающим моделям поведения и структурам обществ, выявленным в разнообразной жизни людей и животных по всему миру. Моффет пересекает все более сложные социальные системы. Мы видим невероятные сообщества насекомых, которые не требуют индивидуального признания или идентичности. Мы встречаем приматов со сложной социальностью: особи близко знают своих товарищей по группе, каждый обладает индивидуальностью, а тех, кто не принадлежит к их группе, видят чужими, неизвестными. Наконец, мы подошли к людям, общества которых теперь слишком велики, чтобы члены могли знать и узнавать друг друга по отдельности.

Чтобы определить соотечественников, мы зависим от маркеров идентичности — от одежды до языков, привычек, кухни и систем убеждений.

Моффет по-прежнему придерживается позиции, согласно которой эволюция социальной сложности человека в значительной степени была обусловлена ​​моделями отбора, порожденными внутригрупповой сплоченностью и внешними конфликтами. Нет никаких сомнений в том, что межгрупповой конфликт сыграл роль в эволюции человека, о чем свидетельствуют ископаемые и археологические данные. Однако те же записи вызывают серьезные сомнения в том, преобладает ли такой конфликт на том уровне и распространенности, которых требует позиция Моффетта.

Он превосходно иллюстрирует множество психологических и физиологических процессов, которые люди используют для объединения и инаковости — от отвращения до скрытой предвзятости. Но он не обращается к важным данным и интерпретациям, которые отличаются от его собственных. Недавняя работа о появлении войн (антропологи Марк Киссел и Нам Ким), сострадание (археолог Пенни Спикинс) и десятилетия изучения внутригрупповой и межгрупповой динамики в обществах приматов (антропологи Карен Страйер и Ширли Струм) ставят под сомнение идея о том, что глубоко укоренившаяся ксенофобия играет центральную роль в эволюции человека.

Наконец, Моффет кратко затрагивает некоторые антропологические данные и аргументы, касающиеся построения ненаучной концепции расы. Но он избегает их последствий. На мой взгляд, исторические, политические и институциональные процессы противоречат идее эволюционировавшей ксенофобии как основного (или даже уместного) объяснения дискриминации, рабства и расизма.

Кристакис, в отличие от Уилсона и Моффетта, считает нас генетически предрасположенными к хорошему отношению друг к другу даже за пределами нашей непосредственной группы.

Blueprint переплетает интересные примеры людей, мест и событий, чтобы дать надежду на то, что люди могут создавать сообщества даже в самых сложных обстоятельствах, таких как небольшие общества, возникающие после кораблекрушений. Кристакис предполагает, что «социальный набор» паттернов и процессов предрасполагает нас к совместной работе для создания «морально хорошего общества», которое повышает индивидуальную и групповую пригодность.

Хотя Кристакис более широко занимается текущими антропологическими и приматологическими данными и теорией, чем Уилсон и Моффет, он разделяет их приверженность идее эволюции как использования генами тел. Как он выразился: «Кажется, наши собственные гены — и гены наших друзей — работают над созданием более безопасного и спокойного мира». На мой взгляд, это маловероятно, учитывая то, что мы знаем о том, как функционируют гены и геномные системы, а также о моделях насилия, неравенства и нестабильности в истории человечества (и в настоящем). К счастью, в другом месте он развивает свою тему «чертежа» богатыми и нюансированными способами. Он показывает, например, что все более сложные социальные системы наших предков, включая глубокие социальные сети и связи, интенсивное социальное обучение и обучение, увеличение материальной и структурной сложности, сформировали их нишу и реструктурировали давление отбора.

Но все три книги имеют два общих элемента, которые ограничивают понимание.

Во-первых, это вера в то, что истории целенаправленного отбора являются ключом к подъему нашего общества. Все три предложения выиграли бы от участия в теориях расширенного эволюционного синтеза, которые опираются на то, что, на мой взгляд, является более точным представлением процессов развития, генома и эпигенома. Благодаря этому книги могли бы избежать своего второго недостатка: преданности антропологически наивной идее «трайбализма» и связанных с ней разрушительных предположений о том, что паттерны эволюционной дифференциации лежат в основе и объясняют формы жесткой дискриминации.

Сегодня, при крайнем неравенстве и массовом, непрекращающемся насилии национализма, религиозных конфликтов и расизма, то, как эксперты анализируют эти системы, влияет на то, как наше общество думает о них. Настало критическое время для ученых, чтобы сопротивляться фамильярности и заставлять себя преодолевать парадигмы, чтобы получить лучшую и наиболее точную информацию и интерпретацию.

Культурная эволюция | Определение, история, теории и факты

Томас Гоббс

См. все средства массовой информации

Категория: История и общество

Ключевые люди:
Жан-Жак Руссо Герберт Спенсер Герберт Уэллс Сэр Эдвард Бернетт Тайлор Льюис Генри Морган
Похожие темы:
эволюция современность неоэволюционизм эволюционизм прогресс

Просмотреть весь связанный контент →

культурная эволюция , также называемая социокультурной эволюцией , развитие одной или нескольких культур от более простых к более сложным формам. В XVIII и XIX веках субъект рассматривался как однолинейное явление, описывающее эволюцию человеческого поведения в целом. С тех пор оно понимается как многолинейное явление, описывающее эволюцию отдельных культур или обществ (или определенных частей культуры или общества).

Однолинейная культурная эволюция была важной концепцией в зарождающейся области антропологии в 18 и 19 веках.века, но потерял популярность в начале 20 века. Ученые начали распространять теории многолинейной культурной эволюции в 1930-х годах, и эти неоэволюционистские взгляды продолжают в различных формах формировать большую часть исследований, проводимых в физической антропологии и археологии, разделах антропологии, которые сосредотачиваются на изменениях во времени.

Эпоха великих географических открытий познакомила европейцев 15-го и 16-го веков с широким разнообразием «примитивных» культур. Почти сразу же европейские интеллектуалы начали попытки объяснить, как и почему человеческие условия стали такими разнообразными. Хотя английский философ XVII века Томас Гоббс сильно ошибался, когда описывал коренные народы как живущих в условиях, в которых «не было ни искусства, ни литературы, ни общества» и переживавших жизнь как «одинокую, бедную, противную, грубую и короче», его описание заключает в себе популярную в ту эпоху концепцию «дикаря». Игнорируя или не зная множества фактов — многие коренные народы жили гораздо лучше, чем, например, европейские крестьяне, — Гоббс и другие ученые постулировали, что все хорошее и цивилизованное является результатом медленного развития от этого «низкого» состояния. и к «высшему» состоянию, представленному культурами Европы. Даже философы-рационалисты, такие как Вольтер, неявно предполагали, что «восходящий» прогресс человечества является частью естественного порядка.

Представление эпохи Просвещения о том, что на самом деле существует «естественный порядок», восходит к древнегреческим философам, которые описывали мир как составляющую Великую Цепь Бытия — точка зрения, согласно которой мир рассматривается как целостный, упорядоченный и поддаются систематическому анализу. В результате наука эпохи Просвещения делала упор на категоризацию и вскоре создала различные типологии, описывающие серию фиксированных стадий культурной эволюции.

Большинство сосредоточено на трех основных этапах, но некоторые выделяют гораздо больше категорий. Например, в его Esquisse d’un tableau historique des progrès de l’esprit humain (1795; Sketch for a Historical Picture of the Progress of the Human Mind ), маркиз де Кондорсе перечислил 10 стадий, или «эпох», культурной эволюции. . Он утверждал, что последняя эпоха началась с Французской революции и ей суждено возвестить всеобщие права человека и совершенство человеческого рода. Датский археолог Кристиан Юргенсон Томсен широко известен как первый ученый, который основал такую ​​типологию на достоверных данных, а не на предположениях. В Ledetraad til nordisk Oldkyndighed (1836; Путеводитель по северным древностям ), он классифицировал древние европейские общества на основе их инструментов, назвав этапы развития каменным, бронзовым и железным веками.

В конце 19 века на теории культурной эволюции огромное влияние оказало широкое признание теории биологической эволюции, выдвинутой Чарльзом Дарвином в Происхождении видов (1859). Социологи обнаружили, что структура, предложенная биологической эволюцией, предлагает привлекательное решение их вопросов, касающихся происхождения и развития социального поведения. Действительно, идея общества как развивающегося организма была биологической аналогией, которую подхватили многие антропологи и социологи и которая сохранилась в некоторых кругах даже в 20 веке.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Английский философ Герберт Спенсер был одним из первых, кто разработал общую эволюционную схему, включающую человеческие общества со всего мира. Он считал, что человеческие культуры эволюционировали от менее сложных «видов» к более сложным: сначала люди жили недифференцированными ордами; затем развилась социальная иерархия со священниками, королями, учеными, рабочими и так далее; а затем накапливали знания, которые были дифференцированы в различные науки. Короче говоря, человеческие общества эволюционировали посредством растущего разделения труда в сложные цивилизации.

Антропологи Э.Б. Тайлор в Англии и Льюис Х. Морган в Соединенных Штатах были главными представителями культурных стадий эволюции человечества. Они подчеркивали важность анализа культуры в целом, а не отдельных культур, за исключением тех случаев, когда последние могли бы проиллюстрировать их теории общей эволюции человечества и цивилизации. Морган очень хорошо резюмировал принципы однолинейного подхода:

Поскольку человечество было единым по происхождению, их путь был, по сути, одним, протекающим по разным, но одинаковым каналам на всех континентах, и очень похоже во всех племенах и нациях человечества. вплоть до того же статуса продвижения. Из этого следует, что история и опыт племен американских индейцев представляют более или менее близко историю и опыт наших далеких предков в соответствующих условиях.

Этот отрывок из шедевра Моргана Древнее общество (1877 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *