Почему общество развивается: Как развивается наше общество?

Развитие общества (8 класс) таблица кратко по обществознанию для подготовки доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 138.

Обновлено 14 Января, 2022

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 138.

Обновлено 14 Января, 2022

Общество непрерывно развивается. В нём происходят процессы, положительно или отрицательно влияющие на благосостояние его членов. Изменения могут затрагивать основы существования социума или быть менее заметными, касающимися отдельных сфер. Узнаем, какие стадии проходит общество в своём развитии, какие пути преобразований существуют.

Ступени развития общества

Существует несколько классификаций этапов развития общества. Наибольшее распространение получило выделение трёх ступеней в зависимости от того, какие средства производства используются людьми.

Для традиционного общества характерным является натуральное сельское хозяйство. Производимая продукция предназначена для личного использования. Для получения урожая применяются простые орудия труда. Преобладает общинная собственность. Образ жизни членов коллектива определяется обычаями и традициями. Большое влияние оказывает религия и армия.

Рис. 1. Крестьяне в поле.

Следующей ступенью является индустриальное общество. К его признакам относится развитие промышленности, использование различных машин и станков. Собственность переходит в частные руки. Важную роль играет капитал. Производство материальных благ носит массовый характер. Активно развиваются рыночные отношения.

Изменения затрагивают и политическую сферу: провозглашаются принципы демократии, человек приобретает право голоса. Люди могут изменить своё положение благодаря умениям и профессиональным навыкам.

Отличительной чертой постиндустриального общества является развитие сферы услуг. Главным фактором становится информация. Внедряется роботизация и автоматизация производства. Провозглашается ценность каждого человека. Высокий уровень социальной мобильности позволяет любому достичь желаемого уровня благосостояния.

Рис. 2. Таблица «Ступени развития общества».

Многие исследователи считают, что современная Россия переживает переходный период между индустриальным и информационным обществом. Для нашего государства характерно развитие промышленности, наличие разных видов собственности, провозглашение демократических принципов.

Пути общественного развития

В обществознании выделяется два пути развития общества. Кратко познакомимся с их характеристиками.

  • Реформы — это постепенные преобразования, затрагивающие отдельные сферы общественной жизни. Они проводятся по инициативе властей. Примером является пенсионная реформа, введение ЕГЭ, изменение системы налогообложения.
  • Революция — это перестройка основ общественной жизни. Она происходит быстро, затрагивает все сферы. Часто не поддаётся контролю со стороны властей. Так, революция 1917 года привела к образованию СССР.
Рис. 3. Революция 1917 года.

В зависимости от направлений развития в науке выделяются следующие понятия:

  • прогресс — движение от простого к сложному, улучшение жизни, её совершенствование;
  • регресс — понятие, противоположное прогрессу;
  • стагнация — состояние, при котором не происходит никакого движения.

О путях и ступенях развития общества можно рассказать в докладе для 8 класса.

Что мы узнали?

В своём развитии общество проходит три ступени. Оно может быть традиционным, индустриальным или постиндустриальным. Преобразования, происходящие в нём, осуществляются посредством реформ или революций.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 138.


А какая ваша оценка?

Развитие общества в единстве развития природы и человека – Учительская газета

Окружающая нас среда все более, мягко говоря, недоброжелательно, а точнее, враждебно относится к человеку. Она как бы мстит за то, что люди потребительски, расточительно относятся к ней, грубо нарушая ее первозданное равновесие. Все это мы видим и ощущаем сегодня. И если не изменить себя, не изменить своего отношения к окружающему нас живому и неживому миру, само существование человека на Земле может стать невозможным. Чтобы этого не случилось, во всех странах возлагают надежду на школьное образование, на то, что именно оно поможет воспитать человека экологически сознательного, который будет рассматривать «развитие общества в единстве процессов развития природы и человека». Как сформировать такого человека? Об этом шла речь на «круглом столе», который организовал Департамент образования Москвы, Северо-Восточное окружное управление образования, Московский институт открытого образования.

От неустойчивого развития к устойчивому

Геннадий ЯГОДИН, научный руководитель Центра экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого общества, доктор химических наук, академик РАО:

– В сентябре в школах столицы появился новый учебный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие». Он имеет два варианта: 34 и 68 часов. Предназначен для изучения в 10-м классе. Ввести его было сложно, потому что дети и без того перегружены. Однако необходимость его продиктована состоянием экологической среды сегодня.

Сейчас на Земле насчитывается 6,5 миллиарда 600 миллионов человек. Это столько, сколько со времени выделения homo sapiens как биологического вида жило и умерло на планете до 2000 года.

За эти годы произошли глобальные изменения во всех сферах. Кардинальным образом изменилось отношение людей к образованию. Если во времена Ньютона интеллигентный человек знал все законы природы, то сейчас это невозможно. Знания продвинулись так далеко и так глубоко, что появились специальности, которыми владеют только 5-6 человек, живущих на Земле. Остальные их не понимают. По ряду дисциплин исчезла возможность апеллировать к видимой модели из реальной жизни. Перед школой стоит задача: дать ученикам такую необходимую основу, которую он будет твердо знать, и совершенствоваться дальше самостоятельно.

Люди из природы берут такое количество продукта, которое не возмещается круговоротом веществ, природа истощается, а это значит, расходуется основной ее капитал. Эти отходы природа не успевает ассимилировать, чтобы свести баланс. Избыток, не входящий в баланс, крайне опасен и вреден для будущего людей и других живых организмов.

По мнению ученых, климатические изменения произошли из-за нарушения баланса по диоксиду углерода. В три с половиной раза увеличилась концентрация его в атмосфере с начала промышленной революции. Это привело к потеплению климата. Правда, видимые изменения для Москвы и для России не столь велики. Но все равно ощутимы. Программа перевода человеческой цивилизации на устойчивое развитие неизбежна.

Под устойчивым развитием понимают улучшение качества жизни текущего поколения при сохранении для последующих возможности улучшения их качества жизни. То есть необходимо стараться не подорвать основу жизнеобеспечения, жизнебезопасности. А это требует иного отношения человека к окружающей среде. Такого человека может воспитать только школа.

Как узнать, идет ли человечество по дороге устойчивого развития или нет? Коэффициентом считается индекс развития человеческого фактора. Под ним понимают формализованную величину, состоящую из трех компонентов: валовой национальный продукт для страны или валовой внутренний продукт для региона на душу населения; средняя продолжительность жизни человека и индекс образования, процент грамотности людей, умеющих писать, читать, считать до ста. Наконец, количество людей с высшим образованием на 10 тысяч взрослого населения. По этому фактору наша страна, к сожалению, за последние 15 лет перешла с 18-го места на 60-61-е и покинула круг развитых государств, перейдя в группу развивающихся. В России есть четыре региона, по фактору относящиеся к развитым государствам. На первом месте Москва, на втором – Тюмень, на третьем – Санкт-Петербург, на четвертом – Татарстан.

Исходя из этих факторов мы и вводим этот дополнительный курс. Он особенный. Задача учителя – сделать его легким, доступным за счет трех факторов. Он должен объяснить обстановку вокруг человека персонально. Дети должны понять, почему климат меняется, почему автомобиль загрязняет атмосферу? Почему радужные круги образуются в водоемах при разливе нефти?

Поведение человека, идеология его не определяются лекциями, уроком или книгой. Они определяются реальным его участием. Поэтому мы предполагаем проектную деятельность учащихся. Ребята должны участвовать в реальной жизни.

Третье обстоятельство – это умение работать в коллективе, умение слышать другое мнение, умение отнестись к нему с пониманием. Или, по крайней мере, с уважением. У нас есть набор таких упражнений. Мы подготовили сборники игровых упражнений.

Разные модели и разные уровни

Софья МОЗГЛЯКОВА, заведующая лабораторией профессионального развития педагогических кадров окружного учебно-методического центра Северо-Восточного округа:

– Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры.

В нашем округе оно стало приоритетным направлением. Окружная комплексно-целевая программа способствовала созданию эколого-образовательной среды. Это комплекс влияний и условий, создающих систему возможностей для развития экологической культуры всех участников учебного процесса.

В нашем округе экологическое образование осуществляется во всех школах, училищах, колледжах, но по различным моделям и на разном уровне, в зависимости от профессионализма учителей и возможностей. Начиная с 2005-2006 учебного года в каждой школе появился координатор экологического образования. Это и учителя-предметники (учителя биологии, географии, физики, химии, литературы и т.д.), и заместители директоров по учебно-воспитательной или воспитательной работе.

Сегодня становится очевидным, что социальная экология, которая непосредственно занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы «общество – природа», должна стать значительной частью экологического образования. Также необходимо экологизировать предметы гуманитарного и эстетического циклов. И сейчас мы совместно с учителями работаем над окружным проектом по данному направлению.

60% школ реализуют смешанную модель. На наш взгляд, она наиболее перспективна, так как позволяет учащимся сочетать полученные знания с практикой, актуализировать личностные качества как у учителя, так и ребенка, формировать целостное отношение к окружающему миру.

Особую актуальность сегодня приобретает формула «знания + отношения». Знания без придания им эмоциональной окраски, без опыта их проживания не включаются во внутренний мир личности и не способствуют ее развитию. Успешно развивается проектная и исследовательская деятельность ребят. Год от года увеличивается количество участников окружного конкурса исследовательских и проектных работ на тему «Ты – человек! И ты за все в ответе!».

Проектные работы учащихся на экологические темы были представлены на различных уровнях: городской конкурс исследовательских и реферативных работ «Мы и биосфера»; всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «ПОРТФОЛИО»; Международная конференция «От рек к морям», г. Севастополь и др.

Продолжил работу окружной межшкольный проект «Зеленые острова Северо-Востока», в рамках которого более 1000 учащихся занимаются исследованием близлежащих природных территорий; около 420 учащихся приняли участие в телекоммуникационном проекте «Мой любимый школьный двор».

Все это стало возможно благодаря созданию условий, способствующих профессиональному развитию педагогических кадров в области экологического образования.

С ориентацией конечного результата на деятельную способность к самоопределению, самовыражению, самореализации, творческой уникальности выстраивается система модульных курсов «Теория и методика экологического образования». Они имеют возможность быстро меняться в соответствии с новыми условиями.

Так, например, при составлении программы курсов «Эколого-педагогические технологии» мы стремились учесть два главных аспекта: современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества образования; применение получаемых знаний на практике.

В связи с введением предмета «Экология Москвы и устойчивое развитие» 165 учителей (63 учителя биологии, 52 учителя географии, 28 учителей химии и 25 учителей других специальностей) обучились на курсах и готовы к преподаванию этого предмета, который вводится во всех школах округа.

Наиболее эффективными формами работы с координаторами, имеющими репродуктивно-методический уровень, являются: индивидуальное собеседование, консалтинговая служба, школа молодого специалиста и др.

Координаторов, имеющих проективно-технологический уровень, необходимо включать в деятельность творческих групп, в работу по организации и проведению различных конкурсов.

К четвертому, концептуально-технологическому, уровню отнесены координаторы, которые: участвуют в разработке учебно-методического обеспечения курса «Экологическое образование в интересах устойчивого развития», участвуют в разработке мониторинга экологической культуры учащихся, транслируют опыт своей работы на городском и международном уровнях (городской семинар «От экологического образования к образованию в интересах устойчивого развития»), имеют победителей различных конкурсов и олимпиад, участвуют вместе с учащимися во всероссийских мероприятиях, имеют печатные труды.

Вместе с тем в наступившем учебном году остаются приоритетными следующие задачи: осмысление и освоение учителями современных педагогических технологий, обеспечивающих высокий уровень качества образования; развитие творческой уникальности личности педагога (рекомендации в аспирантуру, получение второго высшего педагогического образования, участие в конкурсах).

Изменить себя, чтобы не погубить мир

Марина АРГУНОВА, директор Центра экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования, познакомила участников «круглого стола» с новым курсом «Экология Москвы и устойчивое развитие», который возник как результат четырехлетней деятельности городской экспериментальной площадки, которой руководит Геннадий Алексеевич Ягодин.

Ему принадлежат слова, которые стали своего рода эпиграфом к нему. «На долю поколения, которое сегодня учится в школе, выпадает принципиально новая задача: изменить характер и цели человеческого поведения так, чтобы не погубить мир. Возможно ли это? Этому надо учиться».

– Идея, которая заложена в этом курсе, – говорит Марина Вячеславовна, – может быть выражена в одной фразе: «образование не должно отставать от жизни».

Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» предусматривает не только теоретические знания, у него есть и практический подход. Это в том числе и исследовательская деятельность. Необходимость его продиктована теми изменениями, которые сегодня происходят в мире. Сначала аграрная, а затем и промышленная революция изменили направленность вектора человеческой цивилизации. Нас ожидает экологическая революция, которая должна изменить приоритеты и ценностные ориентиры. Эти революции отличаются друг от друга. Если первая проходила на протяжении тысячелетий, то на третью уйдет всего несколько десятков лет. У планеты очень мало времени, и если мы это быстро осознаем, то есть надежда сохранить устойчивость систем поддержания жизни на Земле.

Учебный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» вводится в 10-х классах средних школ столицы. Это межпредметный курс, преподавание которого связано как с получением знаний и навыков в области урбоэкологии на примере Москвы, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся, становлением целостной деятельной личности.

Цель курса – формирование экологических знаний, умений и навыков и развитие социально-личностных качеств учеников, необходимых для воплощения идей устойчивого развития.

Основные задачи.

Обучающие: осознать и принять идеи устойчивого развития; создать представления о социально-политических и экологических факторах развития городов на примере Москвы; сформировать знания о проблемах города, ресурсах и развитии города, антропогенном воздействии на окружающую среду; овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды.

Воспитательные: помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом, воспитать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей, выработать у учащихся понимание своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом. Сформировать систему ценностных ориентиров, чувство патриотизма, любви к своей малой родине.

Развивающие: развить умение приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы; стимулировать аналитическое, творческое и критическое мышление; развить способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий, сформировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе.

Татьяна ПЛЮСНИНА, старший научный сотрудник Центра экологического и устойчивого развития, говорила о личностно-ориентированном подходе в изучении этого курса:

– Личностно-ориентированные подходы в образовании должны в первую очередь обеспечить целостное развитие личности. Поэтому нужно заботиться также и о развитии творческих, интеллектуальных, духовных, социальных качеств каждого ребенка. Особо важную роль приобретает тесная связь обучения с жизнью, предполагающая четкое осознание, где и каким образом полученные знания могут быть использованы в жизни.

Роль учителя не сводится к одному преподаванию. Он не только источник знаний, но еще и координатор, организатор самостоятельной познавательной деятельности детей.

Предполагаются активность самих учеников, их способность оценивать адекватно существующее положение дел, ответственность за результат обучения. Используются активные и интерактивные формы, дифференцированное обучение с учетом уровня подготовки по предмету, способностей, задатков, интереса к той или иной области, особенностей восприятия информации с обязательной опорой на предшествующие знания и опыт. Обучение должно быть в виде сотрудничества: групповые, коллективные и парные формы работы, совместные размышления и дискуссии.

Итогом изучения курса должна стать подготовка гражданина, у которого сформировано экологическое мировоззрение, экологическая культура, готовность к решению местных экологических проблем.

Дмитрий МОРГУН, заместитель директора Московской городской станции юных натуралистов, сообщил, что все эти годы, пока в системе обязательного образования не было экологического, московские учреждения дополнительного образования систематически и глубоко занимались этим важным направлением. За это время была создана хорошая методическая база, подготовлены высококвалифицированные педагоги, которые давали хорошие знания более пяти тысячам ребят. Была выпущена серия методических пособий.

Людмила РЫЖОВА, заместитель директора школы №1095 с углубленным изучением французского языка, представила опыт семейного проектирования в области образования в интересах устойчивого развития.

Лидия САМОХИНА, заместитель директора школы №640, рассказала о том, что вот уже более десяти лет их ученики занимаются исследовательской, познавательной работой по экологии, а также проектной деятельностью. Об экологических экспедициях в разные концы страны учащихся этой школы был показан видеофильм.

Людмила РЫЖОВА, заместитель директора школы №1095, говорила о семейном проектировании в области образования в интересах устойчивого развития, о взаимосвязи экологической проблемы с жизнью и здоровьем детей. К ней удалось привлечь внимание и взрослых, в первую очередь родителей, а также других членов семьи. Участие всей семьи в проектной деятельности помогает развивать в ребятах ответственность за свое самообразование и свое саморазвитие. Возникли объединения, состоящие из учеников, членов их семей и учителей. Сложилось настоящее деловое партнерство всех участников образовательного процесса. И как следствие на первый план вышло освоение деловой культуры. Учитель в этом случае перестал быть единственным источником знаний. Он консультант и помощник.

Ученики с результатами своих исследований выступают на педсоветах, на оперативных совещаниях, на родительских, классных собраниях. У них расширяется кругозор.

О полевой практике в естественном контексте образовательной среды рассказала заместитель директора по научной работе гимназии №1503 Людмила ДОРОХИНА.

Темой выступления Екатерины КОЛЕСОВОЙ, директора Московского эколого-образовательного комплекса Международного независимого эколого-политологического университета, стало «Состояние и развитие экологического образования в России и в Москве».

По итогам обсуждения была принята резолюция «Формирование модели непрерывного экологического образования в современных условиях».

обществ развиваются поэтапно | Природа

Исследование различных культур в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе (включая Таити, изображенное выше) направлено на поиск закономерностей в том, как общества меняются с течением времени. Предоставлено: Национальный морской музей/Художественная коллекция Министерства обороны

Человеческое общество развивается небольшими шагами, как и биологическая эволюция, согласно исследованию структуры и языка обществ в Юго-Восточной Азии и Тихом океане.

«Одним из самых больших споров в антропологии был вопрос о том, существуют ли какие-либо повторяющиеся закономерности или процессы в том, как общества меняются с течением времени», — говорит Том Карри из Университетского колледжа Лондона, который руководил исследованием, опубликованным в

Природа сегодня 1 . Он и его команда хотели узнать, усложняются ли общества за счет ограниченного числа различных форм — от племени до вождества, государства и империи — или каждое общество имеет свой собственный образец.

Их анализ, в котором используются количественные методы, заимствованные из генетики, поддерживает популярную модель политической эволюции, которая предполагает, что общества постепенно усложняются. Но данные также подтверждают и другую теорию: общества также могут становиться менее сложными либо за счет того же набора маленьких шагов, либо за счет более крупных крахов.

Антропологи традиционно изучают человеческие общества, проводя полевые исследования различных групп, опрашивая людей и наблюдая за ними, а также используя археологические данные, чтобы получить представление о том, как культуры меняются с течением времени.

Но эти методы имеют свои ограничения — археологические записи не очень хорошо сохраняют информацию о социальной и политической структуре, а полевые исследования ничего не говорят вам о прошлом. «Многие дебаты в этой области были чисто словесными дебатами и описаниями», — говорит Карри.

Языковая филогения

Команда Карри позаимствовала эмпирический подход из филогенетики — изучения эволюционного родства. Но вместо изучения генов они использовали недавно созданное генеалогическое древо 2 из 400 языков Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (также называемого Австронезией). Этот регион простирается от Тайваня на севере до Новой Зеландии на юге и от Мадагаскара на западе до острова Пасхи на востоке. Этот район включает в себя такие провинции, как Бали и Ява, а также небольшие автономные группы, такие как говорящие на ибане, проживающие в Малайзии.

Дерево показывает отношения между языками во времени. Два языка со многими различиями расположились бы на отдаленных ветвях, точно так же, как два вида с наибольшим генетическим расхождением расположились бы на противоположных концах филогенетического древа.

Затем команда отметила типы общества, существующие в регионе сегодня, и наложила эту информацию на верхушки дерева. Просматривая ответвления, они оценили, как менялись и развивались общества с течением времени, используя язык в качестве косвенного показателя.

«Когда я прочитал статью, мне стало совершенно очевидно, что это лучший метод для решения вопросов об эволюции политической сложности — но раньше такого никто не делал», — говорит Джаред Даймонд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. который много писал об эволюции человеческих обществ и является автором сопроводительной статьи News & Views об этом исследовании.

«Если кто-то пытается выяснить филогенетические отношения, очевидно, что лучший способ сделать это — это количественный анализ, а не махание руками и вытаскивание примеров», — говорит он.

Радикальный подход

Но другие представители антропологического сообщества настроены более скептически. «Их цель — антропологическая. Но их метод полностью отличается от всего, что мы когда-либо использовали», — говорит Роберт Карнейро, антрополог из Американского музея естественной истории в Нью-Йорке.

Гэри Фейнман, антрополог из Иллинойского университета в Чикаго, отмечает, что анализ политической эволюции обычно рассматривает изменения в политических структурах одного региона за определенный период времени.

Но данные, используемые Карри и его командой, вместо этого относятся к распространению людей и их языков по обширной географической территории, поэтому способы, которыми общества могут изменить структуру в этой ситуации, могут быть довольно разными. Например, небольшая группа, отделившаяся от материка, представляет собой иной случай, чем большое государство, распадающееся на несколько более мелких групп, каждая из которых остается на той же территории.

Некоторым антропологам также может не хватать знаний об этих сильно статистических методах, заимствованных из генетики. «Даже если предположить, что я знал эти статистические методы, я не знаю, как перейти от лингвистической филогении к политической эволюции», — говорит Карнейро.

Даймонд защищает метод. «Языки вообще используются не для получения каких-либо результатов об обществах, а для разработки филогенетического древа. И как только это будет разработано, вы сможете использовать это древо для изучения — в данном случае — политической эволюции. Так что единственный вопрос будет заключаться в следующем. «Являются ли языки хорошим способом налаживания отношений между обществами?» В целом, говорит Даймонд, языки отвечают всем требованиям.

Но есть некоторые проблемы, говорит Фейнман. «Могут быть и другие причины, по которым языковые семьи могут быть похожими», — говорит он. Например, слова могут быть заимствованы одним обществом из другого, не обязательно имея общее происхождение.

«Общие выводы разумны, а подход, безусловно, новаторский», — говорит Фейнман. «Но им нужно немного лучше чувствовать социально-культурные проблемы, о которых они пытаются говорить».

Карри хочет, чтобы предыдущие работы в области антропологии и социологии не остались без внимания. «Мы не хотим выбрасывать все это из окна», — говорит он. «Но мы хотим быть более строгими в отношении того, как мы проверяем [эти теории], и более четкими в том, о чем мы говорим».

Эволюционировали ли человеческие общества? Свидетельства из истории и предыстории

  • Андерсон, Э. Н., и Чейз-Данн, К. (2005). Взлет и падение великих держав. В Chase-Dunn & Anderson (Eds.), Историческая эволюция мировых систем . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан.

    Google ученый

  • Ангел, Л. (1984). Здоровье как важнейший фактор перехода от охоты к развитому земледелию в восточном Средиземноморье. В М. Коэн и Г. Армелагос (ред.), Палеопатология у истоков сельского хозяйства (стр. 51–73). Орландо: Академическая пресса.

    Google ученый

  • Белла, Р. (2011). Религия в эволюции человека: от палеолита к осевому веку . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.

    Книга Google ученый

  • Белла Р. и Джоас Х. (ред.). (2012). Осевой век и его последствия . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.

    Google ученый

  • Блэнтон, Р., и Фаргер, Л. (2010). Коллективные действия при формировании досовременных государств . Нью-Йорк: Спрингер.

    Google ученый

  • Блэнтон Р. и др. (1993). Древняя Мезоамерика; Сравнение изменений в трех регионах . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Google ученый

  • Болт, Дж. и Люйтен Дж., ван Занден. (2013). Первое обновление проекта Maddison. www.ggdc.net/maddison/maddison-project/publications/wp4.pdf

  • Карнейро, Р. (1962). Масштабный анализ как инструмент изучения культурной эволюции. Юго-западный журнал антропологии, 18 , 149–169.

    Артикул Google ученый

  • Карнейро, Р. (1967). О связи между численностью населения и сложностью социальной организации. Юго-западный журнал антропологии, 23 , 234–243.

    Артикул Google ученый

  • Карнейро, Р. (1969). Измерение культурного развития на древнем Ближнем Востоке и в англо-саксонской Англии. Труды Нью-Йоркской академии наук, серия II, 31 , 1013–1023.

    Артикул Google ученый

  • Карнейро, Р. (1970). Теория происхождения государства. Наука, 169 , 733–8.

    Артикул Google ученый

  • Карнейро, Р. (2012). Теория охвата: уточнение, усиление и переформулировка. Социальная эволюция и история, 11 , 5–30.

    Google ученый

  • Карнейро Р. и Тобиас С. (1963). Применение масштабного анализа к изучению культурной эволюции. Труды Нью-Йоркской академии наук, серия II, 26 , 196–207.

    Артикул Google ученый

  • Чайлд, В. Г. (1951). Социальная эволюция . Лондон: Уоттс.

    Google ученый

  • Делонг, Б. (1998). Оценки ВВП за миллион лет до нашей эры — настоящее время», неопубликованная статья доступна на http://econ161.berkeley.edu/.

  • Фланнери, К. (1972). Культурная эволюция цивилизаций. Ежегодный обзор экологии и систематики, 3 , 399–426.

    Артикул Google ученый

  • Фрид, М. (1967). Эволюция политического общества: Очерк политической антропологии . Нью-Йорк: Рэндом Хаус.

    Google ученый

  • Гат, А. (2006). Война в человеческой цивилизации . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Гоф, К. (1968). Последствия грамотности в традиционном Китае и Индии. В J. Goody (Ed.), Грамотность в традиционных обществах . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Google ученый

  • Гринин Л. (2009). Пути политогенеза и модели формирования раннего государства. Социальная эволюция и история, 8 (1), 92–132.

    Google ученый

  • Гринин Л. и др. (2004). Раннее состояние: его альтернативы и аналоги . Волгоград: Учитель.

    Google ученый

  • Хабермас, Дж. (1962). (перевод 1989 г.) Структурная трансформация публичной сферы. Кембридж: Политика.

  • Хаберма, Дж. (1984). Теория коммуникативного действия, том 1: разум и рационализация общества . Бостон: Beacon Press.

  • Холл, Дж. Р. (2009). Апокалипсис: Империя современности . Кембридж: Политика.

    Google ученый

  • Хейден, Б. (2001). Ричман, бедняк, нищий, вождь: динамика социального неравенства. В Т. Прайс и Г. Фейнман (ред.), Археология в тысячелетии: Справочник (стр. 231–272). Нью-Йорк: Спрингер.

    Глава Google ученый

  • Хобсон, Дж. (2004). Восточные истоки западной цивилизации . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Книга Google ученый

  • Джонсон А. и Эрл Т. (1987). Эволюция человеческих обществ: от собирательской группы к аграрному государству. Издательство Стэнфордского университета.

  • Кили, Л. (1996). Война до цивилизации: миф о мирном дикаре . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

  • Крадин, Н. (2004). Кочевые империи в эволюционной перспективе. В работе Л. Гринина и соавт. (ред.), Раннее состояние: его альтернативы и аналоги . Учитель: Москва.

    Google ученый

  • Крадин, Н. (2009). Истоки государства в антропологической мысли. Социальная эволюция и история, 8 (1), 25–51.

    Google ученый

  • Крадин Н. (2013). Критерии сложности эволюции: межкультурное исследование в археологии предыстории. Социальная эволюция и история, 12 (1), 28–50.

    Google ученый

  • Ленски, Г. (1966). Власть и привилегии: теория стратификации . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Google ученый

  • Ленски, Г. (1988). Обзор Майкла Манна Источники социальной власти , Том 1. European Sociological Review, 4 , 90–92.

    Google ученый

  • Ленски, Г. (2005). Эколого-эволюционная теория . Боулдер: Парадигма.

    Google ученый

  • Луманн, Н. (1986). Религиозная догматика и эволюция обществ . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Мэддисон, А. (2007). Контуры мировой экономики, 1-2030 н.э. . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Манн, М. (1986). Источники социальной власти. Том. 1: История власти от начала до 1760 года нашей эры . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Книга Google ученый

  • Манн, М. (1993). Источники социальной власти, Том 2: Возникновение классов и национальных государств, 1760-1914 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Книга Google ученый

  • Манн, М. (2006). Еще раз об источниках социальной власти: ответ на критику. В H. John & S. Ralph (Eds.), . Анатомия власти. Социальная теория Майкла Манна . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Google ученый

  • Манн, М. (2012). Источники социальной власти, Vol. 3: Глобальные империи и революции, 1890-1945 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Книга Google ученый

  • Манн, М. (2013). Источники социальной власти, Vol. 4: Глобализации, 1945-2011 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Google ученый

  • Маркус, Дж. (2012). Формирование политических иерархий и потеря автономии. Социальная эволюция и история, 11 , 74–78.

    Google ученый

  • Миелантс Э. (2005). Подъем европейской гегемонии: сравнение политической экономии Южной Азии и Европы, 1200-1500 гг. н.э. В C.-D. Кристофер и Э. Н. Андерсон (редакторы), Историческая эволюция мировых систем . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.

    Google ученый

  • Наролл, Р. (1956). Предварительный индекс социального развития. Американский антрополог, 58 , 687–671.

    Артикул Google ученый

  • Парсонс, Т. (1964). Общества: сравнительные и эволюционные перспективы . Энглвуд: Прентис-Холл.

    Google ученый

  • Перегрин, П. и др. (2004). Универсальные закономерности культурной эволюции: эмпирический анализ с использованием шкалы Гуттмана. Американский антрополог, 106 (1), 145–149.

    Артикул Google ученый

  • Пинкер, С. (2011). Лучшие ангелы нашей природы . Нью-Йорк: Викинг.

  • Померанц, К. (2000). Большое расхождение: Китай, Европа и создание современной мировой экономики . Принстон: Издательство Принстонского университета.

    Google ученый

  • Рансиман, В. Г. (1989). Трактат по социальной теории. Том 2. Субстантивная социальная теория . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Книга Google ученый

  • Сандерсон, С. (1995). Социальные преобразования: Общая теория исторического развития . Оксфорд: Блэквелл.

    Google ученый

  • Сандерсон, С. (1997). Эволюционизм и его критики. Journal of World-Systems Research, 3 , 94–114.

    Артикул Google ученый

  • Сандерсон, С. (1999). Социальные преобразования: Общая теория исторического развития . Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, Inc.

  • Сандерсон, С. (2007). Эволюционизм и его критика . Боулдер: Парадигма.

    Google ученый

  • Шредер, Р. (2007). Переосмысление науки, технологий и социальных изменений . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.

    Google ученый

  • Сервис, Э. (1975). Происхождение государства и цивилизации . Нью-Йорк: Нортон.

    Google ученый

  • Смил В. (2004). Мировая энергетика и история», Энциклопедия энергетики, Вып. 6 . Амстердам: Эльзевир.

    Google ученый

  • Смит А. (1776 1904) Исследование природы и причин богатства наций . Лондон: Метуэн.

  • Спир, Ф. (2012). Религия и пересмотренная теория ограниченности. Социальная эволюция и история, 11 , 101–104.

    Google ученый

  • Тревор, Д. (1980). Эволюция оружия и боевых действий . Нью-Йорк: Боббс-Мерилл.

    Google ученый

  • Тернер Дж. и Марьянски (2008). О происхождении обществ путем естественного отбора . Боулдер, Ко.: Парадигма.

  • Вайсдорф, Дж. (2005). От собирательства к земледелию: объяснение неолитической революции. Журнал экономических обзоров, 19 , 561–586.

    Артикул Google ученый

  • Уайт, Лос-Анджелес (1959). Эволюция культуры: Развитие цивилизации до падения Рима . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Google ученый

  • Уилкинсон, Д. (1991). Ядра, периферии и цивилизации. В C. Chase-Dunn & T. Hall (Eds.), . Отношения центра и периферии в докапиталистических мирах . Вествью: Боулдер, Ко.

    Google ученый

  • Уильям Л.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *