Почему сикстинская мадонна так называется: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

«Гений чистой красоты»: 9 символов, спрятанных в «Сикстинской Мадонне»

Истории

Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»

Фото
Wikimedia Commons

В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В целом удача была на стороне папских войск, и североитальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика.

В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Для папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новой территорией: здесь находился монастырь Святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.

Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».

Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). До начала Второй мировой «Сикстинская Мадонна» пребывала в галерее Дрездена.

Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР. В 1955 году «Сикстинская Мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

1. Мадонна. Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской Мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть. — Прим. „Вокруг света“)».

2. Младенец Христос. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

3. Сикст II. О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

4. Руки Сикста. Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская Мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине. Левая рука первосвященника прижата к груди — в знак преданности Деве Марии.

5. Папская тиара снята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь — геральдический символ рода Ровере.

6. Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7. Облака. Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

8. Ангелы. Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие — символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

9. Раскрытый занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

Фото
Wikimedia Commons
ХУДОЖНИК

Рафаэль Санти

1483 — Родился в Урбино в семье художника.
1500 — Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт — на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».
1504–1508 — Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн — «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
1508–1514 — Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.
1512–1514 — Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо».
1515 — Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».
1520 — Умер в Риме.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2014, частично обновлен в ноябре 2022

Павел Синичкин


Теги

  • Культурный код
  • живопись
  • искусство
  • история

Сегодня читают

Старинная загадка из журнала XIX века: найдите медведя на картинке

Вы гений, если решите эту математическую задачку в уме за 20 секунд

Ваш мозг еще молод, если можете решить эту головоломку за 30 секунд

Ответьте на 5 вопросов, а нейросеть нарисует, как видят вас окружающие

Ищите женщину: можете считать себя гением, если увидели на этой картинке лицо

Сикстинская Мадонна Рафаэля.

Почему это шедевр Возрождения?

Сикстинская Мадонна (1513) – самая знаменитая работа Рафаэля. Она вдохновляла писателей и поэтов 19 века. “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о ней. А фраза “Гений чистой красоты” принадлежит Василию Жуковскому. Ее позаимствовал Александр Пушкин. Чтобы посвятить земной женщине Анне Керн.

Многим картина нравится. Что же в ней такого особенного? Почему те, кто видели Сикстинскую Мадонну, не могут её уже никогда забыть?

1. Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны

Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.

Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.

Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.

Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.

Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.

Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим

На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.

2. Невесомая красота Сикстинской Мадонны

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Почти все Мадонны изображались смотрящими на младенца или же просто с опущенными глазами. Сикстинская Мадонна смотрит прямо и чуть вниз (видимо Рафаэль предполагал, что зритель будет всегда смотреть на картину снизу вверх).

Взгляд Мадонны особенный. Грустный. Она знает, что ждёт её сына. Она несёт его нам, людям. В жертву. Нет, она не вцепилась в ребенка. Как это бы сделала любая земная женщина, пытаясь защитить своё дитя. Ребёнок тоже не хватается в тревоге за мать. Они со смирением идут навстречу трагической судьбе.

Рафаэль смог добиться потрясающего эффекта невесомости Мадонны. Обратите внимания, что её босые ступни слегка касаются облаков. В то же время фигуры святых Сикста и Варвары утопают в них. Такой контраст подчёркивает лёгкость главной героини.

Сама Мадонна очень красива. Считается, что моделью для неё послужила возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути. Я в это мало верю. Если посмотреть на портрет Маргариты, сразу становится понятно, насколько они не похожи с Сикстинской Мадонной.

Возможно, при создании картины Рафаэль и Маргарита ещё и не были знакомы. Похожие на Маргариту образы появляются лишь начиная с 1514 года. Тогда как Сикстинская Мадонна была написана чуть ранее.

Работы Рафаэля. Слева: Форнарина (Маргарита Лути). 1518-1519 гг. Галерея Боргезе, Рим, Италия. Справа: Магдалена с картины “Святая Цицилия” (модель – предположительно Маргарита Лути). 1514-1516 гг. Национальная пинакотека, Болонья, Италия

Скорее всего Сикстинская Мадонна – собирательный образ. Сам Рафаэль писал в 1515 году своему другу Кастильоне о том, что красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому чтобы написать красивую женщину, ему нужно многих из них увидеть. И уже потом рождается в голове идея, образ.

Об отношениях Рафаэля и Маргариты Лути читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.

3. Необычные детали Сикстинской Мадонны

Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю  Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.

Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 15 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Причём тут зелёный занавес?

Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.

Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.

Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.

Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.

Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан

Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.

Почему картину сослали в Пьяченца?

Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?

Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.

Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.

Популярные ангелочки Рафаэля

Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.

На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.

Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная  причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.

О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:

“Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Сикстинская Мадонна, Рафаэль: анализ, интерпретация

Анализ искусства
Чтобы оценить библейское искусство
таких художников, как Рафаэль,
см. наши образовательные эссе:
Оценка искусства
, а также:
Как ценить картины.

Это произведение религиозного искусство — шедевр Высокого Живопись эпохи Возрождения, созданная урбинским мастером Рафаэлем, была последней его Мадонн и одну из последних картин, которые он написал сам. Среди великие образцы запрестольного образа искусство, оно было заказано папой Юлия II и установлен на главном алтаре бенедиктинского аббатства. церковь Сан-Систо (Св. Сикста) в Пьяченце. Однако первоначально оно предназначался для украшения гробницы Юлия II, а образ Папы Сикста I (на фото слева) был выбран потому, что он был святым покровителем клана Юлия, семьи Делла Ровере. Сообщается подарен монахами Сан-Систо королю Саксонии Августу III (169 г.6-1763), он был перенесен в его столицу Дрезден в 1754 году. В 1855 году он был установлен в отдельной комнате в Новом Королевском музее города (Neues Konigliches музей). В 1946 году, после Великой Отечественной войны, его перевезли в ГМИИ им. Пушкина. изящных искусств в Москве, прежде чем вернуться в Германию в 1955 году. историками как один из величайших религиозных картины итальянца Ренессанс, в настоящее время он находится в Gemaldegalerie. Старый Мейстер в Дрездене.

 

Состав

Этот божественный образец эпохи Возрождения искусство отличается гармоничным уравновешенным дизайном, отработанным иллюзионизмом и церковная риторика.

Вверху Мадонна держит Младенца Христа. Внизу слева святой Сикст смиренно смотрит на нее, указывая правой рукой к верному собранию. В этом акте посредничества между небесной Мадонной и земным планом зрителя, к нему присоединяется святая Варвара, стоящая напротив (чьи мощи поклонялись в церкви Сан-Систо), который осматривает сцену с ее нисходящий взгляд. У подножия картины два живописных крылатых херувимы изображены опирающимися на локти и рассеянно смотрящими на трех фигурах над ними. Слева папская тиара бывшего Папа Сикст I опирается на раму картины, действуя как своего рода мост между реальным и изобразительным пространством.

Три главные фигуры — Богородица, Святой Сикст и святая Варвара Мадонна — населяют воображаемое пространство, обрамленное тяжелыми занавесями, которые были открыты, открывая небесную сцену. Расположенные в обычном треугольном порядке, они стоят на ложе облаков, глядя вниз на церковное собрание, которое должно было собран ниже.

Помимо искусного иллюзионизма работа, она иллюстрирует несколько других аспектов уникального мастерства Рафаэля, как один из лучших высших Художники эпохи Возрождения. Во-первых, расположение фигур исключительно сбалансированный. Объединенное жестами и позами, трио наслаждается совершенно гармоничным живописные отношения, при этом счастливо занимая свое собственное индивидуальное пространство. Во-вторых, пропорции лица Богородицы, Младенца Христа, св. Барбара и знаменитая путти , рассчитаны на эстетическое внешность: черта, усиленная искусным изображением плоти Рафаэлем тона и использование светотени

. В-третьих, обратите внимание на реалистичную перспективу или «глубину», которую он создает в картина, частично из-за вторжения путти в реальное пространство зрителя и отчасти за счет треугольного расположения фигур, обе из которых позволяют расположить Мадонну в некотором расстояние в картину, создавая иллюзию глубины в картине самолет. В-четвертых, см. также виртуозное изображение Рафаэлем кружащейся драпировки, который помогает направить взгляд зрителя вокруг композиции, усиливая общий реалистичный характер сцены. В-пятых, Ренессанс Рафаэля цветовая палитра также помогает направить внимание зрителя, и также добавляет теплоту и богатство композиции. А вообще шедевр из дизайн
.

Сравните эту работу с Преображение (1518-20).

Рафаэлло Санцио

Рафаэль был художником, который больше всего походил на Фидий (ок. 490-430 до н. э.), афинянин скульптор и художественный руководитель строительства Парфенона. Греки говорили, что последние ничего не изобрели; скорее, он нес каждый вид искусства, изобретенный его предшественниками до такого совершенства что он достиг чистой и совершенной гармонии. Эти слова «чистый и совершенная гармония» точно выражают то, что Рафаэль привнес в эпоху Возрождения в Риме, а также во Флоренции и Урбино. Его фрески в Рафаэле Номера — типа Школа Афин (1509) — и его сочинения на традиционную тему Богородицы и Чайлд казался своим современникам чрезвычайно новым, и только освященным веками слава мешает нам теперь воспринять их оригинальность. возвышенное, какой Микеланджело достигнутый своим рвением и страстью, Рафаэль достиг государем баланс интеллекта и чувствительности. См. Также его портретную живопись на примере by

Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514-1515) и его реалистический Папа Лев X с кардиналами (1518).

 

Другое Мадонна и детские рисунки Рафаэля

Мадонна с младенцем и святыми (ок. 1502 г.) Gemaldegalerie SMPK, Берлин
Солли Мадонна (ок. 1502) Gemaldegalerie SMPK, Берлин
Мадонна Диоталеви (ок. 1503) Gemaldegalerie SMPK, Берлин
Мадонна с младенцем (ок. 1503) Художественный музей Нортона Саймона, Пасадена

Мадонна с младенцем на троне со святыми (1505 г.) Музей Метрополитен, NY
Мадонна Грандука (1504 г.) Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция
Мадонна с книгой (Мадонна Конестабиле) (1504) Эрмитаж
Малая Мадонна Каупера (1504-05) Вашингтон
Мадонна Террануова (ок. 1505) Государственный музей, Берлин
Мадонна Бельведерская (1506) Художественно-исторический музей , Вена
Мадонна дель Карделлино (1507) Галерея дельи Уффици, Флоренция
Мадонна Бриджуотер (около 1507 г.) Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Мадонна Каниджани (1507) Старая пинакотека, Мюнхен
Мадонна дель Бальдаккино (1507-8) Палаццо Флоренция
Большая Мадонна Каупера (1508) Национальная галерея, Вашингтон
Мадонна Темпи (1508) Старая пинакотека, Мюнхен
Мадонна с младенцем и младенцем Святым Иоанном (1508 г.) Сепмувесети Muzeum
Алтарь Ансидеи (ок. 1505 г.) Национальная галерея, Лондон
Мадонна с безбородым святым Иосифом (1506 г. ) Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мадонна Колонна (ок. 1508 г.) Staatliche Museen, Берлин
Мадонна Лорето (Мадонна дель Вело) (1509–1010 гг.) Музей Конде, Шантийи
Мадонна Альдобрандини (Мадонна Гарва) (1510 г.) Национальная галерея, Лондон
Мадонна с голубой диадемой (1510-11) Лувр, Париж
Мадонна Альба (1511) Национальная художественная галерея, Вашингтон
Мадонна из Фолиньо (1511-12) Пинакотека, Ватикан
Мадонна с рыбой (1512-14) Музей Прадо, Мадрид
Мадонна дель Импанната (1513-14) Палаццо Питти, Флоренция
Мадонна делла Седжола (1514) Палаццо Питти, Флоренция
Мадонна делла Тенда (1514) Старая пинакотека, Мюнхен

Сикстинская Мадонна Рафаэля (1513-1514) – Artlex

Заказать репродукцию!

«Сикстинская Мадонна» (известная также как «Мадонна ди Сан-Систо») — одна из самых важных и известных религиозных картин мастера Высокого Возрождения Рафаэля. Это картина маслом на холсте размером 265 х 196 см. Картина была заказана в 1512 году для церкви Сан-Систо в Пьяченце папой Юлием II и выполнена между 1513-1514 годами. На нем изображена Мадонна с младенцем Христом, а справа и слева — святой Сикст и святая Варвара.

У картины бурная история. Он был завезен в Германию в 18 веке, где приобрел большую известность и оказал большое культурное влияние. Во время Второй мировой войны его спасли от бомбардировок и сохранили тоннель. Позже он был доставлен в Москву Красной Армией. Картина вернулась в Германию в 1950-х годах, где с тех пор выставлена ​​в Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене.

Что изображено на Сикстинской Мадонне Рафаэля?

На этой необычной работе изображены три фигуры: в центре Дева Мария в голубом одеянии, слева от нее святой Сикст, а справа от нее святая Варвара. Они образуют треугольную композицию с Мадонной наверху, держащей на руках младенца Иисуса. Святой Сикст смотрит на нее, указывая вверх правой рукой. На противоположной стороне Богородицы святая Варвара смотрит вниз. Внизу два крылатых путти упираются локтями в раму картины, рассеянно глядя на три фигуры над ними.

Фигуры обитают в воображаемом пространстве, где они стоят на ложе из облаков. Композиция обрамлена тяжелыми зелеными занавесями, которые были открыты, открывая небесную картину, усиленную золотым светом, окружающим фигуру Марии. На заднем плане за Мадонной и занавесом можно увидеть бесчисленные лики ангелов. В самом низу слева папская тиара упирается в раму картины.

Заказать репродукцию!

Анализ «Сикстинской Мадонны» Рафаэля

Поскольку картина предназначалась для алтаря церкви базилики, действие происходит над местом, где должны были сидеть прихожане. Как это было принято в эпоху Возрождения, художник принял во внимание зрителей, и фигуры двух святых намекающе взаимодействуют с реальными людьми (сидящими в церкви внизу). Богородица как бы нисходит с небесного пространства, символически низводя в мир Младенца Христа. Жест святого Сикста и опущенный взгляд святой Варвары также обращены к посетителям церкви.

В течение многих лет ученые были озадачены мрачным и почти испуганным выражением лица Мэри и ее ребенка. Недавние исследования позволили узнать больше об изначальном местонахождении картины, что дает некоторое представление о тайне. В дальнем конце церкви Сан-Систо, в алтаре, стояло распятие, на которое прямо смотрят мать и дитя. Распятие символизирует смерть и предстоящие страдания и мучения Иисуса Христа. Таким образом, выражение ужаса и испуга на их лицах является реакцией на предчувствие детской судьбы.

Что означает «Сикстинская Мадонна» Рафаэля?

Заказ картины требовал, чтобы на ней были изображены святые Сикст и Варвара, поскольку эти две святые почитались у главного алтаря в Сан-Систо. Святой Сикст был мучеником III века, как и святая Варвара. Позади нее мы видим башню, в которой она была заперта отцом после своего обращения в христианство.

Два ангела с крыльями в нижней части картины известны как путти. Их обычно изображают пухлыми детьми мужского пола, обычно голыми, а иногда и с крыльями, поэтому их часто путают с ангелами. Однако путти берут свое начало в дохристианском древнем мире, где они были обычным мотивом на саркофагах и вазах. Обычно их изображали сражающимися, танцующими, играющими в спортивные игры или на музыкальных инструментах. Они возродились в эпоху Возрождения, во многом благодаря Донателло, когда их языческое происхождение смешалось с христианскими элементами, и они были помещены в новые контексты, такие как ангелы-музыканты.

Знаменитые путти

Закажите репродукцию!

Два крылатых путти внизу прославились сами по себе. С тех пор, как картина попала в Дрезден в 18 веке, их фигуры, изолированные от остальной части изображения, активно продавались и воспроизводились. Уже более 200 лет они появляются на иллюстрациях, поздравительных открытках, открытках, оберточной бумаге, сувенирах, футболках, носках, обложках для ноутбуков и многом другом. По сути, они, вероятно, являются одной из самых известных деталей картины в западном мире, наравне со славой Моны Лизы (хотя они достигли легендарного статуса задолго до того, как Мона Лиза привлекла внимание широкой публики в 20-х годах). век).

На протяжении веков о двух путти слагалось множество легенд. Согласно одной истории, это были дети, пришедшие посмотреть, как рисует Рафаэль. Итальянский художник был поражен их позами и завороженными взглядами и добавил их в картину именно такими, какими он их видел в своей мастерской. Другая история гласит, что его вдохновили двое детей, которых он увидел на улице, мечтательно смотрящих в окно пекарни.

Путти в основном декоративны и орнаментальны и появляются как в светских, так и в религиозных произведениях. Они устанавливают любопытную связь со зрителем, потому что никогда не участвуют в событиях или повествовании, изображенных на картине. В «Сикстинской мадонне», как и везде, они напоминают реальное действие зрителя, смотрящего на происходящее на картине, не принимая в нем участия.

Моделью Мадонны считается Маргарита Лути, дочь римского пекаря. Она была любовницей Рафаэля и моделью для многих картин.

Почему «Сикстинская Мадонна» Рафаэля важна?

Рафаэль рисовал Мадонну бесчисленное количество раз за свою карьеру. «Сикстинская Мадонна» — его последняя картина на эту тему, а также одна из самых известных его работ.

Идеал Высокого Возрождения

Картина иллюстрирует многие отличительные черты живописи Высокого Возрождения. Закрученная зеленая драпировка обрамляет композицию, помогая направить взгляд зрителя на сцену. В картинах эпохи Возрождения такое обрамление отражает идею о том, что картина открывает окно в идеальный мир. Вот почему цель состоит в том, чтобы сделать визуальное пространство максимально реальным и трехмерным.

Фигуры свободно образуют треугольник, что является важной техникой, улучшающей перспективу и глубину картины. В этом случае Мадонна располагается глубже в живописном пространстве, чем два святых. Кроме того, крылатые путти внизу кладут руки на раму картины, как будто они выходят из картины в реальный мир. Таким образом, изображение стирает границы между воображаемым и реальным миром.

В эпоху Возрождения функция треугольника не только композиционная, но и символическая, так как он представляет собой духовную иерархию.

Композиция фигур исключительно сбалансирована и удачно расположена. Каждое из тел занимает свое собственное пространство, в то же время образуя гармоничные живописные отношения посредством взаимодействия их жестов и поз. Гармония в композиции фигур и богатая, сбалансированная цветовая палитра — две ключевые особенности дизайна, примером которых являются Рафаэль и Высокое Возрождение.

История Сикстинской Мадонны Рафаэля

Картина была заказана Папой Юлием II в честь его покойного дяди Папы Сикста IV. Он был задуман как алтарь для церкви бенедиктинского монастыря Сан-Систо в Пьяченце. Почти 250 лет картина оставалась на прежнем месте.

Легендарный статус в Германии

В 1754 году его купил король Август III, курфюрст Саксонии и король Польши, который очень хотел иметь в своей коллекции произведение Рафаэля. Монастырь в то время испытывал большие финансовые затруднения, и картину согласились продать за большую сумму денег — на то время и на многие десятилетия вперед это была самая высокая цена, заплаченная за картину.

По прибытии в Дрезден, Германия, картина почти сразу же приобрела новую известность. Сикстинская Мадонна была провозглашена высшим образцом искусства Высокого Возрождения, и ей даже приписывали божественные элементы. С одной стороны, возник миф о так называемом Сне Рафаэля. Согласно легенде, Рафаэль получил небесное видение, которое позволило ему написать Мадонну так же божественно, как и он сам. С другой стороны, начали циркулировать истории о сверхъестественных способностях картины. Судя по всему, многие зрители при виде картины пребывали в состоянии религиозного экстаза. Эта почти чудотворная сила картины превратила ее в икону 19 века.Немецкий романтизм X века. Более того, картина была излюбленным мотивом в журналах, вышитых картинах, рекламе, карикатурах и альбомах для вырезок среднего класса в период бидермейера в Германской империи. Он приобрел статус культового объекта, куда приезжали путешественники со всей Европы, чтобы увидеть шедевр и приобрести репродукции. Картина также оказала влияние на многих культурных икон, таких как известные писатели Гёте, Ницше, Вагнер и Достоевский. Последний охарактеризовал картину как «величайшее откровение человеческого духа».

В советских руках

Во время бомбардировок Дрездена во время Второй мировой войны картина была спасена и хранилась в туннеле в Саксонской Швейцарии, к юго-востоку от Дрездена. Ближе к концу войны она была захвачена Красной Армией и передана в ГМИИ в Москве. В 1955 году Советский Союз принял решение вернуть картину Германии. Возвращение картины вызвало международную полемику, так как ходили слухи, что картина была повреждена на советском складе. Обвинения были категорически отвергнуты советскими искусствоведами и сотрудниками музеев. Во время выставки 2012 года, посвященной 500-летию картины, кураторы в Дрездене заявили, что не верят, что картина была повреждена.

На выставке сегодня

После возвращения в Германию картина была отреставрирована для показа в Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене. Сегодня божественная Мадонна сохраняет свой легендарный статус и считается одним из изюминок не только коллекции произведений искусства в Дрездене, но и во всей Германии.

Где купить репродукции «Сикстинской Мадонны» Рафаэля

Вы можете приобрести репродукции «Сикстинской Мадонны» Рафаэля в Pictorem.

Похожие работы Рафаэля

  • Мадонна Гарва (также известная как Мадонна Альдобрандини) работы Рафаэля. 1509-1510, деревянная панель, масло. Национальная галерея, Лондон.
  • La belle jardinière (также известная как Мадонна с младенцем и святым Иоанном Крестителем) Рафаэля и Гьярландайо. 1508-1508, панель, масло. Лувр, Париж.
  • Ансидей Мадонна Рафаэля. 1505-1507, дерево тополя, масло. Национальная галерея, Лондон.
  • Мадонна с голубой диадемой Рафаэля. 1510-1518, дерево, масло. Лувр, Париж.
  • Альба Мадонна Рафаэля. 1511 г., масло с дерева на холст. Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия,
  • .
  • Мадонна делла Седжола работы Рафаэля. 1513-1514, панель, масло. Палаццо Питти, Флоренция.
  • Мадонна дель Импанната работы Рафаэля и его мастерской. 1513-1514 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *