Смертный грех уныние — как бороться?
Если судить об унынии опираясь на библейские каноны, то оно всегда считалось смертным грехом. Почему уныние грех и если уныние смертный грех – как бороться с ним – обо всем этом далее в статье.
Почему уныние считается смертным грехом?
Православные считают, что уныние приходит к человеку из-за его чрезмерной и постоянной занятостью своей собственной личностью. То есть считается, что унывающий не способен испытывать любовь к окружающим. Чуждо ему и чувство сострадания. Кроме того, согласно христианскому учению, отсутствие у человека способности радоваться чему либо, в том числе и чужим достижениям, способствует формированию такого негативного качества как зависть. В довершение всего, писания говорят, что уныние есть следствие потери веры. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что уныние и в самом деле является греховным.
Как справиться с унынием?
Следствием уныния может стать глубокая депрессия. Как доказано современной медициной, выйти из депрессивного состояния подчас бывает довольно сложно, а порой и невозможно, без вмешательства соответствующего специалиста.
В современной психологии и медицине разработано множество методик и средств, помогающих бороться с такого рода состояниями. Однако примечательно то, что церковь во все времена на вопрос как бороться с унынием отвечала методами прямо противоположными современным. То есть – обвиняла людей в грехе, еще больше вгоняя их в депрессию. Также, человеку советовали постоянно молиться. Как молитвы произносятся по большей части, в то время, когда человек находится в одиночестве, то бедолага неосознанно закрывался от окружающего мира. Естественно, он еще больше замыкался в себе. К одиночеству добавлялось и внутреннее чувство вины. Если коротко, то результаты применения таких «рекомендаций» были весьма плачевными.
А что говорит современная наука о том, как победить уныние? Светила мировой психоаналитики, психиатрии и психологии, напротив, советуют людям разнообразить свою жизнь активным отдыхом, новыми знакомствами и увлечениями. Польза от таких советов очевиден – ведь при следовании им, грустить будет просто некогда.
В особо запущенных случаях, когда человек обращается к врачу слишком поздно, применяются также медикаментозные курсы лечения. Необходимо помнить о том, что люди, страдающие унынием, нередко впадают в депрессивное состояние (как уже говорилось выше). Исход затяжной депрессии может быть весьма плачевным. Поэтому при появлении признаков затяжного уныния, необходимо сразу обратиться за помощью к специалисту. Если же у этого состояния есть конкретные причины, о которых знает человек, то возможно, ему поможет обычная дружеская беседа.
Как не впасть в уныние?
Лучшим средством от уныния, как это ни странно, является спорт и подвижный образ жизни. В процессе получения нагрузки, человек скидывает накопившийся негатив и обретает спокойствие, а вместе с ним и уверенность в себе и собственных силах. Кроме того, в жизни каждого спортсмена, будь это профессионал или любитель, так или иначе, есть цель. Иногда она выражена не слишком ярко и имеет характер соревнования с самим собой. Но даже спортсмены-новички, выходя из спортзала, думают: Сегодня я сделал то-то. А завтра я сделаю лучше (пробегу быстрее, подниму больше и т. д.). Цель – вот главное средство от уныния. И неважно, какой она будет.
Помимо этого, нужно окружать себя позитивом во всех его проявлениях – веселыми людьми, веселыми фильмами и событиями. Если таких событий не предвидится, можно устроить их самостоятельно. Жизнь слишком коротка, чтобы унывать и депрессировать!
в чем они заключаются, современный взгляд на них
Стоило Еве сорвать запретный плод, как на человечество обрушилось настоящее наказание. Самые тяжелые пороки классифицировали в христианстве как смертные грехи. В действительности безнравственных поступков гораздо больше, но именно семь составляют основной костяк. Поскольку они касаются практически всех сфер нашей жизни, деться от них куда-то трудно. Что же тогда остается делать? Конечно, грешить! Только нужно знать, как именно.
Редакция сайта
Теги:
Илья Белов
Семейная жизнь
Советы VOICE
Отношения в паре
Пищевые добавки
Getty images
Те качества, которые религия называет грехами — это инстинкты. Они управляли нами задолго до того, как мы впервые посмотрели в небо. Попробуй представить себе живое существо, неспособное к гневу и блуду. А теперь задай себе вопрос: как долго оно проживет и сумеет ли размножиться? Отвечаем: проживет недолго, потомства не оставит. Но мы все-таки люди, а не животные, верно? И для того, чтобы мы не перегрызли друг друга в конкурентной борьбе за ресурс, инстинкты были признаны смертными грехами и выделены в отдельный список. И нам было предписано с ними бороться изо всех своих слабых сил.
Многие тысячелетия этот принцип прекрасно работал, но теперь дал сбой. Потому что жизнь среднестатистического хомо сапиенса стала, с одной стороны, проще, а с другой — гораздо сложнее. Проблемы выживания решены, нам больше не нужно ежедневно сражаться с враждебным миром за существование, мы можем просто жить. Но инстинкты никуда не делись, поэтому теперь мы направляем их внутрь себя. И получаем большие проблемы. А всего-то стоит посмотреть на эти самые инстинкты (то есть 7 смертных грехов) под другим углом.
Зависть
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Нас с детства учили, что завидовать — плохо. А мы не хотели этого понимать, потому что в наших детских головах еще не цвел пышный куст стереотипов. В список смертных грехов зависть входит как ненасытное желание. Для нас специально придумали два вида: черную и белую. «Черная» — это когда ты хочешь, чтобы у соседа корова сдохла, а «белая» — это когда ты желаешь той корове долгих лет жизни и рекордных надоев. Ну и мечтаешь сама заиметь такую же.
На самом деле мама тебе все уже рассказала до нас. Правда, дело не в том, «черная» твоя зависть или «белая». Дело в том, что некоторые грехи современности можно повернуть во благо. Так, зависть — пусковой механизм, который заставляет тебя быть лучше. К чему-то стремиться и чего-то добиваться, включаться в конкурентную борьбу. Люди, лишенные зависти, не стремятся ни к чему. Догадаешься, где они все находятся? Ты туда не хочешь точно.
Чревоугодие
Тебе кажется, что это вообще какой-то надуманный грех, да? Кому будет хуже от того, что ты съешь лишнюю пачку печенек? Обидно, когда в грехи современного человека попадает такое искусство как кулинария. Да и гурманы — самые милые люди на свете. В чем проблема? Вот разве только в том, что от чревоугодия можно растолстеть. И в наше время это действительно смертный грех.
На самом деле чревоугодие — очень правильное слово, очень емкое. Просто мы до сих пор воспринимаем его в том же значении, что и наши предки. Только в их времена еда была дефицитом, и объедать ближних и впрямь было как-то нехорошо. Можно ли в современном обществе согрешить, не отбирая ничью еду, а покупая ее на свои кровные и доставляя себе милые радости? Только сегодня мы угождаем утробе иначе: сидим на бессмысленных диетах, глотаем бесполезные (в лучшем случае) пищевые добавки и вообще слишком много нервничаем по поводу еды. Отпусти себе этот грех и наслаждайся вкусной пищей. Определенно станешь здоровее духом. А потом и телом.
Алчность
Поклоняться золотому тельцу — грешновато. Быть скупой — тоже как-то некрасиво. Ты с этим согласна, правда? Мы тоже.
На самом деле мы уже говорили о том, что вопрос выживания перед современной барышней типа тебя не стоит. Зато стоит вопрос качества жизни. Очень остро стоит. И его никак не решить, если ты вдруг решишь стать бессеребренницей. Чтобы обеспечить себе комфортное и приятное существование, придется научиться зарабатывать, желательно побольше, а еще — разумно экономить. Но нельзя наладить отношения с миром финансов, если не корректировать список и в смертные грехи будет попадать любовь к деньгам. Или — или.
Гнев
С гневом, на первый взгляд, все понятно: никто не любит злобных истериков, и тебе такой быть, конечно, не надо. Но если сменить красивое, книжное слово «гнев» на его научный синоним, картина сразу поменяется. Вот послушай: агрессия – смертный грех! Режет уши? Если нет, значит, в старших классах ты прогуливала уроки биологии.
И сейчас мы восполним этот пробел.На самом деле агрессия свойственна всем животным без исключения, и сама по себе не деструктивна, а ровно наоборот. Без агрессии невозможна эволюция — иными словами, нас бы тут не было, если бы наши предки были милягами. И дело не в том, что их бы попросту съели. Именно внутривидовая агрессия вынудила нас расселиться по всей планете. Она же позволила нам выстроить сложную иерархию, а та, в свою очередь, позволила нам стать господствующим видом. Это же прекрасное чувство! Как видишь, определенным образом современные смертные грехи помогают тебе защищать свои личные границы. Агрессия не позволяет окружающим делать с тобой все, что им заблагорассудится. Как ты вообще собралась без нее жить? Главное, не переводить ее на близких людей по ничтожным поводам, давая волю ругани, оскорблениям и обидам.
Уныние
В данном случае имеется в виду не печальное состояние и даже не депрессия, а скорее праздность. Вот когда ты всю субботу ходишь по дому в пижаме, заляпанной шоколадом, и смотришь сериалы — это оно. Страшный грех! Безделье приведет тебя в ад, попомни наши слова!
На самом деле ты — не железная. Тебе нужно отдыхать, а отдых — это не смена деятельности. И пусть сказочники дальше наслаждаются своим оптимизмом. Отдых — это перезагрузка. И порой твоей нервной системе нужен полный покой, а не новые впечатления, от которых она устанет. Мы привыкли, что семь смертных грехов касаются неподобающего и совершенно отвратительного поведения. Поэтому смело исключай из порочного списка свою пижаму. Уныние — это не грех, а непременное условие здорового образа жизни. Потому что именно в «уныние» мы все прячемся от стресса. А к чему приводит хронический стресс, мы тебе уже рассказывали.
Похоть
Она же блуд, она же прелюбодеяние. Самый порицаемый грех, между прочим. Гнев и чревоугодие тебе еще простят, а вот блуд — ни в коем случае. Так что ты наверняка думаешь, что уж этого смертного греха лучше избегать, правда? А то мало ли — накажут прямо тут, сунут в адский котел как льготницу, без очереди.
На самом деле люди полигамны. Всего лишь от 3 до 5% хомо сапиенсов обоего пола моногамны сами по себе (а не под влиянием общественного уклада), что позволяет нам с уверенностью заявить: моногамия не норма для нашего вида. Но мы все равно создаем семьи и стремимся хранить верность партнеру. Почему? Потому что нашли того, кто нам подходит. Но, видишь ли, найти его несколько проблематично, если ты отрицаешь похоть. Потому что на самом-то деле похоть — это здоровое сексуальное влечение, а не грех современного человека. И, если у тебя влечения нет, тебе нужен доктор. Серьезно.
Гордыня
«Знай свое место, не высовывайся!», «Девушку украшает скромность!» и «Ты что, самая умная?» — все это ты наверняка не раз слышала в детстве от той самой учительницы, которую ненавидела вся школа. И, будь уверена, она это говорила, потому что желала тебе добра. Просто в ее понимании добро — это избавление от греха современности гордыни. Гордыни и тщеславия.
На самом деле без тщеславия ты никогда не достигнешь того, о чем мечтаешь. А гордыня — это завышенная самооценка, и с ней, конечно, нужно бороться. Но не так, как это предлагают делать сторонники смирения греха: с их точки зрения твоя идеальная самооценка должна находиться где-то в районе плинтуса. Тебе этого хочется? Мы думаем, нет. Самооценка должна быть адекватной. Вряд ли можно грешить, имея здоровые амбиции и умея добиваться поставленных целей. Впрочем, если уж выбирать между грехом и добродетелью, между гордыней и смирением — то лучше, пожалуй, грех. Потому что завышенная самооценка тебе, конечно, повредит, но когда-нибудь потом, и то не факт. А заниженная вредит уже сейчас. И вчера. И завтра. И всегда.
Читай также: В чем разница между интровертом и экстравертом? Самые важные признаки
Мы не призываем попрать многовековые христианские традиции и пуститься во все тяжкие, потому что в нынешнем обществе допустимо всё.
Уныние – смертный грех
На заре зарождения христианства греческий монах Евагрий Понтий сформулировал целую систему смертных грехов, куда в то время входили гордыня, зависть, лень, гнев, похоть, жадность и чревоугодие. Всего их было семь. С самого детства христианину внушали, что он должен работать с утра до позднего вечера, так как лень — смертный грех. Христиан плохо кормили, потому что чревоугодие также считалось смертным грехом. Они также не могли быть гордыми, завистливыми, жадными, злыми и похотливыми. Но через какое-то время этот список был сделан более гуманным, если можно так сказать.
Уныние — грех
Люди, несмотря на страх оказаться в вечных муках в аду, все же не хотели лишать себя мирских развлечений и удовольствий. Как не побаловать себя плотскими утехами или застольем с друзьями? Так, некоторые запреты были отредактированы и смягчены в списке смертных грехов. Например, папа Григорий Великий убрал из списка смертных грехов блуд, а святые отцы изъяли из него леность и чревоугодие. Некоторые грехи вообще перешли в категорию человеческих «слабостей».
Однако, что интересно, папа Григорий Великий, позволив своей пастве покаянием и молитвой загладить грех прелюбодеяния, вдруг вносит в список смертных грехов уныние — казалось бы, совершенно невинное свойство для человеческой души. Хочется отметить, что уныние осталось в списке без изменений, и более того, многие богословы до сих пор считают его самым тяжким из всех смертных грехов.
Смертный грех — уныние
Так почему уныние считается смертным грехом? Все дело в том, что когда человек впадает в уныние, ему мало достается того, что годится, он проявляет равнодушие ко всему, а особенно к людям. Он не может выполнять достойную и качественную работу, не умеет творить, дружба и любовь тоже его не радуют. Поэтому правомерно было отнести уныние к смертным грехам, но похоть и блуд из этого списка были совершенно исключены.
Грусть, депрессия, депрессия, печаль, печаль… Попадая во власть этих эмоциональных состояний, мы даже не задумываемся о том, какая в них негативная и сокрушительная сила. Многие считают, что это какие-то тонкости состояния загадочной русской души, в этом, я думаю, есть доля правды. Однако психотерапевты считают все это очень опасным явлением, и что длительное пребывание в таком состоянии приводит к депрессии, а иногда и к самому непоправимому – самоубийству. Поэтому Церковь считает уныние смертным грехом.
Уныние или печаль?
Уныние — смертный грех, который в православном богословии трактуется как отдельный грех, а в католицизме среди смертных грехов есть печаль. Многие не видят особой разницы между этими эмоциональными состояниями. Однако грусть рассматривается как некоторое временное расстройство психики, связанное с каким-то неприятным событием или происшествием. Но уныние может наступить без всякой причины, когда человек страдает и не может объяснить такое состояние даже полным внешним благополучием.
Несмотря на все это, Церковь считает, что все испытания надо уметь воспринимать с бодрым настроением, истинной верой, надеждой и любовью. Иначе получается, что человек не признает единого цельного учения о Боге, о мире и о человеке. Такого рода неверие предоставляет душу самой себе, тем самым обрекая человека на душевную болезнь.
Тупой значит неверующий
Такой смертный грех (уныние) именуется злым делением, под влиянием которого человек начинает лениться и не может заставить себя к необходимым спасительным действиям, так как ничто не утешает и не радует ему, он ни во что не верит и даже не надеется. В конце концов, все это напрямую воздействует на душу человека, разрушая ее, а затем и тело. Уныние есть утомление ума, расслабление души и обвинение Бога в нечеловеческой любви и нецеломудрии.
Симптомы уныния
Важно вовремя выявить симптомы, по которым можно увидеть, что деструктивные процессы начались. Это нарушение сна (сонливость или бессонница), нарушение работы кишечника (запоры), изменение аппетита (переедание или отсутствие аппетита), снижение половой активности, утомляемость при умственных и физических нагрузках, а также импотенция, слабость, боли в желудке, в мышцах и сердце.
Конфликт с собой и с Богом
Конфликт, прежде всего с самим собой, постепенно начинает перерастать в органическое заболевание. Уныние – это плохое настроение и подавленное состояние души, сопровождающееся упадком сил. Таким образом, грех врастает в природу человека и приобретает медицинский аспект. Православная Церковь в этом случае предлагает только один путь к выздоровлению: это примирение с собой и с Богом. А для этого необходимо заниматься нравственным самосовершенствованием и одновременно использовать духовные и религиозные психотерапевтические приемы и методы.
Человеку, страдающему депрессией, можно посоветовать найти себе опытного духовника из монастыря, чтобы он помог ему выйти из этого ужасного состояния. Разговор с ним может длиться до нескольких часов, пока он не решит, в чем может заключаться источник такой глубокой душевной печали, чтобы на какое-то время остаться в монастыре. И только тогда можно будет начать лечение души. Ведь уныние – это серьезная болезнь, которую, тем не менее, можно вылечить.
Православная медицина
Человеку, решившему бороться с этим недугом телесным и духовным, необходимо срочно изменить образ жизни и начать активное воцерковление. Многие люди тяжело болеют и приводят к пониманию своей греховной жизни, поэтому начинают искать отдушину на евангельском пути. Главное в ортодоксальной медицине – помочь больному избавиться от собственных страстей и мыслей, которые связаны с общим процессом разрушения тела и души. В то же время верующий человек, столкнувшийся с болезнью, не должен отказываться от профессиональной медицинской помощи. Ведь оно тоже от Бога, и отречься от него — значит упрекнуть Творца.
Когда уныние становится грехом?
Аудиозапись
Добро пожаловать в эту пятницу. В последний раз, когда мы были вместе, в среду, мы читали Псалом 77. Асаф, автор псалма, был в глубоком унынии — в таком унынии, что даже не мог спать, как он говорит в Псалме 76:4. У отчаяния есть физические измерения. И мы рассмотрим это сегодня в этом выпуске, и что делать, когда накатывает уныние. Это еще один эпизод, который мы записали вживую в Нэшвилле.
Мы получили электронное письмо от анонимной женщины, которая спросила: «Пастор Джон, привет. В предыдущем выпуске этого подкаста — еще в 2018 году, в APJ 1157 — вы упомянули в самом конце эпизода, в кратком упоминании, «грех уныния». Я никогда раньше этого не слышал. Можете ли вы объяснить, что это такое? Что такое уныние? И почему это считается грехом против Бога?»
Это необходимый вопрос, потому что его легко могут понять неправильно. Послушайте, я вернулся и прослушал его, чтобы увидеть: «Что я на самом деле сказал?» И я сказал: «Я бегу, чтобы» — я забыл глагол, который использую, — «упредить или избежать или уменьшить мою склонность к греху уныния». Я бегу трусцой, чтобы уменьшить склонность к греху уныния.
Начиная с Тела
Теперь, прежде чем я определю уныние и что там происходит, почему я думаю, что это может быть правильно называть грехом, есть предположение, что вы можете бегать трусцой, чтобы избежать греха. Это довольно удивительное заявление, и я действительно хочу, чтобы это чувствовалось здесь, потому что я построил APJ вокруг него.
Павел говорит в 1 Коринфянам 7:5: «Мужу и жене не позволяйте разлучаться друг с другом» — то есть прекращать половую связь — «разве что по соглашению на ограниченное время, чтобы вы посвятили себя к молитве; но потом опять соберитесь, чтобы не искушал вас сатана». Это означает, что достаточно частая и приносящая удовлетворение сексуальная близость в браке является защитой от похоти, блуда и прелюбодеяния. Вот что он говорит. Итак, существует физическое явление, называемое сексом, которое может уменьшить вероятность того, что вы согрешите.
«Физические шаги в жизни — это средство избежать определенных грехов».
Бег трусцой и угрюмость (или жалость к себе, или мрачное отношение) в моей жизни сходным образом связаны. Если я не занимаюсь физическими упражнениями, я более уязвим для уныния, депрессии, подавленности, чрезмерной печали. Поэтому, что бы ни происходило — в мозгу для этого есть имена — я буду бороться. И то же самое относится и ко сну. Если вы склонны раздражаться, если спите пять часов, то воля Божья состоит в том, чтобы вы спали восемь часов, потому что быть раздражительным — грех. Хорошо, сделал это. Физические шаги в жизни — это средство избежать определенных грехов.
‘Почему ты унижен?’
Почему ты называешь уныние грехом? Одна из причин в том, что — я собираюсь вернуться и уточнить это, так что подождите — псалмопевец борется с этим. Псалом 42:5: «Что унижаешься, душа моя, и что смущаешься во мне? Надежда на Бога; ибо я снова восхвалю Его, спасение мое и Бога моего». Вы замечаете, что псалмопевцы злились на себя, когда были в унынии.
Итак, я говорю, если они злятся на себя, потому что уныли, то мы не должны унывать. Так вот, вы не должны сразу называть это грехом, но вам это не должно нравиться и вы должны хотеть избавиться от него. Избавиться от этого. Это одна из причин. Павел сказал в Послании к Римлянам 14:23: «Все, что не по вере, есть грех». И я подозреваю, что я впадаю в уныние не из-за того, насколько хороша моя вера. Я позволил борьбе веры иссякнуть, и я просто скатываюсь прямо в уныние. Вот что я имел в виду в этом подкасте.
Времена неприятностей
Думаю, мои мысли об Иисусе в Гефсимании будут вам полезны, потому что вы все впадаете в уныние, верно? В этой комнате нет никого, кто бы не переживал сезоны уныния, депрессии или грусти. Все делают. И вы скажете: «Ну, неужели я автоматически грешу, когда приходит такой натиск?»
Нет. И причина, по которой я говорю «нет», заключается в том, что Иисус сказал в Иоанна 12:27: «Встревожилась душа Моя». Помните ту фразу, ту Гефсиманскую ночь? «Теперь душа моя смутилась». Это то же самое греческое слово, которое он использует в Иоанна 14:1, где он говорит: «Да не смущается сердце ваше. Верить в Бога; верь и в Меня».
desiringgod.org/interviews/when-does-despondency-become-sin» data-title=»“Jesus never sinned — ever. And he was troubled on the night before he died.”»> «Иисус никогда не грешил — никогда. И он был обеспокоен в ночь перед смертью.Иисус никогда не грешил — никогда. Он не согрешил в мыслях. Он не грешил в эмоциях. Он не согрешил на деле. Он никогда не грешил. И он был обеспокоен в ночь перед смертью. Тогда вопрос становится для меня чем-то вроде: «О, в Библии есть противоречие» — вздор. Вот так наивно делать такие выводы, когда сам автор точно знает, что он делает, и Иисус знал, что он делал.
Вы идете в Гефсиманию и говорите: «Что ты сделал, Иисус? Что вы сделали, когда к вам пришло это чувство, которое вы описываете как беспокойное ? Я был обеспокоен. Мой крест идет на меня. Я вижу, что это приближается, и я это чувствую». Что он делал?
Следуя за Иисусом в битве
Позвольте мне указать, что он сделал. Это следует из Марка 14:32 и следующего:
- Он выбрал несколько; он выбрал троих — Петра, Иакова, Иоанна — и ушел. Он оставил других и ушел.
- Он излил им свою душу. «Душа моя очень скорбит даже до смерти» (Марка 14:34). Он сказал это им.
- Он попросил их помолиться. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Марка 14:38). Помолись за меня. Молиться за вас.
- Он излил свою душу Отцу. Говорится, что он пал на землю и молился: «Авва, Отче, все возможно Тебе. Удали от меня эту чашу» (Марка 14:36). Он не грешит. И его сердце очень обеспокоено тем, что произойдет в ближайшие несколько часов. Удастся ли ему это сделать? И он взывает: «Отче, если возможно, да минует меня чаша сия». И затем он почил во всевластии Бога: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Он отдался Богу.
- И последнее, что он сделал, там не упоминается, но оно есть в Евреям 12:2: «Ибо вместо предлежавшей Ему радости [он] претерпел крест, пренебрегши посрамление, воссел одесную престола Бога.