Почему творческая деятельность приносит человеку наслаждение и радость – «Все радости в жизни творчестве». Как вы думаете, почему творческая деятельность приносит человеку наслаждение и радость? Как в таком случае понимать выражение «муки творчества»?

Конспект 24. «Ценности жизни человека»

Конспект 24. «Ценности жизни человека»

В деятельности человека очень важна культура интеллектуального труда (интеллект –слово латинского происхождения, означает «познание, понимание, рассудок»), которая позволяет ему осознать свои собственные возможности, дает умение получить необходимую информацию, переработать, ею воспользоваться и предвидеть последствия своей деятельности.

Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя или радости, любви или ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы скрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, не только способная обладать спокойными чувствами, но в которой могут бушевать страсти – чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами.

В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своего рода духовные «маяки». Они выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обосновано называют ценностями жизни и культуры. Ценностьэто важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепленный жизненным опытом, совокупностью переживаний и ограничивающий значимое, существенное для данного человека от незначительного. Совокупность устоявшихся ценностей обеспечивает устойчивость личности. Для каждого человека есть свои ценности. Но есть и общие для всех людей ценности, фундаментальные ценности: жизнь, свобода, добро и зло (категория морального сознания человека, беда преступников определяется узким пониманием добра), семья, труд, образование, любовь, справедливость, демократия и др.

Ценности – это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. В самом деле, разве не является для каждого человека ценностью понимание, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, вера и безверие? Разве не является ценностью для каждого человека принадлежность к своему народу, его культуре, любовь к Отечеству и уважение к другим народам? Безусловной ценностью для личности является обладание достижениями общечеловеческого, цивилизационного развития, профессиональными знаниями, позволяющему человеку занять свое место в сложившейся системе разделения труда. Поэтому можно согласиться с философами, которые считают, что ценность – это жизненная ориентация, это индивидуальный выбор. Ценность вырастает из идеалов личности.

Характеристика духовной культуры человека не может быть полной, если в ней не затрагивается его нравственный облик. Хорошо, когда человек стремиться к знаниям, повышает уровень развития своего интеллекта. Однако важно знать и то, на что направлены эти знания: одному знания нужны, чтобы создать средство лечения ныне еще неизлечимой болезни, другому – чтобы изобрести хитроумные устройства для ограбления банка.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как совокупность ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле.

Вопросы и задания

  1. Какие виды деятельности вам известны? Как они взаимосвязаны?

  2. Что такое творчество? Что необходимо для развития творческой деятельности?

  3. Как вы понимаете выражение «зарыть талант в землю»?

  4. Н.В. Гоголь писал: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». А французский писатель Р. Роллан утверждал: «Все радости жизни в творчестве». Как вы думаете, почему творческая деятельность приносит человеку наслаждение и радость? Как в таком случае понимать выражение «муки творчества»?

  5. Как вы представляете себе творческую деятельность ученого и поэта? Что в их деятельности общего? В чем различия?

  6. Открыть можно лишь то, что есть в окружающем мире; изобрести можно только то, чего еще нет. Приведите примеры великих открытий и изобретений.

  7. Каково содержание интеллектуального труда?

  8. Какое значение для духовного мира человека имеют эмоции?

  9. Что такое ценность? Какую роль играют ценности в жизни человека и общества?

  10. Назовите важнейшие ценности человека.

infourok.ru

Ответы@Mail.Ru: Посмотрите внутри)

У многих людей искусства в душе есть огонь который помогает им творить, и когда человек творит он разжигается с новой силой, но если огонь затухает человек теряет способность творить, и он больше не может заниматься творчеством. Каково это для человека посвятившему творчеству всю жизнь.

Творчество — это созидание. Муки творчества — когда ничего из себя выдавить не можешь, а хочется.

муки творчества-поиск нужных слов, вовсе не мучительны, хотя со стороны кажется что человек чем-то недоволен

Человек — творческое существо. Поэтому это ему радость приносит. Только робот не стремится к творчеству.

Так же как рождение человека : наслаждение- беременность — роды — наслаждение 🙂

это предназначение его..

touch.otvet.mail.ru

Ответы@Mail.Ru: Помогите пожалуйста)

Я думал деньгами помочь надо

Это сладкие муки.

«муки творчества» — это потому что, чтобы что-то произвести на свет гениальное, надо забеременеть идеей, потом её выносить… и уж потом РАЗРОДИТЬСЯ!! ! Всё как в жизни и физиологии :О)) ) Тогда это творчество несомненно принесёт наслождение

Я не рожал но думаю что это сродни родам — больно и радостно :))

Для этого надо знать более умного психолога Адлера, чем Фрейда-неудачника : » За выполнение Человеческих задач Организм впрыскивает в кровЬ Эндоморфины и человек испытывает чуство Эйфории, причём чем выше Человеческая задача, тем выше Доза Эндоморфина». Адлер предложил даже Ранжированный ряд по возрастанию Дозы Эндоморфина — младенец научился писать — эйфория ! Мла-ц науч-ся ходить больше эйфория научился говорить смеётся и калякает — у него эйфлрия Секс —- ЛюбовЬ —- Наивысшая Эйфория — в Познании Непознанного —-Учёные-Художники … Для достижения такой Эйфории Учёный без сожаления расстаётся с женой …Мучается в поиске решения Задачи —-Это разве секрет, что большинство Великих учёных — Холосты , -прсто Эйфория получаемая от творчества выше Сексуальной !

touch.otvet.mail.ru

Человек и мир Библиотека русских учебников

Среди основных видов деятельности психологи наряду с игрой и трудом наливают обучения. Казалось 6, этот вид деятельности вам хорошо известен. Подумайте ли это?

Занимаясь любой деятельностью человек почему-то учиться, а значит, меняет саму себя. Цель обучения — приобретение знаний и овладение способами действий, необходимых для успешного взаимодействия с миром. Человек приобретает знания как стихийно, через серию»проб и ошибок», так и систематически, в ходе специально организованного процесса обучения. В отличие от ученого, который познает мир, ученик познает то, что другим людям может быть уже известно, более того, вошло в сокровищницу культуры человечества. Однако первоклассник, который приступает к школьным занятиям, еще не знает, что его ждет на этом пути не всегда ожидания совпадают с реальной ностью. Цель обучения реализуется через процесс приобщения отдельного человека к опыту человечествюдства.

Обучение как специальная или профессиональная деятельность предполагает наличие двух взаимосвязанных сторон: того, кто учит, — учителя, и того, кто учится, — ученика всего в процессе обучения меняется ученик. Ал ле и на учителя этот процесс влияет: совершенствуется педагогическое мастерство, обогащается опыт общения сотрудничествва.

Знание, возвышающиеся ученику, составляют содержание образования. Она включает знания (информацию) о природе, технику, общество, человека, способы деятельности. Кроме того, в содержание образования включаются опыт осу ния способов деятельности, опыт творческой деятельности и определенное ценностное отношение к миру и к деятельности. Овладение этими знаниями помогает человеку добиваться успеха в различных видах практической и пи знавальнои деятельностисті.

Есть в обучении как деятельности и свои особые средства. Это и учебные книги (учебники, пособия, справочники), компьютерные программы, различные средства наглядности, помогающие сделать обучение более интересным и и захватываям.

Результат обучения проявляется как в увеличении знаний и умений ученика, так и в развитии его личных качеств, однако достичь ожидаемых результатов этой деятельности невозможно без усилий со стороны того, кто н учится. Особенность обучения заключается и в том, что его настоящие результаты проявляются не сразу и не обязательно совпадают с выставленными в журнал оценкам. Результат оказывается за порогом школы или вуза. Для его проверки у вас впереди все жизненноття.

Основные понятия

Творчество. Труд. Игра. Обучение

Сроки

Интуиция. Воображение

Вопросы для самопроверки:

1. Какие основные виды деятельности существуют?

2. В чем заключаются особенности творческой деятельности?

3. Что общего между трудом, учебой и игрой?

Задача

1. В греческом мифе дочери царя. Даная за убийство мужчин после смерти были приговорены богами вечно наполнять водой бездонную бочку п подземном царстве. Как вы охарактеризуете такую ??деятельность? есть выражение»бочка. Данаид»»?

2. Как вы понимаете выражение»зарыть талант в землю»?

3. Подумайте,. В силах ли вы выполнять условия творческой деятельности, которые выделил академик. ВИ. Вернадский: проводить детальный анализ; видеть по доле общее;

не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и

связь с другими явлениями; не избегать вопрос»почему?»;. Прослеживать историю идей;

собирать больше данных о предмете исследований из литературных источников;

изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как

человек познает окружающий мир) связывать науку с другими сферами знания, с общественной жизнью; не только решать, но и находить новые, нерешенные

4. МВ. Гоголь писал: «Вряд чье высшее из наслаждений, как наслаждение действовать»А французский писатель. Р. Ролан заявлял:»Все радости жизни — в творчестве»

Как вы думаете, почему творческая деятельность приносит человеку наслаждение и радость?

uchebnikirus.com

Какая польза человеку от творчества и что мешает нам творить

Ученые доказали что творческая работа полезна для человека но многие так и не знают, какая польза человеку от творчества и что мешает нам творить, ведь все мы по природе творческие личности. Большинство считает, что не относиться к данной категории, но творчество проявляется абсолютно на любой работе, учебе или в жизни, не только в том, что вы привыкли считать творчеством.

 

В статье вы узнаете, какая польза человеку от творчества, психологи дадут советы о том, как начать и что мешает нам творить. Ведь все мы творческие личности, но просто не раскрыли все свои способности и не доверились природе. Когда вы начнете общаться и чувствовать природу, вы научитесь творить и создавать свою жизнь.

 

Какая польза человеку от творчества – саморазвитие

Основная причина, что мешает нам творить, это неуверенность в себе и своих способностях. Но нужно понимать, что есть огромная польза от творчества – это саморазвитие и самопознание. Ведь многие люди за всю свою жизнь так и не успели раскрыть все свои способности и таланты, которые заложены к каждом, в неограниченном количестве. Но из-за ложных доводов и убеждений, большинство считают, что они не творческие личности.

 

На самом деле каждый в определенной мере уже творческая личность, просто одни развивают свой талант и улучшать творческие способности, а другие находят отговорки и бояться начать делать что-то новое, даже если оно нравиться. Узнайте, как использовать воображение для улучшения жизни, так как с этого и начинается процесс творения и тренировки творческих способностей. Так как в мире нет ни одного человека, который бы не мог творить, при большом желании.

 

Критика, мешает нам творить

Единственное что в большей мере мешает нам творить это страх критики, именно поэтому большинство так и не знают какая польза человеку от творчества, так как ни разу не пробовали начать что-то делать творчески. Все привыкли к стандартам и равенству, но именно те, кто не бояться творить и делать что-то новое развиваются и становятся успешными и счастливыми людьми, которым подчиняются те, кто боятся творить, мечтать и создавать идеи. Избавьтесь от страха критики и начните делать то, к чему лежит ваша душа. Даже если вы не можете бросить нелюбимую работу из-за проблем с деньгами, у вас есть свободное время, которое можно посвятить любимому делу и развитию творческих способностей.

 

Тот, кто создает и творит становиться счастливее

Все кто замечали творческих личностей или читали их биографии, заметили, что они работали постоянно, днем и ночью без выходных и при этом становились еще счастливее и никогда не уставали. Это связано только с тем, что они нашли себя и свой смысл жизни, свою любимую работу и доверились природе. Каждый, кто хочет понять, какая польза человеку от творчества и что мешает нам творить, может начать свой новый жизненный путь с поиска любимого дела и смысла жизни. Тот, кто найдет себя и будет заниматься тем, что ему нравиться, будет с каждым днем становиться счастливее и наслаждаться своей жизнью намного лучше, чем другие, которые продолжают бояться сделать первый шаг.

 

Внушенная неуверенность и страх, мешают нам творить

Не имеет значения, откуда у вас появилась неуверенность или страх, который мешает вам творить, в любом случае при желании все можно изменить. Самое главное, что нужно сделать, это найти себя в жизни, свое любимое дело, к чему вас тянет. Создайте большую мечту и начните двигаться к ней, тогда любой страх и неуверенность просто исчезнут из вашей жизни. Когда человек продолжает винить родителей или окружающих в том, что он не уверен в себе, боится и у него, нет никаких способностей, то это значит что его мечта еще слабая или ее вообще нет. 

 

Не тратьте время зря, создайте мечту, которая каждый день будет заставлять вас действовать и делать что-то новое, применяя творческие способности. Узнайте, откуда берется страх совершить ошибку и почему не надо этого бояться, так как мы тратим всю свою жизнь на страх и отговорки, так и не раскрыв свой смысл жизни и природное происхождение.

 

В чем проявляются творческие способности

Многие имеют стереотип, что творчество проявляется только в живописи, музыке или поэзии. Но на самом деле польза человеку от творчества, может приносить не только это. Творчество проявляется абсолютно во всем, в новых подходах к выполнению привычной и стандартной работы, к учебе и жизни. Просто если человек начинает делать все не по стандартам, а по новому, используя свое воображение и желание, это и есть творческие способности. Все что мешает нам творить, так как это наши неправильные знания о том, что такое творчество и в чем оно проявляется. Запомните тот, кто выходит из серой массы и начинает доверять природе, тот уже и есть творческим человеком.

 

Как развить творческие способности

На самом деле недостаточно просто знать, какая польза человеку от творчества и что мешает нам творить, вам нужно начать развивать свои творческие таланты. Для этого начните создавать для себя новую жизнь. Начните каждый день по 10-20 минут посвящать мышлению о своей мечте и о том, к чему вас ведет природа и душа. Не бойтесь, доверьтесь этим чувствам. Найдите источник вдохновения, это может быть музыка, любимый человек или работа. Сосредоточьтесь не на страхе и стандартном логическом мышлении, а на чувствах, эмоциях и желании. Когда вы перестанете желать об эгоистических целях, вы начнете думать творчески. Чтобы развить творческие способности, начните думать не так как все. Старайтесь не копировать то, что уже есть, создавайте нечто новое и неизвестное и тогда вы станете не только творческой личностью, но достигните счастья и успеха в жизни.

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

psyh-olog.ru

Радость и Удовольствие. К чему стремиться?

Продолжаю разбирать пары из цикла «Как желания тела подменяют состояния души».

В этот раз рассмотрим особенную пару «Радость — Удовольствие». Примечательна она тем, что эти состояния являются мотивирующими для человека, это бонусы, которые мы хотим получить в результате своих действий.

В самом слове «удовольствие» кроется ключ к его значению. Согласно одной из этимологических теорий слово «удовольствие», буквально, означает «воля уда», где «уд» — это мужской половой орган. Изначально слово «удовольствие» обозначало мужской оргазм, но потом, постепенно перешло на практически все состояния, которые ведут к удовлетворению желаний тела. Также, мне кажется, много общего по смыслу есть у слова «удовольствие» со словом «довольствоваться».

Получение Удовольствия — вообще одна из самых главных целей для большинства людей нашего потребительского общества, да и не только общества людей. Удовольствие — основной мотивирующий фактор природы животного мира. Со стремлением к Удовольствию мы едим, размножаемся, ищем или создаем наиболее комфортные условия жизни, на стремлении к Удовольствию построена вся система потребления цивилизованного мира. Большинство людей на вопрос «Что бы вы сделали, если бы получили миллион долларов?» ответит, что приобрели бы что-то, что приносило бы им Удовольствие. Удовольствие в большинстве случаев является результатом потребления каких-нибудь товаров или услуг.

Помимо физиологических причин Удовольствия существуют также и психологические, психологический тип Удовольствия в речи обычно называют Удовлетворение. Удовольствие — основная мотивация всех пороков человечества (по христианству).


  • Алчность — удовлетворение от владения чем-либо, власти над кем-то.

  • Блуд — удовольствие от интимной близости.

  • Гнев — удовлетворение от атмосферы конфликта и контрастного состояния после него.

  • Гордыня — удовлетворение от осознавания своего превосходства, власти над другими людьми.

  • Зависть — удовлетворение от несчастья объекта зависти.

  • Уныние — удовольствие от состояния бездействия (неги), удовлетворение от положения жертвы или мученика.

  • Чревоугодие — удовольствие от насыщения и вкуса.

Процесс получение удовольствия создает зависимость от него же. Обжоры, кофеманы, сексоголики, алкоголики, наркоманы — все они начинали с действия, вызывающего удовольствие. Также примечательно, что в жизни людей с такими зависимостями становится все меньше Радости, Удовольствие выступает своего рода приманкой — попался в сеть и дальше уже остановиться не можешь. Более того все эти привязанности приводят к преждевременному старению организма и возникновению заболеваний. Обратите внимание, что наркотики, которые вызывают наивысшее Удовольствие, наиболее опасны для жизни. Так нашумевший в свое время «Крокодил», который приносит Удовольствие, сравнимое с тысячами оргазмов, очень быстро разрушает организм принявшего наркотик человека, оставляя рваные раны на теле, как будто от укусов крокодила. Ключевой момент в привязанности к Удовольствию в том, что отсутствие Удовольствия или его недостаток начинает приносить пристрастившемуся человеку страдание.

В этом плане интересны выводы Фрейда по поводу Удовольствия и смерти.

Принцип удовольствия описывает стремление психики к понижению напряжения до минимального уровня. Поэтому в работе 1920 года «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд делает парадоксальный вывод, говоря о том, что «принцип удовольствия находится в подчинении у влечения к смерти» — и тот, и другой стремятся привести организм к уровню минимальной — в идеале нулевой — психической нагрузки.


С точки зрения эзотерики и восточных учений Удовольствие рассматривается как земная энергия более низкого порядка, согласно этой теории энергетическим центром является чакра Свадхистана, находящаяся в половых органах человека, которая помимо прочего отвечает за сексуальность и удовольствие. Радость же мы ощущаем в центральном энергетическом центре человека сердечной чакре — Анахате (чакре Любви). Да и без всякой эзотерики понятно, что достичь Удовольствия гораздо проще, чем Радости, на что многие и ведутся.

А что же Радость?
Начнем с этимологии: «Ра» — Бог (Солнца), «дость» — достать.
«Счастья, Любви, Радости!» — распространенное пожелание на мероприятиях. Но сказать — одно дело, а достичь этого состояния — совсем другое. По моим наблюдениям энергия Радости — это та же энергия Любви, только без привяки к определенному объекту. Если провести аналогию, Любовь — это направленный луч света, а Радость — источник, освещающий все вокруг. Радость и Любовь всегда идут бок о бок. Так когда мы любим близкого человека, чувствуем Радость от этого процесса и от того, что любимый человек счастлив, а дети любят свои игрушки и в то же время радуются игре с ними. А вот, к примеру, Любовь к жизни и Радость от осознания того, что ты жив, — практически одно и то же.

Радость отличается от удовольствия такими параметрами.


  1. Радость — индивидуальна. Кому-то приносит радость рисование картин, кому-то — занятие спортом, кому-то — воспитание детей, исполнение или сочинение музыки и т.д. То, что приносит Радость одному человеку, не обязательно будет радовать другого. Источники Удовольствия же достаточно унифицированы.

  2. Радость связана с состояниями созидания или полного покоя. Радость мы чувствуем в движении, в действии, в реализации интересных нам идей, общении с интересными нам людьми, обучении интересным нам навыкам, в ощущении гармонии, а также в состоянии полного спокойствия — например, в медитации.
    Удовольствие же связано с потреблением и удовлетворением физиологических или психологических желаний.

  3. Состояние радости не приводит к пресыщению. Есть люди, которые живут с внутренней улыбкой и радуются всему происходящему в их жизни. Радостные люди счастливы.
    Те же люди, которые во главу угла ставят Удовольствие, со временем пресыщаются им, требуя все новой и новой дозы, которая уже приносит все меньше удовлетворения желаний.

  4. Радость, в отличие от Удовольствия, положительно действует на тело человека. Люди, которые часто радуются приобретают привлекательные черты лица, меньше болеют, имеют меньше проблем в отношениях. Даже в современной психологии практикуется смехотерапия или медитативные практики, не говоря уже про восточные духовные практики.

  5. Радость имеет способность к обобщению и коммуникации (может передаваться между людьми или животными). «Поделись улыбкою своей и она не раз к тебе вернется». Делясь своей радостью, мы запускаем волшебный механизм кармы, в результате которого наша жизнь тоже становится более радостной. Подробнее о том, как это работает, вы можете почитать в книгах Геше Майкла Роуча «Кармический менеджемент» и «Карма любви».
    Примечательно, что таким же свойством коммуникации обладают и эмоции. Удовольствие же сугубо индивидуальное состояние. Чтобы другой человек испытал такое же удовольствие, необходимо создать для него аналогичные условия.

  6. Радость является мотивирующим средством для всех состояний души — покой, интерес, энтузиазм, совесть, честность, искренность, вдохновение и т.п.
    Удовольствие же — это, в основном, бонус, который сулят нам состояния, вызываемые пороками или естественными потребностями тела.

  7. Радость нам приносит следование устремлениям души, Удовольствие мы получаем от удовлетворения желаний тела.


Очень часто люди в своей речи, а часто и в жизни, подменяют понятия Радости и Удовольствия. Так часто можно услышать противоречивые фразы по типу «Я рад, что моему врагу плохо», «Я испытываю истинное Удовольствие от прослушивания классической музыки» и т.п. Есть еще понятие, которое на первый взгляд имеет общие корни с Радостью — Злорадство. Злорадство — это состояние ощущения психологического Удовольствия от неудачи человека, к которому испытывается Зависть.
Также не стоит путать Радость и Счастье. В слове «счастье» уже содержится определение этого понятия — «сейчас есть» или «сейчасье», т.е. Счастье — это состоняие человека, когда он находится в моменте «здесь и сейчас», не отвлекаясь на сожаление о прошлом и беспокойство о будущем. Очень подробно эту тему раскрыл Экхарт Толле в своей книге «Сила момента СЕЙЧАС».
И радость, и удовольствие делают нас счастливыми. Занимаетесь вы любимым делом или смакуете любимое блюдо — в это время вы полностью находитесь в настоящем моменте и наслаждаетесь им. Разница только в последствиях:

  • если всю жизнь посвятить удовлетворению желаний тела, вы будете чувствовать себя счастливым только в минуты получения Удовольствия, которые с каждым разом будут становится все короче и короче;

  • если жизнь посвятить занятиям, которые приносят Радость, и научиться находить Радость в самом течении жизни, то жизнь ваша будет наполнена Счастьем, а Радость, как попутный ветер, будет вести вас в соответствии со стремлениями вашей души.

Подмена понятий в речи — первый шаг к смещению приоритетов в жизни, так первоначально стремясь к Счастью и Радости, люди, смотивированные Удовольствием, со временем приобретают привязанности и привычки, которые приводят их к апатии и разочарованию в жизни. Поэтому задумывайтесь над мотивами своих действий, словами, которые произносите, и вы заметите, как жизнь вокруг вас начнет постепенно меняться как по мановению волшебной палочки.

Я не противопоставляю хорошее и плохое, такого разделения в природе нет. Радость и Удовольствие — естественные человеческие состояния, которые зачастую могут сосуществовать одновременно, яркие примеры этого — близость с любимым человеком, путешествия, осознанное питание и т.д. Я просто призываю вас к Осознанности.
Не стоит отказываться от Удовольствия в жизни, хотя такая практика тоже может быть поучительна на определенных этапах и широко используется на Востоке. Самое важное — правильно расставлять приоритеты, осознавать мотивы своих действий и ведать о последствиях, к которым они приводят. Не попадайтесь на приманку навязчивых состояний, которые управляют вами, а оставляйте право выбора за собой, вершите свою судьбу самостоятельно. Если решили стремиться к Радости, то не путайте ее с Удовольствием, а если для вас достаточно довольствоваться Удовольствием, то делайте это осознанно.

Радости, Любви и Осознанности!

Вариант статьи на английском (in English).

_________________________________________________________________________

1. Комментарии к статье доступны без регистрации в ЖЖ пользователям соц сетей (ссылка «Оставить комментарий»).

2. Чтобы поделиться статьей в социальных сетях, жмите кнопку «+» в начале статьи.

_________________________________________________________________________

Еще на тему духовного роста и развития тела:

Как желания тела подменяют стремления души

Волшебный контрастный душ

Любовь и привязанность. В чем разница?

Блуд (Прелюбодеяние) и Сексуальное развитие.

Сыроедение. Влияние на сознание и тело.

_________________________________________________________________________

Лайки.

uaqua.livejournal.com

Что такое творчество?. Удовольствие: Творческий подход к жизни

Что такое творчество?

Главные темы этой книги — удовольствие и творчество. Обе тесно связаны друг с другом, поскольку удовольствие обеспечивает мотивацией и энергией творческий процесс, который, в свою очередь, усиливает удовольствие и радость жизни. Жизнь с удовольствием становится творческим приключением, без удовольствия она превращается в борьбу за выживание. В предыдущих главах мы рассмотрели, в чем сущность удовольствия и какова его роль в детерминации поведения. Эту главу я хочу посвятить обсуждению роли творчества в жизни человека.

Творческий подход к жизни предполагает нахождение новых, нетривиальных, изобретательных решений разнообразных ситуаций, возникающих ежедневно в жизни любого человека. Насущная потребность в новых решениях вызвана тем, что ценности и социальный этикет, которые определяли отношения и регулировали поведение людей предыдущих поколений, уже не удовлетворяют условиям современной жизни. Это очевидно, рассматриваем ли мы явления личной и семейной жизни или обращаемся к более широкой социальной или политической сфере. Новые решения, которых мы ищем, не могут быть сведены к отрицанию существующих концепций. Банальный протест не является творческим подходом и может привести лишь к хаосу, при котором поиск удовольствия и смысла чаще всего заканчивается страданием и отчаянием.

Крушение традиционных норм и моделей несет в себе обещание новых, более возвышенных удовольствий и радости, но при этом является серьезной опасностью. Обещание заключается в том, что открываются более широкие возможности для творческого подхода в любых сферах жизни; опасность — в недостатке понимания того, что представляет собой творчество. В состоянии замешательства люди склонны принимать любые популярные идеи, которые предлагают решение, наивно полагая, что популярность служит своего рода гарантией их обоснованности. Поскольку популярность часто определяется притягательностью для масс и действиями средств массовой информации, то она противоречит представлению о творчестве, подразумевающем нахождение особого решения уникальной проблемы. Две картины кисти разных художников никогда не будут идентичными.

Другая опасность, которая нас подстерегает, состоит в заблуждении, что опыт является единственной подлинной ценностью в жизни. Очень многие люди, следующие этому убеждению, попадают в ситуации, оказывающиеся деструктивными для их здоровья и благополучия. В пользу употребления наркотиков часто выдвигается аргумент, что человек не должен ограничивать свой опыт. Неразборчивость в сексуальных отношениях оправдывается подобным же образом. Опыт сам по себе совсем необязательно способствует росту и развитию. Для этого он должен быть интегрирован в структуру личности. Он должен быть творчески ассимилирован, то есть должен расширить представление человека о себе, его способностях испытывать удовольствие и, по ассоциации с физическим ростом, способствовать росту личности. Опыт, который не был творчески ассимилирован, лишь усиливает замешательство и ослабляет чувство идентичности.

Что значит быть творческим человеком? У творческого человека самобытный, свежий взгляд на мир. Он не пытается решать новые проблемы старыми методами. Он исходит из того, что у него нет готовых решений. Поэтому он смотрит на жизнь широко раскрытыми глазами и с любопытством ребенка, мышление которого еще не закостенело, а взгляд на мир еще не утвердился. Если личность человека еще не стала жестко фиксированной, он может свободно использовать свое воображение при встрече с постоянно меняющимися обстоятельствами жизни.

Быть творческим — значит иметь развитое воображение, однако не всякий акт воображения является творческой деятельностью. Мечты, фантазии и иллюзии, которые наполняют ум и занимают мысли многих людей, нельзя назвать выражениями творчества. Тип воображения, характерный для Уолтера Митти, становится ментальной компенсацией неспособности человека разрешать свои внутренние конфликты[40]. Такие компенсаторные образы слабо связаны с реальностью, и поскольку они не могут быть реализованы, то оставляют человека в состоянии повышенного напряжения. Творческое воображение начинается с тонкого восприятия и принятия реальности. Оно не пытается трансформировать реальность, чтобы привести ее в соответствие с существующими у человека иллюзиями, но становится средством более глубокого постижения реальности, позволяющим человеку, столкнувшемуся с этой реальность, обрести более интенсивный и богатый опыт. Творческий импульс начинается с воображения ребенка, но направленного при этом на реализацию потребностей взрослого.

Синтез реализма взрослого человека и детского воображения является ключевым моментом любого творческого акта. В этом воплощен базовый принцип творчества, заключающийся в том, что творческий акт — это слияние двух, кажущихся несовместимыми взглядов в единое видение. Артур Кестлер, автор книги «Акт творчества», в своем исследовании сосредоточил основное внимание на этой идее и подтвердил ее многочисленными примерами. Он пишет: «Творческий акт, в котором происходит соединение ранее несвязанных аспектов опыта, позволяет ему [человеку] достичь высшего уровня ментальной эволюции. Это становится для него актом освобождения, — победой оригинальности над привычкой». Слияние и интеграция противоположных подходов как творческий принцип не ограничено сферой искусства или науки, но применимо к любым формам творческого выражения в жизни. Я проиллюстрирую его применимость к обычной ситуации современной жизни.

Большинство нынешних родителей испытывают затруднение в подходе к воспитанию своих детей, выбирая между дисциплиной и дозволенностью. У них нет уверенности в том, что авторитарный подход, которым успешно пользовались в прошлом их родители, будет работать сегодня. Несмотря на благие намерения, использование авторитета власти лишь провоцирует детей на сопротивление и неповиновение. Однако исключение авторитарности и вытекающая из этого установка дозволенности, по-видимому, также приводят к довольно печальным результатам. Вседозволенность для многих молодых людей сегодня становится скорее источником замешательства, чем свободы, и как правило способствует еще большей разобщенности поколений.

Вопрос не в том, чтобы выбрать между авторитарностью и вседозволенностью. Ни то, ни другое не является творческим подходом к построению взаимоотношений, которые должны строиться на любви. Родитель, любящий своего ребенка, желает ему счастья; он хочет, чтобы его ребенок радовался жизни. Хорошее самочувствие и удовольствие ребенка имеют для него первостепенное значение. Поддерживая стремление ребенка к удовольствию, он проявляет не вседозволенность, а любовь. Ребенок, в свою очередь, будет уважать такого родителя и будет обращаться к нему за советом из уважения, а не в силу родительского авторитета.

При этом любящий родитель действительно обладает авторитетом. Это не деспотизм, основанный на силе и на позиции «мне лучше знать». Это авторитет, основанный на ответственности родителя за благополучие ребенка. Подобная ответственность дает родителю все полномочия для того, чтобы установить правила для нормального функционирования семейной жизни. Эти правила всегда налагают определенные дисциплинарные обязательства на всех членов семьи, однако дисциплина, подобно авторитету, не является подавляющей. Ее главное назначение — способствовать получению удовольствия каждым членом семьи, и она становится необоснованной, если перестает отвечать этой цели. Таким образом, любящий родитель является родителем ответственным, не являясь сторонником ни наказаний, ни вседозволенности.

Воспитание становится творческой деятельностью, если мы стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, уважаемым и защищенным. И как любой творческий акт, такое воспитание не может следовать какой-то определенной формуле. Стремление ребенка к удовольствию и потребность в самовыражении должны находить понимание у его родителей. А это возможно лишь в том случае, если сами они свободны от чувства вины относительно удовольствия и могут выражать свои чувства искренне и открыто. Если для родителя удовольствие связано с чувством вины, его отношение дозволенности будет омрачено тревожностью, которую обязательно ощутит ребенок. Тревожность подрывает удовольствие ребенка и превращает его в беспокойное и раздражительное существо, которое нельзя успокоить расширением границ дозволенного или применением дисциплины.

Воспитание ребенка с любовью и уважением к его индивидуальности требует творческого отношения со стороны родителей. Они не могут следовать тем воспитательным моделям, которыми пользовались их родители, в силу отличающегося образа жизни. Современные родители отличаются большей искушенностью в психологии, и многие из них сознают ошибки, допущенные при их воспитании. Однако психология предоставляет не готовые решения, а предостережения. Следовательно, каждый родитель сталкивается с необходимостью развития новой, уникальной формы детско-родительских отношений. Это требует от него чувствительности, воображения, развитого самосознания и адекватной самооценки, всех тех качеств, которые характеризуют здорового человека и творческого индивида.

Потребность в творческом подходе актуальна не только для детско-родительских отношений, но для других сфер жизнедеятельности. С похожим замешательством мы сталкиваемся в сексуальной сфере, где обнаруживаем две альтернативы: либо старомодная мораль, либо отсутствие морали вообще. Двойной стандарт, веками определявший сексуальные отношения и поведение, рухнул под влиянием психоанализа, антибиотиков, противозачаточных таблеток, автомобилей и других сил. Отказ от него не привел, как надеялись, к сексуальному удовлетворению, а обратился сексуальным хаосом и страданием. В полной мере развитие этих событий изложено в моей книге «Любовь и оргазм». Ни старые моральные традиции, ни новый аморальный кодекс с его принципом веселья не дают внятного ответа на проблему сексуального поведения в сегодняшнем мире. Очевидно, этого ответа в них нет. Каждый индивид должен выработать личный моральный кодекс, положив в его основу творческое отношение к любви и сексу.

Важный вопрос заключается в следующем: как нам узнать, является наше отношение креативным или деструктивным? Творческий подход соединяет противоположные аспекты и потребности личности в одно действие, в едином ответе. Деструктивное отношение расщепляет единство личности, противопоставляя одну потребность против другой. Рассмотрим, к примеру, конфликт между удовольствием и достижением.

Несмотря на моем акцентировании удовольствия, человек не может сделать преследование удовольствия главной целью своей жизни. Природа удовольствия такова, что чем сильнее человек стремится к нему, тем дальше оно ускользает от него. Удовольствие неразрывно связано с достижением, и жизнь, в которой нет достижений, в той же степени лишена и удовольствия. Однако каждому из нас знакомы люди, чье навязчивое стремление к достижению и успеху лишило их всяческого удовольствия и сделало их неспособными наслаждаться жизнью. Между удовольствием и достижением существует антитеза, возникающая из того факта, что достижение требует самодисциплины. Посвящение себя определенной цели или задаче обязательно подразумевает пожертвование какими-либо сиюминутными удовольствиями. Человек, неспособный отсрочить немедленное удовлетворение своих желаний, уподобляется младенцу, чьи достижения равны нулю и чье удовольствие значимо только для него самого.

Конфликт между удовольствием и достижением нельзя решить, распределяя время между этими двумя потребностями. Такая попытка решения лишь усиливает конфликт: с напряжением ожидая приближения работы, человек не сможет в полной мере насладиться часами досуга. Если отсутствует удовлетворение от работы, а удовольствие не связано с творческими шагами, вместо чувства радости возникает фрустрация. Даже творческий процесс требует определенных усилий или упорного труда, чтобы принести плоды в виде обещанной радости.

Любая работа должна обеспечивать человека возможностью использовать творческое воображение. Нет такой работы, которую нельзя выполнить лучше, легче или приятнее. Для этого просто требуется немного творческого воображения. Однако творчество расцветает только в атмосфере свободы, с удовольствием в роли движущей силы. Если производительность в виде количества выпускаемой продукции или заработанных денег является единственным вознаграждением и результатом рабочего процесса, то вовлеченные в такой процесс люди превращаются в человекоподобных роботов, неспособных к творческой деятельности. Такова нынешняя ситуация в нашей экономике, и единственное, что она ясно демонстрирует, — ни производимые товары, ни зарабатываемые деньги не способствуют радости жизни.

Противоположные стремления, подобные упомянутым выше, представляют собой феномен полярности. Внутри структуры личности каждое стремление дополняется своей полярной противоположностью. Таким образом, чем больше удовольствия испытывает человек, тем больше могут быть его достижения. С ростом достижений усиливается и чувство переживаемого удовольствия. Полярные стремления вступают в противоречие друг с другом лишь тогда, когда они диссоциированы от функционирования человека в целом. Гонка за удовольствием оборачивается разочарованием. Еще никому, кто искал удовольствие, не удалось найти его. Аналогичным образом, достижение, не имеющее связи с жизнью человека, является напрасной тратой сил.

В здоровой личности потребность в защищенности и потребность в принятии вызова дополняют друг друга. Индивид, принимающий вызов, которыми насыщена любая форма активной жизнедеятельности, чувствует себя более защищенным, чем человек, изолирующий себя от трудностей. Уверенный в себе человек выходит в мир и тем самым укрепляет чувство внутренней защищенности, тогда как испуганный человек, который изолирует себя и воздвигает защиту от собственных страхов, усиливает свое чувство неуверенности.

Полярные стремления и потребности биологически связаны ритмическим или пульсирующим движением чувства между этими двумя полюсами. Простейшей иллюстрацией этой концепции может послужить взаимосвязь сна и бодрствования. Каждую ночь происходит погружение в сон, каждое утро — восхождение в сознание. От этого ритмического колебания зависит здоровье человека. Без достаточного количества сна сознание человека притупляется и его активность снижается. Без активной и энергичной деятельности в течение дня сон имеет склонность нарушаться. Одно стремление способствует движению по направлению к противоположному. У здорового индивида эти две полярные потребности сбалансированы и гармонируют со стилем жизни. Сон доставляет человеку такое же удовольствие, как и бодрствование.

Пульсация, которая объединяет полярные силы и создает движение чувства между ними, также очевидна во взаимосвязи любви и секса. Любовь и секс отражают потребность в близости и интимности с другим существом. Любовь, однако, занимает антитетическую позицию по отношению к сексу. Чувство любви течет вверх по телу, когда человек стремится к контакту. Во время секса чувство течет вниз, заряжая половые органы. Любовь увеличивает напряженность отношений посредством повышения уровня возбуждения. Секс ослабляет напряжение посредством разрядки возбуждения. Любовь вдохновляет, ее удовольствие в предвкушении. Секс выполняет, его удовольствие связано с получением удовлетворения. С логической точки зрения может показаться, что сексуальное удовольствие является актом, завершающим чувство любви, однако на самом деле верно обратное. Точно так же, как возвышенное чувство любви усиливает сексуальное удовольствие, так и удовольствие от сексуальной разрядки усиливает любовь, которую человек испытывает к своему сексуальному партнеру. Вильгельм Райх заметил, что при оргазме происходит обратное течение, энергия и чувство, которые были сосредоточены в гениталиях, заполняют все тело. Таким образом, биологическая пульсация между любовью и сексом является постоянным процессом, обеспечивающим развитие отношений.

Секс без любви доставляет минимальное удовольствие, которое может быть получено от сексуального партнера. Этот опыт не дает возможности для творческого развития. Любовь, которая не реализована биологически в сексе или какой-нибудь другой форме приятного контакта, является иллюзией, мечтой или фантазией. Мать, которая говорит о любви, но не кормит своего ребенка, не берет на руки и не ухаживает за ним с нежностью, — притворщица. Любовник, который не дарит ничего любимому человеку в качестве выражения своего чувства, нечестен. Муж, который громко провозглашает свою любовь к жене, не испытывая к ней сексуальных чувств, лжет. Любовь — это обещание, которое должно быть реализовано в действии. Секс является той самой формой реализации, которая служит продолжением обещания.

Диссоциация любви от секса и секса от любви происходит вследствие прерывания пульсирующего движения, объединяющего разные аспекты личности человека. Результатом становится разделение единой сущности человека на противоположные категории, — душа и плоть, природа и культура, интеллектуальное и животное начало. Эти разграничения существуют, но только как рациональные концепции. Когда они становятся структурированными в теле и поведении, они вызывают шизоидное состояние. В шизоидной личности поток чувства между верхней и нижней половинами тела блокируется напряжениями в области диафрагмы. Более полное исследование этой проблемы можно найти в моей книге «Предательство тела». Любовь и секс могут противостоять друг другу только ценой удовольствия и радости.

Объединенные ритмичным течением чувства в теле, любовь и секс образуют творческий потенциал. По-настоящему любящие люди не удовлетворяются своим статус-кво, они чувствуют побуждение помогать друг другу, украшать и облагораживать свое окружение и строить совместное будущее. Безусловно, частью такого будущего становится создание новой жизни, воплощающей в себе радость, которую они познали друг с другом. Эта радость распространяется на их окружение и обогащает любого, кто попадает в него. В такой атмосфере, созданной союзом любви и секса, дети растут красивыми и сильными, поскольку их родители как личности становятся более мудрыми и понимающими.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *