Подумайте почему религия в наше время имеет такое значение в жизни человека: Подумайте, почему религия в наше время имеет такое значение в жизни человека и общества в целом. На какие сферы общественной

Религия в глобальных процессах — Carnegie Endowment for International Peace

Религия в решении проблем глобализации принимает самое активное участие, наиболее последовательно противостоя ей. Оставаясь, по большей части, объединяющим началом и располагая сложной системой горизонтальных связей и институциональных отношений, религия может служить эффективным инструментом регуляции глобальных тенденций…

Глобализация, диктующая контуры нового миропорядка, может иметь немало негативных последствий, приводящих к разрушению самобытных культур и забвению религиозно-нравственных ценностей общества.

Победное шествие глобализации снижает роль религии в мире, и она оттесняется на периферию общественного бытия.

В этих условиях религиозная идентичность становится выражением тех самых неосуществленных надежд и упований в мире реальных общественных отношений, в том числе идеалов социального обустройства мира. Позитивное, эволюционное становление конфессиональной идентичности в разных уголках планеты повсеместно нарушается революционным и хаотическим импульсом модернизации.

К сожалению, на уровне массового религиозного сознания история изобилует фактами непримиримости и фанатизма. При этом религиозные доктрины зачастую используются политическими элитами в качестве «политических технологий» воздействия на сознание и поведение широких слоев населения. Религия снова, как  когда-то, становится действенным орудием социальной и культурной мобилизации в политике.

В последние годы отношение к религиозным институтам в обществе сильно изменилось. Оставаясь, по большей части, объединяющим началом и располагая сложной системой горизонтальных связей и институциональных отношений, религия может служить эффективным инструментом регуляции глобальных тенденций.

В целом отношение каждой религии к глобализации можно считать сформировавшимся, но вот о мировом развитии каждая из религий высказывается гораздо менее определенно.

Если в одних регионах мира люди демонстрируют непреклонную преданность своим традиционным, «доглобальным» религиозным формам, то в других, наоборот – религиозность приобретает модернистские конфигурации.

Буддизм легко адаптируется к любым изменениям современного мира. В нем отсутствует представление о боге-творце, он отказался от понятия души, нет в нем и религиозной организации, подобной христианской церкви. Вместо райского блаженства и спасения он предлагал верующим нирвану, принимающуюся за полное небытие, ничто. Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному в христианских традициях, такая религия казалась парадоксальной. Он видел в ней отклонение от самого понятия религии, образцом которой считалось, естественно, христианство.

Буддизм дает Западу то, чего ему не хватает: систему духовной мудрости, что может вдохновить и нравственно направить, и в то же время не требовать неоспоримой веры в теологические догмы. Напротив, она опирается на человеческий рассудок и личное прозрение.

Жизненная сила буддизма начинает все более приобщаться к требованиям современной жизни, отыскивая подход к изменившимся условиям. Более того, последователи буддизма на Западе видят перспективы эволюции буддизма в его синкретизации с элементами западной духовной культуры. Некоторые из них предлагают отказаться от конкретных учений буддизма, а взять из него только то, что необходимо Западу, увязав идеи и концепции буддизма с лучшими достижениями западной науки, сделав его совершенно «западным».

Необходимо различать такие понятия как «глобальный буддизм» и «буддизм в глобальную эпоху», поскольку не все конфессиональное пространство буддизма включено в пространство глобализации. Традиционный буддизм принимает «музейно-архивную» форму существования или становится источником символической идентичности для новообращенных западных буддистов. В то же время, данная консервативно-охранительная тенденция не принимает радикальных выражений. Поэтому по отношению к буддизму не применимо такое понятие как «фундаментализм», поскольку по сравнению в буддизме границы ортодоксии и «инакомыслия» нежесткие, а критерии доктринальной чистоты размыты. Хотя в буддизме и присутствуют определенные антиглобалистские течения, но по сравнению с другими религиями они более мягкие.

Как же оценивают глобализацию сами буддисты? Обратимся к взглядам духовного лидера буддийского мира Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензин Гьяцо. Несмотря на определенную обеспокоенность, Его Святейшество Далай-лама XIV призывает не бороться с глобализацией, а приспосабливаться к ней. Он, в частности, отмечает, что поскольку все мы теперь очень зависим друг от друга, «нациям ничего не остается, кроме как заботиться друг о друге, даже не столько из соображений человеколюбия, сколько оттого, что это в их собственных интересах. В таких обстоятельствах, безусловно, растет необходимость в установлении взаимопонимания между людьми и чувстве всеобщей ответственности».

Далай-лама одним из способов решения проблем глобального диалога религий, культур и цивилизаций видит в создании новой общечеловеческой этики. В связи с этим инициатива Далай-ламы XIV весьма своевременна и возможно буддийская модель реакции на глобализацию, станет наилучшим выходом из сложившейся ситуации, поскольку поможет найти золотую середину или «срединный путь» между современным глобализационным процессом и традиционализмом, используя преимущества объединенного мира и не принося в жертву многообразия культур.

Подходы христианских церквей к процессам глобализации различны. Так, протестантские церкви извлекают наибольший эффект из глобализации. Они легко усваивают харизматические элементы новой религиозной культуры, создают по миру сети своих организаций и наиболее позитивно относятся к экспансии западной культуры и имеют к ней наименьшие претензии. Это проявляется в поддержке «христианской глобализации» — экуменизма.

В свою очередь, Римская католической церковь, которая сегодня охватывая более 1 млрд. жителей планеты, всегда была «глобальной». Глобализация помогает церкви чувствовать свое единство и активно поддерживается с ее стороны. Еще папа Римский Иоанн Павел II провозгласил начало «цивилизационной любви» и «новой евангелизации».

Католическая церковь, пожалуй, единственная организация в мире, которая в период миссионерства в Латинской Америке и Африке, восприняла ответственность за судьбу населяющих их народов. Христианская благотворительность послужила в странах третьего мира развитию образования, медицины, культуры более эффективно, чем усилия собственных правительств.

Идея социальной справедливости, которая лежит в основании социального учения католицизма, была перенесена на область международных отношений как проблема международной справедливости. Церковь весьма энергично сигнализирует об опасностях, которые несет в себе увеличение пропасти между развитым и развивающимся миром, опасности деградации третьего мира и пр. Почти 20 лет назад в своем послании о ценности и нерушимости человеческой жизни (от 25 марта 1995 г.) Папа Римский Иоанн Павел II отметил, что мир стоит перед лицом более объемной реальности, которую можно признать настоящей структурой греха. Ее характерная черта – экспансия культуры, направленной против солидарности и в ряде случаев приобретающей вид «культуры смерти», которая распространяется под воздействием мощных культурных, экономических и политических тенденций, отражающих определенную концепцию общества, где важнейшим критерием является успех, которую Понтифик назвал «войной сильных против бессильных».

Общие подходы в учении Католической церкви по отношению к современным процессам глобализации были развиты и уточнены в концептуальной речи Иоанна Павла II, прозвучавшей 2 мая 2003 года. Эта речь была обращением Папы к пленарной сессии Папской Академии наук, которая была посвящена теме «Управление глобализацией» («Governance of Globalization»). В этой речи Иоанна Павла II вновь подчеркивался тезис о том, что «глобализация сама по себе не является проблемой». Однако трудности, возникающие из-за недостатка эффективных механизмов для придания ей правильного направления, не способствуют разрешению проблем голода, бедности и социального неравенства. Аспекты этой неуправляемой глобализации формируют радикальные типы реакции, ведущие к избыточному национализму, религиозному фанатизму и актам терроризма. В связи с этим Иоанн Павел II отмечал, что необходимы директивы, которые твердо поставят глобализацию на службу подлинному развитию человечества в полном уважении к правам и достоинству всех людей. Подлинный успех глобализации может быть оценен в той мере, в какой она даст возможность всему человечеству пользоваться основными социальными благами – едой и жильем, образованием и работой, миром и социальным прогрессом, экономическим развитием и справедливостью.

Таким образом, Римская католическая церковь с ее универсальной мировой юрисдикцией, иерархически структурированная вокруг понтифика, не только «вписалась» в глобализирующийся мир, но и активно влияет на его становление в ХХI веке.

Глобализация позволила в новом зеркале увидеть и Русскую Православную Церковь как мировую структуру, которая оперируя языком догматической традиции и сакральной географии, подчеркивает особую роль России в глобальном социальном проекте.

Сегодня для РПЦ «Москва — Третий Рим» – не архаическая идея, а идея модернизации на основе традиции. Модернизация без традиции означает растворение в глобализме, традиция без модернизации – изоляцию и проигрыш.

Имперская политическая традиция России приводит к возникновению различных концепций. Среди них особо можно выделить позицию православных фундаменталистов и официальную, «прагматическую».

Позиция фундаменталистов при всей своей односложности является наиболее развитой и «раскрученной». Опираясь на «жесткий» антимодернизм, она беспощадно разоблачает глобализацию как эсхатологическую версию грядущего конца мироздания. Это совсем иной источник антиглобализма, чем, скажем, в исламе, где в священном писании не выделена эсхатологическая часть о будущем мира, и протест вызывает изменение настоящего, а не размышления о будущем.

Отношение к мировому развитию находит выражение в специальной главе «Основных положений социальной концепции РПЦ», принятых еще в 2000 году. Здесь делается попытка объективно взвесить все «за» и «против» глобализации. Вызов глобализации требует от современного общества достойного ответа, основанного на заботе о сохранении мирной и достойной жизни всех людей в сочетании со стремлением к их духовному совершенству. Помимо этого, необходимо достичь такого мироустройства, которое строилось бы на началах справедливости и равенства людей перед Богом, исключало бы подавление их воли национальными или глобальными центрами политического, экономического и информационного влияния.

Обеспокоенность в доктрине выражается не столько в отношении духовной истории человечества, сколько угрозы культурного доминирования и секуляризации общества, где глобализация сопровождается попытками установления господства богатой элиты над остальными людьми, одних культур и мировоззрений над другими, что особенно нетерпимо в религиозной сфере.

Размах, темп и вектор постмодернистской глобализации, западная «новая нравственность» и потребительская массовая культура в основе своей принципиально расходятся с Православием. Поэтому Православие не приемлет унификацию, разрушающую многовековые национальные традиции и ценностные основы личностной идентификации. Эту позицию РПЦ по отношению к глобализации Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл высказал на Всемирном саммите религиозных лидеров в Баку (26-27 апреля 2010 г.), где он особо подчеркнул, что «глобализация экономики, политики, права, культуры остается неоднозначным процессом. Она принесла немало практической пользы для развития производства, торговли, науки, образования, для ответов на общие вызовы безопасности и охраны окружающей среды. Международные контакты помогают верующим защищать права в современных полиэтничных и полирелигиозных обществах. Однако влияние глобальных процессов на духовную сферу многими оценивается критически. В связи с глобализацией подчас делаются призывы отказаться от самобытности и целостности культур и религий, прийти к синтетической системе взглядов, к «смешению вер». Однако история конца прошлого и начала нынешнего века показала, что такой подход ведет не объединению, а к еще большему разделению людей. Новые информационные технологии облегчили взаимосвязи между людьми, предоставили им новые возможности для самовыражения. Так, верующим стало легче общаться с единоверцами из других стран. Контакты, которые раньше требовали многомесячных путешествий, сейчас устанавливаются в считанные секунды. Практически каждая религиозная община сегодня может рассказать о себе в глобальной сети. С другой стороны, в общем информационном пространстве все сильнее слышны голоса экстремистов, фанатиков, лжемиссионеров, глашатаев войны и террора, тех, кто призывает к вражде и насилию, оскорбляет чувства иноковерующих или вообще всех верующих людей. Глобализация не устранила угроз безопасности государства, народов и индивидуумов. В нынешнем мире не преодолены такие вызовы прошлых веков, как голод, социальное неравенство, загрязнение окружающей среды, вооруженные конфликты на этнорелигиозной почве».

Таким образом, определяя себя как церковь соборная и вселенская, христианская церковь обращает к себе вопрос, который направляла к миру — вопрос о своем единстве и предназначении. Когда мир ставит ребром вопрос о своем единстве, уже не обойтись богословскими софизмами, служившими в течение столетий. Глобализация как тема, по меньшей мере, дает понять, сколь иллюзорен и ложен путь самоизоляции, непонимания своего единства.

Несколько иначе выглядит исламский проект глобализации. Сегодня «политический ислам», сопровождающий модернизационные варианты в странах исламского региона, является серьезной силой, с которой вынуждены считаться США и ЕС. Ислам воспринимает глобализацию и как тотальную вестернизацию. Выступая против вестернизации, ислам представляет поиск своей оригинальной модели глобализации, основанной на собственных религиозных традициях и культурных основах.

Ислам, как конфессиональная сеть, характеризующаяся открытостью, возможностью свободного расширения, высокой адаптивностью к меняющимся условиям, а также отсутствием жесткого центризма, иерархий и сложных механизмов принятия решений, имеет довольно хорошие перспективы развития в эпоху глобализации.

Примечательно, что мусульманские авторы выказывают разное отношение к феномену глобализации. Среди них есть такие, которые считают ее новой колониальной политикой Запада, идеологическим продуктом, не дающим представления о его подлинной сущности. Другие полагают, что глобализация – объективный феномен, которого невозможно избежать, вследствие чего ею нужно воспользоваться для получения наибольших дивидендов.

В качестве альтернативной модели глобализации некоторые мусульманские авторы предлагают установление мирового порядка, основанного на исламских ценностях, так как исламский мир не приемлет западные либеральные стандарты, возведенные в ранг общечеловеческих ценностей. Народы мусульманских стран не могут смириться с унифицированным подходом к человечеству, лишающим их собственных традиций, обычаев, религиозных ценностей. Существуют расхождения и в понимании ценностей культуры. Поэтому ислам не может принять многое из того, что навязывается идеологами глобализации.

Поскольку существенной характеристикой ислама является общественное право, каждое измерение глобализации следует рассматривать с точки зрения исламских законов. В исламе есть определенная экономическая доктрина с набором ценностей, которые не позволяют принимать никакой экономической доктрины, основанной на автономии человека от Божественного порядка. В нем есть также политическая доктрина с собственными основаниями. Разумеется, он отрицает некоторые политические концепции (расизм, империализм, насильственное навязывание политического режима и др.) и принимает другие. Поэтому ислам вовлечен в процесс глобализации, особенно в сфере экономики, политики, безопасности, экологии, культуры. Столкновение ислама с глобализацией неизбежно, поскольку она навязывает человеку иные и противоположные ценности.

Но ислам не обязательно является противником глобализации – при условии, что теория и практика глобализации будут этичными и здравыми. Глобализация по своей сути не является ни религиозным, ни антирелигиозным процессом. Поэтому было бы неверным противопоставлять глобализацию исламу или любой другой авраамической религии. Тем более, что ислам не стремится противопоставить глобализации альтернативные социальные процессы. Главную задачу современные исламские мыслители видят в разработке соответствующую этим принципам экономически жизнеспособную политику, которая, являясь частью процесса глобализации, одновременно бы согласовывалась с принципами религии.

Сегодня под воздействием глобализационных процессов усиливаются культурные, идеологические, а также социально-экономические связи народов исламского цивилизационного пространства, идет формирование у мусульман транснационального политического самосознания. При этом ни одна мусульманская страна или умма (община) не может оставаться в стороне от того, что происходит в мире, а уж тем более по соседству. Идет интенсивное осмысление актуальных мировых проблем.

Естественно, что народы мусульманских стран, защищая устои своей жизни, будут стремиться, чтобы их общественное и государственное устройство как можно меньше было схоже с западным. Исламский фундаментализм и фанатизм как главные идеологические источники воинственного антизападничества будут усиливаться, какую бы силу Запад не использовал против них. Проамериканские режимы в этих странах будут отдаляться от народа и могут быть им насильственно свергнуты, что мы наглядно можем судить по событиям в Египте. В то же время, теологический тоталитаризм, являющийся их религиозно-политической основой, — не лучшая альтернатива западной цивилизации, что опять же нам продемонстрировал Египет, в связи с военным переворотом, направленным против «Братьев мусульман».

Как мы видим, в условиях глобализации религиозный фактор приобретает особое значение как для масс, которые видят в религии источник и средство сохранения культурных ценностей, так и для субъектов глобализации, использующих его для достижения конкретных целей. В данном контексте интересно мнение русского писателя-мистика Даниила Андреева, писавшего: «Знаменательно, что именно религиозные конфессии раньше всех провозгласившие интернациональные идеалы братства, теперь оказываются в арьергарде всеобщего устремления к всемирному. Возможно, в этом сказывается характерное для них сосредоточение внимания на внутреннем человеке, пренебрежение всем внешним, а к внешнему относят и проблему социального устроения человечества. Но если вглядеться глубже, если сказать во всеуслышание то, что говорят обычно лишь в узких кругах людей, живущих интенсивной религиозной жизнью, то обнаружится нечто, не всеми учитываемое. Это возникший еще во времена древнеримской империи мистический ужас перед грядущим объединением мира, это неутолимая тревога за человечество, ибо в едином общечеловеческом государстве предчувствуется западня, откуда единственный выход будет к абсолютному единовластию, к царству «князя мира сего», к последним катаклизмам истории и к ее катастрофическому перерыву».

Причины этого, наверное, в том, что в религиозной сфере жизни социума, пожалуй, как ни в каком другом звене духовной культуры, связаны историческая память, моральные принципы и объединяющая людей вера, которые в своем единстве вырабатывают своеоб-разный иммунитет против устремлений глобалистов, лишенных гуманистического начала. И возможно, акцент следует сделать на глубинные, вечные общечеловеческие ценности, что могло бы послужить той соломинкой, на которую многие уповают в надежде обрести душевную опору и которая помогла бы «глобальному человейнику» (А. Зиновьев) пережить тяжелые времена. 

Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.

Урок на тему: «Мировые религии»

 

                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. о. Ивантеевка Московской области

«Средняя общеобразовательная школа №4»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока (ОДНКНР)

На тему: «Мировые религии»

5 класс

 

 

Учитель истории и обществознания:

 Сухарева Надежда Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ивантеевка 2022

 

                                        

 

 

                                   Конспект урока (ОДНКНР)

 

  «Я считаю, что

действительно настоящая

религия – это Доброе Сердце»

(Далай-лама XIVв. , духовный лидер буддистов-ламаистов)

 

 

Тема урока: Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Тип урока: Урок закрепления новых знаний

Форма урока:  Урок – деловая игра

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа в группах, работа с карточками,  заполнение таблицы

Основные термины и понятия:  христианство, ислам, буддизм

Дидактический материал: карточки со словами-терминами

Оборудование: компьютер

 

Цель: сформировать представление о возникновении мировых религий и их основателях

 Задачи:

        Формирование представлений об основателях основных мировых религий, их жизненном пути, их первоначальных учений;

        Развитие  умения давать определения основным понятиям;

        Формирование умения пользоваться различными источниками знаний, анализировать информацию этих источников;

        Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

       Воспитание чувства национального уважения, веротерпимости, уважения к предмету;

                                                       План урока

 

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Разминка

 

3.Деловая игра «Мировые религии»

4.Заполнение итоговой таблицы «Религии мира и их основатели»

5.Итог урока. Рефлексия

                                                         

Записи на доске: Тема. Эпиграф. Таблица «Религии мира и их основатели»

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

Ход урока

1.      Орг. момент 

 

2.  Сообщение темы урока, цели

— На предыдущих уроках  мы с вами узнали, что наша страна многонациональная и поликонфессиональная, что это означает?  (люди разных национальностей и имеют разные вероисповедания). Узнали что такое религия  (религия – очень сложное и многогранное явления, включающая в себя веру, своеобразный взгляд на мир и особое поведение верующего человека. А также поклонение святыням, обряды и, конечно, объединение верующих в различные организации. Выяснили, что главное богатство нашей великой Родины – это духовные традиции народов. А важнейшей частью большинства духовных традиций является религия. В нашей стране с незапамятных времён существуют разные религии. Больше всего у нас православных христиан. Значительное число россиян исповедуют другие мировые религии — ислам и буддизм. Тема нашего урока сегодня  «Возникновение мировых религий и их основатели». Закрепим ваши знания, полученные на предыдущем уроке о возникновении религий. И, опираясь на подготовленные вами сообщения, проведём деловую игру.

   Скажите, чтобы вы хотели получить от урока? Для чего нам нужно знать мировые религии?

     — Но прежде чем мы перейдем к теме урока, давайте сделаем разминку и вспомним термины, которые мы изучали на предыдущих уроках.

Разминка

— Что такое культура?

(это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории)

— Что вы знаете о пантеоне?

(храм Богов)

— Что означают заповеди для верующего человека?

(правила и запреты)

 — Что такое скрижали?

(каменные таблички, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу)

-Что такое культ?

(религиозное служение божеству и связанные с этим обряды)

— Что такое обряды?

(действия, совершающими верующими при богослужении)

-Что такое Библия, на какие части она делится?

(древнейший источник христианского вероучения;  Ветхий  Завет и Новый Завет)

— Что мы называем многобожием?

(вера во многих богов)

— Какие виды культуры вы знаете?

(материальная и духовная)

— Что можно отнести к материальной культуре?

    (памятники, архитектура, картины )

— Какие  национальные религии вы знаете?

(Индуизм, иудаизм)

     -Что означает православие, как оно произошло?

     (христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточно-христианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма).

 

 

3. Делова игра «Мировые религии»

 (слайд 5)

— На первых уроках мы с вами узнали, что со временем появились религии, которые стали называться мировыми. Выберите из предложенных вариантов те религии, которые считаются мировыми.

— Правильный ответ (буддизм, христианство, ислам)

 

— Перед вами три известные  религии и их основатели.(слайд 6). Соотнесите название мировой религии и основателя.

— На слайде перед вами указаны священные источники для мировых религий. Соотнесите название источника и название мировой религии.

 — Перед вами заповеди из священных источников (слайд), что объединяет данные изречения из священных источников?

 

— Дома вы подготовили сообщения о мировых религиях с позиции историков и с позиции основателей религии. Сейчас мы проведём деловую игру, для того чтобы каждый из вас окунулся в то время и в те события, когда только зарождались мировые религии.  Ученик – историк должен нас провести в эпоху, место возникновения религии, причины,  по которым люди стали проповедовать ту или иную религию.

А от учеников, которые будут в роли основателей религий мы узнаем жизненный путь, чувства, мысли и поступки главных посланников бога.

Игра наша пройдёт в три этапа.

Первый этап

-Разделимся на 3 группы по религиям (в группе историк и основатель) Вы должны рассказать о возникновении религий с позиции вашей роли.

 

Христианство

Ученик — историк (рассказ ученика сопровождается презентацией)

 

  

Ученик – основатель религии

    Я родился в маленьком городке Вифлеем. Моим родителям не хватило места в гостинице, поэтому мать Мария родила меня в пещере, которую использовали для ночлега скота.

   Когда я вырос, в возрасте тридцати трёх  лет, я стал проповедовать. Учил, что люди должны любить Бога и своих ближних. Также я исцелял больных, помогал тем, кто в этом нуждался. Люди, которые шли за мной, считали меня Сыном Божьим, который пришёл открыть людям путь к праведной жизни. Но многие ждали от меня другого.

Начальники иудеев схватили меня рядом с Иерусалимом в саду под названием Гефсимания и решили казнить. В этот момент многие ученики испугались. Но были и те, которые остались со мной.             

    Вдохновлённые вестью, что я неподвластен смерти, мои ученики стали проповедовать моё учение в Иудее и за её пределами, скоро это учение распространилось по многим странам и стало называться христианством.

  

 

Ислам

Ученик – историк (рассказ ученика сопровождается презентацией)

 

 

 

 

Ученик – основатель религии

 

   Я родился в городе Мекка, меня назвали

Мухаммад. Рос сиротой, сначала был на попечении деда, а потом дяди. Рано стал верить в единого Бога. В 25 лет женился на богатой купчихе Хадидже.

   Однажды, когда я уединился для молитвы на невысокой горе, ко мне явился ангел, который стал мне диктовать священные тексты и объявил, что я – посланник Бога. Я не сразу поверил в свою пророческую миссию. Считая себя недостойным. Однако, любимая жена Хадиджа убедила меня, и я стал проповедовать среди мекканцев.

   Я считал, что Бог давно посылал людям пророков. Пророками были и Моисей у иудеев, и Иисус у христиан. Я – Мухаммад —  последний пророк.

 

 

Буддизм

 

Ученик – историк (рассказ ученика сопровождается презентацией)

 

Ученик – основатель религии

 

     Я родился в Индии в богатой семье. Назвали меня Гаутама

. Жил во дворце, в роскоши и без забот. Родители хотели, чтобы я стал великим государем и именно так  воспитывали меня. Я был способным и обгонял сверстников в науке и спорте. В 29 лет женился на принцессе и родился сын. Но, однажды я встретил похоронную процессию, и понял, что все люди на земле смертны. В другой раз – я встретил тяжелобольного человека и осознал, что любого смертного подстерегают болезни. В третий раз увидел нищего, и осознал мимолётность богатства. Тогда я понял, что нужно найти причины страданий и способы избавления от них.

   Как-то я сел под дерево банана и дал клятву, что не сойду с места, пока не познаю истину жизни. Ко мне пришло просветление, я познал четыре благородные истины:

1.      В мире есть страдания

2.      Есть и причина страданий

3.      Существует освобождение от страданий

4.      А также путь, который ведёт к освобождению от страданий

Так я стал просветлённым – Буддой. У меня появились ученики. Когда я стал стар, я простился с учениками, лёг в позу льва, погрузился в созерцание и вступил  в вечность, в которой нет страданий.

   Мои ученики стали распространять буддизм по всему миру.

 

 

— Учитель: Спасибо за ваши интересные рассказы.  

 Для того, чтобы проверить, как вы усвоили тему я предлагаю выполнить задания. На каждой парте разложены Приложения с иллюстрациями. Ваша высказать предположение, как данная иллюстрация связана с нашей темой урока.

 

Затем, проведём  физкультминутку.

 

 

 

 

 

 

Второй этап  

   Для того чтобы проверить себя в умении различать понятия, термины, значения разных религий, вы выполните следующее задание. Перед вами 3 большие карточки с названиями религий и большое количество маленьких карточек со словами, фразами, именами, названиями, которые вы должны отнести к той или иной религии. Работать вы должны вместе, советуясь друг с другом. На задание – 5 мин.

 

Христианство

 

Ислам

Буддизм

Иисус, христиане, Иудея. Вифлеем, Мария, распятие, воскресение, сын Божий, Иерусалим, крест, Христос, Гефсиманский сад

Мекка, Мухаммад, явление ангела на горе, Аравия, мусульмане, «предание себя богу», священные тексты, халиф

Индия, Гаутама, истина, Просветлённый,  Путь освобождения от страданий, Будда, поза льва, ступы, дерево банана

 

 

— Проверка задания.

Третий этап  Взгляните на слайды 8,9 определите к какой религии относится изречение.

Перед вами карточки с изречениями из священных источников, определите,  к какой мировой религии  вы  отнесете данное изречение.

 

         БУДДИЗМ:    «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно».  

        ИСЛАМ: «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того   же, чего желает себе»

 ИУДАИЗМ: «Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему»

 КОНФУЦИАНСТВО: «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам»

ХРИСТИАНСТВО:  «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

БУДДИЗМ: “Употребляй лишь добрые слова” 
ИСЛАМ: “Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним” 
ХРИСТИАНСТВО: “Не судите, да не судимы будете” 
ХРИСТИАНСТВО: “Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…” —
ИСЛАМ: “Поистине, Бог любит,  делающих добро, сдерживающих гнев, прощающих людям. ” 

 

— В заключении выполним ряд заданий на закрепление темы:

 

 

Задание 1.Внимательно прочтите три определения понятия религия, взятые из разных энциклопедических словарей, выделите, что общего вы находите в данных определениях:

1. «Религия — одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях… Религия — исторически преходящая форма общественного сознания, ее отмирание произойдет в развитом коммунистическом обществе» 

 

2.«Религия может быть предварительно определена как организованное поклонение высшим силам. Такое поклонение — будь то поклонение чувственное, материальное или же служение в духе и истине — предполагает несомненную для верующего сознания реальность тех высших сил, которым оказывается почитание…

С точки зрения любой религии источником определенных верований является откровение[1] высших сил…»

Христианство — религия «. ..явившаяся завершением европейского монотеизма, исполнением завета, заключенного Богом с праотцами Израиля. Только Христос излечил человечество от той демономании, которой оно было одержимо в язычестве…»

 

3.«Религия (от лат. relegio — благочестие, набожность, святыня) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения.»

Задание 2.

Подумайте, почему знания о религии необходимы не только верующим, но и самому широкому кругу людей далеких от религии. Почему они нужны политикам, общественным деятелям, журналистам, юристам, педагогам, врачам и многим, многим другим? Что дают эти знания людям? Впишите кратко основные соображения на этот счет (последовательность перечисления значения не имеет).

Итак, знания о религии помогают:        

1…

2…

3…

4…

5…

6…

7…

8…

 

 

Задание №3 исключите лишнее:

— верование; обряд; магия; знание;

— тотемизм; христианство; ислам; буддизм;

— шаман; священник; атеист; мулла.

Задание № 4 что объединяет слова каждого ряда:

а) Коран, халифы. Мечеть;

б) алтарь, икона, фреска;

в) Тора, менора, кипа.

 5. Итог урока

 

– Ребята, давайте попробуем определить роль мировых религиозных культур в жизни людей?

– Как вы думаете, а что объединяет все религиозные культуры?

– Какое значение имеет Иисус Христос, Муххамад, Будда, в жизни человека, представителя той или иной религиозной культуры?

 

Вывод учителя: действительно, роль мировых религиозных культур в жизни людей стала огромной. Люди поверили в единого бога, в учения основателей, которые объединяют людей, призывают их к изменению в лучшую сторону, к любви к людям, миру, добру, единству. Ведь истинная вера — одна – любовь ко всему живому. И этим мы едины.

     В завершении я предлагаю вам взглянуть на последний слайд 15 нашей презентации и высказать свое мнение, как вы понимаете высказывание  великого казахского поэта, писателя, просветителя и философа XIX века  Абай

Ребята высказывают свое мнение.

 

Рефлексия.

Продолжите по кругу фразы:

— Сегодня я узнал….

— Меня удивило…

— Было трудно…

— Было интересно…

— Мне захотелось…

Домашнее задание: заполнить таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

  «Возникновение религий. Религии мира и их основатели». 

 ХРИСТИАНСТВО. Мессия – это ________________________________________________________________

________________________________________________________________

В переводе с греческого языка слово Мессия означает ______________

Христианством называется религия, в основе которой лежит___________

________________________________________________________________

Христиане – это _________________________________________________

 

 

ИСЛАМ.

Ханифы – это _______________________________________

 _________________________________________________________

Мухаммад – это ___________________________________________

_________________________________________________________

Бог переводится с арабского языка как ______________ Ислам – это религия, в основе которой лежит учение пророка __________________ В переводе с арабского языка слово ислам переводится как «______», «_____________________________________».

Мусульмане – это _________________________________________________________________.

 

 

 БУДДИЗМ.

Сиддхартха Гаутама – это_____________________________________

___________________________________________________________

Буддизм – это религия, в основе которой лежит __________________: вера в четыре благородные истины: 1) в мире существует страдание; 2)причина страдания – желания; 3)освобождение от страданий – нирвана; 4)есть путь, ведущий к освобождению от страданий.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                 Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                Приложение 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как религия влияет на повседневную жизнь

Новое исследование исследовательского центра Pew, посвященное тому, как религия влияет на повседневную жизнь американцев, показало, что люди, которые очень религиозны, больше вовлечены в свои расширенные семьи, более склонны к волонтерству, больше вовлечены в свои сообщества и обычно более довольны тем, как идут дела в их жизни.

Например, почти половина высокорелигиозных американцев, определяемых как те, кто говорит, что они молятся каждый день и посещают религиозные службы каждую неделю, собираются с большой семьей по крайней мере один или два раза в месяц. 1  Для сравнения, только трое из десяти менее религиозных американцев так же часто собираются со своими большими семьями. Примерно две трети высокорелигиозных взрослых (65%) говорят, что они пожертвовали деньги, время или вещи, чтобы помочь бедным на прошлой неделе, по сравнению с 41%, которые менее религиозны. А 40% высокорелигиозных взрослых американцев описывают себя как «очень счастливых» по сравнению с 29% менее религиозных .

Эти различия обнаруживаются не только среди взрослого населения США в целом, но и среди различных религиозных традиций (например, между высокорелигиозными и менее религиозными католиками), и они сохраняются даже при учете других факторов. , включая возраст, доход, образование, географический регион проживания, семейное положение и родительский статус.

Однако в некоторых других областях повседневной жизни, включая межличностные взаимодействия, внимание к здоровью и фитнесу, а также к социальной и экологической сознательности, исследования Pew Research Center показывают, что люди, которые молятся каждый день и регулярно посещают религиозные службы, выглядят быть очень похожими на тех, кто не так религиозен. 2

Например, очень религиозные люди так же часто, как и другие американцы, говорят, что недавно вышли из себя , и они лишь незначительно реже говорят, что на прошлой неделе солгали во благо. Когда дело доходит до диеты и физических упражнений, крайне религиозные американцы не менее вероятно, что переедали на прошлой неделе, и они не более склонны говорить, что регулярно занимаются спортом. Высокорелигиозные люди также не чаще, чем другие американцы, перерабатывают свои бытовые отходы. И при принятии решений о том, какие товары и услуги покупать, они больше не склонны учитывать экологические показатели производителей или то, платят ли компании сотрудникам справедливую заработную плату.

Это одни из последних результатов исследования религиозного ландшафта США Исследовательского центра Пью. Исследование и этот отчет стали возможными благодаря благотворительному фонду Pew Charitable Trusts, который получил поддержку проекта от Lilly Endowment Inc. религиозный состав населения США и описал религиозные верования, обычаи и опыт американцев. Этот новый отчет также основан на общенациональном телефонном опросе, но основан главным образом на дополнительном опросе среди 3278 участников Панели американских тенденций Pew Research Center, репрезентативной на национальном уровне группы случайно выбранных взрослых американцев, опрошенных онлайн и по почте. Дополнительный опрос был разработан, чтобы выйти за рамки традиционных показателей религиозного поведения, таких как посещение богослужений, молитвы и вера в Бога, чтобы изучить, как люди проявляют (или не проявляют) свои религиозные убеждения, ценности и связи в повседневной жизни. -день жизни. 3

Чтобы помочь разобраться в этом вопросе, в ходе опроса взрослых американцев спросили, является ли каждое из 16 убеждений и моделей поведения «существенным», «важным, но не существенным» или «неважным» для того, что их религия значит для них. , лично.

Среди христиан вера в Бога возглавляет список: 86% считают, что вера в Бога «необходима» для их христианской идентичности. Кроме того, примерно семь из десяти христиан благодарны за то, что имеют (71%), прощают тех, кто причинил им зло (69).%) и всегда быть честным (67%) необходимы для того, чтобы быть христианином. Гораздо меньше людей говорят, что посещение религиозных служб (35%), скромная одежда (26%), работа по защите окружающей среды (22%) или отдых в субботу (18%) имеют важное значение для того, что значит быть христианином лично для них.

В ходе опроса были заданы аналогичные вопросы представителям нехристианских вероисповеданий и религиозным американцам (иногда называемым «нерелигиозными»), спрашивая, важны ли различные типы поведения для того, «что для вас значит быть нравственным человеком». 4  Среди неаффилированных людей честность (58%) и благодарность (53%) являются качествами, которые чаще всего считаются важными для того, чтобы быть нравственным человеком. (Выводы о нехристианах более подробно обсуждаются в конце главы 2.)

Опрос показывает четкую связь между тем, что люди считают важным для своей веры, и их повседневным поведением, о которых они сообщают сами. Проще говоря, те, кто верят, что поведение или совершение определенных действий являются ключевыми элементами их веры, с гораздо большей вероятностью скажут, что они на самом деле 0033 выполнять эти действия на регулярной основе.

Например, среди христиан, которые говорят, что помощь бедным имеет важное значение для того, что для них значит быть христианином, примерно шесть из десяти говорят, что они пожертвовали время, деньги или вещи, чтобы помочь бедным на прошлой неделе. Для сравнения, меньше христиан, которые сделали , а не , считают помощь бедным центральным элементом своей религиозной идентичности и говорят, что работали, чтобы помочь бедным в течение предыдущей недели (42%).

Та же картина наблюдается и в вопросах опроса о межличностных взаимодействиях, здоровье и общественном сознании. Относительно немногие христиане считают здоровый образ жизни, покупки в компаниях, которые платят справедливую заработную плату, или защиту окружающей среды ключевыми элементами своей веры. Но те, кто считает эти вещи важными для того, что значит быть христианином, чаще, чем другие, говорят, что ведут здоровый образ жизни (например, занимаются спортом), учитывают, как компания относится к своим сотрудникам и окружающей среде при совершении покупок. решения, или пытаться перерабатывать или сокращать количество отходов в максимально возможной степени.

Конечно, подобные опросные данные не могут доказать, что вера в то, что определенные действия являются обязательными для христиан, на самом деле заставляет христиан вести себя определенным образом. Причинная стрела может указывать и в другом направлении: тем, кто регулярно совершает определенные действия, может быть проще ссылаться на эти действия как на важные для их веры. И наоборот, тем, кто не занимается регулярно определенной деятельностью (например, помогает бедным), может быть сложнее описать эту деятельность как важную для своей веры. Тем не менее, данные опроса показывают, что христиане с большей вероятностью будут вести здоровый образ жизни, работать на благо бедных и вести себя экологически сознательным образом, если они считают эти вещи важными для того, что значит быть христианином.

На вопрос, где они ищут руководство при принятии важных жизненных решений, американцы в целом отвечают, что больше полагаются на собственные исследования, чем на указания экспертов. Целых восемь из десяти американцев говорят, что они «много» полагаются на собственные исследования при принятии важных решений. Для сравнения, 25% говорят, что в значительной степени полагаются на советы профессиональных экспертов, и только 15% в значительной степени полагаются на советы религиозных лидеров . .

Но хотя относительно немногие люди обращаются к религиозным лидерам за руководством при принятии важных решений, многие американцы обращаются к молитве, когда сталкиваются с важным выбором. Действительно, среди тех, кто очень религиозен, почти девять из десяти (86%) говорят, что они «много» полагаются на молитву и личные религиозные размышления при принятии важных жизненных решений, что превышает долю высокорелигиозных людей, которые полагаются многое в собственных исследованиях.

Другие ключевые выводы этого отчета включают:

  • Три четверти взрослых, в том числе 96% членов протестантских церквей, исторически принадлежавших к чернокожим, и 93% протестантов-евангелистов, говорят, что они благодарили Бога за что-то на прошлой неделе. И две трети, в том числе 91% тех, кто исторически принадлежал к протестантской традиции чернокожих, и 87% евангелистов, говорят, что просили Бога о помощи на прошлой неделе. Менее одного из десяти взрослых (8%) говорят, что злились на Бога за последнюю неделю. (Подробнее о том, как американцы говорят о своем отношении к Богу, см. в главе 1.)
  • Треть нерелигиозных американцев говорят, что они благодарили Бога за что-то на прошлой неделе, и каждый четвертый просил Бога о помощи на прошлой неделе. (Подробнее см. главу 1.)
  • Почти половина американцев (46%) говорят, что разговаривают со своими ближайшими родственниками о религии по крайней мере один или два раза в месяц. Около четверти (27%) говорят, что они говорят о религии не реже одного раза в месяц со своими большими семьями, а 33% говорят, что они так же часто обсуждают религию с людьми вне их семей. Регулярные разговоры о религии наиболее распространены среди евангелистов и людей, принадлежащих к церквям исторически сложившейся черной протестантской традиции. Напротив, относительно небольшое число «нерелигиозных» говорят, что обсуждают религию с какой-либо регулярностью. (Подробнее о том, как часто американцы говорят о религии, см. в главе 1.)
  • Треть взрослых американцев (33%) говорят, что на прошлой неделе они были волонтерами. Сюда входят 10%, которые говорят, что они добровольно работали в основном через церковь или религиозную организацию, и 22%, которые говорят, что их волонтерство не осуществлялось через религиозную организацию. (Подробнее о волонтерстве см. в Главе 1.) 5
  • Трое из десяти взрослых говорят, что медитировали на прошлой неделе, чтобы справиться со стрессом. Регулярное использование медитации для преодоления стресса более распространено среди высокорелигиозных людей, чем среди менее религиозных (42% против 26%). (Подробнее о медитации и стрессе см. в главе 1.)
  • Девять из десяти взрослых говорят, что качество продукта является «главным фактором», который они учитывают при принятии решения о покупке, а три четверти обращают внимание на цену. Гораздо меньше — всего около четверти взрослых — считают, что ответственность компании за окружающую среду (26%) или справедливая заработная плата сотрудников (26%) являются основными факторами при принятии ими решения о покупке. Высокорелигиозные взрослые не более и не менее склонны, чем менее религиозные, говорить, что они учитывают экологические показатели компании и практику справедливой оплаты труда при принятии решений о покупке. (Подробнее о том, как американцы принимают решение о покупке, см. в главе 1.)
  • Три четверти католиков говорят, что они «много» обращаются к своей совести за советом в сложных нравственных вопросах. Гораздо меньше католиков заявляют, что обращаются к учениям католической церкви (21%), Библии (15%) или к Папе (11%) за руководством по сложным нравственным вопросам. (Подробнее см. главу 3.)
  • Четверть христиан говорят, что скромная одежда необходима для того, что для них значит быть христианином, а еще четверо из десяти говорят, что это «важно, но не обязательно». (Подробнее см. главу 2.)
  • На просьбу описать своими словами, что для них значит быть «нравственным человеком», 23% «неверующих» ссылаются на золотое правило или на доброе отношение к другим, 15% говорят, что они хорошие люди, а 12 % отмечают терпимость и уважение к другим. (Подробнее см. главу 2.)

В оставшейся части этого отчета эти и другие выводы рассматриваются более подробно. В главе 1 более подробно рассказывается о том, как американцы, принадлежащие к разным религиям, говорят, что живут своей повседневной жизнью. Глава 2 исследует основы религиозной и моральной идентичности: что христиане считают «необходимым» для того, что значит быть христианином, и что представители нехристианских конфессий и религиозные «нерелигиозные» считают важным для того, чтобы быть нравственным человеком. ? В главе 3 рассказывается о том, где, по словам членов различных религиозных групп, они ищут руководства при принятии важных жизненных решений или обдумывании сложных моральных вопросов.

По большинству этих вопросов в отчете высокорелигиозные американцы сравниваются с менее религиозными, а также рассматриваются различия между членами различных религиозных групп. Для сравнения высокорелигиозных людей с менее религиозными в пределах конкретных религиозных групп (например, высокорелигиозные католики против менее религиозных католиков) см. подробные таблицы.

Профиль высокорелигиозных, менее религиозных

В этом отчете «высокорелигиозными» респондентами считаются те, кто говорит, что ежедневно молится и посещает религиозные службы не реже одного раза в неделю. В целом по этому определению 30% взрослых американцев очень религиозны, а 70% — нет. 6

Как подчеркивается в этом отчете, эти стандартные меры традиционной религиозной практики не охватывают всей широты того, что значит быть религиозным; многие респонденты также говорят, что такие качества, как благодарность, прощение и честность, важны для того, что лично для них значит быть религиозным. Тем не менее, эти два показателя (молитва и религиозное посещение) тесно связаны с целым рядом других показателей религиозной приверженности.

Например, девять из десяти человек, отнесенных к категории высокорелигиозных (91%) говорят, что религия очень важна в их жизни, и почти все остальные (7%) говорят, что религия хоть немного важна для них. Напротив, только трое из десяти человек, отнесенных к категории малорелигиозных (31%), говорят, что религия играет очень важную роль в их жизни, а большинство остальных (38%) говорят, что религия «не слишком» или «не на своем месте». все» важно для них. 7

Почти все очень религиозные люди говорят, что вера в Бога необходима для их религиозной идентичности (96%), по сравнению только с 57% не очень религиозными людьми. Точно так же семь из десяти высокорелигиозных людей говорят, что чтение Библии или других религиозных материалов необходимо для их религиозной идентичности; только 18% тех, кто не очень религиозен, говорят, что это жизненно важно для их религиозной идентичности или для того, что для них значит быть нравственным человеком.

Как и следовало ожидать, религиозный состав высокорелигиозных и менее религиозных людей также весьма различен. Целая половина высокорелигиозных взрослых американцев (49%) идентифицируют себя с евангельскими протестантскими конфессиями, по сравнению с примерно каждым пятым (19%) не очень религиозным. И хотя лишь горстка высокорелигиозных людей не имеет религиозной принадлежности, около четверти менее религиозных респондентов (27%) идентифицируют себя как атеисты, агностики или «ничего особенного».

Существуют также важные демографические различия между высокорелигиозными и менее религиозными людьми. 8  Они также с большей вероятностью присоединятся к Республиканской партии, чем к Демократической, и в среднем они несколько старше тех, кто менее религиозен. Однако различий по уровню образования немного.

Актуальность религии

«За долгое время религиозная вера доказала, что является самой могущественной и непреходящей силой в истории человечества». Р. Р. Рино[1]

Устойчивость к изменениям

Насколько актуальна религия? Это вопрос, который задает себе каждое новое поколение. Времена меняются, новые обстоятельства открывают новые проблемы и возможности. И все же несмотря на все это, эта извечная тоска, которую мы называем религией, продолжается.

В 1960-х социологи пришли к единому мнению, что религия угасает. Они предположили, что по мере роста знаний и свободы современное общество перерастет религию. Однако тридцать лет спустя эта гипотеза была опровергнута. Один из этих социологов, Питер Бергер, так объяснил просчет: «Религия не приходит в упадок. Наоборот, в большей части мира произошел настоящий взрыв религиозной веры»[2]. Он пришел к выводу, что то, что мир становится более современным, не обязательно означает, что он становится менее религиозным. Религия, можно сказать, сейчас так же актуальна, как и когда-либо.

Ценность религии говорит не столько через проповеди, сколько через благотворительные столовые, больницы, школы и бесчисленное множество других гуманитарных проектов, которые она взращивает. Проще говоря, религия создает социальный капитал. Исследования показывают, что более 90 процентов тех, кто посещает еженедельные богослужения, делают пожертвования на благотворительность, и почти 70 процентов добровольно занимаются благотворительностью.[3] Такое даяние также приносит пользу дающему. Согласно эпохальному исследованию American Grace , «корреляция между религиозностью и удовлетворенностью жизнью мощная и надежная».[4]

Религиозность, однако, не остается статичной. Он может расти в одной части мира и снижаться в другой. В Америке, например, религия находится в постоянном движении. Число тех, кто не заявляет о своей религиозной принадлежности, почти удвоилось с 8,2 процента в 1990 году до 15 процентов в 2008 году[5]. Сейчас эта цифра подросла почти до 20 процентов. А среди тех, кому меньше 30 лет, дисаффилированность подскакивает до 32%.[6]

Во многих отношениях религия находится на обочине общества, где чьи-то убеждения и ценности могут выражаться в частном порядке, но часто отвергаются публично. Конфликты иногда возникают, когда религиозные организации или отдельные лица делятся своими взглядами на добро и зло в общественной сфере. Напряженность можно увидеть, например, в правилах, запрещающих религиозные клубы в кампусах колледжей, или в правилах, ограничивающих совесть практикующих врачей. Общественные деятели и обычные граждане часто не решаются сформулировать свои религиозные ценности, чтобы избежать разногласий.

Это отделение религии от общественной жизни является чертой того, что часто называют секуляризмом. Философ Чарльз Тейлор описывает текущую среду как переход «от общества, в котором было практически невозможно не верить в Бога, к обществу, в котором вера даже для самого стойкого верующего является одной из человеческих возможностей среди других»[7]. , более широкие вопросы религии теряются в узких культурных различиях. Что означает религия в реальной жизни людей? Какую роль играет религия в формировании сообществ? И как религиозные убеждения решают самые сложные жизненные проблемы? Такие вопросы не могут быть сведены к простой политике; это вечные заботы, глубоко вплетенные в богатую ткань человечества.

Благо религии

Люди религиозны по своей природе. Они ищут более высокую цель вне себя. Будь то христиане, иудеи, мусульмане, буддисты или другие, религия предлагает основу, с помощью которой люди находят смысл, принадлежность и идентичность. Как писал раввин Джонатан Сакс, религия дает нам «ощущение причастности к чему-то масштабному и важному»[8]. И это чувство имеет тенденцию перетекать в гражданское взаимодействие. American Grace обнаружила, что религиозные обряды связаны с более высокой гражданской активностью, связаны с доверием и соотносятся с добродетелями ближнего, такими как благотворительность, волонтерство и альтруизм.[9]] Церкви всех видов объединяют общины и предоставляют людям пространство и условия для служения людям, которым они иначе не стали бы. По словам раввина Сакса, религия «остается самым мощным средством построения общества, которое когда-либо знал мир».[10]

Религия и поиск трансцендентного являются неотъемлемой частью человеческого опыта. Хотя религиозные верования принимают разные формы, они помогают нам разобраться в тайнах жизни и дают ответы на глубокие философские вопросы. Профессор Брайан Лейтер, который обычно не согласен с предпочтением религии в общественной жизни, признает, что вера «делает понятными и терпимыми основные экзистенциальные факты человеческой жизни, такие как страдание и смерть».[11]

Однако религия и секуляризм не всегда должны противоречить друг другу. Вера и разум не исключают друг друга. Каждый может извлечь выгоду из другого. Встреча между ними может быть продуктивным напряжением, которое дает возможность учиться, а не избегать противоречий. Мормоны, например, верят, что «слава Божья есть разум». [12] Люди веры отвергают представление о том, что религиозная вера и практика лишены рационального мышления. Наука может объяснить большую часть человеческого опыта, но без веры нам не хватает конечного смысла.

Современность во фрагментах

Наш современный мир, изобилующий разнообразием выбора и возможностей, бросает уникальные вызовы религии. Бесконечные философии, идеологии и претензии на истину требуют внимания, усиленного мгновенными средствами массовой информации. Глобализация сближает народы и культуры. Различные религии и мировоззрения взаимодействуют и сталкиваются. Одни только личные предпочтения становятся руководством при решении моральных дилемм. В этом потоке люди могут чувствовать себя изолированными и оторванными от своих сообществ.

Таким образом, современность — это не что-то одно; это волнение многих вещей. Но он может иметь тенденцию к фрагментации. В этом соперничестве выбора, по словам Чарльза Тейлора, религиозная жизнь может быть «трудным выбором», из-за чего «трудно поддерживать свою веру». [13] В такой атмосфере, продолжает он, многие «почувствуют себя обязанными отказываются от [своей веры], даже если они оплакивают ее утрату». [14] Примерно в том же духе писательница Мэрилин Робинсон сетует на то, что религиозное «я» часто сводится к «своего рода культурному остатку, который необходимо вымести». [14] 15]

Тем не менее, за тысячелетия существования человечества ничто не смогло заменить религию. Скептики неверно истолковали и недооценили религиозный импульс в человеческом духе. Это часть нас самих, и она не исчезнет. Светский мыслитель Терри Иглтон так описывает ситуацию последнего столетия: «Культура сделала ставку на власть, как бы вытеснила Бога, вытеснила теологию и религию. … Но это не сработало».[16]

Место религии в целом

У верующих есть основания верить не только в благо своей религии, но и в благо религии вообще. Уместен вывод Уильяма Джеймса: «Высшие полеты милосердия, преданности, доверия, терпения, храбрости, на которые расправились крылья человеческой природы, были направлены на религиозные идеалы». источник этической рефлексии и ориентации на нравственное.

Корни религии так глубоко укоренились в ценностях общества, что их выдергивание расшатало бы все. Практически все мы, верующие или нет, придерживаемся ценностей, нагруженных религиозным смыслом. Наши современные стремления к правам человека и гуманитарной помощи, например, имеют давнюю религиозную родословную. Религиозный резервуар нравственных идей переполняется, чтобы все могли выпить. Размышляя над тем, что они называли «уроками истории», ученые Уилл и Ариэль Дюран утверждали: «В истории до нашего времени не было значительного примера общества, успешно поддерживающего нравственную жизнь без помощи религии».[18]

Все общества имеют некую моральную основу, основанную на религии, философии, обычаях или любом количестве источников. Религиозные ценности не должны исключаться из публичного пространства больше, чем широкий спектр других позитивных ценностей. Выдающийся мыслитель религии и общества Юрген Хабермас писал, что среди современных обществ сегодня «только те, которые способны внести в светскую сферу существенное содержание своих религиозных традиций, выходящих за пределы чисто человеческой сферы, также смогут спасти общество». сущность человека»[19].]

Религия заслуживает поддержки и почитания в нашем обществе. Он обладает огромной способностью и ответственностью поднимать людей, поддерживать сообщества и отстаивать достоинство всех Божьих детей. Таким образом, вера и общество тесно переплетены. Как сказал пастор-христианин Рик Уоррен, «Истинно свободное общество защищает все вероисповедания, а истинная вера защищает свободное общество». Пока мы продолжаем искать смысл, цель и общность, религия будет оставаться не только актуальной, но и неотъемлемой частью того, что значит быть человеком.


[1] Р. Р. Рено, «Религия и общественная жизнь в Америке», Imprimis , апрель 2013 г.

[2] Питер Бергер, «Фальсификация секуляризации», First Things , февраль 2008 г.

[3] Артур С. Брукс, «Религиозная вера и благотворительность», Policy Review, октябрь 2003 г. . Аналогичные статистические данные можно найти в «Обзоре вопросов веры за 2006 год», который цитируется в документе «Американская благодать: как религия разделяет и объединяет нас» .

[4] Роберт А. Патнэм и Дэвид Э. Кэмпбелл, 9 лет.0033 Американская благодать: как религия разделяет и объединяет нас (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 2010), 491.

[5] Барри А. Космин, Ариэла Кейсар, « Исследование американской религиозной идентификации», 2008, 3.

[6] Кэри Фанк, Грег Смит, Исследовательский центр Пью, «Ничей» становится все больше: каждый пятый взрослый не имеет религиозной принадлежности, 9 октября 2012 г. Здесь стоит отметить, что хотя отсутствие религиозной принадлежности не так же, как и неверие — две трети людей в этой группе говорят, что они все еще верят в Бога, — это указывает на снижение доверия к церквям и религиозным учреждениям.

[7] Чарльз Тейлор , A Secular Age (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 2007), 3.

[8] Джонатан Сакс, Великое партнерство: наука, религия и поиск смысла (Нью-Йорк: Schocken Books, 2011), 101.

[9] Роберт А. Патнэм и Дэвид Э. Кэмпбелл, Американская благодать: как религия разделяет и объединяет нас (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 2010).

[10] Джонатан Сакс, «Моральное животное», New York Times , 23 декабря 2012 г.

[11] Брайан Лейтер, Зачем терпеть религию? (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 2012), 52.

[12] Doctrine & Covenants 93:36

[13] Charles Taylor , A Secular Age (Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 2007 ), 3.

[14] Там же.

[15] Мэрилин Робинсон, Отсутствие разума (Нью-Хейвен, Коннектикут: Yale University Press, 2011).

[16] Терри Иглтон, Intelligence Squared, «Терри Иглтон в беседе с Роджером Скратоном», 13 сентября 2012 г.

[17] Уильям Джеймс, Разнообразие религиозного опыта (Нью-Йорк: Современная библиотека, 1902), 254.

[18] Уилл и Ариэль Дюрант, Уроки истории (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1996), 51.

[19] Юрген Хабермас, и др., Осознание того, чего не хватает: вера и разум в постсекулярную эпоху (Малден, Массачусетс: Polity Press, 2010), 5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *