Политическая социальная духовная экономическая сферы: Сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная, духовная

Содержание

Обществознание 1.5

 


1. Понятие модернизации.
2. Теория модернизации.
3. Типы модернизации.


 

Сам термин пришел к нам из английского языка: modern – обновленный, современный. Отсюда и слово «мода», которое и означает «новейший, пользующийся спросом, востребованный».

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — в широком смысле глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований.

В более узком смысле под модернизацией общества понимается процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.

Рис. 1. Элементы модернизации

Как правило, этот глобальный переход в развитии общества происходит через:
• промышленный переворот,
• индустриализацию,
• развитие частной собственности, национального рынка, социальной и производственной инфраструктуры

• создание либерально-демократической политико-правовой системы (правового государства и гражданского общества).

В настоящее время термин чаше всего употребляется в связи с переходом ряда стран в постиндустриальное состояние. Модернизация необходима постольку, поскольку она позволяет обществу избегать застоя, развиваться и соответствовать вызовам истории.

Модернизация это всё тоже развитие, которое характеризуется:
Направлением
— может быть со знаком плюс (тогда мы говорим о прогрессе)
— со знаком минус (и тогда мы подразумеваем регресс)


Методами становления
— революция
— реформы

Последствия перехода от сельскохозяйственных обществ к индустриальным так сильно сказались на социальных нормах, что породили совершенно новую дисциплину — социологию, которая стремится описать и понять эти изменения.

Практически все великие социальные мыслители конца XIX века — включая Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма — посвятили свои исследования выяснению природы этого перехода. Так на свет появилась теория модернизации.

В большинстве классических концепций модернизации акцент делается на формировании индустриального общества, модернизация рассматривается как процесс, протекающий параллельно индустриализации, как превращение традиционного аграрного общества в индустриальное.

Она рассматривается с точки зрения трансформации системы хозяйства, технического вооружения и организации труда.

С таких позиций различают «первичную» и «вторичную» модернизацию.

Под «первичной» модернизацией понимают процесс, осуществленный в эпоху промышленных революций (XVII – XVIII вв.) — классический «чистый» тип, благодаря которому появились ведущие экономические страны (Великобритания, Германия, Франция, США и т.д.).

Рис. 2. Nota bene!

Под «вторичной» модернизацией понимается процесс, сопровождающий формирование индустриального общества в странах третьего мира — она происходит в условиях наличия уже апробированного опыта развития в странах запада.

Социологи признают, что решающим фактором модернизации выступает замена традиционных ценностей, препятствующих социальным изменениям и экономическому росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих субъектов на инновационную деятельность:
— разработка, создание и распространение новых технологий

— генерирование новых экономических отношений.

Поэтому среди историков, социологов и философов уже в начале ХХ века распространились теории, учитывающие влияние культурных трансформаций.

Они базируются на иной точке зрения, согласно которой процесс модернизации в её западном варианте начинается с трансформации тех или иных форм общественного сознания и культуры.

В основном процесс модернизации рассматривается в рамках либеральной теории модернизации. По мнению представителей этой теории, все страны развиваются по единой схеме и образцу. Её основными чертами должны стать такие западные черты общества и государства, как:
 рыночная экономика,
 открытое общество,
 новые информационные технологии,
 развитые сети коммуникаций,
 социальная мобильность,

 рациональность,
 плюрализм,
 демократия,
 свобода.

Либеральная теория подверглась критике. Она носит явный идеологический характер Западной европейской цивилизации. Эта теория предполагает экспансию западных ценностей и моделей, зависимый характер развития, непригодный, по мнению критиков, для других (не европейских) цивилизаций.

Несмотря на позитивный эффект проявлений модернизации, исследователи признают, что существуют не только положительные, но и отрицательные её последствия:
• уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов,
• социальная дезорганизация
• аномия
• рост девиантного поведения и преступности.

Кое-где это приводит к затяжному кризису социальной системы, в состоянии которой общество не может даже контролировать процесс накопления отклонений.

Так же, как модернизация общества изучается и модернизация личности. На основании социологических исследований построена аналитическая модель современной личности, имеющей следующие качества:

• открытость к изменениям;
• готовность к плюрализму мнений;
• ориентация на современность и будущее, а не на прошлое;
• экономия времени, пунктуальность;
• убежденность в способности организовать жизнь так, чтобы преодолевать создаваемые ею препятствия;
• планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни;
• вера в предсказуемость социальной жизни;
• чувство справедливости распределения — вознаграждение по возможности зависит от мастерства и вклада;

• высокая ценность образования;
• уважение достоинства других независимо от их статуса.

Составляющие процесса модернизации.

Модернизированное общество часто рассматриваются как отдельные процессы экономической, политической, социальной и культурной модернизации.

Рис. 3. Роботизация и инноватизация производства

Экономическая модернизация:
• замена силы человека или животного на силу пара, электричества или атомную энергию;
• замена орудий труда машинами и сложными технологиями;
• рост производства и торговли при сокращении добычи сырья;
• растущая индустриализация.

Модернизация привела к росту товарно-денежных отношений в производстве, что привело к развитию

капитализма. Это, в свою очередь, повлекло распространение рыночных отношений.

Экономическая модернизация также предполагает постоянное совершенствование методов управления экономикой и производственных технологий, что способствовало появлению рациональной бюрократии, менеджмента и экономической науки.

Политическая модернизация:
• создание современного суверенного государства;
• усиление роли государства;
• рост численности граждан.

Политическая модернизация началась с появления в Европе первых национальных централизованных государств, установлению конституционного строя, парламентской форме правления, внедрения принципа разделения властей, становления политических партий, всеобщего избирательного права, правового государства, развития демократии и внедрения паритетной демократии.

В то же время она привела и к образованию мировых колониальных империй (начало XVI в.) и — в XIX в. — к развитию империализма как способа, направленного на разделение мира на зависимые территории.

Социальная модернизация:

предполагает формирование открытого общества с динамичной социальной системой. Такое общество возникло и развивалось на основе рыночных отношений, правовой системы. Демократия в таком социуме необходима для того, чтобы было возможно быстро вносить изменения в правила игры.

Культурная модернизация:

предполагает формирование унифицированной культуры, базирующейся на идее прогресса, счастья, на развитии индивидуализма:
• распространение грамотности и светского образования;

• вера в науку и технологии;
• осознание того, что вознаграждение должно соответствовать вкладу индивидуума, а не каким-нибудь другим его особенностям.

В западных странах культурная модернизация привела к Реформации и Контрреформации, важными этапами культурной модернизации были позднее Возрождение, эпоха Гуманизма, Просвещения.

Вследствие культурной модернизации в ХVIII–ХХ вв. имели место уменьшение роли традиционных ценностей (семьи, религии, морали), освобождение сексуального поведения от власти традиций (сексуальная революция), появление массовой культуры.

Различают два типа модернизации:
органическая


неорганическая

Органическая модернизация проходила в тех странах, которые были новаторами на этом пути, и разворачивалась благодаря внутренним коренным изменениям в сфере культуры, мировоззрения.

Её становление связывают с первой промышленной революцией и внедрением равных гражданских прав, демократизацией.

Неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых и осуществляется преимущественно под влиянием заимствования чужих технологий и форм организации производства и общества, приглашение специалистов, обучение кадров за рубежом, привлечение инвестиций.

Начинается же она не в сфере культуры, а в экономике и политике и в последнем случае определяется как догоняющая модернизация.

Чаще всего термин «догоняющая модернизация» употребляется в отношении бывших колоний и полуколоний после получения ими политической независимости.

Обычно догоняющая модернизация создаёт острова, анклавы современной жизни, например крупные города, подобные Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро в Бразилии, Москве и Санкт-Петербургу в России, существенно отличаются от провинции и образом жизни, и состоянием сознания.

Такая анклавная модернизация, ломая традицию, ставит общество перед отсутствием духовной перспективы. Она создаёт очевидное неравенство, обещая равные шансы (чего не делало традиционное общество), но поскольку реальны эти шансы не для всех, растёт социальное недовольство, которое стимулирует привязанность широких провинциальных масс к альтернативной идеологии — к коммунизму в России, к фундаментализму в Турции.

Проблемы стран, ставших на путь самостоятельного развития, состоят в том, чтобы эффективнее, экономичнее и рациональнее применить модернизационную модель, перенести её на национальную почву за счёт сочетания собственных традиций и ресурсов и определенной внешней помощи.

Теперь «эталонный» подход к модернизации вытеснен взглядами на модернизацию как национальный проект, осуществляемый странами ради уменьшения неравномерности уровней развития и как средство преодоления колониального состояния.



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 2
§ 6 стр. 42-47

Составление конспекта по плану:

1. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
2. Человек в системе экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Что такое модернизация с различных точек зрения?
2. Является ли модернизация обязательным условием успешного развития?
3. Перечислите основные типы и виды модернизации?

Сферы жизни общества — презентация на Slide-Share.

ru 🎓

1

Первый слайд презентации: Сферы жизни общества

Изображение слайда

2

Слайд 2: ОБЩЕСТВО

Общество- это совокупность отношений между людьми, разумно организованная жизнь и деятельность их больших групп. Сферы общественной жизни – области общественной жизни, в которых удовлетворяются важнейшие потребности людей. Общество разумно устроено. Все сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны друг с другом. ОБЩЕСТВО

Изображение слайда

3

Слайд 3: Сферы жизни общества

Выделяют четыре главные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную и духовную. Центральное место человека символично — он вписан во все сферы жизни общества. Сферы жизни общества

Изображение слайда

4

Слайд 4

Изображение слайда

5

Слайд 5: Экономическая сфера

включает фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, шахты и др. То есть всё то, что позволяет обществу производить такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные материальные потребности людей — в пище, жилье, одежде, досуге и т.д. Основная задача экономической сферы — организация деятельности больших групп людей по производству, потреблению и распределению товаров и услуг. Экономическая сфера

Изображение слайда

6

Слайд 6: Экономическая сфера

В экономической жизни участвует всё население. Дети, пенсионеры, инвалиды в большинстве своём не являются производителями материальных благ. Но они участвуют в обмене — когда покупают товары в магазине, распределении — когда получают пенсии и пособия, и, конечно, в потреблении материальных благ. Экономическая сфера

Изображение слайда

7

Слайд 7: Экономика

— наука, изучающая сферу хозяйственной деятельности общества. Слово Эконо́мика (от греч. Ο ίκοςνομος )- (искусство ведения домашнего хозяйства) Экономика

Изображение слайда

8

Слайд 8: Политическая сфера

включает государство и органы государственной власти и управления. В России — это Президент, правительство, парламент (Федеральное Собрание), местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная службы, а также политические партии. Основная задача политической сферы — обеспечение порядка в обществе и его безопасности, разрешение социальных конфликтов, принятие новых законов и осуществление контроля за их исполнением, защита внешних границ, сбор налогов и т.д. Политическая сфера

Изображение слайда

9

Слайд 9: Политология

Политика (от греч. Polis )- государство,страна Первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. В настоящее время -общественная деятельность, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Политология – наука о политике. Политология

Изображение слайда

10

Слайд 10: Политическая сфера

Изображение слайда

11

Слайд 11: Социальная сфера

включает повседневные взаимоотношения людей, а также больших социальных групп общества: народов, классов и т. д. К социальной сфере относятся и различные учреждения по обеспечению жизнедеятельности людей. Это магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение (поликлиники и больницы), связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы). Важное место в социальной сфере занимают органы социальной защиты и социального обеспечения. Они призваны оказывать социальную помощь нуждающимся: пенсионерам, безработным, многодетным семьям, инвалидам, малообеспеченным людям. Социальная сфера

Изображение слайда

12

Слайд 12: Социальная сфера

Изображение слайда

13

Слайд 13: Социология

– (от греч. Socium )- общество. Наука, изучающая жизнь и развитие общества, его деление на слои и группы, законы, по которым строятся отношения между этими группами и входящими в них людьми. Социология

Изображение слайда

14

Слайд 14: Духовная сфера

Духовная культура (от греч. Cultura )- воспитание К духовной сфере относятся наука, образование, религия и искусство. Она включает университеты и академии, научно-исследовательские институты, школы, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, объединения верующих и т.д. Именно в этой сфере осуществляется накопление и передача духовных богатств общества следующим поколениям, а люди находят ответ на вопрос о смысле жизни и своего существования. Духовная сфера

Изображение слайда

15

Слайд 15: Духовная сфера

Структура духовной сферы религия   — форма мировоззрения, основана на  жизни общества на вере в сверхъестественные силы; мораль   — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков; искусство   — художественное освоение мира; наука  — система знаний о закономерностях существования и развития мира; право  — совокупность норм, поддерживаемых государством; образование  — целенаправленный процесс воспитания и обучения. Духовная сфера

Изображение слайда

16

Слайд 16: Проблемы

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу мыслей. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры. Проблемы

Изображение слайда

17

Слайд 17: Взаимосвязь четырёх сфер жизни общества

Все сферы жизни общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга. К примеру, если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица, растёт преступность. Успехи в одной, экономической, сфере влияют на благополучие в другой, социальной. Экономика может сильно влиять и на политику. Социальная сфера напрямую связана с политической жизнью. Изменения в политической сфере, например смена власти, приход к управлению государством других политиков, могут ухудшить условия жизни людей. Но возможна и обратная связь. Причиной смены власти часто становилось возмущение народных масс ухудшением своего положения.. Взаимосвязь четырёх сфер жизни общества

Изображение слайда

18

Слайд 18: Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны друг с другом

Изображение слайда

19

Последний слайд презентации: Сферы жизни общества: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Изображение слайда

1.

3. Сферы общества – SOOCIETY

Самоучитель по обществознанию — Общество

Сфера общества — это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей. В науке выделяют четыре сферы общества: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Экономическая сфера общества включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности. Экономическая сфера возникла одновременно с появлением общества. Для того чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к тяжелым условиям окружающей среды. Первоначально человек брал от природы все, что нужно, в готовом виде. Современные ученые назвали этот способ производства присваивающей экономикой. Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых можно было более эффективно решать проблему пропитания. Шкуры убитых на охоте зверей использовались для изготовления одежды. Из глины и дерева человек стал создавать различные предметы, необходимые в быту. Так производство материальных благ разделилось на производство продуктов питания и производство непродовольственных изделий.

Постепенно люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей. Человек приобретает более надежный источник питания и становится менее зависимым от капризов природы. Происходит первое общественное разделение труда (на земледельцев и скотоводов), радикально изменившее характер общественных отношений в первобытном обществе.

Процесс труда усложнялся, орудия труда совершенствовались. Результат труда стал зависеть от отдельной семьи. По мере перемещения и взаимодействия родоплеменных объединений родовые связи заменялись территориальными, родовая община трансформировалась в соседскую. Если в родовой общине существовали кровно-родственные связи между ее членами и общность имущества, то в соседской общине каждая семья обладала обособленным имуществом и собственностью на орудия труда и производимую продукцию, что создало основу для появления частной собственности.

Специализация производства сопровождалась дальнейшим совершенствованием орудий труда. Это привело, с одной стороны, к появлению излишков, т.е. части продукции, производимой сверх необходимой нормы потребления, а с другой стороны, к выделению ремесла в самостоятельную отрасль производства. Таким образом, произошло второе общественное разделение труда.

Представители трех групп людей — земледельцы, скотоводы и ремесленники — при наличии излишков неизбежно обменивались между собой результатами своего труда. Такой обмен, став систематическим, превращается в разновидность общественно полезной деятельности. Появляются группы людей (купцы, торговцы), выполняющие роль посредников между тремя группами производителей. Так произошло третье общественное разделение труда.

Обмен между производителями носил сначала натуральный характер. Стоимость вещи определялась в зависимости от ее нужности в данный момент времени. Это не всегда было удобно. Как, например, определить соотношение стоимости быка и топора? Поэтому люди придумали деньги, с помощью которых стали определять стоимость всех вещей.

С развитием общества усложняются способы производства, создаются новые, более совершенные орудия труда. В XV—XVII вв. на смену ремеслу приходит мануфактурное производство, основанное на разделении труда. А в XVII—XIX вв. во многих странах происходит промышленный переворот— переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Производство становится массовым. Увеличивается и объем потребления производимой продукции. Потребителями в той или иной мере выступают все члены общества, так как все нуждаются в пище, одежде, предметах обихода, но не все могут самостоятельно создавать эту продукцию.

Распределением материальных благ занимается государство. Оно изымает деньги у населения в виде налогов, а затем использует их для поддержания своей жизнедеятельности, содержания аппарата управления, а также для помощи определенным слоям населения. На протяжении многих веков роль государства в сфере распределения была незначительной. И только в XX в. усилились функции государства, связанные с содействием малоимущим категориям населения.

У Социальная сфера включает в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества. Элементами социальной сферы выступают как конкретные люди, имеющие определенный статус, т.е. занимающие то или иное положение, в обществе, так и общности людей, в которые они объединяются по определенному признаку.

Еще в первобытном обществе существовало разделение людей по половозрастному признаку. Мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством и воспитывали детей. Дети и старики принимали меньшее участие в производстве, чем остальные члены общества.

Увеличение объема производства и образование излишков производимой продукции привели со временем к появлению богатых и бедных. Так общество разделилось на группы по имущественному признаку. С появлением государства социальная структура общества усложняется. Небольшая часть общества сосредоточивает в своих руках материальные богатства и посредством государственной власти диктует остальной части общества свою волю. Общество делится на господствующий класс и зависимое население. Например, рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, капиталисты и наемные рабочие. Наряду с основными могут существовать и небольшие специфические группы населения.

В современном мире общество может делиться на множество разнообразных групп, выделяемых на основе определенных признаков: уровня доходов, профессии, возраста, политических взглядов и т.д. Каждый из нас может быть членом какой-либо одной или даже нескольких общностей. Человек является одновременно членом своей семьи, сотрудником на работе, членом какой-либо общественной организации или политической партии, может входить в определенную возрастную, этническую или религиозную группу.

Политическая сфера связана с понятием власти. Составляющий элемент власти — способность одних групп людей и их представителей влиять на другие группы. При этом возможность влияния опирается на обычай или закон. Основным элементом политической системы выступает государство. Оно имеет монополию на власть и может признать невозможным проявление любой другой власти.

Но было бы неправильно начинать отсчет развития политической сферы общества только с появления государства. Власть существовала и в догосударственный период. В первобытном обществе она исходила от всего рода и носила общественный характер. Наиболее важные вопросы решались на общем собрании, участвовать в котором имели право все взрослые члены рода. Для руководства общими делами избирались вожди и старейшины. Эти должности были не только выборные, но и сменяемые. Они не давали никаких преимуществ. Вожди и старейшины наравне с другими членами рода принимали участие в общественном труде и получали положенную им долю производимого продукта. Решающими критериями для избрания лидера рода были личные качества.

При передвижении родов неизбежным стало взаимодействие между ними. В случае установления добрососедских отношений роды объединялись в племена, а те — в союзы племен. Племя управлялось советом старейшин, который избирал племенного вождя. Во главе союза племен стоял совет племенных вождей и вождь союза. Эти должности на ранних этапах развития первобытного общества также были сменяемыми и не давали никаких привилегий.

Отношения между членами рода регулировались правилами поведения (социальными нормами), которые обобщенно стали называться обычаями, т.е. обычным, привычным поведением. Обычай — это общепринятое, исторически сложившееся правило поведения, которое закрепилось в результате многократного повторения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей. Обычаи исполнялись добровольно. Тем не менее в целях обеспечения присваивающей экономики и жизнедеятельности рода сформировались такие способы регулирования отношений, как дозволения, обязывания и запреты.

Дозволения существовали как рекомендации по определенному поведению в интересах рода. Обязывания имели целью обеспечение общественных дел — охоты, собирательства, распределения. Запреты представляли собой табу, подкрепленные страхом религиозного возмездия. В случае нарушения обычаев могло применяться и принуждение, исходившее от всего рода и носившее религиозный характер.

С развитием процесса перехода от родовой общины к соседской, накоплением излишков у отдельных семей и появлением имущественного неравенства изменяется и характер властеотношений. Община в этих условиях пытается сопротивляться имущественной дифференциации своих членов, но безуспешно — в связи с усложнением управленческой деятельности и возрастанием роли публичной власти,все более обосабливающейся от общества.

Должности вождей становятся наследственными. Лица, их занимающие, стремятся закрепить наследственный характер власти путем передачи сыновьям знаний и опыта управления. Вожди и старейшины приобретают привилегии, связанные с их положением («львиная доля» добычи, дополнительный надел земли и т.д.). Это усиливает имущественное расслоение, еще более отдаляя управленческую верхушку от основной массы рядовых общинников.

Увеличение объема производства требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет пленных, захваченных во время конфликтов с соседними племенами. Появление излишков привело к тому, что пленных перестали убивать и использовали как рабов.

В условиях вражды племен, при необходимости организации обороны или нападения, у многих народов сформировался своеобразный общественный строй, получивший название «военная демократия». Все мужчины были воинами. Однако выделилась группа людей, переставших заниматься производительным трудом, основным занятием которых стало военное дело. Они получали большую часть добычи в случае успешного набега на соседние племена. Свои же соплеменники выдавали воинам вознаграждение в качестве оплаты за охрану территории племени. Эти изначально добровольные подношения трансформировались в обязательную выплату дани на содержание армии и аппарата управления.

Возникавшее в этих условиях государство законодательно закрепляло неравенство членов общества, отдавая власть экономически и политически господствующей верхушке. На протяжении всей истории своего существования государство не допускало к осуществлению власти другие политические силы. Только в XIX— XX вв., в период становления и развития демократии, у общества появилась возможность влиять на политические решения через участие в формировании государственно-властных структур. В современном мире в политическую сферу общества входят не только государственные, но и общественные организации, в том числе и политические партии, которые, так или иначе, участвуют в политической жизни страны.

Духовная сфера общества включает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей. Одной из составляющих духовной сферы является культура. В широком смысле культура понимается как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования. В узком смысле культура — это совокупность знаний и ценностей, передаваемых последующим поколениям. Сюда входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, правила и нормы поведения, сложившиеся в обществе.

В результате деятельности людей и их объединений в духовной сфере создаются новые образцы культуры, появляются новые знания, передающиеся следующим поколениям и двигающие вперед общественный прогресс. Еще первобытные люди создавали наскальные рисунки. Затем человек стал украшать рисунками орудия труда и предметы быта. Тогда же появились первые религиозные верования — язычество, представлявшее собой обожествление сил природы.

Долгие столетия религия определяла отношение людей к окружающему миру. И только в Новое время на смену религиозному мировоззрению приходит научное. Научные знания обогатили духовный потенциал человечества, позволили объяснить многие явления природы и сделать открытия, продвинувшие вперед развитие общества.

Все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии. Нередко в рамках происходящих в обществе явлений сочетаются элементы различных сфер. Например, уровень доходов определяет место человека в социальной иерархии, непосредственно влияет на формирование его политических взглядов и на возможность получения образования и приобщения к культурным ценностям. На определенных этапах исторического развития влияние той или иной сферы общественной жизни может усиливаться. Так, в период революций определяющей становится политическая сфера, а в период реформ — экономическая и социальная сферы. Но несмотря на преобладающее влияние какой-либо сферы общественной жизни в данный исторический момент, роль остальных сфер не умаляется. Они лишь временно отступают на второй план, сохраняя свою значимость для существования и развития общества.

Вопросы и задания

1. Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете?

2. Какие составляющие включает экономическая сфера общества? Как они возникли?

3. В каких условиях и почему появилась частная собственность?

4. Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались социальные отношений на протяжении истории?

5. Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства?

6. Какое устройство общества называется «военная демократия»? Как оно повлияло на становление государства?

7. В чем состоят особенности духовной сферы общества?

8. Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие?

9. В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они существовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ.

10. Проведите исследование на тему «Я и сферы общества». Сделайте вывод о том, какая из сфер общества играет решающую роль в вашей жизни.

1.4. Деятельность как способ существования общества →

← 1.2. Общество и природа

Взгляды на религию и политику в Центральной и Восточной Европе

Жители Центральной и Восточной Европы в целом считают, что церкви и другие религиозные учреждения, которые в советское время были в значительной степени скрыты, теперь снова в общественной сфере, вносят положительный вклад в жизнь общества. Респонденты в регионе склонны говорить, что церкви играют полезную роль в их странах, укрепляя социальные связи и помогая бедным.

В то же время значительное количество людей во многих странах — в том числе большинство в некоторых — также говорят, что религиозные институты чрезмерно сосредоточены на деньгах и власти, чрезмерно сосредоточены на правилах и слишком вовлечены в политику. Действительно, большинство в большинстве опрошенных стран предпочитают, чтобы религия была отделена от государственной политики, и говорят, что религиозные лидеры не должны иметь никакого влияния в политических вопросах (даже если они считают, что те же самые религиозные лидеры имеют хоть какое-то политическое влияние).

Взрослые в странах с православным большинством более комфортно относятся к государственной поддержке религии, чем опрошенные жители стран с католическим большинством или религиозно смешанных стран. В Грузии и Армении, например, преобладает мнение, что правительство должно продвигать религиозные убеждения и ценности.

Люди в православных странах также чаще, чем другие в регионе, предпочитают государственное финансирование основной религиозной конфессии в своей стране – во многих случаях национальной православной церкви, такой как Сербская православная церковь. Но менее половины в большинстве случаев поддерживают государственное финансирование других религиозных групп или говорят, что мусульманским религиозным организациям должно быть разрешено получать иностранное финансирование.

Отношение к религиозным учреждениям в регионе скорее положительное, чем отрицательное, но не везде

Чтобы оценить отношение к религиозным учреждениям в целом, в опросе респондентов спрашивали, согласны они или не согласны с серией из шести утверждений, три из которых предлагали потенциальные положительные качества религиозных учреждений и три, которые предлагали отрицательные. В целом, взрослые в регионе с большей вероятностью согласятся с положительными утверждениями. В большинстве опрошенных стран примерно половина или более говорят, что религиозные институты укрепляют нравственность в обществе, объединяют людей и укрепляют социальные связи, а также играют важную роль, помогая бедным и нуждающимся.

Но значительная доля, а в некоторых случаях и большинство, в регионе также говорят, что религиозные институты слишком много внимания уделяют деньгам и власти, слишком много внимания уделяют правилам или чрезмерно вовлечены в политику. В Польше, например, большинство считает, что все три вещи имеют место, и в целом доля поляков, согласных с этим негативным взглядом на религиозные институты, выше, чем с позитивным. На самом деле, поляки примерно так же, или на больше, чем чехи, склонны негативно относиться к религиозным институтам, даже несмотря на то, что подавляющее большинство поляков являются католиками, в то время как большинство чехов не религиозны. А в Боснии и Хорватии мнения о том, что религиозные институты слишком озабочены деньгами и властью (66% и 69%).% соответственно) и чрезмерное участие в политике (71% и 72%) встречаются гораздо чаще, чем представления о том, что они укрепляют нравственность в обществе, укрепляют социальные связи или помогают бедным.

Мнение о том, что религиозные институты укрепляют нравственность в обществе, более распространено в странах с православным большинством, чем где-либо еще в регионе. Об этом говорит большинство в семи из 10 опрошенных православных стран, в том числе подавляющее большинство в Грузии (80%).

Для сравнения, эта позиция менее распространена в странах с католическим большинством.

Взрослые, которые хотя бы раз в неделю посещают религиозные службы, и те, кто говорит, что религия хотя бы в какой-то степени важна в их жизни, с большей вероятностью, чем те, кто менее соблюдает религиозные обряды, положительно относятся к религиозным учреждениям.

Взрослые, не принадлежащие к религии, с другой стороны, более склонны выражать негативное отношение к религиозным учреждениям. Во всех семи странах с адекватными размерами выборки неаффилированных взрослых менее половины считают, что религиозные институты укрепляют нравственность в обществе, в то время как значительно больше говорят, что религиозные институты чрезмерно озабочены деньгами, властью и правилами.

И тем не менее, значительная часть нерелигиозных взрослых (иногда называемых «неверующими») выражает некоторое положительное отношение к религиозным учреждениям. Например, в Эстонии большинство «неверующих» (62%) говорят, что религиозные учреждения играют важную роль в помощи бедным и нуждающимся. И примерно четверть или более неаффилированных взрослых во всех семи странах говорят, что религиозные институты укрепляют социальные связи.

Большинство считает, что религия должна быть отделена от государственной политики

В большинстве опрошенных стран большинство или множество людей говорят, что «религия должна быть отделена от государственной политики», а не придерживаются противоположной точки зрения, согласно которой «государственная политика должна поддерживать распространение религиозных ценностей и верований». Настроения в пользу отделения религии от правительства наиболее сильны в Боснии, религиозно смешанной стране, которая пережила войну 1990-х годов на религиозной и этнической основе, и в Чешской Республике, где большинство населения не имеет религиозной принадлежности.

Тем не менее, в каждой опрошенной стране примерно каждый пятый или более респондентов говорят, что правительства должны продвигать религиозные ценности, в том числе большинство в Армении (59%) и примерно половина в Грузии (52%).

Люди в странах с православным большинством особенно склонны поддерживать государственную поддержку распространения религиозных ценностей. Около трети или более поддерживают это в каждой опрошенной стране с православным большинством. Напротив, в странах с католическим большинством, религиозно неаффилированных или религиозно смешанных странах поддержка правительства по продвижению религиозных ценностей и верований обычно ниже.

Респонденты, не принадлежащие к какой-либо религии, и респонденты с низким уровнем религиозности с большей вероятностью выступают за отделение религии от государства. Люди с высшим образованием также особенно склонны занимать эту должность.

Многие считают, что религиозные лидеры имеют, по крайней мере, некоторое влияние на политику, но большинство считает, что это не должно иметь место , не слишком сильно влияет или совсем не влияет? Большинство или множество взрослых в большинстве опрошенных стран говорят, что эти лидеры имеют, по крайней мере, некоторое влияние на политику своей страны. Сюда входят примерно трое из десяти или более в Боснии, Хорватии и Польше, которые говорят, что религиозные лидеры в их стране имеют большое влияние в политических вопросах.

Даже в неаффилированной Чехии большинство людей говорят, что религиозные лидеры хоть как-то влияют на политику.

Две страны с католическим большинством, Польша и Хорватия, имеют одну из самых высоких долей людей, говорящих, что религиозные лидеры имеют хоть какое-то влияние на политику в их стране (75% и 71% соответственно).

Параллельный вопрос, в котором респондентам задавали вопрос о том, какое влияние религиозные лидеры должны иметь на политику (и им были даны те же четыре варианта ответа), показывает, что в большинстве стран, где религиозные лидеры, по общему мнению, имеют политическое влияние , большинство выступают против , которые влияют.

В Польше, Боснии, Хорватии и Греции, где около двух третей или более говорят, что религиозные лидеры имеют влияние в политике, примерно две трети или более предпочли бы, чтобы эти лидеры имели либо «не слишком большое влияние» в политических вопросах, либо «совсем никакого влияния». Например, в Боснии 72% говорят, что религиозные лидеры имеют хоть какое-то влияние на политику своей страны, а 82% говорят, что они имеют такое большое влияние.

В целом, большинство в 14 из 18 опрошенных стран считают, что религиозные лидеры не должны иметь никакого влияния на политические дела. Армения — единственная страна, где большинство респондентов (56%) считают, что религиозные лидеры должны иметь «большое влияние» (21%) или «некоторое влияние» (35%) в политике.

Религиозно соблюдающие взрослые (т. е. те, кто говорит, что религия очень важна в их жизни, молятся ежедневно или еженедельно посещают религиозные службы) чаще, чем другие, считают, что религиозные лидеры должны иметь влияние на политические вопросы. И в целом нерелигиозные респонденты реже, чем мусульмане, католики или православные, занимают эту позицию.

Существенная поддержка государственного финансирования главной церкви или религиозного учреждения страны

В каждой стране респондентов спрашивали, должна ли доминирующая церковь или религиозное учреждение в их стране получать финансовую поддержку от правительства. Например, россиян спрашивали, должна ли Русская православная церковь получать государственное финансирование, а венгров — о Римско-католической церкви в Венгрии. (В Боснии респондентов спрашивали о государственном финансировании региональных церквей; результаты здесь не анализируются, потому что этот вопрос нельзя было напрямую сравнивать с вопросами, заданными в других странах. Полные результаты см. в верхней строке.)

Половина или более взрослых в семи из 17 проанализированных стран и значительная часть взрослых в других странах говорят, что доминирующая церковь в их стране должна получать финансовую поддержку от правительства.

Взрослые в странах с православным большинством особенно склонны выражать поддержку этому типу государственного финансирования. В большинстве православных стран больше голосов говорят, что правительство должно поддерживать национальную православную церковь, чем говорят, что не следует. Например, в России 50% поддерживают государственное финансирование Русской православной церкви по сравнению с 38%, которые выступают против.

С другой стороны, в странах с католическим большинством, таких как Литва, Венгрия, Хорватия и Польша, менее половины респондентов считают, что католическая церковь должна получать государственные средства.

Во всем регионе те, кто говорит, что религия хотя бы в какой-то степени важна в их жизни, значительно чаще, чем другие, выступают за государственное финансирование доминирующей церкви в их стране. Аналогичная картина возникает при сравнении тех, кто ежедневно молится или еженедельно посещает церковь, с теми, кто делает это реже.

Женщины чаще, чем мужчины, говорят, что церкви должны получать финансовую поддержку от государства, а респонденты, не имеющие высшего образования, чаще говорят это, чем выпускники колледжей.

Меньшая поддержка государственного финансирования других религиозных групп

Должны ли религиозные группы, кроме доминирующей в стране конфессии, получать финансирование от правительства? Почти в каждой стране, где проводился опрос, меньше людей выступают за государственное финансирование других религиозных групп, чем за государственную финансовую поддержку доминирующей церкви.

В странах с православным большинством доля взрослых, которые поддерживают государственное финансирование других религиозных групп, как правило, значительно ниже, чем доля, поддерживающая государственное финансирование национальной православной церкви. В России, например, 50% говорят, что они поддерживают государственное финансирование Русской православной церкви, по сравнению с 26%, которые поддерживают государственное финансирование других религиозных организаций.

Для сравнения, в большинстве других опрошенных стран существует меньший разрыв между долей людей, поддерживающих государственное финансирование католических или лютеранских церквей, и долей тех, кто выступает за государственное финансирование других религиозных групп.

В целом низкая поддержка иностранного финансирования религиозных групп, особенно мусульман

В большинстве стран менее половины респондентов считают, что иностранное финансирование религиозных организаций – мусульманских или христианских – должно быть разрешено. Но больше людей в преимущественно христианском регионе говорят, что христианским религиозным организациям в их стране должно быть разрешено получать иностранное финансирование, чем говорят то же самое о мусульманских организациях.

Мусульмане в регионе чаще, чем другие, говорят, что иностранное финансирование мусульманских религиозных организаций должно быть разрешено. Тем не менее, в четырех странах, где размеры выборки мусульман достаточно велики для анализа, мусульмане с такой же вероятностью поддержат предоставление иностранных средств для христианских религиозных организаций, как и для мусульманских.

Армения – единственная из опрошенных стран, где доля поддержки иностранного финансирования мусульманских организаций намного превышает долю поддержки иностранного финансирования христианских организаций (74% против 37%). Одна из теорий, объясняющая широкую поддержку армянами разрешения мусульманским организациям получать иностранное финансирование, заключается в том, что многие армяне знают (и принимают) иранское финансирование недавней реставрации Голубой мечети в Ереване. Армения и соседний Иран имеют тесные политические и культурные связи, и мечеть в основном используется иранцами, посещающими или проживающими в Ереване, столице Армении. 28

 

Христиане должны сыграть свою роль в защите демократии в США

Как христианам заниматься политикой? На этот вопрос сложно ответить в 2022 году, когда белые христианские националисты привлекают к себе так много внимания в обществе и СМИ. Но христиане могут сыграть положительную роль в защите американской демократии и построении справедливого, инклюзивного общества. Центр американского прогресса взял интервью у одного из самых влиятельных христианских лидеров страны, преподобного Адама Рассела Тейлора, в декабре 2021 года по электронной почте, чтобы лучше понять христианское политическое участие в данный исторический момент и найти вдохновение у влиятельных исторических лидеров. таких как преподобный доктор Мартин Лютер Кинг-младший

Преподобный Тейлор является президентом экуменической христианской организации Sojourners с 2020 года. Он сменил преподобного Джима Уоллиса, который основал организацию для обеспечения справедливости и мира. Тейлор также является автором новой книги «Более совершенный союз: новое видение построения любимого сообщества ». Ранее он руководил Инициативой веры в Группе Всемирного банка и был вице-президентом World Vision U.S. Преподобный Тейлор рукоположен в Американских баптистских церквях США и Прогрессивной национальной баптистской конвенции и служит в служении в баптистской церкви на Альфред-Стрит в г. Александрия, Вирджиния. CAP признал его одним из наших «религиозных лидеров, за которыми стоит следить в 2020 году».

CAP: В своей новой книге вы пишете: «Видение Возлюбленного Сообщества вдохновило движение за гражданские права, но с тех пор оно часто оказывалось в тени и шло под откос». Почему нравственное видение преподобного доктора Мартина Лютера Кинга было важно для политических приоритетов движения за гражданские права и как оно было затмито и пущено под откос?

Преподобный Тейлор: Видение Возлюбленного Сообщества стало путеводной звездой и мета-нарративом в движении за гражданские права. Видение ясно показало, что цели движения за гражданские права повсеместно коренятся как в наиболее глубоко укоренившихся убеждениях многих основных религиозных традиций, так и в наиболее заветных идеалах и стремлениях, связанных с Конституцией и нашей демократией, таких как неотъемлемая достоинство и ценность каждого человека. В то время как движение за гражданские права так часто опиралось на черную церковь и подпитывалось ею, движение приветствовало и привлекало американцев из всех религиозных традиций и слоев общества. Видение Возлюбленного Сообщества также ясно показало, что фундаментальная приверженность ненасилию служит как этикой, так и средством достижения Возлюбленного Сообщества.

Есть много факторов, которые затмили и разрушили это нравственное видение в конце 1960-х годов, в том числе убийство доктора Кинга, ставшее трагическим переломным моментом, когда движение остановилось. Другие факторы включают в себя убийство Роберта Кеннеди, победу Ричарда Никсона на выборах после разжигания страха белых и обращения к ним с помощью южной стратегии, продолжающуюся эскалацию разрушительной войны во Вьетнаме и обострение культурных столкновений внутри страны. После этих событий более глубокие духовные основы и более широкое и смелое моральное видение движения отступили.

CAP: Вы призываете христиан быть активными в продемократическом движении: «В то время как многие силы подрывают нашу демократию, наши голоса, наша активность и наши голоса представляют собой как противоядие, так и возобновляемый источник возрождения демократии». Как вы отвечаете критикам, считающим, что участие христиан в политике стало основным фактором, способствующим подрыву демократических норм?

Преподобный Тейлор: Вопрос должен заключаться не в том, призваны ли христиане заниматься политикой, а в том, как мы участвуем. Следование за Христом имеет глубокие политические, экономические и социальные последствия. Участие в нашей демократической системе для защиты наиболее уязвимых и обеспечения справедливости является неотъемлемой частью христианского ученичества. При этом мы должны заниматься политикой таким образом, который ставит во главу угла наши религиозные ценности, такие как приверженность любви к нашим врагам, что кажется особенно своевременным и революционным в нашей нынешней поляризованной и столь часто язвительной политике.

Следование за Христом имеет глубокие политические, экономические и социальные последствия. Участие в нашей демократической системе для защиты наиболее уязвимых и обеспечения справедливости является неотъемлемой частью христианского ученичества. Преподобный Адам Рассел Тейлор

Доктор Кинг однажды написал: «Церкви нужно еще раз напомнить, что {она} должна быть не хозяином или слугой государства, а совестью государства». Это сосредоточение на том, чтобы быть совестью, по-прежнему крайне необходимо, и оно помогло бы общинам избежать ловушек и опасностей, связанных с попытками быть хозяином государства или в конечном итоге служить ему слугой.

CAP: Ваша глава «Искупление патриотизма» провела интересную связь между христианским таинством причастия и исследованием американской истории. «Покаяние в наших неудачах позволяет нам создать более подлинное пространство для реализации этого более совершенного союза, чтобы прославлять идеалы, которые делают Америку достойной любви и почитания», — пишете вы. Каковы ваши самые важные причины, по которым вы считаете, что Америку стоит любить? И какое у вас сообщение для тех, кто считает, что признание грехов Америки умаляет патриотизм?

Преподобный Тейлор: Я считаю, что идеалы и устремления Америки, восходящие к нашему основанию, достойны восхищения и заслуживают полной реализации. Ключ в том, чтобы понять, что, к сожалению, они были серьезно скомпрометированы с самого начала из-за рабства, неравенства женщин, геноцида коренных американцев и многого другого. Искупление патриотизма требует понимания и неустанной работы, чтобы сократить разрыв между идеалами Америки и реальностью для многих людей, особенно цветных людей и людей с другими маргинальными идентичностями.

Искупление патриотизма требует понимания и неустанной работы, чтобы сократить разрыв между американскими идеалами и реальностью для многих людей, особенно цветных людей и людей с другими маргинальными идентичностями. Преподобный Адам Рассел Тейлор

Но приверженность, которую столь многие демонстрировали на протяжении этих столетий, чтобы сократить этот разрыв, особенно афроамериканцы, для совместного создания Америки, которая действительно соответствует своим основополагающим идеалам, — я не могу себе представить большего выражения любви к этой стране. чем это. Это искупает и продвигает патриотизм, чтобы назвать и попытаться исправить эти грехи. Я считаю, что право критиковать Америку и отстаивать ее высшие идеалы — это великолепие и то, что мне нравится в Америке.

CAP: Пятьдесят семь процентов белых христиан-евангелистов согласны с утверждением: «Я бы предпочел, чтобы США были страной, состоящей в основном из людей, следующих христианской вере», а не страной, состоящей из людей, принадлежащих к широкий спектр религий — согласно новому опросу Института исследования общественной религии. Каковы опасности того, чтобы позволить этому взгляду утвердиться? Какую связь вы видите между такого рода христианским национализмом и превосходством белых? И какая ответственность лежит на христианах в борьбе с христианским национализмом?

Преподобный Тейлор: Я думаю, это невероятно опасно, что это мнение укоренилось среди стольких людей в этой стране и подрывает целостность христианской веры и свидетельства. И связь между христианским национализмом и превосходством белых действительно фундаментальна — я не думаю, что их действительно возможно распутать или разделить. На самом деле, во многих случаях христианский национализм — это чуть более социально приемлемый способ для людей заявить, что они хотят вернуться в прошлое, где превосходство белых не оспаривалось так сильно.

Связь между христианским национализмом и превосходством белых действительно фундаментальна — я не думаю, что их действительно возможно распутать или разделить. Преподобный Адам Рассел Тейлор

Христиане, безусловно, обязаны выступать против этих взглядов и призывать людей к приверженности антирасизму. Мы должны проводить четкое различие между деструктивным национализмом, который в первую очередь определяется страхом перед различными «другими», и искупительным патриотизмом, который рассматривает растущее расовое и религиозное разнообразие Америки как неотъемлемую часть силы настоящего и будущего нации.

В главе, посвященной «Разоблачению мифов Америки», я рассказываю о том, как мы должны развенчать ряд основополагающих мифов, формирующих ДНК нации, в том числе миф о том, что мы — христианская нация. Правда в том, что мы были основаны на четкой приверженности отделению церкви от государства и стремлению стать религиозно инклюзивной и плюралистической нацией.

CAP: Sojourners — известная христианская правозащитная организация, которая рассматривается как нравственный голос во многих областях государственной политики. Как вы определяете, когда, где и как Sojourners занимается защитой интересов?

Преподобный Тейлор: Нашим главным ориентиром всегда были приоритеты, ценности и обязательства, уходящие своими корнями в Библию, с точки зрения того, какую позицию занимать по актуальным вопросам — и, возможно, ни один библейский текст, кроме Матфея 25 :32-40. По сути, мы смотрим на любую конкретную проблему и спрашиваем: «Как это влияет на тех, кто находится в наиболее уязвимом положении и наиболее маргинализирован — другими словами, на современную версию вдовы, сироты, незнакомца и бедняка? Этот законопроект помогает или вредит людям без документов? Помогает ли этот законопроект тем, кто испытывает голод и нищету, или вредит им?

Что касается конкретной тактики или того, как мы распределяем персонал и другие ресурсы по различным вопросам, это всегда важно и постоянно обсуждается в нашей команде сотрудников и при консультациях с нашими партнерами по коалиции в сфере правосудия. Мы также стараемся сохранять твердую решимость играть пророческую роль, говоря истину силам об особой заботе Бога об маргинализированных и уязвимых, а также наводить мосты с людьми, от которых мы придерживаемся различных богословских и идеологических взглядов, для продвижения и решения общих проблем. беспокойство.

CAP: Каковы самые большие изменения в христианской политической защите, которые вы наблюдаете в стране?

Преподобный Тейлор: Я думаю, что два самых больших изменения, которые мы наблюдаем, происходят в новом поколении христианских активистов, и это касается, в частности, двух вопросов. Во-первых, все больше и больше молодых христиан участвуют в защите интересов глобального климатического кризиса, признавая глубокое влияние этого вопроса на все остальные проблемы, которые нас волнуют. Я бы также сказал, что вы видите все больше и больше молодых христиан, приверженных утверждению прав и борьбе за полное включение ЛГБТКИА+ людей. Еще одним значительным сдвигом является степень, в которой белое евангелическое движение все больше становится преимущественно политическим и пристрастным, совсем недавно присоединившимся к бывшему президенту Дональду Трампу и капитулировавшим перед ним, а не теологическим и религиозным. Эта тенденция продолжает наносить ущерб репутации христианской веры и способствует оттоку особенно молодых христиан от евангелизма.

CAP: Д-р Кинг понял мудрость и глобальный консенсус Всеобщей декларации прав человека 1948 г., что, цитируя д-ра Кинга , «мы пойманы в неизбежную сеть взаимности, связанную единым одежда судьбы». И что наши гражданские и политические права неразрывно связаны с нашими экономическими, социальными и культурными правами, такими как право на достойное жилье, здравоохранение, питание, прожиточный минимум. Что произошло в Америке — и в мире — чтобы разрушить этот консенсус? Почему мы отвергли эту мудрость? А кто сегодня знаменосцы его возрождения?

Преподобный Тейлор: Война во Вьетнаме, за которой последовали убедительные победы Никсона в 1972 году и Рональда Рейгана в 1980 и 1984 годах, привела к расколу коалиции, составлявшей движение за гражданские права, и в некотором смысле так и не восстановился полностью. Я также не уверен, что когда-либо существовал глубокий и прочный консенсус в отношении того, что наши гражданские и политические права неразрывно связаны с нашими экономическими, социальными и культурными правами; таким образом, по-прежнему существует настоятельная необходимость достижения этого консенсуса.

Также важно помнить, что Кампания бедных, которая явно стремилась установить эту связь между гражданскими и экономическими правами, имела место после убийства Кинга и не смогла набрать такой импульс, как предыдущие кампании за гражданские права. На самом деле убийство Кинга произошло через год после его знаменитой речи в Риверсайдской церкви, когда он открыто выступил против войны во Вьетнаме и назвал «расизм, крайний материализм и милитаризм» тремя основными взаимосвязанными злыми тройками. Эта пророческая антивоенная позиция и его растущая критика американского капитализма сделали его непопулярным на момент смерти даже среди многих бывших союзников.

Сегодня современная Кампания для бедных блестяще стремится рассматривать все эти права как взаимосвязанные и взаимозависимые, и преподобный Уильям Барбер II является важным национальным голосом и знаменосцем этого обязательства.

CAP: Если бы вы хотели оставить читателям один вывод, что бы это было?

Преподобный Тейлор: Наша нация срочно нуждается в общем и объединяющем моральном видении, которое может излечить и преодолеть многие из наших глубоких разногласий и предоставить дорожную карту для того, как мы совместно создадим более справедливую и инклюзивную многорасовую демократию. Создание любимого сообщества — это и путешествие, и пункт назначения. Вместо того, чтобы быть утопическим видением журавля в небе, как лучше всего выразилась Коретта Скотт Кинг в своей книге Моя жизнь, моя любовь, мое наследие (стр. 186–187):

[Т]возлюбленное сообщество — это реалистичное видение достижимого общества, в котором проблемы и конфликты существуют, но решаются мирным путем и без горечь. В Возлюбленном Сообществе забота и сострадание определяют политическую политику, которая поддерживает искоренение во всем мире нищеты и голода, а также всех форм фанатизма и насилия. Возлюбленное Сообщество — это состояние сердца и разума, дух надежды и доброй воли, преодолевающий все границы и преграды и объемлющий все творение. По своей сути Возлюбленное Сообщество является двигателем примирения. Этот образ жизни кажется далеким от того мира, который мы имеем сейчас, но я верю, что это цель, которую можно достичь с помощью мужества и решимости, а также посредством образования и обучения, если достаточное количество людей готовы сделать необходимое. обязательство.

Заключение

Завтра исполняется год со дня кровопролитного восстания 6 января в Капитолии США. Пока нация размышляет об этом моменте и продолжающейся борьбе за демократию, ей необходимо бороться с религиозными элементами как белого христианского национализма, продемонстрированного в тот день, так и продемократического религиозного движения. Религиозные лидеры помогали укреплять демократию на протяжении всей истории США, а также служили лучшим противовесом антидемократическим элементам в стране, которые злоупотребляли религией. Христиане, люди других вероисповеданий и нерелигиозные люди могут найти надежду в свидетельстве преподобного Адама Рассела Тейлора и его защите социальной справедливости вместе с лидерами других религиозных традиций.

Это интервью было отредактировано для большей ясности.

Духовное — это политическое | Проект «Быть»

В эти дни я часто думаю о границе, если она существует, между политическим и духовным.
Если вы зайдете в книжный магазин, большая часть материала о том, что классифицируется как «духовность», находится в разделе «самопомощь»/Нью Эйдж. Некоторые из них весьма глубоки и глубоко преобразуют. Много, ну может меньше.

Часть «помощи» в «самопомощи» — с утверждением, что мы каким-то образом нуждаемся в помощи — имеет свои проблемы. И, конечно же, есть неизбежная часть, когда «духовные» решения превращаются в товар, превращаются в вещи, продаются и продаются. Мастерская здесь, книга там, ретрит здесь, бегство там. Обещаний «счастья» и «целостности» предостаточно…

Но мое внимание в этих книгах привлекает «я». Часть «я» утверждает прежде всего, что мы относимся к вопросам духа как к вопросам отдельные заботы и занятия. Чтобы быть щедрым, я понимаю. Любое реальное изменение должно начинаться изнутри. В конечном счете, если мы хотим изменить мир, мы должны изменить самих себя. Мы должны воплотить перемены, которые хотим видеть в мире. Как давным-давно напомнил нам Конфуций, добродетель начинается в сердце и струится все дальше и дальше, чтобы преобразить семью, общество, нацию и мир.

Тем не менее, духовность никогда не является исключительной сферой личности. Давайте даже выйдем за пределы духовности, которая приобрела несколько «мягкий» оттенок. Поговорим о мистическом, о том смелом и дерзком утверждении, что в человеке есть тайна, соединяющая невидимое в человеке с предельным во вселенной. И именно мы, воплощенные духи, заключаем в себе эту тайну. Духовное также касается наших тел, нашей жизни, пространств, в которых мы живем в физическом мире.

Дух смешивается.

Физическое уже освещено присутствием священного. Если мы заботимся о духе, мы не можем избежать беспокойства здесь и сейчас. Духовное относится к социальному, мистическое также относится к политическому. Космическое в нас должно быть связано как с изменением человека, так и с изменением мира, частью которого мы являемся. Исцеление внутри и исцеление мира переплетаются друг с другом.

Разве Моисей не заботился о политике, когда вывел евреев из рабства?

Разве Амос не интересовался политикой, когда сказал:

«Пусть правосудие течет, как вода, и правда, как могучий поток».

Разве Иисус из Назарета не заботился о социальных изменениях и преобразованиях, когда он сидел с проститутками и прокаженными, составляя компанию изгоям и угнетенным?

Разве Мухаммед Аравийский не заботился о политике, когда он ниспроверг арабские племенные узы и вместо этого настаивал на том, что люди радикально равны, как зубы в гребне?

Разве рабби Хешель не интересовался политикой, когда он сказал, что молится ногами в марше за гражданские права, когда он сказал, что церковь и синагога запрещены до тех пор, пока с афроамериканцами обращаются так, как они есть, и когда он сказал, что он не мог читать свой молитвенник, когда каждый раз, открывая его, он видел изображения детей

Вьетнама, горящих в напалме?

Разве брат Мартин не был политиком, когда сказал, что наша цель — спасти саму душу Америки, выступив против расизма, материализма и милитаризма?

Был ли Томас Мертон неполитиком, когда сказал:

«Мир полон великих преступников с огромной властью, и они ведут смертельную борьбу друг с другом».

Его глубокая привязанность к жизни духа, даже молчание, не мешало ему заниматься вопросами справедливости и несправедливости, выступать против расизма и войны.

Несколько лет назад я написал книгу о мусульманских мистиках (суфиях). Меня влекло в то время к изучению мистики, потому что я был выжжен политикой и хотел раствориться в эфирном, вечном, сладком и наполненном любовью мире мистики. Все это было, конечно, и даже больше. Но мои любимые мистики продолжали действовать в социальном и политическом плане. Потому что они любили Бога, они любили Божье творение. Поскольку они заботились о тайне человека, они заботились о человеке в целом.

Многие из них позиционировали себя как защитники слабых и маргиналов и действовали так, что сегодня мы назвали бы «говорить правду власти». В их глубоко иерархическом обществе — а наше сегодняшнее все еще глубоко иерархично, все еще глубокое несоответствие между сверхимущими и почти ничего не имеющими — эти мистики продолжали напоминать правителям, что именно Бог есть высшая инстанция. Король. (Если бы они знали, что нужно столь же тщательно ниспровергать гендерную иерархию, возможно, они могли бы говорить о Боге как о Абсолютном Короле и Королеве.)

В конце концов, что такое политика? Посмотрите в словаре: оно образовано от латинского (в свою очередь, от греческого) politikos , от politēs , «гражданин», от polis , «город». В конечном счете, политика — это искусство быть гражданином, организация и управление полисом , городом, в котором мы живем. Речь идет о полисе , а сегодня о полиции : жестокости полиции и охране наших народов.

Сочетание религии и политики чревато потенциальными злоупотреблениями. Его легко могут использовать правители, короли и королевы, диктаторы и президенты, чтобы придать себе ауру священной власти. И это может лишить обычных проповедников возможности говорить за слабых и усилить голос тех, у кого есть голос, но чей голос временно заглушен и маргинален.

Кроме того, ни одно правительство — христианское, мусульманское, иудейское, индуистское или буддийское — не может применять религию, не интерпретируя ее. И когда правительство берется за интерпретацию и внедрение религии, мы, возможно, уже в большой беде.

Пожалуй, это лучшее, что можно сказать о духовных и мистических лидерах. Как напомнил нам Мартин Кинг, мы должны быть не термометрами, а термостатами. Это не просто измерение того, где мы находимся по отношению к слабым и маргинализированным, но и запуск движения, которое поможет нам прийти к согласию с Богом и обществом.
Как сказал преподобный Барбер:

«Мы должны потрясти эту нацию силой любви.
Мы должны потрясти эту нацию силой милосердия. 902:35 Мы должны шокировать эту нацию и бороться за справедливость для всех.
Мы не можем отказаться от сердца нашей демократии.
Ни сейчас, ни когда.

ПОЛНЫЙ: ПОЛУЧИТЕ! Преподобный Уильям Барбер – Национальное собрание Демократической партии

Перед духовными лидерами и последователями стоит сложная задача участия в политике. Да, мы знаем, что Бог призывает нас поступать справедливо, любить милосердие и, как говорит нам Михей, смиренно ходить с нашим Богом. Да, то, что мы смиренно ходим с Богом, призывает нас всегда, всегда остерегаться думать, что у нас есть монополия на истину и товарный знак после праведности.

Но наступает время, когда речь идет не о либерале или консерваторе, республиканце или демократе, синем или красном штате, а о правильном и неправильном. Каждый раз, когда мы смотрим на голодного ребенка, убегающего беженца, плачущую мать, мучающегося отца, мы знаем, где проходит эта линия. Приходит время, когда мы должны решить, что мы не будем проявлять сострадание по доверенности, а предпримем прямые действия, чтобы облегчить страдания друг друга и самих себя. Это беспорядочная прогулка, эта прогулка духа в полисе. Но мы должны ходить смиренно, пока это означает справедливость, любовь и милосердие, начиная с «наименьшего из детей Божьих».

Многие религиозные и общественные институты (в том числе «О бытии ») имеют правила, которые воздерживаются от принятия политической позиции в пользу того или иного кандидата. Конечная забота тех, кто заботится о духе, о тайне человеческого бытия, не в одних президентских выборах, а в построении любимого сообщества. Цель политики — не что иное, как построение любимого сообщества с помощью грязного, грязного и несовершенного процесса.

Молитва на митинге в защиту Филандо Кастилии у резиденции губернатора в Сент-Поле. Изображение Лори Шаулл/Flickr, некоторые права защищены.

Эта попытка разграничить участие гражданских и политических институтов в электоральной политике становится все более сложной, все более туманной и все же, возможно, по иронии судьбы, все более актуальной, когда у нас есть кандидаты, которые поднимают демонизацию афроамериканцев, мусульман , латиноамериканцы, бедняки и люди с ограниченными физическими возможностями до уровня, невиданного поколениями. Как должны стоять религиозные лидеры в такое время?

Никогда не извиняйтесь за наши идеалы и страсть. И давайте никогда не будем вкладывать все наши надежды и чаяния в одного кандидата, одну кампанию или даже одну партию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *