Социальное развитие человека это: Социальное развитие человека это

Содержание

5. Общее понятие социального развития личности. Социальная психология

5. Общее понятие социального развития личности. Социальная психология

ВикиЧтение

Социальная психология
Мельникова Надежда Анатольевна

Содержание

5. Общее понятие социального развития личности

В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений. Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры психики осуществляется в ходе биологической эволюции вида.

Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти.

Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение.

Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования развития психики и социального развития человека в диалектическом единстве. Он один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий на динамику психических процессов человека. Определены два уровня психических процессов: естественные и высшие. Естественные функции реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных). Высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только при социальном взаимодействии. Определены пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность.

Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними.

Сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов.

Социальность ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.

Опосредованность ВПФ наблюдается в способах их функционирования.

Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия.

Пластичность ВПФ представляет собой их способность к относительно устойчивому существованию вне зависимости от некоторых повреждений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие и стереотипы социального развития личности

ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие и стереотипы социального развития личности Необратимость, направленность и закономерность выступают основными характеристиками любого развития как процесса.В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и

1.1. Общее понятие

1.1. Общее понятие Кино – это искусство, образ, фотография, дизайн, эмоция, педагогика, фантазия, шизофрения, сновидение. Фильм – это рентгеновский снимок. Его внимательное прочтение обнажает различные жизненные ситуации одного или многих индивидов. Для психолога крайне

§1. Общее понятие о психике

§1. Общее понятие о психике Психология — наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности

§9. Общее понятие об ощущениях

§9. Общее понятие об ощущениях Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов или явлений.При

§15. Общее понятие о восприятии

§15. Общее понятие о восприятии На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений

§21. Общее понятие о внимании

§21. Общее понятие о внимании Вниманием называется направленность сознания на определённый объект. Объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, наши собственные действия, наши представления и мысли.Я читаю книгу и целиком занят содержанием

§28. Общее понятие о памяти

§28. Общее понятие о памяти Образовавшиеся в коре головного мозга временные (условные) связи могут сохраняться многими годами и десятилетиями.В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возобновляются, они могут быть действительными на

§37. Общее понятие о воображении

§37. Общее понятие о воображении Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями. Если представление является воспроизведением прошлого восприятия, оно относится к области памяти. Таковы, например, имеющиеся у каждого

§44. Общее понятие о мышлении

§44. Общее понятие о мышлении Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,— думает он.Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал дождя. Он узнал о нём

§51. Общее понятие о чувствах

§51. Общее понятие о чувствах Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает: к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям. Удовольствие и

Общее понятие стратегий

Общее понятие стратегий В принципе, все в той или иной степени понимают, что такое стратегия. Обладая каким-то набором знаний, полученных в результате обретения и обработки опыта, мы строим определенные модели поведения.Стратегия — это модель достижения цели. Именно при

88. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

88. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные

Общее кратное социального сообщества

Общее кратное социального сообщества

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ Все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе возрастного развития являются фактами научения. Однако не всякие изменения деятельности или поведения, даже очень целесообразные, представляют собой научение. Например,

Социальное развитие человека. Модели социального развития. Динамика социального развития в процессе онтогенеза

Психология \ Социальная психология

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Посмотреть все страницы

Скачать файл

Фрагмент текста работы

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема: «Социальное развитие человека»

Цель: дать студентом представление об особенностях социального развития человека, его стереотипах; научить выделять закономерности этого процесса; устанавливать межпредметные связи с педагогикой и возрастной психологией. Научить применять полученные знания на практике.

План:

1. Общее понятие социального развития человека.

2. Стереотипы понимания социального развития человека.

3. Модели социального развития.

4. Временные характеристики индивидуального и социального развития человека.

5. Динамика социального развития в процессе онтогенеза.

6. Личностная зрелость.

7. Закономерности социального развития человека.

Развитие – всеобщий принцип организации природы и человека. Это неотразимое, направленное, закономерное изменение, характерное для состава и структуры состояния субъекта.

Необратимость – отсутствие возможности субъекта развития возвратиться к любому предшествующему состоянию.

Направленность – существование системы развития, которое побуждает организм развиваться в высшие формы.

Закономерность – в процессе развития осуществляется переход из одного качественного состояния к другому.

Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени. Это изменение выражено количественно, качественно и структурно.

Факторы развития: 

1. Задатки – генетически обусловленные особенности психических процессов, на основе которых формируются способности под влиянием обучения и воспитания.

 2. Активность.

 3. Внешнее окружение.

1. Стереотип ограничения возраста социального развития человека – побочный эффект результатов исследования в области возрастной и детской психологии. Это не так. Формы развития человека меняются на протяжении жизни – физическое, интеллектуальное, социальное, духовное.

2. Стереотип абсолютизации детства – ошибочное представление о том, что в детстве закладываются все предпосылки развития личности. З. Фрейд, Э. Берн, Г.  Олпорт и др. Г. Олпорт выдвинул теорию о функциональной автономии мотивов взрослого человека. Мотивы личности развиваются на протяжении жизни и постепенно становятся независимыми от его детских мотивов. Чем более независимы мотивы взрослого человека от его детских мотивов, тем выше уровень социального развития.

3. Психологический фатализм. Он включает представление о том, что индивидуальное развитие личности не содержит в себе возможности вариантов, все предопределено генетически и провоцируется системой обстоятельств в которые попадает человек. На самом деле – человек это субъект собственного развития.

4. Стереотип абсолютизации задатков и способностей. Многие педагоги и родители убеждены в том, что задатки обязательно разворачиваются в способности, но забывают тот факт, что главное это желание на основе которого возникают мотивы, побуждающие к деятельности.

5. Стереотип неограниченных возможностей. Возможности рассматриваются абстрактно, безотносительно к конкретному человеку, живущему в реальном мире. Для достижения социальной самоидентификации, т.е. способности личности выбирать именно то, что ей больше всего подходит и соответствует, необходимо понимать свои ограничения и, по возможности, работать с ними. Вера и убеждение выступают  в качестве мобилизующего, стимулирующего и суггестивного условия выполнения деятельности на высочайшем уровне исполнения.

Модели социального развития:

1. Эволюционная. Эта модель связана с представлением о том, что развитие есть плавный, медленный процесс изменений и преобразований. Сторонники утверждают, что она отражает нормальный путь развития человека. Наличие кризисов указывает на нерешенные социальные проблемы. Например, у подростков кризис только в цивилизованных странах; у первобытных народов кризис отсутствует.

2. Кризисная и скачкообразная. Кризисы рассматривают как нормативное психическое явление. Развитие может происходить бурно с конфликтами и кризисами, причем конфликты могут быть внутриличностными и с окружающими людьми. Социальное развитие рассматривается как поэтапный процесс, причем

Похожие материалы

Информация о работе

Скачать файл

Социальное развитие личности в современном обществе: определение понятия и проблем

УДК 159.9: 316

Гольцова Полина Андреевна1, Лоева Яна Александровна1
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, магистрант факультета инновационных технологий

Аннотация
В статье приведено определение личности и этапы социального формирования личности. Социализация индивида является важным элементов в формировании и определении человека как самостоятельной единице и личности. Социальное развитие человека может замедляться, если желание быть лидером во всем, либо наоборот лишняя неуверенность в себе начнут преобладать. Социализация индивида как личности находится в постоянной борьбе с тенденциями и нормами, которые развиваются и складываются в современном обществе.

Ключевые слова: индивид, личность, социализация, социальное общество, социальное развитие, человек


Goltsova Polina Andreevna1, Loeva Yana Alexandrovna1
1National Research Tomsk State University, master student of the faculty of innovative technologies

Abstract
The article presents a definition of personality and the stages of social identity formation. The socialization of the individual is an important element in shaping and defining the human being as an independent unit and the individual. Social development of man can slow down the desire to be a leader in everything, or if the person is very unsure of himself and his abilities. Socialization of the individual as a personality is in a constant struggle with the trends and regulations that evolve and are shaped in modern society.

Keywords: human, individual., personality, social development, social society, socialization


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Гольцова П.А., Лоева Я.А. Социальное развитие личности в современном обществе: определение понятия и проблем // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18549 (дата обращения: 02.06.2022).

Наша жизнь не стоит на месте, происходит постоянное развитие и внедрение различных технологий, гаджетов в обиход. Но разве развитие общества состоит только в развитии науки, техники и технологий?! Создание чего-то нового, материальных предметов невозможно без развития создателя, как личности и, безусловно, важна социализация этой личности.

Прежде чем определять понятие и проблематику социализации личности необходимо дать определение и понять для себя, что же такое личность. Существует множество толкований этого понятия [1-3], применяемые совершенно в разных областях – это и лингвистика, и философия, и психология, и экономика. Нами под термином личность будет подразумеваться развитие человека, как сознательного индивида, находящегося в постоянном познавательном процессе, занимающего свою нишу в обществе и формирующегося под влиянием его тенденций. Далее уточним определение термина социализация – это длительный и непрерывный процесс вливания и усвоения социальных и общепринятых норм, правил, традиций, знаний, ценностей общества индивидом, в результате чего происходит формирование личности [4-6].

Социализация индивида и его перевоплощение в личность проходит два этапа:

  1. Социальное приспособление и привыкание – это способность адаптироваться к социальным нормам, правилам, влиться в социальные группы и институты.
  2. Переход. Индивиду мало пройти социальную адаптацию, чтобы стать личностью,  необходимо пропустить все через себя и свой внутренний мир, включить в свою жизнь правильные социальные ценности.

Формирование личности имеет зависимость и с возрастными периодами, которые разделяются примерно так же, как и в известной повести Л. Н. Толстова «Детство. Юность. Отрочество»:

  1. Детство и юность (от рождения до совершеннолетия) – в этот период происходит обучение и накопление знаний, для подготовки к трудовой и зрелой жизни. Определение себя в мире.
  2. Зрелость (от совершеннолетия до 45-55 лет) – сопровождается активной трудовой жизнью, созданием своих личных и семейных ценностей, накоплением социального опыта, переосмыслением своего «я» в обществе.
  3. Отрочество (от 50 лет) – как правило, относится к прекращению трудовой жизни, передачи накопленного опыта, созданных ценностей своим приемникам и новому поколению. К этому периоду человек является полностью сформированной социальной личностью.

На каждом из этапов и периодов социализация личности происходит под воздействием ряда фактор и механизмов:

  1. Идентификация – самопознание, определение своей роли в обществе, стремление стать личностью, а не быть серой массой, стремление к созданию полезных и продуктивных связей.
  2. Самоограничение – неуверенность в себе и своих силах, вследствие чего возможно возникновение неадекватного поведения, потеря полезного накопленного социального опыта.
  3. Подражание – стремление стать личность на примере других, желание перенять их манеры, поведение, ценности и опыт. Необходимо стараться ограничивать это стремление, иначе можно потерять то, что уже заложил в себя, в развитие себя как личности.

По нашему мнению социальное развитие личности может замедляться и сталкиваться с проблемами из-за механизмов, под которыми происходит формирования индивида как личности. Это объясняется тем, что в ходе борьбы с существующими «демонами» общества – алкоголизм, нарциссизм, эгоизм, лень, излишнее желание всегда быть первым, индивид теряет себя, по частичке теряет все то, к чему так долго стремился – это стать осознанной личностью. Современные тенденции в обществе не всегда положительно влияют на человека, а зачастую  оказывают отрицательное воздействие. Например, среди молодежи увеличивается количество одиночек, либо неуравновешенных под действием субкультур.

Признаками успешной социализации индивида и становлением его личностью относятся:

  1. Человек адекватно реагирует на другого, на его манеры, ценности и поведение, для него все равны.
  2. Происходит принятие и осознание общепринятых и сложившихся норм и правил поведения в обществе. Отсутствует отказ и противостояние, за счет которого человек будет пытаться выделиться из толпы.
  3. Наступает внутренняя и внешняя гармония между желанием быть одиночкой и всегда быть на первом месте. Такой баланс способствует покорению вершин и самопознанию, развитию личностных ценностей.

Таким образом, социализация – это важный этап в формировании личности, способствующий развитию социального общества в целом. Но необходимо помнить и быть осторожными в своем стремлении стать личностью. Стараться найти оптимальный баланс между технико-технологичным и социальным развитием общества.

Библиографический список

  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов Н/Д: Феникс, 2003. – 704 с.
  2. Личность [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энцикл. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2016. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Личность (дата обращения: 17. 12.2016).
  3. Понятие личности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.studfiles.ru/preview/876820/ (дата обращения 17.12.2016).
  4. Социализация [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энцикл. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2016. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социализация (дата обращения: 18.12.2016).
  5. Краткий словарь по социологии. – М., 1988.
  6. Кравченко А. И. Социология : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2009. – 536 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гольцова Полина Андреевна»

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

человеческого поведения | Определение, теории, характеристики, примеры, типы и факты

унаследованный рефлекс

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Маршалл Б. Клинард Леон Фестингер Стэнли Милгрэм Пол Самуэльсон Грэм Уоллас
Похожие темы:
сексуальная активность человека мотивация восприятие личность эмоция

См. весь связанный контент →

человеческое поведение , потенциальная и выраженная способность к физической, умственной и социальной деятельности на разных этапах жизни человека.

Люди, как и другие виды животных, имеют типичный жизненный путь, состоящий из последовательных фаз роста, каждая из которых характеризуется определенным набором физических, физиологических и поведенческих особенностей. Этими фазами являются внутриутробная жизнь, младенчество, детство, юность и взрослость (включая старость). Развитие человека, или психология развития, — это область исследования, которая пытается описать и объяснить изменения в когнитивных, эмоциональных и поведенческих способностях и функционировании человека на протяжении всей жизни, от плода до старости.

Большинство научных исследований развития человека сосредоточено на периоде от рождения до раннего подросткового возраста, что обусловлено быстротой и масштабностью психологических изменений, наблюдаемых в эти фазы, а также тем фактом, что кульминацией этих изменений является оптимальное психическое функционирование в раннем взрослом возрасте. Основная мотивация многих исследователей в этой области заключалась в том, чтобы определить, как на предыдущих этапах были достигнуты высшие умственные способности взрослой жизни. Поэтому данное эссе будет сосредоточено на развитии человека в течение первых 12 лет жизни.

В этой статье обсуждается развитие человеческого поведения. Для лечения биологического развития, см. человеческого развития. Для дальнейшего рассмотрения конкретных аспектов поведенческого развития см. эмоции; теория обучения; мотивация; восприятие; личность; и сексуальное поведение человека. Различные расстройства со значительными поведенческими проявлениями обсуждаются при психических расстройствах.

Теории развития

Систематическому изучению детей не более 200 лет, и подавляющее большинство его исследований было опубликовано с середины 1940с. Основные философские разногласия по поводу фундаментальной природы детей и их роста занимали психологов на протяжении большей части 20 века. Наиболее важные из таких противоречий касались относительной важности генетических данных и окружающей среды, или «природы» и «воспитания», в определении развития в младенчестве и детстве. Однако большинство исследователей пришли к выводу, что именно взаимодействие врожденных биологических факторов с внешними факторами, а не взаимоисключающее действие или преобладание той или иной силы, направляет и влияет на развитие человека. Прогресс в познании, эмоциях и поведении, который обычно происходит в определенные моменты жизни, требует как взросления (то есть генетически обусловленных биологических изменений в центральной нервной системе), так и событий, переживаний и влияний в физической и социальной среде. Как правило, созревание само по себе не может вызвать появление психологической функции; однако он допускает такую ​​функцию и устанавливает ограничения на самое раннее время ее появления.

В 20 веке возникли три выдающиеся теории человеческого развития, каждая из которых касается различных аспектов психологического развития. Оглядываясь назад, можно сказать, что эти и другие теории не были ни логически строгими, ни способными объяснить как интеллектуальный, так и эмоциональный рост в одних и тех же рамках. Таким образом, исследования в этой области имеют тенденцию носить описательный характер, поскольку в психологии развития отсутствует тесная сеть взаимосвязанных теоретических утверждений, которые надежно допускают удовлетворительные объяснения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Психоаналитические теории

Ранние психоаналитические теории человеческого поведения были сформулированы, прежде всего, австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. На идеи Фрейда повлияла теория эволюции Чарльза Дарвина и физическая концепция энергии применительно к центральной нервной системе. Самая основная гипотеза Фрейда заключалась в том, что каждый ребенок рождается с источником основной психологической энергии, называемой либидо. Далее либидо каждого ребенка последовательно фокусируется на различных частях тела (помимо людей и предметов) в ходе его эмоционального развития. В течение первого года после рождения либидо изначально сосредоточено на рту и его деятельности; кормление грудью позволяет младенцу получать удовлетворение за счет приятного уменьшения напряжения в области рта. Фрейд называл это оральной стадией развития. Считается, что на втором году жизни источник возбуждения смещается в анальную область, и начало приучения к туалету заставляет ребенка вкладывать либидо в анальные функции. Фрейд назвал этот период развития анальной стадией. В период от трех до шести лет внимание ребенка привлекают ощущения от половых органов, и Фрейд назвал эту стадию фаллической стадией. Полдюжины лет до полового созревания называются латентной стадией. На последней, так называемой генитальной стадии развития зрелое удовлетворение ищется в гетеросексуальных любовных отношениях с другим человеком. Фрейд считал, что эмоциональные проблемы взрослых являются результатом либо лишений, либо чрезмерного удовлетворения на оральной, анальной или фаллической стадиях. У ребенка с либидо, зафиксированным на одной из этих стадий, во взрослом возрасте будут проявляться специфические невротические симптомы, такие как тревога.

Фрейд разработал влиятельную теорию структуры личности. По его мнению, полностью бессознательная психическая структура, называемая Ид, содержит врожденные, унаследованные побуждения и инстинктивные силы человека и тесно отождествляется с его или ее основной психологической энергией (либидо). В младенчестве и детстве эго, которое является ориентированной на реальность частью личности, развивается, чтобы сбалансировать и дополнить ид. Эго использует различные сознательные и бессознательные психические процессы, чтобы попытаться удовлетворить инстинкты Ид, а также пытается поддерживать комфорт человека по отношению к окружающей среде. Хотя импульсы Ид постоянно направлены на получение немедленного удовлетворения своих основных инстинктивных влечений (секс, привязанность, агрессия, самосохранение), функция Эго ограничивает этот процесс. Говоря языком Фрейда, по мере того, как ребенок растет, принцип реальности постепенно начинает контролировать принцип удовольствия; ребенок узнает, что окружающая среда не всегда допускает немедленное удовлетворение. Таким образом, развитие ребенка, по Фрейду, в первую очередь связано с появлением функций эго, которое отвечает за направление разрядки фундаментальных влечений и за контроль интеллектуальных и перцептивных функций в процессе реалистических переговоров с внешним миром.

Хотя Фрейд внес большой вклад в психологическую теорию — особенно в его концепции бессознательных побуждений и мотивов — его элегантные концепции невозможно проверить с помощью научных экспериментов и эмпирических наблюдений. Но его концентрация на эмоциональном развитии в раннем детстве повлияла даже на те школы мысли, которые отвергли его теории. Вера в то, что на личность влияют как биологические, так и психосоциальные силы, действующие в основном в семье, причем основные основы закладываются в раннем возрасте, продолжает доказывать свою плодотворность в исследованиях развития младенцев и детей.

Акцент Фрейда на биологических и психосексуальных мотивах в развитии личности был изменен американским психоаналитиком немецкого происхождения Эриком Эриксоном, чтобы включить психосоциальные и социальные факторы. Эриксон рассматривал эмоциональное развитие на протяжении жизни как последовательность стадий, во время которых возникают важные внутренние конфликты, успешное разрешение которых зависит как от ребенка, так и от его или ее окружения. Эти конфликты можно рассматривать как взаимодействие между инстинктивными влечениями и мотивами, с одной стороны, и социальными и другими внешними факторами, с другой. Эриксон выделил восемь стадий развития, первые четыре из которых: (1) младенчество, доверие и недоверие, (2) раннее детство, автономия и стыд и сомнения, (3) дошкольный возраст, инициатива и вина и (4) школьный возраст. , трудолюбие против неполноценности. Конфликты на любом этапе должны быть разрешены, если вы хотите избежать личностных проблем. (Этапы развития Эриксона во взрослом возрасте обсуждаются ниже в разделе «Развитие во взрослом и пожилом возрасте».)

Редакционная статья: Социальные и эмоциональные влияния на развитие человека: перспективы нейробиологии развития

Актуальность эмоциональных и социальных процессов в развитии человека находится в центре внимания психологии развития (обзор см. в Eisenberg, 2006). Психология развития исследовала, какие виды эмоциональных и социальных процессов играют заметную роль на определенных фазах развития и как их относительное влияние меняется на протяжении жизни. Например, теория привязанности подчеркивает роль взаимодействия опекуна и ребенка в развитии способности регулировать эмоции в раннем детстве (cf. Cassidy and Shaver, 2016). Подростковый возраст известен как период повышенной чувствительности к влиянию сверстников (например, Steinberg, 2008). Субъективное благополучие пожилых людей связано с качеством их социальных контактов (Pinquart and Sörensen, 2000). В целом, изучение значения конкретных эмоциональных и социальных процессов для развития привело к более полному пониманию человеческого развития.

Кроме того, в последние десятилетия в психологии все чаще используются методы нейробиологии. Совсем недавно исследователи развития также начали использовать нейробиологические и психофизиологические методы в своих эмпирических исследованиях. Это открыло возможности для новых способов решения актуальных исследовательских вопросов. Более того, это дало новые идеи, которые нельзя было получить с помощью классических методов исследования. В последние годы также наблюдается более широкое использование нейробиологических методов для изучения эмоциональных и социальных процессов, что дает основания для создания новых дисциплин, таких как Социальная неврология или Эмоциональная неврология . Эти темы также являются новой территорией для психологии развития. Эта тема исследования объединяет новые передовые нейробиологические исследования влияния эмоциональных и социальных процессов на развитие человека. В нем подчеркиваются преимущества нейробиологических и психофизиологических методов для улучшения нашего понимания роли социальных и эмоциональных процессов на разных этапах развития человека.

Социальное влияние на развитие

В центре внимания многих статей находится социальная природа человеческого развития. В трех исследованиях изучалось, как младенцы обрабатывают социальные стимулы (действия и голоса других) с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Бач и др. объединили отслеживание взгляда и ЭЭГ, чтобы изучить, как 10-месячные младенцы обрабатывают ползающие движения ребенка того же возраста. Анализы показали различия в сенсомоторном мю-ритме между непрерывными и непостоянными движениями. Лангело и др. исследовали с помощью ЭЭГ, как дети в возрасте от 12 до 14 месяцев реагируют на обычные и необычные действия. Они обнаружили, что снижение мощности мю в лобных областях в ответ на необычные действия зависело от контекста, что указывает на то, что различные социальные контексты влияют на то, как мозг обрабатывает действия. Зинке и др. использовали слуховые потенциалы, связанные с событиями (ERP) у 3-месячных детей, и надежно диссоциировали компоненты, связанные с кратковременной и долговременной памятью, в то время как младенцы обрабатывали знакомые и незнакомые голоса.

В своей статье Pletti et al. оценивали, позволяют ли меры, основанные на расширении зрачка, распознать мотивы, лежащие в основе раннего просоциального поведения. Они пришли к выводу, что предыдущие результаты не подтверждают утверждения о том, что ранняя помощь основана на внутреннем альтруизме, а скорее на социальной мотивации к взаимодействию с другими.

Еще три исследования исследуют роль привязанности в развитии человека. Кунгл и др. исследовали детей дошкольного возраста с помощью ERP и обнаружили, что дети из приемных семей проявляют большее возбуждение к лицам незнакомцев, чем дети из контрольной группы. Леблан и др. демонстрируют продольные связи между безопасностью ранней привязанности в возрасте 15 месяцев и морфометрией головного мозга, в основном объемами серого вещества, в возрасте 10–11 лет. Наконец, лонгитюдное исследование Herd et al. демонстрирует опосредующую роль торможения во взаимодействии стрессовых жизненных переживаний и безопасного качества отношений в подростковом возрасте.

В своем интегративном обзоре Рейнольдс и Рот обсуждают эмпирические данные о развитии смещения внимания к лицам в свете современных теоретических соображений. Боленц и др. рассмотреть использование вычислительных моделей для изучения обучения с подкреплением под влиянием социальной информации на протяжении всего развития.

Обращение к социальному познанию при аутизме, нарушении развития нервной системы, Sommer et al. сообщают о различиях между группой взрослых аутистов и группой сравнения только на нейронном, но не на поведенческом уровне в задаче на ложные убеждения.

Эмоциональное и мотивационное влияние на развитие

В трех статьях изучалось взаимодействие эмоций и познания во время развития с использованием зрачковых реакций, которые, как считается, связаны с активацией норадренергической системы и ERP. Хёль и др. исследовали предвзятость внимания к угрожающим стимулам у 6-месячных младенцев. Расширение зрачков указывает на то, что эти предубеждения, вероятно, связаны с повышенным возбуждением и, таким образом, намекают на развитую готовность к развитию страха перед угрозами со стороны предков. Хронаки и др. исследовали искажения обработки, связанные с эмоциональными лицами, у детей в возрасте от 6 до 11 лет, использующих ERP. Они обнаружили, что у детей с повышенными симптомами тревоги и депрессии нейронные реакции на сердитые лица были усилены в основном на более поздних стадиях оценочной обработки, поддерживающих когнитивные модели восприятия угрозы. Херинг и др. изучали влияние эмоционального материала на проспективное запоминание у молодых и пожилых людей. Хотя они не обнаружили возрастных различий на поведенческом уровне, ERP показали, что эмоциональный материал по-разному влияет на текущую обработку информации у молодых и пожилых людей, намекая на склонность к негативу у молодых и склонность к позитиву у пожилых людей.

Наконец, в нескольких статьях также рассматривались мотивационные аспекты и их потенциальное влияние на когнитивное развитие. В своем обзоре Kray et al. сравнили, как обрабатываются денежные, когнитивные и социальные стимулы и модулируют ли они принятие решений и когнитивный контроль в подростковом возрасте. Точно так же Фердинанд и Черноховски рассмотрели влияние мотивации на развитие мониторинга производительности и когнитивного контроля на протяжении всей взрослой жизни. Оба обзора подчеркивают вклад ERP в выявление мотивационных влияний на когнитивные процессы и полезность фМРТ для изучения мозговых субстратов, лежащих в основе этих процессов. Шмитт и др. предоставьте доказательства ERP, показывающие, что пожилые люди вкладывают больше когнитивных ресурсов в подготовительные процессы контроля, когда на карту поставлены потенциальные выгоды.

Заключение

Таким образом, эта тема исследования не только объединяет передовые исследования в области психологии социального и эмоционального развития. Подробное обсуждение преимуществ и ограничений нейробиологических методов также предлагает обзор потенциальных применений и преимуществ этих методов в исследованиях социального и эмоционального развития.

Вклад авторов

Все перечисленные авторы внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в работу и одобрили ее для публикации.

Финансирование

Авторы этой статьи были поддержаны Немецким исследовательским фондом (грант FE1247/3-1 / PA2302/2-1), MP поддержана стипендией от Фонда Джейкобса (JRF 2016 1217 12).

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Ссылки

Кэссиди, Дж., и Шейвер, П. Р. (2016). Справочник по прикреплению: теория, исследования и клиническое применение, 3-е издание . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Айзенберг, Н. (2006). Справочник по детской психологии: социальное, эмоциональное и личностное развитие . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.

Пинкварт, М., и Серенсен, С. (2000). Влияние социально-экономического статуса, социальной сети и компетентности на субъективное благополучие в более позднем возрасте: метаанализ. Психолог. Старение 15, 187–224. дои: 10.1037/0882-7974.15.2.187

Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Стейнберг, Л. (2008). Взгляд социальной неврологии на подростковый риск. Дев. Ред. 28, 78–106. doi: 10.1016/j.dr.2007.08.002

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Ключевые слова: наука о развитии, неврология, эмоции, социальные процессы, теория развития

Образец цитирования: Фердинанд Н.К., Паулюс М., Шуверк Т. и Кюн-Попп Н. (2018) От редакции: Социальное и эмоциональное влияние на развитие человека: перспективы из Неврология развития. Фронт. Психол . 9:2490. doi: 10.3389/fpsyg.2018.02490

Поступила в редакцию: 06.11.2018; Принято: 22 ноября 2018 г.;
Опубликовано: 6 декабря 2018 г.

Отредактировано и проверено: Корбиниан Мёллер, Тюбингенский университет, Германия

Copyright © Ferdinand, Paulus, Schuwerk and Kühn-Popp, 2018. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC BY). Использование, распространение или воспроизведение на других форумах разрешено при условии указания оригинального автора(ов) и владельца(ей) авторских прав и при условии цитирования оригинальной публикации в этом журнале в соответствии с общепринятой академической практикой. Запрещается использование, распространение или воспроизведение без соблюдения этих условий.

*Переписка: Никола К. Фердинанд, [email protected]

Чувствительные периоды в социальном развитии человека: новые выводы из исследований окситоцина, синхронии и воспитания детей с высоким риском

Обзор

. 2015 май; 27(2):369-95.

дои: 10.1017/S0954579415000048.

Рут Фельдман 1

принадлежность

  • 1 Университет Бар-Илан.
  • PMID: 25997760
  • DOI: 10. 1017/S0954579415000048

Обзор

Рут Фельдман. Дев психопат. 2015 май.

. 2015 май; 27(2):369-95.

дои: 10.1017/S0954579415000048.

Автор

Рут Фельдман 1

принадлежность

  • 1 Университет Бар-Илан.
  • PMID: 25997760
  • DOI: 10.1017/S0954579415000048

Абстрактный

Сензитивные периоды (СП) в поведенческом развитии появились в биологических науках в течение первого десятилетия 20-го века, а исследования на животных моделях, начавшиеся в 1950-х годах, предоставили терминологию и доказательства эффектов СП. В этой статье предлагается строгая программа исследований СП человека и утверждается, что сложность человеческого мозга и изменчивость человеческой экологии требуют изучения эффектов СП на людях, использования лонгитюдных моделей, начиная с рождения, проверки гипотез, основанных на механизмах, основанных на животных исследования, которые манипулируют ранней средой и используют условия высокого риска в качестве «естественных экспериментов». В свете исследований молекулярной основы критических периодов и их последовательных каскадов предполагается, что система окситоцина (ОТ), древняя и интегративная система, которая взаимодействует со стрессом, вознаграждением, иммунной системой и гомеостатическими системами, опосредованными стволом мозга. и поддерживает социальность млекопитающих, играет уникальную роль в пластичности, зависящей от опыта, которая усиливает эффекты SP из-за его (а) дендритного способа высвобождения, ведущего к саморегулируемому функционированию, основанному на раннем опыте, (б) пульсирующий характер активности и (в) особый роль в нейронной пластичности на молекулярном и сетевом уровнях сборки. Синхрония, координация биологии и поведения во время социального контакта, предлагается как механизм, с помощью которого СП оказывает влияние на функциональность ОТ, социальный мозг и социальность взрослых. Результаты четырех когорт новорожденных с высоким риском, за каждой из которых неоднократно наблюдали от рождения до 10 лет, представляют собой уникальные «естественные эксперименты» для исследования SP человека, основанные на конкретных программах на животных моделях. К ним относятся недоношенность (близость матери), многоплодие (воспитание сверстников), послеродовая депрессия (недостаточное вылизывание и уход) и хронические непредсказуемые травмы (ротация матери, переменные потребности в кормлении). В каждой когорте гипотезы основаны на отсутствующем компоненте окружающей среды во время SP, а данные о социальной синхронии, функциональности OT, реакции на стресс, регуляции эмоций и психическом здоровье согласуются с многоуровневыми и динамическими принципами психопатологии развития. Результаты о возможности репарации по сравнению с хроническим течением после ранней депривации подчеркивают гибкую концептуализацию устойчивости, основанную на исследованиях СП человека. Рассмотрение эффектов СП на молекулярном, эндокринном, мозговом и поведенческом уровнях, а также в отношении нейронной пластичности и многоконечности социальных функций человека может помочь в точной настройке раннего обнаружения и разработке целенаправленных индивидуализированных вмешательств.

Похожие статьи

  • Нейробиология воспитания млекопитающих и биосоциальный контекст заботы о человеке.

    Фельдман Р. Фельдман Р. Хорм Бехав. 2016 янв; 77:3-17. doi: 10.1016/j.yhbeh.2015.10.001. Epub 2015 9 октября. Хорм Бехав. 2016. PMID: 26453928 Обзор.

  • Естественные различия в материнской и отцовской заботе связаны с систематическими изменениями окситоцина после контакта родителей и младенцев.

    Фельдман Р., Гордон И., Шнайдерман И., Вайсман О., Загури-Шарон О. Фельдман Р. и соавт. Психонейроэндокринология. 2010 сен; 35 (8): 1133-41. doi: 10.1016/j.psyneuen.2010.01.013. Epub 2010 12 февраля. Психонейроэндокринология. 2010. PMID: 20153585 Клиническое испытание.

  • Синхронность и специфичность в материнском и отцовском мозге: связь с окситоцином и вазопрессином.

    Ацил С., Хендлер Т., Загури-Шарон О., Вайнтрауб Ю., Фельдман Р. Ацил С. и др. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2012 авг; 51 (8): 798-811. doi: 10.1016/j.jaac.2012.06.008. Epub 2012 29 июня. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2012. PMID: 22840551

  • Модулирует ли окситоцин изменчивость материнской заботы у здоровых молодых матерей?

    Эльмадих А. , Ван М.В., Нуман М., Эллиотт Р., Дауни Д., Абель К.М. Эльмадих А и др. Мозг Res. 2014 11 сентября; 1580:143-50. doi: 10.1016/j.brainres.2014.01.020. Epub 2014 23 января. Мозг Res. 2014. PMID: 24462937

  • Окситоцин: родительский гормон.

    Фельдман Р., Бейкерманс-Краненбург М.Ю. Фельдман Р. и соавт. Curr Opin Psychol. 2017 июнь;15:13-18. doi: 10.1016/j.copsyc.2017.02.011. Epub 2017 20 февраля. Curr Opin Psychol. 2017. PMID: 28813252 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Вложенная иерархия себя и ее травмы: в поисках синхронной динамической и топографической реорганизации.

    Скалабрини А., Муччи К., Нортофф Г. Скалабрини А. и др. Передний шум нейронов. 2022 сен 2;16:980353. doi: 10.3389/fnhum.2022.980353. Электронная коллекция 2022. Передний шум нейронов. 2022. PMID: 36118976 Бесплатная статья ЧВК.

  • Связь между уровнями окситоцина в слюне и объемами миндалевидного тела и гиппокампа.

    Шоу К., Ямада Дж., Нишина К., Мацунага М., Мацуда Т., Такагиши Х. Шоу Кью и др. Структура мозга Функц. 2022 сен; 227 (7): 2503-2511. doi: 10.1007/s00429-022-02543-5. Epub 2022 9 августа. Структура мозга Функц. 2022. PMID: 35943580

  • Страх, любовь и истоки одомашнивания псовых: гипотеза окситоцина.

    Хербек Ю.Е., Элиава М., Гриневич В., Маклин Э.Л. Herbeck YE и соавт. Сост. психонейроэндокринол. 2021 2 декабря; 9:100100. doi: 10. 1016/j.cpnec.2021.100100. Электронная коллекция 2022 февраль. Сост. психонейроэндокринол. 2021. PMID: 35755921 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Доказательства подросткового периода чувствительности к семейному опыту, влияющего на выработку тестостерона у взрослых мужчин.

    Gettler LT, Rosenbaum S, Kuo PX, Sarma MS, Bechayda SA, McDade TW, Kuzawa CW. Gettler LT, et al. Proc Natl Acad Sci U S A. 2022 7 июня; 119(23):e2202874119. doi: 10.1073/pnas.2202874119. Epub 2022 31 мая. Proc Natl Acad Sci U S A. 2022. PMID: 35639692

  • Факторы, связанные с предполагаемой задержкой языкового развития в раннем детстве в Южном Таиланде.

    Ритипукди Н., Кусол К. Ритипукди Н. и др. Дети (Базель). 2022 4 мая; 9 (5): 662.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *