Политкорректность что это: ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ | это… Что такое ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ?

ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ | это… Что такое ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ?

(политическая корректность, от англ. political correctness) — культурноповеденческая и языковая тенденция, нацеленная на замену устоявшихся терминов, могущих задеть чувства и достоинство того или иного индивидуума эмоционально нейтральными и/или положительными эвфемизмами.

Термин впервые предложен в 1983 г. известной феминисткой Карен де Кроу, президентом Американской Национальной организации в защиту прав женщин. Политическая корректность как система взглядов стала распространяться в вузах США, студенческих городах-кампусах, а затем и во всех прочих сферах американского общества. С 1989 г. свыше 200 колледжей и университетов США приняли кодексы, запрещающие расовую и половую дискриминацию меньшинств.

Политическая корректность — один из продуктов общества постмодерна (см. Постмодернизм), характеризующегося мультикультурализмом, методологическим анархизмом, социальной фрагментацией и выходом на передний план более узких идентичностей. Демократия втаком обществе предстает как общественный уклад, предполагающий не власть большинства, но прежде всего защиту прав всякого меньшинства, вплоть до отдельного человека. В действительности даже самое демократическое государство не состоянии защитить все провозглашенные им права и обеспечить реализацию амбиций каждого члена общества.

Симуляцией решения этой проблемы является широкое распространение языковой практики политкорректности, предлагающей избегать использования тех слов и высказываний в отношении расовой и половой принадлежности, возраста, состояния здоровья, социального статуса, внешнего вида представителей определенных социальных групп, которые те могут посчитать оскорбительными и дискриминационными. Так, «политически корректно» называть негра «афроамериканцем» (african american), индейца — «коренным американцем» (native american), инвалида — «преодолевающим трудности из-за своего физического состояния (physically challenged), толстяка — «горизонтально ориентированным» (horizontally oriented), бедняка — «лишенным преимуществ» (disadvantaged), человека, роющегося в помойках — «собирателем вещей, от которых отказались» (refuse collectors) и т.

д.

Чтобы предупредить стигматизацию «сексуальных меньшинств», или «людей с нетрадиционной ориентацией» (тоже политкорректные эвфемизмы), предлагается употреблять по отношению к ним, например, не термин «гомосексуалист», а «гомосексуал».

Оскорбительными были найдены и «сексистские» морфемы, якобы намекающие на превосходство мужчины над женщиной. Такие этимологически связанные с корнем «man» (мужчина) слова как chairman (председатель), foreman (начальник), fireman (пожарник), postman (почтальон) предлагается исключить из обихода в пользу, соответственно, chairperson, supervisor, fire fighter, mail carrier. По той же причине слово woman (женщина) надлежит отныне писать как «womyn» (или даже vaginal american), а вместо местоимений he, his (он, его) — всегда употреблять she, her (она, ее).

Во избежание проявления обидного для животных и растений антропоцентризма слова pets (домашние животные) и house plants (домашние растения), представляющие человека как их хозяина, предлагается заменить на animal companions (компаньоны-животные) и botanical companions (компаньоны-растения).

Американские издатели изымают из учебников для школ и колледжей слова «Бог», «старик», «слепой», «малыш», «мальчишеская фигура», «варвар», «яхта» и другие по той причине, что они могут вызвать у читателей отрицательные эмоции. Например, употребление слово «яхта», оказывается, неэтично по отношению к людям, которые не достигли соответствующего уровня материального благополучия. Комментируя политику издателей, профессор Нью-Йоркского университета Даян Равич заметил: «Новояз Джорджа Оруэлла становится реальностью».

Политкорректность не есть нечто насаждаемое на Западе структурами власти — она зародилась в недрах гражданского общества как некий общественный договор, фактор предотвращения конфликтов и утверждения толерантности. Человек, не придерживающийся политкорректности, становится политическим маргиналом, изгоем в обществе и может также быть уволенным с работы, привлеченным к суду и т. д. Возможно, вскоре для обозначения подобных неполиткорректных изгоев будет также изобретен свой политически корректный эвфемизм.

Как языковой феномен политическая корректность в той или иной форме существовала в разных культурах, не перерастая в особую идеологию. В СССР были распространены такие термины как «оператор машинного доения», «механизатор» — вместо «доярка» и «тракторист». Персонаж Л. Утесова настаивал, что он не «извозчик», а «водитель кобылы». Учебные заведения для умственно отсталых детей назывались «спецшколами», а смертная казнь — «высшей мерой социальной защиты».

Термин «политическая корректность» в российской прессе впервые был зафиксирован в статье А. Плахова «Итоги кинофестиваля в Монреале», опубликованной в газете «Коммерсантъ-Daily» за 8 сентября 1993 г. Несколько позднее А. Плахов впервые применил сокращенный вариант этого выражения — «политкорректность».

В настоящее время этот термин становится все более популярным в России. Зачастую он используется как синоним несдержанности, неумения держать себя в руках. Так, например, в начале 2000-х гг. «Независимая газета» охарактеризовала нового спикера Совета Федерации С. Миронова: «не знаком с Конституцией, не признает правил игры, не политкорректен». В обиход вошли понятия «российский» вместо «русский», «лицо кавказской национальности» и др.

По подозрению в неполиткорректности отменяется проведение некоторых праздников и юбилеев.

Так, в ноябрь 2005 г. было практически проигнорировано празднование 275-летие со дня рождения великого русского полководца А. В. Суворова, чтобы не напоминать лишний раз европейцам, что были они не раз биты русским оружием за вероломство и предательство.

Политкорректность часто критикуют за лицемерие, стремление уйти от реальных общественных проблем, замалчивание острых противоречий, за дискриминацию большинства, насильственную маргинализацию устоявшихся традиций. Многие американцы считают политкорректность одним из проявлений цензуры и посягательством на свободу слова, что противоречит Первой поправке к Конституции США.

Крайности, до которых подчас доходит политкорректность (например, требование писать якобы унижающее женщин слово history (история) как herstory, а также перевод на «политкорректный» язык детских сказок), становятся предметом насмешек.

Есть также мнение, что педалирование «нормальности» представителей тех или иных общественных групп лишь подчеркивает их «ненормальность». По словам Умберто Эко, именно политическая корректность является на сегодня главным врагом толерантности.

Результаты насаждения политкорректности уже налицо. Так, массовые беспорядки во Франции в октябре — ноябре 2005 г., главными участниками которых были эмигранты из Северной Африки, во многом стали следствием политической корректности в отношении жителей бывших французских колоний. Сегодня арабы чувствует себя во Франции подлинными хозяевами. Почти каждый 10-й житель страны — эмигрант из Северной Африки. В пригородных кварталах, где живет их большая часть, практически в свободном обороте находятся оружие, наркотики, взрывчатка, ведут активную деятельность экстремистские исламские организации. Коренные французы не могут даже назвать араба арабом — неполиткорректно. Надо: «выходец с Ближнего Востока». Неполиткорректно защищать себя от издевательств этих «выходцев» на улице — можно прослыть расистом.

По словам журналиста «Известий» О. Осетинского, «учителя до такой степени задурили головы детям пресловутой “политкорректностью”, что французские девушки не решаются отказать хулиганам в случае откровенного насилия, чтобы не прослыть расистками. “Ну как я могла им отказать, — объясняла мне фактически изнасилованная школьница, — ведь их отцы и деды так страдали при колониализме. Мы теперь должны расплачиваться за вину наших дедов и отцов”».

Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.

Философы изучат корректность терминов, относящихся к людям с инвалидностью

В последнее время вопросы политкорректности в отношении к людям с инвалидностью становятся все более актуальными и вызывают в том числе научные споры: как высказываться, чтобы не дискриминировать эту группу населения? Ученые Томского государственного университета смогут определить, как в современном обществе языковые нормы влияют на изменение общественного восприятия людей с инвалидностью и как перемены в таких терминах связаны с развитием технологий. Проект по этой теме стал победителем грантового конкурса Российского научного фонда. Результаты исследования позволят выявить тенденции трансформации политкорректности и наметить реальный план действий по включению людей с инвалидностью в общественные процессы. 

Научный коллектив Томского государственного университета под руководством декана философского факультета ТГУ Елены Сухушиной начинает работать над проектом «Функциональная политкорректность проблематики инвалидности: взаимосвязь технологий, языка и общественного восприятия». 

Чтобы объяснить это, на первый взгляд, сложное название, необходима отсылка к теории «Установления повестки дня» (Agenda-setting), отмечает Елена Сухушина. Еще в середине прошлого века эта теория убедительно показала, что существуют три типа «реальности». «Реальность» фактическая, которая выражена в каких-то объективных показателях, например, статистических по поводу определенной проблемы, «реальность», поставляемая СМИ, и «реальность» воспринимаемая – то, что думают по поводу определенной темы представители различных аудиторий. Тогда же были выявлены различные факторы определяющие, как эти реальности взаимосвязаны друг с другом. 

Декан философского факультета ТГУ Елена Сухушина

– Сейчас очень популярна тема политкорректности. Мы все стараемся аккуратно высказываться, чтобы не дискриминировать – это если использовать политический дискурс, или не обидеть какие-либо группы людей – если обратиться к практике повседневного общения. Это приводит к формированию особого типа реальности: какие-то элементы темы остаются на периферии, какие-то ставятся в центр. Иногда эти расстановки акцентов не совпадают с прошлым опытом человека, с его собственными ощущениями. Взяв в качестве области исследования инвалидность, мы покажем, как существующие языковые нормы корректности меняют наше восприятие инвалидности и какую роль играют технологии «улучшения» в этой динамике, – рассказывает Елена Сухушина

Актуализацию политкорректности в отношении людей с инвалидностью зачастую связывают с движением за их права, а также со сменой медицинской модели инвалидности на социальную – которая рассматривает общество как основной источник конструирования и транслирования инвалидности. Недостаточность четких и непротиворечивых научных подходов к этому вопросу в контексте проблематики инвалидности может являться причиной раскола в обществе на тех, для кого политкорректный язык является приемлемым и необходимым, и на тех, кто считает его излишним, подвергает его критике и избегает употребления корректных слов. 

Сегодня вопрос политкорректности порождает дискуссию в научном, политическом и общественном дискурсах. С одной стороны, использование политически корректного языка способствует разрушению стереотипов и предотвращению дискриминации в отношении некоторых групп в обществе. С другой – существует риск размытия и подмены понятий, следствием которых может стать замалчивание проблем и отвлечение внимания от их реального решения. 

Как правило, политкорректность рассматривается как культурный, философский, этический, лингвистический и социально-политический феномен. Однако представляется важным учет влияния на нее результатов технологического прогресса – так как с развитием технологий многие проблемы людей с инвалидностью могут быть частично или полностью решены. Это, в свою очередь, может привести к необходимости пересмотра языковых норм в отношении этой группы. Например, использование слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов людьми с нарушением слуха может привести к исключению необходимости применения термина «глухой» в повседневном взаимодействии. 

– В связи с этим возникает вопрос: какую роль играют технологии в трансформации политкорректности в контексте проблематики инвалидности? Как взаимодействуют и влияют друг на друга технологии и язык? Как взаимное влияние технологий и языка определяют общественное отношение к людям с инвалидностью и проблематике инвалидности в целом? В нашем исследовании мы определим динамику языковых норм политкорректности и их влияние на изменение общественного восприятия людей с инвалидностью и проблематики инвалидности в целом в контексте развития технологий, – поясняет Елена Сухушина

Актуальность работы определяется недостаточностью исследований, касающихся связи технологий и политкорректности. Ответы на поставленные вопросы имеют весомое значение для академической и социальной среды, поскольку это предоставит возможность выявить тенденции трансформации политкорректности и наметить реальный план действий по включению людей с инвалидностью в общественные процессы. 

Для справки: В ноябре Российский научный фонд подвел итоги конкурса проектов малых отдельных научных групп 2022 года. Экспертный совет по результатам экспертизы выбрал 2017 проектов, в том числе 19 грантов получат проекты под руководством ученых ТГУ.

наука социальная работа ФсФ РНФ гранты соцгум

    Эффект Стрейзанд | Определение, примеры и факты

    Барбра Стрейзанд

    Все медиа

    Похожие темы:
    социология цензура

    Просмотреть весь связанный контент →

    Эффект Стрейзанд , явление, при котором попытка подвергнуть цензуре, скрыть или иным образом отвлечь внимание от чего-либо служит только для привлечения большего внимания к этому. Название происходит от судебного иска американской певицы и актрисы Барбры Стрейзанд против фотографа в 2003 году, который привлек внимание к фотографии, которую она требовала удалить из Интернета.

    Иск Стрейзанд был подан против фотографа Кеннета Адельмана, основателя California Coastal Records Project, для которого он сфотографировал береговую линию штата с вертолета и выложил фотографии в интернет. Адельман указал, что изображения были бесплатными для некоммерческого использования и использовались государственными органами для научных исследований. Среди более чем 12 000 фотографий калифорнийского побережья была одна фотография, на которой фигурировал особняк Стрейзанд. Стрейзанд, которая в прошлом подвергалась преследованиям и преследованиям со стороны фанатов, подала в суд на 50 миллионов долларов, утверждая, что фотография нарушила ее частную жизнь и показала, как получить доступ к ее дому.

    На момент подачи иска фотография была загружена всего шесть раз, в том числе дважды адвокатами Стрейзанд. Судебный процесс получил широкую огласку, и последовал всплеск интереса и активности. В течение месяца после подачи фото было просмотрено более 400 000 раз и размещено на новостных сайтах и ​​в других местах в Интернете. Таким образом, попытки Стрейзанд скрыть фотографию сделали ее исключительно более заметной, чем она была бы в противном случае. Стрейзанд проиграла иск, и ей было приказано оплатить судебные издержки Адельмана по делу. Фотография по-прежнему широко публикуется в Интернете.

    Это явление не было названо «эффектом Стрейзанд», однако, только два года спустя. В сообщении в блоге Techdirt основатель Майк Масник описывает приказ о прекращении действий, который Marco Beach Ocean Resort, остров Марко, Флорида, издал веб-сайту Urinal.net. В приказе указывалось, что веб-сайт нарушил федеральные законы, разместив информацию об одном из писсуаров отеля, который, по утверждению веб-сайта, можно было увидеть из вестибюля отеля. В заключительном заявлении своего поста Масник спрашивает:

    Сколько времени пройдет, прежде чем юристы осознают, что простая попытка подавить то, что им не нравится в сети, может привести к тому, что то, что большинство людей никогда, никогда не увидят… теперь увидят намного больше людей? Назовем это эффектом Стрейзанд.

    Феномен существовал до иска Стрейзанд. Это описывается китайской идиомой yù gài mí zhāng , что примерно переводится как «попытка скрыть что-то только делает его более очевидным». Однако появление Интернета способствовало распространению эффекта. В 2012 году Верховный суд Великобритании приказал пяти интернет-провайдерам запретить доступ к The Pirate Bay, шведскому файлообменному сайту, и последующее освещение этого решения в СМИ привело к увеличению посещений этого сайта более чем на 10 миллионов человек. В другом случае, начиная с 2013 года, французское внутреннее разведывательное агентство Direction Centrale du Renseignement Intérieur (DCRI) связалось с редакторами Википедии с просьбой пересмотреть статью о французской военно-воздушной базе Пьер-сюр-От. DCRI заявил, что статья содержала секретную информацию. Фонд Викимедиа отказал в запросе, заявив, что у них недостаточно информации о предполагаемом нарушении. Позже DCRI якобы вынудил добровольца Википедии полностью удалить запись, иначе ему грозит арест (статья вскоре была восстановлена ​​​​на сайте другим добровольцем). Новость о саге распространилась по Интернету, а статья о Пьер-сюр-Отте впоследствии стала самой просматриваемой во французской версии Википедии.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

    Подпишитесь сейчас

    Ученые отмечают, что цензура часто имеет неприятные последствия, когда общественность воспринимает попытку влиятельного лица или организации подавить свободу слова. Это может спровоцировать общественное возмущение, особенно если в истории фигурирует проигравший. Более того, попытка цензуры может подстегнуть любопытство. Например, запрет на книги и веб-сайты часто вызывает к ним дополнительный интерес. Люди, как правило, хотят сами судить о том, что нежелательно в том, что было выделено для подавления.

    Элисон Элдридж

    Запрет | Закон Южной Африки

    Похожие темы:
    Южная Африка цензура

    Просмотреть весь связанный контент →

    запрет в Южной Африке, административная мера, посредством которой публикации, организации или собрания могут быть объявлены вне закона и подавлены, а отдельные лица могут быть подвергнуты строгим ограничениям их свободы передвижения, ассоциации и слова. . Запрет был важным инструментом подавления правительством Южной Африки тех, кто выступал против его политики апартеида.

    Право запрещать публикации принадлежит министру внутренних дел в соответствии с Законом о публикациях и развлечениях 1963 года. вредность, богохульство, причинение вреда отношениям между слоями населения или нанесение ущерба безопасности, общему благополучию, миру или порядку государства. Тысячи книг, газет и других изданий были запрещены в Южной Африке с 1950 до 1990 г.

    Запрет организаций или отдельных лиц был санкционирован Законом о подавлении коммунизма 1950 г. (хотя прецеденты существовали в измененном Законе о бунтарских собраниях 1929 г.) со многими последующими поправками; эти законы были заменены Законом о внутренней безопасности 1982 года, который сохранил почти все их положения. В соответствии с прежними законами министр правопорядка мог запретить организацию, которая, как было установлено, продвигает или помогает целям коммунизма или может продвигать такие цели. Определения коммунизма и объектов коммунизма были очень широкими и включали любую деятельность, якобы способствующую беспорядкам или беспорядкам; содействие промышленным, социальным, политическим или экономическим изменениям в Южной Африке; и поощрение враждебности между белыми и небелыми, чтобы способствовать переменам или революции. Право называть организацию или человека коммунистическим или революционным принадлежало министру. Основными организациями, запрещенными в соответствии с этими законами, были Коммунистическая партия Южной Африки (запрещена 1950), Африканский национальный конгресс (АНК) и Панафриканский конгресс (оба запрещены в 1960 г.).

    Запрещение отдельных лиц в Южной Африке было практически уникальной практикой среди стран с правовыми системами, основанными на традициях римского права или общего права. По распоряжению министра лицо, признанное коммунистом, террористом, членом запрещенной организации или иным образом представляющим угрозу безопасности и общественному порядку государства, может быть ограничено своим жилищем или ближайшим окружением, ему запрещено встречаться с более одного человека одновременно (кроме его семьи), принуждение к отставке с любых должностей в любой организации, запрещение публичных выступлений или написания для любой публикации, а также запрет на посещение определенных территорий, зданий и учреждений, таких как суды, школы и редакции газет.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *