Положительные и отрицательные качества личности – Положительные и отрицательные качества для человека

Содержание

Характеристика героя произведения. Положительные и отрицательные качества личности

Тема: «Характеристика героя произведения.

Положительные и отрицательные качества личности»

(Нравственные испытания героя рассказа Ю.А.Яковлева «Полосатая палка».

Урок-рассуждение с сопровождением презентации.

Цель: — на примере читаемого материала проследить эволюцию развития образа героя;

— обучение анализу художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;

— развитие умения определять тему и идею произведения;

— воспитывать ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

-Умение давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение;

-Умение читать выразительно выборочно;

-Умение рассуждать и делать выводы.

— Углубление этических представлений о добре и зле, о человеческих достоинствах и недостатках

Личностные УУД:

-Умение оценивать свое и чужое высказывание по поводу произведения;

-Умение оценивать позитивное отношение к чтению.

-Умение оценивать себя с точки зрения человеческих достоинств и недостатков

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность;

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

4.Умение сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

*Коммуникативные:

1.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;

2.Умение взаимодействовать в парах, в группах, слушать мнение других, высказывать свое мнение;

3.Умение донести свою позицию до других.

*Познавательные:

1.Умение понимать авторскую позицию, отношение автора к героям произведения;

2.Умение давать определения понятиям;
3.Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
4.Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Тип урока: урок формирования УУД

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логические

Образовательные ресурсы:

Учебник,

Раздаточный материал,

ТСО, доска, мел

Презентация

Ход урока:

1.Эмоциональный настрой.

Я рада видеть вас друзья!

И пусть в окно прохлада дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга видит, чувствует и слышит.

  Сегодня на уроке гости, а гости – это  всегда радость, это хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем друг другу мысленно удачи и   тихо  сядем за парты.

Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии.

2. Мотивация.

Свой урок мы начинаем в необычном месте, где нас радушно встречают мудрецы, которые все знают о человеческой жизни.

Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: — Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум— первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел. Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: — Воля на пути, Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

-Что же считал главным в человеке третий мудрец?

(Дети высказывают свои варианты)

— Давайте вернёмся к этому вопросу чуть позже.

3. О писателе.

— А сначала выясним, что главное в рассказе «Полосатая палка»

-Обращаясь к читателям, его автор — Юрий Яковлевич Яковлев писал :

«…Мои книги — …моя душа. Все, что я пережил, перестрадал сам, — все это оставило след в моем творчестве… Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в жизни…»

Чтобы понять духовный мир писателя, не достаточно просто прочитать его произведение, ведь литературное произведение можно сравнить с айсбергом: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая   скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Этому и будем учиться на уроке.

4. Прогнозирование.

Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.

-Что хочет он сказать этими словами?

— Мнения разделились. Давайте разберёмся, кто же из вас прав?

5. Составление характеристики героя.

Откроем учебники, обратимся к началу рассказа и выясним, каким автор представляет нам главного героя рассказа.

( Дети читают начало рассказа. )

-Каким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка? Какой он по характеру? Почему вы так думаете?

Наглый

Грубый

Забияка

Хулиган

Задира

Безответственный

— Какие чувства он вызывал у других людей? Выберите из представленных слов. Докажите.

  • Возмущение Восхищение

  • Равнодушие Неловкость

  • Уважение или Чувство бессилия

  • Обиду Доброжелательность

  • Недовольство Радость

— А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства?

Поэтому, ребята, относиться к людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы другие относились к вам, то есть с уважением и доброжелательно.

Я предлагаю вам выбрать модель, которой можно обозначить нашего героя.

— Почему выбрали чёрный цвет?( ответы детей)

Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над ними.

5.Наблюдение над эволюцией характера героя.

  • На протяжении рассказа он остаётся таким же плохим?

  • Попробуем понять, что же повлияло на его сознание, в какой момент Мишка стал меняться, становиться другим, более человечным? На прошлом уроке мы с вами разбивали текст на смысловые части и озаглавливали части. Перед вами карточки с названиями частей.

1.Знакомство с Мишкой

2.Встреча с бабушкой

3.Как Мишка отнял палку у слепого

4.Мишка хочет исправить злое дело

5.Ещё есть надежда

-Выполните задание: положите карточки перед собой

1 вариант- в том порядке, в котором события в жизни происходили с мальчиком.(сюжет рассказа)

2 вариант- в том порядке, в котором события изложены в тексте.(композиция рассказа)

-Сравните, соответствует ли сюжет композиции рассказа?

(Картина ожила в Мишкиных мыслях после слов старухи. Если бы он не встретил старуху, то не задумался бы о похищении палки.)

-Давайте прочитаем эпизод встречи мальчика со старушкой по ролям.

(Чтение отрывка по ролям)

-На каких словах автор акцентирует внимание, он трижды употребляет их в тексте?

Как на крючок

Цепкий крючок

Как крючья

— Для чего автор использует этот приём, что помогают увидеть нам эти слова? (Мишка узнаёт, что человек был слепым

. Эта встреча начала менять его сознание)

— Сейчас мы подошли к вопросу, над котором вы работали дома: взял бы Мишка палку, зная, что её хозяин слепой?

Свои суждения подтверждайте цитатами из текста.

(Ответы детей)

(Именно с этого момента Мишка стал меняться, становиться другим, более человечным и совершать поступки, совсем необычные для такого человека, каким показал его автор в начале рассказа.)

6. Анализ чувств героя.

— В рассказе « Полосатая палка» Ю. Яковлев характер героя раскрывает не только через его поступки, но и через его чувства, мысли, переживания.

В тексте есть такая фраза: «окончательно рассорился сам с собой»?

Как вы её поняли?

(Им овладели противоречивые чувства. В душе героя как бы боролись два человека: прежний Мишка, разболтанный и упрямый, который не хотел возвращаться к перекрёстку и отдавать палку хозяину, и другой Мишка, который осознал свой нехороший поступок).

-А какой человек победил в душе Мишки: хороший или плохой?

(Победил хороший, ведь мальчик не выбросил палку, а стал искать незрячего человека и даже решил охранять другого от случайных хулиганов — совершил благородный поступок.)

— А теперь обратимся к предпоследнему абзацу, начинающемуся со слов: «Нет, полосатые палки выдают не слепым…» Зачитаем его.

(Автор передаёт мысли героя, здесь есть слова: «Безжалостный буравчик сверлил его сознание…Мишка как бы судит себя, наказывает за свой поступок, выставляет себя напоказ людям)

-Что же это за безжалостный буравчик, который сверлил сознание мальчика, заставляя думать о человеке? ( Угрызения совести)

-Какое нравственное начало ещё было живо в Мишке и пробудилось в самый ответственный момент? (

В нём проснулась совесть. Значит он не совсем безнадёжный и потерянный для общества человек.)

7. Работа над понятием «совесть».

Слайд

  • Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со — что значит – «вместе», «соединение», корня — весть, что значит, «знать», «ведать»- знать общечеловеческие нравственные законы.

Нравственное сознание или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка;, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла.

(Толковый словарь В.И. Даля)

8. Работа над главной мыслью рассказа.

— Можем ли мы уже сейчас поставить точку и сказать, что Мишка стал хорошим, если в нём проснулась совесть?

(Нет, автор не говорит об этом, хотя надеется, что Мишка станет хорошим)

— В каких словах он выражает свою мысль?

(С тех, с которых мы начали урок.)

Есть надежда. на что? (Надежда на то, что человек жив, что Мишка исправится, будет жить в согласии со своей совестью, научится быть милосердным, добрым к людям.)

— Куда же надо спешить? (Исправлять свои ошибки, совершать хорошие поступки)

— Почему надо спешить? (Чтобы жить в ладу с собой, жить по совести, чтобы сделать мир добрее..)

-Значит ли, что светлая модель нашла своё место?

(Да, т.к. Мишка начал меняться, задумываться над своим поступком)

-Какой может быть концовка рассказа? Послушаем варианты вашего домашнего задания.

— Кто считает так же? (группы по мнениям)

— О чем заставил нас задуматься этот рассказ? Зачем писатель создал его?

Прочитайте пословицы о совести и выберите ту, которая больше всего выражает главную мысль рассказа:

Без совести и при большом уме не проживёшь.

Нечистая совесть спать не даёт.

Совесть без зубов, а загрызёт.

Стыд не дым, а глаза ест.

-Вернёмся на поляну к мудрецам. Что же ответил третий мудрец?

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека- совесть.

Словно ненаписанная повесть. Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 
И в делах раскаяться и в мыслях(даже тайных) может заставлять

Знаем, что она — бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно — жить по совести, а можно —
Навсегда дать совести уснуть.

Что же нужно делать для того, чтобы совесть была спокойна?

(Жить так, чтобы не было стыдно за свои поступки.)

Физминутка (упражнения для глаз)

Переменчиво настроение у людей, переменчива и погода: то прохладно и хмуро, то тепло и радостно. Выглядывает солнышко, пригревает, помогает сбросить печали и грусть. Улыбнитесь друг другу, нам тепло, хорошо и уютно

10. Беседа «Достоинства и недостатки»

— Этот рассказ заставил нас увидеть такие человеческие поступки, о которых не всегда хочется говорить. Так какие же мы?

Сейчас я задам вам вопросы, а вы обдумайте и мысленно ответьте на них.

  • Всегда ли мы поступали по совести? Есть ли в нашей жизни поступок, за который нам стыдно? Пытались ли мы исправить положение?

  • Трудно ли признавать собственную неправоту? Становится ли легче после осознания своей неправоты перед самим собой?

  • Если вы поняли свою неправоту, поможет ли это больше не совершать такие поступки?

  • Кому вы смогли бы рассказать о своём дурном поступке?

— А вообще, полезно ли знать свои достоинства и недостатки? Почему?

— Что можно считать достоинством? А что недостатком? Перед вами в таблице человеческие достоинства и недостатки. Согласны ли вы с такой классификацией? Подумайте, какие качества можно добавить в эти списки, допишите.

Отметьте значком «+» присущие вам достоинства, а значком «- » свои недостатки

11. Интерактивное задание «Пять положительных качеств»

А теперь выберем самые лучшие свои качества, возьмите листок бумаги, положите на него свою ладонь, обведите. Получилась ваша рука. А теперь на каждом из 5 своих пальчиков впишите свои 5 положительных качеств. Объясните, почему вы так считаете.

Итог урока.

— Совесть, осознание себя, своих поступков, мыслей — часто для нас это тяжёлые переживания, в результате которых мы должна принять достойное решение, стать лучше. Итогом нашей работы могут стать слова:

Жизнь – как езда на велосипеде:

если тебе тяжело, значит,

ты идёшь на подъём.

Если с первого раза не получается справиться с жизненными трудностями, не вините себя. Проанализируйте свои поступки, сделайте работу над ошибками и с правильными выводами двигайтесь вперёд.

Всякое бывает в жизни, можно и оступиться. Но надо уметь найти в себе силы, чтобы сознаться в плохом поступке, исправить свою ошибку.

-Понравился вам наш урок? Что для себя вы усвоили?

(Человек должен жить со своей совестью в согласии, чтобы жить счастливо)

-Продолжите :

Никогда не поздно …

Надо вовремя …

— Вы сегодня были настоящими читателями, вы сумели открыть секрет автора и раскрыли идею произведения. Я надеюсь, поняли, как важно нести ответственность за свои поступки. Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни не было места поступкам, после которых у вас было бы тяжело на душе.

Поэтому старайтесь поступать с людьми так, как вы бы хотели, чтобы другие поступали с вами.

Видеоролик «просто так»

Что счастье?
Счастье нам прямое
Жить с нашей
Совестью в покое.

Домашнее задание.

Если вы совершали что-либо по велению своей совести, расскажите – это ваше Д/з. Р/т. С.46 №6

infourok.ru

Отрицательность Отрицательная личность | Что такое Отрицательность Отрицательная личность

       Отрицательность как качество личности –  склонность  вызывать неодобрение; проявлять значительный перевес отрицательных качеств личности над положительными или свидетельствовать о полном отсутствии каких-то добродетелей.

      Однажды черти собрались и стали совещаться, как бы им побыстрее и полегче погубить людей. Сложив вместе хвосты и копыта, они стали думать. Наконец, в собрании произошло движение, и все взоры обратились к Гневу. Тот встал и сказал: — Я пойду и восстановлю брата против брата. Я заставлю людей гневаться друг на друга, и они сами начнут уничтожать себя. Затем поднялась Похоть и сказала: — Я внесу разврат в умы людей. Я буду внушать им, что любовь — это низменное чувство, и они превратятся в животных. Возмущённо тряся головой, Жадность сказала: — Я вселю в сердца людей самую разрушительную из всех страстей, и неконтролируемые желания погубят их! Близнецы Обжорство и Пьянство, рассказали о своих планах: как они постараются сделать тело человека больным и одурманить его разум. Зависть, Ревность и Ненависть в свою очередь высказались о том, как намериваются погубить человека. Лень заявила, что во всём будет поддакивать человеку, и одновременно уговаривать его не спешить выполнять задуманные дела, а отложить на завтра то, что можно сделать сегодня.

    Однако главный всё ещё не был удовлетворён. И все обратили свои взоры на последнего помощника, который до сих пор молчал. Тот сказал: — Я буду внушать человеку, чтобы он всё хорошенько обдумывал! После этих слов все присутствующие насторожились. А главный потребовал: — Поясни свою мысль! Что ты имеешь в виду? — Я буду внушать человеку, чтобы он обдумывал, как сделать всё с максимальной выгодой для себя лично, — ответил тот. — Вот! — воскликнул главный, и многозначительно ткнул указательным пальцем в землю. — Ты ближе всех к нашей истине. Эгоизм разделит людей, и мы будем властвовать! Я назначаю тебя своим заместителем!

        Подражая известному высказыванию  А.П. Чехова можно сказать в контексте отрицательности следующее: в отрицательном человеке всё отрицательно: и одежда, и поведение, и душа, и глаза, и мысли.  Отрицательность тряпкой не вытрешь, она сканируется людьми в языке тела, двусмысленности фраз, неестественности и лживости. Мать всех пороков – гордыня, мощным потоком отрицательной энергии исходит от отрицательной личности. Если в человеке прописалась отрицательность, значит он стал адептом невежества, вытравить из него пороки будет также нереально, как из дьявола добиться проявлений доброты, милосердия и сострадания. Что написано пером – не вырубишь топором. Отрицательность не знает черновиков, всегда пишется набело, поэтому крайне тяжело что-то исправить.

     В школе: — Машенька, напиши на доске предложение со словом «девочка» и со словом «лес». Машенька выходит и пишет: «Девочка вышла из леса». — Хорошо, Машенька, садись. Вовочка, выйди к доске и сделай из этого предложения отрицательное. Вовочка выходит и пишет: «Не девочка вышла из леса». — Вовочка, это неправильно! Надо исправить! — Марь Иванна, здесь утешения типа  всё срастётся, до свадьбы заживёт – не катят, это уже не исправишь — это на всю жизнь.

      Отрицательный человек  — человек со знаком “минус” ( — ), то есть меньше чем ноль. Отрицательный человек  – человек негативного склада, в котором отрицательные качества личности в разы превосходят положительные. То есть отрицательность личности достаточно точно фиксирует перевес пороков над достоинствами. В неравной борьбе достоинства колонизируются, отправляются в резервации сознания, лишаются права голоса, всячески подавляются и преследуются.

     Например, великий философ эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо ловко расправился со своими отцовскими чувствами. Многие теоретические труды Руссо были посвящены улучшению нравов общества и воспитанию детей. В своем романе «Эмиль, или О воспитании» философ пишет: «Кто не может исполнять отцовского долга, тот не имеет права становиться отцом. Ни бедность, ни работа, ни прочие обстоятельства не снимают с него ответственности за пропитание и воспитание собственных детей». В то же время философ и его жена отдали в приют своих пятерых детей! Руссо объяснял это нехваткой средств, что, по сути, не имело под собой оснований.

    Знаменитый художник Сальвадор Дали под знаменем борьбы за собственное здоровье ловко взрастил в себе такое отрицательное качество личности как эгоцентризм. Он был законченным эгоцентриком, считал себя гением и интересовался только собственной персоной. Дали писал: «Я очень забочусь о своем здоровье и делаю все возможное, чтобы сохранить жизнь в самом выдающемся на свете создании, т.е. во мне самом». Единственным человеком, которого он ценил помимо себя, была его жена Гала, которая неустанно приходила в восторг от его шедевров. Детей у них не было, так как художник воспринимал их как обузу.

       Отрицательный человек как аккумулятор накапливает в себе отрицательно заряженную энергетику. Рассказывает психолог: «Однажды по пути я зашел в гости к старому знакомому, но едва увидев его, я тут же ощутил тёмную волну, катящуюся на меня. Я почти мгновенно пожалел о том, что остановился. Я много раз пытался сменить тему разговора, но он постоянно возвращался к жалобам о том, что ему не нравится в своей жизни, в других людях и вообще в мире.

     Так прошло полчаса, я больше не мог этого выдержать, и мне пришлось уйти. Этот человек был сильным энергетическим вампиром, пытавшимся склонить меня к тому чтобы я согласился со всеми его воображаемыми бедами и оправдал его положение жертвы. Когда я отказался присоединиться к нему в его самодельной тюрьме, его недовольство стало очевидным, но он попытался убедить меня еще раз, причем даже более энергично. Он сам уходил от жизни, которую наметил для себя. Он был жертвой, так как считал себя жертвой.

    Один из главных принципов, которые следует иметь в виду, когда пытаешься помочь кому-либо, застрявшему на негативных мыслях – не попасть в негатив самому. Отрицательные люди являются энергетическими вампирами. У них есть практически безграничная способность зацикливаться на том чего они не хотят, скулить, ныть и жаловаться на свою жизнь, в то же время всячески отрицая свою ответственность за собственное положение. Их страх блокирует естественный поток энергии изнутри, поэтому они должны вместо этого получать энергию от других людей. Проведя несколько часов в их обществе, Вы обычно чувствуете опустошение, усталость, беспокойство или стресс. С другой стороны, положительные люди преодолели свои страхи, и их энергия изливается наружу. Следовательно, они не забирают, а отдают энергию. После времени, проведённого в компании положительных людей, Вы почувствуете прилив энергии, подъём и вдохновение. Хотя большинство людей находятся где-то посередине, и обмен энергией почти не происходит».

    Анекдот в тему.

      Одесский жлоб появился в порту. С первого взгляда видно – отрицательная личность.  Подходит к пришвартованному пароходу и, задрав голову, кричит:- Эй, капитан, тебе помощник нужен? Капитан отрицательно мотает головой. — Может, тебе боцман нужен? Капитан отрицательно мотает головой. — Может, тебе рабочий палубы нужен? Капитан отрицательно мотает головой. — Твое счастье, падло, я б тебе наработал!

     Отрицательный человек обожает всё невежественное и вульгарное. В речи – это мат, на котором он отлично изъясняется с себе подобными. В половых отношениях он склонен к нетрадиционной ориентации, извращениям. Поэтому частенько страдает из-за своей отрицательности.

    Отрицательный тип приходит к врачу: — Доктор, у моего сексуального партнера СПИД. Что мне делать?- Сдайте анализы и приходите через три дня. Проходит три дня. — Плохо дело! Все тесты дали положительный результат. Пациент в панике. — Но, так как у вас самая начальная стадия, то еще не поздно помочь. Есть одно стопроцентное средство. Берется три литра молока, туда мелко крошится селедка, добавляется чеснок, уксус и все это хорошо перемешивается. Выпить все залпом. Через неделю лечения все пройдет. Пациент радостный убегает. К врачу подходит медсестра и спрашивает: — Зачем вы так с ним, у него же все тесты отрицательные? — Пускай этот отрицательный тип знает, для чего мужику задница!

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

podskazki.info

Положительные и отрицательные качества

Содержание
1.    Положительные качества учеников:………………………….
1.1    великодушие…………………..
1.2    готовность………………………………………………..
1.3    дерзновение………………………………………………
1.4    доброта……………………………………………….
1.5    доброжелательность…………………………………………
1.6    доверие………………………………………………
1.7    дружелюбие……………………………………..
1.8    единение мышления……………………………………..
1.9    зоркость…………………………………………..
1.10    искренность…………………………………………………..
1.11    качества взыскующих общего блага……………………
1.12    находчивость………………………………………………..
1.13    ответственность……………………………………………..
1.14    подвижность………………………………………………
1.15    признательность…………………………………………
1.16    простота……………………………………………
1.17    равновесие………………………………………………
1.18    расчётливость………………………………………
1.19    самоуверенность……………………………………..
1.20    самообладание
1.21    самоотверженность………………………………………….
1.22    самопожертвованние……………………………………
1.23    сострадание………………………………………………..
1.24    спокойствие………………………………………………
1.25    терпимость…………………………………………………..
1.26    устремлённость……………………….
1.27    устремление к целесообразности …………………………
1.28    чуткость ………………………
1.29    чистота намерений…………………………………………
2.    Отрицательные качества учеников:…………………………..
1.1    бездействие………………………………………………
1.2    безответственность………………………………………
1.3    болтливость………………………………………………
1.4    всезнайство………………………………………………
1.5    гордость……………………………………………….
1.6    гнев…………………………………………….
1.7    грубость…………………………………………………
1.8    зависть……………………………………………………
1.9    жажда наград…………………………………………
1.10    жестокость……………………………………….
1.11    корыстолюбие и своекорыстие………………………
1.12    легкомысленность…………………………………………
1.13    лицемерие………………………………………………
1.14    леность…………………………………………….
1.15    ложь……………………………………………………..
1.16    малодушие…………………………………………………
1.17    месть…………………………………………………
1.18    насмешка…………………………………………………..
1.19    небрежность…………………………………………
1.20    невнимательность…………………………………………
1.21    невежество………………………………………….
1.22    нетерпимость………………………………………
1.23    обида………………………………………………
1.24    осуждение………………………………………………..
1.25    отрицание………………………………………………..
1.26    подозрительность…………………………………………
1.27    половинчатость……………………………………………
1.28    похоть………………………………………………..
1.29    равнодушие………………………………………………..
1.30    раздражение………………………………………………
1.31    саможаление……………………………………………….
1.32    самость………………………………………………..
1.33    самообольщение…………………………………………
1.34    самоумаление……………………………………………
1.35    сквернословие……………………………………………
1.36    смущение………………………………………………..
1.37    сожаление………………………………………………..
1.38    сомнение………………………………………………..
1.39    страх и ужас……………………………………………….
1.40    тупость………………………………………………..
1.41    уныние………………………………………………..
1.42    шатание………………………………………………..
1.43    удовлетворённость………………………………………
1.44    упрямство………………………………………………..
1.45    чувство собственности…………………………………
1.46    Выписки о личностных качествах из Учения Храма…
3.    Указание параграфов к схеме «Взаимосвязанность положительных личностных качеств»……………………….
4.    Список сокращений …………………………………………    

 

Взаимопомощь

12.168. Община Духа возможна, где существует живой Магнит; тогда можно присоединять к каждому Содружеству и общение через все границы земные. Когда Община живет единым Служением Истине, тогда не существует препятствий и особая взаимопомощь будет естественным выражением.
Признательность растет без насилия. Потому явление радости особо утверждает Общину Духа – всем захочется сделать что-то хорошее.
12.441. Кооператив не есть закрытое общежитие. Сотрудничество, основанное на законе природы, содержит в себе элемент беспредельности. Обмен труда и взаимопомощь не должны накладывать условных ограничений. Наоборот, кооператив открывает двери ко всем возможностям. При этом кооперативы связаны между собою, и таким образом трудовая сеть покроет весь мир.
Никто не может предопределить, какие виды сотрудничества могут развиться. Учреждения, основанные кооперативами, могут быть разнообразными и покроют задания просвещения, промышленности и сельского хозяйства. Невозможно представить ни одной отрасли, которая бы не могла быть усовершенствована кооперативом. Нельзя запретить, если люди сойдутся для сотрудничества в совершенно новом сочетании. Кооператив есть оплот государства и рассадник общественности. Откуда придет общественное мнение? Откуда составится желанное преуспеяние? Откуда одинокие труженики получат помощь? Конечно, сотрудничество научит и единению.
13.539. Братство иногда называлось Целительною Общиною. Такое наименование имеет двоякое значение. Действительно, Братство прежде всего заботится о целительных началах и между своими сочленами устанавливает их. Каждое Братство как истинное единение уже будет носителем здоровья. Следует обращать внимание, насколько совместное житье обоюдно укрепляет состояние организма, если осознана гармония. Пусть такое начало взаимного укрепления исследуется наукою. Особенно поучительно наблюдать, как даже в телесном отношении взаимопомощь имеет великий смысл. Если могут быть ненасытные вампиры, то также могут быть и неистощимые благодетели.
Братство Благодетелей есть Твердыня Непобедимая.
14.214. Урусвати знает, насколько не осознано человечеством понятие ритма. Древнее учение о ритме утеряно. Новое понимание сведено к грубейшему танцу и музыке. Ученые говорят о вибрационном ритме, но эти заключения не выходят за пределы лабораторий. Но ритм должен выражаться во всей жизни, во всей работе, во всем творчестве. Лишь опытные работники понимают, насколько производительней труд ритмический.
Истинно, труженик Карма-Йог без всякого насильственного напряжения знает радость ритма. Карма-Йог трудится не потому, что его кто-то заставляет, но он не может жить без труда. Эта Йога очень связана с ритмом. К сожалению, в обиходе нечасто встречается такое сотрудничество, самоизвлекающееся и неисчерпаемое. Лишь ярко выраженный ритм сливается с такими же созвучиями во всех земных странах, получается своеобразная взаимопомощь. При незримости такая помощь будет истинной гармонией.
Кроме того, каждый труженик имеет помощь от Тонкого Мира. Люди весьма преуспеют, когда они поймут такие незримые сотрудничества. Насмешники скажут: «Неужели и плотники, и жнецы, и каменщики получают помощь из Тонкого Мира?» Насмешка неуместна, именно каждый желанный труд получает помощь. Люди должны задуматься над неистощимым запасом энергии в Тонком Мире.
Еще скажу одну истину, мало понятую. Люди горюют, когда идеи их подхватываются и используются. Но, в сущности, каждое распространение полезных идей должно радовать. Но до такой радости большинство не доросло.
Мыслитель говорил: «Идеи легкокрылы. Радостно выпустить птицу из клетки. Пусть будет также радостно выпустить и идею спасительную. Мысль должна напитывать пространство, иначе люди будут без возможности продвижения. Освободим идеи от всех тенет и всех оков. Не будем ждать тюремщиков, но сами поможем освобождению».
3.143. Многое вы начинаете делать правильно. Вы отменяете рукопожатие и тем признаете могущество прикосновения. Вы отменяете рукописание и тем признаете наслаивание живой энергии. Вы сокращаете язык и тем признаете нужность космических сбережений. Вы утверждаете общества взаимопомощи и тем признаете общину. Вы начинаете переоценку преходящих ценностей и тем признаете эволюцию. Вы отменяете явление насилия и тем признаете Учителя. Вы отменяете сквернословие и тем признаете ценность звука. Вы отменяете танец пошлости и тем признаете значение ритма. Вы отменяете плохие зрелища и тем признаете важность цвета. Вы отменяете тунеядство и тем признаете мощь энергии. Вы отменяете отсталость и тем признаете волю.
Если не всегда научное значение ваших действий вам ясно, то, являя неизбежность эволюции, вы поступаете правильно.
Видите, сколько у нас согласий; только особо тупой может думать о противоречии путей.
Как цветы целебные, поднимаются ростки сознания народов! Русло народного стремления несет человечество к новым знаниям.
Это утверждение можете выражать поэтической метафорой или сухой формулой, но смысл народного потока останется непоколебимым. Захочет ли кто идти затрудненно или поймет полезность сотрудничества, но направление эволюции останется неизменным.
Будет процветать мировое обновление, сотрудничество, взаимопомощь, община.

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА УЧЕНИКА

«Ученик обратился к Учителю с длинным списком качеств, требуемых для преуспеяния. Грустно сказал он: “Учитель, не могу овладеть этими качествами”. – Учитель спросил: “Неужели всеми?”
Ученик продолжил: “Представляется мне, что ни одно качество не усвоено мною”. Учитель ободрил: “Не велика беда, если чувствуешь, что все нужные качества не усвоены тобою. Хуже, если тебе покажется, что ты владеешь всеми».
Учение Живой Этики, кн. Аум, 582.

«… Индивидуальность слагается из накопленных разных качеств, уявленных на развитии в разных формах. Сила Магнита Духа раскрывается по мере уявления новых качеств. …
… Осознание есть Синтез. Синтез есть обобщение процессов Бытия Видимого и Невидимого. …
… Сознание растет Синтезом. …»
Е.И. Рерих «Космологические записи» // «У порога Нового Мира» — М., 2000 г.

«Мой первый совет Вам будет выписать из книг Учения те качества, которые необходимо приобрести для того, чтобы стать принятым учеником. Затем, углубившись в свою сущность, отметьте в себе свои наихудшие качества и, избрав одно из них, старайтесь всеми силами духа заменить его же противоположением. Преодолев одно, принимайтесь за другое и т. д. Это очень нелегко, но ничто легкое не приличествует на царственном пути, ведущем к Миру Огненному».
29.08.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1
Грани Агни-йоги, 1964 г. 293. (Июнь 22). Неизменяем Владыка, ибо Близость его поверх изменений, происходящих в трех временных оболочках, и близок всегда, и Близость Владыки можно всегда ощутить, как только сознание от временных трех оторвется и, поднявшись над ними, коснется огня. Эту неотъемлемость Близости Высшей утверждать будем сердцем, ибо оно тоже от огня и представляет собою Аппарат огненный. Движимо сердце огнем. Жизнь – это тоже огонь, пульсирующий в каждом живом существе. И мы существа огненные. В сущности говоря, все процессы в человеческом организме производятся энергией огненной. Называем ее психической и всеначальной. У каждого человека запас ее разный, и каждый человек ее накапливает или расточает. Тратить психическую энергию и пользоваться ею – совсем не значит ее расточать. Расточение начинается с того момента, когда производятся действия дисгармонические, хаотичные, побуждаемые отрицательными качествами духа. Если положительные качества являют собою контейнеры огненной энергии и ее собирателями и накопителями, то качества отрицательные, например, такие, как страх, сомнение, колебание, суетливость, уныние и так далее, представляют собою ярых пожирателей и расточителей психической энергии. Потому на вопрос, как накапливать огненную силу, Ответим – утверждением положительных качеств духа. В каждый данный момент какое-либо качество является наиболее близко звучащим. Его-то и следует тогда утверждать. И это будет наиболее продуктивным действием и целесообразным. Трудно и бесполезно утверждать далеко звучащее качество, ибо оно не войдет прочно в сознание, но близость создает нужный импульс. Особенно хорошо утверждать качества синтетические, такие, как, например, равновесие или торжественность, ибо совмещают они в себе и другие. Так, равновесие включает в себя и бесстрашие, и непоколебимость, и спокойствие, и светоносность, и огонь, и собранность, и самоконтроль, и некоторые другие качества духа. Его утверждая, утверждаем в себе многие свойства огня. Очень важно завершать каждое воплощение, накопивши огни. В тонком состоянии наличие пламени даст духу возможность свободного проявления в сферах Надземных. Ползающие и истуканами стоящие там – это те, кто расточил Агни. Много соображений о полетах в Мире Тонком, но без огня не летать. Агни будет двигателем. Вот почему каждое земное действие можно рассматривать с точки зрения накопления или расточения Агни. Помочь, полечить, послать мыслью энергию огненную не значит ее расточать. Эти действия, наоборот, в конечном итоге, ее накопляют. Страсти и пороки ее расточают и все совершаемое в отемнении духа. Постоянство качеств создает кристаллы огненных отложений. Когда Агни растет, путь пролегает правильно.
Мир Огненный ч.3, 238 До тех пор пока человечество не научится управлять своими энергиями, не научится управлять своими качествами, трансмутируя свои человеческие тяжкие черты, до тех пор каждая космическая энергия будет опасна. Мы видим, как управляет человечество теми, данными ему энергиями! Каждая сила, открывающая новую возможность на Общее Благо, космически являет канал для других открытий. Но каждое откровение уподобляется всему прочему, явленному человечеству. Не идя с Космическим Магнитом, человечество идет против него. Даже в лучшем случае начинания строительства утверждаются на самом личном явлении. Так как Космический Магнит теперь собирает свои части, то и сам Магнит отвечает космическому движению, и тем части Магнита приближаются к великому заданию. На пути к Миру Огненному запомним закон Космического Магнита.

 

Благодарность
А.И. 31; Необходимо различать возмущение духа от раздражения. Огонь раздражения нужно делить на два вида. Когда раздражение имеет безличный космический характер, тогда яд его может быть унесен потоком праны. Но, если самомнение или саможаление углубит раздражение, то осадок яда отложится на центрах. Тогда нет возможности удалить его, разве изжить космическим мышлением. Качество мышления надо осознать, как целение. Качество признательности является также лучшим очищением организма. Нашедший зерно и понявший заботу Пославшего может устремить признательность в пространство. Великая целебная сила эманации благодарности.
Нужно все отвлеченное провести в действительность.
Иерархия, 182 Благодарность есть одно из главных качеств справедливости. Без справедливости нельзя достичь пути Великого Служения. Потому, указывая на необходимость познания благодарности, Мы лишь способствуем Великому Служению. Как прекрасна благодарность, ведь, она легко зажигает огонь сердца и, как пред Образом Владыки, наполняет благородством дух. Неблагодарный, прежде всего, неблагороден. Называем благородством благие накопления прежних жизней, ибо на Земле начали считать благородство лишь по родителям. Нужно особенно развивать благодарность, она сестра преданности. Надо осознать как трудно бывает Учителю сочетать лучшие возможности. Надо знать как помогать огнем своего сердца.
Мир Огненный ч.1, 191 Мы говорили о торжественности, о дружелюбии, о великодушии; заключим этот квадрат благодарностью. От малого по всей Иерархии сверкают искры благодарности. Ценны эти огни!
Мир Огненный ч.2, 465 Правильно думаете о благодарности. Лучшее выражение благодарности будет в осознании великого Поручения. Служение настолько велико, что каждый шаг уже составляет подвиг. С каждым днем, с каждой мыслью уже делается нечто значительное. Сама внутренняя торжественность должна отвечать явлению великому. В этой торжественности также выражается благодарность. Торжественность есть один из лучших магнитов. Так будем мыслить от самого великого, ибо к этой мере прилепится остальное.
Аум, 454 Благодарность есть великий двигатель. Никто не напрашивается на благодарность, но велико качество этой мощи. Благодарность действует, как очиститель, но все очищенное уже легче движимо. Таким образом, благодарность есть средство ускорения пути.
Кому-то кажется, что в порыве благодарности он унижается. Какое невежество! Благодарность лишь возвышает, очищая, она привлекает новые энергии. Даже машина без пыли лучше работает.
Надземное, 410  … Мыслитель говорил: «Когда не умею выразить мое чувство словами, скажу благодарность, ибо уверен, что помощь уже оказана».
Надземное, 787 Урусвати знает, что нужно различать человеческие качества природные, иначе говоря, уже зарожденные в прежних жизнях, и качества, воспитанные в нынешней жизни. Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, обратим внимание на природное качество благодарности. Оно складывается не легко и требует многих испытаний, как земных, так и надземных. Но если встретим человека, овладевшего качеством благодарности, будем уверены, что в нем найдем и многие положительные качества. Такой деятель признателен за все добро сделанное, как ему, так и для Общего Блага.
Нужно, чтобы это доброе качество воскресло в сознании без каких-то посторонних воздействий. Одно дело, когда малыш благодарит по требованию старших, но лучше, если в его сознании засияет яркая звезда благодарности; такая благодарность принесет пользу не только получившему, но и пославшему.
Так будем зорко отличать все качества, которые слагают мосты в Надземном Мире. Яркая благодарность за все добро, и за малое, и за большое, не гаснет, и она участвует в тканье духовных крыльев.
Мыслитель говорил: «Будем радоваться, когда замечаем качество благодарности».
Надземное, 826 Урусвати знает мощь благодарности. Мы уже указывали на великое значение чувства благодарности, но человечество не воспринимает смысла такого двигателя, потому повторим о пользе благодарности.
Нужно понять, что главное воздействие бывает не столько на получающего, сколько на воздающего. Прекрасные огни сердца возгораются, когда зарождается чувство благодарности; такие огни светят не только в жизни земной, но и в Мире Надземном. Потому осознание благодарности есть возбуждение лучших вибраций.
Можно делить человечество на живых и на мертвых, и лишенные чувства благодарности будут уже заживо погребенными. Так нужно от детского возраста учить пользе благодарности не только на языке, но и в сердце, так возгораются мощные огни.
Явление света необходимо в Мире Надземном, и луч благодарности осветит путь наравне с лучом любви. Поистине, благодарность близка любви, и сотрудничество зарождается в этот благостный миг. Человек имеет много причин воздать благодарность. И праздник Духа просияет в чувстве чистого возношения.
Мыслитель сказал: «Учитель, научи меня благодарности к близким и далеким, к видимым и невидимым».
Надземное, 834 Урусвати знает мощь победы над тьмою. Что же в этом нового? Давно сказано о необходимости просвещения. Давно известны излучения человеческие. Давно понято значение расширения сознания, но еще не было упомянуто, что человек может усилять излучения силою воли. Конечно, нельзя сказать такую особенность начинающим испытателям, иначе они начнут напрягать волю без расширения сознания.
Невозможно забыть о постоянном просвещенном явлении познания, которое называется — факелом победы, только тогда человек сумеет усилять свою светоносность приказом воли; такое состояние поможет человеку в Надземном Мире. Он окажется истинным светоносцем. Он поможет себе и окружающим, являя лампаду расширения сознания. Ради усиления священной лампады, следует постоянно напоминать себе, как может человек своим трудом возжечь свет неугасимый.
Пусть путник Надземного Мира пошлет благодарность всем, кто помог ему возжечь спасительный светоч. Но нелегко победить тьму невежества. Не устанем твердить о вреде невежества. Человек не должен думать, что чудовище невежества побеждено. Много работы пахарю на поле знания. Состояние Земли вопиет о болезнях человечества.
Мыслитель утверждал: «Светоносцы, умножайте свой Свет».
Надземное, 955 Урусвати может назвать Йога — благодарным. В Надземном Мире благодарение всегда будет ценным качеством. По связи с Тонким Миром, Йог понимает значение благодарения. Уже сказано, что благодарение ценно самому дарителю. При каждом явлении блага, сердечный огонь светит ярко и наполняет излучение целительным уявлением.
Но люди упорно не желают понять значения таких благодарений. Никто не говорил детям о внутреннем значении посылок добра. Они только могут своими силами принять полезность благодарности. Иногда их заставляют повторять бессмысленную благодарность, но внутреннее значение ее не указывают.
Какое же значение может иметь бессмысленное повторение неосознанных слов? Достаточно вспомнить, что так называемые молитвы, бессмысленно произносимые, не могут иметь значения. У людей нет моста в Мир Надземный и они бродят по пустыни, не умея перейти в Сад Прекрасный.
Мыслитель утверждая: «Умейте понять благодарение, оно построит добрую Обитель».

Алтайское краевое рериховское общество »Устремление»

ustremlenie1.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *