Рокич ценности – Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»: шкалы, ключи, интерпретация, пример.

Методика Рокича «Ценностные ориентации»: плюсы и минусы

Психология — очень занимательная наука. Особенно увлекательна прикладная психология. Её действие можно наблюдать непосредственно. Поведение людей в обществе и в некоторых ситуациях определяется неким набором причин. Исходя из них и своих ценностей, человек совершает то или иное действие. Исследование ценностей каждого отдельного индивида — очень затягивающий процесс, который может привести к огромным социологическим и психологическим результатам.

Что такое ценности?

Ценности – это определённые взгляды на жизнь и весь окружающий мир. Они во многом определяют человека как личность в обществе и задают направление его деятельности в любой сфере. На наборе ценностей строится жизненная философия каждого отдельного человека. Иногда люди не могут объяснить свои те или иные поступки. Это объясняется очень просто – у них имеются определённые ценности, которые влияют на поведение. Но эти приоритетные взгляды хранятся на уровне подсознания. Объективно объяснить и понять их человеку трудно. Но это возможно. В таких случаях очень полезно навестить профессионального психолога, который поможет разобраться в себе и найти верное решение. Им может стать методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

Исследования ценностных ориентаций

Поскольку речь зашла о ценностях каждого человека, то следует уделить особое внимание изучению этого вопроса. Исследованием данной сферы занимался Милтон Рокич – известный американский психолог. Несмотря на то что свою трудовую деятельность он начинал психиатром, вскоре его увлекла сфера общественных отношений и ценностей. Главным достижением считается разработанная методика Рокича «Ценностные ориентации». Это личностный тест, который выявляет и фиксирует ценностные аспекты.

Методика

Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича настаивает на индивидуальном подходе. Конечно, возможно и групповое тестирование. Но отдельные тесты считаются более качественными и точными.

Респонденту дают два списка ценностей, в каждом из них по 18 пунктов. Они могут быть на листках или на специальных карточках. Затем испытуемый должен прочитать все ценности и напротив каждой поставить её порядковый номер, в соответствии со своей ценностной системой. Чем значительнее указанная ценность – тем выше её ранг.

Стоит отметить, что каждая группа ценностей, состоящая из 18 пунктов. – это не просто набор любых приоритетов. Первая карточка — это список терминальных ценностей, вторая – список инструментальных ценностей. После того как испытуемый проставил порядковый номер, он должен сдать две карточки в порядке их важности. Другими словами, определить, какая из двух групп ценностей более важна для него.

Важно! Во время прохождения теста решение человека о важности той или иной категории может меняться. Не следует сразу забирать результаты – дайте время прочесть и обдумать написанное. Считается, что последний вариант сдачи результатов является наиболее точным.

Материал теста

Первая карточка представляет собой терминальные ценности. Ознакомимся с ними:

  1. Эмоционально насыщенная, яркая жизнь.
  2. Мудрость и жизненный опыт, которые показывают зрелость личности.
  3. Абсолютное здоровье (эмоциональное, психическое, физическое).
  4. Захватывающая работа.
  5. Чувство прекрасного в природе, музыке, поэзии.
  6. Любимый человек, полное взаимопонимание и любовь.
  7. Финансовая независимость и обеспеченность денежными средствами для осуществления своих потребностей и желаний.
  8. Долгая и верная дружба.
  9. Признание общества, всеобщее уважение.
  10. Возможность читать лучшие книги, путешествовать, постоянно развиваться и совершенствоваться.
  11. Полная самоотдача, максимальная реализация своего потенциала.
  12. Полноценное и всеобъемлющее развитие.
  13. Приятная жизнь, удовольствия и отсутствие обязательств.
  14. Независимость и свобода в поступках и мыслях.
  15. Домашний очаг, родная семья.
  16. Добро во имя других, самопожертвование.
  17. Возможность творческой самореализации.
  18. Внутренняя сила, уверенность в своих способностях, душевная гармония и спокойствие.

Рассмотрим инструментальные ценности:

  1. Порядок и аккуратность во всём.
  2. Благовоспитанность, умение себя вести в обществе.
  3. Амбициозность, большие запросы.
  4. Способность радоваться жизни.
  5. Ответственность и исполнительность.
  6. Способность к принятию самостоятельных решений.
  7. Жажда постоянного совершенствования себя и остальных.
  8. Широкий кругозор, образование, интеллект.
  9. Чувство долга, умение давать и держать обещания.
  10. Логика, рационализм, здравый смысл.
  11. Умение подчинять себя воле.
  12. Храбрость.
  13. Уверенность в себе в трудных ситуациях.
  14. Толерантность, терпимое отношение к другим, умение прощать.
  15. Возможность принимать точку зрения другого человека.
  16. Искренность и честность.
  17. Умение продуктивно трудиться.
  18. Умение проявлять заботу.

Ответ к тесту

Очень проста в анализе методика Рокича «Ценностные ориентации». Интерпретация полученных результатов теста означает определение факторов, из-за которых человек именно так отсортировал ценности. После этого главной задачей является понять, по каким причинам он сделал именно так, что его на это сподвигло. Необходимо определить группы ценностей, которые испытуемый выделил более всего. Например, это могут быть ценности блока семьи, самореализации и т. д. Ценностные ориентации инструментального типа могут группироваться в этические блоки, блоки добра и помощи другим и т. д.

Анализ результатов


Обработка методики Рокича «Ценностные ориентации» должна проходить постепенно. Специалист должен улавливать индивидуализм человека в его ответах. Для этого следует проводить вдумчивый неспешный анализ. Необходимо вывести определённые закономерности, которые присущи именно этому человеку. Методика Рокича «Ценностные ориентации» предполагает обязательный поэтапный анализ.

Особые случаи

Если потраченное время и усилия не дают определённых результатов, значит, дело в другом. Подобная ситуация при анализе результатов теста может говорить о том, что респондент является несформировавшейся личностью. Это может быть ребёнок, подросток или просто растерянный молодой человек. В любом случае его ценностная система претерпевает много изменений, она лишь формируется. Тестировать таких людей бессмысленно. Им желательно пройти тест тогда, когда они определятся, достигнут внутреннего покоя. Иначе получатся просто неправильные результаты, которые никому ничего не скажут. Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича применима только для сформировавшихся личностей.

Ещё одной причиной невозможности проведения анализа испытуемого может быть неискренность его ответов. Каждый человек – закрытая книга. Трудно сказать, зачем человек пришёл на тестирование, если отвечает неправду. Скорее всего, он имеет некоторые предубеждения, и решил доказать себе или кому-то другому, что психология не заслуживает оказываемого ей внимания. Жаль, что вместе того, чтобы развиваться и самосовершенствоваться, человек что-то кому-то доказывает.

Достоинства методики

Главными достоинствами методика Рокича «Ценностные ориентации» является её универсальность. Она применима ко всем людям и может определять их ценности. Также она очень удобна – материал для теста готов, необходимо лишь раздать его респондентам, а затем провести тщательный анализ. Важным показателем является экономичность в процессе проведения, обработки и анализа полученных результатов. Дорогостоящие исследования проводятся редко, ведь для этого надо найти спонсоров. А методика исследования ценностных ориентаций Рокича помогает анализировать и делать выводы с помощью очень простого, но рационального тестирования.

Методика является очень гибкой. Перечни ценностей и инструкции к выполнению теста могут изменяться. Это делается для того, чтобы лучше рассмотреть характер человека с разных точек обзора.

Недостатки методики

Главным и очень существенным недостатком данной методики является её открытость. Человек понимает, что его будут тестировать. И, к сожалению, многие респонденты отвечают не то, что они думают на самом деле, а то, что уместно и правильно с точки зрения общечеловеческих ценностей. Эта парализует возможность анализа каждого индивида как отдельного и неповторимого. Образ человека получается общим, неточным и расплывчатым. Это очень весомый недостаток. Психологи пытаются уменьшить его влияние на проведение тестирования. Перед началом они разговаривают с аудиторией, пытаясь донести до неё важность правдивых ответов. Некоторые люди понимают и отвечают правду. Но всё равно остается определённый процент тестируемых, которые хотят казаться «правильными» в глазах общественности.

Также есть люди, которые просто не хотят, чтобы кто-то знал и понимал их лучше, чем они сами. Они отвечают неправду и считают, что поступают правильно. Что ж, это их право.

Общее впечатление

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича даст достоверные результаты в том случае, если тест будет добровольным и мотивированным. Кроме того, между психологом и респондентом необходим налаженный контакт. Это не должны быть деловые или официальные отношения.

Для того чтобы каким-то образом уменьшить влияние негативных сторон методики, следует постоянно пересматривать инструкцию к тесту. Можно и нужно вносить поправки, которые помогли бы испытуемому открыться. Это поможет психологу делать правильные и обоснованные выводы о ценностных ориентациях человека.

Методика изучения ценностных ориентации Рокича неприменима для отбора людей в какую-то систему или при проведении экспертизы. Впрочем, тест Рокича остаётся актуальным на сегодняшний день.

Подводя итог, можно сказать, что описанная методика Рокича «Ценностные ориентации» имеет значительные достоинства и недостатки. Её активно применяют в различных сферах. Ценности каждого человека – это важный критерий при приёме на работу или в других ситуациях.

fb.ru

2. Описание методики исследования ценностных ориентаций (м. Рокич)

Методика исследования ценностных ориентаций (МИЦО) является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процесс социолизации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Особенность ЦО состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам (например, «наиболее характерные для Вас», «наиболее характерные для Ваших друзей» и т.п.)происходит с помощью процедуры ранжирования или с помощью парного сравнения. Обычно при проведении методики предполагается, что в ситуациях, когда у респондентов нет оснований для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей.

Ценностные ориентации как предмет психологического исследования и психодиагностики занимают место на пресечении двух больших предметных областей: мотивации с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой. Они являются одной из самых личностно значимых «зон», в которые приходится вторгаться психологу. Помимо этого, они сильно варьируют у разных людей н только по степени выраженности, но и по конкретному их «набору». Все это существенно осложняет разработку стандартизированных методов, направленных на диагностику этой сферы

внутреннего мира.

МИЦО разработана М.Рокичем и основана на приеме прямого ранжирования списков ценностей. М.Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя ее как «…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно

невелико, 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени, 3) ценности организованы в системы, 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности, 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М.Рокич различает два класса ценностей -терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М.Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной

точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться, инструментальные ценности -как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей — терминальных и инструментальных — с краткой расшифровкой содержания каждой. Эти списки получены путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа

интервью и литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для интернальных ценностей).

Методика известна в нескольких формах. Наиболее разработанные формы Д и Е теста Рокича различаются тем, что в варианте Е списки ценностных категорий отпечатаны на листах бумаги в алфавитном порядке и испытуемым предлагается проставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18. В варианте Д названия ценностей напечатаны на отдельных карточках. Форма Д дает более надежные результаты, чем форма Е. В отечественных адаптированных вариантах методики также применяются обе формы предъявления. При работе с карточками важно, чтобы их размеры позволяли испытуемому без труда охватывать взглядом одновременно все 18 карточек. При этом эстетичность или неряшливость размещения текста на карточках могут влиять на выбор ценностей. Учет этих соображений и размеров шрифта определяет оптимальные размеры карточек (приблизительно 100х30 мм при использовании стандартного машинописного шрифта или 60х15 мм при изготовлении типографским способом). Испытуемому вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

ИНСТРУКЦИЯ (при варианте Д):» Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточку и выберите ту, которая для Вас наиболее значима. Поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и

займет 18-е место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Ранжирование обоих наборов занимает, как правило, от10 до 20 минут. С заданием справляются даже малообразованные люди и дети, начиная с 11 лет. Процент отказов при обследовании на американской общенациональной выборке очень мал. Отказов по причине слишком личного характера задания не встречалось вовсе.

Адаптация теста М.Рокича на русском языке была выполнена А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым (ИСЭП АН СССР). Культурная специфика обусловила необходимость изменения формулировки некоторых ценностей (в основном терминальных).

В 1984-1986 гг. на базе общего практикума факультета психологии МГУ проводилась работа по проверке и улучшению психодиагностических возможностей МИЦО. В частности, известно, что необходимой предпосылкой корректности результатов, получаемых с помощью прямого ранжирования,

является примерно равный уровень обобщенности всех сравниваемых ценностных категорий. Некоторые данные, приводимые М. Рокичем, позволяют считать, что для исходных наборов это требование соблюдается.

По результатам факторного анализа объединенных вместе терминальных и инструментальных ценностей было выбрано 7-факторное решение для женской выборки и 6-факторное решение -для мужской. Все 7 факторов, выделенных у женщин, были биполярными, и все, за исключением последнего,

включали в себя на обоих полюсах как терминальные, так и инструментальные ценности. Вот краткие обозначения факторов:

1. Индивидуальная -конформная позиция в жизни.

2. Открытость миру (экстраверсия)-сдержанность.

3. Активность с выходом за рамки социальных требований -активность в рамках социальных требований.

4. Требовательность к жизни -легкое отношение к жизни.

5. Независимость от социума -ориентация на социум.

6. Жизнь для себя -жизнь для общества.

7. Абстрактное человеколюбие -межличностные связи(только терминальные ценности).

Из шести факторов, выделенных у мужчин, все, кроме последнего, были биполярными, и все включали в себя обе группы ценностей, хотя не всегда равномерно. Так, факторы 4 и 5 образованы преимущественно инструментальными ценностями с минимальным вкладом терминальных. Вот

краткие обозначения факторов:

1. Индивидуальная -конформная жизненная позиция.

2. Альтруизм-самодостаточность.

3. Мужской тип ориентаций — женский тип ориентаций.

4. «Умеренность и аккуратность» — результативность.

5. Сдержанность-протест.

6. Полнота жизни (униполярий).

При содержательной интерпретации этих результатов необходимо, однако, учитывать, что исследование проводилось в 1988 г. и есть все основания полагать, что сегодня результаты были бы иными.

НАДЕЖНОСТЬ: М.Рокичем проверялась устойчивость ценностной структуры к ретестированию через временные интервалы от 3 недель до 14-16 месяцев на выборках студентов колледжей. Были получены следующие результаты для формы Д теста:

3 нед. 7 нед. 2-4 мес. 14-16 мес.

терминальные ценности 0,78 0,78 0,76 0,69

инструментальные ценности 0,72 0,71 0,65 0,61

Для отдельных ценностей при ретестировании с интервалом 3-7 недель показатель устойчивости варьирует от 0,51 до 0,88 (терминальные ценности) и от 0,45 до 0,70 (инструментальные ценности). Для адаптированного варианта методики при ретестировании с интервалом в 2 недели были получены средние показатели надежности 0,82 (для терминальных ценностей) и 0,79 (для инструментальных ценностей). В целом, как по американским, так и по советским данным устойчивость терминальных ценностей оказалась выше, чем инструментальных, причем, для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. Кроме того, по данным Рокича, устойчивость терминальных ценностей связана с устойчивостью инструментальных невысокой, но связанной корреляцией. Наиболее устойчивыми оказались ценности, имеющие высокие и самые низкие ранги.

О ВАЛИДНОСТИ методики косвенно свидетельствуют результаты, полученные при обследовании различных социальных групп.

Различия в оценках одних и тех же ценностей мужчинами и женщинами достигают статистически значимых пределов для 12 из 18 терминальных ценностей и для 8 инструментальных. В частности, мужчины более высоко ставят материальную обеспеченность, свободу, социальное признание, высокие запросы, эффективность в делах, рационализм и воображение. Женщины, напротив, дают более высокие оценки внутренней гармонии, самоуважению, спасению души, жизненной мудрости, аккуратности, чуткости. По отечественным данным, полученным на выборке ИТР в г. Москве, мужчины

выше ценят здоровье, материальную обеспеченность, интересную работу, продуктивную жизнь, а также твердую волю и жизнерадостность. Женщин, в свою очередь, выше ценят уверенность в себе и творчество, а также чуткость, терпимость, широту взглядов, образованность.

Ряд ценностных ориентаций связан монотонными зависимостями с уровнем дохода. В частности, при повышении уровня дохода повышается ранг таких ценностей, как жизненная мудрость, ощущение успеха, любовь, и снижается -таких, как материальная обеспеченность, спасение души, терпимость, аккуратность, готовность помочь. Частично эти сдвиги обусловлены уровнем образования, с которым положительно связаны ощущение успеха, любовь, жизненная мудрость, широта взглядов, ответственность, независимость, воображение и отрицательно связанны ценности спасения души, удовольствия, жизнерадостности, вежливости и исполнительности.

С возрастом повышается ранг таких ценностей как истинная дружба и готовность помочь и снижается — любви и чуткости. Остальные ценности демонстрируют неоднозначную динамику.

М.Рокич исследовал также зависимость ценностных ориентаций от целого ряда других факторов: от религиозных и политических убеждений, от расистских и антикоммунистических установок, связь ценностных ориентаций с участием в демонстрациях за гражданские права и в движении хиппи. Методика нашла широкое применение также в кросскультурных исследованиях.

Интерес представляют данные о связи ЦО с различными характеристиками личности. Так, в частности, было показано, что люди, склонные к догматизму, ставят выше ценности спасения души, социального признания и исполнительности и ниже -свободу, равенство и широту взглядов. Испытуемые с внутренним локусом контроля ставят выше внутреннюю гармонию, национальную безопасность, образованность, высокие запросы, испытуемые с внешним локусом контроля -самоуважение, готовность помочь, жизнерадостность. По отечественным данным (Д.А .Леонтьев, О.Э. Калашникова, М.О.Калашников) у мужчин практически не обнаружилось значимых корреляций ценностных предпочтений с локусом контроля (опросник УСК). Напротив, у женщин общая интернальность значимо коррелирует с предпочтением активной жизни и познания, а общая экстернальность -развлечений. Экстернальность в области достижений сочетается у них с ценностями материальной обеспеченности и развития, а экстернальность в области неудач-с ценностью уверенности в себе. Интернальность в области неудач коррелирует с жизненной мудростью. В том же исследовании были выявлены значимые корреляции ряда ценностных предпочтений с осмысленностью жизни для объединенной выборки мужчин и женщин: положительные для «активной деятельной жизни» и «общественного признания» и отрицательные для «развлечений», «свободы» и «уверенности в себе». Некоторые их этих корреляций на первый взгляд противоречат здравому смыслу (низкая значимость свободы и уверенности в себе для людей с высокой осмысленностью жизни и уверенности в себе для людей с интернальным локусом контроля. Эти результаты объясняются, однако, тем, что уверенность в себе и свобода являются для них

во многом уже достигнутыми, реализованными и не актуальными в качестве целей, по сути, для них они уже выполняют роль не терминальных, а скорее инструментальных ценностей. Этот феномен возможной «инструментализации» терминальных ценностей необходимо учитывать при качественной интерпретации результатов методики.

ДОСТОВЕРНОСТЬ МЕТОДИКИ. Метод прямого ранжирования ценностей абсолютно «прозрачен» для испытуемых и не защищен от возможных фальсифицирующих стратегий. М.Рокич считает, что поскольку все ценности из предлагаемого набора являются социально одобряемыми, единственным критерием их сравнения выступает собственная система ценностей испытуемого, и, по его мнению, методика является по сути проективной. Однако, результаты проведенных им же экспериментов говорят о том, что испытуемые хорошо справляются с задачей ранжирования ценностей референтных групп. Специальное исследование Келли, Силвермена и Кохрейна выявило отсутствие связи между близостью иерархий ЦО при стандартной инструкции и при инструкции произвести благоприятное впечатление, с одной стороны, и показателем социальной желательности по специальному опроснику Марлоу-Кроуна, с другой. Из этих результатов следует, что выполнение испытуемыми требований стандартной инструкции в «обычных» условиях практически не подвержено влиянию фактора социальной желательности, хотя при желании испытуемые без труда могут воспроизвести социально желательную и иерархию.

Нами были проведены аналогичные исследования на материале списков ценностей А.Гоштаутаса, А.А.Семенова и В.А.Ядова. Корреляции результатов по стандартной инструкции и по инструкции социальной желательности оказались невысоки. Сильнее всего инструкция социальной желательности

отразилась на положении таких ценностей, как общая хорошая обстановка в стране и в мире, равенство, исполнительность, непримиримость к недостаткам, ответственность (в сторону повышения), а также любовь, здоровье, жизнерадостность, независимость, терпимость (в сторону понижения). Помимо этого, при ранжировании по инструкции социальной желательности практически для всех терминальных ценностей в той или иной степени уменьшается индивидуальный разброс оценок (для инструментальных ценностей аналогичный анализ не проводился). Одновременно увеличивалось сходство результатов мужчин и женщин по обоим спискам ценностей.

Эти результаты не позволяют согласиться с зачислением данного теста в разряд проективных. Хотя тест сам по себе не провоцирует испытуемых на неискренние ответы, в каждом отдельном случае приходиться полагаться на их добрую волю. Соответственно, ограничивается круг референтных диагностических задач: методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДИКИ. Достоинством методики является ее компактность, быстрота в проведении и обработке результатов. Не менее существенным достоинством является ее универсальность-пригодность для использования на разных контингентах испытуемых и для решения разных задач. Наконец, большим достоинством методики является ее гибкость-возможность для решения определенных задач варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции, получая тем самым дополнительную информацию. К недостаткам, помимо возможности фальсификации результатов, следует отнести неоднозначность критериев ранжирования, выражающуюся в том, что одни испытуемые, ранжируя список ценностей, учитывают степень их насущности, другие же ориентируются только на их абсолютную значимость, одни соотносят их со своей индивидуальной жизнью, другие учитывают их значимость для общества и человечества в целом. Чтобы в какой-то степени преодолеть эту неоднозначность, необходимо учитывать не только значимость, но и одновременно степень актуальности (или, напротив, реализованности) ценностей. Так, Е.Б.Фанталова (1992) использовала дополнительное ранжирование списка ценностей по критерию их доступности. Более удобным представляется методический прием, предложенный С.Р.Пантилеевым: после завершения ранжирования обоих списков испытуемому предлагается оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.Как недостаток методики можно рассматривать и закрытый, фиксированный характер списков ценностей, что ограничивает диапазон возможных

ответов.

studfiles.net

Шкала ценностей Рокича

При измерении ценностей в исследованиях поведения потребителей часто ис­пользуют шкалу ценностей Рокича (ШЦР). Рокич считал, что ценности свя­заны как с задачами (желаемыми состояниями), так и со способами поведе­ния (инструментальными компонентами), с помощью которых можно выполнить задачи. Ценность, по его определению, — это устойчивое убеждение в том, что какая-либо форма поведения или конечного состояния существования является для человека или общества более предпочтительной, чем противополож­ная форма поведения или конечного состояния. ШЦР представляет собой набо­ры задач и способов поведения, которые респонденты должны ранжировать по степени важности. Результаты могут быть проанализированы с точки зрения пола, возраста, этнической принадлежности или любой другой переменной, по ко­торой проводится сегментирование рынка. Рокич выделил ценности, перечислен­ные в табл. 13.1.

Таблица 13.1

В нескольких исследованиях предпринималась попытка увязать личные ценности с выбором торговой марки, использованием продукта и сегментирова­нием рынка. В прошлом во многих работах, использовавших ШЦР для описания различий между сегментами рынка, определялись априорныепоказатели для многих демографических и других переменных. Современные исследователи поведения потребителей используют ценности как критерий разделения всего населения на однородные группы людей, имеющих сходные системы ценностей.

Шкала ценностей Шварца

В шкале ценностей Шварца (ШЦШ) основное внимание уделяется систе­мам ценностей, или универсальному содержимому структуры ценностей. Она отрицает простую классификацию ценностей Рокича на конечные и инструмен­тальные и определяет структуру факторов мотивации. Основанная на эмпири­ческих исследованиях, проведенных в 35 странах мира, теория Шварца говорит о том, что ценности — это существующие вне ситуации задачи, которые служат интересам отдельных людей или коллективов и представляют одну из десяти мотиваций, или типов ценностей. Эти мотивации (типы ценнос­тей) являются основными принципами, на которых построена жизнь человека. Смысл личной ценности отражается в схеме ее взаимодействия с другими цен­ностями. Для этого применяется аналитический метод под названием «анализ наименьшей площади». Ценности служатличныминтересам — достижениям, самонаправленности и стимулированию. Интересы жеколлективныемогут быть представлены в виде таких типов мотивации, как благожелательность, подчине­ние, безопасность.Смешанныеинтересы типа «жизнь в мире», «жизнь в красо­те», «мудрость» и «зрелая любовь» описываются в ШЦШ как универсальные. Шкала Шварца используется для ответа, например, на вопрос: «Почему некоторые потребители предпочитают банки конкурирующим финансовым учреждени­ям?», а также для сравнения предпочтений в торговых марках среди различных сегментов рынка.

Знание личных ценностей позволяет понять ответ человека на вопрос: «Для меня ли этот продукт?» Ценности имеют особенное значение для осознания потребностей в процессе принятия решения потребителем и, кроме того, влияют на то, как он определяет критерии оценки, спрашивая себя, для него ли предназ­начена данная марка. Ценности влияют и на эффективность программ комму­никации, поскольку потребители задаются вопросом: «Хотел бы я побывать в такой (указанной в рекламе) ситуации?» Ценности — это устойчивые мотивы, цели, которых люди стремятся достичь в своей жизни. В некотором смысле маркетинг предоставляет средства достижения этих целей,

studfiles.net

Классификация ценностных ориентаций. Определение ценностных ориентаций по методике М. Рокича

Введение

Ценностные ориентации — не просто одно из важнейших проявлений массового сознания. Это его ключевой компонент, по состоянию и направленности развития которого можно с высокой степенью уверенности судить о качественных характеристиках сознания масс. Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. Г.П. Выжлецов, описывая онтологический, гносеологический и собственно аксиологический этапы развития философии, выделяет для каждого из них основные анализируемые ценности и идеалы — благо, счастье и духовную свободу. Не только наука, — каждая историческая эпоха отмечена значимыми ценностными ориентациями. В изменяющемся мире мировоззрение человека не может быть статичным: появляются новые приоритеты, применяется иерархия ценностей.

Проблема исследования ценностных ориентацией у современных руководителей остается актуальной. Во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентаций; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, что особенно ярко выражено у современных руководителей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современных руководителей. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Актуальность изучения ценностных ориентаций современных руководителей обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы (И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие).

В социально-психологических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью.

Важно учитывать при назначении на руководящую вакансию тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность руководства, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого руководителя, что в свою очередь зависит от системы ценностных ориентаций.


1.1 Понятия и основы ценностных ориентаций

 

В процессе управления руководитель постоянно сталкивается с проблемой работников непосредственно к делу, своим коллегам, порядкам и правилам, установленным на предприятии, а также к самому руководителю.

Поведение личности в обществе обусловлено целым рядом обстоятельств. Среди них: расположение к людям, как рядовым сотрудникам, так и начальникам; отношение к своей работе и профессии в целом; вера в идеал; следование нормам морали, нравственности, обычаям и традициям; статус данного работника, его способности и многое другое. Психологи отмечают, что основу ценностных ориентаций составляют: отношение человека к событиям, явлениям, людям и вещам; определение цели жизни и средств ее достижения; установление для себя норм поведения; следования стандартам, критериям и иным жизненным ценностям. Также, основу ценностных ориентаций составляет вполне осознанное отношение к данным положениям не только отдельного человека, но и коллектива в целом. Поэтому менеджер должен учитывать ценностные ориентации людей при постановке целей и разработке способов их достижения..

В ценностных ориентациях большую роль играют групповые нормы, или правила, принципы, принятые в коллективе. Это, например:

Гордость за свою организацию:

Достижение поставленных целей;

Получение нормальной прибыли;

Коллективный труд в данной группе;

Планирование всех видов работ;

Совершенствование профессионализма;

Каждый руководитель должен подходить к работе с учетом этих ценностных ориентаций, особенно при принятии управленческих решений.

Ценностные ориентации личности связаны с ее притязанием, т.е. со стремлением человека занять в данном коллективе определенное место, должность или выполнить какую то роль. В таких случаях, от которого зависит удовлетворение данных притязаний, должен учитывать многие факторы, начиная с общественного мнения коллектива, профессиональной подготовленности и квалификации претендента и до возможных перспектив для других сотрудников и пользы от предстоящих перемен для руководимого им предприятия.

Ценностная ориентация — это понятие социальной психологии, под которым понимается:

идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки человеком социальных объектов и событий;

способ организации человеком своего поведения в соответствии с осознанными мотивами, возведенными в ранг смысложизненных ориентиров.

Развитые ценностные ориентации — признак зрелости, показатель меры социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении.

Неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности. В Процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность.

Являясь компонентом массового сознания, ценностные ориентации влияют на направленность практического поведения людей, с одной стороны, с другой стороны, при совпадении ценностные ориентации, например, представителей власти и населения, достигается их взаимопонимание, а потому объединение усилий по решению определенных задач. Вот почему ценностные ориентации сотрудников выступает в качестве той точки опоры, благодаря которой управление проявляется наилучшим образом как организующая сила. Вполне понятно, когда деятельность сотрудника поддерживается собственным персоналом и населением, в среде которого действует управленческая власть, результативность ее деятельности становится наиболее эффективной.

Формирование ценностей


Существенными закономерностями в данной ситуации выступают как индивидуально-психологические, так и личностно-профессиональные особенности руководителей: половые и возрастные характеристики, индивидуальные особенности карьеры, сфера профессиональной деятельности и, наконец, социальная ситуация, в которой он живет и работает.

Одним из основных компонентов, определяющих стиль управленческой деятельности, характер задач и целей, которые ставит перед собой руководитель, осуществляя свои функции, является система его жизненных ценностей. Она-то и регулирует его поведение на всех уровнях управленческой деятельности: мотивационном, нормативном, смысловом, операциональном.

Безусловно, влияние ценностей различно. В большинстве случаев оно носит опосредованный характер. Очевидно, что влияние ценностей на операционально-функциональном уровне значительно меньше, чем, например, на мотивационном, поскольку именно мотивы, смыслы, стиль управленческой деятельности подвержены наибольшему влиянию.

Классификация ценностных ориентаций. Определение ценностных ориентаций по методике М. Рокича


Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные.

Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться.

Инструментальные ценности — как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей Рокич разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка — терминальных и инструментальных ценностей.

Терминальные ценности
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)
Здоровье (физическое и психическое)
Интересная работа
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)
Наличие хороших и верных друзей
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
Счастливая семейная жизнь
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
Творчество (возможность заниматься творчеством)
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

 

Инструментальные ценности
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)
Исполнительность (дисциплинированность)
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
Непримиримость к недостаткам в себе и других
Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Смелость в отстаивании своего мнения
Чуткость (заботливость)
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
Честность (правдивость, искренность)
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)   2. Мотивация: понятие и механизм

Если спросить разных руководителей, что такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут такие понятия, как «желания», «потребности», «стремления», «мотивы», «цели», «задачи» или «стимулы». Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации. Мотивация — это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели .

Главное в мотивации — ее неразрывная связь с потребностями человека. Человек стремится снизить напряжение, выражающееся в состоянии беспокойства и тревоги, которое возникает у него, когда он испытывает нужду (не всегда осознаваемую) в удовлетворении какой-либо потребности (биологической или социальной).

Потребность — это испытываемая человеком нехватка чего-либо, находящегося вне его, необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности. Люди в процессе работы стремятся к удовлетворению различных потребностей, как физиологических, так и социальных. Аля многих людей работа — это способ зарабатывания денег, с помощью которого могут быть удовлетворены основные биологические потребности (в еде, одежде, жилье и др.).

Профессиональный труд позволяет человеку удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности, то есть потребности, которые присуши человеку как существу социальному. Помимо зарабатывания денег человек стремится производить хорошее впечатление на окружающих, устанавливать хорошие отношения с ними, самоутверждаться, развиваться, оказывать влияние на других людей или иметь уверенность в завтрашнем дне. Не все потребности, активизирующие поведение человека, осознаются им в полной мере. Так, например, потребность во власти, в независимости может проявляться в крайне болезненной реакции работника на любое давление или на усиление внешнего контроля, хотя истинные истоки такого поведения могут и не осознаваться.

Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь -это го, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит к уменьшению или исчезновению напряжения, восстанавливает физиологическое и психологическое равновесие.

Основными функциями мотивации являются: побуждение к действию; направление деятельности; контроль и поддержание поведения.

Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации. Руководителю, желающему воздействовать на трудовую мотивацию подчиненных, в этой работе необходимо сделать пять шагов для того, чтобы добиться желаемого результата:

Шаг 1. Оценка потребностей работников, определяющих их рабочее поведение, отношение к работе и к рабочим заданиям.

Шаг 2. Определение тех факторов, которые влияют на трудовую мотивацию работников, определяя их отношение к работе, степень заинтересованности в конечных результатах и готовность работать с полной отдачей.

Шаг 3. Выработка таких мер воздействия, построение такой мотивирующей рабочей среды, которая способствует высокой заинтересованности в конечных результатах, позитивному отношению к выполняемой работе и к организации.

Шаг 4. Воздействие на трудовую мотивацию с учетом индивидуальных особенностей работника.

Шаг 5. Оценка эффективности выбранных мер воздействия и их корректировка в случае необходимости.

Заключение

Система жизненных ценностей руководителя является одним из ключевых факторов, определяющих стиль управленческой деятельности, характер задач и целей, которые он ставит перед собой. При этом динамика ценностей в изменяющихся социально-экономических условиях обусловлена как самим изменением этих условий, так и особенностями личности руководителя, его возрастом, опытом профессиональной управленческой деятельности, социальной ситуацией развития, семейным положением, количеством детей в семье, образованием, стилем руководства. При этом существует сложная зависимость между системой жизненных ценностей руководителя и его стилем руководства. Высокая мотивация персонала — это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *