Помощь психолога родителям: СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ | Официальный сайт Кабардино-Балкарского Государственного Университета им. Х.М. БербековаОфициальный сайт Кабардино-Балкарского Государственного Университета им. Х.М. Бербекова

Содержание

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ | Официальный сайт Кабардино-Балкарского Государственного Университета им. Х.М. БербековаОфициальный сайт Кабардино-Балкарского Государственного Университета им. Х.М. Бербекова

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ

                                       

  1. Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
  2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
  3. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
  4. Признание и одобрение со стороны родителей.
  5. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
  6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
  7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
  8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
  9. Сотрудничество с колледжем. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, зав.учебного отделения, зам.директора по воспитательной работе.
  10. Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.

Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Разговор с подростком на взрослом языке

Родители часто встречаются с проблемой, что в подростковом возрасте дети становятся более замкнутыми, неуправляемыми и намеренно противоречат взрослым. Часто это возникает из-за того, что родители слишком беспокоятся за своих детей: за их безопасность, или, например, успеваемость. Но дети уже выросли и учатся принимать ответственность за свои решения.

Подросткам хотелось бы спросить совета у родителей о том, как лучше реализовывать их собственные идеи и решения. Им хочется общаться с родителями «на равных». Но часто родители, беспокоясь за своих детей, стараются контролировать все действия подростков. Дети, рассчитывая на помощь родителей, сталкиваются со многими запретами и воспринимают это как недоверие. Поэтому нужно и очень важно найти в себе силы, чтобы признать, что ваш подросток уже вырос и достоин разговаривать с вами на «взрослом языке».

 Рекомендации родителям

Безусловно, все зависит от конкретной ситуации и метод влияния на подростка надо подбирать индивидуально. Предлагаем несколько вариантов:

  • Создать нестандартную ситуацию, когда подросток ожидает с вашей стороны сопротивление, недоверие, а взамен получает искренность и помощь в решении его вопросов.
  • Поддержать одно из увлечений подростка, проявлять заинтересованность в хобби и увлечениях.
  • Учредить семейную традицию, когда семья, собираясь вечером вместе, делится событиями, которые произошли с каждым из них в течение дня.

Советы психолога родителям подростков

  • Цените откровенность своих детей, искренне интересуйтесь их проблемами.
  • Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что Вы понимаете их.
  • Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
  • Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
  • Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым Вы унизите его самого.
  • Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
  • Пригласите его (ее) подругу (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если Вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
  • Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет найти Вам взаимопонимание с ребенком.
  • Если Вы сумеете установить с ним дружеские отношения, то будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но и влиять на его поступки.
  • Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.

Подсказки для родителей

  1. Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т. д.
  2. Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства – это даже для них самих что-то новое, личное. Они видят себя как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.
  3. Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа) – то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.
  4. Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается их отход от родителей.
  5. Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем. Многоэтапной задачей родителя является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.
  6. Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли – родители, то она дольше не проходит.
  7. Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.
  8. Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению, были извращены. Родители, скорые на расправу, не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить, где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, иногда и правда превращается в смертельное для семейных отношений оружие, если единственная цель – это докопаться до истины.
  9. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.
  10. Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа «Когда я был в твоем возрасте…», «Это меня ранит больше, чем тебя…».
  11. Не навешивайте ярлыков. «Ты глупая и ленивая. Никогда ничего не добьёшься». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется, само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
  12. Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или открытую возможность сделать выбор.
  13. Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и «закручивать гайки».
  14. Сохраняйте чувство юмора.

Родителям подростков следует знать, что…

                                           

Для подростков характерны следующие характерологические реакции:

  • Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля старших. Может выражаться в настойчивом желании всегда и везде поступать «по-своему», в нарушении установленных старшими порядков, правил. Способствовать обострению этой реакции может гиперопека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и свободы.
  • Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованием быть отличником в учебе, преуспевать в занятиях языком, музыкой и т. д. Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения привычного внимания со стороны близких. Проявлением реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны – от прогулов уроков и побегов из дома до попыток самоубийства, чаще всего демонстративных.

С этой целью может использоваться умышленное бравирование алкоголизацией или употреблением наркотиков. Все эти демонстрации словно говорят: «Обратите на меня внимание – иначе я пропаду!».

  • Реакция компенсации – это стремление свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, физически слабый мальчик компенсирует свою слабость отличными успехами в учебе, позволяющими завоевать авторитет среди сверстников. И наоборот, трудности в учебе могут восполняться «смелым» поведением, предводительством в нарушении поведения, в худшем случае – участием в асоциальных компаниях, совершении правонарушений.
  • Реакция гиперкомпенсации. Здесь настойчиво и упорно добиваются высоких результатов именно в той области, где слабы. Именно в силу гиперкомпенсации застенчивые и робкие подростки при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе – боксу, самбо, а страдавший заиканием подросток с увлечением отдается занятиям художественным чтением и выступает на любительских концертах.
  • Реакция группирования со сверстниками. У подростков есть острая необходимость в собственном самосознании и принадлежности к группе. Подростки еще не имеют ясно осознанного «образа Я» и часто чувствуют себя более защищенным в среде себе подобных. Чувство «Я» пока еще трудно вычленить из «Мы» – подростки становятся членами разных неформальных организаций. Группа для подростка становится главным регулятором поведения.

Этим может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. Наблюдается закономерность: чем меньше возраст подростка, тем больше состав группы. По мере взросления количество членов группы уменьшается. В возрасте 16-18 лет группа составляет 2-3 человека.

 

 

Приемной семье важна поддержка психологов

В трудных ситуациях, в моменты отчаяния далеко на все решаются обратиться к психологу: некоторые просто не знают об этой возможности, другие не доверяют специалистам, а третьи уверены, что со всеми проблемами надо справляться самостоятельно. Но для приемных семей помощь психолога важна, а в некоторых случаях просто необходима. 

Психолог фонда «Арифметика добра» Ольга Сидорова рассказала, для чего приемным родителям и детям на разных этапах нужна поддержка и почему ею не стоит пренебрегать.

Слишком важное решение

Чтобы стать приемными родителями, будущим мамам и папам надо отучиться в школе приемных родителей (ШПР). Цель обучения — помочь оценить ресурсы и риски своей семьи, чтобы принять взвешенное решение; объяснить алгоритм действий на случай, если возникнут трудности с адаптацией приемного ребенка. На протяжении всего курса с потенциальными приемными родителями общаются психологи.

Они ведут интерактивные тренинги, беседуют на первичном, промежуточном и итоговом собеседовании, при необходимости проводят личные консультации.


«Участие психолога на этом этапе обязательно, — рассказывает Ольга Сидорова. — С его поддержкой учащиеся ШПР понимают важные вещи о себе и в итоге решают — принимать ли сейчас ребенка в семью и если да, то какого именно».


Психологи помогают кандидатам оценить два важных фактора, которые должны повлиять на их решение. Первый — ограничения. Есть ли они у семьи? Например, если это супруги, уверены ли они, что оба хотят приемного ребенка? Порой только один мечтает о сыне или дочери, а второй просто соглашается с его решением. Но в этом случае конфликты неизбежны, и, возможно, приемный ребенок не лучшая идея для такой пары. Другим ограничением могут стать родственники, если будущие приемные родители проживают вместе с ними. Например, кровные дети или родители. Важно учитывать, как они относятся к идее взять приемного ребенка и хотят ли жить с ним.

Если у родных есть возражения, могут возникнуть трудности. 

Второй фактор — ресурс. Появление любого ребенка в семье — это нагрузка и стресс для всех ее членов. А если речь идет о приемном, то здесь надо учесть множество нюансов, связанных с психологическими особенностями ребенка, и сложностей, которые могут из-за этого возникнуть. Во время обучения в ШПР важно трезво оценить, есть ли время, силы, финансовые возможности для приемного ребенка. Понять, скольких детей будущие родители смогут принять в семью: кто-то планирует одного, а кому-то по силам воспитать и пятерых. Необходимо также оценить, готовы ли они к жизни с ребенком с инвалидностью, если это в их планах. 


«Окончив учебу, выпускник ШПР может принять максимально осознанное решение о воспитании приемного ребенка. С помощью психологов порой кандидаты в приемные родители понимают, что не стоит спешить: сначала надо разобраться с актуальными проблемами своей семьи, — объясняет Ольга. — Бывают ситуации, когда семья принимает ребенка спустя несколько месяцев или даже лет после ШПР.

В моей практике были такие истории, и это тоже хороший результат: люди смогли трезво оценить свои ресурсы и осознанно подойти к вопросу воспитания приемного ребенка».


Есть и примеры того, как ШПР помогла убедиться в своем решении. Ольга рассказала, как несколько лет назад молодая пара пришла в школу с желанием взять в семью ребенка с инвалидностью. В беседах с психологом супруги четко аргументировали свое решение: говорили, что хотят забрать ребенка, у которого меньше шансов попасть в семью. За время обучения в ШПР психологи дали семейной паре максимально объемное представление об особенностях детей с инвалидностью, а будущие мама и папа не передумали забирать ребенка с ОВЗ. Это доказало, что решение было действительно взвешенным.

Не менее важная задача психологов на этапе обучения в ШПР — помочь будущим приемным родителям продумать «кризисный план». Специалисты рассказывают, что делать и куда обращаться, если что-то при воспитании ребенка пойдет не так, где получать поддержку. Они объясняют: нерешаемых задач почти нет, просто надо уметь найти решение. 


«Паре, усыновившей ребенка с ОВЗ, понадобился “кризисный план”, — вспоминает Ольга. — Был непростой период адаптации: они решали психологические и медицинские проблемы мальчика. Благодаря плану, составленному вместе с психологом, родители вовремя обратились к нескольким специалистам и нашли подходящих их сыну. В итоге врач подобрал мальчику эффективную медикаментозную терапию, а психолог выстроил с ним доверительные отношения. Семья успешно справилась с кризисными ситуациями, которые были вызваны особенностями развития ребенка».


«Мама, я особенный»

Другая важная задача психологов — дать кандидатам представление о том, с какими сложностями они могут столкнуться в воспитании приемных детей. Будущим родителям важно понимать, что любые обстоятельства, при которых ребенок попал в систему сиротских учреждений — травмирующие для него. Часто последствие этих обстоятельств — нарушение у ребенка привязанности. Оно вызывает многочисленные психологические проблемы, которые мешают развитию ребенка. У человека с опытом жизни в неблагоприятной среде нарушается развитие когнитивных функций, ему тяжело учиться, общаться со сверстниками, часто у него повышенная тревожность. Обычно ребенок в таких обстоятельствах не чувствует себя в безопасности и существует в «режиме выживания». Из-за этого у него может наблюдаться ухудшение памяти, снижение работоспособности. 

Приемным родителям важно знать эти особенности ребенка из сиротского учреждения, чтобы быть готовыми к разным ситуациям. Например, к тому, что некоторые приемные дети не понимают, в чем разница между мамой и другой женщиной: на улице ребенок может уйти от своих родителей, взять за руку первого встречного и сказать, что хочет идти с ним. И, что не менее важно, благодаря объяснению психологов родители понимают причинно-следственную связь: ребенок ведет себя так из-за травмы. Осознавая эту связь, родители поступают правильно: стараются реабилитировать ребенка, работая с причиной, а не ругать и пытаться перевоспитать его, обращаясь к следствию.

 

«Опыт безопасной устойчивой привязанности — это базис, опираясь на который человек может дальше жить и учиться выстраивать социально благополучные связи с другими людьми. Такой опыт очень важен, а его отсутствие провоцирует психологические проблемы и деструктивное поведение, — объясняет Ольга. — Если не помнить об этом, можно взять в семью ребенка и не понимать мотивы его поведения: почему он агрессивен? почему кричит, на конструктивные замечания отвечает кулаками? А если родители знают, что у приемного ребенка нарушение привязанности, они понимают, почему он так себя ведет, и знают, как действовать». 

Психологи также объясняют кандидатам в приемные родители, какие именно проблемы бывают у детей из сиротских учреждений и на что из этого стоит обратить особое внимание. Например, «маркеры» высокой степени травмированности — это актуальное состояние проживания горя от разрыва с кровной семьей, расстройство пищевого поведения, проблемы со сном, ярко выраженная тревожность, агрессия, депрессивное состояние, суицидальные намерения, сексуализированное поведение.

 


«Надо учитывать, что на формирование ребенка, помимо нарушения привязанности, также влияют условия жизни в кровной семье или в детском доме. Влияние негативных обстоятельств на развитие ребенка и его актуальное психологическое состояние может быть разным, в зависимости от него у детей формируется та или иная степень травмированности. И ведут они себя в итоге все по-разному. Это необходимо учитывать и рассматривать каждый случай индивидуально. Только психолог с опытом работы с сиротами может сделать это. Он ответит на сложные вопросы и объяснит родителям, как быть, проанализировав конкретно их ситуацию», — говорит Ольга.


Терапия и реабилитация любовью

В момент, когда ребенок переезжает из детского дома или приюта к приемным родителям, начинается их адаптация друг к другу. Как правило, она длится год – два. В это время родителям может понадобиться юридическая и медицинская поддержка, а также помощь сообщества единомышленников — клуба приемных семей. Ребенку здесь важна поддержка со стороны приемной семьи — ему необходимо чувствовать любовь, принятие и заботу. 

В большинстве случаев на этом этапе семье также не обойтись без психологической помощи. К специалисту стоит обратиться в тот момент, когда в поведении приемного сына или дочери становятся заметны те самые «маркеры». В этом случае ему необходима терапия, благодаря которой ребенок сможет «перепрожить» свои травмы и справиться с ними, отреагировать негативные эмоции и начать доверять новым родителям, пойти на контакт с ними. В итоге у ребенка сформируется безопасная привязанность, и он сможет социализироваться, став частью семьи, а затем полноценным членом общества. 

Такую терапию должен проводить только специализирующийся на работе с сиротами психолог. Ни в коем случае это нельзя делать самим родителям, даже если у кого-то из них есть психологическое образование. Специалист не вовлечен эмоционально в жизнь семьи, и это помогает ему работать точечно над запросом, который она предъявляет. Родители же в эмоциональном плане максимально включены в происходящее, поэтому они не могут отделиться от своих чувств и эмоций и посмотреть на ситуацию беспристрастным взглядом. 


«При этом у психолога обязательно должен быть соответствующий опыт работы и знания, — подчеркивает Ольга. — Работа с детьми-сиротами — это узкая специализация. Психолог без дополнительной подготовки может неправильно расставить акценты в терапии и навредить ребенку». 


Терапия в период адаптации нужна также приемным маме и папе. В это время у них множество задач: устроить ребенка в школу или детский сад, отдать в кружки или секции, прикрепить его к поликлинике и, при необходимости, провести дополнительные медицинские обследования. Родители также регулярно взаимодействуют с органами опеки и попечительства. При этом помимо коммуникации с внешним миром необходимо налаживать отношения и внутри семьи: устанавливать новые правила, договоренности бытового характера, активно включаться в решение конфликтов. Такая нагрузка может эмоционально истощать родителей. В этот период взрослым нужно заботиться о себе, поддерживать свои ресурсы, и психологическая помощь может стать хорошим решением для приемных родителей.

Важно, что родителей и ребенка обязательно консультируют разные психологи. Дело в том, что позиция «главного взрослого» должна оставаться у родителей. Но если психолог ведет и родителей, и ребенка, последний будет думать, что специалист занимает позицию «главного взрослого». И, соответственно, не будет доверять психологу, не будет раскрываться в общении с ним и идти на контакт. А родитель будет требовать от психолога, чтобы он что-либо объяснил ребенку вместо него. И удерживать положительную динамику терапии специалисту будет очень непросто. 


«В моей практике был такой пример: после того, как семья приняла ребенка, родители заметили агрессию со стороны дочки (ее взяли в семью уже подростком, ей было 12) и обратились ко мне за помощью. Оказалось, что у девочки очень травматичное прошлое, дезорганизованная привязанность (именно она провоцирует агрессию). Но постоянные консультации помогли ей и ее родителям», — делится психолог. 


В течение двух лет с девочкой работал детский психолог. Он помогал ей найти новые способы конструктивного поведения и подсказывал, как их применять в жизни. А Ольга обсуждала с приемными родителями, какие могут быть способы реабилитации и включения девочки в новую среду, помогала взрослым прожить собственные чувства и эмоции. Специалисты периодически устраивали консилиумы по этой семье, обменивались мнениями и совместно продумывали стратегии дальнейшей терапии. В итоге семья пережила адаптационный кризис, у ребенка сформировалась привязанность к родителям, а у родителей — к ребенку. Сейчас девочка без проблем находит общий язык с мамой и папой, отлично учится в школе и реализовалась в профессиональном спорте — занимается плаванием и акробатикой, берет призовые места в соревнованиях.

Если никаких опасных «маркеров» в поведении приемного ребенка родители не наблюдают, семья может обойтись без помощи психолога. Например, в семье Н. было уже двое приемных детей в тот момент, когда родители взяли под опеку подростка 16 лет. Семья смогла выстроить с мальчиком коммуникацию, поддерживая его и максимально включая в общие активности. Они все вместе ездили на дачу, ходили в кино и театр, самого подростка записывали в различные кружки, помогали с учебой. В итоге мальчик отлично адаптировался к новой школе, нашел там друзей, стал хорошо учиться и выпустился с отличным аттестатом. 


«Случаи, когда приемной семье можно обойтись без психолога, бывают, но они достаточно редки. Чаще всего у ребенка из сиротского учреждения очень непростой жизненный опыт и большое количество психологических травм, одной любви недостаточно, чтобы всё исправить. Нужна помощь специалиста, — объясняет Ольга. — Не бойтесь обращаться к психологу после того, как приняли ребенка в семью, и не откладывайте поход к специалисту. Только так вы и ваш ребенок сможете получить необходимую поддержку и в итоге стать одной семьей».


Психологи «Арифметики добра» оказывают помощь приемным семьям в процессе адаптации и в кризисных ситуациях. Чтобы жизнь целой семьи не зависела от возможности оплатить консультацию, мы помогаем приемным семьям бесплатно. Это возможно благодаря пожертвованиям наших сторонников.

Пожалуйста, поддержите фонд благотворительным пожертвованием, чтобы помощь семьям всегда приходила вовремя.

Для родителей и опекунов детей

Тело

Как родитель или опекун, вы хотите самого лучшего для своих детей или других иждивенцев. Вы можете быть обеспокоены или у вас могут возникнуть вопросы по поводу определенного поведения, которое они демонстрируют, и о том, как обеспечить им помощь.

На что обращать внимание

Важно знать о предупреждающих признаках того, что ваш ребенок может испытывать трудности. Вы можете сыграть решающую роль, зная, когда вашему ребенку может понадобиться помощь.

Проконсультируйтесь со школьным консультантом, школьной медсестрой, поставщиком психиатрических услуг или другим медицинским работником, если ваш ребенок демонстрирует одно или несколько из следующих действий:

  • Чувство сильной грусти, замкнутости или раздражительности в течение более двух недель
  • Серьезно пытаются причинить себе вред или убить себя или планируют это сделать
  • Испытывать внезапный непреодолимый страх без причины, иногда с учащенным сердцебиением или учащенным дыханием
  • Участвовать во многих драках или хотеть причинить вред другим
  • Демонстрация серьезного неконтролируемого поведения, которое может причинить вред себе или другим
  • Отказ от еды, рвота или использование слабительных, чтобы похудеть
  • Наличие сильных переживаний или страхов, которые мешают повседневной деятельности
  • Испытывают крайние трудности с контролем поведения, подвергают себя физической опасности или создают проблемы в школе
  • Употребление наркотиков или алкоголя
  • Сильные перепады настроения, вызывающие проблемы в отношениях
  • Демонстрация резких изменений в поведении или личности
  • Падение успеваемости в школе

Поскольку дети часто не могут самостоятельно разобраться в сложных ситуациях, вам следует обратить особое внимание, если они испытывают:

  • Потеря близкого человека
  • Развод или раздельное проживание родителей
  • Любой крупный переход — новый дом, новая школа и т. д.
  • Травматический жизненный опыт, например, переживание стихийного бедствия
  • Поддразнивание или запугивание
  • Трудности в школе или с одноклассниками

Что делать

Если вас беспокоит поведение вашего ребенка, важно получить надлежащий уход. Вам следует:

  • Поговорите с врачом вашего ребенка, школьной медсестрой или другим поставщиком медицинских услуг и получите дополнительную информацию о поведении или симптомах, которые вас беспокоят
  • Спросите лечащего врача вашего ребенка, нуждается ли ваш ребенок в дальнейшем обследовании у специалиста, имеющего опыт работы с детскими поведенческими проблемами
  • Спросите, есть ли у специалиста вашего ребенка опыт лечения проблем, которые вы наблюдаете
  • Поговорите со своим врачом о любых лекарствах и планах лечения

Как поговорить с ребенком о психическом здоровье

Вам нужна помощь, чтобы начать разговор с ребенком о психическом здоровье?

Вам нужна помощь, чтобы начать разговор с ребенком о психическом здоровье?

Попробуйте задать эти вопросы и активно выслушайте ответ вашего ребенка:

  • Не могли бы вы рассказать мне больше о том, что происходит? Как вы себя чувствуете?
  • Испытывали ли вы подобные чувства в прошлом?
  • Иногда нужно поговорить со взрослым о своих чувствах. Я здесь, чтобы слушать. Как я могу помочь вам почувствовать себя лучше?
  • Вы чувствуете, что хотите поговорить с кем-нибудь о своей проблеме?
  • Я беспокоюсь о вашей безопасности. Можете ли вы сказать мне, есть ли у вас мысли о причинении вреда себе или другим?

При разговоре с ребенком о проблемах психического здоровья вам следует:

При разговоре о проблемах психического здоровья с вашим ребенком вам следует:

  • Говорите прямо
  • Говорите на уровне, соответствующем возрасту и уровню развития ребенка или подростка (детям дошкольного возраста требуется меньше деталей, чем подросткам)
  • Обсудите тему, когда ваш ребенок чувствует себя в безопасности и комфортно
  • Следите за реакцией во время обсуждения и замедляйтесь или отступайте, если ваш ребенок сбит с толку или выглядит расстроенным
  • Слушайте открыто и позвольте ребенку рассказать вам о своих чувствах и тревогах

Узнайте больше о поддержке ваших детей

Узнайте больше о поддержке ваших детей

Существует множество ресурсов для родителей и опекунов, которые хотят узнать больше о психическом здоровье детей. Узнать больше о:

  • Распознавание проблем с психическим здоровьем у детей, как они влияют на них и что вы можете сделать
  • Диагностика и лечение детей с проблемами психического здоровья
  • Беседа с детьми и молодежью после стихийного бедствия или травматического события
  • Начните и поддерживайте разговор об опасностях употребления алкоголя и других наркотиков в молодом возрасте

Получите помощь для вашего ребенка

Немедленно обратитесь за помощью, если вы считаете, что ваш ребенок может причинить вред себе или другим. 988 Спасательный круг для самоубийств и кризисов. Позвоните или напишите 988 или напишите Lifeline.

Если ваш ребенок нуждается в психиатрической помощи по месту жительства, у вас есть множество ресурсов.

Ресурсы

Ресурсы

  • Помогите предотвратить самоубийство
  • Помощь близкому человеку, склонному к суициду: руководство для семьи и друзей

Последнее обновление

Последнее обновление: 24. 04.2023

Психическое здоровье детей и родителей — крепкая связь

Психическое здоровье детей связано с психическим здоровьем их родителей. Недавнее исследование показало, что у 1 из 14 детей есть опекун с плохим психическим здоровьем. Отцы и матери, а также другие опекуны, играющие роль родителей, нуждаются в поддержке, которая, в свою очередь, может помочь им поддерживать психическое здоровье своих детей. CDC работает над тем, чтобы родители получали необходимую им поддержку.

Психическое здоровье ребенка поддерживают его родители

Быть психически здоровым в детстве включает в себя достижение основных этапов развития и эмоционального развития, а также обучение здоровым социальным навыкам и тому, как справляться с проблемами. Психически здоровые дети с большей вероятностью будут иметь положительное качество жизни и с большей вероятностью будут хорошо вести себя дома, в школе и в своем сообществе.

Здоровое развитие ребенка зависит от его родителей и других опекунов, выступающих в роли родителей, которые служат для него первым источником поддержки в обретении независимости и ведении здоровой и успешной жизни.

Психическое здоровье родителей и детей взаимосвязано по-разному. Родители, у которых есть собственные проблемы с психическим здоровьем, такие как преодоление симптомов депрессии или беспокойства (страха или беспокойства), могут иметь больше трудностей при уходе за своим ребенком по сравнению с родителями, которые описывают свое психическое здоровье как хорошее. Уход за детьми может создавать проблемы для родителей, особенно если им не хватает ресурсов и поддержки, что может негативно сказаться на психическом здоровье родителей. Родители и дети также могут сталкиваться с общими рисками, такими как унаследованная уязвимость, жизнь в небезопасных условиях и столкновение с дискриминацией или лишениями.

Плохое психическое здоровье родителей связано с плохим психическим и физическим здоровьем детей

В ходе недавнего исследования родителей (или опекунов, выполнявших роль родителей) просили сообщать о психическом и физическом здоровье их ребенка, а также о собственном психическом здоровье. . Один из 14 детей в возрасте 0–17 лет имел родителя, сообщавшего о плохом психическом здоровье, и эти дети с большей вероятностью имели плохое общее состояние здоровья, умственную, эмоциональную инвалидность или инвалидность в развитии, имели неблагоприятные детские переживания, такие как воздействие насилие или распад семьи, включая развод, и жить в нищете.

Отцы важны для психического здоровья детей

Отцы важны для укрепления психического здоровья детей, хотя они не так часто включаются в исследования, как матери. В недавнем исследовании изучались отцы и другие мужчины, ухаживающие за ребенком, и были обнаружены такие же связи между их психическим здоровьем и общим и психическим здоровьем их ребенка, как и у матерей и других женщин, ухаживающих за детьми.

Поддержка психического здоровья родителей

Поддержка родителей и опекунов, выступающих в роли родителей, является важнейшим приоритетом общественного здравоохранения. CDC предоставляет родителям информацию о здоровье и развитии ребенка, в том числе положительные советы по воспитанию, информацию и поддержку, когда у родителей есть опасения по поводу развития их ребенка, или помощь в проблемном поведении. CDC поддерживает различные программы и услуги, направленные на устранение неблагоприятных детских переживаний, влияющих на психическое здоровье детей и родителей, включая программы по предотвращению жестокого обращения с детьми и программы, поддерживающие психическое здоровье матерей во время и после беременности. CDC также изучает вопросы, связанные со справедливостью в отношении здоровья и социальными детерминантами здоровья, включая расизм, которые влияют на эмоциональное здоровье родителей и детей. Необходима дополнительная работа, чтобы понять, как устранять риски для психического здоровья родителей.

Чтобы помочь родителям и другим взрослым с проблемами психического здоровья в трудные времена, CDC профинансировал веб-кампанию «Как прямо сейчас», чтобы найти ресурсы и поддержку. CDC также финансирует Национальные академии наук, инженерии и медицины для разработки онлайн-ресурса для родителей, чтобы научиться справляться с эмоциями и поведением с использованием научно обоснованных подходов к улучшению психического здоровья, который будет выпущен этим летом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *