Реферат на тему Общее понятие об адаптации человека
Оглавление
Введение 3
1. Сущность понятия адаптация 4
2. Типы и механизмы адаптации 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изменение темпов и характера общественного прогресса – одно из наиболее значимых социальных явлений современности, знаменует собой ускорение перемен, которые ведут за собой как индивидуальные, психологические, равно и социальные последствия. Данные изменения зачастую вызывают потрясения от перемен, которые варьируют от небольшого замешательства до стресса и дезориентации в социальной среде, потому что уже известные социальные и психологические аспекты, которые помогают личности функционировать в социуме, пропадают, и на их месте возникают неизвестные и непонятные.
Преобразование современного общества приводит к тому, что адаптивные возможности сегодня стали нерелевантными к условиям рыночной экономики и политического плюрализма. Отсутствие способности некоторых субъектов и социальных групп приспособиться к новым экономическим, политическим и культурным реалиям определяется в качестве разных социальных и психологических феноменов, от социальных конфликтов до психоэмоциональных срывов и девиаций индивидуального развития.
Вышесказанное обуславливает значимость изучения адаптации.
Цель – изучить понятие адаптации человека в психологии.
Задачи:
1. охарактеризовать сущность адаптации с точки зрения психологии;
2. исследовать основные типы адаптации;
3. проанализировать механизмы адаптации с позиций психологии.
Сущность понятия адаптацияВ отечественной психологической науке выделяется большое число подходов к трактовке сущности процесса адаптации человека. Подавляющее число отечественных исследователей придерживаются точки зрения о том, что исследование вопросов адаптации необходимо проводить с точки зрения системно-деятельностного подхода к исследованию личности и интегрального подхода к изучению адаптации. К примеру, первого подхода придерживались П.К. Анохин, Л.С. Выготский и др., а второму – А.А. Реан и пр.
Некоторые исследователи анализируют адаптацию человека в тесной взаимосвязи с социализацией. По А.В. Петровскому, процессом социализации считается смена этапов адаптации, индивидуализации и интеграции. Любой жизненный период личности начинается фазой адаптации, в процессе которой отмечается усвоение функционирующих в социуме норм и овладение различными формами и средствами деятельности. Фаза индивидуализации взаимосвязана с противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в наивысшей реализации собственных индивидуальных специфик. И последняя из указанных выше фаз предопределена противоречием между потребностью человека в самореализации и устремлением группы принять лишь долю ее личностных специфик, а в ситуации успешной социализации она может быть разрешена как интеграция личности и группы.
А.А. Налчаджян в свою очередь под онтогенетической социализацией подразумевает такой процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных обстоятельствах, которые возникают в сфере межличностных взаимодействий, человек обретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы, другие особенности и подструктуры, которые обладают в общем адаптивной ролью. Любой отдельно взятый процесс преодоления проблемных ситуаций можно назвать процессом социально-психической адаптации человека, в ходе которого он применяет полученные на предыдущих периодах собственного развития и социализации навыки, шаблоны поведения либо определяет новые пути поведения и решения задач, новые программы и планы внутрипсихических процессов. Адаптивные механизмы индивида с успехом реализуют собственные функции, при условии приведения личности к адаптированности в социальной ситуации и природной среде.
Представляется необходимым подчеркнуть, что адаптационные процессы проходят непрерывно, так как систематически происходят изменения как вокруг личности, равно и в ней самой. В реальной жизнедеятельности индивид регулярно сталкивается с новыми условиями деятельности и общения, по данной причине он должен осмысленно избирать ту или иную линию поведения и самосовершенствования. В отличие от социализации, которая отражает становление индивида, процесс адаптации отражает в большей мере субъективно опосредованное развитие человека, которое соответствует его личным особенностям и склонностям.
Итак, некоторые отечественные исследователи под психологической адаптацией подразумевают приспособление человека к условиям жизни на уровне психических процессов. Однако другие называют эту точку зрения в некоторой степени узкой, потому что она не предполагает внутреннего характера адаптации, а сводит адаптационный процесс к простому приспособлению.
А. Н. Макарова в собственном исследовании под психологической адаптацией подразумевает процесс психологической включенности человека в системы социальных, социально-психологических, и профессионально-деятельностных взаимосвязей и взаимоотношений, в исполнение различных ролевых функций. По А.Н. Макаровой, психологическая адаптация реализуется при помощи усвоения норм и ценностей социума. Ведущее проявление данного феномена состоит во взаимодействии (включая коммуникацию) человека с окружающими людьми и его активной деятельности. Значимым средством достижения адаптации является обучение и воспитание, а кроме того, трудовая и профессиональная подготовка. Процесс психологической адаптации человека характеризуется его активностью, которая выражается в направленности его действий по преобразованию действительности, среды, как с применением разных средств, равно и с подчиненными ему приспособительными актами.
Основной аспект рассматриваемой точки зрения заключается для нас в признании исследователем в виде ведущих средств достижения успешности адаптационного процесса обучения и воспитания, а кроме того, необходимости активности личности в процессе адаптации.
Важно указать и точку зрения Г.И. Симоновой. Она рассматривает психологическую адаптацию как процесс, который возникает в ответ на важную новизну окружающей среды, включает в себя мотивацию адаптивного поведения индивида, определение целей и программы поведения. Учитывая мнение исследователя, укажем, что психологическая адаптация, являясь социально обусловленной общественным характером, которые вызывают перемены окружающей среды и сознания и психики человека, в свою очередь, через выделение целей и программы жизнедеятельности влияют на результативность адаптивной деятельности, а кроме того придает ее динамике индивидуально-эмоциональную окраску.
Рассматривая позицию М.Е. Дуранова, отметим, что педагогическую адаптацию необходимо рассматривать как вступление личности в социокультурную среду, как процесс, в котором ведущие параметры социальной характеристики личности приводятся в соответствие с новыми условиями образования.
Можно предположить, что общим звеном в указанных дефинициях является использование категории «взаимодействие» в определении сущности социально-психологической адаптации личности, свидетельствующее о возможных изменениях как адаптирующейся личности, так и группы (среды), к которой она адаптируется. При этом социально-психологическая адаптация личности может выступать одновременно и как аспект учебной, профессиональной, производственной адаптации, и как самостоятельный автономно происходящий процесс.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социально-психологической адаптации личности позволяет определить следующие ее особенности: протекает в постоянно меняющейся среде; не имеет четких границ и развивается в течение всего онтогенетического развития человека; характеризуется индивидуальностью и уникальностью способов; имеет высокую степень реализации активной преобразовательной функции; подразумевает взаимодействие равноправных сторон, а не сводится к элементарному приспособлению; предполагает больше возможностей контроля и целенаправленной организации процесса со стороны личности; предусматривает в качестве основной цели самореализацию личности.
Итак, в психологической науке адаптация трактуется как результат деятельности личности, которая основывается на жизненном опыте личности. При этом лишь практический опыт может предоставить личности необходимый перечень навыков организации собственной деятельности для того, чтобы не только приспособить собственное поведение к окружающей реальности, а также и видоизменить ее.
Типы и механизмы адаптацииИсследование научных литературных источников, которые рассматривают вопросы становления проблематики психологической адаптации, позволяет определить типы и механизмы последней.
Представляется необходимым остановиться на обзоре ведущих психологических концепций, в которых определяются механизмы адаптации человека. В частности, из их числа выделяют следующие:
1. в психоанализе понятие адаптации определяется через категорию конфликта, который может быть разрешен благодаря защитным механизмам личности, последние и способствуют формированию адаптации;
2. в гуманистическом аспекте адаптация трактуется через самоактуализацию, внутреннюю согласованность личности, а также ее ценности, которые способствуют личности развиваться и жить в социуме;
3. бихевиористы характеризовали адаптацию как следствие воспитания личности, которая способна к адаптации, подстраивающей собственное поведение под общественное;
4. интеракционистское направление рассматривает адаптацию лишь как следствие совместного влияния внутриличностных и внешних факторов;
5. когнитивная концепция делает акцент на интеллекте личности. Непосредственно интеллект считается источником адаптации человека.
Таким образом, на основе указанного можно говорить о том, что в психологической науке адаптация человека анализируется с разных точек зрения. Но в то же время разными учеными определяются различные факторы, которые обеспечивают приспособление поведения личности к социуму и внешним условиям среды в целом.
Помимо указанного, отметим, что социально-психологическая адаптация может быть следующих типов:
1. прогрессивная, для которой характерна реализация различных функций и целей полной адаптации; в процессе реализации данной адаптации может быть достигнуто, прежде всего, единство интересов, задач личности, а кроме того, групп общества в целом;
2. регрессивная, проявляющаяся как формальная адаптация; она не соответствует интересам социума, развитию той или иной социальной группы и непосредственно личности.
В то же время ряд исследователей в сфере психологической науки характеризуют регрессивную адаптацию как конформную, которая основана на формальном принятии человеком социальных норм и требований. В данных обстоятельствах личность лишает себя возможности самореализоваться, проявить собственные творческие способности, ощутить чувство своего достоинства.
Лишь прогрессивная адаптация может оказать положительное воздействие на истинную социализацию личности, при том, как продолжительная приверженность конформистской стратегии предопределяет формирование склонности личности к регулярным ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и приводит к формированию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее отсутствуют и адаптивные способности, и готовые механизмы и их комплексов.
Кроме того, согласно механизму реализации, психологическая адаптация может быть добровольной либо принудительной.
Добровольной адаптацией считается адаптация по желанию. Человек может адаптироваться и к нежелательным, негативным для себя социальным явлениям, к примеру, к рабству, фашизму, диктатуре. В данном случае речь идет об адаптации принудительной. Однако последняя будет протекать в ущерб человеку, а именно, за счет деформации интеллектуальных и моральных качеств человека, развития у него ментальных и эмоциональных нарушений. Последние же в результате приведут к изменению среды, потому что собственную природу человек изменить не может.
Некоторые исследователи полагают, что психологический механизм адаптации, считается в большей степени индивидуальным для любого человека, и характеризуется его прошлым опытом, основополагающими конституциональными и психофизиологическими спецификами. Механизмы адаптации и свойства личности развиваются одновременно и взаимно обусловлены. Они зачастую сопоставляются с психологической защитой, предопределяются и воплощаются в адаптационной стратегии, которая складывает и направляет адаптационную активность человека. Более того, они взаимосвязаны с совокупностью различных других внутренних и внешних факторов, включая и специфики деятельности, и свойства адаптационной среды.
Адаптация личности обладает следующими аспектами:
1. биологический, который подразумевает приспособление организма (биологического существа) к устойчивым и меняющимся условиям внешней среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а кроме того, к изменениям в организме: заболеванию, потере органа либо ограничению его функций;
2. психологический – как приспособление личности к существованию в социуме, исходя из требований данного общества и с личными потребностями, мотивами и интересами.
Итак, определив основные типы и механизмы адаптации, можно говорить о том, что последняя считается системным процессом, который опирается на анализ взаимоотношения «человек-среда» на различных уровнях.
ЗаключениеВ ходе проведенного исследования мы пришли к ряду выводов.
Определено, что выделяется множество подходов к определению сущности процесса адаптации личности.
Итак, адаптацией называется результат деятельности личности, которая основывается на жизненном опыте личности.
Установлено, что что адаптационные процессы идут непрерывно, поскольку постоянно происходят изменения как вокруг человека, так и в нем самом. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с новыми условиями деятельности и общения, поэтому он должен осмысленно выбирать адекватную линию поведения и самосовершенствования.
Были определены типы и механизмы адаптации. В частности, выделяются следующие типы адаптации в психологии: прогрессивная и регрессивная. Также согласно механизму реализации, психологическая адаптация может быть добровольной либо принудительной.
Механизмы адаптации и свойства личности развиваются одновременно и взаимно обусловлены. Они зачастую сопоставляются с психологической защитой, предопределяются и воплощаются в адаптационной стратегии, которая складывает и направляет адаптационную активность человека.
Установлено, что с точки зрения психологии наибольшее значение выполняет психологический механизм адаптации. Непосредственно, исходя из применения данного механизма и был проведен анализ понятия «адаптация» как психологической категории.
Таким образом, на основе проведенного исследования нами были определены основные характеристики адаптации в рамках психологической науки.
Список использованной литературы
1. Акатов К.Н. Психологические особенности адаптации будущих сотрудников правоохранительных органов / К.Н. Акатов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2014. – № 5. – С. 125-140.
2. Богомолов А.М. Динамика психологических механизмов адаптации детей-сирот / А.М. Богомолов, А.Г. Портнова // Ежегодник Российского психологического общества. – СПб: СПбГУ, 2003. – Т. 1. – С. 513-516.
3. Большой психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2016. – 868 с.
4. Дорошенко Т.Е. Социально-психологическая адаптация как фактор развития профессиональной Я-концепции студентов вуза: дис. канд. психол. наук / Т.Е. Дорошенко. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
5. Дуранов М.Е. Управление профессиональным образованием будущего специалиста в высшей школе / М.Е. Дуранов. – Челябинск: ЧГАКИ, 2008. – 337 с.
6. Макарова А.Н. Адаптация студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования: дис. канд. пед. наук / А.Н. Макарова. – Нижний Новгород, 2005. – 189 с.
7. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) / А.А. Налчаджян. – Ереван: Изд-во АН Армянский ССР, 1988. – 207 с.
8. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2002. – 255 с.
9. Психологические механизмы регуляции социального поведения // Под ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 2009. – 335 с.
10. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. – СПб.: Речь, 2016. – 365 с.
11. Симонова Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся образовательных учреждений: дис. докт. пед. наук / Г.И. Симонова. – Киров, 2006. – 425 с.
12. Тюрина Н.В. Понятие адаптации в современной психологии / Н.В. Тюрина // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2007. – № 5(40). – С. 152-157.
Перечень всех учебных материаловГосударство и правоДемография История Международные отношения Педагогика Политические науки Психология Религиоведение Социология |
1.2.3. Понятие и сущность адаптации. Социально-психологическая адаптация Понятие “адаптация” используется в настоящее время в разных областях знания (биология, философия, социология, социальная психология, этика, педагогика, экология и др.). Первоначально термин “адаптация” (от лат. “приспособление”) использовался в биологии (приспособление строения и функций организма к условиям существования и привыкания к ним). В частности, в теории “естественного отбора” Ч. Дарвина подчеркивалось возникновение новых видов путем изменения и приспособления организмов к соответствующим условиям среды. Человек, как часть животного мира, унаследовал от животных приспособительные способности, которые запрограммированы в генетическом коде биологических систем и являются важным фактором самосохранения человека. Адаптация человека — это процесс активного взаимодействия человека с природой, способствующий не только оптимальной жизнедеятельности, но и дальнейшему нормальному биологическому и социальному развитию человечества. Адаптация человека включает несколько уровней: биологический, физиологический, психологический, социальный. Биологическая адаптация человека является элементарным низшим и в то же время фундаментальным уровнем, который оказывает существенное влияние на все вышележащие и более сложные уровни и виды адаптации человека к среде и к себе самому. Человек является сложной природно-биологической и социально-духовной системой, что определяет особенности его адаптации на различных уровнях. Так, биологическая адаптация человека в отличие от биологической адаптации животных обладает рядом существенных особенностей. Во-первых, для человека характерна большая универсальность биологической адаптации. Биологически человек в отличие от животных приспособлен к любой экологической нише, — именно в силу того, что он жестко не связан и не приспособлен ни к одной из них, в частности. Если животные специализированны к какой-то определенной нише, которая ограничивает их миграцию и обитание и при смене условий среды может привести к их гибели, то человек может свободно мигрировать из одних природных условий в другие, не меняя своих основных качеств социально-биологического существа. Человек имеет наследственно закрепленную в генотипе наиболее широкую норму реакции на воздействия среды, которые меняются в течение его индивидуальной жизни. Норма реакции — понятие, которое выражает весь комплекс реакций, заключенных в генотипе и частично реализуемых в фенотипах в зависимости от взаимодействия со средой. Норма реакции включает все возможные реагирования без качественной характеристики с точки зрения полезности или вредности для живой системы; чем шире норма реакции особи, тем большими оказывается возможности для онтогенетической адаптации при смене условий существования и развития живых систем. Главное отличие биологической адаптации человека в том, что человек — это единственный из всего живого вид, который не только приспосабливается к природным факторам среды, но и приспосабливает среду без изменения своих основных биологических свойств. Эта активная преобразовательная деятельность человека обуславливает отличия человека от животных: а) наличие сознания и труда как осознанной деятельности, б) социальный характер жизнедеятельности человека. Универсальность сущности человека как социального существа в том, что он является и самосознающим и чувствующим субъектом, и одновременно практическим, предметно — действующим, преобразующим и среду и себя. Превращая природное в социальное, создавая искусственную природу — культуру — человек создает, формирует фундамент социальной адаптации. Таким образом, на основе универсальности биологической адаптации у человека возникают механизмы социальной адаптации, формирующиеся на базе его видовых особенностей — наличия сознания, социальной среды обитания, трудовой деятельности, социального общения. Отсюда — универсальность адаптации человека как социально — биологического существа, который и приспосабливается к среде и приспосабливает ее к себе, являясь тем самым, “адаптивно — адаптирующей системой” (Маркарян). Это выражает активный и двуединый характер человеческой деятельности, которая, благодаря возникновению культуры, является универсальным преобразующим механизмом. Все отмеченные выше уровни (виды) адаптации человека тесно взаимосвязаны, но имеют в ряде случаев относительную независимость. Отдельные могут доминировать в определенных условиях или на определенном этапе жизни человека. В отличие от социальной адаптации под психологической адаптацией понимается “принятие социально-полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды”. “Социальная и психологическая адаптация находятся в неразрывном единстве хотя иногда могут не совпадать”. Социально — психологическая адаптация является важнейшим механизмом социализации и определяется взаимодействием личности и социальной среды. При этом возможны ряд вариантов социально — психологической адаптации в зависимости от особенностей этих взаимодействующих систем: 1. Успешная адаптация в итоге взаимодействия положительной среды (микросреды) и положительно направленной личности; 2. При несоответствии микросреды и личности по установкам, требованиям — ожиданиям, нормам отношений и поведения возникают 2 типа адаптации: а) В случае если личность с негативной направленностью (антиобщественные установки), а микросреда с позитивной направленностью, личность, входя в данную среду, может преодолеть свой негативизм, усвоить положительные социальные нормы, идеалы, ценности; б) В случае если личность имеет положительную направленность, а микросреда антиобщественные нормы и установки, последняя может сформировать у индивида соответствующие негативные антиобщественные установки и интересы. В данном случае имеет место псевдоадаптация, поскольку, адаптируясь, приспособляясь к негативной микросреде, личность находится в состоянии дезадаптации к макросреде — к общепринятым гуманистическим нормам, ценностям, формам поведения большинства людей в обществе. В этом смысле псевдоадаптация личности, то есть ее приспособление к антиобщественной или даже криминальной микросреде, объективно означает отсутствие подлинной социализации и адаптации. Псевдоадаптация характерна для переломных критических периодов в развитии общества (в частности, в современной России), когда разрушены старые позитивные ценности и взамен не созданы или еще не устоялись, не утвердились в должной мере новые положительные установки, ценности и нормы поведения. Процесс социально-психологической адаптации включает 2 стороны — объективную и субъективную. Объективная — в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс развития механизмов адаптации. В нем принимают активное участие окружающая социальная среда (родители, друзья и т. д.), а так же различные социальные институты (система образования, воспитания, средства массовой информации и пр.). Субъективная — в том, что процесс социально — психологической адаптации человека связан с его половозрастными особенностями, личными качествами, взглядами, убеждениями и т. д. И здесь во многом проявляется активная роль личности, ее желание или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности. Отсюда эффективность социальной и психологической адаптации человека зависит от взаимодействия объективных условий (социальное происхождение, образовательный уровень, природные задатки, непосредственная среда — семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение и т. д.) и субъективных индивидуальных особенностей (сама личность, ее активная или пассивная позиция, ее способности к творческой деятельности и т.п.).
|
||||
© www.txtb.ru |
Развитие концепций сенсорной адаптации
1. Webster MA. Адаптация и визуальное кодирование. Дж. Вис. 2011;11(3):1–23. [Google Scholar]
2. Clifford CW, Webster MA, Stanley GB, Stocker AA, Kohn A, Sharpee TO, Schwartz O. Визуальная адаптация: нейронные, психологические и вычислительные аспекты. Исследования зрения. 2007;47:3125–31. doi: 10.1016/j.visres.2007.08.023. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3. Гибсон Дж. Дж., Раднер М. Адаптация, последействие и контраст в восприятии наклонных линий. I. Количественные исследования. Журнал экспериментальной психологии. 1937;20:453–67. doi: 10.1037/h0059826. [CrossRef] [Google Scholar]
4. Вольгемут А. О последействии видимого движения. Приложение к монографии Британского психологического журнала. 1911; 1: 1–117. [Google Scholar]
5. Стокман А., Лангендорфер М., Смитсон Х.Е., Шарп Л.Т. Световая адаптация колбочек человека: от поведенческих измерений до молекулярных механизмов. Дж. Вис. 2006; 6: 1194–213. дои: 10.1167/6.11.5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/717960368
6. Graham NV. Анализаторы визуальных образов. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета; 1989. [CrossRef] [Google Scholar]
7. Хьюбел Д.Х., Визель Т.Н. Рецептивные поля и функциональная архитектура стриарной коры обезьяны. Дж. Физиол. 1968; 195: 215–43. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
8. Блейк Р., Овертон Р., Лема-Штерн С. Межокулярный перенос зрительных последействий. J Exp Psychol Hum Percept Perform. 1981; 7: 367–81. doi: 10.1037/0096-1523.7.2.367. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
9. Felleman DJ, Van Essen DC. Распределенная иерархическая обработка в коре головного мозга приматов. Кора головного мозга. 1991;1:1–47. doi: 10.1093/cercor/1.1.1-a. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Clifford CWG, Rhodes G. Приспособление разума к миру: адаптация и последствия в высокоуровневом зрении, Достижения в серии Visual Cognition, Volume 2. Oxford: Oxford University Press ; 2005. [Google Scholar]
11. Леопольд Д.А., О’Тул А.Дж., Веттер Т., Бланц В. Кодирование формы, связанное с прототипом, выявленное высокоуровневыми последствиями. Неврология природы. 2001; 4: 89–94. дои: 10.1038/82947. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/717960369
12. Webster MA, Kaping D, Mizokami Y, Duhamel P. Адаптация к естественным категориям лица. Природа. 2004; 428: 557–61. doi: 10.1038/nature02420. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
13. Jordan H, Fallah M, Stoner GR. Адаптация пола, происходящая из биологического движения. Неврология природы. 2006; 9: 738–9. дои: 10.1038/nn1710. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
14. Тройе Н.Ф., Садр Дж., Гейер Х., Накаяма К. Последствия адаптации в восприятии пола из биологического движения. Журнал Видения. 2006; 6: 850–7. дои: 10.1167/6.8.7. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
15. Фанг Ф., Хе С. Представление объектов, ориентированное на зрителя, в зрительной системе человека, выявленное с помощью последействий точки зрения. Нейрон. 2005; 45: 793–800. doi: 10.1016/j.neuron.2005.01.037. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/717960370
16. Грин М.Р., Олива А. Высокоуровневые последствия глобальных свойств сцены. J Exp Psychol Hum Percept Perform. 2010;36:1430–42. doi: 10.1037/a0019058. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/717960371
17. Motoyoshi I, Nishida S, Sharan L, Adelson EH. Статистика изображения и восприятие качества поверхности. Природа. 2007; 447: 206–9. doi: 10.1038/nature05724. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Suzuki S. Высокоуровневое кодирование паттернов, выявляемое кратковременными эффектами формы. В: Clifford C, Rhodes G, редакторы. Приспособление разума к миру: адаптация и последствия в высокоуровневом видении, серия достижений в области визуального познания, том 2. Оксфорд: издательство Оксфордского университета; 2005. [Google Scholar]
19. фон дер Хейдт Р., Макуда Т., Цю Ф.Т. Последействие наклона, зависящее от границы владения. J Opt Soc Am A Opt Image Sci Vis. 2005; 22:2222–9. doi: 10.1364/JOSAA.22.002222. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/717960372
20. Webster MA, MacLeod DIA. Зрительная адаптация и восприятие лица. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2011; 366:1702–25. doi: 10.1098/rstb.2010.0360. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Clifford CWG. Перцептивная адаптация: движение соответствует ориентации. Тенденции в когнитивных науках. 2002; 6: 136–43. doi: 10.1016/S1364-6613(00)01856-8. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
22. Зайди К., Эннис Р., Цао Д., Ли Б. Нейронный локус цветных остаточных изображений. Карр Биол. 2012;22:220–4. doi: 10.1016/j.cub.2011.12.021. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/717960373
23. Кон А., Мовшон Дж. А. Адаптация нейронов к зрительному движению в области МТ макаки. Нейрон. 2003; 39: 681–91. doi: 10.1016/S0896-6273(03)00438-0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/1022271
24. Xu H, Dayan P, Lipkin RM, Qian N. Адаптация через корковую иерархию: адаптация кривой низкого уровня влияет на лицевую часть высокого уровня. высказывания суждений. Журнал неврологии. 2008; 28:3374–83. doi: 10.1523/JNEUROSCI.0182-08.2008. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. Dickinson JE, Almeida RA, Bell J, Badcock DR. Последействия глобальной формы имеют локальный субстрат: поле последействия наклона. Дж. Вис. 2010;10:5. дои: 10.1167/10.13.5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
26. Голлиш Т., Мейстер М. Глаз умнее, чем считали ученые: нейронные вычисления в цепях сетчатки. Нейрон. 2010;65:150–64. doi: 10.1016/j.neuron.2009.12.009. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/2222956
27. Olveczky BP, Baccus SA, Meister M. Адаптация сетчатки к движению объекта. Нейрон. 2007;56:689–700. doi: 10.1016/j.neuron.2007.09.030. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Hosoya T, Baccus SA, Meister M. Динамическое предиктивное кодирование сетчаткой. Природа. 2005; 436:71–7. doi: 10.1038/nature03689. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/1027442
29. Chubb C, Sperling G, Solomon JA. Взаимодействие текстур определяет воспринимаемый контраст. Proc Natl Acad Sci U S A. 1989; 86:9631–5. doi: 10.1073/pnas.86.23.9631. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Афраз А., Кавана П. Гендерно-специфическое последействие лица основано на ретинотопических, а не пространственных координатах нескольких естественных преобразований изображения. Журнал Видения. 2009;9(10):11–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
31. Watson TL, Clifford CWG. Вытягивание лиц: исследование последействия искажения лица. Восприятие. 2003; 32:1109–16. дои: 10.1068/p5082. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/717960374
32. Ghuman AS, McDaniel JR, Martin A. Адаптация лица без лица. Текущая биология. 2010;20:32–6. doi: 10.1016/j.cub.2009.10.077. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Winawer J, Huk AC, Boroditsky L. Последействие движения неподвижных фотографий, изображающих движение. Психологические науки. 2008; 19: 276–83. doi: 10.1111/j.1467-9280.2008.02080.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/717960375
34. Дилс А.Т., Бородицкий Л. Визуальное последействие движения от понимания языка движения. Proc Natl Acad Sci U S A. 2010;107:16396–400. doi: 10.1073/pnas.1009438107. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Bestelmeyer PEG, Jones BC, DeBruine LM, Little AC, Perrett DI, Schneider A, Welling LLM, Conway CA. Побочные эффекты лиц, зависящие от пола, зависят от категории восприятия, а не от структурного кодирования. Познание. 2008; 107: 353–65. doi: 10.1016/j.cognition.2007.07.018. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
36. Ротштейн П., Хенсон Р.Н., Тревес А., Драйвер Дж., Долан Р.Дж. Превращение Мэрилин в Мэгги диссоциирует в мозгу физические и идентификационные репрезентации лица. Неврология природы. 2005; 8: 107–13. дои: 10.1038/nn1370. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/1023211
37. Моради Ф., Кох С., Шимоджо С. Адаптация лица зависит от умения видеть лицо. Нейрон. 2005; 45: 169–75. doi: 10.1016/j.neuron.2004.12.018. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. He D, Kersten D, Fang F. Противоположная модуляция визуальных последействий высокого и низкого уровня путем перцептивной группировки. Текущая биология. 2012;22:1040–5. doi: 10.1016/j.cub.2012.04.026. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Carandini M, Heeger DJ. Нормализация как каноническое нейронное вычисление. Нат Рев Нейроски. 2011;13:51–62. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] www.f1000.com/717960376
40. Валентайн Т., Эндо М. На пути к образцовой модели обработки лица: влияние расы и самобытности. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии А. 1992; 44: 671–703. doi: 10.1080/14640749208401305. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Blakemore C, Campbell FW. О существовании в зрительной системе человека нейронов, избирательно чувствительных к ориентации и размеру изображений на сетчатке. Журнал физиологии. 1969; 203: 237–60. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
42. Вебстер М.А. Восприятие цвета человеком и его адаптация. Сеть: вычисления в нейронных системах. 1996; 7: 587–634. doi: 10.1088/0954-898X/7/4/002. [CrossRef] [Google Scholar]
43. Rhodes G, Robbins R, Jaquet E, McKone E, Jeffery L, Clifford CWG. Адаптация и восприятие лица — как последствия влияют на кодирование лиц на основе норм. В: Clifford CWG, Rhodes G, редакторы. Приспособление разума к миру: адаптация и последствия в видении высокого уровня. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета; 2005. стр. 213–40. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
44. Роббинс Р., Макконе Э., Эдвардс М. Последействие для атрибутов лица с различной естественной изменчивостью: эффекты положения адаптера и нейронные модели. Журнал экспериментальной психологии — человеческое восприятие и производительность. 2007; 33: 570–92. doi: 10.1037/0096-1523.33.3.570. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
45. Родс Г., Джеффри Л. Адаптивное кодирование лицевой идентичности на основе норм. Исследования зрения. 2006; 46: 2977–87. doi: 10.1016/j.visres.2006.03.002. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
46. Вебстер М.А., Маклин О.Х. Фигурные последействия в восприятии лиц. Психономический бюллетень и обзор. 1999; 6: 647–53. doi: 10.3758/BF03212974. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. Zhao C, Series P, Hancock PJ, Bednar JA. Сходные механизмы нейронной адаптации лежат в основе последствий пола лица и наклона. Видение Рез. 2011;51:2021–30. doi: 10.1016/j.visres.2011.07.014. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
48. Сторрс К.Х., Арнольд Д.К. Не все последствия для лица одинаковы. Исследования зрения. под давлением. [PubMed] [Академия Google]
49. Hegde J. Насколько надежен метод адаптации шаблона? Исследование моделирования. J Нейрофизиол. 2009; 102: 2245–52. doi: 10.1152/jn.00216.2009. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/6535957
50. Мур М., Рафф Д.А., Бодурка Дж., Бандеттини П.А., Кригескорте Н. Активация изменения идентичности лица вне системы лица: «освобождение от адаптации ” не всегда может указывать на избирательность нейронов. Кора головного мозга. 2010;20:2027–42. doi: 10.1093/cercor/bhp272. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
51. Барлоу Х.Б. Теория о функциональной роли и синаптическом механизме зрительного последействия. В: Blakemore C, редактор. Визуальное кодирование и эффективность. Кембридж: Издательство Кембриджского университета; 1990. С. 363–75. [Google Scholar]
52. Эллиотт С.Л., Джорджсон М.А., Вебстер М.А. Нормализация отклика и адаптация к размытию: данные и многомасштабная модель. Дж. Вис. 2011;11 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
53. Кон А. Зрительная адаптация: физиология, механизмы и функциональные преимущества. J Нейрофизиол. 2007;97:3155–64. doi: 10.1152/jn.00086.2007. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
54. Шопен А., Мамасян П. Прогностические свойства зрительной адаптации. Карр Биол. 22:622–6. doi: 10.1016/j.cub.2012.02.021. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
55. Ohzawa I, Sclar G, Freeman RD. Контроль усиления контраста в зрительной коре кошек. Природа. 1982; 298: 266–8. doi: 10.1038/298266a0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Greenlee MW, Heitger F. Функциональная роль контрастной адаптации. Видение Рез. 1988;28:791–7. doi: 10.1016/0042-6989(88)
-0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
57. McDermott KC, Malkoc G, Mulligan JB, Webster MA. Адаптация и визуальная значимость. Дж. Вис. 2010;10:17. дои: 10.1167/10.13.17. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Ranganath C, Rainer G. Нейронные механизмы для обнаружения и запоминания новых событий. Нат Рев Нейроски. 2003; 4: 193–202. doi: 10.1038/nrn1052. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
59. Фостер Д.Х. Постоянство цвета. Видение Рез. 2011; 51: 674–700. doi: 10.1016/j.visres.2010.09.006. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
60. Wark B, Lundstrom BN, Fairhall A. Сенсорная адаптация. Курр Опин Нейробиол. 2007; 17: 423–9. doi: 10.1016/j.conb.2007.07.001. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
61. Wainwright MJ. Зрительная адаптация как оптимальная передача информации. Видение Рез. 1999; 39:3960–74. doi: 10.1016/S0042-6989(99)00101-7. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
62. Шарпи Т.О., Сугихара Х., Курганский А.В., Ребрик С.П., Страйкер М.П., Миллер К.Д. Адаптивная фильтрация усиливает передачу информации в зрительной коре. Природа. 2006;439: 936–42. doi: 10.1038/nature04519. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/1031245
63. Laughlin S. Простая процедура кодирования увеличивает информационную емкость нейрона. Z Naturforsch C. 1981;36:910–2. [PubMed] [Google Scholar] www.f1000.com/717960377
64. Rieke F, Rudd ME. Проблемы, которые естественные изображения ставят перед визуальной адаптацией. Нейрон. 2009; 64: 605–16. doi: 10.1016/j.neuron.2009.11.028. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
65. Шринивасан М.В., Лафлин С.Б., Дабс А. Кодирование с предсказанием: свежий взгляд на торможение в сетчатке. Proc R Soc Lond B Biol Sci. 1982;216:427–59. doi: 10.1098/rspb.1982.0085. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www. f1000.com/7433956
66. Simoncelli EP, Olshausen BA. Естественная статистика изображений и нейронное представление. Annu Rev Neurosci. 2001; 24:1193–216. doi: 10.1146/annurev.neuro.24.1.1193. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
67. Barlow HB, Macleod DI, van Meeteren A. Адаптация к решеткам: компенсационных преимуществ не обнаружено. Исследования зрения. 1976; 16: 1043–5. doi: 10.1016/0042-6989(76)90241-8. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
68. Clifford CWG, Wyatt AM, Arnold DH, Smith ST, Wenderoth P. Ортогональная адаптация улучшает распознавание ориентации. Исследования зрения. 2001;41:151–9. doi: 10.1016/S0042-6989(00)00248-0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
69. Westheimer G, Gee A. Ортогональная адаптация и различение ориентации. Исследования зрения. 2002;42:2339–43. doi: 10.1016/S0042-6989(02)00192-X. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
70. Rhodes G, Watson TL, Jeffery L, Clifford CW. Адаптация восприятия помогает нам узнавать лица. Исследования зрения. 2010;50:963–8. doi: 10.1016/j.visres.2010.03.003. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
71. Ng M, Boynton GM, Fine I. Адаптация лица не улучшает производительность при выполнении задач поиска или распознавания. Журнал Видения. 2008;8(1):1–20. doi: 10.1167/8.1.1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
72. Арманн Р., Джеффри Л., Колдер А.Дж., Родс Г. Расовые нормы кодирования лицевой идентичности и функциональная роль норм. Дж. Вис. 2011;11:9. дои: 10.1167/11.13.9. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
73. Susilo T, McKone E, Edwards M. Какой формы функции нейронного ответа, лежащие в основе кодирования оппонента в пространстве лица? Психофизическое исследование. Исследования зрения. 2010;50:300–14. doi: 10.1016/j.visres.2009.11.016. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
74. Dennett H, Susilo T, McKone E. Побочные эффекты лица предсказывают индивидуальные различия в способности распознавания лиц. Психологическая наука. под давлением. [PubMed] [Google Scholar]
75. Ringach DL, Malone BJ. Рабочая точка коры: нейроны как детекторы больших отклонений. Дж. Нейроски. 2007; 27:7673–83. doi: 10.1523/JNEUROSCI.1048-07.2007. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/717960378
76. Чжан П., Бао М., Квон М., Хе С., Энгель С.А. Эффекты ориентированной на ориентацию зрительной депривации, вызванной измененной реальностью. Карр Биол. 2009; 19:1956–60. doi: 10.1016/j.cub.2009.10.018. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/717960379
77. Kwon M, Legge GE, Fang F, Cheong AM, He S. Адаптивные изменения в зрительной коре после длительного снижения контраста. Дж. Вис. 2009;9(20):1–16. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar] www.f1000.com/717960380
78. Neitz J, Carroll J, Yamauchi Y, Neitz M, Williams DR. Восприятие цвета опосредовано пластическим нейронным механизмом, который регулируется у взрослых. Нейрон. 2002; 35: 783–9.2. doi: 10. 1016/S0896-6273(02)00818-8. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
79. Belmore SC, Shevell SK. Очень долговременная и кратковременная хроматическая адаптация: суммируются ли их влияния? Видение Рез. 2010;51:362–6. doi: 10.1016/j.visres.2010.11.011. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
80. Вул Э., Кризай Э., Маклеод Д.И. Эффект Макколлоу отражает постоянную и временную адаптацию в ранней зрительной коре. Журнал Видения. 2008;8(4):1–12. [PubMed] [Академия Google]
81. Бао М., Энгель С.А. Отдельный механизм долговременной контрастной адаптации. Proc Natl Acad Sci U S A. 2012;109:5898–903. doi: 10.1073/pnas.1113503109. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
82. Кординг К.П., Тененбаум Дж.Б., Шадмер Р. Динамика памяти как следствие оптимальной адаптации к изменяющемуся телу. Нат Нейроски. 2007; 10: 779–86. дои: 10.1038/nn1901. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/14277039
83. Смит М.А., Газизаде А., Шадмер Р. В основе краткосрочного моторного обучения лежат взаимодействующие адаптивные процессы с различными временными масштабами. PLoS биол. 2006;4:e179. doi: 10.1371/journal.pbio.0040179. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/1032119
84. Shadmehr R, Smith MA, Krakauer JW. Исправление ошибок, сенсорное предсказание и адаптация в управлении двигателем. Annu Rev Neurosci. 2010; 33:89–108. doi: 10.1146/annurev-neuro-060909-153135. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
85. Уорк Б., Фэйрхолл А., Рике Ф. Временные шкалы вывода в визуальной адаптации. Нейрон. 2009;61:750–61. doi: 10.1016/j.neuron.2009.01.019. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www.f1000.com/1158812
86. Yehezkel O, Sagi D, Sterkin A, Belkin M, Polat U. Обучение адаптации: динамика реадаптации к геометрическим искажения. Видение Рез. 2010;50:1550–8. doi: 10.1016/j.visres.2010.05.014. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar] www. f1000.com/717960381
87. van Lier R, Vergeer M, Anstis S. Заполнение остаточного изображения между строками. Карр Биол. 2009;19:R323–4. doi: 10.1016/j.cub.2009.03.010. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
88. http://www.johnsadowski.com/big_spanish_castle.php
Феномен уровня адаптации – понимание его важности
Адаптироваться, чтобы выжить … вы бы солгали, если бы сказали, что никогда раньше не слышали этого утверждения. Общая идея утверждения состоит в том, чтобы внести необходимые поправки в свои решения, не забывая при этом о своем прошлом опыте. Феномен уровня адаптации не что иное, как более техническое объяснение вышеприведенного утверждения. Давайте узнаем больше об этом явлении.
Феномен уровня адаптации
Феномен уровня адаптации, также известный как теория AL, является психологической концепцией. Это касается того факта, что люди (люди и / или иные) склонны принимать решения, на которые влияет их опыт в прошлом.
Теория AL представляет собой гипотетическую концепцию, которая уточняет, что учиться на прошлом опыте, прежде чем принимать какие-либо новые решения, является естественной инстинктивной чертой.
Люди, побывавшие в подобной ситуации в прошлом, как правило, не повторяют своих ошибок, поскольку они привели их к последующей неудаче.
Кто инициировал феномен уровня адаптации?
Гарри Хелсон , американский психолог и профессор Канзасского университета, предложил эту теорию в 1947 году. Его мотивом было объяснить, что на оценку человеком решения в настоящем оказывает влияние решение, принятое в прошлом в аналогичной ситуации.
Эта теория проливает свет на сильную связь между прошлым опытом человека и нынешним принятием решений.
В научной интерпретации феномен уровня адаптации может быть теория относительности в психологии. В основе гипотезы твердо стоит связь субъективного суждения индивида с влиянием предшествующего опыта.
Примеры
Взгляните на мнение известного комика Луи Си Кея о том, как люди адаптируются к быстрым изменениям в технологиях и воспринимают их как должное.
Несмотря на юмор в видео, здесь есть важная вещь, на которой стоит сосредоточиться. Будучи человеком средних лет, он был поражен количеством терпения, которое присутствует в сегодняшнем поколении.
Он подкрепляет свое удивление, объясняя, что он родом из тех времен, когда такие мелочи, как телефонный звонок или путешествие, требовали большой тяжелой работы.
В то время как развитие технологий сделало это невероятно простым.
Это говорит нам о том, что уровень адаптации в нынешнем поколении стал намного лучше, чем постоянно совершенствующиеся технологические достижения, стали нормой, и их легко адаптировать и двигаться дальше.