Понятие адаптация: Адаптация — Гуманитарный портал

Содержание

Адаптация — Гуманитарный портал

Адаптация — это процесс, в ходе которого устанавливается или поддерживается функционирование системы (то есть поддержание её основных параметров) при изменении условий внешней и/или внутренней среды. Нередко адаптацией, или адаптированностью, называют и результат такого процесса — наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды. Понятие адаптации относится, прежде всего, к высокоорганизованным (техническим, биологическим, социальным и другим) системам (см. Система). Первоначально оно использовалось в биологической науке по отношению к биологическим (живым) системам — для обозначения процесса приспособления строения и функций организмов (популяций, видов) и их органов к определённым условиям внешней среды.

Адаптация на уровне биологических структур, функций и поведенческих решений представляет собой одно из самых ярких проявлений органической целесообразности.

В биологических системах адаптация формируется на протяжении всех стадий жизненного цикла организма. Совокупность выработанных в процессе развития адаптаций придаёт живым системам целесообразную организацию. Вместе с тем, адаптация есть и определённый результат приспособительного процесса — адаптациогенеза, протекающего при взаимодействии живых систем с окружающей их средой. Адаптация на уровне биологических структур, функций и поведенческих решений представляет собой одно из самых ярких проявлений органической целесообразности. Широкое её распространение и разнообразие в органической природе длительное время служило одним из основных аргументов телеологии, рассматривающей феномен адаптации как результат «творческих актов» или действия внутренних духовных начал или особой «жизненной силы» (энтелехии, психеи, археи и других). Материалистическую трактовку природы адаптации впервые предложил Ч. Дарвин, показав, что адаптации возникают в результате действия естественного отбора — эволюционного процесса выживания и развития наиболее приспособленных особей в ходе постоянной борьбы за существование.

Впоследствии понятие адаптации вышло за пределы биологии. Оно стало употребляться во многих технических, естественных и гуманитарных науках. Так, в медицине оно используется для характеристики оптимальной жизнедеятельности человека. Понятия адаптации и дезаптации широко используются и в психологии (например, в концепции Ж. Пиаже) при анализе взаимоотношений индивида (личности) с окружением. В социальных науках говорится о социальной адаптации личности или социальной группы к социальной среде (микросреде), в процессе которой устанавливаются соотношения, которые обеспечивают развитие как личности и социальной группы, так и среды (микросреды). При этом социальная адаптация охватывает биологическую, психическую и социальную сферы бытия человека. Однако в целом применительно к человеку и обществу понятие адаптации имеет ограниченные возможности применения, так как оно отражает главным образом реактивное поведение, связанное с тем или иным приспособлением человека к окружающей среде.

С появлением кибернетики, в которой в качестве механизма адаптации рассматривается отрицательная обратная связь, обеспечивающая целесообразное реагирование сложной иерархичной самоуправляющейся системы на изменяющиеся условия среды, понятие адаптации стало широко применяться в технических науках. Однако при объяснении сложных технических систем это понятие также имеет ограниченные возможности, поскольку отражает главным образом реактивные характеристики таких систем, исключая из рассмотрения, например, поисковую активность.

Общенаучный статус понятия адаптации предполагает и необходимость его определения в более широком значении, инвариантном для конкретных научных дисциплин: адаптация есть особая форма отражения системами воздействий внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия. Такое равновесие обеспечивает гармоничное соотношение системы с её внутренней и внешней средой и развитие данной системы.

адаптация — это.

.. Что такое адаптация?

   АДАПТАЦИЯ (с. 25) (от лат. adaptatio — приспособление) — термин, введенный в научный оборот физиологами в конце XVHI в.; в самом общем виде означает приспособляемость — способность некоего объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды. При этом подразумеваются объекты системной природы, обладающие качеством саморегуляции, то есть способностью к компенсационному изменению собственных параметров в ответ на изменение параметров внешней среды. Поэтому термином адаптация пользуются не только в науках о живом, но также в кибернетике.

   В области физиологии исследования приспособительных процессов велись по двум основным направлениям, каждое из которых имеет определенное значение и для психологии. Во-первых, были детально изучены закономерности сенсорной адаптации, то есть приспособительных изменений чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Полученные в этой области объективные данные имеют определенное значение при организации какой бы то ни было деятельности в условиях избыточной или недостаточной освещенности, повышенного уровня шума и т. п.

   В рамках другого направления изучались приспособительные реакции целостного организма в ответ на неблагоприятные факторы среды. Начало этим исследованиям положили работы У.Кеннона, изучавшего физиологические изменения под воздействием голода, боли, страха и гнева. В первой четверти XX в. Кеннон в качестве наиболее общих ответов живых организмов на опасность описал две основные реакции — нападение и бегство. Кеннон первым указал на то, что активизация энергетических ресурсов организма может порождаться не только физическими, но и эмоциональными факторами.

   Приблизительно два десятилетия спустя канадский физиолог Г.Селье начал разрабатывать концепцию адаптационного синдрома — определенного неспецифического комплекса реакций организма на любую нагрузку. Во множестве экспериментальных исследований на животных Селье установил, что наряду с тем, что различные факторы вызывают в организме специфические реакции (например, холод вызывает сужение сосудов, и т.п.), те же самые факторы вызывают и определенную стереотипную, общую, неспецифическую реакцию, не имеющую отношения к характеру конкретного фактора, служащую как бы ответом на требование, предъявляемое этим фактором к способностям организма приспосабливаться к внешним условиям. Этот общий, неспецифический сигнал к включению приспособительных возможностей организма и является, по мнению Селье, сущностью стресса (ему принадлежит сам этот термин). При этом даже неважно, являются ли фактор или ситуация, воздействующие на организм, приятными или не приятными, существен лишь факт, что они предъявляют требования к приспособительным возможностям организма.

   В психологии понятие стресса получило самые разнообразные толкования, особенно в психогигиеническом контексте. При этом нередко упускается из виду, что, согласно Селье, стресс выступает нормальной, естественной приспособительной реакцией на постоянно меняющиеся внешние условия. Так что пропагандируемая многими популярными изданиями идея борьбы со стрессом сама по себе абсурдна. Полным освобождением от стресса является лишь смерть.

   В большинстве психологических теорий центральной является проблема взаимодействия человека с миром, и в ряде случаев она рассматривается именно как приспособление, адаптация человека к миру.

Однако в разных теориях само понятие адаптации получило самые разные трактовки.

   В психоанализе понимание функционирования психики человека основывается на представлениях о возможностях удовлетворения его бессознательных влечений. З.Фрейд исходил из того, что психическая деятельность координируется механизмами, приводящимися в движение колебаниями между повышением и снижением напряжения, возникающего в результате ощущения удовольствия-неудовольствия. Когда притязания бессознательных влечений Оно, ориентированных на получение непосредственного удовольствия (принцип удовольствия), не находят своего удовлетворения, возникают невыносимые состояния. Ситуация удовлетворения возникает при помощи внешнего мира. Именно к нему обращено Я (сознание, разум), принимающее на себя управление и считающееся с реальностью (принцип реальности). Бессознательные влечения Оно настаивают на незамедлительном удовлетворении. Я стремится защититься от возможной неудачи и выступает посредником между притязаниями Оной ограничениями, налагаемыми внешним миром.
В этом отношении деятельность Я может осуществляться в двух направлениях: Я наблюдает за внешним миром и пытается поймать благоприятный момент для безопасного удовлетворения влечений; Я оказывает влияние на Оно, стремясь укротить его влечения путем отсрочки их удовлетворения или отказа от них за счет какой-либо компенсаторной деятельности. Так происходит приспособление человека к внешнему миру.    Успешная адаптация способствует нормальному развитию человека, поддержанию его душевного здоровья. Тем не менее, как считал Фрейд, если Я оказывается слабым, беспомощным перед бессознательными влечениями Оно, то при столкновении с внешним миром у человека может возникнуть ощущение опасности. Тогда Я начинает воспринимать исходящую от бессознательных влечений опасность как внешнюю и после неудачных усилий, аналогичных ранее предпринимавшимся по отношению к внутренним побуждениям, пытается спастись от этой опасности бегством. В этом случае Я предпринимает вытеснение бессознательных влечений.
Но поскольку внутреннее подменяется внешним, подобная защита от опасности хотя и приводит к частичному успеху, тем не менее этот успех оборачивается вредными последствиями для человека. Вытесненное бессознательное оказывается для Я «запретной зоной», в которой образуются психические замещения, дающие эрзац-удовлетворение в форме невротических симптомов. Таким образом, «бегство в болезнь» становится такой формой адаптации человека к окружающему миру, которая осуществляется неадекватным образом и свидетельствуете слабости, незрелости Я.    Исходя из подобного понимания адаптации, цель психоаналитической терапии заключается в «реставрации Я», освобождении его от ограничений, вызванных вытеснением и ослаблением его влияния на
Оно
, с тем чтобы более приемлемым способом, чем «бегство в болезнь», разрешить внутренний конфликт, связанный с приспособлением к требованиям окружающего мира.

   Дальнейшее развитие соответствующих представлений об адаптации нашло свое отражение в трудах ряда психоаналитиков, в том числе Х. Гартмана и Э.Фромма.

   Так, в работе Гартмана «Психология Я и проблема адаптации» данная проблематика рассматривалась не только в плане изменений, производящихся человеком или в окружающей его среде, или в собственной психической системе, но и с точки зрения возможности поиска и выбора им новой психосоциальной реальности, в которой адаптация индивида осуществляется путем как внешних, так и внутренних изменений.

   В книге Фромма «Бегство от свободы» ставился вопрос о необходимости различать адаптацию статическую и динамическую. Статическая адаптация — это приспособление, при котором «характер человека остается неизменным и постоянным и возможно появление только каких-либо новых привычек». Динамическая адаптация — приспособление к внешним условиям, стимулирующее «процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги».

   В качестве иллюстрации статической адаптации может служить, согласно Фромму, переход от китайского способа приема пищи с помощью палочек к европейскому способу владения вилкой и ножом. Когда приехавший в Америку китаец приспосабливается к общепринятому способу приема пищи, такая адаптация не служит причиной изменений его личности. Примером динамической адаптации может являться случай, когда ребенок боится отца, подчиняется ему, становится послушным, но во время приспособления к неизбежной ситуации в его личности происходят существенные изменения, связанные с развитием ненависти к отцу-тирану, которая, будучи подавленной, становится динамическим фактором характера ребенка.

   С точки зрения Фромма, «любой невроз представляет собой не что иное, как пример динамической адаптации к таким условиям, которые являются для индивидуума иррациональными (особенно в раннем детстве) и, несомненно, неблагоприятными для психического и физического развития ребенка». Социально-психологические явления, в частности наличие явно выраженных разрушительных или садистских импульсов, также, по Фромму, демонстрируют динамическую адаптацию к определенным социальным условиям.

   В совершенно ином аспекте проблема адаптации рассматривается в тех научных направлениях, которые сконцентрировались на изучении познавательных процессов и рассматривают их становление по приспособительному принципу. Наибольшую известность и влияние среди этих концепций получила генетическая психология Ж.Пиаже, в которой понятию адаптации принадлежит одно из ключевых мест.

   Субъект, по Пиаже, — это организм, наделенный функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому организму. С помощью этой активности происходит структурирование окружающей действительности. Интеллект представляет собой частный случай структуры — структуру мыслительной деятельности. Характеризуя субъекта деятельности, можно выделить его структурные и функциональные свойства.

   Функции — это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой (вспомним, что по образованию Пиаже — биолог, психологию никогда специально не изучавший, что не помешало ему создать собственную психологическую концепцию исключительной глубины). Субъекту свойственны две основные функции — организация и адаптация. Каждый акт поведения организован, или, иначе говоря, представляет собой определенную структуру, а ее динамический аспект составляет адаптация, которая, в свою очередь, состоит в балансе процессов ассимиляции и аккомодации. В результате внешних воздействий у субъекта происходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется аккомодацией.

   В течение всего онтогенетического развития, считает Пиаже, основ ные функции, составляющие адаптацию, как наследственно закрепленные не зависят от опыта. В отличие от функций, структуры складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.

   Наряду с названными существует еще и социально-психологический аспект проблемы адаптации, также рассматриваемый несколькими школами и направлениями. Социальная адаптация понимается ими как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды (а также как результат этого процесса). Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения (так, проблема социальной адаптации в детском возрасте обычно поднимается в связи с поступлением ребенка в детский сад, в школу). Основные типы адаптационного процесса — тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду (ребенку, разумеется, почти недоступный), и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы, — формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов личности. Важным аспектом социальной адаптации выступает принятие индивидом определенной социальной роли; этот аспект детально изучается в рамках особой теории ролей.

   Социальную адаптацию относят к основным механизмам социализации личности.

   Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых является аутизм.

   В современной зарубежной психологии проблема социальной адаптации рассматривается в рамках комплексного направления, возникшего на базе необихевиоризма и ответвлений психоаналитической психологии, связанных с культурной антропологией и психосоматической медициной. При этом основное внимание уделяется нарушениям адаптации (невротическим и психосоматическим расстройствам, алкоголизму, наркомании и т.п.) и способам их коррекции.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Адаптация в психологии

Сущность понятия «адаптация»

Адаптация человека к тем или иным условиям не может осуществляться изолированно от внешней среды, которые оказывают воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности. Очень часто это воздействие носит отрицательный характер.

Организм человека может функционировать в очень ограниченных условиях. Например, при повышении температуры тела всего на один градус, человек начинает чувствовать себя уже некомфортно. При повышении на 5-6 градусов, могут начаться необратимые процессы. Организм человека нормально может функционировать только при таких параметрах внешней среды, которые имеют незначительный интервал изменения характеристик.

Факторы, обуславливающие выживание человека, с одной стороны, связаны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой стороны, связаны со способностью опосредованного отражения человеком окружающей действительности. Данная способность существует благодаря нервной системе и психике, которые определяют возможность выживания человека как вида и обеспечивают процесс его адаптации.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Адаптация в системе «человек – среда» помогает достичь оптимального функционирования и сбалансированности всех систем организма.

Проблему функционирования живого организма как целостной системы, одним из первых начал изучать французский физиолог К. Бернар. Он предположил, что условием существования любого живого организма является наличие возможности постоянного сохранения благоприятных параметров внутренней среды. Происходить это может потому, что все системы и процессы, протекающие в организме, находятся в равновесном состоянии.

Организм живет и действует до тех пор, пока сохраняется равновесие и, по мнению К. Бернара, это условие свободной жизни. Эта идея Бернара позже была поддержана и развита американским физиологом У. Кэнноном и названа им гомеостазом.

Современное представление об адаптации основывается на работах отечественных ученых И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина и др. Из всего многообразия определений феномена адаптации, можно назвать несколько наиболее распространенных. Понятие термина «адаптация» определяется следующим образом:

  • Адаптация – это свойство организма;
  • Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям среды. Суть процесса заключается в том, что одновременно достигается равновесие между средой и организмом;
  • Адаптация – это результат взаимодействия в системе «человек – среда»;
  • Адаптация – это цель, к которой стремится организм.

Рисунок 1. Адаптация и ее виды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Физиологическая адаптация

В основе приспособления организма к изменению окружающих условий, лежит совокупность физиологических реакций, которые способствуют сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза.

Физиологическая адаптация повышает устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, атмосферному давлению и др. Чтобы понимать процесс саморегуляции организма и его взаимодействие с окружающей средой, большое значение имеет изучение физиологической адаптации.

Практический интерес представляют её исследования в связи с полетами человека в космос. Физиологическая адаптация к экстремальным условиям проходит несколько стадий:

  1. Явления декомпенсации, т. е. вначале преобладают нарушения функций.
  2. Неполное приспособление. Организм активно занимается поиском устойчивых состояний, которые соответствуют новым условиям среды.
  3. Фаза относительно устойчивого приспособления. Например, физиологическая адаптация к высоте. Тренировки к высотным условиям здесь будут играть большую роль, и помогать переносить большие перегрузки.

Хорошо известно, что тренированные люди с новыми трудными условиями справляются значительно лучше. Реактивность организма в физиологической адаптации имеет огромное значение – это исходное функциональное его состояние – возраст, тренированность, от них будут зависеть ответные реакции организма на разные воздействия.

Пластичность нервной системы дает возможность организму восстанавливать контакт и равновесие в изменившихся условиях. Те механизмы, которые раскрывают процесс физиологической адаптации, в какой-то мере позволяют понять и явления приспособления организма в ходе эволюции.

Психическая адаптация

Механизмы адаптации имеют психическую природу, поэтому психическая адаптация – это значимая составляющая успешной адаптации человека в целом.

Рисунок 2. Психологическая адаптация личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Адаптированная психическая деятельность, как считает отечественный психиатр Ю.А. Александровский, является важнейшим фактором, который обеспечивает человека состоянием здоровья. О «норме» можно говорить тогда, когда уровень психической адаптации соответствует необходимому уровню для активной жизнедеятельности.

Психическая адаптация это своего рода результат деятельности целостной самоуправляемой системы. Совокупность отдельных компонентов обеспечивают её активность, а их взаимодействие порождает новые интегративные качества. Состояние психической адаптации и будет являться результатом функционирования всей системы. Оно дает возможность наиболее оптимально не только противостоять природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно на них воздействовать.

Как считает Р.М. Баевский, процессы адаптации поддерживают равновесие внутри организма, а также между организмом и средой, а как процессы управления они связаны с выбором функциональной стратегии, которая обеспечивает выполнение главной цели.

Вообще вся система психической адаптации всегда готова к выполнению характерных для неё функций. К исходному состоянию оперативного покоя она возвращается после того, как адекватно прореагировала на фактор внешней среды, который на неё воздействовал.

Психологическая адаптация характеризуется двумя понятиями – адаптивность и не адаптивность и выражается в согласовании целей и результатов.

Возможная адаптивная направленность человека имеет разные варианты:

  1. Гомеостатический вариант. Цель адаптивного исхода заключается в достижении равновесия;
  2. Гедонистический вариант. Адаптивный исход заключается в получении наслаждения, избегание страдания;
  3. Прагматический вариант – практическая польза, успех. От всех других самоуправляемых систем психическая адаптация человека отличается наличием механизмов сознательного саморегулирования.

Социальная адаптация

Понятие социальной адаптации рассматривается двояко:

  1. Как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
  2. Как результат активного приспособления.

Характер социальной адаптации непрерывный и связан с тем, что периодами происходит кардинальная смена деятельности индивида и его социального окружения.

Можно выделить два типа адаптационного процесса:

  1. Тип активного воздействия на социальную среду.
  2. Тип пассивный. Он характеризуется конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.

Принятие индивидом социальной роли является важным аспектом социальной адаптации – это один из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность этой адаптации зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Недостаточно развитое представление о себе может привести к нарушениям социальной адаптации или крайнему её выражению – аутизму.

Замечание 2

Таким образом, можно дать следующее определение социальной адаптации: это приведение к системе норм и ценностей, господствующих в данном обществе, как индивидуального, так и группового поведения.

Её осуществление происходит в процессе социализации и с помощью механизмов социального контроля, которые включают меры общественного и государственного принуждения. В результате ускорения темпов социальных изменений, значение социальной адаптации все больше возрастает. Эти изменения могут затрагивать такие стороны жизни общества, как миграции, возрастные изменения, быстрое промышленное развитие и др.

Все три уровня адаптации между собой очень тесно связаны, они непосредственно влияют друг на друга и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма.

Адаптация, с одной стороны, это свойство любой живой саморегулируемой системы, которая обеспечивает её устойчивость к условиям внешней среды, а с другой стороны – это динамическое образование рассматривается как процесс приспособления к условиям внешней среды.

Понятие адаптации с точки зрения психологии

Библиографическое описание:

Александров, И. А. Понятие адаптации с точки зрения психологии / И. А. Александров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51057/ (дата обращения: 16.06.2021).



В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, личность, механизмы адаптации, социальная группа.

Актуальность этой проблемы заключается в общественной заинтересованности сохранения и улучшения психического и физического здоровья человека. В связи с этим, изучение закономерностей, принципов и механизмов человеческой адаптации в различных социальных и производственных условиях на разнообразных уровнях, в данный момент приобретает ключевое теоретическое и практическое значение.

В разных науках очень распространён термин «адаптация». Это слово происходит из латыни, и означает приспособление. Впервые термин был введён Г. Аубертом. Само понятие, как утверждает Г. И. Царегородцев в своём труде «Философские проблемы теории адаптации», способствует объединению знаний различных систем. Общенаучные понятия помогают объединению исследуемых объектов разных наук в целостные теории [11].

Адаптацию рассматривают с разных точек зрения: философски её пытались объяснить в Древней Греции такие мыслители как Анаксагор, Гиппократ и Демокрит, делая акцент на том, что внешний вид может зависеть от образа жизни. Объяснение адаптации через эволюцию пытался произвести сначала Ламарк, идеи которого легли в теории адаптации Дарвина. Физиологически, резервные способности организма обеспечивают возможность адаптации на биохимическом и клеточном уровнях. Согласно классической модели Г. Селье, развитие психологической адаптации происходит в три этапа: тревога, сопротивление, истощение. Во время адаптации, задействуются две противопоставленных системы: система изменений, затрагивающая органы и системы работы организма с одной стороны, и система сохранения гомеостаза с другой. Н. А. Фомин в своей работе «Физиология человека» утверждает, что сохранение баланса между этими двумя системами ведёт к адаптации [9].

С точки зрения А. Маслоу, психологическая адаптация является оптимальным взаимодействием личности и окружающей среды. Целью такой адаптации становится достижение позитивного духовного здоровья. Несостыковка личностных ценностей с восприятием социальной ситуации вызывает конфликт, который личность пытается устранить путём мыслительной и трудовой деятельности [3].

С точки зрения Р. Ласаруса, в процессе восприятия мира, личность получает информацию, противоречащую её установкам. Таким образом, возникает конфликт между личностными установками и образом реальности. Интенсивность реакций индивида, направленных на устранение раздражающего фактора, свидетельствует о степени адаптированности личности.

В работе И. А. Милославской «Роль социальной адаптации в условиях современной НТР» выделяется объективно-субъективный характер адаптации. Так же обозначается, что из-за социальной адаптации человек усваивает необходимые навыки и стандарты жизнедеятельности для приспособления к повторяющимся условиям жизни [4].

В психоанализе, в работах З. Фрейда и А. Адлера адаптация представлена с позиции анализа защитных механизмов личности. Адаптация включает в себя и ситуации, связанные с решением конфликтов, и процессы из сферы Эго, свободной от конфликтов. Хорошо адаптированный человек живёт без нарушений продуктивности и с уравновешенным психическим состоянием. Личность изменяется в процессе адаптации, также меняется и среда. Эго регулирует процесс адаптивности [1].

Социально-психологическая адаптация строится на взаимодействии личности и группы, при котором личность нормально функционирует без серьёзных и длительных конфликтов с внутренней и внешней средами, т. е. выполняет свою роль, удовлетворяет свои социальные потребности, самоутверждается и демонстрирует нормальную, девиантную и патологическую виды адаптации [5].

Нормальная адаптация выражается в устойчивом поведении при конфликтных ситуациях, без изменения самой личности и норм социальной группы, с которой личность взаимодействует. При девиантной адаптации личность обеспечивает удовлетворение своих потребностей без учёта потребностей социальной группы, а паталогическая адаптация приводит с негативными последствиями для личности в интересах социальной группы, что может привести к невротическим расстройствам [5].

В профильной литературе существует более широкое определение социальной адаптации. Социальная адаптация является итогом социальных, психологических, моральных, экономических и демографических изменений отношений между личностями. Стоит отметить, что процесс социально-психологической адаптации не имеет жёстких временных рамок. В таком случае, о способности к адаптации можно судить по скорости её протекания [7].

Л. П. Хохлова выделяет условия, необходимые для проведения социально-психологической адаптации. Условия бывают внешние и внутренние. К внешним условиям относятся совместная деятельность с группой и её способность к встречной адаптации с личностью. К внутренним условиям относятся свойства высшего уровня личностной структуры, такие как установки, жизненные цели, ориентиры [10].

Адаптация напрямую связана с личностными характеристиками. Например, на неё влияют внушаемость, эмоционально-волевое самообладание, тревожность, активность. Последнее выделяется отдельно. К. К. Платонов в кратком словаре системы психологических понятий описывает активность как сознательную целенаправленную деятельность личности и её целостные социально-психологические качества, которые определяют и характеризуют воздействие субъекта на предметы, процессы и явления окружающей действительности или определяют степень этого воздействия [6].

Таким образом, в активности выделяются два фактора: изменение и сохранение. С одной стороны, личность активно изменяет свою систему отношений, входя в новую конфликтную среду, а с другой стороны, личность пытается сохранить ключевые позиции своей системы ценностей и отношений без изменений. Балансировка между этими параметрами приводит к социально-психологической адаптации личности [8].

Подводя черту, мы можем сказать, что социально-психологическую адаптацию можно определить как процесс вхождения личности в коллектив, в новую для нее социальную среду. Исходя из того, как складываются взаимоотношения личности и группы можно выделить следующие виды адаптации: нормальную, девиантную и патологическую. Адаптация рассматривается как определенный период, по истечении которого устанавливается оптимальное соотношение личности и ее окружения, т. е. достигается состояние адаптированности [2].

Так как существуют различия по способности приспосабливаться, то наиболее приоритетными становятся задачи изучения и разработки системы улучшения адаптивности с целью оказания эффективного воздействия на людей. Также, включение этого параметра как одного из основных в разработку программ подготовки специалистов любого уровня, поможет улучшить уровни психологического состояния общества и его трудоспособности.

Литература:

  1. Дебольский Н. Г. Трансцендентальный реализм Гартмана. // Новые идеи в философии, сб. 13. СПб.: Образование, 1914.
  2. Ковригина И. С. Социально-психологическая адаптация: сущность, виды и стадии формирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 9. С 201–205
  3. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. 304 с.
  4. Милославская И. А. Социальная психология и философия / Под ред. Б. Ф. Парыгина. Вып.2. М.: Просвещение, 1973. 173 с.
  5. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия). М.: Ереван, 1988. 253 с.
  6. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 176 с.
  7. Саблин В. С. Психология человека. М.: Мысль, 2004. 352 с.
  8. Терещенко Н. Г. Психологическое обеспечение адаптации персонала в организации // Адаптация личности в современном мире / под ред. М. В. Григорьевой. Саратов: Научная книга, 2012. С. 204–215
  9. Фомин Н. А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1982. 320 с.
  10. Хохлова Л.П Исследование адаптирующей способности коллективов. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания // Вопросы психологии. Москва. 1984. С. 174–176
  11. Царегородцев Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М.: Просвещение, 1975. 277 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая адаптация, личность, социальная группа, адаптация, социальная адаптация, вид адаптации, психологическая адаптация.

ЕГЭ по обществознанию 2021 задание 24: номер 20

Понятие «адаптация» — это приспособление организма к внешним условиям. В современной социальной психологии данное понятие трактуется широко. В любом случае адаптация всегда направлена на достижение внутренней цели индивида, то есть удовлетворение первичных, вторичных и экзистенциальных потребностей. Этого он достигает через процессы приспособления к природной и социальной средам, в том числе и через саморегуляцию, то есть подчинение высших (самых необходимых в данный момент времени) интересов индивида низшим интересам. В зависимости от целей индивида выделяют следующие варианты возможной направленности адаптации: первый состоит в достижении равновесия при удовлетворения всех видов потребностей; второй исход адаптации заключается в получении наслаждения и отсутствии страданий; и третий адаптивный исход состоит в практической пользе, успехе.

Понятия «неадаптивность» раскрывается несоответствием между поставленными целями и достигнутыми результатами. Такое состояние неизбежно и неустранимо, но в нём проявляются не только негативные, но и прогрессивные тенденции. Так как достижение адаптивности — это источник динамического существования индивида, его развития, и, если цель не достигнута, то это побуждает индивида продолжать активность в данном направлении и достигать цели.

Социально-психологическая адаптация — это оптимизация взаимоотношений личности и группы через сближение целей их деятельности, сближение ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру. Социальная адаптация — это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Процесс адаптации к окружающей социальной среде идёт непрерывно. Однако его обычно связывают с кардинальными изменениями, происходящими на жизненном пути индивида. Первые уроки социального приспособления (социальной адаптации) к взаимодействию с людьми ребёнок получает в семье, в кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое. И каждый раз, в каждом новом объединении индивиду приходится поддерживать или приобретать заново свой социально-психологический статус.

Автор пишет, что процесс адаптации обычно связывают с кардинальными изменениями в жизни индивида. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три жизненных урока, в ходе которых ребёнок получает навыки приспособления к взаимодействию с людьми, и кратко поясните, как это происходит в каждом названном вами случае.

Понятие «адаптация»

1.1. Общее понятие об адаптации

Термин «адаптация» можно отнести к общенаучным понятиям. Это понятие встречается в разных науках, затрагивая естественные, технические и общественные науки, в связи с этим существует множество определений. Для примера приведем лишь некоторые из них.
Адаптация — приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
Адаптация — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Адаптация — приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки.

Адаптация — состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешним (внутренним) условиям существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза.
Адаптация — динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития, продолжения рода.
Понятие адаптации прошло довольно большую историю развития и со временем претерпело ряд изменений. В частности, первоначально адаптация воспринималась как «приспособление», именно так буквально переводится слово, от которого произошло разбираемое понятие (происходит от позднелатинского «adaptatio»). Но верно ли это на современном этапе науки?
Т. Шибутани разделял понятия «адаптация» и «приспособление», он писал, что «адаптация относится к более стабильным решениям — хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений» (Шибутани Т., 1969). То есть можно утверждать, что адаптация и приспособление — это разные явления, скорее всего, адаптация — процесс более сложный, чем приспособление.
Второй вопрос и вместе с тем противоречие, возникающее при изучении феномена адаптации, заключается в соотношении «адаптации» и «социализации». Есть ученые, считающие, что «социальная адаптация» и «социализация» это фактически синонимы, ведь адаптация происходит в процессе социализации личности. Но есть и другая точка зрения. Она заключается в том, что это два самостоятельных явления, т. е. личность может быть социализированной и неадаптированной одновременно, что кажется вполне разумным, ведь адаптация — это многогранное явление, охватывающее не только приспособление к обществу, и осуществляется не только за счет социализации.
Вместе с тем адаптация настолько широкое понятие, что можно охарактеризовать его и как обобщенную функцию психики (Маклаков А.Г., 2016). Для подтверждения этой точки зрения вспомним определение психики.
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Соответственно, среди функций психики можно выделить: отражение окружающей действительности, обеспечение целостности организма, регуляцию поведения. Но все эти функции можно охарактеризовать как адаптацию.
Н.Н. Мельникова попыталась выявить общие моменты, присутствующие во всех многочисленных определениях адаптации:
1) процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов;
2) это взаимодействие разворачивается в особых условиях — условиях дисбаланса, несогласованности между системами;
3) основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах;
4) достижение цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих системах.

На данный момент в исследованиях феномена адаптации А. Г. Маклаков предлагает выделить несколько направлений, через которые и можно дать определение адаптации. Итак, адаптацию можно понимать как:
1) процесс приспособления к окружающей среде,
2) цель жизнедеятельности любого организма,
3) результат приспособления к окружающей среде,
4) свойство живого организма.
Таким образом, феномен адаптации очень широк и невозможно дать единое определение адаптации. Первоначально адаптацию рассматривали как приспособление, но на данный момент можно говорить о том, что, наверное, адаптация — более сложный процесс. В целом адаптацию можно определить как интегральную функцию психики. Вместе с тем, определяя это понятие, нужно понимать, в каком аспекте мы его рассматриваем: как процесс, как результат, как цель или как свойство организма.

1.2. Адаптированность как результат адаптации

Для описания результата адаптационного процесса в научной литературе появился термин «адаптированность». Психическая адаптированность включает уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.
А.А. Налчаджян предложил следующую классификацию социально-психической адаптированности личности:
1) временная ситуативная адаптированность, которая легко может перейти в состояние временной ситуативной дезадаптированности как вследствие внутрипсихических изменений (например, актуализации новых потребностей и установок), так и изменений определенных аспектов ситуации;
2) устойчивая ситуативная адаптированность, т. е. надежная долговременная адаптированность только в определенных типичных, повторяющихся ситуациях, в которых личность стремится быть как можно чаще;
3) общая адаптированность, которая, конечно, никогда не бывает полной. Она, скорее, может рассматриваться как потенциальная способность адаптироваться в широком спектре типичных социальных ситуаций, которые чаще всего создаются в данной общественной среде в данное историческое время.

Альберт Агабекович Налчаджян (родился в 1939 г.) Армянский психолог, доктор психологических наук, профессор. После окончания средней школы Альберт Налчаджян поступил на механико-математический факультет Ереванского государственного университета, после окончания которого работал техником, а затем инженером.
В 1964 г. поступил в аспирантуру по психологии и всю свою дальнейшую жизнь связал с психологией.
С 1968 г. работал преподавателем психологии, доцентом, заведующим кафедрой психологии.
После своего возвращения в 1997 г. в Армению из США, где проходил стажировку, основал Центр психологических исследований, председателем которого и является до сих пор.

Важно отметить и то, что в литературе существует разделение субъективного и объективного критериев успешности адаптации. Так в качестве субъективного критерия может быть ощущение удовлетворенности, которое возникает у субъекта. Объективный же критерий чаще всего связывают с эффективностью выполняемой деятельности.

1.3. Уровни адаптации человека

Сложность процесса адаптации человека во многом определяется многоуровневостью её носителя.
Над проблемой человекознания работал Б. Г. Ананьев.
Б. Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность (рис. 1).

В индивидную структуру объединяются возрастные, половые, конституциональные и нейродинамические свойства, которые, в свою очередь, определяют структуру потребностей и сенсомоторную организацию. Совокупность ключевых свойств индивида выступает в обобщённой, интегрированной форме в качестве задатков и свойств темперамента, обеспечивающих природную основу личности. В изучении личности выделяются такие образования, как статус личности, общественные функции, мотивация поведения и деятельности, мировоззрение, характер и склонности. Человек, как субъект деятельности, характеризуется совокупностью выполняемых видов деятельности, степенью их продуктивности и проявлением своей активности. По мнению Б. Г. Ананьева, «единичный человек как индивидуальность может быть понят только лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида».
Но и в отношении понимания структуры человека даже в рамках отечественной психологии существуют другие точки зрения. Так, представители московской психологической школы, как правило, не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств. К. К. Платонов в своих работах выделял три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный.
Анализируя представленные точки зрения, можно говорить, что адаптация человека в связи со сложностью самого человека может рассматриваться на нескольких уровнях. Чаще всего выделяют следующие уровни: физиологический, психологический и социальный. Соответственно, можно говорить о физиологической, психологической и социальной адаптации. Причем необходимо помнить, что выделенные уровни функционирования, а соответственно, и указанные виды тесно взаимосвязаны между собой. Сложно представить работу одного уровня при полном игнорировании других. Так ребенок, попав в первый класс, в новый коллектив, адаптируется к новой социальной среде не только на социальном уровне, в ходе адаптации будут задействованы все уровни функционирования. В связи с этим, кроме физиологической, психологической, социальной адаптации, зачастую говорят и о психофизиологической, социально-психологической адаптации.
Таким образом, адаптация — сложное многогранное понятие, не сводимое к простому приспособлению. Адаптацию можно определить одновременно как процесс приспособления к окружающей среде, цель жизнедеятельности любого организма, результат приспособления к окружающей среде и свойство живого организма. Сложность адаптации человека во многом определяется сложностью самого человека, что определяет многоуровневость адаптации.
Понятие адаптации претерпело ряд изменений с развитием науки, поэтому целесообразно будет в следующей главе изучить историю этого понятия.

Контрольные вопросы

1. Дайте определения понятию «адаптация».
2. Расскажите о соотношении понятий «адаптация» и «приспособление».
3. В чем заключается взаимосвязь и различия понятий «социальная адаптация» и «социализация»?
4. Что такое адаптированность?
5. Расскажите о классификации социально-психической адаптированности, предложенной А.А. Налчаджяном.
6. Какие уровни адаптации человека можно выделить?
7. Расскажите о системе человекознания, предложенной Б. Г. Ананьевым. Какие выводы можно сделать об адаптации человека в связи с многоуровневостью понятия «человек»?

Рекомендуемая литература

1. Андреева Д.А. О понятии адаптации // Человек и общество. — Л., 1983.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., 1988.
3. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010.
4. Реан А. А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности: учеб.-науч. изд. — СПб.: Медицинская пресса, 2002.
5. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. — СПб.: Речь, 2007.
Источник: Сидорова А. А. Психология адаптации человека: учеб. пособие / А.А. Сидорова. — СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. — 112 с.

Понятие и виды адаптации персонала. Этапы процесса адаптации

Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, социально-психологических, организационных, социально-экономических и бытовых условиях труда и отдыха .

 

Виды адаптации

 

Трудовая адаптация – многоаспектное явление, которое включает:

  1. социальную адаптацию, т. е. получение информации о ценностях, нормах организации, ее формальных и неформальных группах, лидерах, знакомство и включение в систему деловых и личных взаимоотношений в коллективе. Информация соотносится с прошлым опытом работника, его ценностными ориентирами. Результатом принятия групповых норм является идентификация сотрудника с коллективом или с одной из формальных или неформальных групп;

 

  1. организационную адаптацию, при которой происходит осознание служащим своей роли в общем производственном процессе. Это достигается при знакомстве с особенностями деятельности подразделения, его местом в общей организационной структуре, режимом работы, системой управления, а также с механизмом функционирования всей организации;

 

  1. профессиональную адаптацию, которая характеризуется освоением определенного уровня профессиональных знаний, умений, навыков сотрудничества, формированием необходимых качеств и позитивного отношения к своему труду;

 

  1. психофизиологическую адаптацию, т. е. приспособление к новым психическим и физическим нагрузкам, санитарно – гигиеническим факторам производства, ритму труда и т.д.

 

Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную и вторичную.

• Первичную адаптацию проходят молодые сотрудники, впервые приступающие к профессиональной деятельности, не имеющие опыта работы.

• Вторичная адаптация – приспособление сотрудников с определенным опытом профессиональной деятельности, в силу различных обстоятельств меняющих место деятельности или должность.

 

В условиях функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. При этом необходимо внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание первичной адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций. Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон. Виды адаптации и факторы, на нее влияющие, приведены на рис. 1 .

 

Рис. 1. Виды адаптации и факторы, на нее влияющие

 

 

 

 

 

Этапы адаптации

 

В процессе трудовой адаптации прослеживаются следующие стадии:

 

  1. ознакомление, т. е. получение информации о новой ситуации, критериях оценки деятельности, нормах поведения;

 

  1. приспособление, т.е. усвоение новым сотрудником основных ценностей организации при одновременном сохранении большинства собственных установок;

 

  1. ассимиляция, т.е. полное приспособление работника к группе;

 

  1. идентификация, т.е. отождествление целей служащего с целями организации.

 

 

 

 

Кроме того, выделяют четыре типа поведения человека при включении его в организацию:

 

  1. Первый тип полностью принимает нормы поведения и ценности организации, старается, чтобы его действия не входили в противоречие с интересами организации. Результаты действий этого человека зависят в основном от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли.

 

  1. Второй тип не приемлет ценностей организации, но ведет себя в соответствии с принятыми в организации нормами поведения. Является хорошим, но ненадежным работником, способным покинуть организацию или совершить действия, противоречащие ее интересам.

 

  1. Третий тип приемлет ценности организации, но не принимает норм поведения. Возникают трудности во взаимоотношениях с коллегами и руководством. При либеральном отношении к некоторым формам поведения сотрудников со стороны руководства они находят свое место в организации и успешно трудятся.

 

  1. Четвертый тип не принимает норм поведения и не разделяет ценностей организации и поэтому постоянно создает конфликтные ситуации. Такие люди чаще всего осложняют жизнь коллегам, могут нанести ущерб организации, но они не являются абсолютно неприемлемыми в ней.

 

Период адаптации зависит от многих факторов и может составлять срок от одного года до трех лет. В это время человек, делая выводы из последствий своего предыдущего опыта, сознательно корректирует и меняет свое поведение. Это находит отражение в том, что новый сотрудник, познавая свою функциональную роль, учится расставлять акценты в выполняемой им работе с позиции ее важности для организации.

Трудности при адаптации или ее нарушении принято называть дезадаптацией. К следствиям дезадаптации относятся деструктивные конфликты, безразличие к выполняемой работе, уход из подразделения или организации. Кроме того, может возникнуть адаптационный кризис из-за значительного несоответствия знаний и умений требованиям должности.

Результаты адаптации оцениваются по количественным и качественным показателям труда, по отношению работника к организации, которое проявляется в его ориентации на перемену или сохранение места работы, профессии, должности, повышение квалификации.

адаптация | Определение, примеры и факты

Узнайте, как галапагосские зяблики подверглись адаптивной радиации и помогли Дарвину в его теории эволюции

14 видов галапагосских зябликов отличаются друг от друга, главным образом, строением клюва и особенностями питания. Считается, что птицы подверглись адаптивной радиации от одного предкового вида, эволюционировав, чтобы заполнить множество незанятых экологических ниш.

Encyclopædia Britannica, Inc. Смотрите все видео к этой статье

Адаптация , в биологии, процесс, посредством которого вид приспособляется к окружающей среде; это результат воздействия естественного отбора на наследственную изменчивость нескольких поколений.Организмы приспосабливаются к окружающей среде самыми разными способами: по своей структуре, физиологии и генетике, по их перемещению или распространению, по средствам защиты и нападения, по их воспроизводству и развитию и в других отношениях.

Подробнее по этой теме

Болезнь человека: Адаптация

Адаптация относится к способности клеток приспосабливаться к серьезным стрессам и достигать измененных состояний равновесия при этом. ..

Слово адаптация не происходит от его текущего использования в эволюционной биологии, а восходит к началу 17 века, когда оно указывало на связь между дизайном и функцией или на то, как что-то вписывается во что-то другое. В биологии эта общая идея заимствована таким образом, что адаптация имеет три значения. Во-первых, в физиологическом смысле животное или растение могут адаптироваться, приспосабливаясь к своему непосредственному окружению, например, изменяя свою температуру или метаболизм с увеличением высоты.Во-вторых, и чаще всего, слово адаптация относится либо к процессу адаптации, либо к характеристикам организмов, которые способствуют репродуктивному успеху, по сравнению с другими возможными характеристиками. Здесь процесс адаптации обусловлен генетическими вариациями среди людей, которые становятся адаптированными, то есть добиваются большего успеха в конкретном контексте окружающей среды. Классический пример — меланистический (темный) фенотип перечной пяденицы ( Biston betularia ), численность которого увеличилась в Великобритании после промышленной революции, когда мотыльки темного цвета казались загадочными на фоне потемневших от копоти деревьев и избежали хищников со стороны птиц. .Процесс адаптации происходит через возможное изменение частоты генов по сравнению с преимуществами, предоставляемыми определенной характеристикой, например, с окраской крыльев у бабочек.

Третий и наиболее популярный взгляд на адаптацию касается формы характеристики, которая эволюционировала в результате естественного отбора для выполнения определенной функции. Примеры включают длинные шеи жирафов для кормления на верхушках деревьев, обтекаемые тела водных рыб и млекопитающих, легкие кости летающих птиц и млекопитающих и длинные кинжалоподобные клыки хищников.

приспособления

Среда обитания моржей (толстая кожа для защиты от холода), бегемотов (ноздри на верхней части морды) и уток (перепончатые лапы).

Encyclopædia Britannica, Inc.

Все биологи согласны с тем, что особенности организма обычно отражают адаптации. Однако возникло много разногласий по поводу роли истории и ограничений в появлении черт характера, а также относительно лучшей методологии для демонстрации того, что черта действительно является адаптацией. Черта может быть функцией истории, а не адаптации. Так называемый большой палец панды, или радиальная сесамовидная кость, представляет собой кость запястья, которая теперь функционирует как противопоставленный большой палец, позволяя гигантским пандам ловко хватать бамбуковые стебли и манипулировать ими. Предки гигантских панд и всех близкородственных видов, таких как черные медведи, еноты и красные панды, также имели сесамовидные кости, хотя последние виды не питаются бамбуком и не используют кости для пищевого поведения. Следовательно, эта кость не является приспособлением для кормления бамбука.

Гигантская панда ( Ailuropoda melanoleuca ) кормится в бамбуковом лесу, провинция Сычуань, Китай.

© Jupiterimages Corporation Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин в работе О происхождении видов посредством естественного отбора (1859 г. ) признал проблему определения того, эволюционировала ли особенность для той функции, которую она выполняет в настоящее время:

Швы черепов молодых млекопитающие были развиты как прекрасное приспособление для помощи при родах [рождении], и, несомненно, они облегчают или могут быть незаменимыми для этого акта; но поскольку швы возникают в черепах молодых птиц и рептилий, которым нужно только вырваться из разбитого яйца, мы можем сделать вывод, что эта структура возникла из законов роста и была использована при рождении высших животных. .

Таким образом, прежде чем объяснять, что черта является адаптацией, необходимо определить, проявляется ли она также у предков и, следовательно, могла ли она исторически развиваться для функций, отличных от тех, которые она выполняет сейчас.

Другая проблема при обозначении черты характера как адаптации состоит в том, что эта черта может быть необходимым следствием или ограничением физики или химии. Одна из наиболее распространенных форм ограничения связана с функцией анатомических особенностей, различающихся по размеру. Например, клыки у хищников больше, чем у травоядных. Эта разница в размерах часто объясняется приспособлением к хищничеству. Однако размер клыков также связан с общим размером тела (такое масштабирование известно как аллометрия), как показывают крупные хищники, такие как леопарды, у которых клыки больше, чем у мелких хищников, таких как ласки. Таким образом, различия во многих характеристиках животных и растений, таких как размер молодняка, продолжительность периодов развития (например, беременность, долголетие) или модели и размеры листьев деревьев, связаны с ограничениями физического размера.

Адаптивные объяснения в биологии сложно проверить, потому что они включают в себя множество черт и требуют разных методологий. Экспериментальные подходы важны для демонстрации того, что любая небольшая изменчивость, как и многие физиологические или поведенческие различия, является адаптацией. Наиболее строгие методы — это те, которые сочетают экспериментальные подходы с информацией из естественных условий — например, для демонстрации того, что клювы разных видов галапагосских вьюрков имеют разную форму, поскольку они приспособлены для питания семенами разного размера.

Адаптивная радиация у галапагосских вьюрков

Четырнадцать видов галапагосских вьюрков, произошедших от общего предка. Различные формы их клювов, подходящие к разным диетам и средам обитания, демонстрируют процесс адаптивной радиации.

Encyclopædia Britannica, Inc.

Сравнительный метод, использующий сравнения видов, которые развились независимо, является эффективным средством изучения исторических и физических ограничений. Этот подход включает использование статистических методов для учета различий в размерах (аллометрии) и эволюционных деревьев (филогении) для отслеживания эволюции признаков между линиями.

Адаптация | Национальное географическое общество

В эволюционной теории адаптация — это биологический механизм, с помощью которого организмы приспосабливаются к новой среде или к изменениям в своей текущей среде. Хотя ученые обсуждали адаптацию до 1800-х годов, только тогда Чарльз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес разработали теорию естественного отбора.

Уоллес считал, что эволюция организмов каким-то образом связана с адаптацией организмов к изменяющимся условиям окружающей среды.Развивая теорию эволюции путем естественного отбора, Уоллес и Дарвин вышли за рамки простой адаптации, объяснив, как организмы адаптируются и развиваются. Идея естественного отбора состоит в том, что передаваемые по наследству черты позволяют организмам лучше адаптироваться к окружающей среде, чем другим организмам того же вида. Это способствует лучшему выживанию и воспроизводству по сравнению с другими представителями вида, что ведет к эволюции.

Организмы могут адаптироваться к окружающей среде по-разному.Они могут адаптироваться биологически, то есть изменять функции организма. Пример биологической адаптации можно увидеть в телах людей, живущих на больших высотах, таких как Тибет. Тибетцы процветают на высоте, где уровень кислорода до 40 процентов ниже, чем на уровне моря. Вдыхание такого разреженного воздуха может вызвать у большинства людей заболевание, но в организме тибетцев произошли изменения в химическом составе тела. Большинство людей могут выжить на большой высоте в течение короткого времени, потому что в их организме повышается уровень гемоглобина, белка, который переносит кислород в кровь.Однако постоянно высокий уровень гемоглобина опасен, поэтому повышенный уровень гемоглобина не является хорошим решением для выживания на большой высоте в долгосрочной перспективе. У тибетцев, похоже, развились генетические мутации, которые позволяют им использовать кислород гораздо эффективнее без необходимости в дополнительном гемоглобине.

Организмы также могут проявлять поведенческую адаптацию. Одним из примеров поведенческой адаптации является то, как императорские пингвины в Антарктиде собираются вместе, чтобы поделиться своим теплом посреди зимы.

Среди ученых, изучавших адаптацию до развития теории эволюции, был Жорж Луи Леклерк, граф де Бюффон. Он был французским математиком, который считал, что организмы со временем меняются, приспосабливаясь к окружающей среде своего географического местоположения. Другой французский мыслитель, Жан Батист Ламарк, предположил, что животные могут приспосабливаться, передавать свои приспособления своему потомству и, следовательно, эволюционировать. В приведенном им примере говорится, что предки жирафов могли приспособиться к нехватке пищи на коротких деревьях, вытянув шеи, чтобы дотянуться до более высоких ветвей.По мнению Ламарка, потомство жирафа, вытянувшего шею, унаследует немного более длинную шею. Ламарк предположил, что поведение, приобретенное в течение жизни жирафа, повлияет на его потомство. Однако это была концепция естественного отбора Дарвина, согласно которой такие благоприятные черты, как длинная шея у жирафов, сохранились не из-за приобретенных навыков, а потому, что только жирафы, у которых была достаточно длинная шея, чтобы прокормить себя, выживали достаточно долго, чтобы воспроизводиться. Таким образом, естественный отбор обеспечивает более убедительный механизм адаптации и эволюции, чем теории Ламарка.

Междисциплинарный охват и участие в изменении климата

СИМОНЕТ КОНЦЕПЦИЯ АДАПТАЦИИ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ОБЪЕМ И УЧАСТИЕ В ИЗМЕНЕНИИ КЛИМАТА

1. ВВЕДЕНИЕ

Столкнувшись с ускорением и усилением экологических и экономических

глобальных изменений. являются источником этой проблемы

, исследования по адаптации систем

продолжают расти (Moran 2000). Адаптация к изменению климата, новая область научных исследований

, является лучшим примером этого.Тем не менее,

, несмотря на попытки быть точными, его выражение остается запутанным, и

осуждено быть таковым из-за отсутствия ясности в его определении,

, которое все еще развивается (Burton, 2002). Участвуя в движении

за лучшее разъяснение адаптации к изменению климата,

, эта статья предлагает семантическое и историческое исследование концепции адаптации

в строгом смысле посредством неисчерпывающего обзора

тех областей, в которых она остается центром внимания, например,

биология, психология, география, антропология и социология.

1.1 ЭТИМОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ

Для адаптации

происходит от латинского

apere

(привязать, прикрепить). Его прошедшая форма

,

aptus

(apte), при добавлении к объявлению locution (к, к)

создала глагол

adapare

(приспособиться к, в предвидении) (Rey, 2006) .

Заимствовано из латинского в 13 веке,

для адаптации

появилось в

в осязаемом смысле (применить), затем в абстрактном смысле (положить в

в соответствии с чем-то).Некоторые употребления глагола

исчезли (чтобы приспособиться к кому-то). Современное использование

Adapt

появилось в 16 веке, наряду с несколькими другими производными значениями

(способность, принимать или придерживаться) (Rey-Debove и

Rey, 2007). «Адаптация» происходит от средневекового латинского слова

adapatio

, использованного в 13 веке, но обобщенного на французском

, а затем на английском языке в 16 веке для обозначения действия

приспосабливания, смысла приспособления.Риторически термин

выражает соответствие ситуации (1578), значение, которое было возрождено в

19 веке, чтобы указать на преобразование произведения в

новую форму. В 1789 году «согласование между двумя вещами» было

— единственное определение, которое было упомянуто (Кормон, 1789). В 19 веке

19 века, в связи с расширением биологии, адаптация включала

идею модификации и, наконец, приобрела свое полное семантическое измерение

через трансдисциплинарное присвоение, особенно психологией

, и ее перенос в социологию (Taché , 2003).Антоним

inadaptation

, появившийся в 1931 году, также происходит от

латинского

inaptus

, что дает

неадекватно

или

несоответствующее

. Он по-прежнему используется в психологии

, только как

дезадаптация

(1894), (потеря адаптации) и

реадаптация

(1904).

1.2 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ АДАПТАЦИИ:

ОТ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ

К ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

Адаптация черпает свою концептуальную славу из теории эволюции, предмета

, который долгое время игнорировался

на вопрос «Что такое жизнь?» (Смит и Вандел, 2006; Ламберт и

,

Резсохази, 2004).Одно из первых произведений, предлагающих идею

эволюции жизни путем адаптации к среде, приписывается

Анаксимандру (Obenga, 2005). Было еще несколько упоминаний в

Эмпедокл и Демокрит. Затем Аристотель рассмотрел «Влияние климата на животных

» и «Влияние среды на поведение животных

» и отстоял телеологическое видение, согласно которому все биологическое развитие

происходит в течение финального периода, предшествующего периоду. установил перспективу

: «Сама форма, которую природа придумала для руки, — это

, приспособленная к функции захвата и удержания» (Labarrière, 2005;

Аристотель, цитируется по Пивето, 1991).В раннем средневековье

Аристотелевская философия, заново открытая и переведенная, была смешана

с заповедями католической церкви Фомой Аквинским. Его влияние фиксатора

предотвратило любые дискуссии относительно наук о жизни до появления

до научного обновления в 17 веке. Связи

между естественными и живыми кругами были ограничены наблюдением

проявлений болезней при определенных условиях окружающей среды

(Moran, 2000).Появление первых теорий эволюции в

19 веке вступило в противоречие с устоявшейся концепцией жизни, которая была

, произошедшей от божественного творения. Это вызвало эпистемологический перелом

, и отсюда родилась адаптация. Идея

об эволюционной адаптации исходит из концепции

адаптации к естественной среде, которая является краеугольным камнем теорий Ламарка

(1809 г.) и находится под влиянием Бюффона и Мопертюи.Ламарк

видел в живых существах способность придерживаться «влияющих обстоятельств»

(набор внешних воздействий, которые сегодня реализованы в концепции окружающей среды

) в развитии определенных органических функций,

в соответствии с потребностями. Эта трансформационная адаптация воспринималась как

непрерывных усилий живущих, чтобы извлечь выгоду из среды, в которой они

развиваются. После приобретения адаптация была наследственной. Идеи

сопротивления и выживания преобладали.Окружающая среда, посвященная

сама по себе и подчиненная своим собственным законам, игнорирует живое (Canguilhem,

1952). Дарвиновское объяснение естественного отбора как развивающейся движущей силы

затмило адаптацию Ламарка, которая затем воспринималась как простой результат эволюции, а не как процесс

, прежде чем первая также зашла в тупик, столкнувшись с ней. с

— новое открытие работы в области генетики и понятия организации.

Работа Рабо по биологической адаптации (1922), а затем

Куэно (1925) ознаменовала начало успешной эры для обогащения

понятия адаптации. Во второй половине 20 века

век внес свой вклад в развитие новых наук, таких как кибернетика

, и развитие информационных теорий, а также за счет термодинамики открытых систем

. Концепция, впервые определенная на индивидуальном уровне

, затем была изучена в коллективной человеческой шкале

(Орлове, 2005).Исследования 1990-х годов по автоорганизации, сложности

и системности внесли свой вклад в усовершенствование адаптации

, создав таким образом концепцию. Несмотря на все эти

достижений, адаптация остается пленником своей этимологии. Это

одновременно относится к действию (процессу) и конечности (состоянию) как результат

, терминологическая двойственность возобновляется «состоянием адаптации»

и «процессом адаптации», обсуждаемым Пиаже (1967).Трудность интерпретации

заключается в человеческом восприятии времени.

Наблюдаемые адаптации кажутся относительно стабильными, когда они

являются результатом постоянной эволюции (Bocquet, 2002). Эта амбивалентность

проистекает как из семантического богатства, так и из уровня продвинутой рефлексии

, о чем свидетельствует ее трансдисциплинарное использование.

2. ПОЛОЖЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ АДАПТАЦИИ

В БИОЛОГИИ, ОБЛАСТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Концепция адаптации

, зародившаяся в основном в исследованиях живых существ, остается в центре внимания биологии, заимствуя

2SIMONET | P2

Определение и примеры адаптации — Биологический онлайн-словарь

Адаптация
n., ˌÆdæpˈteɪʃən
Процесс или состояние корректировки или изменения, чтобы стать более подходящим для окружающей среды; характеристика как результат процесса

Определение адаптации

В биологии и экологии адаптация относится к процессу адаптации поведения, физиологии или структуры, чтобы стать более приспособленными к окружающей среде. Его также можно определить как состояние, в котором биологическая популяция претерпевает корректировки или изменения. Это также может относиться к признаку , который сделал вид лучше приспособленным к окружающей среде.Этот признак упоминается как адаптивный признак .

Информация

Термин адаптация произошел от латинского «адаптироваться», означающего «Я подхожу» или «Я приспосабливаюсь к». Это обычное слово в экологии и эволюционной биологии. Организм имеет тенденцию претерпевать изменения, чтобы стать более приспособленным к окружающей среде. Адаптация отличается от акклиматизации. Оба условия касаются изменений. Однако акклиматизация — это физиологическая адаптация к новым условиям, но она не влечет за собой увеличения видового разнообразия, как это происходит с адаптацией.Чтобы признак можно было рассматривать как адаптацию, он должен быть наследуемым, функциональным и повышать приспособленность. (Ссылка 1)

Согласно теории эволюции путем естественного отбора Чарльза Дарвина , организмы приспосабливаются к окружающей среде, чтобы они могли сохраняться и передавать свои гены следующему поколению. В экосистеме несколько видов совместно адаптируются, и при этом они также совместно эволюционируют. Возьмем, к примеру, симбионтов в ассоциации лишайников. Компоненты водорослей и грибов имеют тенденцию эволюционировать вместе, поскольку отсутствие одного из них означает смерть.Зависимость от существования друг друга означает, что они должны вместе адаптироваться, вместе выживать.

Адаптации необходимы для выживания вида. Адаптивные черты, которые вид приобретет с течением времени, могут быть структурными (то есть физическими адаптивными чертами), поведенческими (например, вокализациями, ритуалами ухаживания, гнездования и спаривания) или физиологическими (например, развитие устойчивости к болезням или к токсичные химикаты). (Ссылка 1, 2)

Другие определения

В неврологии адаптация означает снижение частоты возбуждения нейрона.В офтальмологии это способность глаза приспосабливаться к различной интенсивности света, регулируя зрачок количества света, попадающего в глаз через зрачок.

ПРОЧИТАЙТЕ: Учебное пособие по адаптации

Посмотрите это видео об адаптации у животных.

Это видео об адаптации на заводах

Ссылки

  1. Определение адаптации.(2020). Berkeley.Edu. https://evolution.berkeley.edu/evolibrary/article/0_0_0/misconcep_06
  2. Адаптация. (2020). Berkeley.Edu. https://evolution.berkeley.edu/evolibrary/article/evo_31

Дополнительная литература

© BiologyOnline. Контент предоставлен и модерируется редакторами BiologyOnline.

Следующий

Дежавю или что-то новенькое? Концепция адаптации в литературе по изменению климата

Основные моменты

Концепция адаптации быстро развивается в литературе по изменению климата.

То, как создается уязвимость, влияет на то, как задумана адаптация.

Представление школы опасностей об адаптации как приспособлении доминирует в литературе.

Политико-экономические взгляды на адаптацию как трансформацию оказали меньшее влияние.

Дебаты по адаптации подчеркивают политику анализа уязвимости и рисков.

Abstract

В данной статье отражается возрождение и значение концепции адаптации в современной литературе по изменению климата.Мы исследуем степень, в которой ранняя политико-экономическая критика концепции адаптации повлияла на ее использование в этой литературе. То есть, обогатилась ли нынешняя концептуализация политической экономической критикой 1970-х и 1980-х годов и, таким образом, представляет собой что-то новое? Или концепция, используемая сегодня, перекликается с предыдущими дебатами; то есть, это опыт дежавю? Чтобы ответить на этот вопрос, мы рассматриваем раннюю политико-экономическую критику интерпретаций уязвимости и адаптации школой стихийных бедствий.Затем мы исследуем возрождение концепции адаптации в литературе по изменению климата и обсуждаем ее основные интерпретации. Для целей настоящего документа литература по изменению климата включает четыре отчета МГЭИК и посвященные адаптации статьи в четырех научных журналах: «Глобальное изменение окружающей среды», «Изменение климата», «Климат и развитие» и «Стратегии смягчения последствий и адаптации к глобальным изменениям». Наш контент-анализ показывает преобладание (70%) подходов «адаптационной адаптации», которые рассматривают воздействие климата как основной источник уязвимости.Гораздо меньший процент (3%) статей посвящен социальным корням уязвимости и необходимости политико-экономических изменений для достижения «трансформирующей адаптации». Большая доля (27%) определяет риск как в обществе, так и в биофизической опасности. Он способствует «реформистской адаптации», как правило, посредством «развития», чтобы уменьшить уязвимость существующей системы. В заключение мы обсудим преемственность и изменение концептуализации адаптации и укажем на новые направления исследований.

Ключевые слова

Адаптация

Уязвимость

Изменение климата

Политическая экономия

Стихийные бедствия

Рекомендуемые статьиЦитирующие статьи (0)

Полный текст

Copyright © 2013 Elsevier Ltd. Все права защищены.

Рекомендуемые статьи

Цитирующие статьи

% PDF-1.3 % 80 0 объект > эндобдж xref 80 283 0000000016 00000 н. 0000006009 00000 п. 0000006860 00000 н. 0000007069 00000 н. 0000010987 00000 п. 0000011414 00000 п. 0000011639 00000 п. 0000011745 00000 п. 0000011767 00000 п. 0000013039 00000 п. 0000013060 00000 п. 0000014094 00000 п. 0000014205 00000 п. 0000014226 00000 п. 0000014855 00000 п. 0000014876 00000 п. 0000015445 00000 п. 0000015466 00000 п. 0000015981 00000 п. 0000016002 00000 п. 0000016559 00000 п. 0000016581 00000 п. 0000017186 00000 п. 0000017208 00000 п. 0000017927 00000 н. 0000031280 00000 п. 0000031359 00000 п. 0000032111 00000 п. 0000032292 00000 п. 0000032474 00000 п. 0000032655 00000 п. 0000032848 00000 н. 0000033030 00000 н. 0000033212 00000 п. 0000033400 00000 п. 0000033583 00000 п. 0000033765 00000 п. 0000033951 00000 п. 0000034134 00000 п. 0000034317 00000 п. 0000034503 00000 п. 0000034687 00000 п. 0000034871 00000 п. 0000035057 00000 п. 0000035243 00000 п. 0000035427 00000 п. 0000035613 00000 п. 0000035798 00000 п. 0000035982 00000 п. 0000036168 00000 п. 0000036353 00000 п. 0000036537 00000 п. 0000036723 00000 п. 0000036908 00000 п. 0000037092 00000 п. 0000037277 00000 п. 0000037462 00000 п. 0000037646 00000 п. 0000037831 00000 п. 0000038016 00000 п. 0000038200 00000 н. 0000038385 00000 п. 0000038571 00000 п. 0000038755 00000 п. 0000038940 00000 п. 0000039126 00000 п. 0000039310 00000 п. 0000039496 00000 п. 0000039682 00000 п. 0000039866 00000 п. 0000040052 00000 п. 0000040238 00000 п. 0000040423 00000 п. 0000040609 00000 п. 0000040795 00000 п. 0000040980 00000 п. 0000041165 00000 п. 0000041353 00000 п. 0000041539 00000 п. 0000041725 00000 п. 0000041910 00000 п. 0000042096 00000 п. 0000042290 00000 н. 0000042476 00000 п. 0000042670 00000 п. 0000042852 00000 п. 0000043039 00000 п. 0000043225 00000 п. 0000043410 00000 п. 0000043595 00000 п. 0000043778 00000 п. 0000043961 00000 п. 0000044145 00000 п. 0000044330 00000 п. 0000044516 00000 п. 0000044700 00000 п. 0000044885 00000 п. 0000045070 00000 п. 0000045255 00000 п. 0000045441 00000 п. 0000045627 00000 п. 0000045810 00000 п. 0000045994 00000 п. 0000046179 00000 п. 0000046363 00000 п. 0000046547 00000 п. 0000046733 00000 п. 0000046918 00000 п. 0000047103 00000 п. 0000047288 00000 п. 0000047471 00000 п. 0000047655 00000 п. 0000047840 00000 п. 0000048023 00000 п. 0000048206 00000 п. 0000048392 00000 н. 0000048577 00000 п. 0000048763 00000 н. 0000048948 00000 п. 0000049132 00000 п. 0000049316 00000 п. 0000049499 00000 н. 0000049682 00000 п. 0000049867 00000 п. 0000050053 00000 п. 0000050239 00000 п. 0000050423 00000 п. 0000050607 00000 п. 0000050792 00000 п. 0000050974 00000 п. 0000051158 00000 п. 0000051343 00000 п. 0000051528 00000 п. 0000051712 00000 п. 0000051894 00000 п. 0000052075 00000 п. 0000052259 00000 п. 0000052441 00000 п. 0000052626 00000 п. 0000052811 00000 п. 0000052997 00000 п. 0000053184 00000 п. 0000053365 00000 п. 0000053549 00000 п. 0000053735 00000 п. 0000053921 00000 п. 0000054106 00000 п. 0000054291 00000 п. 0000054476 00000 п. 0000054661 00000 п. 0000054845 00000 п. 0000055031 00000 п. 0000055215 00000 п. 0000055400 00000 п. 0000055582 00000 п. 0000055766 00000 п. 0000055951 00000 п. 0000056137 00000 п. 0000056322 00000 п. 0000056506 00000 п. 0000056691 00000 п. 0000056876 00000 п. 0000057060 00000 п. 0000057244 00000 п. 0000057429 00000 п. 0000057614 00000 п. 0000057799 00000 п. 0000057984 00000 п. 0000058169 00000 п. 0000058354 00000 п. 0000058539 00000 п. 0000058724 00000 п. 0000058908 00000 н. 0000059093 00000 п. 0000059278 00000 п. 0000059462 00000 п. 0000059647 00000 п. 0000059832 00000 п. 0000060014 00000 п. 0000060199 00000 п. 0000060384 00000 п. 0000060569 00000 п. 0000060754 00000 п. 0000060939 00000 п. 0000061120 00000 п. 0000061306 00000 п. 0000061491 00000 п. 0000061676 00000 п. 0000061862 00000 п. 0000062047 00000 п. 0000062232 00000 п. 0000062418 00000 п. 0000062604 00000 п. 0000062789 00000 н. 0000062973 00000 п. 0000063157 00000 п. 0000063339 00000 п. 0000063524 00000 п. 0000063711 00000 п. 0000063896 00000 п. 0000064080 00000 п. 0000064262 00000 п. 0000064447 00000 н. 0000064632 00000 п. 0000064816 00000 п. 0000065002 00000 п. 0000065187 00000 п. 0000065370 00000 п. 0000065555 00000 п. 0000065741 00000 п. 0000065925 00000 п. 0000066111 00000 п. 0000066295 00000 п. 0000066480 00000 п. 0000066665 00000 п. 0000066851 00000 п. 0000067037 00000 п. 0000067222 00000 п. 0000067407 00000 п. 0000067590 00000 н. 0000067775 00000 п. 0000067961 00000 п. 0000068147 00000 п. 0000068331 00000 п. 0000068517 00000 п. 0000068701 00000 п. 0000068886 00000 п. 0000069072 00000 н. 0000069257 00000 п. 0000069443 00000 п. 0000069628 00000 п. 0000069815 00000 п. 0000070000 00000 н. 0000070185 00000 п. 0000070373 00000 п. 0000070559 00000 п. 0000070744 00000 п. 0000070931 00000 п. 0000071117 00000 п. 0000071305 00000 п. 0000071491 00000 п. 0000071676 00000 п. 0000071862 00000 п. 0000072048 00000 п. 0000072233 00000 п. 0000072419 00000 п. 0000072605 00000 п. 0000072791 00000 п. 0000072976 00000 п. 0000073161 00000 п. 0000073347 00000 п. 0000073533 00000 п. 0000073719 00000 п. 0000073903 00000 п. 0000074089 00000 п. 0000074275 00000 п. 0000074459 00000 п. 0000074644 00000 п. 0000074830 00000 н. 0000075016 00000 п. 0000075200 00000 п. 0000075385 00000 п. 0000075569 00000 п. 0000075755 00000 п. 0000075940 00000 п. 0000076126 00000 п. 0000076312 00000 п. 0000076496 00000 п. 0000076682 00000 п. 0000076866 00000 п. 0000077052 00000 п. 0000077240 00000 п. 0000077427 00000 н. 0000077610 00000 п. 0000077793 00000 п. 0000077975 00000 п. 0000078163 00000 п. 0000078345 00000 п. 0000078529 00000 п. 0000078710 00000 п. 0000078891 00000 п. 0000006102 00000 п. 0000006838 00000 н. трейлер ] >> startxref 0 %% EOF 81 0 объект > эндобдж 361 0 объект > поток HS = hQIK)! R) T%.(th3pM {qiq (t [(, 1 {w _

Определение адаптации Merriam-Webster

объявление · приложение · ция | \ A-ˌdap-ˈtā-shən , -dəp- \ 1 : что-то адаптированное новая переработка старого рецепта конкретно : композиция, переписанная в новую форму Экранизация романа 2 : акт или процесс адаптации процесс адаптации : состояние адаптации адаптация к меняющимся обстоятельствам

3 : адаптация к условиям окружающей среды: например,

а : регулировка органа чувств в зависимости от интенсивности или качества стимуляции.

б : модификация организма или его частей, которая делает его более пригодным для существования в условиях окружающей среды : наследственная физическая или поведенческая черта, которая выполняет определенную функцию и улучшает приспособленность или выживание организма. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *