Адаптация
Что такое адаптация
Адаптация — это процесс взаимодействия организма со средой, в результате которого организм, среда, или и то, и другое изменяются, приобретают новые свойства.
В психологии принято говорить о социальной адаптации или психологической адаптации. И социальная, и психологическая адаптация описывает процесс взаимодействия личности с социальной средой.
Говоря о психологической адаптации, мы имеем в виду взаимодействие человека с самим собой, с ближайшим окружением (родственники, друзья, коллеги) и с широким социумом в лице социальных институтов.
Особенности социальной адаптации таковы, что человек — личность — может влиять на окружающую среду, изменять её. Например, став лидером в новой группе, человек может создать новые правила для всех людей, входящих в неё. Другой пример изменения среды под влиянием человека — механизм эмоционального заражения. Ярко проявляя свои эмоции, человек заражает ими окружающих, и вот — среда уже изменилась.
Виды адаптации
С точки зрения отечественного психолога А.А.Реана, оценить эффективность процесса адаптации можно по двум критериям: внутреннему и внешнему.
Если человек адаптирован по внутреннему критерию, это значит, что он находится в согласии с самим собой, следует своим желаниям, а в поведении реализует свои ценности.
Если человек адаптирован по внешнему критерию, это значит, что его поведение соответствует нормам социума, в котором он живет. Он решает социальные задачи, не нарушает закон и не идет вразрез с традициями социума.
А.А. Реан считает, что полная (системная) адаптация характеризуется адаптированностью и по внутреннему, и по внешнему критериям. Это значит, что человек приносит пользу обществу, реализуя себя, свой потенциал. Такого человека можно назвать самоактуализирующейся личностью.
Если человек живет без согласия с самим собой (ходит на нелюбимую работу, находится в тягостных для него отношениях, не может найти хобби по душе и т.д.) и при этом не приносит пользу обществу (продукт его труда не востребован или вовсе отсутствует), — это значит, что личность полностью дезадаптирована. Временное состояние полной дезадаптации переживает любой человек в периоды кризисов в жизни.
Кроме двух крайних вариантов — системной адаптации и полной дезадаптации — существуют два помежуточных:
- Мнимая адаптация по внутреннему критерию.
- Мнимая адаптация по внешнему критерию.
В первом случае человек живет по своим правилам, но при этом не считается с нормами социума. В лучшем случае, он выглядит «белой вороной». В худшем — реализуется как преступник. «Люби себя, чихай на всех». Вот только успеха в таком случае ждать не приходится.
Второй случай встречается чаще. Внешне человек кажется адаптированным: у него «приличная» работа, он хорошо одевается, у него есть семья, друзья.
Но при этом он чувствует в жизни пустоту, бессмысленность. У него нет цели. Он «тянет лямку» и не может выразить себя, не может реализоваться. Жизнь такого человека лишена красок или, наоборот, наполнена яркими пятнами событий, но они его по-настоящему не вдохновляют, а только позволяют «убить время».Заключение
Адаптация — это постоянный процесс. Невозможно раз и навсегда достигнуть состояния адаптированности и замереть в нём. И сам человек, и окружающая его социальная среда постоянно меняются. Личности приходится постоянно адаптироваться к этим изменениям.
В разные периоды жизни процесс адаптации протекает по-разному. Каждый человек может находиться в любом из четырех описанных состояний адаптации.
Однако стремиться необходимо
это что такое, понятие, термин
Возможность быстро привыкать к изменяющимся условиям жизни помогает человеку выживать, развиваться и добиваться поставленных целей. Этот навык называется адаптацией — изменением своего поведения под требования среды.
Адаптация в психологии — это психоэмоциональный и поведенческий ответ на внешний вызов. От скорости и адекватности зависит качество жизни человека.
Понятие и суть
В психологии «адаптация» — сложный многофакторный процесс, в результате которого человек привыкает к новым условиям и становится частью общества. Через него проходят все люди, в той или иной жизненной ситуации.
Первичная адаптация в детском коллективе, привыкание к социальным институтам, профессиональная адаптация — каждый этап переводит человека на новую ступень развития.
Успешное прохождение адаптации важно для улучшения качества жизни. Человек получает новые навыки, приспосабливается к новым, усложняющимся условиям. От способности быстро усвоить требования и соответствовать им зависит, как к человеку будут относиться окружающие. Будет ли он уважаемым в коллективе, будут ли прислушиваться к его мнению. Навык быстрой адаптации помогает человеку занять лидерскую позицию.
История открытия и изучения
Способностью к адаптации обладают не только люди, но и животные. Поэтому вопросом ее изучения вначале занялись не психологи, а биологи. Концепция Ч. Дарвина частично объясняла проблему адаптационного механизма: ученый рассматривал его как средство выживания, сформированное исторически.
В отечественной науке изучением адаптации занимались И. Сеченов и И. Павлов. В своей теории о единстве организма и среды Сеченов впервые представил адаптацию, как процесс, присущий всем животным. Он рассматривал только физиологическую сторону процесса.
Первым ученым, попытавшимся раскрыть работу механизма социальной адаптации, был М. Ярошевский. Он опирался на результаты исследований зарубежных психологов, выявивших закономерности в поведении индивидов в рамках одной группы.
Проанализировав несколько групп испытуемых, Ярошевский предположил, что суть адаптации — передача индивиду ценностей группы. Позднее эту идею развил Л. Выготский. Он выявил, что влияние группы на индивида равноценно влиянию индивида на группу. Этот процесс важен для развития отдельной личности и социума в целом.
Классификация и уровни
Адаптация происходит одновременно на 3 уровнях:
- физиологическом;
- социальном;
- психологическом.
На физическом уровне человек приспосабливается к изменениям окружающей среды: климату, техногенным факторам, результатам различных видов деятельности.
Социальная адаптация — привыкание к социальной среде: учебе, работе, окружающей культуре. Приспособление может быть пассивным, когда человек просто подчиняется сложившимся условиям и не пытается выбрать более удобный вариант.
Больше возможностей предоставляет активное приспособление, при котором индивид решает, к какой именно среде он будет адаптироваться. Например, переехать в другой город, где больше шансов найти хорошие условия для профессиональной реализации.
Психологическая адаптация — важный критерий, который влияет на межличностную коммуникацию и профессиональное развитие. Человек быстро переключается между разными сферами деятельности, выбирает социальную роль, модель поведения.
Различают также уровни изменений, которые затрагивают все функционирующие системы организма: физиологические и психологические.
На физиологическом уровне активируются компенсаторные системы, которые обеспечивают адекватную реакцию организма на экстремальные условия. В первую очередь это механизм нейрогуморальной регуляции, запускающий выделение гормонов стресса надпочечниками.
Далее следует выделение нейромедиаторов («гормонов радости»), облегчающих проживание стрессового момента. После этого подключаются сердечно-сосудистая, дыхательная и выделительная система. Они отвечают за преодоление стресса.
Психологический уровень — этап перестройки психики. Человек нарабатывает новые устойчивые нервные связи (условные рефлексы или динамические стереотипы). Благодаря этим связям регулируются устойчивость, интенсивность и последовательность поведенческих реакций.
Попадая в сложную ситуацию, индивид использует набор рефлексов, чтобы правильно отреагировать на внешние изменения. В зависимости от особенностей развития психики, человек выбирает положительную или отрицательную реакцию.
Положительный ответ психики — конструктивное решение, направленное на преодоление препятствия. Отрицательные реакции — гнев, негативизм, отказ, регрессия.
Проявления и методы адаптации
Основным и самым сложным видом адаптации для человека является социальная адаптация. Это активное развитие, при котором среда влияет на человека, а человек влияет на среду. Л. Выготский называл этот процесс слиянием активной и пассивной социальной роли.
Психологическая адаптация личности к группе происходит 3 способами:
- самоизменение, в соответствии с требованиями группы;
- изменение отдельных характеристик группы в соответствии с личными потребностями;
- самоизоляция с использованием методов психологической защиты, постепенное вхождение в группу.
При первом методе адаптации психологи изучают качества личности, регулирующие скорость и успешность привыкания индивида к условиям существования в группе. К таким качествам относятся физиологические (тип нервной системы) и психологические (тип темперамента).
Группа в данном случае рассматривается как фон, под который подстраивается личность. При этом на самого индивида она влияния не оказывает, он меняет свое поведение самостоятельно.
Второй подход рассматривает роль группы в процессе личностной адаптации. Решающим моментом становится изначальный настрой группы по отношению к новичку: доброжелательный, нейтральный, настороженный.
Для третьего подхода представляет интерес двусторонний процесс: взаимодействие личности и группы. Чаще на начальном этапе сближения индивид взаимодействует не со всей группой, а с одной из подгрупп, в которую входит несколько лояльных человек. Такие подгруппы формируются незадолго после образования группы, они характеризуются относительной устойчивостью.
Попадая в малую подгруппу, индивид общается, усваивает правила поведения в группе.
Факторы
Причинами расстройства адаптации становятся эмоциональные и стрессовые факторы. Они провоцируют развитие негативного эмоционального состояния, в котором человек не способен адекватно реагировать на изменения среды. К таким причинам относятся:
- эмоциональное и психологическое насилие;
- сложная жизненная ситуация, вызванная внезапными изменениями внешних условий;
- хронические расстройства ЦНС;
- соматические заболевания;
- длительная повышенная психическая нагрузка;
- пребывание в ситуации ограниченного ресурса (недосып, недоедание).
В группе риска находятся люди, чьи жизненные условия способствуют расстройству адаптации: военнослужащие, медицинские работники, мигранты, пожилые люди, студенты.
Диагностика
Диагностировать расстройство адаптации у индивида можно по наличию симптомов:
- Астенический — быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, расстройство сна.
- Тревожный — повышенная возбудимость, беспричинная тревога, сонливость, тошнота, головокружение, потеря чувства безопасности.
- Депрессивный — преобладание упаднического настроения, снижение концентрации внимания, апатия.
- Поведенческие реакции — безразличие к коллективу, уход в негативные привычки, резкая смена привычного образа жизни.
- Неадекватные эмоциональные реакции — повышенный уровень агрессии, внезапные вспышки гнева, сменяющиеся апатией.
- Когнитивные реакции — снижение скорости обработки информации, интеллектуальной продуктивности.
- Вегетативный синдром — мышечные спазмы, резкое снижение давления, потливость, учащенное сердцебиение.
В случае тяжелого расстройства адаптации у человека наблюдается суицидальное настроение. Это не обязательно приводит к попытке самоубийства, но часто сопровождается самоповреждениями: человек наносит себе порезы.
Типы расстройств и методы их устранения
Нарушения проще заметить по неспособности индивида к адаптации в группе. Психология и психиатрия, как смежные области, используют одинаковые диагностические критерии, представленные в Международной классификации болезней:
- снижение внимания и концентрации;
- потеря возможности заниматься привычными делами;
- навязчивые мысли, чрезмерная озабоченность ситуацией;
- потеря интереса к работе и хобби;
- отказ от социальных контактов.
В качестве средств диагностики используют тесты, интервью, психометрические исследования. По результатам больному назначают лечение. Чаще используют психотерапевтические методы и лекарственные препараты:
- Анксиолитики — Феназепам и его аналоги. Они снижают тревожность, нормализуют сон и пищеварение. Могут вызывать привыкание, поэтому используются осторожно, в малых дозах. При появлении побочных эффектов назначение препарата отменяют.
- Антидепрессанты — Флуоксетин, Пароксетин, Сертралин. Нормализуют выработку гормонов, регулируют работу нервной системы. Препарат подбирается индивидуально. При приеме лекарственного средства больной должен вести дневник наблюдений, отмечать изменения своего эмоционального состояния.
Профессиональные психотерапевтические методы лечения — гипнотерапия, аутогенные тренировки, когнитивные упражнения.
Чтобы самостоятельно повысить способности к привыканию, необходимо выбирать методики, которые повышают стрессоустойчивость и активируют компенсаторные возможности организма. Больше всего для этого подходит аутотренинг, медитация, занятия йогой. Упражнения, снимающие мышечную напряженность, влияют на жизнедеятельность, эмоциональное состояние, снижают риск развития дезадаптации.
Адаптация — IResearchNet
Психология > Консультативная психология > Мультикультурное консультирование > Адаптация
Термин «адаптация» первоначально заимствован из биологических наук как феномен приспособления человека к окружающей среде. В психологии адаптация — это процесс, посредством которого отдельные лица или группы вносят необходимые или желаемые изменения — когнитивные, поведенческие и аффективные — в ответ на новые условия или требования окружающей среды, чтобы удовлетворить основные потребности, функционировать и поддерживать хорошее качество жизни. Адаптация является неотъемлемой частью изучения и практики мультикультурного консультирования. В быстро меняющемся мире с усилением межкультурного взаимодействия люди должны участвовать в непрерывном процессе преодоления внутренних и внешних препятствий, чтобы выжить и процветать. Неспособность адаптироваться оставляет людей в длительном состоянии культурного шока, который может нанести долгосрочный ущерб психическому и физическому благополучию.
Важные различия
Несколько различий важны для понимания адаптации в контексте поликультурного консультирования. Хотя кросс-культурная адаптация похожа на адаптацию к другим серьезным жизненным изменениям (например, к потере любимого человека), Линда Андерсон говорит об уникальности кросс-культурной адаптации; то есть человек, переживающий новую культуру, автоматически становится аутсайдером, адаптирующимся к доминирующей культуре. Работа Джона Берри описывает этот процесс аккультурации как шаг к адаптации. В ответ на новую среду люди вносят изменения, чтобы «подходить», используя стратегию ассимиляции или интеграции, или «не соответствовать», используя стратегию разделения или маргинализации.
Коллин Уорд проводит важное различие между психологической адаптацией и социокультурной адаптацией. Психологическая адаптация возникает из парадигмы стресса/копинга и относится к эмоциональным изменениям, которые меняются с течением времени, пока не будет достигнуто равновесие (например, терпимость к неоднозначным ситуациям). Социокультурная адаптация исходит из парадигмы социального обучения и относится к когнитивным и поведенческим изменениям, которые следуют более линейной прогрессии (например, принятие новых культурных нравов). Хотя эти способы адаптации связаны теоретически и статистически, они также представляют собой разные процессы с разными предикторными переменными.
Эндрю Гаррисон рассматривает адаптацию как цель всей психотерапии. Он утверждает, что внутренняя проблема этой цели заключается в том, что она исходит из индивидуалистической точки зрения, предвзятости западной культуры. Использование индивидуума в качестве единицы анализа при изучении и практике психологии игнорирует понятие взаимозависимости и целей адаптации, которые хороши для всех людей (например, справедливое распределение ресурсов). Более того, хорошее психическое здоровье часто рассматривается как способность человека приспосабливаться к окружающей среде, и эта концепция игнорирует нездоровые аспекты культур, к которым приспосабливаются люди (например, несправедливые социальные условия). Неотъемлемой частью мультикультурного консультирования является предоставление клиентам возможности не только адаптироваться в новых культурных контекстах, но и воздействовать на окружающую среду (например, управлять глобальным потеплением), чтобы человечество могло адаптироваться в целом.
Направления будущего
Изучение межкультурной адаптации является сложным. Это процесс, который происходит в течение длительного периода времени и поэтому требует лонгитюдных исследований с использованием как качественных, так и количественных методологий. Кроме того, каждое межкультурное взаимодействие уникально. Таким образом, работа Берри требует систематических сравнительных исследований. Наконец, исследования были сосредоточены на том, как люди адаптируются к окружающей среде. Приходится также рассматривать воздействие индивидов на окружающую среду как процесс адаптации.
Ссылки:
- Андерсон, Л. (1994). Новый взгляд на старую конструкцию: кросс-культурная адаптация. Международный журнал межкультурных отношений, 18, 293-328.
- Берри, Дж. В., и Сэм, Д. (1997). Аккультурация и адаптация. В JW Berry, MH Segall, & C. Kagiticibasi (Eds.), Справочник по кросс-культурной психологии: Vol. 3. Социальное поведение и приложения (стр. 291-326). Бостон: Аллин и Бэкон.
- Гаррисон, А. (1997). Адаптация, психическое здоровье и терапевтический результат. Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение, 34, 107-114.
- Уорд, К., Бохнер, С., и Фурман, А. (2001). Психология культурного шока (пересм. ред.). Хоув, Восточный Сассекс, Великобритания: Рутледж.
См. также:
- Консультативная психология
- Мультикультурное консультирование
← Разрыв в достижениях Позитивное действие →
Определение адаптации в психологии.
(существительное)
Динамический эволюционный процесс, посредством которого признак, играющий текущую функциональную роль в жизни организма, сохраняется и/или модифицируется посредством естественного отбора, чтобы сделать организм более приспособленным для выживания в текущей среде.
Сенсорная адаптация
- Сенсорная адаптация – снижение реактивности сенсорной системы, сталкивающейся с постоянным раздражителем.
- Сенсорная адаптация , также называемая нейронной адаптацией , — это изменение реакции сенсорной системы на постоянный раздражитель.
- Одним из примеров сенсорной адаптации является устойчивое прикосновение.
- Эти тельца быстро изменяются и адаптировать при добавлении стимула.
- Это связано с тем, что дополнительные раздражители новые, и организм еще не к ним приспособился.
Эволюционная психология
- Эволюционная психология стремится понять поведение человека как результат психологической адаптации и естественного отбора.
- Он стремится определить, какие психологические черты человека являются результатом эволюции адаптаций , то есть функциональных продуктов естественного отбора.
- Так же, как эволюционная физиология работала над определением физических адаптаций тела, которые представляют «физиологическую природу человека», эволюционная психология работает над выявлением эволюционировавших эмоциональных и когнитивных адаптаций , которые представляют «человеческую психологическую природу».
- Эволюционная психология проистекает из теорий эволюции Чарльза Дарвина, адаптации и естественного отбора.
- Адаптивные механизмы мозга формировались с течением времени в результате естественного и полового отбора.
Сенсорные абсолютные пороги
- Существует несколько факторов, которые могут влиять на уровень абсолютного порога, включая адаптацию к стимулу и индивидуальные мотивы и ожидания.
- Сенсорная адаптация происходит, когда наши органы чувств больше не воспринимают стимул из-за постоянного контакта с ним наших сенсорных рецепторов.
- Если вы когда-либо входили в комнату с ужасным запахом, но через несколько минут поняли, что уже почти не замечали его, значит, вы испытали сенсорную адаптация .
- Как и пороги, адаптация может произойти с любым смыслом, будь то забывание того, что радио включено во время работы, или не замечание того, что вода в бассейне холодная после того, как вы какое-то время плавали.
Интеллектуальные нарушения
- Умственная отсталость — это нарушение развития нервной системы, характеризующееся значительным нарушением интеллектуального и адаптивного функционирования.
- Умственная отсталость — это генерализованное расстройство развития нервной системы, характеризующееся значительным нарушением умственного и адаптивного функционирования.
- Это определяется коэффициентом интеллекта (IQ) ниже 70 в дополнение к дефициту двух или более адаптивных видов поведения, влияющих на повседневную жизнь человека.
- существенные ограничения в одной или нескольких областях адаптивного поведения (например, общение, навыки самопомощи, навыки межличностного общения) в различных средах, и
- Как правило, люди с умственной отсталостью имеют IQ ниже 70, но этот диагноз может также применяться к лицам с несколько более высоким IQ, но серьезным нарушением адаптивного функционирования.
Как справиться со стрессом
- Все стратегии выживания имеют адаптивную цель уменьшить или справиться со стрессом, но некоторые стратегии могут быть неадекватными (нездоровыми) или просто неэффективными.
- Стратегии выживания также могут быть положительными ( адаптивный ) или отрицательный (неадаптивный).
- Примеры адаптивного совладания включают поиск социальной поддержки от других (социальное совладание) и попытку извлечь уроки из стрессового опыта (сосредоточенное на значении совладание).
- Проактивное преодоление трудностей — это особый тип адаптивной стратегии, которая пытается предвидеть проблему до ее возникновения и подготовить человека к решению предстоящей проблемы.
- Приведите примеры адаптивных и дезадаптивных стратегий преодоления стресса
Интеллектуальные нарушения
- Умственная отсталость — это существенное ограничение когнитивных функций человека и повседневного адаптивного поведения.
- Умственная отсталость — это значительное ограничение когнитивных функций человека и его повседневного адаптивного поведения.
- Индивидуум также должен демонстрировать дефицит адаптивного функционирования; имеют нарушения по крайней мере в двух областях функционирования, таких как уход за собой, социальные навыки или жизненные навыки; и испытать появление симптомов до 18 лет, чтобы быть диагностированным как умственно отсталый.
- Лица с ограниченными интеллектуальными возможностями могут испытывать трудности с изучением социальных правил, проблемы с памятью, трудности с решением проблем и задержки в адаптивном поведении (например, навыки самопомощи или самообслуживания).
Соматоощущение: давление, температура и боль
- Эти рецепторы различаются размером поля (маленький или большой) и скоростью адаптации (быстро или медленно).
- Скорость 9Адаптация 0054 относится к тому, как быстро рецептор будет реагировать на раздражитель и как долго эта реакция будет поддерживаться после устранения раздражителя.
- Быстро адаптирующиеся ячейки позволяют нам соответствующим образом регулировать захват и усилие.
- Медленно адаптирующиеся клетки позволяют нам воспринимать форму и текстуру.
Ранние фреймворки: структурализм и функционализм
- Функционализм рассматривает психическую жизнь и поведение с точки зрения активной адаптация к окружающей среде человека.
- Подход Джеймса к психологии был меньше связан с составом разума и больше связан с изучением способов, которыми разум приспосабливается к меняющимся ситуациям и окружающей среде.
- Акцент функционализма на научном изучении адаптивных функций поведения и психических процессов продвинул изучение психологии как науки.
Поведенческая терапия и прикладной поведенческий анализ
- Поведенческая терапия основана на идее, что неадаптивному поведению можно научиться, и, таким образом, адаптивному поведению также можно научиться.