ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ — NovaUm.Ru
УДК 37.015.3
ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ
№31,
Педагогические науки
Тимофеева Мария Викторовна
Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ; ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ; ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ЛИЧНОСТЬ; ПРИСПОСОБЛЕНИЕ; ПСИХОЛОГИЯ; ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ; НАУКА; SOCIAL ADAPTATION; PSYCHOLOGICAL ADAPTATION; SOCIAL ENVIRONMENT; ACTIVITY; PERSONALITY; ADAPTATION; PSYCHOLOGY; GOALS AND OBJECTIVES; SCIENCE.
Аннотация: Автором статьи раскрывается определение и понятие адаптации, которое включает в себя определение потребностей личности. Полноценное удовлетворение нужд человека выступает главным критерием результативности процесса адаптации.
Процесс адаптации можно исследовать на разных уровнях: поведение индивида, отношения между субъектами, проявление основных функций психики, механизмы обеспечения деятельности, здоровье, резервы организма.
Понятие адаптация изначально возникло в биологии. Можно отметить, что данное определение появляется на стыке наук, оно объединяет в себе разные системы.
В.В. Лукьянова рассматривает адаптацию с точки зрения перспективного подхода к комплексному изучению личности. Общие для науки понятия соединяются воедино, а изучаемые объекты разных наук складываются в целостные построения.
Адаптацию трактуют по-разному. Некоторые определения объясняют данное понятие очень широко, а другие сводят адаптацию к явлениям одного из большинства уровней.
Ряд исследователей (В.В. Семенов, С.С. Петров, К.Л. Леонтьева) определяют адаптацию как особый процесс приспособления наших анализаторов к внешним раздражителям [5, с. 100].
В зависимости от особенностей изучаемого объекта определению адаптация может придаваться разное значение:
-адаптация как результат приспособления;
-адаптация, как показатель баланса между окружающей средой и организмом человека;
-адаптация, как показатель процесса приспособления организма к внешней среде.
Процесс адаптации часто именуют адаптированием, где адаптированность показывает состояние организма в результате успешного выполнения этого процесса.
С.С. Гаврилов рассматривает адаптационный эффект как различие в состоянии организма до и после завершения процесса адаптации.
В разных исследованиях рассматриваются разные аспекты адаптации (социальный, биологический). Поэтому определение адаптации может иметь разный смысл в исследовании.
Социальная адаптация рассматривается как приспособление организма к изменяющимся условиям общественных отношений. Однако в данном определении выпадают основы социальных объединений, в котором активность проявляется как самой личности, так и социальной среды.
В работах В.В. Суханова социальная адаптация рассматривается как процесс объединения свода правил, приспособление к ней (аккомодация) и изменение среды «под себя» (ассимиляция).
Адаптация выступает здесь как двойной процесс, итог активных действий субъекта и общей среды.
С.П. Антонов отмечает, что социальная адаптация содействует тому, что человек усваивает ряд стандартов, которые может применять впоследствии в аналогичных обстоятельствах.
Конечно, общественная среда активна по отношению к личности, а сам человек более пассивен, он исполняет роль приспособления.
Если же в контактах главенствует субъект, то адаптация будет характеризоваться как активная. Также социальную адаптацию рассматривают как процесс приспособления человека к традициям, нормам и требованиям общества, в котором он живет [4, с. 33].
Адаптация может рассматриваться и как процесс приспособления малых и больших групп.
В трудах С.В. Яхнина социальная адаптация рассматривается как процесс приспособления социальных групп, классов, коллективов, семьи, наций, определенных движений к изменяющимся формам жизни общества.
Однако это одновременно можно рассматривать и как процесс преобразования общественной среды в соответствии с потребностями субъектов группы.
Здесь важно разграничить соотношение понятий социализация и социальная адаптация.
Социализация – это усвоение общественного опыта, определенных ценностей, норм, которые позволяют человеку выступать в роли члена социума.
Адаптация выступает здесь одним из этапов социализации человека.
Согласно взглядам В.Б. Жернова адаптация является частью социализации. Также адаптацию в качестве части социализации рассматривает Т.В. Таранов. Для него социальная адаптация – это процесс, включающий в себя вхождение личности в общество. Оно состоит из биологических процессов.
В.В. Богачев рассматривает адаптацию и социализацию как взаимный процесс. Здесь, согласно его учениям, адаптация показывает приспособление человека к предметной деятельности, оно является главным условием социализации и рассматривается как процесс формирования и развития индивида [2, с. 15].
В работах В.М. Изотовой, напротив, делается заключение, что социализация человека обусловлена влиянием общественной среды, которая выступает необходимым условием приспособления личности к социуму и к конкретной группе.
В то же время С.В. Котов отмечает, что социальная адаптация может рассматриваться как отдельный момент социализации. В зависимости от отношений социальная адаптация может выступать гораздо шире социализации.
Рассмотренные нами понятия адаптации, показывают, что разные авторы по-разному рассматривают термин социальной адаптации.
Поэтому можно остановиться на взглядах В.Г. Демидова, который утверждает, что в настоящее время нет четкого понятия социальная адаптация, которая бы отражала все стороны данного процесса.
Вопросы социальной адаптации остаются актуальными в наши дни. Они требуют дальнейшего детального изучения и исследования.
Процесс адаптации можно исследовать на разных уровнях (поведение индивида, отношения между субъектами, проявление основных функций психики, механизмы обеспечения деятельности, здоровье, резервы организма).
Для человека основную роль играет психологическая адаптация, она влияет на процессы, осуществляемые в других уровнях.
Психологическая адаптация – это итог работы, контролируемой человеком системы.
Она обеспечивает деятельность индивида в состоянии текущего покоя. Позволяет ему препятствовать общественным, внешним факторам и активно действовать на них.
Психологическая адаптация — это процесс, включающий в себя множество уровней, на которых регуляция ведется физиологическими и психологическими механизмами.
В психологической адаптации личности выделяют три подсистемы:
-психофизиологический;
-психический;
-социально-психологический.
Задачами психологической адаптации выступает сбережение психологического здоровья индивида и организация положительного взаимодействия с окружением.
Психофизиологическая подсистема направлена на сохранение физического здоровья. Психологическая адаптация предполагает общий подход и параллельную оценку психологического состояния, активности, взаимодействия [5, с. 9].
Успешность психологической адаптации показывает выполнение главных задач деятельности.
И.А. Горелов говорит, что психологическую адаптацию следует изучать во взаимосвязи с затратами. Он определяет психологическую адаптацию как установление баланса индивида и внешней среды в ходе выполнения своей личной деятельности.
Это в комплексе помогает достичь поставленных целей, задач, одновременно сохраняя психологическое и физическое здоровье и обеспечивая соотношение действий индивида с нормами социальной среды.
В понятие адаптация часто включают и определение потребностей. Полноценное удовлетворение нужд человека выступает главным критерием результативности процесса адаптации [3, с. 19].
Поэтому психологическую адаптацию можно рассматривать как процесс обеспечения баланса интересов личности и социума в ходе выполнения человеком привычной деятельности.
Данный процесс содействует удовлетворению потребностей личности и помогает ему достичь поставленных целей, обеспечивая соответствие действий личности (его поведения требованиям среды).
Психологическая адаптация подразделяется на два процесса:
— установление зависимости физиологических и психологических показателей;
— оптимизация контактов личности с окружающими.
Психологическая адаптация тесно связана на практике с процессами малых форм взаимодействий.
Нарушения механической адаптации возрастает при ссорах в семье, затруднениях в общении с окружающими, а при эффективном взаимодействии данные явления встречаются реже.
С социальной адаптацией тесно связан и процесс анализа окружения. Если при анализе факторов окружения личные качества оцениваются в положительном аспекте, обеспечивается результативная психологическая адаптация, а негативные оценки напротив приводят к ее нарушению [1, с. 111].
Таким образом, делая выводы отметим, что понятие адаптация включают в себя определение потребностей личности. Полноценное удовлетворение нужд человека выступает главным критерием результативности процесса адаптации.
Процесс адаптации можно исследовать на разных уровнях: поведение индивида, отношения между субъектами, проявление основных функций психики, механизмы обеспечения деятельности, здоровье, резервы организма.
Список литературы
- Исаева, А. М. Игры по развитию взаимоотношений детей младшего школьного возраста / А.М. Исаева. – Астрахань: Изд-во Вече, 2018. – 163 с.
- Латыпова, В.Н. Виды творческих игр и тренингов в образовании и воспитании детей младшего школьного возраста / В.Н. Латыпова. – Рязань: Изд-во Русское слово, 2019. – 56 с.
- Михалкова, С.А. Методики исследования уровня развития самооценки детей 7-11 лет / С.А. Михалкова. – Казань: Изд-во СПб., 2018. – 183 с.
- Ожегов, Р. Основные этапы развития и становления знаний о взаимоотношениях со сверстниками у школьников / Р. Ожегов // Детская психология. – 2018. — №10. – С. 33.
- Поварова, О.М. Основы социологии / О.М. Поварова. – Томск: Изд-во Педагогика, 2019. – 188с.
Психологические аспекты адаптации — Гора Е.П. Экология человека
Книги
Автор: adminЕ.П. Гора
Экология человека
Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 540 с.
Предыдущая | Оглавление | Следующая |
Содержание статьи:
- 1 Глава 4. Социальная адаптация
- 1.1 4.10. Психологические аспекты адаптации
Психическая адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды. Психическая адаптация – сложный процесс, который наряду с собственно психической адаптацией включает в себя еще два аспекта: оптимизацию постоянного взаимодействия индивидуума с окружением и установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками, выражающегося в формировании определенных и относительно стабильных психофизиологических (психовегетативных, психогуморальных и психомоторных) соотношений.
Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие равновесие организма как целого во внешней среде, протекают слаженно, экономично, т. е. в зоне «оптимума». Адаптированное регулирование обусловливается длительным приспособлением человека к условиям окружающей среды, тем, что в процессе жизненного опыта он выработал набор алгоритмов реагирования на закономерно и вероятностно, но относительно часто повторяющиеся воздействия – «на все случаи жизни». Иными словами, адаптированное поведение не требует от человека выраженного напряжения регуляторных механизмов для поддержания в определенных границах как жизненно важных констант организма, так и психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение реальной действительности.
При разработке теории психической адаптации исследователями были предложены и обоснованы такие понятия, как «устойчивая адаптация», «переадаптация», «дезадаптация» и «реадаптация».
1. Устойчивая психическая адаптация (адаптированность). Это уровень психической деятельности (комплекс регуляторных психических реакций), определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. Критерием повышения нервно-психического напряжения можно считать уровень внутреннего психологического комфорта личности, определяемый сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций. Исходя из данного определения можно говорить о подобном состоянии человека в среде его привычной жизнедеятельности до экстремальной ситуации: в семье, в кругу друзей, за привычным занятием и т. п. Понятие «устойчивая адаптация» можно считать синонимом «нормы», «здоровья».
2. Переадаптация. При изменении привычных условий жизни появляются факторы, которые определенным образом вносят дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека. Возникает необходимость в новых психических реакциях на новые раздражители, предъявляемые изменившимися условиями для наиболее оптимального взаимодействия личности с данной средой и эффективной деятельности в соответствии с произошедшими внешними изменениями. Относительная дезорганизация психических функций в данном случае есть сигнал для включения механизма регуляции и компенсации, конечным результатом действия которого является организация нового уровня психической деятельности в соответствии с изменившимися условиями среды. То есть включается механизм переадаптации.
Переадаптация может быть истолкована в двух значениях:
1) как процесс перехода из состояния устойчивой психической адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой адаптации в новых непривычных (измененных) условиях существования;
2) как результат этого процесса, имеющий успешное значение для личности и ее психической деятельности.
Говоря о проблеме переадаптации людей, необходимо иметь в виду, что данный процесс направлен на достижение адаптированности в экстремальных условиях. Однако экстремальность в данном случае – это не отдельные эпизоды в деятельности человека, связанные с риском для жизни и здоровья (боевые действия, ликвидация последствий аварии, стихийных бедствий и т. п.), а измененные, непривычные условия существования.
3. Дезадаптация. В нашей стране проблемы экстремальной психологии связаны с именем В. И. Лебедева, кандидата медицинских и доктора психологических наук. На основе большого личного опыта работы и анализа литературных источников, научных данных В. И. Лебедев (1989) выделяет и описывает ряд специфических психогенных факторов экстремальных условий существования и предлагает этапность психической адаптации и дезадаптации в измененных условиях существования. Взяв за основу данную концепцию, целесообразно проанализировать содержание адаптационного процесса применительно к личности в условиях различной деятельности.
4.10.1. Этапы психической адаптации и дезадаптации
Предыдущая | Оглавление | Следующая |
Что такое теория адаптации? | Наука
••• Oleandra9/iStock/GettyImages
Обновлено 13 марта 2018 г.
Автор Сьюзан Кинг
Теория адаптации, также известная как теория выживания или выживание наиболее приспособленных, представляет собой способность организма приспосабливаться к изменениям в окружающей среде. и корректировать соответственно с течением времени. Адаптации происходят из поколения в поколение, при этом те черты, которые помогают отдельному животному есть и спариваться, наиболее обильно передаются из поколения в поколение, пока весь вид не изменится, чтобы лучше соответствовать своей среде.
История
Самым известным ученым, связанным с теорией адаптации, является Чарльз Дарвин, чьи исследования в 1830-х годах на Галапагосских островах установили неизменную связь между организмом и его средой обитания. До Дарвина другие ученые, такие как Эмпедокл, Аристотель, Уильям Пейли, Ламарк и Бюффон, признавали тот факт, что виды изменялись, но не полностью понимали причину изменений или то, что адаптация была непрерывным процессом без окончательной формы. Теория адаптации предлагала три изменения при изменении среды обитания: отслеживание среды обитания, генетическое изменение или вымирание. Из трех только генетические изменения являются адаптацией.
Отслеживание местообитаний и исчезновение
Отслеживание местообитаний — это когда виды следуют за изменением местообитаний или находят другую среду обитания, похожую на ту, в которой они жили раньше. Когда вид не может двигаться или изменяться, он вымирает или вымирает.
Генетическое изменение
Генетическое изменение — это когда естественный отбор позволяет животным с небольшими мутациями иметь преимущество перед остальной популяцией, предоставляя им лучший доступ к еде и партнерам. Например, Дарвин заметил черепах на двух из изученных им островов. Одна популяция черепах ела пищу, которая была низко над землей. У этих черепах были короткие ноги и прямой панцирь. Когда черепахи мигрировали на другой остров, источник пищи находился намного выше. Выжили черепахи с более длинными ногами. Со временем их шеи также выросли, а их панцири стали округлыми с большой канавкой впереди, чтобы они могли дотягиваться до еды. Все население нового острова выросло, чтобы включить эти приспособления в свой вид.
Совместная адаптация
В случаях, когда два или более вида симбиотически связаны друг с другом для выживания, должна иметь место совместная адаптация. Один вид делает адаптацию; другие виды должны последовать их примеру, чтобы продолжить взаимовыгодные отношения. Точно так же, если один вид полностью вымирает, выжившие виды могут попытаться быстро адаптироваться, но обычно тоже вымирают.
Внутренняя адаптация
Иногда адаптация может происходить внутри и не проявляться снаружи тела. Некоторые примеры этого включают адаптацию позвоночных, чтобы иметь возможность регулировать температуру своего тела. Другим примером может быть вид, развивающий более разветвленную иммунную систему или улучшающий работу своего мозга.
Статьи по теме
Об авторе
Сьюзан Кинг — учитель с 27-летним опытом работы для всех возрастов, классов и уровней способностей, включая преподавание в Китае. Она написала книгу «Дорога к Ребекке» об усыновлении из Китая. Окончила Техасский университет A&M. У нее также есть ThM Колорадской теологической семинарии по христианскому консультированию, а недавно она получила докторскую степень.
Теория психологических адаптационных режимов
. 2016 май;90:66-73. doi: 10.1016/j.mehy.2016.03.003. Epub 2016 14 марта.Юха Лехти 1
принадлежность
- 1 Национальный институт здоровья и социального обеспечения Финляндии, PL 30, 00271 Хельсинки, Финляндия. Электронный адрес: juha.lehti@fimnet. fi.
- PMID: 27063089
- DOI: 10.1016/j.mehy.2016.03.003
Юха Лехти. Мед Гипотезы. 2016 май.
. 2016 Май; 90:66-73. doi: 10.1016/j.mehy.2016.03.003. Epub 2016 14 марта.Автор
Юха Лехти 1
принадлежность
- 1 Национальный институт здоровья и социального обеспечения Финляндии, PL 30, 00271 Хельсинки, Финляндия. Электронный адрес: [email protected].
- PMID: 27063089
- DOI: 10. 1016/j.mehy.2016.03.003
Абстрактный
Когда человек сталкивается со стрессором и нормальный механизм реакции на стресс не может гарантировать достаточную адаптацию, активируются особые эмоциональные состояния, адаптивные режимы (например, депрессивная реакция). Адаптивные режимы — это непроизвольные состояния ума, они носят всеобъемлющий характер, мешают нормальному функционированию, и их нельзя подавить или контролировать так же, как многие эмоции. Их трансформационная природа отличает их от других эмоциональных состояний. Целью адаптивного режима является оптимизация способности решать проблемы в соответствии с ситуацией, которая спровоцировала этот режим. Когниции и эмоции в адаптивном режиме отличаются от нормальных психических состояний. Эти измененные познания и эмоциональные реакции побуждают человека использовать правильные навыки преодоления стресса. Успешная адаптация приведет к исчезновению адаптивного режима, так как адаптивный режим больше не нужен, и процесс в целом приведет к повышению благосостояния. Однако если процесс адаптации неадекватен, то период трансформации удлиняется, и адаптивный режим переходит в дисфункциональное состояние. Такими дезадаптивными процессами являются многие психические расстройства. Дезадаптивные процессы можно превратить в функциональные, используя адаптивные навыки, которые используются в функциональных адаптивных процессах.
Copyright © 2016 Elsevier Ltd. Все права защищены.
Похожие статьи
- Взаимоотношения между положительными эмоциями, преодолением трудностей, устойчивостью и психическим здоровьем.
Gloria CT, Steinhardt MA. Глория КТ и др. Стресс Здоровье. 2016 апр; 32(2):145-56. doi: 10.1002/smi.2589. Epub 2014 24 июня. Стресс Здоровье. 2016. PMID: 24962138
- Оценка угрозы, преодоление и эмоции во время беременности после перинатальной потери.
Кот-Арсено Д. Кот-Арсено Д. Нурс Рез. 2007 март-апрель;56(2):108-16. doi: 10.1097/01.NNR.0000263970.08878.87. Нурс Рез. 2007. PMID: 17356441
- Пределы «адаптивного» совладания: реакции самочувствия и настроения на стрессоры среди женщин, находящихся в оскорбительных отношениях на свиданиях.
Мэтисон К., Скоморовский А., Фиокко А., Анисман Х. Мэтисон К. и др. Стресс. 2007 март; 10(1):75-91. дои: 10.1080/10253890701208313. Стресс. 2007. PMID: 17454969 Клиническое испытание.
- Стресс и личность.
Лечич-Тошевски Д., Вукович О., Степанович Дж. Lecic-Tosevski D, et al. Психиатрики. 2011 окт-дек;22(4):290-7. Психиатрики. 2011. PMID: 22271841 Обзор.
- Под верхушкой айсберга: психологические факторы недержания мочи.
Молинуево Б., Батиста-Миранда Х.Е. Молинуево Б. и др. Неуророл Уродин. 2012 июнь; 31 (5): 669-71. doi: 10.1002/nau.21216. Epub 2012 30 марта. Неуророл Уродин. 2012. PMID: 22473905 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Концептуальный анализ дезадаптации психического здоровья в послеродовом периоде.
ДеФоор М., Амири А. ДеФур М. и др. J Perinat Educ. 2023 1 января; 32(1):14-22. дои: 10.1891/JPE-2021-0018. J Perinat Educ. 2023. PMID: 36632513
- Связь между деятельностью по уходу за собой, связанной с диабетом, и положительным здоровьем: перекрестное исследование.
Чжао Ф.Ф., Сухонен Р., Катаджисто Дж., Столт М., Лейно-Килпи Х.