что такое? Основные принципы аскетизма :: SYL.ru
«Аскетизм» в переводе с греческого языка означает «упражняюсь». Никогда и ни в одном своем значении он не проповедовал нищету или убогость быта ради самой убогости. Аскеза изначально служила добровольным началом самопознания, но ни в коем случае не жертвы. Ведь отрекаясь от каких-то земных благ, человек, ступивший на этот путь, получал взамен нечто большее.
Что такое аскетизм в понимании современного человека? Почему это слово стало отпугивать, а не вдохновлять? На каком этапе произошло искажение смысла аскезы в сторону жертвенности? Почему люди, поменявшие образ жизни в пользу аскезы, вместо того, чтобы собирать вокруг толпы последователей, вызывают у большинства только жалость? Давайте вместе найдем ответы на эти вопросы.
Происхождение понятия аскетизма
Практическое значение аскеза получила в Древней Греции, где отказ от земных благ расценивался двояко: сначала для физической и моральной подготовки атлетов к соревнованиям, затем как некое продвижение ментальной личности человека на более высокую ступень совершенства.
Первый фактор носил временный характер. Спортсмены в периоды усиленных тренировок должны были сосредоточиться на будущих достижениях, а потакание телесным потребностям отвлекало от основной цели. Это был исключительно деловой подход, при котором люди сознательно отодвигали все радости жизни для поднятия духа и четкой направленности. Атлеты переходили на грубую пищу, спали на дощатом голом настиле, не знали плотской любви и отказывали себе во всяком эстетическом и физическом наслаждении. К тому же они переносили ежечасные тренировки.
Второй фактор служил своеобразным ментальным тренажером для духа, получившим более тонкое и развитое обоснование в индийских учениях. Различные дервиши, гипнотизеры, мастера левитации – все эти уникальные и свойственные только Древнему Востоку явления возникли именно вследствие усмирения тактильных грубых начал в пользу духовного развития.
Аскетизм в истории
Раннее христианство, отстаивая свое место среди мировых религий, выжило только за счет достаточно утрированных примеров аскетического образа жизни подвижников и экстренной канонизации самых рьяных самоистязателей. Протестанты не стали требовать вериг и власяниц от своих последователей, но ввели в понятие аскетизма разделение на «светскость» и «духовность».
В истории было достаточно значимых периодов, когда аскетизм служил протестом против излишества. Но к понятию высокой морали данный факт не имел никакого отношения. Речь идет о пролетарских движениях первых рабоче-крестьянских объединений, выражающих свое презрение к высшему обществу (знати), с которым не желали существовать на одном уровне общественных устоев. О том, что такое аскетизм в истинном понимании слова, большинство адептов раннего коммунистического движения даже не догадывались.
Аскетизм в философии
Что касается прародительницы аскезы, Эллады, то и она трактовала понятие настолько широко, что совершенно заблудилась бы в противоречиях, если бы не объясняла отказ от бренности всего сущего языком сразу нескольких философских школ. Школа киников – одно из самых известных философских учений того периода, дошедшее до нас благодаря самоотверженности (или тяги к бродяжничеству?) своего последователя и вдохновителя Диогена Синопского. Данная школа, как нетрудно понять, ориентировала адептов на отказ от материальных благ.
Другое философское течение (стоиков) подходило к решению вопроса, что такое аскетизм, как к некому собранию свода законов против аморальности и нарушений социальных правил. Собственно, это и было то самое возрождение духа для прекрасного и подавление в себе низменного, благодаря которому аскеза не скатилась в глухое проповедование юродства (Диоген, как мы помним, был не от мира сего и явно обнаруживал в себе антисоциальную личность).
Основные принципы аскетизма, сложившиеся в учениях таких просвещенных стоиков, как Марк Аврелий и Сенека, призывали к следующему:
- познанию мира не через влияние сильных его, а сквозь призму душевной целостности и добродетель;
- духовному подавлению низменных желаний плоти;
- возвышенности мыслей и поступков;
- согласию с божественным разумом;
- отказу от насилия.
Понятие аскетизма в христианстве
Что такое аскетизм в понимании христианского учения, объясняет свод самого древнего из всех законов, аспекты которого непреложны и по сей день. Конечно, это десять заповедей Божьих, учащие смирению и справедливости с точки зрения морали. Но в первую очередь именно смирению.
Тот самый греческий аскетизм, смысл которого первоначально лежал в физическом отказе от всего, что не являлось прямой необходимостью для жизнедеятельности, в христианстве дополнился новым значением – самоотречением в пользу любви к ближнему и Богу. Аскетами назывались не просто глубоко верующие люди, но те, кто ради любви к Создателю всячески унижал и подавлял свою плоть, приводя свое тело в негодность, но возвышаясь морально.
Аскетизм в буддизме
Львиная доля того, что современный человек понимает под аскетизмом, это философия в учении буддизма. Принцу Гаутаме, будущему Будде, когда он отрешился от земных благ, пришлось пройти через несколько искусов, которые он избрал для своего просветления. Он принижал свое тело и испытывал его голодом и обетами один суровее другого, но в результате чуть не умер, истощенный аскезами. Сознание его все так же жаждало знаний, но сил получить его не было. Таким образом, буддизм на самом этапе становления отринул почитаемое в христианстве подвижничество и вступил на путь размышлений.
Проповедники буддизма придерживаются аскезы превосходства духа над плотью, не отрицая при этом самой плоти, и верят, что такая философия аскетизма — это путь, приводящий к разрушению негативной кармической программы, повышению энергообмена между телом человека и космосом, духовному росту.
Аскезы используют для получения таких результатов:
- Шаматха – первая из главных, означающая полнейшее умиротворение и сосредоточение.
- Випашьяна – общение с Высшим Разумом через медитацию.
- Сати – практическое учение условного раздробления своего тела на 32 составляющих элемента с целью уметь концентрироваться на каждом отделе своей физической оболочки.
- Бедность и безбрачие.
- Умеренность в пище.
Правила аскетизма
Возвращаясь к началу статьи, вспомним, что насилие над собственной личностью и культивирование пресмыкания перед божественными силами — это искаженное понятие аскетизма, главным предназначением которого являются просвещение и поиск истинного пути. Поэтому пропагандируемые современными многочисленными учениями голодовки, ношение нарочито грубых одежд и чуть ли не посыпание головы пеплом — это не более чем сборная солянка из всех попыток самосовершенствования, предпринятых в разные эпохи.
Вспомним десять заповедей Божьих и сравним их с аскезами, принятыми за идеальные:
- почитание старших;
- соблюдение чистоты плоти и чистоты помыслов;
- целомудренность до брака и верность избраннику;
- искоренение недостатков через понятие о справедливости;
- простота слов, поступков, быта;
- отрицание всяческого насилия.
Виды аскезы
Все аскезы, которые только можно придумать, отвечают за три фактора самоконтроля — телесного, речевого и мысленного (умственного). Более подробная информация о них представлена ниже:
- Аскеза, направленная на усмирение плоти, обуславливает сдержанность в пище, физическое развитие, укрепление чистых помыслов через путешествия по святым местам или местам силы.
- О сдержанности речи можно говорить, когда соблюдена аскеза свободы от злословия, распускания сплетен, праздных разговоров. Сюда же входит умение отвечать за каждое произнесенное слово.
- Аскеза ума отвечает за умение следить за направлением своих мыслей, за духовное просвещение через книги и за сознательный отказ от пустой или негативной информации.
Аскеза мужская и женская
Аскезы мужчин и женщин не могут полностью совпадать. Основным предназначением представителя сильного пола всегда были защита семьи и духовное лидерство. А женщины должны обеспечить сохранность очага и заботу о греющихся у его огня (семье и близких).
В отличие от мужской аскезы, которая служит замыканием личности на внутренней силе, женская, напротив, должна быть открытой и охватывающей все аспекты домашнего быта (воспитание детей, уход за больными и престарелыми членами семьи, поддержание духа главы дома).
Гармоничное соблюдение аскез, как две половины одного целого, служат ядром прочных отношений, энергетического здоровья семьи и правильного развития будущего поколения.
www.syl.ru
Понятие аскетизм возникло в период. Аскетизм
«Отец» проекта Завидово — первое интервью тверской прессе
Самый масштабный проект в сфере недвижимости и девелопмента «Завидово» стал постоянной темой нашего журнала с первого номера. Это уникальное не только для Тверской области, но и для всей России поселение постиндустриального типа уже проявляется в одном из самых живописных мест средней полосы России, там, где река Шоша впадает в Волгу. Построена первая улица, скоро начнет принимать игроков гольф-поле, марина — самый большой яхтенный порт на Верхней Волге — тоже все лето радовала отдыхающих из окрестных жителей, а также тверитян и москвичей
Возможно, проекта «Зави-дово» не было бы, если бы несколько лет назад идея нового города не пришла бы в голову «отца» проекта — Сергею Бачину, ныне — президентау компании «ПрофЭстейт», созданной холдингом «Интеррос» в 2010 году для консолидации активов и операций в сфере недвижимости. Сергей Викторович редко дает интервью, но нам удалось встретиться с ним в самом центре проекта «Завидово», офисе, открывшемся в первом готовом доме будущего города.
— Сергей Викторович, так что же такое проект «Завидово»? Его называют и городом, и поселением…
Да, прежде всего надо определиться в терминологии. Мы не собираемся строить ничего многоэтажного. Это ни в коем случае не Клин, не Зеленоград. В планировочной зоне Архангельское (рядом с гольф-полем — Прим. ред. ) — комфортное загородное жилье, в Вараксино (район марины — Прим. ред. ) застройка будет плотнее, но, скорее, ближе к западноевропейским приморским городкам.
— Как появилась идея проекта, почему было выбрано именно это место?
Наша компания занималась большими строительными проектами в Москве и Подмосковье. Но нельзя было не думать о перспективах развития. Если сравнивать картину московской застройки и мировой опыт, сразу бросается в глаза то, как резко обрывается Москва — у нее нет пригородов в западном понимании, раскинувшихся на сотни километров вокруг Лондона, Парижа, Нью-Йорка. В централизованной советской системе им не было места: либо многоэтажки, либо дачные участки в шесть соток.
100 километров от Москвы — это зона комфортного пригорода. Для курортной зоны это расстояние может увеличиться даже до трехсот километров.
Условно говоря, мы провели циркулем вокруг Москвы круг и стали анализировать, где наиболее удачно совпадают все необходимые для успеха проекта составляющие. Прежде всего, искали сочетание природной уникальности с транспортной доступностью.
Конаковский район — это место, где Волга подходит ближе всего к Москве. Лес, вода, охота — эти достоинства «Завидово» были оценены, как вы знаете, задолго до нашего проекта. (Рядом находится президентская резиденция «Русь», известная в народе как «завидовская», здесь испокон веков охотились и русские цари, и советские генсеки — Прим. ред. ). Теоретически мы определились, что «точка роста» будет именно здесь.
Тем более что «удачно сложились» не совсем положительные обстоятельства. В ста метрах от Волги в советские времена была построена птицефабрика, и никому даже в голову не приходило строить дачи вблизи нее.
— А не будет ли «Завидово» серьезной экологической нагрузкой на Иваньковское водохранилище?
Не будет и наоборот, уменьшит уже существующую нагрузку. Мы уже построили и запустили канализационный коллектор длиной 12 километров , к которому будут подключены помимо завидовских домов все окрестные деревни, до сих пор решающие эти вопросы самыми нецивилизованными методами. Надеемся в этом вопросе на взаимодействие с местной властью и надзирающими органами. Надо отметить, что и в Конаково, и в Твери столь современных очистных сооружений нет.
— Сейчас много говорят о расширении границ Москвы. Признаться, многие воспринимают «Завидово» как место, не только подходящее для переезда в пригород столичных жителей, но и оптимальную территорию для переноса части столичных офисов.
В переносе столицы участие принимать мы не собираемся. «Завидово» — отдельно стоящий проект, где планируется больше развивать рекреационную составляющую. Однако здесь запланировано строительство большого офисного комплекса с развитой социальной инфраструктурой. В Стэнфорде-Гринвиче хэд-квотерсов не меньше, чем на Манхэттене. Есть ряд фирм, которым вовсе не обязательно находиться в столице. В «Завидово» можно работать и, в то же время, отдыхать, дышать воздухом, купаться, ходить за грибами.
— Мы уже писали, как Мокшинская средняя школа стала партнером Павловской гимназии, расположенной вблизи, элитной школы на территории другого вашего проекта, элитного подмосковного поселка Павлово. Знаем, что есть планы и по созданию на территории «Завидово» высшего учебного заведения.
Создание устойчивой школьной системы — это одна из важных составляющих проекта «Завидово». Сейчас мы помогаем Мокшинской средней школе, а потом запланировано строительство новой школы.
Под вуз отведено место, но всему свое время. Нельзя в чистом поле построить университет.
— Что должно стать для «Завидово» самой главной «точкой роста» на первой стадии его развития как поселения?
Начинается строительство отеля «Рэдиссон-Завидово», 4*+ по международной классификации. Это будет отель, где рекреационная составляющая будет сочетаться с бизнес-возможностями. Залы его позволят проводить конференции любого типа. В России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга нет ничего аналогичного, в то время как существует большой запрос на проведение offsite meeting-ов.
В 2014 планируется ввод отеля в эксплуатацию. Это знаковое событие, которое притянет сюда интересующихся людей из числа побывавших в отеле и повлечет за собой развитие деловой зоны проекта.
— Простите за наивный вопрос: «Завидово» — самый крупный проект «ПрофЭстейт»?
На сегодня самый крупный проект — «Роза Хутор». Этот горнолыжный комплекс рядом с Сочи — место, где будет разыграно 30 комплектов 22 олимпийских медалей на Олимпиаде 2014 года. Помимо спортивных объектов там строится и одновременно запускаются 10 гостиниц уровня 3-4 звезды. Первые две гостиницы будут введены в строй уже в этом сезоне. Кроме того, в Сочи мы строим комплекс РМОУ — Ро
cardul.ru
Аскетизм Википедия
Аске́за (от др.-греч. ἄσκησις — «упражнение»), или аскети́зм — методика достижения духовных целей через упражнения в самодисциплине, самоограничении, самоотвержении, исполнении трудных обетов, порой включающих самоистязание. Слово восходит к древнегреческому глаголу ἀσκέω, означающему искусное и старательное обрабатывание грубого материала, украшение или обустройство жилища, упражнение, развивающее телесные и душевные силы. Аскетические практики встречаются в различных религиях, национальных традициях и культурах.
В широком смысле аскетизм — образ жизни, характеризуемый крайней скромностью и воздержанием, самоограничением, прежде всего в удовольствии и роскоши. Следует отличать от вынужденных ограничений, связанных с затруднительными обстоятельствами.
Авраамические религии
Иудаизм
В иудаизме аскетизм не занимает существенного места, кроме практики поста,[1] однако практиковался в некоторых течениях:
Христианство
В христианстве аскеза понимается как устремление человеческой воли посредством подвигов к стяжанию Божественной благодати, спасающей, исцеляющей, преображающей и обновляющей человеческое естество, подвергшееся грехопадению. Аскетизм — это напряженное усилие человека в стяжании благодати Святого Духа как залога спасения и Царства Небесного.
Христианство восприняло термин из античной культуры в значении напряжения, труда, усилия и упражнения, наполнив его новым духом и смыслом, незнакомым языческому миру.
Христианский аскетизм стал усилием по приобретению неизвестных языческому миру добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм стал означать особое волевое действие. Это волевое действие человека, поддерживаемое действием Бога, который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогает ему Своей благодатью на пути исполнения заповедей. Именно в синергизме (сотрудничестве, согласовании) двух воль, Божественной и человеческой, заключается основополагающий принцип христианского аскетизма.
По учению святых отцов, аскетические усилия (подвиги) сами по себе ещё не ведут к совершенству. Выделяя телесные и душевные подвиги (телесное и душевное или умное делание), святые отцы утверждают их необходимость для подтверждения ревности и желания человека в деле спасения, но в то же время указывают, что все аскетические усилия не имеют самоценности. Спасти, преобразить, исцелить и обновить человеческое естество может только Божественная благодать. Только через её осеняющие действие человеческие подвиги приобретают смысл.
Святитель Феофан Затворник подчеркивает, что все человеческие подвиги — пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания и другие останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нём останавливай своё внимание и сердце, — говорит святитель, — но минуй его как нечто стороннее, — разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием». Присутствие благодати в человеческой душе знаменует себя соуслождением всему духовному, любовью к Богу и ближнему, обилием духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стяжание благодати есть живое Богообщение.
Христианское понимание аскезы синтетически может быть определено как свободно-разумный подвиг и борьба за достижение христианского совершенства. Но совершенство не заключено в тварной природе человека, и потому не может быть достигнуто простым развитием возможностей этой природы, взятой в самой себе, в своей ограниченности. Совершенство мыслится лишь в Самом Боге, в даре Святого Духа. Отсюда аскеза, как таковая, никогда не становится целью; она лишь средство, лишь проявление свободы и разумности на пути к стяжанию дара Божия. Как разумный подвиг в своем развитии, аскеза становится наукой, искусством, культурой. Как бы ни была высока эта культура, взятая в своем человеческом аспекте, она имеет весьма условную ценность.
Посты, воздержание, бдения, суровый образ жизни, нищета, понимаемая как нестяжание, как нежелание «иметь», как свобода от власти над нами вещественного мира, послушание, как победа над своей эгоистической, «индивидуальной» волей и как одно из высоких и прекрасных выявлений нашей любви к Богу и ближнему, отшельничество, как следствие искания внутренней клети, где можно «помолиться Отцу втайне», поучение в слове Божием, не в смысле «внешнего», так сказать, академического знания, а как напоение себя тем духом благодатной жизни и богопознания, который заключен в Священном Писании и в творениях святых отцов, целомудрие как преодоление плотских «бессловесных» движений и вообще «комплекса плоти» чрез пребывание в памяти Божией, мужество, долготерпение и смирение, сострадание и милостыня, как выражение любви к Богу и ближнему, вера, как тот же подвиг любви, — все это может и должно быть разумным и свободным подвигом человека, но доколе не придет всеутверждающее действие Божественной благодати, дотоле все это останется лишь человеческим действием и следовательно — тленным. Всё это понимается в христианстве как аскеза.
Античная эпоха
Ислам
В исламе аскетизм обозначается термином зухд (араб. زهد), а аскеты называются захидами[3]. В первые века хиджры аскетические настроения затронули практически все направления ислама. Чаще всего они использовали термины ниск («благочестие», «подвижничество»), кана’а («умеренность и подчинение желаний») и вара’ («крайняя осмотрительность в различении дозволенного и запрещенного религиозным законом»), но в VIII в. эти понятия заменил термин зухд[4].
Тема зухда прослеживается уже в ранних сборниках хадисов, агиографической литературе и суфийских «учебных» сочинениях X—XIII вв. Концепция зухда оформилось в среде видных деятелей раннего мусульманского благочестия (зуххад), среди которых Хасан аль-Басри, Суфьян ас-Саури, Ибрахим ибн Адхам и др. Концепция зухда формировалась, возможно под влиянием христианского монашества, манихейства и индийской традиции, и развививалась в русле суфийской традиции. Суннитское (особенно в ханбалитское) понимание зухда подразумевает подавление страстей путём воздержания от мирских благ, бедности, уменьшения сна и пищи, а также практики «повеления одобряемого и запрещения осуждаемого»[4].
Большинство средневековых исламских богословов прибавляли к своему имени эпитет захид. Ислам запрещает крайний аскетизм и призывает к умеренности в нём. Крайние проявления зухда наблюдались в практике суфиев, приводя к совершенной индифферентности к лишениям и полнейшему квиетизму. Среди таких проявлений: отказ от всего преходящего, сосредоточение на Боге своих помыслов, очищение сердца от всего, что может отвлечь от него[4].
Осознание опасности искушений (тайная гордыня, лицемерие) и введение школой маламатия и аль-Мухасиби методов внутреннего самонаблюдения привели к выработке в суфийской концепции аз-зухд фи-з-зухд («воздержание в воздержании»). Суть этой концепции состоит в том, что суфий освобождается от всего мирского (дунья) и воздерживается от своего воздержания. При этом он достигает состояния, при котором он может безбоязненно обращать внимание на мирскую жизнь и идти дальше по пути познания потустороннего мира (ахират). Это состояние аль-Газали называл «удовлетворенность Богом» (аль-истигна’ би-Ллах)[4].
В современном в мусульманском мире понятие зухд и захид употребляются преимущественно в значении благочестивой жизни и благочестивого человека[4].
Индуизм
В античной Индии обретение могущества и высокого статуса путём аскезы — Тапас было исключительной привилегией брахманов. Аскеза считалась верным способом достичь сверхъестественных сил и даже обрести могущество, позволяющее встать вровень с богами. По легенде, бог богатства Кубера не родился богом, а стал им после многих лет сурового подвижничества. Индийские аскеты практиковали весьма экстремальные формы самоистязания — месяцами держали руки над головой или стояли на одной ноге.
Буддизм
Будда в аскезе — изображение в лаосском храмеВ 29 лет Гаутама Будда присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведёт его к прозрению и покою. После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, он расстался с аскетами и начал вести более умеренный образ жизни и проводить медитации другим способом.
Он пришёл к выводу, что умерщвление плоти бессмысленно, и не следует умерщвлять никакие живые существа, в том числе и себя. Этот эпизод в жизни Будды часто рисуют на картинах, иллюстрирующих его биографию, в храмах.
Отдельные школы буддизма, однако, используют аскетические практики — (Бхикшу) в монастырской жизни. В частности — японская школа тэндай. Аскетизм встречается также в синкретических школах на базе буддизма — например, сюгэндо.
Мирской аскетизм
Критика аскетизма
Аскеза сама по себе не решает проблемы зла и греха, поскольку источник зла лежит не в материи, не в какой-либо «природе», но в свободной воле. Аскезу можно понять положительно и отрицательно. Отрицательная аскеза хочет подавить и уничтожить греховные страсти, не направляя их на положительное творчество.[5]
Кроме иудаизма аскетика не занимает существенного места в религии Бахаи и Зороастризме.
См. также
Примечания
Литература
wikiredia.ru
Что такое аскетизм, история. Аскетизм в Буддизме и других религиях.
Аскетизм – что такое? Основные принципы аскетизма
“Аскетизм” в переводе с греческого языка означает «упражняюсь». Никогда и ни в одном своем значении он не проповедовал нищету или убогость быта ради самой убогости. Аскеза изначально служила добровольным началом самопознания, но ни в коем случае не жертвы. Ведь отрекаясь от каких-то земных благ, человек, ступивший на этот путь, получал взамен нечто большее.
Что такое аскетизм в понимании современного человека? Почему это слово стало отпугивать, а не вдохновлять? На каком этапе произошло искажение смысла аскезы в сторону жертвенности? Почему люди, поменявшие образ жизни в пользу аскезы, вместо того, чтобы собирать вокруг толпы последователей, вызывают у большинства только жалость? Давайте вместе найдем ответы на эти вопросы.
Происхождение понятия аскетизма
Практическое значение аскеза получила в Древней Греции, где отказ от земных благ расценивался двояко: сначала для физической и моральной подготовки атлетов к соревнованиям, затем как некое продвижение ментальной личности человека на более высокую ступень совершенства.
Первый фактор носил временный характер. Спортсмены в периоды усиленных тренировок должны были сосредоточиться на будущих достижениях, а потакание телесным потребностям отвлекало от основной цели. Это был исключительно деловой подход, при котором люди сознательно отодвигали все радости жизни для поднятия духа и четкой направленности. Атлеты переходили на грубую пищу, спали на дощатом голом настиле, не знали плотской любви и отказывали себе во всяком эстетическом и физическом наслаждении. К тому же они переносили ежечасные тренировки.
Второй фактор служил своеобразным ментальным тренажером для духа, получившим более тонкое и развитое обоснование в индийских учениях. Различные дервиши, гипнотизеры, мастера левитации – все эти уникальные и свойственные только Древнему Востоку явления возникли именно вследствие усмирения тактильных грубых начал в пользу духовного развития.
Аскетизм в истории
Раннее христианство, отстаивая свое место среди мировых религий, выжило только за счет достаточно утрированных примеров аскетического образа жизни подвижников и экстренной канонизации самых рьяных самоистязателей. Протестанты не стали требовать вериг и власяниц от своих последователей, но ввели в понятие аскетизма разделение на «светскость» и «духовность».
В истории было достаточно значимых периодов, когда аскетизм служил протестом против излишества. Но к понятию высокой морали данный факт не имел никакого отношения. Речь идет о пролетарских движениях первых рабоче-крестьянских объединений, выражающих свое презрение к высшему обществу (знати), с которым не желали существовать на одном уровне общественных устоев. О том, что такое аскетизм в истинном понимании слова, большинство адептов раннего коммунистического движения даже не догадывались.
Аскетизм в философии
Что касается прародительницы аскезы, Эллады, то и она трактовала понятие настолько широко, что совершенно заблудилась бы в противоречиях, если бы не объясняла отказ от бренности всего сущего языком сразу нескольких философских школ. Школа киников – одно из самых известных философских учений того периода, дошедшее до нас благодаря самоотверженности (или тяги к бродяжничеству?) своего последователя и вдохновителя Диогена Синопского. Данная школа, как нетрудно понять, ориентировала адептов на отказ от материальных благ.
Другое философское течение (стоиков) подходило к решению вопроса, что такое аскетизм, как к некому собранию свода законов против аморальности и нарушений социальных правил. Собственно, это и было то самое возрождение духа для прекрасного и подавление в себе низменного, благодаря которому аскеза не скатилась в глухое проповедование юродства (Диоген, как мы помним, был не от мира сего и явно обнаруживал в себе антисоциальную личность).
Основные принципы аскетизма, сложившиеся в учениях таких просвещенных стоиков, как Марк Аврелий и Сенека, призывали к следующему:
- познанию мира не через влияние сильных его, а сквозь призму душевной целостности и добродетель;
- духовному подавлению низменных желаний плоти;
- возвышенности мыслей и поступков;
- согласию с божественным разумом;
- отказу от насилия.
Понятие аскетизма в христианстве
Что такое аскетизм в понимании христианского учения, объясняет свод самого древнего из всех законов, аспекты которого непреложны и по сей день. Конечно, это десять заповедей Божьих, учащие смирению и справедливости с точки зрения морали. Но в первую очередь именно смирению.
Тот самый греческий аскетизм, смысл которого первоначально лежал в физическом отказе от всего, что не являлось прямой необходимостью для жизнедеятельности, в христианстве дополнился новым значением – самоотречением в пользу любви к ближнему и Богу. Аскетами назывались не просто глубоко верующие люди, но те, кто ради любви к Создателю всячески унижал и подавлял свою плоть, приводя свое тело в негодность, но возвышаясь морально.
Аскетизм в буддизме
Львиная доля того, что современный человек понимает под аскетизмом, это философия в учении буддизма. Принцу Гаутаме, будущему Будде, когда он отрешился от земных благ, пришлось пройти через несколько искусов, которые он избрал для своего просветления. Он принижал свое тело и испытывал его голодом и обетами один суровее другого, но в результате чуть не умер, истощенный аскезами. Сознание его все так же жаждало знаний, но сил получить его не было. Таким образом, буддизм на самом этапе становления отринул почитаемое в христианстве подвижничество и вступил на путь размышлений.
Проповедники буддизма придерживаются аскезы превосходства духа над плотью, не отрицая при этом самой плоти, и верят, что такая философия аскетизма – это путь, приводящий к разрушению негативной кармической программы, повышению энергообмена между телом человека и космосом, духовному росту.
Аскезы используют для получения таких результатов:
- Шаматха – первая из главных, означающая полнейшее умиротворение и сосредоточение.
- Випашьяна – общение с Высшим Разумом через медитацию.
- Сати – практическое учение условного раздробления своего тела на 32 составляющих элемента с целью уметь концентрироваться на каждом отделе своей физической оболочки.
- Бедность и безбрачие.
- Умеренность в пище.
Правила аскетизма
Возвращаясь к началу статьи, вспомним, что насилие над собственной личностью и культивирование пресмыкания перед божественными силами – это искаженное понятие аскетизма, главным предназначением которого являются просвещение и поиск истинного пути. Поэтому пропагандируемые современными многочисленными учениями голодовки, ношение нарочито грубых одежд и чуть ли не посыпание головы пеплом – это не более чем сборная солянка из всех попыток самосовершенствования, предпринятых в разные эпохи.
Вспомним десять заповедей Божьих и сравним их с аскезами, принятыми за идеальные:
- почитание старших;
- соблюдение чистоты плоти и чистоты помыслов;
- целомудренность до брака и верность избраннику;
- искоренение недостатков через понятие о справедливости;
- простота слов, поступков, быта;
- отрицание всяческого насилия.
Виды аскезы
Все аскезы, которые только можно придумать, отвечают за три фактора самоконтроля – телесного, речевого и мысленного (умственного). Более подробная информация о них представлена ниже:
- Аскеза, направленная на усмирение плоти, обуславливает сдержанность в пище, физическое развитие, укрепление чистых помыслов через путешествия по святым местам или местам силы.
- О сдержанности речи можно говорить, когда соблюдена аскеза свободы от злословия, распускания сплетен, праздных разговоров. Сюда же входит умение отвечать за каждое произнесенное слово.
- Аскеза ума отвечает за умение следить за направлением своих мыслей, за духовное просвещение через книги и за сознательный отказ от пустой или негативной информации
.
Источники: www.gotquestions.org www.gotquestions.org www.syl.ru
zurhaj.ru
АСКЕТИЗМ — Новая философская энциклопедия
АСКЕТИЗМ (от греч. ἀσκητής – упражняющийся, подвижник) – метод нравственного совершенствования и духовного возвышения человека посредством регуляции им своих телесных и душевных побуждений, а также соответствующая практика, т.е. собственно аскеза. Как нравственный принцип аскетизм противоположен гедонизму [ГЕДОНИЗМ].Слово «аскетизм» восходит к греческому ἀσκήσω, означавшему искусную обработку грубых материалов, их украшение; производное от него ἀσκησις означало упражнение, первоначально атлетическое, приготовление к определенной деятельности. Соответственно «аскетами» называли атлетов. Специфически духовный смысл этому слову придали стоики, понимавшие под аскезой гл.о. ритуальное воздержание и духовное упражнение в добродетели. В этом же смысле слово употреблялось раннехристианскими мыслителями. Не только в обычной речи, но и в богословской литературе под аскетизмом нередко понимается весь комплекс религиозно-ритуальных самоограничений, предпринимаемых человеком с целью отречения от мирского в себе.
Все религиозные учения так или иначе предполагают аскетическую практику как средство духовно-нравственного очищения, а также преображения повседневной деятельности. Идеология и технические детали этой практики могут быть различными. Напр., в одной из древнеиндийских традиций, отраженных в «Бхагавадгите», мироотречение осуществляется посредством ритуального повторения заученных текстов поэмы, в процессе которого, как предполагается, формируется особое душевное состояние – постоянная обращенность мыслящей и созерцающей личности на самое себя, ее самоконцентрация во имя Бога-Бхагавана, сохранение в уме соответствующего божественного образа. Хранимый в душе образ постоянно «включается» человеком в совершаемые им повседневные дела и наполняет их божественным смыслом, благодаря чему мирское действие становится незаинтересованным, бескорыстным: его практический смысл отвлекается от мирского контекста, оно посвящается, приносится в жертву Божеству. Особенности христианского аскетизма определялись учением о природе человеческих страстей, преодолении искушений и необходимом самоотвержении человека в его преданности Христу. Как и в индуизме, в христианстве сами по себе аскетические подвиги без соответствующего умонастроения, внутренней обращенности к высшему (Божеству) не имеют духовного и этического значения.
В социальной практике требование аскетизма нередко выдвигается с целью пропагандистского манипулирования людьми, их экономической или политической эксплуатации. Этим была обусловлена критика аскетизма Гольбахом, Марксом, Ницше. Интересная как анализ и обличение определенных общественных нравов критика подобного рода по существу не имеет отношения к аскетизму как именно практике духовного упражнения и преображения. Как нравственный принцип аскетизм предписывает самоограничение, воздержание от чувственных наслаждений и укрепление воли к совершенному исполнению долга. В аскетическом усилии – воздержании в пище, питье, в чувственных влечениях, преодолении своих слабостей (напр., сластолюбия или сладострастия), овладении физическими и душевными состояниями – человек должен отрешиться от плотского в себе и добиться самообладания. Важным средством аскетизма являются медитация, молитва. В этом духе понимали аскетизм В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, А.Швейцер. Нравственная ценность аскетической практики определяется тем, от чего отрешается человек. При одной и той же положительной программе эта практика может варьироваться в своей отрицательной части. Напр., в рамках христианской традиции отрицательная программа аскетизма может касаться как земного-бренного вообще, так и только принудительных форм общественных нравов, «материального» в повседневной жизни или лишь индивидуальной чувственности человека. Меру отрешения в отношении себя и «своей» среды человек устанавливает сам. Презрение к плоти не следует смешивать с пренебрежением к телу, а самообладание – с бесстрастностью. Отрешение же от «плотского» и рутинно-повседневного в чужой жизни, даже будучи нравственно обоснованным, может быть допустимо лишь на основе сострадательного, участливого отношения к другому. Также и бесстрастие, понятое как пренебрежение к страданиям, нравственно допустимо лишь в отношении собственных, но не чужих, лишений и болезней. Требования духовного возвышения и нравственного совершенствования личности приоритетны по отношению к идеалу аскетизма.
Литература:
1. Соловьев В.С.Оправдание добра: Нравственная философия. – Соч. в 2 т., т. 1. М., 1988, с. 135–152;
2. Ницше Ф.К генеалогии морали. – Соч. в 2 т., т. 2. М., 1990, с. 472–524;
3. Зарин С.М.Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. М., 1996;
4. Хоружий С.С.К феноменологии аскезы. М., 1998.
Р.Г.Апресян
Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.megufo.me
Понятие аскетизм. Аскетизм — что такое? Основные принципы аскетизма
Глаголу ἀσκέω , означающему искусное и старательное обрабатывание грубого материала, украшение или обустройство жилища, упражнение, развивающее телесные и душевные силы. Аскетические практики встречаются в различных религиях, национальных традициях и культурах.
В широком смысле аскетизм — образ жизни, характеризуемый крайней скромностью и воздержанием, самоограничением, прежде всего в удовольствии и роскоши. Следует отличать от вынужденных ограничений, связанных с затруднительными обстоятельствами.
Авраамические религии [ | ]
Иудаизм [ | ]
Христианский аскетизм стал усилием по приобретению неизвестных языческому миру добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм стал означать особое волевое действие. Это волевое действие человека, поддерживаемое действием Бога, который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогает ему Своей благодатью на пути исполнения заповедей. Именно в синергизме (сотрудничестве, согласовании) двух воль, Божественной и человеческой, заключается основополагающий принцип христианского аскетизма.
По учению святых отцов, аскетические усилия (подвиги) сами по себе ещё не ведут к совершенству. Выделяя телесные и душевные подвиги (телесное и душевное или умное делание), святые отцы утверждают их необходимость для подтверждения ревности и желания человека в деле спасения, но в то же время указывают, что все аскетические усилия не имеют самоценности. Спасти, преобразить, исцелить и обновить человеческое естество может только Божественная благодать. Только через её осеняющие действие человеческие подвиги приобретают смысл.
Тема зухда прослеживается уже в ранних сборниках хадисов, агиографической литературе и суфийских «учебных» сочинениях X-XIII вв. Концепция зухда оформилось в среде видных деятелей раннего мусульманского благочестия (зуххад), среди которых Хасан аль-Басри , Суфьян ас-Саури , Ибрахим ибн Адхам и др. Концепция зухда формировалась, возможно под влиянием христианского монашества, манихейства и индийской традиции, и развививалась в русле суфийской традиции. Суннитское (особенно в ханбалитское) понимание зухда подразумевает подавление страстей путём воздержания от мирских благ, бедности, уменьшения сна и пищи, а также практики «повеления одобряемого и запрещения осуждаемого» .
Большинство средневековых исламских богословов прибавляли к своему имени эпитет захид . Ислам запрещает крайний аскетизм и призывает к умеренности в нём. Крайние проявления зухда наблюдались в практике суфиев, приводя к совершенной индифферентности к лишениям и полнейшему квиетизму. Среди таких проявлений: отказ от всего преходящего, сосредоточение на Боге своих помыслов, очищение сердца от всего, что может отвлечь от него .
Осознание опасности искушений (тайная гордыня, лицемерие) и введение школой маламатия и аль-Мухасиби методов внутреннего самонаблюдения привели к выработке в суфийской концепции аз-зухд фи-з-зухд («воздержание в воздержании»). Суть этой концепции состоит в том, что суфий освобождается от всего мирского (дунья) и воздерживается от своего воздержания. При этом он достигает состояния, при котором он может безбоязненно обращать внимание на мирскую жизнь и идти дальше по пути познания потустороннего мира (ахират). Это состояние аль-Газали называл «удовлетворенность Богом» (аль-истигна’ би-Ллах) .
В современном в мусульманском мире понятие зухд и захид употребляются преимущественно в значении благочестивой жизни и благочестивого человека .
Индуизм [ | ]
В античной Индии обретение могущества и высокого статуса путём аскезы — Тапас было исключительной привилегией брахманов . Аскеза считалась верным способом достичь сверхъестественных сил и даже обрести могущество, позволяющее встать вровень с богами. По легенде, бог богатства Кубера не родился богом, а стал им после многих лет сурового подвижничества. Индийские аскеты практиковали весьма экстремальные формы самоистязания — месяцами держали руки над головой или стояли на одной ноге .
Буддизм [ | ]
Будда в аскезе — изображение в лаосском храме
Мирской аскетизм [ | ]
Критика аскетизма [ | ]
Аскеза сама по себе не решает проблемы зла и греха, поскольку источник зла лежит не в материи, не в какой-либо «природе», но в свободной воле. Аскезу можно понять положительно и отрицательно. Отрицательная аскеза хочет подавить и уничтожить греховные страсти, не направляя их на положительное творчество.
от греч. askesis — упражнение, подвиг) — учение об ограничении, воздержании, подавлении органических потребностей (питание, сон и др.) и чувственных желаний для достижения нравственного совершенства (трезвость, половое воздержание), а также практическая реализация такого учения. Как правило, А. не только сводит до минимума удовлетворение естественных потребностей, но и требует отказа от чувственных удовольствий, которые теоретически м. б. и при минимальном уровне потребления («мало, но вкусно»). Исторические типы А.: восточный (индийский), античный (напр. у пифагорейцев), христианский. Православие рассматривает религиозный А. как высший подвиг, а аскетов именует «подвижниками». Аскетическим образцом объявляется земная жизнь Иисуса Христа. Религиозный А. выражается в отшельничестве, монашестве, самоистязаниях (напр. ношении вериг), постничестве, молчальничестве и т. п. А. обязателен для монашествующих. (Б. М.)
АСКЕТИЗМ
Стиль жизни, основанный на добровольном воздержании
vctn.ru
Аскетизм: что такое? Принципы аскетизма
Его мотивация в разного рода религиозно-философских учениях неодинакова. Так, в дуалистических учениях, которые рассматривают материальность и тело в качестве «темницы души», аскетизм выступал в роли пути преодоления плоти, от ее освобождения (особенно в таком синкретическом религиозном учении, как манихейство), а у киников он определялся идеей свободы от общественных связей, потребностей.
Итак, в статье будет рассмотрено такое понятие, как аскетизм (что такое, его идеи, принципы). В основном речь пойдет о его философской составляющей.
Аскетизм: что такое?
С греческого переводится как «упражняться». Это моральный принцип, который предписывает людям самоотречение, подавление в себе чувственных стремлений, отказ от мирских наслаждений, благ ради достижения определенных социальных целей и нравственного самосовершенства.
Итак, мы узнали про аскетизм (что такое), теперь стоит перейти к его истории. Нелишне будет узнать, как данное понятие воспринималось в Средние века.
История рассматриваемого понятия
В домарксистских нравственных учениях аскетизм чаще всего противопоставлялся эпикуреизму и гедонизму. Его корни уходят в первобытное общество: материальные жизненные условия требовали от человека высокой физической выносливости, способности переносить весьма крайние лишения. Данная объективная потребность отражалась в особых религиозных ритуалах.
К примеру, с помощью обряда инициации осуществлялось посвящение всех подростков в мужчин. Такой обряд состоял из длительного поста, изоляции, подпиливания зубов и прочего, имел своей целью внушить подросткам мысль касательно необходимости перенесения невзгод и лишений.
Принципы аскетизма в рамках классового общества приобрели направление другого рода. Впервые попытки его теоретического обоснования прослеживаются в древневосточных религиях, точнее, в религиозном учении Пифагора, а впоследствии в христианстве. Аскетическое подвижничество расценивалось в качестве пути к высокому нравственному совершенству: преодоление человеком своего материального начала, развитие духовной субстанции («воссоединение с Богом», «умерщвление плоти»). Реальный социальный смысл данного принципа состоял в распространении идеи необходимости полного отказа от любого стремления к благам, которые поглощались господствующими классами. Проповедовалась идея аскетизма, которая выступала идеологическим средством, оправдывающим классовый строй, укоренения его основ. К примеру, институт монашества, предусматривающий аскетизм священнослужителей (безбрачие, посты, самоистязание), образовывал ореол святости вокруг них, и пропагандировал идею воздержания в массах трудящихся.
Религиозный аскетизм подвергся критики со стороны идеологов революционной буржуазии (Гуманизма). Но реабилитация потребностей человека в рамках буржуазной идеологии являлась внутренне противоречивой. После провозглашения человеческого права на наслаждение, существовавшее тогда буржуазное общество, не обеспечило реальных возможностей для этого, ввиду бедности, социального неравенства, прочего.
Рассматриваемое понятие с точки зрения философии
Аскетизм в философии – это пренебрежение чувственным миром, его умаление, отрицание ради будущего, духовного мира. В качестве простой формы он предполагает ограничение, подавление желаний, а также добровольное перенесение страданий, боли, прочего.
Если рассматривать более радикальные случаи, то здесь аскетизм требует отказа уже от собственности, семьи, др., в целях обеспечения приоритета высоко духовного над мирским материальным, совершенного мира над реальным.
В более широком понимании он имеет ряд онтологических оснований, так как опирается на существующее в реальности мировоззренческое представление касаемо структуры мира, его частей, их взаимосвязей. Возвеличивание совершенно идеального мира, которое входит в суть данного понятия, предполагает предельно масштабное утверждение главных ценностей такого мира в реально существующем.
Аскетизм: коллективистические общества и общности
Он выступает одной из главных их характеристик. В первом случае это средневековое общество, коммунистическое, и прочие, а во втором – церковь, тоталитарная политическая партия либо религиозная секта, армия, другие.
В рамках коллективистических обществ аскетизм воспринимался в качестве первого из важнейших средств, которое обеспечивало переход от социального строя к более совершенному обществу, можно сказать, «раю на небесах» либо «раю на земле».
Составляющие аскетизма
У него имеется материальная и духовная сторона. В первом случае он выражается отрицанием либо порицанием собственности, семьи, либо по меньшей мере весьма резким умалением их общественной роли, а также подразделением людских потребностей на искусственные и естественные с принижением первых.
Духовный аскетизм включал отказ от большинства духовных, интеллектуальных потребностей либо превознесение духовной нищеты, а также ограничение участия в духовной интеллектуальной жизни того времени, и отказ от своих гражданских, политических прав. Граница между первой составляющей и второй относительна.
Средневековый аскетизм
Он подразумевал принесение в жертву всего земного ради высшего небесного, сдержанность существующих проявлений земной жизни, а также сведение земных целей, забот к минимуму, уменьшение значимости человеческой плоти в жизни каждого, сдержанность при отображении земной жизни, всего ее многообразия, богатств в искусстве.
По словам Августина, влечение к наслаждениям от пищи, вина, запахов, звуков, красок, форм очень опасно, но не вообще, а только в случае, когда они самоцель, самостоятельный источник мирского наслаждения. То, что создает человек своими руками, всегда прекрасно, однако лишь настолько, насколько в нем есть следы заключенной в Господе идеальной красоты. Считалось, что искушение суетным знанием более опасно, чем даже плотские вожделения. Испытывать страсть к изучению окружающего мира расценивалось в качестве «похоти очей», жадности любопытства, которое «переодето» в одежду познания, науки. Это могло быть одобрено, только если данное служило религиозным целям, сочеталось с верой.
Своеобразие русского аскетизма
В древней Руси он был неотъемлемой частью как мирского благочестия, так и религиозно-подвижнической жизни (святость, старчество, монашество, юродство). Русский аскетизм отличался своеобразием, которое было выражено в отсутствие резких контрастов телесного и духовного, мирского и религиозного, ведущих к уходу из мира, разрыву с ними.
По мнению В. В. Зеньковского, он восходит не к какому-либо презрению плоти, отвержению мира, а к яркому видению неоспоримой небесной правды, красоты, которое посредством своего сияния делает ясной неправду, которая царит в мире, тем самым зовя нас к полному освобождению от мирского плена. Его основу составляет положительный момент, а не отрицательный, то есть аскетизм – средство, путь к освящению, преображению мира.
Его принцип заключен в основе древнерусского юродства, подвигов святости. Существовавший в то время образ святого, иначе говоря, «божьего человека», не имел аналогов относительно западного христианства и византийской духовной традиции. Особенность русского типа заключена в углублении всего нравственного начала, а также в раскрытии именно нравственного смысла нашего христианства, в непосредственном, полном осуществлении христианских нравственных заповедей и, конечно, в органическом единении духовного созерцания со служением людям, миру. Последнее осуществляется посредством самоотвержения любви. Самым выразительным считается подвиг самопожертвования. Для нашего типа святости не характерен ни радикальный, ни героический аскетизм сирийской, египетской христианской традиции, ни возвышенный мистицизм католической, греческой святости. В рамках нашего христианства русский святой всегда выражает себя посредством действенной любви к миру, кроткого смирения, сострадания.
Заключение
В статье было рассказано, что представляет собой аскетизм: что такое с точки зрения философии, его принципы, идеи.
fb.ru