Понятие смысла жизни
Вопросами своего предназначения и поиска себя задается каждая личность. Ответ на него стараются дать религии, философия, писатели и художники. Но помимо различного трактования целей человека, разные учения вносят в понятие смысла жизни совершенно разный подтекст.
Еще во времена Древней Греции задавались вопросом назначения человека, его смысла жизни. Тогда в понятие смысла людского бытия вкладывали стремления человека к чему-либо — к наслаждениям, счастью, богатству. Об этом, в частности, рассуждал и Аристотель. Он полагал, что жизнь, потраченная на поиски наслаждений, ничтожна и свойственна лишь животному. Мыслитель настаивал на правильном расставлении приоритетов и поиске действительно значимых ценностей.
Но время шло, человечество развивалось, появлялись мировые религии, и понятию человеческого предназначения стал присущ дуалистический характер. Философы рассматривают данное понятие как необходимое любой развитой мировоззренческой системе, чтобы оправдывать характерные ей ценности и моральные принципы. В добавок, философия рассматривает личный смысл жизни (для самой личности) и социальный (для общества). Значит, духовное развитие человека должно напрямую переплетаться с его общественной пользой.
З.Фрейд вкладывает в понятие смысла жизни естественной стремление человека к счастью. Философ видит в этом две стороны одной медали — положительно, что человек познает сильное чувство наслаждения, но негативно, что в случае, если мир отказывает нам в удовлетворении наших желаний, они предстают «источником мучительных страданий».
Русский писатель Булгаков М.А. рассматривал человеческую жизнь как неутомимый поиск собственного предназначения, и это предназначение автор видел в творчестве, в «истинной жизни», в отсутствии обыденности, притворства и лжи. А.П. Чехов рассматривает понятие смысла жизни в счастье. В его поиске человек выбирает друзей и спутника жизни. Постижение счастья — вот истинное стремление человека.
Понятие смысла жизни неоднозначно, как и смысл, который за ними скрывается. Мышление, — то, что отличает людей от животных, порождает массу ценностей, расставляет приоритеты и формирует уникальную человеческую судьбу, путь которой зависит от личностного понимания смысла жизни.
Все о смысле жизни — www.Krasnov.tv
krasnov.tv
Понятие смысл жизни. Ищу смысл жизни. В чем смысл жизни человека.
Волшебная муза приветствует вас, друзья!
Что означает понятие смысл жизни вообще и моей в частности? — этот вопрос задаёт каждый из нас себе в определённый момент, будь то юность, зрелость или старость. Вопрос может звучать конкретно или находится в подсознании, отзываясь в сознании лишь непонятным гнетущим или волнующим ощущением. Обычно мы в одиночестве обдумываем цель и смысл своей жизни. С другими людьми можем только поделиться размышлениями, спросить совета, задать вопрос более опытному в этом отношении коллеге и получить на него ответ. Или вместе порассуждать.
Вот человек родился. Говорят в это время на небе зажигается новая звезда. Конечно, это просто красивая легенда, но скрытый смысл в этом сравнении есть. Ведь маленький человечек, новорождённый, по своей чистоте похож на ангела, на чистый лист бумаги. И с момента его рождения на этом листе начинают писать историю его жизни сначала те люди, которые в этот момент с ним рядом, это родители, бабушки-дедушки, сестры-братья, потом – друзья, учителя, коллеги. И постепенно «лист» заполняется индивидуальной историей конкретного человека. Не бывает одинаковых людей, одинаковых судеб.
Каждый из нас в поиске смысла жизни проходит свои, строго индивидуальные, уроки. Неудачи и поражения, болезни и недомогания, как и радость с минутами счастья привлекаем в свою жизнь мы сами, своими мыслями, своими поступками. Если эти уроки воспринимаются человеком осознанно, он делает выводы, исправляет ошибки и жизнь его наполняется смыслом, любовью. Если же уроки не осознаются человеком, он упорно натыкается на одни и те же препятствия, наступает на одни и те же грабли.
И, соответственно, набивает всё те же шишки, только в разных местах. К сожалению в наше время человечество болеет неосознанностью, отсюда – терроризм, боль, агрессия, войны, нищета. Понятия радости, ощущения счастья редко живут в семьях, сообществах.
Однако не всё так безнадёжно. Всё чаще эта тема волнует людей, всё больше людей понимают, что смысл жизни человека это любовь. Любовь в широком понимании этого слова. От любви к себе, до любви ко всему, что нас окружает.Что значит любовь к себе? Это прежде всего приятие себя как частицы Бога, как частицы природы. Природа совершенна. Посмотрите на грациозных оленей или лошадей, на симметрию снежинок или чистоту осеннего неба. Разве можно сомневаться в подлинности сей красоты?! Почему же мы не признаём красоту своего тела, совершенство характера, не верим в свои способности? Сомнения в собственной уникальности и совершенстве есть сомнения в совершенстве Сил Природы. А эти Силы создали океаны и горные массивы, целые галлактики и мысль, способную мгновенно облететь земной шар.
Почему же мы подвергаем сомнению совершенство самого себя? Потому что нам это внушили? К сожалению коллективное сознание – тоже великая сила. Переломить которую по плечу далеко не всем. Но кто сказал, что это не под силу мне или вам? Кто определяет наше место в обществе или природе? Да, совершенно верно, мы сами. С помощью близкого окружения в процессе первых лет жизни. Что оно напишет на чистом лисе бумаги родившегося малыша, такова и великая вероятность его дальнейшей судьбы. Но лишь до проявления осознанности. Это происходит в тот момент, когда человек впервые задумывается, в чём же смысл его жизни. А этот смысл и заключается в том, что все мы рождены для радости и счастья, а не страдания.
Понятие смысла жизни очень глубокое, многогранное и разностороннее. Проснитесь сами, разбудите близких и жизнь заиграет для вас новыми красками. Только хочу предупредить, дорога возвращения к себе по-настоящему трудна и терниста. Но игра стоит свеч. Это как радость рождения ребёнка быстро заставляет забыть счастливую мать недели токсикоза, месяцы нагрузки на организм и сами роды. Ни с чем не сравнится осознание спокойствия в душе, единение с природой.
Любовь – вот смысл жизни человека. И с этим не поспоришь.
А теперь оставим серьёзность, и посмотрим на смысл жизни по-детски, с помощью мультфильма:
Все статьи
Понравилась статья? Помогите и друзьям узнать о ней!
____________________________________________________________________________________magic-muse.ru
Понятие смысла жизни в истории философии.
⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 45Следующая ⇒
Смысл жизни – это регулятивное понятие с очки зрении индивидуальной жизни человека. В ответе на вопрос о смысле жизни в истории философии существует 4 варианта:
1. Эгоистический вариант, когда смысл жизни направлен на индивидуально-личные цели, например: достижение нирваны в буддизме, эпикурейское стремление к удовольствию, к сосредоточению на приобретение предметов потребления в буржуазном обществе. Здесь человек сосредоточивается на себе, что неизбежно отделяет его от других ценностей и в результате ведет к пессимизму и утере смысла жизни. Шопенгауэр это выделял в своем утверждении, что больше современных людей живет во сне.
2. Альтруистический, когда человек направляет свою жизнь исключительно на внешние общественные ценности, и как бы забывает себе. Например: служение религии, политике, науке, семье, здесь индивид как бы рассматривается как средство для реализации неких высших внешних ценностей, но при этом исчезает смысл жизни для самого него.
3. Пессимистический, когда бытие человека, в целом его жизнь, вообще не имеет смысла. Например: Шопенгауэр утверждал, что все «+» — не человеческие ценности, есть лишь обретаемое выражение ценности отрицательно, т.е. не ценности. Например: здоровье – отсутствие болезни, любовь – отсутствие одиночества и т.д. Молодость – отсутствие старости, нет ценностей – нет смысла. Теоретически в XXв. утверждают, что ценности, которые высоко ставят современные люди, это лишь способ срыть от себя полную бессмысленность человеческой жизни: религия, стяжательство, секс, алкоголь, наркотики, азартные игры, это лишь способ забыться.
4. Оптимистический вариант: очевидно, что данный вариант должен подразумевать содержательность – настоящая жизнь состоит не в том, чтобы просто жить, пассивно двигаясь по течению события, а в том, чтобы определить свою судьбу – жить осмысленно, содержательно, полноценно.
¶
Такое существование достигается при выполнении двух условий:
v Наличие конкретных точно определенных целей, выделяемых в культуре. Душа, не имеющая заранее установленной цели, обрекает себя на погибель, ибо тот, кто везде, тот нигде (Мишель Монтень, Франция XXIв.). Однако не всякая цель, даже достигаемая, приведет к обретению смысла жизни, о чем свидетельствует такое явление, как «кризис успеха» — человек, внезапно достигший цели, к которой стремился: деньги, успех, положение в обществе, все это вызывает депрессию такой степени, что люди кончают жизнь самоубийством. Это свидетельствует о том, что цель была выбрана неправильно, ее достижение привело к краху личности, следовательно, важен характер цели.
v Значимость цели. Сама цель должна подтверждать значимость выбирающего ее индивида – его положение в культуре относительно ее ценностей и других людей, т.е. люди должны как бы подтвердить объективную значимость данного индивида, следовательно, чем более социокультурно значимыми являются цели, которые выбирает индивид, тем большее число людей актуально и потенциально вкладывается в деятельность по достижению этих целей или наоборот.
Чем большее число людей включено в жизнь данного индивида, тем более значимым, полноценным, осмысленным является его существование. Иными словами, человек, обретая смысл жизни, должен пройти через мир других людей или культуру. Поскольку эти цели личностно индивидуальны, а с другой стороны общекультурно значимы, то смысл жизни человека заключается в самореализации, которая достижима только при включении в универсальность культуры, т.е. чтобы достичь смысла в жизни надо создать реальную общезначимую цель и продуктивно настойчиво действовать для ее достижения.
Если у человека есть основания, причины для осмысленной жизни, он вынесет все.
Фридрих Ницше.
¶
Понятие счастья.
Научное понимание смысла жизни противостоит обыденному, которое усматривает смысл жизни, а также эффект высших его проявлений в виде счастья, в достижении удовольствий и наслаждений, во избежание страданий, в переживании комфорта. Смысл жизни вообще не может быть счастьем, если счастье рассматривается как цель, счастье – это не цель, а результат.
Счастье всегда предполагает выполнение следующих условий:
· чрезвычайно интенсивное переживание – восторг, экстаз.
· непроизвольное спонтанное переживание – невозможно заставить себя быть счастливым, как невозможно принужденно верить и любить.
· чрезвычайно кратковременное переживание.
Гете утверждал, что за 84 года, у него было 11 счастливых дней. Счастье должно иметь объективное основание. То есть, счастье – это момент, в котором люди подтверждают общезначимую ценность целей. Цели конкретизируются в практическом пути их достижения. Итак, счастье – это не цель, а результат, в котором воплощается значимость достигаемой цели. Если человек относится к счастью как к наслаждению, он чрезмерно сосредоточился на своей индивидуальности. Объективные, воплощенные в других людях, основания исчезают, результат не конкретизируется, счастья нет.
Если человек еще больше применяет усилия по достижению индивидуалистически понятого счастья, то возникает психологический избыток управления, который, как известно из кибернетики опасен, что чревато смысловым срывом, депрессией и даже суицидом.
Таким образом, счастье – это результат правильной, выбранной индивидом траектории, т.е. ориентированной на высшей ценности культуры в мире других людей.
¶
Экзистенциональный вакуум.
Экзистенциональный вакуум – это смыслосодержащая пустота, состояние, когда человек не может извлечь из культуры смыслов и обрести смысл жизни. Поскольку же смысл жизни физически необходим для человека, то при его утрате или недостижении, человек оказывается в состоянии кризиса. Экзистенциональный вакуум – это коллективный невроз нашего времени, психологическая форма выражения антропологического кризиса современности.
Антропологический кризис – это потеря современным индивидом ориентации в культуре. Она возникает оттого, что современная культура со стремительно нарастающим объемом материальных и духовных ценностей, по своему охвату превосходит возможности и способы ценностных ориентаций, которым обучился индивид в процессе усвоения культуры. Эти способы на протяжении нескольких тысячелетий ориентированы на нехватку предметов потребления, в чем усматривался смысл жизни.
В XXв. возникает общество потребления, где фактически ликвидируется нехватка, если же присутствует, то искусственно – функционирования рынка. Открывается воспроизводство новой культуры с новыми духовными ценностями и смыслами, однако все предшествующее развитие человечества еще не выработало способов усвоения этих ценностей и превращения их в смыслы индивидуальные, из-за этого, по всей видимости, возникает психологический кризис.
Огромное количество людей периодически или постоянно испытывает чувство тоски, одиночества, утери понимания и т.д., — т.е. депрессию разной интенсивности. Депрессия – это агрессия к самому себе, которая легко переходит во внешнюю агрессию – к другим людям. Отсюда чрезвычайно эмоциональная неустойчивость современного человека, немотивированная агрессия. В пределе такое поведение ведет к разрушению личности, и даже физической гибели. Экзистенциональный вакуум в индивидуальном порядке смягчается логотерапией в лице психологов и философов, радикально ликвидировать вакуум можно только через радикальную ликвидацию оснований антропологического кризиса, это означает выработку новых технологий, воспитаний и образований, которые позволили бы человеку усвоить культуру адекватно ее современному многообразию.
¶
Пути выхода из экзистенциального вакуума.
Обретение смысла жизни через усвоение ценностей культуры.
Усвоенные ценности становятся индивидуальными смыслами, которые и предоставляют жизни содержательность, т.е. смысл. Эти ценности не могут быть выпущены случайно, они должны быть целесообразно отобраны, выделены среди других, современные теоретики выделяют 3 группы таких ценностей:
1. Ценности творчества, когда человек обретает смысл жизни через выработку, создание новых ценностей и внесение их в культуру – это могут быть ценности как общезначимой деятельности больших масштабов, например: в науке или политике; так и малых локальных масштабов, например: в семейной домашней жизни, важно, чтобы этот выбор был ориентирован на культуру в целом и реализовался как предельное человеческое усилие.
2. Ценности переживания, когда человек обретает новый смысл жизни не через создание новых ценностей, а через переживания тех, кто уже в культуре. Здесь выделяют подгруппы:
· Эстетические ценности, т.е. переживание красоты и гармонии мира и природы.
· Ценности общения: с ближними – дружба, с дальними – солидарность.
· Любовь, которая подразумевает выполнение трех условий:
v Уникальность (мобильность).
v Прозрачность, т.е. способность в другом человеке увидеть те качества, которые не видят другие.
v Зеркальность – когда любимый человек способен на новые качества. Этот процесс взаимного зеркального отражения является бесконечным.
3. Ценность отношения, когда человек может обрести смысл жизни даже в кризисной безнадежной ситуации, если он не может продуктивно творить или переживать (при тяжелой болезни), тогда человек обретает смысл через человеческое достойное отношение к ситуации, которая его превосходит в этом смысле, болезнь и даже смерть может стать для человека ценностью. Болезнь помогает человеку как бы натренироваться на преодолении трудностей, а смерть напоминает человеку, что он должен спешить реализовать свой собственный потенциал.
¶
Любовь как ценность.
Эстетические ценности, в строгом смысле слова любовь – это одно из проявлений общения, точнее общение сугубо индивидуальное между двумя лицами. Такие понятия как любовь к родине, науке и т.д. также подразумевают индивидуальное отношение и общение, что в более узком смысле любовь как отношение между двумя людьми отношениями. Еще в более узком смысле под термином любовь понимается индивидуальная половая любовь. Любовь может быть перенесена на вещи, предметы и явления, но только в том случае, если под ними понимаются люди. Например: любовь к родине – это, во-первых, любовь к соотечественникам, к конкретным соотечественникам.
Противоположность любви – ненависть, и поэтому любовь как явление и понятие складывается исторически через преодоление разобщенности между людьми, как установленные более ее прочных и постоянных связей, это значит, что сначала любовь формируется в узких общинных рамках в пределах непосредственности, т.е. общение с близкими (соплеменниками, друзьями, родными и детьми).
Одной из форм становления любви в древности, а также ее индивидуальных форм является общественная экзогамия. Индивидуальная избирательная любовь – побочный продукт расширения контактов.
Новые стороны в любви возникают в античности, древние греки понимали любовь совершенно иначе, чем современные европейцы. Если для нас любовь в известной степени – загадка, то греки рассматривали любовь как некую объективную силу наподобие тяготения и четко делили ее на 7 видов:
1. Эрос – индивидуально-половая, страстная, доходящая до безумия любовь.
2. Филия – склонность, приязнь к детям родителям, наукам, искусствам . Любовь-дружба, духовное и спокойное чувство, предполагающее моральное совершенствование влюбленных.
3. Агапе – жертвенно-жалеющая любовь, служение, самоотречение.
4. Сторге – любовь – нежность давно живущих в браке. Суть этого вида любви выражена в мифе, согласно которому древние люди не были разделены по половому признаку, они представляли собой андрогинах: шар вращающийся на 4 стороны света, не зная мук любви, эти люди прибывают в блаженстве. Люди разделены на 2 вида: 2 пола, которые не могут существовать друг без друга, и с тех пор люди обречены искать свою вторую половинку.
5. Мания – любовь одержимость, безумие от богов, потеря сна и аппетита, смятение и сердечная боль спутники этой страсти.
6. Людус стремящаяся к чувственным наслаждениям любовь-игра, лишенная глуьины чувств и допускающая измену.
7. Прагма –рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету.
В античности впервые сформировалось понятие «индивидуальная любовь», эта индивидуальность не определялась по половому признаку, для грека был безразличен пол любимого существа, поэтому анормальные в современности формы любви у греков не считались анормальными. В эпоху средневековья в европейской христианской культуре впервые сформировалась любовь к дальним, т.е. сформировалась за пределы непосредственности. Все люди – братья во Христе. Ценой такого расширения в любви стало подавление индивидуально-половых форм любви, которые расценивались как средство продолжения рода.
В европейской культуре индивидуальная любовь получает права только в начале нового времени, однако она формируется как союз двух полов, основанный на страстной любви, через противопоставление старым общинно традиционным формам, легенде о Ромео и Джульетте. Однако это индивидуальный союз содержит в себе ограниченные стороны: семья как средство противопоставления обществу.
По мере становления рыночного общества, любовь обретает все более индивидуальный характер, т.е. становится союзом двух частных лиц, которые преследуют свои индивидуальные интересы в это время. Шопенгауэр формулирует первую историю философии и историю теории любви. Согласно Шопенгауэру, любовь – это, по сути, иллюзия, которую испытывает мировая воля для того, чтобы продлевать свое существование. Самим людям любовь не дает ничего на деле, это истощение жизненных сил и разочарование, по сути, она – безумие. Поэтому, чтобы человек не прозрел и в своем разочаровании не отказался от продолжения рода, что означал гибель мировой воли, она заключает в него любовное влечение, оживляя его в виде примитивной страсти и одевая в возвышенные одежды чистой любви.
То, что любовь – это обман и иллюзия, явствует из того факта, что браки совершаются по расчету без иллюзии, это является наиболее точным и способным воспитанию.
Фактически Шопенгауэр предает теоретической формулой форме любви, которая представляется буржуазной культуре.
В русской традиции теорию любви сформулировал В.Соловьев (конец XIXв.). В отличие от Шопенгауэра он утверждал, что смысл любви не в размножении, а в единении человека с человеком, т.е. в культуре образное соотношение, нежели в природе: любовь людей несвязанна с плодовитостью как у животных. Смысл любви в том, что только через любовь к другому, человек может обрести неповторимость своей личности, поэтому высший тип любви, это любовь половая, она избираема и индивидуальна, и поэтому выше дружбы, материнства, любви к наукам и даже любви к человечеству, ибо только индивидуальная любовь завершает формирование личности.
Индивидуальная любовь выше брачного (житейского) и физиологически сексуального союза, хотя и строится на их основе: и тот и другой союзы возможны без любви. Брак без любви – скука, секс без любви – чистая физиология (скотство), но и чистая, т.е. исключительно духовная платоническая любовь – аномалия, ибо она бесценна. По мере нарастания кризиса в современной культуре продолжает создаваться индивидуальная концепция любви, в которых развивается разграничение теории Шопенгауэра, Фрейд в своей концепции любви выделяет сексуальный акцент:
1. Любовь – это продукт либидо, бессознательной враждебной тяги человека к удовольствию.
2. Любовь Юнга, с той разницей, что Юнг предает сексу социокультурные оттенки, ученик юнга – Фромм – критикует психоанализ не за то, что тот истолковывает любовь не слишком по человечески, психоанализ трактует любовь как проявление социального инстинкта, подлинное соотношение любви и секса – обратное. Половой инстинкт у человека – это проявление потребности в любви, сначала любовь, потом секс, а не наоборот.
Фромм дает наиболее развитую теорию любви – индивидуальная любовь – это не есть некоторый изолированный феномен в жизни человека, а одно из проявлений искусно жить в мире людей. Любовь по Фрому – это путь к выходу человека из одиночества, способ преодоления разобщенности любви. Есть несколько способов выхода из одиночества и только один из них истинно-человеческий – это любовь:
1. Патологические способности преодоления одиночества: оргиастическое безумие, т.е. транс, отрешенность от мира через алкоголь, наркотики, секс. Внешний мир как бы исчезает, а вместе с тем и чувства отдаленности от него, т.е. одиночества.
2. Конформизм, т.е. адаптация человека к существующим условиям, приспособлениям, однако это чревато утратой личной индивидуальности.
3. Сверхактивность (деловой человек), синдром воскресного дня.
4. Симбиоз – это взаимная зависимость двух индивидуалистов, т.е. например садисты и мазохисты. Тогда люди сосредотачиваются друг на друге, чтобы избежать одиночества.
5. Зрелая любовь – единственный нормальный способ преодоления человеком одиночества и обретения себя. Такая любовь достигается через положительное позитивное отношение человека к миру в целом, через симпатию ко всем его проявлениям – любовь к другим, к природе, к родине и т.д. Такая любовь никогда не приходит к человеку, как счастливый случай, она всегда возникает как результат его собственных внутренних усилий.
Человек должен объективно реализовать себя в культуре, стать доступным в любви со стороны себя самого и других, и никогда не ждать пассивной удачи, которая якобы подарит нам любимого человека.
Зрелая любовь складывается из следующих компонентов:
· Братская любовь, способность сопереживать всем другим людям без соображений какой-либо выгоды, например: любовь к детям, которой обладают все люди. Братская любовь подразумевается на любовь к ближним и дальним, солидарность, интернационализм.
· Родительская любовь: родители к детям и дети к родителям. Обе эти формулы различаются, поскольку ребенок любит родителей иначе, чем они его. Любовь детей более потребительная, только после 8-12 лет ребенок постепенно начинает понимать, что родителям нужно отдавать свою любовь. Кроме того, родительская любовь делится на материнскую (безусловную, прощающую) и отцовскую (требовательную, императивную, отец может не простить), эротическую любовь (индивидуальная половая любовь, которая направлена на другого человека и требует полного слияния с ним).
Истинную любовь легко спутать с влюбленностью, но если влюбленность кратковременна, и она как бы питается энергией узнавания другого человека и исчезает при появлении привычки, то истинная любовь только нарастает, поскольку через любовь к другому, человек познает себя.
Любовь к себе – познание себя через любовь к миру, другим людям, любимому человеку, это не эгоизм, поскольку эгоизм лишь суррогат любви к себе, ибо эгоизм в перспективе подводит к утрате контакта с другими людьми, который способен подтвердить человеку его значимость.
infopedia.su
Смысл Жизни — это, определение слова, понятие. Что такое Смысл Жизни, значение, словарь, энциклопедия
понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить» Л. Н. Толстой. Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, миропонимания, конкретно-исторической ситуации. Если в обществе создаются благоприятные условия для свободного развития человека, то он склонен видеть смысл жизни в достижении счастья и благополучия. Если же мир оказывается враждебным и жестоким, то земная жизнь может утратить свою ценность и рассматриваться лишь как подготовка к другой, «истинной», неземной жизни, ради которой и нужно жить. В крайних ситуацияхощущение неистребимости зла и собственного бессилия перед ним может подвести человека к выводу о бессмысленности жизни вообще. Уяснение смысла жизни предполагает выбор целей и средств их достижения, предпочтение тех или иных ценнос тей, ориентацию на определенные нравственные идеалы, понимание собственных способностей и возможностей, постоянную оценку своего поведения, поступков других людей, пересмотр и переоценку существующего порядка вещей и происходящего в нем. Чем острее человек чувствует свою связь с другими людьми и в то же время осознает себя свободной личностью, индивидуальностью, чем активнее содействует утверждению в мире добра, чем бескомпромисснее борется со злом, тем полнее, осмысленнее его жизнь Бессмысленной жизнь может лишь казаться. Проблема смысла жизни формулируется следующим образом: имеется ли для нас нечто более высокое и важное, чем наша непосредственная жизнь? Само появление вопроса и его экзистенциальная острота связаны с принадлежностью человека к двум мирам: миру непосредственного бытия и миру духовного поиска, устремленного к вечным и безусловным ценностям. Без этого второго мира внутри нас жизнь превратилась бы в «суету сует» (Экклезиаст), беличье колесо. Жизнь, лишенная смысла, есть неподлинная жизнь, потому что, будучи поглощенным непосредственным, человек движется по траектории, предзаданной ему внешней необходимостью. С.ж. есть проблема экзистенциально-метафизическая, а не только (и даже не столько социальная. Человек, обретший смысл и живущий в соответствии с ним, укоренен в бытии, бесконечно важном для себя. Именно тогда суета не властна над ним. Поиски и обретения С.ж. вовсе не означают какого-либо игнорирования непосредственной жизни, вечного конфликта с ней как источником вместилищем страдания (ср. с Востоком: брахманизм. буддизм). Более того. именно наша непосредственная жизнь является критерием истинности выбранного нами смысла. Движение нашей, точнее – моей жизни. подчиненное смыслу, должно возвышать, раскрепощать, делать меня свободным, углублять мое единение с миром, который теперь есть мой мир, а я – его свободное творческое начало, независимо от того, нахожу ли я С.ж. в идее, любимой работе. любимом человеке или в чем-либо другом. Если это не так, если моя жизнь унижает и подавляет меня, то выбранный мною С.ж. – ложь, а самая жизнь – трагедия. Для русского самосознания. идеалом которого является святость, весьма актуальна проблема жертвенности. Принесение себя в жертву является правом, а иногда и долгом свободного человека. Но самопожертвование не может рассматриваться как смысл, цель жизни, ибо жертвенность и деспотизм есть стороны одного и того же отношения. Бесспорно, всякая эпоха, всякая культура стремятся к выработке неких смысловых вариантов. но выбор смысла всегда происходит в сфере глубоко интимной, экзистенциальной. А потому смыслы не задаются, смыслы прозреваются.
Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева
Смысл жизни — более или менее осознанное переживание интенциональной направленности и результативности собственной жизни, критерий ее субъективного оценивания и источник удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью. С. ж. является одной из традиционных проблем философии,…
Философский словарь
— регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.
Философский словарь
— понятие, обозначающее цель жизни, назначение человека. В различные историч. эпохи представления о С. ж. приобретали разное содержание, обусловленное потребностями и интересами обществ, классов и соц. слоев. Проблема С. ж. приобретает особую остроту в переломные периоды историч…
Поделиться:
www.insai.ru