Понятие честь – ЧЕСТЬ — это… Что такое ЧЕСТЬ?

Что такое честь | КТО?ЧТО?ГДЕ?

Что такое честь? Сегодня мы поговорим об этом комплексном понятии, его значениях и том, почему в последнее время оно стало все реже употребляться в речи.

Честь – довольно объемное понятие, о котором в последнее время стали забывать. Однако в культуре многих народов оно находится даже на более важном месте, чем человеческая жизнь. Так что такое честь?

Словарное значение

Это комплексное понятие, объединяющее в себе верность собственным принципам, благородство, достоинство, тягу к справедливости. Сейчас подобные вещи часто отходят на второй план, потому определение того, что такое честь, знает не каждый. Словарь гласит, что это достойные уважения моральные качества и этнические принципы личности. Ассоциации с данным словом в русской культуре только хорошие. Его часто слышали в речи, встречалось оно и в прозе, и в песнях. Человек чести – тот, кто может жить по совести и сохранять достоинство даже в тяжелейших ситуациях. Власть и богатство для него вторичны.

Представления об этом закладываются еще в раннем возрасте – за то, насколько хорошо человек будет следовать своим идеалам, ответственны его родители. В дальнейшем же за состояние своего нравственного стержня отвечает он сам.

Что такое женская честь?

Интересно, но значения этого слова применительно к людям разных полов отличались. Что такое честь для девушки? Ранее она заключалась только в соблюдении целомудрия, для замужней женщины – в супружеской верности. Были разные методы наказания той, которая не сохранила свою девственность до свадьбы – в 19 веке на таких невест надевали хомут, причем получить его могла не только сама провинившаяся, карались также родители и сваха. Именно последняя считалась главным человеком, ответственным за целомудрие невесты.

К женам запросы были еще жестче – неверную супругу могли высечь или избить. Лишь в прошлом столетии жестокие наказания завершились – теперь, хотя бесчестие и порицается, никаких серьезных проблем от общества не ожидается. Сейчас все сводится к тому, изменяет ли женщина или нет в отношениях с партнером. Начали иметь значение и нравственные критерии, о которых дальше.

Честь в широком смысле

Для мужчины это понятие тоже включает в себя сексуальный аспект – если он изменяет жене, то является бесчестным человеком. Но этим дело не ограничивается – термин охватывает нравственность в целом, причем уже не имеет зависимости от пола. Обман других людей с целью получения выгоды, их использование, возможность бросить другого в беде, забыть о данном кому-либо слове – все это делает человека бесчестным.

Людям, желающим знать, что такое честь и бесчестие, стоит помнить, что следование своим идеалам – основной постулат любого человека, желающего сохранить свое достоинство. Еще в данное понятие входят незапятнанная репутация и доброе имя – что сейчас по-прежнему стоит дорого, так как надежных людей можно встретить не так уж часто, а ценятся они высоко.

Профессиональная честь

Говорят о том, что такое честь человека, и применительно к его профессии. Особого внимания заслуживает это понятие в Вооруженных силах. Здесь это собирательное понятие, которое определяет отношение воина к сослуживцам, воинскому долгу и Отечеству.

Надо заметить, что раньше в армии это слово встречалось гораздо чаще, чем теперь. В войсках существовал термин «отдать честь», который в конце прошлого века был заменен на безликое «воинское приветствие». Означал он воздание почестей другому военному. Особо ценилось это понятие в Российской Империи. Поражение для воина тех времен было тяжелейшим позором, морально справиться с которым мог не каждый. Желающим знать, что такое офицерская честь, можно сказать просто – это долг защищать границы и достоинство страны.

Что честь дает человеку?

В моральном плане приверженность принципам дает немало – с ее помощью можно преодолеть даже самые сложные и страшные препятствия. Ее преимущества – это свобода от низких поступков и ощущение собственного достоинства.

Как стать человеком чести?

Если считаете, что не следуете принципам, хотя хотели бы этого, придется приложить немало усилий, чтобы добиться успеха. Научитесь исполнять обязательства и обещания. Важно понять, что такое дело чести – то, что обязательно надлежит выполнить. Приучите себя не давать невыполнимых обещаний и держать слово – это первый шаг.

Устраивайте психологические тренинги. Опасения и страх – то, чего вы не должны допускать в себе. Чем сильнее они, тем больше вероятность, что в сложной ситуации вы смалодушничаете. Побороть страх поможет работа над собой, а если без чужой помощи справиться непросто, стоит прибегнуть к психологическим тренингам, помогающим стать увереннее. И помните – только в сложных ситуациях судите о том, достигли ли успеха.

Главное – самосовершенствование. Если будете развиваться, сможете трезво оценивать возможности, не только видеть негативные черты характера, но и стараться победить в борьбе с ними, то встанете на правильный путь.

kto-chto-gde.ru

Понятия честь и достоинство в гражданском праве

Честь и достоинство относятся к нематериальным благам. В отношении юридических лиц такие понятия не относятся, так как они являются составной частью человеческой жизни. Юридическое лицо – это инструмент ведения бизнеса, созданный самим человеком. Юридические лица вступают в деловые отношения, они имеют деловую репутацию. Статья 152 ГК РФ устанавливает защиту чести, достоинства и деловой репутации гражданина и юридического лица в части репутации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту и Вы получите 35% скидку: +7 (499) 649-73-18; +7 (926) 754-19-34, + (977) 283-46-04

«Юридическое лицо, в отличие от физического, это искусственная правовая конструкция, не имеющая телесной оболочки и не обладающая ни сознанием, ни психикой. Все, что совершается юридическим лицом в качестве участника гражданского оборота (сделки, исполнение обязательств, неправомерные действия), есть результат действий физических лиц, являющихся органами или работниками юридического лица.»[1]

Юридическая доктрина о понятиях честь и достоинство

В законодательстве отсутствует понятие честь, достоинства, деловой репутации. Это связано с тем, что морально-этические категории гораздо шире правового. В правовой науке честь, достоинство и деловая репутация определены как морально-правовые категории с присущими им специфическими свойствами. Чувство чести является важнейшей социальной чертой личности, так как через посредство этого ее свойства общественное мнение оказывает моральное воздействие на человека. От степени развития чувства чести зависит восприимчивость человека к моральному воздействию общества. Честь — это морально-правовая категория позитивно-объективного характера, определяющая общественную оценку личности. Честь и достоинство связаны между собой как оценка и самооценка, как почтение и самоуважение. Достоинство — это морально-правовая категория позитивно-субъективного характера, определяющая оценку собственной личности.[2]

А.М. Эрделевский дает следующее определение: честь — сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании; достоинство — сопровождающееся положительной оценкой лица отражение его качеств в собственном сознании; деловая репутация — сопровождающееся оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании.[3]

Очень хорошее определение чести, достоинству и деловой репутации дает Белявский А.В. в своей работе «Судебная защита чести и достоинства.» «Честь — это социально значимая положительная оценка лица со стороны общественного мнения. Достоинство — это самооценка лицом своих моральных, профессиональных и иных качеств. Таким образом, честь является как бы мерилом достоинства гражданина или организации. Деловая репутация — это сложившееся общественное мнение о профессиональных достоинствах и недостатках лица (гражданина или организации).

Сфера отношений, формирующих понятие чести и достоинства гражданина, несколько шире, чем отношения, формирующие признаки чести и достоинства юридического лица. Так, существует понятие человеческого, национального, профессионального, женского и мужского достоинства личности. Центральное место среди них занимает идея человеческого достоинства, признание человека высшей общественной ценностью. Реализация этой идеи является подтверждением гуманистических основ и нравственного здоровья общества. Уважать, гарантировать, охранять человеческое достоинство — значит уважать и охранять основные жизненные права человека, обеспечить достойные его условия жизни, относиться к нему как к высшей ценности».

Вывод

Подводя итог определению понятий честь и достоинство, можно сказать, что честь и достоинство в правовой сфере обладают определенными качествами, присущие только человеку. Понятие деловой репутации можно относить, как к человеку, так и к юридическому лицу.

Образцы документов:

Похожие статьи по данной тематике

  1. Защита чести и достоинства гражданина. Порядок действий
  2. Защита деловой репутации юридического лица

Литература:

[1]Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда // СПС КонсультантПлюс. 2013.

[2]С. Потапенко, «Диффамация по-российски. Фемида сменила меч на щит, чтобы защитить справедливого судью и честного журналиста».

[3]Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда // СПС КонсультантПлюс. 2013.

konra.ru

Честь и достоинство личности: понятие и общая характеристика

УДК 340.114

Страницы в журнале:  20-26

 

В.Н. Барсукова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Саратовской государственной юридической академии Россия, Саратов [email protected]

 

Рассматриваются концепции чести и достоинства личности, устанавливаются сходства и различия данных категорий. Автором предлагаются определения понятий чести и достоинства личности.

Ключевые слова: честь и достоинство личности, оценка, мораль, личность, духовные качества.

 

Честь и достоинство человека представляют собой важнейшую социально-правовую ценность, утверждение и всесторонняя защита которой является фундаментом, на котором зиждется современное общество. Благодаря становлению и развитию демократических институтов уровень гарантированности их уважения и защиты постоянно возрастает. Вместе с тем совершенствование различного рода технологий нередко имеет обратный эффект, закладывающий основу для попрания указанных благ. Ярким примером являются разработки в области медицины, биологии, генетики и т.п. (в сфере клонирования, трансплантации органов и тканей, суррогатного материнства и многие другие), тотальная информатизация современного общества посредством сети Интернет, телевидения, радиовещания и т.д. Обозначенные факторы свидетельствуют о необходимости создания и закрепления на законодательном уровне качественного механизма обеспечения и защиты чести и достоинства личности.

Данным вопросам посвящено немало как общетеоретических, так и отраслевых работ известных ученых, таких как А.В. Белявский, В.А. Блюмкин, Н.А. Придворов, Ф.М. Рудинский, Х.П. Маннанова, А.Д. Анисимов, А.А. Власов, С.С. Омельченко, И.В. Телегина, В.П. Тугаринов, Н.А. Пятак, И.И. Солодкин, И.Г. Филановский, И.С. Ной и др. Однако, состояние современного законодательства в рассматриваемой области по-прежнему вряд ли можно признать удовлетворительным. Показателем ущербности данного механизма является отсутствие нормативно закрепленного определения понятий данных категорий. Сложность формулирования рассматриваемых понятий очевидна. Еще в XIX веке ученый и философ Ч. Беккариа сказал: «Честь принадлежит к числу тех слов, которые послужили основанием для длинных и блестящих рассуждений, не давших ни одного точного и твердого понятия о предмете» [3, с. 232]. При этом многогранность объекта исследования, на наш взгляд, не является весомой причиной для отказа от нормативного закрепления понятий чести и достоинства, а лишь обусловливает необходимость применения к нему многоаспектного подхода, отражающего как философскую, социальную, так и правовую сущность обозначенных благ. Выработка единой позиции относительно понятия данных благ необходима по той простой причине, что полноценная реализация охраны и защиты какого бы то ни было блага или права, в том числе чести и достоинства, невозможна без четкого понимания их сущности. В рамках данной статьи посредством использования различных методов познания (исторического, диалектического, аналитического и др.) нами будет предпринята попытка сформулировать собственное мнение относительно сущности и соотношения обозначенных категорий.

Условно высказываемые в теории позиции относительно понятия «честь» могут быть объединены в две концепции.

Первая теория (назовем ее условно теорией «объективной оценки») в самом общем виде сведена к мысли о том, что честь, будучи социальной категорией, представляет собой оценку личности, ее моральных качеств и поступков обществом (так называемую «внешнюю» оценку). Сторонниками данной позиции являются И.С. Ной, В.М. Седов, М.Н. Малеина, И.Я. Дюрягин, Б.Т. Безлепкин, А.М. Эрделевский и др. Так, например, Б.Т. Безлепкин подчеркивает, что понятие чести связывается не с самооценкой личности, а с ее оценкой другими людьми, т.е. с морально-политической оценкой гражданина со стороны общества, достоинством человека, определяемым обществом; таким образом, понятие чести связывается не только и не столько с совокупностью личных качеств, а главным образом с их морально-этической оценкой другими людьми [2, с. 33]. Анализ высказываний сторонников теории «объективной оценки» свидетельствует об их неоднородности. В частности, некоторые авторы полагают, что честь может принадлежать только человеку, другие считают, что честь может принадлежать и организации (юридическому лицу). Кроме того, отдельные ученые настаивают на том, что честь — это всегда высокая оценка качеств того или иного лица, другие ограничивается указанием на то, что это оценка, не уточняя ее характеристики.

Вторая концепция носит комплексный характер (назовем ее условно теорией «объективно-субъективной оценки»). Ее сторонники полагают, что категория чести в этике выражает, прежде всего, высокую оценку деятельности и поведения человека со стороны общества, проявляющуюся в уважении, всеобщем признании и доброй славе человека и вместе с тем высокой самооценке, т.е. осмыслении общественного признания личности [10, с. 41]. Сторонниками данной теории являются А.В. Белявский, Н.А. Придворов, Х.П. Маннанова, А.Д. Анисимов, А.А. Власов, С.С. Омельченко, И.В. Телегина и др. Выделяя внутреннюю (субъективную) и внешнюю (объективную) стороны чести, они отстаивают позицию о том, что стороны чести тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга воздействие. Объективный компонент чести представляет собой носящую устойчивый характер оценку, касающуюся личности в целом или отдельных ее сторон. По своему содержанию данная оценка носит конкретно-исторический характер и выражает представление о месте и роли человека в сложной системе общественных отношений, требованиях, предъявляемых к человеку со стороны общества, личных и общественных оценках его деятельности, т.е. общие для конкретного общества нравственные явления [6, с. 34]. Субъективный компонент понятия «честь» заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами и требованиями [1].

Краткий обзор позиций, высказываемых в рамках обозначенной теории, показывает ее неоднородность. Назовем лишь некоторые, основные отличия.

Во-первых, большинство ученых придерживаются мнения о том, что честь представляет собой, с одной стороны, оценку личности, ее качеств и поступков обществом (объективная сторона чести), а с другой стороны, самосознание, самооценку личности с точки зрения ее восприятия обществом, т.е. адекватное восприятие человеком того мнения, которое выражает о нем общество (субъективная сторона чести). Встречается, однако, и более широкий подход, согласно которому к категории чести относятся и моральные, духовные, социально значимые качества личности, а также совершаемые ею поступки, мотивы, цели, которыми она руководствуется (так называемая внутренняя сторона чести).

Во-вторых, большинство исследователей отстаивают точку зрения, согласно которой субъективная сторона чести (самооценка своего положения в обществе) не тождественна понятию достоинства. При этом высказывается и противоположное мнение о тождественности данных категорий. Существует также и промежуточная позиция, которая включает достоинство в состав внутренней составляющей чести, не отождествляя данные категории.

В-третьих, в науке высказываются противоположные мнения относительно взаимосвязи внутренней и внешней составляющей чести.

Анализ сущности изложенных теорий позволяет сделать выбор в пользу теории «объективно-субъективной оценки», поскольку вряд ли человек мог бы добиться положительной оценки общества в том случае, если бы он не осознавал, каким образом общество его воспринимает. Очевидно, что положительная оценка общества имеет для личности стимулирующий характер.

В неразрывной связке с категорией чести находится достоинство личности. Как верно отмечает Н.А. Придворов, «категория «достоинство», будучи предельно общим понятием, закрепленным в границах отраслевого и конституционного законодательства, относится к достаточно сложному и многогранному общественному явлению. Оно является чрезвычайно широким, богатым по содержанию и глубоко диалектическим по своей природе понятием» [12, с. 14]. Научной литературе современного периода свойственен плюрализм мнений относительно того, что представляет собой категория «достоинство», каковы его сущность и содержание, кто является его носителем.

Рассмотрим некоторые концепции достоинства, существующие в современной науке.

Теория «субъективной оценки», сторонниками которой являются, например, такие авторы как А. Осмонов и К.А. Шахманаев, трактует достоинство личности как осознание самим человеком и окружающими факта обладания неопороченными нравственными и интеллектуальными качествами. При этом достоинство личности, по мнению авторов, определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные установки, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п.) [11, с. 10; 16, с. 13]. Таким образом, данная концепция трактует достоинство личности с позиции внутренней оценки личностью себя и своего положения в обществе. В целом данная концепция имеет рациональное зерно, однако, на наш взгляд, носит несколько односторонний характер, поскольку не учитывает общественной значимости категории достоинства.

Наиболее широкое распространение в настоящее время получила концепция «объективно-субъективной оценки». Она имеет наибольшее число сторонников, к числу которых относятся такие известные ученые, как В.А. Блюмкин, В.П. Тугаринов, Н.А. Пятак, Н.А. Придворов, А.В. Белявский, Ф.М. Рудинский, И.И. Солодкин, И.Г. Филановский, А.А. Власов, А.Д. Анисимов, М.Л. Шелютто, И.С. Ной и др. Суть данной концепции нашла отражение в Словаре по этике, который определяет достоинство как моральное понятие, выражающее представление о ценности всякого человека как личности, особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности [14, с. 84].

В понятии достоинства следует выделять, также как и в понятии чести, объективный момент (признание ценности личности) и субъективный момент, т.е. чувство и осознание своей нравственной ценности.

Объективный компонент включает следующие аспекты:

1) человеческое достоинство, ценность человека вообще независимо от его конкретных качеств и особенностей (общественного положения, профессии, национальности, цвета кожи и т.д.). «Идея человеческого достоинства означает признание человека высшей, ни с чем не сравнимой ценностью» [5, с. 10—11], причем ценностью общественной, ибо вне общества достоинство просто немыслимо. Признание человека высшей ценностью есть сердцевина гуманизма и необходимое условие общечеловеческих норм нравственности. Оно означает в то же время признание так называемых неотъемлемых прав человека — на жизнь, здоровье, счастье, свободу, труд, удовлетворение материальных и духовных потребностей, справедливость, равенство и т.д. [7, с. 401—403; 8, с. 8; 13, с. 257; 15, с. 242; 17, с. 321];

2) личное достоинство, под которым понимается ценность конкретного человека;

3) достоинство человека как представителя определенной социальной группы и т.п. (например, национальное достоинство, достоинство педагога, достоинство судьи, достоинство женщины). В данном контексте также уместно сказать о том, что в ряде случаев общество предъявляет повышенные требования к духовным качествам личности, а также к ее поступкам.

Субъективный компонент достоинства есть осознание индивидом своей ценности как человека вообще, конкретной личности, представителя определенной социальной группы (класса, нации и т.д.). Внутренняя (субъективная) сторона достоинства связана также со способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е. связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу [6, с. 45]. Эта сторона обусловливается способностью человеческого сознания отражать не только объективный мир, но и самого себя, свое место и значимость в этом мире [4, с. 25; 12, с. 17].

Несмотря на общность подхода к пониманию категории достоинства с точки зрения включения в нее объективного и субъективного компонентов, внутри данной концепции имеется немало дискуссионных моментов. Отметим наиболее значимые.

Во-первых, некоторые авторы к числу субъектов, наделенных достоинством, относят исключительно физических лиц. Другие трактуют субъектный состав значительно шире, включая в него также коллективы, организации, нации, народы, государства, мировое сообщество.

Во-вторых, отдельные ученые (Н.А. Придворов, А.В. Белявский, А.В. Зелепукин, И.И. Солодкин, И.Г. Филановский и др.) выделяют в качестве самостоятельного структурного элемента достоинства наличие у человека совокупности моральных качеств, ценностных ориентиров, которые объективно характеризуют социальную значимость личности [9, с. 68]. Другие ученые в качестве одного из аспектов достоинства личности указывают нравственное поведение, достойный образ жизни и т.п. На наш взгляд, положительные качества личности, поведение в обществе не являются самостоятельным компонентом достоинства, они входят в структуру личного достоинства и являются тем критерием, на основе которого осуществляется оценка достоинства конкретного лица.

В-третьих, высказывается мнение о необходимости отнесения к личному достоинству не только духовных качеств личности, но и физических (И.И. Солодкин, И.Г. Филановский, А.Д. Анисимов и др.). При этом другие авторы (например, А.А. Власов, А.В. Белявский, Н.А. Придворов и др.), напротив, полагают необходимым употребление этических категорий только для обозначения нравственного сознания и нравственных отношений [6, с. 56]. С данной позицией представляется возможным согласиться: действительно, физические недостатки человека (глухота, слепота и т.п.) ни в коей мере не могут отражаться на его достоинстве.

Теория объективно-субъективной оценки, на наш взгляд, является наиболее обоснованной, поскольку учитывает как социальный, так и индивидуальный аспект достоинства личности.

Честь и достоинство тесно связаны между собой, взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга и чаще всего рассматриваются как единая пара категорий в этике и праве. Провести абсолютную грань между этими понятиями невозможно. Представляется интересной высказанная когда-то Вольтером мысль: «Честь есть состояние безупречного нравственного достоинства» [19, с. 79]. Вместе с тем тесная взаимосвязь данных категорий не исключает присутствия у них специфических признаков.

Чести и достоинству свойственны следующие общие качества.

1. Являясь нравственными категориями, они представляют собой этические блага и в то же время носят общеправовой характер. Современное законодательство относит честь и достоинство к категории личных неимущественных благ.

2. Честь и достоинство имеют общее историческое происхождение и зависят от типа общественно-экономической формации. Появление феноменов чести и достоинства не связано непосредственно с возникновением человеческой цивилизации. Они появляются на определенном этапе социокультурного развития общества, характеризующемся достаточно развитыми материальными и духовными условиями реализации нравственных ценностей. В этом смысле честь и достоинство в полном смысле являются достоянием лишь современного общества. Представление о чести и достоинстве складывается в зависимости от того, в каком обществе имеет место становление данных понятий. Признанные в обществе социальные нормы формируют правила должного поведения, выполнение которых вызывает уважение, положительную оценку.

3. Данные категории раскрывают существенные связи между обществом и личностью. Посредством категорий чести и достоинства характеризуются разнообразные аспекты общественной ценности личности, ее положительные социальные качества, мотивы поведения и нравственные потребности. Как оценочные категории, честь и достоинство раскрывают отношение общества к личности и личности к самой себе.

4. Честь и достоинство связываются с позитивной формой поведения и играют важную роль в регулировании нравственных отношений.

5. Рассматриваемые категории имеют самообогащаемый характер, смысл которого видится в том, что наличие конкретного блага у определенного лица дает ему возможность рассчитывать в дальнейшем на еще более высокую положительную оценку со стороны общества при условии последующего позитивного (по мнению общества) поведения.

6. Честь и достоинство являются приобретенными благами, так как при рождении они признаются за человеком настолько, насколько они корреспондируют естественным правам и свободам, и лишь в дальнейшем своими поступками человек может заслужить хорошее или плохое мнение о себе.

7. Честь и достоинство имеют нематериальный характер, они не являются и не могут являться предметами имущественного оборота в силу свойства их неотчуждаемости и непередаваемости.

Несмотря на тесную взаимосвязь, имеются и довольно существенные различия в характеристиках рассматриваемых категорий. В частности, чести свойственны следующие специфические признаки.

1. Честь, будучи объективным общественным свойством, включает в себя два аспекта: объективный (оценка личности, ее качеств и поступков обществом) и субъективный (оценка личностью своего положения в обществе). Вместе с тем категория «честь» связана, в первую очередь, с социальным статусом личности, с тем, насколько она соответствует тем требованиям, которые к ней предъявляет общество. Моральная ценность личности связывается с ее заслугами, поэтому значение имеют только те качества личности, которые имеют ценность для общества.

2. Наличие чести определяется на основе сопоставления информации о содержании социальных норм, принятых в обществе, и совокупности качеств личности, ее поступков, а также целей и мотивов ее поведения. Объективный характер критериев морали и нравственности не допускает субъективного, произвольного толкования того, что является честью или бесчестьем.

4. Честь может проявляться во внешних формах признания (награды, чины и т.п.).

5. Честь может принадлежать только личности и имеет большое значение для наиболее полного понимания данной категории.

К специфическим чертам достоинства следует, на наш взгляд, отнести следующие.

1. Категория достоинства рассматривается как одно из понятий теории гуманизма, тогда как честь не входит в число этих понятий.

2. Достоинство включает в себя два аспекта: объективный (общественная оценка человека как ценности вообще безотносительно к ее качествам и поступкам, оценка личностного достоинства, оценка представителя определенной общности людей) и субъективный (самоосознание личностью своей внутренней ценности). Достоинство — неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность. В достоинстве отражается представление о ценности всякого человека (т.е. оно исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении) [13, с. 229—251]. Достоинство объективно включает в себя качества, которые личность осознает как ценности общества. Достоинство субъективно отражает переживание субъектом чувства морального удовлетворения уважительным отношением к его качествам и поступкам со стороны общества [18, с. 12]. Таким образом, достоинство ориентировано на внутреннюю составляющую, осознание личностью своей ценности в целом.

3. Достоинство в общечеловеческом понимании принадлежит любому человеку независимо от психофизиологических качеств. Личное достоинство, а также достоинство представителя определенной общности людей может принадлежать только личности.

4. Наличие достоинства определяется на основе сопоставления информации о социальных нормах, принятых в обществе, совокупности качеств личности, ее поступков и мотивов поведения, а также самоосознания личностью своих качеств и поведения.

5. Достоинство не нуждается во внешних атрибутах признания.

Изложенные характеристики позволяют сформулировать следующие определения чести и достоинства.

Честь как социально-правовая категория представляет собой исторически детерминированное этическое благо нематериального характера, отражающее положение личности в обществе, формирующееся в результате ее общественной оценки с точки зрения критериев соответствия ее качеств и поведения социальным нормам, принятым в рамках конкретной общественно-экономической формации, и адекватного восприятия личностью данной оценки, подлежащее защите со стороны государства.

Достоинство как социально-правовая категория есть исторически детерминированное этическое благо нематериального характера, подлежащее всесторонней государственной защите, характеризующее, с одной стороны, человека как высшую ценность, не зависящее ни от каких внешних факторов, а с другой, отражающее ценность личности в глазах общества и самоосознание ею своей социальной значимости с позиций соответствия ее качеств и поведения социальным нормам, принятым в рамках конкретной общественно-экономической формации.

Подводя итог сказанному, сформулируем некоторые выводы:

— честь и достоинство представляют собой многогранное явление, они в равной мере имеют философский, социологический, этический, нравственный и правовой характер;

— как честь, так и достоинство включают в себя два компонента: объективный и субъективный;

— рассматриваемые категории тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, однако не тождественны друг другу;

— обозначенные категории обладают некоторыми общими свойствами, в том числе имеют общее историческое происхождение и раскрывают существенные связи между обществом и личностью, связываются с позитивной формой поведения и играют важную роль в регулировании нравственных отношений и т.д.; при этом данным благам свойственны специфические черты;

— на сегодняшний день существуют объективные предпосылки к закреплению определения чести и достоинства на законодательном уровне, а также совершенствованию механизма их защиты.

 

Список литературы

 

1. Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона. URL: http://www.library.ru/help/docs/n56821/hest1.doc (дата обращения: 11.04.2013).

2. Безлепкин Б.Т. Судебная защита чести н достоинства граждан в охранительных отношениях // Правоведение. 1990. № 1.

3. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / биогр. очерк и пер. М.М. Исаева. — М., 1939.

4. Белявский А.В., Придворов Н.А. Охрана чести и достоинства личности в СССР. — М., 1971.

5. Блюмкин В.А. Категории достоинства и чести в марксистской этике: автореф. дис. … канд. филос. наук. — М., 1964.

6. Власов А.А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации. — М., 2000.

7. Герцен А.И. Несколько замечаний об историческом развитии чести: в 7 т. — Спб., 1905. Т. 4.

8. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. — М, 1933.

9. Зелепукин А.В. Предмет и категории этики: учеб. пособие. — Саратов, 2002.

10. Маннанова Х.П. Честь как категория марксистской этики: дис. … канд. философ. наук. — Ташкент, 1970.

11. Осмонов А.К. Уголовная ответственность за оскорбление: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 1972.

12. Придворов Н.А. Институт достоинства личности в советском праве: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — Харьков, 1986.

13. Рудинский Ф.М., Шишенина И.В. Право человека на достоинство // Наука прав человека и проблемы конституционного права. — М., 2006.

14. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. — М., 1989.

15. Уткин С.С. Очерки по марксистско-ленинской этике. — М., 1962.

16. Шахманаев К.А. Уголовно-правовая защита чести и достоинства личности (уголовно-правовой и криминологический анализ): автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2009.

17. Шишкин А.Ф. Основы марксистской этики. — М., 1961.

18. Шмарион В.И. Ответственность за преступления против чести и достоинства личности по российскому уголовному законодательству: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Ростов-н/Д, 2001.

 

19. Эйнштейн И. Честь в философии и праве. — Спб., 1895.

www.sovremennoepravo.ru

Понятие чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве



Статья посвящена проблемам толкования таких категорий, как честь, достоинство и деловая репутация и их разграничения между собой. Приводятся основные точки зрения по рассматриваемому вопросу. Выражено мнение автора по определению и разграничению анализируемых категорий.

Ключевые слова: честь, достоинство, деловая репутация, нематериальные блага, социальные блага, моральный вред

Будущее общества немыслимо без уважения в нём прав и свобод личности, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.

Честь, достоинство и деловая репутация — это такие морально-правовые категории, которым присущи специфические свойства. Они влияют на оценку и значимость человека для общества, связаны с существованием человека в социальной среде. И любое общество должно обладать этими важнейшими социально — правовыми ценностями.

Одним из признаков общественного прогресса является защита прав человека, где приоритет отдается общечеловеческим ценностям. Обеспечение этих ценностей — необходимая характеристика любого демократического государства. Но будучи наделенным сознанием, умеющим чувствовать и проявлять свою волю, сам человек представляет собой эту ценность. И ничто не может служить причиной для умаления его достоинства и чести.

Субъекты права не только должны быть уверены в том, что их поступки и образ действий не будут ущемлены распространением в отношении их ложных порочащих сведений, но, и иметь возможность требовать, чтобы общественная оценка их поведения соответствовала тому, как они поистине выполняют требования закона, морали и правил поведения.

Честь, достоинство и деловая репутация — это защищаемые законом, социальные блага, нарушение которых наносит серьезный моральный вред свободе действий и общественному положению посредством создания неблагоприятного впечатления.

Однако до настоящего времени законодательно и доктринально не разрешены ключевые и базовые проблемы реализации права на защиту чести, достоинства и деловой репутации.

В частности, отсутствует законодательное определение понятий правовых категорий: «честь», «достоинство» и «деловая репутация», вследствие чего продолжает оставаться неопределенным четко круг субъектов права на защиту. При этом современное российское гражданское право всё ещё находится на этапе своего формирования. И проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации в нынешних условиях приобретают особое значение.

Рассматривая содержание понятий честь, достоинство и деловая репутация представляется необходимым отметить, что как фундаментальные и базовые категории института нематериальных благ они характеризуется с точки зрения содержания значительной долей абстракции и субъективными критериями.

Это обстоятельство повлекло то, что ни гражданское право, ни иные отрасли права не содержат законодательного определения чести, достоинства и деловой репутации. По этим же причинам и в доктрине гражданского права и отраслевых научных течениях нет обобщенных, и неоспариваемых определений этих юридических и социальных категорий.

Такие понятия как честь, достоинство и деловая репутация в современной научной литературе толкуется разнообразно и неоднозначно.

Можно разделить все точки зрения относительно понятий честь, достоинство и деловая репутация на три вида: первый, в соответствии с которым честь, достоинство и деловая репутация, абсолютно разные категории; вторая концепция, когда эти нематериальные блага рассматриваются как смежные категории, обладающие взаимной согласованностью, и третья — отсутствует какое-либо разграничение понятий.

Второго варианта придерживается большинство авторов. Многие рассматривают категорию чести опосредованно через призму смежных, но не идентичных категорий достоинства и репутации.

Так, в частности, Ю. В. Молочков считает, что честь необходимо понимать как определенное внешнее отношение к человеку, как «грань его положительной репутации» [1, с. 8].

Дается соприкасающееся с деловой репутацией определение, согласно которому, честь рассматривается как элемент (и только положительный элемент) репутации. При этом репутация трактуется в широком смысле, не ограничиваясь понятием деловая репутация.

М. Н. Малеина полагает, что честь — это общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина [2, с. 58]. В этом случае честь трактуется как субъективное восприятие личностью своих положительных свойств с точки зрения мнения общества. Представляется, что, по мнению М. Н. Малеиной, понятие чести существует отдельно от других категорий.

В свою очередь, к третьему виду можно отнести мнение А. М. Эрделевского. Он проводит разграничение между понятием честь и правом на честь, оперируя термином «право чести».

Честь, по его мнению, субъективное право человека на положительную оценку своей личности, как в своих собственных глазах, так и в глазах окружающих.

Поэтому у права чести есть два аспекта: субъективный и объективный. Субъективный аспект чести — это достоинство, право человека, не зависящее от его действий и мыслей и охраняемое государством безотносительно к правовому статусу любого человека, даже если это преступник. Объективный, или точнее интерсубъективный аспект чести — это доброе имя и репутация человека, с юридической точки зрения — это субъективное право человека своим поведением формировать представление о себе у окружающих» [3, с. 11].

Таким образом, по мнению этого автора, субъективный аспект чести есть достоинство. Как видится, налицо полное отсутствие разграничения понятий чести и достоинства.

Представляется необходимым выделить мнение А. А. Власова, который, условно говоря, объединил перечисленные суждения и пришел к выводу что честь — это и общественная оценка личности и одновременно осознание и собственная интерпретация самой личностью такой оценки, то есть самооценка. Следовательно, и само понятие чести слагается из двух компонентов (объективного и субъективного) и имеет как бы два аспекта — внешний или, как его иначе называют, объективный и внутренний или субъективный.

В этом тезисе и во многих других фигурирует понятие «самооценка», через которое многие авторы, в зависимости о какой стороне самооценки идет речь, определяют честь и достоинство. Соответственно можно выделить природу самооценки как признак, по которому можно определить честь и достоинство.

Еще более сложно, разнообразно, неоднозначно и неопределенно исследователями трактуется вопрос о понятиях «достоинство», «репутация», «деловая репутация» в соотношении с понятиями «честь» и «достоинство».

В частности, С. В. Нарижний понимает «под достоинством — общественную оценку человека», «под честью — его личную самооценку». В чем заключается разграничение этих понятий, автор не указывает» [4, с. 100].

Л. О. Красавчикова под достоинством подразумевает «известную самооценку личностью своих моральных, деловых и иных социальных качеств» [5, с. 24].

По мнению А. М. Эрделевского, достоинством является «сопровождающееся собственной положительной оценкой отражение качеств лица в его сознании» [6, с. 16].

Н. К. Рудый считает, что достоинство — это «самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности» [7, с. 13].

Таким образом, ключевое значение имеет природа самооценки, субъективная они или объективная от этого зависит, какую категорию она характеризует.

Для легального определения чести и достоинства необходимо указать на первоначальный субъект оценки качеств и способностей конкретной личности. Так, честь представляет собой социальную оценку конкретной личности (непосредственную оценку обществом). В свою очередь достоинство, можно было бы закрепить, через такую категорию как самооценка, внутренняя самооценка личностью своих качеств. При этом оценка обществом этих качеств учитывается индивидом, но не играет первоначальную роль для восприятия.

В части понятия деловая репутация вопрос не столь спорный как с определением понятий честь и достоинство. Термин «репутация» русским языком заимствовано от французского reputation и латинского reputatio (размышление, рассуждение) и подразумевает: добрая или худая слава о человеке; общественное мнение о человеке, об учреждении. В Словаре русского языка С. И. Ожегова под репутацией понимается приобретаемая кем-нибудь или чем-нибудь общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-нибудь или чего-нибудь [8, с. 325]. В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля — слава человека, добрая и дурная, как и чем кто слывет, общее мнение о ком-либо [9, с. 581]. Таким образом, репутация может быть как хорошей, так и плохой и представляет общее мнение о ком-либо.

К понятию «репутация» в различных источниках проявляется более или менее единообразный подход, однако с понятиями «деловая репутация», «репутация» вопрос обстоит иначе.

Т. В. Черкасова, исследуя вопрос о содержании объема понятия репутация, пришла к выводу о том, что «репутация гражданина выступает в качестве родового понятия, в ее основе лежит достоинство личности, а наиболее высоким проявлением положительной репутации является честь» [10, с. 8]. Здесь снова видится способ определения понятия через другие смежные категории.

А. Л. Анисимов считает, что деловая репутация гражданина определяется уровнем его квалификации и характеристикой профессиональной деятельности [11, с. 8].

А. М. Эрделевский определяет деловую репутацию как сопровождающееся оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании. При этом, отграничивая деловые качества от «неделовых», поясняет, что деловые качества — это качества, которые обеспечивают осуществление этим гражданином деятельности, направленной на удовлетворение общественных потребностей, или его эффективное участие в такой деятельности. Такая деятельность вызывает определенную оценку в общественном мнении, т. е. у гражданина складывается деловая репутация [12, с. 136].

В связи с этим, сторонники позиций делятся на тех, кто связывает деловую репутацию только с предпринимательской деятельностью и тех, кто имеет противоположное мнение и не ограничивается только критерием предпринимательской деятельности.

Анализируя изложенные точки зрения, представляется необходимым в качестве вывода отметить, что ни законодательно, ни доктринально понятия честь, достоинство и деловая репутация в настоящее время не определены, не разграничены.

Даже Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» от 24.02.2005 № 3 не дает какого-либо определения таким морально-правовым категориям, как честь, достоинство, деловая репутация. Лишь ограничиваясь тем, что право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц — одним из условий их успешной деятельности.

Это напрямую связано с тем, что моральное пространство гораздо шире правового. Следовательно, разъяснения, содержащиеся в этом постановлении Пленума ВС РФ, имеют конституционную основу, но даже они не разграничивают категории честь и достоинство, выделяя лишь отдельно деловую репутацию юридических лиц.

В свою очередь, понятие честь необходимо рассматривать как морально-юридическую категорию объективного характера, которая определяет общественную оценку личности.

Честь как нематериальное благо неразрывна от положительной оценки качеств личности, прежде всего в общественном сознании. И, в свою очередь, является смежной категорией понятия достоинство.

Каждому при рождении честь презюмируется, что означает, что отсутствие установленных отрицательных, негативных оценок свидетельствует о наличии чести. Это говорит как раз об объективности категории «честь». Таким образом, понятие обладает следующими признаками:

− объективный характер;

− имеет равный объем понятия абсолютно для всех;

− наличие чести презюмируется.

В свою очередь, достоинство, как правовая категория есть категория субъективная, и выражается во внутренней самооценке личности посредством осознания ею своих личных качеств, выполненного долга и своего общественного значения. Достоинство определяет субъективную оценку личности. И важно отметить такой признак, как природа самооценки. Определив, о внутренней или внешней самооценке идет речь, можно разграничивать честь и достоинство.

В части понятия деловая репутация спорных вопросов меньше. Однако связывать понятие деловая репутация только с осуществлением коммерческой деятельности, представляется неправильным, поскольку деловая репутация представляет собой оценку профессиональных качеств гражданина и юридического лица независимо от рода и вида деятельности.

Литература:

  1. Молочков Ю. В. Защита чести и достоинства в гражданском процессе. Автореферат дисс. канд. юр. наук. — Екатеринбург. 1993. — 19 с.
  2. Малеина М. Н. Защита личных неимущественных прав граждан. — М., Статут. 2005. — 438 с.
  3. Эрделевский А. М. Диффамация. — М., Норма. 2002. — 32 с.
  4. Власов А. А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации. М., 2000. — 385 с.
  5. Красавчикова Л. О. Компенсация морального вреда субъектам экономической деятельности в случаях причинения вреда их деловой репутации // Юридический мир. — 2008. — № 8. — 12 с.
  6. Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда. — М., Норма. 2006. — 236 с.
  7. Рудый Н. К. Правовая характеристика чести, достоинства и репутации Н. К. Рудый // Юрист. — 2008. — № 3. — 13 с.
  8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1989. — 676.с.
  9. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М.: Рус. яз., 1998. – Т. 3. П. — 899 с.
  10. Черкасова Т. В. Гражданско-правовая защиты чести, достоинства и деловой репутации как форма социально правовой защищенности граждан. М. 2001. — 28 с.
  11. Анисимов А. Л. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации по законодательству Российской Федерации. М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001. — С. 90.
  12. Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. М.: БЕК, 2000. — 236 с.

Основные термины (генерируются автоматически): деловая репутация, честь, достоинство, категория, защита чести, качество, общественная оценка личности, природа самооценки, общее мнение, общественная оценка.

moluch.ru

Понятие о чести — Альтернативная История

 

В свете систематически возникающих на сайте проблем.

Глава III. Понятие о чести.

 

§ 6. Идея чести – весьма высокая идея. Не только по естественному человеческому рассуждению, но и по высшему нравственно-христианскому сознанию – честь должна быть для человека дороже самой жизни. «Лучше мне умереть, чем если похвалу – честь – мою кто уничтожил бы», – говорит св. апостол Павел (1 Кор. IX, 15). В военном сословии издавна было распространено и всегда имело особенное значение понятие о чести. И не без основания. С развитием и укоренением чувства чести в войсках, в них в то же время укреплялась полная и самоотверженная преданность идее государства и связь чести с патриотическим долгом.

§ 7. Основою современного понятия о чести является идея нравственной личности и покоящееся на ней понятие личного достоинства. Поэтому честью называется то внутреннее чувство собственного человеческого достоинства, которое, с одной стороны, побуждает нас направлять свою жизнь и деятельность согласно с требованиями разума, с внушениями совести, с предписаниями [17] закона христианского и с установившимися в обществе правилами нравственной порядочности, а с другой – вызывает в нас желание, чтобы и другие считали нас за людей достойных уважения.

Это понятие о чести заключает в себе два фактора: во-первых – внутреннее чувство собственного достоинства человека, и, во-вторых – отношение других к нему, как к личности, т. е. мнение о нем общества.

Чувство собственного достоинства человека представляет собой собственный, внутренний стимул к честной, нравственной и добропорядочной жизни. Это чувство, само по себе, не есть что-либо материальное, осязаемое, оно имеет идейный характер, а потому взвешивается и оценивается глазами собственной совести и недоступно для нападения извне, для оскорбления: честный человек остается честным, что бы ни делали и не думали другие. Но это чувство нравственного достоинства может проявляться и во внешних действиях и поступках человека, и тогда оно взвешивается и оценивается по тому значению, какое оно имеет для общества, государства или для людей. Чувство чести, проявляющееся во внешнем действии, побуждает каждого человека направлять свою жизнь и деятельность согласно с установившимися в человеческом обществе правилами нравственной порядочности, т. е. не нарушать своими внешними поступками, своим поведением общественных нравов обычаев, правил, как например, выработанных уже обществом правил приличия, благопристойности, способа и формы взаимного обращения или обхождения; не обнаруживать порочные наклонности и не попирать дерзко и нагло божеские и человеческие законы.

Существо чести, кроме внутреннего достоинства, требует и наружной оценки, почета со стороны других, как необходимого дополнения. Это притязание выражается внешним образом в стремлении требовать от других такого обращения, которое принято в отношениях к людям добропорядочным, т. е. чтобы другие не выказывали пренебрежения к его личному достоинству и воздерживались бы от всего того, что выражает собою мысль о том, что человек не достоин уважения и по своим качествам [18] противоречит требованиям общественной нравственности. Противоположного к ним обращения мы не терпим, называем его оскорблением. Таковы основные понятия чести. При современных воззрениях эта общечеловеческая честь присуща всем людям, независимо от принадлежности их к тому или иному общественному классу. Поэтому, все то, что бесчестно с точки зрения гражданина, бесчестно и с точки зрения военного.

§ 8. Рядом с индивидуальной, личной жизнью каждое лицо в государстве имеет и свою сферу общественной жизни, оно принадлежит к известному сословию, к группе лиц, занимающихся тем или другим промыслом, занятием. Всякое же такое организованное общество (корпорация) создает свои особые специальные этические нормы (нравы, обычаи, правила), обязательные для всех его членов.

Этим этическим нормам создается так называемая корпоративная честь, та особенная честь, понятие о которой находится в зависимости от нравов того или иного сословия или класса (Standesehre, как называют немцы), например: честь дворянская. коммерческая и т. д., а в войске – воинская честь (честь мундира). Значение особенной, корпоративной чести проявляется в том, что деяние, безразличное вообще, становится позорным и оскорбительным, если оно относится к лицу данного класса (корпорации), роняя его именно в среде этого класса. Например, если трусость явится при некоторых условиях извинительной для мирного гражданина, то для военного она всегда и везде позорна.

Поэтому естественно, что честь каждого такого кружка, корпорации, отражается и на чести каждого их члена; к личной чести примешивается, как ее элемент, честь сословная, корпоративная; а при этих условиях доброе имя одного из членов корпорации, его незапятнанная репутация являются нераздельною честью и всех других сочленов, а оскорбление, направленное прямо на одного, отражается посредственно и на остальных.

§ 9. Понятие и значение воинской чести объясняется назначением войска.

Призвание воина наиболее высокое из всех гражданских [19] обязанностей, а именно: защита Престола и Отечества от врагов внешних и внутренних, охрана мира и культурного развития государства, т. е. защита того, что для всех людей святее всего. Нравственный дух войска, вытекающий из сознания высоких задач и значения армии, обусловливает собой развитие понятия воинской чести. «Воинская честь выражается в верности престолу, мужестве против неприятеля, в презрении труса; она есть высшее духовное благо армии; армия погибла, если потеряна ее честь». С развитием и укоренением воинской чети нераздельно соединяется сознание и укрепление патриотического долга. Эти нравственные начала вселяют в армию тот великий воинский дух, который воодушевляет войска и ведет их к победам.

Все эти качества должны быть присущи каждому военнослужащему, как офицеру, так и солдату. Но офицеры, так сказать, «ядро и душа войска», должны отличаться наибольшим развитием этих нравственных качеств и сохранять в чистоте и неприкосновенности чувство чести, быть рыцарями в самом идеальном значении этого слова. Если бы в наше время существовали девизы, то каждый военный должен избрать для себя девиз Баярда: без страха и упрека. Являясь хранителями чести, офицеры должны обладать не только общечеловеческой честью, присущей каждому человеку, но и так называемою военно-сословной честью.

При равенстве требований чести и рыцарских обычаев от всех товарищей по оружию, офицерское общество составляет одну корпорацию, одну военную семью. Каждый офицер, как член этой корпорации, не может относиться безразлично и произвольно к установившимся в этой корпорации правилам и обычаям, и не может оставаться равнодушным, видя попрание этих правил другим ее членом. Долг военно-сословной чести требует, чтобы каждый офицер дорожил и был представителем чести не только для себя, но и во имя своего сословия. [20]

Поэтому каждый офицер должен поступать таким образом, чтобы не замарать чести военного мундира, понимая под этим выражением понятие о воинской чести и доблести офицерского звания, которых мундир служит лишь наглядным внешним представителем. Имея честь носить полковой мундир, офицер является всегда и везде одним из представителей полка и всегда должен помнить, что по его действиям составляется общественное мнение о достоинстве всего полка. Существо сословной чести требует, чтобы офицерское достоинство признавалось и уважалось в обществе, со стороны граждан. Поэтому каждый офицер должен себя держать в обществе так, чтобы своими действиями и образом мыслей не только не совершить ничего предосудительного и вообще того, что считается противным общественным понятиям о чести вообще и специально воинским понятием о доблести и достоинстве офицерского звания, но и не подвергнуть своего имени опасности, избегнуть самого малейшего намека на что-либо противное чести и благородства. В частных общественных сношениях офицер должен относиться ко всем лицам других сословий с уважением и свое чувство собственного достоинства не должен выражать надменностью пред этими лицами.

Вообще, офицер, где бы он ни был, ни на минуту не должен забывать требований, соединенных с высокими обязанностями его звания, обязан во всем руководствоваться возможною осторожностью, дабы не дать никакого повода к дурной молве и поступать обдуманного и с достоинством, одним словом так, чтобы всюду чувствовал себя представителем своего сословия и, как таковой, пользовался от всех видимыми знаками уважения и почета.

Вообще же положительных правил на все разнообразные случаи – применительно ко времени, месту, обстоятельствам – установить нет никакой возможности. Справедливое [21] чувство сознания своего собственного достоинства, чуждое высокомерия, такт и осторожность – единственные средства охранения и возвышения значения офицерского звания.

В прусской армии высочайший приказ императора Германского от 2 мая 1874 года содержит в себе прекрасное и достойное внимания определение как существа воинской чести, так и образа жизни офицера.

«Я ожидаю от всего общества офицеров моей армии, что для него, как в настоящем, так и в будущем, честь почитаться будет самою высшею драгоценностью. Сохранение ее чистой и безупречною должно составлять священнейший долг как всего сословия, так и каждого офицера в отдельности. Исполнение этого долга офицерами неразрывно с вполне добросовестным исполнением и других обязанностей. Истинная честь не может существовать без преданности до готовности жертвовать жизнью, без непоколебимого мужества, неизменной храбрости, повиновения до самозабвения, неуклонной правдивости, строжайшей скромности и выполнения других, даже иногда кажущихся малозначащими обязанностей. И в общественной жизни честь требует от офицера такого поддержания им своего достоинства, чтобы всем была очевидною его принадлежность к сословию, которому доверяется охрана престола и отечества. Офицер должен стараться избирать себе такой круг знакомства, где преобладают нравственные начала. И в общественных местах офицер обязан постоянно памятовать, что он не только образованный человек, но и хранитель чести, и выразитель возвышеннейших обязанностей своего сословия. Офицер должен остерегаться всякого поступка, могущего повредить не только его доброму имени, но и имени каждого в отдельности и всего общества офицеров в совокупности. В особенности ему следует избегать: распутства, пьянства и азартных игр, исполнения каких бы то ни было обязанностей, набрасывающих хотя малейший намек на нечестный [22] поступок; биржевой игры, участия в промышленных обществах, ни цель, ни слава которых не безупречны; наживы сомнительными путями, и воздерживаться от опрометчивой дачи честного слова. Чем сильнее в других сословиях господствует роскошь и широкая жизнь, тем звание офицера строже обязывает не забывать, что одни материальные блага не могут ему ни дать, ни сохранить высокого, почетного положения на службе и в обществе. Памятовать это необходимо не потому, чтобы изнеженный образ жизни особенно вредно влиял на воинские способности офицера, но в виду опасности в том отношении, что такой образ жизни вполне расшатывает основные понятия об офицерском звании и влечет за собою жажду к наживе».

§ 10. Хотя «положение о суде общества офицеров» не содержит в себе объяснения понятия чести, но это умолчание объясняется тем, что понятие о чести и сознание ее требований присущи каждому человеку, а тем более офицеру, призванному беречь ее. [23]

 

По изданию: Суд общества офицеров и дуэль в войсках Российской Армии. Действующее законодательство со всеми комментариями. Составил П. А. Швейковский, Военный Следователь Петербургского Военного Округа. — СПб., 1898 год.  

alternathistory.com

Синонимы к словосочетанию ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ

Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам.

Все значения слова «понятие»

ЧЕСТИ́ТЬ, чещу́, чести́шь; несов., перех.

Все значения слова «честить»

Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

Все значения слова «честь»
  • Все они подвержены безудержным страстям, для каждого из них очень важно понятие чести и так далее.

  • Человек отнюдь не добреет, он по-прежнему завистлив, злобен, алчен, мстителен, утратил понятие чести, достоинства.

  • Мне он показался хорошим офицером, которому не чуждо понятие чести.

(все предложения)

kartaslov.ru

Ответы@Mail.Ru: понятие чести

— понятие морального сознания и категория этики, по своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения, аналогично понятию достоинства Подобно достоинству, понятие честь раскрывает отношение человека к самому себе (!) и отношение к нему со стороны общества (?) Однако, в отличие от понятия достоинства, моральная ценность личности в понятии честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие честь, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что находит отражение в их репутации Соответственно честь требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит Исторически понятие честь возникло в моральном сознании общества в виде представления о родовой и сословной чести (моральное требование, предписывающее человеку образ жизни и действий, не унижающий достоинства определенного сословия или рода) [16] По [2] “ но в отличие от достоинства понятие честь основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифференциальной оценке (в зависимости от социального положения личности, классовой, национальной, профессиональной и коллективной принадлежности или репутации) Критерий этой оценки и требования к человеку, связываемые с его честью, изменялись исторически Феодальная честь носила сословный характер, требовала соблюдения норм поведения «благородного» сословия Буржуазная честь так или иначе связывается с частной собственностью В социалистическом обществе сохраняется лишь национальная, профессиональная, отчасти классовая, а также коллективная и индивидуальная честь Последняя связывается с личными достоинствами, в основе которых лежат реальные заслуги человека перед другими людьми и обществом” Обычно, понятие честь связывают, непонятно почему, с привилегиями [2], снобизмом, чванством, высокомерием, тщеславием Объективно понятие честь неразрывно связано с понятием принципиальность, но в словаре по этике [16] почему-то об этой связи нет ни слова Ассоциативный блок » имею! » — говорят, разрывая отношения с подлецом.

К большому сожалению, сейчас мало у кого она сталась, даже у военнослужащих она и то осутствует, молчу уже о доблестной милиции.

«Сокровище на свете разве есть Ценней, чем незапятнанная честь? Нужнее жизни добрая мне слава: Её отдав, на жизнь утрачу право. » — Уильям Шекспир, «Ричард II»

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *