Кратковременная память — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 сентября 2014; проверки требуют 14 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 сентября 2014; проверки требуют 14 правок.Кратковременная память (КВП) — компонент памяти человека, в который информация поступает из сенсорной памяти, после обработки процессами восприятия, и из долговременной памяти, с помощью процессов (механизмов) целенаправленного (управляемого) и непроизвольного (спонтанного) вспоминания, позволяющий удерживать на короткое время небольшое количество информации в состоянии, пригодном для непосредственного использования. Кратковременную память также называют первичной или активной памятью. Ей противопоставляется долговременная память, способная удерживать информацию гораздо дольше кратковременной.
Идея разделения памяти на кратковременную и долговременную датируется ещё XIX веком. Развитие психологических моделей многокомпонентной памяти, предполагающих перенос информации из кратковременного хранилища в долговременный по истечении некоторого времени, относится к 1950-м годам. Наибольшую известность получила т. н. множественная модель, разработанная Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином. Однако точный механизм переноса информации, количество переносимых воспоминаний, да и само подтверждение разделения памяти на компоненты на физиологическом уровне остаётся предметом спора среди учёных.
Сознание видит и использует содержимое кратковременной памяти и обрабатывает его, с применением интеллектуальных операций, в оперативной части кратковременной памяти (рабочей (оперативной) памяти)), структуре для временного хранения информации во время её активной переработки мозгом, в которую собираются и сохраняются сведения, необходимые для решения текущей задачи. При этом процессы восприятия и спонтанного вспоминания, поставляющие информацию в кратковременную память, управляются сознанием в не значительной степени и в основном не прямо, а косвенно.
Продолжительность хранения информации (при условии, что нет повторения) около 20 сек. После 30 сек. след информации становится настолько хрупким, что даже минимальная интерференция разрушает его. [1] Объём краткосрочной памяти чаще всего оценивается в «7±2 элемента».
Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов. Однако эти объекты памяти, являющиеся образами реальных объектов, формируем
ru.wikipedia.org
Краткосрочная память — это… Что такое Краткосрочная память?
- Краткосрочная память
В основе термина лежит убеждение, что памятъ можно разделить на две отдельные системы: краткосрочную и долговременную. Предполагается, что краткосрочная память обладает ограниченной вместимостью (материал утрачивается через несколько секунд или минут). Этот материал закрепляется в краткосрочной памяти через повтореиие, а затем либо утрачивается (забывается), либо отбирается для переноса в долговременную память. Одной из моделей, в которой проводится различие между краткосрочной и долговременной памятью, является модель памяти Аткиисопа-Шиффрина.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
- Коэффициент умственного развития (КУР)
- Кривая серийных позиций
Смотреть что такое «Краткосрочная память» в других словарях:
Краткосрочная память — (англ. short term – короткий срок, memory память) система памяти, получающая и оперативно обрабатывающая новую информацию с тем, чтобы использовать её для решения текущих проблем и направить её затем на длительное хранение в долговременную память … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Краткосрочная память — (short term memory) система памяти, собирающая новую информацию. Также называется рабочей памятью … Общая психология: глоссарий
КРАТКОСРОЧНАЯ ПАМЯТЬ (или ХРАНЕНИЕ) — См. память, краткосрочная … Толковый словарь по психологии
память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия
память кратковременная — подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной. Необходимым условием перевода материала из памяти сенсорной в П. к. считается обращение на него внимания.… … Большая психологическая энциклопедия
Память кратковременная — (краткосрочная) – форма памяти, обеспечивающая кратковременное сохранение и воспроизведение информации, поступающей от органов чувств и из долговременной памяти. П. к. обеспечивает существование информации во время ее переработки в мозговых… … Словарь дрессировщика
краткосрочная — См. Память кратковременная … Словарь дрессировщика
Конопляный понедельник — Марихуана психоактивное вещество, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиоиды). В природе существует приблизительно 60 каннабиоидов, самый действенный из которых дельта 9… … Википедия
Sen Similya
— Марихуана психоактивное вещество, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиоиды). В природе существует приблизительно 60 каннабиоидов, самый действенный из которых дельта 9… … ВикипедияКонопля (наркотик) — Марихуана психоактивное вещество, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиоиды). В природе существует приблизительно 60 каннабиоидов, самый действенный из которых дельта 9… … Википедия
Книги
- Внимание и память, Саломатина Елена Ивановна. В три года у малышей формируется краткосрочная память, опережающими темпами развиваются наблюдательность, малыш уже может сосредоточиться на небольшой промежуток времени и получить… Подробнее Купить за 214 руб
- Внимание и память. 4 года, Саломатина Елена Ивановна. В четыре года у детей опережающими темпами развивается краткосрочная память. Ребёнок уже может заметить даже небольшие отличия между похожими изображениями, выполнять здания типа 171;найди… Подробнее Купить за 214 руб
- Внимание и память. 5 лет, Саломатина Елена Ивановна. 5 лет — это решающий возраст для развития у ребенка способности рассуждать, возраст, когда опережающими темпами развивается краткосрочная память и способность концентрироваться на задаче.… Подробнее Купить за 214 руб
psychology.academic.ru
Как работает кратковременная память
Долговременная память — важнейший инструмент работы мозга, позволяющий удерживать обширные объёмы информации, откладывающейся после достаточного количества повторений. Но мало кто задумывается, как именно эта информация попадает в долгосрочную память.
Кратковременная память — инструмент, хранящий оперативно поступающую информацию. Мозг фиксирует происходящее вокруг и сохраняет текущие события в достаточно коротком промежутке времени. Как правило до нескольких минут. Вы можете повторить, набрать и записать продиктованный вам номер телефона, но вряд ли вспомните последовательности из одиннадцати цифр через час.
Это происходит потому, что кратковременная память способна удерживать ограниченное количество ментальных объектов. Исследования активности человеческого мозга позволяют предположить, что это количество составляет в среднем от 4 до 7 объектов в единицу времени.
Другими словами, кратковременная память человека имеет немало общего с оперативной памятью компьютера: она используется непосредственно во время активности и стирает заложенную в неё информацию, когда та теряет актуальность.
Как известно в человеческом организме нет ничего лишнего. Кратковременная память является крайне неустойчивым, но от этого не менее важным механизмом, от качественной работы которого зависит оперативность обработки и анализа входящих данных (снова по аналогии с компьютером), анализа ситуаций и принятия решений.
Такую память можно и даже необходимо развивать.
Существует несколько простых способов, повторяя которые каждый день, можно заметить, как изменится гибкость ума и скорость мышления.
1) Запоминание и повторение числовых последовательностей.
2) Группировка объектов.
Простой пример: мы не запоминаем номера мобильных телефонов по одной цифре, а всегда группируем их в последовательность из двух- и трёхзначных чисел.
3) Использование мнемотехники.
Мнемонические приёмы рекомендовано использовать тем, кто имеет ярко выраженные проблемы с кратковременной памятью. Они также помогают переводить информацию в долговременную память, оказывая положительное влияние на улучшение запоминания. Мнемотехника заключается в переводе абстрактных понятий в конкретные путём связывания новых объектов с визуальной и аудиальной информацией, которая уже имеется в мозгу. Таким образом информация максимально быстро закрепляется и не забывается.
4) Правильное питание.
Правильное с точки зрения потребностей мозга. Известно, что на улучшение памяти — как кратковременной, так и долговременной — положительно влияет употребление определённых продуктов:
- содержащие витамины группы В (в особенности В6, В9, В12): зелёные овощи, белковые продукты, мёд.
- витамины С, Е и бета-каротин. Они содержатся в ягодах и свежевыжатых соках.
- жирные кислоты и Омега-3. Их источником являются морская рыба и грецкие орехи.
Необходимо помнить, что недостаточно съесть горсть орехов, чтобы моментально улучшить память. Только ежедневное систематическое потребление необходимых продуктов даст хороший эффект в долгосрочной перспективе.
Иными словами, если вы не хотите через несколько лет обнаружить пробелы в памяти, начать работать над её развитием и укреплением нужно уже сейчас. На курсах развития памяти в Advance мы учим эффективно переводить информацию из кратковременной в долговременную память.
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
advance-club.ru
какая информация хранится, как ее улучшить
Память – важнейшая функция мозга человека, используемая в мыслительных операциях и необходимая для составления новых фактов со знакомой информацией. Любые личностные особенности напрямую связаны с опытом человека, который невозможно накапливать без памяти. Без нее невозможно приспосабливаться к изменчивой среде.
Кратковременная память зависит от мозга
С каждым годом все больше информации поступает в мозг человека, необходимо уметь ее анализировать. Для этого существует краткосрочная память, используемая при любой умственной работе. Понимание принципов функционирования памяти поможет более эффективно ее использовать и развивать.
Что такое кратковременная память
Простое определение звучит так: краткосрочная (оперативная) память – это функция человеческого мозга, задача которой – сохранять необходимую информацию в течение непродолжительного времени.
Невозможно рассматривать кратковременную память в отрыве от сенсорной и долговременной. Когда человек видит или слышит что-то, у него работает первый вид памяти. Сенсорная память хранит информацию несколько секунд, пока нервный сигнал сохраняется в нейронах. Но потом старая информация быстро сменяется на новую, которую человек воспринял через органы чувств.
Визуализация памяти в мозгу
Пример. Если в течение длительного времени смотреть на неподвижного человека, глаз будет помнить его силуэт. Сенсорная память отличается от краткосрочной тем, что первая работает лишь в момент воздействия предмета на органы чувств человека, а во второй – информация еще сохраняется в течение часа.
Есть и долговременная память. Из названия понятно, что в ней хранятся данные в течение длительного времени.
В кратковременную память информация может поступать как из сенсорной, так и долговременной. Ещё одно название рассматриваемого в этой статье вида памяти – активная, непосредственно ее человек использует в любой интеллектуальной деятельности.
Кратковременная и долговременная память тесно связаны: чем больше времени происходит удержание информации в голове, тем выше вероятность ее хранения в долгосрочной памяти.
Объем
Объем – характеристика, указывающая на максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти в каждый момент.
Сколько данных способен удержать мозг человека? Общепринято, что объем кратковременной памяти составляет 7+/-2 единиц или блоков информации. Это было открыто известным ученым Джорджем Миллером.
По мере обучения единицы информации объединяются в блоки. Например, поворот автомобиля на дороге состоит из уменьшения скорости, разворота руля в одну строку, к по окончании маневра – в другую. Новичок каждое действие из этой последовательности держит отдельно, поэтому более простое задание требует больше оперативки.
Кратковременная память в голове человека
Каждое из этих действий занимает минимум три ячейки в оперативной памяти человека. Но по мере обучения все они выполняются быстро и начинают занимать одну ячейку. Вот почему опытные водители умудряются говорить по телефону и водить машину одновременно. Им приходится перерабатывать одновременно всего два блока информации.
Правда, в нестандартной ситуации количество данных в оперативной памяти резко возрастает (много незнакомых единиц информации), и, если в это время ещё говорить, резко повышается вероятность аварии. Поэтому нельзя говорить по телефону за рулем, даже если кажется, что получается контролировать ситуацию на дороге. Непредвиденные ситуации возникают регулярно, во время вождения весь объем оперативки должен быть доступным для вождения. Умение эффективно управлять транспортным средством заключается в способности максимально концентрироваться на дороге, удерживая все ее объекты в кратковременной памяти.
Внимание! Объем оперативки может быть и меньше 5 единиц. Все очень условно. Нужно учитывать специфику запоминаемых данных, состояние человека, мотивацию и другие параметры.
Возможные проблемы и нарушения
Память у любого человека далеко не совершенна. Поэтому различные проблемы и нарушения этой функции бывают у всех. Возможные нарушения:
- Нарушение консолидации. Не переводится информация с краткосрочного хранилища в долгосрочное. Причин много: недосыпание, недостаточная логическая обработка поступающей информации, болезни, голод, а также незнание механизмов работы памяти.
- Нарушения попадания информации в кратковременную память. Могут возникать по причине невнимательности или недосыпания.
- Заболевания. Проблемы бывают как при обычной простуде (хоть и не столь значительные), так и при серьезных заболеваниях (болезнь Пика, болезнь Альцгеймера, онкология головного мозга).
Эти проблемы могут проходить со временем или усиливаться.
Проблемы в молодом возрасте
В молодом возрасте память, как правило, лучше. Но нарушения могут возникать и у молодежи.
Студенты учатся
Причины универсальные для любого возраста, к описанным выше можно добавить следующие из них:
- Усталость. Особенно проблемы обостряются у студентов в период сессии. Если в мозг поступает слишком большое количество информации, происходит предохранительное торможение, чтобы не допустить перегрузки.
- Сильные стрессы. Объем «оперативки» в период стресса уменьшается на 60-70%. В результате, интеллект взрослого человека такой же, как у 10-летнего ребенка.
- Неправильный образ жизни. Если мало спать, неправильно питаться, курить и чрезмерно пить, то со временем неизменно начнет ухудшаться память, причем часть изменений обретает необратимый характер.
Профилактикой ухудшения памяти в любом возрасте являются регулярная умеренная умственная нагрузка, пешие прогулки и готовность воспринимать что-то новое.
Тренировка и развитие кратковременной памяти
Краткосрочная память тесно связана с вниманием, поэтому, тренируя ее, человек влияет на все остальное. Очень хорошо тренирует кратковременную память медитация. Медитировать просто: необходимо быть сосредоточенным на дыхании в течение какого-то количества времени. Если фокус сбивается, необходимо опять сосредоточиться на дыхании. Можно выбрать любой другой объект для концентрации.
Медитация укрепляет память
Во время медитации вдох и выдох всегда надо удерживать в кратковременной памяти. Это только кажется легко, но даже в течение 5 минут неопытный человек отвлекается раз 19 или 20.
Хороший способ улучшить плохую память или сохранить ее до старости – пешие прогулки. Они способны развить гиппокамп – участок головного мозга, отвечающего за способность мозга хранить информацию.
Совет. Полезно устраивать пешие прогулки на длительные расстояния, исследуя новые места города. Лондонские таксисты имеют классную память как раз за счет того, что они знают каждую улочку, что сделало их гиппокамп поистине огромным. Минимально пешая прогулка должна длиться 2 часа в день.
Память и мелкая моторика также хорошо связаны между собой. Для развития способности запоминать полезно мять пластилин или глину, лепить какие-то фигурки.
Упражнения
Любое действие, использующее кратковременную память, является упражнением. Есть ряд приемов, которые способны быстро ее усовершенствовать:
- Запоминание последовательности чисел. Это упражнение используется и для тестирования этой функции.
- Чакинг (группировка объектов). Чтобы вместить больше информации в кратковременную память, необходимо разбить ее на блоки. Номера телефонов разбиваются на три числа, поскольку так приходится запоминать не семь чисел, а три. Можно поупражняться в делении на блоки какого-то ряда чисел.
- Мнемотехника. Она направлена на развитие кратковременной памяти, но, если регулярно повторять изучаемый материал, то он перейдет в долговременную. Мнемотехника – полноценная дисциплина в психологии, на изучение которой придется потратить много времени. Чтобы сохранить информацию на всю жизнь, необходимо повторять ее через равные временные промежутки. Тренировать навыки мнемотехники можно с помощью программы Mnemocon для Android и iOS.
Существует множество приложений для смартфонов, тренирующих целый спектр когнитивных функций.
Примеры кратковременной памяти
С использованием кратковременной памяти человек сталкивается в жизни постоянно. В детстве его учат считать: два записывать, шесть – в уме. Или, когда человек повторяет номер мобильного телефона, чтобы его не забыть, пока занесет в записную книжку.
Еще один пример использования кратковременной памяти – обработка информации во время разговора. Здесь наблюдается очень тесное пересечение с концентрацией внимания. Невозможно сосредоточиться на том, чего нет в оперативной памяти. Приходится сохранять в голове не только фразы и их смысл, но и невербальные признаки, указывающие на эмоциональное состояние собеседника.
Если человек представляет какую-то картинку у себя в голове, у него тоже задействуется кратковременная память, обеспечивающая ее хранение в сознании.
Таким образом, примеров использования кратковременной памяти огромное количество. Ни одна умственная операция не обходится без нее, даже чистка зубов на автомате.
Видео
srazu.pro
как развить у взрослых, детей (дошкольников, школьников) и подростков
Кратковременная память позволяет нам выполнять множество разнообразных действий здесь и сейчас. Хозяйка в процессе мытья посуды автоматически запоминает, какие тарелки уже вымыты, а какие еще предстоит потереть намыленной мочалкой. Но помнить об этом всю жизнь или долгие годы совсем не обязательно. Поэтому воспоминания из рабочей ячейки хранилища стираются абсолютно безболезненно для женщины.
Кратковременная память: что это такое
Краткосрочная память, которая нужна нам для повседневной, сиюминутной работы – это способность удерживать в сознании информацию, полученную из жизненного опыта, короткое время. Она ограничивается небольшим объемом воспоминаний. Причем эти образы обычно связаны и хранятся в одной ячейке мозга.
Закон Миллера утверждает, что кратковременная память способна сохранить не больше 7 предметов или слов. Допустимая погрешность – плюс, минус два. Собираясь в магазин, мы легче запомним 5 необходимых продуктов, чем 9. Когда нам понадобиться записать на листочке бумаги список нужных продуктов? Когда их будет больше 5. Это говорит о том, что кратковременные воспоминания очень ограничены.
Обычно они связаны между собой. В данном примере, это продукты, необходимые для ужина. Вспоминая о том, что сегодня к вам приглашены гости, легко задействовать цепочку длительной памяти и тогда все продукты вплывут в голове, в связи с тем, для какого блюда они предназначены. Теперь их легко перевести в рабочую ячейку и купить.
Оперативное мышление умеет заглядывать в долговременное хранилище, извлекать оттуда нужную информацию, соединять ее с сиюминутной и принимать правильное решение. В данном примере, хозяйка вспомнила, какое блюдо ей надо приготовить и без списка вспомнила, что надо для этого купить.
Каждая новая переменная информация, стирает из рабочей памяти ту первую составляющую, которая уже не нужна сию минуту. Оперативная ячейка мышления активно работает во время чтения, рассказа, она отсекает отвлекающую и неверную информацию. Помогает разобраться в текущей реальности.
Как улучшить кратковременную память
Как улучшить кратковременную память? Для этого разработаны различные упражнения. Для чего нам нужна объемная рабочая память? Для того, чтобы более успешно решать свои профессиональные и бытовые задачи. В целом, краткосрочной или рабочей ячейкой своих воспоминаний человек пользуется постоянно: когда варит борщ, делает уборку в квартире, разрабатывает чертеж сложной детали.
Конечно, если в процессе рабочего дня вы пользуетесь большим объемом информации, находящимся под рукой, тем быстрее вы выполняете свои задания. Естественно, если зарплата зависит от количества выполненных заданий, каждый сотрудник будет стремиться выполнять работу быстрее. Большое количество знаний, хранящееся в оперативной ячейке, улучшит выполнение работы, ускорит ее.
Поэтому даже взрослые люди заинтересованы увеличивать количество своих оперативных знаний.
Оперативный резервуар знаний помогает нам отсекать ненужную, отвлекающую информацию, фокусировать внимание на выполнении одного дела. Это повышает производительность труда.
У взрослых людей
Тренировать способность запоминания взрослым людям можно, не потратив на это лишнего времени. К примеру, достаточно во время длительной поездки в троллейбусе, закрыв глаза, стараться вспомнить, какого цвета шапка у соседа.
Читать книги, учить стихи, изучать иностранные языки, разгадывать ребусы – все это укрепляет способность запоминать новую информацию. При этом включается не только слуховая память, но и визуальная. Это еще больше усиливает эффект. Ведь известно, что зрительный нерв гораздо толще слухового. Значит в процессе образного мышления принимает участие большее число нейронов.
Существует специальный тренинг, позволяющий натренировать оперативную память. В процессе тренировки человеку предлагается следить за рядом образов, определяя, какой появился раньше. Улучшение наступит, если ежедневно заниматься по 25 минут.
У детей (школьников, дошкольников) и подростков
Ребенку с большим запасом знаний легко учиться и понимать взрослых. Он меньше подвержен стрессам, у него хорошие оценки и довольные родители.
Как развить у ребенка объемный запас текущих воспоминаний? Все дело в развивающих игрушках и играх. Купите ему современное чудо – конструктор ЛЕГО. Собирая все новые и новые модели машин, самолетов, звездопланов, ребенок учится запоминать текущий творческий процесс и развивает свои ручки.
Легкая гимнастика с простыми движениями рук и ног, наклоны и приседания включают работу мозга. Упражнения физические и логические улучшают мышление малыша.
Если с возрастом у мальчика наблюдается ухудшение оперативного запоминания, это следует лечить. Сбоя в учебе можно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Часто у мальчиков встречается повышенное внутричерепное давление в возрасте 13-16 лет, по причине слишком быстрого роста.
Препараты остановят обострение. Подросток быстро восстанавливается, если хорошо питается, достаточное время спит. Он еще успеет натренировать свои способности. Дальнейших расстройств можно избежать, если вести правильный образ жизни: не курить, не пробовать спиртных напитков и читать. Обычное чтение укрепляет образное мышление и увеличивает объем воспоминаний.
Восстановление памяти у школьника происходит постепенно, если он учит уроки, придерживается правильного режима дня и питания.
Упражнения для тренировки кратковременной памяти
Развитие кратковременной памяти важно для человека. Йоги рекомендуют медитировать для того, чтобы понизить кровяное давление, избежать депрессии и укрепить оперативную память. Ученые утверждают, что это происходит по той причине, что в процессе медитации человек фокусируется на одной мысли, отметая другие.
Достаточно 8 минут медитации в день, чтобы увеличить объем ячейки рабочих воспоминаний.
Занятия спортом улучшают не только работу всего организма и мышц тела, но и работу мозга, способность запоминать много информации.
Необходимо спать в сутки не меньше 8 часов. Опыт показывает, что студенты, спящие в сутки 8-9 часов на 60% быстрее и точнее выполняют текущие задания.
У взрослых людей иногда проявляются симптомы нарушения кратковременной памяти. В этом случае необходимо обратиться к врачу. Если окажется, что человек здоров, ему просто необходимо делать определенные упражнения. Читать вслух прозу, заучивать стихи, громко их декларировать, рассказывать внукам сказки, гулять в саду с детьми и друзьями. Такая тренировка лучшее лечение для мозга и его способностей.
Изучая новую информацию, систематизируйте ее, читайте в рифму, делите на общие части. Тогда объем запоминающихся моментов увеличится.
Старайтесь в разговоре употреблять короткие слова. Они запоминаются точнее и лучше. Играть в шашки и уголки, волейбол и теннис очень полезно для развития краткосрочной памяти.
www.pamyatinet.ru
Кратковременная память – как улучшить ее состояние?
Человеческая память выполняет множество функций, одной из которых является запоминание и дальнейшее воспроизведение информации. В зависимости от того, на какое время запоминается информация и когда должна воспроизвестись информация, выделяют долговременную и кратковременную память. Каждую из них следует тренировать и улучшать. Как сделать кратковременную память более лучшей и функциональной, расскажет интернет-журнал psytheater.com.
Особенностью кратковременной памяти является запоминание определенной информации с целью ближайшего ее воспроизведения. У человека нет намерения запоминать информацию на длительное время. Он хочет что-то удержать в памяти, а затем в течение нескольких минут или часов использовать ее.
Примерами такого применения кратковременной памяти являются:
- Рабочий процесс, когда человек, например, общается с одним коллегой, чтобы передать его слова другому сотруднику.
- Учеба. Например, когда ученики пытаются выучить большое количество информации, чтобы как-то сдать предстоящий экзамен. Обычно заучивание материала происходит за день до экзамена.
- Сравнение цен. Когда человек желает выяснить, где дешевле можно приобрести нужную продукцию, он должен запомнить и сравнить цены.
Кратковременная память используется ежедневно. Человек услышал какую-то интересную информацию в маршрутке, затем хочет пересказать ее своим друзьям. Человек кого-то увидел на улице, о чем хочет рассказать знакомым, когда с ними увидится.
Другими словами, информация запоминается на короткое время с определенными целями. Нет намерения запоминать ее надолго и воспроизводить несколько раз в течение нескольких лет. Есть конкретная цель, которую человек желает достичь, использовав информацию, которую он запоминает.
Что такое кратковременная память?
Кратковременная память – это вид памяти, которая выполняет функции запоминания некоторой информации на короткое время с целью или быстрейшего использования в нужном месте. Обычно человек использует кратковременную память единоразово, то есть запоминает информацию, чтобы один раз воспроизвести, когда представятся нужные условия. Однако возможно и многократное воспроизведение информации в ближайшее время.
Порой, если человек много раз воспроизводит информацию, которую пытался запомнить ненадолго, она запоминается надолго. Когда человеку она уже не нужна, он может о ней вспомнить спустя несколько лет. Это уже проявит себя долговременная память, которая выполняет противоположные функции кратковременной.
Кратковременная память является активной и интенсивно развивающейся в дошкольном возрасте у детей. Приблизительными цифрами объема запоминания слов и предметов за один раз:
- У детей – до 5-6 единиц.
- У взрослых – до 7-9 единиц.
Однако все индивидуально. Многое зависит от развитости памяти, чем можно заниматься в любом возрасте.
Кратковременная память, как и долговременная, является очень важной для любого человека. Представьте себе, что бы вы делали, если бы вышли на улицу и забыли, зачем это сделали. Кратковременная память используется каждый день по несколько раз. Однако возможны ее нарушения.
Обычно патологии со способностью запоминать информацию и ее воспроизводить возникают после различных травм головного мозга или инфекционно-воспалительных заболеваний. Нередкими ухудшения функций памяти являются в пожилом возрасте, когда развивается слабоумие, деградация, дегенерация тканей и атрофия мышц. Если человек не пытается сохранить свои способности, тогда они теряются. В любом возрасте можно заниматься развитием кратковременной памяти, что будет способствовать улучшению запоминания.
Существуют различные заболевания, которые связаны с неспособностью человека запоминать информацию, которая происходила несколько минут назад. У тех, у кого нарушены функции кратковременной памяти, наблюдается рассеянность внимания (неспособность сосредоточиваться на чем-то одном), снижение наклонностей к обучению, забывчивость. Если у читателей есть маленькие дети, то они могут представить себе людей, которые не обладают или у которых нарушена кратковременная память.
Если кратковременная память страдает, это становится очевидным достаточно быстро. Человек не может вспомнить, что с ним происходило несколько минут назад, причем данная забывчивость становится постоянной.
У здоровых людей нарушения кратковременной памяти возникают при:
- Алкоголизме, наркомании.
- Хронической усталости.
- Хроническом недосыпании.
- Постоянном стрессе.
Объем кратковременной памяти
Объемом кратковременной памяти называется характеристика – какое количество единиц окружающего мира человек способен запомнить в единицу времени. Обычно объем варьируется от 5 до 9 единиц, что сугубо индивидуально. Также следует учитывать уровень развитости памяти. Если человек абсолютно не занимается развитием своей памяти, тогда она запоминает меньше информации, нежели бы тот же человек развивал свои способности.
Конечно, сверхспособности по запоминанию информации человек не сможет достигнуть. На это влияет множество факторов, например, интерес. Психологи отмечают, что интерес очень сильно влияет на то, как быстро человек запоминает информацию и в каком количестве. Если человеку интересно узнавать то, что он запоминает, тогда он больше уловит, нежели при отсутствии интереса к информации.
Кстати, человек часто переключает свое внимание, пока пытается запомнить какую-то информацию. Нередко это происходит неосознанно, например, как при внезапно возникающих громких звуках или вспышках света. Тогда возможно замещение – когда память начинает часть только что запомнившейся информации стирать и замещать ее новой информацией. Человек уже забывает о том, что он пытался запомнить, и начинает усваивать новую информацию. При попытках вспомнить о том, что человек хотел запомнить, у него ничего не получается, если только он вновь не соприкоснется с источником данной информации.
Кратковременная память запоминает не все, что окружает человека. Происходит отсеивание информации, которая человеку не нужна. Вот почему человек может читать книгу, не обращая внимания на шум, который царит в транспорте, в котором он едет. Если бы у кратковременной памяти не было такой способности, как отсеивание, представляете, какой хаос был бы в голове? Человек бы просто не смог переключаться и заострять внимание на том, что ему нужно.
Кратковременная память и долговременная взаимосвязаны. Прежде чем что-либо запомнить, информация попадает в кратковременную память. Если информация сохраняется, многократно повторяется и воспроизводится человеком, тогда она уходит в долговременную память.
Для того чтобы запоминать информацию на короткое время, следует сосредотачивать свое внимание на ней. Только при сознательном обращении своего внимания возможно запомнить больше, чем это происходит несознательно.
Также на длительность хранения информации в кратковременной памяти влияет количество времени, в течение которого человек вынужден ее хранить, чтобы наконец-то использовать. Человек обычно начинает забывать информацию по истечении времени, поскольку он ее держит в кратковременной памяти. Лишь многократное повторение способно удержать информацию. Если с момента запоминания до момента воспроизведения прошло много времени, тогда часть информации будет утрачена.
На сохранность информации влияет ее важность. Как уже говорилось выше, чем важнее и интереснее информация, тем лучше и больше человек ее запоминает. Если же информация неважна и неинтересна, тогда человек достаточно быстро ее забывает.
Поскольку объем кратковременной памяти составляет плюс-минус 7 единиц, следует отметить ее ограниченность. Либо человек информацию забудет, либо она перейдет в долговременную память, откуда сможет быть снова воспроизведена в нужное для человека время. Вот почему для запоминания кратковременной информации предлагаются такие способы:
- Группировка – когда разноплановая информация группируется по определенному признаку.
- Ассоциация – когда разноплановая информация начинает напоминать что-то, что человеку хорошо известно.
- Объединение в цельный образ – создание из разноплановой информации некоего образа, который все включает.
- Перекодирование – придание новой информации другой формы или значения, чтобы легче было запомнить.
- Рифма – когда человек замечать некие совпадения между информацией, опираясь на одно слово, он может вспомнить о другом.
Как улучшить кратковременную память?
Уже были приведены некоторые способы запоминания информации на короткое время. Следует рассмотреть еще методы по улучшению кратковременной памяти:
- Повторение – следует отличать от зубрения, когда информацию пытаются запомнить и понять. Повторение происходить несколько раз, чтобы просто запомнить хотя бы ее звучание или форму.
- Ассоциации – уже рассматривался данный метод. Это когда вы пытаетесь найти схожесть одной информации с другой. Например, знак бесконечности напоминает цифру восемь, а лебеди напоминают цифру два.
- Осмысленное запоминание – это когда вы намеренно направляете свое внимание на процесс запоминания. Вы осмысливаете то, что пытаетесь запомнить. Понимаете, запоминаете, приводите аналоги и пр.
- Правильный образ жизни. Это не способ эффективного запоминания, а всего лишь сопутствующий элемент, который способствует данной функции. Нужно правильно питаться, высыпаться, заниматься спортом, находиться в хорошем настроении – все это способствует лучшей работе головного мозга.
- Связь одного предмета с другим. Сюда входят методы «мнемоники» или «связи с телом». Чтобы запомнить информацию, вы начинаете ее с чем-то ассоциировать. Например, чтобы запомнить чей-то номер телефона, вы заучиваете его под музыку, которая вам нравится. Свяжите свои положительные эмоции с тем, что запоминаете.
- Английский язык. Чтобы запомнить информацию с английского языка, предлагается найти аналоги в русском. Например, слово «look» и русский аналог «лук».
- История. Чтобы запомнить информацию, можно сочинить небольшую историю, которая включает эту информацию. Когда нужно будет вспомнить ее, следует просто воспроизвести историю.
- Нахождение знакомого предмета в неизвестном. Чтобы вспомнить о чем-то, нужно начать с того, что уже знакомо и вспоминается.
На работу памяти также влияют посторонние шумы. Часто люди вспоминают неважную им информацию, когда слышат определенные звуки, запахи или слова, которые они наблюдали во время запоминания информации. Это своего рода якорение.
перейти наверхИтог
Кратковременная память важна так же, как и умение воспроизвести информацию, которая запоминалась несколько лет назад. Память свою нужно тренировать, что возможно в любом возрасте и зависит исключительно от человека.
psytheater.com
Кратковременная память (КВП) — когнитивная способность
Что такое кратковременная память?
Кратковременная память (КВП) может быть определена как механизм памяти, который позволяет нам хранить ограниченное количество информации в течение короткого периода времени. Кратковременная память временно удерживает обработанную информацию до того, как она будет забыта или перейдёт в хранилище долговременной памяти. Таким образом, кратковременная память имеет два основных свойства: ограниченную ёмкость и конечную длительность.
- Ёмкость кратковременной памяти: если вас попросят запомнить серию из 10 цифр, скорее всего, вы запомните от 5 до 9 цифр. Это происходит потому, что количество информации, которое может сохранять кратковременная память, как правило, включает 7 элементов, с погрешностью плюс-минус 2 элемента. Естественно, что ёмкость КВП несколько вариативна, поэтому встречаются люди с большей или меньшей ёмкостью. Также КВП может варьироваться в зависимости от материала, который необходимо запомнить (важна длина слов, эмоциональное значение стимулов и другие индивидуальные отличия). Кроме того, в зависимости от типа организации информации (дробление), количество отдельных предметов, которые необходимо запомнить, увеличивается. Например, запоминая номер телефона, мы можем сгруппировать цифры в пары или тройки.
- Длительность кратковременной памяти: количество времени, на протяжении которого мы можем сохранять в памяти цифры или информацию, не является бесконечным. Наша кратковременная память может хранить информацию до 30 секунд. Тем не менее, мы можем продлить время хранения информации в КВП, если будем постоянно повторять эту информацию или придадим ей особый смысл (например, идентифицируем число Пи как набор цифр “3 – 1 – 4 – 1 – 5 – 9…”).
Кратковременная память выступает в качестве одной из дверей доступа к долговременной памяти, или как «хранилище», позволяющее нам сохранить информацию, которая не понадобится в будущем, но нужна в данный момент. Это означает, что повреждение КВП может помешать появлению новых воспоминаний в долговременной памяти.
В случае повреждения исключительно кратковременной памяти теряется способность сохранять информацию на короткий промежуток времени, необходимый для её работы. Таким образом, мы бы не смогли понять смысл длинных фраз и поддерживать беседу.
Кратковременная память и ее взаимосвязь с другими основными типами памяти
Когда мы говорим о памяти, обычно речь идёт о полученном опыте и воспоминаниях, но память включает в себя гораздо больше процессов. В целом можно выделить четыре относительно независимых друг от друга механизма памяти:
- Сенсорная память: сохраняет в течение очень короткого промежутка времени сенсорные стимулы, которые уже исчезли, чтобы обработать и отправить их в КВП.
- Кратковременная память (КВП): сохраняет ограниченный объём информации в течение короткого периода времени.
- Оперативная или рабочая память: это активный процесс, который позволяет управлять и работать с информацией, хранящейся в КВП.
- Долговременная память (ДВП): сохраняет практически бесконечное количество информации, часть которой поступает из КВП, на неопределённый срок.
Таким образом, информация может пройти через разные фазы, прежде чем она будет забыта или сохранена:
- мы воспринимаем информацию, которая проходит через сенсорную память (наши органы чувств).
- Далее она передаётся в нашу кратковременную память, где она хранится в течение короткого периода времени.
- Иногда информация может быть реорганизована (например, упорядочена). В этом участвует наша рабочая память. Этот шаг выполняется не всегда.
- На последнем этапе наш мозг должен решить, будет ли эта информация актуальна, и мы должны сохранить её в памяти, или она более не является релевантной и может быть забыта. Если информация является ценной, воспоминание будет храниться в нашей долговременной памяти.
Кроме того, в случае повреждения кратковременной памяти претерпевают изменения системы, которые от неё зависят, например, рабочая (оперативная) и долговременная память. Если мы не сможем удержать информацию в кратковременной памяти, оперативная память не сможет обработать такую информацию. Что касается долговременной памяти, создание новых воспоминаний будет нарушено, так как передача информации от КВП к ДВП не может быть выполнена корректно по причине расстройства кратковременной памяти. Тем не менее, возможно восстановление воспоминаний, которые были ранее сформированы в долговременной памяти.
Примеры кратковременной памяти
- Чтобы понять длинное предложение в разговоре, мы должны помнить начало предложения, чтобы затем понять его конец. Кратковременная память помогает нам ненадолго запомнить начало предложения. После того, как мы поняли информацию, и нам больше не требуется хранить в памяти начало предложения, мы забываем конкретные слова.
- Когда мы читаем, наша кратковременная память действует так же, как и в предыдущем примере. Мы должны сохранить в памяти начало фразы, чтобы понять её смысл. Длинное и сложное предложение будет гораздо труднее понять, чем короткое и простое. Так, при обучении очень важно иметь хорошую кратковременную память, так как это связано с правильным пониманием чтения, которое имеет решающее значение для академической успеваемости.
- Когда кто-то диктует нам номер телефона, на протяжении времени, которое проходит с момента восприятия информации на слух до записи номера, работает наша кратковременная память.
- Как правило, процессы создания долгосрочных воспоминаний требуют предварительной работы кратковременной памяти. Поэтому, когда мы пытаемся выучить материал учебника, запомнить пароль или несколько строк стихотворения, работает наша кратковременная память.
Патологии и расстройства, связанные с потерей кратковременной памяти
Если бы различные типы памяти не были независимыми, ошибка одного всегда приводила бы к сбою в работе другого. К счастью, для каждого типа памяти предназначены различные области мозга, так что изменения в ДВП, например, не должны влиять на КВП. Как правило, все виды памяти работают сообща, и было бы очень трудно определить, в какой момент начинает работу один, и завершает другой. Когда один из видов памяти повреждён, наш мозг не может полноценно выполнять свои функции, что влечёт за собой негативные последствия в нашей повседневной жизни.
Нарушение кратковременной памяти может сократить как время, так и количество обрабатываемых элементов. Таким образом, при незначительном изменении, скорее всего, мы будем запоминать меньшее количество информации на меньшее время, поэтому ущерб будет незначительным. И наоборот, серьезный сбой в её работе может привести к потере функций КВП, с ощутимыми последствиями.
Кратковременная память может быть повреждена различными способами. Было установлено, что КВП нарушается при умеренных стадиях болезни Альцгеймера, хотя повреждение ДВП является более серьёзным при этом заболевании. Также наблюдается важность кратковременной памяти в случаях дислексии, потому что трудности хранения фонологической информации могут привести к проблемам в обучении чтению. Кроме того, употребление марихуаны является еще одним фактором, который может повлиять на целостность КВП. Повреждение головного мозга в результате инсульта или черепно-мозговой травмы также может ухудшить кратковременную память.
Как измерить и оценить кратковременную память?
Кратковременная память участвует в большинстве наших повседневных задач. Способность корректно взаимодействовать с внешней средой и окружающими людьми напрямую зависит от нашей кратковременной памяти. Таким образом, оценка кратковременной памяти и знание, в каком она состоянии, могут быть полезными в различных областях жизни: в учёбе (это позволит нам узнать, будет ли ребенок иметь трудности при обучении чтению или проблемы с пониманием длинных или сложных фраз), в медицинских областях (чтобы знать, что пациенту необходимо дать максимально простые указания, или что у него возникают проблемы при формировании новых воспоминаний), в профессиональных областях (кратковременная память может служить индикатором готовности усваивать новую информацию и работать со сложными задачами).
Можно оценить различные когнитивные функции, в том числе КВП, надёжно и эффективно с помощью комплексного нейропсихологического тестирования. Тесты, которые предлагает CogniFit («КогниФит») для оценки кратковременной памяти, разработаны на основе Методики Психометрической Оценки Памяти Векслера (WMS), Теста на Длительное Поддержание Функций (СРТ), Теста на Симуляцию Нарушений Памяти (ТОММ) и Теста «Лондонская башня». Помимо кратковременной памяти, эти тесты также измеряют пространственное восприятие, планирование, скорость обработки информации и рабочую (оперативную) память.
- Последовательный Тест WOM-ASM: на экране появляется серия шаров с различными номерами. Необходимо запомнить ряд чисел, чтобы повторить их позже. Сначала серия будет состоять только из одного числа, но количество чисел будет постепенно увеличиваться до тех пор, пока не будет сделана ошибка. Потребуется воспроизвести каждый набор чисел после каждой презентации.
- Тест на Концентрацию VISMEN-PLAN: на экране будут попеременно появляться стимулы. Сохраняя порядок, стимулы будут подсвечиваться и сопровождаться звуком до завершения серии. Во время презентации необходимо обратить внимание на звук и освещение изображений. Пользователь, в свою очередь, должен будет запомнить порядок появления стимулов, чтобы затем воспроизвести их в том же порядке, как они были представлены.
Как восстановить или улучшить кратковременную память?
Кратковременную память можно тренировать и улучшать, как и другие когнитивные способности. CogniFit («КогниФит») даёт вам возможность делать это профессионально.
Реабилитация кратковременной памяти основана на пластичности мозга. CogniFit («КогниФит») предлагает серию клинических упражнений, направленных на восстановление КВП и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются при использовании тех функций, в которых они задействованы. Поэтому, если регулярно тренировать кратковременную память, нейронные соединения задействованных мозговых структур будут укрепляться. За счёт этого соединения будут работать быстрее и эффективнее, улучшая кратковременную память.
CogniFit («КогниФит») состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это позволило создать программу для персональной когнитивной стимуляции, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки кратковременной памяти и других фундаментальных когнитивных функций. На основании результатов оценки, программа когнитивной стимуляции от CogniFit («КогниФит») автоматически предлагает режим персональных тренировок для усиления кратковременной памяти и других когнитивных функций, которые, по данным оценки, следует улучшить.
Регулярные и адекватные тренировки имеют важное значение для улучшения кратковременной памяти. CogniFit («КогниФит») предлагает ряд инструментов для оценки и восстановления этой когнитивной функции. Для правильной стимуляции требуется уделять 15 минут в день, два или три раза в неделю.
Программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») доступна онлайн. Она содержит множество интерактивных упражнений в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») покажет подробную диаграмму с прогрессом вашего когнитивного состояния.
www.cognifit.com