Понятие чувства и эмоции в психологии: чем они отличаются, основные виды и типы эмоций в психологии

Содержание

Эмоции и чувства — Психологос

01 января 2010 г., 11:48

 

 

Фильм «Шоколад»

 

Эмоции и чувства – очень близкие понятия, часто используются как синонимы. «Чувство гнева» или «эмоция гнева» – можно сказать и так и так, вас поймут. При этом иногда, для специальных задач, эти понятия нужно разводить.

«Я его люблю, прям жить без него не могу», «у меня сегодня депрессия», «я в тебе разочарован» — когда люди произносят эти фразы, обычно подразумевается, что речь идет о их чувствах. Нет, если говорить строго, тут речь идет о их эмоциях. В чем разница между ними?

Эмоции кратковременны и ситуативны: «я раздражен», «ты меня бесишь», «я в восхищении», «обожаю тебя» — обычно это реакции на какую-то конкретную ситуацию. А чувства более стабильны и говорят больше о самом человеке, нежели об особенностях конкретной ситуации.

Если молодой человек злится из-за того, что нравящаяся ему девушка молчит и не отвечает на его письма, девушка не перепутает: его злость — его эмоции, а то что она ему нравится — это его чувства. Ура!

Выступая на собрании, девушка волновалась и была скована, не эмоциональна. Когда волнение прошло (чувство волнения улеглось), у нее проснулись эмоции и она заговорила ярко и выразительно. Тут чувство гасило эмоции, и только с уходом чувства начали жить эмоции.

Разница между эмоциями и чувствами – в скорости и длительности процессов.

Если лицо меняет выражение быстро и быстро возвращается к исходному (спокойному) состоянию – это эмоция. Если лицо медленно начало менять свое выражение и осталось в новом выражении (относительно) надолго – это чувство. А поскольку это «быстро» или «медленно» очень относительно, то и четких границ между этими двумя понятиями нет.

Эмоции – это быстрые и короткие элементы чувств. Чувства – это длящаяся и более устойчивая основа вспыхивающих эмоций↑.

Говорить об эмоциях проще, потому что они не так интимны, эмоции — на поверхности, а чувства — в глубине. Эмоции, если только человек их специально не прячет — очевидны. Эмоции видны на лице, они насыщены, они ярко проявляются и иногда похожи на взрыв. А чувства — всегда немного загадка. Это нечто более сглаженное, глубинное и по крайней мере вначале их нужно разгадывать — и окружающим, и самому человеку. Случается так, что человек не понимая, что он на самом деле чувствует, говорит об эмоциях и это вводит в заблуждение тех, кто пытается понять его. Впрочем, и значение каждой конкретной эмоции можно понять только в контексте того чувства, которое оно выражает↑.

Сомнение «сказать — не сказать» может означать совершенно разные вещи: «смогу ли я сформулировать точно», «можно ли сказать это тебе сейчас» и «может, уже пора признаться?»

Чувства непосредственно передать нельзя, их можно передать только на внешнем языке, на языке эмоций. В достаточной мере справедливо сказать, что эмоции — это чувства, выражаемые для предъявления окружающим.

Переживания для себя — скорее чувства. Выплеск чувств на другого, демонстрация чувств, выразительные движения для… — это уже скорее эмоции.

Быть в эмоциях и чувствовать

Эмоции и чувства – вещи хотя разные, но во многом схожие. А вот «быть в эмоциях» и «чувствовать» — состояния очень различные, скорее противоречащие друг другу. Человек в эмоциях хуже чувствует других (даже близких) людей, а тот, кто привык чувствовать и вчувствоваться – реже впадает в эмоции. См.→

 


 

 

  • Эмоции
  • Внутренние чувства
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (11):

Катя, 29 сентября 2015 г., 11:55

Спасибо, очень понятная статья!

1

ответ

Гость, 10 мая 2018 г., 17:11

Всё просто, как и всё гениальное.

Гость, 02 сентября 2016 г., 17:22

Я ничего и не поняла. Через нейронные сети может кто-нибудь объяснить?

1

ответ

Гость, 26 октября 2017 г., 13:05

Нейронные сети — это вообще из другой оперы.

1

ответ

Гость, 04 декабря 2017 г. , 10:25

Это такой юмор. Мне он понравился. Легкоуловимый, но отчетливый.

1

ответ

Гость, 26 декабря 2017 г., 00:39

Гениально!

Гость, 15 августа 2017 г., 09:49

Все отлично, спасибо

Гость, 03 октября 2017 г., 15:30

Благодарю Вас, просто волшебная статья)))

Гость, 09 ноября 2017 г., 16:44

Я знала разницу, но просто перепутала. Поэтому зашла …) спасибки!!!

1

ответ

Гость, 23 ноября 2017 г., 00:20

отлично!

Гость, 22 ноября 2020 г., 12:25

Эмоцию можно переживать и в одиночестве, даже когда окружающих нет. Просто это реакция тела на чувства — подготовка к действию, настройка тела на определенные действия: нападать, бежать, прятаться, замирать и т.д. Но практически при каждом чувстве есть эмоциональная реакция тела, пусть даже слабая. У некоторых людей есть сбой: чувства не переходят в эмоции, тогда говорят об эмоциональной закрытости, либо это вырабатывается профессионально — у актеров, разведчиков, продавцов и т. д. — кому нужно играть эмоции (желательно, искренне) с целью воздействовать на других людей.

Материалы по теме:

31 дек. 2005 г.

Быть в эмоциях и чувствовать

Эмоции дают радость, и девушки, как и молодые люди, эмоции любят, хотя каждый из нас выбирает любимые эмоции свои. Девушки больше любят попереживать и побояться, молодые люди любят испытать себя «на слабо» и потренировать стойкость при встрече с опасностью. Развлекаться эмоциями — можно, это нормально и весело, важно знать черту, когда нужно остановиться.

3Подробнее

01 янв. 2012 г.

Что такое эмоции?

Слово «эмоции» имеет несколько основных значений. В первом значении, эмоции — это быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление. Злость, обвинения и страдания, как вспыхивающие эмоции при глубоком чувстве обиды. Во втором значении, эмоции — это чувства, выражаемые для предъявления окружающим. Переживания для себя — скорее чувства. Выплеск чувств на другого, демонстрация чувств, выразительные движения для. .. — это уже скорее эмоции. В третьем значении, эмоции — это название всех проявлений аффективной сферы, в этом случае под эмоциями понимаются и чувства, и аффекты, и настроения, и даже желания.

7Подробнее

01 окт. 2022 г.

Чувства и эмоции — разница в скорости протекания

И эмоции, и чувства – это прожитые нами изнутри функциональные состояния. Любой человек всегда находится в том или ином функциональном состоянии – он спокоен или возбужден, устал или бодр, внимателен или рассеян, настроен к кому-то или от чего-то, его внимание привлечено к кому-то или чему-то…

0Подробнее

31 дек. 2005 г.

Чувство

В широком смысле слова, чувства — это все то, что противопоставлено рациональному началу в человеке, все, что относится к аффективной сфере: чувства, эмоции, настроения, желания и потребности. Однако в более узком значении — чувства отличают от эмоций, настроений, потребностей и пр., определяя чувства как эмоционально и телесно переживаемое отношение человека к тому или иному событию или явлению.

3Подробнее

01 окт. 2022 г.

Значение эмоций определяется контекстом чувств

Значение эмоций определяется контекстом чувств. Эмоции относятся к чувствам так же, как слова к тексту. Эмоции – составляющие чувств. Значение каждой эмоции становится более ясным в контексте чувства, в которое она включена.

0Подробнее

Читать онлайн «Эмоции и чувства», Е. П. Ильин – Литрес

Предисловие

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.

Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе; они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудвортса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П. М. Якобсона (1958), В. К. Вилюнаса (1971), Б. И. Додонова (1987), П. В. Симонова (1966, 1976, 1981, 1987), Л. И. Куликова (1997), Г. М. Бреслава (1984, 2004). Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.

Приступить к написанию этой книги меня побудили несколько обстоятельств, но главным образом то, что, обсуждая вопросы о воле (произвольном управлении) и мотивации (Е. П. Ильин, 2000 а, б[1]), я лишь мимоходом касался роли в этих процессах эмоций человека (при рассмотрении таких мотивационных образований, как влечение, желание, интерес, потребность, или при обсуждении вопроса о положительной и отрицательной мотивации, о соотношении волевой и эмоциональной регуляции). Разговор об эмоциях в этих книгах шел вскользь, мимоходом. Образно говоря, я в этих книгах невольно загнал эмоции в «тещину комнату» хрущевской квартиры, оставив всю остальную жилую площадь воле и мотивации. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую составляющую, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (З. Фрейд, 1894; В. К. Вилюнас, 1990; Б. И. Додонов, 1987; К. Изард, 1980; А. Н. Леонтьев, 1982; П. Фресс, 1975; Я. Рейковский, 1979; П. В. Симонов, и др.). Больше того, некоторые авторы отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Так, А. М. Эткинд (1983) пишет: «…в обыденной жизни он (человек. – Å. È.) не столько рассуждает, сколько чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает. Собственно когнитивные процессы, свободные от эмоциональных компонентов, занимают в обыденной жизни скромное место… По-видимому, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовосприятия “холодные” попытки объяснения и понимания имеют меньшее значение, чем “горячие” акты оценок и переживаний. Когда же процессы когнитивного анализа и имеют место, то находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат» (с. 107).

Таким образом, обсуждение в данной книге вопроса об эмоциях и чувствах является как бы продолжением двух предыдущих книг. Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценки достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.

Принимая решение о написании данной книги, я понимал, что столкнусь с большими трудностями, о которых писал еще швейцарский психолог Э. Клапаред (1928): «Психология аффективных процессов – наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми, конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и изменяющимися только количественно. Другие же в противоположность этому полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности… Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы» (1984, с. 93). Однако настоящее понимание того, в какое дело я ввязался, понимание безумства затеянного пришло лишь в процессе написания этой книги. Я начал понимать скепсис и раздражение ряда ученых по поводу проблемы эмоций, например У. Джемса, который в конце XIX века писал: «Что касается “научной психологии” чувствований, то, должно быть, я испортил себе вкус, знакомясь в слишком большом количестве с классическими произведениями на эту тему, но только я предпочел бы читать словесные описания размеров скал в Нью-Гемпшире, чем снова перечитывать эти психологические произведения. В них нет никакого плодотворного руководящего начала, никакой основной точки зрения. Эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности, но вы не найдете в этих работах никаких логических обобщений. А между тем вся прелесть истинно научного труда заключается в постоянном углублении логического анализа» (1991, с. 274). У. Джемс сетует на то, что «во многих немецких руководствах по психологии главы об эмоциях представляют собой просто словари синонимов. Но для плодотворной разработки того, что уже само по себе очевидно, есть известные границы, и в результате множества трудов в указанном направлении чисто описательная литература по этому вопросу, начиная с Декарта и до наших дней, представляет самый скучный отдел психологии» (с. 273).

Не случайно русский психолог Н. Н. Ланге писал в то время, что «чувство занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер – “ума” и “воли”. Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты. Если собрать все научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных процессов, даже очень мелкого… Причин этой общей “нелюбви” много. Здесь, вероятно, играет некоторую роль и общий характер современной культуры, по преимуществу технической и внешней, и то, что рассуждения старых психологов о чувствах отталкивают нас своей риторичностью и морализациями, и то, что эта область вообще трудно поддается точным и научным методам исследования, и, наконец, то, что для психолога, как и ученого вообще, область ума и познания обыкновенно ближе и доступнее, чем область эмоций. Может быть, дело было бы иначе, если бы в разработке психологической науки женщины приняли большее участие, чем доныне» (1996, с. 255).

Представитель бихевиоризма Дж. Уотсон (1930) считал, что эмоции нельзя исследовать научно, а Е. Даффи (1934, 1941) писал, что термин «эмоция» удобен для обозначения некоторых специфических форм изменения поведения, которые не поддаются объяснению, и что он мешает точным исследованиям, поэтому от этого термина следует отказаться.

С тех пор многое изменилось. Не оправдалось предсказание М. Мейера (1933), что эмоции постепенно исчезнут из сферы психологии, но сбылось пожелание Н. Н. Ланге – профессия психолога теперь в основном стала женской. Появилось очень большое количество работ, посвященных эмоциям и чувствам, особенно в зарубежной психологической литературе. Однако и до сих пор заголовок статьи У. Джемса «Что такое эмоция?» остается актуальным как для психологов, так и для физиологов. В последние десятилетия заметна тенденция к эмпирическому изучению отдельных эмоциональных реакций, без попыток теоретического осмысления, а подчас и к принципиальному отказу от этого. Например, Дж. Мандлер (1975) доказывает бесполезность поиска определения эмоций и создания теории эмоций. Он полагает, что накопление результатов эмпирических исследований автоматически приведет к решению всех тех вопросов, ради которых и строится теория эмоций. Б. Райм (1984) пишет, что современное состояние изучения эмоций представляет собой разрозненные знания, непригодные для решения конкретных проблем. В руководстве «Human physiology» (1983) утверждается, что дать эмоциям точное научное определение невозможно. Это подтверждает и анализ определений эмоций, приводящихся в отечественной литературе (Е. В. Левченко и А. Ю. Бергфельд, 1999). Существующие теории эмоций в основном касаются лишь частных аспектов проблемы.

А. Н. Леонтьев (1971) справедливо считает, что те трудности, которые обнаруживаются при изучении этой проблемы, объясняются главным образом тем, что эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на различные подклассы, отличающиеся друг от друга как генетически, так и функционально. В предисловии к пятому тому «Экспериментальной психологии» А. Н. Леонтьев (1975) пишет: «Совершенно очевидно (…) что, например, внезапная вспышка гнева имеет иную природу, чем, допустим, чувство любви к Родине, и что никакого континуума они не образуют» (с. 7). По этому же поводу пишут Ф. Тайсон и Р. Тайсон (1998): «Различные теории аффектов зачастую несовместимы друг с другом и запутывают читателя, потому что каждый автор пытается по-своему определить релевантные концепции и феномены, одни более явно, чем другие. Вдобавок термины “аффект”, “эмоция”, “чувство” нередко используются как взаимозаменяемые, что отнюдь не добавляет ясности концепции аффектов» (с. 173). Добавлю к этому, что нередко за чувства принимаются нравственные качества, самооценки, ощущения. Не случайно некоторые исследователи эмоций считают, что проблема находится в кризисном состоянии (И. А. Васильев, 1992). Подтверждением этому служит и то обстоятельство, что в отечественной психологии за последнюю четверть века практически не обсуждаются теоретические вопросы, связанные с эмоциональной сферой человека, не делаются попытки навести хоть какой-то порядок в используемом понятийном аппарате (появившаяся статья А. Ш. Тхостова и Т. Г. Колымба (1998) не только не проясняет затронутые в ней вопросы, но и еще больше их запутывает; например, авторы рассматривают эмоцию как знак, не учитывая, что в психологической литературе говорится о знаке эмоций; своеобразно понимание авторами различий между аффектом и эмоцией, о чем я скажу в соответствующем разделе книги, и т.  д.).

 

Несмотря на большое число публикаций по проблеме эмоций, даже в солидных монографиях и учебниках для психологов многие аспекты эмоциональной сферы человека, имеющие большое практическое значение для педагогики, психологии труда и спорта, даже не обозначаются. В результате проблема эмоций и чувств оказывается представленной в ущербном виде.

Не претендуя на полное и законченное раскрытие данной темы (осуществить это практически невозможно, поэтому ряда вопросов я не касался, например влияния эмоций на интеллектуальную и физическую деятельность, а по некоторым дал только краткий обзор работ, как, например, о стрессе), я постарался дать не столько углубленное рассмотрение отдельных вопросов (хотя оно и не исключалось), сколько панорамное освещение проблемы. Главной задачей было попытаться навести хоть какой-то порядок в «эмоциональном хозяйстве», т. е., с одной стороны, развести, а с другой – сгруппировать эмоциональные явления по определенным классам, разделам, а заодно и отсечь те психологические феномены, которые не имеют отношения к эмоциональной сфере, но которые почему-то у разных авторов в ней присутствуют.

В связи с этим одной из задумок данной книги была разработка подхода к созданию дифференциально-психологической концепции структуры эмоциональной сферы человека. Можно возразить, что такая концепция существует в виде ставшей популярной теории дифференциальных эмоций С. Томкинса и К. Изарда. Однако эта теория, с одной стороны, по названию представляется слишком узкой, не охватывающей всех эмоциональных явлений, образующих мотивационную сферу человека, а с другой стороны, по содержанию – слишком широкой и неадекватной своему названию, так как в ее рамках рассматриваются не только эмоции, но и другие эмоциональные образования, эмоциями не являющиеся: эмоциональный тон ощущений (удовольствие – отвращение), чувства (любовь, зависть и др.), эмоциональные свойства и особенности личности (например, тревожность). Мне представляется, что эмоциональная сфера личности – это многогранное образование, в которое кроме эмоций входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния (эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), – и каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки.

Таким образом, эта книга не только об эмоциях и чувствах, в ней говорится об эмоциональной сфере человека как более емком понятии, включающем и многие другие эмоциональные явления.

Я старался широко представить в этой книге исследования отечественных авторов, тем более что обобщения их публикаций отсутствуют, из-за чего, после издания в нашей стране книги К. Изарда, возник некоторый перекос в оценке значимости наших и зарубежных ученых в изучении проблемы эмоций, естественно, в пользу последних. Наконец, одной из задач являлась необходимость собрать и систематизировать методики изучения эмоциональных явлений, большинство из которых широкой психологической аудитории мало известны и трудно доступны.

Предисловие ко второму изданию

После выхода первого издания этой книги прошло пять лет. Два дополнительных выпуска книги, последовавших за первым, не смогли удовлетворить запросы читателей, постоянно обращавшихся в издательство, книжные магазины и лично ко мне в поисках этой книги, несмотря на переиздание книги К. Изарда (2005) и выход в свет книги Г. М. Бреслава (2004) под одним и тем же названием – «Психология эмоций». В связи с этим возникла необходимость второго издания моей книги с включением в нее новых данных и некоторым ее переструктурированием. Однако новое издание в основном сохранило и прежнюю идею книги (показать эволюционно-иерархическое развитие эмоциональной сферы человека – от эмоционального тона ощущений, через эмоции и чувства к эмоциональным свойствам и типам личности), и прежние структуру и содержание.

Надо сказать, что первое издание книги вызвало у психологов разные отклики. Так, уже упомянутый Гершон Бреслав во «Введении» к своей книге пишет: «Недавно вышедшее большое учебное издание Евгения Ильина вряд ли может ликвидировать этот дефицит и дать хоть в какой-то мере адекватное представление о современной научной психологии эмоций. Большинство выводов, которые в ней делает автор, или основаны на очень старой и непрофильной литературе, или носят чисто произвольный характер. При этом ни одна из излагаемых в книге методик не оценена с точки зрения ее способности давать достоверные данные. Сравнивая ее с подобными изданиями, нетрудно заметить, что эта книга – адекватное отражение общего состояния психологии в постсоветском пространстве, однако ни в коей мере она не может претендовать на роль университетского учебника» (с. 3–4).

Что касается моих претензий на университетский учебник, то это фантазия Бреслава; больше чем на учебное пособие я не претендовал и не претендую сейчас, что и обозначено в аннотации к книге в ее первом издании. В отношении же адекватного представления о проблеме эмоции в современной западной психологии сошлюсь лишь на один из последних солидных трудов зарубежных авторов (например, Дж. Капрара, Д. Сервон, 2003), который, по мнению рецензентов, дает всесторонний обзор самых последних экспериментальных достижений в психологии, однако в котором, с одной стороны, эмоции и настроение то разграничиваются, то отождествляются, а с другой стороны, к эмоциям причисляются чувства (ревность, гордость). Лично меня такое современное положение дел в проблеме эмоций не устраивает, так же как и неразведение базовых эмоциональных понятий и отсутствие их определений в учебном пособии Г. М. Бреслава (в целом безусловно полезном для тех, кто на профессиональном уровне занимается изучением проблемы эмоций). В связи с этим я высказываю свой взгляд на проблему и думаю, что имею на это право, хотя и предполагаю, что кому-то мои представления о структуре эмоциональной сферы человека могут не нравиться, как, впрочем, и появление самой книги. Ведь у некоторых психологов существует мнение, что в их «владения» другим ученым лезть не следует. Именно такая позиция и приводит к стагнации науки.

Утверждение же, что в моей книге нет хотя бы одной методики, способной давать достоверные данные, вызывает недоумение. Если Г. Бреслав не доверяет методикам Леонгарда, Спилбергера, Тейлор, Айзенка, Розенцвейга, приведенным в моей книге, зачем же он тогда описывает некоторые из них в своем учебном пособии? Многие отечественные методики изучения эмоциональных явлений были апробированы в диссертационных исследованиях, которые, судя по приводимому Бреславом списку литературы, остались ему совершенно неизвестными. В связи с этим его претензии на обобщение современной литературы по эмоциям в постсоветском пространстве выглядят совершенно необоснованными. Если исходить из того, как эта литература представлена в книге Бреслава, то создается впечатление, что отечественные ученые ничего существенного по данной проблеме не сделали, да и вообще ее не изучают.

Однако, как говорится, на вкус и на цвет товарищей нет. Поэтому имеется и другая оценка моей книги. Так, С. Степанов пишет, что «выход крупной монографии… Е. П. Ильина восполняет этот пробел (отсутствие книг по психологии эмоций. – Е. И.). Написанная исключительно обстоятельно и подробно, с упоминанием множества теорий и экспериментов, со ссылками на сотни научных источников (…) книга Ильина подобна настоящей энциклопедии по психологии эмоций. Выпущенная в серии «Мастера психологии» (наверно, именно такого уровня книги и должны в этой серии выходить), книга по форме представляет учебное пособие и в этом качестве может быть использована каждым, кто изучает психологию…» (Школьный психолог. 2002. № 4. С. 15).

Такая оценка и читательский спрос на книгу и подвигли меня на подготовку второго ее издания. В новом издании расширено научное содержание почти всех глав книги с учетом анализа отечественных и зарубежных исследований, опубликованных в основном за последние 15 лет.

Е. П. Ильин

Сентябрь 2006 г.

Глава 1


Эмоциональное реагирование

Известный ученый В. К. Вилюнас отмечает, что можно выделить два основных подхода во взглядах на эмоциональное реагирование.

В одном случае оно не является чем-то специфичным и, сопутствуя всякому психическому процессу, выполняет универсальную роль (Вундт, Грот, 1879—1880; Рубинштейн, 1999).

В другом случае эмоциональное реагирование рассматривается как самостоятельный феномен, частный механизм реагирования и регуляции, означающий, что в нормальном протекании существования животного и человека произошли какие-то отклонения (Сартр, 1984; Симонов, 1966). Близка к этому и точка зрения А. В. Вальдмана с соавторами (1976), согласно которой внутренние сигналы организма вызывают сдвиги эмоциональности в положительном или отрицательном направлении в том случае, если они выходят за пределы обычных значений. Таким образом, нарушение внутреннего гомеостаза приводит к появлению эмоционального реагирования. А это свидетельствует в пользу того, что эмоциональное реагирование является самостоятельным феноменом.

1.1. Эмоциогенные ситуации, или В каких случаях человек реагирует эмоционально

Эмоциональная реакция – это специфический ответ человека и животных на те или иные обстоятельства, ситуации, затрагивающие его интересы (потребности). Но есть ли раздражители, объекты, ситуации, которые сами по себе являются для человека эмоциогенными, т. е. вызывающими ту или иную эмоцию?

П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека. Следовательно, это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка человеком, отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями. Это оценка складывающейся для него обстановки, которая препятствует, не мешает или благоприятствует удовлетворению его потребностей, достижению целей.

Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенности ситуации, а не сами по себе обстоятельства. Обстоятельства являются лишь предпосылкой возникновения эмоциогенной ситуации, а эмоциогенными становятся только те ситуации, которые оцениваются человеком как значимые, т. е. сулящие ему или констатирующие успех или неудачу в удовлетворении потребностей (достижении целей), благополучие или опасность. Каждая ситуация для человека субъективна (плохая, хорошая или нейтральная, опасная или не опасная, выгодная или невыгодная, задевающая его интересы или нет и т. д.). Н. В. Боровикова с соавторами (1998) отчетливо продемонстрировали это на эмоциональности беременных женщин, приобретающей эгоцентрический характер. У беременных наблюдается сужение диапазона источников эмоциональных переживаний. Наибольшую значимость для большинства из них приобретают лично значимые события – все, что относится к самой женщине или ожидаемому ребенку. Социально значимые события, общественные процессы отходят на второй план. Ни одна из обследованных женщин не отмечала значительные, государственного масштаба, общественные и экономические явления в качестве источников эмоциональных переживаний. Беременную женщину радует, прежде всего, ожидание рождения ребенка, ощущение его активности внутри себя. В то же время она болезненно реагирует на критические замечания в свой адрес, на шутки, касающиеся ее внешнего вида.

По В. Вундту и Н. Гроту, любое воспринимаемое событие является значимым и вызывает эмоциональный отклик. Р. Лазарус (1968) же считает, что эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов делается заключение о наличии угрозы и невозможности ее избежать. Таким образом, по Лазарусу, эмоциогенными являются только экстремальные ситуации, которые оцениваются как таковые вследствие каузальной атрибуции.

 

Большую роль в возникновении эмоций отводит каузальной атрибуции Б. Вейнер (1985). Действительно, наблюдая за поведением человека, прежде чем эмоционально отреагировать на его поступок, мы сначала либо приписываем, либо не приписываем его поступку цель, которая противоречит нашим интересам, достоинству и т. п.

Если, например, нас кто-то толкнул, то, оценив обстоятельства, мы можем либо возмутиться (если припишем человеку сознательное намерение), либо оставить это без внимания (если подумаем, что виной всему были не зависящие от человека обстоятельства).

Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной ситуации – например, у зрителей, плачущих в кино или на спектаклях при трогательных сценах. Именно в этом случае, пожалуй, можно говорить не о значимой ситуации, а о собственно эмоциогенной ситуации, которая по механизму эмпатии и заражения вызывает эмоциональную реакцию зрителей.

Оценка значимости ситуации может быть не только на осознаваемом уровне, но и на неосознаваемом. Эмоциональная реакция, возникающая по механизму безусловного рефлекса, – это реакция на закрепленную в генетической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта.

П. Фресс (1975) дает следующую классификацию эмоциогенных ситуаций:

1) недостаточность приспособительных возможностей. Человек не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию при новизне, необычности и внезапности ситуации;

2) избыточная мотивация, не находящая применения, при фрустрации, при присутствии других лиц и при конфликтах.

Ограниченность этой классификации очевидна, так как она касается только случаев появления негативных эмоций.

Критическая разница между эмоциями и чувствами —

Эмоциональный интеллект — это больше, чем способность понимать эмоции других людей. Все начинается с понимания разницы между эмоциями и чувствами, что позволяет вам испытать подлинность. А также понимание того, что то, как вы себя чувствуете, не является тем, кто вы есть. Наоборот, другие люди должны влиять на вашу личность.

Знаете ли вы, что между эмоциями и чувствами существует огромная разница? И эта разница является решением многих психологических препятствий, с которыми вы можете столкнуться. Более того, это позволяет вам испытать подлинность и создать самоопределяющуюся личность.

Управление вашими отношениями и ролевыми ожиданиями — одно из самых больших препятствий, с которыми вы сталкиваетесь каждый день. С детства вы учитесь приспосабливать свое поведение, чувства и мысли к социальным ожиданиям. Это большая часть построения функционирующего общества и того, как вы научитесь различать этичное и неэтичное поведение.

Но в этом же процессе вас также обучают определенным системам убеждений, основанным на системах и структурах, которые

  1. не обязательно соответствуют вашему собственному базовому эмоциональному пониманию и
  2. мог быть основан на травмирующих воспоминаниях других — воспоминаниях, частью которых вы никогда не были.

Это, в сочетании с отсутствием эмоционального воспитания, часто вызывает эмоциональное смятение, стресс и тревогу. Итак, что вы можете сделать, чтобы развить эмоциональное понимание, которое принесет пользу вам и вашим отношениям?

Содержание

  • Путаница между эмоциями и чувствами.
  • Давайте начнем с рабочего определения эмоций.
    • Что такое эмоции?
    • Второй компонент эмоций.
    • Что такое чувства?
  • Понимание разницы между эмоциями и чувствами.
    • Пример «Эмоционального труда» и ваши чувства.
  • Подлинность
    • Вот как эмоциональное осознание позволяет вам испытать подлинность.
    • Подлинность подразумевает как знание того, кто вы есть, так и демонстрацию того, кто вы есть.
  • Список литературы:

Путаница между эмоциями и чувствами.

Как заявила Элейн Фокс (2018) и другие исследования эмоций, они были запрещены, потому что различные явления, такие как чувства, ощущения, настроение, эмоции и тому подобное, часто изучаются в рамках одной и той же лингвистической структуры.

Как утверждает Фокс, предпринимались многочисленные попытки установить согласованное определение, но академическим кругам почему-то это не удалось. И даже во время моей докторской диссертации. работы, я выбрал более простой способ заявить, что разница есть, но для простоты я сосредоточусь на термине «эмоции».

Но, как и Элейн Фокс, я обнаружил, что в целом можно провести различие между эмоциями и чувствами. Главным образом потому, что на разных факультетах существует определенная степень того, как отделить термин «аффект» (нем. Affekt; действительно создавать эффект в ком-то).

На некоторых языках это проще, чем на английском, поэтому в своей работе я ссылаюсь на другие языки. Более того, я пришел к выводу, что для прояснения терминологической путаницы необходим междисциплинарный подход. Специальная лупа может пролить свет на некоторые явления. Всеобъемлющий подход — это то, что может помочь нам понять, как эмоции действуют не только на человека, но и в контексте общества.

В следующих абзацах я раскрою для вас часть этой путаницы и дам рабочее определение эмоций и чувств. Эти определения основаны на исследованиях для моей кандидатской диссертации: «Я чувствую, но мне нельзя, поэтому я не чувствую!» История эмоций и мужественности в южноафриканской тюрьме». А также мои постоянные усилия по созданию функциональной ясности.

Для своего исследования я глубоко погрузился в различные определения социальных наук, начиная с социологии и психологии, а затем перейдя к социальной психологии и неврологии.

Давайте начнем с рабочего определения эмоций.

Это действительно моя любимая часть этой темы. Особенно после того, как я наткнулся на разные определения эмоций, я был невероятно взволнован. И я надеюсь, что вы разделите волнение со мной.

Эмоции против чувств. Эмоции — это химические реакции внутри вашего тела, а чувства — это социальные, культурные и индивидуальные интерпретации эмоций.

Эмоция на латыни означает motus, что можно перевести как будоражить , двигать , in motio н, а также энергия в движении . И энергия не бывает плохой или хорошей. Напротив, энергия просто означает, что что-то движется. В физике мы имеем в виду положительный и отрицательный полюса, между которыми создается энергия. Опять же, однако, в этом нет осуждения: нет ни хорошего, ни плохого. Кроме того, на латыни эмоции также описываются как «мотус анима», что означает 9.0003 ‘дух, который нами движет ’ (Чернисс, 2000).

Что такое эмоции?

Эмоции — это химических реакций. Это энергия, движущаяся через ваше тело, и часть того, что значит иметь человеческий опыт. Эрвинг Гоффман уже провозгласил в своей книге «Представление себя в повседневной жизни», что «невозможно не взаимодействовать с другими людьми». Вот почему невозможно не испытывать эмоций, потому что эмоции являются частью каждого нашего взаимодействия.

В отличие от общей психологии, которая разделяет эмоции и чувства на хорошие и плохие, я предлагаю отказаться от ярлыков. К сожалению, вы, скорее всего, выработали привычку классифицировать множество различных эмоций, которые вы испытываете ежедневно, как положительные или отрицательные, вместо того, чтобы видеть их такими, какие они есть: энергией в движении.
Итак, давайте воспользуемся энергией в движении в качестве первой части нашего определения эмоций.

Второй компонент эмоций.

У людей есть одна общая черта: мы склонны все усложнять, особенно в отношении нашего благополучия. Это можно наблюдать двумя способами: 1. Вы можете воспринимать свои чувства как факты и 2. Понимать свои эмоции как чувства, потому что вы чувствуете ощущение в себе. Вы, конечно, можете чувствовать свои эмоции, но то, что вы понимаете под «чувством», не обязательно является тем, что вы чувствуете. «Чувство» — это социализированная и обработанная классификация вашего опыта во время взаимодействия.

Эмоция + Социализация = Чувство

К. Мнич

Что такое чувства?

Чувства — это интерпретация того, что мы переживаем, основанная на нашем социальном и культурном воспитании, а также на нашем индивидуальном опыте и воспоминаниях.

Позвольте мне резюмировать: эмоции — это химические реакции в вашем теле. В то же время чувства — это ваша личная интерпретация этой реакции, основанная на вашем индивидуальном социальном, культурном и окружающем опыте. Эмоции происходят внутри вас; они являются необработанными сигналами, направляющими вас. Чувства — это ваша лично отфильтрованная версия этих эмоций.


К сожалению, слишком часто отфильтрованная версия отражает не то, что вы действительно чувствуете, а то, что, по вашему мнению, вы должны чувствовать . Чувства, таким образом, часто намного сложнее, чем эмоции, и имеют несколько слоев социально сконструированных (и неправильно сконструированных!) понятий.

Позвольте мне привести пример:

Скажем, друг подставил вас в ресторане, и в следующий раз, когда вы встретитесь, они не упомянули об этом, не извинились, только много несущественной светской беседы. Вы также не упоминаете об этом, потому что удивлены и сбиты с толку тем, что об этом не упоминается. Затем, когда вы приходите домой, вы говорите своему партнеру, как вы разочарованы и опечалены всем этим. Но, под вашим спокойствием, не правда ли, вы хоть немного сердитесь на кого-то, кто не уважает ваше время?

Гнев также является прекрасным примером того, как культурные факторы сумели сначала обозначить эмоцию, а затем внедрить целую подсистему правил/интерпретаций о том, как ее подавлять, изменять и переименовывать. И все это ради чего-то такого простого, как чувство гнева, потому что кто-то переступил границы!

Но здоровый гнев означает, что вы понимаете свою позицию по этому конкретному вопросу. Это также означает, что вы можете выразить подлинность.

Вот еще пример:

Вы провели невероятную презентацию перед всей компанией. Но ваш начальник приходит к вам и критикует одну опечатку на слайде 44. У вашего начальника есть история подрыва уверенности в себе, и он не особенно известен тем, что поддерживает других в их карьерном росте. Тем не менее, вместо того, чтобы поставить границу и постоять за себя, вы стыдитесь и чувствуете себя дураком. Как это могло случиться?

Стыд — это конструкция, которая на протяжении всей истории использовалась как инструмент для приведения людей в соответствие с социальными и культурными нормами. Оно закреплено внутри вас как часть личности, которую вы должны представлять. Как человек, вы получаете вознаграждение за положительные и «наказание» за отрицательные импульсы во взаимодействиях. Негативные импульсы должны привести вас в соответствие с социальными нормами. К сожалению, некоторые люди злоупотребляют эмоциями, чтобы негативно повлиять на вас и заставить вас стыдиться.

В следующий раз, когда ваш босс пристыдит вас за неуместную ошибку, напомните себе о его ограниченности. И помните, что некоторые люди даже не осознают, как их слова влияют на вас. Далее, заодно перенаправьте свои мысли на положительные отзывы, полученные от других.

Тогда вместо того, чтобы сомневаться в своих способностях, вы будете решать реальные проблемы и начнете устанавливать границы.

Понимание разницы между эмоциями и чувствами.

Пример «Эмоционального труда» и ваши чувства.

Разница между эмоциями и чувствами становится видимой, когда мы выполняем эмоциональную работу: термин, который Арли Хохшильд придумал в 70-х годах. Он описывает акт согласования вашего эмоционального выражения с социально ожидаемыми чувствами. Хохшильд провела свое исследование, главным образом наблюдая, как бортпроводники корректируют свои эмоциональные выражения в соответствии со стандартами того, что ожидает авиакомпания в отношении того, как обращаться с клиентами даже в сложных ситуациях. В большинстве случаев чувства, которые испытывали сопровождающие, не отражали их собственный внутренний эмоциональный мир.

Отличным примером является разница между фальшивой и настоящей улыбкой. То, что Хохшильд начал наблюдать и многие другие описали позже, заключается в том, что внешние ожидания в конечном итоге становятся внутренним пониманием себя.

Результатом является тревога, депрессия, конфликт идентичности и даже потеря идентичности. Вы просто не чувствуете себя верным себе.

Я надеюсь, что в этот момент кристаллизуется разница между эмоциями и чувствами. В то время как эмоции являются внутренними направленными и личными сигналами, чувства связаны с вашей средой и культурными ожиданиями. Они тесно связаны и взаимосвязаны, потому что являются ощущениями. Чувства можно изменить и преобладать над эмоциями, которые представляют собой химические реакции на внешний мир (см. рисунок).

Вы испытываете эмоций внутри вас, тогда как чувств культурно сконструированы вне вас. Даже несмотря на то, что они стали частью вас, обычно легче назвать ваши чувства, чем ваши эмоции. Это потому, что довольно часто эмоции загромождаются чувствами. Чувства дают вам ощущение того, кто вы есть, через связь между вашим внутренним и внешним миром. Вот почему многие люди считают, что их чувства определяют, кто они есть, а их эмоции определяют направление и энергию.

Что значит быть собой? Или быть самим собой по-настоящему?

Подлинность

Вот как эмоциональное осознание позволяет вам испытать подлинность.

Почему я говорю о подлинности? Что ж, позвольте мне задать вам вопрос: как часто вы судите себя по тому, что вы чувствуете?

Я имею в виду, как часто вы считаете, что преуспели в чем-то, потому что в то время чувствовали себя хорошо? Или как часто вы думаете о себе хуже из-за плохого самочувствия, потому что чьей-то простой реакции было достаточно, чтобы снова поколебать вашу уверенность?

Подлинность подразумевает как знание того, кто вы есть, так и демонстрацию того, кто вы есть.

Познание себя означает понимание своего характера, своего стиля взаимодействия и общения, а также того, что вам нравится и не нравится. Это также означает, что вы знаете, за что вы стоите, и ваши ценности. Знание того, кто вы есть, также означает понимание ваших мыслей, чувств и желаний. Обычно вы чувствуете себя неискренним, когда ваши слова и действия (показ) не совпадают с вашими эмоциями (знание) и когда ваши действия не отражают (показ) ваши мысли и убеждения (ваша система ценностей — знание).

Хотя эмоции и чувства возникают мгновенно, умение анализировать эти процессы облегчит обнаружение подлинности и ощущение себя.

Так вы узнаете, что находитесь на пути создания подлинности.

Пройдя через этот процесс и открыв для себя подлинность, вы обнаружите, что начинаете делать такие заявления:
  • Я знаю, кто я на самом деле.
  • У людей есть ожидания, но они больше не влияют на меня и мои решения.
  • Угодить людям больше не проблема. Если я им не нравлюсь, им не нужно быть рядом со мной.
  • Я легко нахожу общий язык с новыми людьми.
  • Я просто тот, кто я есть.

Поскольку личность и подлинность так тесно связаны с тем, как вы себя чувствуете по отношению к окружающим вас людям, может быть сложно понять, кто вы есть. Первым шагом к достижению этого понимания является понимание своих эмоций. Это понимание позволяет вам создавать руководящие принципы, которые (а) помогут вам узнать, что происходит внутри вас лично, а затем (б) помогут вам отличить это от вашего восприятия того, что, по мнению других, происходит — или должно происходить — для вас.

Другими словами, изучение факторов, которые превращают наши эмоции в наши чувства, является надежной отправной точкой для понимания того, чего вы хотите от жизни, и того, как несколько небольших изменений в подходе могут привести к совершенно особым результатам!

Ваша информация на 100% защищена и никогда никому не будет передана. Вы можете отписаться в любое время.

Имя

Фамилия

Адрес электронной почты

Спасибо! Следите за обновлениями в своем почтовом ящике.

Хотите узнать больше об эмоциях? Читайте здесь:

Индивидуализация эмоций

Теория эмоций и исследования: основные моменты, вопросы без ответов и возникающие проблемы

Список литературы:

Barbalet,  JM. 1998. Эмоции, социальная теория и социальная структура: макросоциологический подход. Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Pres

Bolte Taylor , Jill 2021: Whole Brain Living: Анатомия выбора и четыре персонажа, которые управляют нашей жизнью.

90 секунд: «Когда у человека возникает реакция на что-то в его окружении, в организме происходит 90-секундный химический процесс; после этого любая оставшаяся эмоциональная реакция — это просто человек, решивший остаться в этой эмоциональной петле»

Коллинз , Рэндалл 1990. Стратификация, эмоциональная энергия и преходящие эмоции. В: Программы исследований: в социологии эмоций. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка

Доусон, Джоу 2018: Эмоции в контексте: что мы знаем о том, как мы себя чувствуем. HTML: https://www.psychologicalscience.org/observer/emotions-in-context-what-we-know-about-how-we-feel 07/03/2022

E

Экман , Пол 1992: аргумент в пользу базовых эмоций. В: Познание и эмоции 6: 169-200.

Ekman , P. 2016. О чем согласны ученые, изучающие эмоции. В: Перспективы психологической науки, 11 (1), 31–34

Экман , стр. 1999. Основные эмоции. В Dalgleish, T. & Power, MJ (Eds.), Справочник по познанию и эмоциям (стр. 45-60). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: John Wiley & Sons Ltd.

Ekman , стр. 1999. Выражение лица. В Dalgleish, T. & Power, MJ (Eds.), The Handbook of Cognition and Emotion (стр. 301–320). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: John Wiley & Sons Ltd

F

Фельдман Барретт, Лиза 2004. Чувства или слова? Понимание содержания самооценки пережитых эмоций J Pers Soc Psychol. 2004 г., август; 87(2): 266–281. HTML: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1351136/ дата обращения: 07.08.2018

Feldman Barrett, Lisa 2017. Теория сконструированной эмоции: активный вывод об интероцепции и категоризация. В: Социальная когнитивная и аффективная неврология, 1-23

Flam , Helena 1999. Soziologie der Emotionen heute in: Masse – Macht – Emotionen. Висбаден: Westdeutscher Verlag GmbH.

Фокс , Элейн  2018. Взгляд аффективной науки на понимание природы эмоций. Brain and Neuroscience Advances Volume 2: 1–8

H

Hochschild , Арли Р. 1979. Представление эмоций. SAGE

Hochschild , Арли Р. 1983/2003: Управляемое сердце: Коммерциализация человеческих чувств. Беркли: Калифорнийский университет Press

Hochschild , A. 1979: Работа с эмоциями, правила чувств и социальная структура. Американский журнал социологии, 85, стр. 551-575.

L

Ливитт, Джон 1996. Значение и чувство в антропологии эмоций. В: Американский этнолог, Vol. 23, No.3 (август 1996 г. =, стр. 514-539

Manstead, ASR, Frijda, NH, & Fischer, A. (Eds.). 2004. Чувства и эмоции: Амстердамский симпозиум , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press, стр. 9.0005

Пейл Т, Кэтрин 2014. Эмоции: чувство саморегуляции. В. Glob Adv Health Med. 3 (2) марта: 80-108

S

Сакко , Т. и Саккетти, Б. 2010. Роль вторичной сенсорной коры в хранении и извлечении эмоциональной памяти у крыс. Наука , 329 (5992), 649-656. doi: 10.1126/science.1183165

Саймон , Робин и Леда Э. Нат. 2004. «Гендер и эмоции в Соединенных Штатах: различаются ли мужчины и женщины в самоотчетах о чувствах и экспрессивном поведении?» American Journal of Sociology 109: 1137-1176

Shweder , RA 2004. Деконструкция эмоций ради сравнительного исследования. В ASR Manstead, NH Frijda и A. Fischer (Eds.), Чувства и эмоции: Амстердамский симпозиум (стр. 81–97). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

Стетс , Джонатан Х. и Ян Э. Стетс 2006. Социологические теории человеческих эмоций. В: Ежегодный обзор социологии 32: 25-32.

Stets, , январь E. 2005: Изучение эмоций в теории идентичности. В: Социальная психология Quarterly Vol. 68, № 1: 36-74

Stets, J. E. & Turner, J.H. 2006. Справочник по социологии эмоций. Нью-Йорк: Springer

T

Тернер, Джонатан Х. и Стетс, Ян Э. 2005. Социология эмоций. Нью-Йорк: Cambridge University Press

V

Vuilleumier , стр. 2005. Как остерегается мозг: нейронные механизмы эмоционального внимания. Тенденции в когнитивных науках , 9 (12), 585-594. doi: 10.1016/j.tics.2005.10.011

3.1 Настроения и эмоции в нашей социальной жизни – принципы социальной психологии

Эштон-Джеймс, К.Э., Мэддакс, В.В., Галинский, А.Д., и Чартранд, Т.Л. (2009). Кто я есть, зависит от того, как я себя чувствую: Роль аффекта в выражении культуры.

Психологическая наука, 20 (3), 340–346.

Барретт, Л. Ф., Лейн, Р., Сехрест, Л., и Шварц, Г. (2000). Половые различия в эмоциональном сознании. Бюллетень личности и социальной психологии, 26 , 1027–1035.

Бест, Б. (2009). Миндалевидное тело и эмоции. В Анатомия разума (глава 9). Получено с веб-сайта «Добро пожаловать в мир Бена Беста»: http://www.benbest.com/science/anatmind/anatmd9.html

.

Блесс, Х., Бонер, Г., Шварц, Н., и Страк, Ф. (1990). Настроение и убеждение: анализ когнитивных реакций. Бюллетень личности и социальной психологии, 16 , 331–345.

Кларк, М. С., и Айзен, А. М. (1982). К пониманию взаимосвязи между эмоциональными состояниями и социальным поведением. В AH Hastorf & AM Isen (Eds.), Когнитивная социальная психология (стр. 73–108). Нью-Йорк. Нью-Йорк: Эльзевир/Северная Голландия.

Коутс, Э. Дж., и Фельдман, Р. С. (1996). Гендерные различия в невербальных коррелятах социального статуса. Бюллетень личности и социальной психологии, 22, 1014–1022.

Коста, П., младший, Терраччано, А., и МакКрей, Р. Р. (2001). Гендерные различия в личностных чертах в разных культурах: убедительные и удивительные результаты. Журнал личности и социальной психологии, 81, 322–331.

Экман, П. (1992). Существуют ли базовые эмоции? Psychological Review, 99 (3), 550–553.

Экман, П. (2003). Раскрытие эмоций: распознавание лиц и чувств для улучшения общения и эмоциональной жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Times Books/Henry Holt and Co.

Эльфенбейн, Х.А., и Амбади, Н. (2002). Об универсальности и культурной специфике распознавания эмоций: метаанализ.

Психологический бюллетень, 128 (2), 203–235.

Изен, А.М., и Левин, П.Ф. (1972). Влияние хорошего самочувствия на помощь: печенье и доброта. Журнал личности и социальной психологии, 21 , 384–388.

Айзен, А.М., Шалкер, Т.Е., Кларк, М., и Карп, Л. (1978). Аффект, доступность материала в памяти и поведении: когнитивная петля? Журнал личности и социальной психологии, 36 , 1–12.

Исии, К., Рейес, Дж. А., и Китаяма, С. (2003). Спонтанное внимание к содержанию слов по сравнению с эмоциональным тоном: различия между тремя культурами. Психологическая наука, 14 , 39–46.

Ито, Т., Чиао, К., Девайн, П.Г., Лориг, Т., и Качиоппо, Дж. (2006). Влияние лицевой обратной связи на расовую предвзятость. Психологическая наука, 17, 256–61.

Джеймс, В. (1890 г.). Принципы психологии

. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Довер.

Кельтнер Д., Локк К.Д. и Одрейн П.К. (1993). Влияние атрибуций на отношение негативных чувств к личному удовлетворению. Бюллетень личности и социальной психологии, 19 (1), 21–29.

Китаяма, С., Карасава, М., и Мескита, Б. (ред.). (2004). Коллективные и личностные процессы регулирования эмоций: Эмоции и самость в Японии и США . Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

Китаяма, С., Мескита, Б., и Карасава, М. (2006). Культурные возможности и эмоциональный опыт: социальное вовлечение и освобождение эмоций в Японии и США. Журнал личности и социальной психологии, 91 , 890–903.

Кринг, А.М., и Гордон, А. Х. (1998). Половые различия в эмоциях: выражение, опыт и физиология. Журнал личности и социальной психологии, 74 (3), 686–703.

Маркус Х. и Китаема С. (1991). Культура и я: значение для познания, эмоций и мотивации.

Психологический обзор, 2 , 224–253.

Марш, А.А., Эльфенбейн, Х.А., и Амбади, Н. (2003). Невербальные «акценты»: культурные различия в выражении эмоций на лице. Психологическая наука, 14 (4), 373–376.

Мартин, Л.Л., и Тессер, А. (ред.). (1996). Некоторые размышления . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

Масуда, Т., и Китаяма, С. (2004). Ограничение, вызванное восприятием, и атрибуция отношения в Японии и США: пример культурной зависимости предвзятости соответствия. Журнал экспериментальной социальной психологии, 40 (3), 409–416.

Оатен М., Стивенсон Р. Дж. и Кейс Т. И. (2009 г.). Отвращение как механизм избегания болезней. Психологический бюллетень, 135, 303–321.

Рассел, Дж. А. (1980) Циркумплексная модель аффекта.

Журнал личности и социальной психологии, 39, 1161–1178.

Савицкий, К., Медвец, В.Х., Чарльтон, А.Е., и Гилович, Т. (1998). «Что меня беспокоит?» Возбуждение, неверная атрибуция и влияние временной дистанции на уверенность. Бюллетень личности и социальной психологии, 24 (5), 529–536.

Шахтер, С., и Сингер, Дж. (1962). Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния. Psychological Review, 69 (5), 379–399.

Шварц Н., Блесс Х., Страк Ф., Клумпп Г., Риттенауэр-Шатка Х. и Саймонс А. (1991). Простота поиска информации: еще один взгляд на эвристику доступности. Журнал личности и социальной психологии, 61, 195–202.

Шварц, Н., и Клор, Г.Л. (1983). Настроение, неправильное определение и суждения о благополучии: информативные и директивные функции аффективных состояний. Журнал личности и социальной психологии , 45,

513–523.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *