08.02.2022 Понятие деятельности в культурно-исторической психологии
- Главная
- Новости центра
- 08.02.2022 Понятие деятельности в культурно-исторической психологии
admin 14.02.2022
8 февраля 2022 года состоялась очередная встреча дискуссионного клуба «Чаепитие у классиков». Вебинар открыл новый цикл «Культурно-историческая психология vs Деятельностный Подход: две ветви одного дерева?».
Свою точку зрения на спор между Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым представил Андрей Дмитриевич Майданский , доктор философских наук, профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета, ассоциированный научный сотрудник Института философии РАН.
Как известно, начиная с 1931 года, в теоретических взглядах А. Н. Леонтьева и
Ссылаясь на «Записные книжки Л.С. Выготского» , Андрей Дмитриевич показывает, что Л.С. Выготский пришел к деятельностному (практико-ориентированному) подходу еще в 1926 году:
«Она [психика] есть орган отбора, сито-решето, изменяющее мир так, чтобы можно было действовать. В этом ее положительная роль… Отбор действительно высших форм достигает[ся] в психике. Красное, синее, громкое – нарезали мир на порции, чтобы я мог его есть и не сломать зубы» (с. 129).
«Сознание без слова = деятельность [у Леонтьева] и восприятие [у Кёлера]» (с. 320).
На вопрос о том, почему же произошел схизис в научных взглядах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, если они оба придерживались деятельностного подхода, Андрей Дмитриевич отвечает цитатой
В завершении доклада Андрей Дмитриевич приходит к выводу, что деятельностный подход Л.С. Выготского является более последовательным и охватывает более широкий круг психических явлений.
Доклад вызвал большой интерес и оживленную дискуссию аудитории семинара. В обсуждении приняли участии Н. Н. Нечаев, В.В. Рубцов, С. Веджетти.
Литература по теме:
- Выготский Л.С. Записные книжки. Избранное. Под общ. ред. Е. Завершневой и Р. ван дер Веера. М.: Канон+, 2018. С. 296–297, 308–311.
- Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка // Педология. 1930. № 5–6. С. 588–596.
- Леонтьев A.A., Леонтьев Д.А. Миф о разрыве: А.Н. Леонтьев и Л.С. Выготский в 1932 году // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 14–21.
- Орлов А.Б. А.Н. Леонтьев – Л.С. Выготский: очерк развития схизиса // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 70–85.
- Соколова Е.Е. Как А.Н. Леонтьев оживил спинозизм в марксистской психологии, или О неявном философском основании теории деятельности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. №4. С. 654–673.
- Maidansky A.D. Controversy and Growth Points in the Activity Theory in Psychology. Psychology in Russia: State of the Art, vol.14(4), 2021, pp. 3–17.
Prev
Next
Понятие деятельности. Структура деятельности
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат на тему:
«Понятие деятельности. Структура деятельности»
Выполнил:
Екатеринбург, 2012
Содержание
Введение………………….
1. Теория деятельности в
2. Деятельность, ее характеристики. Деятельность
и развитие психики человека………………….
3. Структура деятельности: мотив,
действие, цель……………………..
4. Виды деятельности: труд, учение, игра………………………………………..14
Заключение………………..
Литература………………..
Введение
Из чего состоит деятельность,
из каких элементов складывается?
Приверженцы структурализма считали,
что психическая структура
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности.
Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.
Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека.
В любом случае деятельность является субъективной. За всеми ее актами и механизмами стоит субъект, говоря словами Басова, «человек как деятель в среде». Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему
- Теория деятельности в отечественной психологии.
Деятельность — одна из центральных категорий психологии и ключевое понятие так называемого деятельностного подхода, ставшего фундаментом отечественной психологической науки XX века.
Первые очерки деятельностного подхода появились сравнительно давно, с ним связано и само появление философии. Понятия деятельности и её элементов у Платона и Аристотеля прошли через историю философии почти без изменений. Аристотелевы категории и формы и материала были тесно связаны с анализом деятельности. Вводя эти категории, он обращался к примерам деятельности. История исследования деятельности всё более наталкивает разных исследователей на мысль, что выход из многих затруднений и решение неудач с которыми человечество столкнулось в исследовании деятельности, лежит на пути привлечения в качестве основных средств материала и формы. В XIV и XIX века понятие деятельности разрабатывалось Фихте, Шеллингом, Гегелем и Марксом. Объектом изучения деятельностного подхода является сама деятельность как целое.
Основные принципы
Деятельностный подход в психологии (англ. activity approach) – совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей деятельностного подхода психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне-пратических ее форм.
Предпосылки
деятельностного подхода
1) необходимость новой методологической ориентации, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 1910-1920–х г.г.;
2) сдвиг тематики отечественной
психологии с лабораторных
3) исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности – одна из центральных.
В 1930-е г.г. складываются два наиболее проработанных варианта деятельностного подхода, представленных исследованиями психологических школ С.Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А.Н. Леонтьева – с другой. В настоящее время оба варианта деятельностного подхода развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.
Большую роль в методологическом обосновании деятельностного подхода (д.п.) сыграли работы Рубинштейна 1930-х г., где он сформулировал основополагающий теоретический принцип д.п. – единство сознания и деятельности.
По Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние» закономерности; вообще внешние причины действуют через внутренние условия.
По Леонтьеву, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида Потребность не переживается как таковая – она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом – фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, а потребность – предметной: как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще», и становится мотивом, который может и не осознаваться. Именно теперь можно говорить о деятельности.
В отличие от Л.С. Выготского, анализировавшего, прежде всего, орудийную природу психики, С.Л. Рубинштейн исследовал роль трудовой деятельности в становлении сознания. Им, так же как и Леонтьевым, выдвигалась идея о том, что изучение деятельности может стать основой опосредованного (через внешнюю активность) исследования психики, внутреннего мира человека. Связь деятельности с потребностями и мотивами открывает перед психологией возможность, не отвергая сознание (как бихевиоризм), объективного, экспериментального исследования мотивации, реализующейся в поведении субъекта.
Параллельно Леонтьевым и другими членами Харьковской школы теоретически и экспериментально разрабатывается проблема общности строения внешней и внутренней деятельности. Различия между двумя вариантами деятельностного подхода отчетливо формулируются в 1940-50-е г.г. и затрагивают в основном два круга проблем:
1. Проблема предмета
психологической науки. С
2. Споры касались
соотношения собственно внешне-
Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий. Связывающих человека с миром человеческих предметов.. В то же время он утверждал, что при решении проблемы единства сознания и деятельности Рубинштейн не вышел за рамки критикуемой им же самим дихотомии: сознание по прежнему рассматривается не в «деятельностном ключе», а как «переживания», «явления», как «внутреннее», а деятельность предстает как нечто принципиально «внешнее», и тогда единство сознания и деятельности выступает только как постулируемое единство, но недоказываемое.
Леонтьев предлагал свой вариант «снятия» этой дихотомии: действительной противоположностью является противоположность между образом и процессом (последний может существовать как во внешних, так и во внутренних формах). Образ и процесс находятся в единстве, однако ведущий в этом единстве — процесс, связывающий образ с отражаемой действительностью. Отсюда введение Леонтьевым понятий «сознание-образ» и «сознание-процесс», рассмотрение отношений между которыми еще дело будущего.
В рамках исследований
деятельностный подход был разработан
ряд важнейших теоретических
проблем психологии, в т.ч.: проблема
макро- и микроструктуры человеческой
деятельности (деятельность-действие-
Итак, пусковым моментом движения отечественной психологии на качественно новый уровень стали резко возросшие потребности практики в данных о психике человека (характеристиках психики, психической деятельности, психической регуляции поведения), которые могли бы учитываться как человеческий фактор в организации деятельностной сферы общества. Естественно, что наиболее остро эти потребности проявились в сфере производства, где процесс автоматизации и комплексной механизации мог успешно осуществляться лишь при всестороннем учете человеческого фактора не только на этапе эксплуатации, но и на этапе проектирования технических устройств. Иными словами, психология была востребована системой производительных сил общества применительно к одному из своих главных элементов – технике.
- Деятельность, ее характеристики. Деятельность и развитие психики человека.
Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с окружающим миром, в процессе которого активно формируются психические образы действительности, реализуются и развиваются потребности, ценности и отношения человека, осуществляется целенаправленное преобразование предметного окружения
В более узком смысле, это направленная на определенные аспекты окружающей действительности (ее предметы и отношения), организованная и социально-детерминированная активность отдельного или совокупного субъекта (коллектива), предполагающая создание социально значимого (идеального или материального) продукта и образующая единую систему действий и операций, которые поэтапно разворачиваются во времени с заданной последовательностью.
Деятельность — предмет изучения ряда научных дисциплин: философии, социологии (теории социального действия), физиологии и др. Понимание деятельности как сложной системы, в которой формируются сознание и личность на всех этапах развития, является принципиально важным и основополагающим для отечественной психологии. В ней вся психологическая проблематика предстает в ее деятельностном измерении.
Следует отметить, что категория деятельности всесторонне разрабатывалась в немецкой идеалистической философии, однако для российской психологической науки советского периода наибольшее значение приобрели идеи К. Маркса, который акцентировал, прежде всего, общественно исторический характер деятельности.
В трудах отечественных психологов сама психика человека трактовалась как специфическая и наиболее высоко организованная деятельность, включающая всю совокупность взаимообусловленных сенсорных, перцептивных, мыслительных и пр. действий и операций (А.Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и др.).
Теория деятельности | Социальные подходы к обучению
Исторические истоки
Теория деятельности возникла в бывшем Советском Союзе и уходит своими корнями в психологию Выготского. Выготский предположил, что ребенок получает свое понимание мира через социальные взаимодействия, основанные на культуре. Соответственно, знания, приобретаемые ребенком посредством социальных взаимодействий, представляют собой передаваемые культурные знания.
Выготского Леонтьева
В течение 1920-х и 1930-х годов Леонтьев стремился применить схему Выготского к исследованиям советского психолога Лурии, чтобы ответить на вопросы, оставшиеся без ответа бихевиористской психологии. Работа Леонтьева привела к разработке им теории деятельности, которая с тех пор была развита другими психологами и теоретиками обучения.
Основные понятия
Теория деятельности — это исследовательская структура, основанная на предположении, что человеческая деятельность неотделима от контекста. Индивидуумы неотъемлемо связаны с культурными контекстами посредством социальных взаимодействий, и, следовательно, любое индивидуальное знание, сформированное посредством социальных взаимодействий, частично взаимосвязано с культурой индивидуума.
Основной принцип теории деятельности состоит в том, что сознание является важнейшей частью участия в деятельности. Как утверждает Фролов (1984), «сознание формируется деятельностью и, в свою очередь, влияет на эту деятельность, определяя и регулируя ее. По мере реализации своих творческих замыслов люди преображают природу и общество и тем самым преображают самих себя» (цит. по: Tolman, 1998). Кроме того, теоретики деятельности утверждают, что «сознание — это не набор дискретных бестелесных когнитивных актов (принятие решений, классификация, запоминание) и уж точно не мозг; скорее, сознание находится в повседневной практике: ты то, что ты делаешь» (Нарди, 19 лет).95).
Инструменты или артефакты также являются важным компонентом теории деятельности. Представление о том, что «весь человеческий опыт формируется инструментами и знаковыми системами, которые мы используем» (Нарди, 1995), называется «посредничеством». Дети учатся в раннем возрасте использовать инструменты в своих целях посредством «присвоения». Этот процесс «владения» конкретным инструментом воплощает идею о том, что люди используют инструменты для преднамеренного преобразования своей среды. Социокультурная деятельность, связанная с этими объектами, отражает совместное знание в коллективном смысле.
Человеческая деятельность описана Блэклером (1995) как имеющая пять основных характеристик:
1) Человеческая деятельность направлена на объекты;
2) Человеческая деятельность облегчается артефактами, содержащими социальные знания;
3) Человеческая деятельность встроена в культуру;
4) Человеческая деятельность эволюционирует с течением времени; и
5) Человеческая деятельность способствует индивидуальному и коллективному обучению, когда возникают срывы, конфликты и напряженность. (цитируется по Спассеру, 1999)
Смысл развивается не только в индивидуальном смысле через самосознание и сознание, но и через коллективный опыт человечества и социальную практику. Таким образом, деятельность обеспечивает социальные условия и контексты для познания и обучения.
Профессор Юрго Энгестрём, профессор Университета Хельсинки и Калифорнийского университета в Сан-Диего, специализирующийся на теории деятельности, отвечает на вопрос о теории деятельности в следующем видеоролике:
Наконец, несмотря на свои исторические корни в начале 1900-х годов, теория деятельности все еще находится в процессе исследования. Кроме того, это одновременно влияет на исследования в области образовательных технологий. В частности, теория деятельности недавно использовалась для руководства исследованиями взаимодействия человека и компьютера (HCI), которые фокусируются на взаимодействии между людьми и компьютерами. Поскольку теория деятельности учитывает, как созданные человеком инструменты влияют на общественное сознание и деятельность, исследователи использовали эту структуру при оценке дизайна своих исследований. Таким образом, Нарди (1995) утверждает, что теория деятельности «развивается и растет; это ни в коем случае не статическая конечная точка. Теория деятельности обладает огромным потенциалом роста и изменения, интеллектуальной энергией, которая реализуется в исследованиях в России, Европе, Северной Америке и Австралии» (с. 2).
Таблица теории деятельности
Ключевые определения
Действие: деятельность, которую выполняет человек; они основаны на биологических потребностях
Деятельность: взаимодействие между человеком и окружающей средой
Цель: почему выполняется деятельность; цель
Значение: в более широком, социальном смысле, это то, что определяет опыт человечества; символы, идеи и язык существуют на основе согласованных значений; в индивидуальном смысле это отражает то, как человек понимает человеческий опыт0059 Субъект: человек или группа, участвующие в деятельности
Адаптировано из Tolman (1998) и Nardi (1995)
Практические знания
В сценарии компьютерного класса можно наблюдать индивидуальное обучение перед компьютером как самостоятельный процесс. Однако теория деятельности смещает акцент с индивидуального обучения на более широкий смысл. Компьютеры — это инструменты, созданные посредством ряда коллективных социальных действий. Таким образом, индивидуальные приобретения знаний в результате использования компьютера частично объясняются социокультурным потоком деятельности, связанным с этим компьютером.
Ссылки
Нарди, Б. А. (1995). Изучение контекста: сравнение теории деятельности, ситуативных моделей действия и распределенного познания. В BA Nardi (Ed.), Контекст и сознание: теория деятельности и взаимодействие человека и компьютера (стр. 35-52). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. Получено 20 октября 2011 г. с: http://www.ics.uci.edu/~corps/phaseii/nardi-ch5.pdf
Nardi, B.A. (1995). Теория деятельности и взаимодействие человека с компьютером. В Б. А. Нарди (ред.), Контекст и сознание: теория деятельности и взаимодействие человека и компьютера (стр. 35–52). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. Получено 20 октября 2011 г. с: http://www.ics.uci.edu/~corps/phaseii/nardi-ch2.pdf
Спассер, М. А. (1999). Информационная информатика: аргументы в пользу теории деятельности. Журнал Американского общества информационных наук, 50 , 1136-1138. Получено 16 октября 2011 г. с: http://dx.doi.org/10.1002/(SICI)1097-4571(1999)50:12<1136::AID-ASI17>3.0.CO;2-0
Толман, К. В. (1988b). Базовый словарь теории деятельности. Теория деятельности, 1, 14-20. Получено 13 октября 2011 г. с: http://www.ich-sciences.de/fileadmin/pdf/Tolman.pdf
Авторы изображений
Фотография Леонтьева. Получено 21 октября 2011 г. с: http://persona.rin.ru/eng/images/19813.jpg
Фото Выгостского. Получено 21 октября 2011 г. с: http://webpages.charter.net/schmolze1/vygotsky/
Диаграмма теории деятельности. Проверено 29 октября., 2011 г., с: http://willoxl.edu.glogster.com/activity-theory/
Видеокредиты
Энгестрём, Юрьо – Ответ на вопрос о теории деятельности. Получено 30.10.11 с: https://www.youtube.com/
Противоречия и точки роста в теории деятельности в психологии
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронная почта: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый будний день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
Полнотекстовые ссылки
Бесплатная статья ЧВК
Полнотекстовые ссылки
. 2021 15 августа; 14(4):3-17.
doi: 10.11621/pir.2021.0401. Электронная коллекция 2021.
Андрей Д Майданский 1 2
Принадлежности
- 1 Белгородский национальный исследовательский университет, Белгород, Россия.
- 2 Институт философии РАН, Россия.
- PMID: 36733816
- PMCID: ПМС9888034
- DOI: 10.11621/пир.2021.0401
Бесплатная статья ЧВК
Андрей Д Майданский. Психол Расс. .
Бесплатная статья ЧВК
. 2021 15 августа; 14(4):3-17.
doi: 10. 11621/pir.2021.0401. Электронная коллекция 2021.
Автор
Андрей Д Майданский 1 2
Принадлежности
- 1 Белгородский национальный исследовательский университет, Белгород, Россия.
- 2 Институт философии РАН, Россия.
- PMID: 36733816
- PMCID: PMC9888034
- DOI: 10.11621/пир.2021.0401
Абстрактный
Фон: Теория деятельности — самое мощное и влиятельное течение русской психологии в современном мире. Он рассматривает психику как особую форму или функцию предметной деятельности. Уровень психического развития живого существа прямо пропорционален разнообразию и свободе его деятельности.
Цель: Целью данной статьи является исследование ключевых точек роста психологии деятельности через анализ аргументов ее создателей — С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин. Выготский мечтал построить научную психологию по образцу «Капитала» Маркса; его проект возобновляется в этой статье.
Полученные результаты: Автор прослеживает, как благодаря экспериментальным исследованиям Уолтера Кэннона Выготский пришел к деятельностной концепции аффекта, в которой находит первичную «клеточку» психики. Проблема соотношения понятия и аффекта стала центральной проблемой его «акмеистической психологии». В то время как Выготский сосредоточил внимание на аффективном отражении деятельности в субъекте, Леонтьев сосредоточил внимание на ее познавательной стороне, направленной на объект. В предметном мире психика обслуживает материальную жизнедеятельность человека, выполняя поисково-ориентировочную функцию. Леонтьев считал сознание структурной проекцией этой деятельности, но Гальперин утверждал, что Леонтьеву так и не удалось преодолеть дуализм сознания и деятельности.
Заключение: Намечается новый путь к осуществлению мечты Выготского. Предлагаемое решение основано на спинозовской концепции аффекта и идее свободы, трактуемой как «аффект в понятии». (Выготский).
Ключевые слова: Активность; действие; оказывать воздействие; свобода; переживание.
© Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2021© Российское психологическое общество, 2021.
Похожие статьи
Наследие Выготского под вопросом: обзор его «аналитиков» и вызов его «эмуляторам».
Булле Н. Буль Н. Integr Psychol Behav Sci. 2023 г., 16 февраля. doi: 10.1007/s12124-023-09754-3. Онлайн перед печатью. Integr Psychol Behav Sci. 2023. PMID: 36795260
Российская психология на рубеже XXI века и постсоветские реформы гуманитарных дисциплин.
Васильева Ж. Васильева Ю. Историк психол. 2010 май; 13(2):138-59. DOI: 10.1037/a0019270. Историк психол. 2010. PMID: 20533768
Выготский и психология как нормативная наука.
Мекаччи Л. Мекаччи Л. Integr Psychol Behav Sci. 2021 декабрь; 55 (4): 728-734. дои: 10.1007/s12124-021-09638-4. Epub 2021 17 августа. Integr Psychol Behav Sci. 2021. PMID: 34405374
Кризис Выготского: Аргумент, контекст, актуальность.
Хайман Л. Хайман Л. Stud Hist Philos Biol Biomed Sci. 2012 июнь;43(2):473-82. doi: 10.1016/j.shpsc.2011.11.007. Epub 2011 23 ноября. Stud Hist Philos Biol Biomed Sci. 2012. PMID: 22520196
(Повторно) представляя мысль Выготского: от исторического обзора до современной психологии.
Васильева О, Балясникова Н. Васильева О и др. Фронт Псих. 2019 7 августа; 10:1515. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01515. Электронная коллекция 2019. Фронт Псих. 2019. PMID: 31447717 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Рекомендации
- Кэннон, У.Б. (1922). Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости: отчет о недавних исследованиях функций эмоционального возбуждения.