Понятие гендера в психологии – ,

Современные подходы к определению понятия «гендер» в социальной психологии Текст научной статьи по специальности «Социология»

Д.В. Воронцов

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ГЕНДЕР»

В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В статье рассматривается три парадигмы определения тендера в социальной психологии: классическая, модернистская и постмодернистская. Классическая основывается на биолого-эволюционных представлениях о сексуальности. Модернистская характеризуется двойственной трактовкой пола как биологического факта и субъективного образа, содержание которого определяется социокультурными факторами. Постмодернистская трактует пол и гендер как два способа социального конструирования сексуальности в межличностном общении.

Возникновение термина «гендер» как одной из категорий социального анализа связано с именем американского психоаналитика Роберта Столлера, предложившего в 1958 г. использовать эту грамматическую категорию для подчеркивания двойственной природы пола человека: как, с одной стороны, биологического, а с другой — социокультурного феномена. В обыденной речи слово «пол» обозначает широкий комплекс репродуктивных, соматических, поведенческих и социальных характеристик, которые в целом характеризуют человека в качестве мужчины или женщины. Однако связь между биологическими и социокультурными составляющими этого единого комплекса в научном плане является далеко не такой однозначной, что и подтолкнуло Р. Столлера ограничить тезаурус термина «пол» как научной категории строго биологическими характеристиками — анатомо-морфоло-гическими признаками, по которым различаются и репродуктивно дополняют друг друга человеческие особи. Термин «гендер» был призван подчеркнуть тот факт, что биологические характеристики сексуальности не даны человеку непосредственным образом, а всегда преломляются через призму индивидуального сознания и социальных представлений, т. е. существуют в виде субъективного и зафиксированного в культуре знания о них.

Новое словоупотребление грамматической категории «гендер» подразумевало также и то, что видимые различия личностных характеристик мужчин и женщин не связаны напрямую с действием биологических детерминант, а определяются спецификой социального взаимодействия, в которое включены мужчины и женщины, обладающие субъективным знанием о своих сексуальных признаках. Действительно, отличительными психологическими признаками «мужского» и «женского» поведения почти всегда оказываются социальные качества личности: групповой статус

и связанные с ним отношения власти (доминирование/подчинение), исполняемые социальные роли (материнство/отцовство), уровень социальной активности (профессиональная деятельность/ домашняя работа) и т. д. Получается, что те личностные характеристики, которые в обыденном сознании оказываются тесно связанными с биологическим полом (чему в немалой степени способствует повседневное употребление слова «пол»), возникают только в определенной системе социальных отношений. Именно поэтому Р. Столлер предложил использовать категорию ген-дера для обозначения связанных с полом, но возникающих только в контексте межличностных и социальных отношений личностных и поведенческих характеристик. Ведь грамматический термин «гендер» («родовой признак») как раз и отражает контекстуальную, а не онтологическую сущность мужских и женских характеристик1.

Появление нового термина, отражающего факт социокультурной обусловленности связанных с биологическим полом психологических различий мужчин и женщин, прервало классическую традицию социально-психологического анализа сексуальности личности, в которой главенствующее место занимали именно биологические детерминанты. Но прежде чем охарактеризовать эту модернистскую парадигму исследования, необходимо более подробно остановиться на классическом подходе к анализу человеческой сексуальности. Это представляется необходимым еще и потому, что значительная часть исследований, посвященных социально-психологической проблематике пола, была написана до того, как термин «гендер» получил широкое распространение в социальных науках за рубежом, не говоря уже о России. Поэтому в литературе нередко еще можно встретить устаревшее употребление понятия «пол» и его производных («половая роль», «половая идентичность»,

1 В английском языке, в отличие от русского, грамматический род (gender) слов в предложении определяется контекстуально, именно поэтому слово «гендер» в социально-психологическом анализе не может быть адекватно воспроизведено русским аналогом — род.

Гуманитарные науки

«половые различия» и т. п.) по отношению к анализу социально-психологических характеристик взаимодействия мужчин и женщин. Однако и традиционная парадигма не избегает предложенного Р. Столлером термина, вкладывая в него свое собственное содержание.

Социальная психология, ориентированная на классическую парадигму, трактует гендер в качестве сводной биосоциальной характеристики, в которой анатомо-физиологические различия между людьми приобретают качество социальных отношений. Тендер выступает здесь в виде «культурной маски» биологического пола, его социальной «надстройкой». В рамках традиционного подхода весьма популярна полоролевая концепция генде-ра, которая сводит его к совокупности поведенческих моделей, ожидаемых от мужчин и женщин в конкретном социокультурном пространстве. Ее основная идея заключается в том, что в силу биологических причин женщины имеют преимущественно экспрессивные личностные характеристики, тогда как мужчины — инструментальные. Соотношение понятий пола и гендера в традиционном ключе предстает в следующем виде: биологический пол — это данность, а гендер — это достигаемый социальный статус, который связан с исполнением определенных социальных ролей. В процессе социализации пол становится гендером -личностным атрибутом, который рано фиксируется (приблизительно в пятилетнем возрасте) и затем остается неизменным и неотчуждаемым. Дальнейшее гендерное развитие личности в этой методологической парадигме заключается только в обогащении содержания ролевого репертуара, его воспроизводстве и укреплении.

Традиционное понимание гендера как совокупности социальных ролей достаточно проблематично. Роли можно принимать, от них можно отказываться, они не привязаны жестко к социальному статусу или социальному контексту, поскольку они ситуативны и не имеют личностной и социальной укорененности. Более того, ролевая интерпретация гендера вносит путаницу в вопрос о разграничении половой роли и связанных с полом характерологических различий, поскольку далеко не все различия между мужчинами и женщинами можно объяснить исполнением ими определенных социальных ролей. В социуме не существует унифицированного ген-дерного репертуара, и каждый человек может исполнять целый ряд социальных ролей, не совмещенных друг с другом и вступающих в ролевой конфликт, однако при этом сомнения в гендерном статусе личности возникают достаточно редко. Факти-

чески традиционная ролевая концепция сводит ген-дер к одному из его социально-психологических проявлений — гендерным стереотипам. Тендерные стереотипы действительно являются важной составляющей бытия личности, поскольку они эффективны в определении социальных различий между мужчинами и женщинами и поскольку следование этим стереотипам поощряется, а отклонение — наказывается. По сути, ролевая концепция гендера в социальной психологии является нормативистской теорией пола, в которой гендер выступает в виде некоторого стандартного нормативного случая поведения. Реальное же многообразие гендерных проявлений личности выпадает из исследовательского поля, а динамика содержания половых ролей в обществе вообще не может быть объяснена с помощью социальных факторов, поскольку половые роли всегда привязаны к биологической основе и принципу «взаимодополнительности» мужского и женского начал.

Поскольку основным принципом функционирования гендера в пространстве межличностных отношений в рамках традиционного подхода является принцип взаимодополнительности, это неизбежно ограничивает возможности изучения внут-ригендерных отношений и форм поведения, поскольку характеристики одного гендера существуют только как противоположность характеристикам другого гендера.

Нормативизм, свойственный полоролевой трактовке гендера, тесно связан с понятием девиации как антипода «успешного усвоения» половой роли. В традиционном подходе конформность по отношению к господствующей полоролевой системе демонстрирует «успешную» гендерную социализацию, тогда как «нетипичные» половые роли являются следствием «неадекватной» социализации. Такое представление о гендерной социализации личности было бы оправданным, если бы общество представляло собой монолитную структуру. Однако реальное общество состоит из разных сообществ, занимающих неодинаковое положение в социальной иерархии. Роль и есть динамическая составляющая социального статуса. Следовательно, половая роль также связана с социальным статусом, а не с биологическим полом исполнителя. Соответственно, нормативность того или иного полоролевого репертуара зависит от властного статуса исполнителей половых ролей, а не от биологической целесообразности того или иного поведения.

Привязка полоролевой концепции гендера к биологическому диморфизму человека в конечном итоге ведет к асоциальному пониманию гендера и

Современные подходы к определению понятия «гендер» в социальной психологии

Д.В. Воронцов

постоянному поиску для получаемых социально-психологических данных биологических коррелятов, которые и выступают в качестве причинного обоснования наблюдаемых различий и основы для их интерпретации.

Модернистский подход к изучению гендерных аспектов личности определяется двойственной трактовкой пола как, с одной стороны, биологического, а с другой стороны — социокультурного феномена. Здесь гендер сводится к субъективным представлениям о том, чем является для человека его объективно существующий биологический пол. В рамках этого подхода полагается, что люди произвольно конструируют социальный образ биологического пола, используя обусловленные природой телесные характеристики. Гендер оказывается «культурной схемой» (или «линзой»), упорядочивающей и типизирующей любое связанное с половой принадлежностью знание личности о себе. Понятие гендерной схемы было введено американской исследовательницей С.Л. Бем. В соответствии с ее концепцией человек самостоятельно моделирует собственное поведение и личность, произвольно комбинируя качества и способы межличностного взаимодействия, зафиксированные в имеющихся культурных (гендерных) схемах. Одни люди демонстрируют выраженную «гендерную схематичность», потому что они во всем полагаются на типичные образцы соответствующих качеств и модели поведения. Другие уделяют меньше внимания точному воспроизведению готовых образцов, усваивая то, что им кажется более подходящим из разных гендерных схем.

Гендер как система представлений («линза») является неотъемлемой частью дискурса2, а также социальных практик общения, взаимодействия и деятельности людей. В этом случае он имеет множественные формы проявления, которые не сводимы только лишь к совокупности половых ролей, предписанных обществом по признаку пола. Гендером будет и специфический язык общения, и разделение труда между мужчинами и женщинами, и распределение властных отношений, и система ценностей и многое другое. Реальность и ее конструкт (схема) оказываются неразрывно слитыми, что приводит к восприятию ген-дера не в качестве социального конструкта, а как «естественного» состояния личности. Сомнения в «естественности» того или иного гендера возникают только в ситуациях «гендерного беспокой-

ства», например, когда конструирование собственного поведения и личности вдруг входит в значительное противоречие с нормативным образцом, или когда человек сталкивается с альтернативным способом конструирования гендерной реальности в другой культуре.

Повседневные практики социальной жизни, таким образом, ограничивают возможности произвольного использования образцов социального взаимодействия и сочетания личностных качеств мужчинами и женщинами, но однозначно не предписывают абсолютного следования доминирующим гендерным моделям. Последнее предполагает, что в обществе всегда есть возможность формирования «нетипичных» гендерных схем, отношение к которым со стороны других членов общества будет иметь только политическую и моральную основу.

В модернистской парадигме гендер выступает и как особый социальный институт, обеспечивающий функционирование властных отношений в обществе. Такое понимание гендера связано с именем американской исследовательницы Дж. Лор-бер. Применительно к личности гендер включает в себя следующие компоненты:

— категория пола — принадлежность к биологическому полу с рождения в зависимости от гениталий;

— тендерная идентичность — личное восприятие своей половой принадлежности в связи с предписанными полу социальными функциями и статусом;

— тендерный брачный статус — осуществление или неосуществление предписанного типа ухаживания, репродуктивного поведения и родительских ролей;

— сексуальная ориентация — социально или индивидуально принимаемые образцы сексуальных желаний, чувств, практик и идентичностей;

— тендерная структура личности — усвоенные образцы социально приемлемых эмоций и чувств;

— тендерные процессы — социальные практики воспитания и обучения гендерному поведению;

— тендерные убеждения — принятие или сопротивление господствующей в обществе гендер-ной идеологии;

— тендерный дисплей — предъявление себя в качестве определенного типа гендерной личности посредством одежды, косметики, украшений, те-

2 Реальная практика использования языка, в которую заложены тендерные различия в виде грамматических родов и правил их употребления.

Гуманитарные науки

лесных маркеров (придание телу желаемой формы, пирсинг, татуировки и прочее).

Личный гендер в рамках этого подхода является частью социальной категории гендера, с помощью которой устанавливается и поддерживается определенный социальный порядок и распределение власти в обществе. Он есть результат принятия или непринятия господствующих и зафиксированных самыми разными способами форм социальных отношений между мужчинами и женщинами (которые до сегодняшнего дня сохраняют свою асимметричность).

В рамках модернистского подхода существует и третье определение гендера как системы межличностного взаимодействия, посредством которой создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как о базовых категориях социального порядка. Эта концепция тесно связана с этнометодологическим подходом Т. Тарфинкеля. В такой интерпретации гендер есть результат часто встречающихся практик социального взаимодействия, в котором требуется постоянное подтверждение своей половой принадлежности. Он есть то, что демонстрируют люди в процессе межличностной коммуникации, структурируя его в соответствии с условленными моделями взаимодействия. Любое взаимодействие включает в себя параметр властных отношений, которые могут выстраиваться по принципу господства/подчинения или эгалитарно. Соответственно, гендер-ные различия отражают особенности социального порядка, устанавливающего правила взаимодействия и коммуникации полов.

В рамках этого направления выделяют три главных понятия: биологический пол, категоризацию по полу (приписывание пола) и собственно гендер. Пол — это совокупность некоторых биологических критериев, которые в данном обществе принято использовать для разделения индивидов на мужчин и женщин. Критериями для разделения людей на две категории — мужчин и женщин — чаще всего становятся гениталии и хромосомный набор. Однако сами по себе эти критерии не гарантируют категоризации индивида по полу в реальных практиках взаимодействия. В обыденной жизни процесс категоризации устанавливается и поддерживается рядом дополнительных правил. Приписывание пола происходит в первую очередь по социально принятым проявлениям (дисплеям), которые должны свидетельствовать о принадлежности к определенному полу. Эти проявления возникают, существуют и воспроизводятся только в коммуникативных ситуациях. И когда

биологические признаки пола в коммуникативных ситуациях оказываются размытыми или неявными, то мы все равно категоризируем личность по полу, потому что главными для нас оказываются именно социально принятые проявления этих признаков, а не они сами.

Тендер здесь есть конфигурация способов предъявления себя в качестве мужчины или женщины (т. е. человека, имеющего категорию по полу). Эта конфигурация не сводится к идеальным образцам поведения и отношений. Не сводится он и к четко определенным паттернам поведения, которые могут быть включены в ситуации взаимодействия для узнавания и признания мужественности и женственности. Во-первых, описания таких паттернов всегда будут неполны. Во-вторых, паттерны поведения должны хорошо подходить к ситуациям и изменяться в зависимости от потребностей ситуации. Тендер есть то, что в ситуациях взаимодействия делают люди, обладающие категорией принадлежности к полу. Личность, включенная в тот или иной вид деятельности, может рассматриваться в качестве либо мужчины, либо женщины.

Тендер включает в себя модели уместного с точки зрения культуры и общества поведения в конкретных ситуациях (формальные конвенциаль-ные акты). Исполнители этих актов рассматриваются как социально компетентные, а нарушители — как некомпетентные. В ситуациях взаимодействия человек демонстрирует другим свою социальную компетентность, что делает гендерный дисплей средством признания личности «нормальной» или «ненормальной» в зависимости от того, какие представления господствуют в социокультурном пространстве. Например, если женщина станет тамадой на грузинском застолье, или мужчина-отец возьмет листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком, или мальчик выразит желание поиграть в куклы, то эти люди столкнутся с сомнением общества в их социальной компетентности в качестве мужчин или женщин. Нарушение гендерного дисплея грозит санкциями, но в то же время оно способствует возникновению новых норм.

Концепции социального конструктивизма получили дальнейшее развитие в постмодернистской социальной психологии. Постмодернистская парадигма отказывается от двойственной интерпретации пола как одновременно биологического и социального феномена. Его суть заключается в том, что пол всегда является социальной категорией, которая приписывается биологическому организ-

Д.В. Воронцов

Современные подходы к определению понятия «гендер» в социальной психологии

му на основании произвольно выделяемых критериев. Биологический пол не существует как объективный феномен: он тоже есть социальный конструкт, поскольку биологические особенности, на основании которых мы делим людей на мужчин и женщин, являются произвольно установленными критериями типизации внутривидового разнообразия на основании только лишь различий репродуктивных систем. Тендер и пол оказываются разными способами репрезентации сексуальности личности посредством социальных институтов: науки, семьи, СМИ, права, образования, искусства, моды и т. д. Эти репрезентации варьируют в широких пределах: от нормативных гендерных дисплеев до полного размывания границ половой принадлежности. В европейской культуре существует не две, а как минимум пять (и более) типичных технологий гендерных репрезентаций: мужчина, женщина, гетеросексуал, гомосексуал, трансгендер и т. д. Технологии гендерной репрезентации основываются не только на категоризации репродуктивных систем, но и посредством категоризации сексуальных предпочтений. Как социальный конструкт, пол/ гендер является продуктом социальных и языковых практик, а также — научных представлений о поле/гендере. В этом смысле пол/гендер никогда не является статическим продуктом культуры: он есть динамический результат постоянного обсуждения проблемы пола/гендера в обществе и эффектом связанной с подобным дискурсом социальной перцепции индивидуально-личностных особенностей человека. Другими словами, что мы говорим и думаем о гендере, таковым он и является.

В постмодернистском социально-психологическом анализе гендера не идет речь о приоритете социального конструирования над некоей биологической данностью, как это можно обнаружить в модернистском подходе. Напротив, здесь сама биологическая данность (пол) тоже является эффектом социальной перцепции телесного компонента, т. е. таким же социальным конструктом, как и гендер. Процесс репрезентации личности со стороны ее сексуальности заключается не в выражении внутренней «сущности» (обусловленной биологически или социально), а в производстве иллюзии существования такой «сущности» мужчины, женщины, гомосексуала, гетеросексуала. После чего эта иллюзия оформляется в некоторый психосоциальный тип какого-либо гендера, который начинает участвовать в организации пространства социального взаимодействия. И тогда гендер из личной описательной категории превращается в социальную категорию, предписывающую определенные личностные и поведенческие характеристики людям, соотносящим себя с тем или иным гендерным психотипом и принимающим ту или иную гендерную идентичность.

Изложенные теоретические позиции в отношении того, что представляет собой гендерный аспект бытия личности, зачастую не подвергаются методологической рефлексии, что приводит к противоречивому смешению различных точек зрения в рамках одного исследования и бесплодным дискуссиям в отношении научного потенциала эмпирических данных, получаемых в разных «системах ген-дерных координат».

Список использованной литературы:

1. Введение в тендерные исследования. Ч.1.: Уч. пособие / Под ред. Жеребкиной И.А. — Харьков: ХЦГИ, СПб.: Алетейя, 2001.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: метод социологии. — М.: Наука, 1991.

3. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). — М.: Наука, 1988.

4. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1996.

5. Жеребкина М. «Прочти мое желание…». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. — М.: Идея-Пресс, 2000.

6. Bem S.L. The Lenses of Gender. New Haven and London: Yale Univ. Press, 1993.

7. Connell R. Gender and Power. Stanford Univ. Press, 1987.

8. Lorber J., Farrell S.A. (eds.). The Social Construction of Gender. London: Sage Publications, 1991.

9. Stoller R.J. Sex and gender. New York: Science House, 1968.

cyberleninka.ru

Гендер — это… Что такое Гендер?

(англ. hender — пол) — 1. различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу; 2. термин, используемый при обсуждении сходств и различий между мужчинами и женщинами, например, в распределении их социальных ролей, в значительной степени культурально обусловленному.


* * *
[от англ. gender — род, пол] — а) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе; б) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний. В социальной психологии термин «гендер» используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин «гендер», а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым «женским» исследованиям. Исследователи именно этого направления психологических, в том числе и авторы социально-психологических работ, отмечают, прежде всего, следующее: «применение гендерного подхода в разных науках помогло переосмыслить принимаемое как биологически детерминированное положение вещей. Например, в дифференциальной психологии значимыми являются различия между мужчинами и женщинами в визуально-пространственных способностях — использование гендерного подхода позволяет раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам игры, ограничивающие изучение визуально-пространственных характеристик предметного мира. Гендерный подход также показывает, что зачастую психологическая норма базируется на «мужской» модели поведения, черт характера, когнитивных особенностей и возрастного развития как доминирующей, иерархически более высокой и социально ценной. Относительность данной модели и ее социальная обусловленность была продемонстрирована исследованиями этнографов, изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами»1. Ни в коей мере не подвергая сомнению эвристичность и продуктивность использования подобного ракурса рассмотрения и анализа целого ряда острых вопросов современной психологии, в частности, и социальной психологии, нельзя не заметить, к сожалению, все учащающиеся случаи содержательного «передергивания» самой постановки проблемы и постепенного формирования такой ситуации, когда ряд исследований, проводимых под лозунгом реализации гендерного подхода, оказываются не просто тривиальными, а более того, вообще снимающими вопрос о необходимости проверки справедливости выдвигаемых гипотез в силу их изначальной очевидности. Так, грамотно поставленными в логике гендерного подхода можно считать два варианта вопросов в их гипотетическом звучании, если исследование проводится в рамках социально-психологического знания: а) гендерные различия заключаются в том-то и том-то; б) особенности выполнения женщинами такой-то социальной функции заключаются в том-то, особенности выполнения мужчинами такой-то социальной функции заключаются в том-то. В то же время достаточно часто гипотетическая схема конкретных исследований выстраивается в принципиально иной логике: «мы предполагаем, что данную социальную функцию мужчины и женщины выполняют по-разному». Вряд ли было бы правомерно считать такую постановку вопроса продуктивной, а, главное, требующей специальной проверки — если функция одна, а субъекты, ее реализующие, что называется, по определение различны, более интересным, если это содержательно оправдано, было бы предположение о том, что данная конкретная функция, несмотря на гендерные различия субъектов, выполняется аналогично в обоих случаях.

Таким образом, по сути дела, все исследования подобного рода, направлены на доказательство одной и той же «парадоксальной» гипотезы: «Мужчины и женщины отличаются друг от друга». Причина подобных казусов, связанных не только с методологической некорректностью, но и, как справедливо указывает С. Н. Ушакин, с элементарной смысловой неряшливостью в словоупотреблении англоязычных терминов, кроется в стремлении некоторых исследователей следовать своеобразной «моде» и буквально «за уши» притягивать в любую работу понятия, которые, что называется «на слуху».

Между тем даже беглый анализ наиболее серьезных исследований по гендерной проблематике со всей очевидностью доказывает, что они сконцентрированы именно на содержательной стороне гендерных различий, а отнюдь, не на доказательстве факта их наличия.

Данная традиция берет свое начало еще в ранних работах К. Хорни, появившихся задолго до введения понятия «гендер» в научный обиход, в которых рассматривалась специфика психодинамического развития мальчиков и девочек, в частности, особенности переживания девочками комплекса кастрации. Именно К. Хорни принадлежат и первые исследования половых различий именно в социально-психологическом контексте. Так, в частности, «Хорни утверждала, что значимой силой, стоящей за “завистью к пенису”, которую постулировал Фрейд, была не анатомия, а культура. Женщины завидуют не самому органу, а власти и привелегиям, которыми обладают люди с пенисом»1. С точки зрения К. Хорни, «…женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское “превосходство”. Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными»2. По этой причине, как считает К. Хорни, «Женщины … с особенной вероятностью становятся уступчивыми типами, не расположенными к риску ради достижений»3. При этом на взглядах и выводах К. Хорни безусловно сказалась ее крайняя приверженность феминистскому движению, она внесла существенный вклад в формирование представлений о социальном поле, а ее работы послужили отправной точкой для дальнейших исследований в данной области. Стоит отметить, что на протяжении довольно длительного периода исследования гендерных различий, изначально возникшие, как мы видим, не без влияния феминистских установок, парадоксальным образом табуировались соображениями псевдополиткорректности по отношению к женщинам. Так, по словам Д. Майерса, «В 1970-е годы многих теоретиков беспокоило, что исследования гендерных различий могут привести к упрочению стереотипов и трактовке их как присущих женщинам недостатков». Лишь «начиная с 1980-х годов ученые, изучающие гендерные различия, стали чувствовать себя свободней. Первоначально те, кто занимался исследованиями в этой области, старались “углублять представление о равенстве полов”, опровергая раздутые стереотипы. Затем в 1980-е и 1990-е годы… многие исследования выявили гендерные различия, которые оказались ничуть не менее значительными, чем “существенные” поведенческие, изучаемые в других областях психологии» 1.

Наиболее отчетливо данные различия поляризуются по факторам «независимость — привязанность». Как отмечает Д. Майерс, «разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.

Во взрослых взаимоотношениях эти гендерные различия становятся глубже. В разговорах мужчины чаще концентрируются на задачах, женщины — на отношениях между людьми. В группах разговоры мужчин чаще информативны; женщинам важнее поделиться с подругами, получить помощь или оказать поддержку. … Согласно опросам, женщины в большей степени склонны описывать себя как эмпатичных, способных понять чувства других… Различие в эмпатии прослеживается и в лабораторных экспериментах, хотя и не так явно. Во время просмотра слайдов или слушания рассказов реакции девочек отличались большей эмпатией. … Одним из объяснений таких различий в эмпатии мужчин и женщин может послужить факт, что женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих. Проанализировав результаты 125 экспериментов, исследующих сензитивность мужчин и женщин к невербальным признакам, Джудит Холл обнаружила следующее: в общем женщины превосходят мужчин в декодировании эмоциональных сообщений, поступающих от окружающих. Например, после демонстрации двухсекундного отрезка немого фильма, во время которого на экране было показано огорченное лицо героини, женщины более точно определяли, что происходило — критиковала она кого-то либо обсуждала свой развод. Чувствительность женщин к сигналам невербального общения помогает объяснить их большую эмоциональную отзывчивость в печальных и радостных ситуациях»2.

Гендерные различия по признакам «независимость — привязанность» не только наиболее отчетливо представлены в имеющихся исследованиях, но и имеют достаточно четкое теоретическое обоснование. Как отмечалось в первой части настоящей «Азбуки», выявлены отчетливые корреляции между полом и различиями по шкале «Мышление — Чувствование» в рамках типологии К. Юнга и ее последующего развития К. Майерс и И. Бриггс. Большинство женщин относятся к «чувствующему типу», а большинство мужчин — к «думающему». В данном ракурсе вполне понятна более высокая сензитивность, эмпатичность женщин, их концентрация на отношениях в противовес логичности, последовательности и сосредоточенности на предметной задаче мужчин.

Что касается других типов гендерных различий, то их эмпирическое подтверждение представляется гораздо менее убедительным. Так, например традиционный стереотип о социальном доминировании мужчин обычно подкрепляется чисто социологическим анализом процентного соотношения мужчин и женщин, занимающих высокостатусные посты в правительствах, парламентах, крупных корпорациях и т. п. Ни в коей мере не отрицая очевидный факт подавляющего «численного превосходства» мужчин в этом плане, заметим, что он скорее отражает содержание культурных традиций и социальных стереотипов, чем социально-психологическую реальность. Гораздо более эвристичные в этом плане исследования поведения мужчин и женщин, находящихся в одинаковых или близких с точки зрения статуса и предметной деятельности социальных ролях, не дают достаточно убедительных подтверждений наличия значимых гендерных различий.

То же самое можно сказать в отношении еще одного устойчивого стереотипа — о более высокой агрессивности мужчин по сравнению с женщинами. Подобные выводы, как правило, делаются в основном опять-таки на базе социологических данных о процентном соотношении мужчин и женщин в общем числе осужденных за те или иные преступления. При этом упускается из вида, либо сознательно игнорируется тот очевидный факт, что в силу явного физического превосходства среднестатистического мужчины над женщиной последствия проявлений мужской агрессивности в социальной среде (а именно они оцениваются, в первую очередь, при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности) гораздо более разрушительны по сравнению с проявлениями женской агрессивности равной или даже большей интенсивности. Между тем, как показал ряд исследований, в том числе с использованием включенного наблюдения, факты проявления агрессивности в крайне жестоких формах в женских «зонах» встречаются ничуть не реже, чем в мужских.

Из сказанного следует, что в своей практической работе социальный психолог должен соблюдать известную осторожность при рассмотрении и учете так называемого гендерного фактора. В противном случае он рискует оказаться неадекватным в выявлении реально значимых в контексте групповых процессов переменных, а целенаправленное воздействие на них подменить поиском артефактов конъюнктурного и идеологического порядка.

Практический социальный психолог, работая с группами и организациями, в состав которых входят и мужчины, и женщины, должен быть осведомлен о тех гендерных особенностях, которые характеризуют их активность при решении общегрупповых задач.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

psychology_pedagogy.academic.ru

Понятия — пол, гендер | PSYERA

Пол — описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Половому диморфизму (половой диморфизм — наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей) подвержены многие представители живой природы.

Гендер — социально-психологическая характеристика личности, пол с социальной точки зрения.

Вопрос, который ставят перед собой многие исследователи, работающие в данной области, заключается в определении роли биологических и социокультурных факторов в формировании различий в психике мужчины и женщины (полового дипсихизма).

Выделяют следующие гендерные характеристики личности — гендерная идентичность, гендерная роль, гендерный стереотип.

Процесс гендерной дифференциации у человека социально обусловлен. Социальная дифференциация начинается с момента определения пола ребенка и фиксации пола в виде присвоенного ребенку имени (мужского или женского). С этого момента начинается процесс обучения ребенка гендерной роли в соответствии с культурными особенностями данного общества и под влиянием определенных стереотипов. Таким образом, быть мужчиной или женщиной — это значит не только быть человеком с определенной анатомией, но и следовать определенным социокультурным ожиданиям, предъявляемым обществом к человеку. По словам Симоны де Бувуар: «Женщинами не рождаются, женщинами становятся». Вышесказанное, естественно, относится и к мужчинам.

Гендерная идентификация — процесс, результатом которого является гендерная идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей гендерной роли.

Гендерная роль — совокупность прав, обязанностей, норм поведения мужчины и женщины в определенном обществе в определенное историческое время.

На формирование гендерной роли существенное влияние оказывают гендерные стереотипы — стандартизированные, упрощенные представления относительно типичных для мужчин и женщин моделей поведения и черт характера, свойственные определенной культуре. Выделяют гендерные стереотипы, касающиеся нормативных представлений о поведенческих, психологических особенностях мужчин и женщин; стереотипы, касающиеся содержания профессиональной деятельности (для женщин — обслуживающая и исполнительская, для мужчин — инструментальная, творческая, управленческая) и стереотипы, связанные с семейными и профессиональными ролями мужчин и женщин.

На сегодняшний день выделяют 3 типа психологического пола личности или 3 типа гендерных ролей — маскулинный, феминный, андрогинный.

Маскулинность и феминность — нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

В содержание маскулинной роли входят характеристики активного, доминантного, инструментального поведения (самостоятельность, независимость, напористость, способность руководить, готовность рисковать, сила, агрессивность и т.д.).
Основными характеристиками феминной роли являются зависимость от окружающих, экспрессивные, необходимые для установления близких межличностных отношений характеристики — верность, мягкость, нежность, уступчивость, способность к эмпатии и т.д.
Для андрогинной (от лат. andros — мужской, gynes — женский) роли свойственно сочетание характеристик феминной и маскулинной ролей, а также гибкость перехода от одной к другой роли в зависимости от требований ситуации.

Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогинах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали даже замыслы посягнуть на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половинки — мужскую и женскую. С этих пор людям свойственно любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую натуру.

Таким образом, андрогиния — характеристика целостной личности, интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля и мужского инструментального.

psyera.ru

Реферат – Понятие гендера и гендерных стереотипов в психологии

Впервые различие понятий «пол» и «гендер» было обозначено Р. Столлером в 1968 г. Одной из первых работ, в которой было четко сформулировано различие понятий «пол» и «гендер», стала работа Г. Рабин. Используя методы психоанализа и структурной антропологии, Рабин изучала символическое значение факта обмена женщин между мужчинами в так называемых примитивных обществах [7].
О.А. Воронина выделяет «три направления в понимании гендера и проведении гендерных исследований:
 Гендер как инструмент социологического анализа;
 Понимание гендера в рамках женских исследований;
 Гендер как культурологическая интерпретация».
Классический психоанализ проблематизирует восприятие отдельным человеком собственной половой принадлежности и формирование сексуального влечения к лицу определенного пола [2]. Процесс социализации, по мнению Фрейда, заключается в том, что примерно с 5 лет ребенок учится подавлять свои эротические желания. В латентный период (с 5 до 12 лет) очень важен однополый круг общения.
Н. Ходоров – одна из наиболее известных психоаналитиков – согласна, что различия, отмеченные З.Фрейдом, имеют место в психологии мужчины и женщины, но, с ее точки зрения, они не анатомического свойства, а результат того, что в нашей социальной системе женщины несут ответственность за ребенка в раннем периоде детства.
Другое направление психоанализа связано с именем Э.Берна. Признавая биологическую заданность пола, он уделял серьезное внимание влиянию социума и социальных отношений на характер поведения мужчин и женщин [3, с. 42-45].
По мнению Ж. Лакана и французских постструктуралистов, важней-шую роль в формировании гендера играют «символическое, языковое, культурное», тогда как «биологическое» здесь выполняет лишь провокационную функцию: «С кем человек начинает идентифицировать себя – с мужчиной или с женщиной, равно как и большая часть черт его характера, идей и желаний, зависит в первую очередь, от того, к какому полу он был отнесен в детстве. При нормальном развитии событий «присваиваемый» ему пол соответствует биологическим различиям в хромосомах, гормонах и морфологии».
По мнению Т. де Лауретис, гендер – не простая производная от анатомо-биологического пола, но социальная конструкция, репрезентация или скорее составной эффект дискурсивных и визуальных репрезентаций, продукт различных общественных институций: не только семьи, системы образования, масс-медиа, медицины или права, но также – что менее очевидно – языка, искусства, литературы, кино и научной теории [2, с. 15].
Существует ряд теорий относительно природы гендерных различий.
Так, с точки зрения биологического подхода, различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т.п. Были проведены исследования близнецов на предмет выявления наследственных черт, а также исследования гормонально-химических и физиологических факторов. В частности, Цукерман предположил, что гендерные различия по доминантности и агрессивности могут быть связаны с половыми гормонами. Также пытались объяснить и различия по зрительно-пространственным способностям. С. Нолен-Хоекзема связывала половые различия в хромосомах со склонностью женщин к депрессии, тревожности и нейротизму. К этому же подходу можно отнести и эволюционную концепцию дифференциации полов В. А. Геодакяна. Мужской пол играет главную роль в изменении, а женский – в сохранении популяции.
Социокультурный подход к гендерным различиям предполагает, что различия между полами формируются обществом. Теория социальных ролей Элис Игли. Чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли.
Согласно модели артефакта, разрабатываемой А. Фейнгольдом, ген-дерные стереотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные и стремиться в самоотчетах отразить свою личность благоприятным образом.
Концепция андрогинии С. Бэм и Дж. Спенс. Дж. Спенс рассматривали андрогинность по показателям высокой маскулинности и высокой феминности, а С. Бэм представила ее как баланс между этими двумя категориями. Существование индивидов с гендернотипичными чертами не исключает возможности совмещения этих черт в одном типе – андрогинном, который рассматривается как выход для обоих полов: можно выбирать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики. Но идея андрогинии перестала быть популярной, и Бэм отказалась от нее, предложив теорию гендерной схемы.
Гендерная схема – это когнитивная структура, которая организует восприятие индивида и руководит им. Дети кодируют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маскулинность – фемининность». Сюда включаются данные об анатомии мужчин и женщин, их участии в рождении детей, профессиях и разделении занятий, личностных характеристиках и поведении. Эта дихотомия «мужское – женское» – самая важная из всех классификаций людей, которые существуют в обществе.
Гендер нельзя рассматривать как социальную роль. Роли ситуативны и в принципе сводимы к набору операций. В одной ситуации эта роль может быть ролью – врача, в другой – супруга (и), в третьей – спортсмена (ки). При этом гендерная вариация присутствует в исполнении каждой из ролей. Гендер оказывается квазиролью, которая пронизывает все остальные ролевые спецификации, является базовой, на которую нанизываются все другие. В этом отношении гендер является категорией, подобной этничности – она точно так же обусловливает тот контекст, который приобретают конкретные роли для личности или социальной группы.
Гендер не сводим и к совокупности психологических черт личности (соответственно, мужских или женских). Сторонники конструктивизма ут-верждают, что психологизация гендера препятствует анализу того, каким образом социальные институты становятся гендерно-специфицированными. Гендерные отношения как социальные отношения неравенства по признаку пола, встроены в социальный порядок таким образом, что приписывания психологических черт является лишь аспектом этих отношений.

refbox.org

Реферат – Понятие гендера и гендерных стереотипов в психологии

О.А. Воронина выделяет «три направления в понимании гендера и проведении гендерных исследований:
 Гендер как инструмент социологического анализа;
 Понимание гендера в рамках женских исследований;
 Гендер как культурологическая интерпретация».
Классический психоанализ проблематизирует восприятие отдельным человеком собственной половой принадлежности и формирование сексуального влечения к лицу определенного пола [2]. Процесс социализации, по мнению Фрейда, заключается в том, что примерно с 5 лет ребенок учится подавлять свои эротические желания. В латентный период (с 5 до 12 лет) очень важен однополый круг общения.
Н. Ходоров – одна из наиболее известных психоаналитиков – согласна, что различия, отмеченные З.Фрейдом, имеют место в психологии мужчины и женщины, но, с ее точки зрения, они не анатомического свойства, а результат того, что в нашей социальной системе женщины несут ответственность за ребенка в раннем периоде детства.
Другое направление психоанализа связано с именем Э.Берна. Признавая биологическую заданность пола, он уделял серьезное внимание влиянию социума и социальных отношений на характер поведения мужчин и женщин [3, с. 42-45].
По мнению Ж. Лакана и французских постструктуралистов, важней-шую роль в формировании гендера играют «символическое, языковое, культурное», тогда как «биологическое» здесь выполняет лишь провокационную функцию: «С кем человек начинает идентифицировать себя – с мужчиной или с женщиной, равно как и большая часть черт его характера, идей и желаний, зависит в первую очередь, от того, к какому полу он был отнесен в детстве. При нормальном развитии событий «присваиваемый» ему пол соответствует биологическим различиям в хромосомах, гормонах и морфологии».
По мнению Т. де Лауретис, гендер – не простая производная от анатомо-биологического пола, но социальная конструкция, репрезентация или скорее составной эффект дискурсивных и визуальных репрезентаций, продукт различных общественных институций: не только семьи, системы образования, масс-медиа, медицины или права, но также – что менее очевидно – языка, искусства, литературы, кино и научной теории [2, с. 15].
Существует ряд теорий относительно природы гендерных различий.
Так, с точки зрения биологического подхода, различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т.п. Были проведены исследования близнецов на предмет выявления наследственных черт, а также исследования гормонально-химических и физиологических факторов. В частности, Цукерман предположил, что гендерные различия по доминантности и агрессивности могут быть связаны с половыми гормонами. Также пытались объяснить и различия по зрительно-пространственным способностям. С. Нолен-Хоекзема связывала половые различия в хромосомах со склонностью женщин к депрессии, тревожности и нейротизму. К этому же подходу можно отнести и эволюционную концепцию дифференциации полов В. А. Геодакяна. Мужской пол играет главную роль в изменении, а женский – в сохранении популяции.
Социокультурный подход к гендерным различиям предполагает, что различия между полами формируются обществом. Теория социальных ролей Элис Игли. Чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли.
Согласно модели артефакта, разрабатываемой А. Фейнгольдом, ген-дерные стереотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные и стремиться в самоотчетах отразить свою личность благоприятным образом.
Концепция андрогинии С. Бэм и Дж. Спенс. Дж. Спенс рассматривали андрогинность по показателям высокой маскулинности и высокой феминности, а С. Бэм представила ее как баланс между этими двумя категориями. Существование индивидов с гендернотипичными чертами не исключает возможности совмещения этих черт в одном типе – андрогинном, который рассматривается как выход для обоих полов: можно выбирать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики. Но идея андрогинии перестала быть популярной, и Бэм отказалась от нее, предложив теорию гендерной схемы.
Гендерная схема – это когнитивная структура, которая организует восприятие индивида и руководит им. Дети кодируют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маскулинность – фемининность». Сюда включаются данные об анатомии мужчин и женщин, их участии в рождении детей, профессиях и разделении занятий, личностных характеристиках и поведении. Эта дихотомия «мужское – женское» – самая важная из всех классификаций людей, которые существуют в обществе.
Гендер нельзя рассматривать как социальную роль. Роли ситуативны и в принципе сводимы к набору операций. В одной ситуации эта роль может быть ролью – врача, в другой – супруга (и), в третьей – спортсмена (ки). При этом гендерная вариация присутствует в исполнении каждой из ролей. Гендер оказывается квазиролью, которая пронизывает все остальные ролевые спецификации, является базовой, на которую нанизываются все другие. В этом отношении гендер является категорией, подобной этничности – она точно так же обусловливает тот контекст, который приобретают конкретные роли для личности или социальной группы.
Гендер не сводим и к совокупности психологических черт личности (соответственно, мужских или женских). Сторонники конструктивизма ут-верждают, что психологизация гендера препятствует анализу того, каким образом социальные институты становятся гендерно-специфицированными. Гендерные отношения как социальные отношения неравенства по признаку пола, встроены в социальный порядок таким образом, что приписывания психологических черт является лишь аспектом этих отношений.
Итак, гендер – это базовая идентичность, подразумевающая под собой такие аспекты, как гендерная схема или роль, совокупность социальных институтов и психологических черт. Существует несколько научных подходов – от теорий классического марксизма, психоанализа до современных парадигм страуктурного функционализма, конфликтологии, феноменологии, которые по – разному трактуют феномен гендерных отношений. Каждый подход имеет как позитивные стороны, так и определенные недостатки в объяснении проблем пола и гендера. Ни один из представленных выше научных подходов не дает на исчерпывающее объяснение характера гендерных отношений. Но совокупные знания, грамотное применение научных концепций и подходов позволяет понять сложные процессы, происходящие как внутри социальной системы, так и гендерной системы [3, с. 56].

refbox.org

Реферат – Понятие гендера и гендерных стереотипов в психологии

Содержание

Введение 3
1. Понятие гендера и гендерных стереотипов в психологии 5
2. Русская народная сказка как явление культуры 12
3. Гендерные стереотипы в русских народных сказках 16
Заключение 27
Список литературы 27

Введение

В последнее десятилетие именно гендерное измерение становится все более важным в оценке основных детерминант процессов общественного и личностного развития. Причиной возникновения гендерных исследований стал дискомфорт, возникший в связи с противопоставлением женщин и мужчин. Эти проблемы необходимо рассмотреть с учетом реалий се-годняшнего дня и решать в соответствии с изменяющимися требованиями эпохи. Раздел гендерной психологии только начинает складываться. Иногда его называют «социальной психологией взаимоотношений между мужчинами и женщинами». Гендерные исследования предполагают как теоретическую разработку философских, социологических, психологических вопросов, связанных с традиционными проблемами личности, социальных страт, общества в целом, так и общественную практику в самом широком смысле, включающую художественное творчество, политическое и социальное управление, институт семьи, образование, сферу межличностных отношений.
Гендерный подход предполагает, что различия в поведении и воспри-ятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими осо-бенностями, сколько воспитанием и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского.Гендерная принадлеж-ность индивида проявляется в том, что человек делает и делает постоянно в процессе взаимодействия с другими людьми. Гендерные исследования изу-чают определенные стереотипы восприятия людей и межличностных отношений, стереотипы формирования собственной экспрессивной модели поведения и оценки, стереотипы конструирования идеала – с точки зрения принадлежности к определенному полу. Это так называемые гендерные стереотипы – устойчивые для данного общества в данный исторический момент представления о различиях между мужчинами и женщинами.
Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моде-лях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Гендерные стереотипы формируются, начиная с раннего детского возраста в процессе так называемой социализации – усвоения господствующих в данной культуре среде представлений о правильном поведении, распределении способностей и обязанностей. Итогом социализации является освоение определенной социальной роли.
Гендерная константа формируется в возрасте 3-5 лет, в период раннего детства, или в так называемом дошкольном возрасте. К семи годам дети приобретают «гендерное постоянство», которое подкрепляется поло- ролевыми стереотипами. К значимым агентам ранней социализации исследователи относят родителей и других значимых взрослых; братьев, сестер и других детей-сверстников; книги, телевидение и другие средства массовой информации. В российском контексте до сих пор влиятельным агентом гендерной, социализации является детская литература, в частности, русские народные сказки.
Это определило выбор темы настоящего исследования: «Гендерные стереотипы в русских народных сказках».
Цель исследования: изучить гендерные стереотипы в русских народ-ных сказках.
Объект исследования: гендерные стереотипы.
Предмет исследования: гендерные стереотипы в русских народных сказках.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие гендера и гендерных стереотипов в психологии.
2. Раскрыть сущность русской народной сказки как явления культуры.
3. Рассмотреть основные гендерные стереотипы в русских народных сказках
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме гендерных стереотипов в русских народных сказках и художественных текстов русских народных сказок.
1. Понятие гендера и гендерных стереотипов в психологии

Гендерные исследования как самостоятельная область научных и образовательных интересов является собирательным понятием для современных гуманитарных теорий – экономических, социальных, политических, лингвистических и других, так или иначе интерпретирующих проблему взаимоотношений полов и использующих новейшее ее обозначение – «гендер».
Гендерные исследования предполагают наряду с теоретическими разработками и общественную практику в самом широком смысле, включающую художественное творчество, политическое и социальное управление, институт семьи, образование, сферу межличностных отношений [2, с. 8].
Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологиче-ские, социальные и культурные особенности. Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между мужчиной и женщиной обусловливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе. Если пол индивида биологически де-терминирован, то род (гендер) является культурно и социально заданным.
Впервые различие понятий «пол» и «гендер» было обозначено Р. Столлером в 1968 г. Одной из первых работ, в которой было четко сформулировано различие понятий «пол» и «гендер», стала работа Г. Рабин. Используя методы психоанализа и структурной антропологии, Рабин изучала символическое значение факта обмена женщин между мужчинами в так называемых примитивных обществах [7].


refbox.org

Гендерная психология. История гендерной психологии :: SYL.ru

Психология, именуемая гендерной, как особая отрасль психологических знаний, — довольно молодой раздел науки. Но, с другой стороны, она имеет длительную и внушительную историю, которую нельзя упускать из виду.

Начало изучения гендерной психологии

Собственно, гендерная психология берет начало в 70-х гг. XX века. На ее формирование оказало влияние немало факторов, в том числе и феминистское движение. Тем не менее, до сих пор среди ученых нет единой концепции по поводу этой области науки. Также и история гендерной психологии излагается специалистами совершенно по-разному, что часто приводит скорее к путанице, нежели к прояснению вопроса.

Основная проблема заключается в самом истолковании термина «гендерная». Некоторые под ней понимают сугубо феминистскую психологию. Вторые – просто женскую. А третьи определяют гендерные исследования, как науку о психологических различиях полов.

Другая сторона вопроса состоит в том, что комплекс гендерных исследований одновременно стал проводиться в разных науках людьми разных специальностей. Поэтому при изучении собственно половой психологии и ее истории невозможно пройти мимо ряда философов, социологов, этнографов, а также общественных деятелей.

Появление терминологии

Сам термин «гендер» означает «пол», но не в смысле физиологической данности, а как психологическую особенность, связанную с особой ролью в социальной жизни. Принят к использованию он был в 1975 году.

Этапы истории гендерной психологии

Чаще всего психология гендерных различий разбивается на пять последовательных временных этапов. В общем своем виде они выглядят следующим образом:

1. Исследование проблем, соответствующих области гендерной психологии, философами. Начало этого периода уходит в античность, а конец приходится на XIX век. Как видно, это самый продолжительный этап, имеющий довольно обширную внутреннюю периодизацию.

2. С конца XIX века до начала века XX происходит обозначение предмета и общее формирование основных разделов гендерных исследований.

3. Третий период связывается с Фрейдом, отчего он также носит название фрейдовского. Ведущая роль в нем отводится развитию идей психоанализа в их связи с общей канвой гендерных исследований. Временные пороги этого этапа можно обозначить, как начало – 30-х годов XX века.

4. Далее следует эпоха практических экспериментов и, как следствие, происходит накопление теоретической базы. Этот период продолжается до 1980-х годов.

5. Пятый, заключительный период, продолжающийся по сей день, выводит гендерные исследования в психологии на новый уровень. Наблюдается активный рост заинтересованных исследователей, увеличивается число экспериментов. Происходит стремительное накопление материала, что обеспечивает благоприятную базу для дальнейшего изучения предмета.

Период философов. Платон

Согласно общепринятому мнению, гендерная психология своим появлением во многом обязана Платону. Так, он впервые заострил внимания на гендерной проблеме отношений полов. Платон в ряде своих произведений развивает учение об их взаимодополняемости и вводит термин андрогина – существа, соединяющего в себе мужские и женские признаки. Он первый высказывает мысль о том, что полы в своих отношениях равноправны. Женщины в платоновской теории идеального общества могут участвовать вместе с мужчинами во всех социальных делах, а также быть воинами, философами. Потомство же они воспитывают наравне с мужьями.

Аристотель

Гендерные проблемы занимали и Аристотеля. Он много внимания уделял роли полов в жизни общества, в браке. Занимаемые им позиции зачастую противоположны взглядам Платона, хотя он и был его учеником в начале своей философской карьеры. Так, Аристотель видел женщину в браке в качестве своего рода рабыни, предназначенную лишь для ведения хозяйства и воспитания детей. Одним словом, он отрицал равенство между мужчиной и женщиной.

Томас Мор

Теперь перенесемся в эпоху Возрождения, когда веками «законсервированная» христианским догматизмом мысль начала пробуждаться к свободной жизни. Так, например, интересна теория Томаса Мора, описанная им в «Золотой книге». Его образ идеального государства предполагает, что мужчины и женщины трудятся в равной степени над всеми делами без разделения труда на «женскую» и «мужскую» области. В числе прочего сюда входят религиозная деятельность, служба в армии и высшие должности в органах власти.

После Мора гендерные отношения под тем или иным углом зрения рассматривали такие мыслители, как Томмазо Кампанелла и Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант и множество других блестящих мыслителей.

Второй этап

Следующий за философской рефлексией период развития, который прошла гендерная психология, характеризуется рождением и расцветом движения за освобождение женщины в обществе. Это в равной мере справедливо для США, Англии и Франции. В какой-то степени данное движение затронуло и Российскую Империю. Сам по себе этот процесс, конечно, мало соотносился с учеными изысканиями, а потому не является частью истории гендерной психологии, как науки. Однако он послужил фоном и катализатором, благодаря которому гендерные исследования привлекли к себе внимание многих ученых.

Феминизм

Феминистское движение, как и сам термин «феминизм», имеет французское происхождение. Синонимично ему определение «эмансипированная», то есть освобожденная женщина. Точкой отсчета для этого движения стала Великая революция во Франции. Тогда Олимпия де Гуж шокировала общественность, выступив со своей Декларацией прав женщин.

Подобные движения существовали и в других странах – Англии, США и не только.

Научные работы

Появляются в это время и научные труды. Например, в конце XIX века издаются две книги П. Е. Астафьева, посвященные психологии полов и психологии женщины.

Примерно в это же время австрийский исследователь Отто Вейнингер опубликовал свой труд «Пол и характер». Во многом эта книга оказалась знаковой, а проблемы, поднятые в ней, как и споры вокруг них, актуальны до сих пор.

Вместе с тем Германия, Франция и ряд других европейских государств развертывают широкое научное изучение женской психологии. Этот период рождает плеяду выдающихся исследователей как среди мужчин, так и женщин: Т. Хиггинсон, Х. Марион, Э. Кей и другие.

Третий (фрейдистский) этап

Как уже было сказано, на третьем этапе своего становления гендерная психология неразрывно была связана с именем Зигмунда Фрейда. Он отличался взглядами, дискуссии вокруг которых не угасают и по сей день. У исследователей женской психики мало кто смог вызвать столько отрицательной критики, как отец психоанализа. Безусловно, он не был именно исследователем конкретно в этой области. Но тем не менее некоторые его мысли, доктрины и труды затронули гендерные особенности в психологии. Отражение они нашли, к примеру, в книге «Психология женщины».

Полемика с Фрейдом

В споры с отцом психоанализа вступали даже многие его ученики. Его тезис о подсознательном комплексе женщины, заключающимся в зависти к мужским гениталиям, сподвиг немало людей к созданию психологических теорий касательно полов и их взаимоотношений. Поэтому, так или иначе, Фрейд оказал огромное позитивное влияние на развитие гендерных исследований. Хотя, повторимся, его собственные убеждения в этой области считаются более чем сомнительными.

Закончилось это тем, что в середине XX века психоанализ был признан, как опасная для женского психологического благополучия доктрина.

Однако и сейчас школа психоанализа представляет собой классическое направление в области исследования психологии представительниц прекрасной половины человечества.

Третий этап в России

В нашей стране после революции тон исследований в области гендерных различий несколько изменился. С приходом советской власти было законодательно закреплено равенство полов. Первоначально женщин пытались оторвать от семьи, чтобы привлечь к производству и труду, однако затем правительством был запущен обратный процесс. Казалось бы, это были лучшие условия для развития объективных взглядов по гендерным вопросам. Но на практике все это привело к отрицанию разницы полов. Советской наукой в принципе не признавались гендерная психология и педагогика.

Хотя ради справедливости стоит сказать, что в СССР были некоторые ученые, не согласные с такой позицией. Они пытались продвинуться в области гендерных исследований. К их числу можно отнести выдающихся ученых П. П. Блонского и Е. П. Аркина. Но к 1930-м годам их работу запретили, соответственно, прекратилась и публикация их трудов, а все исследования в данной области на просторах Советского Союза были заморожены до самого распада страны.

Четвертый период

Данный этап охватывает примерно двадцать лет и олицетворяет собой бурный рост исследований как экспериментального характера, так и теоретического осмысления. В это время наблюдается настоящий расцвет изучения отношений полов, принесший богатые плоды в нашу эпоху.

Перерыв в исследованиях

Заметим, что между третьим и четвертым периодом наблюдается некоторый разрыв. Понять его причину довольно трудно. Но наиболее вероятно, что виной тому стало развитие феминизма. Если ранее, на втором этапе, оно сыграло положительную роль, инициировав бурное изучение гендерной психологии, то в данном случае оно его затормозило. Каким образом? Дело в том, что в западном обществе за исследованиями, касавшимися гендерной проблематики, был установлен жесткий социальный контроль. Развитие феминизма в этот раз получило в свой адрес критику широких слоев общественности, что создало для ученых трудности для объективного изучения. Научный мир Запада, исследующий гендерные отношения, мог бы серьезно пошатнуться, если бы позволил себе вмешаться в этот социальный конфликт.

Из авторов-исследователей этого времени можно вспомнить следующие имена выдающихся ученых (причем, женщин): Э. Маккоби, С. Бэм и К. Гиллиган.

Итогом периода для Запада стало накопление колоссального теоретического материала, появление множества гипотез по поводу тех или иных аспектов гендерной проблематики.

Что касается России, то первые проблески света, ознаменовавшие возобновление научных исследований в области гендерной психологии, пробились сквозь тучи идеологии в 60-х годах. Сделали это возможным такие люди, как Г. Ананьев. Он в это нелегкое время противостояния стал основателем целой школы психологии, носящей имя Петербургской или Ленинградской школы (по городу, где проживал исследователь).

Также немалое значение для истории гендерной психологии в России имеют имена В. П. Багрунова, Э. С. Чугуновой и других.

Пятый период

Последний на данный момент этап в истории гендерной психологии, длящийся уже четверть века, характеризуется огромным, как никогда прежде, размахом исследований, широтой проводимых экспериментов и развитием движения гендерных исследований. Появляются новые теории, разрабатываются методики изучения проблем отношений полов.

С другой стороны, детализация исследований привела к тому, что внутри гендерной психологии начали выделяться не только отдельные школы, но и новые направления и разделы науки. Некоторые из них в своих теоретических взглядах и практических принципах довольно далеко ушли друг от друга.

Среди бесчисленных имен и трудов этого этапа отметим блестящую книгу Меган Берн — «Гендерная психология».

Что касается российского мира науки, то, к сожалению, годы застоя привели к отсутствию базы, на которой можно было выстроить конкурентоспособную исследовательскую школу. В нашей стране гендерная психология только начинает развиваться, что не лишает нас перспективы занять ведущее положение в будущем. Предпосылкой к этому служит то обстоятельство, что западные исследователи вместе с грандиозным опытом накопили и значительное количество неразрешенных проблем и противоречий. Слабость этих школ заключается в том, что они уделяют основное внимание частностям, тогда как до сих пор очень слабо разработаны теории, которые позволили бы обобщить весь опыт гендерных исследований и создать целостный взгляд на природу этого явления. Эта перспектива раскрывается сегодня перед российскими исследователями.

Среди последних достижений наших соотечественников можно отметить такие важные труды, как «Гендерная психология» (Клецина И.С.) и «Гендерная социализация» (Курамшев А. В.).

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *