Понятие личности: Личность. Что такое «Личность»? Понятие и определение термина «Личность» – Глоссарий

Понятие личности, её сущность и структура

Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чём сущность человека как личности, каково её место в мире и в истории. Личность — это понятие весьма богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. Человека делает личностью его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает своё влияние на развитие личности и её восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке. Социальная индивидуальность человека возникает не на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом пространстве и времени, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов.
Личность имеет сложную структуру. Так, в психологии под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических личности состоит в анализе не индивидуальных особенностей человека, а тех социальных ролей или функций, которые человек выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые включён индивид. На этой основе строится ролевая концепция личности.
Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остаётся “вещью в себе”. Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Другими словами, социально-деятельностная сущность человека прежде всего лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация — это процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется прежде всего через его включенность в определённые общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе ( формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности). Поскольку социализация носит динамический характер, то личность — это всегда процесс, постоянное становление. Личность, застывшая в своём формировании, в своих устремлениях, — это уже деградирующая личность.
В содержание личности и её оценку в качестве важнейшего компонента включается направленность её сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем её сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но в не меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духовным миром человека. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. Бердяев был во многом прав, когда рассматривал личность, в отличие от индивида, как духовную сущность и качество человека.

Безлепкин Н.И. Методическое пособие для подготовки к экзамену по философии

Главная страница =>философия=> к оглавлению

Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности., Учебное пособие

метки:Личность, Человек, Индивидуальность, Понятие, Развитие, Индивид, Относительно, Структура

План.

1. Понятие о личности.

2. Структура личности.

3. Формирование личности.

 

1.В психологии понятие личность является основополагающим. Говоря о личности рассматриваются такие понятия как личность, индивид, индивидуальность и человек.

Человек – самое широкое понятие, все остальные включаются в него.

Человек- это результат биологической и исторической эволюции.

Понятие индивид относится и к человеку и к животному. Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Все мы имеем индивидные свойства (цвет волос, глаз, кожи, конституцию тела и др.)

Личность – это тоже человек, но рассматриваемый как общественное, социальное существо. Каждая личность является индивидом, но не каждый индивид является личностью. Личность – это сознательный индивид, это качество приобретается в обществе. Маленький ребенок и психически больной не являются личностью.

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «че­ловек» самое широкое и общее, все остальные включа­ются в него.

Понятие «индивид»может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой био­логический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основ­ные характеристики индивида — активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружа­ющим миром.

Понятие «индивидуальность»подчеркивает неповтори­мое своеобразие человека, то, в чем он отличен от дру­гих, а также в определенной степени указывает на выра­женность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая ин­дивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности».

Это же можно сказать и о понятии «личность». В повсе­дневной жизни мы часто говорим: «Это личность», «Она — сильная личность», «Он — не личность», оценивая, таким образом, своих близких, знакомых или героев книг, филь­мов. Говоря так, мы выделяем, прежде всего, цельность чело­века, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Обратите внимание на то, что если понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, то понятия «индивиду­альность» и «личность»» подчеркивают, выделяют неко­торые особые присущие человеку качества, выражает вы­сокий уровень его развития.

8 стр., 3589 слов

Понятие о физическом развитии

… системы медицинского контроля за здоровьем людей. Оно носит систематический характер и распространяется на различные группы населения. Основы физического развития закладываются в детском возрасте. И, … измерений больших (не менее 100–150 человек), однородных по полу, возрасту и другим признакам групп населения. Стандарты физического развития всегда имеют региональный характер, причем в …

Именно поэтому многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся» (А. Н. Ле­онтьев, В.В.Давыдов).

«Личность, — подчеркивал А.Н.Леонтьев, — есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».

Какого же человека можно назвать личностью? Л.И. Божович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического разви­тия, который делает его способным управлять своим пове­дением и деятельностью… Личность, достигшая полного раз­вития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независи­мым от ситуативных воздействий среды. Необходимой ха­рактеристикой личности является особая форма ее актив­ности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответ­ствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится ха­рактерной активная, а не „реактивная» форма поведения».

Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непос­редственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно.Он относительно независим от внешних воз­действий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательновыработанными целями и намерениями.

Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластич­ности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.

Во-вторых, единство личности.Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, час­то совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет по­ложительное значение только в сочетании с высокими моральны­ми чувствами, развитым чувством коллективизма. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением до­биться личного благополучия при пренебрежении интересами кол­лектива, других людей. Смелость приобретает совершенно различ­ное содержание в зависимости от того, сочетается ли она с вы­сокой идейностью или чувствами мелкого тщеславия и самомне­ния. Поэтому личность формируется, воспитывается не «по час­тям»; нельзя воспитывать отдельные ее черты, не обращая внима­ния, отвлекаясь от других черт личности. Формируется, воспиты­вается всегда личность в целом.

23 стр., 11099 слов

Сравнительная характеристика психических процессов и их значение …

… психология труда, психофизиология и педагогическая психология). Общая психология неразрывно связана спсихологией личности. Без общей психологии психолог превращается во всадника без головы. Общая … ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий. Так, входя в плохо …

В-третьих, активность личности.Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на из­менение собственной природы, своего психического склада (са­мовоспитание).

Итак, человек — социальное, общественное существо, в то же время и существо природное, биологическое. Поэтому личность, являясь социальной по своей природе, несет на себе известный отпечаток своей биологической организации.

Если понятие «индивид» соотносится с понятиями «дру­гие индивиды», понятие «индивидуальность» — «другие люди», то понятие «личность» — не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни че­ловека. Личность — «социальный человек», человек в мире других людей.

 

2. Черты человека как индивидуальности могут проявлять­ся в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. В структуру личности входят три составляющие. В первую очередь входит системная организация ее индивидуальности, представленная в строении темпе­рамента, характера, способностей человека, не­обходимая, но недостаточная для понимания психологии лич­ности. Таким образом, выделяется первая составляющая струк­туры личности — ее внутрииндивидная (интраиндивидная) под­система.

Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегриро­вана, не может быть заключена лишь в некое замкнутое про­странство внутри органического тела индивида, а обнаружива­ет себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены? по меньшей мере два индивида (а фактиче­ски общность, группа, коллектив), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодей­ствия.

Из этого следует, что личность в системе своих «действи­тельных отношений», как бы обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида, реальное существование лич­ности обнаруживается в совокупности предметных взаимоотношений индивидов, опосредствованных их деятельностью, и по этому, одну из характеристик структуры личности следует ис­кать в «пространстве» вне органического тела индивида, ко­торое составляет интериндивидную подсистему личности.

Примечательно, что, переводя рассмотрение личности в межиндивидное «пространство», мы получаем возможность от­ветить на вопрос о том, что представляют собой описанные выше феномены коллектива: коллективистское самоопределе­ние, коллективистская идентификация и др. Что это: собствен­но групповые или личностные проявления? Когда характеристи­ки и само существование личности не замыкаются «под ко­жей» индивида, а выносятся в межиндивидное «пространство», ложная альтернатива, порождаемая отождествлением понятий «индивид» и «личность» (либо личностное, либо групповое), оказывается преодоленной. Личностное выступает как прояв­ление групповых взаимоотношений, групповое выступает в кон­кретной форме проявлений личности.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

… форма, система свойств и качеств, всецело характеризующая психологическую специфику личности (индивида, человека). Психические процессы, в полном составе, происходят в личности, однако не каждый выступает как ее отличительное свойство. …

Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не покры­вают все проявления личности. Есть возможность выделить третью составляющую структуры личности — метаиндивидную (надиндивидную) подструктуру. Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и пере­мещается за пределы его наличных, существующих «здесь и те­перь» связей с другими индивидами. В этом случае в центре внимания психолога оказываются «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредст­вом своей деятельности. Индивид как личность тем самым вы­ступает в качестве субъекта этих активно производимых пре­образований интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, так или иначе связанных с ним людей. Речь идет об активном процессе своего рода продолжения себя в другом, не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного сиюминутного актуального взаи­модействия. Этот процесс продолжения субъекта в другом ин­дивиде, обеспечения своей «идеальной» представлено как личности в других людях, за счет произведенных в них «вкла­дов» получил название персонализации.

Явление персонализации открывает возможность пояснить всегда волновавшую человечество проблему личного бессмер­тия. Если личность человека не сводится к представленно ее в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность «полностью» не умирает. Вспом­ним слова А. С. Пушкина: «Нет, весь я не умру… доколь в под­лунном мире жив будет хоть один пиит». Индивид как носи­тель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, он продолжается, порождая у них тяжелые пе­реживания, объясняемые трагичностью разрыва между идеаль­ной представленностью индивида и его материальным исчез­новением. В словах «он живет в нас и после смерти» нет ни мистики, ни чистой метафоричности — это констатация факта разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее звеньев.

Можно предположить, что если бы мы сумели зафиксиро­вать существенные изменения, которые данный индивид про­извел своей реальной предметной деятельностью и общением в других индивидах, что формирует в других идеальную его представленность — его личностность, то мы получили бы наибо­лее полную его характеристику именно как личности. Индивид может достигнуть ранга исторической личности в определенной социально-исторической ситуации, охарактеризованной в марк­систской концепции роли личности в истории, только в том слу­чае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получая оценку не только современников, но и истории, имеющей возможность достаточно точно взвесить эти личност­ные вклады, которые, в конечном счете, оказываются вкладами в общественную практику.

Если подлинную личность метафорически можно тракто­вать как источник некоей мощной радиации, преобразующей связанных с этой личностью в условиях деятельностного опо­средствования людей (радиация, как известно, может быть полезной и вредоносной, может лечить и калечить, ускорять и замедлять развитие, становиться причиной различных мутаций и т. д.), то индивида, с бедными личностными характеристика­ми, можно уподобить нейтрино — частице, которая пронизывает любую сколько угодно плотную среду, не производя в ней ни­каких — ни полезных, ни вредных — изменений. «Безлич­ность» — это характеристика индивида, безразличного для других людей, человека, от которого «не жарко и не холодно», чье присутствие или отсутствие ничего не меняет в их жизни, не преобразует их поведение, не обогащает и не обездоливает их и тем самым в значительной степени лишает его личности.

7 стр., 3134 слов

Человек как субъект, индивидуальность, личность

… В научной лите­ратуре, прежде всего, проводится разграничение таких близких понятий, как «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность» . Человек — это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду …

3. Личность формируется под влияние биологических и социальных факторов. Выделяют следующие теории развития личности:

— биогенетическая — все особенности личности предопределяются природой, наследственностью. Психическое развитие представляет собой процесс созревания всех наследственных свойств.

— социогенетическая – человек формируется в результате воздействия окружающей социальной среды.

Эти теории опровержимы, считается, что на развитие человека влияет и биологическое и социальное, а также личная активность и направленность личности

Объясните понятие личности

 Концепция личности

Личность – противоречивое понятие. Люди использовали это по-разному. Термин «личность» происходит от латинского слова «Persona», что означает театральная маска, использовавшаяся в те времена актерами для обозначения своей роли в театральной постановке. Люди обычно думают, что личность означает физическую привлекательность или репутацию. и т. д. Поэтому для обозначения человека используются разные термины, такие как «он застенчивый», «он интроверт» и т. д. Таким образом, у каждого есть личность. Эта личность включает в себя оба внешнее я и внутреннее я, и оба они взаимодействуют друг с другом.

Социологи, философы и Психологи по-разному определяют личность. Все эти определения делается акцент на человеке в целом, т. е. на его внешнем облике, его способностях, склонности, врожденные и приобретенные черты. Некоторые из этих определений обсуждается ниже: 

Коулман (1960) определил личность как «уникальный паттерн индивидуального поведения». черты, образец, который отличает его как личность и объясняет его уникальный и относительно последовательный способ взаимодействия с окружающей средой».

Согласно Мишелю (1986), личность как «то, что обычно относится к отличительные модели поведения (включая мысли и эмоции), которые характеризуют адаптации каждого человека к ситуациям его или ее жизни». Одно из наиболее подходящих определений личности дал Г.В. Олпорт.

Он определил личность «как динамическую организацию внутри человека из тех психофизических систем, которые определяют его уникальную приспособленность к его окружение». Таким образом, личность есть сумма физических способностей и психические черты человека, которые динамичны и помогают приспособиться к его окружающая среда

Характеристики личности.

Характеристики личности

1) Личность уникальна.

2) Личность относится к относительно устойчивым качествам личности.

3) Личность представляет собой динамическую направленность организма на среда.

4) На личность большое влияние оказывает социальное взаимодействие.

Теории личности подразделяются на четыре группы. Это:

1) Теории черт

2) Психодинамические теории

3) Теории поведения

4) Гуманистические теории

 

Теории черт пытаются описать определенные черты личности

3 90. Согласно Кимбл и Гармези, «черта — это устойчивое и устойчивое свойство человека, которое проявляется последовательно в различных ситуациях». Олпорт считал, что закономерность эти черты уникальны для каждого человека и определяют его поведение. Поэтому, черты – это устойчивые характеристики личности и поведения, проявляющиеся в разные ситуации.

 Теоретики черт предполагали, что все люди обладают определенными чертами, но степень, в которой та или иная черта применима к конкретному человеку, различна и может быть количественной. Теоретикам черт необходимо выявить конкретные первичные черты для описания личности. Например, если мы сравним личности два человека, один экстраверт, другой интроверт. Экстраверт человек был бы общительным, счастливым, удачливым и легко заводил бы друзей, в то время как поведение интроверта — застенчивость, отсутствие инициативы в социальных взаимодействиях и т. д.

Психолог личности Рэймонд Кеттелл (1965) считал, что личность создается двух типов признаков – поверхностных признаков и исходных признаков.

Он предположил, что шестнадцать пар исходных черт представляют основные параметры личности. Он называют исходными чертами как основными факторами личности, и они лежат в основе внутренние черты, ответственные за поведение. С другой стороны, поверхностные признаки некоторые общие черты и обладают всеми, которые являются наблюдаемыми образцами поведение. Он провел исследование этих поверхностных черт и применил фактор анализ.

Другой теоретик черт Ханс Айзенк (1992, 1994, 1995) также использовал факторный анализ. метод выявления закономерностей черт для обсуждения характера личности. Он считал, что личность может быть описана только в трех основных измерениях: экстраверсия, невротизм и психотизм. Экстраверсия относится к степень общительности, невротическая направленность подчеркивает эмоциональную устойчивость а психотизм охватывает степень искажения реальности. Айзенк предположил, что поведение человека можно точно предсказать по целому ряду ситуации путем оценки по этим трем параметрам.

Наиболее влиятельный подход к характеристикам утверждает, что пять черт или факторов, называемых «Большая пятерка» — лежат в основе личности. В настоящее время «большая пятерка» представляет лучшее описание черт характера. Факторы «Большой пятерки»:

 (a) Экстраверсия,

 (б) Приятие, 

в) Добросовестность,

 (г) Эмоциональная стабильность и

 (д) открытость опыту.

Экстраверсия относится к личностному аспекту, описывающему общительного, общительный и напористый. Приятность описывает кого-то, кто добродушен кооперативный и доверчивый. Добросовестность – это мера надежности, описывает ответственного, надежного, настойчивого и организованного человека. Эмоциональная устойчивость характеризует человека как спокойного, уверенного в себе, защищенного. человек с высокими отрицательными баллами может быть нервным, тревожным, подавленным и неуверенным в себе. Открытость к опыту как измерение личности характеризует человека с точки зрения воображения, чувствительности и любознательности.

Теории черт также подвергались критике со стороны некоторых теоретиков. Они предупредили что черты личности не будут проявляться одинаково в разных ситуации. Уолтер Мишель рассуждал о взаимодействии черты и ситуации, в котором предполагается, что ситуация влияет на способ выражения признака.

Теории черт не раскрывают происхождение различных черт и то, как они развиваются и может быть изменен или изменен. Эти теории являются эмпирическими или ориентированными на данные. Теория факторного анализа подвергалась критике на том основании, что теряется индивидуальность. Преимущество теорий черт в том, что черты можно измерить, а людей можно сравнивать по разным признакам. Признаки могут быть использованы для объяснения согласованности в поведении, а также почему люди ведут себя по-разному в конкретной ситуации.

  Психодинамические теории личности:-  

Психодинамические теории личности иначе называются психоаналитическими теориями личности. Эти теории основано на том, что личность движима внутренними силами, о которых люди мало осознают и над которыми они не властны. Зигмунд Фрейд, австрийский врач, выдвинул психоаналитическую теорию в начале 1900-е годы. Его теория основана на двух формах наблюдений. Он изучал неадекватные поведение его пациентов, а также выражение юмора, оговорки и т. д.; Он пытался объяснить концепцию инстинкта или влечения, известного как побуждение. Он утверждал что большая часть нашего поведения мотивирована бессознательным, частью личность. Фрейд считал, что личность человека развивается в результате конфликта. между их первичными побуждениями (секс и агрессия) и социальным давлением; Детские переживания чрезвычайно важны для развития личности.

Значение, определения, природа и типы личности

Само слово «личность» происходит от латинского слова «личный», которое относится к театральной маске, которую надевают артисты для того, чтобы проецировать

Значение личности

Само слово личность происходит от латинского слова «личный », которое относится к театральной маске, которую носят исполнители, чтобы либо проецировать разные роли, либо скрывать свою личность. По сути, личность — это характерные модели мыслей, чувств и поведения, которые делают человека уникальным. Считается, что личность возникает внутри человека и остается достаточно постоянной на протяжении всей жизни.

Это совокупность поведения человека по отношению к себе и другим. Он включает в себя все, что касается человека, его физического, эмоционального, социального, ментального и духовного облика. Это все, что есть в человеке.

Определения личности

(1) Согласно Watson , «личность — это сумма действий, которые могут быть обнаружены путем фактических наблюдений в течение достаточно длительного периода времени, чтобы дать достоверную информацию». Таким образом, Уотсон делает акцент на поведении индивидуума и говорит, что личность есть не что иное, как полезный эффект, который человек оказывает на человека, вступающего с ним в тесный контакт.

(2) Согласно Мортон Принс , «Личность представляет собой совокупность всех биологических врожденных предрасположенностей, импульсов, склонностей, влечений и инстинктов индивидуума, а также предрасположенностей и склонностей, приобретаемых в результате опыта.

( 3) Согласно Allport , «Личность представляет собой динамическую организацию внутри индивидуума тех психофизических систем, которые определяют его уникальную адаптацию к окружающей среде».0021 (4) Согласно Р. Б. Кеттеллу , «Личность — это то, что позволяет предсказать, что человек будет делать в данной ситуации».

Характеристики личности

Важную роль играют черты и модели мышления и эмоций, а также следующие фундаментальные характеристики личности:

1. Последовательность:- Как правило, в поведении присутствует узнаваемый порядок и регулярность. По сути, люди действуют одинаково или сходным образом в различных ситуациях.

2. Психологические и физиологические:- Личность представляет собой психологическую конструкцию, но исследования показывают, что на нее также влияют биологические процессы и потребности.

3. Поведение и действия:- Личность не только влияет на то, как мы двигаемся и реагируем в окружающей среде, но и заставляет нас действовать определенным образом.

4. Несколько выражений:- Личность проявляется не только в поведении. Это также можно увидеть в наших мыслях, чувствах, близких отношениях и других социальных взаимодействиях.

Теории типов личности

Теории типов — это ранние взгляды на личность. Эти теории предполагали, что существует ограниченное число «типов личности», которые связаны с биологическими влияниями, в том числе:

  1. Тип А: — перфекционист, нетерпеливый, конкурентоспособный, одержимый работой, ориентированный на достижение, агрессивный, подверженный стрессу.
  2. Тип B:- низкий уровень стресса, уравновешенный, гибкий, творческий, адаптирующийся к изменениям, терпеливый, склонный к прокрастинации.
  3. Тип C:- очень добросовестный, перфекционист, с трудом проявляет эмоции (положительные и отрицательные).
  4. Тип D:- чувство беспокойства, печаль, раздражительность, пессимистический настрой, негативный разговор с самим собой, избегание социальных ситуаций, неуверенность в себе, страх быть отвергнутым, мрачность, безнадежность

Теории черт личности

Теории черт склонны рассматривать личность как результат внутренних характеристик, которые имеют генетическую основу и включают:

  1. Приятный:- заботится о других, сопереживает, любит помогать другим
  2. Добросовестность:- высокий уровень вдумчивости, хороший контроль импульсов, целенаправленное поведение
  3. Стремление угодить:- уступчивый, пассивный и приспосабливающийся.
  4. Экстраверсия:- возбудимость, общительность, разговорчивость, напористость и высокая степень эмоциональной экспрессивности.
  5. Интроверсия:- тихий, сдержанный.
  6. Нейротизм:- испытывает стресс и резкие смены настроения, чувствует тревогу, беспокоится о разных вещах, легко расстраивается, с трудом приходит в себя после стрессовых событий.
  7. Открытость:- очень креативен, открыт для новых экспериментов, сосредоточен на решении новых задач.

Оценка личности

Оценка является конечным результатом сбора информации, предназначенной для продвижения психологической теории и исследований и повышения вероятности того, что мудрые решения будут приняты в прикладных условиях, например, при выборе наиболее перспективных людей из группы работы заявители.

Подход, используемый специалистом по оценке личности, основан на предположении, что значительная часть наблюдаемой изменчивости поведения одного человека по отношению к другому является результатом различий в степени, в которой люди обладают конкретными основополагающими личностными характеристиками (чертами). Специалист по оценке стремится определить эти черты, объективно измерить их и связать с социально значимыми аспектами поведения.

Параметры личности

Удобно использовать несколько терминов для обозначения определенных компонентов аспектов личности, которые мы можем пожелать оценить. Эти термины и их значения кратко обсуждаются ниже:

1. Характер: Черты характера – это аспекты индивидуального поведения, которым придается определенная социальная ценность. Честность, готовность к сотрудничеству, бережливость, доброта и лояльность — все это ярлыки социальных добродетелей. Образовательные и религиозные организации всегда заботились о привитии таких добродетелей.

2. Адаптация:- Педагоги и психологи уже давно интересуются концепцией адаптации. Подход к психической гигиене, применяемый как в школе, так и вне ее, направлен на развитие «хорошо приспособленных личностей». Плохая адаптация, которую он распознает у людей, не вписывающихся в социальную группу или ведущих несчастливую и непродуктивную жизнь.

3. Темперамент:- С первых дней наблюдатели человеческой природы отмечали заметные различия в уровне энергии, преобладающем настроении и общем стиле жизни. Литераторы и люди науки в равной степени предложили системы.

4. Проценты:- Человек делает разнообразный выбор в отношении деятельности, которой он занимается. К одним он проявляет предпочтение, к другим отвращение. Оценка этих тенденций искать или избегать определенных видов деятельности составляет область измерения интересов.

5. Отношение:- Индивид реагирует с энтузиазмом и отвращением не только к деятельности, но и к социальным группам, социальным институтам и другим аспектам своего мира. Эти реакции с их различными ответвлениями составляют совокупность индивидуальных установок.

Теории личности

Поиск природы личности будет довольно неполным, если мы не упомянем некоторые важные теории личности. Это помогает нам классифицировать людей по некоторым категориям в соответствии с их личностными характеристиками и дает основу для оценки их личности. Теории личности в целом можно разделить на четыре широкие категории в соответствии с их подходом.

(1) Теории, использующие типовой подход:- К этой категории относятся взгляды Гиппократа, Крестшмера, Шелдона и Юнга. Они считают, что человеческие личности можно разделить на несколько четко определенных типов, и каждого человека можно отнести к тому или иному типу в соответствии с его личностными чертами.

(2) Теории, использующие подход черт:- В этой категории стоит упомянуть теорию личности Кеттелла. Этот подход основан на математическом анализе и количественной оценке составляющих личности и помогает прогнозировать поведение человека в конкретной ситуации.

(3) Теории, которые принимают типы, а также черты характера:- Теория личности Айзенка принадлежит к этой категории. Он идет на шаг впереди подхода, принятого Кеттеллом. Он не только упоминает черты личности для оценки личности, но и пытается дать определенные типы личности.

(4) Теории, использующие подход к развитию или психоанализ:- Это теории, пытающиеся объяснить рост и развитие личности. К этой категории относятся психоаналитическая теория Фрейда и теория индивидуальной психологии Адлера. Подытожим точки зрения вышеупомянутых теорий.

Подход к развитию личности

1. Взгляд Фрейда:- Анатомия личности Фрейда построена вокруг концепций Ид, Эго и Супер-Эго. Каждый из этих аспектов личности связан с двумя другими. Давайте подумаем о них.

  • Id:- Это грубая, дикая и аморальная основа мужской личности. Он состоит из таких амбиций, желаний, склонностей и аппетитов индивидуума, которые руководствуются принципом поиска удовольствий. Оно не знает законов, не следует правилам и думает только об удовлетворении своих потребностей и аппетитов.
  • Эго:- Если бы необработанный Ид был предоставлен самому себе, это привело бы к катастрофическим последствиям. Следовательно, есть Эго, которое действует как полицейский, чтобы остановить незаконную деятельность Ид. Это исполнительная единица с правом вето. Он следует принципу реальности и действует разумно, контролируя выбор и решая, какие аппетиты должны быть удовлетворены и каким образом они должны быть удовлетворены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *