Альтруист или эгоист: кем рождается человек
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
16.02.2022 / 01:30
текст:
Аркадий Симонов
Пресс-служба НИУ ВШЭ
Кем рождается человек? Альтруистом или эгоистом? Можно ли научить мозг различать фейки? Об этом «РГ» беседует с Василием Ключаревым, профессором, заведующим международной лабораторией социальной нейробиологии НИУ ВШЭ, которая создана в рамках мегагранта.
Василий Андреевич, вы пытаетесь разобраться, человек рождается эгоистом или альтруистом. Со времен Дарвина ученые бьются над этим вопросом, философы уже сформулировали почти десяток определений альтруизма. Не отстают и биологи, а генетики периодически сообщают о разных вариантах гена альтруизма.
Василий Ключарев: Мы ни в коем случае и не замахиваемся на то, чтобы дать окончательный ответ на этот сложнейший вопрос. Одном из самых важных для понимания сути человека и его эволюции. Задача предельно скромная: посмотреть, что происходит в нашем мозге, когда он выбирает, поступить как альтруист или как эгоист.
Надеюсь, в мозг испытуемых не вводятся электроды?
Василий Ключарев: Сейчас есть современные методы, которые позволяют изучать мозг, не проникая в него. В нашем случае это транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Аппарат излучает «пучок» магнитного поля, он проникает в мозг и временно подавляет активность той или иной зоны. В данном случае мы работали с лобной корой. Она возникла на поздних этапах нашей эволюции, отвечает за сознание, рабочую память и, что для нас принципиально важно, — за самоконтроль. Что произойдет, если отключить эту зону? Гипотеза была такая. Если альтруизм приобретен в ходе социализации человека и мы освобождаем его от самоконтроля, то на первое место выходит борьба за существование. Природный эгоизм. Люди должны меньше помогать друг другу. И наоборот, если альтруизм дан нам природой от рождения, то отключение лобной зоны должно снять приобретенный в ходе эволюции контроль, открыть дорогу глубинному естеству человека, который готов помогать другому.
И что ответил мозг добровольцев?
Василий Ключарев: Они играли в традиционные игры, которые применяют в своих исследованиях психологи и экономисты. Человеку дают приличную сумму денег, которые он может забрать домой, а может поделиться с другими. Каков результат? Когда снимали самоконтроль, то человек отдавал предпочтение альтруизму, больше делился, чем оставлял себе.
Можно ли научить мозг критично относиться к гигантскому потоку информации
То есть, наши далекие предки, когда только спустились с дерева и жили инстинктами, тем не менее были альтруистами. Возлюбили ближнего своего. И этот «закон» остался где-то в глубинах и нашего мозга. Но по мере эволюции, когда появлялись верхние, в том числе лобные области, когда человек начал жить осознанно, в этих зонах «возник» эгоизм. Странная картина? Вроде все должно быть наоборот.
Василий Ключарев: Если оценивать наши результаты формально, то такой вывод напрашивается. Но их надо рассматривать во всей полноте этой масштабной проблемы. Мы же посмотрели, что происходит в мозге, когда человек поставлен перед выбором, как ему поступить, проявить альтруизм или эгоизм. Не более того. Вообще в мире на эту тему делается огромное количество исследований. Например, профессор Майкл Томаселло показал, что маленькие дети обладают врожденной способностью помогать, даже когда их не просят. Словом, каждое исследование — это кирпичик в общую картину сложнейшей проблемы. Дает ее новый ракурс, позволяя хотя бы немного приблизиться к истине.
Другое ваше исследование связано с фейками. Сейчас нейросети пытаются их выявлять фейки, но успехи пока не впечатляют. Очевидную ложь они научились отлавливать, но более-менее изощренное вранье часто пропускают. В чем суть ваших работ?
Василий Ключарев: Мы не ловим фейки, а смотрим, как мозг на них реагирует. Цель — узнать, какая зона мозга в наибольшей степени грузится фейками, что в ней происходит. Можно ли его переучить более критично относиться к гигантскому потоку информации. В экспериментах участвуют две группы добровольцев. Одну несколько месяцев учили медиаграмотности, в том числе распознавать фейки. Другая подобный тренинг не проходила. Подчеркну, что такие исследования в нашей лаборатории находятся в самом начале пути.
Все это звучит, прямо скажем, фантастично. Неужели даже двоечника можно с помощью манипуляций на мозге, посылая в него соответствующие сигналы, сделать если не умным, то критичным? Не обучая медиаграмотности?
Василий Ключарев: Вполне возможно, это нереально, но цель науки — ставить задачи, даже нереальные. Отрицательный результат не менее важен, чем положительный. Нередко именно он дает совершенно неожиданную подсказку для дальнейшего поиска. И мы имеем возможность попробовать.
Российская газета — Федеральный выпуск: №34(8682)
Поделиться
Сострадающие эгоисты и истинные мотивы альтруизма — Моноклер
Рубрики : Нейронаука, Переводы, Последние статьи
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.
Обозреватель журнала Scientific American Джордана Цепелевич рассказывает, как психологи и нейрофизиологи изучают альтруизм и эгоизм, какие мотивы альтруизма можно отследить на основе анализа работы мозга и почему в альтруистичных поступках эгоистичных людей больше искренности и сострадания, чем в поступках общественных активистов.
В декабре 2015 года генеральный директор Facebook* Марк Цукерберг и его жена Присцилла Чан объявили о рождении своей дочери и дали обещание в течение своей жизни пожертвовать 99 процентов своих акций Facebook* на благотворительные цели. Решение было встречено как похвалами за альтруизм, так и критикой, так как многие засомневались в истинных мотивах Цукерберга и предположили, что это был шаг, позволяющий сэкономить миллионы долларов, которые могли бы пойти на уплату налогов. Конечно, мир никогда не смог бы достоверно узнать, действительно ли мотивы альтруизма этих родителей были филантропичны.
Точнее — до этого момента. Исследование, опубликованное не так давно в журнале Science, доказывает, что, анализируя способ взаимодействия разных областей мозга, можно предсказать, был ли альтруистический поступок мотивирован эмпатией или взаимной услугой из разряда «вы почесали мне спинку, теперь я почешу вашу». Эрнст Фер, поведенческий экономист из Цюрихского университета (U.Z.H.) и руководитель исследования, говорит:
«Мотивы имеют нейрофизиологические «отпечатки пальца». Значение слова «мотив» говорит нам о том, что это чисто психическое понятие, которое мы не можем непосредственно наблюдать. Но нам удалось показать, что мы могли бы сделать его видимым».
Исследователи обнаружили, что простое наблюдение за поведением человека или деятельностью конкретных областей мозга не может ничего рассказать о мотивах, лежащих в основе его или ее альтруистических решений. Однако взаимодействие этих областей мозга имеет свои специфические особенности – в зависимости от того, эмпатией или взаимностью было вызвано то или иное решение. Кроме того, будь то эгоистические, альтруистические или просоциальные мотивы, у разных людей они проявляются по-разному: так, эгоистичные люди принимали больше альтруистических решений, когда они были мотивированы сопереживанием, а не взаимностью, в то время как люди с просоциальной направленностью чаще принимали альтруистические решения на почве взаимности, а не сопереживания.
Видео по теме Интервью с Диком Сваабом: «Свободы действий и бездействий не существует»
Исследовательская команда случайным образом распределила первых участников по двум группам: группу, стимулируемую эмпатией, и группу, стимулируемую взаимностью. В первой группе каждый субъект наблюдал, как партнер (который сотрудничал с исследователями) получал удары шокером, и это должно было вызвать сопереживание. Во второй группе субъект наблюдал, как партнер отказывался от денег, чтобы избавить его от шоковой терапии, что должно было вызвать взаимность, заставить человека чувствовать себя обязанными по отношению к партнеру. В каждом случае у каждого субъекта также был второй, нейтральный партнер, который выступал как контрольный субъект.
После этого команда исследователей измеряла поведение и мозговую активность добровольцев. Ученые сделали исследуемым фМРТ в тот момент, когда участники занимались распределением денег между собой и одним из партнёров: вызывающим эмпатию, стимулирующим на проявление взаимности и контрольным партнёром. Участники могли либо увеличить денежное вознаграждение партнера в ущерб себе (просоциальное поведение) или максимизировать свое собственное денежное вознаграждение в ущерб партнеру (эгоистичное поведение). Решение, которое они принимали, учитывая наличие контрольного партнёра, служило мерой их «базового уровня», или безусловным уровнем альтруизма, потому что никакие мотивы не были задействованы в этом сценарии.
Исследователи обнаружили, что участники, независимо от того, к какой группе они относились, демонстрировали одно и то же альтруистическое поведение: они принимали альтруистическое решение в отношении партнёров, вызывающих эмпатию или взаимность, гораздо чаще, чем в отношении контрольного партнёра, и эта тенденция в равной степени была характерна для обеих групп. Кроме того, фМРТ-сканирование показало активизацию нейронной сети мозга в передней островковой, передней поясной коре и вентральном стриатуме — областях, которые, как было ранее установлено, связаны с эмпатией и взаимностью, и это вполне согласовалось с мотивами.
«Эти различия достаточно надежны, так что мы можем использовать их, чтобы классифицировать мотивы».
По факту, Хейн и ее команда были в состоянии использовать данные мозга участников для определения их мотивов с точностью почти в 80 процентов.
И, наконец, учёные хотели проверить, действительно ли люди, классифицируемые как «эгоистичные» или «просоциальные» во время распределения денег, реагировали по-разному на стимулирование эмпатией и взаимностью. Они перераспределили участников на две новые группы, основываясь на том, как часто те принимали эгоистичные и альтруистичные решения, когда давали деньги контрольному партнеру, а затем изучили влияние обоих мотивов на каждую группу. Исследователи обнаружили, что стимуляция сопереживания увеличивала альтруизм у эгоистичных людей, но не у людей, настроенных просоциально. В то же время стимуляция взаимностью повлияла на увеличение альтруизма среди просоциальных личностей, но не имела никакого влияния на эгоистичных людей. Цендри Хатчерсон, психолог из университета Торонто, который не принимал участия в исследовании, комментирует:
«Это хороший результат. Он показывает, что если вы пытаетесь думать о том, как увеличить уровень альтруизма — либо потому что вы благотворительная организация, которая пытается собрать деньги, или вы просто думаете, что великодушие в целом — это хорошая вещь, — вы действительно должны знать свою аудиторию и то, на какие мотивы они обычно полагаются, потому что это поможет вам понять, какая стратегия, вероятнее всего, будет успешной».
Себастьян Глат, психолог из Базельского университета, который также не принимал участия в исследовании, считает, что в своей работе ученые совершили некий переворот в применение данных фМРТ. В то время как фМРТ предоставляет информацию о деятельности различных областей мозга, исследователи пошли дальше, комбинируя сложное вероятностное моделирование с алгоритмом классификации для оценки того, как разные области взаимодействуют. Глут подчёркивает:
«Это особенно хороший способ показать, что метод фМРТ может больше, чем просто искать активные области мозга. Здесь важно, как эти активные области взаимодействуют друг с другом. И за этим будущее. Здесь кроется огромный потенциал проникновения в суть проблем; новые знания и новая информация могут быть извлечены из такого анализа фМРТ».
Хатчерсон соглашается с тем, что такой тип исследований обладает потенциалом использования в будущем, отмечая, что их исследование, анализирующее взаимодействия областей мозга во время того, как кто-то принимает альтруистические решения, рассказывает только половину истории. Измерение степени включенности областей мозга во время принятия эгоистичных решений может быть не менее показательно. В конце концов, один человек часто принимает как великодушные, так и эгоистичные решения на основе различных факторов, в том числе, исходя из того, чего субъекту будет стоить его великодушие или сколько партнёр в конечном счете получит от этого великодушия.
Читайте также Распознавание эмоций: предубеждения и искажения
Теперь исследователи планируют обобщить свои выводы, изучая другие мотивы для альтруистического поведения, такие как желание действовать морально, получение выгоды от будущей взаимности или защита своей репутации. Профессора Хайнс также интересует, что может произойти, если несколько мотивов соединятся в одном поступке — при условии, что эта ситуация будет близка к реальной жизни.
И эти измерения связи не говорят нам ничего о базовой склонности человека к альтруизму или эгоизму. Хатчерсон подчеркивает:
«Есть один огромный вопрос: учитывая ряд преимуществ, связанных с просоциальным поведением, как люди, которые априори великодушны или эгоистичны на уровне базового состояния, доходят до этой точки? Здесь дело в генетических различиях? Или это касается обучения и образования?»
Преследуя ответы на все эти вопросы, она также предлагает рассматривать другие части головного мозга, такие как височно-теменной узел — область, связанную с самосознанием и сопереживанием.
«Мы находимся в начале решения этой головоломки, и это [исследование] добавило лишь один кусочек, но оно также подчеркнуло, насколько велика эта загадка. Это не пазл для пятилетних, это пазл из тысячи частей, у которого нет границ. Здесь хранится очень много тайн, и все они предельно важны для человеческого состояния».
* Соцсеть, принадлежащая Meta Platforms Inc., признанной экстремистской организацией на территории РФ.
Источник: «What’s Your Real Motive for Being Altruistic?» /S cientific American
Обложка: Жак Луи Давид «Велизарий, просящий подаяние»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
исследованиянейронаука
Похожие статьи
Разница между эгоизмом и альтруизмом
Опубликовано Admin
Эгоизм против альтруизмаРазница между эгоизмом и альтруизмом подчеркивает различие между двумя крайними человеческими природами. Эгоизм и альтруизм можно рассматривать как два разных термина. Они выдвигают на первый план две крайности природы человека. Эгоизм относится к качеству чрезмерной эгоцентричности или эгоизма. Альтруизм, с другой стороны, относится к качеству полной самоотверженности. Психологов всегда завораживала эта изменчивая природа человека, когда его действия то граничат с альтруизмом, то с эгоизмом. По их мнению, на это взаимодействие между различными действиями влияет ряд факторов. В этой статье делается попытка понять разницу через понимание индивидуальной терминологии.
Что такое эгоизм?
Термин эгоизм также упоминается как эгоизм . Этот термин можно определить как качество чрезмерной тщеславности или эгоцентризма . Человек эгоистичный, как правило, невнимателен к другим и сосредотачивается исключительно на индивидуальном «я». Такой человек будет заниматься любой деятельностью, которая вредит другим и приносит пользу себе. В этом смысле, можно сказать, у него утрачивается чувство морали и морального долга по отношению к другим. Это можно понять на примере. Мужчина, который женат и имеет двоих детей, решает бросить их, потому что они тяготят его. Семья бедна, а жена и дети не в состоянии зарабатывать для семьи. Мужчина считает, что ситуация слишком тяжелая и что ему не следует тратить свою жизнь на такую жалкую ситуацию, и просто уходит. В таком сценарии человек полностью эгоцентричен. Он невнимателен к другим членам семьи и не чувствует никаких моральных обязательств. Некоторые считают, что человеку свойственно быть эгоистичным. Например, Томас Гоббс, который был философом, утверждал, что люди по своей природе эгоистичны. По его мнению, люди ведут войну друг против друга из-за своей эгоистичной природы. Однако нельзя утверждать, что все индивидуумы эгоистичны. Это можно понять через понятие альтруизма.
Эгоизм – оставить семью беспомощной
Что такое альтруизм?
Альтруизм можно просто определить как бескорыстие . Это когда человек ставит потребности других даже выше себя . Вот почему его можно рассматривать как противоположность эгоизму. Такой индивидуум настолько озабочен другими, что полностью игнорирует себя. Возьмем, к примеру, солдата, который жертвует собой, чтобы спасти других членов своего батальона, или же родителя, который рискует собой или собой, чтобы спасти ребенка. Это случаи, когда человек полностью забывает о себе. В некоторых ситуациях альтруизм достигается за счет собственного «я». Тогда это рассматривается как жертва. Существует сильное моральное обязательство, а также эмоциональная привязанность, которая заставляет человека быть альтруистом. Одни считают, что это не следует рассматривать как альтруизм, потому что индивид выставляет себя за другого, который ему известен. Но альтруизм расширяется дальше. Когда человек на вокзале спасает жизнь совершенно незнакомому ему человеку, рискуя собственной жизнью, — это тоже альтруизм. Психологи проводят различные исследования, чтобы понять, почему люди ведут себя так.
Альтруизм – человек, рискующий своей жизнью, чтобы спасти кого-то.
В чем разница между эгоизмом и альтруизмом?
• Эгоизм можно определить как крайний эгоцентризм, тогда как альтруизм можно определить как самоотверженность.
• Эти два качества можно рассматривать как две крайности человеческого качества.
• Эгоистичный человек заботится только о себе, а альтруистический человек заботится о других, игнорируя себя.
Изображения предоставлены: Женщина и дети и спасение женщины через Wikicommons (общественное достояние)
Эгоизм и альтруизм — Философская энциклопедия Routledge
Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
контент заблокирован
1
Определения «эгоизма»
содержание заблокировано
2
Лечение эгоизмом альтруизма
контент заблокирован
3
Аргументы за и против
контент заблокирован
4
Древняя форма эгоизма
содержимое заблокировано
Библиография
Тематический
- К
- Краут, Ричард
. DOI
.. с https://www.rep.routledge. com/articles/thematic/эгоизм-и-альтруизм/v-1
Генри Сиджвик рассматривал эгоизм как этическую теорию, параллельную утилитаризму: утилитарист считает, что нужно максимизировать благо всех существ во вселенной; вместо этого эгоист считает, что хорошее, к которому в конечном счете следует стремиться, есть только его собственное. Эту форму эгоизма (часто называемую «этическим эгоизмом») следует отличать от эмпирической гипотезы («психологического эгоизма»), согласно которой люди стремятся максимизировать собственное благо. Этический эгоизм может одобрять поведение, приносящее пользу другим, поскольку часто лучший способ продвигать свое благо — это формировать отношения сотрудничества. Но эгоист не может одобрить альтруистическое оправдание такого сотрудничества: альтруизм требует приносить пользу другим только ради них самих, тогда как эгоист настаивает на том, что конечной целью должно быть исключительно собственное благо.
Один из способов защитить этический эгоизм — утвердить психологический эгоизм, а затем предположить, что наши обязательства не могут превосходить наши возможности; если мы не можем не стремиться максимизировать собственное благополучие, мы не должны придерживаться менее эгоистичных стандартов. Но эта защита широко отвергается, потому что психологический эгоизм кажется слишком простой концепцией человеческого поведения. Более того, эгоизм нарушает наше чувство беспристрастности; нет такого факта о себе, который оправдывал бы исключение других из своей конечной цели.
Существует, однако, иная форма эгоизма, которая процветала в древнем мире и не поддается этой критике. Он утверждает, что чье-то благо состоит главным образом или исключительно в добродетельных поступках, и поэтому правильно понятый личный интерес является нашим лучшим проводником.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Ссылка на эту статью:
Краут, Ричард. Эгоизм и альтруизм, 1998, doi: 10.4324/9780415249126-L126-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/egoism-and-altruism/v-1.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.
Похожие запросы
Темы
- Этика
Связанные статьи
- Буддийская концепция пустоты Уильямс, Пол
- Моральная мотивация Уоллес, Р.