Понятие манипуляции: Понятие манипуляции в общении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Содержание

как распознать токсичных коллег и руководство

для руководителей

06.07.2021

Автор: Academy-of-capital.ru

Добавить комментарий

Рейтинг:

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Из этого материала вы узнаете:

По данным портала hh.ru, около трети сотрудников знают, что такое манипуляция на работе. При этом на долю руководителей приходится чуть больше половины случаев, остальное – конфликты между коллегами. Не стоит сбрасывать со счетов и обратную манипуляцию, сотрудника по отношению к руководителю, которая не менее губительно сказывается на результатах работы.

Чтобы лучше противодействовать появлению манипуляторов и их поведению, необходимо разобраться в самом термине и причине возникновения.

В нашей статье мы расскажем, какие бывают нечестные приемы коммуникации, как им противостоять и что вполне легально может использовать руководитель для взаимодействия с подчиненными, чтобы не прослыть манипулятором.

Понятие манипуляции на работе

Манипулирование есть незаметное воздействие на психику людей с целью подчинить их своей воле и заставить жертву совершать необходимые манипулятору поступки. Все манипуляции направлены на принуждение, подлинная цель которого всегда сокрыта. Они имеют собственные «мифы» и конкретные «сюжеты».

Видимый аспект воздействия, то есть как его воспринимает собеседник, называют мифом. Поведение жертвы в этом случае соответствует сценарию манипулятора. Обычно линию сюжета строят на основе ожидаемых естественных реакций человека. Например, когда кому-то угрожают, он, как правило, боится. Если засыпают комплиментами, объект внимания доволен. Как только задевают чье-то самолюбие, собеседник защищает чувство собственного достоинства.


Для настоящего манипулятора права, желания, свободы, интересы, отказы и претензии людей всегда не важны и второстепенны. У них все окружающие – пешки в игре для достижения личной цели.

Такие люди бьют в мишень, которой могут стать стремления, желания, запросы человека (например, желание достичь успеха или стать авторитетным), его слабые стороны (тщеславие, безволие), негативные эмоции (страх, жалость, зависть, смущение, сознание вины). Манипулятор мастерски играет на общественных стереотипах и установках в подсознании людей («нужно быть эрудированным во всех сферах», «мнение менять нельзя, иначе будешь нелогичным» – на эти крючки обычно ловят в манипуляциях на работе).

Все мы когда-то попадали под влияние манипуляторов. Навязчивая реклама, пропаганда в СМИ, персональные атаки в соцсетях, неудачные переговоры, агрессивное начальство и вызывающие жалость сослуживцы.

Желание манипулировать людьми рождается из тяги властвовать и подчинять себе других. Эти манеры формируются в далеком детстве как привычка или приобретаются из опыта общения и понимания психологии окружающих (в данном случае манипулятор часто действует осознанно или спонтанно, не понимая, что вредит другим).

Причины возникновения манипуляций на работе

Основой скрытого воздействия, как правило, является авторитарность. Сейчас такое поведение принято называть токсичным. Оно базируется на общении руководства с подчиненными так, как и родителей с детьми. Начальник в роли взрослого дает невыполнимые поручения сотруднику, который все же, справившись с задачей, довольствуется одобрением или скромным бонусом к окладу. При этом все вокруг довольны.

Манипуляция людьми на работе (имеется в виду схема «начальник – подчиненный») часто имеет место в бессистемном бизнесе. Когда отсутствует распределение функций, довольно сложно понимать, грузят ли вас сверх меры или нет. Не имея организационной схемы предприятия или утвержденного порядка подчинения и разделения труда у персонала, руководство лишено возможности осуществлять контроль его работы. Поэтому все сваливают на самого усердного или активного работника. Все остальные лишь отсиживают время.

При отсутствии критериев оценки деятельности (КРІ) сотрудники не знают, какие показатели труда нужны начальству. Поэтому при перегибах им сложно доказать фактически, насколько плодотворна их работа. Часто бывают случаи, когда руководитель, не имея плана, не представляет, чем загружена команда. Он ставит перед персоналом неподъемные задачи вместо того, чтобы расширить штат.

4 типа манипуляторов

К сожалению, нельзя дать описание стандартного манипулятора. Зато по способам влияния на окружающих их делят на 4 типа с учетом «болевых приемов» в отношении жертвы.

  1. «Деспоты». Для них мишенью служит страх. Поэтому они обычно агрессивны и подавляют волю своего объекта. Их тактика – проявление силы. Эти люди склонны контролировать других, унижать и провоцировать их на конфликт.
  2. «Жертвы ситуаций». Все время жалуются на несправедливость и требуют сочувствия. Играют роль страдальцев, которых все используют и постоянно подставляют. Любят прикидываться дурачками, пассивны, безответственны, стараются спихнуть работу на других.
  3. «Обвинители». Играют в обиженных, манипулируя чувством вины и самоуважения. Во всех несчастьях упрекают окружающих. Бойки, злопамятны и агрессивны. Мнят себя сведущими во всем и позиционируют свой профессиональный уровень как экспертный. Всех критикуют и осуждают.
  4. «Свои люди». Мягки и обаятельны, легко втираются в доверие собеседника. Мишенью выбирают безотказность. Отлично понимают, что многие не могут отказать, и пользуются ситуацией. Постепенно сковывают жертву цепью обязательств.

Тип скрытого воздействия на собеседника не связан с возрастом и полом самого манипулятора. Бывает, что один и тот же человек прекрасно сочетает все четыре тактики. Однако общая черта у них одна, и это деструктивность, разрушающая личность.

Риски использования манипуляций на работе

Главным принципом манипуляторного воздействия является раздвоенность, несовместимость скрытого смысла с тем, что говорится наяву. Даже в бесконфликтной ситуации без грубости и оскорблений жертва ощущает негатив и раздраженность. Источник беспокойства заключен не в сказанных словах, которые часто бывают безобидными, а в их значении для собеседника. Они несут в себе презрительный подтекст.

Если в служебных отношениях преобладает скрытая часть (имеет место манипуляция на работе), это снижает перспективу явного и конструктивного решения проблем. При этом основная часть энергии манипулятора идет на построение властных связей в угоду своим нуждам.

Чувство внутреннего прессинга часто вызывает у коллег инерционную агрессию. Внешне принимая правила «агрессора», они обычно тайно саботируют его приказы – задерживают сроки, вовремя не отвечают на запросы и шушукаются за спиной начальника.

Если удается обойтись без саботирования задач, то по большому счету манипуляция на работе невыгодна для руководства.

Подспудно чувствуя свою вину, сотрудники будут перерабатывать все чаще. У них появится популярный синдром самозванца («нужно работать больше, чтобы никто не понял, что я бездарен»). В итоге специалисты быстро выгорают, а эффективность предприятия снижается.

Чувства, затрагиваемые манипуляторами на работе

  • Боязнь

Часто для запугивания подчиненных употребляют фразу: «Незаменимых людей нет». Это намек на то, что при провале ошибка будет стоить дорого. Многозначительное указание на то, что такому неудачнику вряд ли что-то светит как в своей компании, так и в другой организации. Ну разве что предложат незначительную должность… Хотя вряд ли и это возможно. Систематическая критика и частые нападки усугубляют страхи неуверенных в себе людей. Это хорошо работает на беспокойных подчиненных с чувствительной реакцией на стресс.

  • Чувство долга

Экстренная ситуация, аврал, послания в мессенджер в разгаре отпуска типа «Никто не сможет кроме вас».

Здесь руководитель может умыть руки, а вы совершаете великий подвиг, как когда-то А. Матросов. Выполняете особо важную работу, которая не под силу остальным. Именно вы сейчас (среди ночи) закрыли грудью пулемет.

Эти приемы практикуют на обязательных сотрудниках с высокими амбициями и синдромом перфекциониста. Им свойственно тянуть, как говорится, целый воз работ и демонстрировать коллегам образ трудоголика в натуре.

  • Чувство вины

За счет обостренных угрызений совести каждая ошибка подчиненного такого типа будет катастрофой, перевернувшей мир. Ему все время намекают, что он когда-то подкачал или присутствовал при конфликтах, а еще хуже – в них участвовал. Когда действительность меняет все привычные реалии, то начинается газлайтинг (одна из форм психологического насилия): начальник упрекает вас в несуществующих грехах так неопровержимо, что это выглядит как правда.


Некоторым кажется, что босс язвительно и слишком лично выражается в их адрес. Возможно, показалось? Фраза обычная, но дело в том, что адресат очень раним и реагирует неадекватно на слова. Совсем не понимает юмора и принимает все в штыки. Здесь многие смущаются и начинают подвергать сомнению свои реакции.

Эта манипуляция на работе эффективна для сотрудников с болезненным чувством вины, которые обычно паникуют и отчаиваются вместо того, чтобы решительно сказать: «Я против обсуждения моей персоны» или «Возможно, я не досмотрел, сейчас исправлю».

  • Самолюбие

Есть тип сотрудников, которые способны на любые трудовые подвиги, если намекнуть им, что они незаурядны. Избранники судьбы с особой ролью и своими привилегиями. С ними эффективна лесть, перемежаемая разочарованием.

Допустим, человек готовится покинуть офис в 18.00, а шеф укоризненно качает головой: «Как раз от вас я этого не ждал». Сконфуженный работник опять садится за компьютер, дабы не испортить свою увенчанную лаврами репутацию.

Укол по самолюбию очень чувствителен для тех, кто хочет быть вне конкуренции и стремится к высшим достижениям. Они воспринимают неудачи как личное оскорбление, а не случайность. Это позволяет руководству играть с их обостренным самоуважением. «А помните, соколик, как вы провалили тендер?»


  • Любопытство

В этом случае манипулятор приобщает подчиненного к каким-либо секретам, налаживает доверительные отношения, интригует и обещает посвятить его в тайные нюансы бизнеса. Затем вдруг напускает на себя загадочность, недоговаривает фразы и уходит от ответа на вопросы. Пролив свет на часть секретной информации, начальник может сделать человека избранным или, напротив, обвинить в утечке данных.

Подобная манипуляция на работе – игра на любопытстве – может создать в организации токсическую атмосферу. Ведь сплетни о коллегах позволят превратить команду в настоящий серпентарий.

Данный прием отлично применяется на любознательных сотрудниках, которые допускают промахи. Вначале шеф меняет их лояльность на секреты, затем «включает дурака» и смешивает карты: «В действительности все наоборот… Твоя командировка намечается не в декабре и точно не в Москву».

  • Жалость

Здесь волк, прикинувшись овцой, выступает в роли жертвы. Цель – вызвать у сотрудника сочувствие, смешанное с угрызениями совести. «Без вашей помощи у меня нет шансов…», «Все равнодушны к моим бедам». Тактика «я несчастный» имеет мощный потенциал, даже угрозы покончить с собой. Чего добивается манипулятор? В результате все бедняги покидают офис, а сердобольный «папа Карло» всю ночь пишет отчет.

Данный прием работает на эмпатичных людях с признаками альтруизма.

  • Сексуальные провокации

Это соблазнение любого рода (и к месту, и некстати). Манипуляторы пускают в ход очарование, льстят или открыто проявляют плотский интерес, не забывая расстегнуть рубашку. Такие хитрости присущи приставалам: с невозмутимым выражением лица хватать сотрудниц за коленки – их ежедневная забава. Слабые протесты жертвы игнорируются, и агрессор «прет как танк».

Есть еще одна манипуляция на работе, которой пользуются часто, – дать почувствовать сотруднику, что он обязан боссу за продвижение в карьере и намекнуть, что тот на многое способен повлиять. Тактика отлично действует на подчиненных, которые любят угождать коллегам и особенно начальству.

Пример манипулирования руководителем

Жизнь показала, что не только руководство манипулирует своими подчиненными, но и наоборот. В подобных случаях работники, которые затеяли нечестную игру, хотят добиться преференций в ущерб начальнику, коллегам и самой работе.

Самый популярный вид манипуляции руководителем психологи назвали «обезьяна на шее». Здесь обезьяной выступает подчиненный. Вот как это происходит. Работник говорит своему шефу: «Вы мне поставили задачу отыскать смеситель для бетона. Я нашел их в нескольких местах (перечисляет где). Но нужно соблюдать субординацию, я не могу к ним обратиться сам. Могли бы вы сказать пару авторитетных слов? Я наберу вам номер их руководителя».

Растроганный почтением начальник соглашается: «Ладно, набирай». Обычно в этих ситуациях единственным звонком не обойтись: то нет ответственного (ЛПР), то в фирме предлагают встречные условия. «Ладно, иди, я сам поговорю», – смягчается патрон.

Назавтра подчиненный вновь заходит в кабинет, чтобы просящим голосом спросить: «Ну что, договорились про смеситель?» Начальник занят и в ответ машет рукой: «Иди работать, сам договорюсь». Через несколько часов работник снова спрашивает результат, так продолжается в течение дня. Выходит, шеф и специалист меняются местами: руководитель исполняет поручение, сотрудник контролирует его работу.

Еще одна аналогичная манипуляция людьми на работе – «Хочу спросить у вас совета». Есть люди, которых хлебом не корми, дай посоветоваться с руководством. Они манипулируют тщеславием начальника, стараясь делегировать ему ответственность за выполнение задачи и свое решение. Причем весьма разумно. Если допущена ошибка, всегда можно списать ее на консультацию шефа и сказать: «Я сделал так, как вы решили».

Уловки, используемые манипуляторами на работе

Несмотря на то что все манипуляции различны, есть стандартные приемы, которые удобны для влияния на эмоции. Совсем необязательно, что все они направлены на управление людьми в корыстных целях. Пожалуй, это основание для беспокойства.

Рекомендуем

«Как обучить продавцов-консультантов и увеличить прибыль компании»Подробнее

  • Обобщение

Каждую выгодную мысль манипулятор представляет в виде аксиомы. Ему так проще доказать, что его мнение верно.

  • Сообразительные люди понимают…
  • Каждый здравомыслящий работник знает…
  • Общемировая практика показывает…
  • Известный факт – чем больше специалистов сходятся во мнении, тем оно вернее!

Отвлеченные понятия «люди» и «каждый» есть абстрактные «никто». Все эти обобщения ничем не подтверждаются и редко отражают правду.


  • Аргумент к авторитету

Сама ссылка на мнение (действия) известного лица – обычная практика ведения переговоров. Это неплохо, но в большинстве своем считается пустой риторикой.

Но в некоторых случаях те же ссылки применяют манипулятивно. Допустим, тот авторитет, на которого кивает собеседник, не является конкретным человеком, и его деятельность не имеет отношения к вашей. Выходит, это самая обычная манипуляция. Подобные заявки не направлены на получение ответа и ведение диалога. Их применяют, чтобы продавить свою позицию в беседе:

  • Что вам ответил бы товарищ Сталин?
  • «Майкрософт» и «Эппл» этого не практикуют, зачем нам это делать?

Также манипуляция на работе способствует запугиванию персонала руководством:

  • Ваше начальство знает, чем вы заняты?
  • Ложный силлогизм

Представляет собой цепочку утверждений, построенную в некоторой связи, которой может и не быть. В данной логике любая фраза строится на выводе и факте. Фокус в том, что связи между ними нет. Однако предложение выглядит так, как будто она есть. Это действует примерно так:

  • Мы новая компания, на развитие которой нужен значительный бюджет.
  • Если у нас крупное производство, то его кто-то основал.
  • Если звезды светят, значит, весь наш коллектив усвоил важность персональной эффективности в бизнес-процессе.

Правда, не совсем удачные примеры манипуляций на работе, особенно последний. Но часто все это работает отлично.

  • Заумность и заговаривание зубов

Специфическая лексика также считается манипулированием. Слыша неизвестные слова и термины, собеседник чувствует себя глупцом: «Неужели я такой невежда?» Тут возможны варианты – либо этот специалист не может говорить понятным языком, либо человек манипулирует вами умышленно.

  • Крик и ругань

В обычной офисной практике повышенный тон приравнивается к пощечине. Если это сделано специально, то является манипуляцией деспотического типа. Многие боятся окриков и от испуга готовы совершить необходимые агрессору поступки. Некоторых крики озлобляют. То есть жертва может пререкаться, развязать конфликт и сыграть на руку манипулятору.


  • Выбор без выбора

Агрессор может втянуть человека в ситуацию, где он как бы видит все возможные (уже готовые) решения и выбирает одно из них. Этим приемом в самой жесткой форме пользуются банковские кредиторы, звонящие по телефону:

  • Я обдумаю ваше предложение. Прекрасно. Когда вам лучше выдать карту – сегодня вечером или уже с утра?
  • Спешность и нагнетание ситуации

Тактика, распространенная в торговле:

  • Я обдумаю ваш вариант и отвечу чуть позднее. – Увы, но предложение действительно только во время этого звонка. Если откажетесь, помочь вам не смогу.

Допустим, вы заключаете контракт. Если компаньон вас подгоняет, возможно, некие условия не очень выгодны для вас. Партнер торопит, чтобы вы быстрее подписали документ, не вдумываясь в его смысл.

  • Риторические обращения и восклицания

Прежде всего, их цель – привлечь внимание окружающих к беседе. Кроме этого почти каждый ответ играет на руку манипулятору.

  • Преувеличение

Здесь все ясно по названию.

5 эффективных техник противостояния манипуляциям на работе

  1. Оценка ситуации

    Если вы заметили, что один из сослуживцев вами манипулирует, разберите эту ситуацию подробно. Что заставляет вас ему подыгрывать и уступать? Какие фразы вызывают взрыв эмоций? Старайтесь в следующий раз при их произнесении сдерживать себя и свои чувства. Осознанно пытайтесь игнорировать провокации нечестного сотрудника.

  2. Понимание цели манипулятора

    Ощущая на себе воздействие агрессора, попробуйте понять его мотивы. Если получится, он перестанет вас использовать. Но это еще не все. Продемонстрируйте манипулятору, что вам известны его коварные планы. И при последующей попытке повлиять на вашу сознательность (допустим, после слов «у нас в отделе все друг другу помогают») парируйте в ответ: «Я должен выполнить твою задачу за тебя?»

  3. Серьезность слова «нет»

    Хотите, чтобы манипуляция на работе была пресечена? Старайтесь отказать манипулятору. Но делать это нужно не категорично, иначе можно спровоцировать конфликт и ухудшить микроклимат в коллективе. Как ни в чем ни бывало озвучьте сослуживцу перечень своих приоритетных дел и намекните, что сейчас у вас нет времени на постороннюю работу.


  4. Строгое распределение обязанностей

    Бывает, что сотрудник сам хватается за несколько задач. Но когда речь идет о результатах, возмущенно жалуется на загруженность и объявляет целый список дел. Причем он искренне уверен, что отдает все силы и старается для процветания фирмы. Одновременно с ним другой работник строит из себя беспомощную жертву со словами: «Я слабая, больная женщина. Чего вы ждете от меня?» – и пытается спихнуть свою работу на коллег. Как защититься от такой манипуляции? Здесь нужна прилюдная оценка трудового вклада каждого сотрудника. А также четкое распределение функций в должностных инструкциях отдела.

  5. Принцип «трех причин»

    Итак, манипулятор винит вас в бесчувственности и отсутствии поддержки в сложной ситуации, так как вы отказали ему в помощи. Не торопитесь оправдаться. Возьмите за основу правило «трех причин» и объясните, почему это произошло. Две первые причины должны обосновать отказ, а третья – обозначить вывод. Вам нужно сказать примерно следующее: «Во-первых, я не знал об экстремальной ситуации в отделе. Во-вторых, моя работа распланирована по минутам. Ну и в-третьих, ваш вопрос не входит в мои должностные функции». Такой ответ надолго отобьет охоту приставать к вам с посторонними делами.

Профилактика появления манипуляций в коллективе

Несмотря на то что должностные инструкции призваны исключить манипуляции людьми на работе, очень часто этого не происходит. Обычно в них утверждены лишь общие регламенты, и иногда бывает непонятно, где проходит грань между правами и обязанностями сотрудников. Поэтому все новые работники ориентируются не на документы, а на подсказки опытных коллег.

Последние, кстати, всегда готовы загрузить новичка по уши, чтобы испытать его на знания и исполнительность. В итоге процветает офисная «дедовщина», когда бывалые работники вовсю эксплуатируют «салаг» и, не стесняясь, сваливают на них часть своей работы.


В подобной ситуации отличной профилактикой манипуляций будет этический кодекс компании. Там оговорены обязанности персонала, ответственность в разрезе каждой должности, главная цель (миссия) организации и принципы общения работников между собой.

Михаил Дашкиев о Сергее Азимове

В этом случае задача HR-службы при приеме новичков – знакомить их с правилами поведения, а также пояснять, что на работе каждый должен выполнять свои прямые, непосредственные функции. И, соглашаясь выполнить просьбу коллеги или, напротив, дать кому-то собственное поручение, сотрудник нарушает этику компании, за что ему грозит приличный штраф.

Но если фирма не имеет нравственного кодекса либо в нем не описан принцип взаимодействия отделов, не установлена субординация по вертикали и связи по горизонтали, то кадровый работник должен доработать документ и представить руководству усовершенствованный вариант.

Рекомендуем

«Масштабирование бизнеса: начинаем зарабатывать больше»Подробнее

Отсюда следует, что для предупреждения манипуляций и интриг внутри организации необходимо:

  • утвердить внутренний кодекс этики, разработанный по принципу командного взаимодействия;
  • открыть работникам свободный доступ к информации согласно их правам;
  • систематизировать сотрудничество всех подразделений с учетом подчиненности и горизонтальных связей.

Альтернатива манипуляциям на работе

  1. Описательная похвала

    Это может выглядеть так: «Вы прекрасно справились с презентацией, использовали убедительные аргументы, изучили разные источники. Очевидно, что старались».

    Одобрение такого плана психологи и воспитатели советуют родителям по отношению к их детям. Его своеобразие в том, что комплимент затрагивает не только итог чьей-то активности (поскольку похвала за результат в дальнейшем может вызвать страх провала и невыполнения поручений), не просто личность человека (меня уже отметили, зачем еще стараться?), но и его старания, направленные на достижение цели.

    В данном случае обычные слова «Отлично!» или «Молодец!» не смогут мотивировать работника на новые свершения. Но после описания его реальных действий в дальнейшем человек будет лезть из кожи вон, чтобы угодить начальству.

  2. Вы-предложения

    Простой пример: «Действуя по этому плану, вы повысите объем продаж на 25 %».

    Чтобы построить продуктивный диалог с сотрудником, вам не нужна манипуляция на работе. Используйте для этого прием «вы-предложения», потому что людям интересны собственные выгоды. По мнению психолога Алана Пиза, это важный принцип человеческой натуры. Приведем пример менее результативной фразы: «Я составил этот план, чтобы использовать его в дальнейшем. Думаю, продажи смогут возрасти на 25 %».

  3. Метод Бенджамина Франклина

    Начальник говорит сотруднику: «Вчера вы выручили свой отдел, и я вам очень благодарен. Могли бы вы прочесть этот отчет? Мне интересно ваше мнение как специалиста».

    Принцип Б. Франклина состоит в следующем: охотнее спешат на помощь те, кто раньше помогал другим. По этой же причине часто срочную работу поручают более ответственным и преданным компании работникам. Однако существует правило взаимного обмена, по которому благое действие в адрес кого-то возвращается назад в виде ответного желания помочь.

  4. Формат цели

    Приведем пример: «В дальнейшем при подготовке предложений прочитайте все похожие КП у конкурентов. Это поможет вам составить максимально эффективный текст».

    В данном случае, давая поручение, начальник отмечает ошибки подчиненного, при этом не употребляя отрицание «не» и формулируя условия успеха.

Запомните одну простую вещь: знающий руководитель всегда найдет баланс между приемами, чтобы наладить отношения с коллективом и завершать работу в срок.


Читать книгу «Манипулирование и защита от манипуляций» онлайн полностью📖 — Виктора Шейнова — MyBook.

От автора: почему написана эта книга

Читатель всегда стремится узнать о позиции автора.

К. Роджерс

Заглянуть в мир опасности – значит в какой-то степени перестать бояться ее.

М. Монтень

Каждый из нас может припомнить случаи, когда он стал жертвой манипуляции. И хотя в целом манипуляции составляют небольшую часть нашего общения, воспринимаются они весьма болезненно и запоминаются надолго.

Тем более не позавидуешь тем, кому приходится постоянно иметь дело с манипулятором, будь то его начальник, сослуживец, продавец, член семьи и т. д.

Как защититься от манипулятора? Ответу на этот вопрос и посвящена книга, которую вы держите в руках. В ней приводится универсальная система защиты от манипулирования описаны и проанализированы манипуляции, наиболее часто встречающиеся в различных сферах нашей жизни.

Защите от манипуляций в значительной степени способствует понимание их сущности. Поэтому мы попытаемся разобраться в них, а также в истоках и последствиях манипулирования и вскрыть его опасность как для жертв манипуляции, так и для самих манипуляторов. Тем самым мне хотелось бы предостеречь желающих манипулировать от подобных действий, разрушительных для манипулятора и его взаимоотношений с окружающими.

Анализируемые в книге манипуляции «подсмотрены» мной в течение многих лет наблюдений. Все они укладываются в единую модель, предложенную и обоснованную в главе 2.

С уважением, Виктор Шейнов

1. Манипулирование и манипуляторы

Что пользы человеку, если он завоюет весь мир, но потеряет собственную душу.

Евангелие от Матфея


Глава 1. Сущность манипулирования

Определение понятия «манипуляция»

К настоящему времени накопилось множество (более двадцати) определений манипуляции, предложенных различными исследователями.

Итак, манипуляция – это:

♦ психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно, в ущерб лицам, на которых оно направлено [72];

♦ целенаправленное управление [83];

♦ духовное управление, осуществляемое в результате принуждения воздействием иррациональных и эмоциональных средств [71];

♦ средство порабощения человека [73];

♦ форма духовного воздействия, скрытого господства, управления людьми, осуществленная ненасильственным образом [2];

♦ побуждение поведения посредством обмана, или игры на предполагаемых слабостях другого [82];

♦ использование тонких, едва уловимых или нефизически агрессивных способов, таких как обман, подкуп или запугивание [65];

♦ скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения [62];

♦ скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого, хорошо организованный обман [74];

♦ стремление управлять, главенствовать, властвовать, выигрывать любой ценой, относясь к людям как к вещам; ложь, контроль, цинизм [63];

♦ отношение к другому как к средству, объекту, орудию [37];

♦ мастерское управление или использование [81];

♦ господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира [10];

♦ такое структурирование мира (инициатором), которое позволяет (ему) выигрывать [80];

♦ обманное косвенное воздействие в интересах манипулятора [89];

♦ вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями [14];

♦ скрывая свои подлинные намерения, инициатор с помощью ложных отвлекающих маневров добивается того, что адресат, сам того не осознавая, изменяет свои цели [88];

♦ стратегия социального поведения в личных целях манипулятора, противоречащего собственным интересам (адресата) [17];

♦ ловкое скрытое управление для достижения власти и господства с отношением к людям как к объектам, вещам [21];

♦ скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей [39];

♦ манипулятор – это человек, который эксплуатирует, использует или управляет другими как вещами в совершенно ущербной манере [64].

Наиболее авторитетные словари определяют манипуляцию следующим образом:

♦ скрытое управление и ловкое использование кого-либо, часто нечестным путем [78];

♦ использование или управление так, чтобы (адресат) делал или думал так, как хочет (инициатор) [79];

♦ проделка, махинация [28].

Таким образом, общим для всех определений является следующее:

1. Манипуляция рассматривается как специфический способ управления адресатом.

2. В большинстве определений прямо указывается на скрытый характер воздействия на адресата (а остальные, судя по всему, подразумевают это).

3. В еще большем числе определений подчеркивается то, что выгода манипулятора является односторонней, а его действия идут вразрез с волей адресата и наносят ему ущерб.

Таким образом, манипуляция – это скрытое управление, при котором инициатор достигает своих эгоистических целей, нанося ущерб адресату своего воздействия. В отличие от открытого (явного) управления, при котором его цель доводится до адресата.

При скрытом управлении адресату дается такая информация, исходя из которой он сам принимает решение (выполняет действие), запланированное инициатором.

Часто скрытое управление преследует социально одобряемые цели. Это относится в первую очередь к психотерапевтической и психокоррекционной работе, а также к процессу воспитания. Например, когда родитель ненавязчиво побуждает ребенка к полезным действиям в отношении здоровья, труда, взаимоотношений с окружающими и т. д. Или когда женщина, скрыто (ассертивно) управляя мужчиной, помогает ему избавиться от вредных привычек. Или когда начальник управляет действиями своих подчиненных с выгодой не только для компании, но и для самих работников. Такое скрытое управление принято называть ассертивным. Ассертивность (англ. assertiveness) – это способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других [7]. При ассертивном скрытом управлении в выигрыше оказываются обе стороны.

Из сказанного ясно, что скрытое управление может производиться с различными целями и намерениями инициатора.

Рис. 1. Виды скрытого управления

Определение, методы, типы и пример

Что такое манипулирование?

Манипулирование рынком – это действия, направленные на введение инвесторов в заблуждение путем контроля или искусственного воздействия на цену ценных бумаг. Манипуляции в большинстве случаев незаконны, но регулирующим органам и другим органам может быть трудно их обнаружить и доказать.

Рыночные манипуляции могут включать в себя и фактически ложные утверждения, но они всегда направлены на то, чтобы повлиять на цены, чтобы ввести в заблуждение других участников рынка.

Ключевые выводы

  • Манипулирование рынком направлено на то, чтобы ввести в заблуждение других участников рынка.
  • Манипуляции трудно обнаружить и доказать, но их также сложнее осуществить на более крупных и ликвидных рынках.
  • Двумя распространенными типами манипуляций с акциями являются «накачка-и-сброс» и «какашка-и-черпок».
  • Манипуляции с валютой — это особое политическое требование, обычно выдвигаемое в торговых спорах между суверенными странами.
Нажмите «Играть», чтобы узнать, что такое манипулирование рынком

Методы манипулирования

Манипулировать более ликвидными или широко торгуемыми ценными бумагами сложнее. Гораздо проще манипулировать дешевыми акциями с крошечным типичным ежедневным объемом торгов, чем ценой акций крупной компании с ежедневным оборотом, исчисляемым миллиардами долларов.

Pump-and-dump — это рыночная манипуляция, часто используемая для искусственного завышения цены акций микрокапитализации перед их продажей. Менее распространена обратная схема «какашки и совка», в которой делаются ложные уничижительные заявления об акциях, чтобы купить их по дешевке. Существует также вариант коротких и искаженных сделок, по сути, это игра на понижение, осуществляемая продавцами на понижение в целях получения прибыли.

Хотя такие схемы основаны в первую очередь на рекламе или искажении фактов, они часто дополняются незаконными торговыми тактиками, предназначенными для обмана.

Одним из распространенных способов является подделка ордеров, которая включает в себя размещение многочисленных ордеров на покупку или продажу, предназначенных для изменения цены акций, а затем их отмену после того, как другие трейдеры соответствующим образом изменили свои собственные заявки или запросы. Подделка ордеров соблазняет сотрудников крупных фирм с Уолл-Стрит наряду с теневыми внутридневными трейдерами и может иметь место на рынках облигаций и металлов, а также на фондовом рынке.

Манипуляции с валютой

Валютные манипуляции — это обвинение, которое часто выдвигается в спорах о торговле или обменном курсе, особенно со стороны США против торговых партнеров, которые иногда якобы искусственно занижают обменный курс своей валюты по отношению к доллару США для увеличения экспорта. Правительства и центральные банки могут быть обвинены в манипулировании валютой, если они фиксируют обменный курс или пытаются время от времени менее открыто воздействовать на него с помощью рыночных операций.

Валютные манипуляции — это скорее политический термин, чем юридический, поскольку валютная политика устанавливается суверенными странами. Валюта фиксируется или может плавать по целому ряду внутренних и внешних мотивов, в то время как заявления о манипулировании валютой почти всегда являются результатом неудовлетворенности торговыми потоками. В результате, имеет место манипулирование валютой или нет, часто является субъективным суждением.

Министерство финансов США представляет Конгрессу полугодовой отчет о макроэкономической и валютной политике основных торговых партнеров США в соответствии с Законом о сводной торговле и конкурентоспособности 1988 года. В отчете используются критерии оценки, изложенные в Законе об упрощении процедур торговли и обеспечении соблюдения правил торговли от 2015 года. В отчете за декабрь 2021 года сделан вывод о том, что ни один из крупных торговых партнеров США не манипулировал обменным курсом своей валюты по отношению к доллару США, чтобы получить несправедливое конкурентное преимущество в международной торговле, при этом особое внимание было уделено Вьетнаму и Тайваню.

Манипуляции с валютой — это политическое заявление, а не незаконный рыночный обман.

Пример заявления о манипулировании валютой

5 августа 2019 года Народный банк Китая (НБК) впервые за более чем десятилетие установил дневной базовый курс китайского юаня выше 7 юаней за доллар, обесценив китайскую валюту по отношению к доллару и удешевив китайский экспорт в долларовом выражении. . Ставка была установлена ​​после объявления администрацией Трампа новых тарифов в размере 10% на китайский импорт на сумму 300 миллиардов долларов, которые вступили в силу 1 сентября 2019 года..

В тот же день, когда обменный курс юаня превысил 7 юаней за доллар, администрация Трампа назвала Китай валютным манипулятором, и несколько месяцев спустя это определение было снято. Однако тарифы на китайский экспорт оставались в силе по состоянию на январь 2022 года.

Что такое манипуляция? | Манипуляция: теория и практика

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicManipulation: Theory and PracticeМоральная философияСоциальная и политическая философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicManipulation: Theory and PracticeМоральная философияСоциальная и политическая философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Барнхилл, Энн, «Что такое манипуляция?», Кристиан Кунс и Майкл Вебер (редакторы), Manipulation: Theory and Practice (

New York

, 2014; онлайн-издание, Oxford Academic, 21 августа 2014 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199338207.003.0003, по состоянию на 22 апреля 2023 г. .

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicManipulation: Theory and PracticeМоральная философияСоциальная и политическая философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicManipulation: Theory and PracticeМоральная философияСоциальная и политическая философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Доступ к описанию манипуляции можно получить, опираясь на описание Робертом Ногглом манипулятивного действия как попытки заставить кого-то отказаться от идеалов, которые, по мнению влиятельного лица, управляют убеждениями объекта, желания, эмоции. В ряде случаев глава изменяет версию Ноггла, делая вывод, что манипуляция — это 9.0086 прямое влияние на чьи-то убеждения, желания или эмоции таким образом, что она не соответствует идеалам убеждений, желаний или эмоций способами, которые обычно не отвечают ее личным интересам или, вероятно, не соответствуют ее личным интересам в настоящем контексте . Определенные способы заставить кого-то не соответствовать идеалам — определенные способы отвратить его психологические установки от идеала, как выразился Ноггл, — являются манипулятивными, но другие способы не являются манипулятивными. Манипуляция — это отклонение чьих-либо настроек от идеальных способами, которые обычно , а не в личных интересах этого человека или, вероятно, не в ее личных интересах в настоящем контексте.

Ключевые слова: манипуляция, психологическая манипуляция, эмоциональная манипуляция, нерациональное убеждение, Роберт Ноггл

Предмет

Социальная и политическая философияМоральная философия

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *