Общее понятие о личности в отечественной и зарубежной психологии – кратко.
Дата:
Многозначность понятия «личность» неоспорима. Происхождение термина восходит еще к античной культуре, и до сих пор нет единого определения. В современных реалиях определение пытаются дать различные учения, понятие рассматривается и в педагогике, и в философии, и в правовой науке, и конечно в психологии, где этот термин остается всегда главным и ключевым. Чтобы разобраться и понять, что же такое личность, необходимо изучить основные понятия и теории в психологии, которые связаны с личностной структурой индивидуальности.
Для обозначения и пояснения человеческой сущности в психологии существует несколько понятий:
- субъект — рассматривается через призму участника общественной деятельности, в том числе и в историческом плане;
- индивид – указывает на причастность человека, как биологического вида к определенному типу живых существ, которому свойственны уникальные особенности в психике и поведении;
- личность – это термин, подразумевающий конкретного человека, который обладает индивидуальными качествами, сознанием и самосознанием. При этом проблема социальной психологии состоит в том, что личность не может сформироваться вне общества, т.к. именно социум становится определяющим компонентом при создании личностных параметров.
В отечественной и зарубежной психологии существует множество определений для термина «личность». Если говорить кратко, то общее и 1 понятие личности подразумевает перечень свойств индивида, которые отличают его от остальных людей. Именно психологическая индивидуальность становится тем определяющим компонентом в структуре свойств.
Структура личности способна показать более конкретно, что из себя представляет индивид. Таким образом, согласно психологии в состав понятия входят:
- Темперамент – врожденные базовые качества и черты, на основании которых строится индивидуальность;
- Характер – приобретенные качества человеческой сущности, сформированные в процессе общения и взаимодействия с окружающими людьми;
- Направленность – действия и желания, которые побуждают человека, к свершению задуманного, порождают мотивацию и волевые качества;
- Способности – могут быть, как врожденные, так и приобретенные, по мере появления жизненного опыта и коммуникативной деятельности;
- Самосознание – психический процесс, который становится залогом целостности и постоянства личности, и выражается посредством осознанности себя и собственного образа «Я».
В соответствии с различными психологическими теориями структура личности может несколько видоизменяться, но общие принципы всегда остаются одинаковыми.
Понятие личности в психологии изучается различными психологами. Например, А. Адлер говорил, что личностное начинается с чувства общности, а Дж. Мид помимо социальной роли индивида подразумевал еще и самосознание. У. Джеймс описывал термин «личность», как триаду физического, духовного и социального, а Зигмунд Фрейд с его известным психоанализом воспринимал индивидуальность, через сексуальность.
Зарождение разнообразных теорий и понятий связано с тем, что существует великое множество психологических направлений, как науки (семейная, патопсихология, конфликтология и другие). Но всегда можно выделить общие черты и понятия. Так, понятие личности – это некая неповторимая и относительно устойчивая совокупность характеристик и свойств, принадлежащих конкретному индивиду. При этом некоторые черты могут изменяться и совершенствоваться, в процессе жизни и под влиянием окружающей среды.
3. Психология личности. — Реферат Рефератович
Реферат по учебной дисциплине «Психология»
на тему: «Психология личности»
План
1. Введение.
2. Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.
3. Психологическая структура личности.
4. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности.
5. Заключение.
6. Список литературы.
1. Введение.
Предметом психологии являются отдельные психические процессы, их закономерности и особенности, а также психологическое своеобразие личности определенного носителя данных процессов — человека. Психология разделяет человека на три «сущности»: личность, индивид, индивидуальность. Данные понятия раскрывают характерные стороны индивидуальной жизни человека.
Личностью называют конкретного человека, отличающегося определенными особенностями — психическими и физическими.
Отечественные психологи, говоря о личности, всегда имели в виду человека в качестве единицы общества. Вне общества личность немыслима. Человек бессменно является единицей той или иной общественности — семья, школа, рабочий коллектив на предприятии. Активная человеческая деятельность в коллективе, взаимоотношения коллектива и личности значительно детерминируют собой формирование особых черт личности.
Личность всегда отличается определенными психологическими особенностями.
К ним относят интересы, мировоззрение и идеалы, потребности, политические убеждения, характер и темперамент, умственные и физические способности человека. Психологическое своеобразие личности исторически детерминировано. Оно получило свое развитие в ходе общественно-трудовой деятельности, вследствие чего выражает общественную человеческую сущность, характеризует черты, которые развились у человека, как единицы общества. Рассматривание его в качестве продукта биологического развития человека исключается.
Взаимоотношения меж индивидом в качестве продукта антропогенеза, личностью, перенявшей исторический опыт общества, и индивидуальностью, преобразовывающей мир, можно передать формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
2. Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.
Вместе с термином «личность» употребляют понятия «индивидуальность», «индивид», «человек». Данные понятия содержательно меж собой взаимосвязаны.
Человек — понятие родовое, отмечающее принадлежность существа к самой высокой степени развития живой природы — к роду человеческому. В понятии «человек» устанавливается генетическая детермированность развития качеств и признаков человека.
Индивид является единственным представителем вида «homo sapiens». Люди, как индивиды, различаются меж собой морфологическими особенностями — цвет глаз, телесная конституция, рост, а также психологическими свойствами — эмоциональностью, темпераментом, способностями.
Индивидуальность — это множество своеобразных личностных свойств определенного человека. Иначе говоря, своеобразие его психофизиологической структуры — жизненный опыт, интеллект, тип темперамента, мировоззрение, психические и физические особенности.
Личность является существом социальным, включенным в общественные отношения, исполняющим конкретную социальную роль, принимающим участие в развитии общества.
Личность — это продукт и объект общественных отношений, подвергается социальному влиянию, а также преобразовывает, преломляет его. Она являет собой общность внутренних условий, посредством которых преломляется внешнее влияние общества.
Данные внутренние условия являют собой совокупность:
- социально-детерминированных качеств;
- наследственно-биологических свойств.
Личность являет собой не только продуктом и объектом общественных отношений, но и высокоактивным субъектом самопознания, деятельности, сознания, общения.
Развитие личности обусловлено деятельностью, ее активностью — а также личность в действительности выражается.
Тем не менее, при существовании качеств личности, в которых значительна роль факторов биологических, существуют качества, в которых социальные являются ведущими. Человек не рождается зрелой личностью, он ею становится по мере собственного развития.
Соответствие личности и индивидуальности — это два различных определения человека, два способа его существования. Расхождение данных понятий выражается в наличии двух различающихся процессов формирования индивидуальности и личности.
Формирование личности являет собой процесс человеческой социализации, заключающийся в постижении им общественного, родового начала. Данное постижение бессменно происходит в определенно-исторических условиях человеческого существования. Формирование личности сопряжено с приобретением индивидом произведенных в обществе социальных ролей и функций, социальных правил и норм поведения, с развитием умений выстраивать взаимоотношения с другими. Сформировавшаяся личность является субъектом ответственного, самостоятельного и свободного поведения в социуме.
Формирование индивидуальности являет собой процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — процесс личностного обособления и самоопределения, акцентирование личности в обществе, утверждение ее неповторимости, уникальности и обособленности.
Оформившаяся в индивидуальность, личность являет собой самобытного, творчески и активно проявившегося себя в бытие человека.В понимании «индивидуальность» и «личность» запечатлены разные стороны, разнообразные измерения человеческой духовной сути. Содержание данного отличия весьма выражено в языке. Говоря о личности обычно используют эпитеты — независимая, энергичная, сильная, выделяя этим ее деятельную репрезентативность в глазах иных людей. Говоря об индивидуальности употребляют — творческая, неповторимая, яркая, подразумевая качества самостоятельной натуры.
3. Психологическая структура личности.
Психологическое устройство личности есть цельная форма, система свойств и качеств, всецело характеризующая психологическую специфику личности (индивида, человека).
Психические процессы, в полном составе, происходят в личности, однако не каждый выступает как ее отличительное свойство. Каждый человек имеет какую-либо схожесть с другими людьми, какую-то только в отдельных случаях, или же не имеет никакой схожести.
В психологии содержится множество моделей психологического устройства личности, возникающие из разнообразных парадигм о личности и психике, из различных задач и параметров. Интересна модель психологического устройства личности, основывающаяся на совмещении двух схем, созданная С.Л. Рубинштейном, а потом К.К. Платоновым.
Данная основа модели происходит из личностно-деятельного подхода. Структура содержит шесть взаимозависимых подструктур. Выделяют их условно только с целью получения определенной схемы целостной личности.
В личности выделяют следующие психологические компоненты, либо подструктуры.
Самосознание. Центр сознания — это самосознание, или сознание собственного «Я». Самосознание и сознание внешнего мира образуются и развиваются взаимообусловленно и одновременно. На уровне самосознания образуется чувство внутренней цельности, константность личности, способной в каждой изменяющейся ситуации быть сама собой.
Самосознание сопряжено с ощущением собственной исключительности, поддерживающейся континуумом его временных переживаний — любой человек, психически здоровый, имеет надежды на будущее, переживает настоящее, не забывает о прошлом. Основной функцией самосознания является осуществление доступа для человека к результатам и мотивам его поступков, предоставить возможность осознать, каким он является на самом деле.
Направленность личности. Направленность — самое важное свойство личности, в котором осуществляется выражение значимых тенденций поведения человека, динамики его развития как духовного и социального существа. Направленность личности является ведущим психологическим свойством личности, представляющем систему ее побуждений к деятельности и жизни. В основном все ученые полагают, что основная составляющая структуры личности, ее системообразующая характерность — это направленность личности. Особенно в данном свойстве проявляются цели, побуждающие личность к действию, ее индивидуальные отношения к разнообразным сторонам действительности, ее мотивы.
Направленность проявляет концентрирующее воздействие на элементы структуры личности — развитие способностей либо выражение темперамента, а также на психические состояния — преодоление стресса, всю сферу прохождения психических процессов. Направленность реализуется в разных формах — привязанностях, предрасположенностях, вкусах, ценностных ориентациях, антипатиях либо симпатиях и выражается в разных сферах человеческой жизнедеятельности. В психологии направленность личности устанавливают в виде системы константных идеалов, интересов, потребностей — всего, чего желает человек. Направленность — это основа главных установок поведения. Человек с наглядно проявленной положительной направленностью — с высокой социальной активностью, трудолюбив, целеустремлен.
Темперамент и характер. Характер – это комплекс более наглядно сформированных и сравнительно стабильных черт, показательных для определенного человека и регулярно обнаруживающихся в его поведении. Непосредственной сопряжен с темпераментом, определяющим внешнюю форму проявления характера, наслаивает специфичный отпечаток на различные его выражения. Однако темперамент детерминирован врожденными свойствами высшей нервной деятельности и фактически не подвергается изменениям в течении человеческой жизни.
Темперамент являет собой общебиологическую основу, на которой осуществляется формирование личности в качестве социального существа. Характер формируется в ходе воспитания, он отображает обстоятельства человеческой жизни и может меняться при изменении данных обстоятельств. В организации характера помимо прочего выделяются основные свойства. К ним принадлежат первоначально моральные, а затем и волевые качества, обеспечивающие конкретный поведенческий стиль и метод решения практических задач.
Психические процессы и состояния. Психические процессы – это динамическое отображение действительности в разных конфигурациях психических явлений — персональные проявления мышления, восприятия, памяти, способностей, ощущений, обусловленных врожденными факторами, тренировкой, развитием и совершенствованием данных качеств.
Психическое состояние — это образовавшийся в текущий момент сравнительно стабильный уровень психической деятельности, проявляющийся в пониженной либо повышенной активности личности.
Способности и задатки. Задатки являют собой отдельные генетические обусловленные анатомо-физиологические характерности нервной организации, образующие индивидуально-природную базу формирования способностей, их дальнейшего развития. Способности — психические свойства личности, гарантирующие благополучное освоение какой-либо деятельности. Изучение способностей осуществляется с целью постижения человеческого интеллекта и установления пригодности человека к какому-то конкретному виду деятельности. Как правило акцентируют общие и специальные способности.
К общим способностям причисляют общую работоспособность человека, предрасположенность к труду, легкость запоминания, богатство воображения, а также логичность, глубину, гибкость и широту ума. Общие способности нужны для достижения преуспевания в каждой деятельности. Специальные способности необходимы для эффективной работы в каком-либо конкретном виде деятельности. Из их числа необходимо особо отметить организаторские, педагогические, лингвистические, управленческие способности. К специальным способностям также относят диагностические, творческие, познавательные способности. При оценивании людей значимую важность имеет определение присутствия у них способностей, уровень их развития. Наивысшую степень развития человеческих способностей называют талантом.
Психический опыт личности. Опыт личности являет собой получение человеком опыта общественного — социализация. Данный опыт содержит нужные для его жизнедеятельности навыки, умения, знания:
- навыки — автоматизированные элементы целевой направленной осознанной деятельности;
- умения — человеческая способность на основании навыков и знаний своевременно, эффективно и качественно исполнять работу при новых обстоятельствах;
- знания — концепция научных определений о закономерностях общества, природы, формирования человека, его развития, а также его сознания.
4. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности.
В формировании и развитии человеческой личности значимую роль проявляют биологические факторы: физиологические особенности образа жизни, пребывания в среде обитания, наследственность. Тем не менее личностью человек не рождается, а становится.
Существует разнообразие мнений о том, каким образом осуществляется само устройство развития и формирования личности. Данные расхождения обусловлены разным пониманием значимости социальных групп и общества для развития личности, кроме того, периодов развития и закономерностей, возможностей форсирования процесса развития, кризисов развития личности и иных вопросов.
Психоаналитическая парадигма понимает развитие как приспособление биологической природы человека к существованию в обществе, вырабатывание у него установленных защитных элементов и способов удовлетворения потребностей.
Парадигма черт выстраивает свое понимание о развитии на прижизненном формировании всех черт личности, и оценивает процесс их возникновения, стабилизации и преобразования как зависимый от других, небиологических законов.
В парадигме социального научения процесс развития личности рассматривают как формирование установленных способов интерпсихического человеческого взаимодействия. Гуманистическая психология позиционирует развитие и формирование личности как образование «Я» человека, принятие его самости.
Имеется цикл усилий привнести развитию личности определенный стандартный вид, воспринимая данное развитие в виде цепи периодов. Э. Эриксон объявил принцип генетической предопределенности периодов личностного формирования и развития. Также он акцентировал и представил описание восьми психологических кризисов в жизни всех людей:
- Кризис доверия — недоверие — в возрасте первого года жизни.
- Независимость противопоставлена стыду и сомнениям — в возрасте 2-3 лет.
- Возникновение предприимчивости противопоставлено чувству вины — в возрасте 3-6 лет.
- Трудолюбие противопоставлено комплексу неполноценности — в возрасте 7-12 лет.
- Самоопределение личности противопоставлено конформизму и индивидуальной серости — в возрасте 12-18 лет.
- Общительность и интимность противопоставлены личностной психологической обособленности — в возрасте примерно 20 лет.
- Внимательность к воспитанию нового поколения противопоставлена «погружению в себя» — в промежутке 30 и 60 лет.
- Удовлетворение прожитой жизнью противопоставлено отчаянию — в возрасте старше 60 лет.
Формирование личности в парадигме Эриксона подразумевается в виде смены периодов, на любом из которых осуществляется высококачественное видоизменение внутреннего человеческого мира и решительные изменения отношений человека с окружающими. В конечном итоге человек как личность приобретает что-то новое, свойственное только для этого периода развития и сохраняющееся у него в процессе всего существования. Новые личностные черты образуются только на основании предшествующего развития.
По мнению отечественных психологов, человек как личность развивается в ходе воспитания и социализации личности. Человек — создание социальное, с рождения его окружают ему подобные, он включен в различные виды социального взаимодействия.
Приобретение первого социального опыта осуществляется в семье, еще до становления речи. Далее происходит неизменное приобретение человеком нового опыта, оказывающийся естественной частью его личности. Данный процесс и именуется социализацией, который неразделимо сопряжен с совместной человеческой деятельностью и общением.
Проблему взаимосвязи личности с деятельностью первым затронул Л.С. Выготский в направлении культурно-исторической парадигмы. Он использовал общеисторическое правило в изучении периодов возрастного развития и выявил, что действие представляется единицей анализа в развитии детской психики.
Еще в 30-е годы прошлого столетия развитие данного мнения продолжили известные исследователи харьковской школы: П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец. Осуществленные ими исследования привели к осмыслению значимости деятельности в человеческом развитии. Позднее, А.Н. Леонтьев выявил, что критерием периодизации психического развития есть ведущая деятельность, форма и содержание которой обусловлены конкретно-историческими обстоятельствами развития ребенка.
В начале 70-х годов Д.Б. Эльконин создал парадигму периодизации возрастного развития, базирующуюся на мнении методичной смены конфигураций ведущей деятельности. Проведя анализ всех видов детской ведущей деятельности от рождения до периода юношества включительно, он поделил их на две крупные группы.
К первой группе относят виды деятельности, в которых, в системе ребенок — взрослый, осуществляется освоение норм отношений меж людьми, мотивов и задач. К данной группе определены ролевая игра, интимно-личностное общение подростков, непосредственно-эмоциональное общение младенца.
Ко второй группе относят виды деятельности, осваивающиеся в системе ребенок — предмет, ориентированные на освоение общественно-произведенных способов действий с предметами и эталоны, акцентирующие в предметах разные важные стороны. Виды деятельности данной группы значительно различаются меж собой: манипулятивно-предметная деятельность малыша раннего периода, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшего подростка. Формально данные виды деятельности имеют значительные отличия, однако все они являются компонентами человеческой культуры.
В случае расположения существующих видов ведущей детской деятельности в согласовании с методичностью, в которой они являются ведущими на различных этапах периодизации возрастного развития, в таком случае произойдет следующее описание.
Первая группа — общение непосредственно-эмоциональное — рождение — 1 год;
Вторая группа — деятельность предметно-манипулятивная — 1 — 3 года;
Первая группа — ролевая игра — 3 — 7 лет;
Вторая группа — деятельность учебная — 7 — 10 лет;
Первая группа — общение интимно-личностное — 11 — 14 лет;
Вторая группа — деятельность учебно-профессиональная — 14 — 17 лет.
Следовательно, в развитии ребенка существуют периоды, в которые осуществляется преобладающее усвоение мотивов, задач и норм отношений меж людьми — на основании их формируется мотивационно-потребностная личностная сфера, и стадии, в которые осуществляется преобладающее усвоение общественно-произведенных способов действий с предметами — на основании их развиваются интеллектуально-познавательные возможности ребенка, их операционно-технические способности.
Методично усугубляющиеся виды деятельности непременно заменяются видами одной группы на другую. За периодами, в случае осуществления преимущественного развития мотивационно-потребностной сферы, обоснованно следуют периоды, в случае преимущественного формирования операционно-технических возможностей ребенка, и наоборот.
Таким образом, Д.Б. Эльконин объединил процесс развития личности, воспринимаемый как градационное усложнение мотивационно-потребностной сферы, обусловленным от него процессом развития и градационного усложнения разных видов предметной деятельности, что человек обязан освоить в ходе собственного становления.
5. Заключение.
Личность представляется законченным и, таким образом, более сложным объектом психологии. В популярном значении она связывает в единое целое всю психологию, и не имеется в данной науке подобного изучения, которое не внесло бы вклад в постижение личности. Любой, изучающий личность не способен пренебрегать иные области психологии.
Существует большое количество подходов к исследованию личности. Такое совершенно естественно в области, в которой любой опыт принадлежит только к частному прецеденту, совершенно не поддающемуся никакому сравнению сложности самого объекта. Существует возможность рассматривания личности посредством структуры, или же учитывая физиологические реакции, либо посредством связи психических, физических сторон личности.
Первоначально, рождающийся индивид, содержащий только естественные психические функции, со временем, приобщаясь к обществу социализируется, т.е. преобразуется в личность. Наряду с этим, социокультурная среда являет собой источник, питающий развитие личности, прививает ей роли, ценности, общественные нормы. И, в конечном итоге, личность, сама воздействующая на общество представляется индивидуальностью.
Довольно увлекательными являются повозрастные периоды развития личности. Организм обладает потрясающей памятью и, вопросы, образующиеся в периоды младенчества и раннего детства, оставляют след в подсознании на всю жизнь, иными словами, все, что «недодали» ребенку в последствии появления на свет, несомненно проявит себя позднее.
Таким образом, практическое назначение психологии как науки — это воспитание личности высокой нравственности и моральности — человека «идеального». Точнее — обнаружение и решение проблем при воспитании такой личности, либо воспитание в личности максимальной индивидуальности.
6. Список литературы.
1. Д.Б. Эльконин, Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
2. Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
3. Б.Г. Ананьев, Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. — С-Пб.: Питер, 2000. — 501 с.
4. Л.И. Божович, Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
5. Р.С. Немов, Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: Учебник для студентов педагогических вузов. – 3-е изд. – М.: Владос, 2004. — 632 с.
6. В.П. Симонов, П.М. Ершов, Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 2003. – 564 с.
Объяснение психологии личности: 7 теорий и оценок
В тот или иной момент мы все задаемся вопросом, кто мы и насколько хорошо мы знаем себя. Это часть состояния человека.
Поиски понимания человеческой природы были путешествием, длившимся тысячи лет, которое привело нас от Древней Греции к современным генным лабораториям.
За это время появилось множество теорий личности, но все они пытались ответить на одни и те же вопросы.
Что делает нас такими, какие мы есть, и чем мы отличаемся от окружающих?
Эта статья представляет краткую историю теории личности, прежде чем исследовать настоящее, включая модели, интересные открытия и способы проведения оценок.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое психология личности?
- Краткая история поля
- 3 научно доказанных теории личности
- 4 увлекательных факта и результаты исследований
- Оценка личности: 2 действительных теста и вопросы
- 3 книги по теме
- Связанные ресурсы PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое психология личности?
Наша личность — это сумма психологических качеств, которые влияют на наше мышление, поведение и чувства. Это очень важная часть того, кто мы есть и как нас видят другие (Allen, Greenlees, & Jones, 2011).
Черты характера не только определяют нас, но и определяют, чем мы отличаемся от других (Larsen, Buss, Wismeijer, & Song, 2017). И, несмотря на их постоянство, каждая черта и процесс личности не всегда одинаково активны. Хотя агрессия может быть уместна при защите от нападения, она не подходит для передачи книги в библиотеке (Nabi et al. , 2005).
Черты личности неотделимы от того, кто мы есть; они влияют на то, как мы действуем, видим себя, чувствуем и взаимодействуем с другими. Мало того, они формируют наш взгляд на жизнь и цели, которые мы преследуем (Larsen et al., 2017).
Таким образом, всесторонняя теория личности сталкивается с рядом проблем. Оно должно в какой-то степени объяснять, что представляет из себя каждый человек (Kluckhohn & Murray, 1948; Larsen et al., 2017):0009 универсалии или человеческая природа ).
Каждый из нас различается по своей потребности в принадлежности (известной как особенности или индивидуальные различия ).
Мы уникальны в том, как мы выражаем свои чувства (известная как наша индивидуальная уникальность ).
Терапевтам, работающим с клиентами, может быть полезно ознакомиться с элементами теории личности с нашими клиентами. Понимание того, что они во многом схожи с другими людьми, но при этом остаются уникальными и особенными, может предложить как утешение в трудные времена, так и поддержку при попытках роста.
Краткая история области
Даже краткая история развития личности вряд ли будет короткой.
В конце концов, современная психология во многом обязана длинному, сложному и переплетающемуся следу идей, мыслителей и исследований личности.
Хотя мы могли бы начать гораздо раньше, вместо этого мы начнем с первых лет 20-го века.
Психоанализ и ранние теории личности
В 1921 году немецкий психиатр Эрнст Кречмер предположил, что форма тела связана с личностью. По его мнению, стройный, деликатный человек гораздо более склонен быть интровертом, чем сильный и мускулистый. Несмотря на отсутствие эмпирических данных, эта идея получила дальнейшее развитие в 1930-х годах Уильямом Шелдоном. Он создал систему оценок, которая связала внешний вид тела с набором личностных качеств (Holzman, 2020).
Примерно в то же время произошел подъем психоанализа, движимый австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Он начал с того, что сосредоточился на психопатологиях, таких как истерия и фобические состояния, прежде чем перейти к психоанализу, развитию и функционированию личности.
Фрейд считал, что невротические состояния коренятся в неприятных эпизодах из прошлого — в основном в реальных или воображаемых сексуальных фантазиях — которые несовместимы с нынешними моральными стандартами человека. Считалось, что такие конфликты между человеческими влечениями (Ид) и преимущественно бессознательными структурами, которые их контролируют (эго), ведут к длительной самокритике (Фрейд, 1922; Хольцман, 2020).
Швейцарский психиатр Карл Юнг пришел к теории развития личности, которая была менее обусловлена сексуальными желаниями, но более абстрактна и временами даже духовна (Holzman, 2020).
Австрийский психиатр Альфред Адлер, современник Юнга, также оспаривал важность сексуальных мотивов в определении того, кто мы есть. Вместо этого он предположил, что наше поведение постоянно висит на волоске; мы преувеличиваем одно поведение, чтобы компенсировать недостаток другого (McAdams, 1997).
Эрик Эриксон, американский психоаналитик, предложил восемь стадий психосоциального роста или трансформации личности. Следующий этап возникает только после успешного завершения предыдущего.
Но что это значит для личности?
Психоаналитическая теория, появившаяся в кабинетах психоаналитиков, практически не поддавалась проверке, но послужила отправной точкой для последующего развития основ исследования личности и положила начало терапии, ориентированной на клиента.
Ранние теории личности, как правило, сосредотачивались на уровне человеческой природы, обеспечивая универсальное объяснение людей как вида. Хотя такие грандиозные теории исторически интересны, они не могут объяснить, что делает нас уникальными (Larsen et al., 2017).
Теории черт личности
С 1940-х годов несколько исследователей, включая Гордона Олпорта, Генри Мюррея и Рэймонда Кеттелла, начали изучать стабильность и иерархию черт личности. Вместо того, чтобы основываться на отдельных ключевых характеристиках, они обнаружили, что личность представляет собой «единую и организованную совокупность» (McAdams, 1997).
И все же к 1971 году Рэй Карлсон заявила, что эта область сбилась с пути, заменив человек в исследованиях личности (МакАдамс, 19 лет).97).
К 1980-м годам многие исследователи признали, что личность является функцией как черт, так и ситуации — взаимодействия между человеком и окружающей средой. В течение этого времени психологи личности тратили много времени, пытаясь «выработать единую систематическую таксономию черт личности» (McAdams, 1997).
Ганс Айзенк, пожалуй, самый знаменитый специалист по психологии черт, разработал таксономию личности, прочно укоренившуюся в биологии (Eysenck & Eysenck, 19).75). Мало того, что это было очень наследственным, но это также помогло объяснить, как люди различаются.
Айзенк разделил личность на три основные черты: психотизм (P), экстраверсию-интроверсию (E) и невротизм-эмоциональную стабильность (N), запоминающиеся как аббревиатура PEN. Например, обычно мы можем думать об экстравертах как о людях, которые любят вечеринки и имеют много друзей; невротики как тревожные, раздражительные беспокойства; а психотик — как эгоцентричный или агрессивный.
Однако, несмотря на сильные стороны теории, с тех пор модель считается ограниченной по количеству характеристик. И хотя Рэймонд Кеттелл создал расширенную таксономию из 16 личностных факторов, он не смог воспроизвести то, как он их нашел (Larsen et al., 2017).
3 Научно подтвержденные теории личности
Современные исследования личности уделяют большое внимание индивидуальным и групповым различиям (например, между мужчинами и женщинами, между культурами и т. д.). Обычно он отвечает на следующие вопросы (Larsen et al., 2017):
- Сколько существует черт личности?
- Как они организованы?
- Каково их происхождение?
- Каковы их последствия?
Отвечая на вопросы, психологи могут объяснить, чем мы отличаемся, как ведем себя и как поступаем (Laajaj et al., 2019).
Некоторые из моделей личности, которым в настоящее время уделяется наибольшее внимание, включают:
Пятифакторная модель
Пятифакторная модель личности, также известная как «Большая пятерка», представляет собой предлагаемую таксономию личности, состоящую из следующих черт ( McCrae & John, 1992):
- Открытость
- Добросовестность
- Экстраверсия
- Приятность
- Нейротизм
Создание модели и согласование ее признаков стало результатом статистического и лингвистического анализа естественного языка.
Важно отметить, что пятифакторная модель оказалась очень надежной при описании основных параметров личности и того, чем мы отличаемся. Действительно, модель успешно зарекомендовала себя за последние пять десятилетий на нескольких языках (Larsen et al., 2017).
Однако, несмотря на его воспроизводимость, возникли проблемы с маркировкой некоторых из существующих черт и предположением о шестом факторе, известном как Честность-Скромность (Hilbig & Zettler, 2015).
Модель личности HEXACO
Канадские психологи Майкл Эштон и Кибеом Ли представили свою шестифакторную модель, известную как HEXACO, в 1994 году (Larsen et al., 2017). Состоит из:
- Честность-Смирение – искренность, справедливость, скромность и т.д.
- Эмоциональность – пугливость, тревога, зависимость и т. д.
- eXtraversion – социальная самооценка, социальная смелость, живость и т. д.
- Приятие — прощение, гибкость, мягкость и т. д.
- Добросовестность – организованность, трудолюбие, перфекционизм и т. д.
- Открытость опыту – творчество, любознательность и т. д.
Несмотря на сходство с Большой пятеркой, есть несколько существенных отличий. Например, в модели «большой пятерки» раздражительность и вспыльчивость подпадают под невротизм; в HEXACO они обнаруживаются в приятности.
Хотя модель «Большой пятерки» остается доминирующей моделью, более 150 опубликованных исследований используют HEXACO, и объем исследований продолжает расти (Larsen et al., 2017).
Эволюционная теория
В 1848 году Чарльз Дарвин написал книгу «О происхождении видов». Его воздействие было феноменальным (Дарвин, 1859 г.). Мало того, что его влияние на объяснение разнообразия видов было глубоким, но в последнее время оно оказало значительное влияние на психологию в форме эволюционной психологии.
Исследование личности близнецов показало, что от 30% до 50% различий между людьми являются генетическими. Однако это также означает, что от 50% до 70% нашей личности зависит от окружающей среды. К таким факторам относятся (Workman & Reader, 2015):
- Лечение в детском возрасте
- Образ жизни матери во время беременности
- Родовая травма, например кислородное голодание
- Детские болезни
- Хороший и плохой опыт в жизни
Для успешного объяснения личности эволюционной теорией необходимо ответить на следующие два вопроса:
- Почему определенные черты личности передаются из поколения в поколение (30–50%)?
- Почему оставшиеся 50–70% личности брошены на волю случая?
Эволюционная теория может в конечном итоге предложить психологии теорию великого объединения, но пока этого не произошло (Buss, 2016).
Продолжаются исследования в этой захватывающей и плодотворной области, которые, несомненно, приведут к дальнейшему пониманию влияния природы и воспитания на то, кто мы есть и как себя ведем.
В то время как вышеупомянутые три теории (и другие) продолжают развиваться и подвергаться сомнению, а также появляются новые, важно помнить, что о теории личности следует судить по ее способности:
- Объяснить эмпирические данные (наблюдения за личностью и поведением)
- Предложите путеводитель по новым и важным открытиям
- Быть достаточно точным, чтобы его можно было проверить
- Содержат мало предположений и предпосылок; должна быть возможность объяснить результаты на основе теории, а не полагаться на сложный набор предостережений
- Будьте последовательны с устоявшимся мышлением внутри и вне психологии
4 Увлекательные факты и результаты исследований
При изобилии различных теорий личности интересно исследовать результаты исследований, которые либо подтверждают, либо опровергают такие теории. Делимся несколькими интересными результатами исследований.
Искатели ощущений
Генетические исследования выявили связь между экспрессией отдельных генов и личностью.
Исследования показали, что люди, унаследовавшие вариацию гена D4DR, не так сильно ощущают влияние дофамина, участвующего в мотивации и возбуждении, как другие.
Исследования показывают, что такие различия могут приводить к потенциально опасному поведению, связанному с поиском острых ощущений, поскольку люди пытаются ощутить весь эффект дофаминовых путей (Eichhammer et al., 2005).
Застенчивость, беспокойство и расстройства пищевого поведения
Исследования связывают вариации другого гена, 5-HTT, с застенчивостью.
Несколько исследований показывают, что различия в экспрессии генов влияют на способность справляться с тревогой и распространенность расстройств пищевого поведения (Monteleone, Tortorella, Castaldo, & Maj, 2005; Workman & Reader, 2015).
Исследование личности СТРАННОЕ
Исследование личности американцев и других СТРАННЫХ групп населения (западных, образованных, промышленно развитых, богатых и демократических) может быть не таким репрезентативным, как считалось ранее (Henrich, 2020).
Согласно Джозефу Хенриху, эволюционный подход предполагает, что наши предрасположенности калибруются на основе социальной и экономической среды, с которой мы сталкиваемся на протяжении всей нашей жизни.
Наша личность находится под влиянием где мы воспитываемся.
Поэтому нам следует быть осторожными в том, как мы приписываем результаты исследований личности в ограниченных группах населения тем, кто в культурном отношении сильно отличается от нас.
Личность влияет на спорт
Личность играет решающую роль в спортивном успехе и даже может влиять на занятия спортом.
Спортсмены, как правило, более экстравертны и менее невротичны, чем неспортсмены, а отдельные спортсмены более добросовестны, чем командные игроки. Однако командные игроки, как правило, более покладисты, чем спортсмены-одиночки (Allen et al., 2011; Nia & Besharat, 2010).
Такие результаты важны, поскольку они могут повлиять на преодоление трудностей и выбор последующих коучинговых вмешательств.
Оценка личности: 2 действительных теста и вопроса
Следующие тесты личности широко используются, и два из них неоднократно проходили научную проверку. Они также предлагают полезную информацию о личности клиентов для целей коучинга и терапии.
Опросник личности Большой пятерки
Популярный опросник личности Большой пятерки, основанный на пятифакторной модели, получил широкое признание.
Тест состоит из 44 вопросов, на которые можно ответить по шкале от 1 до 5 (1 — полностью не согласен, 5 — полностью согласен) (Kaiseler, Polman, & Nicholls, 2012; Sutton, 2019).
Вопросы включают:
Я человек разговорчивый.
Я человек, который придирается к другим.
Я зарезервирован.
HEXACO Personality Inventory
Популярность HEXACO-PI-R растет, и это научно подтвержденная оценка.
Каждый домен оценивается по четырем различным аспектам. Например, экстраверсия измеряется на основе социальной самооценки, социальной смелости, общительности и живости (Larsen et al., 2017).
Каждый человек обычно оценивается по его ответу на 100 утверждений (хотя также доступен тест из 60 пунктов), например:
Я бы не стал притворяться, что мне нравится, когда этот человек оказывает мне услуги.
Мне хочется плакать, когда я вижу плачущих людей.
В большинстве дней я чувствую себя бодрым и оптимистичным.
Индикатор типа Майерс-Бриггс
Этот тест стоит кратко упомянуть, так как он популярен в бизнесе, но неоднократно подвергался сомнению академическими исследованиями.
Несмотря на академические опасения, индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI) часто используется для определения соответствия персонала занимаемой должности (Myers, McCaulley, Quenk, & Hammer, 1998).
Каждый человек оценивается по восьми основным предпочтениям:
- Экстраверсия
- Интроверсия
- Зондирование
- Интуиция
- Мышление
- Чувство
- Судейство
- Восприятие
Несмотря на широкую привлекательность и полезность, MBTI подвергся резкой критике со стороны исследователей за несоответствие строгим теоретическим критериям. Ему не только не хватает тестируемости, но и есть внутренние противоречия (Stein & Swan, 2019).
По словам Рэнди Ларсена, в тесте может быть около ограничивает ценность в том, чтобы заставить людей задуматься о своей личности, но не должен исключительно решать, подходит ли человек для работы (Larsen et al., 2017).
3 Книги по теме
Следующие три книги подходят к захватывающей области личности с очень разных (хотя и пересекающихся) точек зрения, чтобы предложить более полное представление о предмете.
1.
Психология личности: области знаний о человеческой природе – Р. Ларсен, Д. Басс, А. Висмейер и Дж. СонгЭта первая книга представляет собой невероятно хорошо составленное и всеобъемлющее руководство по личности, охватывающее все ключевые области знаний в этой области.
Ларсен и его коллеги рассматривают научную основу классических и современных теорий и последние разработки в области интеллекта, генетики и расстройств личности.
Найдите книгу на Amazon.
2.
Самые СТРАННЫЕ люди в мире: как Запад стал психологически своеобразным и особенно благополучным — Джозеф ХенрихУвлекательная книга Джозефа Генриха представляет собой интересный вызов психологии и ее сообществу исследователей и академиков.
Как мы можем сопоставить наше понимание того, кто мы есть, с другими культурами, если наши исследования часто ограничиваются СТРАННЫМИ (западными, образованными, промышленно развитыми, богатыми и демократическими) культурами?
Хенрих также предлагает уникальную точку зрения, которая помогает нам понять, как СТРАННОЕ население стало таким психологически своеобразным.
Найдите книгу на Amazon.
3.
Эволюционная психология: введение – Лэнс Уоркман и Уилл РидерЭтот всеобъемлющий том является идеальным введением и дополнением к эволюционной психологии для студентов, практиков и заинтересованной общественности.
Книга полна последних исследований, и Лэнс Уоркман и Уилл Ридер рассказывают о проблемах, проблемах и достижениях, с которыми эволюционная психология столкнулась в последние годы.
Найдите книгу на Amazon.
Связанные ресурсы PositivePsychology.com
Попробуйте некоторые из приведенных ниже инструментов и рабочих таблиц со своими клиентами, чтобы помочь им понять, как они эмоционально реагируют на ситуации, и лучше узнать себя.
- Знакомство с собой — отличное место для начала. Клиенты могут использовать коробки, чтобы напоминать себе о том, кто они.
- Признаки эмоционального дискомфорта могут помочь им обнаружить сигналы, которые предполагают, что они становятся более взволнованными и плохо реагируют на жизненные события.
- «Изучение наших чувств» поможет вашим клиентам задуматься о частоте и содержании их эмоций.
- Emotional Awareness может повысить уровень эмоционального интеллекта, побуждая клиентов отслеживать свое эмоциональное состояние в течение дня.
- Картирование эмоций направляет внимание ваших клиентов на телесные переживания эмоций, чтобы достичь большего принятия чувств.
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта подборка подписей содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Сообщение на память
В конечном счете, у всех нас есть набор общих потребностей, желаний и желаний с нашими собратьями, включая желание узнать, кто мы есть. Тем не менее, все мы уникальны. Мы различаемся по своим сильным и слабым сторонам, и у нас есть индивидуальные различия в характерах.
Как отдельные лица (и клиенты), каждого из нас можно поощрять к тому, чтобы отмечать то, что мы разделяем с другими, чтобы обрести сочувствие и понимание, признавая и ценя нашу уникальность.
В конце концов, это то, что значит быть человеком и определяет, кто мы есть как личности.
Чувство нашей личности — знание того, кто мы есть — может помочь нам понять это.
Генетика, изучение эволюционной психологии и непрерывный анализ черт будут и впредь предлагать более важные сведения о нашей личности. И вместо того, чтобы ограничивать наш выбор, улучшенное понимание откроет нам дверь, чтобы показать нам, что мы должны принять и ценить в себе, и где нам может понадобиться поддержка со стороны профессионалов.
Для терапевта такое знание нашего клиента и его самоосознания может дать силы, привести к более значительным, более подходящим и долгосрочным изменениям, которые являются индивидуальными и специфическими, но учитывают других.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
- Аллен, М.С., Гринлис, И., и Джонс, М.В. (2011) Исследование пятифакторной модели личности и совладающего поведения в спорте. Журнал спортивных наук , 29 , 841–850.
- Басс, Д. М. (2016). Эволюционная психология: новая наука о разуме . Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Групп.
- Карлсон, Р. (1971). Где находится человек в исследовании личности? Психологический бюллетень , 75 (3), 203–219.
- Дарвин, К. (1859 г.). О происхождении вида . Мюррей.
- Эйххаммер, П., Санд, П.Г., Штёртебекер, П., Ланггут, Б., Зове, М., и Хайяк, Г. (2005). Вариация промотора DRD4 модулирует экстраверсию у европеоидов. Молекулярная психиатрия , 10 (6), 520–522.
- Айзенк, Х. Дж. и Айзенк, М. В. (1975). Личность и индивидуальные различия: естественнонаучный подход . Плениум Пресс.
- Фрейд, С. (1922). За пределами принципа удовольствия . Международная психоаналитическая пресса.
- Генрих, Дж. П. (2020). Самые СТРАННЫЕ люди в мире: как Запад стал психологически своеобразным и особенно процветающим . Книги пингвинов.
- Хилбиг, Б. Э., и Зеттлер, И. (2015). Когда кота нет, некоторые мыши будут играть: основная черта, объясняющая нечестное поведение. Журнал исследований личности , 57 , 72–88.
- Хольцман, П. (2020). Личность. Получено 1 декабря 2020 г. с https://www.britannica.com/topic/personality .
- Кайселер, М., Полман, Р. К. Дж., и Николлс, А. Р. (2012). Влияние параметров личности «Большой пятерки» на оценку совладания и эффективность совладания в спорте. Европейский журнал спортивной науки , 12 (1), 62–72.
- Клакхон, К., и Мюррей, Х.А. (ред.). (1948). Личность в природе, обществе и культуре . Кнопф.
- Лааядж, Р., Макур, К., Пинсон Эрнандес, Д. А., Ариас, О., Гослинг, С. Д., Поттер, Дж., … Вакис, Р. (2019). Проблемы, связанные с выявлением пяти больших личностных черт в нестранных группах населения. Научные достижения , 5 (7).
- Ларсен Р., Басс Д., Висмейер А. и Сонг Дж. (2017). Психология личности: Области знаний о природе человека . Образование Макгроу-Хилл.
- МакАдамс, Д. П. (1997). Концептуальная история психологии личности. В Р. Хоган, Дж. Джонсон и С. Бриггс (редакторы), Справочник по психологии личности (стр. 3–39). Академическая пресса.
- МакКрей, Р. Р., и Джон, О. П. (1992). Введение в пятифакторную модель и ее приложения. Журнал личности , 60 , 175–215.
- Монтелеоне, П., Торторелла, А., Кастальдо, Э., и Май, М. (2005). Ассоциация функционального полиморфизма гена переносчика серотонина с компульсивным перееданием. Американский журнал медицинской генетики, часть B: Neuropsychiatric Genetic s, 141B (1), 7–9.
- Майерс, И.Б., МакКолли, М.Х., Куэнк, Н.Л., и Хаммер, А.Л. (1998). Руководство: руководство по разработке и использованию индикатора типа Майерс-Бриггс . Консультации психологов Press.
- Наби, Х., Консоли, С. М., Хирон, М., Лафон, С., Частанг, Дж. Ф., Зинс, М., и Лагард, Э. (2005). Агрессивные / враждебные черты личности и несчастные случаи с травмами: восьмилетнее проспективное исследование большой когорты французских сотрудников — когорты ГАЗЕЛЬ. Психологическая медицина , 36 (3), 365–373.
- Ниа, М.Э., и Бешарат, Массачусетс (2010). Сравнение личностных характеристик спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта. Социальные и поведенческие науки , 5 , 808–812.
- Штейн, Р., и Свон, А.Б. (2019). Оценка достоверности теории индикатора типа Майерс-Бриггс: учебный инструмент и окно в интуитивную психологию. Компас социальной психологии и психологии личности , 13 (3).
- Саттон, Дж. (2019). Психологические и физиологические факторы, влияющие на успех ультрамарафонцев (Докторская диссертация, Ольстерский университет). Получено 1 декабря 2020 г. с https://pure.ulster.ac.uk/en/studentTheses/psychological-and-physiological-factors-that-affect-success-in-ul .
- Уоркман, Л., и Ридер, В. (2015). Эволюционная психология: введение . Издательство Кембриджского университета.
Теории личности: Фрейд, теория черт и др.
Личность человека является прямым отражением его убеждений, нравов и интересов. У всех нас есть уникальная личность, сформированная нашим опытом, но как именно это происходит? Почему у всех нас разные характеры? Давай выясним.
Психоаналитическая теория личности
Психоаналитическая теория личности была создана Зигмундом Фрейдом. Фрейд подчеркивал, что конфликты между id человека, эго и 0545 суперэго меняются со временем по мере старения человека, что более подробно будет рассмотрено ниже.
Это изменение отражено в Психосексуальных стадиях развития Фрейда. Психосексуальные стадии развития очерчивают развитие человека в виде пяти стадий: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной. Фрейд считал, что каждая стадия напрямую связана с физическим центром удовольствия, очерченным Ид.
Теория личности Фрейда
Зигмунд Фрейд был известным психологом, известным своими абстрактными теориями разума. Фрейд считал, что личность состоит из трех компонентов: ид, эго и суперэго. Согласно теории Фрейда, эти три элемента работают вместе, создавая сложное человеческое поведение.
Фг. 1 Теория личности Фрейда как диаграмма, commons.wiki.org.
Ид в теории личности Фрейда
Теория Фрейда определяет Ид как источник всех первичных побуждений. Ид относится к нашему биологическому/врожденному «я» и является единственным аспектом нашей личности, присутствующим при рождении. 1 Ид полностью бессознателен и включает в себя наши инстинкты. Теория Фрейда далее объясняет Ид как аспект нашей личности, управляемый принципом удовольствия .0546, целью которого является немедленное удовлетворение всех наших желаний и потребностей. 1 Согласно Фрейду, Ид имеет решающее значение в процессе развития, поскольку обеспечивает удовлетворение потребностей младенцев, что обеспечивает их выживание.
Согласно теории личности Фрейда, когда потребности наших Ид не удовлетворяются немедленно, мы часто впадаем в состояние беспокойства или напряжения. 1 Однако не всегда возможно сразу удовлетворить желания id из-за социальных ограничений. Теория Фрейда подчеркивает, что наше Оно пытается снять напряжение, создаваемое принципом удовольствия, посредством первичный процесс мышления . 1 В психологии первичное процессное мышление — это процесс создания мысленных образов вещей, которые мы желаем, как способ удовлетворения наших неудовлетворенных потребностей.
Эго в теории личности Фрейда
Эго развивается из Ид и функционирует, чтобы контролировать импульсы Ид. В психологии эго — это сознательный аспект нашей личности; однако он также присутствует в нашем бессознательном уме. Эго — это часть нашей личности, которая управляет реальностью и гарантирует, что импульсы Ид могут быть выражены социально приемлемым способом. 1 Эго также подавляет суперэго. Согласно теории Фрейда, эго действует, используя принцип реальности , который направлен на удовлетворение желаний и потребностей Ид, но реалистичным и социально приемлемым способом. 1 По сути, это идея известной поговорки: «Думай, прежде чем говорить».
В большинстве случаев импульсы Ид удовлетворяются посредством процесса, известного как отложенное удовлетворение. 1 В психологии личности отсроченное удовлетворение — это когда эго позволяет удовлетворить импульсы Ид, но только в подходящее время и место.
Теория Фрейда объясняла взаимодействие между Ид и Эго как взаимодействие лошади и всадника. Без всадника лошадь просто делала бы все, что ей заблагорассудится, и бесцельно бродила бы вокруг. Однако с всадником лошадь можно контролировать и направлять туда, куда нужно всаднику.
Суперэго в теории личности Фрейда
В психологии личности суперэго — это последняя часть личности, которая развивается. Фрейд предположил, что суперэго развивается примерно в возрасте 5 лет9.0565 1
Суперэго включает в себя все наши моральные качества и идеалы, которым мы научились у родителей и в обществе. Фрейд описывает суперэго как состоящее из двух частей: совести и эго-идеала . 1 В вашей личности совесть содержит информацию о вещах, которые считаются плохими на основании того, что человек узнал от своих родителей и общества. Такое плохое поведение считается запрещенным и приводит к плохим последствиям, наказанию и чувству вины. эго-идеал состоит из правил и стандартов идеального поведения. 1 Это могут быть, например, правила хорошего работника или хорошего родителя.
Суперэго стремится усовершенствовать наше поведение, подавляя плохие и неприемлемые побуждения Ид внутри нашей личности. Кроме того, суперэго заставляет эго действовать в соответствии с идеальными стандартами, изложенными идеальным эго, а не с логикой и реалистичными целями.
Теория черт личности
Теория черт личности основана на идее, что люди отличаются друг от друга своими чертами. Согласно теории черт, есть три критерия, характеризующие черты личности: согласованность , стабильность и индивидуальные различия . 3 Люди имеют постоянное поведение, связанное с их чертами, и люди отличаются друг от друга в зависимости от их черт. В психологии личности человеческие черты можно описать с помощью пятифакторной модели (FFM) , также известной как Большой пятерки черт личности , которые включают открытость , добросовестность , экстраверсию , доброжелательность и невротизм . 3 Давайте подробно обсудим каждую черту.
Пятифакторная модель (FFM) : ряд групповых признаков для определения черт личности человека
Fg. 2 Пятифакторная модель черт, commons.wikimedia.org
Теория черт личности и открытости
Открытость — это черта характера, которая включает воображение и проницательность. 3 Говорят, что люди с этой чертой характера стремятся познавать мир, узнавать других людей и получать новый опыт. В психологии личности говорят, что люди с этой чертой личности имеют широкий круг интересов из-за своего любопытства, и они считаются более предприимчивыми.
Сознательность в черте Теория личности
Люди с добросовестностью обладают высоким уровнем вдумчивости и импульсивного контроля, а также очень целеустремленны. Эта черта характера часто встречается у людей, которые работают в области науки или техники, так как эта работа очень ориентирована на детали. Добросовестные люди регулярно планируют заранее и анализируют свое поведение, чтобы увидеть, как оно влияет на окружающих. Люди с низкой добросовестностью в своей личности часто не любят расписания и откладывают выполнение важных задач.
Теория черт личности и экстраверсии
В психологии личности экстравертные люди заряжаются энергией от общества других и процветают в социальной среде. Экстраверты часто очень разговорчивы, обладают высоким уровнем напористости и очень эмоционально экспрессивны. Экстраверсию также можно определить в отличие от интроверсии. Человек-интроверт не любит социальные условия и ценит время, проведенное в одиночестве. Социальные условия считаются эмоционально истощающими для интровертов, требуя от них декомпрессии в одиночестве.
Приятие в теории личности
Люди с высоким уровнем приятности в характере очень надежны, преданны и добры. Покладистые люди более склонны помогать другим из-за высокого уровня эмпатии. В психологии личности эмпатия — это способность чувствовать и понимать эмоции других. Приятные люди, как правило, выбирают карьеру в тех областях, где помощь людям является основной задачей. Противоположностью приятности является неприятность. Неприятные люди манипулируют людьми, чтобы добиться своего, и они искренне грубы и злы. Для этих людей характерно отсутствие эмпатии.
Теория черт личности и невротизм
Нейротизм — это тип личности, характеризующийся грустью и эмоциональной нестабильностью, и его часто путают с антиобщественным поведением. 3 Нейротизм также рассматривается как физическая и эмоциональная реакция на стрессовые стимулы в жизни. Люди с высоким уровнем невротизма склонны испытывать перепады настроения, тревогу и раздражительность. Люди с этими чертами плохо справляются со стрессом и часто слишком много обдумывают многие ситуации.
Измерения личности Ганса Айзенка
Ганс Айзенк — еще один теоретик черт, выдвинувший гипотезу о том, что наша личность состоит из трех основных генетически обусловленных измерений.
Фг. 3 Ганс Айзенк, commons.wikimedia.org
Чтобы обосновать свою теорию, Айзенк использовал факторный анализ , статистический метод, который точно определяет общие факторы в группах элементов, чтобы объединить наши личностные черты в три измерения: экстраверсия , невротизм и психотизм . 2
Мы уже рассматривали экстраверсию и невротизм в психоаналитической теории черт; однако психотизм измеряет наш уровень жесткости и импульсивности. 2 Согласно Айзенку, психотизм определяется как отсутствие эмпатии и агрессивность, и предполагается, что он связан с более высоким уровнем тестостерона.
Согласно Айзенку, каждый аспект личности можно проследить до биологической причины. Айзенк считал, что личность зависит от баланса между процессами возбуждения и торможения вегетативной нервной системы. Некоторые исследования близнецов показали, что эти черты характера являются наследственными.
Исследование близнецов, проведенное Shields et. др. обнаружили, что однояйцевые близнецы (близнецы из одной яйцеклетки) значительно больше похожи по показателю экстраверсии, чем разнояйцевые близнецы (близнецы из двух разных яйцеклеток). 5 Согласно теории Айзенка, результаты исследования близнецов имеют смысл, поскольку однояйцевые близнецы имеют одинаковую ДНК, а разнояйцевые — нет.
Теория личности Карла Роджерса
Теория личности Карла Роджерса в значительной степени основана на гуманистической теории личности и подчеркивает, что принятие и сочувствие имеют решающее значение для достижения человеком самореализации (для реализации своего наивысшего потенциала). 4
Роджерс считал, что поведение человека мотивируется его желанием достичь самореализации. Роджерс также предположил, что наш жизненный опыт играет роль в формировании личности, которая влияет на наше поле явлений — термин, который он использовал для описания нашего поведения, мыслей и эмоций.
Согласно теории Роджерса, позитивная я-концепция ведет к позитивному полю явлений. 4 Позитивное феноменальное поле облегчает человеку самореализацию и становление себя идеальным.
Я-концепция : То, как мы воспринимаем наше поведение, характеристики и способности.
Гуманистическая теория личности
Гуманистическая теория личности утверждает, что люди по своей природе хороши и имеют врожденное стремление к самосовершенствованию. Гуманистическая теория основана на Я-концепции человека, состоящей из его реального и идеального Я. Согласно гуманистической теории, мы работаем над тем, чтобы стать идеальными самими собой посредством самореализации . 4 Чтобы достичь самореализации, мы должны сначала развить понимание себя. Теоретически самость может быть описана работой Карла Роджерса. Роджерс описал «я» как состоящее из трех частей: 90 545, представление о себе, идеальное я и самооценка 90 546. 4
Гуманистическая теория личности и самореализации
Самоактуализация: Когда человек становится своим идеальным «я» и достигает всех своих целей.
Самообраз в гуманистической теории личности
Наш образ себя — это то, что мы представляем себе в собственном воображении. 4 Мы можем считать себя умными, красивыми или утонченными. У нас также может быть негативное представление о себе, что может привести к депрессии и другим расстройствам настроения.
Гуманистическая теория личности и самооценки
Самооценка человека отличается от нашего представления о себе. Наша самооценка — это то, как мы относимся к себе и своим достижениям в жизни. 4 Мы можем испытывать чувство гордости или стыда за себя и свои достижения. Наша самооценка является прямым отражением того, как мы относимся к себе.
Идеальное Я в гуманистической теории личности
Наконец, идеальное Я — это Я, которое человек хочет создать. 4 Идеальное Я может быть сформировано на основе прошлого опыта, социальных ожиданий и образцов для подражания, которые могут быть у человека. Идеальное «я» представляет собой лучшую версию настоящего «я», когда человек достиг всех своих целей. Если чей-то образ самого себя не соответствует образу его идеального «я», он может впасть в депрессию и неудовлетворенность собой. Это может повлиять на их самооценку, когда человек чувствует себя неудачником в жизни.
Теории личности – основные выводы
Фрейд предположил, что личность состоит из трех компонентов: Ид, Эго и Суперэго.
Теория черт основана на идее, что люди отличаются друг от друга своими чертами. Согласно теории черт, есть три критерия, характеризующие черты личности: постоянство, стабильность и индивидуальные различия .
Айзенк использовал факторный анализ , статическая техника, которая выявляет общие факторы в группах элементов, чтобы объединить наши личностные черты в три измерения: экстраверсия, невротизм и психотизм .
Гуманистическая теория личности утверждает, что люди от природы хороши с врожденным стремлением к самосовершенствованию. Гуманистическая теория основана на Я-концепции человека, состоящей из его реального и идеального Я.
Каталожные номера
- Сол Маклеод. «Ид, Эго и Суперэго». Просто психология.