Структура сознания психология: 📖 Глава 4 Структура сознания. Основы психологии. Столяренко Л. Д. Страница 4. Читать онлайн

Радиальная структура сознания //Психологическая газета

Радиальная структура сознания (РСС) — концепция строения и деятельности онтического единства рационального и внерационального, персонального и трансперсонального. В соответствии с этой концепцией бессознательное — неотъемлемая, более того, фундаментальная, доминирующая, структурирующая и смыслопорождающая компонента сознания. Важнейшие функции сознания — от простых (рецепция, мышление, рефлексия), до высших (самопознание, самоконтроль, самоактуализация) — опираются на априорные паттерны, содержания, механизмы и процессы бессознательного.

Сознание индивида  — манифестация / автономная часть тотальной психической реальности — может быть — и зачастую бывает — терминологически отделено от бессознательного. Тем не менее, опирающееся на поле сознания (но не тождественное ему) Эго составляет неразрывное целое с бессознательным и — через трансперсональное поле — с интегральной совокупностью всех форм и уровней психического.

«Исходный материал» концепции — описание психики, разработанное аналитической психологией К. Г. Юнга, классификация трансперсональных переживаний С.Грофа, “Спектр  сознания” К. Уилбера, дискретно-континуальная модель  В. В. Налимова и радиально-тангенциальные представления Тейяра де Шардена, восходящие к Платону и Плотину.

РСС существенно отличается от своих предшественниц: Гроф классифицирует содержание переживаний, К. Уилбер рассматривает уровни самоидентификации личности. Ни тот, ни другой не ставят проблему дифференциации способов мышления, решая которую, В. В. Налимов определяет два из трех фундаментальных состояний сознания как дискретное и континуальное. В его статье, посвященной разработке «вероятностной (дискретно — континуальной) модели» сознания, как и в других работах, упоминается «семантический вакуум». Тем не менее, В. Налимов не выделяет его как особую психическую реальность. Кроме того, “термины” дискретное и континуальное — скорее научные метафоры чем символы (как, впрочем и иные описания) — позволяют лишь понять (почувствовать) о чем идет речь, и не могут быть адекватными дефинициями обозначаемого.

Р. Джан и Б. Данн называют “волновым”, в противовес “корпускулярному”, У.Джемс “потоками” и “полями” то, что В.Налимов имеет в виду под “континуальным”. “Континуальное” можно толковать как “континуальную реальность” или “континуальное восприятие”. Только первое толкование может быть приемлемым. Второе — нежелательно, ибо континуальное восприятие семантического поля с находящимся на нем множеством точек или участков семиотически фиксированного смысла не даст, к примеру, иного значения кроме “сумерки” для “пресветлой тьмы” Дионисия Ареопагита.

К радиально-тангенциальным описаниям (не имеющим, казалось бы, прямого отношения к сознанию и, тем более, его топографии) Тейяр де Шарден прибегает дважды. Во-первых, когда необходимо выделить радиальную, стратегическую движущую силу эволюции, которая, вопреки тангенциально — естественному стремлению к равновесию и простоте приводит к  усложнению физических и биологических систем, причем система высшего порядка принципиально, до неузнаваемости отличается от конструирующих ее  систем порядка низшего.

Во-вторых, когда речь идет о “единственной интелектуально приемлемой и мистически удовлетворительной форме пантеизма”, в которой  все элементы восходят к Центру Центров Омеге и завершаются в нем. В первом случае радиальное является синонимом Божественного участия в процессах физического плана бытия. Во втором радиальна связь Божественного и тварного. Ту же совокупность влияния и соотнесенности имеет в виду Плотин, когда пишет о системе радиусов, берущих начало в Первоедином.

В аналитической психологии Самость — тотальный, беспредельный и, несмотря на свою данность, рационально непознаваемый психический мир. Эго – часть самости, ограниченная соматическим фактором, опирающаяся на поле сознательных представлений. Бессознательное разделено на два слоя – личное и коллективное. Личное бессознательное содержит вытесненные воспоминания и тягостные переживания, латентные перцепции, фрагменты, формирующиеся, но еще не созревшие для сознания. Коллективное бессознательное — хранилище архетипов — априорных форм психики — глубинный источник как сознательных представлений, так и смыслопорождающей способности сознания. Архетип – глубинная структура бытия, трансцендентная по отношению ко всякой эмпирической реальности, проявляется в сознании в качестве паттерна символических форм, а в психической деятельности – как автономный комплекс, фактор, формирующий и направляющий потоки психоэмоциональной энергии, порождающий проекции и скрывающийся за ними. В процессе индивидуации (поиска душевной гармонии, единства сознания и бессознательного, главный фактор, обуславливающий позитивность изменений (трансформации) психики индивидуума, здоровье и полноценность личности, потенциал ее общественной значимости и возможность самореализации) содержание архетипа ассимилируется сознанием и реинтегрируется в психику индивида; архетип становится «психопомпом», способствующим освоению глубин бессознательного. РСС отображает те же регионы, что и аналитическая психология Юнга. Однако в юнгианской концепции точка сборки, фокусировки, «начало координат» — центр Эго (Я — сознание). Зона предельной интеграции самости, единая психофизическая реальность, Unus Mundus – по Юнгу – бесконечная периферия Я-сознания.

РСС может быть получена из аналититико-психологической карты внутреннего пространства преобразованием координат, меняющим местами центр и периферию.

В концепции радиальной структуры сознание — сфера с тремя областями: центром, промежуточной, периферийной. Эти области (регионы психики) соответствуют трем фундаментальным составляющим (нулевому, континуальному, дискретному) и трем содержаниям (абсолютному, символическому, дискурсивному) мышления. Конус индивидуального сознания берет начало в центре и, обособляясь по мере приближения к периферии, пронизывает все области сферы. Его поверхностная проекция (искаженное и едва различимое отображение Самости в дискурсивном слое) подобна сфере в целом и отличается от нее размерностью. «Измененные» состояния сознания — внутренние путешествия — фокусировки психики индивидуума в той или иной точке (области) конуса (сферы). Путешествия совершаются как по радиальным (устремленным к центру) так и по тангенциальным траекториям (вдоль сферических поверхностей).

При тангенциальном перемещении путешественник в той или иной мере трансцендирует пределы материального мира, времени, места и личности без перемены паттернов восприятия и структуры состояния. В радиальных погружениях — мистических состояниях и глубокой медитации, «можно познать мир, не выходя со двора» (Лао Цзы).

Центр ( = Абсолют = Первоединый = Омега = Mind = Сверхпустота / шунья = Брахман) Unus Mundus алхимии и аналитической психологии, εσμ онтопсихологии — высшая зона сознания, бесконечно малая центральная точка сферы и бесконечное, бесконечномерное, везде и нигде пребывающее, неизмеримое и неисчислимое бытие. Неопределимая по сути своей реальность Центра не может быть отнесена ни к физическому ни к психическому миру, однако является конструктивной основой (Уилер) и источником энергии образования и преобразования (Тейяр де Шарден) обоих миров. Не предусмотренное психологическим подходом утверждение абсолютного онтологического статуса Центра необходимо в междисциплинарной концепции радиальной структуры сознания.

Психофизический (вне-психический и вне-физический) Центр трансцендентен по отношению к пределам личного, пространственно-временным соответствиям, каузальным связям. Нулевое состояние и абсолютное мышление центральной зоны едино, монолитно, сверхсущностно, неизменно, беспрецедентно, не имеет аналогий и не допускает компоновки с иными состояниями и реалиями психики, включая в себя, однако, любую реальность — как физическую, так и психическую.

В промежуточной зоне

, соответствующей коллективному бессознательному Юнга и трансперсональному участку спектра Уилбера, по мере приближения к центру, доминирует континуальное состояние сознания. Символическое мышление, погружаясь в “потоки сознания”, взаимодействует с мана, пневмой, праной, ци, участвует в синхронных и психотропных явлениях.

Периферийному слою соответствует отличное от континуального, но не противопоставляемое ему дискретное состояние. Дискурсивное мышление, предстающее в некоторых рассмотрениях самодостаточным, автономным и приоритетным, «происходит» (Джемс) под воздействием глубинных областей.

Использование радиальной концепции символического отображения структуры психики открывает исследователю и практику уникальные возможности:

— представить психическую деятельность как единый, эволюционирующий процесс взаимодействий регионов и субъектов психики и выявить закономерности этих взаимодействий;

— методологически обосновать модель фундаментальных взаимоотношений физической и психической реальности;

— разработать методики исследования и коррекции психологического климата социальной группы и социума в целом, основанные на рассмотрении взаимопонимания и межличностных отношений как следствий уровня = глубины личностного развития;

— изучать и разрабатывать психотехнологии, направленные на восстановление психической целостности и самоактуализацию;

— получить критерии исследования измененных состояний сознания (ИСС) и, с другой стороны, использовать ИСС (перефокусировки сознания, внутренние путешествия в ту или иную область) как надежный инструмент исследований самой психики.

ЛИТЕРАТУРА

Гроф С. “Путешествие в поисках себя”, М. 1994.
Джан Р., Данн Б. “Границы реальности”, М, 1995.
Джемс У. “Научные основания психологии”, СПб 1902.
Налимов В.В. “Непрерывность против дискретности в языке и мышлении”, Тбилиси 1978
Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. “Вероятностная модель бессознательного” //Психологический журнал, 1984, т.5 N 6.
Платон «Тимей» С. с. в 4 тт, т3, М, 1994.
Плотин. Избранные трактаты. М, 1994.
Тейяр де Шарден П. “Феномен человека” М, 1987.
Тейяр де Шарден П. “Божественная среда” М, 1992.
Уилбер К. “Вечная психология: спектр сознания”// в сб. “Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности”, М. 1990.
Уилбер К. “Никаких границ”, М., 1998.
Юнг К.Г. “Психология бессознательного”, М. 1994
Юнг К.Г. “Структура психики и процесс индивидуации”, М. 1996
Работа выполнена при поддержке РГНФ

Опубликована: Проективный философский словарь. СПб, «Алетейя», 2003, стр. 341-345.

Студия творческой игры

Геннадий Михайлович Бревде — психолог-консультант, специалист по квантовой физике, кандидат философских наук, официальный преподаватель Профессиональной психотерапевтической лиги, трансперсональный психотерапевт единого реестра Европейской трансперсональной ассоциации, проректор Международного института интегративной психологии. 

Структура сознания (по А.Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания. — Шпаргалка

Леонтьев о сущности и структуре сознания

сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния;

первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание – образ становится также сознанием – деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности, более того, – управляющим ею;

другое капитальное изменение претерпевает сознание в ходе исторического развития. Оно заключается в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива (например, общины) и сознания образующих его индивидов. В то же время психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, в которые вовлечен индивид;

структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы;

чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т.д.;

особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности;

чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно – свою означенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.

значения преломляют мир в сознании человека, Хотя носителем значений является язык, но язык – не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операция) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность;

в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т.е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же «не психологичны» как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними;

следует различать осознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае говорят о личностном смысле. Другими словами личностный смысл – это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «психологического существования»;

сознание человека, как и сама его деятельность не является неким слагаемым входящих в него частей, т.е. оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связь отдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания.

Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом оценочном  и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Сознание — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.

Вундт: “Сознание – способность замечать свои психические состояния”

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Джеймс: “Сознание – хозяин психических функций”

Ясперс: “Сознание как сцена”

Выготский: сознание – единство переживания и знания

“Сознание – со-знание, совместное знание” (французская социальная школа).

 Функции сознания:

  • Отражение

Сознание организует познавательные процессы — восприятие, представление, мышление, а также организует память.

  • Регулирование
  • Рефлексия

Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

  • Креативная функция

Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

  • Духовная

Структура сознания

Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским.

А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

ü чувственную ткань образа;

ü     значение;

ü     смысл.

В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:

Свойства сознания       

Активность        

Сознание связано с деятельностью, с активным взаимодействием с окружающим миром.

Избирательный характер             

Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).

Обобщенность и отвлеченность 

Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.

Целостность      

Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения).

Константность 

Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.

Динамичность  

Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.

Искаженность   

Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).

Индивидуальный характер          

Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.

Способность к рефлексии             

Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Структура сознания (по А.Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Структура сознания (по А.Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Структура сознания (по А. Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

7 Состав сознания | Я: натурализм, сознание и позиция от первого лица

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лицаЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лицаЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Ganeri, Jonardon,

‘7 Состав сознания’

,

The Self: натурализм, сознание и позиция от первого лица

(

Оксфорд,

2012;

онлайн онлайн. edn,

Oxford Academic

, 24 мая 2012 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199652365.003.0009,

, по состоянию на 2 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лицаЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Самость: натурализм, сознание и позиция от первого лицаЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Есть два способа объяснить природу феноменологически представленной собственности, конституирующей «погруженное» я. По существу, это рассматривается как отношение владения телом: теория сердцевинного «я» как телесного ощущения присутствия по отношению к себе является телесным описанием погружения. Другие отчеты развивают анализ на основе более подробного изучения структуры самосознания и дают субъективное, а не телесное описание погружения. В этой главе исследуются несколько субъективных оценок такого рода. Ключевой тезис буддийской философии сознания состоит в том, что существуют прото-интенциональные психологические процессы, благодаря совместному действию которых конституируется интенциональный опыт. Психологически примитивные процессы по отдельности принадлежат уровню ниже уровня интенциональности. Протокогнитивные и протоаффективные процессы объединяются, образуя состояния сознательного интенционального опыта, опыта, который представляет мир как мир, в котором внимание падает на объекты, регистрируемые перцепцией как подпадающие под схематические стереотипы, организованные в годологическом оценочном пространстве аффорданса и препятствия, формируя диахронический поток, готовясь к будущему опыту. Величайшее изящество и привлекательность теории заключается в том, что она одновременно признает несводимость феноменального характера опыта, признает совместный вклад ощущения и концептуализации в конституцию опыта, признает, что опыт как бы Насыщенная аффектом, эта оценка встроена в ткань опыта, она утверждает, что каждый опыт имеет в качестве основного ингредиента способность или тенденцию различным образом комбинироваться с другими, и делает внимание присущим опыту.

Ключевые слова: владение, погружение в себя, регистрация, оценка, создание стереотипов, подготовка, посещение

Предмет

ЭпистемологияИстория западной философииМетафизикаФилософия разума

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Символическая функция в структуре сознания

Салмина Нина Георгиевна. (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ))
Звонова Елена Викторовна. (Московский Государственный Педагогический Университет)
Цукарзи Анна Евгеньевна (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ))

Актуальность. Результаты взаимодействия человека и окружающей среды фиксируются и функционируют в сознании с помощью знаков и символов. Необходимость изучения закономерностей освоения предметного содержания, представленного в символической форме, а также социализации в целом делает актуальным обращение к фундаментальному вопросу о соотношении символической функции со структурой и работой сознания.

Цель. В статье представлена ​​процессуальная модель сознания, позволяющая рассматривать символическую функцию как движущую силу связи человека с окружающим миром. Суть этой связи познавательна.

Методы. Анализ, синтез и моделирование. Исследование проводилось в концепции семиотического подхода.

результатов. Социальное происхождение сознания позволяет моделировать его структуру. Можно выделить следующие компоненты сознания: чувственная ткань образа; биодинамическая ткань движения и действия; значение; смысл.

Символическую функцию следует изучать в рамках концепции процессуального модельного сознания. Логика процессуальной модели предполагает изучение знаков и символов, идущих от отдельного номинального состояния через системную организацию к рефлексии.

Выводы. Сознание можно изучать через процессуальную модель, где основной характеристикой его элементов является взаимодействие и опосредование знаками и символами. Примат знака или символа определяется степенью ориентированности субъекта в ситуации. Переход знака в символ происходит в результате включения отдельного знака во все большее число знаково-символических систем. Это возможно в процессе личностного временного и пространственного включения в общий вектор «хронотопа».

Ссылки

Ассаджиоли, Р. (2002). Психосинтез. Принципы и техники [Психосинтез. Принципы и методики. Москва: ЭКСМО-Пресс.

Басин, Э.Я. (2012). Семантическая философия искусства [Семантическая философия искусства]. Москва: Гуманитарий.

Бауэр, В., Дюмотц, И., Головин, С. (2000). Энциклопедия символов [Энциклопедия символов]. Москва: КРОН-ПРЕСС.

Бахтин, М.М. (1975). Формы времени и хронотоп в романе. Очерки по исторической поэтике Формы времени и хронотопа в романе. Очерки исторической поэтики. У Бахтина М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет . Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет] (с. 234—407). Москва: Художественная литература.

Бернштейн, Н.А. (1947). О построении движений [О строительных движениях]. Москва: Медгиз.

Библер, В.С. (1990). От науки — клогике культуры: Два философских введения в двадцать первый век . Москва: Политиздат.

Добрынин, Н.Ф. (2001). Об активности сознания. В Л.В. Куликов (Сост. и ред.), Психология сознания [Психология сознания] (стр. 63—72). Петербург: Питер.

Фрейд З. (1998). Основные принципы психоанализа . Москва: Рефл-бук; Киев: Ваклер.

Гроф, С. (2004). Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания [Космическая игра. Изучение границ человеческого сознания. Москва: АСТ.

Джеймс В. (1991). Психология [Психология]. Москва: Педагогика.

Юнг К. (2010). Символическая жизнь [Символическая жизнь]. Москва: Когито-Центр.

Юнг К.Г., Франц М.-Л. фон, Якоби И. (2006). Человек и его символы [Человек и его символы]. Москва: Серебряные нити.

Кассирер, Э. (2006). Познание действительность. Понятие субстанции и понятие функции [Познание и реальность. Понятие вещества и понятие функции. Москва: Гнозис.

Кассирер, Э. (2011). Философия символических форм [Философия символических форм]: В 3 т. Том. 3: Феноменология познания [Феноменология познания]. Москва: Академический проект.

Лакан, Дж. (1995). Функция и поле речи и языка в психоанализе . Москва: Гнозис.

Лангер, С.К. (1969). Философия в новом ключе: исследование символики разума, обряда и искусства . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Леонтьев,А.Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность [Деятельность. Сознание. Личность]. Москва: Политиздат.

Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. (2003, сост. и ред.) Большой психологический словарь [Большой психологический словарь]. СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.

Моррис, Ч. (1974). Fondements de la theorie des signes. Languages, IX, 35, 15—21. DOI: doi.org/10.3406/lgge.1974.2263

Петренко В.Ф., Митина О.В., Карицкий И.Н. (2015). К проблеме исследования ментальности. Историческая психология и социология истории [Историческая психология и социология истории],8,2,5—17.

Пирс, CS (2011). Философские сочинения Пирса в мягкой обложке / Под ред. Дж. Бюхлер. Нью-Йорк: Dover Publications.

Пиаже Дж. (2003). Психология интеллекта [Психология интеллекта]. СПб.: Питер.

Рубинштейн,С.Л. (1957). Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира [Бытие и сознание. О месте психического в общей взаимосвязи явлений материального мира. Москва: Изд-во АН СССР.

Салмина, Н.Г. (1988). Знак и символ в обучении [Знак и символ в обучении]. Москва: Изд-во МГУ.

Салмина Н.Г., Звонова Е.В. (2018). Развитие символической функции в концепции диалога культур. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология [Вестник психологии Московского университета], 2, 24—39. DOI: doi.org/10.11621/vsp.2018.02.24.

Смирнов, С.Д. (2016). Прогностическая направленность образа мира как основа динамического контроля неопределенности. Психологический журнал  [Психологический журнал],37,5,5—13.

Веракса, А.Н. (2013). Символ как средство познания. Психология в России: современное состояние . 6, 1, 57—65. DOI: doi.org/10.11621/pir.2013.0105

Веракса, А.Н. (2014). Символическое деятельность в познавательной деятельности дошкольников и младших школьников : Дисс. … Знаковое опосредование в познавательной деятельности дошкольников и младших школьников: Диссертация доктора психологических наук. Москва.

Выготский, Л.С. (2001). Психика, сознание и бессознательное. В Л.В. Куликов (Сост. и ред.), Психология сознания [Психология сознания] (с. 31—47). СПб.: Питер.

Вартофски, М. (1979). Восприятие, представления и формы действия: к исторической эпистемологии (написано в 1973 г.). В М. Вартофски, Модели: представление и научное понимание (стр. 188–210). Дордрехт: Д. Рейдель. DOI: doi.org/10.1007/978-94-009-9357-0_11

Запорожец, А.В. (1986). Избранные психологические труды: В 2 т. [Избранные психологические труды: В 2 т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *