Понятие о типологии в психологии: Психологические типологии | это… Что такое Психологические типологии?

Типологии личности: понятие виды, методы определения

Типы личности

С древнейших времен предпринимались попытки определить основные типы личности. Первая классификация типов личности по темпераменту была разработана Гиппократом. Существуют физические, психологические и психофизиологические типологии личности. Из психологической типологии наиболее интересными представляются психоаналитические типологии, которые учитывают глубинные свойства психики личности и их ориентацию на объекты окружающего мира. Мы более подробно рассмотрим психологические типологии и модели, которые применяются давно и доказали свою эффективность в организационно-управленческой деятельности.

Типологии, основанные на теории черт

Черта личности

–  это склонность человека вести себя определенным образом

Пятифакторная модель личности «Большая пятерка» является одной из наиболее простых в использовании. В целях получения оценки работника по параметрам большой пятерки можно применять сквозной биполярный перечень Голдберга. В данной модели человека оценивают по следующим параметрам:

  • Открытость новому опыту. Характеристика отражает активный поиск нового опыта, благоприятное и позитивное отношение к непонятному, необычному, новому. Высокий балл по данному параметру получают активные, любопытные, оригинальные сотрудники, обладающие богатым воображением, отсутствием стереотипного мышления. Низкие баллы – сотрудники с ограниченным интересом, шаблонным мышлением, приземленные, недоверием к новому. Нельзя говорить, что высокие баллы – всегда хорошо, а низкие – плохо. Все зависит от того, кого мы ищем, на какую должность и род деятельности в организации нанимается данный человек. Если мы ищем сотрудника для отдела рекламы, который будет заниматься продвижением и развитием, то нам не подойдет сотрудник, который мыслит стандартно и не отличается воображением. Но, если нам нужен хороший исполнитель рутинных обязанностей, то креативный и неусидчивый сотрудник нам не подойдет.
  • Сознательность. Характеристика отражает уровень мотивированности, организованности, требовательности к себе и другим. Высокий балл характеризует человека целеустремленного, организованного, надежного, аккуратного, пунктуального и дисциплинированного. Низкий балл – ленивого, небрежного, слабовольного, беспечного. В данном случае, наниматель, естественно, будет заинтересован в человеке, который проявляет максимум сознательности и ответственности. Но, иногда хоть и неорганизованный, но творческий и талантливый сотрудник может быть весьма полезен.
  • Экстраверсия. Характеристика отражает интенсивность и широту межличностных взаимодействий, уровень активности, потребность во внешней стимуляции. Экстраверты постоянно требуют внимания от окружающих, эти люди общительны, открыты к новому, готовы к быстрым реакциям (легкие на подъем), раскованные, вспыльчивые, оптимистичные, поверхностные в восприятии явлений и людей. Интроверты живут замкнуто, в своем внутреннем мире, они серьезные, малообщительны, склонны к ограничению внешних контактов. Ошибкой руководителя может стать назначение интроверта на должность, которая требует активных контактов с партнерами, клиентами и т.д. А экстраверт будет некомфортно чувствовать себя в закрытом кабинете, в одиночестве, с большим количеством бумаг и документов.
  • Доброжелательность. Данная характеристика отражает отношение человека к другим. Высокий балл получаю доброжелательные, доверчивые, великодушные, сердечные люди, а низкий балл – грубые, циничные, раздражительные, мстительные и подозрительные. Всегда приятно, когда в твоем коллективе работаю доброжелательные, отзывчивые коллеги, но многие современные организации благоволят к жестким, нечувствительным, честолюбивым сотрудникам, а добродушие и мягкость сегодня часто воспринимаются как слабость.
  • Невротизм. Характеристика отражает уровень приспособленности человека к эмоциональной нестабильности (стабильности), реакции на стрессовые ситуации. Высокий балл характеризует эмоционально беспокойных, неуверенных, напряженных, чувствительных к неудачам, ипохондрика, склонного к самообвинению. Низкий балл свойственен уравновешенному, холодному, спокойному, довольному собой и неспособного к состраданию человеку. Если мы ищем сотрудника на должность менеджера, например, то важным критерием выбора будет параметр стрессоустойчивости кандидата.

 

Портрет личности по Р. Кеттеллу

Прим помощи специального опросника можно получить 16-разрядный профиль личности. Р. Кеттелл взял за основу 16 пар качеств, которые на его взгляд наилучшим образом определяют свойства личности, существующие в обычной жизни и трудовой деятельности. Практика использования данного метода отражает наличие ряда устойчивых степеней выраженности тех либо иных качеств у представителей различных профессий. Тест часто используется при проведении профессионального отбора. Тест существует уже более 50 лет и неоднократно подтверждал свою надежность. 

Кеттелл выделил 16 пар качеств, по которым можно оценить индивида:

  1. замкнутый – общительный,
  2. менее сообразительный – более сообразительный,
  3. эмоциональный – эмоционально устойчивый,
  4. почтительный (подчинение) – независимый (доминирование),
  5. серьезный – легкомысленный,
  6. свободный от норм – законопослушный,
  7. робкий – смелый,
  8. мужественный – женственный,
  9. доверчивый – подозрительный,
  10. практичный – романтичный,
  11. прямолинейный – дипломатичный,
  12. уверенный в себе – тревожный,
  13. консервативный – радикальный,
  14. ориентированный на группу – ориентированный на себя,
  15. неуправляемый – управляемый,
  16. раскованный – напряженный (таблица 1)

Таблица 1 – Набор качеств, определяемых с помощью опросника Р. Кеттелла

Фактор    Характеристика    Степень
выраженности
Характеристика
1. АЗамкнутый (отчужденность, холодность, любит одиночество, безучастность)1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 Общительный (добродушие, открытость, внимательность к людям, контактность)
2. ВМенее сообразительный (ригидность мышления, конкретность, низкая вербальная культура, медленное обучение)1-2-3-4-5-6-7-8-9-10Более сообразительный (быстрое усвоение материала, высокий уровень вербальной культуры, склонность к абстрактному мышлению)
 3. СЭмоционально неустойчивый (лабильность настроения, раздражительность, склонность к фрустрации, ипохондрия, тревожность)1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 Эмоционально устойчивый (отсутствие нервного утомления, невозмутимость, спокойствие, умение управлять эмоциями)
4. Е Подчиняющийся (застенчивость, покорность, способность взять на себя чужую вину, пассивность) 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 Доминантный (независимость, авторитарность, конфликтность, борьба за власть, самоуверенность)
5. FСерьезный (осторожность, неторопливость, точность, сдержанность, пессимизм)1-2-3-4-5-6-7-8-9-10Легкомысленный (энтузиазм, безалаберность, импульсивность, беззаботность)
6. G       Свободный от норм (несоблюдение норм, требований группы, законов, непостоянство принципов, целей)1-2-3-4-5-6-7-8-9-10Законопослушный (сознательное соблюдение норм, правил, обязательность, вера в закон и власть)
7. НРобкий (высокая чувствительность к угрозе,  желание находиться в тени,  боязливость)1-2-3-4-5-6-7-8-9-10Смелый (активность, игнорирование опасности, авантюризм, любовь к риску)
8. IМужественный (реалистичность, черствость,  жесткость, независимость, твердость)1-2-3-4-5-6-7-8-9-10Женственный (романтизм, тяга к вниманию и покровительству,  капризность)
9. IДоверчивый (терпимый, веселый, хорошо работает в группе, приспособляемый)1-2-3-4-5-6-7-8-9-10Подозрительный (эгоцентрист, плохо работает в группе, перестраховщик, недоверчивый)
10. МПрактичный (внимательность к деталям, прагматизм, реалистичность, твердо стоит на ногах)1-2-3-4-5-6-7-8-9-10Романтичный (непрактичность, витание в облаках, творческое воображение, мечтательность)
11. NПрямолинейный (естественность, простота, бесхитростность, прямодушие)1-2-3-4-5-6-7-8-9-10Дипломатичный (хитрость, утонченность, умение манипулировать людьми, светскость)
12. О Уверенный в себе (не чувствует угрозы, хладнокровие, безмятежность)1-2-3-4-5-6-7-8-9-10Тревожный (депрессия, ранимость, преобладание мрачных предчувствий)
13. Q1Консервативный (уважение традиций, устойчивость взглядов, предпочтений)1-2-3-4-5-6-7-8-9-10Радикальный (аналитический ум, спокойное отношение к новому подверженность сомнениям, скептицизм)
14. Q2Конформист (зависимость от мнений окружающих, желание быть вместе с группой)1-2-3-4-5-6-7-8-9-10Нонконформист (желание идти своим путем, иметь свое мнение, одиночка)
15. Q3Низкий самоконтроль (внутренняя конфликтность, неумение держать себя в руках, подверженность настроениям и чувствам)1-2-3-4-5-6-7-8-9-10Высокий самоконтроль (сильный контроль эмоций, чувств, забота о своей репутации, умение «сохранять лицо»)
16. Q4Раскованный (самодовольство, желание довольствоваться тем, что есть, расслабленность, лень, удовлетворенность) 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10Напряженный (высокие цели и притязания, завышенная мотивация, возбужденное состояние)


После получения оценка каждого из 16 факторов составляется профиль личности конкретного человека и соотносится с типичным профилем интересующей нас профессии. Например, мы подбираем человека на должность летчика и высоко оцениваем уровень знаний, профессиональных качеств кандидата, но при проведении тестирования обнаружились такие личностные черты как эмоциональная неустойчивость, легкомысленность, низкий самоконтроль, замедленная реакция, капризность, отсутствие законопослушности и т. д. Разве не страшно оказаться на борту самолета, которым управляет такой пилот?

Другой подход к оценке предлагают теории типов личности, основанные на выделении не определенных черт, а комплекса, совокупности черт, которые логически дополняют друг друга.

Акцентуации характера по К. Леонгарду

Акцентуация характера

– это крайние проявления нормы, которые определяют в числе иных индивидуальность личности и ее поведения.

Акцентуация является чрезмерно усиленной чертой личности, которая может перейти в неблагоприятных условиях в патологическое состояние.  Акцентуации характера проявляются и в нормальных, и в психотравмирующих условиях. Человек может не знать о своей скрытой акцентуации, так как ни разу не попадал в тяжелые стрессовые ситуации. Обычно мы лишь можем предположить, как будем вести себя в той или иной критической ситуации. Один преобладающий вид акцентуации встречается достаточно редко, чаще встречаются два-три вида. Всего К. Леонгард выделял десять акцентуаций:

  1. Гипертимный тип. Повышенное настроение, человек энергичен, общителен, легко относится к жизни и проблемам, оптимистичен, но часто излишне раздражителен и импульсивен. Данный индивид редко обладает эмпатией, чужие чувства и проблемы его сильно не беспокоят. Главное — получать от жизни удовольствие.
  2. Возбудимый тип. Поведение человека зависит от переноса собственного внутреннего состояния во внешнюю среду. В гневе человек совершает поступки, о которых потом жалеет, плохо себя контролирует. Низкий уровень самоконтроля. Этот человек работоспособный, хозяйственный, инициативный, энергичный, но нетерпимый, склонный к гневу и бурному проявлению эмоций.
  3. Эмотивный тип. Эмоциональная личность, любое событие переживается глубоко и остро. Человек склонен к сочувствию, волнениям, очень впечатлителен и тактичен. Человек, который плачет при просмотре трогательных мелодрам и сериалов, при прочтении душещипательных историй. По отношению к данному типу людей часто проявляется грубость, другие пользуются их великодушием и мягкостью.
  4. Депрессивный тип. Пониженный фон настроения, тихий, пессимистичный. Такой человек пунктуален, ответственен, с развитым чувством личности, но инертный и пассивный. Такому человеку трудно работать в группе, он отшельник, который тяжело сходится с людьми, тяжело привыкает к новому. Человек, который всегда готовится к негативному развитию событий и всегда ждет чего-то плохого.
  5. Невротический тип. Отличается высокой склонностью к страхам и фобиям (страх замкнутого пространства, высоты, боязнь пауков и т.д.). Человеку свойственно неверие в свои силы и заниженная самооценка, он часто делает из мухи слона. К положительным характеристикам можно отнести дружелюбие, надежность, обязательность, умение выстраивать хорошие отношения с окружающими, постоянство привязанностей. Но данный индивид несамостоятелен, безынициативен, теряется перед всем новым. Часто, по темпераменту данный человек меланхолик со слабой нервной системой.
  6. Аффективно-экзальтированный тип. Отсутствие сдержанности в эмоциях и быстрый переход от тяжелой печали до безграничного счастья, при этом эмоции искренние. Зачастую это религиозные люди и люди сферы искусства. Такой человек часто работает «на износ», если делает то что любит, а не монотонную работу.
  7. Циклотимичный тип. Данному типу свойственна постоянная неустойчивость в настроении, эмоциях и привязанностях, свойственен быстрый переход от пониженного фона настроения к повышенному. Такой личности тяжело работать в коллективе и подстраиваться под кого-то, он одиночка. Сегодня он может быть вашим лучшим другом, открывающим все тайны и секреты, а завтра он вас не замечает и проходит мимо, а послезавтра может сказать что-то вроде: «Почему ты ко мне не заходишь, мы же с тобой друзья. Совсем про меня забыл?».
  8. Паранойяльный тип. Человек отличается неустойчивостью поведения, определяемой то одним, то другим «застреванием». Часто такой человек выступает «борцом за справедливость» (за равенство прав, за чистоту окружающей среды, за мир без глобальных корпораций и т. п.). Такой человек склонен к самопожертвованию, мстителен, требователен к другим, принципиален. Часто пытается обвинить других в несправедливом отношении к миру и «ищет врагов», не прощает предательства.
  9. Педантичный тип. Максимизированная склонность к порядку во внешнем и внутреннем мире, пунктуальность, надежность, выполнение заданий в соответствии с инструкциями, аккуратность. Такой человек не пройдет спокойно мимо неровно положенной салфетки и беспорядка и т.д. Также таких индивидов отличает занудство, формализм, проверка самого себя и других, неумение работать в новых условиях.
  10. Демонстративный тип. Артистизм, раскованность, высокая эмоциональность, умение играть роли, быть словно на сцене. Часто такие люди эгоистичны, неискренни, способны уходить от ответственности. Если при аффективно-экзальтированном типе мы говорим об искренности эмоций и чувств, то в данной ситуации это игра на отношения и чувства.

Шкала нейротизма Г. Айзенка

Британским клиническим психофизиологом была разработана еще одна известная типология личности. Ученый разработал шкалу эмоциональной устойчивости (нейротизма) и связал нейротизм с экстраверсией – интроверсией, с одной стороны, типами темперамента – со второй (рисунок 1).


Рисунок 1 – Модель Г.Айзенка

Экстраверт – это социально открытый человек, склонный к увеличению социальных контактов, приспособляемый к ситуации, требующий стимуляции от внешней среды, импульсивный и инициативный.

Интроверт – это малообщительный, закрытый человек, социально пассивный, погруженный внутрь самого себя, самодостаточный. Он склонен к выполнению задач, которые требуют сосредоточенности, индивидуализма и внимательности.

Эмоциональная стабильность характеризует человека, который не склонен к беспокойству, а способен расположить к себе, стремится к лидерству, равнодушен к восприятию чужих проблем, неспособен к сочувствию.

Эмоциональная нестабильность характерна для тревожного человека, чувствительного, обязательного, склонного к сочувствию, постоянно переживающего за судьбу своих близких.

Г. Айзенк измеряет результаты по шкалам и формирует результат, связывая его с типами темперамента.

  1. Холерик (нестабильный экстраверт) – активный, беспокойный, возбудимый, оптимистичный, обидчивый, агрессивный, импульсивный, поддающийся настроениям, непостоянный. Холерик – человек быстрый, порывистый, способен работать изо всех сил. Такой человек – хороший инициатор перемен, руководитель проекта. Но из-за взрывного характера и вспыльчивости холерик испытывает некоторые сложности в общении с коллективом. Он часто обижается (но быстро успокаивается) и обижает сам. Холерик стремится стать лидером, но часто ограничивает инициативу коллег, навязывая им свое мнение, видение и волю. Холерики плохо выполняют кропотливую и монотонную работу.
  2. Сангвиник (стабильный экстраверт) – открытый, жизнерадостный, инициативный, общительный, доступный, оптимистичный, располагающий к себе человек. Сангвиники – люди с сильной нервной системой, они быстро сходятся с людьми и мягко реагируют на внешние изменения. Часто сангвиник загорается какой-либо идеей, а затем теряет к ней интерес, часто разбрасывается. Сангвиники – хорошие организаторы, дружелюбный, инициативные, люди к ним тянутся (прощая невыполнение обещаний), они – душа компании. Сангвиники любят работу, которая требует смены ритма. Они любят динамичность, долго не могут сидеть на одном месте. Плохо проявляют себя в однообразной, рутинной деятельности.
  3. Флегматик (стабильный интроверт) – надежный, пассивный, рассудительный, осмотрительный, спокойный, ровный, миролюбивый, доброжелательный. Флегматик – уравновешенный человек с сильной нервной системой. Он медлителен, экономит свои силы, долго настраивается на выполнение своей задачи, но потом все выполняет быстро. Бесполезно подгонять и торопить флегматика, он все равно будет работать в своем удобном ритме (медленно, неторопливо). Флегматик склонен к постоянству настроения и привязанностей, внешне он невозмутим. Не любит проявлять инициативу, не хочет чтобы его беспокоили, мечтает остаться в покое. С людьми флегматики сходятся достаточно тяжело, но к некоторым привязываются сильно и дружат преданно. Флегматик хорошо выполняет монотонную, индивидуализированную, не требующую быстроты действий работу. Не любит аритмичную, срочную и динамичную работу.
  4. Меланхолик (нестабильный интроверт) – сдержанный, необщительный, склонный к рассуждениям, отзывчивый, тихий, тревожный, пессимистичный, легко расстраивающийся. Меланхолик – это человек со слабой нервной системой, который остро реагирует даже на мелкие неприятности. Меланхолику свойственна повышенная тревожность, возбудимость и неуверенность в собственных силах, не выносит стресса, конфликтных ситуаций, легко утомляется, довольно обидчик, но обиду свою скрывает, накапливая негатив (и в какой-то момент это выходит наружу, пугая окружающих). В обычной ситуации меланхолик – очень ответственный, добросовестный работник и хороший труженик. Меланхолик может встать на место другого человека и понять его чувства, он – «жилетка», в которую можно поплакать и получить сочувствие и успокоение. Меланхолику свойственна устойчивость и глубина чувств при слабом их внешнем проявлении (держит все в себе). Меланхолику нравится работа, которая не связана с активным общением и исключает сильное стрессовое воздействие. Он не любит опасную работу, которая требует принятия важных и ответственных решений.

Типология Майерс-Бриггс (MBTI)

В 1950-е гг. была разработана типология Майерс-Бриггс (MBTI), интересная и востребованная сегодня. Причиной создания типология выступила проблема трудоустройства демобилизовавшихся американских солдат.

Данная типология основана на выявлении:

  • двух различных способов пополнения запаса энергии и сосредоточения внимания: шкала экстраверсия (Е) – интроверсия (I),
  • двух способов сбора информации: шкала сенсорика (S) – интуиция (N),
  • двух различных способов принятия решений: шкала логика (T) – этика (F),
  • двух способов взаимодействия с внешней средой и окружением: шкала рациональность (J) – иррациональность (P).

Первоначально можно выделить 4 основных типа по шкале два и три:

  1. – исследователи (интуиция + логика),
  2. – гуманитарии (интуиция + этика),
  3. – социалы (сенсорика + этика),
  4. – практики (сенсорика + логика).

Далее можно выделить 16 типов личности (таблица 2).

Таблица 2 – Типология личности MBTI

№ п/пТип личностиХарактеристика типа личности
1ISTJ – Инспектор (М. Горький)Человек системы. Контролирует работу. Уважает субординацию. Вникает в суть дела. Сторонник строгого порядка. Не любит компромиссов. Хорошо собирает информацию. 
21SFJ – Хранитель (Т. Драйзер)Ориентирован на отношения. Делит людей на «своих» и «чужих», управляет дистанцией. Умеет влиять на окружающих. Требователен к себе и другим. Обладает интуицией на людей. Пунктуален.
3INFJ – Гуманист (Ф. Достоевский)Очень наблюдателен, чувствует отношения между людьми. Тихий, дружелюбный человек. Хороший посредник. Обладает выраженной интуицией на людей. Умеет со всеми выстроить хорошие отношения. Гуманизм проявляет в делах.
4INTJ – Аналитик (Р. Декарт)Умеет убедительно и логично излагать свои мысли. Человек с развитой логикой, сильной способностью к анализу. Аналитический склад ума. Ориентирован на задачу, не на человеческие отношения. Рационален.
5ISTP – Мастер (Ж. Габен)Внешне нетороплив и холоден. Спокойный, замкнутый человек. Любит природу, уединение. Не демонстративен. Практик. Хозяйственный, умеет и любит что-то мастерить, строить и  чинить. Заботлив по отношению к близким и родным.
6ISFP – Посредник (А. Дюма)Считается с удобствами и привычками окружающих. Дружелюбный, оптимистично настроенный человек. Неконфликтен. Со всеми уживается. Заботлив. Окружает себя приятными мелочами.
7INFP – Лирик (С. Есенин)Человек размышления, а не действия. Мечтательный романтик. Обладает интуицией времени. Ориентирован в будущее. Свободно распоряжается своим и чужим временем. Эмоционален.
8INTP – Критик (О. Бальзак)Человек с сильным воображением. Интеллектуал. Обладает философским складом ума. Наблюдателен. Ранимый. Развитая интуиция. Осторожен в принятии решений.
9ESTP – Маршал (Г. Жуков)Главное для него – результат. Волевой, целеустремленный человек. Победа любой ценой. Решительный, способен оказывать силовое давление. Трудоголик. Чем больше препятствий, тем собранней становится.
10ESFP – Политик (Цезарь)Гордится своим влиянием на других. Человек, склонный к манипулированию другими. Воздействуя на болевые точки, управляет поведением окружающих. Хорошо чувствует расстановку сил.
11ENFP – Советчик (Дон Жуан)Понимает мотивацию другого. Обладает хорошей интуицией на людей. Видит в человеке много достоинств и любит делать комплименты. Ценит талант другого. Умеет вдохновлять, поощрять.
12ENTP – Искатель (Дон Кихот)Ориентирован в будущее. Хорошо видит перспективы новых идей и проектов. Генерирует интересные идеи. Занимается тем, что интересно, а не тем, что выгодно. Склонен к научной деятельности. Имеет разнообразные интересы.
13ESTJ – Администратор (Штирлиц)Решительный, инициативный, смело отстаивает свои идеи. Напористый, работоспособный человек. Обладает практическим складом ума. Рационализатор. Контролирует работу коллег и подчиненных. Борется за качество.
14ESFJ – Жизнелюб (В. Гюго)Жизнерадостный, открытый человек. Может поднять настроение себе и другим. Оптимист, веру в успех вселяет в окружающих. Умеет эмоционально воздействовать на других.
15ENFJ – Наставник (Гамлет)Очень эмоционален, чувствует эмоции других людей. Серьезный, сосредоточенный на глобальных проблемах человек. Беспокойный, обостряет ситуацию. Хороший актер или оратор.
16ENTJ – Предприниматель (Дж. Лондон)Хорошо видит возможности новых дел. Труженик, работа кипит в руках. Умеет обращаться с финансами. Предпринимательская жилка. Мобилен. Легко меняет сферу деятельности.

Зная к какому типу относится сотрудник, намного легче оказывать влияние на его поведение. Все люди разные и совершенно по-разному могут реагировать на одни и те же управленческие решения и воздействия. Знание психологии личности помогает принимать решения по отношению к сотрудникам гибко и более эффективно.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Понятие типологии личности

2. 05.2011

Личность в качестве общенаучного и житейского термина означает:

  1. Индивид как субъект личностных отношений и сознательной деятельности;
  2. Устойчивая система социально значимых черт личности, определяющих индивида как члена того или иного сообщества.

В психологии под понятием личность подразумевается некое ядро, начало, соединяющее воедино разноплановые психические процессы индивида и сообщающее его поведению нужную последовательность и стабильность. В зависимости от того, в чем конкретно усматривается данное начало, теории личности разделяются на:

  • психобиологические (У. Шелдон),
  • биосоциальные (Ф. Олпорт, Карл Роджерс),
  • психосоциальные {Альфред Адлер, Карен Хорни и иные неофрейдистские),
  • психостатические («факторные») — (Р. Кеттел, Д. Айзвнк и другие).

Исходя из указанных теорий осуществляется типологизация личности. Различают конкретно-исторические типы личности, идеальные типы, отвечающие некоторым теоретическим концепциям, эмпирические группировки обследованных лиц, В социологии выделение и существование различных социальных типов личности связывается с особенностями и характеристиками общественно-экономических формаций (классовые, социально-групповые типы личности). Категория «социально-исторический тип личности» используется для обозначения некоторых совокупностей характеристик личности, обусловленных той или иной исторической эпохой, социальной структурой общества, в западной психологии распространены типологии, учитывающие преимущественно личностные показатели (свойства и черты индивидов, порождаемые изначально присущими им ориентациями). Такова например типология Карла Юнга, включающая типы личности, выделенные с учетом таких признаков, как сензитивность, мыслительностъ, переживание оценки, интуитивность, экстравертиеная или интраеертивная направленность.

Существует и типология, предложенная Эрихом Фроммом, который выделяет следующие элементы личности:

  • накопительство,
  • ориентация на обмен,
  • восприятие,
  • использование и др.

Отзвуки персонологических классификаций можно выявить во многих социально-психологических типологиях, в частности при построении типологии личности по признаку конформности личности относительно норм группы и общества, типологии направленности и управляемости личности.

В эмпирических исследованиях обладает силой типологизация — некая группировка испытуемых, сходных с определенным усредненным образом. Выделение многих характеристик, показателей, черт личности, например посредством факторного анализа, предоставляет возможность построить многомерное пространство признаков — личное пространство. Обращение психологов к проблемам типологизации личности вынуждено потребностью прогнозировать ее поведение и дальнейшее развитие, необходимостью разработки самых оптимальных вариантов ее обучения и воспитания.

Ключевые слова: Личность

Источник: Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Материалы по теме

Понятие «пограничное расстройство личности» в психоанализе

Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов…

Психопатология личности

А. А. Дроздов, М. В. Дроздова., «Полный справочник психотерапевта»: Эксмо; Москва; 2007 ISBN…

Личностный подход Рубинштейна

Бехтерев В.М., Психологическое определение личности

Психическое развитие личности

Петровский А.В., Психология в России. XX век

Эмоциональная сфера личности

Проблемы мотивации в психологии личности

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Личность в психоанализе

Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999

Иерархическая структура диспозиций личности

Белинская Е. П., Социальная психология личности

Типологический подход в детской и семейной психологии: обзор теории, методов и исследований

  • Авраам, Ф. Д., Абрахам, Р. Х., и Шоу, К. Д. (1992). Основные принципы динамических систем. В RL Levine & HE Fitzgerald (Eds.), Анализ динамических психологических систем (стр. 35-144). Нью-Йорк: Пленум.

    Google ученый

  • Эйнсворт, доктор медицинских наук, Блехар, М.С., Уотерс, Э. и Уолл, С. (1978). Паттерны привязанности: психологическое исследование странной ситуации . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google ученый

  • Альдендерфер, М.С., и Блашфилд, Р.К. (1984). Кластерный анализ . Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.

    Google ученый

  • Андерсон, К. А., и Седикидес, К. (1991). Думая о людях: вклад типологической альтернативы ассоциативным и размерным моделям восприятия человека. Журнал личности и социальной психологии , 60 , 203-217.

    Google ученый

  • Асендорпф, Дж. Б., и ван Акен, Массачусетс (1999). Устойчивые, чрезмерно контролируемые и недостаточно контролируемые прототипы личности в детстве: воспроизводимость, предсказательная сила и проблема типа черт. Журнал личности и социальной психологии , 77 , 815-832.

    Google ученый

  • Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.К., Смит Э.Э., Бем Д.Дж. и Нолен-Хоксема С. (2000). Введение Хилгарда в психологию (13-е изд.) . футов Уорт, Техас: Издательство Harcourt Brace College.

    Google ученый

  • Атлас, Р. С., и В целом, Дж. Э. (1994). Сравнительная оценка двух превосходящих правил остановки для иерархического кластерного анализа. Психометрика , 59 , 581-591.

    Google ученый

  • Аунола К., Статтин Х. и Нурми Дж. (2000). Стили воспитания и стратегии достижения подростков. Журнал подросткового возраста , 23 , 205-222.

    Google ученый

  • Варфоломей, К., и Горовиц, Л.М. (1991). Стили привязанности среди молодых людей: тест модели с четырьмя категориями. Журнал личности и социальной психологии , 61 , 226-244.

    Google ученый

  • Баумринд, Д. (1967). Практика ухода за детьми, предшествующая трем моделям дошкольного поведения. Монографии по генетической психологии , 75 , 43-88.

    Google ученый

  • Баумринд, Д. (1968). Авторитарный и авторитарный родительский контроль. Подростковый возраст , 3 , 255-272.

    Google ученый

  • Баумринд, Д. (1971). Современные модели родительской власти. Психология развития , 4 , 1-103.

    Google ученый

  • Баумринд, Д. (1972b). Предварительное исследование влияния социализации на чернокожих детей: некоторые сравнения чернокожих и белых. Развитие ребенка , 43 , 261-267.

    Google ученый

  • Баумринд, Д. (1989). Воспитание грамотных детей. В W. Damon (Ed.), Развитие ребенка сегодня и завтра . (стр. 349-378). Сан-Франциско: Джосси-Басс. Серия социальных и поведенческих наук Джосси-Басса.

    Google ученый

  • Баумринд, Д. (1991). Влияние стиля воспитания на компетентность подростков и употребление психоактивных веществ. Журнал ранней юности , 11 , 56-95.

    Google ученый

  • Баумринд, Д. , и Блэк, А. Э. (1967). Практики социализации, связанные с измерениями компетентности у дошкольников. Развитие ребенка , 38 , 291-327.

    Google ученый

  • Бергман, Л. Р., Кэрнс, Р. Б., Нильссон, Л. Г., и Нистедт, Л. (2000). Наука о развитии и целостный подход . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google ученый

  • Бергман, Л. Р., и Эль-Хури, Б. М. (2001). Процессы развития и современная типологическая перспектива. Европейский психолог , 6 , 177-186.

    Google ученый

  • Блок, Дж., в сотрудничестве с Нормой Хаан. (1971). Живет во времени . Беркли: Книги Бэнкрофта.

    Google ученый

  • Блок, Дж. (2000). Три задачи по психологии личности. В Л. Р. Бергман, Р. Б. Кэрнс, Л. Г. Нильссон и Л. Нистедт (ред.), Наука о развитии и целостный подход (стр. 155–164). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google ученый

  • Блок, Дж. Х. и Блок, Дж. (1980). Роль эго-контроля и эго-устойчивости в организации поведения. В WA Collins (Ed.), Миннесотские симпозиумы по детской психологии (том 13, стр. 39-101). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google ученый

  • Блок, Дж. И Озер, Д. Дж. (1982). Два типа психологов: замечания о вкладе Мендельсона, Вайса и Феймера. Журнал личности и социальной психологии , 42 , 1171-1181.

    Google ученый

  • Борг И. и Гроенен П. (1997). Современный многомерный скейлинг: теория и приложения . Нью-Йорк: Springer-Verlag.

    Google ученый

  • Брекенридж, Дж. Н. (1989). Повторяющийся кластерный анализ: метод, согласованность и достоверность. Многомерное исследование поведения , 24 , 147-161.

    Google ученый

  • Брекенридж, Дж. Н. (2000). Проверка кластерного анализа: согласованная репликация и симметрия. Многомерное исследование поведения , 35 , 261-285.

    Google ученый

  • Кэрнс, Р. Б., Бергман, Л. Р., и Каган, Дж. (ред.). (1998). Методы и модели изучения личности . Тысяча дубов, Калифорния: Sage.

    Google ученый

  • Каспи, А. (2000). Ребенок — отец мужчины: личность продолжается от детства до взрослой жизни. Журнал личности и социальной психологии , 78 , 158-172.

    Google ученый

  • Чао, РК (1994). Вне родительского контроля и авторитарного стиля воспитания: понимание китайского воспитания через культурное понятие обучения. Развитие ребенка , 65 , 1111-1119.

    Google ученый

  • Чен, X. , Лю, М., и Ли, Д. (2000). Родительская теплота, контроль и снисходительность и их связь с адаптацией китайских детей: лонгитюдное исследование. Журнал семейной психологии , 14 , 401-419.

    Google ученый

  • Колихан, Дж., и Бургер, Г.К. (1995). Построение семейств должностей: анализ количественных методов, используемых для группировки должностей. Психология персонала , 48 , 563-586.

    Google ученый

  • Clogg, CC (1995). Модели латентного класса. В G. Arminger, CC Clogg и ME Sobel (Eds.), Справочник по статистическому моделированию для социальных и поведенческих наук (стр. 311-359). Нью-Йорк: Пленум.

    Google ученый

  • Кронбах, Л.Дж., и Глессер, Г.К. (1953). Оценка сходства между профилями. Психологический бюллетень , 50 , 456-473.

    Google ученый

  • Крутер А. С. и Манке Б. (1997). Разработка типологии семей с двумя кормильцами: окно в различия между семьями и внутри них в отношениях, ролях и деятельности. Журнал семейной психологии , 11 , 62-75.

    Google ученый

  • Фишер, Л., и Рэнсом, округ Колумбия (1995). Эмпирически выведенная типология семей: I. Отношения со здоровьем взрослых. Семейный процесс , 34 , 161-182.

    Google ученый

  • Гордон, А. Д. (1996). Иерархическая классификация. В П. Араби, Л. Дж. Хьюберт и Г. Де Сото (ред.), Кластеризация и классификация . Ривер-Эдж, Нью-Джерси: World Scientific.

    Google ученый

  • Гор, Пенсильвания (2000). Кластерный анализ. В HE Tinsley & SD Brown (Eds.), Справочник по прикладной многомерной статистике и математическому моделированию . Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google ученый

  • Харт Д. , Хофманн В., Эдельштейн В. и Келлер М. (1997). Отношение детских типов личности к подростковому поведению и развитию: лонгитюдное исследование исландских детей. Психология развития , 33 , 195-205.

    Google ученый

  • Джон, О.П., Палс, Дж.Л., и Вестенберг, П.М. (1998). Прототипы личности и развитие эго: концептуальные сходства и отношения у взрослых женщин. Журнал личности и социальной психологии , 74 , 1093-1108.

    Google ученый

  • Келсо, Дж. А. С. (2000). Принципы формирования и изменения динамических паттернов для науки о человеческом поведении. В Л. Р. Бергман, Р. Б. Кэрнс, Л. Г. Нильссон и Л. Нистедт (ред.), Наука о развитии и целостный подход (стр. 63-83). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google ученый

  • Киссан Д. В., Блох С., Доу Д. Л., Снайдер Р. Д., Онгена П., Маккензи Д. П. и др. (1996). Исследование семейного горя в Мельбурне, I: Восприятие семьи, переживающей утрату. Американский журнал психиатрии , 153 , 650-658.

    Google ученый

  • Корфайн, Л., и Ленценвегер, М.Ф. (1995). Таксоничность шизотипии: репликация. Journal of Abnormal Psychology , 104 , 26-31.

    Google ученый

  • Кригер, А.М., и Грин, ЧП (1999). Предупреждение об использовании внутренней перекрестной проверки для выбора количества кластеров. Психометрика , 64 , 341-353.

    Google ученый

  • Ламборн С.Д., Маунтс Н.С., Стейнберг Л. и Дорнбуш С.М. (1991). Паттерны компетентности и адаптации у подростков из авторитарных, авторитарных, снисходительных и небрежных семей. Развитие ребенка , 62 , 1049-1065.

    Google ученый

  • Маккоби, Э. Э., и Мартин, Дж. (1983). Социализация в контексте семьи: Взаимодействие родителей и детей. В PH Mussen (Series Ed.) & EM Hetherington (Vol. Ed.), Справочник по детской психологии: Vol. 4. Социализация, личность и социальное развитие (4-е изд., стр. 1-101). Нью-Йорк: Уайли.

    Google ученый

  • Магнуссон, Д. (2001). Целостно-интеракционистская парадигма: некоторые направления эмпирических исследований в области развития. Европейский психолог , 61 , 153-162.

    Google ученый

  • Мандара, Дж., и Мюррей, К.Б. (2002). Разработка эмпирической типологии функционирования афроамериканской семьи. Журнал семейной психологии , 16 , 318-337.

    Google ученый

  • Макинтайр, Р. М., и Блашфилд, Р. К. (1980). Метод ближайшего центроида для оценки процедуры кластеризации минимальной дисперсии. Многомерное исследование поведения , 15 , 225-238.

    Google ученый

  • McQuitty, LL (1987). Паттерн-аналитическая кластеризация: теория, метод, исследования и выводы о конфигурации . Лэнхэм, доктор медицины: University Press of America.

    Google ученый

  • Мил, ЧП (1992). Факторы, таксоны, признаки и типы, различия в степени и различия в характере. Журнал Личности , 60 , 117-174.

    Google ученый

  • Миллиган, GW (1981). Исследование методом Монте-Карло тридцати внутренних критериев для кластерного анализа. Психометрика , 46 , 187-199.

    Google ученый

  • Миллиган, GW (1996). Проверка кластеризации: результаты и последствия для прикладного анализа. В P. Arabie, LJ Hubert, & G. De Soto (Eds.), Кластеризация и классификация . Ривер-Эдж, Нью-Джерси: World Scientific.

    Google ученый

  • Миллиган, Г. В. и Купер, М. К. (1986). Исследование сопоставимости внешних критериев иерархического кластерного анализа. Многомерное поведенческое исследование , 21 , 441-458.

    Google ученый

  • Миллиган, Г.В., и Сокол, Л.М. (1980). Двухэтапный алгоритм кластеризации с надежными характеристиками восстановления. Образовательные и психологические измерения , 40 , 755-759.

    Google ученый

  • Мори, Л. К., Блашфилд, Р. К., и Скиннер, Х. А. (1983). Сравнение методов кластерного анализа в рамках последовательной проверки. Многомерное исследование поведения , 18 , 309-332.

    Google ученый

  • Маунтс, Н.С., и Стейнберг, Л. (1995). Экологический анализ влияния сверстников на средний балл подростков и употребление наркотиков. Психология развития , 31 , 915-922.

    Google ученый

  • Наннали, Дж. К., и Бернштейн, И. Х. (1994). Психометрическая теория . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Google ученый

  • В целом, Дж. Э. и Маги, К. Н. (1992). Репликация как правило определения количества кластеров в иерархическом кластерном анализе. Прикладное психологическое измерение , 16 , 119-128.

    Google ученый

  • Пракаш, А. (2001). Качественные исследования: зарождающаяся парадигма исследований в психологии. Психологические исследования , 46 , 101-104.

    Google ученый

  • Робинс Р.В., Джон О.П. и Каспи А. (1998). Типологический подход к изучению личности. В Р. Б. Кэрнс, Л. Р. Бергман, Р., Ларс и Дж. Каган (ред.), Методы и модели изучения личности (стр. 135–160). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.

    Google ученый

  • Робинс, Р. В., Джон, О. П., Каспи, А., Моффит, Т. Е., и Стаутхамер-Лобер, М. (1996). Стойкие, сверхконтролируемые и недостаточно контролируемые мальчики: три воспроизводимых типа личности. Журнал личности и социальной психологии , 70 , 157-171.

    Google ученый

  • Руссио, А. М., Борковец, Т. Д., и Русцио, Дж. (2001). Таксометрическое исследование скрытой структуры беспокойства. Журнал Аномальной Психологии , 110 , 413-422.

    Google ученый

  • Шерман, С.Дж., Кастелли, Л., и Гамильтон, Д.Л. (2002). Спонтанное использование групповой типологии в качестве организующего принципа памяти. Журнал личности и социальной психологии , 82 , 328-342.

    Google ученый

  • Стейнберг Л. , Ламборн С. Д., Дарлинг Н., Маунтс Н. С. и Дорнбуш С. М. (1994). С течением времени изменения приспособления и компетентности у подростков из авторитетных, авторитарных, снисходительных и небрежных семей. Развитие ребенка , 65 , 754-770.

    Google ученый

  • Тибширани Р., Вальтер Г. и Хасти Т. (2000). Оценка количества кластеров в наборе данных с помощью статистики Gap . Технический отчет. CiteSeer: Цифровая библиотека научной литературы по адресу: Веб-сайт статьи:

  • фон Берталанаффи, Л. (1981). Системный взгляд на человека . Боулдер, Колорадо: Westview Press.

    Google ученый

  • фон Ай, А. (2002). Конфигурационный частотный анализ: методы, модели и применение . Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google ученый

  • Уоллер, Н. Г., и Мил, П.Е. (1998). Многомерные таксометрические процедуры: Отличие типов от континуумов. Тысяча дубов, Калифорния: Sage.

    Google ученый

  • Уоллер, Н. Г., Патнэм, Ф. В., и Карлсон, Э. (1996). Типы диссоциации и диссоциативные типы: таксометрический анализ шкалы диссоциативного опыта. Психологические методы , 3 , 300-321.

    Google ученый

  • Уорд, Дж. Х. (1963). Иерархическая группировка для оптимизации целевой функции. Журнал Американской статистической ассоциации , 58 , 236-244.

    Google ученый

  • Вейр, Р. К., и Гьерде, П. Ф. (2002). Прототипы дошкольной личности: внутренняя согласованность, воспроизводимость перекрестных исследований и результаты развития в подростковом возрасте. Бюллетень личности и социальной психологии , 28 , 1229-1241.

    Google ученый

  • Вайс, Л. Х., и Шварц, Дж. К. (1996). Взаимосвязь между воспитанием детей и личностью подростков старшего возраста, успеваемостью, приспособлением и употреблением психоактивных веществ. Развитие ребенка , 67 , 2101-2114.

    Google ученый

  • Йорк, К.Л., и Джон, О.П. (1992). Четыре лица Евы: типологический анализ женской личности среднего возраста. Журнал личности и социальной психологии , 63 , 494-508.

    Google ученый

Скачать ссылки

Типология | Британника

Похожие темы:
антропология социальная наука социология археология классификация

См. весь связанный контент →

типология , система группировок (таких как «землевладельцы» или «тропические леса»), обычно называемых типами, члены которых идентифицируются путем постулирования определенных атрибутов, которые являются взаимоисключающими и в совокупности исчерпывающими— группы, созданные для помощи в демонстрации или исследовании путем установления ограниченных отношений между явлениями. Тип может представлять один вид атрибута или несколько и должен включать только те функции, которые важны для рассматриваемой проблемы.

Поскольку тип должен иметь дело только с одним типом атрибута, типологии могут использоваться для изучения переменных и переходных ситуаций. Классификации, с другой стороны, имеют дело с «естественными классами» — , т. е. с группами, которые отличаются от других групп всеми возможными частностями. По этой причине классификации могут быть только предварительным шагом в изучении переменных, поскольку они не могут элегантно работать с переходными ситуациями, в которых следует ожидать переменных. Чем постепеннее изменение, тем меньше отличительных черт, по которым можно определить естественные классы, и тем труднее становится провести границу между классами. В этой ситуации могут быть задействованы типологии.

Дополнительная информация по этой теме

криминология: типологии

Типологии включают классификацию правонарушений или правонарушителей в соответствии с некоторыми критериями родства или сходства. Например, криминалисты…

Когда проблема состоит просто в упорядочении необусловленных явлений, трудно отличить типологии от классификаций. Последние считались предшествующими открытию последовательностей или законов. Поскольку типологии неизменно используют упорядочение для дополнительных целей, классификации можно рассматривать как типологии, которые ограничиваются проблемой порядка. Типологии, существующие обычно на передовых рубежах исследований, менее долговечны, чем классификации, поскольку их описания принимаются только в той мере, в какой они продолжают предлагать решения проблем.

Типология выявляет определенный порядок в зависимости от целей исследователя и организованных таким образом явлений, порядок, который ограничивает способы объяснения данных. Могут быть разные интерпретации отношений явлений. Линнеевская система деления в биологии — это порядок, который лишь позже оказался согласующимся с биологической эволюцией. В социальных и культурных исследованиях, в которых существенные различия не относятся к родам и видам, такое упорядочение оказалось менее удачным.

Типологии характерны для социальных наук и получили большое развитие в археологии. Арне Фурумарк, шведский археолог, считает типологии применимыми к археологии из-за инерции человеческого разума, который обычно рассматривает безмятежное развитие материальной культуры как постепенное. Эта точка зрения противопоставляется «шведской типологии» Б.Е. Гильдебранда и Оскара Монтелиуса, которые рассматривают культурный материал как произведенный в процессе, аналогичном процессу органической эволюции, — точка зрения, которая может быть шагом к описанию процессов взаимодействия и развития как таковых, независимо от источников материала.

В антропологии и археологии типологические системы могут быть основаны на вариациях стиля или артефактов, картин, зданий, погребальных обычаев, социальных систем или идеологий. Кристиан Юргенсен Томсен, датский антиквар, использовал типологию материалов для установления своих знаменитых каменного, бронзового и железного веков. Позже каменный век был разделен французским антропологом Л. Л. Габриэлем де Мортилье. Впоследствии типологии в сочетании с тщательной стратиграфической работой использовались для концептуализации элементов, изменяющихся во времени, для заполнения стратиграфических пробелов и для экстраполяции пластов. Метод сериализации, называемый датированием последовательности, основанный на общих типологических признаках, позволил сэру Флиндерсу Петри установить временной порядок большого количества египетских могил.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Некоторые типологии выходят за рамки проблемы порядка и помогают показать важность отдельных факторов. Сравнения между примерами одного типа основаны на постулируемом постоянстве типа, чтобы сосредоточиться на переменных факторах и предложить объяснения этих вариаций. Две последовательности идентичных типов могут показывать различия в пропорциях или скорости изменения, что приводит к дополнительным выводам, таким как предположение о причинно-следственной связи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *