Понятие ощущение в психологии: Ощущения. Что такое «Ощущения»? Понятие и определение термина «Ощущения» – Глоссарий

1 Дайте определение понятию «ощущение»: А. целостное отражение предметов или явлений при их

2 Определите разницу между понятиями «ощущение» и «восприятие»
А. ощущение – соматическая реакция, восприятие – психический процесс
В. ощущение – построение образов отдельных свойств предметов, восприятие – построение целостного образа предмета
С. это одно и то же
D. ощущение – построение целостного образа предмета, восприятие – построение образов отдельных свойств предметов

3 Дайте определение понятия «память»:
А. процесс запоминания информации
В. непосредственное отражение образа информации, воспринятой органами чувств
С. процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения индивидом своего опыта
D. весь опыт человека
4 Дайте определение понятию «внимание»:
А. направленность и сосредоточенность сознания, предполагающая повышение уровня психической активности индивида
В. психическое напряжение
С. направленность сознания на определенный объект с последующим воспроизведением информации о нем
D.

реакция на сильный раздражитель

5 Назовите вид внимания, требующий волевых усилий:
А. непроизвольное внимание
В. произвольное внимание
С. волевое внимание
D. послепроизвольное внимание

6 Дайте определение понятию «мышление»:
А. умственная деятельность человека В. аналитической деятельность С. форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами
D. способ познания мира

7 Выберите правильный ответ
А. бред и галлюцинации – разные названия одного и того же явления
В. бред – более широкое понятие, которое может включать в себя галлюцинации, а также навязчивые идеи
С. галлюцинации – более широкое понятие, включает в себя бред
D. галлюцинации – болезненное состояние, бред может возникать при недоразвитом мышлении

8 Выберите верное определение понятия «психика»:
А. психика – мысли человека
B. психика – свойство живой высокоорганизованной материи отражать своими состояниями окружающий мир в его связях и отношениях

С. психика – характер человека
D. психика – индивидуальные особенности человека.

9 Выберите исследовательский метод психологии:
А. эксперимент
В. консультирование
С. психотерапия
D. тренинг

10 Выберите ответ, в котором перечислены все познавательные процессы
А. ощущение, внимание, память, речь
В. ощущение, эмоции, мышление, восприятие
С. ощущение, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение
D. восприятие, внимание, логическое мышление, речь

11 Выберите причины синдрома гиперактивности
А. нарушение мышления
В. умственная отсталость
С. нарушение саморегуляции из-за перевозбуждения нервной системы
D. нарушение сознания

12.Выберите из перечисленных вариантов основной симптом болезни Альцгеймера

А. нарушение внимания
В. нарушение мышления
С. потеря сознания
D. потеря памяти

13 Выберите из перечисленных определение деменции
А. приобретенное слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с постепенной утратой усвоенных ранее знаний и навыков и затруднением при приобретении новых
В. нарушение памяти
С. врожденное слабоумие
D. прогрессирующая утрата усвоенных ранее знаний навыков с возможностью восстановления

14 Дайте название следующей характеристике понятия: «побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека»
А. потребность
В. мотивация
С. мотив
D. интерес

15 Дайте название следующей характеристике понятия: «состояние, вызванное необходимостью в определенных объектах, факторах, условиях жизни и развития»
А. потребность

В. мотивация
С. мотив
D. интерес

это в психологии что? Ощущение и восприятие в психологии

Человеческая жизнь наполнена разным опытом, который поступает через сенсорные системы. Самое простое явление из всех психических процессов – это ощущение. Нет ничего более естественного для нас, когда мы видим, слышим, чувствуем прикосновения объектов.

Понятие ощущения в психологии

Почему актуальна тема: «Ощущение»? По психологии данный феномен изучают уже достаточно длительное время, стараясь дать более точное определение. На сегодняшний день ученые все еще пытаются понять всю глубину внутреннего мира и физиологии человека. Ощущение – это в общей психологии процесс отображения отдельных качеств, а также черт предметов и явлений действительности в условиях непосредственного воздействия на органы чувств. Способность получать такой опыт характерна для живых организмов, у которых есть нервная система. А для осознанных ощущений живые существа должны обладать головным мозгом.


Физиологические основы ощущений и восприятия

Ощущением называют проявление общебиологического свойства – чувствительности. Она присуща живой…

Первичная стадия до появления такого психического процесса характеризовалась простой раздражимостью, благодаря которой происходило избирательное реагирование на важное воздействие из внешней или внутренней среды. Реакция соответственно сопровождалась изменениями в состоянии и поведении живого организма, на что обратила внимание общая психология.

Ощущение – это в психологии первое звено в познании внешнего и внутреннего мира человеком. Существуют разные виды этого феномена, зависимо от тех раздражителей, которые их продуцируют. Эти предметы или явления имеют связь с разными типами энергии и, соответственно, порождают разные по качеству ощущения: слуховые, кожные, зрительные. В психологии также выделяют чувства, связанные с мышечной системой и внутренними органами. Такие феномены не осознаются человеком. Исключением являются лишь болезненные ощущения, которые идут от внутренних органов. Они не доходят до сферы сознания, но воспринимаются нервной системой. Также человек получает ощущения, которые связаны с такими понятиями, как время, ускорение, вибрация и другие, жизненно важные факторы.


Синестезия — это что за явление в психологии? Виды…

Синестезия – это не просто обострение восприятия. Данное явление можно считать иным взглядом на…

Стимулами для наших анализаторов становятся электромагнитные волны, которые входят в пределы определенного диапазона.

Характеристика видов ощущений

Закономерности ощущений в психологии предусматривают описание и различных их видов. Первая классификация относится еще к древнему периоду. В ее основе лежат анализаторы, которые определяют такие виды, как обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

Еще одна классификация ощущений в психологии представлена Б. Г. Ананьевым (выделял 11 видов). Существует также систематическая типология авторства английского физиолога Ч. Шеррингтона. В нее входят интероцептивный, проприоцептивный и экстероцептивный типы ощущений. Рассмотрим их подробнее.

Интероцептивный тип ощущения: описание

Этот вид ощущений дает сигналы от внутренней среды организма, от разных органов и систем, которые характеризуются определенными показателями. Рецепторы получают сигналы из пищеварительной системы (через стенки желудка и кишечника), сердечно-сосудистой (стенки сосудов и сердца), из мышечной ткани и других систем. Такие нервные образования имеют название – рецепторы внутренней среды.


Расстройства восприятия и их виды: методы диагностики и…

Расстройства восприятия, какими бы они ни были, — достаточно серьезная проблема для человека и его. ..

Эти ощущения принадлежат к наиболее древней и примитивной группе. Они характеризуются неосознанностью, диффузностью и очень близки к эмоциональному состоянию. Другое название этих психических процессов – органические.

Проприоцептивный тип ощущения: описание

Информацию о том, в каком состоянии находится наше тело, дает человеку проприоцептивное ощущение. В психологии выделяют несколько подвидов этого типа, а именно: ощущение статики (равновесия) и кинестетики (движений). Мышцы и суставы (сухожилия и связки) – это места локализации рецепторов. Название таких чувствительных участков достаточно интересное — тельца Паччини. Если говорить о периферических рецепторах проприоцептивных ощущений, то локализируются они в канальцах внутреннего уха.

Понятие ощущения в психологии и психофизиологии изучено довольно хорошо. Этим занимались А. А. Орбели, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн.

Экстероцептивный тип ощущения: описание

Эти ощущения поддерживают связь человека с внешним миром и делятся на контактные (вкусовые и осязательные) и дистантные (слуховые, обонятельные и зрительные ощущения в психологии).

Обонятельное ощущение в психологии вызывает споры ученых, так как они не знают, куда точно его поместить. Предмет, который излучает запах, находится на дистанции, но молекулы аромата имеют контакт с носовыми рецепторами. Или же бывает, что предмет уже отсутствует, а запах все равно витает в воздухе. Также обонятельные ощущения имеют значение в употреблении пищи и определении качества продуктов.

Интермодальные ощущения: описание

Как в случае с обонянием, есть и другие ощущения, которые сложно классифицировать. Например, это вибрационная чувствительность. В ее состав входят ощущения от слухового анализатора, а также от кожи и мышечной системы. По мнению Л. Е. Комендантова, вибрационная чувствительность является одной из форм звукового восприятия. Доказано ее огромное значение в жизни людей с ограничением или отсутствием слуха и голоса. Такие люди имеют высокий уровень развития тактильно-вибрационной феноменологии и могут определить движущийся грузовик или другую машину даже на большой дистанции.

Другие классификации ощущений

Также подлежит изучению классификация ощущений в психологии М. Хэда, который обосновал генетический подход к разделению чувствительности. Выделил два ее вида – протопатическую (органические ощущения – жажда, голод, примитивные и физиологические) и эпикритическую (сюда относятся все известные ученым ощущения).

Также разрабатывал классификацию ощущений Б. М. Теплов, выделяя два типа рецепторов – интерорецепторы и экстерорецепторы.

Характеристика свойств ощущений

Следует отметить, что ощущения одинаковые по модальности могу быть абсолютно непохожими друг на друга. Свойствами такого познавательного процесса являются его индивидуальные особенности: качество, интенсивность, пространственная локализация, продолжительность, пороги ощущений. В психологии эти феномены были описаны учеными-физиологами, которые были первыми, кто начал заниматься такой проблемой.

Качество и интенсивность ощущения

В принципе любые показатели явлений можно разделить на количественный и качественный виды. Качество ощущения определяет его отличия от других видов этого феномена и несет базовую информацию от стимулятора. Невозможно измерить качество с помощью каких-либо числительных приборов. Если возьмем зрительное ощущение в психологии, то его качеством будет цвет. Для вкусовой и обонятельной чувствительности – это понятие сладкого, кислого, горького, соленого, ароматного и так далее.

Количественная характеристика ощущения – это его интенсивность. Такое свойство является необходимым человеку, поскольку для нас важно определять громкую или тихую музыку, а также светло или темно в помещении. Интенсивность переживается по-разному в зависимости от таких факторов: силы действующего стимула (физические параметры) и функционального состояния рецептора, который подвергается воздействию. Чем больше показатели физических характеристик стимула, тем большая интенсивность ощущения.

Длительность и пространственная локализация ощущения

Еще одной важной характеристикой считается длительность, которая обозначает временные показатели ощущения. Это свойство тоже подвержено действию объективных и субъективных факторов. Если раздражитель действует долго, то и ощущение будет длительным. Это объективный фактор. Субъективный заключается в функциональном состоянии анализатора.

Стимулы, которые раздражают органы чувств, имеют свою локацию в пространстве. Ощущения помогают определить местонахождение того или иного объекта, что играет значимую роль для жизнедеятельности человека.

Пороги ощущений в психологии: абсолютный и относительный

Под абсолютным порогом понимают те физические параметры стимула в минимальном количестве, которые вызывают ощущение. Есть раздражители, которые лежат ниже, чем уровень абсолютного порога, и не вызывают чувствительности. Но на организм человека все равно влияют эти закономерности ощущений. В психологии исследователь Г. В. Гершуни представил результаты экспериментов, в которых было обнаружено, что звуковые стимулы, которые находились ниже, чем абсолютный порог, вызывали определенную электрическую активность головного мозга и увеличение зрачка. Эта зона являет собой субсенсорную область.

Есть и верхний абсолютный порог — это показатель раздражителя, который не может адекватно восприниматься органами чувств. Такие переживания вызывают боль, но не всегда (ультразвук).

Кроме свойств, существуют также и закономерности ощущений: синестезия, сенсибилизация, адаптация, взаимодействие.

Характеристика восприятия

Ощущение и восприятие в психологии являются первичными познавательными процессами по отношению к памяти и мышлению. Краткую характеристику этому явлению психики мы дали, а теперь перейдем к восприятию. Это психический процесс целостного отображения предметов и явлений действительности при их непосредственном контакте с органами чутья. Ощущение и восприятие в психологии изучали физиологи и психологи Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. С. Комарова и другие ученые. Процесс сбора информации обеспечивает человеку ориентацию во внешнем мире.

Следует отметить, что восприятие характерно только для человека и высших животных, которые способны формировать образы. Это процесс объективации. Доставка в кору головного мозга информации о свойствах предметов – это функции ощущений. В психологии восприятия выделяют формирование образа, полученного на основании собранной информации о предмете и его свойствах. Образ получается в результате взаимодействия нескольких сенсорных систем.

Виды восприятия

В восприятии выделяют три группы. Вот наиболее распространенные классификации:

Зависимость от целей

Преднамеренная

Непреднамеренная

Зависимость от степени организации

Организованная (наблюдение)

Неорганизованная

Зависимость от формы отражения

Восприятие пространства (форма, величина, объемность, расстояние, расположение, удаленность, направление)

Восприятие времени (длительность, скорость протекания, последовательность явлений)

Восприятие движения (изменения положения объекта или самого человека во времени)

Свойства восприятия

С. Л. Рубинштейн заявляет, что восприятие людей имеет обобщенный и направленный характер.

Итак, первым свойством этого процесса считается предметность. Восприятие невозможно без предметов, ведь они имеют свои определенные цвета, форму, величину и назначение. Скрипку мы определим, как музыкальный инструмент, а тарелку – как столовый прибор.

Второе свойство – целостность. Ощущения сообщают в мозг элементы предмета, его определенные качества, а с помощью восприятия эти отдельные черты складываются в целостный образ. На концерте оркестра мы слушаем музыку целостно, а не звуки каждого музыкального инструмента отдельно (скрипку, контрабас, виолончель).

Третье свойство – константность. Оно характеризует относительное постоянство форм, оттенков цвета и величин, которые мы воспринимаем. К примеру, мы видим кота, как определенное животное, независимо от того в темноте он или в светлой комнате.

Четвертое свойство – обобщенность. Человеку свойственно классифицировать предметы и относить их к определенному классу, зависимо от признаков, которые имеются.

Пятое свойство – осмысленность. Воспринимая объекты, мы соотносим их с нашим опытом и знаниями. Даже в том случае, если предмет незнакомый, человеческий мозг пытается сравнить его уже с привычными объектами и выделить общие черты.

Шестое свойство – избирательность. В первую очередь воспринимаются объекты, которые имеют связь с личным опытом или активностью человека. Например, смотря спектакль, актер и посторонний человек по-разному будут переживать то, что происходит на сцене.

Каждый процесс может протекать как в норме, так и в патологии. Нарушениями восприятия считают гиперестезию (повышенную чувствительность к обыкновенным стимулам внешней среды), гипестезию (снижение уровня чувствительности), агнозию (нарушенное узнавание объектов в состоянии ясного сознания и небольшое снижение общей чувствительности), галлюцинации (восприятие несуществующих предметов в реальности). Иллюзии характерны при ошибочном восприятии предметов, существующих в реальности.

Напоследок хочется сказать, что психика человека — довольно сложное устройство, и отдельное рассмотрение таких процессов, как ощущение, восприятие, память и мышление — искусственное, ведь в реальности все эти феномены происходят параллельно или последовательно.

Раздел 3: Ощущение и восприятие

Назначения   Запросы из-за пределов моего округа будут отклонены .

  • Руководство для учащихся 3-й части

Презентации
  • Тема 3.1: Принципы восприятия
  • Тема 3.2: Принципы восприятия
  • Тема 3.3: Зрительная анатомия
  • Тема 3.4: Зрительное восприятие
  • Тема 3.5: Слуховые ощущения и восприятие
  • Тема 3.6: Химические ощущения
  • Тема 3.7: Телесные ощущения

Полезные ссылки
  • Раздел 3 Словарь

Видео Ускоренный курс психологии: ощущение и восприятие

Раздел 3: Ощущение и восприятие
​Весовая оценка экзамена AP: 6-8%

Психологи изучают ощущения и восприятие, чтобы объяснить, как и почему полученные извне ощущения и восприятия влияют на поведение и психические процессы.
Используя информацию от нескольких анатомических структур, ощущения, которые мы воспринимаем, обрабатывают и интерпретируют информацию об окружающей нас среде и нашем месте в ней. Это приводит к восприятию, которое влияет на то, как мы думаем и ведем себя. Таким образом, ощущение и восприятие обеспечивают мост между биологической и когнитивной точками зрения, предлагая аспекты обеих для объяснения того, как мы думаем и ведем себя.

Блок 3 строится на биологической основе психологии, заложенной в предыдущем блоке. Этот прогресс в понимании мозга, органов чувств и центральной нервной системы выдвигает на первый план физиологические процессы, участвующие в восприятии человеком своего окружения. Студенты должны уметь описывать примеры анатомических структур, физиологических процессов и психологических концепций, связанных с ощущением и восприятием. Понимание влияния ощущений и восприятия на поведение и психические процессы основано на том, что учащиеся узнали в Блоке 1 о психологических теориях и перспективах, особенно об их сильных и слабых сторонах.

Учащиеся также улучшат свое понимание научных исследований, углубляя свое понимание физиологического процесса преобразования энергии в связи с химическими чувствами.

Подготовка к экзамену AP: 

Как и в разделе 2, содержание этого раздела требует от учащихся установления связи между физиологией и психологией. Например, учащихся могут попросить связать получение человеком информации в их окружении с его восприятием этой информации. Студенты, как правило, предоставляют недостаточное количество деталей, чтобы продемонстрировать понимание в ответ на вопросы, связанные с анатомией. Например, неадекватным ответом о роли мозжечка будет: «Он помогает вам двигаться». Этой информации недостаточно, потому что теменная доля также помогает в движении. Ответ «Это помогает вам координировать свои движения» указывает на более глубокое знание. В некоторых случаях, когда знакомое слово появляется в вопросе со свободным ответом, учащиеся, как правило, дают определение этого слова в качестве своего ответа, когда требуется больше, чтобы заработать балл.


Что такое ощущение и восприятие? – Введение в психологию

Перейти к содержимому

К концу этого раздела вы сможете:

  • Различать ощущение и восприятие
  • Описать понятия абсолютного порога и разностного порога
  • Обсудите роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии
ощущение

Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как трансдукция.

Вероятно, с начальной школы вы знаете, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).

Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул был обнаружен в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет). 62).

Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога сознательного восприятия — они называются подсознательными сообщениями. Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).

Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности.

Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить различие между ними. Это известно как (jnd) или порог разницы. В отличие от абсолютного порога разностный порог меняется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение, из-за которого загорелся экран мобильного телефона, скорее всего, многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как: Порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показывает пример.

 

Восприятие

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. относится к сенсорной информации от стимула в окружающей среде, управляющей процессом, и относится к знаниям и ожиданиям, управляющим процессом, как показано на рис. 5.2 (Egeth & Yantis, 19).97; Файн и Миннери, 2009 г .; Янтис и Эгет, 1999).

Рисунок 5.2 Сверху вниз и снизу вверх – это способы обработки нашего восприятия.

Представьте, что вы с друзьями сидите в переполненном ресторане, обедаете и разговариваете. Здесь очень шумно, и вы концентрируетесь на лице своей подруги, чтобы услышать, что она говорит, затем раздается звук бьющегося стекла и лязг металлических кастрюль, ударяющихся об пол. Официант уронил большой поднос с едой. Хотя вы были заняты едой и разговором, этот звук грохота, скорее всего, проник бы через фильтры вашего внимания и привлек ваше внимание. У вас не было бы выбора, кроме как заметить это. Этот захват внимания будет вызван звуком из окружающей среды: он будет восходящим.

С другой стороны, нисходящие процессы, как правило, целенаправленны, медленны, преднамеренны, требуют усилий и находятся под вашим контролем (Fine & Minnery, 2009; Miller & Cohen, 2001; Miller & D’Esposito, 2005). Например, если вы потеряли ключи, как бы вы их искали? Если бы у вас был желтый брелок, вы, вероятно, искали бы желтизну определенного размера в определенных местах, например, на прилавке, журнальном столике и других подобных местах. Вы бы не стали искать желтизну на потолочном вентиляторе, потому что знаете, что ключи обычно не лежат на потолочном вентиляторе. Этот акт поиска определенного размера желтизны в некоторых местах, а не в других, будет осуществляться сверху вниз — под вашим контролем и на основе вашего опыта.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, тогда как восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение  – это обонятельные рецепторы, обнаруживающие запах корицы, но восприятие  может быть таким: «Ммм, это пахнет хлебом, который пекла бабушка». когда семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как . Представьте, что вы отправляетесь в город, в котором никогда не бывали. Вы заселяетесь в гостиницу, но когда вы добираетесь до своего номера, за вашим окном висит дорожный знак с ярким мигающим светом. К сожалению, других свободных комнат нет, поэтому вы застряли с мигалкой. Вы решаете посмотреть телевизор, чтобы расслабиться. Мигающий свет очень раздражал, когда вы впервые вошли в свою комнату. Как будто кто-то постоянно включает и выключает ярко-желтый прожектор в вашей комнате, но после короткого просмотра телевизора вы больше не замечаете мигания света. Свет по-прежнему мигает и каждые несколько секунд наполняет вашу комнату желтым светом, а фоторецепторы ваших глаз все еще воспринимают свет, но вы больше не воспринимаете быстрые изменения условий освещения. То, что вы больше не воспринимаете мигающий свет, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос. это неспособность воспринимать раздражители, которые находятся в вашем окружении, даже очень очевидные раздражители, такие как громкая музыка.

Исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (рис. 5.3) (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Рисунок 5.3 Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать стимул, когда он встроен в отвлекающий фон, называется . Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

Результаты обнаружения сигналов

В теории обнаружения сигналов есть четыре возможных результата, как показано на рис. 5.4. Представьте, что вы идете по переполненному шумному коридору в SAIT. Когда вы идете, вам кажется, что вы слышите, как друг зовет вас по имени. Если ваш друг действительно назвал ваше имя, и вы это восприняли, то у вас есть попаданий; стимул присутствовал (ваш друг назвал ваше имя), и вы ответили, что воспринимаете его. Но теперь представьте, что вы думали, что слышите, как ваш друг зовет вас по имени, но когда вы оглядываетесь, вы понимаете, что вашего друга нигде не видно, вы, должно быть, вообразили это; это ложная тревога . промах возникает, когда вы не слышите, как друг зовет вас по имени, хотя он и слышал. Правильный отказ — это когда никто не зовет тебя по имени, и тебе тоже кажется, что ты ничего не слышал — жизнь идет своим чередом.

 

Рис. 5.4. Четыре возможных результата в теории обнаружения сигналов.

 

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этой главе, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны к определенным типам зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера (рис. 5.5): линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.

Рисунок 5.5 В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые регулярно испытывают люди в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *