1. Общее понятие об ощущениях
Ощущение —психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы “воротами” нашего познания.
Ощущением называется простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду совершенно однородный цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета.
Ощущения —это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды.
Ощущения и возникшие на их основе восприятия и представления есть и у животных, и у человека. Однако ощущения человека отличаются от ощущений животных. Ощущения человека опосредованы его знаниями, т.е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове (“красный”, “холодный”) , мы тем самым осуществляем элементарные обобщения этих свойств.
В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах, температура, вкус и др.) , их интенсивность (например, более высокая или более низкая температура) и продолжительность. Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности.
Ощущение —превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания.
Они обеспечивают чувственную основу психической деятельности, предоставляют сенсорный материал для построения психических образов.
2. Виды ощущений
Существуют различные основания классификации ощущений. Самая древняя классификация ощущений включает пять пунктов (по количеству органов чувств): — обоняние, — вкус, — осязание, — зрение — слух. Б.Г. Ананьев выделял одиннадцать видов ощущений. Английский физиолог Ч. Шеррингтон предложил систематическую классификацию ощущений. На первом уровне ощущения делятся на три основных типа: — интероцептивные, — проприоцептивпые, — экстероцептивные.
Интероцептивные объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Проприоцептивные передают информацию о положении в пространстве тела в целом и опорно-двигательного аппарата в частности. Экстероцептивные обеспечивают получение сигналов из внешнего мира.Интероцептивные ощущения
Сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Они возникают благодаря рецепторам, находящимся: — на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносных сосудов и других органов, — внутри мышц и других оранов. Как оказалось, это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений. Они, что характерно, в сознании всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Также интероцептивные ощущения часто называют органическими.
Проприоцептивпые ощущения
Они передают сигналы о положении тела в пространстве, составляют тем самым афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Проприоцептивные ощущения включают: — ощущение равновесия (статическое ощущение), — двигательное (кинестетическое) ощущение. Рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках). Эти рецепторы называются тельцами Паччини. Роль проприоцепторов хорошо изучена в физиологии и психофизиологии. Их роль как афферентной основы движений у животных и человека была подробно изучена в работах А.А. Орбели, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.
Психология ощущений. — ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.
Страница 2 из 10
ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.
Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.
Рецептор – специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д., и их преобразования в нервные электрические импульсы.
Ощущение составляет ту исходную область сферы психических познавательных процессов, которая располагается у границы, резко разделяющей психические и допсихические явления. Психические познавательные процессы — динамически изменяющиеся психические явления, в своей совокупности обеспечивающие познание как процесс и как результат.
Термин “ощущение” психологи традиционно использовали для обозначения элементарного перцептивного образа и механизма его построения. Об ощущении в психологии говорят в тех случаях, когда человек отдает себе отчет в том, что на его органы чувств поступил какой-то сигнал. Любое изменение в среде, которое доступно для зрения, слуха и других модальностей, психологически презентируется в виде ощущения. Ощущение – это первичное сознательное представительство бесформенного и беспредметного фрагмента реальности определенной модальности: цвет, свет, звук, неопределенное прикосновение.
В области вкуса и запаха различие между ощущением и восприятием значительно меньше, а иногда его фактически нет. Если на вкус мы не можем определить продукт (сахар, мед) значит речь идет только об ощущениях. Если запахи не идентифицируются с их предметными источниками, то они презентируются только в виде ощущений. Болевые сигналы почти всегда презентируются как ощущения, так как “построить” образ боли может только человек с очень богатым воображением.
Роль ощущений в жизнедеятельности человека чрезвычайно велика, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, размерах и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм в виде ощущений получает разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг, который ежесекундно перерабатывает ее огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т.п.
Вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается, по мнению Т.П. Зинченко, непрерывно.
Органы чувств — это единственные каналы, по которым внешний мир “проникает” в человеческое сознание. “Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем…” Органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг, не мог бы общаться с окружающими людьми, добывать пищу, избегать опасности.
Известный русский врач С.П. Боткин (1832—1889) описал редкий в истории медицины случай, когда больная потеряла все виды чувствительности (видеть мог только один глаз и сохранялось осязание на небольшом участке руки). Когда больная закрывала видящий глаз и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.
Человеку необходимо все время получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает некоторый, постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма. Сенсорная изоляция – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений.
В этом отношении показательны результаты развивающихся в последние годы исследований по ограничению сенсорной информации. Эти исследования связаны с проблемами космической биологии и медицины. В тех случаях, когда испытуемых помещали в специальные камеры, обеспечивающие почти полную сенсорную изоляцию (постоянный монотонный звук, матовые очки, пропускающие лишь слабый свет, на руках и ногах – цилиндры, снимающие тактильную чувствительность, и т.п.), через несколько часов испытуемые приходили в состояние тревоги и настойчиво просили прекратить эксперимент.
В литературе описывается эксперимент, проведенный в 1956 году в университете Мак-Гилла группой психологов. Исследователи предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от всех внешних раздражителей. Все, что требовалось от испытуемых — лежать на кровати. Руки испытуемого помещались в длинные картонные трубы (чтобы было как можно меньше осязательных стимулов). Благодаря использованию специальных очков их глаза воспринимали только рассеянный свет. Слуховые раздражители “маскировались” шумом непрерывно работающих кондиционера и вентилятора.
Испытуемых кормили, поили, в случае необходимости они могли заниматься своим туалетом, но в остальное время должны были оставаться максимально неподвижными.
Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособными выдержать такие условия больше 2-3 дней. Что же происходило с ними за это время? Сначала большинство из испытуемых старались сконцентрироваться на личных проблемах, но вскоре испытуемые стали замечать, что их разум “уходит” от этого. Очень скоро они потеряли представление о времени, затем наступил период, когда они вообще потеряли способность мыслить. Чтобы избавиться от монотонности, испытуемые с удовольствием соглашались слушать детские рассказы и даже начинали требовать, чтобы им давали возможность их слушать еще и еще.
Более 80% испытуемых утверждали, что они были жертвами зрительных галлюцинаций: стены ходили ходуном, пол вращался, углы округлялись, предметы становились такими яркими, что на них невозможно было смотреть. Многие испытуемые после этого эксперимента в течение долгого времени не могли делать простые умозаключения и решать легкие математические задачи, а у многих наблюдались расстройства памяти.
Опыты по частичной сенсорной изоляции, например, изоляции от внешних воздействий отдельных участков поверхности тела показали, что в последнем случае наблюдаются нарушения тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах. У испытуемых, длительное время подвергавшихся воздействию монохроматического света, также появлялись зрительные галлюцинации.
Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, насколько сильна у человека потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений.
<< Предыдущая — Следующая >>
5.6 Краткое изложение главы – Введение в психологию – 1-е канадское издание
Глава 5. Ощущение и восприятие
Ощущение и восприятие органично взаимодействуют друг с другом, что позволяет нам обнаруживать как присутствие, так и изменения раздражителей вокруг нас.
Изучение ощущений и восприятия чрезвычайно важно для нашей повседневной жизни, потому что знания, полученные психологами, используются многими способами, чтобы помочь очень многим людям.
Каждое чувство осуществляет основной процесс трансдукции — преобразование стимулов, обнаруженных рецепторными клетками, в электрические импульсы, которые затем передаются в мозг — разными, но родственными способами.
Психофизика — это раздел психологии, изучающий влияние физических раздражителей на сенсорное восприятие. Психофизики изучают абсолютный порог ощущения, а также порог различия, или просто заметную разницу (JND). Закон Вебера утверждает, что JND стимула является постоянной пропорцией исходной интенсивности стимула.
Большая часть коры головного мозга предназначена для зрения, и мы обладаем значительными зрительными навыками. Глаз представляет собой специализированную систему, включающую роговицу, зрачок, радужную оболочку, хрусталик и сетчатку. Нейроны, в том числе палочки и колбочки, реагируют на попадание света на сетчатку и посылают его в зрительную кору через зрительный нерв.
Изображения частично воспринимаются благодаря действию нейронов детектора признаков.
Оттенок цвета, известный как оттенок, передается длиной волны света, попадающего в глаз. Теория трехцветного цвета Юнга-Гельмгольца и теория цвета противоположного процесса представляют собой теории того, как мозг воспринимает цвет.
Глубина воспринимается с помощью как бинокулярных, так и монокулярных сигналов глубины. Монокулярные сигналы глубины основаны на принципах гештальта. Бета-эффект и фи-феномен важны для обнаружения движения.
Ухо определяет как амплитуду (громкость), так и частоту (высоту) звуковых волн.
Важные структуры уха включают ушную раковину, барабанную перепонку, слуховые косточки, улитку и овальное окно.
Частотная теория слуха предполагает, что по мере увеличения высоты звуковой волны к слуховому нерву передаются нервные импульсы соответствующей частоты. Местная теория слуха предполагает, что разные области улитки реагируют на разные частоты.
Звуки громкостью 85 децибел и выше могут повредить ваш слух, особенно если вы подвергаетесь их постоянному воздействию. Звуки, превышающие 130 децибел, опасны, даже если вы нечасто их слышите.
Язык определяет шесть различных вкусовых ощущений, известных соответственно как сладкое, соленое, кислое, горькое, пикантное (пряное) и умами (пикантное).
У нас есть примерно 1000 типов клеток, воспринимающих запахи, и, по оценкам, мы можем обнаружить 10 000 различных запахов.
Тысячи нервных окончаний в коже реагируют на четыре основных ощущения — давление, жар, холод и боль — но только ощущение давления имеет свои специализированные рецепторы. Вестибулярная система обеспечивает возможность отслеживать, куда движется тело.
Восприятие включает процессы сенсорного взаимодействия, избирательного внимания, сенсорной адаптации и постоянства восприятия.
Хотя наше восприятие очень точное, оно не совершенно. Наши ожидания и эмоции окрашивают наше восприятие и могут привести к иллюзиям.
Ощущение и восприятие: краткий обзор
Чувства
- Психофизика изучает взаимосвязь между физическим свойства стимулов и восприятие людьми стимулов.
- Психологи оценивают остроту наших чувств, измеряя абсолютный порог и разностный порог и применяя теорию обнаружения сигналов .
- Сенсорная адаптация — снижение чувствительности к неизменный стимул.
- Младенцы рождаются со всеми основными сенсорными способностями и некоторыми перцептивными способностями. навыки, которые со временем развиваются и становятся более чувствительными.
Видение
- Зрение зависит от света , который является своего рода электромагнитное излучение, испускаемое солнцем, звездами, огнем и лампочками.
- Мы воспринимаем свет как цвет, яркость и насыщенность, которые зависят
соответственно на
- Глаз состоит из роговицы , радужной оболочки , зрачка , хрусталика , сетчатки и фовеа . Линза регулирует свою форму, чтобы сфокусировать свет от объектов которые находятся рядом или далеко в процессе под названием размещение .
- Темновая и световая адаптация — это процессы, посредством которых рецептор клетки чувствительны и десенсибилизированы к свету соответственно.
- Сетчатка имеет миллионы фоторецепторных клеток, называемых палочками и колбочками . Палочки и колбочки через синапсы соединяются с биполярными нейронами. которые соединяются с ганглиозными клетками. Аксоны ганглиозных клеток образуют зрительный нерв , который соединяется с глазом на зрительном нерве. диск , также называемый слепым пятном.
- После обработки в мозгу зрительные сигналы достигают первичного зрительная кора, где детекторов признаков реагируют на сигналы.
- Цвет — это психологический опыт, возникающий, когда глаза и мозг интерпретировать свет.
- Трихроматическая теория или Теория Юнга-Гельмгольца утверждает, что в сетчатке есть три типа колбочек, которые чувствительны к свету с различной длиной волны, соответствующей красному, зеленому или синий. Эта теория объясняет дальтонизм .
- Теория процесса оппонента утверждает, что рецепторы действуют в противоположные пути к длинам волн, связанные с тремя парами цветов: красный vs. зеленый, синий против желтого и черный против белого. Теория объясняет Восприятие четырех основных цветов. На него также приходится остаточных изображений , или цветов, воспринимаемых после других дополнительных цветов. удаляются.
- Гештальт-психология предполагает, что воспринимаемое целое иногда обладает свойствами, которых не было в составляющих его частях. Ан пример феномен фи , при котором иллюзия движения происходит, когда изображения представлены последовательно, одно за другим.
- гештальт-психологов описывают принципы, которые люди используют для организации видения на единицы, которые имеют смысл, в том числе: фигура и земля , близость , закрытие , сходство , непрерывность и простота .
- Бинокулярные и монокулярные указатели позволяют людям определять расстояние от объекта.
- Перцептивное постоянство — это способность распознавать, что объект один и тот же, когда он создает на сетчатке разные изображения. визуальный константы относятся к форме , размеру , яркости , цвету и местоположению .
- Зрительные иллюзии являются неправильными интерпретациями визуальных стимулов.
- Избирательное внимание — это способность сосредотачиваться на некоторых частях сенсорную информацию и игнорировать другие.
Слух
- Слух зависит от звуковых волн . Звук имеет три особенности: громкость, высота и тембр , которые зависят соответственно от волна амплитуда , частота и сложность .
- Ухо состоит из наружного уха, среднего уха и внутреннего уха. Эти части содержат ушную раковину , барабанную перепонку, косточек , овальную окно, улитка и реснички .
- Нейроны уха образуют слуховой нерв , который посылает импульсы от уха к мозгу. Таламус и слуховая кора получают слуховая информация.
- Теория места и Теория частоты объясняют, как люди различают высоту различных звуков.
Вкус и запах
- Стимуляторами вкуса и запаха являются химические вещества.
- Вкус возникает, когда химические вещества стимулируют рецепторы языка и горла.
- Пять вкусов: соленый , сладкий , кислый , горький и умами .