Понятие психики и сознания условия возникновения сознания: Вопрос 4. Общее понятие о психике. Условия возникновения сознания и онтогенезе.

Содержание

Вопрос 4. Общее понятие о психике. Условия возникновения сознания и онтогенезе.

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Усвоение или присвоение общественно-исторического опыта — специфически человеческий путь онтогенеза, полностью отсутствующий у животных. У животного генетическую основу поведения составляют безусловно-рефлекторные механизмы, инстинкты, в ходе индивидуальной жизни они развиваются, формируются, приспосабливаются к меняющимся элементам внешней среды, это процесс «развертывания» наследственного опыта.  Процесс усвоения человеческого видового опыта происходит в индивидуальной жизни ребенка, в ее практической деятельности, которую опосредует взрослый человек.   Наиболее совершенно исследовал этот процесс Л.С.Выготский в рамках культурно-исторической теории развития сознания, главным принципом которой является историческое понимания психических процессов.

 Исходя из того, что психика детерминируется трудовой деятельностью, Выготский выдвигает идею «психологических орудий», которые изготовлены человечеством искусственно и представляют собой элемент культуры. Изначально они повернуты внешне на другого человека, потом оборачиваются на себя, т.е. становятся способами управления собственных психических процессов. 

Основные положения культурно-исторической теории такие: 1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой – благодаря использованию орудий  человек оказался способен к овладению природой. (а не только приспосабливаться к ней)  2. Способность к овладению природой для самого человека обернулась тем, что он научился овладевать собственной психикой – появились произвольные формы деятельности или высшие психические функции. 3. Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода — психологических, эти

психологические орудия – знаки.  (человек способен овладевать собственной психикой с помощью специальных психологических орудий) ЗНАКИ — символы, имеющие определенное, выработанное в истории культуры значение:

язык

различные формы нумерации и исчисления

мнемотехнические приспособления

алгебраические символы

произведения искусства

диаграммы, карты, чертежи

условные знаки и пр.

Введение в структуру психической функции знака превращает ее в функцию высшую, опосредованную. Когда человек, например, завязывает узелок на память, он сам создает дополнительный стимул, опосредует свою реакцию с помощью знака, который выступает как способ запоминания, или психологическое орудие. Этот дополнительный стимул не имеет органической связи с ситуацией,  поэтому существует искусственное средство-знак, с помощью которого человек овладевает поведением: запоминает, делает выбор и т.д.

Создавая стимулы-средства, человек освобождается от зависимости от независящих от него стимулов-объектов.  С помощью знаков человек извне создает связи в мозгу, руководит мозгом и через него собственным телом. Между низшими и высшими психическими функциями существуют определенные отличия. Знак всегда сначала является средством социальной связи, средством влияния на другого, и только потом он становится средством влияния на себя. Высшие психические функции — интериоризованные отношения социального порядка.

Возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс был интерпсихологическим, т.е.межличностным, потом эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические. Это и есть процесс интериоризации. В онтогенезе он осуществляется так же. 

Интериоризация — процесс формирования внутренних структур психики, обусловленный усвоением структур и символов внешней социальной деятельности Интериоризация — процесс присвоения ребенком знаков.   Стадии интериоризации в онтогенезе:  1) взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;  2) ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;  3) ребенок
 начинает воздействовать словом на самого себя (вначале в громкоречевой форме, затем — внутренняя речь). 

Возникновение сознания человека. Причины возникновения человеческого сознания

Определение 1

Сознание – это высшая способность психического отражения, которая характерна только для человека, а также целенаправленное отражение реальности, которое служит для регулирования поведения.

Условия возникновения сознания

В качестве носителя сознания выступает человек со специфическим органом – мозгом. Сознание человека формируется, полагаясь на психику высших животных. Важнейшими биологическими предпосылками появления сознания учёные называют увеличение размеров мозга и усложнение его структуры у древних обезьян. Среди социальных предпосылок выделяют коммуникацию и труд.

Человек по природе своей становится сознательным существом, он не рождается таковым. Формирование сознания происходит в онтогенезе и филогенезе.

Определение 2

Филогенез – процесс формирования человеческого рода, в котором сознание является результатом труда и коммуникации предков человека друг с другом.

Есть предположение, что древние люди с ходом времени приобретали навыки, которые помогали им выделять и фиксировать объективные свойства и отношения предметов природы, иными словами – обобщать. Результат подобного обобщения фиксировался в конкретном знаке для того, чтобы передать его другим людям. Одновременно с тем, как происходило становление сознания, формировался и язык.

Замечание 1

Сознание древних людей имело наглядно-действенных характер, иначе говоря, процесс мышления происходил благодаря манипуляции с предметами, данные манипуляции и представляли собой сознание. Занимаясь любой работой, будь то оттачивание камня или добыча еды при помощи острой палки, человек думал. Изменение и усложнение труда благоприятно сказывались на развитии сознания древнего человека.

Со временем логика внешних действий с предметами уступила место логике обобщённых образов этих вещей. Этот вид мышления называют наглядно-образным, оно, в последствие стало базой для формирования примитивных верований, первобытного искусства и мифологии.

Наглядно-образное мышление на историческом этапе развития стало предшественником абстрактно-логического мышления, т.е. способности использовать понятия, суждения и умозаключения. Логическое мышление – это наивысшая способность сознания.

Причины возникновения человеческого сознания

Определение 3

Онтогенез – это индивидуальное развитие человека.

В процессе онтогенеза сознание формируется посредством общения. Ребёнок, который долгое время был изолирован в раннем возрасте от других людей, не сможет в полном объёме приспособиться к жизни в обществе. Сознание получает толчок к развитию только в том случае, если человек с самого начала своей жизни вовлечён в культуру посредством семьи, которая усваивает её достижения.

При этом став взрослым и самостоятельным, такой человек будет действовать, творить и оценивать.

Из признания социальной природы сознания следует важное замечание о его свойствах и характерных особенностях. Сознание – это диалог, оно является знанием совместным с другими такими же знаниями. Каждый из нас знаком с сознанием, которое является диалогом «я» и «другого» внутри нас. Во время формирования сознания у ребёнка данный диалог происходит посредством прямого общения с родителями и ровесниками. У взрослого данный диалог переносится на внутренний уровень. Внутренний оппонент или слушатель – «другой», в сознании взрослого человека, представляет собой нормы и ценности культуры.

В русском языке слава «познание» и «сознание» объединяются общим корнем – «знание». Познание представляет собой последовательное движение в направлении знания, а сознание – наивысшую способность психического отражения действительности, которая может быть присуща только человеку. Однако весьма ошибочно, даже на фоне того, что термин «сознание» ведёт к знанию, говорить о том, что сознание сводится только к знанию.

Сознание связано с оцениванием и переживанием. Иначе говоря, выражению конкретного отношения к тому, что известно. Такая способность сознания выражается и посредством английского языка словом «consciousness». В данном случае слово «знание» относится не к слову «knowledge», а к совести — «conscience». Отсюда можно сделать вывод, что буквально в одном слове имеется и знание, и оценка, и отношение.

Проблема сознания в философии

Проблема сознания в философии не заключается исключительно в проблеме познания и познавательных способностях. Задаваясь вопросом сознания, философ непременно обращается к свободе и ответственности, добру и злу, правильному и неправильному действию. Более того, стоит отметить, что сознание – это не единственное измерение личности. Для обозначения всего, чем наполнен внутренний мир человека, философы используют понятия субъективности или субъективной действительности.

Определение 4

Субъективность – это все проявления человека: сознательные и бессознательные, эмоциональные и интеллектуальные, ценностные и рациональные – это многомерная реальность, где множество слоёв и уровней, при этом сознание лишь один из них.

Сложность проблемы сознания состоит ещё и в том, что всякое проявление сознания в свёрнутом виде хранит в себе всю жизнь человека, оно пропитывает все проявления личности и является определяющим фактором для них. Сознание невозможно отделить от опыта жизни и поэтому оно должно изучаться вместе с ним. Однако в таком виде сформулированная проблема сознания не имеет границ ввиду того, что жизненный опыт человека или культурный опыт человечества в целом никогда не завершится. Проще говоря, проблема сознания – это извечный философский вопрос.

Определить сознание практически невозможно в качестве точного и однозначного предмета философской науки, в силу этого оно рассматривается с различных сторон: С позиций его происхождения, структуры, соотношения с бессознательным или с позиций свободы, смысла жизни и ценностей, которые определяет для себя каждый человек.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Нарратив и возникновение самосознания | Нарратив и сознание: литература, психология и мозг

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Нарратив и сознание: литература, психология и мозгКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Нарратив и сознание: литература, психология и мозгКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Процитируйте

Нельсон, Кэтрин,

«Рассказ и возникновение самосознания»

,

в Gary D. Fireman, Ted E. McVay, and Owen J. Flanagan (eds)

3

3 9

Нарратив и сознание: литература, психология и мозг

(

Нью-Йорк,

2003;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 22 марта 2012 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195140057.003.0002,

, по состоянию на 13 ноября 2022 г.

3 . Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Нарратив и сознание: литература, психология и мозгКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Нарратив и сознание: литература, психология и мозгКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Сознание не рассматривалось должным образом, поскольку феноменология человека и точка зрения ребенка — два, казалось бы, важных аспекта сознания — ранее не рассматривались. Автор считает важным учет точки зрения ребенка, поскольку это позволит осознать, что функции и структура психики претерпевают определенные изменения. В этой главе делается попытка рассмотреть гипотезу о том, как считается, что опыт раннего детства вызывает новый уровень сознания и как он может быть связан с новым ощущением себя, возникающим в различных социальных реалиях и в разные периоды времени. Утверждается, что языковой, особенно повествовательный, человеческий коммуникативный дискурс сделал возможным формирование этого нового уровня, и что он включает в себя другие возникающие уровни, системы, которые непрерывно развиваются: развитие, приписываемое сознанию ребенка, и самоощущение. что параллельно ему в социальном мире.

Ключевые слова: осознание, индивидуальная феноменология, точка зрения ребенка, функция сознания, структура сознания, коммуникативный дискурс, нарративный дискурс, лингвистический дискурс, сознание

Предмет

Когнитивная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Сложность, физика и возникновение сознания

Двумя основными философскими трудными проблемами сознания являются материализм и дуализм . Дуалисты рассматривают ментальную и физическую сферы как отдельные аспекты реальности, в то время как материалисты утверждают, что ментальные состояния создаются мозгом способами, основанными на физических законах.

Материализм поддерживается исследованиями изображений мозга, травм и болезней, которые обеспечивают корреляцию разума со структурой и функциями мозга. Главный вызов материализму — пробел в объяснении , или огромные трудности, с которыми сталкиваются материалистические теории при объяснении того, как физические свойства могут вызывать сознательный опыт.

В ответ на этот вызов материалисты в значительной степени полагаются на идею возникновения ; материализм говорит, что разум возникает из мозга.

Многоуровневые уровни жизни

Источник: Пол Нуньес

В науке и философии «возникновение» относится к новым целостным свойствам, которые возникают в сложных системах, созданных взаимодействиями в меньших масштабах. Различные уровни жизни возникают из нескольких нижних уровней, как показано стрелками вверх на рисунке. Пусть множество клеток взаимодействуют в правильной среде, и в результате возникают системы органов и, в конечном счете, человек. Эмерджентность также обычна в более крупных масштабах — войны и экономические депрессии возникают в результате взаимодействия людей.

На каждом уровне сложности появляются совершенно новые свойства. Эти эмерджентные свойства могут затем воздействовать на более низкие уровни, так что жизнь, например, представляет собой многомасштабный процесс 90–175.0176 . Под этим мы подразумеваем, что жизнь в решающей степени зависит от взаимодействий как сверху вниз, так и снизу вверх в пространственных масштабах. Человек может оказывать множество нисходящих воздействий на более низкие уровни (стрелки вниз), например, когда он ест пиццу, участвует в забеге или прыгает в постели со своим партнером. Такие двусторонние взаимодействия ( циклическая причинность ) предполагают, что психология — это не просто прикладная биология, биология — это не только прикладная химия, а химия — это не только прикладная физика. Таким образом, жизнь закодирована в нескольких масштабах.

Многие задаются вопросом, как такие возникающие целые могут настолько отличаться от простой суммы своих частей. Молекулы белков и ДНК лежат в основе всей известной жизни; считается, что они формируются в соответствии с законами квантовой механики. Известно около 10 миллионов молекул; один из каждого вида может легко поместиться в углу одиночной камеры. Напротив, количество возможных молекул, подчиняющихся законам квантовой механики, больше, чем количество песчинок, которые можно втиснуть в известную Вселенную (даже если мы будем считать только молекулы, содержащие менее 100 атомов).

Почему же тогда возникли молекулы ДНК и белка жизни, а не другие молекулы, которых мы не видим? Ответ в значительной степени неизвестен; однако мы знаем, что молекулы ДНК и белков развивались под влиянием определенных условий окружающей среды (изогнутые стрелки). Как только жизнь развилась на клеточном уровне, высшие формы жизни объясняются, по крайней мере частично, дарвиновской эволюцией, которая сильно зависит от условий окружающей среды, действующих в нескольких масштабах, включая квантовые эффекты, ответственные за мутации. Но вопрос о том, как вообще зародилась жизнь ( биогенеза ) остается в основном без ответа.

Трудная проблема сознания кажется гораздо более сложной, чем другие виды возникновения, включая возникновение бессознательной жизни. Хотя возникающие свойства обычно непредсказуемы, как только такие свойства обнаружены, мы обычно можем создавать правдоподобные повествования, объясняющие, как такие свойства могли возникнуть в результате лежащих в их основе процессов, согласующихся с физическими законами. Как выразился один читатель более раннего поста: «Именно отсутствие такой истории для сознательного опыта делает трудную проблему сложной» (сложность — это не трудная проблема, а «неизвлекаемость», опубликованные комментарии Фрэнка 13. 11.2017 ).

Чтобы ответить на этот проницательный вопрос, мы можем больше сосредоточиться на влиянии окружающей среды, представленном изогнутыми стрелками. Считается, что такие влияния подчиняются физическим законам — теории относительности, квантовой механики и термодинамики — все это законы передачи информации. Относительность ограничивает скорость, квантовая механика ограничивает количество, а второй закон термодинамики ограничивает качество.

Здесь мы сосредоточим наше внимание на квантовой механике, физической теории, управляющей поведением очень малых систем — электронов, протонов, атомов и так далее. Квантовые системы управляются информационное поле называется квантовой волновой функцией. Квантовая механика была проверена в многочисленных экспериментах и ​​обеспечивает основу для большей части наших современных технологий. Физики обнаружили глубокий фундаментальный информационный барьер, скрытую реальность , существование которой в настоящее время широко признано, но фактическая природа которой остается предметом постоянных споров.

Эта скрытая реальность была связана с рядом ярлыков — принцип неопределенности, коллапс волновой функции, множество миров, неявный порядок, когерентные истории и многое другое. Хотя истинная природа этой скрытой реальности в настоящее время неизвестна (и, возможно, непознаваема), мало кто сомневается в ее влиянии — не только на наше окружение, но и на само существование Вселенной.

В частности, квантовая механика включает в себя странные представления о природе информации, которые полностью расходятся с нашим «здравым смыслом». Одной из таких особенностей является нелокальность, при которой воздействия могут возникать мгновенно на огромных расстояниях, в отличие от обычной передачи информации, которая ограничена скоростью света.

Это обсуждение снова поднимает вопрос о том, не слишком ли мы недооценили влияние окружающей среды, изображенное изогнутыми стрелками на рисунке; возможно, они играют более важную роль в сознании, чем многие предполагают, поскольку они связаны с неким «ультраинформационным» полем. В этом случае «появление» может указывать на появление функционирующей «мозговой антенны» для взаимодействия с предполагаемым ультраинформационным полем.

В качестве фона для этой идеи отметим, что физики определили несколько полей, не имеющих известной базовой структуры, включая электромагнитные поля и квантовые волновые функции. Электромагнитное поле несет как информацию, так и энергию; волновая функция несет только информацию. Мы знаем о существовании этих полей только по их влиянию на согласующие «антенны». Электроны, например, обладают такими фундаментальными свойствами, как заряд и вращение, которые служат датчиками или антеннами электромагнитных полей.

Я не утверждаю, что эти поля имеют какое-либо отношение к сознанию. Но, насколько нам известно, наша Вселенная может содержать другие неоткрытые поля, и некоторые из них могут подпадать под категорию ультраинформации (более поздним открытием поля является темная энергия). За последнее столетие или около того большинство ученых считали массу и энергию главными действующими лицами природы на мировой сцене, а информации отводилась лишь второстепенная роль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *