Презентация на тему «Понятие психики и ее эволюции»
Понятие о психике и ее эволюции
содержание
- Понятие о психике
- Сознание
- Уровни развития психики живых организмов
- Основные функции психики
- Развитие психики животных
- Нервная система
- Сетевидная нервная система
- Узловая нервная система
- Трубчатая нервная система
- Условный рефлекс
- Стадия интеллектуального поведения
- Концепция развития психики Леонтьева-Фабри
Понятие о психике
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
содержание
- Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
- Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.
- В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.
Сознание
Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.
В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение.
Уровни развития психики живых организмов
- Раздражимость
- Чувствительность (ощущения)
- Поведение высших животных (внешне обусловленное поведение)
- Сознание человека (самодетерменированое поведение)
Основные функции психики
Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адаптации. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структуру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов природы. Поэтому мы вправе полагать, что адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе.
Развитие психики животных
В отечественной психологии давно утвердилось мнение о том, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением. С инстинктами связаны и те формы поведения, которые приобретаются конкретным животным в процессе его жизни.
Инстинктивное поведение — это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Как правило, инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существования (выживания) конкретного представителя или вида в целом. Но было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в течение его жизни.Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются, поэтому индивидуальное приспособление, как указывал И. П. Павлов, существует у всех животных. Особенностью поведения животных на ранних этапах развития является то, что оно всегда побуждается и управляется отдельными свойствами предметов, воздействующих на животное.
Биологический смысл воздействия предметов, возбуждающих и направляющих поведение животного, не является постоянным, а меняется и развивается в зависимости от конкретных условий жизни животного и особенностей среды.
Эта стадия развития, характеризующаяся тем, что поведение животного побуждается отдельными свойствами предмета в силу того, что они связаны с осуществлением основных жизненных функций животных, называется стадией элементарного поведения. Соответственно данный уровень развития психики называется стадией элементарной сенсорной психики.
Подобное поведение животного возможно благодаря существованию определенных органов, являющихся материальной основой психического. На стадии элементарного поведения в развитии животных наблюдается дифференциация органов чувствительности.
Нервная система
- Сетевидная нервная система
- Узловая нервная система
- Трубчатая нервная система
Сетевидная нервная система
Представляет собой сеть волокон, идущих в различных направлениях и непосредственно соединяющих чувствительные клетки, заложенные на поверхности тела, с сократительной тканью животного.
Особенностью такой нервной системы является отсутствие процессов торможения, а нервные волокна не дифференцированы на чувствительные и двигательные и обладают двусторонней проводимостью.
Узловая нервная система
В процессе дальнейшего развития нервной системы наблюдается выделение центральных нервных узлов, или ганглиев. Этот уровень развития нервной системы получил название узловой нервной системы. Возникновение узлов в нервной системе связано с образованием сегментов тела животного. При этом наблюдается усложнение поведения животного. Во-первых, характерно появление цепного поведения, представляющего собой цепь реакций на отдельные, последовательно действующие раздражители. Описывая данный тип поведения, А. Н. Леонтьев приводит в качестве примера поведение некоторых насекомых, откладывающих яйца в коконы других видов. Вначале насекомое направляется к кокону под влиянием обоняния. Затем при приближении к кокону насекомое действует зрительно.
Трубчатая нервная система
Особенностью этой формы поведения является то, что оно осуществляется под одновременным воздействием все большего количества раздражителей. Такое поведение характерно для хордовых и позвоночных. Например, поведение рыб направляется одновременным воздействием обонятельных, осязательных, зрительных и других раздражителей. При этом информация о воздействующих раздражителях объединяется.
У хордовых и позвоночных нервная система представляет сплошной тяж, или трубку, с утолщением головного конца — простейшим головным мозгом, который позволяет совершать животному более сложные поведенческие акты на основе одновременного действия разных раздражителей.
Условный рефлекс
Это процесс образования нервных связей в коре полушарий головного мозга. Нервная деятельность коры головного мозга впервые была изучена И. П. Павловым. К числу важнейших законов и принципов, открытых Павловым, прежде всего следует отнести принцип замыкания условных (временных) нервных связей. Если при достаточно сильном возбуждении участка коры под влиянием раздражителя, вызывающего врожденную реакцию (безусловный рефлекс), в другом участке коры создается возбуждение действием раздражителя, который сам по себе не вызывает определенного безусловного рефлекса, т. е. является нейтральным, то это второе возбуждение вступает в связь с первым. В результате при многократном повторении такой связи нейтральный раздражитель (например, звуки или свет) будет самостоятельно вызывать ту же реакцию, которую до этого вызывал безусловный раздражитель. Раздражитель, бывший до этого нейтральным, превращается теперь в условный раздражитель, а вызванный им рефлекс становится условным рефлексом. Следовательно, в результате многократного повторения процедуры происходит замыкание новой нервной связи.
Далее, в своих исследованиях Павлов открыл принцип торможения этих связей. При этом Павлов выделял два типа торможения: внешнее и внутреннее. Если во время действия условного раздражителя начнет действовать какой-либо новый, посторонний раздражитель, то условный рефлекс не проявится, — он затормозится. В этом случае мы сталкиваемся с явлением внешнего торможения. Примером внутреннего торможения является угасание условного рефлекса. Если условный раздражитель несколько раз подряд не подкрепляется безусловным раздражителем , то этот условный раздражитель перестает вызывать условный рефлекс — наступает его временное торможение.
Следующим принципом был принцип генерализации и концентрации возбуждения в коре полушарий. Он выражается в том, что всякий условный раздражитель дает сначала генерализованное («разлитое») возбуждение, которое затем при определенных условиях начинает концентрироваться в определенных участках коры. Если, например, условный рефлекс вырабатывается в ответ на какой-либо раздражитель, то первоначально его будут вызывать и многие другие сходные раздражители. Но если безусловным раздражителем будет подкрепляться только один строго определенный звуковой раздражитель, то рефлексы в ответ на другие звуки затормозятся, — произойдет дифференцировка условного рефлекса.
Стадия интеллектуального поведения
Наивысшая стадия развития поведения животных. При переходе к третьей ступени развития животных наблюдается усложнение их поведения. В актах поведения присутствует фаза подготовки к выполнению основного действия. Именно наличие фазы подготовки и составляет характерную черту интеллектуального поведения. Об интеллекте можно говорить тогда, когда возникает необходимость подготовки к осуществлению той или иной операции. При этом новые условия выполнения определенной операции вызывают у животного не любые «пробные» действия, а попытку применения выработанных ранее операций или навыков. Анатомо-физиологической основой возникновения и развития интеллекта у животных является достаточно высокий уровень развития коры головного мозга, и в первую очередь — лобных долей. Экспериментально доказано, что именно так называемые префронтальные поля определяют возможность выполнения двухфазных задач.
Концепция развития психики Леонтьева — Фабри
- Стадия элементарной сенсорной психики – имеет два уровня: низший и высший
- Стадия перцептивной психики – имеет три уровня: низший, высший и наивысший.
Общее понятие психики человека
Понятие психики человека является одним из самых изучаемых и в то же время загадочных. Несмотря на огромное количество фундаментальных исследований по данной теме, остается еще огромное количество вопросов и загадок, на которые человечеству только предстоит найти ответ.
Основные понятия психики
Изучением особенностей человеческой психики занимается огромное количество ученых и исследователей. Естественно, каждый из них формирует собственное определение данного понятия. Стоит рассмотреть самые употребляемые из них.
Понятие психики № 1 подразумевает деятельность по отражению и регуляции явлений действительности. Благодаря этому, происходит активное взаимодействие с окружающим миром, а также познание общечеловеческого опыта.
Основные психические процессы: таблица
Одними из самых сложных, многообразных в своих проявлениях и наименее изученных в человеческом…
Понятие психики №2 подразумевает законы становления и функционирования внутреннего мира и образов реальности, складывающихся в сознании человека.
Понятие №3 определяет психику как субъективное отражение действительности через систему идеальных образов, посредством которых происходит взаимодействие с окружающей средой, а также ориентация в ней.
Основные положения о психике
На основании выводов разных специалистов, занимающихся изучением понятия психики, можно выделить несколько ключевых положений, определяющих специфику данного явления:
- Возникновение психики произошло одновременно с появлением на Земле живых организмов в качестве механизма приспособительного поведения.
- Высшим этапом развития психики является сознание. Его появление связано с развитием трудовой деятельности человека и формированием коллективов.
- Психика формируется под воздействием активной деятельности человека в процессе перехода от внешнего взаимодействия с предметами в конкретный образ, а затем — в регулируемое действие.
- Формирование психики обусловлено социокультурными факторами и опосредовано мозговой активностью.
- Психические моменты имеют системную организацию и четко очерченную структуру.
Понятие и структура психики
Психика — это сложное системное явление, которое включает в себя такие структурные элементы:
Психология — что это? Отвечаем на вопрос. Основные функции…
В последнее время изучение психологии человека стало очень популярно. На западе консультационная…
- Психические процессы — явления, которые обеспечивают отражение и осознание действительности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые процессы.
- Психические свойства — это устойчивые и постоянно дублирующиеся особенности личности, которые определяют поведение, темперамент, характер и способности человека.
- Психические состояния — это качество функционирования и уровень работоспособности психики на конкретный момент времени. Речь идет об активности, бодрости, пассивности, апатии и так далее.
- Деятельность — совокупность действий, обеспечивающих удовлетворение интересов и потребностей.
Структура сознания
Определение понятия психики тесно связано с понятием сознания. Последняя категория характеризуется такой структурой:
- Бессознательное — это начальный уровень психики, который может быть индивидуальным (связан с базовыми инстинктами) и коллективным (обусловлен историческими закономерностями).
- Подсознание — включает представления, стремления и желания, которые психика восприняла в качестве сигналов. Подсознательные образы могут быть актуализированы (всплыть в памяти) через длительный промежуток времени.
- Предсознание — промежуточное состояние психики, которое представлено в виде потока мыслей, ассоциаций и образов, а также широкого спектра эмоций.
- Непосредственно сознание — это высший уровень отражения процессов действительности, посредством которого достигается полное познание окружающего мира и его преобразование.
- Сверхсознание — это психические характеристики, которые человек может сам сформировать в результате систематических и целенаправленных усилий. В качестве примера можно привести сознательное регулирование соматических состояний (например, хождение по битому стеклу или горячим углям, замедление сердцебиения и так далее).
Основные виды психических процессов
Понятие психики включает в себя такую категорию как психические процессы. Это все, что происходит в голове человека и находит свое отражение в психических явлениях. Вот какие виды процессов можно выделить:
Апперцепция — что это? Понятие в психологии. Апперцепция -…
Наш прошлый опыт, цели и мотивы деятельности играют одну из главных ролей в восприятии окружающего…
- Познавательные — это восприятие мира посредством преобразования входящей информации. Это все, что касается ощущений, воображения, мышления и памяти.
- Регуляции — обеспечивают определенную организацию, интенсивность и направленность поведения. Это мотивация, постановка целей, принятие решений и контроль их исполнения, а также эмоции и волевые процессы.
- Коммуникационные — обеспечивают межличностное общение, которое происходит посредством понимания чувств и мыслей. Это касается как вербальных, так и невербальных коммуникаций.
Ключевые функции психики
При изучении понятия психики функции психики играют определяющее значение. Вот основные из них:
- Коммуникативная — обеспечивает такое восприятие действительности, благодаря которому реализуется потребность человека в общении.
- Познавательная — подразумевает сбор и анализ информации об окружающем мире с последующим осознанием своего места и значения в нем.
- Отражательная — позволяет выбрать ответ из многообразия вариантов, связанных с отдельно взятой ситуацией.
- Регулятивная — обеспечивает смену форм поведения человека, в зависимости от внешней среды и сложившихся обстоятельств.
- Эмоциональная — порождает чувственные реакции на те или иные явления окружающего мира.
- Волевая — обеспечивает возможность свободного жизненного выбора.
Психика и головной мозг
Понятие психики в психологии ассоциировано с центральной нервной системой, которая, в свою очередь, берет начало в головном мозге человека. В связи с этим целесообразно углубиться в изучение механизма формирования психики. Вот какие процессы происходят в разных отделах головного мозга:
- В лобных долях сосредоточены двигательные и речевые центры. Эта область отвечает за моторику речи и способность к аналитической деятельности. Также здесь представлены такие психологические функции, как формирование воли и мотивов достижений, смыслов и человеческих ценностей, целеполагания, морали.
- Височные доли — место расположения слуховых, вкусовых и обонятельных центров, а также центров восприятия и понимания речи. Данная область осуществляет экспрессивную речевую функцию. С точки зрения психики стоит отметить присутствие на медиальной поверхности центров радости, горя, страха, удовольствия, полового влечения и безопасности.
- Теменные области отвечают за чувствительность к теплу, холоду, боли, прикосновению и остроте. Именно эти поля отвечают за восприятие и интерпретацию музыкальных мелодий.
Понятие о психических образах
Понятие психики неразрывно связано с понятием психического образа, который представляет собой интегративное отражение действительности. Это своего рода информационная модель, на основании которой определяется жизнедеятельность человека. Психическим образам присущи такие свойства:
- Идеалистичность. Человек воспринимает мир в виде идеальных форм, сложившихся в результате прошлого опыта и психических состояний. Таким образом, у разных людей образы неодинаковы.
- Первичность и вторичность. Образы сначала формируются на базе восприятий и ощущений, после чего трансформируются в память и способ мышления.
- Информативность. Образы отражают данные о локализации реальных объектов в пространстве, а также совокупность свойств, присущих им.
- Активность построения. Образы возникают не одномоментно, а последовательно, на основе двигательных и биомеханических процессов.
- Многомерность. Образы функционируют не самостоятельно, а в контексте действительности или определенной деятельности.
- Пластичность. С образами, как и с реальными предметами, можно совершать определенные «мыслительные действия», проигрывать поведенческие варианты, моделировать развитие, в зависимости от изменения действительности.
- Информационная емкость. Образ формируется на основе информации о действительности, а также сам служит источником данных.
- Обобщенность. Образ представляет собой информационную модель, сформированную модель, в которой собрана ключевая первостепенная информация, существенная для восприятия объектов действительности.
Характеристика здоровой психики
Рассматривая понятие психики человека, стоит обратить внимание на признаки ее нормального функционирования. Здоровой психике присущи такие характеристики:
- Адекватная реакция рецепторов на различные сигналы-раздражители.
- Сбалансированная рефлективность, основанная на оценочно-аналитической обработке поступающих в мозг сигналов.
- Наличие сигнальных подсистем, которые развиваются пропорционально развитию суждений.
Подходы к определению обладания психикой
В общей психологии понятие психики изучается только в отношении человека. Тем не менее некоторые исследователи придерживаются мнения, что другие существа также обладают этим свойством. На основании разности взглядов по данному вопросу было сформировано несколько теорий, а именно:
- Антропопсихизм (Декарт) — теория, отстаивающая мнение, что психика присуща только человеческим существам.
- Панпсихизм (французский материализм) — теория, отстаивающая всеобщую одухотворенность природы. Имеется в виду, что психика в равной мере присуща как всем живым (люди, животные), так и неживым объектам (растения, камни).
- Биопсихизм — теория, отстаивающая мнение, что психика присуща всем объектам живой природы (включая растения).
- Нейропсихизм (Дарвин) — теория, отстаивающая мнение, что психика присуща только тем объектам (существам), у которых есть центральная нервная система.
- Мозгопсихизм (Платонов) — теория, отстаивающая мнение, что психика присуща существам, имеющим мозг и трубчатое устройство нервной системы. Так, например, у насекомых психики быть не может, так как у них нет выраженного мозга, а нервная система устроена по узелковому типу.
- Чувствительная теория (Леонтьев) — психика присуща тем существам, которые могут реагировать на раздражения внешней среды, являющиеся жизненно значимыми (звук опасности, запах пищи и так далее) с последующим формированием условных рефлексов.
Ключевые отличия психики человека от психики животных
Если рассмотреть понятие психики человека в сравнении с другими живыми существами (а именно с животными), напрашиваются определенные выводы. Итак, отличие психики людей выражается в следующем:
- Помимо наследственно-эмпирических форм поведения, человек также использует опыт предков, который передается в форме устной и письменной реи. Таким образом, людская психика постоянно совершенствуется и обогащается за счет непрерывно обновляющегося социального опыта.
- Сознание человека отражает только самые существенные стороны и закономерности действительности, которые дают возможность решать более глубокие проблемы не методом проб и ошибок (подобно животным), а путем установления закономерностей.
- Психика и сознание человека характеризуются осознанностью целей деятельности и способностью моделировать будущие события. Более того, человек может оценивать результаты своих действий с точки зрения системы общечеловеческих событий и знаний. То есть человек не ограничивается непосредственным восприятием действительности, а склонен прогнозировать, опережая действительность.
- Индивидуальное сознание человека формируется под влиянием общественного сознания.
Эволюционное развитие психики
Важно обратить внимание на эволюционное развитие отражения действительности, чтобы глубже разобраться в рассматриваемом понятии. Развитие психики происходит в соответствии с такими последовательными стадиями:
- Элементарная сенсорная психика определяет способность реагировать на отдельные свойства предметов (биологически нейтральные раздражители). Особенность данной стадии заключается в том, что существенную роль играют инстинкты и врожденные поведенческие программы, которые вызывают условные рефлексы.
- Перцептивная стадия — подразумевает целостное предметное восприятие через интеграцию отдельных свойств в целостный образ. Проявляются сложные инстинкты, обусловленные двигательным поведением, поиском положительных раздражителей, а также развитием защитного поведения.
- Интеллектуальная стадия характеризуется исследовательской деятельностью, способностью решать задачи разного уровня сложности, а также переносить полученные результаты на обновленные условия действительности. Суть понятия «психика» на данном этапе заключается в способности отражать межпредметные отношения с минимизацией значения врожденных инстинктов.
- Стадия сознания отражает разнообразные проявления окружающего мира, а также осознание собственного внутреннего мира и его значения в среде обитания. Появляется способность к целенаправленной деятельности и регуляции собственных психических процессов.
Теории личности
Определение понятия психики неразрывно связано с понятием личности, которая формируется под ее влиянием. В связи с этим исследователи предлагают различные теории личности. Наиболее широкое распространение получили следующие из них:
- Психодинамическая (Фрейд) — определяет личность как систему агрессивных половых мотивов и защитных механизмов. При этом формируется Ид, Эго и Суперэго.
- Аналитическая (Юнг) определяет личность как набор врожденных архетипов, каждый из которых имеет определенные свойства. При этом на формирование психики влияет коллективное и индивидуальное бессознательное, а также индивидуальное сознательное.
- Гуманистическая (Роджерс и Маслоу) определяет личность как внутренний мир, сформированный в процессе самоактуализации. В структуре психики выделяется реальное и идеальное «Я».
- Когнитивная (Келли) дает общее понятие о психике и личности как о системе конструктов, посредством которых воспринимается и обрабатывается жизненный опыт конкретного индивида. При этом каждый человек имеет собственную систему конструктов (ядерных и периферических).
- Поведенческая (Бандура) определяет личность как набор социальных навыков, приобретенных рефлексов и систему внутренних факторов (эффективность, доступность, значимость).
- Деятельностная (Рубинштейн, Леонтьев, Абульханова, Брушлинский) определяет личность в качестве сознательного субъекта с определенным общественным положением и социально-полезной ролью.
- Диспозиционная (Олпорт, Айзенк) определяет личность как сложную систему формальных и динамических черт, а также содержательных свойств, формирующих проприум.
Психическая структура личности
Личность — это своего рода отражение понятия психики. В связи с этим уместно рассмотреть психическую структуру личности, которая представляет собой совокупность свойств, качеств, отношений, позиций, алгоритмов и прочих факторов, определяющих поведение человека. Данным вопросом занимались многие психологи, но наибольшее распространение получила теория Платонова. Он определил такие составляющие психической структуры личности:
- направленность;
- опыт;
- индивидуальная специфика психических процессов;
- биологическая обусловленность.
Характер и психика
При рассмотрении сути понятия «психика» неизменно возникает вопрос о характере. Первым делом стоит отметить, что это совсем не одно и то же.
Характер можно определить как совокупность психических свойств, которые накладывают отпечаток на поведение и поступки в различных жизненных обстоятельствах. На его основании можно предвидеть, как поступит индивид, оказавшись в тех или иных условиях. Психические свойства личности, определяющие поведение, — это черты характера. Можно сказать, что характер отражает отношение к себе, к окружающим и к миру в целом. Причем это отношение имеет сознательное выражение в виде мировоззрения.
Характер находится в тесной взаимосвязи со всеми аспектами психики. На линию поведения влияют познавательные процессы, воля, чувства, которые преобладают в психическом складе индивида и определяют его поведение. В связи с этим следует выделить четыре группы черт характера:
- Общие черты, формирующие психический склад личности. Это, например, принципиальность, мужественность, активность, дисциплинированность. То есть первая характеристика, которая приходит на ум при мысли о человеке, а также та, что присуща большому количеству людей.
- Черты, выражающие отношение к окружающим. Это общительность или замкнутость, откровенность или скрытность, чуткость или черствость и так далее.
- Черты, которые отражают отношение индивида к себе самому. Это может быть чувство собственного достоинства или самоуничижение, скромность или заносчивость и так далее.
- Черты, которые отражают отношение индивида к своей деятельности и труду в целом. В этой связи можно выделить инициативность и настойчивость (или же пассивность и лень).
Психологи сходятся во мнении, что характер не является врожденной и постоянной характеристикой. Это свойство формируется на протяжении всей жизни под воздействием внешних факторов и собственных усилий индивида.
Трансцендентная функция – Международная ассоциация аналитической психологии – IAAP
Фрагмент из Красной книги К. Г. Юнга, с. 40 1Средство Психического Изменения
Эмилия Киль
Трансцендентная функция является одним из основных понятий модели психики Юнга. Это попытка объяснить феномен психических изменений и развития. Трансцендентная функция обеспечивает переход от одной психологической установки к другой посредством диалектического процесса интеграции сознательного и бессознательного содержания психики в третью позицию, что представляет собой новый шаг в эволюции личности. Процесс психологического развития, который Юнг назвал индивидуацией — становлением собой, — включает в себя примирение со своим бессознательным. Целью анализа бессознательного является развитие трансцендентной функции, которая осуществляет этот процесс и создает символ, где встречаются сознание и бессознательное. «Путь трансцендентной функции — это индивидуальная судьба», — пишет Юнг (CW7, пар. 369).).
Наше сознание и бессознательное находятся в отношениях динамической оппозиции, которые могут быть конфликтными или творческими. При творчестве результирующее психическое напряжение приводит в движение «замечательную способность человеческой души к изменению» (Юнг, CW7, пар. 360), что способствует раскрытию личности и ее дифференциации от коллектива. Другими словами, трансцендентная функция обеспечивает индивидуальную линию развития, облегчая творческие решения напряженности между коллективным и личным сознанием и содержанием коллективного и личного бессознательного. Однако тяжелые ранние или травматические переживания могут препятствовать развитию или активации трансцендентной функции и останавливать процесс психологического роста. В анализе качество аналитических отношений и способность аналитика мечтать являются важными составляющими создания третьей области, где аналитик использует свою собственную трансцендентную функцию, чтобы опосредовать потенциал ее развития у пациента.
Зная, что идея о том, что психика обладает способностью выходить за пределы сферы личной субъективности, может вызвать критику со стороны редукционистских кругов психоаналитического движения, Юнг в своем эссе 1916 года пишет:
«Нет ничего таинственного или метафизического в термин «трансцендентная функция». Имеется в виду психологическая функция, по-своему сравнимая с одноименной математической функцией, являющейся функцией действительных и мнимых чисел. Психологическая «трансцендентная функция» возникает из соединения сознательного и бессознательного содержания» (9).0016 CW 8, пар. 131).
Эго (в модели Юнга центр сознания) склонно разделять сознательное и бессознательное содержание психики, чтобы избежать конфликта, который могут создать их динамически противоположные движения, тем самым создавая психологическую тупиковую ситуацию. Однако,
«Поскольку жизнь не может терпеть остановку, происходит закупорка жизненной энергии, и это привело бы к невыносимому состоянию, если бы напряжение противоположностей не произвело новую, объединяющую функцию, превосходящую их» (Юнг, 19).26).
Юнг рассматривал трансцендентную функцию также как метод, с помощью которого «все, что происходит по велению природы, бессознательно и спонтанно, преднамеренно вызывается и интегрируется в сознательный разум, а его мировоззрение выражается в трансцендентной функции» (CW7, p. 80).
Развитие личности зависит от способности эго выдерживать это напряжение, так что становится возможной некоторая интеграция сознательного и бессознательного содержания психики. В процессе оба претерпевают определенную трансформацию. Эго имеет возможность для психологического опыта другого порядка, который находится в большем измерении самости — для Юнга, упорядочивающем принципе всей личности. Такие встречи между собой и эго могут привести к обновлению их динамических отношений, способствуя индивидуализации и укреплению эго. Они также являются испытанием для эго, подвергающегося опасности дезинтеграции или психоза (отождествление эго с собой). Следовательно, с самого начала необходима достаточная степень силы эго, чтобы поддерживать интенсивность этих столкновений и для участия эго в работе трансцендентной функции. Можно сказать, что трансцендентная функция направляла и позволяла эго Юнга быть свидетелем в его исследованиях своего внутреннего мира. Таким образом, то, что могло бы привести к психотическому срыву, привело к созданию потрясающей творческой работы, Red Book, , где мы можем найти прообразы многих основополагающих концепций аналитической психологии.
Как двигатель психических изменений, трансцендентная функция действует не только в сфере напряжения противоположностей, но также и в самом стремлении самости к целостности, где сознательные и бессознательные элементы психики находятся в отношениях взаимодополняемость и компенсация. Здесь трансцендентная функция опосредует и облегчает слияние внутреннего и внешнего переживаний, их реального и воображаемого, рационального и иррационального аспектов, чтобы они могли быть ассимилированы личностью. 1
Для Марии Луизы фон Франц «правильное воображение» необходимо для активации трансцендентной функции. Точно так же Уоррен Колман в своей статье «Воображение и воображаемое» (2006) рассматривает трансцендентную функцию в контексте отношения эго к реальности, его способности терпеть отсутствие желаемого и «признавать разрыв между тем, что воображаемое и то, что действительно присутствует в материальном мире» (с. 22). Он утверждает, что только реальное воображение (в отличие от воображаемой фантазии) ведет к формированию символов посредством действия трансцендентной функции между противоположностями присутствия и отсутствия. В отличие от реального или символического воображения, «воображаемое» является защитным злоупотреблением воображением для отрицания присутствия отсутствия, что не приводит к активации трансцендентной функции и психологическому росту.
В раннем развитии правильный тип воображения или способность к символизации у младенца возникает в пространстве, созданном в отношениях матери и младенца материнской способностью к грезам, т. е. д., материнская трансцендентная функция.
Архетипический корень трансцендентной функции проистекает из нашего первичного инстинкта связи и родства. Несопоставимые объекты нашего внутреннего и внешнего миров и разные уровни нашего опыта пребывания в обоих этих мирах связаны, перекинуты через трансцендентную функцию.
Юнг написал свое эссе «Трансцендентная функция» в 1916 году, вскоре после разрыва с Фрейдом, но не публиковал его до 1958 года в исправленной версии. Концепция продолжает пересматриваться и развиваться благодаря современному клиническому и теоретическому мышлению. Конгресс раз в три года
1 О «механике» трансцендентной функции см. Miller, J. (2004), p. 47.
аналитической психологии, проходивший в Чикаго в 1992 году, был посвящен изучению трансцендентной функции в богатом аналитическом опыте того времени.
В сегодняшнем меняющемся мире, особенно с началом глобальной пандемии коронавируса, возникла необходимость переосмыслить наше коллективное отношение к жизни, индивидуальной и социальной. Концепция трансцендентной функции может способствовать нашему поиску нового modus vivendi в растущем осознании разрушительных аспектов нашей коллективной тени. Принесет ли будущее реализацию наших надежд или наших опасений по поводу того, что грядет, зависит от нашей способности эволюционировать из ограничивающей сферы эго и его стремления к власти и господству в трансцендентную сферу Самости, откуда наша возникает стремление к эмпатической связи.
«Трансцендентная функция реализуется синхронно, когда происходит сдвиг от желания знать и контролировать к желанию общаться и понимать». (Биби 199, стр. 118).
Ссылки:
Beebe, J., (1993) Ответ на: Another Degree of Complex by Anya Agnel . В Трудах XII междунар. Конгресс аналитической психологии Чикаго 1992 . Айнзидельн: Даймон Верлаг.
Колман, В. (2006) Воображение и воображаемое. Журнал аналитической психологии 51; 21-41. Юнг, К.Г. (1926) Психологические типов. Кеган Пол, Trench, Tubner & Co., LTD.
Юнг, К.Г. (1960/2002). CW 8. Рутледж: Лондон. Юнг, CG (1966/199). CW 7. Рутледж: Лондон. Юнг, CG (2011). Красная книга. ВВ Нортон.
Эмилия Киль MSc., является вице-президентом IAAP и занимается частной практикой в Лондоне. Она обучающий аналитик, бывший председатель Британской юнгианской аналитической ассоциации и старший член Британского фонда психотерапии. Она входит в совет директоров Журнала аналитической психологии. Она читает лекции, преподает и руководит в Великобритании и за рубежом.
Трансцендентная функция Скачать
Миллер Дж. (2004) Трансцендентная функция. Государственный университет Нью-Йорка Press.1 Этот образ может быть изображением решения проблемы противоположностей в символе примирения и новой сознательной позиции.
Перепечатано из Красной книги К. Г. Юнга. Авторское право © 2009 г. Фонда произведений К. Г. Юнга. С разрешения издателя, W.W. Norton & Company, Inc. Все права защищены.
Трансцендентная функция. Библиотечный путеводитель по собранию сочинений Юнга
Электронные книги, доступные в библиотеке:
Печатные книги, доступные в библиотеке:
Журнальные статьи, доступные в библиотеке:
Картер, Л. (2010). Трансцендентная функция, моменты встречи и диадическое сознание: конструктивное и деструктивное сотворчество в аналитической диаде. Журнал аналитической психологии , 55 (2), 217–227. https://doi.org/10.1111/j.1468-5922.2010.01836_4.x
Резюме: Читая работы Биби (2002), Сандера (Амадеи и Бьянки, 2008), Троника (2007) и Стерн и Бостон Change Process Study Group (1998), могут быть зарегистрированы резонансы трансцендентной функции, но эти исследователи, кажется, больше сосредоточены на межличностной сфере. В частности, концепция Троника о «диадическом расширении сознания» и «моментах встречи» из Бостонской исследовательской группы процесса изменений описывает внешние диадические взаимодействия между матерями и младенцами, терапевтами и пациентами, в то время как, напротив, раннее внимание Юнга было сосредоточено на интрапсихическом процессе внутреннее взаимодействие между сознательным и бессознательным внутри человека. С общей точки зрения, межличностный процесс изменения, описанный исследователями младенцев, в сочетании с внутренним процессом изменения Юнга вместе образуют трансцендентное целое, которое также можно назвать сложной адаптивной системой. Такие новые теоретические взгляды из других областей подтверждают и развивают давние юнгианские понятия, такие как трансцендентная функция, которая во многих отношениях гармонирует с системной перспективой. На протяжении всей этой статьи клинические виньетки интерактивных моментов, а также игры с песком и сны будут использоваться для иллюстрации теоретических положений, касающихся здорового процесса трансцендентной функции, наряду с описаниями неудач таких совместных переживаний.
APA PsycINFO
Кларк, А. (2010). «Очарование», «заражение» и именование того, что мы делаем: переосмысление трансцендентной функции. Журнал аналитической психологии , 55 (5), 636–649. https://doi.org/10.1111/j. 1468-5922.2010.01873.x
Резюме: Взяв в качестве текста «Психологию переноса» (Юнг, 1946) и «Проблемы современной психотерапии» (Юнг, 1931), эта статья начинается с оспаривания полезности термина «трансцендентная функция» в современных дебатах о природе «воображения и психической трансформации в анализе». В нем утверждается, что язык Юнга в «Практике психотерапии» (CW 16) — очарование, страдание, заражение, влияние — ближе и точнее к описываемому опыту, чем вдохновленные философией термины «трансцендентная функция» и «конфликт противоположностей». Его идеи в этих работах предвосхищают более поздние направления психоаналитической теории, касающиеся контрпереноса и влияния одного разума на другой, и составляют теоретическую основу концепции взаимной трансформации. Утверждается, что радикальное настаивание Юнга на аналитических отношениях, основанных на взаимном бессознательном, как на локусе трансформации, не может быть удовлетворительно объяснено с помощью традиционной терминологии.
APA PsycINFO
Колман, В. (2007). Символические концепции: Идея третья. Журнал аналитической психологии , 52 (5), 565–583. https://doi.org/10.1111/j.1468-5922.2007.00686.x
Аннотация: Идея третьего, которая появляется в концепциях Юнга о трансцендентной функции и coniunctio, также встречается в нескольких психоаналитических теориях, касающихся возникновения рефлексивное и символическое мышление в детском развитии (определяемое здесь как развитие «способностей воображения»). Отмечая, что этот процесс часто понимается в терминах метафоры полового акта, ведущего к «зачатию», в этой статье предлагается понимать такие образы как символические концепции смыслообразующих функций человеческого разума. Это приводит к другому взгляду на психоаналитические теории, пытающиеся объяснить развитие способностей воображения с точки зрения Эдипова комплекса. Предполагается, что а) эти функции должны действовать в уме, прежде чем эдипова ситуация сможет стать осмысленной, и б) что психоаналитические теории сами по себе являются символическими концепциями, которые, подобно мифологическим нарративам, стремятся сообщить и понять психическую реальность через воображаемые формы.
APA PsycINFO
Dehing, J. (1993). Трансцендентная функция: критическая переоценка. Журнал аналитической психологии , 38 (3), 221–235. https://doi.org/10.1111/j.1465-5922.1993.00221.x
Аннотация: Рассматриваются причины, помешавшие Юнгу опубликовать свою основную работу по теме трансцендентной функции (ТФ) в 1916 г., и почему он отверг концепция в его более поздних работах по психотерапии. Также исследуются причины вариаций Юнга в определении TF как функции, но чаще как метода, процесса или эффекта, вызванного динамикой отношений. Основываясь на истории, связанной с отделением Юнга от Фрейда, и последующем развитии теорий первого, выводится практическое понимание TF. Подход к ТФ, аналогичный подходу Юнга, предполагает, что в аналитической ситуации терапевт должен избегать любого вмешательства, которое могло бы смягчить конфликт или устранить страдание. Очень важно преодолевать конфликт и переносить боль.
APA PsycINFO
Fogarty, H. (2008). Юнгианский взгляд на трансцендентность и символизацию. Вопросы психоаналитической психологии , 30 (1), 27–41.
Аннотация: В статье рассматривается интерактивная теория поля К. Г. Юнга, Юнг как психолог религиозной функции психики и юнговский метод диалогического взаимодействия, в результате которого формируется трансцендентная функция. Согласно статье, мотив Юнга в его работах — это процесс индивидуации, становления психологически сознательной личностью в обществе, движения к целостности, а не невротического застревания в односторонности. Трансцендентная функция, согласно словарю Юнга, возникает посредством процесса, который он называет активным воображением.
APA PsycINFO
Gildersleeve, M. (2015). Раскрытие трансцендентной функции Юнга у Хайдеггера. Психолог-гуманист , 43 (3), 297–309. https://doi. org/10.1080/08873267.2014.993074
Аннотация: В первом предложении своей книги «Трансцендентная функция» Джеффри Миллер говорит: «Трансцендентная функция является ядром теории психологического роста Карла Юнга и сердцем то, что он называл индивидуацией, процесс, посредством которого человек телеологически направляется к тому человеку, которым ему или ей предназначено быть» (Миллер, 2004, стр. 1). Следовательно, для Юнга трансцендентная функция — это вопрос раскрытия бессознательного для осуществления индивидуации или, как сказал бы Хайдеггер, вопрос раскрытия Бытия для осуществления аутентичности. В результате очевидной эквивалентности эти вопросы могут быть синтезированы, чтобы продемонстрировать, что при совместном прочтении каждый из этих мыслителей привносит более глубокое понимание, значение и интерпретацию в проекты другого таким образом, что создается расширение для применения для обоих. философии и психотерапии.
Academic Search Premier
Gildersleeve, M. (2016). Извлечение и проецирование трансцендентной функции Юнга с помощью комплексов и Rosarium Philosophorum . Космос и история, 12 (1), 87–106.
Резюме: Эта презентация будет посвящена работе Юнга о трансцендентной функции и комплексах, а также феноменологической и онтологической интерпретации работы Юнга над Rosarium Philosophorum, чтобы проецировать новое значение использования трансцендентной функции в психотерапии. Эта презентация позволяет понять комплексы и Rosarium Philosophorum в связи с онтологией трансцендентной функции, которая была представлена в статье автора «Раскрытие трансцендентной функции Юнга с Хайдеггером». В этой презентации также будет показано, как работы Ницше в «Веселой науке» и «Так говорил Заратустра» информируют об использовании трансцендентной функции Юнга в психотерапии. В частности, эта презентация продемонстрирует, что стадия 1 трансцендентной функции включает в себя обнаружение смысла вины в настроении комплекса от бытия. Стадия 2 трансцендентной функции фокусируется на устранении помех комплекса от бытия в мире путем извлечения упущенных возможностей из подручности. Стадия 3 трансцендентной функции включает в себя практическое применение интеллектуальных открытий психотерапии, которые могут обеспечить дальнейшее «понимание своих ошибок», которые «на самом деле вообще не видны, только представление о них» (Юнг, 19).66, с. 291). Применяя выводы психотерапии к повседневным отношениям, где встречается обструктивность комплекса, выявляются ошибки и возможности, упущенные из готовности к подаче, поскольку они «замечаются другим человеком так же, как и им самим. Тогда и только тогда их можно по-настоящему почувствовать и распознать их истинную природу» (Юнг, 1966, с. 292).
Humanities International Complete
Hamer, Marc R., & Collins, JC (2019). Романтические песни о любви и трансцендентная функция. 9Квадрант 0016, XLIX (1), 39–50.
Аннотация: «Используя архетипическую, алхимическую и феноменологическую точки зрения Юнга, авторы исследуют психологический ландшафт романтических песен о любви и творческий процесс автора песен, обсуждая многомерный символизм и то, как романтические песни о любви могут открыть путь к опыту трансцендентная функция».
Запросить статью в библиотеке
Powell, S. (1985). Мост к пониманию: трансцендентная функция аналитика. Журнал аналитической психологии , 30 (1), 29–45. https://doi.org/10.1111/j.1465-5922.1985.00029.x
Аннотация: Обсуждается часть содержания трансцендентной функции аналитика, которую можно использовать в качестве моста к пониманию внутренних дилемм пациента. Межличностный и интрапсихический характер диалектики между пациентом и аналитиком ложится бременем на аналитика, который стремится прояснить процессы между двумя участниками анализа, особенно с пациентами, которые не достигли статуса единицы и символической установки. Утверждается, что трансцендентная функция, которая, по Юнгу, основана на преодолении эго, представляет собой процесс, который сначала находится в основном в руках аналитика. Представлены четыре клинических иллюстрации, чтобы показать постепенное использование сначала аналитиком, а затем пациентом переживаний, которые в значительной степени были бессознательными и которые из-за невыносимой душевной боли, которую они причиняли, энергично проецировались на аналитика. Делается вывод, что при правильном анализе и понимании эти коммуникации могут быть использованы на благо пациента.
APA PsycINFO
Рытоваара, М. (2010). Трансцендентная функция в подростковом возрасте: чудесные лекарства и страшилки. Журнал аналитической психологии , 55 (2), 204–216. https://doi.org/10.1111/j.1468-5922.2010.01836_3.x
Аннотация: В этой статье предполагается, что ментальные образы Дамасио, моменты встречи Стерна и диадически расширенное сознание Троника относятся к разным аспектам одного и того же психологического процесса, Юнг описывает трансцендентную функцию. Это предположение иллюстрируется двумя виньетками подростков, которые функционировали на досимволическом уровне, но которые благодаря трансформирующему опыту были катапультированы на новые траектории развития и начало символообразования.
APA PsycINFO
Сингер, Т. (2010). Трансцендентная функция и культурные комплексы: рабочая гипотеза. Журнал аналитической психологии , 55 (2), 234–240. https://doi.org/10.1111/j.1468-5922.2010.01838_2.x
Аннотация: Взгляды аналитической психологии могут быть более полезными для понимания социальных, политических и культурных аспектов нашей жизни, в которых коллективная психика является валюта обмена. Культурные комплексы можно определить как эмоционально заряженные агрегаты идей и образов, которые обычно группируются вокруг архетипического ядра и разделяются отдельными людьми в рамках определенного коллектива. Они накапливают опыт, подтверждающий их точку зрения, и создают хранилище самоутверждающихся воспоминаний предков, основанных на историческом опыте, укоренившемся в коллективной психике группы и в психике отдельных членов группы. Комплексы данной культуры формируются с течением времени и опытом нескольких поколений, некоторые из которых были травмирующими. Достаточно сложно описать и понять, как культурные комплексы выражаются в групповом и индивидуальном поведении, не говоря уже о том, чтобы понять, что может быть паллиативным средством для их более разрушительных последствий.
APA PsycINFO
Уланов А.Б. (1997). Перенос, трансцендентная функция и трансцендентность. Журнал аналитической психологии , 42 (1), 119–138. https://doi.org/10.1111/j.1465-5922.1997.00119.x
Аннотация: Люди в психоанализе вступают в непосредственный контакт с трансцендентным, тем, что превосходит не только наше эго-сознание, но и всю психику, через трансцендентное. функция, работающая в поле переноса-контрпереноса. Редуктивные и синтетические методы интерпретации переноса, как на объективном, так и на субъективном уровнях значения, открывают путь к перемещению эго с центральной сцены в процесс отношения к Самости. Трансцендентная функция — это средство расширения психического пространства в поле переноса, чтобы освободить место для совпадающих противоположностей и «творческого решения», возникающего в результате их разговора. Это решение, или набор символов, обращается к нам с такой неотразимой авторитетностью, что Юнг уподобляет его «голосу Бога».