Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ второго полёта я испытывал ТЕ(ЖЕ) живые, глубокие и радостные чувства, что и в первый раз.ЧТО(БЫ) уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, сочувствием, состраданием и в ТО(ЖЕ) время высокой принципиальностью и требовательностью, непримиримостью ко злу, умением отличить безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.Понятие «народ» живёт лишь (ПО)ТОМУ, что каждый из нас отдаёт частицу себя для (ВСЕ)ОБЩЕГО блага.Однажды (ВО)ВРЕМЯ ледохода с небольшого берегового мыса охотник увидел (ПО)СРЕДИ реки, сталкивающей ледяные глыбы, двух переправлявшихся к берегу горных коз.(ОТ)КУДА, КАЗАЛОСЬ(БЫ), могло взяться столько злости у этой маленькой собачонки, которую так любит её пожилая хозяйка?
Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ второго полёта я испытывал ТЕ(ЖЕ) живые, глубокие и радостные чувства, что и в первый раз. ЧТО(БЫ) уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, сочувствием, состраданием и в ТО(ЖЕ) время высокой принципиальностью и требовательностью, непримиримостью ко злу, умением отличить безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.Понятие «народ» живёт лишь (ПО)ТОМУ, что каждый из нас отдаёт частицу себя для (ВСЕ)ОБЩЕГО блага.Однажды (ВО)ВРЕМЯ ледохода с небольшого берегового мыса охотник увидел (ПО)СРЕДИ реки, сталкивающей ледяные глыбы, двух переправлявшихся к берегу горных коз.(ОТ)КУДА, КАЗАЛОСЬ(БЫ), могло взяться столько злости у этой маленькой собачонки, которую так любит её пожилая хозяйка?Учебник Курсы Книги Тесты Вопросы Личный кабинет
Учебник Курсы Книги Тесты Вопросы
Личный кабинет
Задание ЕГЭ по русскому языку
Линия заданий — 14
Наслаждайтесь
интересным учебником
и решайте
десятки тестов
на Studarium,
мы всегда рады вам! =)
6490. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ второго полёта я испытывал ТЕ(ЖЕ) живые, глубокие и радостные чувства, что и в первый раз.
ЧТО(БЫ) уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, сочувствием, состраданием и в ТО(ЖЕ) время высокой принципиальностью и требовательностью, непримиримостью ко злу, умением отличить безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.
Понятие «народ» живёт лишь (ПО)ТОМУ, что каждый из нас отдаёт частицу себя для (ВСЕ)ОБЩЕГО блага.
Однажды (ВО)ВРЕМЯ ледохода с небольшого берегового мыса охотник увидел (ПО)СРЕДИ реки, сталкивающей ледяные глыбы, двух переправлявшихся к берегу горных коз.
(ОТ)КУДА, КАЗАЛОСЬ(БЫ), могло взяться столько злости у этой маленькой собачонки, которую так любит её пожилая хозяйка?
Верный ответ: Потомувсеобщего; Всеобщегопотому
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 6490.
определение, признаки и чем оно опасно
Определение
Равнодушие – это отрицательное духовно-нравственное качество личности, которое проявляется в виде безразличия, холодности, безучастности по отношению к людям, событиям или действиям.
Когда-то в церковнославянском языке слово “равнодушие” имело иной смысл – РАВНОдушие, то есть единодушие, единое состояние души. Сегодня так принято называть порок, основу множества преступлений, проступков и иных действий, влекущих негативные последствия как для окружающих, так и для самого человека.
Наша страна, некогда славившаяся высокими морально-нравственными качествами, в последние годы начала активно избавляться от подобных принципов. Стало модным жить для себя, брать от жизни все, получать удовольствие, никому не быть должным.
Печально, что по таким принципам сейчас живет не только молодое поколение, но и более зрелые люди, которых учили переводить бабушек через дорогу, брать шефство над отстающими одноклассниками и оказывать посильную помощь посторонним людям, называя себя тимуровцами.
Чуть позже мы порассуждаем, почему так произошло. А пока давайте посмотрим, каким может быть равнодушие.
Примеры в разных сферах
Разберемся, какие виды равнодушного отношения чаще всего отмечают.
- В паре
Когда в отношениях или браке партнеры не слышат друг друга, не реагируют на желания и просьбы своего партнера, не интересуются его мечтами, историями, делами, появляется трещина, которая со временем превращается в огромную дыру. Тогда говорят, что семейная лодка разбилась о быт. Но это не так. Не быт губит отношения, а равнодушие и нежелание усмирять свое эго.
Есть и другая сторона, когда один из партнеров долго бьется в закрытые двери и пытается добиться внимания и любви своего спутника, не получая ничего в ответ. Постепенно боль и разочарование уходят, сменяясь равнодушием.
- В отношениях к людям
Это тот случай, когда мимо лежащего на земле человека спокойно идут прохожие. Это про то, как за стеной раздаются крики ребенка с просьбой к маме не бить его, а соседи делают погромче звук телевизора. Когда пользователи сети смотрят новости о совершенных преступлениях, но ни один мускул на их лицах не приходит в движение. Потому что всем на всех все равно.
- К животным
Иногда мне попадаются объявления по типу “отдадим в хорошие руки кошку/собаку в связи с переездом”. Не все ищут в такой ситуации добрые руки, не все находят, часто животное просто усыпляют или выбрасывают. Вы можете представить себе, как в связи с переездом семья отправляет на улицу бабушку или сына? Почему же это возможно с животными?
- К окружающей среде
Последствия равнодушного отношения к природе с каждым годом ощущаются все острее. Конечно, простой человек не может глобально повлиять на чистоту атмосферы или приостановить выбросы на местном заводе, но ему вполне под силу не кидать мусор мимо урны, сортировать пластиковые отходы или сдавать использованные батарейки в пункты приема. Как много людей сегодня этим занимаются?
- К детям
Равнодушие родителей только на первый взгляд кажется безобидным. Но последствия дефицита любви могут быть самыми разными – от аналогичной холодности в будущем уже к своим детям до невозможности построения гармоничных отношений с людьми и выраженной агрессии.
- К работе
Очень немногие могут похвастаться профессией, которая ежедневно заряжает положительными эмоциями и мотивирует на еще большие старания. В общей массе люди ходят на нелюбимую работу, скучают или нервничают при выполнении своих обязанностей, считают минуты до окончания очередного трудового дня.
Не каждый работодатель мечтает видеть у себя в штате незаинтересованных людей, а потому отношения с такими сотрудниками быстро портятся, что еще больше повышает градус их равнодушия к работе.
- К жизни
Пожалуй, это одна из самых тяжелых форм безразличия, которая выражается в апатии и депрессивном взгляде на саму жизнь. Человека ничего не радует, ничто не интересует, он не имеет цели и никуда не стремится.
- К самому себе
Проявляется в безответственном отношении к своему здоровью, к своим желаниям, пускании на самотек очевидных симптомов заболеваний и т. п.
- В политике
Безразличие здесь наблюдается по обе стороны баррикад: люди не участвуют в выборах, полагая, что и без них все решат, а чиновники набивают карманы, не заботясь о тяготах и потребностях народа.
Сочинение 9.3 “РАВНОДУШИЕ”
Текст для сочинения:
(1)Этот случай произошёл, когда Вале Тряпишникову едва исполнилось семь лет.
(2)Как-то раз, гуляя во дворе, Валя увидел, как двое мальчишек, которые были года на два младше его самого, мучили котёнка. (3)Один мальчик куском колбасы манил котёнка к себе, поднося еду к самой мордочке голодного животного, а его товарищ при каждой отчаянной попытке котёнка завладеть колбасой хватал его за хвост и оттаскивал в сторону. (4)Котёнок визжал от боли и разочарования, дрожал, пытался кусаться, когда его приподнимали за хвост над землёй, в то время как мальчишки смеялись над его беспомощными попытками.(5) Неподалёку от них стояли их отцы и что-то оживлённо обсуждали между собой, изредка с улыбкой поглядывая на своих развлекающихся детишек.
(6)Валю эта сцена возмутила до глубины души.
— (7)Ему же больно, — обратился он к одному из мальчишек — к тому, который так безжалостно тащил котёнка за хвост.
(8)Мальчишка удивлённо посмотрел на Валю, не выпуская визжавшего котёнка, потом улыбнулся и миролюбиво объяснил:
— Не-а. (9)Ему не больно. (10)Мы же с ним играем.
(11)Ни слова больше не говоря, Валя схватил мальчишку за ноги и перевернул его вниз головой. (12)Мальчишка, никак не ожидавший такого поворота событий, принялся кричать и плакать. (13)А Валя его спросил:
— Почему же ты кричишь? (14)Я ведь с тобой играю. (15)Тебе же совсем не больно. (16)На этот раз, надо сказать, взрослые вмешались почти тут же. (17)Сильные, грубые руки ухватили Валю за шиворот, отняли у него мальчишку и долго крутили Валины уши, точно собирались выдрать их с корнем. (18)Слёзы лились из Валиных глаз, но он не издал ни звука. (19)Его пнули в спину коленом, толкнули и сказали: «Ну что, будешь теперь знать, как обижать маленьких?!» (20)И тогда он ответил: «Они мучили беззащитное животное. (21)Ваши дети—живодёры».
— (22)Какое ещё животное? — возмутился папаша. — (23)Тоже мне, кошачий защитник! (24)Вали отсюда, пока уши тебе не открутил, чтоб неповадно было! (25)Дылда!
(26)Вот и весь случай. (27)Вроде ничего особенного, но целую неделю после него Валя не мог прийти в себя, он потерял аппетит и плохо спал по ночам. (28)Но не уши были тому виной и не воспоминание о пережитом унижении. (29)Другое не давало Вале покоя. (30)Будучи прав, он понёс наказание. (31)Ведь не может же так быть, рассуждал Валя, чтобы справедливость возмещалась несправедливостью, а значит, где-то была допущена ошибка, где-то он, Валя, вёл себя не так, как надо.
(32)«Но как надо было? (33)В чём ошибка?» — терзался семилетний Валя. (34)Он вступился за котёнка, и ему надрали уши. (35)Он ничего ещё не понимал в этом мире, и поэтому ему было больно и страшно. (36)Он не выдержал и зашёл а кабинет к отцу, когда тот играл на скрипке, чего отецникогда не позволял делать.(37)Валя искал Ответана Вопрос, но и рта не успел открыть, как его прогнали.
(38)Лучше бы его ударили смычком по лицу.(39)Лучше бы его пнули ногой. (40)Но ему сказали: «За ужином обо всём поговорим. (41)А сейчас уйди, до вечера не мешай. (42)Неужели, ты не видишь, что я играю на скрипке?»
(43)Поговорим за ужином? (44)«Глупый человек однажды уронил свой меч за борт и тщательно пометил борт, чтобы показать капитану, где следует искать, не понимая, что корабль движется…»
(По Ю.П. Вяземскому*)
* Юрий Павлович Симонов (Вяземский) (род. в 1951 г.) — русский писатель, философ, телеведущий.
Пример сочинения 9.3 “Что такое РАВНОДУШИЕ?”
Равнодушие – это безынициативное, безучастное отношение ко всему окружающему. Равнодушный человек безразличен к людям, к их проблемам, его не интересуют чужие беды. Для доказательства своих слов приведу примеры из текста Юрия Павловича Симонова и своего личного жизненного опыта.
В тексте равнодушными показаны не только мальчишки, которые мучили котенка, но и их родители. Они не объяснили своим детям, что так нельзя делать, эти папаши еще и унизили Валю, который заступился за беззащитное животное (предложения 17-25). Также равнодушным оказался и отец Вали, не пожелавший даже выслушать своего ребенка (предложения 36-42).
К сожалению, среди нас тоже много равнодушных людей. Немало примеров можно встретить и в классической литературе. Дмитрий Старцев, главный герой рассказа “Ионыч” А. П. Чехова, постепенно превращается в человека, безразличного к работе, к людям, к таким проявлениям жизни, как дружба, любовь. Герой становится грубым, жадным, апатичным. Для него основной ценностью становятся только деньги.
Таким образом, равнодушие – безразличное, лишенное интереса отношение к окружающей действительности.
Признаки безучастного человека
Равнодушие – это не просто скупость на эмоции, чувства и теплые слова, а их отсутствие и нежелание выражать.
Как распознать равнодушного человека:
- он апатичен;
- ничем не интересуется;
- его крайне сложно удивить и вызвать положительную реакцию;
- не испытывает ярких эмоций и отрешен от эмоций других людей;
- равнодушен к чужим болям, переживаниям, бедам;
- живет в своем замкнутом мире, не интересуясь тем, что происходит за его пределами;
- не умеет восхищаться красотой, по-настоящему любить, дружить, искренне помогать, сопереживать.
Излюбленные фразы равнодушных людей:
- Мне неинтересно.
- Мне все равно.
- Я спокойно к этому отношусь.
- Меня это совершенно не волнует!
- Ну и что?
Все эти и подобные им фразы характеризуют безучастных людей, если они сказаны искренне, а не ради манипуляции.
Рекомендую прочитать статью, в которой мы разобрали противоположное понятие – неравнодушие.
Вариант 2
В современном обществе довольно часто можно встретить людей равнодушных к чужой беде или неприятностям, безразличных к происходящему в окружающем мире, которых заботит только своя жизнь, а чужие проблемы и трудности им совершенно не интересны. Такие люди даже не задумываются о том, чтоб хоть что-то сделать, чтобы помочь или хотя бы хоть как-то поддержать человека, нуждающегося в поддержке.
Такие черты человеческого характера, как милосердие и доброта очень важны и в наше время. Темп современной жизни чрезвычайно ускорен, поэтому мы испытываем дефицит сострадания и чуткости. Когда рядом с человеком есть кто-то, кто окажет поддержку в сложной ситуации, не осудит, а просто примет все положительные и отрицательные стороны твоего характера. Милосердный человек несмотря даже на проступок другого человека непременно даст шанс на исправление.
Мне кажется, что человеческое безразличие — является наивысшей жестокостью в мире, которая только может быть. Ведь именно она превращает его из человека в животное, которое просто привыкло жить в одиночестве и заботится лишь о себе. Равнодушные люди не имеют никаких моральных и общественных ценностей. Такие люди не знакомы с такими чувствами, как дружба, любовь, милосердие и конечно же сострадание. Все эти факторы напрямую указывают на нравственное гниение человека.
Если обратиться к мировой или к русской литературе, то мы сможем убедиться, что тема равнодушия затрагивалась писателями очень часто.
В повести «Шинель» Н. В. Гоголя автор показал читателям равнодушное общество, в котором жил главный герой. Именно равнодушие окружающих людей главного героя произведения Башмачкина Акакия Акакиевича привело к его смерти.
В рассказе «Свиделись». Л. Куликовой главный герой Толик долгое время устраивал свою личную жизнь, не вспоминая о своей матери. Только когда он обрел семейный очаг он вспомнил о своей матери. Когда приехал герой к своей матери она сделала вид, что не узнала его, сказав ему, что у нее сына нет. Если бы он был, то он непременно бы проявлял заботу бы о ней, как когда-то она о своем собственном ребенке. Этот поступок матери стал ответом на равнодушие Толика, ведь он утратил способность ценить, любить своих близких, помогать им, дорожить ими и заботиться о них.
Хорошие и плохие поступки относительно других людей свидетельствуют о том, что человек тщательно проживает свою жизнь, а не просто ее старается ее отбыть, он способен на проявление чувств, которые он выражает как он это чувствует.
Другие сочинения: ← Что такое великодушие?↑ 9 класс и ОГЭЧто такое Бедность →
Причины равнодушия
Безучастными не рождаются, а становятся в результате пережитого опыта и прочих факторов.
Иногда к такому состоянию приводит усталость души, когда человек долго страдал, испытывал много негатива в жизни. С помощью равнодушия он пытается оградить себя от новой боли. Он становится безучастным и холодным, не позволяя никому вторгаться в свой внутренний мир. Со временем, как правило, раны излечиваются и человек оттаивает, возвращаясь к привычному укладу. В этом случае равнодушие выступает формой защиты психики.
Если рассматривать тему более глобально, то у всех нас очень снижен порог чувствительности. Если раньше новость о том, что где-то упал самолет и все пассажиры погибли, вызывала у людей шок, то после 10–20 таких случаев это стало привычной нормой.
Точно так же и со всем остальным. Сегодня нам доступна абсолютно любая информация. В один клик мы открываем интернет – на нас сыпятся тонны агрессивной рекламы, лент криминальных хроник, новостей о катастрофах, катаклизмах, авариях, указываются числа погибших и раненых, приводятся истории больных, обездоленных и оскорбленных.
Мы привыкли к негативу и выработали к нему устойчивость. Нас все сложнее удивить, шокировать и растрогать. Мы привыкли абстрагироваться и закрываться в свою раковину.
Какие еще причины равнодушия можно выделить:
- Нарушения психики. Сюда относятся как врожденные патологии, так и приобретенные расстройства, спровоцированные длительным приемом препаратов, алкогольной зависимостью, депрессией и пр.
- Стресс. Когда человек очень долгое время находится под влиянием хронической усталости и напряжения, эмоционально выжат, тревожен, способность испытывать дополнительные переживания снижается в разы.
- Эгоцентризм. К равнодушию также приводит сконцентрированность на собственной персоне. Человек часто становится в позицию жертвы, ожидает поддержки и жалости к самому себе. При этом проблемы и интересы других людей нивелируются, считаются несущественными.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Сочинение на тему что такое равнодушие
Жукова Светлана, ученица 11 класса, участница конкурса «Лучший ученик года» Эссе на тему: «Что такое равнодушие?» Равнодушие — это состояние безучастия человека, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. Мне кажется, это очень точное определение. Равнодушному человеку неважны происходящие вокруг него и в жизни окружающих людей события. Ему не понятно чувство сострадания, сочувствия, жалости, отсутствует эмоциональность. Такой человек не в состоянии оценивать сложные ситуации со стороны, так как ему это чуждо. Быть равнодушным безнравственно и страшно. Мне известна ситуация, где равнодушие проявилось в полной мере. В знакомой семье заболел ребенок и срочно нужны были деньги на лечение. Знакомые решили поделиться со своей проблемой и попросить помощи у хорошо знакомого влиятельного человека, а тот, в свою очередь, не проявил никакого интереса к просьбе, не понял горя своих друзей и постарался как можно скорее закончить беседу. В данном случае, не важно, чем закончилась эта история, но это яркий пример человеческого равнодушия и безнравственности. Каждый человек должен уметь сострадать и быть милосердным. Я думаю, что равнодушие можно предотвратить. Причем, это не так уж и сложно, главное, вовремя понять, что ты уже не чувствуешь сострадания и жалости. Тогда можно, работая над собой, изменить свой внутренний мир, поменять установки, научиться понимать других, точнее, их чувства, мысли. Если вдруг вы начали осознавать, что внутренний мир меняется не в лучшую сторону, то срочно проанализируйте то, как раньше реагировали на ту или иную ситуацию и как это у вас происходит сейчас. Подумайте, как можно исправить это? Я бы рекомендовала постараться вникнуть и понять ощущения человека, которому сейчас очень тяжело и представить, что эта ситуация произошла с вами. Нужно продумать все мелочи, все детали ваших чувств и проделывать это как можно чаще. Также можно представить радостные моменты, либо вспомнить что-то хорошее. Слушайте более внимательно того, кто доверяет вам, помогите ему хотя бы дельным советом. Кому-то это очень поможет. К чему ведет равнодушие? Как следствие, равнодушие чаще всего приводит к одиночеству, грусти, тоске. Человек со временем понимает, что с ним уже никто не желает общаться. Ему не с кем поговорить о жизни. В основном, у таких людей нет семьи. Его все считают эгоистом. Но сам он не понимает происходящего. Осознание одиночества и есть понимание равнодушия. Сейчас каждый второй человек на планете отключает эмоции. Но как бы не было частым это явление, чаще люди осознают свою проблему и меняют свою позицию. Итак, я считаю, что равнодушие ускоряет процесс разрушения личности, которая лишена сострадания и великодушия. Я желаю всем людям встречаться с отзывчивыми и добрыми людьми. Хочу сказать всем: «Берегите и проявляйте свои чувства, и тогда вам будет проще жить».
Чем опасно безразличие
Польский поэт и прозаик Бруно Ясенский в своем романе “Заговор равнодушных” в качестве эпиграфа написал такое изречение:
“Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство”.
С ним перекликается и фраза из книги Теодора Рузвельта, взятая им из текста поэмы итальянского мыслителя эпохи Возрождения:
“Данте отвел особое бесславное место в аду для тех, кто не решился стать ни на сторону добра, ни на сторону зла”.
Сегодня довольно легко представить ситуацию, когда на человека нападают в подворотне, а прохожие снимают происходящее на мобильный, вместо того чтобы помочь или вызвать полицию. Они сохраняют нейтралитет: “Моя хата с краю, ничего не знаю!”, “Не мои проблемы”. Прохожие не проявляют жестокости, но молча позволяют совершаться преступлению.
Хотели бы вы оказаться на месте жертвы такого происшествия? Не думаю. Это всего лишь один пример, но аналогичных ситуаций очень и очень много.
Равнодушие порождает равнодушие. У безучастных родителей растут безучастные дети, у пассивного общества появляются пассивные последователи. Каждое новое поколение развивается путем накопления социального опыта. Что будет накапливать очередное поколение, видя кругом примеры равнодушия?
Противоположными по значению являются понятия отзывчивости, сопереживания. Именно они помогают сохранять связь с нравственностью, которая и делает нас людьми, формирует личность.
Итоговое сочинение: «Равнодушие и отзывчивость»
Текст: Анна Чайникова
Фото: monateka. com
Продолжаем подробно разбирать направления итогового сочинения, которое, напомним, выпускники напишут 6 декабря. На этот раз разбираемся в нюансах таких непростых человеческих отношений, как равнодушие и отзывчивость.
Комментарий ФИПИ
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой — персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический тип личности.
Словарная работа
РАВНОДУШИЕ — состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему (Словарь Д.Н. Ушакова).
ОТЗЫВЧИВОСТЬ — духовно-нравственное качество человека, выражающееся в сочувственном отношении к другим, готовности помочь.
Синонимы
Равнодушие: апатия, безразличие, безучастность, бесчувственность, душевная глухота, невнимательность, нечувствительность, холодность.
Отзывчивость: душевная теплота, сердечность, сострадательность, сочувствие, чуткость, участливость.
К кому или чему нельзя проявлять равнодушие?
- Близким (родителям, детям, возлюбленным, друзьям)
- Нуждающимся в помощи
- Людям, перед которыми выполняем профессиональный долг (отношение врача к пациенту, учителя к ученику, начальника к подчиненному, государства к гражданину)
- Порокам общества и человека (жестокости, лжи, лицемерию, предательству)
- Жизни в целом
Равнодушие — тяжкий душевный недуг. Его развитие у человека может означать не только полную безучастность к окружающим, но и к себе. Равнодушие опустошает человека, разъедает его душу, деформирует личность и убивает все прочие чувства. Ущербность равнодушия — в отсутствии любви.
Надо отличать равнодушие от черствости, ведь есть люди, которые от природы нечувствительны, не эмпатичны.
Эгоизм, цинизм и расчетливость могут быть расценены как проявление равнодушия к окружающим, но не тождественны ему.
В рассказе «Плотники» В. Шаламов изображает беспощадный к человеку мир Колымы, в котором среди тотального равнодушия не только к окружающим, но и к собственной жизни все-таки остается место отзывчивости и состраданию. По мысли писателя, на Крайнем Севере тонка грань между человеком как личностью, еще сохраняющей способность мыслить и страдать, и обезличенным существом, уже не владеющим собою и начинающим жить примитивными рефлексами. Пронизывающий до костей мороз, постоянный голод и изнурительные работы выматывают душевные силы. Когда они заканчиваются, исчезает сам рефлекс выживания: наступает апатия, человек равнодушно смотрит на мир, даже собственная смерть его не волнует. Чужие смерти становятся привычным делом, на них никто не обращает внимания: «Сосед его умер вчера, просто умер, не проснулся, и никто не интересовался, отчего он умер, как будто причина смерти была лишь одна, хорошо известная всем».
Главный герой рассказа Поташников, как и все, стал равнодушен к окружающему, «смерти не боялся» и привычными глазами смотрел на безразличие других:
«Он не винил людей за равнодушие. Он понял давно, откуда эта душевная тупость, душевный холод. Мороз, тот самый, который обращал в лед слюну на лету, добрался и до человеческой души.
Если могли промерзнуть кости, мог промерзнуть и отупеть мозг, могла промерзнуть и душа». Необратимы ли эти изменения, навсегда ли промерзшая, сжавшаяся душа останется холодной? Можно ли отогреть душу такого человека? Есть ли вообще место душевной отзывчивости и состраданию в таких бесчеловечных условиях?
Отвечая на эти вопросы, В. Шаламов рассказывает историю двух интеллигентов-неумех, Поташникова и Григорьева, назвавшихся плотниками, чтобы их перевели на несколько дней на более легкие работы в столярную мастерскую. Никогда не держали они в руках ни топоров, ни пил, не умели тесать и выполнять другие столярные работы, но обман был для них единственным способом выжить — несколько дней провести в тепле и набраться сил. Пожилой инструментальщик Арнштрем, посмотрев на работу Поташникова и Григорьева, сразу понимает, что они солгали, назвав себя плотниками и вызвавшись на работы, но не выдает их начальству. Напротив, он отдает им собственноручно выточенные топорища и угощает хлебом, разрешая два дня провести в мастерской.
Рассказ заканчивается словами: «Сегодня и завтра они грелись у печки, а послезавтра мороз упал сразу до тридцати градусов — зима уже кончалась». Именно благодаря душевной отзывчивости Арнштрема, его неравнодушию к совершенно незнакомым, но нуждающимся в помощи людям, Поташников и Григорьев выживают, ведь если бы инструментальщик раскрыл их обман, они непременно были бы возвращены на тяжелые работы, где замерзли бы насмерть.
Несмотря на мрачность изображения Колымы и отрицание существования чего-либо положительного в этом антимире, Шаламову в высшей степени дорого все человечное. Как писал Н. Лейдерман: «Он порой с умилением “вылущивает” из мрачного хаоса Колымы свидетельства того, что Системе не удалось до конца выморозить в людских душах то нравственное чувство, которое называют способностью к состраданию».
Афоризмы и высказывания известных людей:
- Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А. П. Чехов)
- Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (М. Горький)
- Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство. (Р. Эберхардт)
- Величайший грех против ближнего не ненависть, а равнодушие. Это самое нечеловеческое из человеческих чувств. (Б. Шоу)
- Восприимчивость и отзывчивость составляют едва ли не самое драгоценное достояние человека. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
- Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
- Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру. (Н. С. Лесков)
- Большой порок — это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце — будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу. (В. А. Сухомлинский)
Над какими вопросами стоит задуматься?
- В чем проявляется отзывчивость?
- При каких обстоятельствах отзывчивость особенно важна?
- Всегда ли нужно быть отзывчивым?
- В чем опасность равнодушия?
- Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
- Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
- К чему приводит равнодушное отношение к природе?
- Предполагает ли отзывчивость к себе равнодушное отношение к окружающим?
- Можно ли из равнодушного человека сделать отзывчивого, а из отзывчивого — безразличного?
Список рекомендуемых произведений:
- А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Н. В. Гоголь «Шинель»
- И. С. Тургенев «Два богача», «Бирюк»
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
- Л. Н. Толстой «Война и мир»
- А. П. Чехов «В аптеке», «Крокодиловы слезы», «Тоска», «Крыжовник»
- А. И. Куприн «Чудесный доктор», «Куст сирени»
- М. Горький «Старуха Изергиль»
- В. Г. Короленко «Дети подземелья»
- М. Шолохов «Судьба человека»
- А. Солженицын «Матренин двор»
- А. Платонов «Юшка»
- В. Распутин «Уроки французского»
- В. Астафьев «Людочка»
- В. Шаламов «Плотники», «Почерк», «Хлеб», «Тифозный карантин»
- А. Вампилов «Старший сын»
- В. Розов «Гнездо глухаря»
Ссылки по теме:
Сочинение-2018: «Верность и измена» — 30.10.2017
Аргумент в зачете — 20.09.2017
Сочинение–2017/18: начинаем готовиться — 05.09.2017
6.2 Кривая безразличия – Принципы микроэкономики
Тема 6: Теория потребления
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Понимать кривую безразличия
- Объясните предельную норму замещения
- Представление совершенных заменителей, совершенных дополнений и выпуклых предпочтений на кривой безразличия
Понимание предпочтений
Рациональные потребители будут тратить весь свой доход, то есть они будут производить где-то в пределах своей бюджетной линии. Точка, которую они производят, в конечном итоге зависит от предпочтений. Рассмотрим снова ситуацию с Хосе, который может покупать футболки или фильмы.
Рисунок 6.1a. Повторное отображениеЕсли Хосе любит футболки, но ненавидит фильмы, он потратит все свои деньги на футболки и ничего на фильмы. Другими словами, он выберет пакет P.
Если Хосе любит фильмы, но ненавидит футболки, он потратит все свои деньги на фильмы и ничего на футболки. Другими словами, он выберет пакет T.
Обычно потребители предпочитают сочетание обоих товаров. То, что они потребляют, зависит от силы их предпочтений, измеряемой концепцией, известной как 9.0027 утилита . Полезность, экономический термин, введенный Даниэлем Бернулли, относится к полному удовлетворению, полученному от потребления товара или услуги. Полезность измеряет наше счастье, полученное от потребления. Используя концепцию полезности, мы можем построить график наших предпочтений.
Графические настройки
В теме 6. 1 мы рассмотрели, как графически представить выбор потребителя с помощью бюджетной линии, где каждая точка показывает, как потребитель может потратить весь свой бюджет. Теперь мы хотим представить их предпочтения на той же диаграмме.
Кривая безразличия отображает потребительские наборы, которые потребитель считает равными. Потребитель одинаково счастлив потреблять в любой точке кривой безразличия.
Рассмотрим рисунок 3.2а, где показаны несколько возможных точек потребления. Что мы можем сказать о потребительских предпочтениях Хосе с учетом имеющихся у нас знаний? Если предположить, что Хосе находится в точке А, предпочтет ли он еще одну связку?
Точка C – В точке C Хосе потребляет больше фильмов и футболок. Поскольку большее количество товаров делает Хосе счастливее, его положение в точке C лучше 9.0005
Точка B – В точке B Хосе потребляет больше фильмов, но меньше футболок. Поскольку мы не знаем предпочтений Хосе, мы не можем сказать, лучше ему или хуже.
Точка D – В точке D Хосе потребляет больше футболок, но меньше фильмов. Поскольку мы не знаем предпочтений Хосе, мы не можем сказать, лучше ему или хуже.
Рисунок 6.2aИдеальные заменители
Давайте начнем с простого примера предпочтений Хосе и предположим, что он рассматривает футболки и фильмы как почти идеальные заменители. Если бы эти два товара были идеальными заменителями, Хосе был бы безразличен между фильмами и футболками. Вместо этого предположим, что Хосе любит футболки в два раза больше, чем фильмы — Хосе одинаково доволен 4 футболками, как и 8 фильмами.
В точке A, чтобы поддерживать постоянную полезность, если Хосе должен потерять 1 футболку, он должен получить 2 фильма, чтобы остаться на той же кривой безразличия.
Какую информацию это дает нам относительно предпочтений Хосе между A, B, C и D?
Точка C – Опять же, поскольку у Хосе больше фильмов и футболок в точке C, его полезность увеличилась, и он находится на более высокой кривой безразличия.
Точка B – В точке B у Хосе на одну футболку меньше, но на 2 фильма больше. Как указано выше, это означает, что его полезность неизменна, и он находится на той же кривой безразличия.
Точка D – В точке D у Хосе на 1 футболку больше, но на 3 фильма меньше. Поскольку Хосе считает футболки лишь в два раза более ценными, чем фильмы, его полезность уменьшилась, и он находится на более низкой кривой безразличия.
Рисунок 6.2bВажно признать, что существует бесконечное количество кривых безразличия. Мы можем изобразить IC для точки D и IC для точки C.
Поскольку каждая точка на кривой безразличия представляет равную полезность, мы можем быть уверены, что каждая точка на IC2 превосходит каждую точку на IC1, а каждая точка на IC1 превосходит каждую точку на IC0.
Рисунок 6.2cЧтобы максимизировать свою полезность, Хосе выберет потребление на максимально возможной кривой безразличия, которую он может себе позволить.
Что означает уклон ?
Наклон кривой безразличия равен предельной норме замещения (MRS). MRS – это количество товара, от которого потребитель готов отказаться в обмен на единицу другого товара, без изменения полезности. В приведенном выше примере наша MRS равна -2. Это означает, что максимальное количество фильмов, от которых Хосе готов отказаться, чтобы получить одну футболку, равно 2. Если бы он отказался от большего количества фильмов, его кривая безразличия была бы ниже. Точно так же, если бы он отказался от меньшего, он оказался бы на более высокой кривой безразличия.
Поскольку кривые безразличия имеют нисходящий наклон, они имеют отрицательный наклон. Поскольку мы знаем определение MRS, отрицательный знак не нужен. Мы можем просто использовать абсолютное значение наклона для упрощения анализа.
Выпуклые настройки
Думая о предпочтениях Хосе, может показаться странным просто заявить, что он ценит футболки в два раза больше, чем фильмы. Что, если у Хосе нет футболок и 8 фильмов? В этом случае, возможно, он был бы готов отказаться от большего количества фильмов, чтобы получить футболку. Эта интуиция, согласно которой потребители предпочитают разнообразие, приводит нас к кривой безразличия, равной 9.0027 строго выпуклая . При низких уровнях x мы предпочитаем его больше, чем при высоких уровнях x, и наоборот для хорошего y.
Рисунок 6.2dНа рисунке 6.2d показан пример выпуклых предпочтений Хосе. Обратите внимание, как изменяется MRS в зависимости от потребления. Когда у Хосе мало футболок, он готов отказаться от большего количества фильмов в обмен на еще одну футболку. И наоборот, когда у Хосе много футболок, он не готов отказываться от стольких фильмов, чтобы получить еще одну футболку.
Графически, когда у Хосе есть 1 футболка и 4 фильма, он готов отдать до 3 фильмов в обмен на 1 футболку. (МРС = 3)
Когда у Хосе есть 4 футболки и 1 фильм, он готов отдать только 1/2 фильма в обмен на 1 футболку. (МРС = 1/2)
В этом примере у Хосе есть , уменьшающее MRS . Другими словами, чем больше одного товара он потребляет, тем меньше становится MRS для этого товара.
Ранее мы говорили, что Хосе хочет быть на максимально возможной кривой безразличия, учитывая его бюджет. Поместив нашу бюджетную линию и кривую безразличия на одну и ту же диаграмму и максимизировав полезность Хосе с учетом его ограничений, мы можем точно определить, где он будет потреблять.
Глоссарий
- Убывающая предельная норма замещения
- Чем больше хорошего потребляет человек, тем менее желанным он становится. Представлено падением MRS по мере увеличения x на кривой безразличия.
- Кривая безразличия
- график, представляющий все потребительские возможности, которые потребитель считает равноценными
- Предельная норма замещения
- скорость, с которой потребитель готов отказаться от одного товара в пользу другого без изменения полезности; наклон кривой безразличия
- Строго выпуклые предпочтения
- товар становится менее желанным по мере того, как вы приобретаете его больше, предпочтение разнообразным товарам
- Коммунальные услуги
- экономический термин, относящийся к общему удовлетворению, полученному от потребления товара или услуги
Кривые предпочтения и безразличия – средний уровень микроэкономики
«Fill ‘Er Up» от derekbruff лицензируется в соответствии с CC BY-NC 2. 0Вопрос политики
Является ли налоговая льгота на покупку гибридных автомобилей лучшим выбором правительства для сокращения потребления топлива и выбросов углерода?
Правительство США, обеспокоенное зависимостью от импортируемой иностранной нефти и выбросами углерода в атмосферу, ввело в действие политику, согласно которой потребители могут получить существенные налоговые льготы на покупку определенных моделей полностью электрических и гибридных автомобилей.
Этот кредит может показаться хорошим выбором политики, но это дорого; это отнимает ресурсы, которые можно было бы потратить на другие меры государственной политики, и это не единственный подход к сокращению выбросов углерода и зависимости от ископаемого топлива. Так как же нам решить, какая политика лучше?
Предположим, что эта налоговая льгота чрезвычайно успешна и удваивает среднюю экономию топлива всех автомобилей на дорогах США (это явно нереалистично, но полезно для наших последующих обсуждений). Как вы думаете, что произойдет с расходом топлива всех автомобилистов США? Должно ли правительство ожидать, что расход топлива и выбросы углекислого газа американскими автомобилями в ответ снизятся наполовину?
Ответы на эти вопросы имеют решающее значение при выборе одного из вариантов политики. Другими словами, является ли предоставление субсидий потребителям наиболее эффективным способом достижения целей политики по снижению зависимости от иностранной нефти и выбросов углерода? Существуют ли более эффективные, то есть менее затратные, способы достижения этих целей? Возможность с некоторой точностью предсказать реакцию потребителей на эту политику жизненно важна для определения ее достоинств до того, как будут потрачены миллионы федеральных долларов.
Решения о потреблении, например о том, сколько автомобильного топлива потреблять, в основном исходят из наших предпочтений — наших симпатий и антипатий. Принятие решений людьми, обусловленное нашими предпочтениями, лежит в основе экономической теории. Поскольку мы не можем потреблять все, что душе угодно, нам приходится делать выбор, и этот выбор основан на наших предпочтениях. Выбор, основанный на симпатиях и антипатиях, не означает, что мы эгоистичны — наши предпочтения могут включать благотворительность и счастье других.
В этой главе мы будем изучать предпочтения в экономике.
1.1 Основные предположения об индивидуальных предпочтениях
Цель обучения 1.1 : Перечислить и объяснить три основных предположения об индивидуальных предпочтениях.
1.2 График предпочтений с помощью кривых безразличия
Цель обучения 1.2 : Определить и нарисовать кривую безразличия.
1.3 Свойства кривых безразличия
Цель обучения 1.3 : Свяжите свойства кривых безразличия с предположениями о предпочтениях.
1.4 Предельная норма замещения
Цель обучения 1.4 : Определить предельную норму замещения.
1.
5 Совершенные дополнения и совершенные заменителиЦель обучения 1.5 : Использовать кривые безразличия для иллюстрации совершенных дополнений и совершенных заменителей.
1.6 Пример политики
Является ли налоговая скидка на покупку гибридного автомобиля лучшим выбором правительства?
Цель обучения 1.6 : Применить кривые безразличия к политике налогового кредита на гибридный автомобиль.
1.1 Фундаментальные предположения об индивидуальных предпочтениях
Цель обучения 1.1 : Перечислить и объяснить три основных предположения о предпочтениях.
Чтобы построить модель, которая может предсказать выбор при изменении переменных, нам нужно сделать некоторые предположения о предпочтениях, определяющих выбор потребителей. Экономика делает три предположения о предпочтениях, которые являются основными строительными блоками нашей теории потребительского выбора. Чтобы представить их, полезно подумать о коллекциях или связках товаров. Для упрощения давайте обозначим два пакета: [латекс]А[/латекс] и [латекс]В[/латекс]. То, как мы думаем о предпочтениях, всегда сводится к сравнению двух наборов. Даже если мы выбираем из трех или более наборов, мы всегда можем продолжить, сравнивая пары и исключая меньший набор, пока не останемся с нашим выбором.
Когда мы называем что-то , мы имеем в виду именно это — что-то, что потребителю нравится и что он получает удовольствие от потребления. То, что может не понравиться потребителю, мы называем . Чем меньше вредного потребляется, тем счастливее потребитель. Для простоты мы сосредоточимся только на товарах, но плохое легко включить в ту же структуру, учитывая его отсутствие — чем меньше плохого, тем лучше.
Это следующие:
- .
- Мы говорим, что предпочтения равны завершают , когда потребитель всегда может сказать одно из следующего о двух комплектах:
- [латекс]A[/латекс] предпочтительнее [латекс]B[/латекс],
- [латекс]В[/латекс] предпочтительнее [латекс]А[/латекс] или
- [латекс]А[/латекс] так же хорош, как и [латекс]В[/латекс].
- .
- Мы называем предпочтения транзитивными , если они внутренне непротиворечивы:
- , если [латекс]А[/латекс] предпочтительнее [латекс]В[/латекс]
- и [латекс]В[/латекс] предпочтительнее [латекс]С[/латекс],
- , то должно быть так, что [латекс]А[/латекс] предпочтительнее [латекс]С[/латекс].
- .
- Если [латекс]Набор А[/латекс] представляет собой несколько хотя бы одного товара и
- не менее любого другого товара, чем [латекс]Bundle B[/latex],
- , то [латекс]А[/латекс] предпочтительнее [латекс]В[/латекс].
Наиболее важные результаты нашей модели потребительского поведения остаются в силе, когда мы допускаем только полноту и транзитивность, но жизнь становится намного проще, если мы исходим из того, что чем больше, тем лучше. Если мы допускаем свободное распоряжение (мы можем избавиться от лишних товаров бесплатно), предположение, что чем больше, тем лучше, кажется разумным. Безусловно, в этой ситуации больше не значит хуже, поэтому для простоты мы будем придерживаться стандартного предположения, что мы предпочитаем больше хорошего, чем меньшее.
Наша модель хорошо работает, когда эти предположения верны, что, по-видимому, происходит в большинстве случаев в большинстве ситуаций. Однако иногда эти предположения неприменимы. Например, чтобы иметь полные и транзитивные предпочтения, мы должны что-то знать о товарах в наборе. Представьте себе американца, не говорящего на хинди, который входит в индийский ресторан, где меню полностью на хинди. Без помощи перевода клиент не может действовать так, как предсказывает экономическая теория.
1.2 График предпочтений с помощью кривых безразличия
Задача обучения 1.2 : Определить и нарисовать кривую безразличия.
Индивидуальные предпочтения при основных допущениях могут быть представлены с помощью так называемых кривых безразличия. — это граф всех комбинаций наборов, которые потребитель предпочитает в равной степени. Другими словами, потребитель был бы так же счастлив потреблять любой из них. Графическое представление предпочтений — отличный способ понять как предпочтения, так и то, как работает модель потребительского выбора, поэтому стоит освоить их на раннем этапе изучения микроэкономики.
Связки могут содержать множество товаров, но для упрощения мы будем рассматривать только пары товаров. Сначала это может показаться невозможным ограничением, но оказывается, что при этом мы не теряем общности. Мы всегда можем рассматривать один товар в паре как совокупность всех остальных потребительских товаров. Ограничение на два товара так хорошо помогает нам увидеть компромиссы между потреблением большего количества одного товара и меньшего другого.
Рисунок 1.2.1 Расслоения и кривые безразличияРисунок 1.2.1 представляет собой график с двумя товарами на осях: еженедельное потребление буррито и еженедельное потребление бутербродов для студента колледжа. В середине графика находится точка A, которая представляет собой набор как буррито (если считать по горизонтальной оси), так и бутербродов (если считать по вертикальной оси).
Теперь мы можем спросить, какие наборы лучше, хуже или одинаковы с точки зрения удовлетворения этого студента колледжа. Очевидно, что наборы, содержащие меньше обоих товаров, например [латекс]Набор D[/латекс], хуже, чем [латекс]А[/латекс], [латекс]В[/латекс] или [латекс]С[/латекс]. ] потому что они нарушают предположение, что чем больше, тем лучше. Также очевидно, что наборы, содержащие больше обоих товаров, такие как [латекс]Набор E[/латекс], лучше, чем [латекс]А[/латекс], [латекс]В[/латекс], [латекс]С[/ латекс] и [латекс]D[/латекс], поскольку они удовлетворяют предположению «чем больше, тем лучше»).
Чтобы построить кривую безразличия, мы хотим определить наборы, к потреблению которых этот студент колледжа безразличен. Если в пачке больше буррито, у студента должно быть меньше бутербродов, и наоборот. Найдя все наборы, которые так же хороши, как [латекс]А[/латекс], такие как [латекс]В[/латекс] и [латекс]С[/латекс], и соединив их линией, мы создадим безразличие кривая, как та, что посередине.
Обратите внимание, что рисунок 1.2.1 включает несколько кривых безразличия. Каждая кривая представляет собой различный уровень общего удовлетворения, которого студент может достичь с помощью наборов буррито/сэндвичей. Кривая, расположенная дальше от начала координат, представляет более высокий уровень удовлетворенности, чем кривая, расположенная ближе к началу координат.
Обратите также внимание на то, что эти кривые имеют ряд общих характеристик: они наклонены вниз , они не пересекают , и все они . Мы рассмотрим эти свойства более подробно в следующем разделе.
1.3 Свойства кривых безразличия
Цель обучения 1.3 : Связать свойства кривых безразличия с предположениями о предпочтениях.
Как было показано в разделе 1. 2, кривые безразличия обладают тремя ключевыми свойствами:
- Они .
- Они .
- Это (нетехнический способ сказать, что они выпуклы к началу координат).
Для простоты и ясности далее мы будем описывать предпочтения, которые приводят к кривым безразличия с этими тремя свойствами в качестве стандартных. Это будет нашим допущением по умолчанию, которым пользуются потребители, если не указано иное. Как мы увидим в этой главе, существуют и другие общие типы предпочтений, и мы продолжим изучать как стандартный тип, так и другие типы по мере продвижения по материалу.
Рисунок 1.3.1 Наклоненные вверх кривые безразличия, нарушающие допущение «чем больше, тем лучше»Чтобы понять первые два свойства, полезно подумать о том, что произошло бы, если бы они были неверны.
Рисунок 1.3.2 Пересечение кривых безразличия, нарушающее предположение о транзитивностиПодумайте о кривых безразличия, которые наклонены вверх, как на рис. 1.3.1 . В этом случае у нас есть два набора на одной кривой безразличия, [латекс]А[/латекс] и [латекс]В[/латекс], но [латекс]В[/латекс] содержит больше буррито и сэндвичей, чем [латекс]А[/латекс]. Таким образом, это нарушает предположение, что чем больше, тем лучше. Чем больше, тем лучше означает, что кривые безразличия имеют нисходящий наклон.
Аналогично рассмотрим рисунок 1.3.2 . На этом рисунке две пересекающиеся кривые безразличия. Теперь рассмотрим пучок [латекс]А[/латекс] на одной из кривых безразличия. В нем представлено больше обоих товаров, чем в наборе [латекс]С[/латекс], лежащем на другой кривой безразличия. Поскольку набор [латекс]B[/латекс] лежит на той же кривой безразличия, что и набор [латекс]С[/латекс], два набора должны быть одинаково предпочтительными, и поэтому [латекс]А[/латекс] следует предпочесть [ латекс]B[/латекс] и [латекс]C[/латекс]. Связка [латекс]B[/латекс] также представляет больше обоих товаров, чем связка [латекс]D[/латекс], поэтому [латекс]В[/латекс] следует предпочесть [латекс]D[/латекс]. Однако [латекс]D[/латекс] находится на той же кривой безразличия, что и [латекс]А[/латекс], поэтому [латекс]В[/латекс] следует предпочесть [латексу]А[/латексу]. Поскольку [латекс]А[/латекс] не может быть предпочтительнее [латекс]В[/латекс] и [латекс]В[/латекс] предпочтительнее [латекс]А[/латекс] одновременно, это нарушение наших предположений о транзитивности и многое другое лучше. Транзитивность и т. д. лучше подразумевают, что кривые безразличия не пересекаются.
Теперь мы подошли к третьему свойству: кривые безразличия изгибаются. Это свойство вытекает из четвертого предположения о предпочтениях, которое мы можем добавить к предположениям, обсуждавшимся в разделе 1.1:
- Потребители любят разнообразие .
Предположение, что потребители предпочитают разнообразие, не обязательно, но все же применимо во многих ситуациях. Например, большинство потребителей, вероятно, предпочли бы в течение недели есть и бутерброды, и буррито, а не только одно или другое (помните, это для потребителей, которые считают их обоими товарами — которым они нравятся). На самом деле, если бы вы ели только бутерброды в течение недели, вы, вероятно, были бы готовы отказаться от большого количества бутербродов в пользу нескольких буррито и наоборот. Если бы у вас было разумно равное количество того и другого, вы были бы готовы обменять одно на другое, но в более близком соотношении один к одному. Обратите внимание, что если изобразить это на графике, мы естественным образом получим изогнутые кривые безразличия, как показано на рис. 9.0027 рисунок 1.3.3 . Предпочтение разнообразия подразумевает наклон кривых безразличия.
Запомните эти три ключевых момента о:
- Чем больше, тем лучше подразумевает, что кривые безразличия имеют наклон вниз .
- Транзитивность и чем больше, тем лучше подразумевают кривые безразличия не пересекаются с .
- Предпочтение разновидности подразумевает, что кривые безразличия равны изогнутый .
1.4 Предельная норма замещения
Цель обучения 1.4 : Определить предельную норму замещения.
С этого момента мы будем предполагать, что потребители любят разнообразие и что кривые безразличия наклонены. Однако стоит рассмотреть примеры на любой из крайностей: и .
Когда мы движемся по кривой безразличия, мы можем думать о потребителе, заменяющем один товар другим. Два набора на одной и той же кривой безразличия, представляющие одинаковое удовлетворение от потребления, имеют одну общую черту: они представляют больше одного товара и меньше другого. Это имеет смысл, учитывая наше предположение о том, что «чем больше, тем лучше»: если большее количество одного товара делает вас богаче, то вы должны иметь меньше другого товара, чтобы поддерживать тот же уровень удовлетворенности.
В экономике у нас есть более технический способ выражения этого компромисса: . [latex]MRS[/latex] — это количество единиц одного товара, от которых потребитель готов отказаться, чтобы получить еще одну единицу другого товара и сохранить тот же уровень удовлетворенности. Это одно из самых важных понятий в экономике, потому что оно имеет решающее значение для понимания потребительского выбора.
Математически мы выражаем предельную норму замещения для двух родовых товаров следующим образом:
[латекс] MRS=\frac{\Delta A}{\Delta B}[/latex]
, где [латекс]\Дельта[/латекс] указывает на изменение количества товара.
В случае, если наш студент ест буррито и бутерброды, выражение будет
[латекс] MRS=\frac{\Delta Sandwiches}{\Delta Burritos}[/latex].
Например, предположим, что при текущем наборе потребления, состоящем из пяти буррито и четырех сэндвичей в неделю, Лука готов отказаться от двух буррито, чтобы получить еще один сэндвич. Другой способ сказать то же самое состоит в том, что Луке безразлично, потреблять ли пять буррито и четыре бутерброда в неделю или три буррито и пять бутербродов в неделю. [latex]MRS[/latex] для Луки на тот момент — 9.0005
[латекс] MRS=\frac{\Delta Burritos}{\Delta Sandwiches}=\frac{-2}{1}=-2[/latex].
Рисунок 1.4.1 Предельная норма замещения буррито и бутербродовОбратите внимание, что [латекс]MRS[/латекс] является отрицательным, поскольку представляет собой компромисс: больше бутербродов за меньшее количество буррито.
Обратите внимание, что рисунок 1.4.1 иллюстрирует изменение количества товаров по вертикальной оси (бутерброды) по сравнению с изменением количества товаров по горизонтальной оси (буррито). Это то же самое, что сказать подъем над бегом. Из этого обсуждения и графика должно быть ясно, что [латекс]MRS[/латекс] совпадает с наклоном кривой безразличия в любой заданной точке на ней .
1.5 Совершенные дополнения и совершенные заменители
Задача обучения 1. 5 : Использовать кривые безразличия, чтобы проиллюстрировать совершенные дополнения и совершенные заменители.
Теперь мы изучили предположения, на которых построена наша модель потребительского поведения:
- Комплектность
- Транзитивность
- Чем больше, тем лучше
- Любовь к разнообразию
Стоит задуматься о двух других типах отношений предпочтения, которые являются частными случаями, но не редкостью: совершенные дополнения и совершенные заменители .
Идеальное дополнение
— это товары, которые потребители хотят потреблять только в фиксированных пропорциях.
Рассмотрим пример iPod и наушников. iPod бесполезен без наушников, а наушники бесполезны без iPod, но сложите их вместе, и вуаля, у вас есть портативная стереосистема, которая стоит довольно дорого. Дополнительный комплект наушников не увеличивает полезность iPod, а дополнительный iPod не увеличивает полезность наушников. Так что это вещи, которые мы потребляем в фиксированной пропорции: один iPod идет с одним комплектом наушников. Мы называем такие отношения предпочтения совершенными дополнениями.
На рис. 1.5.1 показан процесс построения кривых безразличия для совершенных дополнений.
Рисунок 1.5.1 Кривые безразличия для товаров, которые идеально дополняют друг другаВ рис. 1.5.1 , когда мы начинаем с комплекта из одного iPod и одного набора наушников (как в комплекте [латекс]А[/латекс]) , какие еще наборы так же хороши для потребителя? Два набора наушников и один iPod не лучше, чем один набор наушников и один iPod, поэтому набор [латекс]В[/латекс] лежит на той же кривой безразличия. То же самое верно для двух iPod и одного комплекта наушников, как в комплекте [latex]C[/latex]. Из этого примера мы видим, что кривые безразличия для совершенных дополнений имеют прямые углы .
Идеальные заменители
— это товар, который обеспечивает потребителю такое же благополучие, как и фиксированное количество другого товара.
То есть одна единица одного товара так же хороша, как одна единица другого товара. И Morton, и Diamond Crystal являются торговыми марками поваренной соли. Для большинства потребителей чайная ложка одной соли всегда так же полезна, как и чайная ложка другой. Такие товары мы называем совершенными заменителями.
Рисунок 1.5.2 Кривые безразличия для товаров, являющихся совершенными заменителямиКривые безразличия для совершенных заменителей построить несложно, как показано на рисунке 1.5.2 .
Bundle[latex]A[/latex] в рисунок 1.5.2 содержит пять чайных ложек каждого вида соли. Это так же хорошо для потребителя, как пачка с десятью чайными ложками соли Мортона и ноль чайных ложек Diamond Crystal, как и в пачке [латекс]В[/латекс]. Это также так же хорошо, как десять чайных ложек Diamond Crystal и ноль чайных ложек Morton в комплекте [латекс]С[/латекс].
Рисунок 1.5.3 Отношения между кривыми безразличия для стандартных предпочтений и совершенных дополнений и заменителейВы можете думать о совершенных дополнениях и совершенных заменителях как о полярных крайностях отношений предпочтения. На рис. 1.5.3 показано, как проходит типичная кривая безразличия между совершенными дополнениями и совершенными заменителями. При графическом представлении вы должны понимать, что кривая безразличия 90–115 для стандартных предпочтений лежит между совершенными дополнениями и совершенными заменителями 9 .0116 .
1.6 Пример политики
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ НА ПОКУПКУ ГИБРИДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ЛУЧШИМ ВЫБОРОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТОПЛИВА И ВЫБРОСОВ УГЛЕРОДА?
Цель обучения 1.6 : Применить кривые безразличия к политике налогового кредита на гибридный автомобиль.
Вопрос о потребительских предпочтениях занимает центральное место в вопросе реальной политики, поставленном в начале этой главы.
«Пробка» от Lynac на Flickr под лицензией CC BY-NC 9.0002 Напомним, что мы предполагаем, что налоговый кредит приведет к удвоению средней экономии топлива американских автомобилей. Таким образом, с точки зрения поведения потребителей, одна из вещей, которую мы хотим знать при оценке политики, заключается в том, приведет ли это улучшение расхода бензина к эквивалентному снижению спроса на бензин. Другими словами, потребительское решение касается выбора между покупкой бензина и поездкой на автомобиле по сравнению со всеми другими видами использования денег, потраченных на бензин. Рисунок 1.6.1 Кривая безразличия для пройденных миль по сравнению с деньгами, потраченными на все другие товарыМы можем применить принцип предпочтений и предположения, которые мы делаем о них, к этому конкретному вопросу, нарисовав кривые безразличия, как показано на рис. 1.6.1 .
Мы можем обозначить одну ось карты кривой безразличия как «пройденные мили», а другую — как «деньги на другое потребление». Это показывает, что ограничение только двумя измерениями на самом деле вовсе не ограничивает нас. Рассматривая другую ось как деньги для всех других покупок, мы действительно рассматриваем общий компромисс между одним конкретным потребительским товаром и всем остальным, что потребитель мог бы потреблять.
Так как же будет выглядеть наша кривая безразличия? Как и прежде, это будет с наклоном вниз — несомненно, больше поездок на машине дает потребителю больше свободы передвижения и, следовательно, больше выбора для потребления, оба из которых являются товарами. Кривые безразличия не пересекают по тем же причинам, которые обсуждались в разделе 1.3. А как же принцип «чем больше, тем лучше»? Дело здесь в том, чтобы еще раз задуматься о принципе бесплатного распоряжения: пока возможность проехать больше миль не является плохим (и трудно представить, как это могло бы быть), то больше миль никогда не бывает хуже.
Остается вопрос, является ли предпочтение разнообразия хорошим допущением в данном случае. Полезно рассмотреть крайности: для тех потребителей, у которых есть автомобили, никогда не проезжать ни одной мили, вероятно, не очень практично. Аналогично, тратить весь свой доход только на расходы, связанные с вождением автомобиля, непривлекательно. Таким образом, хорошее предположение состоит в том, что большинство людей, имеющих автомобиль, предпочли бы некоторую комбинацию пробега и другого потребления любой крайности, и мы можем изобразить наши кривые безразличия выпуклыми к началу координат.
Мы пока не можем много говорить о самой политике, но у нас есть один фрагмент модели, которую мы будем использовать для ее анализа. С помощью этой кривой безразличия мы можем перейти к другим частям модели, которые мы будем изучать в главах 2, 3 и 4.
Изучение вопроса политики
- Предположим, что типичный потребитель обеспокоен тем, как его индивидуальные привычки вождения негативно влияют на окружающую среду. Как такое изменение отношения может изменить форму кривых потребительского безразличия?
1.1 Основные предположения об индивидуальных предпочтениях
Цель обучения 1.1 : Перечислить и объяснить три основных предположения об индивидуальных предпочтениях.
1.2 График предпочтений с помощью кривых безразличия
Цель обучения 1.2 : Определить и нарисовать кривую безразличия.
1.3 Свойства кривых безразличия
Цель обучения 1.3 : Соотнести свойства кривых безразличия с предположениями о предпочтениях.
1.4 Предельная норма замещения
Цель обучения 1. 4 : Определить предельную норму замещения.
1.5 Совершенные дополнения и совершенные заменители
Цель обучения 1.5 : Использовать кривые безразличия для иллюстрации совершенных дополнений и совершенных заменителей.
1.6 Пример политики
Является ли налоговая льгота на покупку гибридных автомобилей лучшим выбором правительства для сокращения потребления топлива и выбросов углерода?
Цель обучения 1.6 : Применить кривые безразличия к политике налогового кредита на гибридный автомобиль.
Термины
Мы говорим, что предпочтения полны, когда потребитель всегда может сказать одно из следующего о двух наборах: A предпочтительнее B, B предпочтительнее A или A одинаково хорош, как B.
Мы называем предпочтения транзитивными, если они внутренне непротиворечивы: если А предпочтительнее В, а В предпочтительнее С, то должно быть, что А предпочтительнее С.
Если набор А представляет собой по крайней мере один товар в большем количестве и не меньше любого другого товара, чем набор В, то А предпочтительнее В.