Из чего состоит романтизм? Основные понятия и темы //Текст
22 апреля 2021
Романтизм — тотальный общекультурный переворот, захвативший все сферы общественной жизни и мировоззрение людей. «Преобразился мир. Границы между искусством, философией, естественными науками и просто окружающей действительностью оказались размытыми, ориентиры исчезли», — писал Александр Сергеевич Пушкин. И хотя невозможно вместить романтизм в определенные рамки, мы можем обозначить ключевые понятия и темы, определившие романтическую эпоху.
Автор: Любовь Головина
Содержание статьи
Двоемирие
Готфрид Траугот Фабер. Вид на Дрезден. 1824
© Альбертинум, Государственные художественные собрания Дрездена
Сущность романтизма в концепции двоемирия, где постулируется разрыв мечты и реальности. Один из основоположников немецкого идеализма Георг Вильгельм Фридрих Гегель писал, что перед нами два мира, где один — «духовное царство», а другой — «эмпирическая действительность».
В центре романтического двоемирия — личность человека, испытавшего на себе все превратности судьбы. Это благородное, думающее и глубоко чувствующее существо, вынужденное прозябать в чуждой ему среде. Он устремлен к идеалу, жадно впитывает ростки нового, появляющегося в жизни, а ему противостоит авторитет власти, могущество золотого тельца, обывательская косность, нежелающие никаких перемен.
Герой романтизма — поэт, музыкант, художник, словом, личность творческая, поскольку именно «искусство позволяет человеку почувствовать свое высшее назначение и из пошлой суеты повседневной жизни ведет его в храм Изиды, где природа говорит с ним возвышенными, никогда не слыханными, но тем не менее понятными звуками», — как писал Эрнст Теодор Амадей Гофман.
Сильвестр Щедрин. Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1824.
Государственная Третьяковская галерея
Романтический герой словно выключен из проблем реальной действительности. Он асоциален и эгоцентричен.
Но реальность неизбежно вторгается в его гармоничную среду обитания, в этот им выстроенный иллюзорный мир. Что частенько приводит к катастрофе. Реальность всегда воспринималась романтиками негативно. Чем идеальнее становился герой, тем окружающая его реальная действительность становилась все более серой и пошлой. Именно такой она предстоит в немецких романтических сказках Гофмана «Золотой горшок. Сказка из новых времен», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» и т. д.При этом художественное мироощущение романтика не провозглашает полной победы поэтического мира над действительным. Только безумцы верят в существование лишь одного из этих миров. Принцип двоемирия отражен в целом ряде литературных и живописных произведений романтизма. Так, в идейно-художественную структуру сказки «Золотой горшок» Гофман включает план реальной повседневности. Действие происходит в реальном Дрездене начала XIX века. Благодаря подробному описанию места действия можно успешно реконструировать топографию улиц города начала позапрошлого века.
Причем если в литературе фантазия часто преобладает, то в изобразительном искусстве мечта и реальность существуют на паритетных началах. В произведениях художников-романтиков возвышенная красота городских пейзажей сочетается с детальным и внимательным отражением городских зданий, церквей и старинных развалин. Два мира — мир мечты и мир реальный — переплетаются, взаимодействуют и сосуществуют.
Свобода
Каспар Давид Фридрих. Восход луны над морем. 1821
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Художники-романтики творили в своих произведениях образ нового идеального мира — царства абсолютной свободы. Такой мир, в отличие от мира классицизма, не знает никаких рациональных (разумных) ограничений. Следовательно, не признает установленного мировым разумом порядка и является и миром «игривого хаоса», и стихийной игрой слепых сил, допускающих вариации на любую тему.
Если классицизм — поэзия порядка, то романтизм — поэзия хаоса. Романтики приняли античное понятие хаоса как безграничного обилия возможностей, силу созидающую и разрушающую, светлую и темную. «Хаос есть та запутанность, из которой может возникнуть мир», — писал Фридрих Шлегель.
Орест Кипренский. Читатели газет в Неаполе. 1831
© Государственная Третьяковская галерея
По мнению романтиков, понятие свободы может воплотиться в неопределенности и бесконечности. Они ценили «прелесть намека и недосказанности». По замечанию Освальда Шпенглера: «Чистое безграничное пространство есть идеал, который западная душа постоянно отыскивает в окружающем мире, <…> ибо идеал романтизма требует пространственно-временной бесконечности».
Помимо связи свободы с неопределенностью и бесконечностью, есть связь понятия с индивидуальностью и уникальностью. Если классицизм превозносил всеобщее и общезначимое, то романтизм в нарушение всех норм и законов утверждал значимость индивидуального и уникального. Романтическое — это все отклоняющееся от обыденного, общепринятого, все экзотическое. Экстравагантное, странное, несовременное. После «обрушения» темницы классического идеала на свет появился новый идеальный герой — свободный человек. Идеал свободного человека в романтизме — это бунтарь, разбойник, одинокий философ-мечтатель, оригинал, чудак, а может быть, и революционер.
Природа
Максим Воробьев. Дуб, раздробленный молнией (Аллегория на смерть жены). 1842
© Государственная Третьяковская галерея
Эдмунд Хоттенрот. Морской прибой. 1831–1834
© Альбертинум, Государственные художественные собрания Дрездена
Сложность романтического героя раскрывалась через богатство его связей в мире. От внимания к человеку, его внутреннему миру и к окружающей его среде был неизбежен следующий шаг к осмыслению связей с миром и прежде всего с природой.
Одним из постулатов романтического искусства является мысль о созвучии души человека и состояния природы. Так, в картине Максима Воробьева «Дуб, раздробленный молнией» (Аллегория на смерть жены)» личная драма автора обретает масштаб вселенской катастрофы. Романтики имели склонность к грандиозному истолкованию природных явлений. Они воспринимали с эпическим размахом библейского потопа такие природные явления, как бури, грозы, наводнения. Часто художники-романтики не находили реалистических средств для выражения подобных катаклизмов и охотно обращались к аллегорическому истолкованию мира природы.
Александр Иванов. Облака. 1840-е
© Государственная Третьяковская галерея
Александр Иванов. Ветка. Этюд для картины «Явление Христа народу (Явление Мессии)». Конец 1840-х – начало 1850-х
© Государственная Третьяковская галерея
Однако, помимо произведений, отражающих созвучие состояния человеческой души и мира природы, существовала иная концепция природного мотива, при которой значение человека в пейзаже уменьшается. В таких произведениях природа существует независимо от людей как самостоятельная, самоценная стихия. Некоторые художники воспринимали природу как проявление единого Божественного духа, как некий величественный храм, а не пространство обитания человека.
Пейзажи в этом случае часто безлюдны, и только дети иногда допускались в это величественное сакральное пространство.Детство
Орест Кипренский. Портрет Александра Александровича Челищева. 1808 – начало 1809
© Государственная Третьяковская галерея
Эпоха романтизма создала совершенно особое отношение к понятию детства. Если художники XVIII века изображали ребенка как маленькую копию взрослого человека, часто в определенной роли, не передавая специфики детского возраста, то в творчестве романтиков образ детства обретает многозначность интерпретации. Общим местом романтизма становится параллель: возраст — время года — время суток — история человечества. Художники видят в детской модели неповторимый мир, глубокий и чистый, не испорченный житейскими проблемами, не затронутый пороками взрослых.
«Не есть ли младенец истиннейший идеалист? Этот идеализм детства и трогает нас столь несказанно, он окружает детей тайной, чудесной магией… Каждое дитя — это новый неизъяснимый шифр природы, посредством которого она постепенно раскрывает нам себя», — писал немецкий романтик Хенрик Стеффенс.
Филипп Отто Рунге. Портрет Луизы Пертес. 1805
© Веймарский фонд классики, музейный фонд
Эдуард фон Штейнле. Портрет дочери. Около 1840–1845
© Альбертинум, Государственные художественные собрания Дрездена
Шлегель в своем определении романтизма упомянул «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гете — первый роман воспитания, где важен не сложившийся характер, а его становление. Романтики в целом неоплатоники. Для них красота сокрыта в мире идей, а мир материальный — это искажение, порча идеи. С возрастом человек, как и мир, уходит все дальше от идеала. Романтики вспомнили платоновскую теорию анамнезиса (припоминания): поскольку ребенок недавно явился в этот мир, в нем еще жива память о мире идей. В связи с этим детство — самая прекрасна, плодотворная пора в жизни человека. Ребенок — созерцатель, он познает новую для него реальность. Он чужд повседневной суеты, его взгляд взыскателен и строг, ибо ему предстоит пройти тяжкий путь познания и создать свой мир.
Микрокосм и макрокосм
Сильвестр Щедрин. Грот Матроманио на острове Капри. 1827
© Государственная Третьяковская галерея
Карл Густав Карус. Балкон в Неаполе. Около 1829–1830
© Национальная галерея, Государственные музеи Берлина
Немецкий философ Иммануил Кант, родоначальник классической философии, писал: «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас».
В произведениях художников-романтиков можно встретить схожий мотив: открытое окно с панорамным видом за ним или внутреннее пространство грота или пещеры, откуда видно бесконечную гладь моря или прекрасные далекие горы. В картинах русских и немецких художников, живших и работавших в Италии, частым мотивом становится изображение тенистых гротов и пещер. Взаимодействие двух пространств (внутреннего и внешнего) является решающим в образной трактовке романтического пейзажного мотива. Образы пещеры или грота — воплощение философских размышлений романтиков о месте человека в мире, о его взаимоотношении с бесконечной Вселенной.
Один из виднейших британских романтиков Джон Донн писал:
Я — микрокосм, искуснейший узор,
Где ангел слит с естественной природой.
Но обе части мраку грех запродал,
И обе стали смертными с тех пор.
В произведениях художников человек и мир, как две половинки, отражают друг друга — и романтики желают выявить их тайное сходство. Эту мысль точно выразил Федор Тютчев: «Всё во мне, и я во всем». Соотношение человека и Вселенной (микрокосма и макрокосма) — одна из частых тем романтического искусства XIX века.
Ретроспекция
Карл Брюллов. Эрминия у пастухов. 1824
© Государственная Третьяковская галерея
В эпоху романтизма в Германии и во Франции современная жизнь представлялась художникам и литераторам скучной и ничтожной. Условия жизни — мелкими и жалкими. Изображение их в поэзии и в живописи казалось немыслимым. Это было время страстного искания кумира, и только в прошлом надеялись его найти. Романтиков манили экзотические цивилизации Востока, таинственный мир рыцарского Средневековья, мифы доклассических времен. Так, вялой современности противопоставлялись яркие страсти Средних веков. Классическое искусство считало современность недостаточно героической, романтизм — недостаточно экзотичной.
Одной из частых тем, затрагиваемых европейскими и русскими художниками, был сюжет поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Интерес к итальянскому поэту особенно возрос в 1820-е годы. Живописцев-романтиков привлекали свободолюбивые устремления великого итальянца, жизненность созданных образов и глубина человеческих страстей.
Так, Карл Брюллов и немецкий художник Вольдемар Хоттенрот почти дословно передают сцену, воспетую в седьмой песне поэмы. Утром на рассвете дочь сарацинского царя Эрминия, скитающаяся в поисках своего возлюбленного (рыцаря-крестоносца Танкреда), привлеченная звуками свирели, набрела на пастухов, внеся смятение в их мирную жизнь. В полотнах живописцев хотя и ощущается приверженность академической традиция, но явственно пробивается и новая жизненная струя.
Пристальное наблюдение натуры оберегло Брюллова от излишней идилличности в изображении пастушеской сцены. Поэтическим очарованием овеяна группа пастухов, расположившихся со стадом коз на лесной опушке.
Вольдемар Хоттенрот. Эрминия у пастухов. 1827
© Альбертинум, Государственные художественные собрания Дрездена
У немецкого художника сцена решена более академично. Внезапное появление царевны вызвало неподдельное изумление. Забавный испуг малышей, удивление взрослых — все свидетельствует о внимательном изучении мастерами реальной действительности.
Значительную роль в картинах Брюллова и Хоттенрота обретает пейзаж. У немецкого художника ландшафт близок к тому, который описан в поэме. Русский мастер, напротив, увлечен чисто живописными проблемами. Брюллов стремится создать ощущение предрассветного утра в розоватой полоске горизонта, прохладу лесной чащи и безмятежность жизни на лоне природы.
Культ творца
Герхард фон Кюгельхен. Художник Каспар Давид Фридрих. Около 1808
© Кунстхалле, Гамбург
Внимание к портретному жанру в системе романтизма объясняется тем, что именно в портрете прежде всего утверждались идеалы новой эпохи. Это связано с повышенным интересом романтиков к человеку. Они воспевали личность сильную, способную противостоять окружающей среде, независимую и полную мечтаний о безграничной свободе. Причем все эти качества были присущи герою вне зависимости от его сословной принадлежности.
Говоря о портретах эпохи романтизма, можно увидеть в них два традиционных типа персонажа — пассивный и активный. Пассивный герой прежде всего созерцатель, активный олицетворяет деятельное, волевое начало. К созерцателям можно отнести преимущественно женские портреты эпохи, а также ряд мужских изображений, на которых представлены поэты, погруженные в мир мечты, проводящие свои дни в уединении и грезах.
Художники-романтики не гонятся за буквальной точностью в передаче внешнего облика своей модели. Это связано с представлениями о том, что человек многолик. Как писал немецкий натурфилософ Новалис, «совершенный человек — это маленький народ». Иначе говоря, человек дан себе в бесконечном многообразии, может являть себя в том или ином облике, выбирать любую личину, реализуя свою исконную свободу. Эстетика романтизма — это эстетика жизни в движении, вечная изменчивость, остановка движения означает смерть.
Так рождается культ творческой личности, которую философы-романтики помещают в самый центр мироздания. Только им, поэтам, художникам, дана абсолютная свобода от всяческих норм, право на вдохновение, пафос, интуицию, воображение. Как писал Фридрих Шлегель, «чем люди являются среди прочих творений Земли, тем являются художники по отношению к людям». Это во многом объясняет популярность автопортретов.
Неизвестный художник Автопортрет (Автопортрет, приписываемый Оресту Кипренскому, известный как «Автопортрет с кистями за ухом»). Около 1809
© Государственная Третьяковская галерея
Одновременно с интересом к личности человека рождается и особая форма портретных изображений. Частый приоритет краски над линией, сложная система полутонов и рефлексов, нечеткость и размытость рисунка: «Во всем началось искание красок и страсти, красок такой силы, что они поглощали рисунок». Так, в «Автопортрете с кистями за ухом» Ореста Кипренского происходит борьба светлых и темных масс. Источник света не определен, черты лица нечетки, контур размыт. Кажется, что персонаж портрета обретает плоть усилием воли. Вдохновленный страстью, он сражается с охватывающим его хаосом. Эта борьба выражена в скользящих световых всполохах, динамично пульсирующем фоне, противостоянии света и тьмы.
Искусство и религия
Иоганн Фридрих Овербек. Триумф религии в искусстве. Между 1829 и 1840
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Осознание связи искусства романтизма и христианства придает духовной жизни эпохи начала XIX века невиданную напряженность и остроту: «Язычник унизил Божество до себя, христианин вознес человека до Бога», — писал декабрист Александр Бестужев. Поэтому неудивительно, что в свете эстетики романтизма получает воплощение идея посреднической роли художника между «миром горним и дольним», земным и небесным. Очевидна и сакрализация романтиками искусства и творческой личности. Жуковский называл художника «особой священной», Пушкин уподоблял его «древнему пророку».
В стихотворении Августа Шлегеля «Союз церкви и искусства» религия предстает в образе прекрасной девы, сравнимой с Сикстинской мадонной Рафаэля, которая спускается с небес, чтобы посетить обитель искусства на Парнасе. После крушения античных богов служившие им искусства вынуждены прозябать в забвении на священной горе Аполлона. Религия призывает архитектуру, музыку, скульптуру и живопись возродиться и воплотить ее священный образ.
В основе романтической концепции творчества заложена мысль о божественной природе искусств. Как пишет философ и шеллингианец Александр Галич: «Прекрасное творение искусства происходит там, где свободный гений человека как нравственно совершенная сила запечатлевает божественную по себе, значительную и вечную идею в самостоятельном, чувственно совершенном, органическом образе». Иначе говоря, прекрасное есть осуществление божественного начала, и гений художника это начало реализует.
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857
© Государственная Третьяковская галерея
Религия — идеал в представлении романтиков, и художники должны служить ей всеми доступными им средствами. Только христианство обладает той мощной духовной силой, которая способна направить (обратить) человечество ко всеобщему братству и гармонии. Именно эти идеи питали художника Александра Иванова, посвятившего всю свою жизнь, созданию полотна «Явление Христа народу». Иванов попытался воплотить идею о значимости святой веры для формирования духовно-нравственной доктрины человеческого бытия. Учитель и духовный наставник художника — Фридрих Овербек — десять лет работал над картиной «Триумф религии в искусстве». Как и многие романтики, эти живописцы считали, что христианство нуждается в искусстве, чтобы обрести в нем свое пластическое воплощение и зримо представить великий метафизический опыт.
Текст
19.04.2021
Читать
Текст
05.04.2021
Читать
Выразить одобрение автору публикации!
- #романтизм
- #XIX век
Рассказываем обо всем через призму русского искусства
О РОМАНТИКЕ И РОМАНТИКАХ | Журнал ПАРТНЕР
«Партнер» №10 (121) 2007г.
Уважаемый читатель! Когда вы последний раз читали или слышали слово «романтика»? Наверняка это было очень давно.
Это слово исчезло из нашего лексикона так же, как это понятие исчезло из нашей жизни. Когда мы жили в «стране победившего социализма», нам внушали, что «у них, на Западе» истинным кумиром являются деньги, что там нет ничего духовного. А вот у нас хоть и не хватает того-то и того-то, зато мы все из себя такие возвышенные и романтичные. Сегодня трудно судить, какое умонастроение было тогда на Западе, но я знаю точно, что мы – имею в виду себя и своих сверстников – и в самом деле были романтиками.
Мы верили в романтику будней и в романтику дальних дорог, в романтику освоения целины и в романтику покорения полюса и, безусловно, верили в романтику революции.
В наши дни «романтику революции» иногда еще можно увидеть на телеканале «Наше кино», где крутят старые кинофильмы. Зато на остальных российских телеканалах более актуальным и востребованным является словосочетание «романтика больших денег».
Кто является современным романтическим героем? Банкир, бандит, в лучшем случае «благородный» следователь. Глядя сегодня российское телевидение, можно сказать, что ведется борьба, направленная на удушение всего лучшего, что есть в человеке. В современном российском – да и не только российском – обществе нет спроса на романтику и, как следствие, появляются книги, кинофильмы и телепередачи с множеством грубых и просто нецензурных выражений. Что может быть более неромантичным, чем грязь и грубость.
Кстати, по немецкому телевидению нередко показывают кинофильмы, жанр которых обозначен как Romanze или Liebesfilm. Это действительно романтические любовные истории, как правило, со счастливым концом. Как это ни покажется странным, в немецкой прессе даже пишут о романтике. Однако под романтикой понимают не внутреннее мироощущение, а какие-то внешние атрибуты, некий стиль поведения, например, романтический вечер вдвоем при свечах.
Вспоминаю годы своей молодости и тех героев, которым мы стремились подражать. Это были летчики, моряки, полярники, альпинисты. Мы читали о них с захватывающим интересом, смотрели фильмы о них на экранах кинотеатров. Например, одной из моих самых любимых книг была повесть «Два капитана» Вениамина Каверина. Хочу напомнить заключительную фразу этой повести: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Эти слова принадлежат Роберту Скотту, покорившему Южный полюс всего через четыре недели после Амундсена. Кстати, он так и не узнал, что Амундсен был первым, потому что погиб при возвращении. Кроме летчиков, моряков, полярников нашими кумирами были герои произведений Джека Лондона, Фенимора Купера, Томаса Майн Рида и, конечно же, Александра Дюма. Мы, мальчишки, зачитывали эти книги до дыр. К сожалению, наши внуки, как правило, этих книг не читают, а многие даже не знают о их существовании. И это не потому, что они такие отсталые, просто изменилось время и на эти произведения нет спроса.
Каждый из нас имеет собственное представление о романтике, но его довольно трудно объяснить словами. Мне, например, не нравится определение, которое дает один из словарей: романтика – это мироощущение, подчеркивающее положительные эмоции, возвышенное отношение к человеку противоположного пола (как правило, мужчины к женщине) и противопоставление их материальным ценностям, в том числе прагматизму. Длинно и непонятно. Я бы сказал, что романтика – это мироощущение, возвышающее человека над обыденностью и позволяющее ему не замечать тяготы и мелочи повседневной жизни или не придавать им решающего значения.
Воплощением романтического взгляда на жизнь являются произведения А.С.Грина и, в первую очередь, повесть «Алые паруса», написанная в 1922 году. Ассоль, главная героиня повести, живет в постоянном ожидании чего-то необычного и радостного. И наконец, это ожидание становится явью: «…алые паруса ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла». А вот заключительная фраза повести: «Он (виолончелист) сидел, тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом, и думал о счастье…» Трудно себе представить, в каких жутких, нечеловеческих условиях придумывал Грин светлые и радостные слова своих произведений. Для него творчество было бегством от ужасной действительности. Вот уж кто был подлинным романтиком в истинном значении этого слова.
А еще кто-то сказал, что романтика – это желание жить не так, как ты живешь. Для благополучного горожанина жизнь в далекой тайге поначалу представляется весьма романтичной: дикая природа, нехоженые тропы, песни у костра: «. ..А я еду, а я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги». Правда, здорово! А вот для геолога или для профессионального лесоруба ничего романтичного в этом нет: работа трудная, с продуктами проблемы, комары жрут, развлечений никаких… и до Парижа бесконечно далеко. Лесорубу сказочной романтикой представляется жизнь в Москве: магазины, рестораны, бары, сверкание реклам, метро, иностранцы – перечислять можно бесконечно.
Довольно часто между романтикой и влюбленностью ставят знак равенства. Например, в одной из старых песен были такие слова:
Это вам, романтики, это вам, влюбленные,
Песня посвящается моя.
Действительно, что может быть романтичнее любви? Любить — значит видеть чудо, невидимое для других. Все знают устойчивое словосочетание «романтическая любовь». Что вкладывается в это понятие? Его можно понимать как безоговорочное восхищение предметом своей любви, прекраснее которого нет и быть не может. Недавно по одному из немецких телеканалов показывали симпатичную американскую кинокомедию под названием «Schwer verliebt» («Тяжело влюблен»). Герой фильма, которого кто-то заколдовал, перестал обращать внимание на внешность женщин, а замечал только их внутренние достоинства. Он влюбился в очень полную девушку, а ему она казалась стройной, как березка (главную героиню играют две артистки). Друзья пытаются открыть ему глаза, и можно представить себе разочарование героя фильма, когда им это удается. Для тех, кто не видел этот фильм, скажу, что конец счастливый, он всё равно женится на полной девушке. Этот фильм я считаю образцом романтической комедии.
Возникает интересный вопрос: существует ли неромантическая или, говоря иными словами, прозаическая любовь? По-видимому, существует. Говорят же, что любовь, идущая от сердца, – это романтическая любовь, а любовь, идущая от разума, – это разумная любовь. Можно сказать, что разумная любовь замечает в любимом человеке несущественные или даже существенные недостатки, но это ничуть не мешает любить этого человека. Об этом прекрасно сказано в книге Леонида Соловьева «Очарованный принц»: «Ходжа Насреддин смотрел на жену с грустной и доброй усмешкой. Кто мог бы узнать в этой толстой, крикливой женщине прежнюю Гюльджан? Но у Ходжи Насреддина было двойное зрение, и он, когда хотел, мог смотреть на свою любимую жену глазами сердца и видеть ее прежней». Как это созвучно знаменитым словам Антуана Экзюпери из повести «Маленький принц»: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Романтическая настроенность является мощным источником деятельности. Вряд ли можно представить себе бездеятельного, ленивого романтика. В то же время трудно ответить на вопрос, можно ли однозначно считать романтичность положительным человеческим качеством. Может быть, на значительном отрезке времени созидательным фактором является не романтика, а трезвый, взвешенный, опирающийся на факты подход к любому делу? Например, Лев Толстой, который был принципиально чужд всякой романтике, писал: «Каждый романтик чувствует сам в себе столько святости, силы, предприимчивости и самостоятельности, что для него не существует ни препятствий, ни преступлений, ни всей прозаической стороны жизни». Как тут снова не вспомнить о романтике революции!
Романтизм – это направление в искусстве (литературе, музыке, живописи), возникшее в XIX веке. Одним из основоположников и типичным представителем романтизма был великий английский поэт Джордж Байрон. Герои его произведений –мятущиеся люди, не удовлетворенные окружающей действительностью и не находящие применения своим способностям. Среди представителей немецкого романтизма видное место занимает Генрих Гейне. Кстати, ему принадлежит такое парадоксальное высказывание: «Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим романтиком, но уже второй был олухом»
Я с этим утверждением категорически не согласен. Если кто-то повторяет уже известное выражение или сравнение, но делает это искренне, он является как бы соавтором этого высказывания, потому что вкладывает в него часть своей души. Если говорить о романтизме в русской литературе, можно вспомнить, например, ранние произведения Максима Горького, такие как «Песня о Соколе», «Девушка и Смерть», «Старуха Изергиль» (это там Данко вырвал из груди свое сердце, чтобы осветить путь людям) и другие. Именно Горький одним из первых начал воспевать романтику революции, о чем потом искренне сожалел.
А вот еще интересный вопрос: романтическое мироощущение является врожденным или благоприобретенным свойством человеческого характера? И является ли оно неизменным на протяжении всей человеческой жизни, как, скажем, цвет глаз, или оно свойственно какому-то определенному периоду человеческой жизни, например, молодости? Никто не может дать однозначный ответ на эти вопросы. Можно предположить, что романтичность более свойственна молодости. Не случайно многие поэты, например, Пушкин, Лермонтов, Пастернак, в более зрелые годы обращались к прозе. И в то же время я надеюсь, что среди читателей журнала «Партнер» найдется немало таких, кто сумел, несмотря на возраст, сохранить романтическое мироощущение даже в нелегких условиях эмиграции.
А в заключение хочу привести слова известного кинорежиссера Александра Довженко, которые выражают принципиальное различие между приземленным и возвышенным взглядом на явления окружающей действительности:
«Двое смотрят вниз: один видит лужу, а другой – звезды».
| №10 (121) 2007г. | Прочтено: 1564 | Автор: Калихман Г. |
Сегодня ряд литературных теоретики поставили под сомнение два основных романтических представления: художественный текст есть отдельный, индивидуализированный, живой «организм»; и что художник — яростно независимый гений, творящий оригинальные произведения искусства. В современной теории отдельные, «живые» произведение растворилось в море «интертекстуальности», производной часть сети или «архива» других текстов — множество различные виды дискурса, являющиеся частью любой культуры. В этом мнение, что независимо суверенный художник также был понижен в героического, сознательно творческого агента коллективному «голосу», более контролируется, чем контролируется, пересечение других голосов, другие тексты, в конечном счете зависящие от возможностей, продиктованных языковые системы, условности и институционализированная власть структуры. Однако ирония истории состоит в том, что взрывоопасный появление на сцене этих подрывных идей, выдвинутых в то, что истеблишменту казалось радикальным манифестом, и написанный лингвистически сильными людьми, резюмировал революционный дух и события самого романтизма. Адаптировано из Руководство по изучению Литература: вспомогательный текст для основных исследований 6, Ориентиры литературы , ©Английский факультет Бруклинского колледжа. |
Концептуальная карта романтизма: определение, характеристики, история
Романтизм по-разному затрагивает историю, особенно в искусстве, литературе и поэзии. В этой статье вы узнаете о значении романтизма и о том, почему он играет важную роль в художественной литературе и поэзии девятнадцатого века. Откройте для себя его характеристики, выйдя за рамки его происхождения и ценностей, достигнутых в эту эпоху. Кроме того, концептуальная карта романтизма разработана таким образом, чтобы помочь вам легко визуализировать этот влиятельный период.
- Что такое романтизм?
- Основные характеристики романтизма
- Краткая история эпохи романтизма
Что такое романтизм?
Редактировать этот пример
Романтизм — это эпоха всех форм искусства, включая литературу, восходящая к классической греко-римской цивилизации на протяжении большей части 17-го и 18-го веков. Кроме того, это время, когда интеллектуальные, литературные и философские движения охватывали различные виды искусства, включая поэзию, живопись, музыку и историю, охватившие всю Европу. Повторение более ранних архитектурных стилей было еще одним способом передачи романтизма в архитектуре. Воображение и эстетика движения также оказали влияние на средневековую готическую архитектуру в Германии и Англии, и эта восстановленная страсть уступила место готическому возрождению.
В этот период художники начали искать способы представить истинный дух народа, поскольку лингвистические теории и националистические устремления начали вызывать к нему интерес — как в их творчестве, так и в их публичных персонах. Ограничения художественного выражения, наложенные модой предшествующей эпохи на искусственность и жесткий формализм, также не давали покоя художникам эпохи романтизма. Начала формироваться совершенно новая, более индивидуализированная и «органическая» идея эстетической и философской ценности.
Основные характеристики романтизма
Учитывая, что движение романтизма сильно повлияло на мир искусства, поэзии и литературы, также важно знать характеристики, которыми обладал этот период. Ниже приведены некоторые из важных аспектов романтизма, которые оказали большое влияние на историю.
- Самость/Индивидуализм
Впервые в истории люди осознали в эпоху романтизма, что каждый человек имеет аспекты своей личности, скрытые от обычного сознания. Однако во времена романтиков это была революционная концепция, которая в дальнейшем исследовалась на протяжении 20 века как часть современной психологической теории. Подробности опыта каждого человека в мире и самоанализа интриговали романтиков.
Политика, коммерция, торговля и жизнь известных людей были основными темами предыдущих авторов до этой эпохи. Очевидно, жизнь простых людей считалась недостойной общественного интереса. Однако события американской и французской революций и лежащие в их основе политические доктрины оказали влияние на романтиков, которые разделяли веру революционеров в то, что все имеют те же права и ценности, что и лидеры. В дополнение к этому, эта социально-политическая философия побуждала писателей оценивать ценность личности в своей работе и больше концентрироваться на опыте простых людей.
- Пантеизм
Романтики отдавали предпочтение понятию пантеизма, который утверждает, что нет различия между творцом и сотворенными вещами, Бог не отделен от мира, а проявляется в нем. Это ощущение божественного «присутствия» во всем творении вызвало изменение взглядов людей на природу. До этого времени большинство людей были заняты тем, чтобы сделать жизнь еще более удобной, в первую очередь за счет земледелия, и рассматривали природу не как источник восстановления и чистоты, а как ресурс, который можно использовать и производить.
- Природа и природа
Идея о том, что природа была жилищем Бога на протяжении всей эпохи романтизма, была одной из популярных характеристик романтизма. Согласно этой точке зрения, Бог и миры природы — одно и то же. Многие романтики и атеисты научились смирению перед необъятностью, силой и бесконечным движением Природы, особенно у молодого Вордсворта. Кроме того, сила и загадочность сил, которые вызывали благоговение, утешение и самопознание, часто сравнивают с возвышенным в природе, что обычно используется в качестве метафоры для этого. Его убеждение в том, что добро и естественность одинаковы, особенно когда речь идет о человеческой морали и творческой деятельности, было связано с обожествлением романтизмом природы.
- Эмоции и чувства
Романтики отдавали предпочтение страсти, интуиции и чувствам, а не рациональной абстракции, потому что они уделяли большое внимание индивидуальному «я». Они охотились за «возвышенным», умственным или эмоциональным состоянием, характеризующимся трепетом, страхом, чувством величия и удивления. Реакция поэта на дикую, изолированную или грандиозную природу часто вызывала возвышенное, как и огромное ночное небо, огромные геологические тектоники или огромные замки. Кроме того, романтики интерпретировали мир, используя свои догадки, а не объективные данные. Например, если писатель чувствовал божественное в естественной обстановке, реальность этого присутствия не подвергалась сомнению; скорее, это воспринималось как должное, потому что писатель испытал это на себе.
Краткая история периода романтизма
Первое поколение британских художников, работавших в Европе между 1760 и 1780 годами, включая Джеймса Барри, Генри Фюзели и Джона Гамильтона Мортимера, привнесло романтизм в Англию. Этим художникам нравилось рисовать предметы, вырывающиеся из жесткого приличия того времени и классической или исторической мифологии. Визионерские образы и влияние некоторых английских поэтов, таких как Уильям Блейк, вдохновляли художников-романтиков отдавать предпочтение странным, жалким или экстравагантным темам. Несколько лет спустя английские художники J.M.W. Тернер и Джон Констебл, которые преуспели в написании великолепных пейзажей и уловили динамику, которую величественный мир природы вызывает у художника, представляли романтиков. Двумя ранними художниками-романтиками, возглавившими эту тенденцию во Франции, были Эжен Делакруа и Теодор Жерико.
В 19 веке в Европе возникло движение романтизма, связанное с промышленной революцией и неудовлетворенностью ценностями разума, продвигаемыми Просвещением. Свержение французской монархии и развитие интереса к демократии, национализму и социализму во всей Европе были результатом Французской революции, которая заимствовала некоторые концепции, примененные на практике во время американской революции. Монархия, претендовавшая на управление по божественному праву, потратила так много денег, что накануне революции у страны был огромный дефицит. Франция находилась в кризисе. После Французской революции 1789 г., оказавшего значительное социальное влияние на Европу, возник романтизм.