Понятие смелости: СМЕЛОСТЬ это

книги о смелости, храбрости и отваге — Владивостокская централизованная библиотечная система

Проект «Читай! Думай! Понимай!» продолжает знакомить читателей с книгами на важные нравственные темы.

Храбрость, отвага, смелость, бесстрашие – вот качества настоящего героя из любой литературы. Но только ли солдат или великий воин должен или может быть смельчаком? Что значит быть смелым человеком? Когда речь идет о смелости на войне или спасении жизни в экстренной ситуации может показаться, что в повседневной обстановке нет места храбрости и отваге.

Словари ставят понятия смелости, храбрости и отваги в один ряд. Но интуитивно мы чувствуем, что это не одно и то же, есть различия.

Смелость – это способность проявить Себя.

Отвага – это способность откликнуться на Зов.

Храбрость – это способность встать против Воли другого.

Бывает, мы сталкиваемся с волей других. И, иногда, сотрудничество невозможно. Мы либо отойдем в сторону, либо встанем наперекор. Это храбрость. Воспитывать в себе храбрость и стойкость каждый должен самостоятельно. Как только ребенок попадает в коллектив, ему постоянно приходится сталкиваться с проявлениями как хороших, так и плохих качеств сверстников.

В повести Владимира Железнякова «Чучело» остро поднимается вопрос детской храбрости, подлости и жестокости. Когда социум диктует свои правила, главный страх еще неокрепшего характера – отличаться, быть не таким, как все, пойти против коллектива. Именно так поступает героиня повести Лена Бессольцева, когда берет на себя чужую вину. Это, действительно, поступок – защитить другого. Но, поступив благородно, девочка даже не предполагает, через что ей придется пройти – предательство, бойкот одноклассников, преследование, моральное уничтожение. Дать ребенку прочитать «Чучело» – замечательный способ объяснить, что не всегда лидеры и любимцы правы, конфликтов со сверстниками часто не избежать, а мужество, храбрость и честность – важнее признания класса.

Анна Красильщик «Три четверти»

Главная героиня – 12-летняя девочка, которая перешла в новую школу и пока что для всех чужая. Быть не таким, как все, в ее случае – суровая действительность.

«Так бывает, потому что человек, когда превращается из ребенка во взрослого, часто не может выбрать между добром и злом. Главное, оставаться самим собой и не стремиться быть как все.

 — Но как?
— Сопротивляясь потоку.
— А если нет сил плыть?
— Попробовать добраться до берега».

Елена Габова «Не пускайте Рыжую на озеро »

Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой?

Как трудно жить, когда ты не похож на других. Рыжую Светку Сергееву не любили одноклассники. Не хотели садиться рядом, делать в паре упражнения на физкультуре с Рыжухой. Светка жила с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Одевалась бедно. Класс любил походы. Рыбачили, варили уху, но иногда рыбачить не удавалось. Из-за Рыжухи. Вечером она выгребала на середину озера и начинала «выть». Голос у неё высокий, клевать у мальчишек переставало. А однажды в поход Рыжуху не пустили…

Через много лет бывший одноклассник, увидев Свету в театре, понимает, что его «дружный» класс творил зло по отношению к девочке. А Света умела прощать одноклассникам и храбро шла к своей главной цели – доказать всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье. Мы все разные, мы все другие, а Света Сергеева учит нас быть самим собой в любой ситуации.

Истинная смелость — преодоление собственного страха ради другого. Нет человека, который бы родился смелым. Но каждый может воспитать в себе это качество характера. Смелому человеку тоже страшно в минуты опасности, но он умеет преодолеть это чувство. Об этом рассказ Анатолия Мошковского «Кешка».                                                                                                                             

Кешка — четырнадцатилетний подросток-сирота. Юрка — сын учительницы, приехавший с матерью из Батуми. Тимошка — местный паренек. Мальчики учились в одном классе. Учительницей у них была Софья Павловна — мама Юрки. Однажды Тимоша и Юра увидели Кешку с дядиной лодкой. Им хотелось, чтобы Кешка их покатал, и стали уговаривать его выплыть из бухты. Им хотелось приключений. Кешка свернул в открытое море. И тут неожиданно налетел сильный ветер, похожий на ураган. Он сносит камни, деревья со скал. Море становится черным и дико ревущим. При таком ветре тонут рыбацкие лодки и суда. Все испугались, но Кешка смог справиться с собой и помочь ребятам. Лодку перевернуло, все оказались в воде. Тимоша и Юрка начали тонуть. Кешка не растерялся, спас обоих, вытащив на берег. Три дня мальчишки провели в пустынной бухте. Их искали и нашли. За ними пришел катер. Софья Павловна, конечно, подумала, что виноват во всем Кешка. Она строго и пристально смотрела на него, но ничего не сказала. Понимала, что Кешка, может, и виноват, что она чуть не потеряла сына, но ему же она и благодарна, что он спас мальчишек.

Поборол страх и мальчик Яшка из рассказа Юрия Казакова «Тихое утро». Яша и Володя пошли на озеро рыбачить. Яша поймал первую рыбу. Радовались и не заметили, что у Володи тоже клевало, и удочка уже уходила под воду. Володя схватился за утопающую удочку и упал в воду. Яшка видел, что друг уходит под воду. Он испугался и побежал. Убегая, он оглядывался назад и вдруг понял, что не может бросить Володю. Он вернулся и прыгнул в воду, пытался вытащить Володю, но сил было мало, и мальчики стали тонуть вместе. Яшка, освободившись от вцепившегося в него Володи, выскочил из воды. Но осознавал, что деревня далеко, вокруг никого, кроме него, нет. Он опять бросился в озеро, схватил Володю за рубашку и вытащил на берег. Они сидели на берегу и плакали от радости. Один от того, что смог спасти друга, другой от того, что остался жив.

Идет человек по улице. Видит — пожар. Может, в пожаре люди.  Один прошел мимо, решив, что это дело пожарных и спасателей. Или посмотреть остановился. А другой откликнулся на зов сострадания и бросился в огонь. В этом есть отвага. Отвага придает ее обладателю величие и достоинство. Отважный человек является героем не только на полях сражения, но и в обычной жизни. Ведь подвиги совершают не те, кто ростом велик, а в ком есть отвага, широкое сердце и решимость пожертвовать собой.

Борис Житков «На льдине»

В рассказе повествуется о восьми рыбаках, которые на замерзшем море ловили рыбу, и попали в беду. Один из рыбаков был со своим сыном.  Рыбаки расположились на ночлег. Ночью поднялся сильный ветер. Ветер отколол льдину с людьми и унес её в открытый океан. Рыбакам удалось дать сигнал о помощи. Начальник порта, получивший сигнал, отправил вертолет, люди были спасены.

Борис Житков «Дым»

Рассказ повествует о том, что во время пожара дым страшнее огня. Однажды пожарные тушили дом, всех жителей вывели на улицу, и они теперь были в безопасности. Только одного мальчика не нашли. В испуге он спрятался под диван. Пожарный, заткнув мокрую рукавицу себе в рот, ринулся в охваченный огнем дом и спас задыхающегося от дыма ребенка.

Борис Житков «Пожар в море»

Рассказ повествует о пожаре, который произошел в трюме корабля в открытом море. Капитан корабля дал сигнал бедствия на сушу и три спасательных корабля вышли из порта на помощь терпящему бедствие кораблю. Корабль и команда корабля были спасены.

Михаил Пришвин «Остров спасения»

Рассказ о наводнении. Река Волга вышла из своих берегов и затопила землю, а от леса остались только верхушки деревьев, на которых спасались от стихии разные зверьки. Другие же зверки плыли к берегу, на сушу к людям. Люди встречали измученных животных и помогали им. А утки помогли спастись от затопления букашкам и насекомым, которые облепили бока водоплавающих птиц, как плавучие острова.

Чтение книг дает нам возможность представить себя на месте главных героев, в воображении смоделировать ситуации вызова судьбе, преодоления себя. Читая, мы примеряем на себя разные роли. Герои могут выглядеть по-разному, жить в далёких друг от друга странах и эпохах, но их всех объединяет мужество, любовь к людям и готовность идти до конца ради благой цели.

Читайте детям книги о смелости, храбрости и отваге — это даст им верные ориентиры.

Чувство страха. Понятие смелости. Разновидности фобий

Будь смелым»
«
Ребята, наверно трудно найти человека, который
ни разу не испытывал бы чувство страха.
Все люди, всех возрастов и национальностей,
когда-либо испытывали страх, поскольку он – одна
из тех эмоции, которую человек переживает на
протяжении всей своей жизни.
Чего же обычно боятся люди?
Боли, смерти, болезни, наказания, потери близких и так далее. Общее у всех наших страхов
только одно, то, что сама неприятность ещё не наступила, а мы уже ждём и испытываем страх.
Причиной страхов является неизвестность.
Как говорил английский философ Джон Локк: «Страх есть беспокойство души при мысли о
будущем зле, которое, вероятно, на нас обрушится».
Вы заранее боитесь, когда идёте лечить зубы, воображение рисует довольно страшные
картины о злом враче и болезненной процедуре.
Или, например, многие боятся мышей, воображение заранее рисует их страшными и
противными созданиями, даже если человек видел их только на картинках.
Иногда такая боязнь чего или кого-либо может перерасти в настоящую болезнь. Такую
постоянную боязнь принято назвать фобией. Это слово происходит от имени древнегреческого
божества Фобоса, имя которого можно перевести как страх. Вместе со своим братом Деймосом
(ужас) он сопровождал своего отца Бога войны Ареса в битвах.
Разновидности фобий.
Во всём мире от различных фобий страдают более десяти миллионов
человек, а учёным известно около сорока тысяч различных фобий. Среди
которых есть весьма необычные:
гефирофобия – это боязнь мостов. Страдающим данной фобией кажется, что
если они пойдут по мосту, то мост обязательно взорвётся или разломится
пополам, поэтому они стараются обходить мосты стороной:
антофобия – боязнь цветов. Люди, страдающие этим типом фобии, как
правило, испытывают страх не перед всеми цветами, а перед отдельными их
видами, в основном это крупные растения в горшках:
номофобия – страх остаться без мобильного телефона.
Вы без труда сами найдёте не один пример страхов современного человека.
Мнение о страхе.
Во время одного из экспериментов, учёные спросили у школьников, что же
такое страх.
Практически все ответы на этот вопрос были похожи друг на друга.
«Страх – это враг человека, его предатель. Это предчувствие чего-то
ужасного. Это слабость человека».
«Страх – это чувство, которое делает человека ничтожным».
Но так ли это на самом деле?
Страх появился вместе с человеком и не покидал его никогда. У первобытных людей
он выполнял важнейшую функцию самосохранения.
Страх голода заставлял идти человека на охоту, страх перед смертью давал силы
выжить и бороться за свою жизнь, страх перед природными явлениями (грозой,
наводнением, сильным ветром, лесным пожаром, чумой) развивал интеллектуальные
способности.
«Мы все предрасположены к этой болезни – это естественная реакция наших далёких
предков на окружающий мир, таинственный, опасный, непонятный! Мы несём её в
своих генах. Но одни воюют со страхом всю жизнь и побеждают, а другие сдаются ему
– сразу или постепенно. Человечество безгранично богато, прекрасно и мудро, и
мешает ему быть счастливым только одно – страх» — именно так описывали это
чувство в романе «Лекарство против страха» Аркадий и Георгий В̀айнеры.
И действительно, на протяжении тысячелетий этот механизм работает в каждом из
нас. Действительно, если бы это чувство не было необходимо для сохранения
человека в этом сложном, многообразном и постоянно меняющемся мире, то природа
позаботилась бы о его исчезновении из нашей жизни.
То есть у страха есть и полезное назначение?
Если подумать, то мы можем сказать, что страх – это совершенно нормальная, закономерная
реакция на опасность, угрозу, которая поддерживается в нас очень сильным инстинктом –
инстинктом самосохранения.
Как мы с вами сказали в начале, страх вызывается неизвестной опасностью, которую до сих пор
человек ещё не встречал, и эту новую опасность надо пережить, получить опыт, который в
дальнейшем поможет избежать подобных ситуаций или выходить из них с наименьшими
потерями.
Например, воинское подразделение, которое из-за страха впадает в панику и спасается
бегством, теряет в шесть раз больше личного состава, чем если бы оно оставалось на своём
месте и приняло бой.
Что бы страх не взял над нами вверх, важно постараться понять в чём его причина. Неслучайно
народная мудрость гласит: «У страха глаза велики». Это значит, что страх затмевает истину,
мешает нам видеть мир, таким какой он есть.
Ведь как говорил английский философ Фрэнсис Бэкон: «Нет ничего страшнее самого страха».
Многие люди перед лицом страха научились действовать решительно, таких людей принято
называть смелыми. Согласитесь, что, если бы человек не испытывал страх, он бы никогда не
узнал, что же такое смелость.
Смелость.
Американский писатель Марк Твен говорил: «Смелость – это сопротивление страху и
контроль над страхом, а не отсутствие страха».
В толковом словаре русского языка Владимира Даля говорится, что смелый – это
отважный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, храбрый и решительный
человек.
Мы с уверенностью можем назвать смелыми людьми представителей таких
профессии как военные, полицейские, спасатели, пожарные, врачи. Ежедневно эти
люди рискуют своей жизнью, разве не смелый человек способен на такое?
Смелый человек всегда готов встать на защиту своей страны, вступить в борьбу с
огнём, задержать вооружённого преступника или несмотря на опасность, оказать
первую помощь в чрезвычайной ситуации.
Также смелыми людьми можно назвать и тех, кто осознано идёт на риск, например,
наш соотечественник – путешественник Фёдор Конюхов, который стал первым
человеком в мире, достигшим пяти «полюсов» нашей планеты.
Также Фёдор Конюхов пересёк в одиночку Атлантический и Тихий океаны на гребной лодке,
совершил одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок, побывал на вершинах всех
континентов.
Смелыми также можно называть людей, которые, несмотря на все трудности, которые
встретились на их жизненном пути, не сломались, не впали в уныние, а продолжают жить
полноценной жизнью.
Смелость.
Смелость — это качество, которое во все времена считалось большим
достоинством того, кто им обладал. Не зря же говорят, что «Смелость города
берёт», «Смелым счастье помогает», «Смелому горох хлебать, а несмелому и
щей не видать», «Где смелость, там победа», «Смелому — уважение, трусу –
презрение» — такое отношение общества заставляет многих задуматься о том, в
чём же секрет смелости, как стать смелым и с чего начать работу над
собой.
Конечно было бы все просто, если бы существовал волшебный эликсир
смелости, наподобие того, который пришлось выпить трусливому льву из
сказки про волшебника страны Оз (автор Лаймен Фрэнк Баум). Но не всё
так просто.
Притча.
Однажды купец, который увидел заклинателя змей, спросил у него:
— Почему ты не боишься держать змею за пазухой? Наверное, ты очень смелый человек?
— Видишь ли, — ответил заклинатель, — есть три вида смелости.
Первая – когда человек не представляет размер опасности и поэтому не чувствует страха
Вторая – когда человек представляет размер опасности и пересиливает свой страх.
А третий вид смелости – это храбрость знания. Это тогда, когда благодаря знанию ты понимаешь, что
нет причин для страха и становишься смелым.
То есть, для того чтобы стать смелым, человек прежде всего должен побороть свой страх, как говорил
американский философ Ральф Э
̀ мерсон: «Делайте то, чего вы боитесь делать, и страху ничего не
останется делать, как погибнуть».
А во-вторых, человек должен постоянно работать над собой и получать разные знания, которые помогут
ему набраться храбрости для решительного и смелого поступка в нужный момент.
А как вы думаете, смелый человек — это тот, кто не испытывает страха, или тот, кто сумел его
победить?

Мужества | Настоящее счастье

от Бена Дина, доктора философии.

Определение мужества

«Секрет жизни таков: когда вы слышите звук пушек, идите к ним». — Марсель Франция

Мужество — всеобщее восхищение добродетелью, и отважные люди во всех культурах выжили во времени, чтобы стать героями последующих поколений. Но что есть мужество, а что нет?

Философы размышляли над этими вопросами с древних времен. Но психологи, начавшие значительно позже, сосредоточились больше на страхе, чем на мужестве. Литература отражает этот дисбаланс и способствует отсутствию консенсуса в отношении простого определения.

Стойкость и страх: два компонента мужества?

Большинство философов и психологов сходятся во мнении, что мужество предполагает стойкость в опасностях и трудностях. Однако одни утверждают, что смелость является синонимом бесстрашия, а другие предполагают, что наличие или отсутствие страха не имеет ничего общего с храбростью.

Психолог С. Дж. Рахман (1990) вступил в эту дискуссию с определения мужества, которое учитывает три компонента страха:

  1. субъективное чувство опасения
  2. физиологическая реакция на страх (например, учащение пульса)
  3. поведенческая реакция на страх (например, попытка избежать пугающей ситуации).

Эти компоненты несовершенно связаны, и можно испытать один или два без другого. Смелый человек осуществляет разъединение компонентов страха, сопротивляясь поведенческой реакции и сталкиваясь с пугающей ситуацией, несмотря на дискомфорт, вызванный субъективными и/или физическими реакциями.

Нет страха, нет мужества

Если человек бесстрашен, поведенческий компонент страха не имеет значения, поскольку нет причин избегать или избегать чего-то, что не вызывает субъективного или физического ощущения страха.

Поэтому кажется необоснованным предполагать, что бесстрашный человек храбр. Такое утверждение сделало бы добродетелью наличие невосприимчивой вегетативной нервной системы в обстоятельствах, пугающих других.

Если человек не испытывает чувства страха субъективно и/или физически, мужество не требуется.

Марк Твен, проницательный наблюдатель за человеческим поведением, заметил: «Мужество — это устойчивость к страху, преодоление страха, а не отсутствие страха» (Fitzhenry, 1993, стр. 110).

Разные виды страха, разные виды мужества

Какими бы ни были обстоятельства, испытывающие храбрость, страх необходимо преодолеть.

Страх, сопровождающий физическое мужество, связан с телесными повреждениями или смертью. Также возможно, что страх стыда, позора или подобных унижений подстегивает физическое мужество, производя то, что обычно называют «мужеством, рожденным страхом». Например, на войне некоторые люди могут проявлять физическую храбрость, потому что боятся трусости. Или они могут признать, что они трусы, но бояться быть признанными таковыми другими.

Моральное мужество также может быть связано со страхом перед неблагоприятным мнением других. Выглядеть глупо перед сверстниками, например, — распространенный страх. Но моральное мужество заставляет или позволяет человеку делать то, что он или она считает правильным, несмотря на страх перед последствиями. (Следует отметить, что «правильность» определяется человеком, который решает пойти на риск, а не наблюдателем. )

Страх, который может вызвать моральное мужество, принимает множество форм: страх потери работы, страх бедности. , страх потерять друзей, страх критики, страх остракизма, страх смущения, страх нажить врагов, страх потерять статус, и это лишь некоторые из потенциальных человеческих страхов. Кроме того, можно опасаться потери этической честности или даже потери аутентичности, если он или она не будут действовать в соответствии с совестью (Путман, 19).97).

Поскольку существует много разновидностей страха, существует много аспектов морального мужества, начиная от социального мужества, представленного Розой Паркс и Ганди, и заканчивая политическим мужеством, представленным, хотя и нечасто, выборными должностными лицами. Возможностей действовать с нравственным мужеством множество, и страхи, требующие нравственного мужества, столь же разнообразны, как и сами люди.

Развитие мужества

Поскольку мужество является общепризнанной добродетелью, большинство также считают его атрибутом, который следует поощрять и развивать. В самом деле, если в обществе должны взращиваться какие-либо добродетели, можно разумно утверждать, что мужество должно стоять на первом месте среди них, поскольку мужество может быть необходимо для поддержания и проявления других добродетелей. Как заметил К. С. Льюис, мужество — это «не просто одна из добродетелей, но форма каждой добродетели в точке испытания» (Fitzhenry, 19).93, с. 111).

Аристотель считал, что человек развивает мужество, совершая смелые поступки (Aristotle, trans. 1962), и в настоящее время поддерживается предположение, что мужество — это моральная привычка, которую нужно развивать на практике (Cavanagh & Moberg, 1999). Эта точка зрения совместима с концепцией самоэффективности Бандуры, согласно которой успешные действия (даже подставные) усиливают ожидание дальнейшего успеха (Бандура, 1977). Люди с большей вероятностью столкнутся с ситуацией и попытаются справиться с ней, если их предыдущий опыт дает им основания полагать, что они могут справиться с этой задачей.

Воспитание мужества

Если вы или ваши клиенты хотите развить мужество, вспомните Аристотеля на этой неделе. Помните его точку зрения, что мы становимся смелыми, будучи смелыми! Разработайте свои собственные упражнения для развития смелости, пересматривая жизненную цель, которая собирает пыль. Вас сдерживает страх? Как вы можете разбить эту цель на более мелкие шаги, каждый из которых требует все большей смелости?

Коротких путей нет, так что бегите к этим пушкам!

Ссылки и рекомендуемая литература

Аристотель. (1962). Никомахова этика. (М. Оствальд, Пер.). Индианаполис: Bobbs-Merrill Co.

Bandura, A. (1977). Теория социального обучения. Нью-Йорк: Прентис Холл.

Кавана, Г.Ф., и Моберг, Д.Дж. (1999). Добродетель мужества внутри организации. Исследование этических проблем в организациях , 1, 1-25.

Фитженри, Р. И. (ред.). (1993). Книга цитат Харпера. Нью-Йорк: Harper Perennial.

Миллер, В. И. (2000). Тайна мужества. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Патнэм, Д. (1997). Психологическая смелость. Философия, психиатрия и психология , 4, 1-11.

Рахман, С.Дж. (1990). Страх и мужество (2-е изд.). Нью-Йорк: WH Фримен и компания. Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры мужества

мужество

Я имею дело с женской болью и
мужеством
, сталкиваясь с новой жизнью, которая будет трудной.

Из NPR